• Авторизация


22 октября родились... 22-10-2025 03:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Lord_Alfred_Douglas) (497x700, 344Kb)
1870
Лорд Альфред Брюс Дуглас (Lord Alfred Bruce Douglas)
английский поэт и переводчик, лорд, наиболее известен как близкий друг и любовник Оскара Уайльда. Большая часть ранней поэзии Дугласа была «уранической» по тематике, хотя позже он дистанцировался и от влияния Уайльда, и от своей собственной роли «уранического» поэта. Родился в Вустерширн, Англия, Великобритания. Третий сын 9-го маркиза Куинсберри и его первой жены, урождённой Сибил Монтгомери (1844—1935), Дуглас родился в Хэм Хилл Хауз в Вустершире. Он был любимым ребёнком своей матери, которая назвала его Бози (Bosie), от англиского «bossy» — «хозяеватый, любящий командовать, похожий на босса». Это прозвище осталось с ним на всю жизнь. Получив начальное образование в Винчестерском Колледже (1884—1888), Дуглас поступил в колледж Св. Магдалены, Оксфорд (1889—1893), который он оставил, так и не получив степень. В Оксфорде Дуглас редактировал студенческий журнал «The Spirit Lamp» (1892—1893), и эта деятельность усилила постоянный конфликт и взаимное недоброжелательство между ним и его отцом. Его мать подала в суд на развод в 1887 году из-за прелюбодеяния его отца. Суд удовлетворил требования Сибил и супруги были разведены. Сын любил мать и никогда не любил отца, история с разводом только усилила эту неприязнь.
Отношения с Оскаром Уайльдом
В 1891 году Дуглас встретился с Оскаром Уайльдом и, хотя известный в то время писатель и драматург был женат и имел двух сыновей, они вскоре стали любовниками. Дуглас, известный своим друзьям как Бози, изображался ими как испорченный, беззаботный, наглый и экстравагантный юноша, надеялся на Уайльда, чтобы удовлетворить свои вкусы и желания. Любовники часто спорили и ссорились, но также всегда восстанавливали свои отношения. Уайльд просто боготворил юношу. Вот письмо, посланное им Дугласу в январе 1893 года
«Милый мой мальчик,
Твой сонет просто великолепен, и это — чудо, что твои губы, красные как лепестки розы, созданы не только для безумия музыки и песен, но и для безумных поцелуев. Твоя тончайшая золотистая душа летает между страстью и поэзией. Я знаю, что во времена древних греков ты был бы Гиацинтом, которого так безумно любил Аполлон. Почему ты столь одинок в Лондоне, и когда ты приедешь в Солсбери? Приезжай туда, чтобы ощутить своими руками прохладу серых «готических» сумерек, и приезжай сюда всякий раз, когда тебе понравится. В этом прекрасном месте недостаёт лишь тебя; но отправляйся сначала в Солсбери.
Всегда, вечно любящий,
Твой, Оскар»
(перевод А.Лукьянова)
Lord_Alfred_Douglas01 (476x700, 256Kb)
Альфред Дуглас и Оскар Уайльд
Отец Альфреда, маркиз Куинсберри, подозревал, что их связь была больше чем дружба, и просил сына покинуть Оксфорд без получения степени. Даже угрожал в одном из писем лишить сына материальной помощи. Альфред ответил телеграммой: «Какой Вы забавный человечек». Отношения между отцом и сыном были очень напряжённые. Маркиз Куинсберри был приведен в бешенство. В своём следующем письме он грозил сыну «хорошей взбучкой» и обвинял его в том, что он «сумасшедший», и обещал «устроить общественный скандал», если Альфред продолжит свои отношения с Уайльдом. Когда старший брат Дугласа, лорд Драмлэнриг, наследник маркизата Куинсберри, погиб на охоте в результате подозрительного несчастного случая в октябре 1894 года, ходили слухи, что у Драмлэнрига были гомосексуальные отношения с премьер-министром, лордом Роузбери. Поэтому старший Куинсберри, чтобы спасти своего другого сына, начал общественное преследование Уайльда. В ответ на это Оскар Уайльд предъявил иск Куинсберри за преступную клевету. Однако, всё обернулось против Уайльда - отец Дугласа нанял частных детективов, чтобы зарегистрировать гомосексуальные контакты Уайльда и своего сына. Уайльд был обвинен в совершении «грубой непристойности», согласно «Поправке Лабушера». При этом, была использована последняя строка стихотворения Дугласа «Две любви» (1892), в которой однополые отношения именуются «любовью, которая не смеет назвать своё имя» (англ. the love that dare not speak its name). В 1894 году был издан роман Роберта Хиченса «Зелёная Гвоздика», в основе которого лежали интимные отношения между Уайльдом и Дугласом.
Суд над Уайльдом
25 мая 1895 года Уайльд был признан виновным и приговорен к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Дуглас был отправлен в ссылку в Европу. Находясь в тюрьме, Уайльд написал и послал Дугласу очень длинное критическое письмо, известное под названием «De Profundis», подробно описывая в нём свои переживания, свои мысли и чувства по отношению к самому себе и к Альфреду Дугласу. После выхода из тюрьмы в 1897 году Уайльд вновь встретился с Дугласом. Некоторое время они жили вместе, но под давлением родственников уехали из Англии в Неаполь. Вскоре они расстались совсем. Уайльд прожил остаток своей жизни в Париже, а Дуглас возвратился в Англию в конце 1898 года. Оскар Уайльд скончался во Франции 30 ноября 1900 года, в полной нищете, и Дуглас был главным распорядителем на его похоронах, препираясь на краю могилы с Робертом Россом, одним из лучших друзей Уайльда.
