1815
Эрнесто Камилло Сивори (итальянское имя — Ernesto Camillo Sivori)
итальянский скрипач. Освоил игру на скрипке в раннем детстве, в 6-летнем возрасте был представлен Паганини и стал его единственным учеником, занимался также у учителя Паганини Джакомо Коста и ученика Паганини Агостино Делле Пиане. Начал широко гастролировать в 12-летнем возрасте. Гастролировал во многих странах, в том числе в России в 1840-х и 1870-х годах. В 1864 году, отойдя от активной концертной деятельности, поселился в Париже, где давал частные уроки (был, среди прочего, первым наставником Анри Марто). Время от времени, впрочем, продолжал выступать — в частности, в 1876 г. во главе струнного квартета (в котором участвовали также Поль Виардо, Мартен Марсик и Жюль Дельсар) стал первым исполнителем струнного квартета Джузеппе Верди.
[508x700]
Сивори в юности
Особую известность принесла Сивори манера адаптировать для скрипки самые неожиданные сочинения — например, Большой концертный дуэт Джованни Боттезини для двух контрабасов с оркестром (партию одного из контрабасов Сивори переложил для скрипки). Кроме того, Сивори написал ряд фантазий, арий, этюдов для скрипки. Похоронен в родном городе на одном из знаменитейших кладбищ мира — Стальено. Любимая скрипка Сивори, принадлежавшая до него Паганини и изготовленная парижским мастером Жаном Батистом Вильомом как точная копия паганиниевского Cannone Гварнери, стала впоследствии называться Сивори; в настоящее время она принадлежит генуэскому муниципалитету и предоставляется талантливым музыкантам для концертов. Умер в родном городе 18 февраля 1894 года.
Литература: Редакция журнала. Сивори Эрнст-Камилл (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1894. — Том 51, № 1309. — Страница 150.
1818
Хосе Мария Диас Санхурхо (испанское имя — José María Díaz Sanjurjo)
католический святой, мученик, миссионер, член монашеского ордена доминиканцев, епископ апостольского викариата Центрального Тонкина. Хосе Мария Диас Санхурхо родился в селении Санта Евлалия де Суэгос, провинция Луго, Испания. Обучался в семинарии в Луго и университете Сантьяго де Компостеллы. 24 сентября 1843 года вступил в монашеский орден доминиканцев. 23 марта 1844 года был рукоположён в священника, после чего был послан на миссию в Юго-Восточную Азию. 14 сентября 1844 года прибыл в Манилу и в 1845 году — во Вьетнам. Занимался миссионерской и просветительской деятельностью, издав латинскую грамматику на вьетнамском языке. 5 сентября 1848 года Святой Престол назначил Хосе Марию Диаса Санхурхо титулярным епископом Платеи и вспомогательным епископом апостольского викариата Центрального Тонкина. 8 сентября 1849 года состоялось рукоположение Хосе Марии Диаса Санхурхо в епископа, которое совершил викарий апостольского викариата Восточного Тонкина епископ Херонимо Хермосильей в сослужении с епископом Центрального Тонкина Марти Доминго. 26 августа 1852 года был назначен викарием апостольского викариата Центрального Тонкина. Во время преследований христиан во Вьетнаме Хосе Мария Диас Санхурхо был арестован в марте 1856 года (по другим данным — в мае 1857 года) и отправлен в тюрьму в Намдиня. 20 июля 1857 года был обезглавлен в Намдине. Его тело и отрубленная голова были сброшены в реку. Через некоторое время тело было обнаружено рыбаком-христианином. В конце XIX века мощи Хосе Марии Диаса Санхурхо перевезли в Испанию в один из доминиканских монастырей. 29 апреля 1951 года Римский папа Пий XII причислил Хосе Мария Диас Санхурхо к лику блаженных и 19 июня 1988 года Римский папа Иоанн Павел II причислил его к лику святых в составе группы 117 вьетнамских мучеников. День памяти в Католической церкви — 24 ноября.
1819
Кристиан Август Фридрих Гарке (немецкое имя — Christian August Friedrich Garcke или Friedrich August Garcke или August Garcke)
немецкий ботаник и фармацевт. Кристиан Август Фридрих Гарке родился в Бройнроде, Германский союз. Гарке изучал теологию в Галле с 1840 года. Он переехал в Берлин в 1851 году и был принят на работу в 1865 году в Ботаническом саде Берлина. Гарке внёс значительный вклад в ботанику, описав множество видов семенных растений. Кристиан Август Фридрих Гарке умер в Берлине 10 января 1904 года.
Похоронен на Иерусалимском кладбище в Кройцберге, Берлин.
Кристиан Август Фридрих Гарке специализировался на семенных растениях. Научные работы: A. Garcke: August Garcke’s illustrierte Flora von Deutschland. Zum Gebrauche auf Exkursionen, in Schulen und zum Selbstuntericht. 20., umgearbeitete Auflage. Herausg. von F. Niedenzu. Verlangsbuchhandlung Paul Parey, Berlin 1908; A. Garcke: Illustrierte Flora Deutschland und angrenzende Gebiete. 23., völlig neu gestaltete Ausgabe. Herausg. v. K. von Weihe. Verlag Paul Parey, Berlin und Hamburg 1972. ISBN 3-489-68034-0.
