• Авторизация


24 октября родились... 24-10-2025 03:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Mikhail_Yegorovich_Alekseev (700x663, 459Kb)
1949
Михаил Егорович Алексеев
советский и российский лингвист, кавказовед, специалист по типологии и сравнительно-исторической грамматике дагестанских языков. Профессор, доктор филологических наук, более десяти лет был заместителем директора Института языкознания Российской Академии Наук, заведовал Отделом кавказских языков Института. Родился в городе Мытищи, Московская область, РСФСР, СССР. Окончил Отделение структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ. В студенческие годы неоднократно принимал участие в лингвистических экспедициях ОСиПЛа: по изучению арчинского (1968, 1971) и хиналугского языка (1970, 1971) на Кавказе, шугнанского языка (1969) на Памире. В 1972 году защитил диплом на тему «Значения основных падежей в арчинском и аварском языках» под руководством А.Е.Кибрика; в дипломе были использованы материалы полевой работы в Дагестане. В 1972—1975 гг. учился в аспирантуре Института языкознания Академии Наук СССР, в декабре 1975 года защитил кандидатскую диссертацию «Проблема аффективной конструкции предложения» под руководством Г.А.Климова. С 1975 года — младший, затем старший, ведущий научный сотрудник Отдела кавказских языков Института языкознания Российской Академии Наук. В 1970-е и последующие годы продолжал изучение языков Дагестана (рутульского, крызского, будухского, цезского и др.) в ходе полевой работы. Собранные в экспедициях данные были использованы в типологической характеристике нахско-дагестанских языков (в частности, в монографии «Типология кавказских языков») и в создании сравнительно-исторической грамматики лезгинских языков, а также послужили материалом для многих лингвистических задач. Докторскую диссертацию «Сравнительно-историческая грамматика лезгинских языков» защитил в Институте языкознания в 1988 году. Некоторое время работал главным научным сотрудником Института национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации (1991—1995), заведовал Отделом региональных языков и языков меньшинств Института языков народов России Миннаца Российской Федерации (1993—1997). В 2001 году избран заместителем директора Института языкознания Российской Академии Наук по научной работе, с 2003 года заведовал также Отделом кавказских языков Института языкознания Российской Академии Наук. Член Европейского общества кавказоведов; член редколлегии Лингвистического атласа Европы. Главный редактор журнала «Кавказоведение», заместитель главного редактора журнала «Кавказский вестник», член редколлегии РЖ "Общественные науки: Серия «Языкознание». Член диссертационных советов при Институте языкознания Российской Академии Наук и РГГУ. Награждён медалью «В память 850-летия Москвы» (1997). Исследовал семантические характеристики переходных и непереходных глаголов, основные модели предложения (эргативная, абсолютивная, генитивная конструкции и др.) и базовые синтаксические функции падежей в нахско-дагестанских языках. Базируясь на фонетической фонетической реконструкции общелезгинского языка-основы С.А.Старостина, реконструировал структуру пралезгинского языка на уровне морфологии и синтаксиса. На основе использования различных методик (глоттохронологии, общности инноваций) был уточнён состав лезгинской группы и показано, что хиналугский язык не является её членом. В дальнейшем разработал сравнительно-историческую грамматику аваро-андийских языков и нахско-дагестанской семьи в целом (на материале морфологических категорий имени). Совместно с В.М.Загировым подготовил и издал «Школьный этимологический словарь табасаранского языка». Также совместно с Б.М.Атаевым готовил к публикации «Этимологический словарь аварского языка», работал над ботлихско-русским словарём. Составил краткие грамматические очерки ряда языков Дагестана (аварского, лезгинского, табасаранского, рутульского, будухского), выступил в роли редактора энциклопедического издания «Языки мира: Кавказские языки». В качестве ответственного редактора опубликовал множество кавказоведческих работ современных учёных, а также подготовил к изданию труды классиков кавказоведения (А.Н.Генко, Н.Ф.Яковлева, Е.А.Бокарёва, Б.Б.Талибова и др.). Составил биобиблиографический словарь-справочник «Кто есть кто в кавказоведении?» и обширную библиографию по кавказскому языкознанию (совместно с В.И.Кикилашвили). В Институте национальных проблем образования занимался проблемами создания букварей на родных языках; разработал экспериментальный букварь для ранее бесписьменного цезского языка. Сотрудничая с Институтом перевода Библии, выступал в роли редактора перевода библейских книг на языки народов Дагестана (лезгинский, табасаранский, рутульский и др.). Умер в Уфе 23 мая 2014 года. Основные труды: Монографии: Алексеев М.Е., Климов Г.А. Типология кавказских языков. Москва, 1980. (Переиздание : Москва : Либроком, 2010. ISBN 978-5-397-01033-7); Алексеев М.Е. Вопросы сравнительно-исторической грамматики лезгинских языков. Морфология. Синтаксис. Москва, 1985; Алексеев М.Е. Сравнительно-историческая морфология аваро-андийских языков. Москва, 1988; Алексеев М.Е., Загиров В.М. Школьный этимологический словарь табасаранского языка. Махачкала, 1991; Алексеев М.Е. Алипби. Экспериментальный букварь цезского языка. Москва, 1993; Алексеев М.Е., Шейхов Э.М. Лезгинский язык. Москва : Academia, 1997. («Языки народов России»); Алексеев М.Е., Атаев Б.М. Аварский язык. Москва : Academia, 1998. — 144 страницы («Языки народов России») ISBN 5-87444-065-8; Алексеев М.Е. (составитель) Кто есть кто в кавказоведении? Биобиблиографический словарь-справочник. Москва : Academia, 1999. — 196 страниц. ISBN 5-87444-107-7; Алексеев М.Е., Шихалиева С.Х.Табасаранский язык. М.: Academia, 2003. — 140 страниц («Языки народов России») ISBN 5-87444-196-4; Алексеев М.Е. Сравнительно-историческая морфология нахско-дагестанских языков. Категории имени. Москва : Academia, 2003. — 246 страниц. ISBN 5-87444-195-6; Алексеев М.Е., Казенин К.И., Сулейманов М.С. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культура. Москва : Европа, 2006. ISBN 5-9739-0070-3; Алексеев М.Е. Очерки истории отечественного кавказоведения. Москва : Academia, 2008. — 280 страниц. ISBN 978-5-87444-363-6; Алексеев М.Е. Перевод Библии на языки народов России: социолингвистические аспекты. Москва : Academia, 2011. — 150 страниц. ISBN 978-5-87444-387-0. Труды под редакцией: Языки мира: Кавказские языки. / Редакторы: М.Е.Алексеев, Г.А.Климов, С.А.Старостин, Я.Г.Тестелец. Москва : Academia, 1999; 2001. — 480 страниц; Задачи лингвистических олимпиад. 1965—1975 гг. / Редакторы: М.Е.Алексеев, В.И.Беликов, Е.В.Муравенко. Москва : МЦНМО, 2006. — 576 страниц. ISBN 978-5-94057-216-9; Гора языков… и ещё один. К 100-летию со дня рождения Е.А.Бокарёва. Москва, 2006. — 194 страницы; Удинский сборник: грамматика, лексика, история языка / Реакционная коллегия: М.Е.Алексеев (ответственный редактор), Т.А.Майсак (ответственный редактор), Д.С.Ганенков, Ю.А.Ландер. — Москва : Academia, 2008. — 464 страницы; Дагестанский лингвистический сборник. Выпуски 1—15. Москва : Academia, 1995—2005. (список статей и языковой указатель); Кавказский лингвистический сборник. Выпуски 16—20. Москва : Academia, 2005—2010. (список статей и языковой указатель).

