• Авторизация


24 октября родились... 24-10-2025 03:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Peng_Dehuai (525x700, 124Kb)
1898
Пэн Дэхуай (китайское имя — 彭德怀, имя на пиньинь — Péng Déhuái)
(продолжение)
Отставка и гибель
В сентябре 1959 года министром обороны КНР был назначен Линь Бяо, он же заменил Пэн Дэхуая в Военном совете ЦК КПК. Пэн Дэхуай сдал военную форму и награды, и из правительственной резиденции был переведён в пригород Пекина, парк Уцзя, где его поселили в полуразрушенном доме предателя У Саньгуя. Линь Бяо последовательно начал отменять реформы Пэн Дэхуая, превращая армию в орудие Коммунистической партии и добиваясь исполнения своих директив через политкомиссаров. Военнослужащие использовались в строительстве, промышленном и сельскохозяйственном производстве, а армия должна была превратиться в «школу идей Мао Цзэдуна». Линь Бяо сознательно использовал армию для максимального расширения культа личности Мао в масштабах всего Китая. Линь Бяо, впрочем, понимал, что в перспективе это может привести к крайнему ослаблению армии, о чём иногда высказывался в частном порядке.
Попытка реабилитации
После 1959 года Пэн Дэхуай жил под гласным надзором Бюро безопасности КПК. В письме Мао Цзэдуну от 9 сентября он просил вернуть его в Хунань заниматься крестьянским трудом, в чём ему было отказано. В другом послании Пэн Дэхуай дал три клятвы: во-первых, что не станет контрреволюционером, во-вторых, что не покончит жизнь самоубийством; в-третьих, что будет зарабатывать самостоятельно. Домашние нужды в Уцзя помогали обустроить охранник и секретарь, но большую часть надомной работы Пэн Дэхуай осуществлял самостоятельно. Он вскапывал и поливал огород, ухаживал за садом, чистил сточные канавы, занимался ремонтом дома, сам стирал и чинил одежду. Жена — Пу Аньсю — могла навещать его лишь по воскресеньям, поскольку работала заместителем секретаря парторганизации Пекинского педагогического института. Впоследствии на неё оказывали давление и призывали развестись с Пэном, что она и сделала в 1962 году. Чаще общалась с дядей его племянница Пэн Мэйкуй, оставившая воспоминания об этих годах. Охрана не позволяла опальному маршалу общаться с местными жителями. Вынужденный досуг заполнялся изучением трудов классиков марксизма-ленинизма, политэкономии и философии. Формально Пэн Дэхуай оставался членом ЦК КПК и вице-премьером, поэтому получал всю текущую документацию. В 1960 году он был допущен на похороны Линь Боцюя. После Лушаньского пленума была создана комиссия по расследованию деятельности Пэн Дэхуая, главой которой Мао Цзэдун назначил Хэ Луна. Втайне сочувствуя своему коллеге, Хэ Лун более года проводил следствие. После провала Большого скачка, комиссия вынесла вердикт о невиновности и непричастности к антипартийной деятельности, более того, пыталась оправдать Пэн Дэхуая. К началу 1960-х годов курс на «Большой скачок» привёл к резкому ухудшению экономического положения Китая. Крыло «прагматиков» КПК (в первую очередь Дэн Сяопин и Лю Шаоци) предприняло ряд шагов к урегулированию, в частности, возвращению крестьянам приусадебных хозяйств и права продавать свою продукцию, произведённую сверх плана, на рынке. В 1961 году Пэн Дэхуай обратился к Мао с просьбой о поездке в Хунань «на обследование», которая состоялась в ноябре — декабре. По результатам, Пэн пришёл к выводам, что состояние экономики ещё хуже, чем было в 1959 году. На расширенном рабочем совещании ЦК КПК в Пекине в начале 1962 года (на нём присутствовали 7000 партийных руководителей), Пэн Дэхуай в своём докладе повторил большую часть своих лушаньских тезисов. В докладе Лю Шаоци оценка ситуации в Китае совпадала с выводами Пэн Дэхуая. Мао Цзэдуну и Линь Бяо пришлось выступать с самокритикой. Лю Шаоци и Дэн Сяопин открыто требовали реабилитации Пэн Дэхуая, 27 апреля 1962 года было издано постановление ЦК КПК «Об ускорении темпов частичной реабилитации». 16 июня 1962 года Пэн Дэхуай представил на имя Мао Цзэдуна и Политбюро «Письмо из 80 000 слов», в котором содержалось требование отменить решения Лушаньского пленума относительно его судьбы. Именно в этом тексте он эмоционально воскликнул, что «желает быть разжалованным вместе с Хай Жуем». В августе было отправлено ещё одно письмо на имя Мао, они оба остались без ответа. Режим содержания опального маршала был сильно смягчён, однако к руководящей работе его не допускали. Не допустили его и к участию в X пленуме ЦК КПК в сентябре. В сентябре 1965 года Мао Цзэдун одобрил назначение Пэн Дэхуая на практическую должность. В условиях резко осложнившегося внешнеполитического положения Китая, началось создание «третьей основной линии обороны». Мао назначил опального маршала начальствовать строительством оборонных сооружений и промышленных предприятий на Юго-Западе Китая. Когда он отказался, Мао 23 сентября 1965 года пригласил его на личную встречу, в конце которой заявил, что «история нас рассудит». 30 ноября 1965 года Пэн Дэхуай прибыл в Чэнду, и за первую половину 1966 года успел посетить 20 уездов, 15 предприятий горной промышленности, а также фабрики и электростанции. После начала Культурной революции ему было приказано оставаться в Чэнду. Когда в городе появились отряды хунвейбинов, друзья-военные предупредили Пэн Дэхуая об осторожности, но тот заявил, что «настоящий коммунист не должен бояться масс». По мнению биографа Юргена Домса, пренебрежение личной безопасностью и недооценка масштабов Культурной революции сделали Пэн Дэхуая одной из первых её жертв.
«Культурная революция»
Пэн Дэхуай оказался одним из первых китайских общественных деятелей высшего ранга, деятельность которого «подверглась расследованию» группы по делам культурной революции. Чжоу Эньлай, представляя ЦК КПК, попытался его защитить, однако жена Мао Цзян Цин по собственной инициативе направила в Чэнду указание хунвейбинам найти Пэн Дэхуая и доставить в Пекин. Как сообщается в источниках, сычуаньские хунвейбиновские организации отнеслись к приказу без энтузиазма. Тем не менее, 22 декабря 1966 года его дом подвергся обыску, а участники акции сообщили Пэну, что арестованы Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Поскольку приказ Цзян Цин остался невыполненным, 24 декабря глава более радикальной хунвейбиновской группировки Ван Дабинь, прибывший в Чэнду, назвал местных красногвардейцев «предателями» и «правыми». Рано утром 25 августа в доме Пэн Дэхуая прошёл очередной обыск, а сам он был схвачен, закован в цепи и увезён в неизвестном направлении. Друзья Пэн Дэхуая — военные — были предупреждены слишком поздно и не успели его отбить. Чжоу Эньлай попытался передать Пэн Дэхуая под юрисдикцию НОАК и в тот же день приказал группе хунвейбинов, конвоировавших маршала, отвезти его на железнодорожный вокзал (поскольку хунвэйбины контролировали аэропорты) и доставить в пекинский гарнизон НОАК. Однако Ван Дабинь после прибытия в столицу не позволил военным забрать Пэн Дэхуая.
