[507x700]
1853
Адам Пражмовский (польское имя — Adam Prażmowski)
польский микробиолог, член Польской академии знаний (1893—1920). Родился в Седлисках. Учился в высшей сельскохозяйственной школе в Дублянах. Занимал должность профессора сельскохозяйственных школ в Чернихове (1882-1892) и Кракове (1919-1920). С 1892 по 1910 год занимал должность директора коммерческого союза сельскохозяйственных кружков в Кракове. С 1919 по 1920 год занимал должность профессора микробиологии и растениеводства Ягеллонского университета в Кракове. Скончался Адам Пражмовский в Кракове 20 августа 1920 года.
Научные работы
Основные научные работы посвящены микробиологии и сельскохозяйственному растениеводству. Адам Пражмовский является одним из основоположников польской микробиологии. 1880 — Впервые описал клостридий. 1888 — Подробно изучил процесс зарождения и развития клубеньковых бактерий на корнях бобовых и назвал их Bacterium radicicola Beijerinkii. Впервые описал бактерии, вызывающие маслянокислое брожение. Изучал морфологию и онтогенез микробов. Одним из первых в мировой науке исследовал явление усвоения атмосферного азота бобовыми растениями.
Литература: Биологи. Биографический справочник.— Киев.: Наук. думка, 1984.— 816 страниц: иллюстрации
1855
Ян Гануш Махал (чешское имя —Jan Hanuš Máchal)
чешский историк литературы. Родился в городе Ново-Двори. Был доцентом чешского университета в Праге. Ему принадлежат серьезные труды по народной словесности у славян: «Nákres slovanského bájesloví» (1891); «О bohatýrském epose slovanském» (1893); «Bájesloví slovanské» (1898, в «Памятнике в ознаменование 50-летнего юбилея Франца-Иосифа»); «Dějiny literatur slovanských» — библиографический обзор (ib); «Pavel J. Šafařík a jeho názory kritické a aesthetické» (1895); «Ant. J. Puchmajer» (1895),; «Snahy F. L. Čelakovského o obnovu české literatury»(1899); несколько очерков в издании Лайхтера «Literatura česká devatenácteho století» (Прага, 1902 и 1903).. Член-корреспондент Академии Наук СССР c 6 декабря 1924 по отделению русского языка и словесности (литературоведение).Умер в Праге 3 ноября 1939 года.
[700x670]
1856
Драгутин Горянович-Крамбергер (хорватское имя — Dragutin Gorjanović-Kramberger)
хорватский геолог, археолог, и палеоантрополог. Родился в Загребе. Горянович-Крамбергер — член Югославской академии наук и искусств. Помимо Загреба является почётным гражданином Крапины и Карловаца. Внес вклад в изучение богатейшего скопления останков неандертальского человека. Автор монографии о неандертальцах района Крапины. Дата внесена в Календарь памятных дат ЮНЕСКО 2006-2007 гг. Умер в Загребе 24 декабря 1936 года. В 1899 году обнаружил стоянку неандертальцев в Крапине, в связи с чем опубликовал 53 работы. Тщательные исследования показали, что всего в пещере образовалось девять различных слоев. Находка позволила выделить отдельный подвид Homo Krapiniensis. Первый слой представлял собой щебенчатое русло реки Крапиницы, во втором слое были найдены кости главным образом бобра, в третьем и четвертом (в т.н. "зоне Homo") - человеческие кости, в девятом - кости пещерного медведя, в остальных слоях встречались кости первобытного носорога, гигантского оленя, зубра бизона, дикой лошади, кабана, волка и сурка. Вдохновлённый первыми находками Горьянович-Крамбергер провёл в раскопках несколько лет, ежегодно публикуя в специализированной литературе отчёты о своих изысканиях. С 1899 по 1905 годы в третьем и четвёртом слоях были обнаружены более 300 человеческих костей, но всё это были обломки. Так, например, было найдено более 80 зубов, принадлежавших индивидам различного возраста, 50 осколков черепной коробки, два куска от нижней челюсти с несколькими зубами, шесть различных головок суставов от нижних челюстей, два обломка верхних челюстей с несколькими зубами, обломки позвонков, ребер, фрагменты лопаток, а также многочисленные обломки лобных костей с мощными надглазничными валиками. Все кости были смешаны с золой и древесным углем. Вообще весь третий слой, - писал Горьянович-Крамбергер, - представляет собой одно большое кострище, где были найдены почти исключительно человеческие кости, все расколотые и более или менее опаленные либо сожженные. Они принадлежали по меньшей мере десяти индивидам разного возраста (детям и взрослым). Все человеческие находки были описаны Горьяновичем-Крамбергером как Homo sapiens krapinensis или Homo krapinensis, т.е. Человек разумный крапинский или Человек крапинский. Хотя наряду с этим автор в своих многочисленных публикациях не менее часто называл найденного им человека ставшим к тому времени широкоупотребимым названием Homo primigenius - то бишь Человек первобытный. При более поздних исследованиях в пещере Крапина, в июле 1905 года, были обнаружены новые остатки первобытного человека - примерно 200 обломков костей, сохранившихся лучше, чем ранее найденные, в том числе несколько обломков черепов, позвонков и тазовых костей. Кости эти вперемежку с каменными орудиями лежали прямо в кострище, где были и кости животных. После окончания раскопок Горьянович-Крамбергер опубликовал обобщающий 211-страничный отчет о крапинских находках под названием "Дилювиальный человек из Крапины в Хорватии" (Der diluviale Mensch von Krapina in Kroatien) во втором выпуске висбаденского альманаха "Исследование развития скелета приматов с упором на антропологию и происхождение" (Studien über die Entwickelungsmechanik des Primatenskelettes, mit besonderer Berücksichtigung der Anthropologie und Descendenzlehre), вышедшем в 1906 году. Но на этом работа хорватского первооткрывателя над систематизацией своих находок не закончилась и публикации Горьяновича-Крамбергера о Крапине прослеживаются практически до его последних дней. Крапинская коллекция - это крупнейшая коллекция костей неандертальского человека в мире! Ни до, ни после Горьяновича-Крамбергера никто не находил такого разнообразия и количества неандертальских останков в одном месте. Таким образом изголодавшиеся из-за скудности археологического материала антропологи в начале XX века можно сказать чудесным образом обрели пищу, насытившую их тягу к знаниям на много-много лет вперёд. Еще сам Горьянович-Крамбергер, проводя в начале XX века раскопки в Крапине, отметил, что среди костей не было целых, все они представляли собой обломки и были очень фрагментарны. Кости эти вперемежку с каменными орудиями лежали прямо в кострище, где были и кости животных. Особого внимания заслуживал тот факт, что, как было установлено, кости не имели