BETULIO-GONZALEZ-BIO-3x192 (596x700, 204Kb)
1949
Бетулио Гонсалес (испанское имя — Betulio González)
венесуэльский боксёр-профессионал. Родился в Маракайбо, Венесуэла. Выступал в наилегчайшей (Flyweight) весовой категории. Чемпион мира по версиям ВБА (WBA) и ВБС (WBC). Профессиональная карьера: Первый бой —24 апреля 1968; Последний бой — 28 ноября 1988; Количество боёв — 91; Количество побед — 75; Побед нокаутом — 50; Поражений — 12; Ничьих — 4;

1949
Михаил Григорьевич Леонов
российский архитектор, руководитель мастерской № 5 "Моспроекта", член-корреспондент Pоссийской академии художеств. Руководитель коллектива проектировщиков дома на Новинском бульваре в Москве, отличающегося оригинальностью архитектурных решений, ряда проектов жилых домов. Лауреат премии Правительства Российской Федерации

[700x525]
1949
Левон Арамаисович Мирзоян («Лебоне», «Кисачи», «Црто»)
тбилисец, друг детства, в советском паспорте у него было записано Леван Арамаисис асули Мирзоиани, т.е. Леван Арамаисовна Мирзоян.

1949
Александр Викторович Осейчук
российский джазовый музыкант (альт-саксофон), бэндлидер. Музыкой начал заниматься с семи лет. Окончив Музыкальное училище имени Гнесиных в 1971 г. по классу кларнета, поступает в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу саксофона экспериментально, поскольку класс саксофона был открыт официально только в 1974 г. В 1976 г. с отличием закончил институт и стал первым дипломированным саксофонистом в СССР. Затем он стажируется при Московской государственной консерватории. В 1972-1989 гг. выступал в качестве ведущего солиста джазового ансамбля под управлением пианиста и композитора Игоря Бриля. В составе ансамбля Бриля представлял джазовое искусство на международных фестивалях джазовой музыки: Белград — 1975, 1987, Лейпциг — 1982, 1987, София — 1985, Дебрецен и Прага — 1986, Джакарта — 1985, Гаага — 1988, а также участвовал в гастрольных поездках за рубеж: в Данию, ФРГ, Швейцарию, США. С 1989 г. руководил собственным ансамблем «Зеленая волна», который состоит из молодых талантливых музыкантов, выпускников джазовых колледжей и Российской академии музыки. В разное время в нем играли музыканты, ставшие ныне звездами американского джаза — Александр Сипягин (труба), Борис Козлов (контрабас, бас-гитара), а также известные русские музыканты Константин Серов (электрическая гитара), Игорь Уланов (контрабас), Евгений Печников (рояль, саксофон) и др. В 1990 г. проходил стажировку во всемирно известной джазовой школе «Беркли скул оф Мьюзик» в Бостоне. В настоящее время — профессор кафедры джазовой музыки в Российской академии музыки имени Гнесиных. Активную концертную деятельность совмещает с преподавательской. Его записи пользуются неизменным успехом: «Эпизод № 7», «Утро Земли», «Оркестр приехал», «Виртуозы саксофона» и др. Автор многих композиций: «Поющие деревья», композиция на тему Ч. Паркера «Блундидо», «Улица без конца», «Альтовое настроение», «Лепестки желтой розы» и др. Является автором ряда методических пособий для музыкальных школ и училищ: «Начальное обучение игре на саксофоне», «Инструменты эстрадного оркестра», «Школа джазовой импровизации для саксофона». Один из самых известных отечественных джазовых музыкантов. Его стилевая ориентация — современный мейнстрим с элементами фьюжн и джаз-рока. Яркий импровизатор, он мастер свинга, способный в звуках выразить любое внутреннее движение — от жизнерадостного неистовства до проникновенного, едва различимого шепота.

robert-pickton-a09e8573-cdff-43d9-b1f3-b736bc7c083-resize-750 (700x525, 294Kb)
1949
Роберт Уильям Пиктон (Robert William Pickton)
канадский серийный убийца. Родился в Порт-Коквитламе, Британская Колумбия. Он был признан виновным в шести убийствах второй степени. Также он обвинялся ещё в двадцати убийствах, но в 2010 году эти обвинения были отложены. Все останки, найденные на свиноферме Пиктона и его брата Дэвида, принадлежали женщинам, большинство из которых были проститутками и наркоманками из неблагополучного ванкуверского района Ист-Сайд. В декабре 2007 года Пиктон был приговорён к пожизненному лишению свободы без права на досрочное освобождение в течениe 25 лет, что в Канаде является максимальным наказанием за убийство. По заявлению государственного прокурора Канады от 22 января 2007 года, находясь под арестом, Пиктон, сознался своему сокамернику, полицейскому под прикрытием, в 49 убийствах и заявил, что убил бы ещё с целью довести число жертв до пятидесяти, но попал под арест потому что был «неряшлив» (sloppy). Роберт Пиктон был обвинён в убийстве 27 женщин, чьи останки были обнаружены полицией на его ферме в городе Порт-Коквитлам. 9 декабря 2007 года он был признан виновным в убийстве второй степени шести женщин из их числа. В 2010 году обвинение в двадцати других убийствах было отложено.

Leestringer (465x700, 114Kb)
1949
Ли Стрингер (Lee Stringer)
американский писатель, бывший бездомный и наркоман. Стрингер жил на улицах Нью-Йорка с начала 1980-х до середины 1990-х годов. Бывший редактор и обозреватель уличной газеты «Street News». Его эссе и статьи печатались в различных изданиях, в том числе «The Nation», «The New York Times», «Newsday» и др. Широкую известность автору принёс его роман Grand Central Winter о его выживании на улицах, опубликованный в 1998 году, другой напечатанной книгой стала «Sleepaway School». В 2000 году Ли Стрингер в соавторстве с Куртом Воннегутом издали книгу «Пожать руку Богу».Ещё будучи бездомным, Стрингер написал рассказ «No Place to Call Home» (русское название – «Нет места называемого домом»), который он отправил в новую уличную газету «Street News». Газета опубликовала рассказ, бездомного и впоследствии сотрудничала со Стрингером, который уже выбравшись из нищеты и избавившить от наркозависимости, отправлял в «Street News» свои эссе и статьи. Зависимость от крэка ему удалось победить с помощью «Project Renewal, Inc.», лечебного центра и приюта для бездомных. Опубликованный в 1998 году роман «Grand Central Winter: Stories From the Street» принёс известность Стрингеру и попал в 10 рекомендованных книг года по версии «USA Today», а «The New York Times» опубликовал положительную принял книгу. В 2005 году Стрингер был удостоен награды от «Lannan Foundation», престижной литературной премии. Библиография: Lee Stringer (1998). Grand Central Winter. Seven Stories Press. ISBN 1-888363-57-6; Lee Stringer, Kurt Vonnegut (2000). Like Shaking Hands With God. Seven Stories Press. ISBN 1-58322-002-X; Lee Stringer (2004). Sleepaway School. Seven Stories Press. ISBN 1-58322-478-5; Lee Stringer (2010). Grand Central Winter: Expanded Second Edition. Seven Stories Press. ISBN 1-58322-918-3.

