• Авторизация


22 октября родились... 22-10-2025 03:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Бахметев_Николай_Иванович (539x700, 200Kb)
1807
Николай Иванович Бахметев (иногда Бахметьев)
русский композитор и скрипач; гофмейстер, действительный статский советник. Родился в Пензе. Из известного дворянского рода Бахметевых: отец — Иван Николаевич Бахметев (около 1765—1830), коллежский советник, помещик Саратовской губернии; мать — Александра Сергеевна Бахметева (урождённая Мачеварианова). В семье было ещё 5 дочерей: Александра (ок. 1802 — ?); Мария (около 1805 — ?), в замужестве — Наумова; Анна (около 1806—1841), в замужестве — Бутягина; Евдокия (около 1810—1893), в замужестве — Бекетова; Екатерина (около 1813 — ?), в замужестве — фон Гардер. Довольно рано обнаружил музыкальные способности: на 12-м году, когда он был отдан в Москве в пансион Вейденгаммера, где впоследствии воспитывался Иван Сергеевич Тургенев, Николай уже хорошо играл на скрипке, исполняя отчетливо и чисто сочинения Роде, Виотти и др. Его учителем на скрипке был известный скрипач Бём, а теории — Швейнке и Шрейнур. С 1823 года, в Саратове, с ним на дому занимался будущий директор Саратовской гимназии (в 1825—1831 и 1834—1837 гг.) Яков Александрович Миллер (с ним и с его товарищами, братьями Загоскиными, занимались также и другие профессора и учителя гимназии). Николай Бахметев был с детства записан в Пажеский корпус, во внимание к отличной службе его родственника Андрея Аркадьевича Бахметева; в декабре 1825 года выдержал в Пажеском корпусе экзамен и 26 июня 1826 года был произведён в корнеты Павлоградского гусарского полка, с которым принимал участие в кампании 1827 года, состоя в армейском гусарском полку. В 1829 году состоял при посольстве князя А.Ф.Орлова в Константинополе, когда был заключён Адрианопольский мирный договор. В течение двух лет (до 1 февраля 1832 года) был адъютантом командира 1-й бригады гвардейской Кирасирской дивизии, генерала-адъютанта графа Орлова; затем, некоторое время, адъютантом Ф.П Оффенберга. С 1833 года Николай Иванович Бахметев служил в лейб-гвардии, в элитном Конном полку, квартировавшем тогда в Стрельне; в том же году был награждён, в числе прочих офицеров, орденом Белого Орла. В 1838 году, продолжая службу в том же полку и ведя вполне беспечную, свойственную офицерам гвардии того времени, жизнь, Бахметев из любопытства посетил концерт норвежского скрипача-виртуоза Оле Булля, игравшего на скрипке собственного изобретения, — и был буквально потрясён. Позже Бахметев писал: «Новизна стиля, качество звука, мощность, разнообразие смычков, между тем, легкость, с которою он все исполнял, — меня все это так поразило, что все вместе взятое вполне завладело мною, и я остался навеки его поклонником, и впоследствии так был одушевлен, что все мои после того сочинения носили отпечаток его стиля, исключая только то, что я не усвоил себе ни его грифа, ни подставки, ни смычка...»
Bahmetevмолодой (654x700, 234Kb)
Николай Иванович Бахметев, молодые годы
Первая пьеса, которую он, находясь под впечатлением от игры Булля, вскоре написал, была фантазия для скрипки на мотив из оперы Беллини «Норма»; Бахметев сыграл эту пьесу на вечере у жены флигель-адъютанта П.К.Александрова — Анны Александровны; среди гостей на этом вечере были и «несравненная» оперная певица Генриетта Зонтаг, и «царь виолончелистов» Франсуа Серве и Великий князь Михаил Павлович. — Бесспорный успех Бахметева на этом вечере послужил ему сильным толчком к дальнейшему сочинительству и авторскому исполнению. В 1839—1841 годах он много играл в публичных концертах, иногда в один вечер в 2 залах; аккомпанировали ему Фольвейлер, Герне, Шрейцерн, Легран. На концертах присутствовали члены Императорской фамилии. Летом 1841 года он встретился с Елизаветой Николаевной Муравьёвой, дочерью Н.Н.Муравьёва, которая в следующем году (24 июня 1842 года) стала его женой. Выйдя в отставку с чином полковника, он переехал в своё саратовское имение, где создал из крепостных хор и оркестр. Шесть лет, с осени 1848 года, состоял саратовским губернским предводителем дворянства. В имении давались оперы и концерты; в последних была, между прочим, исполнена 9-я симфония Бетховена — факт весьма любопытный для тогдашнего времени. В 1861 году Н.И.Бахметев был назначен на место А.Ф.Львова директором Императорской певческой капеллы. При вступлении в должность, «во уважение к прежней службе губернским предводителем», он был награждён чином статского советника, — миновав полагавшийся по закону чин надворного советника. В должности директора капеллы произошло у Бахметева анекдотическое недоразумение с П.И.Чайковским. Воспользовавшись правом цензуры, дарованным ещё императрицей Екатериной II лично Д.С.Бортнянскому, Бахметев запретил исполнять на богослужении новую литургию Чайковского, только что изданную. Запрет этот отменили через суд. В 1864 году Н.И.Бахметев был произведён в действительные статские советники, в 1866 году пожалован званием камергера, через два года удостоен ордена Святого Станислава I степени. В 1872 году директор капеллы Н.И.Бахметев был пожалован чином гофмейстера Высочайшего двора, а в 1874 году получил орден Святой Анны I степени. В том же году награждён мекленбургским орденом Вендской короны со звездой (по случаю бракосочетания Великой Княгини Марии Павловны с Великим Князем Владимиром Александровичем). В 1879 году он получил орден Святого Владимира II степени . На композиторском поприще обнаружил большую плодовитость. Он написал 52 церковных сочинения, 47 светских (русские и французские романсы), квартет для струнных инструментов (D-dur), одну симфонию (G-moll), 13 сочинений для скрипки и 4 для фортепиано, всего до 120 сочинений. Из его романсов особенной популярностью пользовались в 1840-е и 1860-е годы: «Борода ль моя, бородушка», «Ты душа ль моя» и «Песнь ямщика». Из духовных произведений Бахметева более выделяются его эффектные «Херувимские», хоровое исполнение которых представляет немалые трудности. В 1883 году покинул пост директора Императорской певческой капеллы. В 1887 году Николай Иванович составил подобие мемуаров, озаглавленных «Записки и дневник Н.И.Бахметева»; рукопись этих «Записок» сохранилась в архивах и в 2003 году, после научной обработки, была впервые опубликована. Воспоминания композитора охватывают период с 1820-х до 1880-х годов и полны интересных подробностей о военной службе и светской жизни автора. Умер в Санкт-Петербурге 12 сентября 1891 года. Жена — Елизавета Николаевна Муравьёва (1824—1868) Дети: Иван (24 марта 1843— 1844); Александра (1845—1845); Мария (1849—1896), была в 1877 году пожалована во фрейлины к Императрице Марии Александровне; вышла замуж за Владимира Васильевича Оржевского; Николай (1852—?). Литература: Бахметев Николай Иванович // Список гражданским чинам IV-го класса. Исправлен по 1-е ноября 1864 г.. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1864. — Страница 916; Бахметев Николай Иванович // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е февраля 1890 года. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1890. — Страница 171; Бахметев, Николай Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1891. — Том III. — Страница 211; Бахметев, Николай Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1905. — Том дополнительный I. — Страница 227; Бахметев, Николай Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург, 1900. — Том 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — Страницы 603-604.

