1875
Генри Крозер Китинг Пламмер (Henry Crozier Keating Plummer)
британский и ирландский астроном, последний Королевский астроном Ирландии. Генри Пламмер родился в Оксфорде, сын Уильяма Эдварда Пламмера и племянник астронома Джона Айзека Пламмера. Получил образование в школе Святого Эдварда, а затем Хертфорд- колледже Оксфордского университета. После окончания университета преподавал математику в университете Манчестера, в 1900 году стал ассистентом в Рэдклиффской обсерватории в Оксфорде, где ранее работал его отец, и проработал там 12 лет. В 1912 году Генри Пламмер был назначен на должность Эндрюсовского профессора астрономии (англ.)рус. в Университете Дублина и королевского астронома Ирландии. Генри Пламмер был последним человеком, занимавшим эти две должности — после создания Ирландского свободного государства в 1921 они были упразднены. В 1920 Генри Пламмер был избран членом Лондонского королевского общества. С 1921 года работал профессором математики в военном училище в Вулидже и проработал там до выхода на пенсию в 1940 году. В 1939—1941 был президентом Королевского астрономического общества. Внёс большой вклад в разработку Астрографического каталога (англ.)рус.. Его исследования включали фотометрические наблюдения короткопериодических переменных и радиальные пульсации цефеид. В 1911 году Пламмер разработал функцию гравитационного потенциала, известную как модель Пламмера, которая может быть использована для моделирования шаровых скоплений и сферически — симметричных галактик. В 1918 году опубликовал работу «Вводный трактат о динамической астрономии» (An Introductory Treatise on Dynamical Astronomy). Вёл исследования истории науки, работал в комитете Королевского общества, который готовил публикации трудов Исаака Ньютона. Умер 30 сентября 1946В его честь назван кратер на Луне. Публикации: On the Theory of Aberration and the Principle of Relativity, 1910, Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Vol. 70, p. 252—266. Литература: W. M. Smart, (Plummer, Henry Crozier Keating) Obituary, Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, vol. 107, February 1947, pp. 56-59.
[482x698]
1875
Константин Фёдорович Юон
советский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Член КПСС с 1951. Родился в Москве, в семье банковского служащего. Судьба всячески благоволила Константину Федоровичу Юону. Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей. В 1892 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у К.А.Савицкого, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова, В.А.Серова (по окончании училища работал там же в мастерской В.А.Серова в 1898—1900). Член объединения "Мир искусства", один из организаторов Союза русских художников, член АХРР (1925). Юон обращался к мотивам русской провинции, раскрывая историко-национальное своеобразие ее быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи (сложившейся под влиянием импрессионизма), в разнообразно скомпонованном архитектурном пейзаже ("К Троице. Март", 1903). В советское время Юон выступал как хранитель реалистической традиции русского искусства ("Купола и ласточки", 1921), воплощал сюжеты революционной истории ("Штурм Кремля в 1917 году" 1947), запечатлел события и образы людей советской эпохи ("Первые колхозницы. В лучах солнца", 1928; "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1949; "Утро индустриальной Москвы", 1949; все упомянутые работы в Третьяковской галерее). Оформлял также театральные спектакли (опера "Борис Годунов" М.П.Мусоргского, 1912—1913, Театр Елисейских полей, Париж: пьесы "Егор Булычев и другие" М.Горького, 1934, МХАТ; опера "Хованщина" М.П.Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва), работал в области графики. Преподавал в собственной студии в Москве (совместно с И.О.Дудиным; 1900—17), Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (профессор 1952—1955) и других учебных заведениях. Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств СССР (1948—1950). 1-й секретарь правления Союза художников СССР (с 1957). Сталинская премия (1943). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников, и на выставках "Мира искусства" и Союза русских художников (членом которого он был). О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени - А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, П.П.Муратов, потом А.М.Эфрос, Д.Е.Аркин... Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были В.И.Мухина, скульптор-анималист В.А.Ватагин и др. Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Как и другие мастера Союза русских художников, Юон усвоил некоторые принципы французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма второй половины XIX века, то есть не "растворяя" форму предметов в среде. Подобно А.П.Рябушкину и Б.М.Кустодиеву, он любил русскую старину, ее декоративность и красочность. На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры ("Троицкая лавра зимой", "Весенний солнечный день", обе 1910; "Мартовское солнце", 1915). Большой известностью пользуется его картина "Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры" (1921). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещенные солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью. К историческим темам - революции и Отечественной войны - Юон также подходит через пейзаж, причем, обобщая, стремится быть предельно достоверным ("Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 15 ноября 1917 года", 1926; "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942). Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 года по 1958 год ("Конец зимы. Полдень", 1929; "Русская зима. Лигачево", 1947; "Раскрытое окно. Лигачево", 1947), и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы, воспитавшей художника ("Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах", 1946). Скончался в Москве 11 апреля 1958 года. Сочинения: Об искусстве, тома 1—2, Москва, 1959. Литература: Апушкин Я.В., К.Ф.Юон, Москва, 1936; Третьяков Н., К.Ф.Юон, Москва, 1957; К.Ф.Юон. Человек, художник, общественный деятель. Педагог. (Каталог-сборник), Москва, 1968; (Ромашкова Л.) К.Юон. (Альбом), Москва, 1973; К.Ф.Юон, Столетие со дня рождения, 1875—1975, Москва, 1976.