на себе следов от зубов хищников, но черепа были разбиты и несли на себе следы надрезов, длинные человеческие кости (например, кости предплечья и бедренные) были расколоты по всей длине, вероятно по причине извлечения костного мозга. Это и натолкнуло Горяновича-Крамбергера на мысль, что, по всей вероятности, он нашел остатки пищи людоедов! Новость была на столько ужасна и на столько шокирующая, что всколыхнула научный мир. Не в Африке, не в джунглях Азии, не на забытых Богом островах Океании, а чуть ли не в центре Старушки Европы жили люди, поедающие других людей! В сознании многих, узнавших об этом открытии, неандертальцы вмиг превратились из хоть и примитивных, но всё же человеческих существ в кровожадных полуживотных-дикарей, недостойных не то что быть предками современного человека (читаем "европейца"), но и даже недостойных развиваться рядом с настоящим человеком. Часть учёных отвернулась от теории эволюционной преемственности "питекантроп-неандерталец-сапиенс" и стали приверженцами школы, считавшей ненадертальцев побочной, тупиковой ветвью человечества, всеми усилиями отгораживаясь от явного или мнимого родства с неандертальским человеком. И возможно именно это повлияло на последующее представление о его внешности и нравах... На подобное восприятие не повлияло даже то, что следы каннибализма, обнаруженные на крапинских находках, не обнаруживались (во всяком случае в таких масштабах) на других останках неандертальцев, раскопанных в иных местах. Что возможно если людоедство среди крапинских неандертальцев и было, оно скорее всего не носило всеохватывающий характер и не было всеобщим. А вполне могли существовать племена-людоеды и племена-нелюдоеды, в точности как и среди современных людей. Не скрасил картину и взгляд некоторых исследователей, выразивших мнение, что следы на крапинских костях не обязательно свидетельствуют в пользу каннибализма, а могут иметь и другие причины, например ритуальные, либо боевые… Но мнение о каннибализме крапинских палеоантропов до сих пор есть главенствующим и наиболее вероятным.

Семья древнего человека
[525x700]
В 2006 году, объявленом ЮНЕСКО как год Горьяновича-Крамбергера в честь его 150-летия от дня рождения, недалеко от "пещеры" был установлен памятник первооткрывателю крапинского человека.
[700x468]
А в 2010 году там же, после десятилетнего строительства, был открыт Крапинский музей неандертальца (Muzej krapinskih neandertalaca)
[700x424]
Почтовая марка (точнее две марки: за 1,80 и за 4 куны) выпущенная в Хорватии в 1999 году в честь столетия со дня знаменательного открытия.
[536x700]
1857
Евтихий Павлович Карпов
русский драматург, режиссер, заслуженный режиссер Республики (1921). Примыкал к течению тенденциозной гражданской драмы (Потехин, Дьяченко, Чернявский и другие), противопоставляемой мелодраме и относящейся по приемам письма к школе Островского. Родился в городе Карачеве (Орловская губерния). Сын надворного советника. Учился в Константиновском межевом институте в Москве; курса не окончил. Принимал участие в пропаганде среди крестьян в Торопецком уезде (Псковская губерния), где жил на ферме, организованной Богдановичами. Заподозрен в укрывательстве на своей квартире в Санкт-Петербурге в январе 1878 г. В.Засулич после ее оправдания. Был арестован в конце того же года и привлечен к дознанию, возникшему 15 декабря 1878 года; по подозрению в участии в обществе "Земля Воля" находился под стражей с 6 декабря 1878 г. по 24 февраля 1879 г., после чего, по распоряжению Санкт-Петербургского губернского жандармского управления, подчинен надзору в Санкт-Петербурге. Во время производства по этому делу дознания был привлечен к новому дознанию по делу о пропаганде в Торопецком уезде, вследствие чего 12 ноября 1879 г. снова взят под стражу. По высрчайшему повелению 9 апреля 1880 г. первое дело о нем разрешено в административном порядке с высылкою его под надзор полиции в Восточную Сибирь в том случае, если по второму делу не будет подлежать более строгому наказанию. По высочайшему повелению 8 июля 1881 г. по делу о пропаганде в Торопецком уезде освобожден от ответственности. Содержался в Вышневолоцкой тюрьме; в июне 1881 г. в административном порядке выслан в Красноярск. В виду ходатайства жены его о смягчении наказания, по расстроенн. здоровью, по высочайшему повелению 19 августа 1881 г. ссылка в Сибирь заменена водворением под гласный надзор полиции на пять лет в Вологде; после Вологды, до окончания в 1885 г. срока высылки, жил в Усть-Сысольске (с 1882 г.) и в Великом Устюге. В конце 1880-х г.г. выдвинулся, как режиссер народного театра за Невской заставой в Санкт-Петербурге. Позднее — режиссер Александрийского и Малого театров в Санкт-Петербурге. Драматург. Умер 3 января 1926 года. В тюрьме в 1881 пишет свою первую драму "Тяжкая доля", в которой отражает расслоение деревни и ее пролетаризацию. Карпов идеализирует в народнических тонах связь с деревней, гуманно сочувствуя тяжкой "бедняцкой доле". Так, например, в драме "Шахта Георгий" Карпов изображает двух пролетариев: одного — порвавшего с землей и ассимилировавшегося в индустриально-промышленных условиях, пьяницу, распутника, и другого — тоскующего в шахте, где "страшно", и стремящегося из черной пыли ее на деревенский простор, являющийся для него символом настоящей "Рассей". Этой идеологии наивно-либерального народничества Карпов остается верен и в других своих пьесах этого периода. Постепенно эволюционируя с годами "вправо", Карпов становится в искусстве "консерватором" и находит даже возможным занять пост главного режиссера в театре А.С.Суворина (издателя "Нового времени") в Санкт-Петербурге. Карпов долгое время был управляющим труппой Императорского александрийского театра в Санкт-Петербурге. С 1892 Карпов — режиссёр Санкт-Петербургского «Невского общества устройства народных развлечений»: зимой ставил спектакли для рабочих, летом устраивал для них же народные гулянья. Из пьес Карпова наиболее прочно держались в репертуаре "Рабочая слободка" и "Шахта Георгий". Написал драмы: «Тяжелая доля», «На земской ниве», «Чары любви», «Житье привольное», «Сумерки», «Ранняя осень», «Рабочая слободка»; комедии «Вольная пташка», «Крокодиловы слезы», «На развалинах прошлого», «Жрица искусства», «Рай земной». Эти пьесы Карпова печатались в журналах («Русское богатство», «Артист» и др.) и изданы почти все театральной библиотекой С.Рассохина в Москве. Писал также повести: «На пахоте» («Русская мысль», 1892 г., 4-7), «Чариков» («Русское богатство», 1892, IV).
