1850
Александр Андреевич Мотовилов
русский общественный деятель и политик, член Государственной думы от Симбирской губернии, товарищ председателя Всероссийского национального союза. Православный. Из потомственных дворян Симбирской губернии. Землевладелец Сенгилеевского уезда (890 десятин), его жене принадлежало 701, а родителям — 743 десятины в той же губернии. Сын отставного поручика Андрея Егоровича Мотовилова (1808—1895?) и его жены Агнии Егоровны. Младший брат Иван (1854—1917) — хирург. Окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью (1869) и юридический факультет Казанского университета со степенью кандидата прав (1873). По окончании университета поступил на службу в гражданский кассационный департамент Сената. В 1875 году поселился в симбирском имении Скорлятка и перешел на службу по выборам: состоял участковым мировым судьей, избирался гласным Сенгилеевского уездного (с 1874) и Симбирского губернского (с 1875) земств, почетным мировым судьей. Позднее служил земским начальником, состоял непременным членом Симбирского губернского присутствия. Дослужился до чина действительного статского советника (1902). Состоял членом Симбирского общества сельского хозяйства, действительным членом Симбирской ученой архивной комиссии, а также почетным попечителем Симбирской мужской гимназии. В 1907 году был избран членом Государственной думы от Симбирской губернии. Входил в Национальную группу, c 3-й сессии — в русскую национальную фракцию. Входил в Совет фракции, был товарищем председателя фракции, написал её первый устав. Состоял товарищем председателя продовольственной комиссии, докладчиком финансовой комиссии, а также членом комиссий: по городским делам, для рассмотрения законопроекта об охране древностей, финансовой. Высказывался за более тесное сотрудничество с фракцией правых.

Члены государственной Думы III созыва от Симбирской губернии. Стоят: Протопопов А.Д., Сиротов Д.И.; Сидят: Пантусов П.А., Мотовилов А.А., Березовский А.Е., Быков А.Г.
Стал одним из учредителей Всероссийского национального союза: был товарищем председателя Союза, а в 1909 году исполнял обязанности председателя. В феврале 1910 был избран старшим товарищем председателя ВНС, представлял правое крыло партии. В 1912 году был вновь избран в Думу от Симбирской губернии. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 — среди сторонников П.Н.Балашова. Состоял товарищем председателя комиссии по направлению законодательных предположений, председателем продовольственной комиссии, а также членом финансовой комиссии. Выступал в защиту правительства от критики Прогрессивного блока. 11 октября 1918 года был арестован Симбирской ЧК, 17 декабря — приговорен к штрафу на 1000 рублей за «антисоветскую деятельность» и освобожден из-под стражи. Скончался в 1920 году.
Семья: В 1873 году женился на итальянке Ангелине Петровне Паста.
Их дети: Андрей (1876—?), выпускник Симбирской гимназии и юридического факультета Московского университета. Земский деятель, почетный мировой судья.
Награды: Орден Святой Анны III степени (1893); Орден Святого Владимира III степени (1905); Орден Святого Станислава I степени (1908). медаль «В память царствования императора Александра III»; медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения».
Источники: Список гражданским чинам IV класса на 1907 год. — Санкт-Петербург, 1907. — Страница 1337; 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1910; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Москва. Российская политическая энциклопедия. 2008; Семейные истории. Мотовилов Александр Андреевич (1850—1920)

1850
Генрих Иоганн фон Цюгель (немецкое имя — Heinrich Johann von Zügel)
немецкий художник. Родился в Мурхардте, Ремс-Мур, Штутгарт, Баден-Вюртемберг. Генрих фон Цюгель изучал рисование в Штутгартской академии изобразительных искусств (с 1869 года) под руководством Бернгарда фон Нэера и Генриха фон Рустиге, с упором на жанровую и анималистическую живопись. В 1873 году молодой художник приезжает ненадолго в Вену, затем живёт в Мюнхене. Основными темами его творчества были изображения домашних животных в их связи с человеческой деятельностью. Зачастую эти работы изображали какую-либо особую, сложную либо юмористическую ситуацию. В начале 1880-х годов художник открыл для себя болотистую местность близ Дахау как превосходный объект для занятий живописью. Он часто приезжает сюда, чтобы рисовать, на плэнер, вне стен мастерской. Теперь животные, которых он изображал ранее, становятся частью создаваемых фон Цюгелем пейзажей. После поездок в Бельгию, Голландию и в Париж в начале 1890-х годов мастер знакомится с таким направлением в искусстве, как импрессионизм; он знакомится в Париже и при проведении выставок в Мюнхене с его известными представителями. Это новое течение оказало важное влияние на творчество фон Цюгеля, придало большее ощущение свободы, воздуха и света его работам, игре светотени в них. В 1895 году Генрих фон Цюгель становится профессором мюнхенской Академии изящных искусств и остаётся на этой должности вплоть до своего эремитирования в 1922 году. Занимал также пост ректора Академии. Имел многих учеников. Был одним из основателей художественного движения Мюнхенский сецессион. Особо тёплые отношения связывали мастера с городком Вёрт-на-Рейне, где он со своими учениками много лет проводил каникулы и где создал значительное число своих картин, арендуя у местных жителей для этого домашних животных. В Вёрте-на-Рейне в честь Генриха фон Цюгеля открыта художественная галерея с постоянной экспозицией его работ. Произведения его хранятся в ряде других немецких музеев, в том числе в берлинской Национальной галерее. Более 40 лет своего творчества Генрих фон Цюгель посвятил теме «Тяжкий труд», изображающей пашущую воловью упряжь. Создав 24 версии этого сюжета, художник проявляет перед зрителем развитие своего мастерства, которое от детального отражения переходит кубическому и монументализированию. Первоначально работая в крупноформатном масштабе, он передаёт своё ощущение связи между человеком и природой, создающей вечный круговорот жизни. Уже в самом преклонном возрасте фон Цюгель создаёт импрессионистские картины, полные лёгкости и свежести. В возрасте 77 лет он пишет замечательный автопортрет. Кроме изображений животных и пейзажей был автором портретов, произведений городской живописи. Работы Генриха фон Цюгеля в годы национал-социализма в Германии выставлялись в рамках Большой германской художественной выставки. Наряду с Ловисом Коринтом, Максом Либерманом и Максом Слефогтом, Генрих фон Цюгель относится к числу крупнейших немецких художников-импрессионистов. Старший сын Генриха фон Цюгеля, Вилли Цюгель, также стал художником-анималистом. Умер Генрих Иоганн фон Цюгель в Мюнхене 30 января 1941 года.