1820
Михаил Михайлович Достоевский
русский писатель, переводчик, драматург, издатель журналов. Старший брат Фёдора Достоевского. Родился в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского. После домашнего воспитания вместе с младшим братом Фёдором учился в московских пансионах Н.И.Драшусова (1833—1834) и Л. И. Чермака (1833—1834). В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К.Ф.Костомарова для поступления в Главное инженерное училище. М.М.Достоевский не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию ошибочно был признан чахоточным. Был женат на Эмилии Фёдоровне фон Дитмар, от которой имел сыновей Фёдора Михайловича (младшего), Михаила Михайловича и дочерей Екатерину, Марию и Варвару. Вместе с братом Михаил Михайлович интересовался учением французских социалистов, увлекся фурьеризмом, был близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимал. В 1849 году привлекался к следствию по делу петрашевцев, свыше месяца провёл в Петропавловской крепости, но был отпущен. По приглашению своего друга А.П.Милюкова в 1860 году принимал участие в литературном журнале «Светоч», выходившем в Санкт-Петербурге ежемесячно. В 1861 году при содействии Ф.М.Достоевского начал издавать журнал «Время», который был запрещён во время польского восстания в апреле 1863 года за статью Н.Н.Страхова «Роковой вопрос». В 1864 году М.М.Достоевский начал издание журнала «Эпоха», служившего наравне со «Временем» главным печатным органом почвенников, но 22 июля того же года умер в Санкт-Петербурге. Могила Михаила Михайловича Достоевского в Павловске утрачена.
Редакторы журналов отстаивают свои статьи. 4 — М.М.Достоевский. (1 — Н.А.Некрасов; 2 — В.С.Курочкин; 3 — С.С.Громека). Карикатура сатирического журнала «Искра».
Творчество
В 1840-х годах напечатал в «Отечественных записках» несколько повестей: «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей» (1848), «Два старичка» (1849), «Пятьдесят лет» (1850), комедию «Старшая и меньшая» (1851). В этих произведениях Достоевский культивировал традицию беллетристики, которая незадолго до того была канонизирована его братом. По своему стилю повести Достоевского близки к «Бедным людям» и «Белым ночам» и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма. Художественное значение их невелико. М.М.Достоевский оставил немало переводов европейских классиков: «Рейнеке Лиса» Гёте («Отечественные записки», 1848), «Дон Карлоса» Шиллера («Библиотека для чтения», 1848) и т. п.. Творческое наследие (тексты произведений, переводы, публицистика и письма) М.М.Достоевского представлено на электронном ресурсе Петрозаводского государственного университета.
Проза: Воробей (1848) — рассказ.
Драматургия: Старшая и меньшая (1851) — комедия в одном действии; Критика и публицистика; Гроза. Драма в пяти действиях Александра Николаевича Островского (1860); Стихотворения Алексея Николаевича Плещеева (1861).
Переводы: Гюго В. Последний день приговорённого к смерти. (Dernier Jour d'un condamné), 1860; Гёте И.В. Рейнеке-лис. В двенадцати песнях. (Reineke Fuchs), 1865; Силсфильд Ч. Токеа, или Белая Роза. Повесть из последней англо-американской войны. (Tokeah, or the White Rose), 1864; Шиллер Ф. Дон-Карлос инфант Испанский. Драматическое стихотворение; Шиллер Ф. Коварство и любовь. Отрывки. Мещанская драма (Kabale und Liebe); Шиллер Ф. Боги Греции, 1860; Шиллер Ф. Наивная и сантиментальная поэзия, 1850; Шиллер Ф. Разбойники.
Известные адреса: в Таллине: Улица Уус дом 10; в Санкт-Петербурге: 1861 — 22 июля 1864 года — дом А.А.Астафьевой — набережная Екатерининского канала, 61.
Библиография: Собрание сочинений М.М.Достоевского, в 2 томах. Издание «Пантеон литературы». — Санкт-Петербург 1915, со статьей Ф.М.Достоевского; Переписка с Ф. М. Достоевским в сочинения последнего. Журнал «Письма», том I. — Ленгинград, 1928; Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. том II. Санкт-Петербург 1910; Достоевский, М.М. Творчество М.М.Достоевского [Электронный ресурс] / М.М.Достоевский ; Кафедра русской литературы и журналистики ПетрГУ. — Электронное научное издание. — Заглавие с экрана.
Источники: Достоевский // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 томах — Санкт-Петербург, 1907—1909; Достоевский, Михаил Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Достоевский, Михаил Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург— Москва, 1896—1918; Пирогов Г.П. Достоевский М. // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962—1978.