1950
Ронни Лос
саксофон, гитара («Earth Wind & Fire»).

1950
Александр Александрович Никитин
директор ФГУП "Серовского механического завода"

1950
Валерий Николаевич Шалавин
актер детского музыкального ТЮЗа. Окончил среднее специальное - Новосибирское театральное училище.

1951
Вячеслав Борисович Затрубщиков
директор ФГУП "Нерехтский механический завод"

David Mark Weber (612x700, 32Kb)
1948
Дэвид Марк Вебер (David Mark Weber)
американский писатель, сатирик, фантаст. Родился в Кливленде, штат Огайо (Cleveland, Ohio). Во время учёбы в колледже избрал своей специализацией историю, также изучал английскую литературу, политологию и социологию, и, как известно ещё из одного источника, сравнительную религию. Первыми научно-фантастическими романами, которые он прочёл стали произведения Эдварда «Дока» Смита и роман Джека Уильямсона («Legion of Space»). Но наибольшее влияние на последующее творчество Вебера, как считает он сам, оказали романы Генри Бима Пайпера, ранние произведения Кита Лаумера и Роберта Хайнлайна. В настоящее время он предпочитает читать книги Энн МакКеффри («все, что она пишет»), Дэвида Дрейка, Тома Клэнси, Мелинды Сондграсс, Пола Андерсона и Мерседес Лэки. Основной литературной специализацией Дэвида Вебера стала так называемая военная фантастика. «Я думаю, — говорит Вебер, — очень важно воспринимать войну, как нечто отвратительное и жестокое, и лучше иметь чертовски хорошую причину для того, чтобы затевать хоть одну». Первая публикация в фантастике — роман «Insurrection» (1990), написанный совместно со Стивом Уайтом. В отличие от Стива Уайта (Steve White) соавтора Вебера по трилогии («Starfire») и некоторым другим произведениям, сам Дэвид не имет за плечами никакого реального военного опыта, а одной из величайших трагедий войны называет уничтожение человеческого потенциала. Среди любимых хобби писателя — военная история изучению которой он отдал почти тридцать лет, любимые домашние животные — кошки и собаки, а живёт Дэвид Вебер в городе Гринсвиль (Южная Калифорния). Во Вселенной Д.Вебера и соавторов участвуют в основном люди — потомки землян. Другие разумные расы лишь упоминаются: В качестве меры предосторожности Королевство аннексировало систему звезды класса G5 Василиск. Поскольку в системе была лишь одна пригодная для жизни планета, это весьма усложняло задачу. Планету, ещё до пришельцев-людей, населяла разумная раса. Люди зачастую эксплуатируют «аборигенов» ради наживы: сорок восемь часов назад шестьдесят один полицейский из Агентства по защите аборигенов погиб при исполнении служебного долга. Они были убиты лицами инопланетного происхождения, сбывавшими медузианам запрещенные наркотические средства. Лаборатория, производившая наркотики, получала энергию от незарегистрированного отводка, установленного в запасном орбитальном коллекторе анклава Её Величества на Медузе. Также «аборигенов» используют как разменную пешку в борьбе между звёздными империями. Думаю, мы можем отбросить всякую надежду на то, что наркоторговцы и поставщики оружия — разные люди. Итак: на шамана снизошло прямое озарение от богов. Местным жителям пришла пора изгнать проклятых инопланетян со священной почвы Медузы, а для выполнения этого боги дали им волшебное оружие. Ещё боги объяснили ему, что не все инопланетяне злые. Некоторые являются слугами богов и почитают их с приличествующим благоговением. И эти добрые инопланетяне являются источником «священного мекохе». Похоже, шаман собирает из аборигенов нечто вроде армии и обещает им, что, как только они изгонят или принесут в жертву злых пришельцев, тут же явятся добрые и дадут кочевникам ещё более чудесное оружие и сколько угодно мекохе. Используется гиперпространство: Относительная скорость при полете через гиперпространство, доступная любым торговым судам, в тысячу двести раз превышала световую — но даже при такой очевидной быстроте на путешествие с Мантикоры до Старой Земли потребуется несколько месяцев; с другой стороны, сетевой терминал «Беовульф» доставляет корабль на Сигму Дракона, расположенную чуть больше чем в сорока световых годах от Солнца, за вообще неизмеримо малый промежуток времени. В отличие от Стар Трека, где используются скорости, как будто звездолёты — это машины, Вебер использует ускорения: Даже при ускорении в пятьсот слишним g, которые может выжать эсминец или легкий крейсер, требуется время, достаточное для генерации необходимых векторных изменений, поэтому прятки при помощи отключения энергии имеют весьма ограниченную полезность. В конце концов, что толку прятаться, если враг удирает от тебя на скорости в пятьдесят-шестьдесят процентов световой? Главная героиня произведений Д. Вебера — женщина, капитан Виктория Харрингтон. Тёмный блеск глаз делал бледное лицо ещё более бледным, а подбородок казался слишком массивным на фоне твердой линии рта. Нет, в который раз решила она, с её лицом вполне можно примириться, терпимое такое лицо, но бессмысленно воображать, что кто-то когда-то заподозрит его в лучезарной красоте… ну и черт с ним. Вряд ли можно назвать капитана Харрингтон красивой, решил Алистер, но дело явно не во внешности. Эти резковатые, выразительные черты и огромные тёмно-карие глаза — экзотически удлиненные и лучащиеся еле сдерживаемым восторгом вопреки «служебному» выражению лица — выходили далеко за рамки таких эфемерных понятий, как «красивая». Она была собой, единственной и неповторимой, и от этого делалось только хуже. Читатель второй книги серии «Хонор Харрингтон» узнает, что имя Виктория — это изобретение переводчиков, а настоящее имя капитана Харрингтон — Хонор («Честь»). Хонор превратили в Викторию явно под воздействием первой книги («Космическая станция Василиск»). Да, вполне подходящее имя для той, кто способна буквально вырвать победу. Однако, во-первых, её боевой путь (как вы безусловно узнаете впоследствии) — не есть цепочка блестящих побед. Будет разное, в том числе и плен. Единственное, что ей никогда не изменит — это Честь. И, во-вторых, большая часть книг серии имеет в названии игру слов, которую, к сожалению, невозможно адекватно передать по-русски и в которой обыгрывается значение имени Хонор. Эта книга — первая из таких. Итак, перед вами «Честь Королевы» она же «Хонор, офицер Королевы». — У нас все ещё имеются лазеры-тридцатки, по два на каждом борту, плюс ракетные пусковые. После переоборудования у нас появится гравикопье и четырнадцать торпедных генераторов. Оружие преследования осталось без изменений: две ракетные шахты и спинальный лазер-шестидесятка. Это вооружение начала долгоиграющего военного конфликта между Народной Республикой Хевен и Звездным Королевством Мантикоры. С течением времени оно эволюционирует: от простых ведомых по радио кораблем ракет до многоступенчатых конструкций, управляемых сопровождающими залп платформами, общающимися с выпустившими их кораблями посредством сигнала на гравитационном носителе, распространяющимся быстрее скорости света. В серии книг о Хонор Харрингтон Вебер демонстрирует последовательное развитие космического вооружения и внедрение новых, связанных с ним доктрин нападения и обороны. Следует отметить железную логику писателя, умудряющегося — при некотором количестве изначальных допущений — оставаться строго в рамках физических законов реального мира. Вы не найдете у него шустрых истребителей и медленных неповоротливых крейсеров, которыми кишат книги и фильмы о «звездных войнах». Писатель прекрасно осведомлен о том, что такое ускорение и относительная скорость и как они соотносятся с массой и мощностью двигателя космического корабля. Сверх того в его романах напрочь отсутствуют двумерные благоглупости наподобие поясов обороны на базе астероидных поясов. Пожалуй, Вебер — один из немногих авторов, умудрившихся четко перенести двумерный водный флот в трёхмерное космическое пространство, не допустив при этом ляпов, ставших традиционными для космической фантастики. О матери Харрингтон: … а пролонг, процесс продления жизни, заморозил её биологический возраст на тридцати стандартных годах. Большинство книг Дэвида Вебера можно найти в интернете. Они доступны как на английском языке, на сайте издательства Baen, так и на русском языке, на сайтах электронных библиотек. Хотелось бы заметить, что на сайте издательства, обычно доступны для бесплатного чтения 25 − 33 % всей книги.