Peng_Dehuaiхунвейбинами (700x451, 258Kb)
Пэн Дэхуай «прорабатывается» хунвейбинами как «контрреволюционер»
1 января 1967 года Пэн Дэхуай написал последнее письмо Мао Цзэдуну, в котором сообщал, что был арестован хунвейбинами Пекинского авиационного института и доставлен в Пекин группой из столичного геологического института. Вскоре состоялся первый публичный допрос, на котором полководца выставили в цепях и дурацком колпаке перед толпой хунвейбинов в несколько тысяч человек. Далее его перевели в военную тюрьму НОАК под Пекином. Летом 1967 года Линь Бяо по приказу Мао сформировал следственную группу для «расследования преступлений Пэн Дэхуая». Предполагалось пытками заставить его признаться в заговоре и попытке разрушить армию и партию изнутри. В процессе следствия его запирали связанным в тёмном карцере, не позволяя двигаться или сходить в туалет по нескольку дней. Когда не удалось добиться признаний, следователи приступили к избиениям. 19 июля 1967 года в Пекинском авиаинституте был проведён «митинг борьбы» в присутствии около 40 человек, на котором, согласно протоколу, Пэн Дэхуай был семикратно избит, ему рассекли лоб, сломали два ребра, имелись и внутренние повреждения. На протяжении многих недель его допрашивали по 10 часов в сутки, причём палачи сменялись каждые два часа. По свидетельству племянницы Пэн Мэйкуй, его допрашивали с пристрастием более 130 раз. После Уханьского инцидента было решено использовать Пэн Дэхуая как пример для устрашения противников Культурной революции. 31 июля была официально объявлена кампания против него в масштабах всей страны. В передовой статье в «Жэньминь жибао» Пэна назвали «капиталистом» и «великим заговорщиком», пытавшимся захватить армию для «капиталистического заговорщика» (то есть Лю Шаоци). Пэн Дэхуая обвиняли в «тайных связях с заграницей» и окопавшимися в партии «империалистами, ревизионистами и контрреволюционерами». Пропагандисты обвиняли Пэн Дэхуая в военных неудачах, немногие победы объяснялись тем, что сражениями в тот раз руководил лично председатель Мао. На августовском «митинге борьбы» Пэн Дэхуая поставили на колени на стадионе, и заставили стоять несколько часов в присутствии 40 000 солдат НОАК. Военнослужащие публично обвиняли его в различных «преступлениях», в конце действа прибыл министр обороны Линь Бяо, который приказал преследовать Пэна «в интересах всей партии, всей армии и всего народа нашей страны». О том, выбили ли признания из Пэн Дэхуая на этом митинге, доподлинно неизвестно. В 1969 году была сформировала «специальная следственная группа», в рамках работы которой Пэн Дэхуай несколько раз рассказывал и письменно фиксировал историю своей жизни. Следствие, часто в жёсткой форме, шло большую часть 1970 года. 17 сентября 1970 года группа представила в ЦК КПК итоговый доклад о «преступлениях антипартийного главаря Пэн Дэхуая». Военный трибунал приговорил его к пожизненному заключению, приговор был утверждён начальником Генерального штаба НОАК Хуан Юншэном. После гибели Линь Бяо условия содержания Пэн Дэхуая были несколько смягчены, однако последствия потрясений и пыток привели к ряду тяжёлых заболеваний, в том числе, предположительно, туберкулёзу. В 1973 году он был госпитализирован. По данным китайских источников, у Пэн Дэхуая развился рак кишечника, позднее метастазы проникли в лёгкие. По настоянию Чжоу Эньлая, Пэна перевели в 301-й госпиталь НОАК, заявив, что по делу бывшего маршала «ещё не вынесено окончательного решения». Это было единственное, что премьер мог для него сделать. В 1974 году состояние здоровья Пэн Дэхуая резко ухудшилось, но Мао Цзэдун запретил оказывать ему помощь. Сообщалось, что бывшему маршалу даже не кололи обезболивающего. 29 ноября 1974 года в три часа тридцать пять минут пополуночи Пэн Дэхуай скончался. Он завещал захоронить прах на родине. Племяннице Пэн Мэйкуй дозволили попрощаться с телом дяди, после чего оно немедленно было кремировано. Были сожжены и книги, которые он читал в последние месяцы жизни. Урна с прахом № 327 была отправлена в Сычуань с сопроводительными документами на имя 32-летнего Ван Чуаня из Чэнду.
Peng_DehuaiЛю Шаоци с женой  (700x524, 262Kb)
Лю Шаоци с женой Ван Гуанмэй и Пэн Дэхуай с женой Пу Аньсю в Чжуннаньхае в 1952 году
Семья
В юности Пэн Дэхуай собирался жениться на воспитаннице своего дяди — сироте по имени Чжоу Жуйлянь. Из-за того, что он поступил в армию, рассчитывая помочь семье выбраться из долгов, свадьба была отложена на три года. Однако незадолго до возвращения Пэн Дэхуая, дослужившегося до ротного командира, из-за притязаний ростовщика Чжоу Жуйлянь покончила с собой. В 1922 году Пэн Дэхуай женился на дочери торговца Лю Симэй. Этот брак был заключён традиционным образом, через сваху. После окончания офицерского училища Пэн Дэхуай отвёз жену в Сянтань и уговорил получить образование, дав новое имя Лю Куньмо. После того, как Пэн Дэхуай присоединился к Красной армии, жена сочла его погибшим, переехала в Ухань и вышла замуж во второй раз. Только в 1937 году Лю Куньмо узнала, что её бывший муж жив. Она даже совершила поездку в Яньань (сохранилось единственное письмо Пэн Дэхуая, обращённое к ней), но воссоединиться они уже не смогли. 10 октября 1938 года 40-летний Пэн Дэхуай женился на 20-летней Пу Аньсю, тогда — студентке педагогического института в Яньани. Супруги почти не бывали вместе. Пу Аньсю служила в Министерстве лёгкой промышленности, дослужившись до главы департамента занятости, а далее перешла в партком Пекинского педагогического института. В 1962 году она подала на развод с мужем, с чем Пэн Дэхуай согласился. Ни в одном из браков Пэн Дэхуая не было детей.
Реабилитация
О факте кончины Пэн Дэхуая не объявлялось публично. В начале Культурной революции была арестована и его жена Пу Аньсю (несмотря на их развод); до 1975 года она подвергалась «трудовому перевоспитанию» в лагере, далее была переведена в сельскохозяйственную коммуну в Северном Китае. О кончине бывшего мужа она узнала из официальных сообщений в прессе в 1978 году; в то время ей разрешили вернуться в Пекин. Это оказалось возможным благодаря приходу к власти Дэн Сяопина. В 1978 году Хуан Кэчэн и ряд высокопоставленных военных обратились к руководству с просьбой о посмертной реабилитации маршала и бывшего министра обороны. Официально приговор Пэну был признан ошибочным на Третьем пленуме ЦК КПК 11 созыва, проходившем 18—22 декабря 1978 года. О реабилитации Пэн Дэхуая объявил в своём докладе лично Дэн Сяопин, назвав его «верным сыном партии и великим борцом-революционером». В том же докладе было объявлено, что решение Мао 1959 года, в котором Пэн Дэхуай критиковался как «антипартийный фракционер», совершенно ошибочно и подрывало внутрипартийную демократию. После 1979 года началось издание воспоминаний о Пэн Дэхуае, создавались и печатались его биографии. За пытки в 1966—1967 годах бывший хунвейбин Ван Дабинь получил в 1980 году девять лет тюремного заключения. В 1986 году были опубликованы «Мемуары китайского маршала». Часть текста книги составили «признания» Пэн Дэхуая, написанные для следственной группы во время Культурной революции. Основное содержание относилось к периоду до 1937 года, событийная канва была доведена до Лушаньского пленума. Рецензию в газете «Жэньминь жибао» поместил Ян Шанкунь. В современном Китае Пэн Дэхуай считается одним из величайших полководцев XX века. В 1996 году племянник — Пэн Ган — обратился в правительство КНР с просьбой перезахоронить прах дяди на малой родине. Центральный военный совет ЦК КПК и Организационный отдел ЦК КПК одобрили это решение и расширили старое семейное кладбище Пэнов, чтобы сделать его пригодным для захоронения национального героя. Торжественная церемония перезахоронения состоялась 28 декабря 1999 года. Литература: Péng Déhuái zhuán. — Dāngdài zhōngguó chūbǎnshè: Xīnhuá shūdiàn jīngxiāo, 1993. — 7, 794 с. — (Dāngdài zhōngguó rénwù zhuànjì cóngshū biānjí bù biānjí). —《彭德怀全传》。