Брак
После смерти Уайльда Дуглас близко подружился с Оливией Элеонорой Кастанс, богатой наследницей и поэтессой, имевшей репутацию бисексуалки. Кастанс присоединилась к лондонскому литературному кругу вокруг таких фигур, как Оскар Уайльд, Обри Бердсли, Эрнест Доусон и Джон Грей, примерно в 1890 году, когда ей было всего 16. В это время она увлеклась поэтом Джоном Греем и написала некоторые из своих первых стихов о нем.. Под сильным влиянием французских поэтов, таких как Верлен и Рембо, и декадентского настроения того периода, она быстро стала известной как поэт. В 1901 году она вступила в отношения с писательницей- лесбиянкой Натали Клиффорд Барни в Париже, которую Барни позже описала в своих мемуарах. Барни и ее возлюбленная в то время, Рене Вивьен, стремились привлечь Кастанс в качестве партнера, и действительно, Кастанс оставалась в тесных отношениях с Барни в течение многих лет. Во время своего короткого романа Кастанс с Барни также спровоцировала ухаживания лорда Альфреда Дугласа, восхищенно написав ему в июне 1901 года, через шесть месяцев после смерти Оскара Уайльда. Альфред и Оливия переписывались под псевдонимами «Принц» (для Дугласа) и «Принцесса» или «Пейдж» для Кастанс. Дуглас и Оливия поженились 4 марта 1902 года, отец Кастанс не одобрял Дугласа. 17 ноября 1902 года у них родился сын — Рэймонд Уилфред Шолто Дуглас (1902—1964). В 1911 году Альфред Дуглас принял католичество (подобно Оскару Уайльду, который принял его ранее). Этот факт, как и общее поправение взглядов Дугласа, сделал брак проблемным. Супруги расстались в 1913 году. В том же году Дугласу было предъявлено обвинение в клевете на своего тестя, который всегда неодобрительно относился к нему и, кажется, был главной причиной напряжения в их браке. Пара снова жила вместе какое-то время в 1920-х годах после того, как Олив также обратилась в католицизм в 1917 году. Их единственный ребенок, Раймонд, в юности проявлял признаки нестабильности. Некоторое время он служил в армии, но часто находился в психиатрических больницах. Это усилило напряжение в браке его родителей, поэтому к концу 1920-х годов они снова расстались, и Кастанс отказалась от католицизма. Однако они не развелись, и в 1932 году она последовала за Дугласом в Хоув, сняв дом рядом с ним. В последние 12 лет ее жизни они виделись почти каждый день. В 1931 году Дуглас уже писал, что их брак прочен, несмотря на «грязь и камни», брошенные в него их врагами. Кастанс продолжала писать и публиковать стихи в течение двадцатого века. Она умерла 12 февраля 1944 года, держа за руку лорда Альфреда Дугласа. Дуглас умер в следующем году, 20 марта 1945 года. Их сын Раймонд дожил до 61 года. После нескольких продолжительных эпизодов психической нестабильности на протяжении всей своей жизни он умер неженатым 10 октября 1965 года.
Антисемитизм и журнал «Простая речь»
Под влиянием жизненных обстоятельств, лорд Дуглас заинтересовался антисемитской литературой, и во многом проникся соответствующими идеями. В 1919 лорд Дуглас издал один из первых английских переводов «Протоколов Сионских мудрецов». В 1920 году Дуглас основал правый, католический и «глубоко антиеврейский» (по его собственному утверждению) журнал «Plain English» («Простой английский»). В журнале он сотрудничал с Гарольдом Шервудом Спенсером, антисемитским и антигейским активистом. Журнал просуществовал до конца 1922 года. В дальнейшем он признавал, что направленность его издания была «строго антисемитской». С августа 1920 года (выпуск № 8) в журнале начала публиковаться длинная серия статей под общим названием «Еврейская опасность» генерал-майора Артура (Артемия) Череп-Спиридовича. Редакция журнала вступала в конфликты с еврейскими изданиями. Постоянными мишенями и предметом нападок журнала были Дэвид Ллойд Джордж, Альфред Хармсворт, Герберт Уэллс. Крайне отрицательно журнал относился к ирландскому движению за независимость, подчёркивая его международные связи — с Америкой и «мировым еврейством». В частности, журнал уделял много внимания разоблачению деятельности ирландско-американского литератора и издателя Френка Харриса. Журнал уделял много внимания деятельности IRB («Ирландское республиканское братство»), и в 1920 году опубликовал секретную конституцию «Братства». Дуглас перестал быть редактором после выпуска 67 в 1921 году из-за ссоры со Спенсером. В 1921 году он некоторое время выпускал конкурирующий журнал под названием «Простая речь» в 1921 году с Гербертом Муром Пимом. В его первом выпуске содержалось письмо от немецкого корреспондента, рассказывающего британцам о Гиттлере (данная ошибка в написании фамилии была допущена в тексте письма) и «Немецкой белой рабочей партии». В 1924 году за антисемитские высказывания в статье «Академия», а также за памфлет против Уинстона Черчилля Дугласа посадили на 6 месяцев в тюрьму. При этом взгляды Дугласа на еврейский вопрос не были примитивно-антисемитскими. В четвёртом номере «Простого английского» от 1920 года он, признавая «еврейскую опасность», писал, что
«Христианское милосердие запрещает нам участвовать в массовых безадресных издевательствах и клеветать на всю расу.»
В своей Автобиографии в 1929 году он написал:
«Теперь я чувствую, что нелепо выдвигать обвинения против евреев, приписывая им качества и методы, которые на самом деле гораздо более типичны для англичан, нежели для евреев.»
и указал, что страна сама виновата, если евреи пришли и растоптали её. Дуглас осуждал нацистский расизм и антисемитизм. В «Автобиографии» он определял себя не как антисемита, а как «крайнего консерватора».
«Сутяжническая деятельность»
После выхода в 1912 году полного варианта уайльдовского «De Profundis», Дуглас выступил против своего прежнего друга, гомосексуальность которого он осудил. Он выпустил книгу «Оскар Уайльд и Я», в которой отрекался и от своего друга, и от его творчества. В это время он назвал Уайльда «самым большим пристанищем зла, которое появилось в Европе в течение прошедших трехсот пятидесяти лет», и что он сильно сожалеет о своей встрече с Уайльдом. Дуглас начал свою «сутяжническую и клеветническую деятельность», получая защиту и пятьдесят гиней (от каждого) от Оксфордского и Кембриджского университетских журналов The Isis и Cambridge за дискредитирующие ссылки на него в статье относительно Уайльда. Он был истцом и ответчиком в нескольких судебных исках, касающихся его клеветы по гражданскому и уголовному кодексам. В 1913 году он обвинял Артура Рэнсома в умалении его имени в книге «Оскар Уайльд: Критическое Исследование». Суд вынес решение в пользу Рэнсома. В 1923 году Альфред Дуглас был признан виновным в клевете на Уинстона Черчилля, и в следующем году оказался в тюрьме. Впоследствии Дуглас заявлял, что он сильно сожалел о том, что встретил Уайльда и помог ему с переводом «Саломеи», который он назвал «самым пагубным и отвратительным произведением».