1876
Дмитрий Константинович Добросердов
доктор химии, профессор Киевского политехнического института. Родился в Самаре, в семье потомственных священников, его дед был епископом. Среднее образование получил в Казанской церковной гимназии, из которой осенью 1895 года поступил в число студентов естественного отделения физико-математического факультета Казанского университета. Ещё студентом 5 ноября 1898 года награждён золотой медалью за исследование на заданную факультетом тему: «О природе криогидратов». По выдержании испытаний в государственной физико-математической комиссии удостоен диплома первой степени от 18 июня 1899 года, а вслед затем оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре чистой химии на два года. С осени 1899 года предпринял слушание курсов по введению в анализ, дифференциальному и интегральному исчислению, аналитической геометрии и физике, в целях возможно более рационального изучения физической и теоретической химии. В течение 1899—1900 учебного года состоял преподавателем физики и естественной истории в частной женской гимназии госпожи Котовой в Казани. С высочайшего соизволения командирован с ученой целью за границу, сроком от 1 мая по 1 сентября 1901 года, срок же оставления при университете для приготовления к профессорскому званию продолжен по 1 января 1903 года. В течение 1903 года сдал испытания на степень магистра и 21 января 1903 года принят в число приват-доцентов Казанского университета по кафедре чистой химии, после прочтения двух пробных лекций по собственному выбору на тему: «Коллоидальное состояние; коллоидальные растворы металлов, их получение и свойства», и назначенную факультетом «О карбидах металлов, получаемых в электрической печи». В 1903 году открыл курс физико-химической методики, состоящий в вечерних практических занятиях по физико-химическим измерениям. В 1909 г. Д.К.Добросердов защитил магистерскую диссертацию на тему «Исследование диэлектрической постоянной в связи с составом и строением», а в 1911 г. — докторскую диссертацию на тему «Исследование диэлектрической постоянной смесей жидких неассоциированных органических растворителей». В 1912 г. Д.К.Добросердов был переведен в Киевский политехнический институт на должность профессора кафедры неорганической химии. Читал лекции на химическом, механическом, инженерном и сельскохозяйственном отделениях, заведовал лабораториями неорганической химии, общей химии, качественного и количественного анализа. В киевский период Дмитрий Константинович преподавал также в Ветеринарном институте (курсы неорганической и органической химии), Химико-фармацевтическом институте (курс неорганической химии), а также в Народном университете — политехникуме, в организации которого он принимал участие. В 1923 г. Дмитрий Константинович переехал в Одессу, где до конца жизни возглавлял одесскую школу химиков-неоргаников. Работал в Одесском институте народного образования, Одесском политехническом институтіе, техникуме прикладной химии. С 1933 года заведовал кафедрой неорганической химии на химическом факультете Одесского государственного университета. В Одесском техникуме (позже — институте) технологии зерна и муки Д.К.Добросердов с 1926 г. читал курс неорганической химии, а с 1928 г. возглавил кафедру химии, объединившую в своем составе все химические дисциплины. Научная деятельность Д.К.Добросердова в одесский период была направлена на продолжение исследования диэлектрической постоянной органических веществ и смесей; изучение вопросов модификации йодистой ртути и её комплексных соединений с йодистыми металлами в связи с валентностью последних; получение гидратов галогенокислородных кислот с трехвалентными металлами и изучение их свойств. Дмитрий Константинович был не только авторитетным педагогом и известным ученым, данные научных исследование которого отражены в мировой справочной литературе, но и активным популяризатором научных знаний. Он читал лекции в Одесском доме ученых, химической секции Товарищества естествоиспытателей, Товариществе мироздания, студенческих химических кружках, рабочих клубах. Умер в Одессе 8 августа 1936 года. Труды: Добросердов, Д.К. О трехводном гидрате кислой соли йодистого кадмия. О мнимом разложении от света семиводного гидрата серноникелевой соли / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1900. — 4 страницы; Добросердов, Д.К. О двойных солях йодной ртути с йодистым никелем и кобальтом / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1901. — 9 страниц; Добросердов, Д.К. Итоги полувекового труда : К 50-лет. юбилею науч.-лит. деятельности Марслена Бертло : (Читана в заседании Физико-математического общества при Императорском Казанском университее 17 января 1902 г., а также в заседании Математического студенческого кружка при Императорском Казанском университее 13 декабря 1901 г.) / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1902. — 19 страниц; Добросердов, Д.К. О шестиводном гидрате двойной соли йодистого марганца с водной ртутью / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904. — 4 страницы; Добросердов, Д.К. Хлорноватокислый алюминий, его гидраты и ход его разложения при нагревании / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904. — 22 страницы; Добросердов, Д.К. Весы и взвешивание : химические весы, их теория, испытание и употребление / Д.К.Добросердов, приват-доцент Казанского университета. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1905. — VII, 121 страница: рисунки; Добросердов, Д.К. О составе и свойствах гидрата бромновато-алюминиевой соли / Д.К.Добросердов. — [Казань]: Типо-литография Императорского университета, 1906. — 9 страниц; Добросердов, Д.К. Библиография по диэлектрической постоянной от 1838 года bis dato : Приложение 1 к сочинению того же автора: «Исследование диэлектрической постоянной в связи с составом и строением» / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1908. — 326 страниц;. Добросердов, Д.К. О молекулярной рефракции органических соединений для лучей с бесконечно большой длиной волны : Прил. 2-е к соч. того же авт.: «Исследование диэлектрической постоянной в связи с составом и строением» / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1909. — 89 страниц; Добросердов, Д.К. Гендрик фан’т Гофф, его жизнь и труды / Д.К.Добросердов. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1912. — 29 страниц; Добросердов, Д.К. Новый метод прокаливания для количественного определения хлора в хлорнокислых солях / Д.К.Добросердов, В.рман. — [Харьков]: Харківдрук, [1926]. — 15 страниц; Добросердов, Д.К. Получение 9-ти и 6-ти водного гидратов хлорно-аммониевой соли и исследование первого в отношении к потере воды, нагреванию и растворимости / Д.К.Добросердов. — Харьков :Харківдрук, 1926. — 119 страниц; Добросердов, Д.К. Сравнительное исследование некоторых способов количественного определения солей хлорной кислоты / Д.К.Добросердов. — Харьков : Харківдрук, 1926. — 14 страниц. Источники: Професори Одеського (Новоросійського) університету: Біографічний словник. – Том 2: А – І. – 2-ге вид., доп./ Відп. ред. В.А.Сминтина. – Одеса: Астропринт, 2005. – Страницы 394 – 396; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета : За сто лет (1804—1904) : В 2 частях. / Под редакцией заслуженного ординарного профессора Н.П.Загоскина. Часть 1- Страницы 313—314; Семён Афанасьевич Венгеров, Владимир Александрович Мысляков, Институт русской литературы (Пушкинский дом) Русская интеллигенция: А-Л . Страница 377; Мансур Хасанович Хасанов Татарская энциклопедия: G-Ĭ Страница 297
[553x700]
1876
Джордж Бракстон Пеграм (George Braxton Pegram)
американский физик, член Национальной Академии Наук. Родился в Тринити. В 1903 г. получил степень доктора философии Колумбийского университета. С 1901 г. работал в Колумбийском университете (с 1918 г. — профессор). Научные исследования посвящены ядерной физике. В 1935 г. совместно с Дж.Данингом и другими выполнил первые измерения сечения рассеяния медленных нейтронов протонами, разработал первый селектор скоростей для медленных нейтронов, открыл сильное взаимодействие тепловых нейтронов с кадмием. Выдвинул идею использования графита как замедлителя нейтронов (1939). Умер 12 августа 1958 года.