August Carl Joseph Corda9 (585x700, 205Kb)
1809
Август Карл Йозеф Корда (немецкое имя — August Karl Joseph Corda или August Joseph Corda)
немецко-чешский ботаник, миколог, палеонтолог и естествоиспытатель. Август Карл Йозеф Корда родился в городе Либерец 22 октября 1809 года. Он был одним из первых ботаников, занимавшихся исследованиями ископаемых растений. Корда с большой точностью исследовал ископаемые растения в отношении их анатомической структуры. Август Карл Йозеф Корда погиб в Атлантическом океане по возвращении из экспедиции на корабле «Виктория» в сентябре 1849 года. Август Карл Йозеф Корда специализировался на окаменелостях, на папоротниковидных, Мохообразных, водорослях, семенных растениях и на микологии. Научные работы: Icones fungorum hucusque cognitorum (Prag 1837—1854, 6 Bde.); Prachtflora europäischer Schimmelbildungen (Leipzig 1839; franz., das. 1840); Beiträge zur Flora der Vorwelt (Prag 1845); Anleitung zum Studium der Mykologie (Prag 1842).

Abraham Peter Cronholm (522x700, 228Kb)
1809
Абрахам Петер Кронхольм (шведское имя — Abraham Peter Cronholm)
шведский историк. Родился в Ландскруне. Окончил Лундский университет, с 1834 года преподавал в нём, с 1849 г. профессор. Специалист по истории Скандинавии. Его главный труд — «История Швеции в царствование Густава II Адольфа» (шведское название — Sveriges historia under Gustaf II Adolf regering; в шести выпусках, 1857—1872). Продолжение этого труда — история Тридцатилетней войны от смерти Густава-Адольфа до Вестфальского мира — осталось неоконченным. Член Шведской королевской академии словесности. Умер в Стокгольме 27 мая 1879 года. Его брат, Бернхард Август Кронхольм (1813—1871), был заметным журналистом и публицистом.

[579x700]
1809
Федерико Риччи (итальянское имя — Federico Ricci)
итальянский композитор. Родился Неаполе. Младший брат композитора Луиджи Риччи. Музыкальное образование получил, как и его брат Луиджи, в Неаполе. Первые оперы были написаны Риччи в середине 1830-хх годов. Большой успех пришëл к нему в 1838 после сочинения оперы «Эдинбургский узник» (итальянское название – «La prigione di Edimburgo» (1838) (по роману Вальтера Скотта), одна из лучших его оперных работ. Затем в течение нескольких лет, занимался оперной музыкой. Следующей успешной работой стала опера «Corrado d’Altamura». Ряд произведений был написан им совместно с братом композитором Луиджи Риччи. Вершиной их совместного творчества считается комедия «Криспино и кума» (итальянское название — Crispino e la comare, ossia Il medico e la morte) (1850). После еë успеха композитор посвятил себя полностью сочинению музыкальных комедий. После очередных, благосклонно принятых публикой произведений, последовал крупный провал в Вене, после чего Федерико Риччи принял предложения заняться преподавательской работой в Санкт-Петербурге. В 1853—1869 гг. жил в Санкт-Петербурге, где был инспектором классов пения при театральном училище. Воспитал несколько талантливых учеников, среди них оперный певец П.Дюжиков. Работал в России в течение 16 лет, при этом оставив композиторскую деятельность. В 1869 году переехал в Париж, занимался сочинением комедий и, в основном, переработкой своих собственных ранних работ и произвелений, написанных совместно с братом. Имел некоторый успех. Умер в Конельяно 10 декабря 1877 года. Его сын Луиджи, известный по именем Луиджино Риччи (1852—1906) также был композитором. Автор 20 опер, из них несколько совместно с братом, в том числе наиболее популярная «Криспино и кума» (1850). Оперы: Il colonello (или La donna colonello) (совместно с братом Луиджи Риччи) (1835); Monsieur de Chalumeaux (1835); Il disertore per amore (совместно с братом Луиджи Риччи) (1836); La prigione di Edimburgo (1838); Un duello sotto Richelieu (1839); Luigi Rolla e Michelangelo (1841); Corrado d’Altamura (1841); Vallombra (1842); Isabella de’Medici (1845); Estella di Murcia (1846); L’amante di richiamo (совместно с братом Луиджи Риччи) (1846); Griselda (1847); Crispino e la comare, ossia Il medico e la morte (совместно с братом Луиджи Риччи) (1850, переработана в 1869); I due ritratti (1850); Il marito e l’amante (1852, переработана в 1872); Il paniere d 'amore (1853); Une folie à Rome (Paris, 1869); La vergine di Kermo (в соавторстве, 1870); Le docteur Rose, ou La dogaresse (1872); Don Quichotte (1876).