Библиография: Часть пьес Карпова собрана в книгах: Народные драмы, Москва, 1897; Драматические сочинения, том I, Москва, 1909; Беллетристические произведения Карпова печатались в "Русской мысли" ("На пахоте", Повесть), 1892, IV — VII, "Русском богатстве" ("Чариков", Очерк), 1892, IV — V, "Русских ведомостях" и др; Фидлер Ф., Первые литературные шаги, Москва, 1911 (автобиография); Мезьер А.В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, часть 2, Санкт-Петербург, 1902; Венгеров С.А., Источники словаря русских писателей, том III, Петроград, 1914.
1858
Михаил Михайлович Кантакузен
русский генерал, участник русско-японской и Первой мировой войн. Родился в городе Яссы, Молдавское княжество. Происходил из обрусевшего румынского рода Кантакузенов. Его отец Михаил Егорович (1827-80) приходился племянником государственному канцлеру А.М.Горчакову и шурином его преемнику Н.К.Гирсу. Михаил Михайлович окончил Пажеский корпус (1879), был выпущен подпоручиком в 3-ю гвардейскую и гренадёрскую артиллерийскую бригаду. Чины: поручик (1879), подъесаул (1884), есаул (за отличие, 1888), войсковой старшина (за отличие, 1895), полковник (за отличие, 1901), генерал-майор (за отличие, 1908), генерал-лейтенант (1914). Служил адъютантом командующего войсками Туркестанского военного округа (с 1884) и адъютантом великого князя Михаила Николаевича по званию генерал-фельдцейхмейстера (с 1889). В русско-японскую войну командовал 3-м дивизионом 31-й артиллерийской бригады (1904—1905). Находился в распоряжении наместника на Дальнем Востоке. В 1905—1907 годах служил в Оренбургской казачьей артиллерии. Позднее командовал: 1-м дивизионом 31-й артиллерийской бригады (1907—1908), 9-й артиллерийской бригадой (1908—1909) и 3-й артиллерийской бригадой (1909—1913). В Первую мировую войну служил инспектором 23-го армейского корпуса (1913—1917). После революции эмигрировал в Италию. Умер в городке Бордигера, Империя, Лигурия, Италия, 17 сентября 1927 года. В апреле 1892 года женился на Ольге Николаевне Николаевой (1868—1950), внебрачной дочери великого князя Николая Николаевича старшего и балерины Екатерины Гавриловны Числовой (1845—1889). Их дети: Ирина Нарышкина (1895—1945), Ольга (1899—1983).
Награды: Орден Святого Станислава II степени (1898); Орден Святой Анны II степени с мечами (1906); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1907); Орден Святого Владимира III степени (1911); Орден Святого Станислава I степени с мечами (1915); Орден Святой Анны I степени с мечами (17 июня 1915).
1858
Александр Алексеевич Невский
русский военачальник, генерал-майор. Участник китайского похода (1900—1901), русско-японской войны, первой мировой войны. Образование получил в Холмской учительской семинарии. В службу вступил 23 ноября 1878 года. Окончил Киевское пехотное юнкерское училище. Выпущен в 35-й пехотный Брянский полк. Прапорщик (старшинство 6 февраля 1882 года). Подпоручик (старшинство 11 сентября 1884 года). Поручик (старшинство 11 января 1890 года). Состоял в запасе (10 февраля 1890 — 13 декабря 1891 года). Штабс-Капитан (старшинство 27 марта 1899 года). Участник похода в Китай 1900—1901 годов. Капитан (старшинство 19 мая 1900 года). Командовал ротой (4 года 3 месяца); батальоном (3 года 3 месяца). Участник русско-японской войны 1904—1905 годов. Подполковник (приказ 1904; старшинство 10 марта 1904 года; за отличие). На 14 января 1909 года Подполковник 207-го пехотного резервного Кишиневского полка. Полковник (приказ 1909; старшинство 9 декабря 1909 года; за отличие). Командир 48-го пехотного Одесского полка (с 31 мая 1913 года). Участник Первой мировой войны. В феврале 1915 года в той же должности. Награждён Георгиевским оружием (Высочайший приказ 9 марта 1915 года). Генерал-майор (10 февраля 1915 года). Состоял в резерве чинов при штабе Одесского Военного Округа (с 10 января 1916 года). На 23 июля 1916 года в том же чине и должности. Согласно семейному преданию, оставленному его сыном Всеволодом Невским (1905—1958), перешел на сторону большевиков, но был казнен после 1920 года.
Награды: Орден Святой Анны IV степени (1901 год); Орден Святого Георгия IV степени (16 августа 1901 года); Орден Святого Станислава II степени (1909 год); Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1910 год); Орден Святой Анны II степени (1912 год); Георгиевское оружие (9 марта 1915 года).