1952
Валерий Кириллович Кисленко
актёр. Окончил Студию при ЦДТ в 1976 году. С 1976 года работает в Российском академическом Молодежном Театре. Спектакли и роли: "Поллианна" (Пастор Форбс), "Приключения Тома Сойера" (Джек Тейлор), "Волшебник изумрудного города"(Гудвин, страж), "Чисто английское привидение"(Лорд Кэнтервильский)

1954
Стиви Рэй Воэн
гитарист

1955
Черил Стьюдер
американская певица (сопрано)

1956
Вячеслав Юрьевич Желваков
российский график, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Художеств, профессор кафедры рисунка Российской академии живописи, ваяния и зодчества. С 1989 г. работаете студии художников имени В.В.Верещагина. Автор графических портретов русских полководцев, серии "Славные сыны Отечества"

[700x525]
1956
Златко Кларич (хорватское имя — Zlatko Klaric)
хорватский шахматный гроссмейстер (1983), одним из первых издавший в 1982 году сборник партий тогда еще не чемпиона мира Гарри Каспарова. Шахматный литератор. Родился в городе Борово, Болгария. Лучшие результаты в международных соревнованиях: Монте-Карло (1977) — 1-е; Монпелье (1977) — 1—2-е; Кросно (1978) — 2—3-е; Винковци (1978) — 1-е; Вроцлав и Лондон (1979) — 1-е; Линц (1980) — 1-е; Зренянин (1980) — 2—3-е; Загреб (1981) и Тимишоара (1982) — 1—2-е; Каорле (1982) — 1—4-е; Салоники (1984) — 1-е; Ангулем (1986) — 2-е; Пула (1987) — 1—2-е места. Литература: Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 161. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

1956
Ребекка Мелак
американская писательница, автор романов "Суверен", "Танцоры ветра", "Ребенок ветра", "Огонь Иерусалима", "Птицы войны", "Красный Чикаго", "Эскадрон королевы".

[479x699]
1957
Григорий Ефимович Гурвич
театральный деятель, режиссер. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000, посмертно). Родился в Баку, в семье известного журналиста, руководителя Азеринформа. Закончил филологический факультет Бакинского государственного университета. Участвовал в бакинской команде КВН. В 1981 поступил в ГИТИС, учился у М.О.Кнебель. Дипломный спектакль Дневник обыкновенной девушки (1986, собственная инсценировка по Дневнику Нины Костериной, комсомолки 1930-х годов) поставил в Театре имени Вл.Маяковского. Спектакль вскоре был закрыт, и диплом об окончании ГИТИСа Гурвич получил через несколько лет. Еще в институте был автором и режиссером популярных студенческих «капустников». По совету Г.И.Горина и М.А.Захарова в 1988 основал театр-кабаре «Летучая мышь» в помещении Учебного театра ГИТИСа (Б.Гнездниковский переулок 10, т.н. «Дом Нирнзее»), где в начале 20 в. под руководством Н.Ф.Балиева в театре-кабаре «Летучая мышь» игрались «капустники» Московского Художественного театра. Первый спектакль, Чтенiе новой пьесы (автор текста и режиссер Гурвич), – история отъезда труппы Балиева за рубеж. Представления дореволюционного театра были цеховыми, рассчитанными на людей, посвященных в театральную кухню. Гурвич же, создавая свой авторский театр (автор, ведущий и режиссер в одном лице), рассчитывал на массового зрителя. В остроумном, веселом музыкальном спектакле Я стэпую по Москве (1992) возникало время еще совсем недавнее, но уже ставшее прошлым. Рассказывая историю своей жизни, Гурвич нашел точную интонацию, сумел создать атмосферу, объединяющую весь зал. В музыкальном театре Гурвича актеры умели все: пели, танцевали, занимались клоунадой и акробатикой. Красивым, праздничным зрелищем стал спектакль 100 лет кабаре (1993) об искрометном, без тени пошлости и безвкусия искусстве кабаре. В 1996 вышел спектакль Это шоу-бизнес по мотивам известных бродвейских мюзиклов 20 в. В традициях жанра спектакли театра всегда были дорого и стильно оформлены, актеры натренированы, их костюмы красивы и ярки. Обаятельный автор-ведущий блистал остроумием, легко импровизировал, несмотря на грузность, прекрасно двигался со своими артистами, пел и танцевал. В 1997 состоялась премьера спектакля Вам позволено переиграть по пьесе М.Фриша Биография, в котором принимала участие группа «Несчастный случай». Сам режиссер считал этот спектакль главным в своей жизни. Последний его спектакль Великая иллюзия (1998) – попурри из бродвейских мюзиклов. Работа над спектаклем Любимец мужчин по роману С.Жапризо не была завершена. За участие в телевизионной передаче Старая квартира, в которой он был постоянным ведущим (совместно с драматургом В.И.Славкиным), посмертно удостоен Государственной премии Российской Федерации. Умер в Тель-Авиве (Израиль) 5 ноября 1999 года.