Ivanov_Nikolay_Kuzmich (630x700, 310Kb)
1810
Николай Кузьмич Иванов (настоящая фамилия - Карбаченский; Корбаченский; сценический псевдоними в Италии — Nicola Ivanoff)
артист оперы (тенор), концертный певец. Родился в селе Воронеж Черниговской губернии, ныне посёлок городского типа Шосткинского района Сумской области (в некоторых источниках родился в Полтавской губернии), в семье крепостного. Пению обучался в Глуховской певческой школе, в 1820 был определен в Санкт-Петербургскую Придворную певческую капеллу (под руководством Д.Бортнянского, позднее Ф.Львова). С 1827 брал уроки пения у М.Глинки, участвовал в музыкальных вечерах. "Бывая у Дельвига, Иванов певал „Соловья“ Дельвига (романс А.Алябьева. — А.П.) и своим мягким симпатичным голосом придавал этому романсу ту прелесть и значение, которых желал поэт" (А.Керн). В 1830 по ходатайству Ф.Львова вместе с Глинкой уехал совершенствоваться в вокальном искусстве в Италию. В Милане брал уроки пения у Элиодоро Бианки, уроки мимики — у танцовщика Кватрини; с ноября 1831 занимался вокалом в Неаполе у А.Ноццари (в некоторых источниках в 1830—1832) и Ж.Фодор-Менвьель, с 1833 — у Г.Панофки. В 1832 дебютировал в концерте, спев сольную партию в кантате "Верный Именей" Д.Пачини, 6 июля того же года с большим успехом выступил в партии Лорда Ричарда Перси ("Анна Болейн" Г.Доницетти) на сцене театра "Сан-Карло"/"San Carlo" в Неаполе. В этой же партии дебютировал в Лондоне (1833). Талант певца высоко оценили Джованни Баттиста Рубини/Giovanni Battista Rubini и Г.Доницетти (позднее был с ним в тесной дружбе). В Россию не вернулся (получил швейцарское подданство). В 1833—1837 с большим успехом выступал в парижской Итальянской опере (дебютировал в партии Джанетто — "Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности" Дж.Россини). В 1834, 1835 и 1837 гастролировал в Лондоне, с 1839 пел на оперных сценах Италии: в Болонье (театр "Коммунале"; дебютировал в партии Сэра Эдгара Равенсвуда — "Лючия ди Ламмермур" Г.Доницетти), Генуе (театр "Карло Феличе", 1841—1842), Палермо (театр "Реал", 1843; здесь же в театре "Каролино" в 1852 состоялось последнее выступление певца), Милане (театр "Ла Скала", сезон 1843/1844), Риме (1845—1848 в различных оперных театрах), Флоренции, Неаполе, Лукке, Турине и других городах. В 1844 гастролировал в Вене, где пел в операх "Мария ди Роган" и "Роберт Д’Эвере, или Граф Эссекс" Г.Доницетти.). Обладал высоким грудным голосом красивого и нежного тембра, виртуозной вокальной техникой, однако его сценической игре недоставало актерского мастерства. Критики сравнивали певца с Джованни Баттиста Рубини/Giovanni Battista Rubini. На протяжении 1830—1840-х гг. считался одним из лучших мастеров итальянского бельканто того времени. Искусство певца высоко ценили В.Беллини (Иванов пел на панихиде композитора в 1835 в Париже), Г.Берлиоз, Г.Доницетти (специально для певца написал оперу "Любовный напиток"), Дж.Россини (композитор был в дружеских отношениях с певцом), Дж.Верди (специально для певца написавший вставные арии в операх "Эрнани" и "Атилла"). После 1850 он больше не выступал и жил в Болонье, где и умер 19 июля 1880 года. 1-й исполнитель партий: Пиетро ("Марино Фальеро"/"Marino Faliero" Г.Доницетти, 12 марта 1835, Париж, Итальянская опера), Риккардо ("Мария Тюдор" Д.Пачини, 1843, Палермо, театр "Реал"), ? ("L’Ebrea" Д.Пачини, 27 февраля 1844, миланский театр "Ла Скала"); в Лондоне — Фернандо ("Марино Фальеро" Г.Доницетти, 14 мая 1835, театр "Ковент-Гарден"). Лучшие партии: в операх Дж.Россини — "Отелло" (Родриго), "Вильгельм Телль" (Арнольд), "Сорока-воровка" (Джанетто), Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж.Россини); Г.Доницетти — "Лукреция Борджиа" (Дженнаро), "Марино Фальеро" (Фернандо), "Лючия ди Ламмермур" (Эдгар); В.Беллини — "Пуритане" (Артур); Дж.Верди — "Атилла" (Форесто), "Разбойники" (Карл) и "Ломбардцы в первом крестовом походе" (Арвино). Партнёры: М.Альбони, Джулиа Гризи, Луиджи Лаблаш, Джованни Баттиста Рубини/Giovanni Battista Rubini, Э.Тамберлик, Антонио Тамбурини/Antonio Tamburini. Выступал в концертах. 19 марта 1841 исполнил в Болонье сольную партию в "Stabat Mater" Дж.Россини. Славился исполнении русских песен и романсов, в особенности М.Глинки, в частных салонах часто исполнял украинские народные песни. В 1834 выступал в рамках Фестиваля в Вестминстерском Аббатстве (Лондон). После 1852 жил под Флоренцией, с 1868 (после смерти Дж.Россини) — в Болонье. Литература: Русский певец на Парижской сцене // Молва. 1833. 14 октября. № 123; Голос певца Н.К.Иванова // Северная пчела. 1838. 3 июня. № 123; Смоленский Ст. О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию // РМГ. 1903. № 47; также отдельный оттиск. — Санкт-Петербург, 1904; Глинка М.И. Записки // М.И.Глинка: Литературное наследие. Том 1: Автобиографические и творческие материалы. — Москва; Ленинград, 1952; Глинка в воспоминаниях современников.— Москва, 1955. Страница 418; Багадуров В. Без родины // В мире музыки. 1985: Ежегодник. — Москва, 1984. Стрпаницы 98—99; Мительман Е. Русский тенор Иванов // Музыкальная жизнь. 1985. № 12. Страницы 18—19; Мительман Е. Забуте ім’я // Музика (Київ). 1985. № 6. Страницы 28—29; Варварцев М. "Абсолютний перший тенор" доби бельканто // Культура і життя (Київ). 1988. 26 червня (июня).

