• Авторизация


14 октября родились... 14-10-2025 03:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Shaverzashvili_Tamar (476x700, 180Kb)
1891
Тамара Антоновна Шаверзашвили (грузинское имя — თამარ შავერზაშვილი)
грузинский советский композитор и педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1946). Родилась в городе Кутаиси, Российская империя, ныне Грузия. Окончила Тбилисскую консерваторию по классам фортепиано у И.С.Айзберга (1923), композиции у И.И.Туския (1935; ранее училась у В.В.Щербачёва), аспирантуру у П.Б.Рязанова (1938). Преподавала игру на фортепиано в Тбилисской консерватории (1923-1925), вела общий и специальные курсы полифонии (с 1938; с 1946 доцент) там же. Среди сочинений: детская опера «Колыбельная» (1948); сюиты для оркестра, ансамбли; фортепьянные пьесы и песни для детей; романсы. Умерла в городе Тбилиси, Грузинская ССР, СССР, 18 сентября 1955 года. Сочинения: детская опера Иавнана (Колыбельная, 1947); для оркестра - сюита (1935), Детские сюиты (1946), 2 марша (оба 1940); сюита для деревянных духовых инструментов (1938); камерно-инструментальные ансамбли - сюита для виолончело с фортепиано (1949), струнный квартет (1938); для фортепиано - Полифоническая сюита (1940), Детский альбом (1946), Пастораль (1948), 6 прелюдий (1948), 20 детских пьес (1952); для голоса с фортепиано - романсы «Тростник» (1920), «Сожаление» (1930, оба - на слова И.Г.Гришашвили), 2 колыбельные (1925, 1926, слова И.Г.Чавчавадзе), песни (около 50), сборники детских песен (1925).

[509x699]
1892
Андрей Иванович Еременко
командующий 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии. Родился в селе Марковка, ныне посёлок городского типа Луганской области Украины. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1918 года. На военную службу призван в 1913 году. В 1-ю мировую войну рядовым сражался на Юго-Западном фронте в Галиции. Затем служил на Румынском фронте в команде разведки пехотного полка. После Февральской революции 1917 года был избран в полковой комитет. Демобилизовавшись, А.И.Ерёменко возвратился в Марковку и в 1918 году организовал там партизанский отряд, который впоследствии влился в Красную Армию. Участник Гражданской войны. С января 1919 года - заместитель председателя и военный комиссар Марковского ревкома. С июня 1919 года участвовал в боях на Южном, Кавказском и Юго-Западном фронтах: красноармеец, помощник командира взвода, старшина эскадрона, начальник разведки и помощник начальника штаба по оперативной работе 1-й бригады 14-й кавалерийской дивизии, начальник полковой школы, начальник штаба 79-го кавалерийского полка в 14-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. Проявил мужество и отвагу в боях с белогвардейцами и белополяками. В 1923 году А.И.Ерёменко окончил Высшую кавалерийскую школу, в 1925 году - Ленинградские кавалерийские курсы усовершенствования комсостава, в 1931 году - курсы командиров-единоначальников при Военно-политической академии имени Н.Г.Толмачева, в 1935 году - Военную академию имени М.В.Фрунзе. После Гражданской войны, с октября 1925 года - начальник штаба, а с декабря 1929 года - командир 22-го кавалерийского полка, с августа 1937 года - командир 14-й кавалерийской дивизии, а с июня 1938 года - 6-го кавалерийского корпуса, с которым участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. С июня 1940 года - командир 3-го механизированного корпуса в Белорусском Особом военном округе. В декабря 1940 года назначен командующим Северо-Кавказским военным округом, но не успев вступить в должность, в январе 1941 года назначен командующим 1-й Отдельной Краснознамённой армией на Дальнем Востоке. Во время Великой Отечественной войны с июля 1941 года генерал Ерёменко А.И. - заместитель командующего Западным фронтом, руководил боевыми действиями войск в Смоленском сражении. В августе - октябре 1941 года он командовал Брянским фронтом, прикрывавшим подступы к Москве с юго-запада. В тяжелых условиях войска фронта вели бои с танковой группой Гудериана, в этих боях А.И.Ерёменко был ранен. По излечении, с декабря 1941 года, командовал 4-й ударной армией, которая под его руководством в составе войск Северо-Западного, а затем Калининского фронтов в ходе Торопецко-Холмской операции освободила города Андреаполь, Торопец, Велиж и другие. В январе 1942 года Ерёменко А.И. был вторично тяжело ранен и до августа 1942 года находился на излечении.
[457x699]
В августе 1942 года он вступил в командование Юго-Восточным фронтом, преобразованным с 30 августа того же года в Сталинградский фронт. В этой должности генерал-полковник Ерёменко А.И. внёс большой вклад в организацию героической обороны Сталинграда. Войска фронта под его командованием принимали активное участие в контрнаступлении советских войск под Сталинградом, завершившемся окружением крупной группировки немецко-фашистских войск. С января 1943 года А.И.Ерёменко командовал Южным фронтом. Под его руководством войска фронта нанесли удар в направлении Ростова-на-Дону с целью разгрома (во взаимодействии с войсками Закавказского фронта) группировки противника на Северном Кавказе. С апреля 1943 года командует Калининским фронтом, а с октября того же года - 1-м Прибалтийским фронтом. 27 августа 1943 года генерал-полковнику Ерёменко А.И. присвоено высшее воинское звание "генерал армии". С февраля до 15 апреля 1944 года генерал армии Ерёменко А.И. командовал войсками Отдельной Приморской армии, которая совместно с войсками 4-го Украинского фронта освободила Крым. С 23 апреля 1944 года А.И.Ерёменко - командующий 2-м Прибалтийским фронтом. Во взаимодействии с 1-м и 3-м Прибалтийскими фронтами, вверенные ему войска 2-го Прибалтийского фронта участвовали в освобождении Латвии. С 10 по 27 июля 1944 года войска этого фронта успешно провели Режицко-Двинскую наступательную операцию, отбросив противника на 200 километров с значительными потерями и обеспечив надёжное прикрытие северного фланга советских войск, наступавших в Белоруссии. За умелое руководство войсками и проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1944 года генералу армии Ерёменко Андрею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5323). В марте 1945 года генерал армии Ерёменко А.И. назначен командующим 4-м Украинским фронтом, войска которого в ходе освобождения Чехословакии овладели Моравско-Остравским промышленным районом. В годы войны ярко раскрылась разносторонность военного дарования А.И.Ерёменко. После окончания Великой Отечественной войны генерал армии Ерёменко А.И. командовал войсками Прикарпатского (с 1945), Западно-Сибирского (с 1946) и Северо-Кавказского (с 1953) военных округов. 11 марта 1955 года ему присвоено высшее воинское звание "Маршал Советского Союза". С 1958 года Маршал Советского Союза Ерёменко А.И. - генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС (с 1956 года), депутатом Верховного Совета СССР 2-8-го созывов (с 1946 года).