1957
Владимир Николаевич Маркелов
Заслуженный мастер спорта. "Вооруженные Силы", Москва. Сильнейший гимнаст 70-х годов. Чемпион Олимпийских игр в командном первенстве (1980), серебряный призер в командном первенстые (1976). Чемпион мира в командном первенстве (1979), серебряный призер в командном первенстве (1978). Абсолютный чемпион Европы (1977). Чемпион Европы в упражнениях на кольцах (1977), серебряный призер в вольных упражнениях (1977) и в упражнениях на перекладине (1977), бронзовый призер в упражнениях на коне (1977) и в опорных прыжках (1977). Обладатель Кубка мира в многоборье (1977), в упражнениях на коне (1977), перекладине (1977) и в опорных прыжках (1977), серебряный призер в упражнениях на кольцах (1977), бронзовый призер в вольных упражнениях (1977). Абсолютный чемпион СССР (1977, 1978), обладатель Кубка СССР в многоборье (1976, 1977), чемпион СССР в упражнениях на коне (1980), кольцах (1976, 1977, 1980), брусьях (1976), серебряный призер в многоборье (1976), в упражнениях на коне (1976, 1977) и в опорных прыжках (1977, 1980), бронзовый призер в многоборье (1980), в вольных упражнениях (1976), в опорных прыжках (1976).

1958
Сергей Анатольевич Добролюбов
российский ученый в области гидрометеорологии и океанографии, член-корреспондент Российской Академии Наук. Впервые количественно описал океанское звено глобального гидрологического цикла, объяснил причины формирования "межокеанского конвейера", установил роль основных масс Мирового океана в глобальном балансе пресной воды

Кара-Мурза (700x525, 250Kb)
1959
Владимир Алексеевич Кара-Мурза
российский журналист, теле- и радиоведущий. Член Академии российского телевидения с 2007 по 2019 год. Владимир Кара-Мурза родился в Москве. В 1981 году окончил исторический факультет МГУ по специальности «преподаватель истории новейшего времени». На параллельном потоке с ним учился Олег Добродеев, с которым Кара-Мурза поддерживал дружеские отношения с 1976 по 2001 год. Принимал участие в деятельности арт-группы «Мухоморы», был соавтором магнитоальбома «Золотой диск», выступал в роли кинооператора (технику группе негласно предоставляла Екатерина Дёготь). С 1982 по 1992 годы занимался частным репетиторством по истории, работал дворником, кочегаром.
Работа в СМИ
Телевидение
На телевидении с 1992 года. В 1992—1993 годах — старший редактор, затем корреспондент еженедельной программы Евгения Киселёва «Итоги» на РГТРК «Останкино» (ныне — «Первый канал»). Делал там материалы на исторические темы: о Южных Курилах и событиях в Северной Осетии. В сентябре 1993 года[26] вместе с Киселёвым и другими журналистами «Итогов» перешёл в первую в России частную общенациональную телекомпанию НТВ[27], основанную в том же году Владимиром Гусинским. В 1993—1995 годах — корреспондент службы информации телекомпании НТВ, делал сюжеты для программ «Сегодня» и «Итоги». С 28 апреля 1995 по 12 апреля 2001 года — автор и ведущий информационно-аналитической программы «Сегодня в полночь» на телеканале НТВ, в 1996 году за свою профессиональную деятельность удостоен премии Союза журналистов России «Золотое перо России». С марта 2000 по январь 2002 года — также автор и ведущий еженедельной исторической программы «Свидетель века», изначально выходившей на НТВ, затем — на «ТВ-6». Во время конфликта между владельцем телекомпании НТВ Гусинским и её основным кредитором компанией «Газпром» в ночь на 14 апреля 2001 года Владимир Кара-Мурза приехал в редакцию телеканала на 8-м этаже телецентра «Останкино», где вступил в жёсткую полемику с представителями «Газпрома»: Добродеевым, Йорданом и Кулистиковым. В тот же день вместе с группой ведущих журналистов НТВ написал заявление об уходе с канала и ушёл на канал ТНТ, откуда чуть позже перешёл в штат телекомпании Бориса Березовского «ТВ-6».
[544x699]
С апреля 2001 года по январь 2002 года — автор и ведущий информационно-аналитических программ «Сегодня в полночь на ТНТ», «Тушите свет» и «Сегодня на ТВ-6» (с 3 сентября 2001 года название программы было изменёно на «Грани») на телеканалах ТНТ и «ТВ-6». Последний эфир на «ТВ-6» провёл в 23.00 21 января 2002 года, за час до отключения вещания телекомпании по распоряжению судебных приставов. После закрытия «ТВ-6» вместе с другими журналистами перешёл в штат вновь созданного телеканала ТВС, который в марте 2002 года выиграл конкурс на вещание и 1 июня 2002 года начал вещание на «шестой кнопке». С июня 2002 года по июнь 2003 года Владимир Кара-Мурза — ведущий программ «Грани», «Место печати» и «Тушите свет» на телеканале ТВС. Последний эфир на ТВС провёл 19 июня 2003 года. Телеканал ТВС был отключён от эфира по распоряжению Министерства печати РФ 22 июня 2003 года. С 11 августа 2003 года по лето 2008 года — ведущий информационной программы «Сейчас в России» на телеканале RTVi. Дважды появлялся в передачах общедоступных телеканалов в качестве гостя: в телеигре «Сто к одному» («Россия», 11 сентября 2004 года, в составе команды «Эхо Москвы») и ток-шоу «Бабий бунт» («РЕН ТВ», 9 ноября 2007 года). В 2007 году также появился в эпизодической роли ведущего новостей в фильме «День выборов». С декабря 2011 года по март 2012 года — ведущий передачи «Главное за неделю с Владимиром Кара-Мурзой» на Сетевом общественном телевидении.
Радио
На «Эхе Москвы» в июле 2003 года шла «Реплика Кара-Мурзы», с 2003 по 2007 год там же — соведущий программы «Ну и денёк», с 2006 по 1 июня 2019 года (до 2013 года — совместно с телеканалом RTVi) выходила еженедельная авторская итоговая передача «Грани недели с Владимиром Кара-Мурзой».
С 2005 года также работал на «Радио Свобода» с авторским ток-шоу «Грани времени» (с 2005 по 2016 год ежедневно по будням, в 2017 году день через день с Мумином Шакировым, с октября 2017 по октябрь 2018 года передача выходила два раза в неделю: в понедельник и четверг). 29 октября 2018 года вышел последний выпуск программы, который провёл Владимир Кара-Мурза.
Печатные издания
С февраля 2014 до июня 2019 года вёл колонку о телевидении в газете «Собеседник». За 5 лет в издании вышло около 180 заметок автора. В своих публикациях регулярно критиковал программы современного российского телевидения и их ведущих.
Смерть
В последние годы жизни тяжело болел, перенёс несколько инсультов. Скончался в Москве 28 июля 2019 года «в восемь утра, в день своих именин», о чём сообщил его сын Владимир Кара-Мурза-младший. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Владимир Кара-Мурза-старший был похоронен 31 июля 2019 года в одной могиле с отцом, дедом и бабушкой на Даниловском кладбище (участок № 22).
Общественная позиция
С 2000 года являлся критиком президента Владимира Путина и российских властей. В 2004 году стал одним из создателей оппозиционного «Комитета-2008». В том же году заявил: «Поскольку я человек с историческим образованием, считаю, что до 2008 года режим в нынешнем виде не сможет просуществовать». Негативно относился к присоединению Крыма к России в марте 2014 года. В 2018 году был одним из доверенных лиц Григория Явлинского на президентских выборах.
Семья
Отец — Алексей Сергеевич Кара-Мурза (1914—1988), историк и фронтовой журналист, в своих работах освещал Сталинградскую битву. Был главным редактором специализированного журнала «Преподавание истории в школе». Мать — Майя Вольдемаровна Кара-Мурза (в девичестве Бисениекс; родилась в 1934), племянница латвийского дипломата Георга Бисениекса, который был обвинён в подготовке убийства Сергея Кирова. Вследствие данного факта она считалась дочерью врага народа и не смогла поступить ни в один институт. Познакомилась с Алексеем Сергеевичем в техникуме, в котором тот преподавал, и стала его второй женой. В 2000-е годы — активист общества потомков жертв политических репрессий общества «Мемориал». Бабушка по матери — Лия Абрамовна Канторович, участник Великой Отечественной войны. Был женат дважды. Сын от первого брака — общественный деятель, политик и публицист Владимир Кара-Мурза-младший. Воспитывал также дочь второй жены от её прошлых отношений.