Liszt-kaulbach (565x700, 280Kb)
1811
Ференц Лист (венгерское имя — Liszt Ferencz; немецкое имя — Franz Liszt)
композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко. Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Родена) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность. Вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин и Зилоти. Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии. Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвященных актуальным и глобальным вопросам. Родился в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название – Райдинг), комитат (область) Шопрон.Отец Франца Листа, Адам Лист (1776—1826) служил у князя Эстергази «надсмотрщиком за поголовьем овец». Это была почётная и ответственная должность, так как стада овец были главным богатством семьи Эстергази. Князья поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном.
[531x698]
Ференц Лист. 1847. Портрет работы Миклоша Барабаша
После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. Он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 он добился своего назначения в Эйзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805—1809 в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына. Мать Франца Листа, урождённая Анна Лагер (1788—1866), родилась в Кремсе (Австрия). Осиротев в 9 лет, была вынуждена переехать в Вену, где работала горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились. В октябре 1811 г. рождается сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал. Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист — игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену. С 1821 г. Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Франца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь. После Вены Лист едет в Париж (в 1823 г.). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано. В этот период Лист начинает сочинять — в основном, репертуар для своих выступлений — этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera (в 1825 г.). В 1827 г. умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. Из-за этих причин на несколько лет Лист выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возрастает мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе.
[700x350]
В свете Лист появился только в 1830 г. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникает идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Очерчивается круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»), Паганини (приехавший в Париж в 1831 г.). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящим опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен (который к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 г. и видя в нём только виртуоза). Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд. Около 1835 г. выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял. В начале 30-х гг. Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Анри Стиль. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 г. графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уезжает в Швейцарию — так начинается следующий период жизни Листа. С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес). В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий» (фр. «Années de pèlerinage»), преподает в Женевской консерватории, иногда ездит в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом — Тальбергом, и Лист не имеет былой популярности. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику — играет симфонии (в свом переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист пишет статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе» (см. выше). В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд. В 1837 г., уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию — центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем — Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале. В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных. К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из «Лючии» Доницетти), переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано. Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один. Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошёл Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения. Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. В Санкт-Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки — Стасов, Серов, Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда. Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер. В это же время достигает пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору. Однако через некоторое время Лист разочаровывается в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекращается. В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала.
[700x345]
В 1847 г. они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский. В 1848 г. Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией герцогини — сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода. Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, Бетховена, а также современников — Шумана («Геновева»), Вагнера («Лоэнгрин») и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались. Главный итог веймарского периода — напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.
Franz_Lisztold (490x700, 191Kb)
Ференц Лист, поздние годы
В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене. К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты. В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим замаливать грехи. В начале 1860-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse). Кроме того, появляется третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.
[481x699]
В 1866 г. Лист едет в Веймар, начинается так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты — среди них Григ, Бородин, Зилоти. В 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, пишет «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения). Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын — известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байрейте. На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью. Умер в гостинице в Байройте, Германия 31 июля 1886 года на руках камердинера.
Liszt_Mausoleum._Bayreuth (478x700, 679Kb)
Мавзолей Листа в Байройте
Собрание произведений Ф.Листа в коллекции Гостелерадиофонда весьма значительно - около 1200 записей. Среди исполнителей - С.Рахманинов, Ф.Бузони, А.Корто, В.Горовиц, Я.Зак, Я.Флиер, Л.Оборин, Г.Гинзбург, А.Гольденвейзер, И.Гофман, С.Фейнберг, М.Юдина, Г. и С.Нейгаузы, А. и М.Готлибы, В.Ашкенази, Е.Могилевский, дуэты П.Лисициан - Б.Абрамович, С.Лемешев - С.Стучевский, Е.Шумская - Н.Вальтер, Э.Шуман - Д.Мур, прославленные оркестры: Ленинградской филармонии (дирижер Е.Мравинский), Берлинской филармонии (Г. фон Караян), Филадельфийский симфонический оркестр (Л.Стоковский), Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (В.Федосеев, Г.Рождественский). Наиболее интересные записи: Венгерская рапсодия №3 (М.Гринберг, 1950 г.), Соната си минор (Э.Гилельс, 1949 г. и С.Рихтер, 1965 г.), пьесы из цикла "Годы странствий" (В.Софроницкий, 1949-1952 гг.), Испанская рапсодия и Венгерская рапсодия №12 (Е.Кисин, 1989-1997 гг.), "Мефисто-вальс" №1 (Н.Луганский, 1988 г.), симфоническая поэма "Прометей" (Большой симфонический оркестр Комитета радиоинформации, дирижер Н.Голованов, 1952 г.), Симфония "Фауст" (Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета, дирижер А.Гаук, 1952 г.). Музыкально-литературный фонд располагает передачами, посвященными жизни и творчеству музыканта: "Ференц Лист" (автор Е.Панич, 1978 г.), "Лист и его друзья-музыканты" (С.Барский, 1971 г.), "Венгерский композитор Ференц Лист" (А.Неймарк, 1957 г.), "Фортепианные обработки Ф.Листа" (Р.Измайлова, 1980 г.), "Грёзы любви" (Б.Заболоцких, 1990 г.). Литература: Трифонов П.А., Ф.Лист, Санкт-Петербург, 1887; Зилоти А.И., Мои воспоминания о Ф.Листе, Санкт-Петербург, 1911; Киселев В.А., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, Москва, 1929; Мильштейн Я.И., Ф.Лист, (тома) 1—2, 2-е издание, Москва, 1971 (библиография); Сабольчи Б., Последние годы Ф.Листа, перевод с венгерского, Будапешт, 1959; Ramann L., Franz Liszt als ünstler und Mensch, Bd 1—2 (Abt. 1—2), Lpz., 1880—94; Raabe ., Franz Liszt, Bd 1—2, Stuttg. — ., 1931; Searle ., The music of Liszt, L., 1954; 3 ed., . ., 1966; Rehberg ., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961.