[412x700]
1876
Дмитрий Симонович Постоловский
участник революционного движения в России. Родился в Воронеже. Студентом Санкт-Петербургского университета с 1895 был членом социал-демократического кружков. В 1900 арестован, выслан в Уфимскую губернию. В 1901—1903 член Уральского союза социал-демократов и социалистов-революционеров. После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В 1903 член Кавказского союзного и Тбилисского комитетов РСДРП. С 1904 вел партийную работу в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Воронеже. С 1905 представитель ЦК РСДРП в Совете партии. Делегат 3-го съезда РСДРП (1905) от Северо-Западного комитета, избран членом ЦК. Был официальным представителем ЦК РСДРП в Исполкоме Санкт-Петербургского совета. Неоднократно подвергался арестам. В годы реакции 1908—1910 от партийной деятельности отошел. После Февральской революции 1917 работал в юридическом комиссариате Петроградского совета; после Октябрьской революции 1917 в Государственной комиссии законодательных предположений при СНК РСФСР, затем на юридической работе в советских учреждениях. С 1932 персональный пенсионер. Умер 29 мая 1948 года.
1876
Сая Сан (бирманское имя — ဆရာစံ)
бирманский политический деятель, буддийский монах и врачеватель, руководитель серии крупных антиколониальных восстаний в британской Бирме 1930—1933 годов. При рождении получил имя Яр Чжо. Родился в посёлке Табаин, Сикайн, Британская Бирма, Британская Индия, Британская империя, в крестьянской семье, в детстве был отдан на обучение в буддийский монастырь в родной деревне, через несколько лет перешёл монахом в монастырь Хпо Хму, где оставался до двадцатилетнего возраста, после чего переехал в деревню Нга Каунг, где женился и некоторое время зарабатывал на жизнь плетением ковриков и корзин и плотничеством. Через некоторое время получил известность как народный целитель и астролог и написал два трактата о традиционной бирманской медицине. Нет сведений о том, когда и каким образом Сая Сан присоединился к революционному антибританскому движению в Бирме (которая в то время была британской колонией). Однако уже в начале 1920-х годов он представлял родную деревню в Моламьяйне, а в 1924 году был назначен националистическим Генеральным советом бирманских ассоциаций главой комиссии по исследованию условий жизни крестьянства страны. Примерно с этого же времени он начал пропагандировать изгнание из Бирмы британских колонизаторов и объединение всего бирманского народа под властью нового монарха, в роли которого видел себя; эта пропаганда нашла широкий отклик в крестьянских слоях, недовольных налоговым гнётом, особенно усилившимся после начала Великой депрессии и падения цен на рис. 18 октября 1930 года в Инсейне, недалеко от Рангуна, Сая Сан объявил себя королём Бирмы. Своих последователей он называл «Армией галонов» (галоном в бирманской мифологии называется мифическая птица, аналог индийской гаруды, убивающая злого дракона). Восстание началось 22—23 декабря 1930 года в Тхерравади, а в скором времени распространилось на всю дельту Иравади. Своего пика волнения достигли к середине 1931 года, охватив значительные территории Верхней и Нижней Бирмы и шанских княжеств. Главными требованиями восставших были снижение налогов, взимаемых с крестьян, свободное пользование лесами и независимость Бирмы от Британской империи. Практически сразу же после начала восстания на его подавление были брошены британские колониальные войска, вооружённые огнестрельным оружием, тогда как оружием повстанцев были почти исключительно мечи и копья. Известно, что Сая Сан призывал своих воинов делать на телах особые татуировки, которые якобы должны были сделать повстанцев неуязвимыми для пуль. Уже к июлю 1931 года основные силы восставших были фактически разгромлены, Сая Сан бежал в шанские горы, где был 2 октября арестован в Хокхо и доставлен в Тхерравади, где решением специально созданного трибунала спустя несколько месяцев был, несмотря на усилия его защитника Ба Мо, казнён через повешение 28 ноября 1931 года. Отдельные разрозненные повстанцы, тем не менее, продолжали сопротивление британцам на протяжении 1932 и начала 1933 годов. Восстание Сая Сана считается последним восстанием в Бирме, стремившимся восстановить в этой стране монархию, хотя первоначально его причины были в первую очередь экономическими. Оно также стало одним из крупнейших народных антибританских восстаний в истории Бирмы, в ходе него погибло более 10 тысяч человек.