[490x698]
1959
Йоуни Юрьёля (финское имя — Jouni Yrjola)
финский шахматный гроссмейстер (1990). Родился в общине Вилппула, Пирканмаа, Финляндия. В составе национальной сборной участник 8-и Олимпиад (1982—1992, 1996 и 2000). Книги: Easy Guide to the Classical Sicilian – featuring the Richter-Rauzer and Sozin Attacks. Everyman Chess, London 2000, ISBN 1-857-44524-4; An Explosive Chess Opening Repertoire for Black. Gambit Publications, London 2001, ISBN 1-901983-50-1. (в соавторстве с Jussi Tella); The Queen’s Indian. Gambit Publications, London 2003, ISBN 1-901983-90-0. (в соавторстве с Jussi Tella)

1960
Николай Петров
лидер-гитарист группы "Nautilus Pompilius". Закончил музыкальное училище имени Чайковского, где учился вместе с Алексеем Могилевским. Студенческая дружба логически привела их к творческому сотрудничеству - созданию проекта "Ассоциация" (полное название — "Ассоциация Содействия Возвращения Заблудшей Молодежи на Стезю Добродетели", позаимствованное А.Могилевским из Г.Уэллса). Николай Петров - бессменный участник "Ассоциации" во всех ее видах, начиная с 1985 г. Он исполнял гитарные, вокальные партии, а также занимался аранжировкой. После окончания училища был преподавателем по классу акустической гитары в музыкальной школе г.Первоуральска и одновременно зарабатывал нелегкий хлеб "ресторанного музыканта" - у него 9-летний стаж работы в одном из первоуральских ресторанов. В 1989 году Коля Петров увольняется из музыкальной школы, устав от жесткого расписания, стандартного педагогического репертуара, учебных планов. Он начинает работать в кружке одного из домов культуры, что обеспечивало большую свободу маневра и позволило более плотно заняться собственным творчеством. После распада "звездного состава" "Наутилуса" Н.Петров и А.Могилевский начинают более активно заниматься "Ассоциацией" - прилагать некоторые усилия для раскрутки своего проекта, становятся известны в Ленинграде и Москве, дебютируют на фестивале в Лужниках. В 1989-1991 гг. выходят три альбома "Ассоциации". В начале 1990-х Коля Петров работает вместе с А.Пантыкиным, над неким совместным свердловско-американским музыкальным проектом, играет с "Апрельским маршем". В 1994 году А.Могилевский, вернувшийся "в объятия родного моллюска", предлагает своего старого соратника по "Ассоциации" на должность наутилусовского лидер-гитариста. После записи "Титаника" Могилевский дал Коле Петрову послушать альбом и предложил поработать с гитарными партиями Потапкина и Самойлова. Сначала Петров не отнесся всерьез к предложению Могилевского, предполагая, что найдутся другие кандидаты на это место. Однако вскоре из "Нау" окончательно ушел Самойлов, и Коле пришлось по дороге на гастроли в Киев срочным порядком разучивать партии. Он делал это в поезде, сидя в наушниках и потихоньку репетируя на гитаре. Концерты в Киеве он отыграл успешно - и так в "Наутилусе" появился новый лидер-гитарист, который оставался в группе до конца. Скоропостижно скончался 4 апреля 2002 года.

1961
Сьюзен Килрэйн (Susan Kilrainдо; в замужестве - Стилл)
американская женщина-астронавт.

1962
Дэбби Гудж (Debbie Googe)
участница английской группы «My Bloody Valentine».

1962
Томми Ли
ударные («Motley Crue»).

1963
Вадим Игоревич Преображенский
композитор, создавший более двадцати музыкальных альбомов, написавший музыку к кинофильму «Ковчег» (2002, режиссер Юрий Кузин), выступавший координатором музыкального департамента в сериале «Тридцатилетние». Вадим Игоревич – создатель и композитор группы Overrun, за плечами у которой выступление на Олимпийских играх в Пекине, а также участие в различных рок-фестивалях.

1964
Владимир Петрович Вуйцик
актёр. Окончил театр. уч-ще (Ярославль), театрального искусства (1991 г.), педагоги - Оттович В.П., Шибанков В.М. Работал в республиканском Черкесском Драматическом театре, Львовском Театре юного зрителя. В настоящее время работает в Вологодском Театре для детей и молодежи.

1964
Вадим Самойлов
вокал (Агата Кристи).

1964
Светлана Александровна Серваль
актриса Александринского театра. Окончила ЛГИТМиК, драматического искусства (1987 г.), педагог - Горбачев И.О.

1965
Татьяна Эдуардовна Веселкина
актриса. Заслуженная артистка России. В 1988 году окончила ГИТИС (курс А.Бородина). С 1988 года работает в Российском академическом Молодежном Театре.

1965
Александр Владимирович Марков
русский учёный-палеонтолог, писатель, автор повести "Апсу", романа "ОТражение Улле".

1965
Александр Викторович Чернявский
актёр. Окончил Горьковское театральное училище в 1991 году по специальности "Актер театра кукол". Руководитель курса Р.В.Бунатян. Служил в Нижегородском государственном академическом театре драмы имени Горького. С 2002 года - актер Московского академического театра Сатиры. В Нижнем Новгороде Александр известен как участник дуэта "Зоя Посылкина и Фиса Кулясова", который Чернявский придумал и воплотил в жизнь вместе с актером Олегом Шапковым.

1969
Адела Норьега
актриса ("Гваделупе" (Гваделупе), "Мария Бонита" (Мария Бонита)).

1969
Гвен Стефани
вокал («No Doubt»).

1969
Кристина Чемберс
актриса ("Любовь и тайны Сансет Бич" (Мария)).

1970
Алонза Бивэн (Alonza Bevan)
участник «Kula Shaker» (1996 UK №2 сингл «Hey Dude»).