Hans_Peter_Holst_by_Georg_E._Hansen (449x700, 183Kb)
1811
Ханс Петер Хольст (датское имя — Hans Peter Holst)
датский поэт, писатель, журналист, редактор и переводчик. Ханс Петер Хольст родился в столице Дании городе Копенгагене. С 1836 по 1861 год работал преподавателем в кадетском академии. В 1868 году основал журнал «For Romantik og Historie». На протяжении нескольких лет редактировал издание «Berlingske». Из его произведений наиболее известны: «Gioacchino» (драма), «Sizilaniske Skizzer», «Den lille Hornblaeser» (патриотическое стихотворение) и «Fra min Ungdom». Его произведения неоднократно ставились в Королевском театре Дании. Ханс Петер Хольст умер 2 июня 1893 года. Избранная библиография: Fædrenelandske Romancer (1832); Digtninger (1833); Noveller (1834); Digte (1840); Farvel (1840); Ude og hjemme (1843); Gioacchino (1844); Albert Thorwaldsen (1844); Adam Œhlenschlæger (1850); Den litle Hornblæser (1851); Sicilianske Skizzer og Noveller (1853). Литература: E. B., «Holst (Hans-Peter)», Nouvelle Biographie générale Hoefer, 1868.

CALVOCORESSIS-1 (501x700, 108Kb)
1816
Георгиос М.Калвокорессис (греческое имя — Γεωργιος Καλβοκορεσης, George Musalas «Colvos» Colvocoresses)
офицер ВМС США, командовал USS Saratoga (1842) во время американской гражданской войны. С 1833 по 1842 год служил в экспедициях, известных как Wilkes Expedition, которые исследовали большие районы Тихого океана. Три отдельных географических района (два на западном берегу США и один в Антарктиде) названы именем Калвокорессиса. Калвокорессис родился на острове Хиос. В начале Освободительной войны Греции (1821—1829) в 1822 году турки подвергли население острова массовой резне. Большинство его родственников, включая 6 братьев, были убиты. Дядя был зарезан на глазах самого Георгиоса. Георгиос в возрасте 6 лет, его мать и две сестры были обращены в рабство. Отец оказался в это время в австрийском консульстве, где ему было предоставлено убежище. Чуть позже отцу удалось выкупить их. Но поскольку безопасность ребёнка по прежнему не была гарантирована, родители дали согласие, чтобы их вместе с другими 8 детьми из Хиоса вывезли в США. Отправка детей была организована миссионерами Parsons и Fisc. В 1824 году Георгиос прибыл на паруснике «Маргарита» в Балтимор, США. Здесь он стал приёмным сыном капитана Олдена Партриджа (Alden Partridge), основателя Американской Литературной, Научной и Военной Академии, ставшей позже Университетом Норвича (англ.)русск. в Нортфилде (англ.)русск. (штат Вермонт). Окончив университет в 1831 году, Калвокорессис поступил на службу в ВМС. Несколько поколений его семьи, включая его сына, правнука, прапраправнучки, также закончили Университет Норвича и избрали военную карьеру. В 1832 году он получил звание мичмана и в 1836—37 годах служил на фрегате «USS United States» (1797) Средиземноморской эскадры. С 1838 по 1842 год он служил в Исследовательской экспедиции США, более известной как Wilkes Expedition, на Тихом океане. Позже капитан Калвокорессис написал труд о Wilkes Expedition под названием «Четыре года в Правительственной исследовательской экспедиции» (Нью-Йорк, 1855). 29 января 1862 года судно снабжения «USS Supply» (1846) под его командованием захватило шхуну конфедератов «Stephen Hart» южнее Флориды. В начале августа 1864 года во главе 115 человек на 7 шлюпах с его «USS Saratoga» (1842), он осуществил разведывательную операцию с параллельной целью взятия в плен языков. Двумя неделями позже, в Южном Ньюпорте (Джорджия) Калвокорессис во главе 130 человек на шлюпах взял в плен лейтенанта и 38 солдат 3-го кавалерийского полка Южной Каролины. Калвокорессис был таинственным образом убит в Бриджпорте (штат Коннектикут, США) 3 июня 1872 года, направляясь в Нью-Йорк. Расследование не дало результатов. Калвокоррессис был женат дважды. От первого брака у него было четверо детей. Сын, адмирал Джордж Партридж Колвокорессис (George Partridge Colvocoresses; 1847—1932; назван отцом в честь его благодетеля) окончил Университет Норвича в 1866 году и сделал столь же блистательную карьеру, дойдя до ранга адмирала ВМС США. Под командованием тогда коммодора Джорджа Дьюи (также окончившего Университет Норвича, но в 1855 году) в Азиатском флоте, он проявил себя во время Испано-американской войны. Его имя выбито над «Входом столетия» в Норвиче; Джордж М. Колвокорессис II; Полковник Олден Партридж Калвокорессис (George Partridge Colvocoresses; 1918—2007). После завершения службы в армии Олден Калвокорессис стал пионером спутниковой картографии. Он создал первую спутниковую карту США. В его честь назван один из рифов архипелага Чагос (риф Калвокорессиса. Правнучатая племянница полковника — Гретхен Херболдт Хан (Gretchen Herrboldt Hahn) — закончила Университет Норвича в 2005 году, получив погоны второго лейтенанта из рук своего престарелого родственника. Проход Колвос, пролив [в высокую воду], находящийся в Пьюджет-Саунд, штат Вашингтон, назван в честь Калвокорессиса. Источники: Chryssis, George C. A Concise History of the Hellenic Presence in America from 1528 to Present. // Hellenic News of America, Inc. As retrieved on 2 June 2006 09:37:01 GMT; Dwyer, John B. Observations from the Edge of the World. // Naval History. — Annapolis, June 2008. — P. 52—57.