1876
Серафим (в миру — Сергей Семёнович Руженцев или Руженцов)
епископ Русской православной церкви. Один из лидеров обновленчества. Родился в Могилёвской губернии, Российская империя. В 1896 году окончил Могилёвскую духовную семинарию. В 1899 году окончил Санкт-Петербургский археологический институт со званием действительного члена. В 1900 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со званием кандидата богословия за сочинение «Материальное положение духовенства» (Каталоговый № 605). 13 декабря 1901 года рукоположён в сан священника назначен сверх штата к Преображенской церкви посёлка Стрельна Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии. С 14 сентября 1902 года — священник и законоучитель Санкт-Петербургской женской рукодельной школы императрицы Марии Александровны. Одновременно с 14 сентября 1902 по 14 сентября 1904 года был законоучителем женской гимназии В.Н.Хитрово и городских училищ Санкт-Петербурга. 26 марта 1903 года награждён набедренником. 1 апреля 1904 года назначен настоятелем Преображенской придворной церкви города Стрельны Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии. Одновременно с 1 апреля 1904 по 14 сентября 1912 года служил законоучителем училища имени великой княгини Александры Иосифовны и учебной команды железнодорожного полка. 30 апреля 1905 года награждён бархатной фиолетовой скуфьёй. 6 апреля 1907 года награждён камилавкой. 1 мая 1910 года награждён наперсным крестом, из Кабинета Его Императорского Величества. Одновременно с 14 сентября 1910 по 14 сентября 1912 года законоучитель начального училища Стрельнинской немецкой колонии. Одновременно с 14 октября 1910 по 11 марта 1915 года законоучитель учебной команды лейб-гвардии Стрелкового артиллерийского дивизиона. Одновременно с 14 февраля 1913 по 14 сентября 1914 года был законоучителем женской гимназии В.Павловой. Одновременно со 2 сентября 1913 по 11 марта 1915 года был законоучителем Стрельнинской мужской гимназии. В книге «Очерки русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова он характеризуется следующим образом: «был выходцем из придворного духовенства, и большую часть своей жизни он провёл в качестве священника дворцовой церкви в Стрельне. Это оставило неизгладимый след. Изящные, аристократические манеры и величавая осанка важного барина, утончённая вежливость, но с оттенком снисходительности, — таков был протоиерей Руженцов». 11 марта 1915 года назначен смотрителем Сапожковского духовного училища, с возведением в сан архимандрита по принятии монашества. 20 марта 1915 года принял монашество. 21 марта 1915 года возведён в сан архимандрита. Удостоен степени магистра богословия. 29 августа —1 сентября 1917 года определён быть епископом Рязанским и Зарайским, но 30 ноября 1917 года постановление было отменено. 12 марта 1918 году определён быть епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, но почти сразу назначение было изменено. Епископ Муромский
12 мая 1919 года хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея России Тихон, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Сергий (Страгородский) и другие иерархи. В период управления церковной жизнью в Муроме епископу Серафиму выпало стать свидетелем надругания над святыми мощами, закрытия Благовещенского и Троицкого монастырей, а после издания 23 февраля 1922 года «Декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих» ещё и массового святотатства. Его сопротивление изъятию церковных сосудов привело к его аресту и заключению. В автобиографических заметках епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) «Датах и этапах моей жизни» указано, что, кроме епископа Муромского Серафима (Руженцева), во Владимирской тюрьме в июле 1922 года с епископом Афанасием находился московский протоиерей Миртов (скорее всего протоиерей Михаил Миртов). Участник обновленческого движения
14 мая 1922 года было обнародовано «Воззвание (Декларация)» группы «прогрессивного духовенства», имевшей целью захватить власть в Русской Православной Церкви и вызвать раскол епископата и священства. 16 мая представители этой группы объявили о создании ими Высшего церковного управления (ВЦУ). 16 июня 1922 года обновленческое ВЦУ признают митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский), архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евдоким (Мещерский), архиепископ Костромской Серафим (Мещеряков). По данным Краснова-Левитина и Шаврова, примкнув к обновленчеству, «принадлежал к числу так называемых „тихих обновленцев“ — ни к каким группировкам не примыкал, ни на кого не доносил». 18 августа 1922 года назначен епископом Пермским и Соликамским, с возведением в сан архиепископа. 4 октября 1922 года назначение отменено. Вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) принёс покаяние за уклонение в раскол. 13 августа 1923 года принят Патриархом Тихоном в общение с Церковью. 14 августа 1923 года назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Назначение не принял. Вернулся в обновленческий раскол. Вновь был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской обновленческой епархии. 1 марта 1924 года назначен епископом Владимирским и Шуйским, председателем обновленческого Владимирского епархиального управления с возведением в сан архиепископа. Кафедра располагалась в Успенском соборе Владимира. В мае 1924 года переименован в архиепископа Владимирского и Суздальского. В июне 1924 года был участником обновленческого Всероссийского предсоборного совещания. 11 июля 1924 года назначен временным управляющим Московской обновленческой епархией. 4 сентября 1924 года назначен председателем обновленческого Московского епархиального управления. 16 октября 1924 года избран митрополитом Московским, управляющим Московской обновленческой епархией. 18 октября 1924 года утверждён митрополитом Московским, управляющим Московской обновленческой епархией, с поручением временного управления Владимирской обновленческой епархией. Кафедра располагалась в московском кафедральном храме Христа Спасителя. 