1860
Шарль-Амабль Ленуар (французское имя — Charles-Amable Lenoir)
французский академический художник, ученик Адольфа Вильяма Бугро. Основные направления творчества Ленуара были портрет и картины на мифологические и религиозные сюжеты. Дважды получал Римскую премию, кавалер ордена Почётного легиона. Ленуар родился в небольшом местечке Шатлайон близ Ла-Рошель. Его мать была модистка, а отец — таможенник. Ленуар учился на школьного учителя в Ла-Рошеле и после окончания университета работал учителем и администратором в лицее в Рошфоре. Позже отец получил новое назначение и семья переехала в Фура. В августе 1883 года Ленуар был принят в Парижскую школу изящных искусств. Кроме этого, он поступил в Академию Жюлиана, где стал учеником Бугро и Робер-Флёри. Художественный дебют Ленуара состоялся в Парижском салоне в 1887 году, в котором он продолжал выставляться всю жизнь.

«Спокойствие», картина Ленуара, принёсшая ему бронзовую медаль на Всемирной выставке (1900). Художник изобразил на ней свою 21-летнюю жену в качестве модели.
Его работы быстро заметили и в 1889 году он получил 2-й приз на Римской премии за картину «Иисус и парализованный» На следующий год он уже получил 1-ю премию на том же конкурсе за другое полотно на библейскую тему «Отречение Святого Петра». В 1903 году Ленуар стал кавалером Ордена Почётного легиона. Каждое лето он возвращался в свой дом в Фура, где умер 1 августа 1926 года. В 1937 году в городе был воздвигнут монумент в его память.
Галерея
«Купальщица»

«Восточный сон» (около 1913)
«Молодая гречанка»

«Девушка с вишней»
«Пейзаж около дома в Фура»
Литература: Trebbi, Jean-Charles. Le peintre Charles Amable Lenoir (неопр.). — Pessac, France, 2003.
1860
Пётр Петрович Мейер
генерал-лейтенант, варшавский обер-полицмейстер в 1905—1916 гг., Ростовский-на-Дону градоначальник в 1916—1917 гг. Происходил из дворян Санкт-Петербургской губернии. Окончил Петербургскую военную гимназию (1878) и 1-е военное Павловское училище (1880), откуда был выпущен прапорщиком в Санкт-Петербургский гренадерский полк. Чины: подпоручик (за отличие, 1884), поручик (1888), штабс-капитан гвардии (1893), капитан армии (за отличие, 1898), подполковник (за отличие, 1900), полковник (за отличие, 1903), генерал-майор (за отличие, 1909). 15 марта 1898 года был назначен и.д. штаб-офицера при Варшавском губернаторе, а 14 января 1901 — штаб-офицером при канцелярии помощника Варшавского генерал-губернатора. С 10 декабря 1902 года состоял Виленским полицмейстером, а 9 мая 1905 был назначен Варшавским обер-полицмейстером. 15 августа 1916 года занял пост Ростовского-на-Дону градоначальника. После Февральской революции, 1 мая 1917 года был уволен от службы по болезни с производством в генерал-лейтенанты. Во время Гражданской войны был Севастопольским градоначальником (1920). Эмигрировал в Югославию. Умер в Белграде 4 декабря 1925 года. Похоронен на Новом кладбище в Белграде.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1890); Орден Святой Анны III степени (1896); Орден Святого Владимира III степени (1912); Орден Святого Станислава I степени (1914); прусский орден Короны IV степени (1887); прусский орден Короны III степени (1897).
1861
Георгий Георгиевич Менгден
русский генерал, командир Кавалергардского полка в 1908—1912 гг. Православный. Сын генерал-лейтенанта графа Георгия Федоровича Менгдена (1836—1902). Младший брат Дмитрий (1873—1953) — также кавалергард. По окончании Пажеского корпуса в 1881 году, выпущен был корнетом в Кавалергардский полк. В 1886 году был назначен заведующим полковой школой солдатских детей. В 1891—1896 годах состоял полковым адъютантом. 3 августа 1897 года произведен ротмистром с назначением флигель-адъютантом. С 28 декабря 1897 по 19 мая 1898 года командовал 3-м эскадроном полка. Чины: поручик (1885), штабс-ротмистр (1891), ротмистр (1897), полковник (1902), генерал-майор (за отличие, 1908), генерал-лейтенант (1916). 1 апреля 1898 года назначен заведывающим Двором великого князя Сергея Александровича, а 1 мая 1905 года — заведывающим Двором великой княгини Елизаветы Феодоровны. В 1908 году был произведен в генерал-майоры с зачислением в Свиту. 3 декабря 1908 года назначен командиром Кавалергардского полка, а 17 ноября 1912 года — командиром 2-й бригады 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, с которой вступил в Первую мировую войну.