Поздние годы
В течение 1930-х годов и до самой смерти Альфред жил спокойно, не вступая в конфликты — на средства, которые предоставляли ему мать и бывшая жена. «Дуглас переписывался со многими известными людьми, такими как Мэри Стоупз и Джордж Бернард Шоу. Известно также, что он был крестным отцом сына Айседоры Дункан, второй официальной жены Сергея Есенина.» За это время он написал «Автобиографию» и составил несколько поэтических сборников из старых стихотворений.
В 1940 году он написал завершающую и наиболее взвешенную книгу об Уайльде: «Оскар Уайльд: Подводя итоги».
Смерть
Альфред Дуглас умер после сердечного приступа в Лансинге, Западный Сассекс, 20 марта 1945 года. Он был похоронен во францисканском монастыре Кроули, в Западном Сассексе 23 марта, где был предан земле рядом со своей матерью, которая умерла в возрасте 91 года. Один могильный камень покрывает их обоих. Поэзия Альфреда Дугласа на языке оригинала: Poems (1896); Tails with a Twist 'by a Belgian Hare' (1898); The City of the Soul (1899); The Duke of Berwick (1899); The Placid Pug (1906); The Pongo Papers and the Duke of Berwick (1907); Sonnets (1909); The Collected Poems of Lord Alfred Douglas (1919); In Excelsis (1924); The Complete Poems of Lord Alfred Douglas (1928); Sonnets (1935); Lyrics (1935); The Sonnets of Lord Alfred Douglas (1943). Поэзия Альфреда Дугласа на русском языке: Дуглас, Альфред. Стихотворения // в сборнике. Эдмунд Госс. Оскар Уайльд. Альфред Дуглас. ГРАД ДУШИ. Избранные стихотворения / Перевод с английского Александра Лукьянова. Москва: Водолей, 2016. 224 страницы — ISBN 978-5-91763-329-9 Книги Дугласа на языке оригинала: Oscar Wilde and Myself (1914); Foreword to New Preface to the 'Life and Confessions of Oscar Wilde' by Frank Harris (1925); Introduction to Songs of Cell by Horatio Bottomley (1928); The Autobiography of Lord Alfred Douglas (1929; 2nd ed. 1931); My Friendship with Oscar Wilde (1932; retitled American version of his Autobiography); The True History of Shakespeare’s Sonnets (1933); Introduction to The Pantomime Man by Richard Middleton (1933); Preface to Bernard Shaw, Frank Harris, and Oscar Wilde by Robert Harborough Sherard (1937); Without Apology (1938); Preface to Oscar Wilde: A Play by Leslie Stokes & Sewell Stokes (1938); Introduction to Brighton Aquatints by John Piper (1939); Ireland and the War Against Hitler (1940); Oscar Wilde: A Summing Up (1940); Introduction to Oscar Wilde and the Yellow Nineties by Frances Winwar (1941); The Principles of Poetry (1943); Preface to Wartime Harvest by Marie Carmichael Stopes (1944).

Giraud_DJose (700x479, 178Kb)
1870
Фьорелло Жиро (итальянское имя — Fiorello; французское имя — Giraud)
итальянский оперный певец (тенор). Родился в Парма, Эмилия-Романья, Королевство Италия. Сын оперного певца Лодовико Жиро (1846—1882). Учился в Парме у Энрико Барбачини, дебютировал в 1891 году в Верчелли в заглавной партии оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и в дальнейшем стал одним из ведущих итальянских исполнителей вагнеровского репертуара (в частности, исполнив в 1907 году партию Зигфрида в «Гибели богов» в Ла Скала под управлением Артуро Тосканини); годом позже, в 1908 г., Жиро участвовал в итальянской премьере «Пеллеаса и Мелизанды» Клода Дебюсси (как исполнитель партии Пеллеаса). В 1892 году стал первым исполнителем партии Кассио в «Паяцах» Руджеро Леонкавалло (композитору рекомендовал своего ученика Барбачини). В дальнейшем выступал по всей Италии, в том числе в Театро Комунале в Болонье (1894), театре Ла Фениче в Венеции (1895, 1900—1901), Королевском театре в Турине (1899), операх Триеста (1906), Палермо (1907); гастролировал в Барселоне (1896), Монте-Карло (1897), Сантьяго-де-Чили и Лиссабоне (1898), Мадриде (1899—1901), Каире (1901), Буэнос-Айресе (1903). Выступал с концертами до 1918 года. Умер в родном городе 28 марта 1928 года.

Johan_Ludwig_Mowinckel (456x700, 142Kb)
1870
Йохан Лудвиг Мовинкель (норвежское имя — Johan Ludwig Mowinckel)
норвежский политический деятель, представлявший Венстре, социал-либеральную партию Норвегии. Премьер-министр Норвегии в 1924—1926, 1928—1931 и 1933—1935 годах. Основал судоходную компанию A/S J. Ludwig Mowinckels Rederi. Стал одним из самых успешных норвежцев в своей области. Родился в городе Берген, Норвегия.
Общественно-политическая деятельность
Был мэром города Берген с 1902 по 1906 и с 1911 по 1913 год, где он представлял бергенское отделение Венстре. Он возглавил своё первое правительство в 1924 году, когда правительству Абрахама Берга не удалось отменить сухой закон. Занимал должность премьер-министра Норвегии в 1924—1926, 1928—1931 и 1933—1935 годах. В 1933 году Мовинкелю были переданы материалы о голоде на Украине сразу от нескольких зарубежных украинских и международных организаций: националистического Украинского общественного комитета спасения Украины, Конференции общества бывших комбатантов, депутата польского сейма, руководителя чрезвычайной дипломатической миссии правительства УНР в Французской республике Александра Шульгина. Видный деятель украинского националистического движения Милена Рудницкая была переговорщиком от украинских организаций и позже охарактеризовала Мовинкеля следующим образом:
«Он принадлежал к тому типу людей, которые с первого взгляда пробуждают доверие и которым с первой встречи находите общий язык. Доброта, благородство и общественная отвага рисовались на его лице. (...) Уже к концу первой долгого разговора он обещал, что сделает все, что будет в его силах».