24 ноября 1924 года избран членом президиума Всероссийского обновленческого синода, в котором занял должности заведующего административным и иностранным отделами. В тот же день, сохраняя Московскую обновленческую епархию, избран митрополитом Северо-Кавказским, управляющим Северо-Кавказской обновленческой митрополией и председателем обновленческого Северо-Кавказского краевого митрополитанского церковного управления. 7 декабря 1924 года присутствовал на акте Московской Богословской Академии в первую годовщину её основания. Подписался под обращением к Константинопольскому Патриарху Григорию VII. В октябре 1925 года участвовал в «Третьем Всероссийском Поместном Соборе» (втором обновленческом), на котором переизбран членом Всероссийского обновленческого Синода. 10 октября 1925 года освобождён от управления Северо-Кавказской митрополией и переизбран членом президиума Всероссийского обновленческого Синода. С 2 июня по 3 августа 1926 год временно управляющий Саратовской обновленческой епархией. 4 октября 1926 года переизбран председателем Московского епархиального управления. 19 октября того же года утверждён в данной должности. 10 мая 1927 года назначен митрополитом Ленинградским, управляющим Северо-Западной митрополией. 13 мая того же года в ознаменование трудов в качестве члена Президиума Священного Синода и заведующего Административным Отделом ему предоставлено право служения с предношением Креста. 8 июля 1927 года утверждён в должности «согласно избрания». В 1928 года переименован в управляющего Ленинградской митрополией и председателя Ленинградского Областного митрополитанского церковного управления. Будучи митрополитом Ленинградским, имел довольно натянутые и неприязненный отношения со своим первым викарием, архиепископом Николаем Платоновым. В «Очерках русской церковной смуты» указывалось: «Морально чистоплотный и безукоризненно порядочный человек, любивший называть себя джентльменом, митрополит Серафим относился с брезгливым отвращением к своему старшему викарию, который был фактически при нём „комиссаром“. Понимая своё бессилие в борьбе с Платоновым, митрополит соблюдал в отношениях с ним внешний такт и вежливость. Всем, однако, было известно, что между двумя ленинградскими иерархами существуют холодные напряжённые отношения. И стиль митрополита был совсем иной, чем у его собрата: он никогда не позволял себе в проповедях личных выпадов против кого бы то ни было — никогда никого не задевал и ни перед кем не подхалимствовал». 18 ноября 1930 года награждён правом ношения двух панагий. При митрополите Серафиме в Ленинграде в 1932 году был закрыт обновленческий кафедральный Казанский собор; митрополичью кафедру перенесли в храм Спаса-на-Сенной (Спасо-Успенский собор). В конечном итоге конфликт с Николаем Платоновым, привёл к стремлению последнего занять его кафедру. В «Очерках русской церковной смуты» приводились такие слова митрополита Виталия (Введенского): «Бывало, приедет в Москву — и сразу же начинаются разговоры о митрополите Серафиме — и малоактивен и что-то ещё, и чего-чего только о нём не говорит». 5 сентября 1934 года «за бездеятельность» освобождён от управления Ленинградской митрополией. Уволен на покой без пенсии по докладу архиепископа Николая Платонова, его викария, за отказ участвовать в хиротонии во епископа женатого священника и за отказ вести проповедь против «тихоновцев». Скончался в городе Ленинград, РСФСР, СССР, без покаяния 3 марта 1935 года.
После торжественного отпевания в церкви святой великомученицы Екатерины был похоронен на Смоленском кладбище Ленинграда. Литература: Краснов-Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. — Москва: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 672 страницы. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9); Никита (Добронравов), игумен. Епископы города Мурома. — Муром. 2009; Лавринов В.В., протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — Москва: Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 страниц. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4.
[571x700]
1877
Николай Евграфович Осипов
русский психоневролог, психотерапевт, патограф. Впервые дал точные описания ряда неврозов, в том числе неврастении. При изучении неврозов применял психологический метод, уделяя особое внимание роли эмоций в развитии неврозов. Пионер и пропагандист психоанализа в России, переводчик трудов З.Фрейда и его корреспондент. Николай Евграфович Осипов родился в Москве, в дворянской семье. После окончания с золотой медалью 1-ой Московской гимназии, в 1897 году поступил на медицинский факультет Московского университета. На втором курсе был арестован как член студенческого стачечного комитета, затем отчислен без права восстановления в университете и уехал в Швейцарию. Учился в Цюрихском университете у Ф.Ф.Эрисмана. В 1903 году защитил диссертацию по гистологии в Базельском университете, получив степень доктора медицины. В 1904 году вернулся в Москву, работал на кафедре гистологии и эмбриологии Московского университета и одновременно - экстерном Преображенской городской больницы для душевнобольных. С 1907 года занимал должность старшего ассистента в психиатрической клинике при Московском университетете под руководством В.П.Сербского. В 1907 году познакомился с работами З.Фрейда. Летом 1910 года он посетил З.Фрейда в Вене и установил с ним профессиональные и дружеские отношения, которые поддерживал всю жизнь. Считал З.Фрейда одним из своих учителей, а себя «первым популяризатором Фрейда в России». В этом же году встречался с Э.Блейлером, К.Юнгом и П.Дюбуа и обсуждал с ними психиатрические и психотерапевтические проблемы. В 1911 году стал доцентом Московского университета и в этом же году вместе с В.П.Сербским и многими другими ушел из клиники и университета в знак протеста против реакционной политики министра просвещения Л.А.Кассо. После ухода из Московского университета, в 1911–1918 г.г. работал доцентом психиатрии на Высших женских курсах в Москве и одновременно в «Рукавишниковом приюте» для малолетних преступников. В 1911 году вместе с В.П.Сербским и другими психиатрами был соучредителем, членом бюро и секретарём Московского психиатрического кружка «Малые пятницы», в котором состоял до 1918 года. На первом заседании этого кружка сделал доклад «Из логики и методологии психиатрии». И в дальнейшем часто выступал по проблемам психиатрии, психоанализа и психотерапии. В 1911–1913 г.