• Авторизация


24 октября родились... 24-10-2025 03:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Nicola_Bombacci (443x700, 212Kb)
1879
Никола Бомбаччи (итальянское имя — Nicola Bombacci; или Николо Бомбаччи — Nicolò Bombacci)
итальянский революционер и политик. Был учителем начальной школы и профсоюзным активистом, примкнул к фракции максималистов Социалистической партии. В 1919 году стал депутатом парламента, в январе 1921 года принял участие в создании Коммунистической партии, из которой был исключён в 1927 году, расстрелян партизанами 28 апреля 1945 года за сотрудничество с фашистским режимом.
Родился в коммуне Чивителла-ди-Романья, Эмилия-Романья, в семье Антонио Бомбаччи и Паолы Гауденци. В молодости стал учителем начальной школы, затем занялся профсоюзной работой в Федерации сельских рабочих (Federazione dei lavoratori della terra) — в 1909 году был секретарём палат труда в Пьяченце и Чезене, в 1917 — в Модене. В 1911 году на съезде в Падуе был избран в Национальный совет Конфедерации труда (Consiglio nazionale della Confederazione del lavoro), в мае 1914 года на съезде в Мантуе сохранил эту должность. Вошёл в руководство Социалистической партии в период между национальной консультативной конвенцией в феврале 1917 года и XV съездом партии в сентябре 1918 года на гребне волны радикального рабочего движения, поднявшейся в Италии и других странах. На подпольной социалистической конвенции во Флоренции в ноябре 1917 года Костантино Ладзари и Джачинто Менотти Серрати возглавили наиболее радикальную революционную группу в партии, выделившуюся на фоне всех прочих фракций. 24 января 1918 года Бомбаччи был арестован вместе с Ладзари как заместитель секретаря партии по обвинению в пораженчестве (31 октября 1918 года был вынесен окончательный приговор апелляционного суда), но отбыл из назначенного срока тюремного заключения в два года и четыре месяца только несколько недель, выйдя на свободу 20 ноября 1918 года. В октябре 1919 года на съезде в Болонье Бомбаччи выступил с заявлением от имени максималистов-элекционистов о расколе в буржуазном лагере и революционном пути мирового пролетариата. В ноябре 1919 года был избран депутатом парламента от Болонского округа и смещён с должности секретаря партии, в феврале 1920 года на национальном совете партии во Флоренции добился включения в повестку дня вопроса о создании советов по образцу революционной России.
Nicola_Bombacci.01jpg (493x700, 290Kb)
Никола Бомбаччи на Втором конгрессе Коминтерна (1920). Портрет работы И.Бродского
В январе 1920 года представленный Николой Бомбаччи проект Конституции Советов в Италии получил небольшую поддержку и много критики. Тем не менее, он вносит этим свой вклад в теоретические дискуссии о партийной политике в итальянском обществе тех лет. В апреле он становится первым итальянским социалистическим представителем на большевистской встрече в Копенгагене, а летом уже будучи членом итальянской коммунистической делегации, отправляется в Советскую Россию. В июле-августе 1920 года вместе с Серрати и Антонио Грациадеи участвовал во Втором Конгрессе Коминтерна, а затем стал одним из первых представителей течения максималистов, вышедших из Социалистической партии. 15 ноября 1920 года подписал программный манифест коммунистической фракции вместе с Грамши, Террачини и другими, а в январе 1921 года на съезде Социалистической партии в Ливорно вступил в Коммунистическую партию и заявил о необходимости присоединения её к III Интернационалу на основе 21 условия, принятого Вторым Конгрессом. 21 января 1921 года Бомбаччи был избран в состав Центрального комитета партии. В период 1920—1921 годов основал и редактировал коммунистическое издание Comunista di Bologna-Imola, в феврале-июле 1921 года занимался изданием в Риме Avanti comunista. Кроме того, вместе с Бордигой, Грамши и Террачини участвовал в работе Коммунистического интернационала (Петроград-Рим), Интернационала молодёжи и организации «Юный пролетарий» (Fanciullo proletario). В марте 1922 года на съезде Коммунистической партии в Риме Бомбаччи, примкнувший ранее к правому крылу Таска и Грациадеи, вышел из Центрального комитета. В ноябре-декабре 1922 года участвовал в Четвёртом конгрессе Коминтерна, вместе с Грациадеи был 1 ноября 1922 года принят В.И.Лениным, который беседовал с итальянскими делегатами «о задачах борьбы с фашизмом и защите демократических свобод». В 1923 году вступил в конфликт с партией и Коминтерном в связи со своим тяжёлым финансовым положением. Коминтерн решительно осуждал его политические действия. 8 января 1924 года в «Правде» вышла заметка за авторством председателя ИККИ Григория Зиновьева, в которой позиция Бомбаччи по советско-итальянским отношениям, заключавшаяся в отказе от их полноценного установления, характеризовалась антикоммунистической и националистической, а его самого предостерегали от дальнейших нарушений дисциплины:
«Пусть все коммунисты — депутаты и не депутаты — знают, что Коминтерн не потерпит отклонений от линии, установленной нашими международными конгрессами.»
Проблема была усугублена дисциплинарными и процедурными вопросами, вследствие чего в 1924 году Бомбаччи был временно исключён и позднее восстановлен в партии, а в 1927 году исключён окончательно по обвинению в оппортунизме.
Политик и публицист фашистской Италии
В 1921 году Бомбаччи вновь был избран депутатом нижней палаты парламента от Триеста и выступал против заключения торгового соглашения с Советским Союзом, в котором увидел проявление политико-идеологического сближения русского коммунизма с итальянским фашизмом. Лишённый поддержки Коммунистической партии и Коминтерна, он был лишён также депутатского мандата и подвергся преследованиям властей (в 1926 году квартира Бомбаччи была разгромлена фашистами). В том же году были приняты специальные законы, и Бомбаччи начал сближение с новым режимом. После некоторого периода политического бездействия он восстановил старые связи в лагере профсоюзного и социалистического движения и с 1936 по 1943 годы издавал при государственной поддержке журнал «La Verità» (то есть «Правда»), в котором сотрудничали Артуро Лабриола, Вальтер Мокки и другие известные социалисты. Идейным направлением журнала стала борьба за «пролетарскую и фашистскую Италию», против «мировой плутократии и её союзника — СССР». В годы Испанской и Второй мировой войн журнал проводил политику умеренного сотрудничества с режимом, постепенно сближаясь с антифашистской полемикой в Италии и за её пределами. Возможно, разрешение условно легальной деятельности одного из основателей Коммунистической партии в фашистской Италии можно объяснить давним знакомством и даже дружбой Бомбаччи с Бенито Муссолини — со времён, когда оба ещё были социалистами, или даже с детства.