[484x700]
1817
Александер Уилок Тейер (Тайер; Alexander Wheelock Thayer)
американский библиотекарь и журналист, автор основательной биографии Людвига ван Бетховена. Родился в Саут-Нейтике, штат Массачусетс. Работал в библиотеке школы права Гарвардского университета. Увлечённый творчеством Бетховена, Тейер был крайне неудовлетворён вышедшей в 1840 г. первой подробной биографией Бетховена, написанной Антоном Шиндлером, и в 1849 г. отправился в Европу, чтобы изучить немецкий язык и самому установить истину. После полутора лет странствий, во время которых он исполнял обязанности европейского корреспондента Boston Courrier, Тейер вернулся в США, но в 1854 г. снова отбыл в Европу. В 1862 г. он был принят на дипломатическую службу в составе американского представительства в Вене, а в 1865—1882 гг. исполнял обязанности консула США в Триесте, посвящая всё свободное время изучению жизни Бетховена. Тейер выступил с первой публикацией о Бетховене в 1858 г., напечатав статью «Бетховен: его детство и юность» (англ. Beethoven: his childhood and youth) в журнале The Atlantic Monthly; там же в 1860 г. появилась его пространная рецензия на книгу о Бетховене Адольфа Бернхарда Маркса, отмечавшая её неполноту и неточность. В 1865 г. Тейер опубликовал в Берлине «Хронологический перечень произведений Людвига ван Бетховена» (немецкое название — Chronologisches Verzeichnis der Werke Ludwig van Beethoven’s), а в 1866 г. начал выпускать собственно биографию — «Жизнь Бетховена» (нем. Ludwig van Beethovens Leben); книга выходила на немецком языке в переводе музыковеда Германа Дайтерса. Умер в Триесте 15 июля 1897 года. При жизни Тейера вышли первые три тома, доведённые до 1816 года. После смерти Тейера Дайтерс работал над завершением его труда по оставленным им материалам, а закончил эту работу Хуго Риман, выпустивший в 1907 и 1908 гг. (к этому времени умер и Дайтерс) четвёртый и пятый тома, охватывающие последнее десятилетие жизни Бетховена. Английское издание появилось в 1921 г. и было подготовлено Генри Кребилем с использованием как оригинальной англоязычной рукописи, так и немецкого издания. В 2006 г. вышла заново отредактированная версия. Кроме собственно бетховенских штудий Тейеру принадлежит и серия статей о жизни и творчестве Антонио Сальери, собранных в единую книгу в 1989 г. и выпущенных в США под названием «Сальери, соперник Моцарта» (Salieri: rival of Mozart).

Leconte_Blanquer (448x700, 140Kb)
1818
Леконт де Лиль (французское имя — Leconte de Lisle; полное имя — Шарль Мари Рене Леконт Де Лиль Charles Marie René)
французский и реюньонский поэт и общественный деятель-республиканец С 1886 — член Французской академии. Родился в Сен-Поле (остров Реюньон). Сын французского фельдшера, эмигрировавшего после Реставрации, и креолки. Учился в Бретани, работал в суде на Реюньоне. Участник революции 1848, Леконт Де Лиль был инициатором закона об отмене рабства в колониях. Стихи в сборнике "Античные стихотворения" (1852) отмечены спокойной величественностью, законченностью в духе античной пластики ("Венера Милосская"). Леконт Де Лиль — основоположник эстетики "Парнаса", но без ее холодного академизма. В книге "Варварские стихотворения" (1862, дополненное издание 1872) поэт, опираясь на достижения науки, стремится точно воссоздать картины истории. Он отвергает религию, особенно католицизм — "зверя в пурпуре", — как нравственное оправдание буржуазного общества ("Каин" и другие стихи).
[485x699]
Леконт де Лиль в юные годы
Создает величественно-статичные и красочные стихи, утверждающие силу и красоту природы, особенно тропической ("Слоны", "Девственный лес"), поэтизирующие первобытных варваров ("Сердце Хиальмара"), даже зверей ("Ягуар"), в противоположность ничтожным буржуазным варварам ("Современникам"). Пессимистические картины торжества реакции ("Тоска дьявола") перемежаются в книге с гордыми призывами к борьбе во что бы то ни стало ("Ultra coelos"). Значения Парижской Коммуны 1871 Леконт Де Лиль не понял, но выступил с памфлетами против версальской реакции: "Народный республиканский катехизис", "Популярная история христианства". В 1886 он был избран во Французскую Академию. Умер в Лувсьенне, близ Версаля, 18 июля 1894 года. ЛеконтуДе Лилю принадлежат трагедия"Эринии" (1873), сборники "Трагические стихотворения" (1884) и "Последние стихотворения" (1895, посмертно). Сочинения: Ceuvres, (t. 1—6), ., (1881—1925): в русском переводе — Эринии, перевод М.Лозинского, Петроград, 1922; Из четырех книг. Стихи, перевод и примечания И.Поступальского. (Вступительная статья Н.И.Балашова), Москва, 1960. Литература: История французской литературы, том 2, Москва, 1956; Плеханов Г.В., Искусство и литература, Москва, 1948; Рыкова Н., Леконт де Лиль, в книге: Писатели, составитель Е.Г.Эткинд, Москва, 1964; Flottes ., Leconte de Lisle, ., 1954; Priou J.-M., Leconte de Lisle..., (., 1967) (имеется библиография).