[700x700]
Скончался 19 ноября 1970 года. Похоронен в городе-герое Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Награждён 5 орденами Ленина (22 февраля 1938, 29 июля 1944, 21 февраля 1945, 13 октября 1962, 13 октября 1967), орденом Октябрьской Революции (22 февраля 1968), 4 орденами Красного Знамени (15 июн 1926, 22 февраля 1941, 3 ноября 1944, 20 мюня 1949), 3 орденами Суворова I степени (23 января 1943, 16 мая 1944, 23 мая 1945), орденом Кутузова I степени (22 сентября 1943), медалями, Почетным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР (22 февраля 1968), иностранными орденами. Герой Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР) (28 апреля 1970). Имя Героя Советского Союза Ерёменко А.И. было присвоено Орджоникидзевскому высшему командному училищу, улицам в городах Керчь, Рига, Донецк, Снежное, Славянск, траулеру Министерства рыбного хозяйства. На штабе Северо-Кавказского военного округа в городе Ростов-на-Дону в память о Герое-полководце установлена мемориальная доска. Сочинения: Боевые эпизоды. Походы Первой Конной армии. Ростов на Дону, 1957; На западном направлении. Москва, 1959; Против фальсификации истории второй мировой войны. Издание 2-е. Москва, 1960; Сталинград. Москва, 1961; В начале войны. Москва, 1965; Годы возмездия. 1943-1945. Москва, 1969; Помни войну. Донецк, 1971.

Sumner_Welles (493x700, 128Kb)
1892
Самнер Уэллес (Sumner Welles)
дипломат Соединённых Штатов Америки, заместитель государственного секретаря (1937—1943), публицист. Родился в Нью-Йорке в богатой семье, имевшей широкие связи в элите, включая семейство Рузвельтов. Окончил в 1914 Гарвардский университет, после чего по совету Франклина Рузвельта поступил на дипломатическую службу, где специализировался на странах Латинской Америки. В 1922—1924 гг. был посланником в Доминиканской республике, в 1924 выполнял посредническую миссию в Гондурасе. В 1925 году ушёл в отставку по требованию президента Кулиджа, раздражённого тем, что Уэллес отбил у близкого друга Кулиджа сенатора Питера Джерри] его жену Матильду Таунсенд, с которой вступил в законный брак в 1927 году. В 1932 году во время избирательной кампании Рузвельта Уэллес был его советником по иностранным делам и в апреле 1933 года назначен помощником государственного секретаря США. Пользовался неограниченным доверием Рузвельта, выполнял его самые щекотливые поручения. В мае 1933 года направлен посланником на Кубу, где сыграл заметную роль в отстранении от власти в августе 1933 года президента Мачадо и установлении нового режима, в котором ведущую роль играл Фульхенсио Батиста, будущий президент Кубы в 1940—1944 и 1952—1959. В начале 1934 года вернулся в США. В мае 1934 года на его преемника Джефферсона Каффери было совершено неудачное покушение. В 1937 году назначен заместителем государственного секретаря Корделла Халла и неоднократно исполнял его обязанности. В сентябре 1939 возглавлял делегацию США на 21-й панамериканской конференции в Панаме. По докладу Уэллеса конференция постановила ввести на Атлантическом океане Нейтральный патруль. В условиях разгоравшейся в Европе Второй мировой войны совершил в феврале-марте 1940 года Уэллес прибыл с дипломатической миссией в Европу и посетил Рим, Берлин, Лондон, Париж, 2 и 4 марта 1940 года вёл переговоры с Гитлером, 3 марта встречался с заместителем фюрера Рудольфом Гессом. Миссия Уэллеса носила тактический характер: в преддверии перехода «сидячей войны» в новую, горячую фазу, продемонстрировать американской общественности бесперспективность любого рода мирных переговоров и тем самым лишить аргументов сторонников изоляционистской политики в США. Совершив продолжительную поездку по ряду стран Европы с их лидерами, возвратился в Вашингтон с уверенностью в неизбежности войны в Европе и в необходимости объединения всех противников Гитлера. Именем Уэллеса названа опубликованная 23 июля 1940 года «Декларация Уэллеса» о непризнании Соединёнными Штатами вхождения Латвии, Эстонии и Литвы в состав Советского Союза. Автором этой декларации был его сотрудник Лой Хендерсон. Долгое время придерживался антисоветских взглядов, считая, что коммунизм угрожает США и всему Американскому континенту. Позитивно оценил Мюнхенское соглашение. Выражал сожаление по поводу плохих отношений между СССР и США, что, однако, не было свидетельством изменения его отношения к коммунизму. Выступил с инициативой возобновления диалога с СССР, в том числе и в надежде на то, что это убедит советское руководство в необходимости проведения более жесткого курса по отношению к Японии. Сосредоточившись на европейских делах, Уэллес оставил Халлу решение менее приоритетных проблем в отношении Тихого океана. Вёл интенсивные переговоры с советскими представителями, в частности, предупредил 20 марта 1941 года полномочного представителя СССР в США Константина Уманского о предстоящем нападении Германии на СССР. Источником информации были взломанные американской секретной службой кодированные японские дипломатические сообщения. Возглавлял разработку проектов послевоенного устройства мира, структуры будущей ООН, в чём встречал оппозицию Халла. На следующий день после нападения Германии на СССР Уэллес выступил с официальным заявлением, что правительство США будет приветствовать любые действия антигитлеровских сил, какой бы ни была их природа. 