[577x700]
1734
Даниэль Бун (Daniel Boone)
американский первопоселенец и охотник, чьи приключения сделали его одним из первых народных героев Соединённых Штатов Америки. Известен своими приключениями на территории современного штата Кентукки, границы которого находились за пределами Тринадцати колоний. Несмотря на сопротивление американских индейцев, для которых Кентукки был традиционным местом охоты, в 1775 году Бун проложил дорогу, известную как Дорога диких мест, через Камберлендский перевал к реке Кентукки. Там он основал город Бунсборо, одно из первых англоязычных поселений за пределами гор Аппалачи. В конце XVIII века более 200 000 человек воспользовались Дорогой диких мест, чтобы обосноваться в Кентукки. Даниэль Бун был командиром народного ополчения во время Войны за независимость США 1775—1783 годов; в Кентукки, в основном, столкновения происходили между поселенцами и индейцами, которые были союзниками Великобритании. В 1778 году Бун был схвачен индейцами шауни, которые приняли его в племя; но Бун сбежал и продолжил помогать защищать поселения в Кентукки. Во время войны Даниэль Бун был избран в Генеральную Ассамблею Виргинии, а также участвовал в бою при Блю Ликс в 1782 году, одном из последних боев Войны за независимость США. После войны Бун работал землемером и купцом, но глубоко влез в долги как спекулянт землей в Кентукки. В связи с возникшими проблемами с законом из-за его спекуляций землёй Бун в 1799 году переезжает в Миссури, где он провёл остаток своих дней. Даниэль Бун стал в своём роде легендой, особенно после того, как в 1784 году была опубликована его книга о приключениях, сделавшая его знаменитым в Америке и Европе. После смерти его имя часто было объектом выдуманных историй и сказок. Его приключения (настоящие и легендарные) оказали огромное влияние на создание в американском фольклоре эталона Героя Запада. В легендах он фигурирует как один из первых ранних переселенцев, хотя мифы часто затмевают некоторые факты из его жизни. Даниэль Бун был шестым из одиннадцати детей в семье квакеров. Его отец — Сквайр Бун (1696—1765) иммигрировал в Пенсильванию из маленького городка Брэднинч (графство Девоншир, Англия) в 1713 году. Родители Сквайра Буна — Джордж и Мэри Бун иммигрировали в Пенсильванию в 1717 году. В 1720 году Сквайр, который первоначально работал ткачом и кузнецом, женился на Саре Морган (1700—1777), члены семьи который были квакерами из Уэльса. В 1731 году семья Бунов построила бревенчатый дом в долине Олей, в котором и родился Даниэль Бун в 1734 году. Теперь это место считается усадьбой Даниэля Буна, а также оно теперь называется округ Беркс. Даниэль Бун провёл своё детство на территории, которая тогда считалась западной границей Пенсильвании. Рядом с этим местом было много индейских деревень. У пацифистски настроенных квакеров Пенсильвании были хорошие отношения с индейцами, но устойчивый рост белого населения заставил индейцев переселиться дальше на запад. Даниэль Бун получил своё первое ружьё в 1747 году, и начал учиться охотиться у белых поселенцев и у индейцев. Так появилась его любовь к охоте. Народные сказание часто превозносят навыки Даниэля Буна как навыки охотника. По одной из историй, молодой Даниэль Бун отправился на охоту вместе с другими мальчишками. Рык пантеры напугал мальчишек, кроме Даниэля Буна, который спокойно взвёл курок, выстрелил и попал зверю прямо в сердце, как только тот собрался прыгнуть на него. Как и многие другие истории о Даниэле Буне эта могла быть правдивой либо неправдивой, но её так часто пересказывали друг другу, что она стала олицетворять этого человека. Во время детства Буна его семья стала источником разногласий в местной общине квакеров. В 1742 году родителям Буна пришлось извиняться за своего старшего ребёнка Сару, так как она вышла замуж за человека не из общины квакеров, да к тому же и ещё забеременела до свадьбы. Когда в 1747 году старший брат Даниэля Буна Израэль женился на женщине не из квакеров, за него заступился отец, Сквайр Бун, из-за чего его исключили из общины квакеров, хотя мать Буна продолжала посещать собрания квакеров вместе с остальными детьми. Возможно из-за этого, в 1750 году Сквайр Бун продал свою землю и переехал вместе с семьёй в Северную Каролину. Даниэль Бун больше не посещал церковь, хотя разделял взгляды христиан, и все его дети в последующем стали баптистами. Семью Бунов, в конечном счёте, поселилась возле реки Ядкин, ныне округ Дэйви, штат Северная Каролина, около трёх километров к западу от Моксвиля. Из-за того, что в детстве Бун большую часть времени проводил за охотой он не получил должного образования. Школьный учитель однажды выразил обеспокоенность по поводу школьного образования Даниэля Буна, но его отец не был обеспокоен этим и ответил: «Пусть девчонки занимаются правописанием, а Дэн будет стрелять». Даниэля Буна немного учили члены семьи, из-за чего его правописание не являлось общепринятым. Историк Джон Мак Фарагер пишет, что изображение Буна полуграмотным в народном творчестве является ошибочным, доказывая, что «уровень грамотности Даниэля Буна был таким же, как и у других мужчин того времени». Во время охоты Бун всегда брал с собой книги для чтения, а также он был самым начитанным человеком в группе поселенцев во время охоты. Библия и Путешествия Гулливера — были его самыми любимыми книгами. Во время охоты Бун иногда развлекал других охотников чтением книг по вечерам у костра. В молодости Даниэль Бун служил в Британских вооруженных силах во время Франко-индейской войны (1754—1763 годов; борьба за контроль над землями, находящимися за горами Аппалачи).
[525x700]
Памятник на станции Бун, Кентукки, дом Дэниела Буна в 1779 году.