Идеолог Республики Сало
Тела Муссолини и его сподвижников, повешенные для обозрения в Милане (первый слева — труп Бомбаччи, второй — Муссолини). Бомбаччи вошёл в число основных вдохновителей Веронского манифеста, программного документа Республиканской фашистской партии, принятого 14 ноября 1943 года на Веронском конгрессе и заложившего фундамент идеологии Итальянской социальной республики, также известной как Республика Сало (Repubblica di Salò). Автор экономической теории социализации и Конституции Итальянской социальной республики, ставшей последней попыткой сблизить традиционные для итальянского фашизма идеи корпоративного государства и классового сотрудничества с получившими широкое распространение в Италии взглядами «левого» политического крыла. Одобренный Муссолини, манифест был доработан Паволини. В 1944 году в Венеции Бомбаччи опубликовал брошюру Questo è il comunismo («Это — коммунизм») и печатался в Corriere della Sera под псевдонимом Джирамондо. Бомбаччи был расстрелян 28 апреля 1945 года с группой сподвижников Муссолини, пытавшихся бежать вместе с дуче из Италии, на набережной озера Комо в Донго, тело повешено вниз головой для обозрения рядом с трупом Муссолини в Милане на площади Лорето. Перед расстрелом он крикнул «Да здравствует Муссолини, да здравствует социализм!». Редактор газеты Avanti! Пьетро Ненни, также друживший в молодости с Бомбаччи и Муссолини, сам предложил заголовок на первую полосу: Giustizia è fatta («Правосудие свершилось»). Литература: Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — Проспект, 2013. — Том 45. — 833 страницы. — ISBN 978-53-9210-526-7; Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника / Голиков Г.Н. — Политиздат, 1982. — Том 12. — Страницы 454—455. — 733 страницы; Gilbert M., Nilsson R. K. Historical Dictionary of Modern Italy. — Scarecrow Press, 2007. — P. 67. — 552 p. — ISBN 978-08-1086-428-3; Lane A. T. Biographical Dictionary of European Labor Leaders. — Greenwood Publishing Group, 1995. — Vol. 1. — P. 111—112. — 1128 p. — ISBN 978-03-1329-899-8; Petacco A. L'uomo della Provvidenza. Mussolini, ascesa e caduta di un mito. — Oscar Mondadori, 2012. — 254 p. — ISBN 978-88-0455-393-9; Salotti G. Nicola Bombacci: un comunista a Salò. — Ugo Mursia Editore, 2008. — 270 p. — ISBN 978-88-4253-849-3; Правда. — 1924. 8 января. — Том № 6. — 3 страницы.

Саблин (442x700, 338Kb)
1880
Николай Васи́льевич Саблин
капитан 2-го ранга Гвардейского экипажа, начальник Сатакундской флотилии (1916), общественный деятель, публицист, автор книги «Десять лет на императорской яхте „Штандарт“». Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Из дворян Области Войска Донского, сын полковника. Окончил Морской кадетский корпус (1901).
Русско-японская война
По флоту — Саблин 3-й. К началу войны вахтенный начальник эскадренного броненосца «Ретвизан». В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали стоявшие на рейде Порт-Артура русские корабли, в том числе «Ретвизан». В результате попадания торпеды «Ретвизан» получил серьёзные повреждения и был отведён командиром на мелководье. В дальнейшем неподвижный броненосец использовался как батарея — участвовал в отражении ночных атак японских миноносцев. После заделки пробоины «Ретвизан» участвует в сражении с японским флотом в Жёлтом море 10 августа 1904 г., при неудачной попытке прорваться во Владивосток. Для восстановления нарушенного боевого порядка эскадры, во время одного из боёв, «Ретвизан» своим манёвром отвлёк на себя весь огонь противника, пытался таранить флагманский японский корабль.
«В «Ретвизан» попало 23 снаряда, из которых два поразили рангоут и не разорвались. Были разбиты все прожекторы и шлюпки, выведен из строя носовой компас, пробита фок-мачта, раздроблен элеватор подачи снарядов на фор-марс. В носовой части по правому борту в 51-мм броне были обнаружены две пробоины (через одну из них вода поступала в кондукторскую кают-компанию). Вражеским огнём были выведены из строя одно 152-мм, два 75-мм и пять 47-мм орудий, а также заклинена носовая башня. Большие пробоины были в кожухе первой дымовой трубы и в обшивке правого борта в районе каюты командира. Остальные повреждения были незначительными. Потери в личном составе для такого ожесточённого боя также оказались относительно невелики: шесть матросов были убиты и 38 ранены, в том числе четверо — тяжело. Из офицеров лёгкие ранения получили пять человек: командир корабля Э.Н.Щенснович, мичманы Н.В.Саблин 3-й, В.А.Гурячков, П.C.Столица и князь Д.Н.Голицын. Для сравнения: на флагманском корабле адмирала Того, по японским официальным данным, за это же время было убито 24 и ранено 89 человек.»
СаблинRetvizan (700x546, 259Kb)
Броненосец «Ретвизан»
Позже Н.В.Саблин участвует в сухопутной обороне Порт-Артура. После сдачи Порт-Артура больше года был в японском плену, вёл дневник — хранится в его личном фонде в Российском государственном архиве Военно-морского флота.
Дальнейшая служба
С 1906 г. служил на императорской яхте «Штандарт» вахтенным начальником, а с 1909 г. ревизором. С октября 1910 г. флаг-офицер штаба (с этого момента формально не числился в судовом составе, но продолжал участвовать в плаваниях).
СаблинYachtShtandart (700x396, 161Kb)
Императорская яхта «Штандарт»
В 1915—1916 гг. помощник по морской части начальника Чудской флотилии. В 1916—1917 гг. начальник Сатакундской флотилии, созданной на внутренних финских озёрах для совместных с армией действий и обороны фланговых позиций, расположенных по берегам Сатакундской озёрной системы.
Служба в Советской России
После захвата власти большевиками начальник автомобильного отдела Морского ведомства РСФСР, с июля 1918 г. в Главном управлении кораблестроения. 9 августа 1918 г. арестован, 3 декабря освобождён. В 1919 г. начальник шифровального отдела службы связи Балтфлота, вновь арестован и вновь освобождён.
В эмиграции
В 1920 г. бежал в Румынию. С апреля 1928 г. член Кружка бывших офицеров Российского флота в Бухаресте, сотрудник журнала «Военная Быль», начальник группы в Бухаресте. До 1941 г. являлся редактором антисоветской газеты «Голос Бухареста».
Аресты и гибель
В 1945 г. захвачен Смерш и вывезен в СССР, 1 декабря Особым совещанием НКВД СССР приговорён по статье 58-1 «б» и 58-1 УК РСФСР к заключению в ИТЛ на 20 лет. Отбывал срок в Карагандинской области (в это время в Нью-Йорке издавались его записки). В 1954 г. был освобождён по болезни досрочно и 15 мая 1955 г. передан представителям Румынии. 18 марта 1958 г. арестован румынскими властями, приговорён к 28 годам за «государственную измену» и «деятельность против общественного строя». Умер в тюрьме города Деж, Румыния, 20 января 1962 года.