北京: 当代中国出版社 : 新华书店经销, 1993. — (《当代中国人物传记》丛书编辑部编辑). — ISBN 7800921026; Péng Déhuái de jūnlǚ shēngyá / Sūn Xiǎo, Sòng Méi biānzhù. — Jǐnán : Huánghé chūbǎnshè, 1999. — 946 страниц —《彭德怀的军旅生涯》/ 孙哓, 宋梅编著。济南 : 黄河出版社, 1999. — ISBN 7801520556; Téng Xùyǎn. Fēngyǔ péngmén: Péng Déhuái jiāfēng, jiāshì. — Běijīng : Wénhuà yìshù chūbǎnshè, 2006. — 6, 418 с. — 滕叙兖。《风雨彭门彭德怀家风•家事》。北京 : 文化藝術出版社, 2006. — ISBN 7503929324; Wáng Chūncái. Péng Déhuái sānxiàn suìyuè. — Běijīng : Zhōngguó wénshǐ chūbǎnshè, 2013. — 2, 5, 392 страницы. —王春才。《彭德怀三线岁月》。北京 : 中国文史出版社, 2013. — ISBN 9787503441707; Appleman R. Disaster in Korea: The Chinese Confront MacArthur. — College Station, TX : Texas A & M University Press,, 1989. — xvi, 456 p. — (Texas A & M University military history series, 11). — ISBN 0585174237; Barnouin B., Yu Changgen. Zhou Enlai: A Political Life. — Hong Kong : Chinese University of Hong Kong, 2006. — 404 p. — ISBN 962-996-280-2; Domes, Jürgen. Peng Te-huai: the man and the image. — Stanford, Calif. : Stanford University Press, 1985. — xi, 164 p. — ISBN 0-8047-1303-0; Garver J. W. Chinese-Soviet Relations 1937-1945: The Diplomacy of Chinese Nationalism. — Oxford : Oxford University Press, 1993. — 324 p. — ISBN 0195054326; Lee Khoon Choy. Pioneers of Modern China: Understanding the Inscrutable Chinese'. — Singapore : World Scientific Publishing, 2005. — xi, 549 с. — ISBN 981-256-464-0; Lew C. The Third Chinese Revolutionary Civil War, 1945–49. An Analysis of Communist Strategy and Leadership. — London and New York : Routledge, 2009. — xv, 204 с. — ISBN 0-415-77730-5; Li Xiaobing. A History of the Modern Chinese Army. — Lexington, KY : University Press of Kentucky, 2007. — xvi, 413 p. — ISBN 978-0-8131-2438-4; Millett A. R. The War for Korea, 1950—1951: They Came From the North. — Lawrence, KS : University Press of Kansas, 2010. — 664 p. — ISBN 978-0-7006-1709-8; Qiu Jin. The Culture of Power: The Lin Biao Incident in the Cultural Revolution. — Stanford, California : Stanford University Press, 1999. — xiii, 279 p. — ISBN 0804735298; Rice E. Mao’s Way. — Berkeley : University of California Press, 1974. — 613 p.; Roe P. C. The dragon strikes : China and the Korean war, June-December 1950. — Novato, CA : Presidio, 2000. — xiv, 466 p. — ISBN 0-89141-703-6; Salisbury H. E. The Long March: The Untold Story. — New York : Harper & Row, 1985. — viii, 419 p. — ISBN 0060390441; Spence J. D. The Search for Modern China. — New York : W. W. Norton and Company, 1999. — XXXI, 728 p. — ISBN 0393973727; Teiwes F. C. Peng Dehuai and Mao Zedong : Reviewed Works: Memoirs of a Chinese Marshal--The Autobiographical Notes of Peng Dehuai (1898—1974) by Zheng Longpu; Peng Te-huai: The Man and the Image by Jurgen Domes // Australian Journal of Chinese Affairs. — 1986. — No. 16. — P. 81—98. — JSTOR 2158776; Zhang Shu Guang. Mao’s Military Romanticism: China and the Korean War, 1950—1953. — Lawrence, KS : University Press of Kansas, 1995. — 352 p. — ISBN 0-7006-0723-4; Пэн Дэхуай // Военная энциклопедия в 8 томах / Глава редакционной комиссии С.Б.Иванов. — Москва : Воениздат, 2003. — Том 7: «Продовольственная служба» — «Таджикистан». — Страница 99. — 735 страниц. — ISBN 5-203-01874-X; Пэн Дэхуай. Мемуары маршала / перевод с китайского А.В.Панцова, В.Н.Усова и К.В.Шевелева; предисловие В.Н.Усова; под редакцией М.Л.Титаренко. — Москва : Воениздат, 1988. — 384 страницы. — ISBN 5-203-00153-7; Титов А.С. К вопросу о реабилитации героя китайской революции Пэн Дэхуая // Проблемы Дальнего Востока. — 1980. — № 2. — Страницы 83—91; Усов В.Н. Его не смогли сломить // Китай: история в лицах и событиях. — Москва : Политиздат, 1991. — Страницы 242—253. — 254 страницы. — ISBN 5-250-00901-8; Усов В.Н. Маршал Пэн Дэхуай: страницы жизни // Проблемы Дальнего Востока. — 1998. — № 5. — Страницы 119—125; Усов В.Н. Пэн Дэ-хуай // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 томах / редактор М.Л.Титаренко и другие. — Москва : Восточная литература, 2009. — Том 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура. — Страницы 591—594. — 935 страниц. — ISBN 978-5-02-036380-9.

Athanase_Apartis (550x700, 28Kb)
1899
Танасис Апартис (греческое имя — Θανάσης Απάρτης)
греческий скульптор XX века, представитель построденовской скульптуры в Греции. Танасис Апартис родился в малоазийской Смирне. После резни и разрушения города кемалистами, семья Апартиса, вместе с тысячами греческих беженцев обосновалась в Афинах. В молодом возрасте Апартис уехал в Париж, где при финансовой поддержке Елены Венизелу первоначально учился в Ecole Superiere des Beaux Arts (Национальная высшая школа изящных искусств (Париж) у скульптора Bouchard. Впоследствии он предпочёл совершенствовать свою технику в «более свободных» Académie Julian (Академия Жюлиана) и Académie de la Grande Chaumière (Гранд-Шомьер) у скульпторов Поля Ландовски и Antoine Bourdelle (Бурдель, Эмиль Антуан), оказавшего большое влияние на искусство Апартиса. Апартис работал в Париже в общей сложности 32 года, в течение двух периодов (1919—1940 и 1945—1956). В 1940 году он вернулся в Грецию. После своего второго парижского периода Апартис, с 1961 года, преподавал в Афинской школе изящных искусств. В 1967 году Апартис был избран членом Парижской академии изящных искусств. Апартис был Кавалером ордена Почётного легиона (Франция, 1939) и греческого ордена Феникса (Орден Феникса (Греция)) (1960)[3].
Апартис неоднократно выставлял свои работы в Париже и Афинах на групповых и персональных выставках. В 1950 году Апартис представлял Грецию на Биеннале Венеции. Скульптор умер в городе Афины, Греция, 1 апреля 1972 года.
Награды: Кавалер ордена Почётного легиона.
Работы
Апартис был подвержен влиянию древней египетской и древней греческой скульптуры 6-говека до н. э. С очевидным влиянием Родена и его учителя Бурделя, он в реалистической манере исполнил ряд бюстов-портретов стоящих сегодня в Афинах, в большинстве своём под открытым небом и других городах Греции. Образцами его работы, с характерным реализмом и динамизмом, являются бюсты следующих персоналий: Психарис, Яннис (1927); Андруцос, Одиссей (1936), мраморный бюст, Марсово поле (Афины); Казандзакис, Никос, бронзовый бюст, Афины — сад Культурного центра муниципалитета Афин. Бюст был украден в марте 2013 года; Сикелианос, Ангелос (1955), бронзовый бюст, Афины — площадь Скузе; Митропулос, Димитрис, бронзовый бюст, Афины — сад Афинской консерватории; Бронзовый бюст генерала П.Г.Спилиотопулоса, Афины — площадь Святого Фомы. Среди других его памятников числятся: «Улыбка Афины» (Банк Греции), «Неизвестный моряк» (Хиос) 1958[11], «Андреас Ласкаратос» (Кефалиния), «Хризостом Смирнский» (Неа Смирна), «Хризостом Смирнский» Фессалоники (1960), «Мария Тереза» (1937, Национальный банк Греции), «Эфеб» (подросток −1940), «Мать и дочь» (гипс, 1952), «Сука» (1955, бронза, Афины — Национальная художественная галерея (Афины) и другие.