1820
Эдуард Имер (французское имя — Édouard-Auguste Imer)
французский пейзажист. Посетил Египет, Нубию, Абиссинию (ныне — Эфиопия), Италию, Прованс и Венецию, многочисленные виды которых воспроизвёл в своих пейзажах. Оставил ценную коллекцию акварельных копий с картин венецианской школы, хранящихся в École des Beaux-Arts. Эдуард Имер родился в Авиньоне, Франция. Сын Августа Имера и Адель Жанрено. Был женат на Софи Шапоньер. В студенчестве он изучал живопись французских художников, с 1850 в основном пейзажи, портреты. Он совершил свою первую поездку в Алжир в 1849 году (он был одним из первых художников, изобразивших Алжир). В 1853 году он совершил поездку в Лацио, вместе со своими друзьями Эрнестом Эбери и Евгением Кастельно (двоюродным братом Фредерика Базиль). В 1854 году он провел зиму в Египте вместе с Jean-Léon Gérôme, Léon Belly, Frédéric Auguste Bartholdi. Он рисует аэропорт Венеции. Итог его пребывания — или его визитов — в Венеции, морские пехотинцы, вид на залив ночью Музей Невшатель, но они плохо изучены, а также ряд чертежей Венеции гуашью на бумаге (чертежи были утрачены, но очень заметные особенности тонкостью цвета). Самая старая из его венецианских картин была раскрыта в 1872 году в Нанте. Затем он пишет многочисленные картины, делает выставки (1857—1876), но эти картины не были найдены. Современная критика называет это «Колорист гармоничного» (В. Burgen). Он был большим другом Жюля Vorys, он начал заниматься живописью, но не смог закончить. Существует также другой Густав Ricard. Он умер в Гарлеме, Нидерланды, 13 июня 1881 года. В деревенском послании Иосиф Autran, глава XII второй книги, посвященной Эдуарду Имеру, начинается с такого стихотворения:
«Там ты, друг, далеко от долины Франции, езда на пустыню, и только надежда, ваша палитра и повесил кисти в руках, ты здесь продолжаются день и ночь, ваш путь на этой земле, показывает, где каждый не возникает каких-либо из этих таблиц, в которых каждая мечта художника!»
Литература: Имер, Эдуард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
[591x700]
1824
Михаил Алексеевич Ливенцов
генерал-лейтенант, Акмолинский губернатор. Сын генерал-майора Алексея Михайловича Ливенцова. В военную службу вступил юнкером 26 июня 1839 года. Служил на Кавказе и принимал участие в военных действиях против горцев. 12 октября 1848 года произведён в прапорщики. С началом Восточной войны Ливенцов в рядах Грузинского гренадерского полка сражался с турками на Кавказе и 14 ноября 1853 года был произведён в подпоручики и в начале 1854 года награждён орденом святой Анны IV степени. За отличие в сражении 5 августа 1854 года при Курюк-Дара Ливенцов 9 января 1854 года награждён орденом святого Георгия IV степени (№ 9577 по кавалерскому списку Григоровича—Степанова). В донесении об отличии было сказано: Находясь по званию жалонерного офицера при командире полка во время наступления войск наших для атаки центра неприятельской позиции, подпоручик Ливенцов получил приказание принять начальство над стрелками 3-го батальона. В эту минуту три турецкие батальона наступали на гренадер и собирались ударить на них в штыки. Вызвав тотчас же стрелков, он двинулся с ними вперёд и, удачно выбрав позицию, меткими выстрелами остановил первый натиск; но турки, пользуясь своей многочисленностью, успели обойти стрелков с фланга и одновременно бросились на них и на батальон. Окружённый со всех сторон неприятелем, подпоручик Ливенцов с редким присутствием духа и лично подавая подчинённым своим пример геройской неустрашимости, сомкнул стрелков, двинул их в штыки и дружным натиском успел пробиться сквозь ряды турок, не оставив в руках их никаких трофеев. По окончании Крымской войны Ливенцов продолжал службу в Грузинском гренадерском полку и неоднократно бывал в походах против горцев. 15 сентября 1857 года он был произведён в поручики и 23 сентября 1861 года в штабс-капитаны. С 6 марта 1862 года Ливенцов состоял в распоряжении командующего войсками Терской области, с 20 октября 1863 года находился в отставке. Вернувшись на службу 24 апреля 1867 года Ливенцов был назначен адъютантом при начальнике Главного управления иррегулярных войск, но на этой должности находился по 24 сентября того же года, затем до 13 мая 1872 года исполнял дела делопроизводителя канцелярии временного комитета для пересмотра казачьих законоположений и в течение последующих двух с половиной лет был столоначальником Главного управления казачьих войск. За это время он получил чины капитана 1 апреля 1868 года), майора (29 апреля 1870 года) и подполковника (28 апреля 1872 года). 7 января 1875 года Ливенцов был назначен распоряжение Туркестанского генерал-губернатора и в этом качестве в 1875—1876 годах принял участие в войне против Кокандского ханства. 3 сентября 1875 года за отличие был произведён в полковники. 13 июля 1876 года Ливенцов вновь оказался в Санкт-Петербурге, поскольку был назначен членом Комитета иррегулярных войск по пересмотру казачьих законоположений от Семиреченского казачьего войска. 16 февраля 1883 года он был зачислен по армейской пехоте и назначен Акмолинским губернатором и 11 сентября 1885 года получил чин генерал-майора. В сентябре 1890 года он вышел в отставку с производством в генерал-лейтенанты. Скончался в Санкт-Петербурге 24 мая 1896 года, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Среди прочих наград Ливенцов имел ордена: Орден Святого Станислава II степени (1868 год); Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1878 год, за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах); Орден Святой Анны II степени (1879 год); Орден Святого Владимира III степени (1881 год); Орден Святого Станислава I степени (1888 год); Орден Святой Анны I степени (1890 год).