В 1755 году Даниэль Бун был водителем повозки, когда Генерал Эдвард Брэддок попытался выгнать французов из района Огайо; эта попытка закончилась катастрофой. После поражения в этой битве Бун вернулся домой, где 14 августа 1755 года он женился на своей соседке Ребекке Брайан. Даниэль и Ребекка жили на ферме отца Буна. Со временем у них родилось десять детей. В 1759 году разразился конфликт между британскими колонистами и индейцами чероки — бывшими союзниками Британии во Франко-индейской войне. После внезапной атаки индейцами чероки долины реки Ядкин многие семьи, включаю семью Бунов, сбежали в округ Кульпепер в Виргинии. Бун служил в народном ополчении Северной Каролины во время этой войны с индейцами чероки. Он жил отдельно от своей жены около двух лет. Согласно одной из историй, Даниэля Буна не было дома так долго, что его жена Ребекка решила, что он умер, и потому начала встречаться с его братом Эдвардом. У них был ребенок, дочь Джемина, которая родилась в 1762 году. По возвращении домой, Даниэль Бун понял и не стал осуждать свою жену. Правда это или нет, но Бун вырастил Джемину как своего собственного ребёнка. Первые биографы Буна знали эту историю, но не стали публиковать её. Выбор Буном профессии также был связан тем, что он подолгу находился вне дома. Он поддерживал свою семью в те годы тем, что занимался охотой, а потом продавал добытую дичь. Почти каждую осень он уходил в «долгую охоту», которая являла собой долгую экспедицию в несколько диких недель или месяцев. Бун ходил в эти долгие походы один, либо с небольшой группой мужчин, собирая сотни шкур диких оленей осенью, а зимой ловил бобров и выдр. Охотники возвращались весной и продавали свою добычу торговцам шкур. В этой торговле шкуры оленя (buckskins) часто называли баксами (bucks), что является (по одной из версий) началом использования сленгового названия доллара. Поселенцы часто вырезали на деревьях различные надписи либо свои имена, а также они писали на стенах в пещерах; надписи Даниэля Буна были найдены во многих местах. Одна из наиболее известных надписей была вырезана на дереве в округе Вашингтон штата Теннеси, которая гласила: «Д.Бун убил медведя у этого дерева в 1760 году». Похожая надпись хранится в Музее исторического общества Филсон в Луисвилле (штат Кентукки), которая гласит: «Д.Бун убил медведя, 1803 год». Хотя и не исключено, что эти надписи могут быть подделками. В середине 1760-х годов Даниэль Бун начал искать новое место, чтобы поселиться там. Население в долине реки Ядкин стало стремительно расти после Франко-индейский войны, что неминуемо вело к уменьшению количества дичи на которую охотились. У Даниэля Буна начались неприятности — его часто вызывали в суд из-за неоплаченных долгов, и ему пришлось продать свою землю, чтобы расплатиться с кредиторами. После смерти отца в 1765 году Бун отправился с небольшой группой во Флориду (после войны перешла во владение Британской империи), чтобы найти место для нового дома. По рассказам семьи, Бун купил землю в Пенсаколе, но его жена Ребекка отказалась переезжать так далеко от своих друзей и семьи. Вместо этого они переехали в более отдалённый район в долине реки Ядкин, и Даниэль Бун начал охотиться к западу от Синих гор. Даниэль Бун впервые добрался до Кентукки в конце 1767 года, когда охотился вместе со своим братом Сквайром Буном-младшим. Во время экспедиции Генерала Эдварда Брэддока 1755 года, Бун услышал о плодородной земле и изобилии дичи в Кентукки от извозчика Джона Финдли, который ездил в Кентукки, чтобы торговать с индейцами. В 1768 году, Бун и Финдли снова встретились случайно, и Финдли воодушевил Буна новыми рассказами о Кентукки. В то же самое время появились новости о Договоре форта Стэнвикс, по которому Ирокезы передали своё право на Кентукки Британцам. Это, а также то, что в Северной Каролине начались беспорядки, подтолкнуло Буна немедленно начать свою экспедицию. В мае 1769 года Бун начала свою двухгодичную экспедиционную охоту в Кентукки. 22 декабря 1769 года Буна и одного из членов его экспедиции захватила группа индейцев шауни, которые отпустили их и сказали, чтобы те больше никогда не возвращались, а также конфисковали шкуры, добытые экспедицией во время охоты. Шауни не подписывали Договор форта Стэнвикс, и потому рассматривали Кентукки как свою территорию, а также расценивали поселенцев как браконьеров. Буна это не остановило, и он продолжил охотиться и изучать Кентукки до тех пор, пока не вернулся в Северную Каролину в 1771 году. Осенью 1772 года он продолжал охотиться в Кентукки. 25 сентября 1773 года Бун вместе со своей семьёй и группой из 50 поселенцев осуществили первую попытку основать Британское поселение в Кентукки. Бун всё ещё был малоизвестным охотником в то время, наиболее видным членом экспедиции был Вильям Рассел, хорошо известный охотник из Виргинии, а также будущий зять Патрика Генри. 9 октября старшего сына Даниэля Буна Джеймса и небольшую группу мужчин и мальчишек, которые отправились на поиски провианта, атаковала группа индейцев, состоящая из делаваров, шауни и чероки. Американские индейцы, сторонники Договора форта Стэнвикс, начали дебаты о том, как им действовать дальше в связи с наплывом поселенцев. Эта группа индейцев решила, по словам историка Джона Мака Фарагера: «отправить письмо о своём неприятии к основанию поселения…». Джеймс Бун и сын Вильяма Рассела Генри были замучены до смерти в ужасных пытках. Жестокость убийства шокировала группу Буна и они решили оставить экспедицию. Эта резня была первым из череды событий, которые впоследствии стали известными как Война Данмора, борьба между Виргинией и первоначально индейцами шауни за контроль округом Огайо, что сейчас является штатами Западная Виргиния и Кентукки. Летом 1774 года Бун вместе с товарищем вызвались добровольцами, чтобы отправиться в Кентукки на поиски землемеров, которые оказались там в начале войны. Два человека прошли более 1300 км за два месяца, несмотря на предупреждения тех, кто ещё не покинул регион. По возвращении в Виргинию Бун помог защитить несколько поселений вдоль реки Клинч, заслужив звание капитана народного ополчения по просьбам жителей этих поселений. После окончания Войны Данмора, которая закончилась, вскоре, после того как Виргиния победила в битве Канавха (битва при точке радости) в октябре 1774 года, индейцы шауни оставили свои притязания на Кентукки. После окончания Войны Данмора Ричард Хендерсон, видный судья из Северной Каролины, нанял Буна, чтобы тот отправился в города индейцев Чироки, находящихся на территории современных штатов Северная Каролина и Теннесси, чтобы сообщить им о предстоящей встрече. По договору 1775 года, заключенному на этой встрече, Хендерсон приобрёл право индейцев Чироки на Кентукки, чтобы основать там колонию, названную Трансильвания. После этого Хендерсон нанял Даниэля Буна, чтобы тот проложил дорогу, которая впоследствии стала именоваться Дорога диких мест, которая прошла через перевал Камберленд в центральную часть Кентукки.
[467x700]
Дом Дэниэла Буна в районе Лексингтон, Северная Каролина, округ Дэвидсон, Буна пещерный Парк.