26 июня 1941 года заявил послу Уманскому, что, по мнению американского правительства, отпор «агрессии, который дается сейчас народом и армией СССР, соответствует историческим интересам Соединенных Штатов». В Москве Уэллеса считали одним из своих немногих доброжелателей в Государственном департаменте США. Соперничество Уэллеса с Халлом завершилось в сентябре 1943 отставкой Уэллеса. Халл инициировал скандал, воспользовавшись тем, что за три года до этого Уэллес пытался иметь гомосексуальный контакт в поезде с двумя неграми-проводниками. Рузвельт, нуждавшийся в Халле из-за его связей в Сенате и юге США ввиду предстоящих в ноябре 1944 президентских выборов, пожертвовал Уэллесом. Его преемником стал Эдвард Стеттиниус, сменивший 1 декабря 1944 Халла на посту государственного секретаря США. Уйдя с дипломатической службы, Уэллес выступал в качестве радиокомментатора и публициста, опубликовал несколько книг. Был близок к сионистскому движению, подвергался нападкам маккартистов. Умер в посёлке Бернардсвилл, округ Сомерсет, штат Нью-Джерси, США, 24 сентября 1961 года.
Семья
Был женат на Эстер Слейтер (Esther «Hope» Slater) в 1915—1923, после развода — на Матильде Таунсенд (Mathilde Scott Townsend) в 1927—1949, а после её смерти — на Гарриетте Пост (Harriette Appleton Post) с 1952. От первой жены имел сыновей Бенджамина (Benjamin Welles, 1916—2002) и Арнольда (Arnold Welles, 1918—2002). Труды: Sumner Welles. The World of the Four Freedoms (1943); Sumner Welles. The Time for Decision. — Harper & Brothers, 1944; Sumner Welles. An Intelligent American’s Guide to the Peace. — Dryden, 1945; Sumner Welles. We Need Not Fail. — Boston: Houghton Mifflin Co., 1948; Sumner Welles. Seven Decisions That Shaped History. — NY: Harper, 1951; Sumner Welles. Naboth’s Vineyard: The Dominican Republic, 1844—1924. — reprint. — Arno Press, 1972. — ISBN 0-405-04596-4.

Lillian_Gish (542x700, 199Kb)
1893
Лиллиан Дайана Гиш (Lillian Diana Gish)
американская актриса, кинорежиссёр и сценарист с 75-летней кинокарьерой (1912—1987). Была популярной кинозвездой с 1912 года до конца 1920-х, особенно в связи с ролями в фильмах Дэвида У. Гриффита, в том числе сыграла главную роль в самом кассовом фильме эпохи немого кино — «Рождение нации» (1915). Родилась в городе Спрингфилд, штат Огайо, США. Сестра актрисы Дороти Гиш. В раннем возрасте дебютировала в театре, где, как и её сестра, играла детские роли в пьесах мелодраматического содержания. По рекомендации Мэри Пикфорд, их театральной подруги, с которой они гастролировали по США, в 1912-м году сестёр снял в своём фильме «Невидимый враг» Дэвид Уорк Гриффит. После своего первого фильма они стали сниматься в кино и, в частности, принимали участие во многих постановках Гриффита. С наступлением эры звукового кино Лиллиан вернулась в театр, где играла роли в пьесах классического репертуара. В кино с тех пор она снималась нечасто, в том числе в известных ролях в вестерне «Дуэль под солнцем» (1946, номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана) и триллере «Ночь охотника» (1955). С начала 1950-х по 1980-е годы она также много работала на телевидении и завершила свою кинокарьеру в возрасте 93 лет, сыграв вместе с Бетт Дейвис в фильме «Августовские киты» (1987). В 1970 году удостоилась специального приза Американской киноакадемии за вклад в развитие кинематографа и актёрское мастерство. Американский институт киноискусства поставил Гиш на семнадцатое место в списке «100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI». В последние годы своей жизни Гиш стала убеждённым сторонником признания и сохранения немого кино. Её называют «первой леди американского кино» и приписывают ей новаторство в фундаментальной технике киноактёрского мастерства Несмотря на то, что она более известна своими ролями в кино, Гиш также преуспела и на сцене и в 1972 году была введена в Зал славы американского театра.
Происхождение
В своих мемуарах «Кино, Гриффит и я» Гиш указывала, что среди её предков были англичане, прибывшие в Америку ещё в 1632 году, французы, шотландцы, ирландцы. Первые несколько поколений Гишей были данкерскими священниками (течение «Данкерские братья»). К числу её предков относился Закари Тейлор, 12-й американский президент. Матерью Лиллиан была Мэри Гиш (урождённая Мэри Робинсон МакКоннелл) (16 сентября 1876, Дейтон (штат Огайо) — 17 сентября 1948, Нью-Йорк) — епископалка шотландского происхождения, отцом — Джеймс Ли Гиш (? — 9 января 1912, Норман (штат Оклахома)), ведший свою родословную от немецких лютеран. Джеймс Ли Гиш работал в Спрингфилде (штат Огайо) в фирме, занимавшейся продажей бакалейных товаров. С Мэри МакКоннелл он познакомился, находясь в деловой поездке. Они поженились 8 января 1893 года, а 14 октября у них родилась дочь, которую они назвали Лиллиан.