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Гизетти А.Л. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий кавказских войск. Тифлис, 1901; Список генералам по старшинству. Составлен по 13 сентября 1890 года. Санкт-Петербург, 1890; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869.
1824
Шарль Фейль (французское имя — Charles Feil)
французский химик и промышленный деятель. Родился в Париже. Внук Анри Гинана (французское имя — Henri Guinanad), с 1844 года состоял его ассистентом и в 1848 году стал преемником в бизнесе. В скором времени получил известность в стеклоделательной промышленности, усовершенствовав производство стекла, главным образом флинтгласа и кронгласа; изготовил большие объективы для обсерваторий Венской, Пулковской и Гамильтонской (в Калифорнии, 97 см в диаметре), благодаря чему эта обсерватория обзавелась самым большим на тот момент телескопом в мире. Занимался также производством искусственных камней и стразов, искусственного мрамора и эмали. В частности, в 1873 году Фейль представил в Парижской академии наук сорок четыре образца кристаллических и хрустальных веществ, полученных сухим способом. Позже ему удалось даже начать производство искусственного мрамора, отличавшегося хорошей прочностью и внешней привлекательностью. Ему также удалось вывести формулы ряда эмалей, в том числе формулу красноватой китайской эмали в 1872 году и формулу эмали для свинца, делающую поверхность блестящей и прочной. Стеклянный завод Фейля в Париже (ставший после его смерти собственностью Мантуа) пользовался всемирной известностью. Умер в коммуне Шуази-ле-Руа (департамент Валь-де-Мар, Франция) 19 января 1887 года.
Источники: Статья в La Grande Encyclopédie; Фейль, Шарль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1825
Джозеф Арчер Кроу (Joseph Archer Crowe)
английский журналист, дипломат и историк искусства. Родился в Лондоне. Брат художника Айры Кроу, отец дипломата Айры Александра Кроу. Отец братьев Кроу Айра Эванс Кроу был парижским корреспондентом лондонской газеты «Morning Chronicle», так что детство и юность обоих братьев в значительной мере прошли в Париже. Здесь они вместе начали заниматься живописью. В то же время Джон Арчер Кроу вслед за отцом обратился к карьере журналиста. Во время Крымской войны в качестве корреспондента газеты «Illustrated London News» он был в 1853—1854 гг. в Турции, а в 1855—1856 гг. в Крыму. В австро-итальянской войне 1859 г. принимал участие как корреспондент газеты «Times». Далее журналистская карьера Кроу перешла в дипломатическую: в 1860 г. он был назначен британским генеральным консулом в Лейпциге, в 1872 г. в той же должности был переведён в Дюссельдорф, в 1880 г. занял пост торгового атташе в Берлине, а в 1882 г. тот же пост в Париже. В 1880-е гг. Кроу был британским представителем в ходе нескольких важных международных конференций; в 1890 г. он был возведён в рыцарское достоинство. Во время юношеского путешествия по Италии в 1846—1847 гг. завязалась дружба и творческое содружество Кроу с итальянским искусствоведом Джованни Баттиста Кавальказелле, который после революционных волнений 1848 г. вынужден был покинуть Италию и последовал за Кроу в Лондон. Плодом совместного творчества Кроу и Кавальказелле стал ряд книг по искусствоведению, заложившие основу систематической британской истории искусства, понимаемой как совокупность хронологий индивидуальных манер художников. Первой совместной работой Кроу и Кавальказелле была книга «Ранние фламандские художники» (англ. Early Flemish Painters; Лондон, 1857). За ней последовали фундаментальная «Новая история живописи в Италии со II по XVI вв.» (A New History of Painting in Italy from the Second to the Sixteenth Century; 1864—1871, 5 томов), биографии Тициана (Titian: His Life and Times; 1877) и Рафаэля (Raphael: His Life and Works; 1882—1885). Распределение работы между двумя авторами состояло, по-видимому, в том, что Кроу производил окончательную отделку и редактуру текста, основанного на идеях обоих авторов, зато Кавальказелле дополнительно участвовал в книгах эскизными копиями обсуждаемых картин. В 1895 г. Кроу также опубликовал мемуары «Воспоминания тридцати пяти лет моей жизни» (Reminiscences of Thirty-Five Years of My Life). Умер в замке Гамбург, Бавария, 6 сентября 1896 года.