С примерно 30 рабочими Бун проложил путь к реке Кентукки, где он основал город Бунсборо. Другие поселения, особенно Хэрродсбург, были основаны в то же время. Несмотря на происходящие время от времени атаки индейцев, Бун вернулся в долину Клинч и перевёз свою семью и несколько поселенцев в Бунсборо 8 сентября 1775 года. Насилие в Кентукки возросло с началом Войны за независимость США (1775—1783). Индейцы, которые были недовольны потерей Кентукки, видели в этой войне шанс, который даст им возможность прогнать колонистов. Изолированные поселенцы и охотники были частой мишенью для атак. Это убеждало многих покинуть Кентукки. К концу весны 1776 года немногим более чем 200 колонистов оставалось в Кентукки, в основном в укреплённых поселениях (фортах и станциях), таких как Бунсборо, Хэрродсбург и станция Логана. 14 июля 1776 года за воротами города Бунсборо была схвачена дочь Даниэля Буна Джемина и ещё несколько девочек группой воюющих индейцев, которые собирались доставить их на север в город индейцев шауни в округе Огайо. Даниэль Бун и несколько других мужчин кинулись в погоню, настигнув их через два дня. Бун вместе со своей группой внезапно напал на индейцев, когда те принимали пищу, и спасли девочек. Этот инцидент стал наиболее знаменитым событием в жизни Даниэля Буна. Джеймс Фенимор Купер написал выдуманную версию этого эпизода в своей книге «Последний из могикан». В 1777 году Генри Гамильтон (заместитель губернатора Канады) начал вербовать воющие племена индейцев с целью атаковать Кентукки. 24 апреля индейцы шауни под предводительством вождя Чёрная рыба атаковали Бунсборо. Даниэль Бун был ранен в лодыжку, когда находился за пределами форта, но, несмотря на шквал огня, его вытащил Саймон Кентон, который прибыл в Бунсборо совсем недавно. Саймон Кентон стал лучшим другом Даниэля Буна, а также одним из легендарных переселенцев Америки. Когда Бун восстанавливался от ранения, индейцы шауни продолжали атаковать окрестности Бунсборо, уничтожая урожай и скот. Из-за того, что провизия заканчивалась, поселенцам нужна была соль, для того чтобы сохранить мясо, которое у них было, и в январе 1778 года Даниэль Бун вместе с группой из тридцати человек отправился на соляные источники возле реки Ликинг. 7 февраля 1778 года во время охоты Бун был застигнут врасплох и схвачен войнами вождя «Чёрная рыба». Из-за того, что численный перевес был на стороне индейцев, Бун убедил своих людей сдаться, а не вступать в бой. «Чёрная рыба» хотел направиться в Бунсборо и захватить город, поскольку он был слабо защищён, но Бун убедил вождя, что женщины и дети не переживут зиму и город сам сдастся этой весной. У Даниэля Буна не было возможности сказать своим людям, что он блефовал, чтобы предотвратить внезапную атаку на город. Бун придерживался этой тактики так убедительно, что многие из его людей решили, что он стал лоялен британцам. Буна и его людей доставили в индейский город Чиликоте (Chillicothe), который принадлежал вождю «Чёрная рыба». Там пленники подверглись телесным наказаниям. По традициям индейцев, Шауни приняли в племя несколько пленников, чтобы заменить ими павших воинов. Оставшиеся пленники были отправлены в Детройт к Гамильтону. Сам же Даниэль Бун был принят в одну из индейских семей города, возможно, он был даже принят семьёй вождя. Ему дали имя Шелтови (Sheltowee), что означает «Большая черепаха». 17 июня 1778 года Бун узнал, что вождь Чёрная рыба собирается напасть на город Бунсборо большим отрядом воинов, и решил сбежать и отправиться домой. Он проехал 260 км за пять дней — сначала на лошади, а потом пешком. Во время отсутствия Даниэля Буна, его жена и дети (кроме Джемины) вернулись в Северную Каролину, так как они думали, что он мёртв. По возвращении в Бунсборо, некоторые мужчины распространяли слухи о предательстве Буна, так как после захвата в плен, он жил достаточно хорошо среди индейцев Шауни месяцами. Бун доказал свою верность колонистам организовав превентивную атаку на индейцев возле реки Огайо, а после участвовал в обороне Бунсборо во время 10-дневной осады, которая началась 7 сентября 1778 г. и закончилась поражением индейцев. После осады, капитан Бенджамин Логан и полковник Ричард Кэлловэй (их племянники были среди тех, кто до сих пор находился в плену, после того как отряд Буна сдался во время похода за солью) выдвинули обвинения против Буна в связи с его деятельностью. На суде, Бун был повышен в должности и признан невиновным после того, как дал показания. Несмотря на оправдание Бун чувствовал себя униженным из-за судебного процесса и мало говорил об этом. После суда Бун отправился в Северную Каролину за своей семьёй, чтобы вместе вернуться в Кентукки. Летом 1779 года большая группа эмигрантов отправилось вместе с Буном в Кентукки, среди которых, по слухам, была семья деда Авраама Линкольна. Решив не оставаться в Бунсборо, Бун основал небольшую станцию Буна (Boone’s Station). Бун зарабатывал деньги тогда тем, что предлагал поселенцам плодородные земли. Права собственности на земли в Трансильвании были лишены законной силы, после того как Виргиния создала округ Кентукки, и поселенцам надо было заново приобретать право собственности уже у Виргинии. В 1780 году Бун собрал около 20000 долларов наличными у поселенцев и отправился в Вильямсбург, чтобы получить земельные ордера. У него были украдены эти деньги, когда он решил переночевать в одном из номеров таверны, находящейся на пути следования. Некоторые поселенцы простили Буну пропажу, но остальные потребовали, чтобы он компенсировал их убытки; Буну потребовалось на это несколько лет. Умер 26 сентября 1820 года. Память: Памятная монета (50 центов), выпущенная в честь двухсотлетия со дня рождения Буна; 1934—1938 годы; Картина маслом Честера Хардинга 1820 года. Единственная прижизненная картина Даниэля Буна, написанная за несколько месяцев до смерти; Статуя работы Энид Янделл
[532x700]
1737
Винченцо Манфредини (итальянское имя — Vincenzo Manfredini)
итальянский композитор, музыкальный теоретик и писатель о музыке. Родился в Пистое. Музыкой занимался с отцом Франческо Манфредини (англ.)русск. (1684—1762), Дж. Перти и Г. А. Фиорони (1716—1778). В 1758 году вместе с братом Джузеппе и Джованни Локателли он прибыл в Россию в составе оперной труппы дирижером которой он стал. В Санкт-Петербурге он сменил на должности придворного композитора и дирижера Франческо Арайю. Свою первую в России оперу Манфредини написал в 1760 году. Ею стала «Узнанная Семирамида», поставленная в Ораниенбауме при дворе наследница престола Петре Фёдоровиче. В 1761 году императором Петром III назначен первым придворным капельмейстером. Первым императорским заказом композитору стало написание реквиема по усопшей императрице Елизавете. Он был исполнен в присутствии императора в феврале 1762 года в петербургской церкви францисканцев. Оформление зала для исполнения выполнил художник Градицци. По случаю коронации императрицы Екатерины II Манфредини написал оперу «Олимпиада» на стихи Метастазио. Позднее императрица Екатерина II поручила ему руководство музыкальными занятиями наследника престола Павла Петровича по игре на клавесине. После 12 лет работы в России творчество Манфредини начало казаться императрице Екатерине и петербургской публике старомодным и в 1769 году он вернулся в Италию где поселился в Болонье. На родине он написал свою лучшую оперу «Армида» (1770 год), которая была поставлена в Коммунальном театре Болоньи. Назначенная императрицей пенсия позволила ему заняться теорией музыки и он написал: «Regole armoniche о sieno precetti ragionati» («Правила гармонические или мелодические»; Венеция, 1775), которые посвятил цесаревичу Павлу. Манфредини занялся музыкальной критикой и с 1785 по 1789 год редактировал «Итальянскую энциклопедическую газету». В ответ на памфлет «Osservazioni», изданный в Венеции испанцем Эстебаном Артеаги в отношении его музыкальных теорий, Манфредини пишет брошюру «Difesa della musica moderna e de’suoi celebri esecutori» («В защиту современной музыки»; Болонья, 1785). Павел, ставший императором, вспомнив о музыкальных занятиях в юности, пригласил композитора в Санкт-Петербург, где спустя год скончался 16 августа 1799 года. Могила Манфредини не обнаружена. Вдова композитора получила от Павла I пенсию в размере половины месячного гонорара супруга, выплата которой впоследствии была подтверждена императором Александром I.
[700x528]
Титульный лист издания музыкальных сочинений Винченцо Манфредини (Нюрнберг, 1765)
Оперы: «Узнанная Семирамида» (1760 год); «Олимпиада» (1762 год); «Карл Великий» (1763 год); «Мнимый больной» (1763 год); «Миневра и Аполон» (1765 год); «Армида» (1770 год). Балеты: «Амур и Психея» (1762 год); «Пигмалион» (1763 год). Из его музыкальных сочинений изданы шесть арий, дуэт из оперы «Олимпиада» (Нюрнберг, 1765) и шесть сонат для клавесина (Санкт-Петербург, 1766). Его сочинение «Regole armoniche, o sieno precetti ragionevoli per apprendere la musica» (Венеция, 1775) было переведено на русский язык Степаном Дегтяревым и издано в Петербурге в 1805 году.
Литература: Манфредини, Винченцо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Ренато Ризалити. Русская Тоскана. — Санкт-Петербург, 2013. — Страницы 78-80. — ISBN 978-5-91419-592-9.