Прохождение службы
Российская империя: Вахтенный начальник броненосца береговой обороны «Генерал Адмирал Апраксин» (27 мая — 26 сентября 1901); Заведующий гребными судами начальствующих лиц Кронштадтского порта (3 октября — 4 декабря 1901); Вахтенный начальник эскадренного броненосца «Ретвизан» (23 марта 1902 — 25 ноября 1903), миноносца «Разящий» (25 ноября 1903 — 20 февраля 1904), эскадренного броненосца «Ретвизан» (20 февраля — 8 декабря .1904); Участник обороны Порт-Артура на сухопутном фронте; Японский плен (2 января 1905 — 13 марта 1906); Прикомандирован к Гвардейскому экипажу (21 мая 1906); Императорской яхты «Штандарт»: вахтенный начальник (31 мая 1906 — 9 мая 1909), ревизор (9 мая 1909 — 30 октября 1910); Флаг-офицер затем старший флаг-офицер штаба флаг-капитана Его Императорского Величества. адмирала Нилова (30 октября 1910 — 20 ноября 1915); Помощник по морской части начальника Чудской озёрной флотилии (22 ноября 1915); Начальник Сатакундской флотилии (1916). Советская Россия: Начальник автомобильного отдела Морского ведомства РСФСР (1918); В Главном управлении кораблестроения РСФСР (с июля 1918); Начальник шифровального отдела службы связи Балтфлота (1919). Производства: Мичман (19 мая 1901); Лейтенант (19 мая 1905); Старший лейтенант за отличие по службе (23 апреля 1911); Капитан 2-го ранга за отличие по службе (19 декабря 1913). Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (28 марта 1904) «За успешное отражение неприятельских миноносцев и потопление пароходов-брандеров, в ночь на 24 февраля сего года, имевших целью взорвать броненосец «Ретвизан» и заградить проход на внутренний рейд порта Артур.» — Приказ Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке № 254 от 28 марта 1904 г.; Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1 января 1905); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1 января 1905); Орден Святого Станислава II степени с мечами (4 января 1905); Орден Святой Анны II степени (4 апреля 1915); Орден Святого Станислава I степени (14 января .1915); Орден Святого Владимира IV степени (20 декабря 1916); Кавалер креста ордена Почётного Легиона (французский) (1908); Орден Виктории V класса (английский) (1908); Орден Льва и Солнца II степени (персидский) (1909); Кавалер креста I класса Ордена Меча (шведский) (1909); Офицерский крест Ордена Чёрной Звезды (французский) (1909); Орден Золотой Звезды III стенени (бухарский) (1909); Орден Золотой Звезды IIстепени (бухарский) (1911); Командорский крест ордена Полярной Звезды (шведский) (1912); Командорский крест ордена Чёрной Звезды (французский) (1914). Книги и статьи Николая Васильевича Саблина: Десять лет на императорской яхте «Штандарт». — Санкт-Петербург : Петроний, 2008. — 484 страницы: иллюстрации — 2000 экземпляров; Эскадренный броненосец «Ретвизан» (рукопись); Статьи в «Морском журнале», в 1928—1932 гг.; 25 статей на морские темы в газетах. Архивные источники: Российский государственный архив ВМФ. Аннотированный реестр описей фондов (1696—1917): фонд 21. Саблин Николай Васильевич, капитан 2 ранга (1880—1962). Дело 62; 1879—1920. Опись 1; Материалы биографического характера; дневники, воспоминания, записные книжки; переписка с родственниками; Материалы служебного характера: приказы Н.В.Саблина в период командования Сатакундской флотилией; о деятельности в Санкт-Петербургском речном флоте; Материалы о Русско-японской и Первой мировой войнах, Г.Распутине (есть его фотографии); Материалы родственников Н.В.Саблина (родителей и жены); Иллюстративный материал: личные и семейные фотографии; фотографии, связанные со служебной деятельностью; фотографии царской семьи, сделанные во время плаваний на яхтах «Штандарт» и «Полярная звезда» по Балтийскому морю, в Швецию и Англию, в Крыму; фотографии интерьеров Зимнего дворца и судов. Источники: Список офицерских чинов Русского Императорского флота. Царствование Императора Николая Второго / Составитель В.Ю.Грибовский // Петербургский генеалогический портал; Сорокин А.И. Русско-японская война 1904—1905 гг. Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г.; Броненосец «Ретвизан». Кульминация: бой в Жёлтом море // Библиотека военно-морской литературы; Павлова Т.Ф. Николай Саблин. Десять лет на императорской яхте «Штандарт» // Отечественные архивы. 2010. № 1; РГАВМФ. фонд 21. Саблин Николай Васильевич, капитан 2 ранга (1880—1962), дело 62; 1879—1920. опись 1; Саблин 3 Николай Васильевич. Мичман // Русско-Японская война на море 1904—1905 г.г.; Волков С.В. Офицеры флота и Морского ведомства. — Москва, 2004.

Уар_(Шмарин) (479x700, 145Kb)
1880
Уар (в миру — Пётр Алексеевич Шмарин)
епископ Русской православной церкви, епископ Липецкий, викарий Тамбовской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года. Родилсяв селе Новоситовка, Липецкий уезд, Тамбовская губерния, Российская империя, в бедной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных, в которой было тринадцать детей, но до взрослого возраста дожили только двое, Пётр и его сестра. После ранней смерти отца с шести лет помогал матери по хозяйству. Жена — Клавдия Георгиевна, урождённая Стрельникова, из богатой купеческой семьи, скончалась от тифа в 1918 году. В семье было шестеро детей — четверо сыновей и две дочери. Дочь Клавдия Петровна Шмарина (родилась в 1909 году) проживала в городе Воронеж и умерла там в 2012 году.
Образование
По рекомендации местного священника и за его счёт окончил четырёхгодичную сельскую школу. Затем священник ходатайствовал перед властями о продолжении обучения талантливого мальчика. Получил образование за казённый счёт в гимназии в Тамбове и в церковно-учительской семинарии в селе Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии. Окончив учебное заведение, отец Петр не считал полученное им образование достаточным и всю жизнь занимался самообразованием. Он собрал дома большую библиотеку как духовного, так и светского содержания. Хорошо ориентировался в религиозно-философских течениях своего времени, политике, социальном обустройстве общественной жизни. У него были обширные познания в области медицины и собрана большая библиотека по специальным медицинским вопросам. Он никогда не обращался к помощи врачей и своих детей лечил сам, за исключением случаев чрезвычайных, когда требовалось хирургическое вмешательство. К нему за медицинской помощью обращались крестьяне всех окрестных селений.
Диакон и священник
После окончания учительской семинарии работал преподавателем. С 21 марта 1904 года нёс служение диакона в Саратовской епархии.