Литература: Кро, Джозеф Арчер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1825
Михаил Алексеевич Ливенцов
российский военный и государственный деятель. Генерал-лейтенант, Военный губернатор и командующий войсками Акмолинской области. Член ЗСОИРГО (1883). Сын генерал-майора Алексея Михайловича Ливенцова. В военную службу вступил юнкером 26 июня 1839 года. Служил на Кавказе и принимал участие в военных действиях против горцев. 12 октября 1848 года произведён в прапорщики. С началом Восточной войны Ливенцов в рядах Грузинского гренадерского полка сражался с турками на Кавказе и 14 ноября 1853 года был произведён в подпоручики и в начале 1854 года награждён орденом Святой Анны IV степени. За отличие в сражении 5 августа 1854 года при Курюк-Дара Ливенцов 9 января 1855 года награждён орденом святого Георгия IV степени (№ 9577 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова). В донесении об отличии было сказано: «Находясь по званию жалонерного офицера при командире полка во время наступления войск наших для атаки центра неприятельской позиции, подпоручик Ливенцов получил приказание принять начальство над стрелками 3-го батальона. В эту минуту три турецкие батальона наступали на гренадер и собирались ударить на них в штыки. Вызвав тотчас же стрелков, он двинулся с ними вперёд и, удачно выбрав позицию, меткими выстрелами остановил первый натиск; но турки, пользуясь своей многочисленностью, успели обойти стрелков с фланга и одновременно бросились на них и на батальон. Окружённый со всех сторон неприятелем, подпоручик Ливенцов с редким присутствием духа и лично подавая подчинённым своим пример геройской неустрашимости, сомкнул стрелков, двинул их в штыки и дружным натиском успел пробиться сквозь ряды турок, не оставив в руках их никаких трофеев.» По окончании Крымской войны Ливенцов продолжал службу в Грузинском гренадерском полку и неоднократно бывал в походах против горцев. 15 сентября 1857 года он был произведён в поручики и 23 сентября 1861 года в штабс-капитаны. С 6 марта 1862 года Ливенцов состоял в распоряжении командующего войсками Терской области, с 20 октября 1863 года находился в отставке. Вернувшись на службу 24 апреля 1867 года Ливенцов был назначен адъютантом при начальнике Главного управления иррегулярных войск, но на этой должности находился по 24 сентября того же года, затем до 13 мая 1872 года исполнял дела делопроизводителя канцелярии временного комитета для пересмотра казачьих законоположений и в течение последующих двух с половиной лет был столоначальником Главного управления казачьих войск. За это время он получил чины капитана (1 апреля 1868 года), майора (29 апреля 1870 года) и подполковника (28 апреля 1872 года). 7 января 1875 года Ливенцов был назначен в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора и в этом качестве в 1875—1876 годах принял участие в войне против Кокандского ханства. 3 сентября 1875 года за отличие был произведён в полковники. 13 июля 1876 года Ливенцов вновь оказался в Санкт-Петербурге, поскольку был назначен членом Комитета иррегулярных войск по пересмотру казачьих законоположений от Семиреченского казачьего войска. 16 февраля 1883 года он был зачислен по армейской пехоте и назначен Акмолинским губернатором и 11 сентября 1885 года получил чин генерал-майора. В сентябре 1890 года он вышел в отставку с производством в генерал-лейтенанты. Скончался в Санкт-Петербурге 24 мая 1896 года, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Награды: Орден Святой Анны IV степени (1854); Орден Святого Станислава II степени (1868 год); Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1878 год, за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах); Орден Святой Анны II степени (1879 год); Орден Святого Владимира III степени (1881 год); Орден Святого Станислава I степени (1888 год); Орден Святой Анны I степени (1890 год); Орден Святого Георгия IV степени (1854).
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Гизетти А.Л. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий кавказских войск. Тифлис, 1901 на сайте Руниверс; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1890 года. Санкт-Петербург, 1890; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869.