1741
Григорий Григорьевич Гогель (французское имя — Henri de Goguel)
действительный статский советник; обер-директор Московского Воспитательного дома. Будучи в звании подполковника польских войск, в 1775 г. поступил на русскую службу и вступил в должность окружного комиссара в колониях иностранных поселенцев около Саратова. В 1777 г. принял русское подданство, в чине коллежского асессора был определён членом в контору опекунства иностранных поселенцев в Саратове. С 14 июня 1779 г. — главный надзиратель, с 1780 г. — обер-директор Московского Воспитательного дома. Создал «фабрикантскую контору» для заведования состоявшими при Воспитательном доме фабриками и мануфактурами, усилил надзор за производством товаров и за расходованием сумм, в результате чего в течение двух лет принёс Воспитательному дому прибыли 165 574 рублей; картонная фабрика в течение 14 лет (1780—1794) дала прирост дохода 105 535 рублей. Благодаря этим и другим улучшениям повысил кредит и доходы Дома, сократил издержки; содержание каждого воспитанника понизил с 33 до 27 руб. асс. В качестве вознаграждения получил взаймы из Сохранной казны 7000 руб. без залога и без процентов, впоследствии вся эта сумма была ему подарена. 8 октября 1780 г. ему поручено было заведование учебной частью Коммерческого училища, за что дано особое жалованье — сначала по 400, а потом по 900 рублей в год. С конца февраля до апреля 1785 г. Гогель временно заведовал Санкт-Петербургским Воспитательным Домом «для скорейшего завершения дел и для окончания немедленно всего по Дому, как то по указаниям предписано и порядок того требует». В 1786 г. он, в чине коллежского советника, был награждён орденом святого Владимира IV степени 2 сентября 1793 г. произведен в статские советники и 26 апреля 1796 г. пожалован дипломом на дворянское достоинство. Но уже с 1784 г. до главного попечителя Воспитательных Домов Бецкого стали доходить слухи о злоупотреблениях Гогеля, и последнему приходилось объясняться и жаловаться на клеветников, ищущих «помрачить» его в глазах Бецкого. В конце 80-х гг. Бецкий учредил строгий надзор за деятельностью Гогеля и назначил ему помощника, а преемник Бецкого граф Х.С.Миних уволил Гогеля. 11 апреля 1795 г. от главного надзирательства. Затем, найдя «равномерные неустройства и упущения» по управлению казнами, отдал и их 30 апреля в заведование другому опекуну. Гогель называл распоряжение Миниха «незаконным поступком», не сдавал своих должностей и принес жалобу Государыне. Екатерина II велела расследовать дело Московскому главнокомандующему Измайлову и почетным благотворителям Воспитательного Дома князя А.М.Голицыну и графу Мусину-Пушкину. 12 июля 1795 г. их доклад рассматривался в Совете Императрицы. Учреждена была комиссия для исследования о злоупотреблениях и неустройствах по Московскому Воспитательному Дому, Гогель же, уволенный от занимаемых должностей, с оставлением в звании опекуна до окончательного расследования дела, приглашен был оставить казенную квартиру, что он исполнил после настоятельных требований главнокомандующего только 27 марта 1797 г., переехав в свой собственный дом на Новой Басманной, против церкви Петра и Павла. 2 января 1797 г. новый главный попечитель Я.Е.Сиверс отрешил Гогеля и от опекунского звания. Через некоторое время он был прощен Императрицей Марией Феодоровной. Злоупотребления, в которых обвинялся Гогель и другие опекуны, заключались в допущении увеличения сумм просроченных долгов и процентов, неправильной выдаче ссуд, чрезмерном выпуске билетов Сохранной Казны, трате основных капиталов на бесполезные и дорогие постройки, сооружении для Гогеля нового обширного дома и пользовании им для себя казенным имуществом (например, Гогель в течение 10 лет выпил на 800 рублей одной только сельтерской воды). Умер Гогель в Санкт-Петербурге 20 декабря 1799 года. Похоронен на Смоленском евангелическом кладбище в Санкт-Петербурге. Сыновья: Андрей (1771 — 6 ноября 1805) — генерал-майор, директор Пажеского корпуса (1802—1805); Иван (11 ноября 1770 — 22 ноября 1834 — генерал-лейтенант артиллерии, директор Пажеского корпуса (1806—1830); Фёдор (1 марта 1775 — 17 апреля 1827) — генерал-лейтенант, командир дивизии в Отечественной войне 1812 года, георгиевский кавалер; Александр (? — 1812) — полковник лейб-гвардии конной артиллерии. Дочери: Катарина (1785—1838), замужем за генералом от инфантерии К.Ф.Клингенбергом; Амалия, замужем за А.М.Ассиером (26 декабря 1778 — 5 июля 1835).
Награды: орден святого Владимира IV степени (1786).
Литература: Жукова О. Гогель, Григорий Григорьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением А.А.Половцова. — Москва: типография Г.Лисснера и Д.Совко, 1916. — Том 5 : Герберский — Гогенлоэ. — Страницы 434-436.
[567x700]
1746
Джеймс Норткот (James Northcote)
английский художник, член Королевской академии художеств. Джеймс Норткот родился в Плимуте, в семье бедного часовщика. Подросший мальчик работал вместе с отцом, а в свободное время занимался рисованием и живописью. В 1769 году он покинул отца и стал зарабатывать на жизнь рисованием портретов. Четыре года спустя Норткот переехал в Лондон и поступил учеником в мастерскую Джошуа Рейнольдса. В это же время он посещал занятия в Королевской академии художеств. В 1775 году Норткот покинул школу Рейнольдса и вернулся в Девон. Накопив нужную сумму, художник отправился учиться в Италию. Три года спустя Норткот вернулся в Англию. После кратковременного визита в родные места художник обосновался в Лондоне, где его соперниками стали Генри Фюзели и Джон Оупи (John Opie). В 1786 году Норткота избрали членом Академии, а уже следующей весной — полным академиком.
[700x533]
«Шахматисты» — наиболее значимая картина Джеймса Норткота (1807). Загадочный сюжет и атмосфера театрального представления выделяют её среди других работ художника. Умер в Лондоне 13 июля 1831 года.
1749
Готфрид Альберт Кольрейф (немецкое имя - Gottfried Albert Kohlreif)
германский и впоследствии российский физик, врач-хирург и преподаватель. Родился в Любеке. В 1770 году окончил Лейпцигский университет, был врачом и затем профессором в городском госпитале, специализировавшимся на электрической медицине; увлекался также прикладной физикой и, в частности, вопросами воздухоплавания. Впоследствии переехал в Российскую империю, где, получив звание профессора физики и хирургии, преподавал в Санкт-Петербургской хирургической школе. В Санкт-Петербурге снимал большую квартиру, где временно размещал приезжавших из германских государств учёных. Параллельно работал в так называемом «Калинкин-институте» (Калинкинская больница) — немецком медицинском учреждении в Санкт-Петербурге и руководил аптекой. В 1795 году оставил преподавание из-за осложнения отношений с коллегами, оставшись, однако, в Петербурге, где и умер. Много занимался электричеством и опубликовал целый ряд сочинений по этому вопросу. Одной из сфер его исследования было изучение медицинское применение электрического тока, в том числе для спасения утопленников. Как физик изучал также благоприятное воздействие лесного воздуха на людей. Умер в Санкт-Петербурге 8 мая 1802 года.
Литература: Schrader T. A. Der Beitrag deutscher Ärzte zur Entwicklung der Krankenhäuser in St. Petersburg im 19. Jahrhundert // Medizin und Pharmazie im 18. und 19. Jahrhundert / Ingrid Kästner, Regine Pfrepper (Hgg.). — Aachen : Shaker, 2000. — (Deutsch-russische Beziehungen in Medizin und Naturwissenschaften ; Bd. 2). — ISBN 3-8265-7775-2; Müller-Dietz H. E. Ärzte zwischen Deutschland und Rußland : Stuttgart : G. Fischer, 1995. — ISBN 3-437-11673-8; Arppe A. E. Kohlreif, Gottfried Albert // Biographisch-Literarisches Handwörterbuch zur Geschichte der exacten Wissenschaften / J. C. Poggendorff. — Lpz. : J. A. Barth, 1863. — Bd. 1; Kohlreif, Gottfried Albert K. // Biographisches Lexikon der hervorragenden Ärzte aller Zeiten und Völker / August Hirsch. — Wien : Urban & Schwarzenberg, 1886. — Bd. 3.