Литература: sp.: Der Tiermaler Heinrich v. Zügel 90 Jahre alt. В: Schwaben, Monatshefte für Volkstum und Kultur, Heft 9/10, Jg. 1940, S. 441—448; Eugen Diem, Heinrich von Zügel, Leben.Schaffen.Werk (Werkverzeichnis), Verlag Aurel Bongers Recklinghausen 1975, ISBN 3-7647-0277-x; Eugen Diem, Heinrich von Zügel und seine Zeit (u.a. Ergänzung des Werkverzeichnisses), Verlag Aurel Bongers Recklinghausen 1986, ISBN 3-7647-0378-4; Dr. Elisabeth Feilen: Länderporträt Bayern, Heinrich von Zügel, in Arsprototo, Ausgabe 1-2011, Heft vergriffen; Ingrid Helber, Heide von Berlepsch: Schwäbischer Impressionismus im Umfeld von Heinrich von Zügel. Stadt Murrhardt 2011, ISBN 978-3-943069-00-6.
Галерея
«На пути в Волькенхоф»
«Охотничья добыча с застреленным оленем» (1911)

«Солнечным мартовским утром» (1906)
«Три телёнка на берегу» (1919)

«Через лес» (1911)
1850
Александр Григорьевич Щербатов
президент Московского общества сельского хозяйства, камергер (1899); учредитель и председатель «Российского союза торговли и промышленности», председатель Союза русских людей (1905—1909). Родился в Санкт-Петербурге, в семье будущего попечителя Санкт-Петербургского учебного округа князя Григория Алексеевича Щербатова. По окончании кандидатом Санкт-Петербургского университета (1872) некоторое время состоял на государственной службе; в 1874 году вышел в отставку. Во время русско-турецкой войны (1877—1878) был уполномоченным Красного Креста при Рущукском отряде; награждён орденом Св\того Владимира IV степени с мечами и орденом Святого Станислава II степени . После женитьбы он посвятил себя сельскому хозяйству, превратив свою усадьбу — Васильевское Рузского уезда — в образцовое хозяйство. Для ознакомления с передовыми технологиями он организовывал даже поездки крестьян в Англию и на сельскохозяйственные выставки. Был владельцем одного из лучших конных заводов в России. В 1883—1891 годах рузский уездный предводитель дворянства. В 1891 году — уполномоченный по общественным работам Самарской губернии в помощь голодающим. В 1892—1905 годах был президентом Московского общества сельского хозяйства. Был убеждённым монархистом; ещё в 1881 году участвовал в создании Священной дружины, а в 1905 году стал одним из организаторов и первым председателем Союза Русских Людей (до 1909 года). Щербатов был также членом монархической организации Русское собрание, где выступал с докладами по экономическим и финансовым вопросам. Он был одним из главных организаторов Монархических Всероссийских съездов. Был председателем второго и четвёртого Всероссийских Съездов Объединенного Русского Народа в Москве. В 1908 году он опубликовал свою работу «Обновленная Россия» — манифест консервативного реформаторства. В ней он указывал, что любые преобразования должны опираться на традицию, что «русская народность могуча своим христианством, своей Самодержавной Государственностью и своей творческой самобытностью». В 1909 году, в другом своём сочинении «Православный приход — твердыня русской народности» он писал: «Обновление России и пробуждение Русского Народа осуществимы при условии оживления Православного прихода не только Церковного — в Церкви, но и общежитейского — вокруг Церкви»; он считал, что, ввиду грозящих России опасностей русская народность «должна утвердиться в своих православных Приходах и оказать через них поддержку Царскому Самодержавию». В 1909 году он поступил на государственную службу; в 1910 был назначен членом Комитета по коннозаводству. В 1912 году, за 2 года до начала мировой войны, Щербатов издал своё последнее крупное сочинение «Государственная оборона России», в котором указывал, что война неизбежна и что она будет жестокой и беспринципной. Анализируя причины неудачной войны с Японией, он писал: «Причины испытанных нами неудач исключительно нравственные и могут быть выражены словами: отсутствие в высших сферах решимости победить. Русский Царь и Русский Народ остались одинокими в своей вере в свою духовную мощь». Он полагал, что «в предстоящей мировой борьбе России приходится с одной стороны стоять на страже своих владений и своих интересов, с другой все более растет её значение как единственной державы, могущей своей военной мощью удержать другие государства от военных столкновений, т. е. быть Хранительницей мира». Но возвращаясь к своей излюбленной идее, он указывал, что никакое самое совершенное вооружение не спасет Россию от гибели, никакие даже гениальные полководцы не приведут её к победе, что «сила России — в Церковно-Приходском единении Русской Народности». В 1914 году он стал одним из учредителей «Российского союза торговли и промышленности для внешнего и внутреннего товарообмена», в котором стал первым председателем. Во время мировой войны Щербатовы в своем имении Васильевское организовали госпиталь на 100 человек. Сам князь А.Г.Щербатов был при действующей армии — в должности начальника эвакуации раненых на Александровской железной дороге. Его жена, Ольга Александровна, организовала на свои личные средства санитарный поезд и руководила им. После смерти, 18 апреля 1915 года в Петрограде, старшего сына Александра отправился, с известием о смерти сына, в Польшу, где в действующей армии находилась его жена, но по дороге простудился и, заболев крупозным воспалением лёгких, скончался 7 мая в Варшаве. Опубликовал ряд публицистических и экономических статей в «Московских ведомостях». Вместе с женой много путешествовал: дважды они побывали на арабском Востоке (даже с риском для жизни), а также в Индии и Цейлоне, Сингапуре и пересекли почти всю Яву в широтном направлении; верхом преодолели Сирийскую пустыню. Результатом этих путешествий стали три книги, написанные княгиней О.А.Щербатовой. В имении Васильевское была обширная библиотека в 25 тысяч томов — книги по искусству, отдел истории на русском и иностранных языках, французская и русская беллетристика, журналы и др. В 1919 году часть книжного собрания оставлена в местном культурно-просветительном кружке, а остальная часть была перевезена в Московский государственный книжный фонд и распределена между различными культурными и образовательными организациями.
Дети: князь Георгий, князь Александр и княжна Елена (1909)
Семья: 8 апреля 1879 года женился на четвероюродной сестре, графине Ольге Александровне Строгановой. В браке родились: Дмитрий (1 сентября 1880—24 мая 1882); Александр (22 сентября 1881—18 апреля 1915), морской офицер; с 1 июля 1907 года был женат на княжне Софии Сергеевне Васильчиковой (27 сентября 1879—30 марта 1927), дочери князя С.И.Васильчикова. Их дочери — Мария (1909—1956), Ольга (1910—1992), Ксения (1912—2006) и Софья (1914—1996); Елена (20 ноября 1889—20 ноября 1976), не была замужем; Георгий (22 марта 1898—13 декабря 1976).