Признание
Критик Э.Стефанидис пишет что «Апартис, вместе с Михалисом Томпросом, считается скульптором принёсшим в Грецию новаторский дух художественных течений Парижа и решительно повлиявшим на новое поколение греческих скульпторов». Апартис написал книгу о своей жизни и искусстве, под заголовком «С Востока на Запад» (греческое название — Από την Ανατολή στη Δύση), выдержавшую несколько изданий по сегодняшний день. Центр Культуры афинского муниципалитета Калитеа, где он жил, носит имя скульптора (греческое название — Πολιτιστικό Κέντρο «Θανάσης Απάρτης») Источники: Λυδάκης, Στέλιος. Οι Έλληνες Γλύπτες – Η νεοελληνική γλυπτική: ιστορία – τυπολογία – λεξικό γλυπτών, τομ 5 — Αθήνα: Μέλισσα, 1981. — Страницы σελ. 274 — 276; «ΕΛΛΑΣ» 1998, στο Η ιστορία και ο πολιτισμός του Ελληνικού Έθνους από τις απαρχές μέχρι σήμερα, τόμος 2ος, σελ. 604, Πάπυρος, Αθήνα.

1899
Валериан Борисович Аптекарь
советский лингвист, один из главных пропагандистов нового учения о языке. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. В 1918 году окончил гимназию в Золотоноше, работал делопроизводителем, заведующим уездной биржей труда. Вступил в РКП(б) в том же 1918 году. Член городского ревкома, занимал пост заместителя наркома по просвещению Червонного побережья Левобережной Украины. Был ранен, скрывался от банд Н.А.Григорьева. Переехал в Полтаву, работал следователем Особого отдела. В августе 1919 года по командировке укома РКП(б) поехал в Москву и поступил на Военно-инженерные курсы комсостава РККА. Вскоре отозван на работу в Политуправление войск внутренней охраны. Окончил три курса отделения внешних сношений факультета общественных наук 1-го МГУ. В 1922—1925 гг. — преподаватель Военно-политической школы Московского военного округа, в 1923—1925 гг. — также заведующий издательством Комакадемии. Затем заведующий редотделом РАНИОН. С 1926 г. — доцент педагогического факультета 2-го МГУ, заместитель председателя секции языка Института народов Востока. В 1928—1929 гг. учёный секретарь подсекции материальной лингвистики Комакадемии. С 1930 г. член Всесоюзной научной ассоциации востоковедов, действительный член Государственной академии истории материальной культуры (Ленинград). В 1934 году назначен сотрудником Московского историко- философского Института (исполняющий обязанности профессора по кафедре языкознания, но к работе не приступил, вследствие поступления на работу заведующим сектором яфетических языков ЦК Нового Алфавита ВЦКНА СССР. (город Москва). Один из организаторов травли Е.Д.Поливанова. В 1919 и 1930 годах получал выговоры по партийной линии за аморальное поведение. В 1932 г. исключён из ВКП(б) «за сокрытие переговоров» с представителем группы Г.И.Мясникова. 14 мая 1937 года арестован. На момент ареста проживал: город Москва, Суворовский бульвар, дом. Внесен в Сталинский расстрельный список от 25 июля 1937 года «Москва-центр» по 1-й категории («за» Сталин, Молотов). 29 июня ВКВС СССР приговорён к высшей мере наказания за «участие в контрреволюционной террористической организации» и в тот же день расстрелян. Место захоронения — «могила невостребованных прахов» № 1 крематория Донского кладбища (21 осужденный ВКВС СССР, в том числе поэт П.С.Парфёнов и литератор Д.К.Шамарин, в тот же день был кремирован). Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 1 февраля 1958 г. реабилитирован посмертно.
Высказывания
«считаю большой ошибкой президиума, что он не гильотинизировал первой части доклада Куфтина» — С.С.Алымов и А.М.Решетов. Борис Алексеевич Куфтин: изломы жизненного пути
Основные публикации: Яфетическая теория Н.Я.Марра и марксизм // Новый Восток. 1928. № 22. Страницы 189—193;
Марксизм и этнология // Этнография. 1929. № 2. Страницы 115—116; Марр Н.Я. В тупике ли история материальной культуры? (рецензент) / Известия ГАИМК. 1933. Выпуск 67. 149 страниц. // СЭ. 1935. № 2. Страницы 208—212.

Сельвинский (546x700, 277Kb)
1899
Илья Львович Сельвинский (в 1920-е годы пользовался псевдонимами Эллий-Карл и Илья-Карл Сельвинский, в документах военного времени — Илья-Карл Львович)
русский советский поэт, прозаик и драматург, теоретик стиха. Один из крупнейших представителей авангарда в русской поэзии. Основатель и председатель Литературного центра конструктивистов. Илья Сельвинский (при рождении Селевинский) родился в городе Симферополь, в еврейской семье, был младшим из семерых детей (все старшие — девочки); свободно владел идишем. Его дед, елисаветградский мещанин Эль-Шая (Эли-Шаин, Элиогу-Йешая) Гершкович Селевинский (1822—1883), был кантонистом Фанагорийского полка и поселился с детьми в Симферополе не позднее 1880 года. Отец, елисаветградский (после 1910 года симферопольский) мещанин Лейб Эль-Шаинович (Эль Шаевич, Эль Шайлович, Эльшаелович) Селевинский (Шелевинский, в быту также Лев Ильич и Лев Соломонович; 1853—1923, Москва), участвовал в Русско-турецкой войне 1877 года, затем торговал мехами и пушниной. Мать — Неха Мордхо-Лейбовна (Неха Мордховна, Надежда Львовна) Селевинская (урождённая Штейнберг, 1856—1938), была домохозяйкой. Как писал сам Илья Сельвинский в автобиографии (1967), его отец «был меховщиком, а затем, разорившись, превратился в скорняка». В декабре 1889 года он был удостоен звания «мастера мужеско-портняжеского ремесла» и впоследствии стал одним из главных поставщиков обмундирования для городских гимназий (в том числе духовной академии), имел магазин мужского платья на улицах Дворянской (1901) и Екатерининской (1903). Семья жила в Греческом (Бондарном) переулке, дом № 2 (дом Пеккера).
Ранние годы
Спасаясь от прокатившейся в 1905 году волны еврейских погромов, мать с младшим сыном и дочерьми уехала в Константинополь, где в 1905—1906 годах Илья посещал школу при французской католической миссии, затем арабскую школу в Едикуле, а через несколько месяцев они возвратились в Симферополь. Отец в это время полностью разорился и в середине 1909 года семья переехала в Одессу, где Илья поступил в казённое училище. В августе 1911 года они переехали в Евпаторию, где Илья был принят в городское начальное четырёхклассное училище, а в 1915—1919 годах продолжил обучение в Евпаторийской мужской гимназии. В Евпатории семья жила в доме Якубовича на Лазаревской улице. С 1915 года начал публиковать свои произведения (в частности, в газете «Евпаторийские новости»). Дружил с соучеником по гимназии Шуней Зонне, в будущем актёром и режиссёром. В 1918 году, будучи с сестрой в период вынужденных каникул на гастролях в Мелитополе с бродячим мюзик-холлом «Гротеск» под руководством двоюродного брата — антрепренёра Семёна Бельского (Семён Григорьевич Шелевинский), вступил в отряд анархистов Маруси Никифоровой, затем в марте 1918 года в Новой Алексеевке — в партизанский красногвардейский отряд имени Кривошапки под командованием матроса Виктора Груббе, с которым в апреле того же года участвовал в боях против немцев под Александровском и под Перекопом, был ранен. В августе 1918 года в Армянском Базаре его разыскал отец и к сентябрю Сельвинский вернулся в восьмой класс гимназии. В 1919 году был арестован белогвардейской контрразведкой в Севастополе за помощь большевистскому подполью, но вскоре освобожден по ходатайству друзей.