[571x700]
1751
Натанаэль Готфрид Леске (верхне-лужицкое имя — Nathanael Bohuměr Leska)
лужицкий натуралист и геолог. Родился в Бад-Мускау. После окончания учёбы в Горной академии в Фрайберге и школы Франке в Галле в 1775 году Леске стал профессором по естествознанию в Университете Лейпцига. С 1777 по 1786 год он преподавал здесь экономику. Он предпринял многочисленное исследовательские поездки в Верхнюю Лужицу. В своих сообщениях он часто подробно описывал сельскохозяйственные отношения. В 1786 году он получил кафедру финансовой науки и экономики в Марбургском университете имени Филиппа, но при переезде в Марбург с ним произошёл несчастный случай, вследствие которого он скончался. Леске связывали близкие дружеские отношения с его преподавателем Абраамом Готлобом Вернером. Он находился с ним в оживлённой переписке, а также с Гёте. Кроме того, он тесно дружил с реформатором сельского хозяйства Иоганном Кристианом Шубартом и побуждал его к многочисленным сельскохозяйственным статьям. Леске владел обширной коллекцией минералов, которую после его смерти систематизировал Дитрих Людвиг Густав Карстен. Позже она была продана в Дублин. Умер Леске в Марбурге 25 ноября 1786 года.
Труды: Anfangsgründe der Naturgeschichte. Verlag Crusius Leipzig 1779; 2. verb. u. verm. Ausgabe mit 12 Kupfertafeln ebd. 1784; Reise durch Sachsen in Rücksicht der Naturgeschichte und Oekonomie. Verlag Müller Leipzig 1785.
Литература: Werner Andert und Hans Prescher: Nathanael Gottfried Leske (1751–1786). Zum 225. Geburtstag des ersten Erforschers der Naturkunde und Ökonomie der Oberlausitz und Theoretikers der Landwirtschaft. Sächsische Heimatblätter Jg. 23, 1977, S. 73–89; Jan Solta: Die Freundschaft Nathanael Gottfried Leskes mit Johann Christian Schubarts 1780–1786. In: Jan Šołta: Wirtschaft, Kultur und Nationalität. Ein Studienband zur sorbischen Geschichte. Bautzen 1990, S. 56–75 Schriftenreihe des Instituts für sorbische Volksforschung in Bautzen Bd. 58; Friedrich August Weiz: Das gelehrte Sachsen oder Verzeichniß derer in den Churfürstl. Sächs. und incorporirten Ländern jetzlebender Schriftsteller und ihrer Schriften gefertigt. Verlag Carl Friederich Schneider, Leipzig, 1780, S. 155
[600x700]
1752
Амброджо Минойя (итальянское имя — Ambrogio Minoja)
итальянский композитор и клавесинист. Амброджо Минойя родился в Оспедалетто-Лодиджано, Герцогство Милан. В 1766 году стал учеником органиста Саверио Ансельми в Лоди. Завершил музыкальное образование в Неаполе, где обучался вокалу и контрапункту у Николы Сала. Затем поселился в Милане, где с 1784 по 1802 год играл на клавесине в оркестре театра Ла Скала, заменив Джованни Баттисту Лампуньяни, и в театре Каноббьяна. В это же время служил генеральным секретарем Благочестивого института учителей музыки. 26 декабря 1786 году на сцене театра Ла Скала поставил свою первую оперу «Тит в Галлии» по либретто Джулио Сабино, а ровно через год в Риме на сцене театра Арджентина состоялась премьера его оперы «Зенобия» по либретто Пьетро Метастазио. В этот период творчества композитора им были написаны многочисленные инструментальные сочинения, в том числе приобретшие признание современников 6 струнных квартетов под общим названием «Развлечения общества», сборник сонат и сонатин для клавесина и скрипки, «Развлечения» для клавесина и скрипки. В 1789 году получил место капельмейстера в капелле Санта-Мария-делла-Скала. В это время он сочинял главным образом духовную музыку. В 1795 году получил место клавесиниста в оркестре герцогского театра в Парме. После оккупации Францией герцогства Милан в 1796 году, выступил на стороне республиканцев. В 1798 году выиграл конкурс, написав Похоронную симфонию в память о генерале Лазаре Гоше. Награда представляла собой золотую медаль стоимостью в 100 золотых монет. 21 декабря 1799 года в театре Ла Скала была исполнена его кантата «Гимн на годовщину падения последнего короля Франции». В 1805 году, когда Наполеон Бонапарт был коронован королём Италии в кафедральном соборе Милана под «Тебя Бога хвалим» (латинское название — Te Deum) и «Приди Дух Святой» (итальянское название — Veni Creator Spiritus) в три голоса, написанные Амброджо Минойя, который лично дирижировал оркестром из 250 музыкантов на коронации. 13 февраля 1806 года композитор сочинил кантату в честь прибытия в Милан вице-короля Италии, Эжена Богарнэ и его супруги Августы Амалии Баварской. В знак признания своих заслуг Амброджо Минойя был назначением одним из восьми рядовых членов музыкального отделения в классе изящных искусств Итальянского общества науки, литературы и искусства, созданного в новом королевстве Италия. В 1808 году было принято решение основать Королевскую консерваторию в Милане по образцу консерватории в Париже. Амброджо Минойя вошёл в состав учредителей вместе Бонифацио Азиоли, капельмейстером при дворе вице-короля Италии, однако проект не оправдал ожиданий. В 1812 году в издательстве Луиджи Мусси он опубликовал трактат «Письмо о пении», посвятив его Бонифацио Азиоли. Спустя три года, трактат был издан на немецком языке. 28 июля 1814 года был назначен цензором консерватории в Милане и занимал это место до 1824 года. Амброджо Минойя умер в Милане 3 августа 1825 года. Творческое наследие композитора включает две оперы, многочисленные произведения духовной и камерной музыки. Сочинения Амброджо Минойя: Оперы: «Тит в Галлии» (1787); «Зенобия» (1788). Прочее: «Тебя Бога хвалим» (1805); «Приди Дух Святой» (1805).
Литература: «Письмо о пении» (1812).
1756
Иоганн Фридрих (Феодор) Гакман (немецкое имя — Hackmann Johann Friedrich)
историк и географ, почётный член Петербургской академии наук (с 22 августа 1782 года). Иоганн Фридрих Гакман родился в городе Ганновере. В 1782 году был конректором Академической гимназии и за сочинение на латинском языке «Введение в исследование о Черном море и о греческих поселениях по берегам сего моря» получил звание адъюнкта. Русский перевод этого сочинения был напечатан в «Историческом Календаре» за 1786 год. Ранее были напечатаны его «Известия о географическом, историческом и физическом состоянии Тибета» (1783) и «Известия о Шпицбергене». Для народных училищ им были составлены: «Пространное Землеописание Российского Государства» (Санкт-Петербург, 1787 — 428 страниц) и «Всеобщее Землеописание». Часть І. (Санкт-Петербург, 1788). Впервые Гакманом была проведена граница между Азией и Европой по реке Эмбе. И.Ф.Гакман преподавал географию великим князьям — внукам Екатерины II. Иоганн Фридрих Гакман умер в родном городе 13 августа 1812 года.