В феврале 1910 года священноначалие предложило диакону Петру отправиться для служения или в Америку, или в Финляндию. Он выбрал служение в Америке, но этому решению воспротивилась жена, а также брат и сестра жены. Отец Петр подчинился желанию родственников, сообщив священноначалию, что готов ехать служить в Финляндию. С 28 октября 1910 года служил священником Крестовоздвиженского храма на острове Манчинсаари на Ладожском озере (ныне — остров Мантсинсаари, Республика Карелия). Через некоторое время отца Петра перевели в храм в селе Мустамяги неподалёку от Выборга. С 1913 по 1915 годы издавал и редактировал газету «Карельские известия». После революции, Финляндия отделилась от России, а отец Петр с семьёй и все их родственники выехали в Петроград. Из вещей взяли только самое необходимое для детей. Отец Петр отвез жену с детьми в село Новоситовка к своей матери, а сам остался в Петрограде. С 1918 года служил в церкви Никиты Великомученика в селе Тютчево близ города Лебедянь Тамбовской губернии (ныне — село в Липецкой области). Несколько раз кратковременно арестовывался, в том числе в 1924 году. От него требовали снять сан, предлагая хорошую работу и квартиру, но он каждый раз отвечал отказом: «Того, чего вы от меня добиваетесь, — этого вы никогда не добьётесь. Уж я такой человек: во что верую — тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия». В 1922—1923 годах активно выступал против обновленческого движения. В Обращении благочинного 4 Лебедянского Церковного Округа священника с. Калинино протоиерея Николая Скрижалина к Патриарху Тихону от 28 июля 1923 года значится: «В помощи Вашего Святейшества мы очень нуждаемся, ибо агенты ВЦУ здесь на местах явно содействием гражданской власти пользуются. Только этим можно объяснить арест и заключение в тюрьму священника с. Тютчева, Лебедянского уезда, Петра Шмарина, который праздновал праздник св. ап. Петра и Павла по старому стилю и в своей проповеди отрекся от ВЦУ, от обновленчества и признал руководителей его еретиками…»
Епископ
20 августа 1926 года священник Петр Шмарин при предварительном пострижении в монашество с именем Уар был хиротонисан во епископа Липецкого. Сначала он служил в Липецком Христорождественском соборе, а после его закрытия в 1931 году — в Успенской церкви. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством. В 1932 году был арестован его старший сын, священник Николай Шмарин. После отказа снять сан Николай Шмарин был приговорён к трём годам заключения в сибирском лагере.
«25 декабря 1934 г. осведомитель Липецкого горотдела НКВД сообщал: «Деятельность епископа Уара все усиливается и усиливается. Популярность его все возрастает. Он делается любимцем граждан города Липецк и окружающих деревень верст за 60. Он имеет большое влияние на верующих. Он является большой объединяющей силой. Под его руководством священники вербуют себе единомышленников…»
Во время Великого поста в первых числах апреля 1935 года верующие Христо-Рождественского храма села Студёнки выступили против снятия колоколов с церкви и не допустили до храма бригаду по сбору металлолома. После этого были арестованы священник, диакон, староста храма, наиболее активные прихожане.
Арест и суд
8 июня 1935 года владыку Уара арестовали. В постановлении о производстве обыска и ареста записано:
«Епископ Уар вел антисоветскую агитацию против Советской власти и её мероприятий, используя религиозные предрассудки[6] крестьянской массы. Был активным участником контрреволюционной группы, организовавшей в с. Студенки 19-20 апреля 1935 г. массовое антисоветское выступление женщин для оказания сопротивления органам власти при снятии колоколов с Студеновской церкви».
Уар обвинение отверг, заявив: «Виновным себя я не признаю. Никогда я агитации против советской власти и её мероприятий не вел. Также никакого участия в выступлении женщин, не дававших снимать в селе Студенки колокола, не принимал».
11 сентября 1935 года на выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда епископ Уар осужден по статьям 58-10-2, 58-11 УК РСФСР и приговорён к восьми годам лишения свободы. Обвинительное заключение полностью повторило постановление об аресте, епископ Уар был обвинён в том, что был идейным руководителем массового выступления женщин в с. Студенки, систематически проводил контрреволюционную агитацию против Советской власти и партии и т.д… После суда на свидании сказал детям: «Не плачьте и не переживайте. Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное — прожить жизнь достойно».
Тюрьма, лагерь, мученическая кончина
На следующий день после заседания суда 12 сентября 1935 года владыку этапом отправили в тюрьму в город Мичуринска Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 года, а затем был отправлен в Карагандинские лагеря, куда прибыл 8 февраля 1937 года. В лагере сначала был занят на мощении дорог, позже ввиду физической немощи (после проведения медицинского обследования у него был выявлен миокардит и пляска святого Витта) был переведён счетоводом. В этом же лагере содержалась староста липецкого собора, осуждённая за то же дело, что и Шмарин. Она писала родным:
«Владыке приходится сейчас очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и нас всех поддерживает.»
Из лагеря владыка писал родным, стараясь их подбодрить, что живёт —
«слава Богу, жаловаться не на что. И физический труд на пользу. Что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища.»
В 1936—1938 годах содержался вместе с политическими заключёнными. В 1938 году переведён на участок под названием Меркеле, в барак, где содержались уголовники. 23 сентября 1938 года после многодневных избиений уголовниками владыка Уар скончался. Похоронен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря. В начале 1991 года дочь владыки Клавдия Шмарина обратилась к Михаилу Горбачёву с просьбой о реабилитации отца. Постановлением президиума Верховного суда РСФСР от 20 ноября 1991 года Шмарин Петр Алексеевич «за отсутствием состава преступления» реабилитирован. На Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года епископ Уар прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память священномученика Уара совершается 23 сентября. В Липецке, в новых микрорайонах возводится храм в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Решение о строительстве нового храма в Липецке было принято в 2007 году. По проекту, храм будет двухэтажным: нижний придел будет освящён в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, верхний основной — в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Уникальность храма будет состоять в том, что он будет исполнен в греческом, а точнее новоафонском стиле. Пять куполов храма будут греческими полукруглыми. Высота храма составит 36 м. Литература: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. — Тверь, 2002. — Страницы 167—183; Дорофеев С., священник. Служение священномученика Уара, епископа Липецкого // Труды преподавателей и выпускников Воронежской Православной Духовной Семинарии. — 2011. — № 4-5. — Страницы 207—222; Басова Н.А. Служение священномученика Уара (Шмарина) на острове Мантсинсаари (1910—1916 гг.) // Православие в Карелии : материалы IV научной конференции, посвященной 25-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии (25—26 ноября 2015 года, город Петрозаводск). — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2016. — 478 страниц. — ISBN 978-5-8021-2949-4 — Страницы 243—252; Елисеева Т.П., Трохова И. В. Миссионерское служение священника Петра Шмарина, будущего сщмч. Уара, епископа Липецкого, в Финляндской Карелии (1910—1917 гг.) // «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Материалы ХIII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». Под редакцией Н.Я.Безбородовой, Н.В.Стюфляевой (ответственный редактор). 2018. — Страницы 261—272

Julien_Josephson (678x700, 242Kb)
1881
Жюльен Джозефсон (Julien Josephson)
американский сценарист. Его карьера продолжалась с 1914 по 1943 год. Родился в городе Розберг, штат Орегон, США. Джозефсон был хорошо известен адаптациями театральных произведений для немых кинолент — в частности, превратил в сценарии пьесу Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» (1925) и роман Мэри Робертс Райнхарт и Эвери Хопвуда «Летучая мышь» (1926). Он был номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Дизраэли» (1929). Джульен Джозефсон умер в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 14 апреля 1959 года. Избранная фильмография: Опасная кривая впереди / Dangerous Curve Ahead (1921); Вверх ногами / Head Over Heels (1922); Узкая улица / The Narrow Street (1925); Морской орел / The Eagle of the Sea (1926); Летучая мышь / The Bat (1926); Корабль приплывает / A Ship Comes In (1928); Выполняйте свой долг / Do Your Duty (1928); Дизраэли / Disraeli (1928); Зелёная богиня / The Green Goddess (1930); Ви Вилли Винки / Wee Willie Winkie (1937); Стэнли и Ливингстон / Stanley and Livingstone (1939).