29 сентября 1933 в Женеве состоялось 76-я сессия Лиги Наций с участием 14 государств. Мовинкель четыре раза брал слово, чтобы убедить представителей стран-участниц в важности помощи жителям УССР. Однако его призыв не был поддержан. Постоянные члены Совета Великобритания и Французская республика высказались против совместной резолюции. На сессии решили передать украинскую дело на рассмотрение Международного Красного Креста, который обратился к советскому правительству с предложением дать согласие на организацию международной помощи для голодающих. На это в декабре 1933 года из Москвы пришел ответ, что голода в УССР и Северном Кавказе нет. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 30 сентября 1943 года. Его сын, Йохан Лудвиг Мовинкель-младший, был известным норвежским дирижёром.

[486x700]
1870
Матвей Леонтьевич Пресман
российский пианист, педагог, общественно-музыкальный деятель. Родился в Ростове-на-Дону. В детстве переехал с семьей во Владикавказ, где начал обучаться игре на фортепиано. В 1883-1886 гг. учился на младшем отделении Московской консерватории в классе фортепиано профессора Н.С.Зверева вместе с юным Сергеем Рахманиновым, с которым потом поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Пресман. В 1886 г. Сергей Рахманинов и Матвей Пресман исполнили для П.И.Чайковского его программную симфонию «Манфред» по драматической поэме Байрона в переложении Рахманинова для двух роялей. В 1891 г. Пресман окончил с большой серебряной медалью Московскую консерваторию по классу фортепиано профессора В.И.Сафонова. Жил у родителей в Тифлисе, до 1895 г. преподавал в местном музыкальном училище при Тифлисском отделении Императорского Русского Музыкального Общества (ТО ИРМО). Первым наставником Пресмана в Тифлисе стал директор училища М.М.Ипполитов-Иванов. По его совету молодой педагог ездил изучать постановку музыкального образования в Германии. В 1895 году, после стажировки в Германии, Пресман вернулся в Ростов -на-Дону, организовал Ростовское отделение ИРМО, затем организовал и возглавил Музыкальные классы при нем. В 1900 г. его стараниями на базе этих музыкальных классов было создано первое в истории донского края музыкальное училище, директором которого Пресман оставался 12 лет. Училище это стало одним из лучших в стране. Здесь преподавали игру на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе, арфе, флейте, кларнете, валторне, трубе, гобое, фаготе, пение, сольфеджио, гармонию, историю музыки и драматического искусства, элементарную теорию музыки. Пресман вел класс фортепиано, теоретические предметы, организовал и дирижировал симфоническим оркестром из преподавателей и студентов училища, выступал в качестве солиста. Он постоянно пропагандировал музыку С.В.Рахманинова, впервые в Ростове-на-Дону исполнил его сюиту для 2-х фортепиано №2 оп.17 и сонату для фортепиано и виолончели g-moll, оп.19.
Пресман,_Матвей_Леонтьевич (640x700, 153Kb)
Матвей Леонтьевич Пресман
В 1902 г. под руководством Пресмана студенты дважды разными составами исполнили оперу Рахманинова «Алеко» и первые два акта оперы Россини «Севильский цирюльник». Рахманинов посвятил Пресману свою сонату №2, оп.36. В 1910 г. Пресмана пригласили быть членом жюри 5-ого Международного конкурса имени Ан. Гр. Рубинштейна. В 1912 г. Рахманинову в качестве помощника по музыкальной части председателя Главной дирекции РМО пришлось разбираться в длительном запутанном конфликте Пресмана и местной дирекции РМО. Рахманинов занял сторону Пресмана. "Лично я считаю Пресмана честнейшим человеком, высокоспособным педагогом и любящим своё дело до самозабвения. Только при таком человеке и понятен рост училища и образцовая постановка там преподавания". Однако Главная дирекция РМО Рахманинова не поддержала. Как сообщал «Приазовский край» от 8 мая 1912 года, конфликт «окончился финалом маловероятным с точки зрения обычной человеческой логики – Пресман уволен, Рахманинов вышел из Главной дирекции». В 1913 г. Пресман переехал В Саратов, где стал профессором консерватории, но в 1916 г. снова вернулся в Ростов, где возглавил частную консерваторию, в которую проводился приём по классу пения, скрипки, виолончели, теории и сценического искусства. Позднее консерватория получила название Донской. В должности профессора Донской консерватории оставался до 1921 г. В 1921г. Пресман перешел на должность профессора Азербайджанской консерватории в Баку. Вместе с ним в этой консерватории работала профессором его жена – оперная певица (сопрано) Екатерина Григорьевна Маршад-Пресман (1868-1923). Среди учеников Пресмана в Баку выделялся будущий известный пианист и музыковед Натан Львович Фишман. С 1923 г. жил в Москве, преподавал в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, был преподавателем и директором Музыкального училища имени М.М.Ипполитова-Иванова. 5 апреля 1936 г. в газете «Советское искусство» на первой полосе была напечатана редакционная статья «Директор Пресман. Школа музыкальных неучей», в которой директор и заведующий учебной частью Образцового музыкального техникума имени М.М.Ипполитова-Иванова профессор М.Л.Пресман по чьему-то заказу разруган. Уже 11 апреля 1936 г. газета сообщила о смене руководства училища. Умер Пресман в Москве в ноябре 1941 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Донском кладбище. Перу Пресмана принадлежат разработки по методике обучения игре на фортепиано и воспоминания «Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов». Литература: Орехова А.Ю. Роль М.Л. Пресмана в проекте «Первая Советская опера» в Ростове-на-Дону // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2014. — Страницы 8—12.