[586x700]
1825
Иоганн Фридрих Юлиус Шмидт (немецкое имя — Johann Friedrich Julius Schmidt)
немецкий астроном и геофизик. Родился в Ойтине, увлекся астрономией ещё в школьные годы. В 14 лет прочитал книгу «Селенографческий фрагмент» Шрётера, благодаря которой приобрёл пожизненный интерес к селенографии. В 1841—1845 работал в Гамбургской обсерватории, где познакомился с известной картой Луны, сделанной Беером и Медлером. Основам астрономических наблюдений его обучал директор Гамбургской обсерватории Рюмкер. В 1845 году Иоганн был ассистентом Бенценберга в Дюссельдорфской обсерватории. В 1846—1852 был ассистентом Аргеландера в Боннской обсерватории, принимал участие в зонных наблюдениях для каталога «Боннское обозрение». В 1853—1858 руководил частной обсерваторией барона фон Ункрехтсберга близ Оломоуца. В 1856 выпустил книгу «Луна» — первое описание лунной поверхности с геологической точки зрения. В 1858 правительство Греции пригласило его на пост директора Национальной обсерватории в Афинах, который он занимал до своей кончины в 1884. На протяжении всей жизни Щмидт наблюдал Луну, главным его трудом был вышедший в 1878 большой атлас Луны на 25 листах, полнотой и точностью превзошедший знаменитый лунный атлас Беера и Медлера. В лунном атласе Шмидта отмечено 32 856 кратеров. В течение 40 лет вел систематические наблюдения переменных звезд, открыл много новых переменных, включая Новую Лебедя в 1876. Сделал несколько сотен зарисовок Юпитера, определил с высокой точностью периоды вращения Юпитера и Марса. Выполнил многочисленные наблюдения солнечных пятен, зодиакального света, комет, туманностей; систематически наблюдал метеоры и метеорные потоки, определил радианты многих потоков. Описал 28 лунных затмений, наблюдавшихся им на протяжении 38 лет. Наряду с астрономией, занимался геофизикой, в частности, исследованиями земного вулканизма и сейсмичности, иногда — с риском для жизни. Первым использовал барометр-анероид для измерения высоты. Опубликовал работу о физической географии Греции. Умер 7 февраля 1884 года. Кратер Шмидт на Луне назван в честь трёх однофамильцев — И.Ф.Ю.Шмидта, О.Ю.Шмидта и Б.Шмидта. Кратер Шмидт на Марсе назван в честь И.Ф.Ю.Шмидта и О.Ю.Шмидта.
Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. «Астрономы. Биографический справочник» // Наукова думка, Киев, 1977 г.; Ньюкомб С., Энгельман Р., Астрономия в общепонятном изложении//Санкт-Петербург, 1896 г.; Паннекук А., История астрономии// Москва,"Наука", 1966.
[480x699]
1825
Иоганн Штраусс-сын (немецкое имя — Johann Strauß)
австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Двое из четырех братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами. Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей. Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка). Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов.
[700x349]
После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали. 1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех. Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее». 1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской, но родители Ольги воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Санкт-Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви». В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с русским офицером, женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz).
[700x350]
Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа. Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты. 1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф. В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту, хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт. 1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург). 1878: после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Ангелине Дитрих. Вскоре этот брак распадается. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Адель был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было. 1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха. 1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса. 1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа. Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался
[523x698]
Умер Штраус в Вене от пневмонии 3 июня 1899 года, не успев закончить балет «Золушка». Был похоронен на венском Центральном кладбище рядом с могилой И.Брамса и напротив могилы Ф.Шуберта.
Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге. После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.
[484x700]
Памятник Штраусу в Венском парке. Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского. Оперетты и другие театральные постановки: Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871); Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873); Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874); Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875); Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877); Слепая корова (или «Корова слепца») Blindekuh (1878); Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880); Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881); Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883); Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885); Симплициус (Simplicius. 1887); Рыцарь Пашман (Ritter Pásmán, опера, 1892); Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893); Яблочный праздник (Jabuka, 1894); Лесничий (Waldmeister) (1895); Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897); Золушка (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно); Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно). Знаменитые вальсы: Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852); Прощание с Санкт-Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858); На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867); Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867); Сказки Венского леса (G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868); Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869); Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871); Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873); Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875); Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877); Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880); Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881); Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883); Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883); Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886); Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888). Музыка Штрауса в кино: Фильм "Венские вальсы" (англ. Waltzes from Vienna, 1934) режиссера Альфреда Хичкока. Фильм рассказывает о написании вальса «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего; Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (1938 год). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора. Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку); Фильм «Прощание с Санкт-Петербургом» (СССР) рассказывает о пребывании Штрауса в России. При нацистском режиме была сделана попытка скрыть еврейские корни Иоганна Штрауса с помощью фальсификации документов.
Литература: Владимирская А.Р. Звёздные часы оперетты — Ленинград: Искусство, 1975. — 136 страниц; Трауберг Л.Жак Оффенбах и другие. Москва: Искусство, 1987, глава 9: Штраус; Ярон Г.М. О любимом жанре. Москва: Искусство, 1960; Айгнер Томас. «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви.» Документальный роман. Москва: Время, 2005, 240 с ISBN 5-9691-0070-6; Мрочковская-Балашова С. «Мой ангел, мой чертенок. Санкт-Петербургский роман Иоганна Штрауса и Ольги Смирнитской» ОАО Издательство «Радуга», 2002.