1851
Эдуард Андреевич Крушевский
капельмейстер и композитор. Эдуард Крушевский родился в Варшаве, закончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1890 году. Был приглашен вторым капельмейстером в Петербургскую императорскую труппу, где прослужил 1876—1913 гг., дирижировал общедоступными концертами Императорского русского музыкального общества и затем три года — симфоническими собраниями того же общества. Дирижирование без подготовки в Мариинском театре такими операми, как «Эсклармонда» Массне, «Млада» Римского-Корсакова, «Фальстаф» Верди были причиной приглашения Крушевского вторым капельмейстером русской оперы. Его произведения — увертюра; мастерски написанные речитативы к опере «Тайный брак» Чимарозы. Крушевский был перворазрядным аккомпаниатором на фортепиано. С 1910 до конца жизни заведовал нотной библиотекой императорских театров. Эдуард Андреевич Крушевский умер в городе Петрограде 16 марта 1916 года.
Литература: Соловьёв Н.Ф.Крушевский, Эдуард Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1852
Мартын Рудольфович Ланганс (настоящее имя — Мартин Вильгельм Ланганс)
революционный деятель России, член Исполнительного комитета партии «Народная воля». Родился в Херсоне, в семье учителя, гражданина Пруссии. Учился в 1871—1872 гг. в Санкт-Петербургском технологическом институте. В 1873 году примыкал в Одессе к кружку Ф.В.Волховского. В июне 1874 году с целью пропаганды открыл бондарную мастерскую в Верхнеднепровском уезде. Арестован в том же году, по процессу 193-х оправдан. 10 мая 1879 г. вторично арестован, в Киеве под фамилией Петрова. 12 мая отправлен в Мценскую тюрьму; был под арестом по делу А.К.Соловьева (1879), а в декабре 1879 года, как иностранный подданный, выслан за границу. Летом 1880 г. вернулся в Санкт-Петербург, вошел в Исполнительный комитет «Народной Воли». Участвовал в подготовке покушения на Александра II летом 1880 г. в Санкт-Петербурге. Работал в подкопе на Малой Садовой. Арестован 3 мая 1881 г. в Киеве вместе с Якимовой А.В. и Морейнис Ф.А. По процессу 20-ти приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости от туберкулёза 23 сентября 1883 года. Жена — Якимова Анна Васильевна. Сын — Мартын (родился 25 октября 1881 года в Доме предварительного заключения, Санкт-Петербург).
Литература: Жуковский-Жук И.И., М.Р.Ланганс, Москва, 1930; Троицкий Н.А., Новое о героях-народовольцах, "Вопросы архивоведения", 1963, № 4.

1852
Александр Павлович Лопухин
русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания. Родился в селе Митякино Саратовской губернии, в семье священника. Среднее образование получил в Саратовской духовной семинарии. В 1874 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1878 году. По окончании академии за глубокое знание английского языка был назначен псаломщиком в русскую церковь при российском посольстве в Нью-Йорке, где нёс послушание с 1879 по 1881 годы. В 1881 году защитил магистерскую диссертацию «Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки». В 1882 году вернулся в Санкт-Петербург и в следующем году занял кафедру сравнительного богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1885 году, после ухода в отставку профессора А.И.Предтеченского, перешёл на кафедру древней общегражданской истории, которую занимал до своей кончины (в 1896 году упоминается ещё как экстраординарный профессор). Умер в Санкт-Петербурге, в чине статского советника 4 сентября 1904 года. Погребён на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга. На погребении ректор Академии епископ Сергий (впоследствии Патриарх Московский) сказал: «Его всегда будут вспоминать подписчики его журналов, бесчисленные читатели его литературных произведений, его книг, статей, наконец, его переводов, то есть все те, кого он, благодаря своему таланту изложения и знанию языков, сделал участниками или хотя бы созерцателями духовной, умственной жизни христианских народов.»
Просветительская работа
Ещё будучи студентом, в 1876 году, напечатал в журнале «Христианское чтение» крупный труд о ветхозаветных пророках. Будучи псаломщиком в Нью-Йорке, сотрудничал с американским журналом «The Oriental Church Magazine», в котором печатали его статьи о русской церковной жизни. В то же время в русских журналах и газетах публиковал результаты своих наблюдений за жизнью и бытом американского народа. Будучи преподавателем духовной академии, перевёл и издал ряд произведений Фаррара, Лютардта, Робертсона, труды Фомы Кемпийского, Г.Ульгорна (немецкое имя — Gerhard Uhlhorn), перевод полного собрания творений святого Иоанна Златоуста (только первые шесть томов этого издания вышли под его редакцией) и других. В высоколитературных переводах Лопухина современники отмечали «освещение событий с точки зрения православного богослова». С 1886 по 1892 годы, вёл в академическом журнале «Церковный вестник» отдел заграничной летописи. В 1892 году был избран редактором как «Христианского чтения», так и «Церковного вестника» (состоял редактором журналов в течение последующих десяти лет). В 1893 году стал редактором и издателем журнала «Странник». За время его работы редактором возросло число публикаций по Священному Писанию, общей церковной истории, литургике, церковной археологии, богословию. Начал издавать бесплатные приложения к журналам, которые сами по себе представляли литературную и научную ценность; в частности, в качестве подобного бесплатного приложения начала издаваться «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Однако из-за смерти он успел подготовить только комментарии на Пятикнижие Моисеево, составившие первый том «Толковой Библии», законченной его преемниками. В виде приложения к журналу «Странник» вышла в свет «Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь» в пяти томах (издание не было закончено в связи со смертью автора).