г. был редактором издававшейся в Москве серии книг «Психотерапевтическая библиотека». К революции отнёсся отрицательно. В 1918 году выехал из Москвы на Украину. В 1920 году эмигрировал в Стамбул. Некоторое время жил в Белграде и Будапеште, а с 1921 года в Праге. В 1923–1931 г.г. занимал должность доцента Карлова университета в Праге, где читал курс психиатрии. Преподавал в Русском народном университете. Поддерживал контакты с З.Фрейдом и его последователями. В 1923 году опубликовал работу «Воспоминания Толстого о детстве. Вклад в теорию либидо З.Фрейда».В 1925 году организовал и возглавил «Русский психиатрический кружок» в Праге, который занимался различными проблемами психиатрии и психоанализа. Публиковал различные обозрения новых идей в неврологии и психиатрии и сделал около 70 публичных выступлений в Праге по проблемам психиатрии, психоанализа и психотерапии. Николай Евграфович Осипов скончался от тяжёлой болезни сердца 19 февраля 1934 года. Похоронен в Праге на православном кладбище. Научная деятельность
Занимаясь на первых порах микроскопией, Н.Е.Осипов преследовал «...одну цель: изучить до конца вопросы физиологии-патологии-психологии мозга». В Праге Н.Е.Осипов занимался неврозологией, психологией русских писателей и их литературных героев, разрабатывал вопросы философии вообще и медицинской философии в частности. Впервые дал точное описание некоторых неврозов, в том числе неврастении. В своей системе дал подробную характеристику всех неврозов, особенно подчеркивая роль эмоций в их развитии. Н.Е.Осипов создал философско–медицинскую систему, согласно которой медицина – это особая сторона человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство, а также взаимодействия между врачом и больным. Особо он подчеркивал, что медицина должна быть тесно связана с достижениями медицинской техники. Развивал и модифицировал некоторые идеи и концепции З.Фрейда. Осуществил пересмотр психоаналитических представлений о любви и выдвинул идею о первичности любви как основного фактора космической жизни и абсолютной ценности, проявляющейся в разнообразных формах, и вторичности любви как физиологического притяжения и половой страсти. Начал разработку теории любви.
«Эмпирическая ценность исследования Фрейда не пострадает, если центральное место займет не физиологическое притяжение, но любовь в ее эйдетическом смысле, как абсолютная ценность. В нашем пространственно-временном мире любовь воплощена в различной степени, начиная с весьма низменной любви отождествления (я люблю это яблоко и в силу этой любви его кушаю, т. е. уничтожаю). Далее, любовь находит свое выражение в чувствительности — половой и неполовой, — в нежности. Наконец, она проявляется в особых переживаниях близости или интимности между людьми как наивысшей формы проявления любви в человеческом мире.» — Николай Осипов
В 1931 году в работе «Революция и сон» предложил психоаналитически–ориентированное понимание революции как «реализации подавленных, вытесненных желаний одного класса народа, классовое нарциссическое самоутверждение» и исследовал аналогии и компоненты одинакового содержания «революции и сновидения». В контексте психоаналитического учения изучал различные философские и этические проблемы. Утверждал, что чрезмерная концентрация личности на самой себе провоцирует и влечет невропатологические состояния, а различные нравственные факторы являются одним из источников психических расстройств. Основные труды: Осипов Н.Е. / Фрейд З. Переписка 1921–1929 г.г.. — Ижевск: ERGO, 2011; Осипов Н.Е. Детские воспоминания Толстого. Вклад в теорию либидо Фрейда. — Ижевск: ERGO, 2011; Осипов Н.Е. Мысли и сомнения по поводу одного случая «дегенеративной психопатии». — Ижевск: ERGO, 2012; Осипов Н.Е. «Двойник. Санкт-Петербургская поэма» Ф.М.Достоевского. (Заметки психиатра). — Ижевск: ERGO, 2012; Осипов Н.Е. Психоаналитические и философские этюды. — Москва: Академический проект, 2000 (1-е издание) и 2015 (2-е издание.).
[518x700]
1877
Павел Григорьевич Чесноков
русский советский хоровой дирижер, педагог и композитор, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ города Воскресенска (ныне Истра), в семье сельского регента. Отец — Григорий Петрович, мать — Марфа Федоровна Чесноковы. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр). В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса и М.М.Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916—1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина). В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им». Скончался Чесноков в Москве от инфаркта миокарда 14 марта 1944 года. По распространённой версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма.
Похоронен на Ваганьковском кладбище (20 участок; координаты захоронения: 55°45′58.28″ северной широты, 37°33′2.23″ восточной долготы). С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них не увенчалась успехом. Музыкальные произведения
Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарным ритмом. [490x700]
Его хоры доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам. Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения знаменных распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Духовные сочинения Чеснокова стали исполняться (после долгих лет замалчивания) лишь в последнее время. Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» Чесноков смягчает социально заостренный текст Л.Н.Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А.В.Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А.Н.Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня. В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава. В 2001 году в честь композитора была переименована детская хоровая школа «Юность Красной Пресни».
В 2018 году стараниями Бориса Тараканова была найдена и вскоре подготовлена для исполнения единственная опера Павла Чеснокова — «Потоп» («Небо и Земля») на текст Дж.Г.Байрона (премьерой 21 июня 2019 года дирижировал Владимир Понькин, хормейстер — Борис Тараканов). Список сочинений Видеофайлы
«Блажен муж» (ор. 44 № 2). Исполняют: Д.А.Хворостовский (баритон) и хор «Мастера хорового пения» под управлением Л.З.Конторовича.