Sieradzki_W (537x700, 215Kb)
1870
Влодзимеж Ян Серадзский (польское имя — Włodzimierz Sieradzki)
польский врач, специалист в области судебной медицины. Профессор Университета Яна Казимира и ректор этого университета в 1924—1925 годах. Влодзимеж Ян Серадзский родился в польском городе Величка. Учился в гимназии святой Анны в Кракове. Медицинскую деятельность начал в 1888 году. Учился на медицинском факультете Ягеллонского университета, получал стипендии имени императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы. 11 июля 1894 года получил степень доктора всех медицинских наук. С 10 ноября 1895 года до 10 июля 1896 года проходил дополнительное обучение в области медицины и судебной токсикологии в Париже, благодаря полученной стипендии на основании Постановления Сената, Академического Университета и Ягеллонского университета. С 15 июля 1896 года работал судебным экспертом участка Национального Суда в Кракове. 1 октября 1898 года ему было поручено организовать кафедру судебной медицины при Львовском университете и возглавить её. Заведовал кафедрой вплоть до момента своей гибели в 1941 году. В 1899 году Серадзский получил звание адъюнкта-профессора судебной медицины. Серадзский опубликовал большое количество научных работ в области судебной медицины. Исследовал влияние окиси углерода на отдельные составляющие человеческой крови. Совместно с другим известным польским учёным Леоном Ваххольцем разработал новый метод определения гемоглобина, получивший название «Проба Ваххольца-Серадзского», нашедший применение в судебной медицине во многих странах мира. В 1927 году по инициативе Серадзского была создана лаборатория для проведения химико-токсикологической экспертизы при кафедре судебной медицины Львовского университета. С 1899 года Серадзский был профессором судебной медицины на юридическом факультете Университета Яна Казимира, преподавал на медицинском факультете этого университета, несколько раз избирался деканом медицинского факультета, а в 1924—1925 годах был ректором университета. Избирался почетным членом Обществ врачей в Вильнюсе и Львове. Начало Великой Отечественной войны встретил во Львове. В ночь с 3 на 4 июля 1941 года был расстрелян во Львове в составе группы представителей львовской интеллигенции польского происхождения. Был награждён польским Крестом Командора ордена Возрождения Польши и французским орденом Почётного легиона. Литература: Zygmunt Albert Kaźń profesorów lwowskich — lipiec 1941 / studia oraz relacje i dokumenty zebrane i oprac. przez Zygmunta Alberta Wrocław 1989, Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego, ISBN 83-229-0351-0

1871
Роман Андреевич Вертопрахов
русский военачальник, генерал-майор. Участник похода в Китай (1900—1901), русско-японской войны (1904—1905), первой мировой войны, Белого движения на Восточном фронте. Родился в станице Михайло-Семёновская Амурского казачьего войска. Из семьи школьного учителя. Закончил 8 классов Благовещенской мужской гимназии (1883—1890) и Иркутское юнкерское училище (1893—1895) по 1 разряду. Участник китайского похода 1900—1901 гг. Во главе 5-й сотни Амурского казачьего полка хорунжий Вертопрахов в составе авангардного отряда принимал участие в кавалерийском рейде генерала-майора Ренненкампфа. В бою под Эйюром 7 августа 1900 года, командуя авангардной сотней, сбил заградительный отряд и захватил два орудия, за что, первым в Амурском казачьем войске, был награждён орденом Святого Георгия IV степени (24 февраля 1901). Проделал китайский поход в составе Мергенского отряда генерал-майора П.К.Ренненкампфа. С августа 1900 года — сотник. В 1909 году, будучи войсковым старшиной, по поручению войскового правления составил «Памятку амурского казака», включавшую краткую историю войска и документы, относящиеся к его организации и боевой деятельности за 1858—1909 гг. В 1914 году награждён орденом Святого Владимира IV степени (19 мая 1914) и вскоре — III степени (14 января 1915). В Первую мировую войну назначен в чине полковника командиром (15 сентября 1915) формируемого 2-го Амурского казачьего полка в Новокиевке Приморской области, убыл с ним на фронт. Исполнял должность командира 2-й бригады Уссурийской казачьей конной бригады (декабрь 1914 — февраль 1915). В начале 1918 г. вернулся с полком в Благовещенск из-под Петрограда. В марте 1918 года военный руководитель так называемого Гамовского мятежа. После подавления «мятежа» Красной Гвардией до сентября 1918 года временно в эмиграции в г. Сахаляне (Маньчжурия), член войскового штаба АКВ, вёл организационную работу по подготовке к свержению власти Амурского совнаркома. С приходом к власти в Амурской области правительства Алексеевского — активный деятель установленного режима. По возвращении 5-м войсковым кругом в октябре 1918 года избран кандидатом члена войсковой управы по военному отделу и начальником штаба Амурского казачьего войска. 10 марта 1919 г. уволен в резерв в связи со сменой войсковых атаманов, в дальнейшем — один из организаторов и активный деятель Восточного казачьего союза в Маньчжурии, один из руководителей амурских эмигрантов. С 1920 года — в эмиграции в Маньчжурии (город Харбин), генерал-майор. В 1922 году — представитель Амурской военной организации во Владивостоке при правительстве Меркуловых. После оккупации Маньчжурии Японией выехал на жительство в Шанхай. Умер в октябре 1935 года в Шанхае. Некролог опубликован в газете «Друг инвалида» (1936. — Выпуск 6 (январь). — Страница 13). Награды: Орден Святого Георгия IV степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святой Анны IV степени; Орден Святого Станислава III степени.

Cardinal_Ascalesi (456x700, 212Kb)
1872
Алессио Аскалези (итальянское имя — Alessio Ascalesi)
итальянский кардинал. Родился в городе Афрагола, Неаполь, Кампания, Италия. Епископ Муро-Лучано с 29 апреля 1909 по 19 июня 1911. Епископ Сант-Агата-деи-Готи и с 19 июня 1911 по 9 декабря 1915. Архиепископ Беневенто с 9 декабря 1915 по 7 марта 1924. Архиепископ Неаполя с 7 марта 1924 по 11 мая 1952. Кардинал-священник с 4 декабря 1916, с титулом церкви Сан-Каллисто с 7 декабря 1916. Кардинал-протопресвитер 22 апреля 1944 по 11 мая 1952. Умер в городе Неаполь, Италия, 11 мая 1952 года.

Veraksin (500x700, 235Kb)
1872
Александр Сергеевич Вераксин
член III Государственной думы от Виленской губернии, священник. Православный. Имел 300 десятин церковной земли.