С 24 октября 1914 года состоял в распоряжении Главнокомандующего армиями Западного фронта. 19 декабря 1916 года произведен в генерал-лейтенанты. В 1917 году был наблюдающим за Виленским сборным пунктом кавалерийских частей в Луге. Во время Февральской революции был арестован солдатами и убит на гауптвахте 14 марта 1917 года. Похоронен на Лужском городском кладбище. С 1890 года был женат на придворной даме Марии Артуровне Кассини (?—1938), дочери дипломата графа А.П.Кассини. Детей не имел.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1892); Орден Святого Владимира IV степени (1901); Орден Святого Владимира III степени (1904); Орден Святого Станислава I степени (1912); мечи к ордену Святого Станислава I степени (Высочайший приказ 26 октябюря 1914); мечи к ордену Святого Владимира III степени (октябрь 1914); Орден Святой Анны I степени (Высочайший приказ 19 декабря 1915); прусский Орден Красного орла IV степени (1883); персидский Орден Льва и Солнца IV степени (1889); ольденбургский Орден Заслуг герцога Петра-Фридриха-Людвига, большой командорский крест (1893); черногорский Орден Князя Даниила I IV степени (1894); австрийский Орден Железной короны III класса (1895); французский Орден Почётного легиона, кавалер (1897); румынский Орден Звезды Румынии III степени (1899); мекленбург-шверинский Орден Грифона II степени (1904); шведский Орден Полярной звезды, командор I класса (1908); болгарский Орден Святого Александра II степени; бухарский Орден Золотой звезды II степени; гессенский Орден Филиппа Великодушного, командорский крест I класса с короной (1909); прусский Орден Красного орла II степени со звездой; датский Орден Данеброга II степени (1910); французский Орден Почётного легиона, командор (1911); прусский Орден Короны I степени. (1912).
Источники: Сборник биографий Кавалергардов: 1826—1908. — Санкт-Петербург, 1908. — Страница 329; Менгден, Георгий Георгиевич. // Проект «Русская армия в Великой войне»; Биография на сайте «Русская императорская армия»
[448x700]
1862
Шандор Попович (венгерское имя — Sándor Popovics)
венгерский политик, который служил в качестве министра финансов в 1918 году. Он был губернатором австро-венгерского банка между 1909 и 1918 гг.
[352x700]
Во время мирных переговоров в 1920 году, он принял участие в качестве финансового эксперта. С 1924 года до своей смерти он занимал пост председателя Национального банка Венгрии . Popovics был членом Венгерской академии наук. Умер 15 апреля 1935 года.
1864
Эжен Ларманс (французское имя — Eugène Laermans)
бельгийский художник, иллюстратор и график. Член Королевской академии наук, письма и изящных искусств Бельгии с 1922 года. Родился в Моланбек-Сен-Жан, ныне территория Брюсселя. В одиннадцатилетнем возрасте заболел менингитом, из-за которого оглох и стал почти немым, что заставило его сосредоточиться на зрении, и привело к решению стать художником. С 1887 по 1889 год Ларманс учился в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, под руководством Жана-Франсуа Портеля. Находился под влиянием творчества Фелисьена Ропса, тесно связанного с модернистским и символистским движениями. Кроме того, на художника произвели огромное впечатление произведения Бодлера, после чего живописец стал исповедовать декадентство. В 1890 году он создал иллюстрации для книги стихов Бодлера «Цветы зла» («Fleurs du mal»). К 1893 художник всё чаще обращался к отдельным художественным приемам Брейгеля Старшего. В 1894 году он начал выставляться на брюссельских Салонах. Через два года проиллюстрировал роман Георгеса Еэхуда «Новый Карфаген» («La Nouvelle Carthage»), и вдохновленный сюжетом книги создал триптих «Landverhuisers» («Эмигранты»), который сам считал свои лучшим произведением. В 1924 году зрение Ларманса стало ухудшаться. Ранее королева Елизавета привлекла к лечению своего отца, принца Карла Теодора, по образованию офтальмолога, управлявшего клиникой в Мюнхене. На время зрение восстановилось, но художник был вынужден оставить живопись. В 1927 году, за его заслуги король Альберт возвёл его во дворянство. Вскоре после этого он полностью ослеп, стал затворником и умер в родном городе 22 февраля 1940 года. Был похоронен в Моленбек-Сен-Жан.
Творчество
Основная тема работ Ларманса — изображение бельгийской деревни и рабочих окраин, их обитателей («Эмигранты», «Нищие», «Слепой», «Больной ребенок» и др.); картины нередко носят трагический характер. Его работам свойственны символичная обобщенность, выразительность лаконичных силуэтов и слитных целостных форм, резкие сочетания цветовых пятен. Черты пессимизма и стилизации сближают творчество художника с символизмом и стилем «Модерн». Кроме того, Эжен Ларманс увлекался гравюрой — техникой офорта и мягкого лака, стал одним из основателей издававшихся в Бельгии начала XX века художественных журналов «Ради искусства» и «Искусство сегодня».
Галерея
«Слепая» (1898)
«Оазис» (1912)
«Пьяница» (1898)
«Сборщики» (1914).