Печатные труды: Апостол Павел в центрах классического мира // Христианское чтение. — 1896. — Часть 2; Библия и естествознание. — Санкт-Петербург: Типография Департамента уделов, 1877. — 9 страниц; Церковный вестник. — № 26; Библейская история Ветхого Завета в 2 томах, 1887 г.; Библейская история Ветхого Завета: Руководство для школ и самообразования. — 2-е издание, исправленное, со снимками древних памятников. — Санкт-Петербург, 1896. — XII, 454 страницы: иллюстрации; Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет: В 2 томах. Том 1, Том 2 — Санкт-Петербург: Тузов, 1889—1890; Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет: В 5 томах — Санкт-Петербург: Тип.ография Трея, 1913—1915. — Бесплатное приложение к журналу «Странник».— 1913—1915.—Том 2—5: Типография «Грамотность»; Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Новый Завет: В 1 томе — Санкт-Петербург: Тузова, 1895. — XXXII, 1184 страницы, 1 лист карт: иллюстрации; Библия и Вавилон. — Санкт-Петербург, 1904; Библия и научные открытия на памятниках Древнего Египта: (Библейско-исторические очерки). — Санкт-Петербург: Типография Добродеева, 1885. — 151 страниц; Библия и новейшие открытия в области иероглифических надписей на памятниках Древнего Египта. — Санкт-Петербург: Типография Елеонского, Цензура 1878. — 24 страницы; Брак и соединенные с ним отношения по законам Моисея. — Санкт-Петербург, 1879. — 30 страниц — Оттиск издания Христианское чтение. — 1879. — Январь; Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. — Петроград: Типография Сойкина, 1904. — 53 страницы — Оттиск издания: Странник; Ветхозаветные пророки: Библейско-историческая характеристика // Христиан, чтение. — 1876. — Май — июнь; Внешние отличия духовенства в первые века христианства. — Санкт-Петербург: Тип. Деп. уделов, 1879. — 12 страницы; Голос истории против отрицательной критики // Христиан, чтение. — 1895. — Часть 2; Государственное управление по законам Моисея // Христианское чтение. — 1879. — Май —июнь; Государство и общество по законам Моисея // Христианское чтение. 1879. № 3-4. Санкт-Петербург; Два слова в защиту Библейской истории при свете новейших исследований и открытий: Вынужденная отповедь двум критикам. — Санкт-Петербург: Тип. Стасюлевича, 1894. — 19 страниц; День в Ливадии: Из воспоминаний о поездке в Ливадию к месту кончины в Бозе почившего царя-миротворца. — Санкт-Петербург, 1897. — 30 страниц; Жизнь за океаном: Очерки религиозно-общественной, экономической и политической жизни в США. — Санкт-Петербург: Тип. Добродеева, 1882.—XII, 401 страница; Законодательство Моисея: Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. — Санкт-Петербург: Типография Елеонского, 1882. —VI, 313 страницы; Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении: Публичные лекции, читанные Великим постом 1886 г. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в пользу недостаточных студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и воспитанников Санкт-Петербургской Духовной семинарии. — Санкт-Петербург: Типография Елеонского, 1886 (обложка 1887). — 84 страницы; Земля и собственность по законам Моисея // Христиан, чтение.— 1881. —Часть 1; Идея Промысла Божия в истории, преимущественно по воззрению блаженного Августина и Боссюэта: Речь, читанная на торжественном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 4 февр. 1892 г. — Санкт-Петербург: Типография Катанского, 1892. — 87 страниц; Из поездки в Червонную Русь и по её окрестностям: Путевые впечатления во время проезда чрез Галицию летом 1895 года. — Санкт-Петербург: Типо-лит. Пухира, 1897. — Извлечение из: Церковный вестник. — 1896; Ироды, их династия, её представители и их судьба. — Санкт-Петербург: Типография Лопухина, 1900; Католикос Востока и его народ. — Санкт-Петербург, 1898; Кризис в отрицательной школе: К вопросу об исторической достоверности Книги Деяний Апостольских // Христиан, чтение. — 1896. — Часть 2; Лекции по философии истории. — Санкт-Петербург, 1901; На берегах Рейна: Из путевых заметок и впечатлений одного из участников 5-го Международного старокатолического конгресса в Бонне (5 июля — 26 августа 1902 г.). — Петроград.: Типография Лопухина, 1902. — 66 страниц; Настоящее и будущее Православия в Америке: Лекция. читанная в торжественном собрании Братства Пресвятой Богородицы 9 февраля 1897. — Санкт-Петербург: Типо-литография Пухира. — Извлечение из: Церковного вестника. — 1897. — № 9—11, 13, 14; в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его: С фотоснимком с новооткрытого памятника древней письменности. — Санкт-Петербург: Типо-литография Лопухина, 1897.—20 страниц; Новое поприще для миссии Святой Православной Церкви: Несториане или сирохалдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к Православию: Чтение на торжественном собрании Санкт-Петербургского Братства Пресвятой Богородицы 2 февр. 1898 г. — Санкт-Петербург: Типография Лопухина, 1898; Обращение Святого Апостола Павла // Христиан, чтение. — 1880.— Часть 2; Отзыв о труде Ф.Вигуру «Библейский словарь. Вып. 1— 12» // Христиан, чтение. — 1893. — Часть 1; Памяти Афанасия Федоровича Бычкова. — Санкт-Петербург: Типография Лопухина, 1899. — 13 страниц — Извлечения из: Церковного вестника. — 1899. — № 14; Памяти историка Санкт-Петербургской Духовной Академии И.А.Чистовича: Некролог. — Санкт-Петербург, Ценз. 1893. — 11 страниц. — Извлечения из: Церковного вестника. — 1893. — № 45; Первобытное человечество, его история, культура и Древность: (По учению Откровения, Бытия 4 и 5 главы…); Религия в Америке. — Санкт-Петербург: Типография Добродеева, 1882. — VIII, 272 страницы; Речь, произнесенная пред публичной защитой представленной на соискание степени магистра диссертации под заглавием «Римский католицизм в Америке». — — Санкт-Петербург: Типография Департамента уделов, 1881. — 16 страниц. — Извлечение из: Церковного Вестника; Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки. — Санкт-Петербург: Типография Добродеева, 1881. — VI, 440 страниц; Руководство к Библейской истории Ветхого Завета. — Санкт-Петербург: Тузов, 1888. — VIII, 431 страница; Руководство к Библейской истории Нового Завета. — Санкт-Петербург: Тузов, 1889. — VII, 464 страниц; Свобода религиозной совести в Америке: (Очерк отношений Церкви и государства в историческом развитии и современном состоянии в Соединенных Штатах Северной Америки). — Москва: Университетская типография, Цензура1881. — 84 страницы; Святой Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни // Христиан, чтение. — 1897. — Часть 1. Семейные отношения по законам Моисея // Христианское чтение. 1878. № 9-10; Семидесятипятилетие духовно-академического журнала «Христианское чтение» (1821—1895). — Санкт-Петербург, 1896. — 30 с. — Извлечение из: Христианское чтение. — 1896; Сношения американской Епископальной Церкви с Православным Востоком по вопросу о соединении Церквей // Христианское чтение. — 1882. — Часть 2; 1883. — Часть 3; Современный Запад в религиозно-нравственном отношении: (Публичные лекции, читанные Великим постом 1885 и 1886 гг. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в пользу недостаточных студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии. — Санкт-Петербург: Тип. Елеонского. Ценз. 1885. — 79 страниц; Столетие Православной миссии в Северной Америке. 1794—1894 гг.: Исторический очерк её деятельности в память 100 летнего юбилея, 25 сент. 1894 г. — Санкт-Петербург: Типография Катанского 1894 (обложка 1885]. — 33 страницы. — Извлечение из: Христианское чтение. — 1894; Церковно-религиозная жизнь и богословская мысль в России по запискам Пальмера. — Санкт-Петербург: Тип. Елеонского, Цензура 1883. — 97 страниц — Издание: «Странник».
Толковая Библия Лопухина: Издание А.П.Лопухина и его преемников — в 11 томах с ями(1904—1913); 1-й том (1904) — Пятикнижие Моисеево. Под редакцией А.П.Лопухина; 2-й том (1905) — Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и Царств; 3-й том (1906) — Книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифь и Есфирь; 4-й том (1907) — Книги Иова, Псалтырь и Книга притчей Соломоновых; 5-й том (1908) — Книги Екклесиаста, Песни песней, Премудрости Соломона, Иисуса сына Сирахова и Пророка Исаии; 6-й том (1909) — Книги Прор. Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Прор. Иезекииля и Прор. Варуха; 7-й том (1910) — Книги Прор. Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, и Малахии; 7-й том А (1913) — Книги Маккавейския и Третья книга Ездры; 8-й том (1911) — Евангелие от Матфея; 9-й том (1912) — Евангелия от Марка, Луки и Иоанна; 10-й том (1913) — Деяния Святых Апостолов, Соборныя Послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Послание Апостола Павла к Римлянам; 11-й том (1913) — Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение святого Иоанна Богослова.