«Взбранной Воеводе», киевского распева (ор. 44 № 10). Исполняют: Дивна Любоевич (сопрано, руководитель хора) и хор «Мелоди». Музыкальные произведения с номером опуса: Ор. 1. Семь романсов для голоса и фортепиано; Ор. 2. Три хора для женских или детских голосов и фортепиано (1907); Ор. 3. Четыре песнопения литургии и всенощного бдения; Ор. 4. Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано; Ор. 6. Песнопения Триоди постной; Ор. 7. Три песнопения литургии и два концерта; Ор. 8. Пять песнопений литургии ноты; Ор. 9. Сочинения и переложения для женского хора (1906—1907); Ор. 10. Пять песнопений литургии; Ор. 11. Пять песнопений всенощного бдения; Ор. 12. Панихида № 1 (1907); Op. 13. 3 хора для смешанных голосов; Ор. 14. Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано; Ор. 15. Песнопения литургии (1908); Ор. 16. Песнопения литургии (1908); Ор. 17. Песнопения всенощного бдения; Ор. 18. Богородичны-догматики 8-ми гласов; Ор. 19. Бог Господь. Воскресные тропари 8-ми гласов; Ор. 20. Прокимны, Всякое дыхание, Свят Господь 8-ми гласов; Ор. 21. Всенощное бдение (1909): ноты; Ор. 22. Задостойники на Господские и Богородичные праздники, знаменного распева (1909); Ор. 24. Литургия Преждеосвященных Даров (1909—1910); Op. 25. Десять причастных (1909—1910); Op. 27. Песнопения всенощного бдения, литургии и Постной триоди; Ор. 28. Три хора для смешанных голосов; Ор. 29. Три хора для смешанных голосов; Ор. 30. Песнопения из отпевания мирян (1910); Ор. 31. Три хора для смешанных голосов (1910); Ор. 32. Три хора для смешанных голосов; Ор. 33. Песнопения литургии и всенощного бдения; Ор. 34. Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано; Ор. 35. Три хора для смешанных голосов; Op. 37. Песнопения всенощного бдения, литургии и Постной триоди; Op. 38. Три песнопения литургии; Ор. 39. Панихида № 2 (1913); Ор. 40. Шесть пьес для смешанных голосов (1914); Ор. 41. Ектении для диакона с хором (1914); Ор. 42. Литургия святого Иоанна Златоуста (1914): ноты; Ор. 43. Ко Пресвятей Владычице (1915); Ор. 44. Всенощное бдение (1915): ноты; Ор. 45. Во дни брани (1915); Ор. 46. Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны (1915); Ор. 47. Ирмосы воскресные 8-ми гласов, сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916); Ор. 48. Четыре пьесы для смешанных голосов; Ор. 49. Ко Господу Богу (1918); Ор. 50. Литургия, обычного напева (1918); Ор. 50а. Всенощная, обычного напева; Ор. 52. Три русских песни для смешанных голосов; Op. 53. Четыре песнопения (1926); Op. 54. Литургия святого Иоанна Златоуста; Ор. 55. Пять русских песен для смешанных голосов. Музыкальные произведения без номера опуса: 60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов (1912); Часы святой Пасхи (1917); «Потоп» («Небо и Земля») — одноактная опера (поэма) на либретто композитора по Дж. Г. Байрону (1917, первое исполнение — 1919). Литература: Чесноков П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Издание 3-е.— Москва, 1961; com/u/4465795/Dmitrevskaya.djvu Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Выпуск 1.— Москва: «Советский композитор», 1974.— Страницы 44-69; Список опубликованных духовных сочинений П.Г.Чеснокова; Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Выпуск 1. — Москва: «Советский композитор», 1974. — Страницы 44-69; Список опубликованных духовных сочинений П.Г.Чеснокова; Павел Григорьевич Чесноков — регент, дирижёр, композитор, учёный XX века (1877—1944) // «Мир Православия». — № 10 (115). — 2007!; Наталья Плотникова. «Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным» // https://eparhia-saratov.ru/Articles/chutok-k-muzyk...rasote-k-dvizheniyam-dushevnym
1877
Андрей Васильевич Шестаков
советский историк, специалист по аграрной истории России. Профессор (1935), доктор исторических наук (1937), член-корреспондент Академии Наук СССР (28 января 1939, история). Родился в районе Соломбала, Архангельск. Окончил 5-ти классную школу (1889) в Архангельске, затем — заводской рабочий. В 1897 г. вступил в один из рабочих кружков. Учился в 1897—1898 годах на Пречистенских рабочих курсах в Москве, где в 1898 г. был арестован, не окончив курса. С 1898 в революционном движении. В 1903 вступил в РСДРП, большевик. Один из создателей первой социал-демократической организации в Донбассе, Московской окружной организации большевиков; руководитель Одесской стачки (1903); участник съезда Крестьянского союза (1905), съезда партийных большевистских организаций, работающих в деревне (Казань, 1905). В декабре 1905 один из руководителей вооружённого восстания на Московско-Казанской железной дороге (партийный псевдоним Никодим), член МК РСДРП. В 1906—13 работал преимущественно в профсоюзах. В 1913—1914 эмигрировал за границу. В 1918—1921 на партийной и советской работе в Москве, Воронеже, Рязани (1921). В 1922 работал в Главполитпросвете, с того же года преподавал в Московской губернской партшколе. После окончания Института красной профессуры в 1924 году, куда поступил в 1921 году, — заведующий кафедрами истории СССР в Коммунистическом университете трудящихся Востока (1924), этнологического факультета 1-го МГУ (1924—1928), 2-го МГУ (1924—1939, с 1930 — в МГПИ имени В.И.Ленина), кафедрой Воронежского государственного университета (1928—1929). Преподавал также в Институте национальностей СССР, ИКП, ВПА имени Ленина. Был редактором многочисленных газет, общих и специальных журналов, первым редактором первого исторического журнала «Историк-марксист» (1926). За время пребывания Ш. на посту ответственного редактора (1926−30) было выпущено 16 номеров. Был одним из организаторов и руководителей Общества историков-марксистов. В 1930 г. был избран действительным членом Коммунистической академии при ЦИК СССР. В 1930—1935 гг. заместитель директора по научной части, исполняющий обязанности директора Музея революции СССР. В 1935 г. Комитетом по ученым и учебным учреждениям был утвержден действительным членом Института национальностей с присвоением звания профессора. В 1937 году Всесоюзный комитет по делам высшей школы присвоил ему учёную степень доктора исторических наук. В 1939 г. заведующий сектором истории СССР XIX—XX вв., в 1939—1941 гг. старший научный сотрудник Института истории Академии Наук СССР. Основные труды посвящены преимущественно аграрной истории России 1861—1917. Руководил авторским коллективом учебника для 3—4-го классов средней школы «Краткий курс истории СССР» (1937). Отмечают, что более всего он известен именно как автор этого учебника, который признавал лучшим сам Сталин. Умер в Москве 29 июня 1941 года.