[571x700]
1818
Козьма Терентьевич Солдатенков
московский предприниматель, старообрядец, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи. Козьма Солдатёнков родился в Москве, в купеческой семье. Его дед Егор Васильевич родился в деревне, расположенной близ Павловского Посада, организовал там же в 1874 году небольшое шёлкоткацкое производство, где сам работал на станке вместе с двумя сыновьями Терентием и Константином. Сыновья вскоре переселились в Москву. Дела вели толково и стали владельцами ткацкой фабрики, где трудились около сотни наёмных рабочих, выпускавших шёлковые ткани. Торговали они также бумажной пряжей и хлопком. К.Т.Солдатёнков систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом. В 1852 году после смерти старшего брата Ивана Терентьевича стал управлять семейным предприятием, которое впоследствии унаследовал его племянник Василий Иванович Солдатёнков (1847—1910). Был крупным текстильным фабрикантом; приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.Г.Перов, П.А.Федотов и других). Помощь в их отборе ему оказывал брат В.П.Боткина искусствовед Николай Петрович Боткин и художник Александр Андреевич Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам он получил прозвище «Козьма Медичи». Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы — Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве (1857, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). Один из главных организаторов мануфактурных фирм — «Товарищество Гюбнера Альберта» (1871), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873). Солдатёнков: член Коммерческого суда (1854—1858), член и старшина Московского биржевого комитета (1855—1858); во время Крымской войны — член Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855—1856), член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборный Московского купеческого общества, гласный Московской городской думы (1863—1873), член попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), действительный член Общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, член совета благотворительного общества при Басманной больнице, член Попечительного комитета женских курсов В. Герье. В 1866 году Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К.Т.Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (Бывшая 4-я Мещанская, теперь — Мещанская улица, 15) и капитал в 15 тысяч рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем. В 1894 году Солдатёнков перевёл 2 400 рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки И.В.Цветаеву, собиравшему тогда коллекцию слепков всемирно известных произведений для создаваемого им Музея изящных искусств. Скончался 1 июня 1901 года и погребён на Рогожском кладбище. На его отпевании 4 июня 1901 года присутствовал Н.И.Субботин. В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова, а также большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых были уничтожены (участок 4 кладбища). В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища. В исполнение духовного завещания Солдатёнкова были построены ремесленное училище имени К.Т.Солдатёнкова (1909) (трёхэтажное здание архитектора В. Шервуда на Донской улице, 37) и городская больница для бедных (до 1920 года — Солдатенковская больница). По инициативе Н.Х.Кетчера, совместно с Н.М.Щепкиным, сыном знаменитого актера, Солдатёнков организовал в 1856 году издательство, открыл книжный магазин (1857). Солдатёнковым были изданы: сочинения Виссариона Белинского; сочинения Константин Кавелина; Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. — Москва: К.Солдатенков и Н.Щепкин, 1855—1863. — Выпуски 1—8 (Издание 2-е, Москва,1873. — Книги I—IV); Вебер, Георг. Всеобщая история / Перевод с немецкого Н.Г.Чернышевского, Е.Ф.Корша и другие. — Москва, 1886—1893. — 15 томов; Вейс, Герман. Внешний быт народов с древнейших времен / Перевод с немецкого. — Москва,1873—1879. — 3 тома; Брайс, Джеймс. Американская республика / Перевод с английского. — Москва,1889—1890. — 3 тома; Гаспари А. История итальянской литературы / Перевод К.Бальмонта — Москва,1895—1897 — 2 тома; Гиббон, Эдуард. История упадка и разрушения Римской империи / Перевод с английского. — Москва,1883—1886. — 7 томов; Горн Ф. В.. История скандинавской литературы. От древнейших времен до наших дней / Перевод К.Бальмонта — Москва,1894. — 496 cтраниц; Грин, Джон Ричард. История английского народа / Перевод с английского. — 4 тома; Дройзен, Иоганн Густав. История эллинизма / Перевод с немецкого. — 3 тома; Зибер, Н. И. Очерки первобытной экономической культуры. — Москва,1883; Каррьер, Мориц Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества / Перевод Е.Корша. — Москва, 1870—1875. — 5 томов; Лотце Г. Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии / Перевод Е.Корша. — Москва, 1866, 509 страниц; Мальтус Т.Р. Опыт закона о народонаселении / Перевод Вернер И.А. — Москва,1895. — 321 cтраницы; Момсен, Теодор. Римская история / Пер. с нем. — Москва,1885—1887. — 5 томов; Тикнор, Джордж. История испанской литературы / Перевод с английского. — Москва,1883—1891. — 3 тома; Тренделенбург, Адольф. Логические исследования / Перевод с немецкого. — Москва,1868; Фрикен, А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. — Москва, 1872—1880. — 4 части; Фриман, Эдвард. Историческая география Европы / Перевод с английского. — Москва,1892. — 2 тома; Шмидт, Карл. История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и органической связи с культурной жизнью народов / Пер. с нем. — Москва, 1877—1888. — Тома 1-4 и многие другие капитальные произведения, преимущественно по истории. С 1895 года по инициативе и под редакцией М.П.Щепкина выходила «Библиотека экономистов» (11 выпусков: произведения А.Смита, Д. Рикардо, Дж.Милля, Д.Юма). К.Т.Солдатёнков принимал активное участие в жизни московской белокриницкой общины. Финансировал поездку в Лондон старообрядческому епископу Коломенскому Пафнутию (Овчинникову) и устроил его встречи с Н.П.Огарёвым, А.И.Герценом, В.И.Кельсиевым. В один из периодов был склонен к принятию единоверия о чём было сообщено митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) председателем единоверческого Никольского прихода на Рогожском кладбище В.А.Сапёлкиным. В 1862 году приветствовал составленное архиепископом Антонием (Шутовым) и Ксеносом (И.Г.Кабановым) Окружное послание. В Рогожском посёлке на средства Солдатёнкова была выстроена богадельня. В 1881 году, когда правительство разрешило поставить временный алтарь в Покровском храме на Рогожском кладбище. Строить его было некогда, и Солдатёнков предложил в качестве временного алтаря свою походную церковь, которую он заказал во Франции. Через два года она была возвращена в дом хозяина. Усадьба, в которой жил К.Т.Солдатёнков включала главный дом (№ 37), западный флигель (№ 33) и восточный флигель (№ 37 страница 3). В конце XVIII века здесь был «двор купца А.И.Докучаева в приходе церкви Николая Чудотворца на Мясницкой». После московского пожара 1812 года усадьба была восстановлена в 1819—1821 годах по проекту архитекторов О.И.Бове и А.Г.Григорьева; затем перестроена А.И.Резановым. С 1857 года ей владел Солдатенков. Здесь находилась собранная им огромная библиотека и коллекция картин. Управляющим усадьбы был его сын от гражданского брака с Клемансо Карловной Дебуи (Дюпон) — И.И.Барышев. В домашней молельне Солдатёнкова были иконы строгановской школы. К числу ценнейших относились подписные иконы XVI века — «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина. Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублева, приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре.