Ранние годы
Когда Лиллиан было около года, её отец открыл кондитерскую в Дейтоне — на родине её матери, где 11 марта 1898 года у них родилась ещё одна дочь — Дороти. Вскоре после этого Джеймс уехал жить в Нью-Йорк. Мэри продолжала работать в кондитерской, но денег не хватало, поэтому она решила тоже переехать в Нью-Йорк вместе с дочерьми. В Нью-Йорке она сняла квартиру на 39-й улице Манхэттена, сдала в ней комнату двум молодым актрисам и стала работать продавщицей в Бруклинском универмаге. Отец вскоре оставил семью. Однажды их жилица, актриса Долорес Лорн, посоветовала Мэри оставить работу в универмаге и, с учётом её внешности, начать выступать в театре. Мэри согласилась, начав играть в театральной труппе Проктора, где исполняла роли в амплуа инженю. Вскоре подруга Мэри актриса Алиса Найлс попросила у неё разрешения взять Лиллиан с собой на гастроли, так как Алисе была нужна девочка, которая смогла бы играть с ней на сцене, а Лиллиан была подходящего возраста (тогда ей было пять лет). Мэри согласилась, и Алиса с Лиллиан отправились в турне (одновременно в турне отправилась и её сестра Дороти вместе с Долорес Лорн). Дебют Гиш на театральной сцене состоялся в здании «The Little Red Schoolhouse» в небольшом селении Райзингсан округа Вуд (штат Огайо), в тот вечер она сыграла в пьесе «В полосатой куртке каторжника». В афишах её назвали «Бэби Лилиан».
Lillian_Gish1903 (530x700, 218Kb)
Лиллиан (справа) и Дороти Гиш с актрисой Хелен Рэй, которая играла их мать в пьесе «Её первый неверный шаг». Фотография 1903 года.
По окончании театрального сезона Лиллиан и Дороти вернулись в Нью-Йорк к матери. Накопленных за сезон денег оказалось недостаточно, чтобы прожить в городе всё лето до следующего сезона, поэтому до осени семья отправилась жить в город Массиллон (штат Огайо) к тёте и дяде Лиллиан — Эмили и Фрэнку Кливерам. В конце августа Мэри с дочерьми вернулась в Нью-Йорк, и они начали искать работу в новом сезоне. В итоге их пригласили поехать в турне с труппой, игравшей пьесу «Её первый неверный шаг» (Her First False Step), в которой главную роль исполняла актриса Хелен Рэй. Лиллиан и Дороти играли её детей, Мэри тоже исполняла небольшую роль. В последующие годы Мэри, Лиллиан и Дороти продолжали играть на сцене, гастролируя вместе с труппами передвижных театров по всей стране. Позже Гиш вспоминала про эти годы: «Когда я начала петь и танцевать на сцене, мне было пять или шесть лет; в раннем детстве я потеряла отца, и с сестрой Дороти мы помогали семье, выступая в театре». На протяжении театрального сезона мать и её дочери могли находиться в разных труппах и городах, что привело к раннему взрослению Лиллиан, приучило её к самостоятельности и умению адаптироваться к различным обстоятельствам. Однажды во время поисков работы в театрах Нью-Йорка Мэри познакомилась с Шарлоттой Хеннесси Смит — матерью трёх детей: Глэдис, Шарлотты и Джона. Семья Смит, как и семья Гиш, зарабатывала на жизнь игрой на сцене, и ради экономии денег они решили снимать одну квартиру на обе семьи. Впоследствии члены семьи Смит станут киноактёрами под псевдонимом «Пикфорд», а старшая дочь Шарлотты Глэдис (будущая кинозвезда Мэри Пикфорд) сыграет в судьбе сестёр Гиш важную роль. Мэри удалось накопить денег, и летом она решила открыть кондитерский ларёк в нью-йоркском парке развлечений «Форт Джордж». Пока она занималась этим делом, Лиллиан и Дороти зарабатывали деньги, позируя художникам и фотографам. Семье пришлось снять комнату в отдалённом районе, и Смиты уже не жили с ними, но часто навещали их в парке. В следующем театральном сезоне Мэри и её дочери отправились на гастроли с пьесой «Человек, говоривший правду», где главную роль исполняла актриса Мод Фили, но к середине сезона спектакль провалился. После этого Лиллиан в течение двух сезонов танцевала в Нью-Йорке в труппе Сары Бернар. Далее последовали гастроли Гишей со спектаклем «Зов долга». Позднее Мэри и Дороти в течение трёх лет выступали в труппе актёра Фиска О’Хары[англ.], Лиллиан в это время гастролировала отдельно от них. Сёстры Гиш становились старше, и найти работу в театре для них было всё труднее. Поэтому Мэри, накопив денег, приняла решение переехать в город Ист-Сент-Луис (штат Иллинойс), где жили её родственники — Генри и Роуз МакКоннелл, и открыла там по соседству с кинотеатром-никельодеоном «Маджестик» кондитерскую под названием «Majestic Candy Kitchen», в которой Лиллиан и Дороти помогали ей продавать попкорн и конфеты посетителям «Маджестика». Впоследствии на его экране сёстры увидят свою подругу Глэдис, играющую в фильме «Лена и гуси» (Lena and the Geese, 1912), что произведёт на Лиллиан и Дороти большое впечатление. Мэри отправила Лиллиан учиться в школу местного монастыря урсулинок, где Гиш получила начальное образование, изучала французский язык. Вскоре кондитерская семьи Гиш погибла при пожаре, а так как она была не застрахована, это ещё больше усугубило их бедственное положение. Мэри с дочерьми вновь отправилась в Массиллон к своим родственникам. Там она получила письмо от своего деверя Альфреда Гранта Гиша, в котором он сообщал, что её муж Джеймс тяжело болен и находится в лечебнице в городе Норман (штат Оклахома). Мэри послала Лиллиан навестить его. Гиш отправилась в город Шони (штат Оклахома), где жили Альфред и его жена Мод, но когда она приехала, её дядя сообщил ей, что отцу слишком плохо и он не выдержит свидания, поэтому Лиллиан пришлось вернуться обратно к матери и сестре. Джеймс Ли Гиш скончался в Нормане спустя год, 9 января 1912 года. К тому времени Мэри с дочерьми снова переехала в Нью-Йорк в поисках работы на сцене.