Литература: Лопухин, Александр Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Лопухин, Александр Павлович // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1908—1913; Лопухин, Александр Павлович // Новый Энциклопедический Словарь. — Столбцы 901—902; Томсинов В.А. Александр Павлович Лопухин (1852—1904) // Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах. — Москва, 2007. — Том 2. — Страницы 75—83. — 672 страницы. — (Русское юридическое наследие). — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-8078-0145-6.
1852
Адам Мюллер-Гуттенбрунн (немецкое имя — Müller-Guttenbrunn Adam)
австрийский писатель. Адам Мюллер-Гуттенбрунн родился в Гуттенбрунне. Писал драмы, например «Des Hauses Fourchambault Ende» (продолжение драмы Эм. Ожье, Бреславль, 1881), роман «Frau Dornröschen» (3 изд., Дрезден, 1892), сборник повестей «Gescheiterte Liebe» (Лейпциг, 1889), несколько сочинений полемического характера: «Wien war eine Theaterstadt» (4-е издание, 1885), «Das Wiener Theaterleben» (2-е издание, Лейпциг, 1890). Свои взгляды на театр Мюллер изложил в «Dramaturgische Gänge» (Дрезден, 1892); его этюды о выдающихся немецко-австрийских поэтах XIX в. появились под заглавием: «Im Jahrhundert Grillparzers» (Вена, 1893). Вместе с Павиковским Мюллер издал «Trost und Trutzbü chlein der Deutschen in Oesterreich», стихотворения (Лейпциг, 1889). Умер в Вене 5 января 1923 года.
Похоронен на Центральном кладбище в Вене
В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона ошибочно назван Мюллер-Гуттербрунн (немецкое имя — Müller-Gutterbrunn Adam).
Литература: Мюллер-Гуттербрунн, Адам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1852
Андрей Михайлович Павлинов
русский архитектор, археолог, реставратор, историк архитектуры, хранитель Оружейной палаты, академик Императорской Академии художеств. Родился в Иркутске, в семье чиновника. Окончил Императорское Московское техническое училище, а в 1879 году — Императорскую Академию художеств, со званием классного художника архитектуры II степени . Состоял городским архитектором Уфы (с 1878). Командирован Академией художеств по России для собирания материалов по древнерусскому искусству (1880–1881). Получил известность изучением памятников древнерусского зодчества. С 1882 года — член-корреспондент, с 1885 года — действительный член Московского археологического общества. За проект реставрации Спасо-Преображенского собора в Чернигове получил в 1883 году звание академика архитектуры. Руководил реставрацией в Коломенском кремле, выполнил проекты реставрации собора Мирожского монастыря в Пскове, Софийского собора в Полоцке, Успенского собора во Владимире, церквей и соборов Московского Кремля. С 1888 года служил хранителем, затем заведующим отделом Оружейной палаты. Автор первого профессионального курса истории русской архитектуры. Принимал участие в конкурсах на проект памятника Александру II в Кремле, здания Московской городской думы и других. Умер в Москве 13 ноября 1897 года; похоронен на Пятницком кладбище.
Труды: О древних церковных сооружениях (1886); Доисторическая пора искусства на почве России (1887); Древние храмы в Витебске и Польше и деревянные церкви в Витебской губернии. // Вестник изящных искусств. — Санкт-Петербург : 1887; Архитектура в России. Домонгольский период (1888); Реставрация древней крепости в городе Коломне (1889); Экспедиция на Кавказ 1888 года, «Материалы по археологии Кавказа», 1893, выпуск 3; История русской архитектуры (1894); Древние храмы Витебска и Полоцка // Труды IX археологического съезда в Вильне 1893 г.. — Москва: 1895. — Том 1; Деревянные церкви в Витебске. // Труды IX археологического съезда в Вильне 1893 г. — Москва: 1895. — Том 1.
Литература: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва : КРАБиК, 1998. — Страница 193. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Павлинов, Андрей Михайлович // Словарь русскихъ художниковъ. — Составитель Н.П.Собко. — Том II. — Выпуск 1. — Санкт-Петербург, 1899. — Столбцы 1—5; С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2 (Часть биографическая). — Страница 368. — 459 страниц.
1854
Луи Жан Виктор Анн Резаль (французское имя — Louis Jean Victor Anne Résal)
французский механик, инженер-мостостроитель и педагог, автор научных трудов. Родился в Безансоне. Старший сын Анри Эме Резаля (французское имя — Henry Aimé Résal) и Габриэль Ивонн Шарлотты Урсулы Берто (французское имя — Gabrielle Yvonne Charlotte Ursule Berthot). Высшее образование получил в Политехнической школе в Париже и затем в Школе дорог и мостов. С 1893 года был профессором теории постройки мостов в этом учреждении, с 1895 года — профессором прикладной механики там же. С 1878 года руководил дорогами в Луаре, с 1892 (или 1896) года — водными коммуникациями Парижа. Участвовал в большом количестве проектов строительства мостов и туннелей во Франции, Швейцарии, французских колониях. В 1906 году разработал первый в истории Франции регламент применения железобетона. В январе 1919 года за свои заслуги стал командором Ордена Почётного легиона. Был известен как теоретик и конструктор металлических мостов. Из построенных им мостов в техническом отношении выделялись Барбенский мост на канале Нант — Брест и мосты Мирабо и Александра III в Париже, также пешеходный мост Федерба в Сенегале. Умер в Париже 14 ноября 1919 года.
Печатные труды
Кроме многочисленных работ в «Annales des ponts et des chaussées», ему принадлежат следующие сочинения: «Etude sur la stabilité des ponts métalliques en arc» (Париж, 1882); «Ponts métalliques» (там же, 1885—89, 2 тома; 2-е издание — 1893); «Ponts en maçonnerie» (там же, 1887—1889, 2 тома); «Constructions métalliques. Elasticité et résistance des matériaux» (1892) — вместе с Е.Деграном.
1856
Доминик Максимьен Гардер (французское имя — Dominique Maximien Gardères)
французский конник, чемпион летних Олимпийских игр 1900. Родился в Биаррице. На Играх Гардер, вместе со своей лошадью Орес, участвовал только в соревнованиях по прыжкам в высоту, в котором, с результатом 1,85 м, он разделил первое место с итальянцем Джованни Джорджо Триссино, выиграв золотую медаль. Дальнейшая судьба неизвестна.