Сельвинский_—_ученик_1910-е (632x700, 304Kb)
Илья Сельвинский — ученик евпаторийской гимназии 1910-е годы
После окончания гимназии в июле 1919 года провёл лето на сенокосе и юнгой на шхуне, а осенью поступил на медицинский факультет Таврического университета, потом бросил учёбу и поступил рабочим на консервную фабрику «Таврида». Сменил множество профессий (был грузчиком, натурщиком, репортёром, цирковым борцом). В 1920 году помимо работы на заводе занимался подённым трудом и возвратился в Таврический университет, но уже на юридический факультет. Летом 1921 года переезжает к сестре Генриэтте (Гите) Львовне Ковнер (1885—1958) в Москву и переводится в Московский университет на факультет общественных наук. Жил с женой у сестры в Большом Козихинском переулке, дом № 2, квартира 3. В 1923 году Сельвинский окончил факультет общественных наук 1-го Московского государственного университета.
1923—1930
Одним из первых заметных публичных выступлений Сельвинского становится участие поэта в апреле 1923 года в 1-й Московской олимпиаде поэтов. Среди претендентов на первый приз и титул «короля поэтов» был и Владимир Маяковский, и ряд других известных поэтов того времени. Однако по итогам олимпиады первый приз был присуждён молодому поэту из Крыма, читавшему произведшие фурор среди зрителей стихотворения «Вор», «Цыганский романс на гитаре» и др. Впоследствии Сельвинский так вспоминал о той давней своей победе:
«…Никому не известным студентом вышел я среди тогдашних Вас. Каменских и Вад. Шершеневичей и взял первый. Правда, его присудила мне прежде всего публика. Её признание было настолько восторженным, что никакое жюри не посмело бы возражать. Впрочем, оно и не возражало. Но дело не в этом. Дело в том, что я был УБЕЖДЁН в своих силах и ЗНАЛ, а не просто верил, — ЗНАЛ, что мне полагается первый приз. В этом выразилась моя мудрость. Наивность же заключалась в том, что я был уверен в присуждении мне этого приза, в признании за мной людьми того, что я собой представлял». — Из дневника (23 октября 1933)
СельвинскийКонструктивисты (700x422, 190Kb)
Заседание Литературного центра конструктивистов (1929). Слева направо А.Квятковский, В.Асмус, Э.Багрицкий, К.Зелинский, Н.Адуев, И.Сельвинский, Б.Агапов, В.Луговской, В.Инбер, Г.Гаузнер, Е.Габрилович
В 1924 году И. Сельвинским основан ЛЦК (Литературный центр конструктивистов). Поэт становится фактическим лидером группы конструктивистов, в которую среди прочих входят такие поэты, как В.Луговской, Э.Багрицкий, Н.Ушаков, В.Инбер, Н.Адуев, Г.Гаузнер, Б.Агапов, а также критик К.Зелинский, литературовед и поэт А.Квятковский, прозаик Е.Габрилович, философ В.Асмус. В 1926 году выходит первая книга стихов Сельвинского «Рекорды».
«Улялаевщина»
В 1927 году в Артели писателей «Круг» отдельной книгой была издана поэма-эпопея Сельвинского «Улялаевщина» (1924). Ещё до этого, первого, издания поэмы «Улялаевщина» ходила в списках и была широко известна среди любителей поэзии. Некоторые главы и отрывки из эпопеи были напечатаны в периодике в 1925—1927 гг. В 1926 году один отрывок из поэмы был напечатан в журнале «Новый мир». «Улялаевщина» стала заметной вехой не только в творчестве самого Сельвинского, но и — в развитии всей советской поэзии. На поэму были написаны десятки рецензий критиками и литераторами самых различных направлений. Маяковский отзывался об эпопее Сельвинского, как о «великолепной „Улялаевщине“», восхищённо декламировал куски из поэмы. Критика писала об «Улялаевщине», характеризуя её как первое «убедительное и непосредственно волнующее создание конструктивистского стиля»; ряд рецензентов сходился в оценке «Улялаевщины» как «большого литературного события, многоценной литературной удачи». Уже в 1929 году критик Абрам Лежнев прямо назвал «Улялаевщину» «одним из самых сильных произведений советской поэзии». Вышедшая в частном издательстве, эпопея Сельвинского в 1930 году была переиздана Госиздатом (издание 2-е, исправленное и дополненное): текст поэмы в этом издании был расширен, в некоторых главах были добавлены новые куски, также был исправлен ряд опечаток, обнаруженных в первом издании. В течение последующих пяти лет поэма была переиздана ещё дважды. О популярности Сельвинского в те годы говорит и тот факт, что в середине и в конце 1920-х годов с его экспериментальными «левыми» стихами и поэмами в своих концертах выступал популярный артист-эксцентрик и шансонье Михаил Савояров. В частности, он читал (а временами даже пел) под музыкальное сопровождение поэму «Улялаевщина» в костюме и эстетике театра Синей блузы.
«Пушторг»
В 1927 году Сельвинский пишет, а в 1929 после ряда периодических публикаций выпускает отдельным изданием роман в стихах «Пушторг». Ещё до первой книжной публикации «Пушторга» автор так охарактеризовал замысел и художественные особенности своего нового произведения:
«Проблема романа — молодая советская интеллигенция <…>, выросшая в эпоху революции и болезненно ищущая сращения с рабоче-крестьянским блоком. Считая себя одним из представителей этой интеллигенции, я тем не менее старался не идеализировать её, а по возможности объективно изобразить как светлые, так и больные стороны её психологии. Технически роман написан модернизированными октавами тактового стиха. Атмосфера романа сделана в той традиции, которую внесло в русскую поэзию влияние Байрона».
В романе остро ставилась проблема столкновения интеллигенции и компартии. Герои романа — директор «Пушторга» талантливый мастер по пушнине, беспартийный интеллигент Онисим Полуяров и его «зам» Лев Кроль — чинуша и карьерист, не имеющий ни специальности, ни образования, а только стаж работы в ЧК и партбилет в кармане. Конфликт между ними, приводящий к трагической развязке (самоубийство Полуярова), — основа сюжета романа. Сельвинский в «Пушторге» выступал против «кролевщины», утверждая право квалифицированных специалистов, интеллигенции занимать руководящие посты в стране. Также в романе то и дело возникает тема ущемлённости лирики на фоне «деловых стенгаз» и «театральных од».
Критика на роман была разноречивой. В одной из рецензий «Пушторг» был назван «одним из глубочайших и значительных явлений советской поэзии». Поэт-акмеист Михаил Зенкевич писал, что «своим романом в стихах „Пушторг“ Сельвинский побил новый рекорд в современной поэзии». Однако критики из РАПП усмотрели в романе «противопоставление интеллигенции рабочему классу», что дало возможность характеризовать «Пушторг» как попытку «сеять рознь между компартией и интеллигенцией». «Что представляет собой эта вещь как не явную попытку организовать контрнаступление против наших позиций, наших отношений с интеллигенцией», — писал заместитель заведующего отделом агитации, пропаганды и печати ЦК ВКП(б) П. Керженцев. Падчерица поэта Цецилия Воскресенская впоследствии вспоминала:
«С 1928 года, когда вышел его роман в стихах „Пушторг“, началась травля поэта, длившаяся почти до конца его жизни».
Полемика с Маяковским
В 1927—1930 годах Илья Сельвинский вёл острую стихотворно-публицистическую полемику с Владимиром Маяковским. В 1930 году Сельвинский написал стихотворение «На смерть Маяковского», где назвал «горлана-главаря» своим «любимейшим врагом» и «революции первой любовью». Стихотворение начиналось такими строками:

Я был во главе отряда,
Который с ним враждовал, —
И значит, глядеть на взорванный вал,
Должно быть моей отрадой;

Я вёл от края до края
Атаки на каждый холм:
Недаром последним его стихом
Была на меня эпиграмма.