[524x700]
1858
Эдуард Карлович Пекарский
советский языковед, этнограф, польский ссыльный в Сибири, фольклорист, почётный академик Академии Наук СССР (1931; член-корреспондент 1927). Секретарь Отделения этнографии Русского географического общества, автор трудов по этнографии якутов и эвенков, составитель фундаментального словаря якутского языка. Родился в Игуменском уезде Минской губернии, в семье обедневших польских дворян. Рано лишившись матери воспитывался в семье двоюродного деда. Учился в Харьковском ветеринарном институте (1877-1878). За участие в народническом движении был сослан в Якутию (1881), где начал составлять словарь якутского языка (1-й выпуск в Якутске, 1899). В Якутск прибыл 2 ноября 1881 г. и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Боотурского улуса, где прожил около 20 лет. Уже к 1887 г. Пекарский собрал 7 тысяч якутских слов, через 11 лет — 20 тысяч, а к 1930 г. — 25 тысяч слов.
Группа сотрудников МАЭ, 1914 год. Слева направо: К.В.Щенников, Г.Г.Манизер, Я.В.Чекановский, С.М.Дудин, В.М.Лемешевский, Э.К.Пекарский
Ему помогали в этой работе местные знатоки якутского языка: священник Д.Д.Попов, олонхосут М.Н.Андросова-Ионова (впоследствии награжденная Золотой медалью Русского географического общества за оригинальные труды и участие в создании фундаментального «Словаря якутского языка» Э.К.Пекарского.), лингвист С.А.Новгородов и всемирно известные ученые академики В.В.Радлов, К.Г.Залеман, В.В.Бартольд и др. В 1894-1896 гг. участвовал в экспедиции Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества, в 1903 в Аяно-Нельканской экспедиции. При содействии Академии наук вернулся из ссылки в Санкт-Петербург (1905). Редактировал журнал "Живая старина" (1914-1917). В последние годы жизни работал в Институте востоковедения Академии Наук СССР. Основной труд — "Словарь якутского языка" (1907-1930, при участии Д.Д.Попова и В.М.Ионова). Опубликовал работы по этнографии якутов и эвенков (на русском и польском языках), редактировал "Образцы народной литературы якутов" (на якутском языке, 1907-1918). Пекарский внес уточнения в классификацию эпических жанров якутского фольклора. Умер в Ленинграде 29 июня 1934 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Труды: Пекарский Э.К. и Васильев В.Н.: Плащ и бубен якутского шамана. Материалы по этнографии России, том I. Санкт-Петербург 1910; Пекарский Э.К. и Майнов И.И.: Программа для исследования домашнего и семейного быта якутов. ЖС, 1913, выпуски 3—4; страницы 117—135; Пекарский Э.К.: Словарь якутского языка. Труды Якутской экспедиции, снаряженной на средства И.М.Сибирякова (1894—1896) — Том III. Часть I. При участии протоирея Д.Д.Попова и В.М.Ионова. Том первый (А-К). — Издание Императорской Академии Наук. Петроград. 1917; Пекарский Э.К.: Словарь якутского языка, 1—13. Санкт-Петербург, Пегроград, Ленинград, 1907—1930; Пекарский Э.К.: Якутская сказка. В сборнике «С.Ф.Ольденбургу. К 50-летию научно-общественной деятельности, 1882—1932», Ленинград, 1934; Пекарский Э.К. и Попов Н.П.: Средняя якутская свадьба «В.. з…» Ленинград 1927; Пекарский Э.К. и Попов Н.Н.: Среди якутов. Случайные заметки. — В книге: Очерки по изучению Якутского края. Выпуск 2. Иркутск, 1928, страницы 23—53. Памятник Пекарскому установлен в Якутске. Пекарский в трудах других ученых: Штернберг Л.Я.: Орел в сравнительном фольклоре (доклад). Живая Старина, Журнал Заседаний Этнографического Отделения Русского Географического Общества, за 1913, в. 3—4; страницы LI — LV (есть указания В.М.Ионова и Пекарского Э.К. о культе орла у якутов); Радлов В.В.: Отзыв о трудах Э.К.Пекарского. Отчёт Русского Географического Общества за 1911; страницы 77—85; Радлов В.В.: Отзыв к Э.К.Пекарский. Словарь якутского языка. Живая Старина, 1907, в. 4; страницы 63—65; Эдуард Карлович Пекарский. К 100-летию со дня рождения. Москва 1958; Armon, Witold: Polscy badacze kultury Jakutów. Wrocław 1977. 177 p. (PAN, Monografie z Dziejów Nauki i Techniki 112); Армон, Витольд: Польские исследователи культуры Якутов. Москва 2001. Перевод из польского.
Литература: Эдуард Карлович Пекарский. (К 100-летию со дня рождения), Якутск, 1958; Оконешников Е.И., Э. К.Пекарский как лексикограф, Якутск, 1972.
1859
Михаил Николаевич Зиборов
генерал-майор, военный инженер, ординарный профессор по кафедре строительного искусства Николаевской инженерной академии, автор проектов отопления многих крупных сооружений. Родился в Курске. Образование получил в Николаевском инженерном училище и Николаевской инженерной академии, за отличное окончание его имя занесено на мраморные доски этих заведений. Непосредственно за окончанием академии оставлен репетитором при ней. С 1889 читал лекции по строительному искусству в Николаевской инженерной академии. В 1893 году, по защите диссертации: «Успехи сожигания нефти без посредства пульверизации в приборах для комнатных и иных печей», назначен преподавателем, сама же диссертация, напечатанная в № 1—3 «Инженерного журнала» за 1893 год, удостоена премии этого журнала. В 1900 году назначен экстраординарным профессором Николаевской инженерной академии, в 1904 году избран в профессора, в 1910 году назначен ординарным профессором, специализировался, главным образом, на вопросах отопления и вентиляции зданий и своими трудами в этой области стяжал себе заслуженный авторитет. С 1896 преподает курс «Отопления и вентиляции» в Санкт-Петербургском технологическом институте. Тот же курс читал в Институте инженеров путей сообщения с 1903. Зиборовым составлены следующие руководства для слушателей Николаевской инженерной академии: «Строительные материалы» (1897 год); «Земляные работы» (1903 год) и «Основы хлебопечения и устройства хлебопекарных печей» (1907 год). Как помощник А.А.Веденяпина и самостоятельно Зиборов занимался составлением проектов отопления многих крупных сооружений (Верхних торговых рядов в Москве, здания Московской городской думы, химической лаборатории Санкт-Петербургского технологического института, Физического института Санкт-Петербургского университета и др.). Умер в 1912 году.