Окончил Полоцкое духовное училище и Витебскую духовную семинарию (1894). В 1896 году был рукоположен в священники. Служил в Дисненском, а затем Свенцянском уездах, одновременно будучи законоучителем народных училищ и заведующим учительской школы. В 1905 году, по предложению архиепископа Литовского и Виленского Никандра, перешел священником в Березвечский женский монастырь, где также заведывал женской учительской школой. Составил исторический очерк монастыря, опубликованный в 1910 году. Кроме того, служил псаломщиком в Георгиевской церкви села Кицково Себежского уезда. Был председателем Глубокского отдела Союза русского народа, а также членом Русского собрания. В 1907 году был избран в члены III Государственной думы от русского сельского населения Виленской губернии. Входил во фракцию правых. Состоял членом комиссий: по местному самоуправлению, по народному образованию и распорядительной. Принимал активное участие в разработке законопроекта о церковно-приходских школах. Публиковался в правых газетах «Земщина» и «Русское знамя». В 1910 году был избран кандидатом в члены Главного совета СРН, а затем — почетным членом СРН с правами члена-учредителя. По данным Михаила Польского, убит революционерами в городе Черкассы, Киевская губерния, в 1918 году — повешен на воротах своего дома. В 1981 году на Архиерейском соборе РПЦЗ был прославлен в числе новомучеников и исповедников Российских. Был женат. Сочинения: Березвечский монастырь Литовской епархии, Дисненского уезда (Исторический очерк). Вильна, 1910. Источники: 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы. — Санккт-Петерьург: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1910; Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XXв.

Grunskiy_NK (504x700, 122Kb)
1872
Николай Кузьмич Грунский (украинское имя — Микола Кузьмич Грунський)
украинский советский языковед, славист, доктор филологических наук (1912), педагог, профессор, ректор Киевского университета (1919—1920). Заслуженный деятель науки Украинской ССР (1941). Родился в городе Сумы Харьковсая губерния, Российская империя. В 1896 году окончил славяно-русское отделение Харьковского университета. Преподавал в Харьковском (1899—1902), затем Юрьевском (ныне Тартуский университет) (с 1904) и Киевском Императорском Святого Владимира университетах (с 1915). С 1915 по 1949 г. (с перерывом в военное время) был профессором кафедры истории русского языка Киевского университета. В годы оккупации избежал эвакуации, сотрудничал с оккупационными властями. Умер в Киеве 13 августа 1951 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.
Научная деятельность
Основные работы Н. Грунского посвящены вопросам истории древнеслававянских памятников письменности. Автор трудов по славистике, истории отечественного языкознания, русского и украинского языкознания, литературоведения, педагогики и психологии. Занимался изучением «Слова о полку Игореве», которому посвятил работы: Слово о полку Игореве (Учен. зап. Юрьев. ун-та, 1916, № 7), Слово о полку Ігоревім (Харків, 1931), Велика художня пам‘ятка староï Русі (в книге «Слово про Ігорів похід» / Перевод М.Рильського. Киïв, 1939), Питання про автора «Слова о полку Ігоревім» (1927), Форма та композиція «Слова о полку Ігоревім» (1928). Избранная библиография: Памятники и вопросы древнеславянской письменности (тома 1-2, 1904-19005); Лекции по староцерковнославянскому языку (1906); Грамматика староцерковнославянского языка (1906); Жизнь, деятельность и взгляды К.Д .Ушинского (1906); Очерки по истории разработки синтаксиса славянских языков (тома 1-2, 1910—1911), Из лекций по русскому языку (1914); Українська граматика (1918); Українська мова (1926); Основы нового украинского правописания (1929); Белорусский язык в его прошлом и современном изучении (1930); Введение в славянское языкознание (1941) и др. Литература: Черторижская Т.К. Николай Кузьмич Грунский (1872—1951) // Русский язык в школе. — 1973. — № 1. — Страницы 98—101; Бобров А.Г. Грунский Николай Кузьмич // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 томах. — Санкт-Петербург.: Дмитрий Буланин, 1995., Том 2. — 1995. — Страницы 64—66.

[545x700]
1872
Михаил Антонович Ростовцев (настоящая фамилия – Эршлер)
популярнейший актёр театра и кино 20-30-х годов, один из реформаторов российской оперетты, король эпизода. Герой кинокомедии «Девушка спешит на свидание» и легендарный «Добрый Жук» из сказки «Золушка». Михаил Ростовцев родился в семье бедного еврея-часовщика, в Таганроге. В 1881 г. пел в синагогальном хоре Любецкого (Ростов-на-Дону). В 1888 г. окончил Ростовское реальное училище, что считалось большой удачей. Но однажды бросил всё ради театра – причём, не драматического, а эстрадного и опереточного. Как и большинство эстрадных артистов его поколения, нигде театральному мастерству не учился, и очень быстро сделал себе серьёзную карьеру. Ростовцев был одним из тех актёров, кто заставил относиться к эстраде и оперетте как к серьёзному искусству, поэтому остался в истории одним из реформаторов оперетты в России. В предреволюционные годы популярность его была огромной. Разумеется, при нэпе, когда появилось огромное количество эстрадных театров и мюзик-холлов, почва для эстрадной карьеры была самая благоприятная. Но Ростовцев вдруг поступает в академический театр: Ленинградский Малый оперный театр – знаменитый МАЛЕГОТ – где в те годы работали лучшие режиссёры, художники и композиторы Ленинграда. И там, кроме ролей в опереттах, он начинает выступать и в операх – в том числе исполняет свои коронные роли: Дона Бартоло в «Севильском цирюльнике» Россини и Дона Паскуале в одноимённой опере Доницетти. И после революции Михаил Ростовцев оставался одним из самых популярных и уважаемых артистов Ленинграда. Он был неизменным украшением всевозможных юбилеев и творческих вечеров ленинградских деятелей искусства, где выступал с поздравительными шуточными стихами собственного сочинения. А 50-летие творческой деятельности самого Ростовцева в 1940 году праздновалось с необычайной пышностью. У Ростовцева всегда была тяга к драматическому искусству. Ещё в 1890-х он три года работал с великим украинским театральным режиссёром Марком Кропивницким, которого считал своим учителем.