1854
Сергей Алексеевич Строльман
горный инженер, автор работ по оружейному производству. Родился в Екатеринбурге, в семье горного инженера Алексея Петровича Строльмана. По окончании в 1877 году Горного института в Санкт-Петербурге работал на каменноугольных и соляных копях Луганского горного округа. В 1884—1888 годах был смотрителем Златоустовской оружейной фабрики, механиком Златоустовского завода, где он внёс существенный вклад в механизацию рабочих процессов. В 1888—1891 годах — управитель Верхнетуринского завода, помощник горного начальника Гороблагодатских заводов, управитель Кушвинского завода. С 1891 года помощник горного начальника, а с 1897 года горный начальник Пермских пушечных заводов. Под его руководством было осуществлено техническое перевооружение производства: построены три мартеновские печи, электростанция, две литейные фабрики; введено фасонное литьё лафетов, освоена выплавка различных сортов никелевой и хромистой стали, начато производство новых орудийных систем; благодаря использованию нового оборудования объём производства удвоился. В 1901 году произведён в действительные статские советники, а в 1908 году вышел в отставку. С 1913 году лроживал в Петербурге, в 1917 году вернулся в Пермь, где сначала преподавал в университете, а затем в индустриальном техникуме (бывшее Алексеевское реальное училище, ныне Пермский авиационный техникум имени А.Д.Швецова). Умер в Перми в 1938 году. Похоронен в Перми.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1888); Орден Святого Станислава II степени (1893); Орден Святой Анны II степени (1897); Орден Святого Владимира III степени (1904); Орден Святого Станислава I степени (1906).
Семья Строльман
Семья: Жена — Елена Александровна.
Дети: дочь Ольга (1890—1960) — вышла замуж за офицера Владимира Оскаровича Каппеля, ставшего известным русским генералом, одним из руководителей Белого движения; сын Константин (1892—1938) — в 1937 году был обвинен в шпионаже и приговорен к расстрелу.
Память: 6 октября 2010 года на Егошихинском кладбище был открыт памятник Сергею Алексеевичу Строльману.
Литература: В.О.Вырыпаев, Р.Г.Гагкуев, Н.Л.Калиткина. Каппель и каппелевцы. — Москва: «Посев», 2007. — 778 страниц. — (Белые воины). — 1500 экземпляров — ISBN 978-5-85824-174-4; Военно-исторический журнал. — Выпуски 1—6; Записки пермского отделения императорского русского технического общества. Пермь, 1909. Выпуск3-4PDF
1856
Михаил Иванович Зубрицкий (украинское имя — Михайло Іванович Зубрицький)
украинский галицкий этнограф, фольклорист, педагог, историк, публицист. Действительный член Научного общества имени Шевченко (1904). Родился в селе Кондратов (теперь Турковского района Львовской области Украины). Михаил Зубрицкий был десятым ребенком в семьем мелкого шляхтича Ивана Зубрицкого герба Помян и его жены Анастасии (из дома Нановской герба Сас). В 1870 году поступил в Дрогобычскую гимназию. С 1876 по 1877 год служил в австрийской армии. Демобилизовавшись, продолжил учебу в гимназии, после окончания которой в 1879 поступил в греко-католическую духовную семинарию в Перемышле. Рукоположен в священники. С 1883 по 1914 год служил греко-католическим священником в селе Мшанец. В 1914 году переехал в село Береги Долишни (ныне Польша). Со школьных лет поддерживал дружеские отношения с Иваном Франко, и уже будучи священником активно сотрудничал с ним, а также В. Гнатюком. За деятельность по сохранению и развитию языка, литературы и культурных особенностей украинского народа неоднократно подвергался арестам властями. В 1914—1916 годах отбывал ссылку в Словении. С 1918 года М.И.Зубрицкий — активный участник органов самоуправления Западноукраинской народной республики. Был сотрудником историко-философской секции Научного общества имени Шевченко, одним из организаторов общества «Просвита» (рус. «Просвещения») и кооперативных организаций на Бойковщине. Занимался педагогической деятельностью. Активный защитник национально—культурных прав украинцев Закарпатья. Им опубликованы около 325 статей в газетах «Дело», «Заря», «Записках Научного общества имени Шевченко». Является автором исследований по этнографии, фольклору, истории края. Умер в селе Береги Долишни (теперь Бещадского повята Подкарпатского воеводства Польши) 8 апреля 1919 года.
Избранные труды: Село Кондратов (Турковского повита) (1895); Народный календарь (1900); Село Мшанец Старосамборского повита" (1907); О свадьбе у наших эмигрантов в Америке (1913) и др. Собирал и часто публиковал украинские народные песни, рассказы, легенды, поговорки, пословицы и тому подобное. Лучшие образцы его записей напечатаны в изданиях серии «Украинская народное творчество».
Литература: Дем’ян Г., Канцедал Л. Михайло Зубрицький і його словенський щоденник. В книге: Питання текстології: Дожовтнева та радянська література. К., 1989; Данилюк А., Дем’ян Г. Зубрицький Михайло Іванович. «Пам’ятки України», 1992, № 2-3; Дем’ян Г. Маловідомі сторінки життя і наукової праці Михайла Зубрицького. «ЗНТШ» 1992

1856
Эдуард Шютт (немецкое имя — Eduard Schütt)
австрийский композитор российского происхождения. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Санкт-Петербурге у Фёдора Штейна (фортепиано) и Юлия Иогансена, в 1876—1878 годах занимался в Лейпцигской консерватории у Карла Райнеке, Саломона Ядассона и Эрнста Фридриха Рихтера, с 1879 года в Вене у Теодора Лешетицкого. В 1881—1887 годах — главный дирижёр Венского академического вагнеровского общества. С 1892 года жил на собственной вилле близ Мерано, посвятив себя преимущественно композиции. В творчестве Шютта преобладали фортепианные пьесы лёгкого салонного характера, в том числе фортепианные вариации и обработки знаменитых вальсов Иоганна Штрауса: «Голоса весны», «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае» и т. п. Он написал также оперу «Сеньор Формика» (итальянское название — Signor Formica; 1892, по одноимённой новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана), фортепианный концерт, три сюиты для скрипки и фортепиано и др. Умер в Мерано 26 июля 1933 года.
Литература: Соловьёв Н.Ф.,. Шютт, Эдуард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1858
Августа Виктория Фредерика Луиза Феодора Дженни (немецкое имя — Auguste Viktoria Friederike Luise Feodora Jenny)
принцесса из рода Августенбургов, в браке — германская императрица и королева Пруссии. Дочь Фридриха, титулярного герцога Шлезвиг-Гольштейнского, чьи притязания на Шлезвиг-Гольштейн послужили поводом к войне за Шлезвиг в 1864 году. Любила искусство и сочиняла музыкальные пьесы для кларнета. Мечтой её жизни было посетить Лувр в Париже: по политическим причинам ей так и не удалось. В 1881 году вышла замуж за принца Вильгельма Прусского, впоследствии императора Вильгельма II. Сам он признавался, что увидел Августу первый раз во время охоты в поместье ее отца. Влюбившись «в розу», как он называл свою будущую жену, Вильгельм писал матери: «Моя возлюбленная, быть может не самая прелестная женщина на свете, но у нее положительно самые лучшие в мире руки». В глазах Вильгельма Августа была идеалом женщины и он не раз высказывался, что всем германским женщинам следует идти по стопам императрицы и посвятить всю свою жизнь церкви, детям и кухне. Она умела шить, вязать и готовить, печь хлеб и варить пиво. После отречения мужа в 1918 году переехала с ним в Нидерланды, где и умерла 11 апреля 1921 года. Могила Августы Виктории находится в усыпальнице Гогенцоллернов в Античном храме в парке Сан-Суси в Потсдаме.