1863
Зиновий Иванович Иванов
русский и советский архитектор, реставратор и преподаватель. Родился в Галичском уезде Костромской губернии, в крестьянской семье. Первоначальное образование получил в Московском городском училище и по совету преподавателей рисования — А.В.Веселовского и В.П.Десятова — поступил по конкурсному экзамену в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где и окончил в 1886 году курс по архитектурному отделению с Большой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры. С 1887 года работал на строительстве университетских клиник на Девичьем Поле. Вместе с К.М.Быковским изучал архитектуру больниц и институтов за границей. С 1893 (по другим данным с 1895) года — младший архитектор Московского университета; как помощник К.М.Быковского участвовал в строительстве библиотеки (Моховая улица, 7), Зоологического музея (Большая Никитская улица, 6) и общежития университета (Большая Грузинская улица, 12) и других университетских зданий. С 1898 года — хранитель архитектурного отдела Политехнического музея. В 1899—1907 годах преподавал строительное искусство и орнамент в МУЖВЗ; подал в отставку вместе с А.Ф.Мейснером и И.П.Машковым после конфликта со студентами училища, выразившим недовольство этими преподавателями. С 1906 года — строитель университетских зданий и член строительной комиссии. В 1908—1917 годах — участковый архитектор Рогожской части Москвы; с 1913 года находился в распоряжении V отделения Городской управы. По его проектам возведены: колокольня и торговые помещения Заиконоспасского монастыря (1900, Никольская улица, 9), трапезная церкви Николая Чудотворца в Драчах (1910, не сохранилась), жилой дом (1902, Второй Спасоналивковский переулок, 4), здания училищ на Рабочей улице, 30 (1910) и Второй Дорогомиловской улице (1911, не сохранилось). Выстроил колокольню при храмах на Рогожском кладбище (Старообрядческая улица, 29, по проекту Ф. Ф. Горностаева), участвовал в сооружении Большой аудитории Политехнического музея (1907—1908, совместно с И.П.Машковым и инженером А.А.Семеновым). В 1899 году — член-корреспондент, а с 1902 года — действительный член Московского археологического общества. Участвовал в реставрации Успенского собора и башен Кремля, Крутицкого подворья, Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, церкви Николая Чудотворца на Болвановке, Чудова монастыря. В 1912—1915 годах возводил постройки на Люберецких полях орошения. В 1919 занимался ремонтом Сухаревой башни (не сохранилась), разработал проект её перестройки под музей. В 1918—1923 годах работал в отделе сооружений Моссовета; с 1918 года заведовал IV городским районом. В конце 1920-х служил в управлении губернского инженера, преподавал в строительном техникуме. Работал в Политехническом музее до 1931 года (до 1922 года — заместителем заведующего архитектурного отдела). Был женат на дочери К.М.Быковского Евгении. Умер в Москве 21 июля 1942 года.
Награды: Герой Труда (1927).
Литература: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страницы 115—116. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Московская энциклопедия / С.О.Шмидт. — Москва: Издательский центр «Москвоведение», 2008. — Том I, Лица Москвы. — Страница 22. — 624 страницы. — 10 000 экземпляров. — ISBN 978-5-903633-02-9.\

1864
Карл Прилль (немецкое имя — Karl Prill)
немецкий скрипач. Родился в Берлине, Королевство Пруссия, Сын дирижёра Карла Прилля (1838—1876), брат Эмиля и Пауля Приллей. С шестилетнего возраста занимался на скрипке под руководством своего отца, уже в детские годы гастролировал с братьями по Германии. В дальнейшем учился в Берлине у Вильгельма Хельмиха, а затем в Берлинской высшей школе музыки у Эммануэля Вирта и Йозефа Иоахима. В 1882—1885 гг. концертмейстер оркестра Беньямина Бильзе, с которым, в частности, гастролировал в Павловске. Затем работал в Магдебурге, c 1891 г. концертмейстер Гевандхаус-оркестра в Лейпциге. В 1897 г. обосновался в Вене, концертмейстер Венского филармонического оркестра (до 1925 г.); на рубеже столетий был также концертмейстером оркестра Байройтского фестиваля. Кроме того, руководил собственным квартетом (вторая скрипка Август Зиберт, альт Антон Ружичка, виолончель Йозеф Зульцер и Вильгельм Йераль), на счету которого — премьеры Фортепианного квинтета Белы Бартока (1904, с участием композитора), квартетов Хуго Вольфа (1903) и Франца Миттлера (1910). Преподавал в Венской консерватории. Умер в Клостернойбурге, Вена, Нижняя Австрия, Австрия, 15 августа 1931 года. Литература: Ch. Harten. Prill Karl // Österreichisches Biographisches Lexikon 1815–1950 (ÖBL). — W.: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1983. — ISBN 3-7001-0187-2. — Bd. 8. — S. 280.