Библиография: «Метод и результаты испытаний комнатных приборов нефтяного отопления» («Инженерный Журнал», 1889); «Успехи сжигания нефти без пульверизации» («Западное Императорского Русское Технологическое Общество», 1893) и др.
Источники: Зиборов, Михаил Николаевич // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого … [и другие]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915; Зиборов, Михаил Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Русская интеллигенция : Автобиографии и биобиблиографические документы в собрании С.А.Венгерова. Санкт-Петербург : Наука, 2001. Том 1. Страница 434. ISBN 5-02-028495-5.
1859
Елена Сварт (нидерландское имя — Hélène Swarth)
нидерландская поэтесса, автор сонетов, супруга поэта Фридриха Лапидота. Елена Сварт родилась в Амстердаме, в семье купца, бывшего некоторое время послом Нидерландов в Португалии. Выросла в Брюсселе, где получила домашнее образование, в 1869 году вернулась в Амстердам, с 1871 года вновь жила в Брюсселе и училась во французском интернате. С 1884 года жила в Мехелене, затем вышла замуж за поэта Фридриха Лапидота. Брак не был счастливым и продлился с 1894 по 1910 год. После развода проживала в основном в Гааге. Писать стихи продолжала до глубокой старости. В последние годы жизни страдала от одиночества и лишнего веса. На литературное поприще впервые (в 1879 и 1882 годах) выступила двумя сборниками стихотворений на французском языке, «Fleurs du rêve» (1879) и «Les printanières» (1882), но впоследствии по совету Поля де Мона перешла на нидерландский. На родном языке были изданы (преимущественно в форме сонетов) следующие её произведения: «Eenzame bloemen» (1884), «Blauwe bleemen» (1884), «Beelden en stemmen» (1887), «Aquarellen» (1888), «Sneeuwvlokken» (1888), «Rouwviolen» (1889), «Passiebloemen» (1891), «Poezie» (1893), «Blanke duiven» (1895), а также ряд прозаических сочинений. Критиками её поэзия оценивалась в целом высоко, иногда как «чересчур сентиментальная», а также как «сладкая, домашняя»; её творчество высоко ценил Виллем Клосс, называвший её «поющим сердцем Голландии». Умер в городе Велп, Гелдерланд, Нидерланды, 20 июня 1941 года.
Литература: Сварт, Елена // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1860
Бенно Гомолка (немецкое имя — Benno Homolka)
немецкий учёный-химик. Родился в городе Хрустениц в Богемии (ныне Хрустенице в Чехии). Получил хорошее образование, обучавшись в университетах Праги, Мюнхена и Эрлангена, получив степень доктора философии в 1884 году. Работал в немецкой химической компании Bayer, занимался исследованиями индиго и его использованием в лакокрасочной промышленности. С 1886 года работал в компании пот производству красок Meister Lucius & Brüning, Höchst a. M., где трудился в области трифенилметановых красителей, в частности с родамином. Гомолка стоял у истоков цветной фотографии. После 1906 года, благодаря его изобретению красного сенсибилизатора пинацианола, появились фотоматериалы, чувствительные к наиболее длинноволновой красной части видимого спектра. В результате, стало возможно полноценное цветоделение и создание цветных фото- и киноплёнок. Он же предложил технологию цветного проявления в 1907 году, реализованную немецкими учёными Рудольфом Фишером и Иоганном Зигристом пять лет спустя. Был доверенным лицом компании Meister Lucius & Brüning, Höchst, автором ряда патентов, почётным доктором Высшей технической школы Мюнхена и Праги. Кроме техники увлекался музыкой, написал несколько музыкальных радио-пьес. Умер во Франкфурте-на-Майне 14 марта 1925 года.
Литература: Р.В.Г.Хант. Цветовоспроизведение / А.Е.Шадрин. — 6-е издание. — Санкт-Петербург, 2009. — 887 страниц; К.В.Чибисов. Очерки по истории фотографии / Н.Н.Жердецкая. — Москва: «Искусство», 1987. — Страницы 15—23. — 255 страниц. — 50 000 экземпляров.
[466x700]
1860
Николай Семенович Самокиш
российский и советский художник-баталист и педагог украинского происхождения, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики, который родился в семье станционного смотрителя почтовой станции. Академик (1890) и Действительный член Императорской Академии художеств (1913), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Николай Самокиш родился в Нежине (ныне Черниговская область Украины). Окончил IV класса Нежинского историко-филологического института, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко», знаменитого учебного заведения, в котором учился Н.В.Гоголь. Первоначальные художественные навыки получил в нежинской гимназии у учителя рисования Р.К.Музыченко-Цыбульского, у которого также брал частные уроки живописи. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б.П.Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б.П.Виллевальде, другие известные учителя — П.П.Чистяков и В.И.Якоби. Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину
Н.С.Самокиш, «Волк». Из учебного пособия «Рисунок пером»
В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л.Е.Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника I степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика. В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлисским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.
Н.С.Самокиш, «Табун маток Ново-Томниковского конного завода» (1890).
Иллюстратор
Конференц-секретарь Академии художеств П.Ф.Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, президенту Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали военному ведомству для зарисовок манёвров. С 1890 года он приступил к работе.
«И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок.» — записал позднее Самокиш в своём дневнике. В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урождённой Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В.П.Верещагина. Много иллюстрировала А.С.Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А.Ф.Маркса, 1901) и четырёхтомной эпопеи врача и антрополога А.В.Елисеева, «По Белу-Свету» (Санкт-Петербург. Издательство П.П.Сойкина, 1902).