Награды: Орден Чёрного орла; Большой крест ордена Красного орла; Орден Луизы; Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Бранденбургский бальяж); Орден Святой Елизаветы; Орден Терезы; Орден СидонииДамы ордена Марии Анны; Орден Звёздного креста; Королевский ордена Виктории и Альберта; Орден Королевы Марии Луизы; Большой крест ордена Святой Екатерины.
Дети: В браке с Вильгельмом II у Августы Виктории родилось семеро детей, шесть сыновей и одна дочь: Вильгельм (1882—1951), кронпринц Пруссии; Эйтель Фридрих (1883—1942); Адальберт (1884—1948); Август Вильгельм (1887—1949); Оскар (1888—1958); Иоахим (1890—1920); Виктория Луиза (1892—1980), в 1913 году вышла замуж за Эрнста Августа, герцога Брауншвейгского.
Литература: Evers, «Auguste Viktoria» (3-е издание, 1897); Августа Виктория // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1859
Людвиг Фердинанд Баварский (немецкое имя — Ludwig Ferdinand Maria Karl Heinrich Adalbert Franz Philipp Andreas Konstantin von Bayern)
принц Баварский из династии Виттельсбахов, генерал от кавалерии. Родился в Мадриде. После брака с испанской инфантой Марией де ла Пас, дочерью королевы Изабеллы II, получил титул инфанта Испании. Людвиг Фердинанд — сын принца Адальберта Баварского и испанской инфанты Амелии Филиппины. По отцу внук короля Баварии Людвига I и Терезы Саксен-Гильдбургаузенской, по матери — инфанта Франсико Испанского и принцессы Луизы Карлоты Бурбон-Сицилийской. Дядями Людвига по отцовской были Максимилиан II, король Баварии, Оттон, король Греции принц-регент Луитпольд, по материнской король-консорт Испании Франсиско, супруг королевы Изабеллы II.

Людвин Фердинанд вместе с будущей супругой инфантой Марией де ла Пас
Весной 1880 года начали ходить слухи о возможном браке принца Людвига Фердинанда Баварского и испанской инфанты Марии де ла Пас, дочери королевы Изабеллы II и двоюродной сестры Людвига. Король Альфонсо XII, который учился вместе с Людвигом Фердинандом, пригласил его в Мадрид для встречи с Марией. 5 июля 1880 года Мария записала в своём дневнике: «Тётя Амелия в Париже вместе со своими сыновьями Людвигом, Альфонсо и дочерью Изабеллой. Людвиг хочет встретиться со мной, потому что ему понравился мой портрет. Мой брат пригласил их в Мадрид погостить, братья приедут осенью. Я много слышала о Людвиге, говорят, что он вежливый и серьёзный. Он, наверное, думает, что я также хороша в жизни как и на портрете. Я оставляю всё в руках Бога... »
Когда осенью они наконец встретились, инфанта наотрез отказалась выходить за него замуж, заявив о его непривлекательности. Она отвергла его предложение, но он стал настаивать. После двух лет, не имея других вариантов замужества, Мария наконец согласилась выйти замуж. В январе 1883 года Людвиг вторично приехал в Мадрид просить руки инфанты. Свадьба состоялась в часовне Королевского дворца в Мадриде 2 апреля 1883 года. Мария сохранила свой титул испанской инфанты с правом наследования короны, а также получила 150 000 песет. На пути в Мюнхен супруги посетили отца Марии в Париже. В Баварии молодые поселились во дворце Нимфенбург, находившемся за пределами Мюнхена. Людвиг был хорошим другом и двоюродным братом короля Людвига II. При его дворе он отвечал за финансовые дела королевства. Но их дружба была не долгой. Король Людвиг умер при загадочных обстоятельствах в 1886 году. Его тело было найдено в Штарнбергском озере. Обстоятельства смерти до сих пор остаются неясными. После его смерти королём стал единственный брат Людвига, король Отто, который был признан невменяемым. Дядя Отто, принц Луитпольд Баварский стал принцем-регентом при своём племяннике вплоть до собственной смерти в 1912 году. Людвиг Фердинанд был большим любителем музыки и сам играл на скрипке в Мюнхенском королевском оркестре. Кроме того, он сделал хорошую военную карьеру, увлекался медициной, изучая её в университете в Мюнхене. Пара избегала придворной жизни и жила уединённо вместе с тремя детьми во дворце Нимфенбург.
В браке родилось трое детей: Фердинанд Баварский, инфант испанский (1884—1958) женат на Марии Терезе Испанской, дочери Альфонсо XII; Адальберт Баварский, инфант испанский (1886—1970) женат на графине Августе Сефрид, дипломат и историк; Пилар Баварская, инфанта испанская (1891—1987). Все они унаследовали любовь родителей к музыке и изобразительному искусству. Старший сын Фердинанд женился на дочери короля Альфонсо XII Марии Терезе и прожил всю жизнь в Испании. Принц Адальберт был писателем и историком, принцесса Пилар стала художником и написала книгу о правлении короля Альфонсо XIII. После того, как старший сын поселился в Испании, Мария часто навещала его и свою родню. Скончался принц Людвиг Фердинанд 23 ноября 1949 года, пережив свою супругу на три года. Похоронен в церкви Святого Михаила в Мюнхене.
[546x700]
1859
Карл Мук (немецкое имя — Karl Muck)
крупный немецкий дирижёр. Родился в Дармштадте. Изучал музыку в Вюрцбургской консерватории и классическую филологию в Гейдельбергском университете. С 1877 продолжил занятия в Лейпцигской консерватории. В 1880 г. стал доктором филологии и в том же году дебютировал как пианист в Лейпциге. В 1880—1881 гг. Карл Мук был капельмейстером в Цюрихе. В 1882 г. работал в Зальцбурге, в 1883—1884 — в Брно, в 1884—1886 г. — в Граце. В 1886 г. стал первым капельмейстером Немецкого театра в Праге. В 1892 г. стал первым капельмейстером в Королевской придворной опере в Берлине (впоследствии — Берлинская государственная опера). Мук много гастролировал. В 1912—1918 гг. он был музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра; на этом посту он оказался в центре скандала, связанного с ложными обвинениями в отказе исполнить государственный гимн США в условиях Первой мировой войны, — несмотря на то, что в итоге оркестр благополучно исполнил гимн в специальной аранжировке концертмейстера Антона Витека, репутация Мука заметно пострадала, и в 1918 г. он был интернирован как немец, вопреки швейцарскому гражданству. Впоследствии Мук руководил Гамбургским филармоническим оркестром. В период 1901—1930 гг. Карл Мук, выдающийся знаток музыки Вагнера, регулярно появлялся на Байройтском фестивале, заложив высокий стандарт вагнеровского исполнительства (особенно это касается его «Парсифаля», сохранились фрагментарные записи 1927—1928 гг.). В 1926 г. он стал почётным гражданином Байройта. Мук был известен своей требовательностью и верностью партитуре. Умер в Штутгарте 3 марта 1940 года.