Карьера в кино
Однажды семья Гиш решила навестить Глэдис Смит, которая к тому времени уже взяла псевдоним «Мэри Пикфорд» и работала с режиссёром Дэвидом Гриффитом в кинокомпании «Мутоскоп и Байограф», чья киностудия на тот момент располагалась в 11-м доме на Восточной 14-й улице Манхэттена, неподалёку от площади Юнион-сквер. Пикфорд рассказала им, что снимается в кино уже три года и зарабатывает на съёмках намного больше, чем в театре. В тот же день она познакомила семью Гиш с Гриффитом, который как раз искал двух молодых актрис для съёмок в своём новом фильме «Невидимый враг» и сразу же устроил Лиллиан и Дороти кинопробы. Он остался доволен результатом и предложил сёстрам продолжить работу над фильмом, на что они ответили согласием. В этот же день Гриффит снял Мэри, Лиллиан и Дороти в качестве статисток в ролях театральных зрительниц в другом своём фильме — «Две дочери Евы». На следующий день начались репетиции и съёмки «Невидимого врага». Съёмочный процесс занял три дня, а гонорар каждой из сестёр составил по пять долларов за каждый съёмочный день, что было больше, чем они когда-либо могли заработать в театре. После окончания съёмок Лиллиан и Дороти оставили на студии свой адрес и попросили вызывать их, если найдутся подходящие роли. Первоначально сёстры и их мать не рассматривали кинематограф как постоянное место работы и пытались найти работу на сцене. Однако, так как найти подходящие театральные роли было трудно, а заработки в кино были выше, они связали свою жизнь со съёмками фильмов. Лиллиан позже писала: «Кино было странным, смущающим миром, совсем не похожим на тот, что мы знали. Но всё вокруг было до того увлекательно, что десяти- или даже двенадцатичасовой рабочий день пролетал раньше, чем мы успевали заметить». В этот период роли, сыгранные Лиллиан, были весьма различны. В основном она принимала участие в небольших одночастных фильмах, которые снимались за несколько дней. Первый её большой фильм назывался «Материнское сердце» (1913), и за исполнение роли в нём она получила ряд положительных оценок. «Секрет её успеха в отсутствии так называемой игры!», — несколько парадоксально писали в прессе. Другой её известной ролью стало участие в фильме Гриффита «Юдифь из Бетулии» (1913), одной из первых крупных по размеру (в четырёх частях) постановок режиссёра. Позже она снималась во многих других фильмах Гриффита: «Рождение нации», «Сиротки бури» (1921), «Нетерпимость», «Сломанные побеги» (1919), «Путь на Восток» (1920). По-настоящему знаменитой актрису сделала роль в масштабной постановке «Рождение нации». Позже Гриффит вспоминал, что когда он решил доверить Гиш роль в этом фильме, он просто посчитал, что она способна с ней справиться и не предполагал, насколько удачным окажется созданный образ. Режиссёр говорил, что в любом случае был уверен, что эта работа будет оригинальной, а полученный результат в исполнении актрисы назвал выдающимся. Сама же Гиш говорила, что этот громкий успех оказался для неё полной неожиданностью, так как она с самого начала не особенно была расположена к своей роли, а кроме того, первоначально посчитала её неоправданно растянутой. Однако после выхода фильма на экраны, когда в газетах стали появляться многочисленные положительные статьи и публиковаться фотографии Лиллиан, возникло ощущение, что кроме актрисы и её партнёра, в картине больше никто не принимал участие, настолько единодушна была пресса в оценке её успеха. В «Сломанных побегах» актриса создала один из наиболее известных своих образов, в котором сумела достичь вершин драматизма. Историк кино Жорж Садуль писал, что несмотря на недостатки фильма роль, созданная Гиш, безупречна, и она превосходит в трагедийном плане образы, сыгранные Пикфорд:
«Поношенное платьице, косы, вязаная шаль, худые башмаки, усталая походка, узкая грудь, маленькая круглая шляпка; нет ничего шаловливого у этой девочки — „лилии предместий“. Она исполнена чаплиновской грусти, и её символизирует особенный жест — двумя пальчиками, сложенными буквой V, девочка приподнимает уголки своего рта и так пытается выразить невозможную для неё улыбку. Такая героиня явно обречена на смерть до того, как она перестанет играть в куклы.»
Знаменитый жест своей героини в виде приподнимания пальцами уголков рта придумала сама актриса. Он возник на репетиции случайно, практически бессознательно и был подхвачен режиссёром. На его вопрос, как ей посчастливилось сделать такую находку, Гиш сказала: «Я не придумывала, мистер Гриффит. Это пришло само собой, — ответила я, не подозревая, что этот жест станет чем-то вроде моей фабричной марки во всём мире»[40]. Важнейшую сцену фильма, в которой пьяный отец-боксёр избивает свою дочь, актриса почти трое суток репетировала без остановок, почти без сна. Историк кино Ежи Тёплиц по этому поводу заметил: «Несколько десятков часов репетиций для того, чтобы сыграть сцену, длящуюся на экране несколько минут! — так работал Гриффит и его группа».