Плита колумбария Шестакова на Новодевичьем кладбище Москвы. Литература: Дущенко Е.С. А.В.Шестаков и становление исторического образования в вузах СССР // Вестник ВГУ. — 2010. — № 2. — (История. Политология. Социология). — ISSN 1995-5480.
1878 Владимир Иванович Ангилеев
полковник 124-го пехотного Воронежского полка, герой Первой мировой войны. Участник Белого движения, генерал-майор. Впоследствии — коллаборационист во Второй мировой войне. Православный. Среднее образование получил в Бакинском реальном училище. В 1899 году окончил Тифлисское пехотное юнкерское училище по 2-му разряду, откуда выпущен был подпрапорщиком в 155-й пехотный Кубинский полк. Произведен в подпоручики 14 марта 1900 года, в поручики — 23 ноября 1904 года. С началом Русско-японской войны был переведен в 124-й пехотный Воронежский полк, состоял при штабе генерала Мищенко. Был ранен, за боевые отличия награждён несколькими орденами, в том числе орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость». 3 июня 1907 года переведен в Отдельный корпус пограничной стражи, служил в Бакинской пограничной бригаде. Произведен в штабс-ротмистры 26 апреля 1908 года, в ротмистры — в 1912 году. 24 декабря 1912 года переведен в ведомство Министерства внутренних дел с переименованием в капитаны, состоял приставом 5-го участка Бакинского полициймейстерства. С началом Первой мировой войны, 4 сентября 1914 года переведен в 124-й пехотный Воронежский полк. Удостоен ордена Свяирнр Георгия IV степени «За то, что в бою 21 декабря 1914 года к югу от деревень Ковалева и Ионины, командуя ротой, разведал расположение неприятельских батарей и, двинувшись вперед в направлении на одну из батарей, выбил противника из лежавших впереди окопов, после чего, не останавливаясь, под сильным артиллерийским огнем двух орудий этой батареи, продолжал наступать, открыл частый ружейный огонь по прислуге, а сам с 15-ю нижними чинами бросился к батарее, лично вынул замки из 3-х орудий и, оставив караул при орудиях, продолжал дальнейшее наступление, причём захватил в плен 40 нижних чинов.» Произведен в подполковники 23 июля 1915 года «за отличия в делах против неприятеля». 15 февраля 1917 года произведен в полковники, а 14 июня того же года назначен командиром 124-го пехотного Воронежского полка. В 1918 году присоединился к Добровольческой армии, затем — в Вооруженных силах Юга России и Русской армии Врангеля. Летом 1920 года был тяжело ранен в Северной Таврии, находясь в составе 1-го корпуса. Был произведен в генерал-майоры. В Галлиполи — в составе Алексеевского полка, в 1921 году — в Болгарии. В годы Второй мировой войны служил в Русском корпусе, воевавшем на стороне нацистской Германии, на Балканах. 7 сентября 1942 года назначен командиром 7-й роты 3-го полка (в чине гауптмана), 17 августа 1943 года — командиром штабной роты того же полка. После окончания Второй мировой войны жил в Германии. В 1948 году был избран председателем Союза Георгиевских кавалеров, а в 1949 году — председателем Союза русских увечных воинов. Скончался в городе Дорнштадт, Германия, 17 мая 1951 года. Похоронен на местном кладбище. Был женат. Награды: Орден Святой Анны III степени (Высочайший приказ 29 апреля 1906); Орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» (Высочайший приказ 29 апреля 1906); Орден Святого Станислава III степени (Высочайший приказ 29 апреля 1906); Орден Святого Станислава II степени с мечами (Высочайший приказ 12 апреля 1907); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 25 июня 1915); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 6 октября 1915); Орден Святой Анны II степени с мечами (Высочайший приказ 26 февраля 1916); Высочайшее благоволение «за отличия в делах против неприятеля» (Высочайший приказ 29 февраля.1916). Источники: Личный состав чинов Отдельного корпуса пограничной стражи по старшинству. Составлен по 14 января 1909 г. — Санкт-Петербург, 1909. — Страница 428; Волков С.В., Стрелянов (Калабухов) П.Н. Чины Русского корпуса: Биографический справочник в фотографиях. — Москва, 2009; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва: «Минувшее», 2015; Ангилеев, Владимир Иванович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
1879
Август Казимир Эркер (August Casimir Erker)
американский гребец, чемпион летних Олимпийских игр 1904. Родился в коммуне Визенвисбах, земля Баден-Вюртемберг, Германия. На Играх 1904 в Сент-Луисе Эркер участвовал только в соревнованиях четвёрок без рулевого. Его команда заняла первое место с результатом 9:05,8 и выиграла золотые медали. Умер в городе Сент-Луис, штат Миссцри, США, 29 ноября 1951 года.