[583x700]
1759
Луиза Фелисите Виктуар д’Омон-Мазарен (французское имя — Louise Félicité Victoire d’Aumont-Mazarin)
единственная дочь и наследница 6-го герцога д’Омон, жена князя Монако. Родилась в Париже. Луиза д’Омон-Мазарини была дочерью Луи-Мари, герцога д’Омон (1732—1799) и его супруги, Луизы-Жанны де Дюрфор, герцогини Мазарини (1735—1781). Её мать происходила от Гортензии Манчини, племянницы кардинала Жюля Мазарини. Луиза унаследовала все её титулы после того, как пресеклась мужская линия этой фамилии, и приняла двойную фамилию «д’Омон-Мазарен» (или «д’Омон-Мазарини»). Полный титул Луизы: герцогиня д’Омон, де Мазарини, де Майенн и де Ла-Мильере, графиня де Ферьет, де Бельфор, де Тан, де Роземон, баронесса фон Альткирх, княгиня Шато-Порсиан, маркиза де Шильи и де Жискар. Позднее все они перешли к династии Гримальди. Луиза 15 июля 1777 года вступила в брак с Оноре из рода Матиньонов, который в 1814 году взошёл на престол Монако под именем Гонория IV. В этом браке она родила двух сыновей, правивших затем княжеством: Оноре V (1778—1841) и Флорестана (1785—1856). В 1798 году Луиза разводится с мужем и переезжает в Париж.
[544x700]
Здесь она рожает двух дочерей — Амелию-Целестину и Жанну-Мари д’Омон от неизвестного лица. В 1801 году Луиза выходит замуж за Рене-Франсуа Тирнана д’Арси. При бракосочетании Луизы с Оноре де Матиньоном состояния их семейств были объединены, однако при разводе Луиза получила обратно всё, чем владела. Во время Великой французской революции она была арестована и провела несколько лет в тюрьме, а её земельные владения и состояние было конфисковано. При реставрации монархии Луиза никакой компенсации не получила, и её собственность ей также не была возвращена. Луиза Мазарини скончалась в Париже в бедности 13 декабря 1826 года. Тело её было перевезено в Монако и захоронено в церкви Святого Николая (ныне на этом месте находится собор Нотр-Дам-Иммакуле).
[557x699]
1759
Томас Купер (Cooper)
англо-американский философ-материалист, врач, химик, экономист и политический деятель. Родился в Вестминстере. Учился в Оксфорде; был членом Манчестерского конституционного общества. Во время Великой французской революции посетил Францию (1792). В 1793 г. с семьёй своего учителя и тестя английского учёного и философа Дж.Пристли переселился в США, где сблизился с Т.Джефферсоном. Был судьёй, затем профессором химии и экономики, в 1821-1833 гг. - президент Колумбийского колледжа (Южная Каролина). В своих философских произведениях и анонимных антирелигиозных памфлетах отстаивал материалистическое и атеистическое мировоззрение, отрицал существование духовной субстанции, бессмертие души, свободу воли, врождённые идеи. В разработке психофизической проблемы продолжил линию французских материалистов Ж.Ламетри и П.Кабаниса. Умер в Колумбии (штат Южная Каролина, США) 11 мая 1839 года.
Сочинения: Tracts, ethical, theological and political, Warrington, 1789; Political essays, Phil., 1800; A view of the methaphysical and physiological arguments in favor of materialism, Phil., 1823; The scripture doctrine of materialism, Phil., 1823; Lectures on the elements of political economy, Columbia, 1826; в русском переводе, в книге: Американские просветители, том 2. Москва, 1969, страницы 325—408.
Литература: Гольдберг Н.М., Свободомыслие и атеизм в США, Москва — Ленинград, 1965, глава 5; Malone D., The public life of . Cooper, New Haven — L., 1926.
[615x699]
1761
Антуан-Пьер Барнав (французское имя — Antoine-Pierre-Joseph-Marie Barnave)
французский политический деятель эпохи Великой французской революции, сторонник конституционной монархии, депутат Национального собрания в 1789-1791 гг.; гильотинирован по приговору революционного трибунала. Антуан Барнав родился в Гренобле, в провинции Дофине. Отец Барнава занимал должность консисториального адвоката и пользовался привилегиями т.н. «дворянства мантии». Его мать принадлежала к родовому дворянству, «дворянству шпаги». Антуан получил разностороннее домашнее образование; как и многие представители европейской интеллигенции во второй половине XVIII века, он изучал труды просветителей — Руссо, Вольтера, Монтескье. Под их влиянием (и главным образом под влиянием идей Монтескье) и сформировались общественно-политические приоритеты Барнава. В 1783-м, по примеру отца, Антуан становится адвокатом. В том же году на заседании парламента Гренобля Барнав выступает с речью «О разделении властей», в которой нашли выражение его либеральные взгляды. Речь принесла молодому адвокату известность во всей Франции. Сам Барнав впоследствии писал, что «эта маленькая работа представляла без сомнения весьма слабый набросок на необъятную тему, но она дышала страстью к свободе». С конца 1780-х годов Барнав всё больше занимается политикой. В 1788 году он принимает активное участие в противостоянии гренобльского парламента с королем, который попытался ограничить полномочия парламента и городской магистратуры. Вместе с отцом Барнав принимал участие в собрании трех сословий Дофине в замке Визиль 21 июля 1788 года. В это же время он пишет несколько брошюр, в которых выступает против абсолютной монархии и отстаивает права третьего сословия и парламентов. Наиболее известная из них — «Дух эдиктов» (название перекликается с названием знаменитого труда Монтескье «О духе законов»), где Барнав, среди прочего, высказывается за созыв Генеральных Штатов. Таким образом, к 1789 году Барнав был известен как активный сторонник реформирования политической системы Франции и противник абсолютизма. Благодаря своей репутации он был избран депутатом Генеральных Штатов от Гренобля. С самого начала работы Генеральных Штатов Барнав принимает активное участие в борьбе представителей третьего сословия с депутатами от дворянства и духовенства и королем. 14 мая он был избран комиссаром депутатов третьего сословия для ведения переговоров о слиянии сословий; 12 июня Барнав составляет адрес на имя короля, принятый на общем голосовании его коллег, с просьбой удовлетворить их требования о проведении совместных заседаний всех трех сословий. Несмотря на то, что этот адрес был составлен в хвалебных тонах, Людовик XVI не пожелал его удовлетворить и попытался силой не допустить продолжения «бунта». В ответ представители третьего сословия по предложению Сийеса объявили себя Национальным собранием; 20 июня они постановили не расходиться до тех пор, пока не составят конституцию Франции. Обострение противоречий между королем и Штатами привели к их прямому конфликту, который стал причиной событий 12-14 июля и начала Великой французской революции. Барнав быстро становится одним из наиболее популярных вождей Революции наряду с Лафайетом, Байи, Мирабо, Сийесом. Он входит в число лучших ораторов Национального собрания; в отличие от других депутатов Барнав не составлял свои речи заранее, а импровизировал, предварительно изучив тему выступления. Современники отмечали, что из всех членов Собрания соперничать с Барнавом в ораторском искусстве (и зачастую одерживать над ним верх) мог только Мирабо. Демулен писал, что «на важных заседаниях Национального Собрания оставляют всегда на десерт речь Барнава, и после него дебаты прекращаются». В Собрании Барнав сблизился с двумя другими депутатами — Адрианом Дюпором и Александром Ламетом. Довольно скоро их стали называть «триумвиратом». Барнав, Дюпор и А.Ламет возглавили группу либерально настроенных депутатов Национального собрания, которым противостояли «монархисты» — сторонники сильной королевской власти — во главе с Мунье и Малуэ. На дебатах осени 1789 года «триумвират» и его последователи одержали верх над монархистами: был введен однопалатный парламент, члены которого избирались «активными» гражданами Франции (монархисты настаивали на двухпалатном парламенте по английскому образцу) и принят декрет о суспенсивном (ограничивающем), а не абсолютном, вето короля. После своего поражения Мунье эмигрировал в Савойю, а его соратники перестали играть заметную роль в Собрании и в революции в целом. До конца работы Национального собрания влияние Барнава, Дюпора и А.