Владимир Королевич об актёрской игре Лиллиан Гиш:
«У Гиш непревзойдённая техника рук. Она заставляет зрителя понимать всю суть переживаемого ритмическими колебаниями своих рук. Она может на протяжении длиннейшей сцены стоять неподвижно, и зритель будет прикован к её недвигающемуся застывшему лицу, на котором живут, вернее «работают» одни глаза. Она создаёт разнообразные образы — различными системами походки и движениями рук. В отличие от Пикфорд — Лилиан Гиш в форму умеет вкладывать чувство. И эти чувства её губят. Как истинная американка, Гиш излишне сентиментальна. Она заливает экран слезами.»
В 1920 году актриса сняла фильм «Моделируя собственного мужа». После «Biograph» Лиллиан Гиш подписала контракт со студией «MGM», где её первой картиной стала «Богема» (1926). Советский критик Стефан Мокульский, ещё в 1920-е годы отметил, что наиболее характерные для актрисы роли — это сентиментальные героини: «обольщённые, покинутые и брошенные девушки». Эти образы критики связывают с её французским происхождением: «Созданные ею на экране образы продолжают Манон Леско или Маргариту Готье — всю длинную вереницу „погибших, но милых созданий“, которых так любят французская литература и театр. Среди её героинь Генриэтта в „Двух сиротках“ — французская девушка-простушка, бессознательно кокетливая и жеманная. В „Богеме“ она создаёт один из своих самых совершенных образов — Мими, дитя Парижа, дочь Латинского квартала. В её игре — чисто французские жеманство и грациозность»[24]. Жорж Садуль писал, что Гиш была самой крупной американской актрисой эпохи немого кино, в её работах обнаруживается «самобытный талант выдающейся актрисы, которая никогда не впадала в жеманство, хотя и была близка к нему…»
Lillian_Gish1930 (528x700, 275Kb)
Лиллиан Гиш в бродвейской постановке пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня», 1930
Возвращение в театр
В 1928 году Гиш ушла из «MGM» и вернулась в театр. С появлением звукового кино стала реже сниматься, начала вновь выступать в театре, гастролируя не только в США, но и за рубежом. Позже она говорила в интервью про своё отношение к современному кинематографу: «Я продолжала сниматься в кино, но реже. Слово убивает действие. Фильмы перестали держать зрителей в напряжении. А в скучных фильмах скучно сниматься»[24]. В 1943—1945 году в составе театральной труппы совершила турне по Америке, играя в спектаклях «Трёхгрошовая опера», «Песня лютни», «Преступление и наказание» по роману Фёдора Достоевского, где также были задействованы Долли Хаас и Джон Гилгуд.
Поздние годы
Лиллиан Гиш оставалась с Гриффитом до конца его жизни, заботясь о нём и его жене, пока Гриффит не умер в 1948 году. В 1946 году получила номинацию на «Оскар» за работу в фильме «Дуэль под солнцем». В 1960-х годах актриса появилась в некоторых фильмах («Комедианты» (1967), «Свадьба» (1978).
Lillian_Gish1973 (582x700, 467Kb)
80-летняя Лиллиан Гиш на фотопортретах Аллана Уоррена в своих нью-йоркских апартаментах, 1973 год
В 1970 году она получила специальный приз Американской киноакадемии за вклад в развитие кинематографа и актёрское мастерство и премии Американского киноинститута за совокупный творческий вклад (1984). В 1973 году Франсуа Трюффо предпослал своему фильму о мире кино «Американская ночь» посвящение сёстрам Гиш. По наблюдению советского и российского киноведа Валентины Колодяжной, такое признание со стороны французского режиссёра не случайно, а очень символично и имеет особый смысл, так как героини Лиллиан Гиш «были олицетворением моральной чистоты, благородства, лиризма, романтической любви», а сопоставление актрисы с последующими кинозвёздами «наводит на грустные размышления о моральном упадке искусства и общества». В 1984 году 90-летняя Гиш участвовала в балете «Видение Розы» (хореография Михаила Фокина), который «Метрополитен-Опера» ставила к 100-летнему юбилею театра. Последний раз на киноэкранах актриса появилась в 1987 году в 93-летнем возрасте в драме «Августовские киты» с Винсентом Прайсом и Бетт Дейвис в главных ролях. Кроме актёрской карьеры Лиллиан Гиш была сценаристом трёх работ: «Самое важное в жизни» (1918), «Переделывая её мужа» (1920), «Серебряное сияние» (1951).
Lillian_Gish1983 (462x700, 288Kb)
90-летняя Гиш в Париже в 1983 году
Лиллиан Гиш скончалась в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, во сне, 27 февраля 1993 года. Актриса похоронена рядом с сестрой Дороти Гиш (умерла в 1968) в епископальной церкви Святого Бартоломью в Нью-Йорке. Она никогда не была замужем и не имела детей.
Избранная фильмография
Screenshot 2024-09-24 at 03-08-09 Гиш Лиллиан — Википедия (700x512, 185Kb)
Награды и номинации
Полный список наград и номинаций на сайте IMDB.com.