«Особенно удались Самокишу величественные пейзажи и яркие типажи Французского Алжира. Перелистывая пожелтевшие страницы елисеевских фолиантов, любуясь пальмами и скалами, арабской и берберской архитектурой, восседающими на верблюдах бедуинами и лихими кавалеристами-спаги, — как-то невольно забываешь, что весь этот удивительный и отчасти уже ушедший в небытие мир изображён не с натуры, а с фотоснимков.» — пишет журналист Михаил Девлеткамов (газета «Достоинство», N 10 / 1998 г.)

Н.С.Самокиш, «Сокольник». Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», том 1 (Санкт-Петербург, 1896).
В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведённого в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н.С.Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, которые посвящёны истории Царскосельской железной дороги. Впоследствии Гражданская война разлучила супругов. Елена Петровна скончалась в эмиграции в Париже, в 1924 году.
Е.П.Самокиш-Судковская, «Татьяна», Издательство Ришар (№ 680). Санкт-Петербург, между 1900 и 1904.
Вместе с С.Васильковским и Д.Яворницким Н.С.Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1904) («Из украинской старины», «Мотивы украинского орнамента»). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина («Полтава»), Л.Н.Толстого («Холстомер»), Н.В.Гоголя, Марко Вовчока, Л.А.Мея, И.С.Нечуя-Левицкого, М.Горбаня и др. Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н.И.Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л.С.Бакст, А.К.Беггров, А.Н.Бенуа, А.М.Васнецов, В.М.Васнецов, Е.Е.Лансере, К.В.Лебедев, А.П.Рябушкин, И.Е.Репин, В.И.Суриков, Ф.А.Рубо, Л.О.Пастернак, К.А.Савицкий, В.А.Серов, А.С.Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж.Доу, В.Г.Шварца, Ф.Г.Солнцева, А.Д.Литовченко. Однако оформление всего издания в целом было возложено на Н.С.Самокиша. В частности, он лично выполнил 173 иллюстрации к четырём томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста. Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г.И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию Самокиш исполнил 456 рисунков! Также Самокиш проиллюстрировал монументальный путеводитель П.Н.Краснова, «По Азии». Хорошо известны работы Самокиша, посвящённые великому украинскому поэту Т.Г.Шевченко. Художник с детства любил украинскую поэзию Шевченко, высоко ценил его художественное творчество. В связи со 125-летием со дня рождения поэта, которое отмечалось в 1939 году, Николай Самокиш подготовил две работы: «Разгон демонстрации трудящихся Киева в 1914 году, посвящённой 100-летию со дня рождения Т.Шевченко» и «Царские жандармы везут Шевченко в ссылку».

Н.С.Самокиш, «На сопке после штурма» Война 1904—1905 (1908).
Художник — военный корреспондент
Много иллюстраций художника было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года он уехал на фронт Русско-японской войны и работал там как художник журнала «Летопись войны с Японией» до конца 1904 года. Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков, по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Самая знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвящённое одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца. В 1907 г. Самокиш проиллюстрировал книгу А. Е. Маковкина, «1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска», посвящённую подвигам забайкальцев в Русско-японской войне.
Н.С.Самокиш с учениками перед отправкой на фронт Первой мировой войны. Из газетной публикации (1915)[11] (в правом нижнем углу — эмблема сайта художников Верхней Масловки).
В 1912 году вся Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской и французской армий: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.». Широкую известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута» и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».
Гвардии полковник В.К.Шенк, профессор Н.С.Самокиш и нижние чины в саду при Императорской Главной Квартире. Ломжа. 1915 год
В 1915 году Н.С.Самокиш сформировал, с Высочайшего разрешения, «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р.Р.Френц, П.И.Котов, П.В.Митурич, П.Д.Покаржевский, К. Д. Трофименко) и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства — художественная практика на фронте. Было выполнено около четырёхсот работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к Первой мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».
Н.С.Самокиш, «Тройка», конец XIX века.
«Даже кляча на скаку красива и живописна» (Н.С.Самокиш)
Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы». А вот что пишет сам Н.С.Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.»
Педагог
Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н.С.Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912 года, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918 годах. Среди его учеников известные художники: М.И.Авилов, П.И.Котов, П.В.Митурич, Г.К.Савицкий, К.Трохименко, Л.Чернов. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские.
[700x530]
Преподавал и на этих курсах до своего отъезда. В 1920-е — 1930-е годы работал в Крыму. В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии имени академика Н.С.Самокиша в Государственное среднее художественное училище имени заслуженного деятеля искусств академика Н.С.Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н.С.Самокиш». В 1936—1941 годах работал в Харьковском художественном институте (ХХИ). Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С.В.Васильковский и Н.С.Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К.Н.Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна. Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С.В.Васильковского. А Н.С.Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И.Е.Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С.В.Васильковский и Н.С.Самокиш. И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со станцией метро «Научная»).
Н.С.Самокиш, Бой за знамя. Атака (1922); центральный фрагмент картины
Отношения с Советской властью
«Представляется необоснованным говорить о симпатиях Самокиша к Советской власти, (…) тем более, что предыдущее творчество и биография художника также не дают для этого повода. Единственный рисунок на „революционную“ тему был сделан Самокишем в 1905 г. — „Драгунский разъезд на Выборгской стороне“: на нём изображено убийство из-за угла русского солдата революционером-дружинником… Но представители новой власти сами проявили интерес к прославленному художнику.» — пишет историк Андрей Кручинин (журнал «Военная быль», N 5 / 1994 г.)
Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н.С.Самокиша — участник поездки на фронт 1914 года П.И.Котов. В Декларации Ассоциации художников революционной России объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Советская власть высоко оценила талант и достижения Н.С.Самокиша и отмечала их почётными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал живописные циклы о Гражданской войне («Разведка»,1923, «Пулемётная тачанка», 1930, «Н.А.Щорс в бою под Черниговом», 1938). Он был консультантом при создании самого масштабного художественного проекта Советской России до 1941 года — панорамы «Штурм Перекопа», написал картины «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Штурм Перекопа», «Штурм Перекопского вала» и др.). Однако «Красный цикл» уравновешивается другим циклом, посвящённым казацкой доблести XVII века, Освободительному восстанию гетмана Богдана Хмельницкого («Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 г.» (1929), «Бой Богуна с Чернецким под Монастырищем» (1931), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Гетманцы» (1934) и др.). Впрочем, и картины о Гражданской войне отнюдь не производят впечатления пропагандистски-коммунистических.