Чернецкий_Семён_Александрович (493x700, 94Kb)
1881
Семен Александрович Чернецкий
военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Профессор (1946). Генерал-майор (1944), инспектор военных оркестров РККА в 1924—1949. С.А.Чернецкий родился в городе Одесса, Росиийская империя, в семье скрипача. Его первоначальным музыкальным образованием занималась мать-пианистка. Учился в Одесском музыкальном училище по классу тромбона Г.М.Лоэцо и фортепьяно, совмещал учёбу с аккомпаниаторскими заработками. В 19 лет отправился в Кишинёв к старшему брату — капельмейстеру Лубенского драгунского (впоследствии гусарского) полка, где и решил посвятить себя военной музыке. Сначала пробовал свои силы в качестве помощника капельмейстера, а в 1903 году стал там же капельмейстером 14-й артиллерийской бригады. До 1911 года был военным капельмейстером в Кишинёве. В 1911 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917 году по оркестровому классу А.К.Глазунова, по классу дирижирования Н.Н.Черепнина, по классу инструментовки М.О.Штейнберга, по классу композиции Я.Витола. Глазунов заметил дарование Чернецкого, дав ему такую характеристику:
«С.А.Чернецкий — отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А.Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».
Служба в Красной Армии, организация и руководство оркестрами
В 1918 году Чернецкий добровольно вступает в РККА и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа (здесь и далее — должность инспектора военных оркестров соответствует современной должности начальника военно-оркестровой службы). Одновременно он руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона. В 1924 году Чернецкий назначается Инспектором военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в 1926 году формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, которым руководил с 1932 года. В 1928 году сформировал и возглавил Симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии (ЦДКА). В 1935 году сформировал Оркестр НКО (Народного Комиссариата обороны), ставший впоследствии Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, и руководил им до 1949 года. Помимо этого Чернецкий оказывал большую помощь в организации оркестров штабов военных округов и военных академий, а также сводных оркестров крупных гарнизонов. Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в Большом театре СССР).
[700x461]
На знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным оркестром.
Находясь на руководящем посту, Чернецкий много сил (в том числе и личных творческих) и времени уделял формированию служебно-строевого репертуара для советских военных оркестров. Именно он заложил методические основы исполнения строевого репертуара.
Последние годы жизни
В 1946 году у Чернецкого случился паралич, и он был вынужден отойти от активной служебной деятельности. Но даже несмотря на тяжёлую болезнь, он нашёл в себе силы, чтобы принять участие в качестве заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных оркестров штабов военных округов и военных академий. С.А.Чернецкий скончался 13 апреля 1950 года в Москве.
[525x700]
Он был похоронен с большими почестями на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Награды и премии: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936); Сталинская премия второй степени (1946) — за концертно-исполнительскую деятельность; Орден Ленина [21 февраля 1945] (за выслугу лет); Орден Красного Знамени [3 ноября 1944] и [20 июня 1949] (оба за выслугу лет); Орден Отечественной войны II степени [24 июня 1944]; Орден Красной Звезды [21 февраля 1933]; Медаль «XX лет РККА» (1938); Ззнак Осоавиахима «Бойцу ОКДВА» (1934, «за налаживание военно-оркестрового дела на Дальнем Востоке»)
Семья
Сестра — пианистка и музыкальный педагог Эсфирь Александровна Чернецкая (в замужестве Чернецкая-Гешелина; ?—1922), ученица А.Б.Гольденвейзера, преподавала в Одесском музыкальном училище и консерватории (среди её учеников Б.М.Рейнгбальд); была замужем за видным оториноларингологом, профессором Александром Исааковичем Гешелиным (1882—1962). Другая сестра — пианистка Вера Исаевна Чернецкая (1884—?, в замужестве Меерович). Третья сестра Надежда, выпускница Московской консерватории, также была пианисткой и камерной певицей.
Первая жена (1904) — Голда-Лея Чернецкая (брак зарегистрирован в Кишинёве 11 июня 1904 года).
Вторая жена — эстрадная певица Софья Павловна Чернецкая (урождённая Левитина, в предыдущих браках Зак и Кнабе; 1895, Лисичанск — 1973, Москва), из семьи крупного шахтовладельца, выступавшая под сценическим псевдонимом Софья Мар-Кнабе.
Дочь — Вера Семёновна Чернецкая (в замужестве Но), солистка хора Большого театра, вышла замуж за московского фотокорреспондента французского журнала «Пари матч» Жана Но (их внук Жан воспитывался в семье актёра Марка Бернеса).
В семье С.А.Чернецкого воспитывались также дети от предыдущих браков его жены: дочь — Людмила Марковна Зак (1917—2001), доктор исторических наук (1968), профессор Московского государственного педагогического института (1972); сын — Адольф Степанович Чернецкий (Кнабе, 1926—1998).
Дядя — капельмейстер Селенгинского 41-го пехотного полка и композитор Абрам Шахнович Рейдерман, автор вальсов «Осенние мечты», «Белые розы», «На заре», «Зацелуй меня до смерти», «Сны жизни», «К счастью», «Открытие бала», «Без любви», маршa для духового оркестра «Варяг», попурри «Гай-да тройка».
Педагогическая деятельность
Одним из направлений деятельности Чернецкого, которому он уделял постоянное внимание, была подготовка военных музыкантов. По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали руководителями военных оркестров. Петроградской школой Чернецкий руководил лично. В 1937 году по его инициативе были организованы три средние военно-музыкальные школы, одна из которых (Московское военно-музыкальное училище) действует и поныне. В Одесскую военно-музыкальную школу С.А.Чернецкий лично отбирал ребят из одесских детских домов. Помимо этого, Чернецкий создаёт в 1923 году военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с 1925 года преподаёт в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М.Ю.Ашенбреннера, с 1926 года руководит капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И.Ф.Стравинского. В 1935 году вместе с директором Московской консерватории Г.Г.Нейгаузом создаёт Военный факультет МГК имени П.И.Чайковского, где преподаёт дирижирование и служебно-строевой репертуар и в 1946 году получает звание профессора.