Screenshot 2024-09-24 at 03-08-37 Гиш Лиллиан — Википедия (700x298, 133Kb)
Источники: Арнольди Э.М. Лилиан Гиш // Звёзды немого кино: Сборник / В.Головской. — Москва: Искусство, 1968. — 238 страниц; Лилиан Гиш. Кино, Гриффит и я / Перевод с английского — Москва: Искусство, 1974. — 182 страницы; Комаров С.В. История зарубежного кино. — Москва: Искусство, 1965. — Том 1. Немое кино. — 415 страниц; Королевич, Влад. Женщина в кино. — Ленинград: Теакинопечать, 1928. — 130 страниц; Садуль, Жорж. Всеобщая история кино. Том 2 (Кино становится искусством 1909—1914). — Москва: Искусство, 1958. — 594 страницы; Садуль, Жорж. Всеобщая история кино. Том 3 (Кино становится искусством 1914—1920). — Москва: Искусство, 1958. — 626 страниц; Тёплиц, Ежи. История киноискусства. — Москва: Прогресс, 1968. — Том 1895—1927. — 338 страниц; Черток С.М. Лилиан Гиш // Зарубежный экран. Интервью. — Москва : Искусство, 1973. — 371 страница; Лилиан Гиш. — Москва : Кинопечать, 1926. — 16 страниц; Affron, Charles. Lillian Gish: Her Legend, Her Life (англ.). — Oakland, CA: University of California Press, 2002. — 445 p. — ISBN 9780520234345; Alleman, Richard. New York: The Movie Lover’s Guide. The Ultimate Insider Tour of Movie New York — Нью-Йорк: Crown Publishing Group, 2013. — 528 p. — ISBN 9780804137782. — ISBN 0804137781; Berke, Annie. «Never Let the Camera Catch Me Acting»: Lillian Gish as Actress, Star, and Theorist (англ.) // Historical Journal of Film, Radio and Television : журнал. — 2016. — June (no. 36). — P. 175—189. — ISSN 0143-9685; Gish, Lillian. Dorothy and Lillian Gish — 1-е издание — Нью-Йорк: Charles Scribner’s Sons, 1973. — 311 p. — ISBN 068413571X. — ISBN 9780684135717; Gottlock W., Gottlock B. Lost Amusement Parks of New York City: Beyond Coney Island (англ.). — Mount Pleasant, SC: Arcadia Publishing, 2013. — 128 p. — ISBN 9781625845566. — ISBN 1625845561; Dorothy Gish, Actress, is Dead; in Theater and Films 50 Years // The New York Times : газета. — Нью-Йорк: The New York Times Company, 1968. — 6 June. — P. 47. — ISSN 0362-4331; Gish, Lillian, leads, Fine Arts // Motion Picture Studio Directory and Trade Annual : сборник. — Нью-Йорк: Motion Picture News, Inc., 1916. — Vol. 14, no. 16. — P. 75.

Golitsin (518x700, 158Kb)
1893
Константин Васильевич Голицин
советский военно-морской деятель, инженерный работник, начальник кораблестроительного отдела Морского завода Главного военного порта Краснознамённого Балтийского флота, инженер-флагман 3-го ранга (1936). Русский, родился в городе Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя, в семье фельдшера Морского инженерного училища, беспартийный. В 1903—1906 учился в Кронштадтском реальном училище, в 1906—1910 в Санкт-Петербургском 1-м реальном училище. С 1910 по 1914 оканчивал кораблестроительное отделение Морского инженерного училища, выпущен в звании гардемарин-судостроитель. 29 июля 1914 года — в Петрограде произведён в подпоручики корпуса корабельных инженеров. 9 авгута 1914 зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. 16 августа 1914 уволен для службы на Адмиралтейском судостроительном заводе. Помощник строителя линкоров «Полтава» и «Гангут», линейных крейсеров «Бородино» и «Наварин». 28 апреля 1917 (по другим данным с осени 1916) — заведующий ремонтными работами на крейсере «Аврора». В 1918 инженер судостроительной конторы Адмиралтейского завода. В 1919 заведующий судостроительным цехом отделения завода «Новое Адмиралтейство». С 1 января 1921 заведующий судостроительным цехом (с 1924 — судостроительным отделом) Адмиралтейского завода и преподаватель Военно-морского училища (с 18 октября 1921 по 1931). С 20 июля 1926 главный корабельный инженер Главного военного порта Балтийского моря (К-10). С 1 октября 1929 допущен к исполнению должности, с 8 января 1930 исполняющий должность, с 19 марта 1930 утверждён — главный корабельный инженер там же. 9 марта 1935 становится начальником кораблестроительного отдела Морского завода Главного военного порта Краснознамённого Балтийского флота. 11 апреля 1936 допущен к исполнению должности начальника того же отдела. Адрес: Кронштадт, улица Советская, дом 39, квартира 5. Награды: Орден Святого Станислава III степени (12 августа 1916); Светло-бронзовая медаль памяти 300-летнего юбилея дома Романовых (1913); Орден Красной Звезды (23 февраля 1934, приказ РВС СССР № 0263, знак № 238). Чины: Подпоручик ККИ (Высочайший приказ № 1275 от 29 июля 1914). 16 августа 1914 зачислен по корпусу (Высочайший приказ № 1284); Поручик ККИ (Высочайший приказ № 1610 от 12 августа 1916).
Репрессии
Уволен в 1937 по статье 43-«б». Арестован 18 декабря 1937 по групповому делу. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 17 января 1938 приговорён по статьям 58-7-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 25 января 1938 года.
Литература: Ленинградский мартиролог: 1937—1938; Близниченко С.С. К 120-летию со дня рождения инженер-флагмана III ранга К.В.Голицына // Военно-исторический архив. 2015. № 6. Страницы 62—75.

[474x700]
1893
Ип Ман (китайское традиционное имя — 葉問; упрощённое имя — 叶问; имя на пиньинь - Yè Wèn)
мастер китайских боевых искусств, представитель стиля Вин-Чунь. В 1950-х—1960-х годах XX века в Гонконге Ип Ман первым начал открытое преподавание кун-фу Вин-Чунь, которое до той поры оставалось клановым. В Европе и Америке известен также как учитель киноактёра Брюса Ли, познакомившего Западный мир с китайскими боевыми искусствами. Неофициально именуется «патриархом» (основателем школы, в широком смысле) Вин-Чунь. Самый употребляемый в русском языке вариант написания имени «Ип Ман» соответствует прочтению иероглифов 葉問 на кантонском диалекте, распространенном как на родине Ип Мана —в китайской провинции Гуандун, — так и в Гонконге. Прочтение тех же иероглифов на путунхуа (стандартном китайском) даст совершенно отличное по звучанию имя «Е Вэнь»; этот вариант встречается редко. Кроме того, существуют также варианты, появившиеся из-за неверного прочтения: «Ип Мань», «Ип Мэн», и даже «Йип Ман». Даты основных событий в жизни Ип Мана известны нам из хроники его жизни, написанной его сыном Ип Чунем.