[454x700]
1865
Кристьян Рауд (также Кристиан и Христиан; эстонское имя — Kristjan Raud)
эстонский художник и рисовальщик, один из основателей Эстонского национального музея. Кристьян родился в деревне Кирикукюла прихода Виру-Яагупи. У него был брат-близнец Пауль, впоследствии также ставший художником. Детство и юность обоих братьев прошли в деревне Мерикюла, где их отец Яан Рауд работал полевым объездчиком. Он рано умер. В девятилетнем возрасте Кристьян поступил в сельскую школу, потом учился приходской школе, Раквереском уездном училище. Обучение велось на немецком языке. Дальнейшее образование Рауд продолжил в Тарту: сперва в реальном училище, а затем в семинарии, где занимались подготовкой школьных учителей. Завершив учебу в семинарии, Кристьян некоторое время работал учителем в тартуской школе. В 1892 году он отправился в Санкт-Петербург. В российской столице молодого Рауда заметил известный художник, основоположник эстонской живописи Иоганн Кёлер, посоветовавший ему поступить в Императорскую Академию художеств. Через четыре года, закончив учебу в академии, Кристьян покинул Санкт-Петербург и отправился в Германию: сначала в Дюссельдорф, а потем в Мюнхен, чтобы совершенствовать свои навыки. Из Германии Рауд вернулся в Тарту, где организовал творческую студию для молодежи. В этот период он активно рисовал, писал статьи, совмещая это с преподаванием в студии и гимназии. Художник стал одним из инициаторов создания Эстонского национального музея в Тарту. В 1910 году увидел свет сборник стихотворений эстонского поэта Юхана Лийва, проиллюстрированный Кристьяном Райдом. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Кристьян переехал в Таллин к брату Паулю. Здесь он преподавал в школах, продолжал рисовать.
[700x387]
Портрет К.Рауда на лицевой части купюры достоинством 1 эстонская крона.
После революции остался в Эстонии. В 1919 году Рауда избрали председателем Эстонского музейного общества. Позже он стал его почетным членом, а также почетным членом союза художников. 22 ноября 1930 года ушел из жизни брат-близнец Рауда, Пауль. В 1935 году Эстонское литературное общество организовало выпуск издания «Калевипоэга», проиллюстрировать которое было поручено Кристьяна Рауду. Работа над иллюстрациями к «Калевипоэгу» стала вершиной творчества художника. Им были созданы такие иллюстрации, как «Линда, носящая камни», «Похищение Линды», «Калевипоэг и девушка-островитянка», «Калевипоэг, бросающий камень», «Калевипоэг за пахотой», «Смерть Калевипоэга» и т. д. Ателье художника располагалось в башне Нейтситорн. Рауд занимался живописью до самой смерти, делая это даже в больнице. Он скончался в оккупированном немцами Таллине 13 мая 1943 года. Скромные похороны художника, ограничившиеся присутствием лишь родных и близких, состоялись на кладбище Рахумяэ. В 1968 году в Таллине был поставлен памятник Кристьяну Рауду. До 1 января 2011 года, когда Эстония сменила валюту с кроны на евро, портрет Рауда можно было наблюдать на лицевой части купюры достоинством 1 крона.
[525x700]
1865
Пауль Рауд (эстонское имя — Paul Raud)
эстонский живописец. Родился в деревне Кирику (современный Кирикукюла) прихода Виру-Яагупи (Валкский уезд, Лифляндская губерния). У него был брат-близнец Кристьян, впоследствии — известный эстонский художник, основатель Эстонского национального музея. Детство и юность обоих братьев прошли в деревне Мерикюла, где их отец Яан Рауд работал полевым объездчиком. Он рано умер. В 1886 году, по окончании Раквересского сельского училища, Пауль отправился на учебу в Дюссельдорф. Учился в Академии Художеств в Дюссельдорфе (1888-1894) у П.Янсена, X.Кролла, Эд. фон Гебхардта и в Санкт-Петербурге (1911) у И.Е.Репина. В 1896 году Рауд вместе с братом и скульптором Амандусом Адамсоном осуществил путешествие на острова Муху и Пакри. Его работы этого периода напоминали картины Макса Либермана. В 1899 году он вернулся в Германию, где вновь обратился к элементам импрессионизма в своем творчестве. Во многом на тогдашний стиль работы Рауда оказал влияние опыт совместной работы с И.Е.Репиным. В течение и после Первой мировой войны, в ходе которой художник уехал в Таллин, он начал преподавать, с 1915 года работая преподавателем графики в Таллинском институте торговли и — с 1923 года — в Государственной школе промышленного дизайна в Таллине. Писал преимущественно заказные парадные портреты в академическом духе (портрет Н.Икскюль, 1894), а также жанровые и пейзажные этюды, этнографически точные собирательные портреты эстонских крестьян ("Дядя Пауль с трубкой", 1894-1896); все упомянутые произведения - в Художественном музее Эстонской ССР в Таллине. Умер художник в Таллине 22 ноября 1930 года. Похоронен в Таллине на кладбище Рахумяэ. Работы художника хранятся в Эстонском художественном музее.
Галерея

«Мухусская церковь» (1898)
«Портрет Яана Поски» (1929)
«Полуобнаженная» (1911)

«Портрет Волдемара Пухка» (1929).
1865
Боргхильд Хольмсен (норвежское имя — Borghild Holmsen)
норвежская пианистка, композитор и музыкальный педагог. Родилась в Кристиании, ныне Осло, Норвегия. Училась у Агаты Баккер-Грёндаль и Отто Винтер-Хьельма, затем в Лейпцигской консерватории у Карла Райнеке и Саломона Ядассона и наконец в Берлине у Альберта Беккера. В 1898 г. дебютировала в Кристиании, в дальнейшем концертировала в Швеции, Дании, Германии, Великобритании и США. Написала скрипичную сонату и ряд фортепианных пьес. Преподавала фортепиано и теорию музыки в Бергенской консерватории, где её учеником был, в частности, Харальд Северуд. Умер в городе Берген, Норвегия. 4 декабря 1938, года.