— «На смерть Маяковского», 1930

Маяковский в 1930 году написал эпиграмму на Сельвинского; полемические выпады, направленные против Сельвинского и конструктивистов, содержались также во вступлении к поэме «Во весь голос». Тогда же, в 1930 году, Сельвинский пишет и публикует поэму «Декларация прав поэта» — жёсткий ответ Маяковскому, ставший последним высказыванием в ожесточённой полемике двух поэтов. В «Декларации» были строки, прямо указывающие на характер этой полемики, где проявились, в частности, различные взгляды Маяковского и Сельвинского на роль агитки и плаката в поэзии:

А вы зовёте: на горло песне.
Будь ассенизатор, будь водолив-де!
Да в этой схиме столько же поэзии,
Сколько авиации в лифте.

Когда ж и от поэзии спешите отказаться
В рифмах, пышных, как бал драгун,
То это смешней, чем вступление зайца
В «Общество любителей заячьих рагу».

Так не слушайте ж, товарищи потомки,
Примитивов, ползущих, как индеец,
Если нужны календарные подёнки,
То нужны глубокие и тонкие
Профили сегодняшних дней.
— «Декларация прав поэта», 1930

Поэма Сельвинского была встречена общественностью в штыки, названа «кулацким выступлением», попыткой «шельмовать методы революционной поэтической работы Маяковского». Критический обстрел обернулся масштабной травлей поэта. В том же 1930 году критик Корнелий Зелинский, ранее выступавший как теоретик и идеолог конструктивизма, опубликовал статью «Конец конструктивизма: К предстоящему пленуму РАПП» («На литературном посту» — 1930, № 20). ЛЦК прекратил своё существование. Для Сельвинского это стало ещё одним тяжёлым ударом.
1930-е годы
Несмотря на все разногласия, Сельвинский, любя и ценя Маяковского, в своём стихотворении «На смерть Маяковского» напишет также о принятии им «наследства» поэта («Я принимаю твоё наследство, / Как принял бы Францию германский король»). Своеобразным результатом такого «принятия наследства» стало относящееся к тем же годам начало работы Сельвинского сварщиком на Электрозаводе и создание экспериментальной поэмы «Электрозаводская газета», выпущенной в форме газеты. Все «газетные» материалы в ней были зарифмованы Сельвинским — от объявлений и писем в редакцию до «стихограммы» отрывка речи И.Сталина на XVI съезде ВКП(б) 1930. В 1934 году выходит книга лирики «Тихоокеанские стихи», в которой содержались такие впоследствии широко известные стихотворения Сельвинского, как «Охота на тигра», «Читатель стиха», «Белый песец», «Охота на нерпу». В 1933—1934 годах Сельвинский был корреспондентом «Правды» в экспедиции, возглавляемой О.Ю.Шмидтом на пароходе «Челюскин», однако в дрейфе и зимовке не участвовал: в составе группы из восьми человек высадился на берег во время стоянки у острова Колючина и прошёл с чукчами на собаках по льдам Ледовитого океана и тундре до мыса Дежнёва. С 1937 года против Сельвинского были выпущены сокрушительные партийные резолюции: 21 апреля 1937 — резолюция Политбюро против его пьесы «Умка — Белый Медведь», а 4 августа 1939 года — резолюция Оргбюро о журнале «Октябрь» и стихах Сельвинского, которые были названы как «антихудожественные и вредные». С 1937 года он пишет исторические драмы в стихах.
Военные годы
Член ВКП(б) с 1941 года. В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, был назначен на должность «писателя» в газету «Сын отечества» 51-й Отдельной армии, защищавшей Крым. В феврале 1942 года был переведён в газету «Боевой натиск» Крымского фронта, в 1942—1943 годах служил в газетах Северо-Кавказского фронта и Отдельной Приморской армии, сначала в звании батальонного комиссара, затем подполковника. Перенёс две контузии и одно тяжёлое ранение под Батайском. Заместителем наркома обороны награждён золотыми часами за текст песни «Боевая крымская», ставшей песней Крымского фронта. В конце ноября 1943 года Сельвинского вызвали из Крыма в Москву. Его критиковали за сочинительство «вредных» и «антихудожественных» произведений, обвиняли в том, что он «неправильно» рассказал о еврейских жертвах фашистов. По другой версии, во вполне безобидном стихотворении Сельвинского «Кого баюкала Россия…» (1943) усмотрели карикатурное изображение И.В.Сталина (скрытого под словом «урод»).
Был демобилизован из армии. Бенедикт Сарнов так описывает это событие:
«Дело происходит 10 февраля 1944 года. <…> Идёт заседание секретариата ЦК ВКП(б). <…> Обсуждается «идейно-порочное» стихотворение Ильи Сельвинского «Кого баюкала Россия». Неожиданно в зале заседания появляется Сталин и, указывая на проштрафившегося поэта, кидает такую реплику:
— С этим человеком нужно обращаться бережно, его очень любили Троцкий и Бухарин.»
Сельвинский рвался обратно на фронт, но его просьбу удовлетворили только в апреле 1945 года. Он был восстановлен в звании и назначен военным журналистом на Второй Прибалтийский фронт, где он работал в газетах «На разгром врага» (Первой ударной армии) и «Суворовец» (Второго Прибалтийского фронта). Уже после капитуляции Германии его направили во главе группы офицеров-журналистов в Кенигсберг.
Послевоенные годы
В 1948 году приказом Главлита официально под запретом оказались многие произведения Сельвинского, в том числе — знаковые поэмы 1920-х гг.: «Улялаевщина», «Пушторг», «Записки поэта». В 1950-х годах Сельвинским были сделаны новые редакции ряда ранних своих произведений. Так, в 1956 году, в двухтомнике «Избранных произведений», была опубликована новая версия «Улялаевщины». Поэма была полностью переписана автором: увеличился объём (13 глав вместо былых 11), претерпели кардинальные изменения язык и сюжет эпопеи, а также образы героев. При этом датировка под текстом осталась прежней — 1924 год. Пересмотрены были также тексты других запрещённых произведений 1920—1930-х гг.: романа «Пушторг», повести в стихах «Записки поэта», трагедий «Командарм 2» и «Пао-Пао». Все они вошли в собрание сочинений поэта в новых редакциях. Однако впоследствии произведения эти были перепечатаны и в первоначальном виде: в двухтомнике 1989 года в ранних редакциях были переизданы «Улялаевщина» и «Командарм 2», а ещё раньше, в томе Сельвинского в «Библиотеке поэта», был напечатан наиболее полный текст романа в стихах «Пушторг» (с небольшими позднейшими авторскими правками, которые в этом издании оказались сопряжены с основными массивом раннего текста). «Улялаевщина» (в редакции издания 1930 года), а также скандальная повесть «Записки поэта», главы из «Пушторга» и пьеса «Пао-Пао» в первых редакциях вошли в однотомник Сельвинского, вышедший в издательстве «Время» в 2004 году.

В 1959 году, в разгар травли Б.Пастернака Илья Сельвинский неожиданно для многих опубликовал стихотворение:

А вы, поэт, заласканный врагом,
Чтоб только всласть насвоеволить,
Вы допустили, и любая сволочь,
Пошла плясать и прыгать кувырком.
К чему ж была и щедрая растрата
Душевного огня, который был так чист,
Когда теперь для славы Герострата
Вы родину поставили под свист?

По словам Наума Коржавина, стихи эти
«рождены вовсе не корыстью, как думают многие, а яростью отчаяния. Поступок Пастернака опрокинул все те представления, за которые он (Сельвинский) всю жизнь с таким мастерством цеплялся, а сил сознаться у него, старого и больного, перед смертью уже не хватило. И он уступил этой ярости».