«Нет у него какого-либо очернения, окарикатуривания Белых бойцов. Заслуживает, в данной связи, внимания неоконченное полотно Самокиша, «Поединок» (1938), где сошлись в смертельной схватке донской офицер и кавалерист-будённовец. Ещё секунда — и оба они падут замертво! Жертвами братоубийственной войны… И — будь эта работа анонимной — никто и не пытался б разгадывать, не стал бы задаваться вопросом: а на чьей же стороне симпатии автора?» — пишет Михаил Девлеткамов (газета «Достоинство», N 10 / 1998 г.)
Самокиш сохранял связи с опальными украинскими интеллигентами 1930-х годов. Примечательна цитата из письма, отправленного Самокишу в июле 1936 года опальным академиком Д.И.Яворницким:
«Многоуважаемый Николай Семёнович! В Ваши края едет на службу в Красную армию молодой врач Д.И.Якимюк. Это добрый казак, которого я хорошо знаю, так как жил у меня два года. Очень прошу Вас, дорогой Николай Семёнович, приласкайте его, как своего сына… Покажите ему шедевры своей кисти…»
Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) Самокиш оставался в Симферополе, где проживал по улице Жуковского, 22. С 1 сентября 1942 года ему была назначена персональная пенсия в размере 230 рублей. До своей смерти он руководил объединением художников. Скончался 18 января 1944 года в Симферополе. Последние годы жизни Н.С.Самокиша были омрачены весьма бедственным положением: чтобы как-то выжить в условиях гитлеровской оккупации, художник был вынужден продавать свои работы немецким и румынским офицерам. Впоследствии этот факт стал причиной обвинений художника в сотрудничестве с оккупантами (фактически доброе имя Н.С.Самокиша было восстановлено только в начале 1960-х гг.).
Похоронен на 1-м Гражданском (Старорусском) кладбище Симферополя, могила находится у Храма Всех Святых. Выходившая в Симферополе русская газета «Голос Крыма» поместила на своих страницах сочувственный некролог.
Награды и премии: Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Возвращение войск на родину» (1881); премия С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке» (1883); Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» (1884); Большая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» (1885); Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на повороте»; заслуженный деятель искусств РСФСР (1937); Сталинская премия второй степени (1941) — за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935); орден Трудового Красного Знамени (1940).
Галерея

Н.С.Самокиш, «Тройка (на разгоне)». «Изображение лошади — это та стихия, в которой художник чувствует себя свободно. Здесь он виртуоз своего дела.»
Н.С.Самокиш, "Явление Святого Саввы Сторожевского", Иллюстрация к поэме Л.Мея «Избавитель», из книги Н.С.Самокиш, «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911)
С.И.Васильковский, Н.С.Самокиш, Иллюстрация к Альбому «Из Украинской старины». (1900)
Н.С.Самокиш, Дело у Вафангоу. 17 мая 1904
Н.С.Самокиш, Из набега генерала Мищенко на Инкоу: отряд забайкальских казаков с переводчиком
Н.С.Самокиш, Обложка (1907)
Н.С.Самокиш, «Погоня». Война 1904—1905. Из дневника художника (1908)
Н.С.Самокиш, Война 1904—1905. Из дневника художника (1908)
Н.С.Самокиш, «Атака Шевардинского редута». Литография по русунку Н.Самокиша (1910)
Н.С.Самокиш, «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» (1912)

Н.С.Самокиш, «Атака литовцев» (1912)

Н.С.Самокиш, «В Галиции. Кавалерист.» (1914)
Н.С.Самокиш, «Бой под Ярославом». Гравюра, Нива № 45, 1914
Н.С.Самокиш, «На постой», конец XIX века
Н.С.Самокиш, «Вечер в Крыму».
Литература: Самокиш Н. Война 1904—1905 годов. Из дневника художника. — Санкт-Петербург: Издание Экспедиции заготовления Государственных бумаг (онлайн доступны записки Н.С.Самокиша из этой книги), 1908. — 70 страниц; Самокиш М. Як я став художником. Довідка. Життьовий шлях майстра. — Київ, 1937; Самокиш Н.С. Рисунок пером. — Москва: Издательство Академии художеств СССР (частично доступно на сайте Московского государственного университета печати как часть учебного пособия «Познавательные изображения»), 1959. — 24 страницы; Лапидус Н. Николай Самокиш; Серия: Мастера живописи. — Москва: Белый город, 2006. — 48 страниц; Ткаченко В.Я. Н.С.Самокиш. Жизнь и творчество. 1860—1944. — Москва: Искусство, 1964. — 130 страниц; Яценко В.Ф. Николай Самокиш. (На украинском, русском, английском языках, 98 репродукций). — Киев: Мистецтво, 1979.
1860
Франтишек Ксаверий Свобода (чешское имя — František Xaver Svoboda)
чешский поэт, писатель и драматург. Родился в Мнишек-под-Брди, Прага-запад. Литературную деятельность начал как поэт. Первый этап его творчества проходил под ощутимым влиянием Ярослава Врхлицкого, позже — автор импрессионистской лирики. Признание у читателей получили циклы его романов «Rozkvět» (1898) и «Řeka» (1908—1909). Ф.К.Свобода — известный драматург, автор пьес, написанных в духе критического реализма и натурализма. Умер в Праге, Протекторат Богемии и Моравии 25 мая 1943 года. Жена — Ружена Свобода (1868—1920), писательница.

Памятник Ф.К.Свободе в городе Мнишек-под-Брди
Избранные произведения Проза: 1904 Démon; 1911 Srdcová královna.
Драматургические произведения драмы: 1889 Márinka Válková; 1892 Směry života; 1892 Rozklad; 1893 Útok zisku; 1897 Odpoutané zlo; 1899 Podvrácený dub; 1900 Boháč a smrt; 1901 Olga Rubešová; 1907 Přes tři vrchy; 1919 Zahozený nůž; 1940 Oba v témže kruhu.