Ламета на его работу было преобладающим. Барнаву приписывают фразу, якобы сказанную им по поводу варварской расправы парижских санкюлотов над Фулоном и Бертье де Савиньи (бывшими королевскими откупщиками, люто ненавидимыми в народе) 22 июля 1789 года: «Так ли чиста эта кровь, в которой обвиняют народ?» Эти слова впоследствии дали основание многим политическим противникам Барнава, например, Малуэ, обвинить его в жестокости и кровожадности. Сам же Барнав, опровергая подобные обвинения, так высказывался по этому поводу: «Я всегда считал одним из важнейших качеств человека способность сохранять хладнокровие в момент опасности, и я даже отношусь с известным презрением к тем, кто проливает слезы, когда надо действовать; но, признаюсь, презрение переходит у меня в глубокое негодование, когда я вижу, что чувствительность является лишь театральным приемом. Раньше, чем в Ассамблее говорили об этом событии, Деменье показал мне письмо, в котором ему сообщали о нем... Немного спустя Лалли выступил со своим обвинением... он говорил о себе, о своей чувствительности, о своем отце и кончил тем, что предложил прокламацию. Тогда я поднялся. Признаюсь, что я был крайне раздражен и... чувство, которое я выразил, увлекло меня, быть может, слишком далеко. Я сказал, что события эти опечалили меня, но что я не думаю, чтобы из-за них следовало отказаться от революции; что при всех революциях бывают несчастья, что надо, быть может радоваться, что в данном случае дело обошлось небольшим числом жертв... что... законодателям больше подобает изыскать действительные средства прекращения зла, чем заниматься оханьем; что та часть народа, которая совершает убийства, навряд ли почувствует все красоты прокламации... Таков точно переданный факт, которым ненависть и партийное пристрастие воспользовались с таким успехом, что я с тех пор встречал многих лиц, которые, составив себе полное мнение о моей личности на основании этих нескольких слов, удивлялись, что не находят во мне ни физиономии, ни голоса, ни манер кровожадного человека». В сентябре 1790 года Барнав вместе с Дюпором, А.Ламетом и Петионом вошел в конституционный комитет Собрания, членами которого уже были Сийес, Талейран и несколько других депутатов. С этого момента работа над будущей конституцией проходила под контролем и при непосредственном участии «триумвирата». В конце 1789 года Барнав и еще ряд депутатов Собрания основали политическое общество, которому было суждено войти в историю революции — Якобинский клуб. Как и в Национальном собрании, либеральную политическую позицию клуба определял «триумвират» и его сторонники, составлявшие большинство членов. Барнав, Дюпор и А.Ламет лично контролировали главные органы Парижского клуба — комиссию администрации и финансов, комиссию приема новых членов, комитет переписки с аффилированными обществами. Устав Клуба был составлен Барнавом и принят общим голосованием в феврале 1790 года. Однако весной 1791 года в Якобинском клубе усилилось его левое крыло, возглавляемое Бриссо, Петионом и Робеспьером. Принадлежавшие к нему якобинцы требовали пересмотра некоторых статей конституции, касавшихся избирательного законодательства, и ужесточения политики по отношению к церкви. Сильно подорвали популярность Барнава и А.Ламета майские дебаты о предоставлении гражданских прав цветному населению французских колоний, когда Барнав и Ламет высказались против. Влияние «триумвирата» начинает идти на спад. Окончательный раскол между Барнавом, А.Ламетом и Дюпором, с одной стороны, и сторонниками радикализации революционного движения, с другой, произошел в ходе так называемого «Вареннского кризиса». В июне 1791 года Людовик XVI с семьей предпринял попытку бегства из Франции, но был задержан в Варенне и отправлен обратно в Париж. Национальное собрание решило послать навстречу процессии, сопровождавшей короля в столицу, трех своих членов — Барнава, Петиона и де Латур-Мобура. Цель этой меры — оградить короля от возможного насилия со стороны толпы. После вареннских событий в Париже, среди депутатов Собрания, журналистов и членов политических клубов, начались бурные споры о дальнейшем ходе революции и политическом будущем Франции. Радикальные члены Якобинского клуба — Петион, Бриссо — и Клуба кордельеров (Демулен) высказывались за низложение короля и установление республики. Правое крыло якобинцев во главе с «триумвиратом» выступало в защиту конституционной монархии и Людовика XVI. 14 июля Дюпор выступил с речью в Собрании, в которой он отстаивал принцип монархии и политической неприкосновенности короля. 15 июля с большой программной речью выступил Барнав; он призывал к умеренности и соблюдению действовавших законов. Основная мысль Барнава сводилась к следующему: «Ответственность должна быть двоякая, потому что король может совершить двоякого рода преступления: гражданские и политические... Что касается политического преступления... неприкосновенность прекращается лишь с лишением престола. Король может перестать быть неприкосновенным, только перестав быть королем... Я уже говорил, что не боюсь нападения иностранных государств и французских эмигрантов и также искренне утверждаю сейчас, что я боюсь продолжения беспорядков и волнений, которые всегда будут существовать у нас до тех пор, пока революция не будет окончательно и мирно завершена. Нам не могут причинить никакого зла извне, но нам причиняют огромное зло изнутри, когда нас возбуждают гибельными идеями, когда... призрачные опасности доставляют некоторое доверие людям, пользующимся им для того, чтобы беспрестанно возмущать народ. Нам причиняют огромное зло, когда продолжают до бесконечности это революционное движение, которое уже разрушило все то, что можно было разрушить... В настоящий момент, господа, все должны чувствовать, что общий интерес заключается в том, чтобы революция остановилась. Те, которые потерпели от революции должны сказать себе, что невозможно заставить ее повернуть обратно и что поэтому... ничего более не остается, как ее укрепить; те же, которые революцию совершили и которые ее хотели, должны признать, что она достигла своего предела и что благо и слава их родины требуют, чтобы она не продолжалась далее». После доклада Барнава Национальное собрание признало короля невиновным в государственной измене в силу конституционного принципа неприкосновенности его особы. 16 июля Якобинский клуб принял петицию, адресованную Собранию, с требованием, чтобы оно «приняло от имени нации отречение Людовика XVI от престола и позаботилось о его замене при помощи всех конституционных средств». В ответ на это Барнав, Дюпор, А.Ламет и еще 300 депутатов Национального собрания вышли из Якобинского клуба и основали Клуб фельянов, мотивируя свой поступок тем, что левое крыло якобинцев нарушило устав клуба. Фельяны стояли на конституционно-монархических позициях. Членами клуба стали также мэр Парижа Байи и Главнокомандующий Национальной гвардией Жильбер де Лафайет. 17 июля отряды Национальных гвардейцев под командованием Лафайета расстреляли мирную демонстрацию парижан, которые на Марсовом поле подписывали другую петицию с требованием низложения короля. В результате рост республиканских настроений на время прекратился, но фельяны быстро стали крайне непопулярны в столице и провинции (филиалы клуба были очень малочисленны) и не смогли послужить надежной опорой королевской власти. Резко упала и популярность их лидеров, в том числе Барнава, бывших до того «богами» революционного Парижа. В начале сентября 1791 года Национальное собрание приняло конституцию Франции — вторую в истории Европы — и объявило о прекращении своей работы.
[525x700]
Бюст Барнава (музей Гренобля).