1860
Амвросий (в миру — Александр Николаевич Казанский)
епископ Русской православной церкви, епископ Мелекесский, викарий Ульяновской епархии. Родился в селе Шпилево Княгининского уезда Нижегородской губернии, в семье священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. 24 декабря 1882 года рукоположен во иерея для церкви села Низовки Васильевского уезда Нижегородской губернии. Был законоучителем в Низовской церковно-приходской школе. 5 октября 1895 года принят в число братии Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, где 12 ноября того же года пострижен в монашество с именем Амвросий. 24 марта 1906 года возведен в сан архимандрита. С 1909 года архимандрит Амвросий исполнял должность библиотекаря, с 1911 года — архивариуса. 18 апреля 1912 года назначен настоятелем ростовского Троице-Варницкого монастыря Ярославской губернии. 6 июня 1913 года перемещён на должность настоятеля (или строителя) Угличского Николо-Улейминского монастыря. Затем перемещён в Московскую епархию, где среди прочих обязанностей исполнял обязанности благочинного Коломенского уезда, затем заведующего страховым делом по всем уездным монастырям Московской епархии. 2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. 4 февраля 1920 года назначен епископом Любимским, викарием Ярославской епархии. 16 декабря 1921 года переведен на новооткрытую Воткинскую викарную кафедру Сарапульской епархии. Вступил в управление викариатством 27 марта 1922 года. С января 1923 года по 17 февраля 1924 года временно управлял Ижевской епархией. В связи с арестом епископа Оханского Никона (Соловьёва), к нему обратились многие приходы Пермской епархии, оставшиеся без руководства епископа, с просьбой принять их в своё подчинение. В рапорте от 15 декабря 1923 года просил Патриарха Тихона «поскорее разрешить вопрос ввиду опасного стремления обновленческого духовенства Пермской епархии использовать отсутствие епископа в своих целях». Резолюцией Патриарха Тихона и временного Священного Синода от 4 января 1924 года епископу Амвросию поручалсь «временная забота о приходах Оханского, Осинского и других уездов Пермской епархии». 8 июля 1924 года был перемещён на Сергачское викариатство Нижегородской епархии. Не позднее марта 1925 года назначен епископом Сызранским, викарием Ульяновской епархии. 12 апреля 1925 года был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митрополиту Петру (Полянскому). Сызранское духовенство встретило нового архипастыря неприветливо, в адрес Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) 9 июля 1925 года был направлен доклад президиума церковного совета Ильинской церкви города Сызрани, в котором отмечалось:
«Паства верила и надеялась на возвращение своего любимого епископа Серафима и с нетерпением ждала этого благоприятного для возвращения момента. Между тем вопреки ожиданиям по причинам, для верующей паствы совершенно не понятным, в Сызрань вместо епископа Серафима прибыл епископ Амвросий. С недоверием встреченный, епископ Амвросий это недоверие укрепил своею как бы намеренно подчеркиваемой близостью с лицами, искренность перехода коих из раскола была и есть под большим и вполне основательным сомнением. Дальнейшее поведение преосвященного Амвросия, его ярко выраженная податливость к обновленчеству, ничем не оправдываемое и никакой нуждой не вызываемое изменение и сокращение формулы поминовения за богослужениями имени Святейшего, совершенно не допустимое <…> послабление в приёме в каноническое общение с православной Церковью — без покаяния публичного и без рассуждения степени виновности — не просто рядовых раскольничествующих священников, но даже и активистов, занимавших ответственно руководящие должности, умаление епископского авторитета слабоволием, непостоянством и трусостью, общая бездеятельность и неумение оздоровить приходскую жизнь пресечением ненормальных и совершенно не допустимых властвований над пастырем не общины в ее целом, а кучки самозванцев раздорщиков, оскорбляющих дерзостью и угрозами самого епископа, старческая слабость и вытекающая отсюда болезненность, — всё это оттолкнуло от него паству, искренне преданную православию. <…> епископ Амвросий — далеко не соответствует условиям опасного для православной Сызранской Церкви момента и что Церковь под его неопытным и старчески бездеятельным водительством не растёт, а малится.»

Епископ Воткинский Амвросий (Казанский) Фото 1927 года. Прислано в Воткинск по почте из другого города. На обратной стороне дарственная надпись Евдокии Ивановне Запрудиной и собственноручная подпись « б.еп.Воткинский Амвросий 22 ХII 1927 г.»
В своей резолюции от 21 июля 1925 года митрополит Петр (Полянский) отвечал:
« Призываю сызранское духовенство находиться в мире со своим архипастырем. Возникшие недоразумения должны быть разрешены в духе взаимной любви. В противном случае г. Сызрань будет лишен возможности иметь своего отдельного епископа. Преосвященного Амвросия братски прошу уладить возникшие недоразумения и впредь воздерживаться от всего, что волнует паству»
В обновленческом «Вестнике Священного Синода» за 1926 год имеется указание, что он жил в Сызрани, Сызранский обновленческий епископ Павел (Краснорецкий) во время подготовки к обновленческому собору 1925 года пытался лично войти в сношение с епископом Амвросием, приглашал его во имя церковного мира и любви принять участие в предсоборной работе. Епископ Амвросий на это сначала ответил, что цель хороша и обещал через две недели дать письменный ответ. Однако, вместо ответа он возвратил обратно все полученные им воззвания и программу собора и явно не пожелал никакого сближения с обновленцами. Ушёл на покой не позднее 7 марта 1926 года, когда во епископа Сызранского был хиротонисан Авраамий (Чурилин). В 1929 году назначен на Мелекесское викариатство Ульяновской епархии. В 1932 году почислен на покой. Скончался 28 апреля 1933 года.
Разночтения в биографии
Митрополит Мануил (Лемешевский) путает биографию епископа Амвросия (Казанского) с епископом Амвросием (Гудко), приписывая первому биографические данные второго: «Родился в Холмской губернии, окончил Холмскую духовную семинарию. Высшее образование получил в Санкт-Петербургской Духовной Академии. <…> По окончании академии в 1893 году занимал целый ряд преподавательских должностей. В 1902 году был ректором Волынской духовной семинарии». Послужной список епископа Амвросия (Казанского) (неполный, до 1924 года) впервые был опубликован священником Александром Малых в 2009 году.