1827
Пьер Эжен Марселен Бертло (французское имя — Pierre-Eugene-Marcellin Berthelot)
французский химик и общественный деятель. Профессор химии Высшей фармацевтической школы в Париже (1859) и Коллеж де Франс (1864), член Парижской Академии Наук (1873) и её непременный секретарь (1889), член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1876). Министр просвещения (1886—1887) и иностранных дел (1895). Бертло — автор многочисленных работ по органической химии, термохимии, агрохимии, истории химии и др. Бертло синтезировал огромное число органических соединений, относящихся к различным классам, чем нанёс окончательное поражение представлениям о «жизненной силе». Взаимодействием глицерина и жирных кислот Бертло получил (1853— 1854) аналоги природных жиров и т. о. доказал возможность их синтеза. Попутно он установил, что глицерин — трёхатомный спирт. Принципиальное значение имел синтез этилового спирта гидратированием этилена в присутствии серной кислоты (1854); до этого этиловый спирт получали только брожением сахаристых веществ. Др. направлением работ Бертло были синтезы многих простейших углеводородов — метана, этилена, ацетилена, бензола, а затем на их основе — более сложных соединений. Им были заложены основы изучения терпенов. В 1867 Бертло предложил общий метод восстановления органических соединений йодистым водородом. Свои исследования по органической химии Бертло обобщил в ряде монографий, в которых указывал, что химия не нуждается в «жизненной силе», что любое органическое соединение может быть получено при помощи материальных факторов. В 1861—1863 Бертло совместно с французским химиком Л.Пеан де Сен-Жилем (1832—1863) опубликовал исследования скорости образования сложных эфиров из спиртов и кислот, занимающие видное место в истории кинетики химической. Бертло принадлежит почётное место среди основоположников термохимии. Он провёл обширные калориметрические исследования, приведшие, в частности, к изобретению в 1881 калориметрической бомбы, ввёл понятия «экзотермической и эндотермической реакций». Бертло исследовал действие взрывчатых веществ: температуру взрыва, скорости сгорания и распространения взрывной волны и др. Он выяснил значение углерода, водорода, азота и др. элементов в растениях и высказал предположение о возможности фиксации свободного азота почвой, населённой микроорганизмами и не покрытой растительностью. В 1885 вышел труд Бертло «Происхождение алхимии». В 1887—1893 Бертло опубликовал собрания древнегреческих, западноевропейских (лат.), сирийских и арабских алхимических рукописей с переводами, комментариями и критикой. Бертло принадлежит книга «Революция в химии. Лавуазье» (1890). С Бертло поддерживал тесные связи А.М.Бутлеров, встречались Д.И.Менделеев, В.Ф.Лугинин, П.Д.Хрущев, В.В.Марковников и др.; некоторые из них подолгу работали в его лаборатории. С 1876 занимался вопросами просвещения — генеральный инспектор высшего образования, в 1886—1887 министр народного просвещения. В 1870, во время осады немцами Парижа, Бертло возглавлял учёный комитет защиты Парижа, который проделал огромную работу по изысканию взрывчатых веществ, отливке дальнобойных орудий, подготовке других средств обороны города. Бертло, продолжатель традиций просветителей-энциклопедистов 18 в., ратовал за расширение образования, за союз естествознания и философии. Будучи последовательным атеистом, Бертло заслужил ненависть церковников. Глубоко веря в преобразующую силу науки, Бертло полагал, что с её помощью могут быть решены и социальные проблемы, без революционных потрясений. Автор знаменитых «химических синтезов», разносторонне образованный учёный, Бертло в ряде случаев был непоследовательным и допускал методологические ошибки в своих взглядах. Признавая огромную роль науки, он в то же время умалял значение теории в развитии естествознания. Бертло долго и упорно отрицал атомно-молекулярную теорию, теорию химического строения, периодический закон, теорию электролитической диссоциации. Понятие молекулы он считал неопределённым, атома — гипотетическим, а валентность — иллюзорной категорией. Однако будучи настоящим учёным, он уже на склоне лет, окруженный ореолом славы, нашёл в себе мужество отказаться от своих прежних представлений и присоединиться к передовым взглядам. Свой отказ он выразил следующими словами: «Главная обязанность ученого не в том, чтобы пытаться доказать непогрешимость своих мнений, а в том, чтобы всегда быть готовым отказаться от всякого воззрения, представляющегося недоказанным, от всякого опыта, оказывающегося ошибочным» (цитата по книге: Мусабеков Ю.С., Марселен Бертло, 1965, страница 213). Скончался в Париже 18 марта 1907 года.

Почтовая марка Франции, посвященная 100-летию со дня рождения Марцелина Бертло, 1927
Общественно-политическая деятельность
Помимо научной работы, Бертло активно занимался общественно-политической деятельностью. С 1876 г. Бертло занимался вопросами просвещения: был генеральным инспектором высшего образования, а в 1886—1887 гг. — министром народного просвещения и изящных искусств. В 1895—1896 гг. Бертло был министром иностранных дел Франции. Продолжатель традиций просветителей-энциклопедистов XVIII в., Бертло был последовательным атеистом, ратовал за расширение образования, за союз естествознания и философии. В своей статье «2000 год» учёный нарисовал идиллическую картину общества, пользующегося достижениями науки и предоставляющего все возможности для научного прогресса. Глубоко веря в преобразующую силу науки, Бертло полагал, что с её помощью без революционных потрясений могут быть решены и социальные проблемы.
Литература: Биографии великих химиков. Перевод с нем. под редакцией Быкова Г.В. — Москва: Мир, 1981. 320 страниц; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — Москва : Высшая школа, 1991. 656 страниц; Профиль Пьера-Эжена-Марселена Бертло на официальном сайте Российской Академии Наук.