Однако перед роспуском Собрание приняло декрет, против которого Барнав горячо протестовал, находясь в абсолютном меньшинстве — согласно этому декрету депутаты Национального собрания не имели права быть избранными в Законодательное собрание, которое должно было прийти на смену учредителям. После окончания работы Собрания Барнав еще несколько месяцев провел в столице Франции, а затем, побывав на аудиенции у короля, в январе 1792 г. вернулся в Гренобль и отошел от активной политической деятельности. 10 августа 1792 года восставшие санкюлоты взяли Тюильрийский дворец, бывший резиденцией Людовика XVI. Среди бумаг короля были найдены документы, изобличавшие Мирабо и Барнава в сношениях с двором, что и послужило поводом для ареста бывшего депутата от Дофине. Он был взят под стражу прибывшими из Парижа жандармами 15 августа и препровожден в тюрьму Гренобля. Там Барнав провел около десяти месяцев, позднее он содержался в крепости Барро и еще нескольких тюрьмах. В ноябре 1793 года Барнав был переведен в Париж, в тюрьму Аббатства, а затем в Консьержери. 28 ноября он предстал перед судом революционного трибунала и был приговорен к смертной казни. На следующий день, 29 ноября 1793 года (9 фримера II года Республики), Барнав был гильотинирован на Гревской площади. После возвращения в Гренобль Барнав занялся написанием мемуаров и сочинений на общественную тематику. Самое известное историко-философское произведение Барнава — «Введение во Французскую революцию». В нем Барнав рассматривает историю развития человеческой цивилизации с древнейших времен до конца XVIII века и ее зависимость от различных факторов. Барнав показывает, как эволюция в науке и технике и рост населения приводят к смене экономической формации общества, а это, в свою очередь, вызывает смену государственного устройства. Барнав был одним из первых европейских мыслителей, кто отмечал большую роль демографического детерминизма в общественном прогрессе. Также он подробно останавливался на влиянии, которое оказывает географическое положение страны на ее политическую систему.
Основные сочинения: «Дух эдиктов» (Esprit des édits); «Введение во Французскую революцию» (Introduction a la Révolution Française); «Политические размышления о Революции» (Réflexions politiques sur la Révolution). После начала работы Генеральных Штатов Барнава прозвали «Барнавом-Нарциссом», за молодость и красоту, а после инцидента с Фулоном и Бертье — «Барнавом-Нероном». Осенью 1789 года Барнав дрался на дуэли с другим депутатом Национального собрания — драгунским капитаном Жаком Антуаном Казалесом, сторонником сохранения сословных привилегий. Никто из участников дуэли не был даже ранен; пуля Барнава задела шляпу Казалеса. И при жизни Барнава, и после его смерти ходили упорные слухи о романе молодого депутата с королевой Франции Марией-Антуанеттой, который якобы начался во время путешествия из Варенна в Париж, когда королевская семья, Барнав и Петион ехали в одной карете. Эти слухи не находят подтверждения ни в мемуарах Барнава, ни в мемуарах Петиона. Бумаги (дневники, письма, сочинения), оставшиеся после Барнава, впервые были опубликованы во Франции в 1843 году; они составили четыре тома.
Литература: А.Барнав. Главы из книги «Введение во Французскую революцию»; И.Л.Попов-Ленский. «Антуан Барнав и материалистическое понимание истории»; А.Олар. «Антуан Барнав». Глава из книги «Ораторы Французской Революции»; А.В.Тырсенко. «Фельяны. У истоков французского либерализма»; А.В.Тырсенко. «1791 год в политической эволюции Антуана Барнава»; Г.С.Черткова. «Антуан Барнав, Гракх Бабеф: два взгляда на французскую революцию»; Подборка документов, посвященная «Вареннскому кризису».
[532x700]
1764
Жан-Мари Мелон Роже (французское имя — Jean-Marie Mellon Roger; известный больше как Жан-Мари Валюбер или генерал Валюбер, Jean-Marie Valhubert)
бригадный генерал (29 августа 1803 года). Родился в Авранше (Avranches), в семье Жана-Франсуа Валюбера (Jean-Francois Valhubert) и его супруги Катрин-Жанны де Клиншан де Пресэ (Catherine-Jeanne de Clinchamp de Precey), получил прекрасное образование в местном Колледже (College d,Avranches), где выказал склонность к наукам и военному делу. Готовился поступить на службу в артиллерию, но королевский указ закрыл доступ в этот род войск разночинцам, вследствие чего Валюбер вступил 29 сентября 1783 года солдатом в пехотный полк Роган-Субиз (Regiment de Rohan-Soubise-infanterie), 19 июля 1785 года вышел в отставку, но уже в августе 1789 года вступил в батальон волонтёров-егерей Авранша (Chasseurs volontaires d,Avranches) с назначением его командиром в чине подполковника. 22 октября 1791 года – командир 1-го батальона волонтёров Манша (1er bataillon de volontaires de la Manche), служил в Северной Армии (Armee du Nord), в 1793 году под командой генерала Кюстина (Adam-Philippe de Сustine) отличился в сражениях под Лиллем (Lille), Антверпеном (Anvers) и при Лауфельде (Lawfeld), 13 сентября 1793 года попал в плен при капитуляции крепости Кенуа (Quesnoy) и до ноября 1795 года оставался в качестве военнопленного в Венгрии. После возвращения на родину служил в составе Внутренней Армии (Armee de l,interieur) в гарнизоне Парижа (Paris), 10 октября 1796 года – шеф батальона, командир 3-го батальона 28-й линейной полубригады (28e demi-brigade d,infanterie de ligne), 19 апреля 1799 года (30 жерминаля VII-го года) – шеф бригады, командир 28-й линейной полубригады в составе Гельветической Армии (Armee d,Helvetie), в 1800 году определён в Резервную Армию (Armee de reserve), участвовал в Итальянской кампании, особо отличился в сражении 9 июня 1800 года при Монтебелло (Montebello), где захватил в плен целый австрийский полк (после сражения генерал Ланн (Jean Lannes) сказал ему: «Я был в больших делах, но подобной смелости не видел никогда: вы удивили армию..»). 12 июня 1800 года выдержал неравный бой против австрийцев в долине Виспа (Vallee de la Vispa), 14 июня 1800 года получил огнестрельное ранение в сражении при Маренго (Marengo), но не оставил поле боя, 16 августа 1800 года изгнал врага из Симплона (Simplon), 25 декабря 1800 года первым форсировал Минчио (Mincio), тяжело контужен в сражении при Поццоло (Pozzolo), 24 января 1803 года (4 плювиоза XI-го года) награждён Почётной саблей (Sabre d,Honneur).
[481x700]
Авранш (Нормандия, Франция). Статуя генерала Валюбера.
29 августа 1803 года – бригадный генерал, командир бригады (64-й и 88-й линейные полки) в лагере Сент-Омер (Camp de Saint-Omer), 10 октября 1805 года – командир 2-й бригады 4-й пехотной дивизии генерала Сюше (Louis-Gabriel Suchet) V-го корпуса маршала Ланна (Jean Lannes) Великой Армии (Grande Armee), отличился в сражениях при Ульме (Ulm) и Голлабрюне (Hollabrunne), в сражении 2 декабря 1805 года при Аустерлице (Austerlitz) был тяжело ранен пушечным ядром, раздробившим кости бедра левой ноги. Умер от последствий ранения 3 декабря 1805 года в Брюнне (Brunn; ныне Брно, Чехия) в возрасте 41 года.
[700x577]
«Смерть генерала Валюбера».
Шевалье Почётного Легиона (11 декабря 1803 года), Коммандор Почётного Легиона (14 декабря 1804 года). Имя генерала выбито на Триумфальной арке площади Звезды (Arc de triomphe de l,Etoile), а его бронзовый бюст установлен в Галерее сражений в Версале (Galerie des batailles du Chateau de Versailles). Сцена ранения генерала изображена на полотне «La mort du general Valhubert en presence de Desdorides, aide-de-camp du general», написанном в 1808 году живописцем Пейроном (Jean-Francois-Pierre Peyron) (1744-1814) и выставленном в настоящее время во Дворце Версаля и Трианона (Chateau de Versailles et de Trianon).