Впоследствии, по воспоминаниям поэта К.Ковальджи, Сельвинский покаялся перед Пастернаком:
«…Когда Пастернак тяжело заболел, к нему пришла Берта, жена Ильи Львовича (по его просьбе), справиться о здоровье. А Пастернак спросил первый: «Как себя чувствует Илья Львович?» (Тот перенёс инфаркт.) Узнав это, И.Л. сам пришёл к Б.Л. и у кровати опустился на колени, прося прощения. А умирающий Пастернак: «Встаньте, прошу. Я давно вас простил». — К.Ковальджи. Ещё о Сельвинском
В 1962 году Сельвинский выпускает теоретическую книгу «Студия стиха», ставшую заметным литературным событием тех лет. Помимо увлекательного экскурса в историю поэзии вообще и русского стиха в частности (разделы «О просодиях», «Виды поэзии»), а также авторских размышлений о технике стиха, мастерства в поэзии (очерки «Рифма», «Конструкция», «Звукопись»), книга содержала отдельный раздел писем поэта к студентам — семинаристам-заочникам Литературного института. Один из учеников Сельвинского, поэт Давид Самойлов, так отозвался впоследствии о «Студии стиха»:
«То, чему учил нас Илья Львович, можно прочитать в его книге „Студия стиха“. Книга эта может много дать начинающим литераторам, да и всем, кто интересуется механикой стиха.
Удивляют своей щедростью, внимательностью, затратой времени, ума и знаний письма Сельвинского молодым поэтам, его тщательные разборы произведений, часто довольно несовершенных.
С той же самоотдачей разговаривал он с нами» — Д.Самойлов. «В мастерской стиха».
Илья Сельвинский умер 22 марта 1968 года.
Сельвинскийгроб (525x700, 511Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Награды: Орден Отечественной войны I степени (16 октября 1943); 3 ордена Трудового Красного Знамени (31 января 1939; 9 ноября 1959; 28 октября 1967); Орден Красной Звезды (22 февраля 1943, был представлен к ордену Красного Знамени); Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медали.
Сельвинскийдоммузей (525x700, 281Kb)
Дом-музей Ильи Сельвинского в Симферополе
Семья
Жена (с 24 ноября 1924 года) — Берта Яковлевна Сельвинская (урождённая Зеликович, в первом браке Абарбарчук, 1898—1980). Ей посвящена поэма Ильи Сельвинского «Улялаевщина». Дочь — художница и поэтесса Татьяна Ильинична Сельвинская (2 ноября 1927 — 17 мая 2020), лауреат Государственной премии России. Внук — Кирилл Аркадьевич Сельвинский (1961—2017), художник, дизайнер; с 1991 года жил в Израиле. Падчерица — Цецилия Александровна Воскресенская (Циля Сельвинская, 1923—2006), актриса, режиссёр-педагог. Дочь Александра Семёновича Абарбарчука (1891—1941), уроженца Тирасполя, секретаря, затем председателя Царицынского центрального (губернского) Совета профсоюзов (1918), в 1920—1922 годах губпродкомиссара Царицынской губернии; техника-интенданта 1-го ранга, пропавшего без вести на фронте осенью 1941 года; он возглавлял сырьевой отдел Центросоюза, в котором в 1920-е годы работал Илья Сельвинский. Вторым браком была замужем за сыном немецкого антифашиста, мемуаристом Андреем Иосифовичем Эйзенбергером (1924—2013). После смерти Ильи Сельвинского Ц.А.Сельвинская — член Комиссии по его литературному наследию, автор воспоминаний о нём, составитель поэтических сборников Сельвинского, инициатор и организатор создания (вместе с Татьяной Сельвинской) Дома-музея Ильи Сельвинского в Симферополе.
Память
В честь поэта названа улица в Киевском районе города Симферополя. Дом-музей И.Сельвинского по адресу Бондарный переулок, 2 был создан в 1989 году в Симферополе как отдел Крымского краеведческого музея. В городе Евпатория в 1993 году именем И.Сельвинского названа гимназия, в которой он учился. В 1999 году, к 100-летию со дня рождения поэта, его именем была названа юношеская библиотека № 14 в городе Евпатория. 4 мая 1999 года в честь И.Л.Сельвинского назван астероид 7725 Selʹvinskij, открытый в 1972 году астрономом Н.С.Черных. В 1989—1991 гг. Творческим объединением «Экран» был выпущен трёхсерийный фильм о жизни и творчестве И.Сельвинского (режиссёрЭ. Филатьев; сценарий Ц.Воскресенской, Л.Озерова, Э.Филатьева): «Начало пути» (1989), «На заре соцреализма» (1991), «Инженеры человеческих душ» (1991). В 2005 году 4 выпуском серии документальных передач Льва Аннинского «Медные трубы» вышел фильм об Илье Сельвинском.
Библиография
Собрание сочинений: Собрание сочинений. В 6 томах / Вступительная статья и примечания О.Резника. — Москва, Художественная литература, 1971—1974; Том 1. Стихотворения. — 1971. — 702 страницы. Разделы: Гимназическая муза; Стихи из тюрьмы; Экспериментальное; Стихи о любви; Тихоокеанские стихи; Зарубежное; Война; Мир; Стихи для детей; Публицистика; Том 2. Поэмы. — 1971. — 398 страниц. Из содержани: Рысь; Улялаевщина; Записки поэта; Пушторг; Том 3. Драмы и трагедии. — 1972. — 527 страницы. Из содержания: Командарм 2; Пао-Пао; Рыцарь Иоанн; Орла на плече носящий; Том 4. Путешествие по Камчатке; Умка — Белый Медведь; Арктика. — 1973. — 416 страниц; Том 5. Россия; Читая «Фауста». — 1973. — 688 страниц. Из содержания: Россия: Ливонская война; Царь да бунтарь; Большой Кирилл; Том 6. О, юность моя! Роман. — 1974. — 512 страниц. Собрания произведений: Лирика. Драма. — Москва : Гослитиздат, 1947. — 606 страниц; Избранное. — Москва : Советский писатель, 1950. — 340 страниц; Избранные произведения. — Москва, Гослитиздат, 1953. — 674 страницы; Избранные произведения. В 2 томах. — Москва, Гослитиздат, 1956; Том 1. Стихотворения. Поэмы / Вступительная статья В.Огнева. — 423 страницы; Том 2. Трагедии. — 479 страниц; Избранные произведения. В 2 томах. — Москва, Гослитиздат, 1960; Том 1. Лирика; Арктика. Роман. — 351 страница; Том 2. Россия. Драматический эпос. — 655 страниц; Избранные произведения. / Вступ. статья З. Кедриной; Составление И.Михайлова; Подготовка текста и примечания И.Михайлова и Н.Захаренко.] — Ленинград: Советский писатель, 1972. — 958 страниц. (Библиотека поэта. Большая серия). (Из содержания: Улялаевщина; Пушторг; Рыцарь Иоанн); Стихотворения. Царевна-Лебедь. Трагедия. / Составители: Ц.Воскресенская, И.Михайлов. — Москва : Художественная литература, 1984. — 383 страниц; Я это видел! Стихотворения и поэмы. / Составление и предисловие В.Огнева. — Москва : Советская Россия, 1985. — 160 страниц; Избранные произведения. В 2 томах./ Составление Ц.Воскресенской; Научная подготовка текстов и комментарии И.Михайлова — Москва, Художественная литература, 1989; Том 1. Стихотворения. Поэмы. / Вступительная статья Л.Озерова. — 607 страниц. (Из содержания: Стихотворения; Pro domo sua. Поэмы: Рысь. Венок сонетов; Улялаевщина. Эпопея); Том 2. Пушторг. Командарм 2. Трагедия мира. — 414 страниц; Из пепла, из поэм, из сновидений. / Составление и вступительная статья А.Ревича. Послесловие из книги «Мои воспоминания…» Ц.