1866
Яков Абрам-Мордкович Ваксман
еврейский драматург, автор публикаций в газете «Дер Фрайнд» (Мученики в Павличе, 16 мая 1911 и др.), автор пьес (Берек Йоселович, 1910, на идишe) и др. Родился в город Люблин, Люблинский уезд, Люблинская губерния, Царство Польское, Российская империя. Учился в хедере до 12 лет в Янове Люблинской губернии. Затем учился в Люблинском казённом еврейском 4-классном училище. Пишет с 1885 года. В 1899 принят на военную службу. В 1942 году застрелен немцами.
1866
Андрей Семёнович Максимов
российский вице-адмирал. Родился в Улеаборге, Улеаборгская губерния, Российская империя. Окончил Морской корпус в 1887 году. Служил на Балтийском флоте и на Дальнем Востоке. Участвовал в боевых действиях в Китае (1900—1901). Во время русско-японской войны командовал миноносцем «Бесшумный». После окончания военных действий командовал в 1906—1908 годах эскадренным миноносцем «Москвитянин». В 1908—1910 годах командовал последовательно 4-м, 7-м и 5-м дивизионами эскадренных миноносцев Балтийского моря. В 1910—1913 годах, в чине капитана 1-го ранга, командовал крейсером «Громобой». В начале первой мировой войны — начальник 1-й бригады линейных кораблей (дредноутов). В 1915—1917 годах был начальником минной обороны Балтийского моря. С 23 апреля 1916 года — вице-адмирал. После Февральской революции 17 марта 1917 года избран матросами командующим Балтийским флотом вместо убитого адмирала А.И.Непенина (в этой должности был до 15 июня 1917 года). С сентября 1917 года — начальник Морского штаба Верховного главнокомандующего. После Октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Служил старшим инспектором Реввоенсовета Республики (1918). С августа 1920 по декабрь 1921 командующий Черноморским флотом. В 1924 году в качестве командира сторожевого корабля «Воровский» возглавил его переход из Архангельска во Владивосток. Позднее некоторое время состоял сотрудником для особых поручений. С 1927 года в отставке. Умер в городе Бабушкин, Московская область, РСФСР, СССР, 30 марта 1951 года.
Награды: Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Станислава I степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Станислава II степени.
1867
Лу Юнсян (китайское упрощённое имя — 盧永祥; имя на пиньинь — Lu Yongxiang)
китайский милитарист, принадлежавший Аньхойской клике, военный губернатор провинций Чжэцзян (1919—1924 гг.), Чжили (1924) и Цзянсу (1925). Родился в Цзиян, Цзинаньская управа, провинция Шаньдун, Империя Цин. Поступил в императорскую Хуайскую армию в 1890 году, а 1895 присоединился к Бэйянским милитаристам и быстро дослужился до командира бригады. После свержения цинской династии Лу был назначен командующим Десятой дивизией, расквартированной в провинции Чжэцзян. Присоединившись к Дуань Цижую и Аньхойской клике, Лу стал военным губернатором этой провинции (с 14 августа 1919 года). Его правление продолжалось до 7 сентября 1924 года, когда военный губернатор провинции Цзянсу Ци Сеюань и его союзник Сунь Чуаньфан взяли под контроль Шанхай. 13 октября 1924 года Лу сбежал в Нагасаки. 11 ноября 1924 года в Пекине произошел государственный переворот и Дуань Цижуй назначил Лу военным губернатором провинции Чжили. Через месяц его сместили, но Лу присоединился к Фэнтяньской клике милитаристов, которая под предводительством Чжан Цзунчана заняла Шанхай и 16 января 1925 года перешел на пост военного губернатора Цзянсу. Армия Чжан Цзолиня вторглась в провинцию, и 5 августа 1925 года Лу был смещен с должности. Когда Сунь Чуаньфан завоевал Цзянсу и выгнал Чжан Цзунчана, Лу сбежал в Тяньцзинь, где и жил до своей смерти 15 мая 1933 года.
Художественная литература: Лу Юнсян упоминается в романе Эльвиры Барякиной «Белый Шанхай», издательство «Рипол-Классик», 2010 г., ISBN 978-5-386-02069-9
1867
Яков Андреевич Рекк (немецкое имя — Jacob Reck)
русский банкир и предприниматель, основатель одной из крупнейших российских домостроительных фирм — Московского торгово-строительного акционерного общества (1899). Родился в Самарской губерниия. Из семьи поселянина Самарской губернии. С 1886 года жил в Москве. Сначала был рядовым служащим в банкирской конторе Н.Вертгейма, в 1891 году — управляющий. В 1892 году купил Русский торгово-промышленный банк и преобразовал контору в московское отделение банка. В 1893 году Рекк открыл кирпичный завод в деревне Часовая Звенигородского уезда Московской губернии, который впоследствии перешёл в собственность Московского торгово-строительного акционерного общества. В 1901 году учредил Товарищество Никольских рядов в Москве с основным капиталом в 750 тыс. рублей для владения и использования (сдача внаём торговых помещений) Никольских рядов на Никольской улице, построенных в 1900 году Московским торгово-строительным акционерным обществом, сооснователем и директором которого он являлся. Тяготел в архитектуре Модерна, на МТСО работали лучшие архитекторы Москвы Лев Кекушев, Вильям Валькот, Иван Фомин и др. Строил дома по собственному усмотрению за счёт общества, приглашая ведущих архитекторов, затем продавал их новым владельцам (например, Особняк Якунчиковой, Особняк Гутхейля). Являлся членом московского отделения Русского технического общества. Умер в Москве 12 октября 1913 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (20 участок).