1970
Габриэлла Марьяновна Ткач (Мариани Габриэла)
актриса. Родилась в молдавском городе Бельцы. Закончила школу-студию МХАТ. Работает в театре имени Рубена Симонова (Москва). Габриэлла - настоящее имя, Мариани - псевдоним, который придумал режиссер Самсонов, когда она снималась в фильме «Казино». От ее отчества – Марьяновна.

1971
Эд Честер (Ed Chester)
участник английской группы «The Bluetones».

1972
Кевин Ричардсон
вокал (Backstreet Boys)

[467x699]
1973
Венсан Кандела
футболист. Играл в клубах: "Тулуза" (1992/1995), "Генгам" (1995/1997), "Рома" (с января 1997). Этот универсальный защитник, который может сыграть как на фланге, так и в центре обороны, обратил на себя внимание тренеров сборной еще по выступлениям за провинциальный "Генгам". И именно Венсан стал в национальной сборной первым полпредом городка с населением всего-то 10-тысяч человек, что, согласитесь, встречается не так уж редко. Талант Кандела не остался незамеченным и зарубежными селекционерами, вследствие чего Венсан, так и не успев проявить себя в полной мере на родине, уехал в сильнейший из национальных чемпионатов. Острейшую конкуренцию за место в основном составе одного из ведущих клубов Серии А Кандела выдержал с честью, поэтому неудивительно, что в нынешнее межсезонье его сватали такие команды, как "Интер". Впрочем, новый наставник "Ромы" Фабио Капелло расставаться с французом не захотел, из чего следует сделать вывод о том, что "романисти" всерьез рассчитывают на Венсана. К сильным сторонам этого "левши" следует отнести умение строго и надежжно сыграть в обороне. Если же Кандела действует на фланге (как правило, левом), его подключения в атаку благодаря неплохому дриблингу почти всегда несут в себе опасность воротам противника.

1973
Сергей Николаевич Козик
актёр. Родился в Пскове. В 1998 году окончил Л.Г.И.Т.М.и К., мастерская А.С.Шведерского. В Театре Комедии работает с 1998 года.

[478x698]
1975
Станислав Александрович Амелин
боец ОМОНа при УВД Кемеровской области, сержант милиции. Родился в городе Кемерово. Русский. В 1992 году окончил среднюю школу. До призыва в армию работал учеником электрослесаря шахты "Северная". Действительную военную службу проходил в Псковской воздушно-десантной дивизии, четыре месяца воевал в Чеченской республике. С января 1996-го года на службе в отряде милиции особого назначения при УВД Кемеровской области. Через несколько месяц после его зачисления в отряд Амелин в составе сводного отряда милиции особого назначения Кузбасса прибыл в Урус-Мартановский район Чеченской республики. 9 июля 1996 года у села Гехи-Чу группа милиционеров-бойцов ОМОНа на бронетранспортере попала в засаду. Машина подорвалась на мине, противник атаковал кемеровчан, используя гранатометы и стрелковое оружие. Завязался тяжелый бой. Несколько человек были ранены. И в этой непростой ситуации бывший десантник Амелин показал все свои профессиональные качества, проявив при этом героизм и отвагу. Под шквальным огнем врага он помог эвакуировать раненых из бронетранспортера. Метким выстрелом Станиславу удалось подавить огневую точку бандитов. Но пуля настигла и его. И раненый сержант милиции принял решение сражаться до последнего вздоха. Очередной выстрел снайпера - и пуля прошила его грудь. Жить ему оставалось секунды. Но, понимая, что отход товарищей в безопасное место зависит только от его действий, сержант милиции Амелин, истекая кровью и задыхаясь оттого, что легкие были прострелены, сумел все же несколько раз повторить по рации: "Вызываю огонь на себя, вызываю огонь на себя.." Звание Героя Российской Федерации Станиславу Александровичу Амелину присвоено посмертно 16 апреля 1997 года. Награжден орденом Мужества. Похоронен в Кемерово. На доме, где жил Амелин, установлена мемориальная доска. Сержант милиции навечно зачислен в списки Кемеровского ОМОНа, проводятся соревнования по служебному многоборью на кубок его имени.

1975
Дарья Владимировна Досталь
актриса.

00Roland-KOKENY (700x466, 108Kb)
1975
Роланд Кокень (Roland Kokeny)
венгерский спортсмен-байдарочник, олимпийский чемпион 2012 года на байдарке-двойке на дистанции 1000.

1975
Анна Владиславовна Матюхина
российская актриса. Окончила Педагогический Университет имени А.Герцена.

1976
Турар Болатканович Мураталиев
актёр

1979
Бен Джиллиэс
музыкант (Silverchair).

1980
Роман Сергеевич Васьянов
актёр. Родился в Москве.

00Meenakshi (700x457, 85Kb)
1981
Меенакши Суббараман (Meenakshi Subbaraman)
индийский женский шахматный гроссмейстер (2004).

1985
Наталья Евгеньевна Панюшкина
актриса. Родилась в Туле. Занималась в школе–студии "Ритмы Планеты" под руководством Б.Санкина. Окончила лицей искусств №3. Окончила отделение классического танца МГУКИ. С 2001 по 2003 гг. - артистка балета Московский Государственный "Мюзик-Холла".

1985
Уэйн Руни
звезда английского футбола. Выступал за «Эвертон», с осени 2004 года в составе «Манчестер Юнайтед». Молодого нападающего отличают агрессивность и высокая результативность, ему осталось только доказать, что все, сказанное в его адрес, справедливо и он не уступит тем, с кем его сравнивали. Но пока как же тяжело ему достается эта наука...

1990
Даниил Олегович Калуцких
обладатель «Гран-при» Детского международного фестиваля искусств «Браво, брависсимо». Многократный Рекордсмен книги Гиннеса. Братья Калуцких - 11-летний Даниил и 9-летний Кирилл - вошли в Книгу рекордов Гиннесса, выполнив гимнастический элемент - подъем из уголка в стойку на руках и обратно, не касаясь пола ногами, 202 раза за 27 минут.