Воскресенской. Фотоматериалы — Москва : Время, 2004. — 752 страниц; 3000 экземпляров (Поэтическая библиотека). (Из содержания: Стихотворения; Pro domo sua; Улялаевщина. Эпопея; Записки поэта. Повесть; Пушторг. Главы из романа; Пао-Пао. Драма). Сборники лирики: Рекорды. Стихи. — Москва : Узел, 1926; Ранний Сельвинский. — Москва—Ленинград : Государственное издательство, 1929. — 255 страниц; Супер. обложка; 3000 экземпляров. [Стихи и короны сонетов]; Избранные стихи. — Москва, «Огонёк», 1930. — 48 страниц; Рекорды. Стихи и новеллы. — Москва—Ленинград : ГИХЛ, 1931. — 104 страницы; Как делается лампочка. — Москва : издательство и типо-литография акционерного издательского общества «Огонёк», 1931. — 46 страниц, портрет; 1 ситраница объявлений. — 20 000 экземпляров. (Библиотека «Огонёк» № 615); Декларация прав. — Москва : Советская литература, 1933. — 285 страниц. — 5250 экземпляров; Избранные стихи. / Предисловие О.Резника. — Москва : ГИХЛ, 1934. — 176 страниц.; 5000 экземпляров. (Библиотека современных поэтов); Лирика. — Москва, ГИХЛ, 1934. — 210 страниц; Тихоокеанские стихи. — Художник Л.Эпле. — Москва : Московское товарищество писателей, 1934. — 127 страниц. — 5100 экземпляров; Лирика. — Москва, Гослитиздат, 1937. — 208 страниц; Баллады и песни. — Москва : Гослитиздат, 1943. — 63 страницы; Крым. Кавказ. Кубань. Стихи. — Москва : Советский писатель, 1947. — 224 страницы. — 10 000 экземпляров; Казахстан. — Алма-Ата, Казахстанское государственное издательство художественной литературы, 1958. — 155 страниц; Стихотворения. — Москва : Гослитиздат, 1958. — 216 страниц; О времени, о судьбах, о любви. Стихи. — Москва : Советский писатель, 1962. — 187 страниц; Лирика. / Вступительная статья Л.Озерова. — Москва : Художественная литература, 1964. — 487 страниц; Давайте помечтаем о бессмертье. Стихи. — Москва : Московский рабочий, 1969. — 112 страниц; Избранная лирика. / Вступительная статья, составление и подготовка текстов Н.Кислухина. — Москва : Художественная литература, 1979. — 269 страниц; Избранная лирика. — Москва : Детская литература, 1980. — 174 страницы; Pro domo sua. Стихи. — Москва : Правда, 1990. — 31 страница. (Библиотека «Огонёк»; № 52); Я это видел. / Составление и предисловие К.Шакаряна. — Шексна: Челнок, 2024. — 60 страниц. Эпические произведения: Улялаевщина: Эпопея. — Москва, Артель писателей «Круг», 1927—148 страниц; То же — 2-е издание: Эпопея. Исправленный и дополненный текст. — Москва—Ленинград :Государственное издательство, 1930. — 160 страниц; 3000 экземпляров; То же — 3-е издание: Эпопея. — Рисунки художника А.Тышлера. — Москва : ГИХЛ, 1933 (обложка 1934). — 121 страница; 5000 экземпляров; То же — 4-е издание: Эпопея. — Москва : Гослитиздат, 1935. — 128 страниц.; 30 000 экземпляров; Записки поэта: Повесть. — Москва—Ленинград : Государственное издательство, 1928. — 94 с. — 3000 экземпляров; Пушторг: Роман. — Москва—Ленинград : Государственное издательство, 1929. — 192 страниц; Супер. обложка; 3000 экземпляров; То же — 2-е издание: Роман. — Москва—Ленинград : ГИХЛ, 1931. — 192 страницы; Электрозаводская газета. — Москва : Федерация, 1931. — 4 страницы. (в форме газеты); Арктика. Роман. — Москва : Советский писатель, 1957. — 298 страниц; Три богатыря. Эпопея. — Москва : Советский писатель, 1990. — 253 страниц. Драматургия: Командарм 2. — Москва—Ленинград : Государственное издательство, 1930. — 160 страниц; Пао-Пао. — Москва : Советская литература, 1933. — 135 страниц; Умка — Белый Медведь. — Москва : Гослитиздат, 1935. — 124 страницы; Рыцарь Иоанн. Трагедия в 5 актах. — Москва : Гослитиздат, 1939. — 245 страниц. — 10 000 экземпляров; Генерал Брусилов. — Москва—Ленинград : Искусство, 1943. — 134 страницы; Бабек (Орла на плече носящий). Трагедия. — Москва : Советский писатель, 1946. — 204 страницы; Ливонская война. — Москва : Искусство, 1946. — 160 страниц; Трагедии. — Москва : Советский писатель, 1952. — 514 страниц; От Полтавы до Гангута. Трагедия. — Москва : Искусство, 1953. — 224 страницы; Россия. Драматический эпос. — Москва : Советский писатель, 1957. — 592 страницы; Театр поэта. — Москва : Искусство, 1965. — 508 страниц. Теоретические работы: Знаем. Клятвенная конструкция конструктивистов-поэтов. / А.Чичерин, И.Сельвинский. — Москва, К.П., 1923. — 4 страницы; Стихия русского стиха. Курс лекций/Литературный институт имени А.М.Горького. Кабинет литературного мастерства. — Москва, 1958. — 130 листов. (отпечатано на множ. аппарате); Студия стиха. — Москва, Советский писатель, 1962. — 346 страниц; Я буду говорить о стихах. Статьи. Воспоминания. Студия стиха. — Москва, Советский писатель, 1973. — 503 страницы. Проза: О, юность моя! Роман. — Москва : Советский писатель, 1967. — 519 страниц; Черты моей жизни. // Советские писатели. Автобиогр. — Москва, 1959. Том 2. — Страницы 332—338. Письма: Письма к студентам. — Москва, Советская Россия, 1965. — 71 страница (Библиотечка молодого литератора); «Где-то на пределе красоты…». Письма к жене. / Составление, предисловие и комментарии Ц.Воскресенской. — Симферополь, ТЦ ДПИ «Палитра», 1999. — 80 страниц. Стихи для детей: Что правильно? / Рисунки М.Ромадина. — Москва, Детская литература, 1976. — 15 страниц; Стихи для детей, а также и для их родителей. / Составитель Ц.А.Воскресенская. — Симферополь, ООО ТД «Палитра», 2002. — 50 страниц. Переводы: Таджикская поэзия. / [Со вступительной заметкой и краткими биографическими справками]. — Сталинабад, Государственное-издательство Таджикской ССР, 1949. — 338 страниц; Поэзия Востока. / [Перевод И.Л.Сельвинский]. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. — 279 страниц. — («Золотой фонд»). Издания: Сельвинский И. Собрание сочинений в шести томах. Тома 1-6. — Москва :ГИХЛ (Художественная литература), 1971—1974; Сельвинский, И. Как делается лампочка. — Москва : Огонёк, 1931. 48 страниц (Библиотека «Огонёк»); Сельвинский И. Декларация прав. — Москва : Советская литература («Федерация»), 1933. — 288 страниц, 5 250 экземпляров; Сельвинский И. Театр поэта. — Москва : Искусство, 1965. 508 страниц; Илья Сельвинский. Давайте помечтаем о бессмертье: стихи. / Портрет И.Сельвинского работы Т.Сельвинской. — Москва : Московский рабочий, 1969. — 112 страниц. Тираж 35 000 экземпляров; Сельвинский, Илья. Избранные произведения. — Ленинград : Советский писатель. Ленинградское отделение, 1972. 958 страниц. (Библиотека поэта. Большая серия); Сельвинский, Илья. Что правильно? / Рисунки М.Ромадина. Москва: Детская литература, 1976. 16 страниц. (Для маленьких); Сельвинский, Илья. Стихотворения; Царевна-Лебедь: Трагедия. — Москва : Художественная литература, 1984. — 383 страниц; Сельвинский, Илья. Три богатыря: Эпопея / Предисловие И.Михайлова; Художник В.Перцов. — Москва : Советский писатель, 1990. 256 страниц. ISBN 5-265-00719-9; Сельвинский, Илья. Из пепла, из поэм, из сновидений. — Москва : Время, 2004. — 750 с.. — (Поэтическая библиотека). ISBN 5-94117-060-2. — В содержании : Стихотворения; Улялаевщина: Эпопея; Записки поэта: Повесть; Пушторг: Главы из романа; Пао-Пао: Драма. (Ранние редакции); Поэзия Востока / [Перевод И.Л.Сельвинский]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 279 страниц. — («Золотой фонд»). ISBN 978-5-222-13694-2. — В содержании автора: Омар Хайям, Фирдоуси, Саади, Рудаки; Сельвинский, Илья. Я это видел. / Составление и предисловие К.Шакаряна. — Шексна: Челнок, 2024. — 60 страниц.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 24 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»