Интересный факт
Столкнувшись с проблемой слабой ликвидности недвижимости, Яков Рекк нашёл нестандартное решение. В качестве расчёта за построенные в Москве дома он стал приобретать имения в Виленской, Киевской, Минской, Полтавской и Рязанской губерниях. Затем, действуя по схеме землеустроительных комиссий, созданных в ходе аграрной реформы П.А.Столыпина, Рекк дробил большие имения помещиков на мелкие хуторские хозяйства и через Харьковский земельный и государственный Крестьянский банки продавал их крестьянам.
Память
В Москве на улице Никитская Большая, дом 56 находится дом, в котором жил Я.А.Рекк. Автор проекта дома, возведённого в 1902—1903 годах — зодчий Г.А.Гельрих. В настоящее время здесь находится резиденция посла Марроко в России.
1868
Артур Бернард Кук (Arthur Bernard Cook)
британский классицист, археолог и историк религии. Профессор Кембриджа, член Британской академии (1941). Родился в Хампстеде, Камден, Большой Лондон, Англия, Великобритания. Наиболее известная работа «Zeus: A Study in Ancient Religion» (Зевс: Исследование древнегреческой религии). Доктор. В 1892—1907 гг. профессор лондонского Бедфорд-колледжа. С 1900 года член кембриджского Куинс-колледжа, также являлся его вице-президентом. С 1908 г. преподаватель Кембриджа, а в 1931—1934 гг. его Лоуренсовский профессор классической археологии, первый в этой должности. Был близок с Дж.Фрэзером. В Кембридже у Кука учился Robert Manuel Cook (не родственник). Умер в Кембридже, Великобритания, 26 апреля 1952 года.
1869
Георг Август Гауль (немецкое имя — Georg August Gaul)
немецкий скульптор-анималист. Родился в Гроссхайме, ныне район Ханау, Гессен. Сын каменщика Филиппа Гауля (1840—1910), Август Гауль с 13 лет начал обучаться в художественной школе в Ханау. Затем в течение двух лет работал на фабрике по изготовлению серебряных изделий. В 1888 году он с помощью своего учителя Вайсе был направлен на учёбу в Берлин. Продолжая учиться в мастерской скульптора Александра Каландрелли, стал завсегдатаем Музея прикладных искусств. Там он получил абонемент для посещения Берлинского зоопарка и увлёкся изучением экзотических животных, целыми днями делая зарисовки с натуры. С 1894 по 1898 годы А.Гауль работал в мастерской известного берлинского скульптора Рейнгольда Бегаса и принимал участие в обсуждении сооружения монумента кайзеру Вильгельму I у Городского дворца. В 1897 году был направлен в поездку по Италии. В 1898 году Гауль стал одним из основателей Берлинского сессиона, в который вошли такие художники, как Макс Либерман и Вальтер Лейстиков. В 1900 году Август Гауль женился на Кларе Хертель (1874—1940). У них родились две дочери (Катарина и Шарлотта) и сын Карл Петер.
Борющиеся зубры. Кёнигсберг. 1912
В 1912 году создал скульптурную композицию «Борющиеся зубры», которая была передана Кёнигсбергу и установлена перед зданием Верховного суда Восточной Пруссии, символизируя борьбу защиты и обвинения. Одна из немногих сохранившихся в городе после Второй мировой войны, скульптура и сегодня украшает Калининград. А.Гауль сотрудничал с известным берлинским издателем и торговцем произведениями искусства Паулем Кассирером. Среди его близких друзей были Генрих Цилле и Эрнст Барлах. Гауль отказался от избрания сенатором Берлинской академии художеств, посчитав, что может успешно заниматься искусством и без официального статуса. Ряд его произведений находятся в родном Ханау (на Рохусплац и перед школой у фонтана Гауля). Бронзовая скульптура орла его работы установлена на вершине горы в горном массиве Рён. Перед берлинским Ренессанс-театром в 1911 году был установлен его фонтан с утками. Август Гауль скончался в Берлине от рака 18 октября 1921 года и был похоронен на Далемском кладбище.
Произведения

Перед зданием театра Возрождения, Берлин
Старая национальная галерея, Берлин
Klöpperhaus, Гамбург

Городской парк Гамбурга

Музей искусств, Киль
Скульптура орла на памятнике лётчикам на горе Вассеркуппе

1869
Сергей Дмитриевич Евреинов
самарский и ярославский губернатор. Родился в Тульской губернии, в старинной дворянской семье. Детство Сергея прошло в родовом имении матери, которое находилось в Богородицком уезде Тульской губернии (250 десятин). В 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил её в 1893 году со званием действительного студента.