Rostovtsev01 (683x700, 258Kb)
М.А.Ростовцев в фильме «Девушка спешит на свидание»
А в начале 1920-х годов участвовал в постановках Котэ Марджанишвили и Сергея Радлова. И в кино поначалу Ростовцев играл, как ни странно, чисто драматические роли. И уж полной неожиданностью стала для всех его первая главная роль – в фильме Александра Иванова и Оскара Галлая «Косая линия» он сыграл мрачного и даже зловещего владельца притона. Но, по большей части, в кино Ростовцев играл комические эпизоды. Часто его фамилии даже не было в титрах, но его и так узнавали безошибочно. Самый яркий пример – маленький толстый ветеринарный врач в «Чапаеве». Его обычно звали для «украшения» картины, он исполнял яркие вставные номера, в которых зачастую даже не было необходимости («Первый взвод», «Золотые огни», «Наследный принц республики»). А в 1936 году он всё же был приглашён на главную роль в комедии Михаила Вернера «Девушка спешит на свидание». Фильм был немедленно объявлен эталоном пошлости и безвкусицы, возрождающим «безнравственные традиции» дореволюционных курортных комедий. Рецензии, все без исключения, были разгромные, но массовый успех фильма был настолько велик, что о снятии картины с экрана не могло быть и речи. Когда после XX-го съезда начали пересматривать историю кино, и многие фильмы были возвращены из забвения, об этом фильме писали всё так же пренебрежительно. А в кинотеатрах повторного фильма он продолжал идти с неизменным успехом. На съёмках «Девушки» Ростовцеву приходилось бегать, ездить на велосипеде, поднимать тяжести, подвергаться душу Шарко, а было ему в это время уже за шестьдесят. В результате он заработал инфаркт и в кино сниматься зарёкся. Появлялся отныне лишь в крохотных эпизодах – почти массовке. И всё же в 1947 году семидесятипятилетний актёр сыграл ещё одну – маленькую, но весьма заметную и до сих пор всем известную роль – «Доброго жука» в «Золушке» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Здесь тоже нужно было бегать и танцевать, и по окончании съёмок Ростовцев слёг со вторым инфарктом. Через год он умер. Заслуженный артист Республики (1927). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). В 1881 году пел в синагогальном хоре Любецкого (Ростов-на-Дону). В 1888 году окончил Ростовское реальное училище. В 1882-1988 годах эпизодически танцевал на сцене Ростовского театра оперетты, в 1888-1897 – выступал в провинциальных антрепризах, в 1897-1900 и в 1908-1910 годах – в московских, в 1900-1904 – в Санкт-Петербургских. В 1905-1908 гастролировал на Дальнем Востоке. В 1911-1918 выступал в «Летнем Буффе» и «Палас-театре» (Петербург). В 1918-1923 – артист Театра комической оперы в Петрограде, с 1922 – в Ленинградском малом оперном театре и в ГАТОБ.

[395x700]
1873
Густав Йон Рамстедт (шведское имя — Gustaf John Ramstedt)
финский лингвист и дипломат, специалист по исторической лингвистике уральских, алтайских, корейского и японского языков. Основоположник сравнительно-исторического монгольского и современного алтайского языкознания. Родился в городе Экенес. По происхождению швед. Высшее образование получил в Хельсинкском университете, по окончании которого преподавал в гимназии в городе Турку. Изучал финно-угорские языки в Хельсинкском университете под руководством Э.Н.Сетяля. Позднее увлёкся алтайскими языками и отправился в экспедицию в Монголию для их изучения. Позднее стал экстраординарным профессором алтайских языков в том же университете. В 1904 году вместе с монголоведом Андреем Рудневым совершил поездку в Калмыцкие степи в составе экспедиции, организованной Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии. Во время экспедиций в Монголию Рамстедт подружился с бурятом Агваном Доржиевым — полномочным представителем Далай-ламы XIII. По этой причине Рамстедт стал одним из немногих иностранцев, удостоенных права посетить Лхасу, однако дальнейшие события помешали его поездке в Тибет. В 1911 году монгольская делегация в Санкт-Петербурге попросила Рамстедта быть их посредником в переговорах с царским правительством о предоставлении Монголии автономии в составе Китая. Рамстедту удалось убедить русское правительство в добрых намерениях монголов, в результате чего в Монголию поставили 15000 современных винтовок, чтобы поддержать монгольское национально-освободительное движение против Китая. В 1912 году, когда Рамстедт находился в Урге, влиятельные монгольские лидеры Да-лама, Ханддорж-чинван и Хайсан-гун обратились к нему за помощью в переговорах с российскими представителями, которые возражали против намерений монгольской администрации объединить Внешнюю Монголию, Урянхай, Внутреннюю Монголию и Бурятию в единое монгольское государство. В ответ Рамстедт порекомендовал монголам ходатайствовать о международном признании монгольского государства перед такими странами, как Япония, Великобритания, Германия, США и Франция. Рамстедту не было известно о секретном соглашении между Россией и Японией, где стороны соглашались на то, что Внутренняя Монголия останется в составе Китая. После провозглашения независимости Финляндии он стал первым посланником Финляндии в Японии в ранге «поверенного в делах» с 1920 по 1929, и в течение данного срока неоднократно читал лекции в Токийском университете. Оказал влияние на таких японских лингвистов, как Кунио Янагита, Идзуру Симура, Кёсукэ Киндаити и Симпэй Огура. Также возглавлял финское общество эсперантистов.