Творчество
Без всякого преувеличения, Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором XX века . Им написано свыше 100 маршей (по некоторым данным около 200), патриотические песни и другие произведения. Спектр маршей Чернецкого весьма широк: помимо, собственно, военных здесь есть и общественно-политические («Слава Родине», «Ленинский призыв», «Марш московских пионеров»), и производственные («Индустриальный», «Родной Донбасс»), и национальные («Русский», «Славянский», несколько «Украинских», «Грузинский», «Азербайджанский» и др.) и даже на темы песен советских композиторов. В своих военных маршах Чернецкий продолжил лучшие традиции русской военной музыкальной культуры, они не противостоят, как можно было бы ожидать от той эпохи, в которой он жил, а наоборот, являются естественными преемниками лучших дореволюционных военных маршей. Среди наиболее известных и популярных маршей, под которые вот уже не одно десятилетие проходят парады на Красной площади, каждый россиянин узнает (хотя бы на слух) знаменитый «Парад», торжественный марш «Рокоссовский», «Салют Москвы», «Марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков», «Слава Родине», «Вступление Красной Армии в Будапешт», «Вступление Советской Армии в Бухарест» и многие другие. Марши: 1924 ? или ? 1936 Ленинский призыв; 1932 Индустриальный марш; 1933 ГТО; 1934 Биробиджан марш; 1936 ? Встречный марш, С темой из песни "Варшавянка"; 1936 ? Встречный марш, С темой из песни "Белая армия, черный барон"; 1936 ? Встречный марш, С темой из песни "Рабочей Марсельезы"; 1936 Московские пионеры марш; 1936 Казачий марш: Посвящается красному казачеству; 1936 Грузинский марш; 1936 Краснознаменный комсомол марш; 1936 Украинский марш №1; 1936 Украинский марш №2; 1936 или 1938 Украинский марш №3; 1937 Грузинский колонный марш; 1937 Молодость, марш (из песен М.Блантера); 1937 Кавалерийская рысь; 1937 Краснознамённому ансамблю; 1938 Наша родина, марш (из песен И. Дунаевского и Л. Ревуцкого); 1938 Под флагом Наркома, марш (из песен Ю. Хайта); 1939 Дружба народов СССР; 1940 Парад; 1940 Торжественный марш: Первой конной армии к XX-летнему юбилею Совместно с З. Фельдманом; 1940 Молдавский марш: Памяти героя Г.И.Котовского (Советская Молдавия ?); 1940 Бессарабский марш (Советская Молдавия): Вступление Красной Армии в Кишинёв; 1940 Анатолий Крохалёв; 1940 Торжество победы; 1941 Встречный марш военных училищ РККА; 1941 ? Марш 1-й стрелковой гвардейской дивизии; 1941 Победа за нами марш; 1942 Встречный марш Первого гвардейского кавалерийского корпуса; 1942 Встречный марш Второго гвардейского кавалерийского корпуса; 1942 Встречный марш Третьего гвардейского кавалерийского корпуса; 1942 Марш 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени генерала Панфилова; 1942 Славянский марш; 1942 Фанфарный марш гвардейских дивизий; 1942 Марш первой гвардейской стрелковой дивизии; 1942 За правое дело (песня?); 1943 Марш танкистов; 1943 Марш гвардейцев-минометчиков; 1943 Герои Сталинграда; 1943 Герои Азербайджана 1943 Юбилейный встречный марш Красной Армии (25 лет РККА); 1944 Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий; 1944 Родной Донбасс; 1944 Марш 53-й Стрелковой гвардейской дивизии; 1944 Салют Москвы; 1944 Победный марш (фанфарный) Слава Родине; 1944 Вступление Красной Армии в Бухарест; 1945 Вступление Красной Армии в Будапешт; 1945 Праздник Победы марш; 1945 Русский марш; 1946 Встречный марш артиллерии; 1946 Встречный марш танкистов; 1946 Марш артиллеристов; 1946 Марш гвардейской артиллерии. Без даты: Церемониальный марш Красной Армии; Десантники марш; Марш первой гвардейской мотострелковой московской дивизии (предположительно, 1942); Походный марш; Торжественный марш "Рокоссовский" (предположительно, 1942); Песня-марш Всеобуча; Привет краснофлотцам; Осоавиахим (предположительно, 1937); марш "Героический"; Марш трудовых резервов; Досарм Концертный марш (предположительно, 1948); Марш Первого Украинского фронта. Песни: Песнь свободной Россiи (Для одного голоса съ аккомп. ф.-п. / Слова и музыка С.А.Чернецкаго Д 68/247 Петроград : I. Юргенсонъ, б.г.); 1917 Плачь запорозьцiв; 1940 Как вернее бить врагов; 1941 Боевая пехотная; 1941 Будем драться до победы; 1941 За родину - вперед!; 1942 Славься, Советская наша страна; 1942 За правое дело: Песня летчиков; 1942 Песня-марш Всевобуча; 1942 Наш товарищ комиссар; 1943 За отчизну, за Россию; 1943 Песня о маршале Василевском; 1943 Уральцы бьются здорово; 1943 Уставная строевая; 1943 Славься, свободная наша страна; 1943 Москва, Москва; 1943 Песня казачки; 1945 Победная песня; 1946 Песня пионеров Советского союза. Остальное: 1927 или 1933 Красная заря. Церемониальная музыка; 1935 Развод караулов. Церемониальная музыка, совместно с Д.Ф.Салиман-Владимировым; ? В любви счастье. Вальс; ? Мая ? . Вальс. Сочинения: 1934 Ротный самодеятельный оркестр; 1945 Методика освоения служебно-строевогo репертуара военных оркестров Красной Армии; 1945 Служебнo-строевой репертуар для оркестров Красной Армии (дирекционс приложением 21 партии в отдельных переплетах). Источники: Цицанкин В.С.. Судьба музыканта. — Москва : Композитор, 2015. — 340 страниц; Черток М.Д.. Центральный военный оркестр (1921—1949). — Москва : РТС-Комфорт, 2015. — 395 страниц; Цицанкин В.С.. Неизвестные марши С.А.Чернецкого. Сборник партитур для духового оркестра. Первый выпуск. — Москва : ВИНИТИ, 2010; Второй выпуск. Москва : ВИНИТИ, 2012; Музыкальная энциклопедия. Главный редактор Ю.В.Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1973―1982; Цицанкин В.С. Главный капельмейстер Парада Победы. // Военно-исторический журнал. — 2021. — № 11. — Страницы 108—119; Хаханян X.М. Мастер военной музыки. МЖ[уточнить], 1972, № 3.