Служба
27 января 1893 года поступил на службу в Государственную канцелярию в чине губернского секретаря, с причислением к департаменту гражданских и духовных дел. 22 марта того же года был назначен для участия в работе комиссии по сбору материалов, освещающих историю Государственной канцелярии за 1820—1892 годы. Карьера чиновника в Государственной канцелярии у Сергея Дмитриевича началась с замещения должности библиотекаря по случаю его отсутствия в канцелярии с 29 сентября 1893 года. 13 февраля 1894 года был назначен помощником делопроизводителя 1-го департамента канцелярии. 25 февраля 1896 года «за выслугу лет» Евреинов получил чин коллежского секретаря одновременно с серебряной медалью в память об императоре Александре III. 20 апреля 1896 года был командирован в состав временного отделения Министерства юстиции, образованного в Москве по случаю коронования Николая II и Александры Фёдоровны. За эту работу он был награждён памятной медалью. 20 июля 1896 года Евреинову позволили принять и носить орден Бухарской золотой звезды III степени. 13 июня 1897 года получил назначение на службу младшим делопроизводителем канцелярии Варшавского генерал—губернатора и 600 рублей на переезд. 2 апреля 1899 года «за выслугу лет» получил чин титулярного советника. С 13 октября 1899 года Евреинов стал чиновником без содержания (но со служебными правами и с прикреплением к 1-му делопроизводству канцелярии) при Варшавском генерал-губернаторе. В 1898 году Евреинов был награждён орденом Святого Станислава III степени. В 1900 году женился на Екатерине Ивановне Унковской (1873—1935) была дочерью адмирала. Состояние отца позволило ей купить небольшое имение в Тарусском уезде Калужской губернии площадью в 400 десятин. Получив 14 апреля 1902 года «за выслугу лет» чин коллежского асессора, уволился из Варшавского генерал-губернаторства и 30 июня 1902 года был назначен кандидатом к земским начальникам при Тарусском уездном съезде Калужской губернии. 14 июля 1904 года Сергей Дмитриевич был оставлен «за штатом» и жил в своем имении, а с 4 февраля был причислен к министерству внутренних дел. 5 мая 1906 года «за выслугу лет» был произведен в надворные советники. С 18 февраля по 30 мая 1908 года состоял в московском отделении Крестьянского поземельного банка с причислением к министерству финансов. Ввиду утверждения Евреинова 21 февраля 1908 года калужским губернатором в должности уездного предводителя дворянства, он уволился из банка. 19 декабря 1909 года Сергей Дмитириевич получил орден Святого Владимира IV степени. 23 ноября 1911 года решением уездного тарусского дворянства срок пребывания Евреинова на посту уездного предводителя дворянства был продлён на три года. На этом посту он был награждён светло-бронзовыми медалями в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года, а также в честь 300-летия дома Романовых, которую он получил 6 марта 1913 года. 22 января 1914 года назначен бессарабского вице-губернатора. На этом посту приложил немало трудов по сооружению памятника императору Александру I в Кишинёве. За этот памятник он получил Высочайшее благоволение 16 июня 1914 года и одновременно был награждён придворным званием камер-юнкера. Стал коллежским советником 29 июня 1914 года. С началом Первой мировой войны 12 сентября 1914 года был откомандирован бессарабским губернатором в распоряжение главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта и военного генерал-губернатора. На плечи Сергея Дмитриевича были возложены серьёзные заботы по обеспечению армии, проведение мобилизации и эвакуации жителей.
Губернатор
В 1914—1915 годах Евреинов исполнял обязанности черновицкого и перемышльского губернатора, на австро-венгерской территории, занятой русскими войсками в ходе наступления. Прекрасно справившегося с такими нелёгкими поручениями Евреинова произвели 14 января 1915 года «за отличие» в чин статского советника. 25 февраля 1915 года Евреинова наградили светло-бронзовой медалью за успешные труды по проведению мобилизации в 1914 году. 19 июля 1915 года Сергей Дмитриевич получил назначение на пост «исправляющего должность» самарского губернатора. До получения чина действительного статского советника он мог только исполнять обязанности губернатора, официально таковым не считаясь. На этой должности Евреинова утвердил министр внутренних дел Н.Г.Щербатов. Новый самарский губернатор прибыл 29 августа в Самару пароходом акционерной компании «Самолёт» (одной из трёх самых крупных на Волге). В Самаре он ничего особенного сделать не успел, так как был губернатором всего 2 месяца. Уход Евреинова с должности мотивировался тяжёлой болезнью. Он уехал 1 ноября 1915 года в Санкт-Петербург и в Самару уже не вернулся. Чем, на самом деле, вызвано удаление из Самары, неизвестно. 2 ноября, как сообщила газета «Русское слово», он, прибыв в Петроград, просил министра внутренних дел А.Н.Хвостова о «продолжительном отпуске». Вскоре, однако, приказом от 26 ноября 1915 года Евреинова назначили на должность исполняющего дела ярославского губернатора, которую он занимал до 29 октября 1916 года.