комедии: 1896 Dědečku, dědečku!; 1899 Čekanky; 1900 Poupě; 1902 Mlsáníčko; 1903 Lapený Samsonek; 1904 Rozveselená rodina; 1907 Fialky (přepracováno v roce 1922 s názvem Ořechy); 1912 Milý tatínek; 1912 Starý kozel; 1919 Poslední muž; 1923 Housenky; 1927 Milionářka; 1929 Jeho nevinné oči; 1930 Maminčiny starosti.
Литература: Свобода, Франтишек Ксаверий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1861
Митрофан (в миру — Митрофан Васильевич Афонский)
епископ Русской православной церкви, епископ Подольский и Брацлавский. Духовный писатель. Родился в городе Мценск, Орловская губерния, Российская империя, в семье священника Орловской епархии. В 1876 окончил Первое орловское духовное училище, в 1882 году — Орловскую духовную семинарию. В 1886 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 19 марта 1887 года — учитель Орловской частной женской гимназии Сухотиной. Обвенчан с дочерью священника Анной Никитичной Лебедевой. Член Орловской ученой архивной комиссии. С 1888 года — преподаватель русского и церковнославянского языков 2-го Орловского духовного училища и преподаватель пения в 1-й мужской гимназии. 4 декабря 1892 года рукоположён во священника к Скорбященскому храму при богоугодном заведении. Законоучитель в Александровском сиротском приюте. В 1890-е годы помощник благочинного храмов Орла, наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях, депутат губернского земского собрания, член правления Орловской духовной семинарии, духовной консистории и Попечительства о бедных духовного звания, председатель ревизионного комитета епархиального свечного завода. С 1897 по 1910 год редактировал «Орловские епархиальные ведомости». Председатель церковно-археологического комитета (1900), настоятель храма святого Александра Невского при Александровском реальном училище, законоучитель в нём и Орловском Бахтина кадетском корпусе (1901), казначей правления епархиального лазарета (1903). С 1905 года протоиерей, настоятель Михаило-Архангельского храма при кадетском корпусе. Овдовел, имея пятерых детей (Сергей, Екатерина, Лидия, Николай, Владимир).
Епископ
7 сентября 1906 года последовал указ Священного Синода о «бытии протоиерею Митрофану Афонскому, по предварительном принятии им монашества, епископом Елецким, викарием Орловской епархии». 22 сентября Митрофан Афонский принял монашество с оставлением прежнего имени, возведён в сан архимандрита и 30 сентября хиротонисан в московском Успенском соборе во епископа. Хотя имел местопребывание в Орле, часто служил в елецких храмах, заботясь о том, чтобы служба была строго уставная и благолепная. С его деятельностью связано оживление церковной жизни в Ельце во время и после первой русское революции 1905—1907 годов. По его инициативе в 1907—1910 годы в зале Елецкой городской думы читались публичные лекции с участием городского духовенства, при храмах Ельца проводились воскресные чтения, в церковных школах Елецкого викариатства использовались современные методики обучения церковному пению и создавались детские хоры, возобновлялась деятельность библиотек-читален, обществ трезвости. Председатель епархиального училищного совета (1907) и Петропавловского братства (1909), товарищ председателя епархиального миссионерского комитета (1908). С 15 апреля 1910 года — епископ Екатеринбургский и Ирбитский. 24 мая избран Председателем Екатеринбургского отдела Императорского православного палестинского общества. Был человеком высокообразованным, отличался активным и деятельным характером. Уже через два дня после приезда на кафедру попросил, чтобы были собраны и доставлены ему все сведения по вопросу об открытии семинарии в Екатеринбурге. По всей Екатеринбургской епархии при его поддержке открывались общества трезвости. Со 2 апреля 1914 года — епископ Подольский и Брацлавский. Награжден орденами Святой Анны III степени (1907) и Святого Владимира III (1908) и II (1915) степеней. В 1917 году член Поместного Собора Православной Российской Церкви по должности, участвовал в 1-й сессии, член XVI Отдела. С октября 1917 года на покое, настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Каменец-Подольский. Скончался 18 мая 1918 года от болезни сердца, похоронен в монастыре.
Сочинения: Освящение вновь сооруженного при Орловском доме трудолюбия храма, совершенное о. Иоанном Сергеевым // Орловские епархиальные ведомости. 1897. № 39; Памяти высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского // Орловские епархиальные ведомости. 1898. № 8. Отзыв об изданиях г. Ставровского. Орёл, 1900; Саров // Кормчий. 1904. № 29; Путешествие Антиохийского патриарха Макария по пределам Орловского края в 1645–1655 гг.; Сведения об архиепископе Орловском Иннокентии (Коровине) // Сборник Орловского церковно-археологического комитета. Том 1. Орёл, 1905; Рождественские чтения, предназначенные для храма, семьи, учебных заведений, аудиторий. Два чтения. Орел, 1908; Что испытывает тело и душа человека умирающего и чем можно предотвратить ужас смерти. Орёл, 1909; К сведению епархиального духовенства и церковно-школьной инспекции; Настоятелям и настоятельницам монастырей и общин; Пастырям и клиру; Духовенству Екатеринбургской епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1910. № 37, 38, 40, 49; Настоятелям церквей и всему клиру Екатеринбургской епархии; Пастве; Духовенству // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1911. № 6, 11, 25, 31, 42, 49, 52; Мир без Христа. Екатеринбург, 1911 (2-е издание); Истина Воскресения Христова. Екатеринбург, 1911; Слова и речи. Екатеринбург, 1912 (2-е издание); Церкви Екатеринбургской // Прибавление к «Церковным Ведомостям». 1912; № 8, страница 273; Послание Екатеринбургской пастве // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1914. № 13; Речь; Духовенству Подольской епархии // Православная Подолия. 1915. № 19, 23, 26, 28, 34; Распоряжение; Воззвание к духовенству и прихожанам; Предложение; Пастырям Церкви Подольской // Православная Подолия. 1917. № 9/10, 16–18, 35.
Литература: Кондакова Л.М. Епископ Митрофан Афонский (Орловские страницы жизни) // История. Историки. Источники: электронный научный журнал. 2019. — № 3. — Страницы 22-32.