1827
Александр Карл Людвиг Бюхнер (немецкое имя — Alexander Karl Ludwig Büchner)
немецкий и французский писатель. Педагог, профессор. Историк литературы. Родился в Дармштадте, в семье врача. Младший брат писателей Георга и Луизы, поэта и драматурга Георга и философа Людвига Бюхнеров. Почти все братья и сестры Бюхнера отеличались незаурядными способностями и талантами. Его племянником был Эрнст Бюхнер (1850—1924), химик-изобретатель. Изучал право в Гисенском университете. Вместе со своим братом Людвигом участвовал в революционных событиях 1848 года. Редактировал газету «Jüngste Tag». Позже, разыскивался полицией, был арестован и допрошен, но позже — отпущен. После окончания учёбы работал асессором в городе Ланген (Гессен). В 1851 побывал на Всемирной выставке в Лондоне, где встретился с немецкими революционерами- эмигрантами, участвовал в заговоре по созданию в Германии нескольких республик и объединению их, по примеру США, в объединённое немецкое государство. Заговор был предан доносчиком. С 1852 работал преподавателем на факультете философии в Цюрихе. С 1855 года жил во Франции, преподавал современные языкови в католическом колледже Нотр-Дам в Валансьене. Позже — профессор литературы в Кан (Нормандия). В 1870 году принял французское гражданство. Умер в Ганновере 7 марта 1904 года.
Избранная библиография: Geschichte der englischen Poesie (История английской поэзии, в 2-х томах. Дармштадт, 1855); Französische Litteraturbilder (Французская литература, в 2-х томах. Франкфурт-на-Майне, 1858); Lautverschiebung und Lautverwechselung, (1863); Jean Paul in Frankreich. (Штутгарт, 1863); Der Wunderknabe von Bristol. (Лейпциг, 1861); Lord Byrons letzte Liebe. (в 2-х томах. Лейпциг, 1862); Das «tolle» Jahr. (1900); La jeune Allemagne et l’école romantique. (1863); Le roman réaliste en Allemagne. (Реалистический роман в Германии, 1864); Les comédies de Shakespeare. (Комедии Шекспира. Кан, 1864); Considérations sur le roman moderne. (1868); Hamlet le Danois. (Париж, 1878).
1829
Лестер Смит (Leicester Smyth урождённый Керзон-Хоуи)
генерал Британской армии, губернатор Гибралтара. Родился в Нортон-Джакста-Туайкроссе, Англия , Великобритания. Седьмой сын Ричарда Керзон-Хоуи, 1-го графа Хоуи. Учился в Итонском колледже , звание офицера получил в 1845 году. Направлен на службу в Стрелковую бригаду принца-консорта. Участвовал в Кафрской войне в 1852—1853 годов году, награждён медалью. В 1854 году назначен адъютантом к Фицроя Соммерсета, барона Реглана , участвовал в сражении на Альме , Инкерманской битве и осаде Севастополя. Впоследствии он служил адъютантом генерала Кодрингтона. В 1856 году назначен помощником военного секретаря на Ионических островах, в 1865 году — военным секретарём Ирландии, в 1872 году — заместителем квартирмейстера Ирландии. В 1877 назначен командующим Западного округа, в 1880 — главнокомандующим Капской колонии. С 1882 по 1883 годы исполнял обязанности верховного комиссара Южной Африки. С 1889 по 1890 годы занимал должность главнокомандующего Южного округа, в этом качестве принимал визит Насреддин-шаха. В 1890 году назначен губернатором Гибралтара, находясь в этой должности скончался 27 января 1891 года. В 1866 женился на Алисии Марии Смит и в следующем году принял девичью фамилию жены в качестве собственной. Детей не имел.
1832
Эрнст Аксель Генрик Кей (шведское имя — Ernst Axel Henrik Key)
шведский врач и патологоанатом. Родился в Флисбю, Несшё, Йёнчёпинг, Швеция, Шведско-норвежская уния. Эрнст Аксель Генрик Кей учился в Лунде; в 1862 году стал доктором медицины. В 1862 был назначен профессором Каролинского института в Стокгольме, с 1886 по 1897 был его ректором. С основания в 1862 «Nordiskt Medicinskt Arkiv» Кей был его главным редактором. Умер в Кунгсхолмене (Стокгольм, Швеция, Шведско-норвежская уния) 27 декабря 1901 года.
Некоторые работы: «Om aortaanevrismers ăterverkan pă hjertat» («Nord. med. Arkiv», 1862); «Om det korrosiva magsărets uppkomst» («Hygiea», 1870); «Experimentelle Untersuchung über die Entzündung der Hornhaut» (совместно с Валлисом, «Virchow’s Archiv», 1872); «Låroverkskomitens betänkande. III Bilaga E till läroverkrskomitens utiălante och törslag» (Стокгольм, 1885).
Литература: Якобзон Л.Я. Кей, Эрнст-Аксель-Генрик // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.