[700x505]
Мемориальная доска во 2-м Боткинском проезде, дом 5, на Административном корпусе Боткинской больницы
Согласно завещанию Солдатёнкова, из его капитала выделялись средства для постройки в Москве бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. Московское городское управление выделило в 1903 году 10 десятин земли на Ходынском поле. Строительство было начато в 1908 году, а в 1910 году состоялось её официальное открытие. В настоящее время больница носит название Городская клиническая больница имени С.П.Боткина (2-й Боткинский проезд, 5; в 1992 году у здания администрации был установлен памятник Солдатёнкову). В 1862 году купцы Золотаревы продали участок (нынешний адрес — Сверчков переулок, 3/2) вместе с садом Козьме Терентьевичу Солдатёнкову, который построил здесь одноэтажный особняк для своей гражданской жены Клемансо Карловны Дебуи (1822—1908). После смерти Дебуи в 1910 году владелицей дома стала Мария Терентьевна Дёмина. При ней особняк перестроили по проекту архитектора Струкова; в 1967 году появился второй этаж и в особняке до 2003 года разместилось посольство Афганистана. В Филёвском парке Кунцево находится усадьба, которую в 1865 году Солдатёнков приобрёл у В.Л.Нарышкина. В это время 130 десятин земли располагались в живописном дачном месте. После пожара 1812 года здесь были выстроены главный дом и два симметричных одноэтажных флигеля, сооруженных в ампирных формах и подчеркивавших главную ось комплекса. На протяжении XIX века главный дом перестраивался дважды — в середине века и после покупки его Солдатенковым. Здесь Солдатенков устраивал для своих друзей великолепные праздники, с роскошными обедами, концертами и фейерверками. Здесь, в Кунцево, он открыл детскую школу для местных крестьян. До 1974 года главный дом был деревянным, однако утратил бельведер. В 1976 году после пожара он был разобран и восстановлен в кирпиче, но первоначальные архитектурные формы сохранились. Литература: Белов С.В., Толстяков А.П. Русские издатели конца XIX—начала XX века / Ответственный редактор академик Д.С.Лихачёв. — Ленинград: Наука, Ленинградское отделениие, 1976. — Страницы 6 - 35. — 172 страницы. — (История нашей Родины). — 25 000 экземпляров. (обложка); Толстяков А.П. Люди мысли и добра: Русские издатели К.Т.Солдатёнков и Н.П.Поляков. — Москва: Книга, 1984. — 256 страниц. — (Деятели книги). — 18 000 экземпляров. (в переводе); Чумаков В. Точки над Ё // Огонёк. — 2008. — № 52; Чижова И.Б. А кто это такой — Солдатёнков? // Русский Дом. — 2011. — № 5.

1820
Козьма Гаврилович Говоров
русский филолог, педагог, автор практического руководства по русской грамматике. Козьма Гаврилович родился в селе Понзари, Тамбовская губерния, в семье сельского священника. Образование получил в Тамбовской духовной семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата. Служил до октября 1845 года в Рязанской духовной семинарии преподавателем Священного Писания, герменевтики, патрологии и языков латинского и греческого, а затем в Тамбовской духовной семинарии преподавателем Священного Писания, церковной истории и латинского языка. В 1855 году он перешел на должность преподавателя русского языка и словесности в Тамбовский кадетский корпус; одно время преподавал русский язык и в Тамбовской гимназии. В 1866 году, в связи с упразднением Тамбовского корпуса, Говоров был переведен в Орловскую военную гимназию, где и служил с 1867 по 1870 год. С 1870 по 1872 занимался преподаванием в частных средних учебных заведениях Москвы, оставив службу по выслуге лет в чине статского советника. По свидетельству одного из его учеников, Говоров умел излагать свой предмет доступным для учеников языком и был чужд педантства. Козьма Гаврилович Говоров умер в своем имении, расположенном в Московском уезде 9 мая 1874 года, погребен в Троице-Сергиевой лавре.
Говоров_К.Г._Опыт_элементарного_руководства_при_изучении_русского_языка_практическим_способом._(1862)_—_Тит._лист (416x700, 212Kb)
«Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом» в «Филологических записках» А.Хованского
Главным трудом Говорова, которым он создал себе имя, стал «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Составлен применительно к программе военно-учебных заведений», опубликованный впервые в 1862 году в журнале «Филологические записки», выпускаемом в Воронеже под редакцией А.А.Хованского. Это руководство получило признание педагогов и пользовалось в своё время широкой известностью по всей России. Кроме того, Говоров составил еще «Сокращенную практическую русскую грамматику» (Санкт-Петербург, 1871 г.). В «Филологических Записках», единственном в то время специализированном языковедческом издании (до открытия в 1879 году в Варшаве «Русского филологического вестника»), были опубликованы и другие статьи Говорова: Логические отношения мыслей, как основа сочетания предложений, Пробная лекция (1862—1863, № l—2); Несколько слов о периоде, составляющем один из отделов грамматики (1862—1863 г., №4—5); Несколько вопросов, касающихся учебной грамматической практики (1867 г., № 2); Мнение о распределении занятий между преподавателями русского языка и словесности (1867 г., № 3—4); Две пробные лекции по Русской словесности. І. "Куликовская битва" Карамзина, в сравнении с летописным рассказом о том же предмете по Никоновской летописи (1867 г., № 6); Разборы литературных образцов. II. Ода Ломоносова, выбранная из Иова. III. Сказка о рыбаке и рыбке — Пушкина. IV. Свинья — басня Крылова, (1868 г., №№ 1 и 2); Разборы образцов литературных произведений. I. Птичка. II. Вторая песня Лихача Кудрявича. III. Сатира Дмитриева "Чужой толк" (1870 г., № 1); Разбор некоторых сочинений Жуковского, для элементарного понятия о романтической поэзии (1871 г., № 5—6).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 22 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»