Научная деятельность
В 1902 году защитил диссертацию «О спряжении халха-монгольского языка». С 1898 по 1912 год совершил ряд лингвистических экспедиций, в ходе которых собрал материал по горно-марийскому языку, диалектам нижневолжских калмыков, побывал в Афганистане и Китайском Туркестанe. Изучал древнетюркские и монгольские диалекты. Преподавал в Хельсинкском университете с 1917 по 1919 год и с 1930 по 1934 год. C 1943 года занимал пост первого вице-президента Финно-угорского общества. Рамстедт — автор фундаментальных трудов по алтайской лингвистике. Подвергнув критике гипотезу об урало-алтайском генетическом родстве, Рамстедт включил в круг алтайских языков корейский и японский языки. Исследования Густава Рамстедта в области тюрко-монгольских лингвистических связей были направлены на реконструкцию тюрко-монгольского языка-основы. В своей работе «Введение в алтайское языкознание» рассматривает морфологию алтайских языков. Опираясь на примеры тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских и корейских языков, проводит анализ грамматических форм и на основе лингвистических закономерностей выводит общую формулу, которая характерна для общеалтайского языка-основы. В последние годы своей жизни Густав Рамстедт посвятил написанию обобщающих работ по сравнительно-историческому изучению грамматик алтайских языков. Умер в Хельсинки 25 ноября 1950 года. Публикации: Грамматика корейского языка, перевод с английского, Москва, 1951; Введение в алтайское языкознание. Морфология, перевод с немецкого, Москва, 1957; Сравнительная фонетика монгольского письменного языка и халхаско-ургинского говора, Санкт-Петербург, 1908; Kalmückisches Wörterbuch, Hels., 1935; Einführung in die altaische Sprachwissenschaft, Bd 1—3, Hels., 1952—1966; Bergtscheremissische Sprachstudien, Helsinki, 1902 (Hill); A Korean grammar. Helsinki: Suomalais-ugrilainen Seura, 1939; Einführung in die altaische Sprachwissenschaft, 'Introduction to Altaic Linguistics', 2 volumes. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1952—1957. Литература: Poppe, Nicholas. «Obituary: Gustav John Ramstedt 1873—1950.» Harvard Journal of Asiatic Studies 14, no. 1/2 (1951): 315-22; Henriksson К. E., Sprachwissenschaftliche Veröffentlichungen von Prof. Dr. G. J. Ramstedt, «Studia Orientalia», 1950, v. 14, № 12; Poucha P., GustafJohn Ramstedt. (Ein Nachruf), «Archiv Orientální», 1951, t. 19, № 3—4.

[698x700]
1874
Борис Соломонович Вейсброд
советский хирург, член научно-технической секции Государственного учёного совета при Наркомпросе; член правления Московского хирургического общества всесоюзной ассоциации хирургов; один из организаторов института неотложной помощи в Москве; личный врач Ленина и Тимирязева. Б.С.Вейсброд родился в литовском городе Укмярге. Учился на медицинском факультете Харьковского университета. Будучи студентом, присоединился к революционному движению. В 1899 году (после окончания учебы) его, как «неблаговерного» отправили в далекую глубинку, село Аркадак Саратовской губернии, где Борис Соломонович работал врачом. Спустя 3 года (1902) Вейсброд Б.С. переехал в мало известную слободу Новопсков, где продолжил заниматься врачебной практикой и революционной деятельностью. Из-за преследований полиции уже в 1903 году он выехал заграницу. С 1903 по 1906 год Борис Соломонович вёл медицинскую практику в Австро-Венгрии. Возвратился в Россию в 1906 году уже членом РСДРП. После возвращения стал работать ординатором 1-й Градской больницы в Москве, позже работал на Высших Женских курсах. В 1917 году он — комиссар больничных учреждений. В 1918 году году был избран главой комиссии Красного Креста по эвакуации заключенных из Австро-Венгрии. Имел тесные дружеские отношения с В.И.Лениным. После нападения на Ленина — первый его доктор. Одновременно — и доктор Тимирязева. После смерти Владимира Ильича — член комиссии по его вскрытию и бальзамированию. Его подпись стоит под патологоанатомическим актом. В 1919—1920 годах был назначен руководителем чрезвычайной комиссии по борьбе с эпидемиями на Туркестанском и Южно—Западном фронтах. В 1922 году Вейсброд был избран главным врачом 2-й Городской больницы в Москве, которая с 1924 года носит его имя и за 1924—28 годах значительно расширена и улучшена. В том же 1922 году Вейсброд избран профессором 2-го Московского государственного университета на кафедру параллельной госпитальной хирургической клиники, а с 1924 года — директором пропедевтической хирургической клиники того же университета. Всё время состоит членом Государственного ученого совета и членом немецкого Обещества хирургов. С 1922 года — профессор и директор факультета хирургической клиники 2-го Московского государственного мединститута. В период с 1924 по 1929 год — член Минсоцтруда. Борис Соломонович был одним с организаторов неотложки в Москве. В 1924 году был избран председателем Центрального бюро Врачебной секции союза Медсантруд, в качестве какового неоднократно проводил съезды в Белоруссии, на Украине и в других союзных республиках, а также являелся энергичным защитником улучшения быта участкового врача. За свою деятельность в 1934 году был награждён орденом Ленина. Во время советско-финской войны (1939—1940) добровольцем пошёл на фронт. Руководил отделом хирургической помощи на передовой, за что был награжден орденом Красной Звезды. В октябре 1941 года бежал во время паники из Москвы на легковом автомобиле, нагрузив его продуктами, в Омск, где восстанавливал учебный процесс на базе эвакуированного 2-го Московского государственного мединститута. Умер Борис Соломонович в Омске от аппендицита 8 июня 1942 года и был похоронен на Казачьем кладбище города Омск.
Вейсбродгроб (525x700, 400Kb)
В 1961 году в связи с ликвидацией Казачьего кладбища его прах был перезахоронен на Старо-Восточном кладбище Омска.
strong>Письма
Борис Соломонович имел тесные, даже дружеские связи с В.И.Лениным, о чём свидетельствует письмо Ленина к Вейсброду.:
359 Б.С.ВЕЙСБРОДУ
Тов. Вейсброд!
Вы оказались в Вене… Надеюсь, Вы сделаете все возможное, чтобы найти левых. Штрассер (Josef Strasser), может быть, поможет их найти, хотя сам, верно, не … помочь им.
Пишите почаще, с каждым курьером.
Если можно (если у Вас хорошие связи и пр.), попробуйте выручить мою библиотеку из Poronin (Galizien) : я её оставил, как и вещи свои, в 1914 году там на даче, должен я [был] доплатить 50 крон; теперь дал бы 100 000 000, если бы выручил библиотеку. Но это… личное.
Самое важное найти в Вене левых и помочь им всячески. Очень боюсь, что Вам это не удастся за отсутствием связей, но постарайтесь сделать все возможное.
Пишите.
Привет! Ваш Ленин 11/XI. 1918.
Литература: Вейсброд, Борис Соломонович — статья из Большой советской энциклопедии; «Він жив і працював у Новопскові» // Газета: Новопсковщина. — № 30 от 24 июля 2009 г. — Страница 8.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 22 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»