Последние годы
Будучи по своим убеждениям монархистом, революцию встретил без энтузиазма. Он должен был эмигрировать, как и его брат и две сестры, но по каким-то обстоятельствам задержался и остался в армии до октябрьской революции. Как бывшего офицера и к тому же губернатора, его арестовали и должны были судить. Сидя в Бутырской тюрьме в 1918 году, он перенёс инсульт, в результате чего стал полным инвалидом. Его судили, но по состоянию здоровья освободили и отпустили. Его жена, Екатерина Ивановна, в это время уже жила у бабушки, в Малом Успенском переулке, куда из Бутырок перебрался и Сергей Дмитриевич. Умер в Москве в 1931 году.
Литература: Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. — Самара: Самарский дом печати, 1996 г. — 320 страниц, иллюстрации; Волжское дело. 20 ноября 1915; Волжское дело. 16 декабря 1915.
1869
Яков Моисеевич Лурье
русский журналист, публицист и издатель, медик, пропагандист оздоровления с помощью кисломолочных продуктов (кумыса и кефира). Из семьи лесопромышленников. Работал зубным врачом. Почётный гражданин. В конце 1890-х годов открыл типографию «Труд и польза», в 1904 году — «Пастеровскую ферму» по производству кисломолочных продуктов и для лечения больных на их основе на Большой Подъяческой улице, № 22 и позже на Казначейской улице, дом № 3 и Казанской улице, дом № 21 (кумыс этой фирмы с 1908 года покупал писатель Лев Толстой). Опубликовал ряд работ по профилактике заболеваний зубов и использованию кисломолочных продуктов в лечении и профилактике различных заболеваний, a также по вопросам производства кефира. Печатался в «Биржевых ведомостях», «Новом времени», «Луче», «Северном курьере». Редактор и издатель «Откликов жизни». Секретарь редакционной коллегии журнала «Весь мир», сотрудник книгоиздательства «Мир». О нём упоминает в своих дневниках академик Российской академии наук М.М.Богословский, сохранилось письмо Я.М.Лурье к писателю Л.Н.Толстому от 21 марта 1908 года; включён в Критико-биографический словарь русских писателей и учёных С.А.Венгерова. Умер не ранее 1923 года.
Публикации: Я.М.Лурье. I. К вопросу о кумысе из коровьего молока и лечении кумысом; II. Отзывы профессоров гигиенистов и терапевтов о кумысе из коровьего молока / Я.М.Лурье. — Санкт-Петербург: Издание Пастеровской фермы, типо-литография В.В.Комарова, 1905. — 14 страниц; Я.М.Лурье. I. К вопросу о бактериях молока и возможности обеззараживания кумыса и кефира; II. К вопросу о кумысе из коровьего молока и лечении кумысом; III. Отзывы профессоров гигиенистов и терапевтов о кумысе из коровьего молока (Сообщение, сделанное 28 марта 1905 г. в Комиссии питания Русского общества охранения народного здравия) / Я.М.Лурье. — Санкт-Петербург: Пастеровская ферма, 1905. — 53 страницы; Я.М.Лурье. Как легко вылечить болезни: С отзывами профессоров, врачей и больных / Я.М.Лурье. — Санкт-Петербург: Пастеровская ферма, 1908. — 32 страницы; Я.М.Лурье. Зубы и меры предупреждения порчи и болезней их / Я.М.Лурье. — Санкт-Петербург: типо-литография К.И.Лингард, 1910. — 16 страниц; Я.М.Лурье. Кумыс, кефир и лактобациллин: Способы их приготовления, хранения и действия на больных и здоровых / Я.М.Лурье. — Санкт-Петербург: типо-литография К.И.Лингард, 1910. — 31 страница; Я.М.Лурье. Голосовой аппарат человека. — Санкт-Петербург: Типография «Рассвет», 1912. — 30 страниц; Я.М.Лурье. Доклады о кумысе и кефире на Съезде по улучшению отечественных лечебных заведений, учредителя и владельца Пастеровской фермы в Петрограде Я.М.Лурье. — Петроград: типография Министерства путей сообщения (Товарищества И.Н.Кушнерев и К°), 1915. — 12 страниц. Перепечатка из «Трудов Съезда по улучшению отечественных лечебных местностей» (Петроград, 1915, выпуск. 3, страницы 200—211).
[556x699]
1869
Филипп Андреевич Малявин
художник, яркий представитель русского импрессионизма. В 1922 эмигрировал. Его знаменитая картина «Три бабы», по выражению Василия Розанова, выражает Русь всех веков. Pодился в селе Казанка (Самарская губерния), в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 году работы художника-самоучки увидел скульптор В.А.Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Санкт-Петербург, поселил у себя. В 1892 году бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств. После реформы Академии Художеств в 1894 году, когда там открылась мастерская И.Е.Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И.Э.Грабаря, К.А.Сомова, А.П.Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П.М.Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров Академии Художеств отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. Однако посланный в 1900 году на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-1902), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е годы стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (б.г.) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX века ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина "Вихрь", показанная в 1906 году на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 году Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 году тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке Союза русских художников в январе 1911 года он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией. В 1918 году Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 году переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 году с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А.М.Балашовой (1924) и певицы Н.В.Плевицкой (1929). В 1930-х годах Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы. Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Скончался в Ницце 23 декабря 1940 года.
Литература: Александрова Н., Ф.А.Малявин, Москва, 1966; Живова О.А., Ф.А. Малявин, Москва, 1967.