[550x699]
1992
Дин Лижэнь (китайское упрощённое имя — 丁立人; имя на пиньинь — Dīng Lìrén)
китайский шахматист, гроссмейстер (2009), 17-й чемпион мира по шахматам ( 2023—2024 ). Трёхкратный чемпион Китая (2009, 2011 и 2012), победитель Grand Chess Tour 2019 и Кубка Синкфилда 2019. Двукратный финалист Кубков мира (2017 и 2019).
На турнире претендентов 2022 занял 2-е место. Поскольку Магнус Карлсен отказался защищать титул, Дин Лижэнь сыграл с Яном Непомнящим, занявшим 1-е место, и победил его, став новым чемпионом мира. C августа 2017 года по ноябрь 2018 года Дин не проиграл ни одной партии с классическим контролем времени, установив мировой рекорд. Он одержал 29 побед и 71 раз сыграл вничью. Родился в Вэньчжоу. Город имеет богатую шахматную историю: является родным для 9-й чемпионки мира Чжу Чэнь, в нём также проходил матч между 7-й чемпионкой мира Се Цзюнь и Виктором Корчным. Отец Дин Лижэня работает инженером-электриком, по профессии — врач; мама — медсестрой в больнице. Отец назвал сына в честь конфуцианской поговорки: «Если хочешь быть здоровым, сделай здоровыми других. Если хочешь расти, заставь расти других». Имя «Лижэнь» означает «сделать (других) здоровыми». Лижэнь является единственным ребёнком у родителей. В шахматы научился играть в 4 года. Для Дина стоял выбор между двумя видами шахмат: классическими и сянци. С Чжэном Ибо, ныне известным китайским арбитром, они выбрали классические шахматы. Закончил среднюю школу в Вэньчжоу, затем получил степень бакалавра, окончив юридический факультет Пекинского университета. Играет в шахматы с четырёх лет. Первый китаец, ставший чемпионом мира по шахматам. В 2009 году, в возрасте 16 лет, стал самым юным игроком Китая, победившим на общенациональных соревнованиях. Чемпион Китая (2009, 2011 и 2012). В сентябре 2017 года стал первым китайским шахматистом, который вышел на турнир претендентов по шахматам. На этом турнире стал единственным игроком, который не проиграл ни одной партии, но занял лишь четвёртое место. С 10 августа 2017 года по 10 ноября 2018 года Дин Лижэнь не проигрывал ни одной классической партии. Эта беспроигрышная серия составила ровно 100 партий и закончилась на турнире в Шэньчжэне, где Дин Лижэнь проиграл Максиму Вашье-Лаграву. 4 октября 2019 года Дин Лижэнь, проиграв в финале азербайджанскому шахматисту Теймуру Раджабову, занял второе место на Кубке мира, который проходил в Ханты-Мансийске. По результатам соревнования получил приглашение принять участие в турнире претендентов по шахматам 2020, по результатам которого поделил пятое-шестое места с Александром Грищуком. В связи ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, был лишен возможности участвовать в отборочном цикле на очередной турнир претендентов, однако в связи с дисквалификацией Сергея Карякина получил возможность принять участие в турнире, как шахматист с наивысшим рейтингом на май 2022 года. Одним из условий приглашения на турнир было наличие не менее 30 партий с классическим контролем, сыгранных с июня 2021 года по май 2022 года, однако к апрелю у Дина Лижэня было сыграно лишь 4 партии. С конца марта Китайская шахматная ассоциация организовала в городе Ханчжоу серию турниров с участием китайского шахматиста, чтобы он провел нужное (26) количество партий. В мае 2022 года Дин Лижэнь занял второе место в рейтинге ФИДЕ, обогнав Алирезу Фирузджу. На турнире претендентов 2022 в Мадриде, будучи рейтинг-фаворитом, занял в первом круге 4-6 место, проиграв в первом туре Яну Непомнящему. Во втором круге разделил 1-2 место с Теймуром Раджабовым, одержав в последней игре важнейшую победу над своим прямым конкурентом Хикару Накамурой, находившимся перед 14 туром на чистом 2 месте. Таким образом по итогам всего турнира занял второе место, что дало ему право принять участие в матче за звание чемпиона мира по шахматам, вместо отказавшегося от защиты титула Магнуса Карлсена. В январе 2023 неудачно сыграл на турнире Tata Steel в Вейк-ан-Зее, заняв 11 место в общем зачёте и вновь опустившись ниже 2800 в рейтинге ФИДЕ.
Чемпион мира по шахматам
В апреле 2023 года в матче за звание чемпиона мира против Яна Непомнящего победил с общим счётом 9,5:8,5 (7:7 по основным партиям и 2,5:1,5 на тай-брейке) и стал 17-м чемпионом мира и первым в истории чемпионом мира из Китая. Рейтинг Эло на октябрь 2025 — 2734 (18-й в мире, 2-й среди шахматистов Китая). Наивысший рейтинг — 2816 (4-й в мире, ноябрь 2018).

GujrathiTataSteelChess2018-13 (466x700, 322Kb)
1994
Видит Сантош Гуджрати (Vidit Santosh Gujrathi)
индийский шахматный гроссмейстер (2013). Родился в Насике, в семье врачей Сантоша и Никиты Гуджрати и с детства занимался шахматами. Гуджратхи получил звание международного мастера, набрав 7 очков из 13 на 45-м Национальном чемпионате по шахматам А в Ченнаи в 2008 году. В 2008 году он выиграл чемпионат мира по шахматам среди юношей и девушек в открытой секции U14, став первым индийцем, которому это удалось. Он набрал 9 очков из 11 возможных, получив последнюю норму для присвоения звания международного мастера. В 2009 году он занял 2-е место в категории до 16 лет на чемпионате мира по шахматам среди юношей и девушек, уступив 9 очков победителю С.П.Сетураману, также из Индии. На чемпионате мира по шахматам среди юниоров в Ченнае в 2011 году, проводившемся для игроков до 20 лет, Видит набрал 8 очков из 11, получив таким образом свою первую норму гроссмейстера. В открытом международном чемпионате Нагпура в 2011 году Видит набрал 8 очков из 11, отстав на одно очко от победителя Зиаура Рахмана. На этом турнире он получил свою вторую гроссмейстерскую норму. Свою последнюю гроссмейстерскую норму Видит выполнил в восьмом туре шахматного турнира гроссмейстеров Rose Valley Kolkata Open в 2012 году, где занял третье место. В 2013 году Видит завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира по шахматам среди юниоров в Турции в категории юниоров (U-20). Видит занял третье место в шахматном турнире Hyderabad International Grandmasters в 2013 году, выиграв 1,5 рупий. Видит также выступал в первой десятке других турниров, включая чемпионат Содружества в 2008 году. На протяжении многих лет Видита также тренировали IM Ануп Дешмукх, IM Роктим Бандопадхьяй и GM Алон Гринфельд из Израиля. Гроссмейстер Абхиджит Кунте, который также тренировал Видита ранее, сказал в 2013 году, что Видит может достичь рейтинга Эло 2700 за два-три года. Кунте также считал позиционное чутье Видита превосходным, сравнивая его с индийским шахматистом Пенталой Харикришной. С 22 ноября 2019 года по 25 ноября он участвовал в соревнованиях Tata Steel по рапиду и блицу в качестве участника по wildcard. Он занял восьмое место вместе со своим коллегой по wildcard Пенталой Харикришной. Он участвовал в первом турнире тура 2020-2021 годов - Skilling Open с призовым фондом 1 миллион долларов США. Он был капитаном исторической команды Индии, завоевавшей золото на шахматной онлайн-олимпиаде ФИДЕ 2020 года. Он также поделился закулисной историей о GRAPHY, о том, как они стали чемпионами шахматной онлайн-олимпиады ФИДЕ, как он и вице-капитан Сринатх Нараян управляли командой, и как это помогло его навыкам управления командой. У Видита также есть канал на YouTube, который по состоянию на 1 августа 2021 года имеет более 200 000 подписчиков. Рейтинг Эло на октябрь 2025 — 2716 (28-й в мире, 5-й среди шахматистов Индии). Наивысший рейтинг — 2727 (22-й в мире, сентябрь 2021).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 24 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»