Paul_Günther (342x700, 113Kb)
1882
Пауль Гюнтер (немецкое имя — Paul Günther)
немецкий прыгун в воду, олимпийский чемпион. Родился в городе Ганновер, Германская империя. В 1910, 1911, 1912 и 1920 годах становился чемпионом Германии. В 1912 году на Олимпийских играх в Стокгольме он завоевал золотую медаль в прыжках с 3-метрового трамплина; также он принял участие в соревнованиях по простым прыжкам с вышки, но в них стал лишь 8-м. В 1988 году был введен в Международный зал славы плавания. Умер в городе Дуйсбуг, Германия, 13 февраля 1945 года.

Huseyn_Javid (490x700, 296Kb)
1882
Гусейн Джавид (азербайджанское имя — Hüseyn Cavid; имя при рождении - Гусейн Абдулла оглы Раси-заде)
азербайджанский поэт и драматург. Являлся ярким представителем романтизма в Азербайджане начала XX века. Гусейн Джавид сыграл огромную роль в формировании азербайджанской литературы XX века. Своими произведениями, в которых нашли отражение мотивы философской лирики, вопросы гуманизма и человеколюбия, исторические драмы, Гусейн Джавид открыл новую страницу в литературе и драматургии Азербайджана. Гусейн Расизаде родился в городе Нахичевань, куда его семья переехала из села Шахтахты. Оба деда Гусейн Джавид были хлебопашцами, а один из них, по материнской линии, Мешади Кули, был известен как большой любитель поэзии. По словам самого Г.Джавида его отец «в дореволюционный период занимался духовной деятельностью», в то время как Рухулла Ахундов назвал его «известным муллой-плакальщиком». Помимо него, в семье были ещё четверо сыновей и трое дочерей. Старший брат шейх Мохаммед Расизаде получил духовное образование, а позднее учительствовал; средний — Ахмед выступал в качестве певца, порой мерсиехана; младший — Алирза был учителем. В течение пяти лет Гусейн Расизаде обучался в моллахане, а затем по совету просветителя того времени Курбанали Шарифова он в 1895 году оставил моллахану и в тайне от отца поступил в школу Мохаммеда Таги Сидги «Мектеби-тербие». Позднее в письме к К.Шарифову Г.Джавид писал: «Если бы я рос по программе отца, то, кто знает, кем бы я сейчас был... Это вы вовлекли меня в школу Сидги». Получив образование в родном городе, Джавид уезжает в Тебриз и поступает в духовную школу — медресе. Здесь он изучает арабский и персидский языки и классическую литературу Востока. Через год из-за болезни глаз Джавид вынужден бросить учёбу; он возвращается в Нахичевань, где упорно занимается самообразованием. В 1905 году Джавид едет в Турцию и поступает учиться на литературное отделение Стамбульского университета. В Стамбуле он знакомится с видными турецкими писателями и поэтами. В 1909 году Джавид возвращается на родину и длительное время преподаёт азербайджанский язык и историю литературы в азербайджанских школах Тифлиса, Гянджи, Нахичевани. В 1918 году Джавид переезжает в Баку. В 1926 году Джавид лечился в Германии, жил в Берлине. Впечатления от пребывания в Западной Европе отразились в его большой поэме «Азер», над которой поэт трудился в 1926—1937 гг.
[487x700]
Марка Азербайджана, посвящённая 130-летию со дня рождения Джавида.
Арест и гибель
Поэт Гусейн Джавид уже в первое десятилетие своего творчества снискал всеобщее признание как крупнейший представитель азербайджанского прогрессивного романтизма XX века. Российские учёные Ф.Д.Ашнин, В.М.Алпатов, Д.М.Насилов полагают, что он и является самым авторитетным из арестованных в то время азербайджанских писателей. Заметим, что газеты 1920-х годов писали о нём как о «самом известном и прославленном поэте Кавказа», «самом могучем поэте в Азербайджане». В качестве основания для его ареста стала поддержка контрреволюционных связей с «целым рядом мусаватистов, с коими ведёт мусаватские беседы… Группирует вокруг себя к.-р. национал. настроенных молодых поэтов, коих обрабатывает в мусаватском духе». Поэт виновным себя не признавал; на первом и втором заседании «тройки» решение по его делу вынести не смогли и он продолжал содержаться в тюрьме. Весной 1938 года, при новом руководстве НКВД Азербайджана, было составлено заключение, в соответствии с которым Гусейн Джавид объявлялся изобличённым по статьям 72 и 73 УК Азербайджанской ССР. Особое совещание в Москве, куда отправили дело, не стало его рассматривать, а затем и вовсе — оно было возвращено в Баку. При перепроверке дела в Баку к ранее подтверждённым обвинениям добавилась ещё ст. 68 (шпионаж). Согласно обвинительному заключению «установлено, что Гусейн Джавид долгое время проживал в Турции, а затем в Германии и, по данным НКВД, Гусейн Джавид предназначался для шпионской работы». 9 июня 1939 года поэта приговорили к 8 годам лагеря, но в приговоре обвинение в шпионаже отсутствует. Гусейн Джавид скончался в 1941 году, согласно реабилитационному делу — в Заплаге (около Тайшета). Согласно архивным материалам Тайшетского района Иркутской области, Гусейн Джавид (Расизаде) умер от остановки сердца в связи с переохлаждением ног, в 22:30, 5 декабря 1941 года (по другим источникам — в 1944) в доме заключённых инвалидов № 21. Был похоронен в гробу № 59 по мусульманским обычаям (лицом в сторону Мекки) 7 декабря, на похоронах присутствовали заключённые азербайджанцы. Посмертно реабилитирован в 1956 году.
Перезахоронение тела
12 октября 1982 года, в связи с готовящимся 100-летним юбилеем поэта, Партком Нахичеванской Республики принял решение о перезахоронении тела Джавида в Нахичевани. 14 октября председатель парткома Гамид Джафаров, полковник Тельман Алиев и депутат республики Закир Алиев вылетели в Иркутск и 21 октября прибыли на кладбище села Шевченко. Делегация нашла место захоронения гроба № 59 и была проведена эксгумация. 24 октября делегация вместе с останками Джавида вылетела из Иркутска. По плану из Иркутска необходимо было вылететь в Москву, оттуда — в Ереван, а оттуда — в Нахичевань. Но по распоряжению Гейдара Алиева, самолёт вылетел в Баку (поскольку в Сибирь Джавид был отправлен также из Баку). 26 октября самолёт приземлился в Баку. Было даже предложено похоронить поэта на Аллее почётного захоронения. После прощальной церемонии во дворце Ширваншахов, 1 ноября, ночью тело Джавида привезли в дом, в котором он жил. Наконец, 3 ноября Джавида привезли в Нахичевань и перезахоронили рядом с отчим домом под тутовым деревом. После того, как над могилой поэта был воздвигнут мавзолей, 13 сентября 1996 года в нём были перезахоронены тела жены поэта Мюшкюназ (из Баку) и сына Эртогрула, а 12 сентября 2004 года в мавзолее была похоронена дочь поэта Туран Джавид.
Творчество
Первое стихотворение Джавида было напечатано в бакинском журнале «Фиюзат» в 1906 году. В 1913 году был издан первый сборник его стихотворений — «Минувшие дни», отпечатанный в Тбилиси в азербайджанской типографии. В 1917 году в Баку издается новый сборник — «Весенняя роса». Уже в раннем творчестве Г.Джавида дают о себе знать социальные мотивы, связанные с общественным переустройством и противоречиями, положением бедняков и обездоленных людей. И хотя, как признается поэт, его «бог — красота и любовь», но жизнь с её глубокими противоречиями и проблемами вторгается в мир его поэтических раздумий, побуждая думать о многом и многих, в частности, о тех, кто в поисках пропитания обрекает себя на тяжкий, нечеловеческий труд на нефтяных промыслах. Для поэта-гуманиста «черный ад» промыслов, а также безумие разразившейся мировой войны, её «чудовищный шум» невыносимы. Катаклизмы века, его противоречия и события подводят Г. Джавида к необходимости преодолеть абстрактно-политические выводы и представления, ставить и решать важнейшие проблемы современности, обращаться к прошлому своего народа и других стран, чтобы на историко-легендарном материале раскрыть природу контрастов и противоречий века, обещавшего быть эпохой прогресса и развития цивилизации, но, увы, оказавшегося полным социальных и иных кризисов, потрясений и несчастий, уготованных для трудящегося человека.
[600x700]
Памятник Гусейну Джавиду в Баку. Скульптор — Омар Эльдаров, 1996.
Г.Джавид раскрыл власть темных сил и контрасты эпохи в своих драматургических произведениях «Шейда» (1913), «Шейх Санан» (1914), «Дьявол» (1917—1918), «Князь» (1929), «Сиявуш» (1933), «Хайям» (1935) и других, представив в них целую галерею сильных, протестующих неординарных героев, бунтующих против несправедливости, тирании, произвола. Именно эти пьесы стали важным достижением романтизма, его ведущим жанром, сохранившим на десятилетия обаяние и идейно-эстетический мир этого направления, возникшего в азербайджанской литературе. При чтении пьес и трагедий Г.Джавида, как бы открывается новый и, в то же время, такой привычный нам по книгам Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гюго и других классиков романтический мир. В пьесах Г.Джавида также есть мятущийся, наделённый сильными страстями и беспокойством герой-одиночка, который находится в трагическом разладе с обществом и целым миром, представлены остро драматические конфликты. Один за другим в его творчестве возникают образы, навеянные легендами древнего Востока и романтическими традициями, усвоенными поэтом не только по книгам, но и в результате непосредственного наблюдения действительности, которая их породила, во время его пребывания в Турции, Иране, Германии, Грузии, в родном Азербайджане. Это Шейх Санан, Сиявуш, Хайям, Дьявол (Иблис). Или образы, порожденные самим временем — Шейда, Князь, другие персонажи, взаимодействующие с ними в одноимённых пьесах. Название «Иблис», то есть «Демон», должно было вызвать ассоциацию с такими известными образами мировой литературы, как Сатана Мильтона, Мефистофель Гете, Люцифер Байрона, лермонтовский Демон… В том, что тема Иблиса вписывается в эту портретную галерею мировой «демонианы», нет ничего необычного. Ведь Г.Джавиду, как романтику, близки и понятны ощущения и умонастроения такого рода, и среди них мотивы разочарования, мировой скорби, космического неблагополучия, которые были выражены в европейской романтической поэзии, возникшей с самого начала XIX века. И даже то, что всплеск романтизма в Азербайджане пришёлся на конец XIX века, не снизил того внимания, с каким Джавид обратился к этим мотивам. Наоборот, именно обострившиеся исторические катаклизмы его времени (первая мировая война, канун революции и т. п.) позволили ему воочию увидеть в этих событиях подлинно трагические воплощения сатанизма, которые в свое время вызревали в «экспериментальных колбах» романтизма, рождая всего лишь героев мефистофелевского типа. Избранные произведения Джавида на азербайджанском языке были изданы в Баку в 1958 году, сборник пьес — в 1963.
Семья и родственники
Сын — Эртогрул Джавид, композитор, фольклорист. Старший брат, Расизаде Шейх Мухаммед Гаджи Абдулла оглы, просветитель, поэт, преподаватель азербайджанского языка и литературы. Его стихи печатались в газетах и журналах «Шарги-Рус», «Хайят», «Иршад», «Йени хайят», «Эволюция», «Игбал», «Фиюзат», «Открытое слово», «Свобода», «Шарг гапысы». Автор поэм «Семь девушек» «1914 год». Оригиналы произведений хранятся в доме-музее Гусейна Джавида в Баку и Нахичеване. Племянница, Гевхар Раси-заде, биолог. Изобретатель препарата против виноградной филлоксеры. Среди родственников Гусейн Джавида такие известные личности, как просветитель и публицист Алирза Расизаде и премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде.
[700x486]
Марка Азербайджана, посвящённая 125-летию Джавида
Память
Указом президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева Министерству культуры и туризма совместно с Министерством образования, Национальной академией наук, Верховным меджлисом Нахичеванской Автономной Республики и Союзом писателей было предписано подготовить и реализовать план мероприятий, посвященных 125-летнему юбилею Гусейна Джавида.
К 100-летнему юбилею художника, в 1981-м году был создан дом-музей поэта (в некоторых источниках годом рождения поэта указывается 1881 год). В начале он размещался в здании института рукописей, затем был перенесен в дом, в котором Гусейн Джавид жил с 1920 по 1937 годы. Этот дом был построен знаменитым азербайджанским нефтепромышленником и меценатом — Гаджи Зейналабдином Тагиевым и изначально предназначался для мусульманской женской школы. Общая площадь музея 245 кв.метров, всего в музее находятся 4250 экспонатов. В фойе музея находится изображение планеты, носящей имя поэта. В музее есть отдельная комната, которая называется «Трагедия Джавида». Здесь все предметы сохранены в первозданном виде: письменный стол, письма родственникам и близким, написанные поэтом, будучи в ссылке, и другие предметы.
Фотогалерея
[525x700]
Мавзолей Джавида в Нахичевани.
[700x449]
Дом-музей Джавида в Нахичевани.
[392x700]
Барельеф на стене здания Института рукописей в Баку, в котором в 1920-1937 гг. жил Гусейн Джавид.
[369x700]
Памятник Гусейн Джавиду в доме-музее в Нахичевани.
Литература: Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: «Восточная литература» Российская Академия Наук, 2002. — Страница 157; Джафар М. Гусейн Джавид. — Баку: Элм, 1982.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 24 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»