Детство и период обучения
Ип Ман родился в городе Фошань, в китайской провинции Гуандун. Родом Ип Ман был из аристократической и относительно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала. В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чхань Васёня (Чэнь Хуашуня), известного мастера кунг-фу Вин-Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чхань Васёнь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Среди последних просьб, с которыми мастер обратился к старшему ученику, Нг Цзунгсоу (У Чунсу), был наказ продолжить обучение Ип Мана. Таким образом Нг Цзунсоу стал вторым учителем Ип Мана. В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Лён Биком (Лян Би), сыном и учеником мастера Лён Цзаня (Лян Цзаня), учителя Чхань Васёня. Ип Ман стал учеником Лён Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунг-фу Вин-Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чхань Васёня он взял хорошую базу, а изощрённые прикладные техники перенял у Лён Бика.
Жизнь в Китае
Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати четырёх лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росли как мастерство Ип Мана, так и его известность. Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции. Ип Ман женился на девушке по имени Цзёнг Вингсинг (Чжан Юнчэн), у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам. После начала в 1937 году Японо-китайской войны, родной город Ип Мана, Фошань, быстро оказался под властью японских оккупационных сил. В сложившейся обстановке Ип Ман решил избегать любого сотрудничества, да и вообще контактов с японской администрацией. В результате он сначала остался без работы, а затем и без средств к существованию. Один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, периодически помогал ему. Несмотря на это, Ип Ман решил переехать в Гонконг. После окончания Второй мировой войны в 1945 году Ип Ман вернулся в Фошань из Гонконга и снова поступил на службу в полицию. В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая. Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман снова бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг: ведь он был сторонником Гоминьдана, и к тому же служил в полиции; таким образом после прихода коммунистов к власти у него было достаточно причин беспокоиться о собственной безопасности. Жена Ип Мана и его дети остались в Китае.
[700x360]
Жизнь в Гонконге
Оказавшись в пятьдесят шесть лет без средств и почти без связей в чужой стране, Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин-Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далёк от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству своего сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления; как правило он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству. Будущие ученики находили его сами. Ип Ман же, не давая публичных обещаний обучить любого желающего, сохранял за собой право выбора: принять человека в ученики или нет. «Правда, что ученику трудно найти хорошего учителя, но ещё труднее учителю найти хорошего ученика», — говорил Ип Ман. Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто преподавать Вин-Чунь скорее под давлением обстоятельств, постепенно распространение и пропаганда кунг-фу стали делом его жизни. Ученики Ип Мана быстро обеспечили Вин-Чунь славу в Гонконге, а к началу 1970-х годов этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин-Чунь от своего собственного имени. В 1962 году сыновья Ип Мана Ип Чин и Ип Чунь перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками. Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своём доме. В 1972 году у него был обнаружен рак гортани, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался в Гонконге. Желая сохранить систему Вин-Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм на киноплёнку.
Международное признание
В Гонконге Ип Ман приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, историческая роль Ип Мана была в конце концов признана на его родине, несмотря на его прошлые политические убеждения. В глазах практикующих Вин-Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни Ип Ман не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом или великим мастером Вин-Чунь.
Вклад в развитие боевых искусств
Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин-Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти «чистый» Вин-Чунь Ип Мана; тем более невозможно найти для сравнения образец кунфу его учителей. В целом Ип Ман все же преподавал традиционный Вин-Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля. Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин-Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства. Сегодня Вин-Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин-Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Но в начале XX века в Вин-Чунь, как и в других стилях китайского кунг-фу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин-Чунь её современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и «звериных» элементов, как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин-Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны. Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, но в 1967 году его «Атлетическая ассоциация Вин-Чунь» стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную, число её членов постоянно растет.
Авторство легенды о возникновении Вин-Чун
Существует множество версий популярной легенды о возникновении стиля Вин-Чунь, которые отличаются друг от друга в деталях, но совпадают в следующих ключевых моментах. В качестве источника исходного знания называется монастырь Южный Шаолинь — не тот Шаолинь, что благополучно просуществовал до XX-го века, а его монастырь-побратим, по легенде находившийся в провинции Фуцзянь и разрушенный манчжурскими правителями Китая в XVII или в XVIII веке. Далее, система Вин-Чунь приобретает законченный вид под впечатлением от боя двух животных: журавля и змеи. И наконец, у истоков стиля мы видим двух женщин: монахиню и её ученицу, простую деревенскую девушку, по имени которой стиль впоследствии и был назван. Сохранился автограф Ип Мана этой легенды. На первый взгляд написанный им текст может показаться сжатым пересказом полных, изобилующих живописными подробностями версий, однако в действительности ситуация скорее противоположна: никаких более ранних текстов этой легенды, кажется, не существует. Трудно определить, в какой мере при написании своего варианта Ип Ман опирался на сведения, полученные им в детстве от первого учителя Чхань Васёня, а в какой пользовался собственной фантазией. Тем не менее именно он придал легенде вид короткого связного рассказа и умело стилизовал его в соответствии с негласным каноном на произведения такого рода. В результате его версия происхождения стиля сначала была безоговорочно принята сообществом Вин-Чунь, а затем стала даже обрастать дополнительными подробностями. Несмотря на постоянно предпринимаемые современными исследователями попытки разобраться в исторических корнях кунг-фу Вин-Чунь, рассказанная Ип Маном легенда до сих пор остается не подтвержденной, но и не опровергнутой — как впрочем и все, что имеет отношение к мифическому монастырю Южный Шаолинь. В Интернете можно встретить приукрашенные варианты этой легенды, выдаваемые за подлинную историю Вин-Чунь, при этом первоисточник — текст Ип Мана — как правило не упоминается. Элементы рассказанной Ип Маном легенды легли в основу сценария вышедшего в 1994 году фильма «Вин-Чунь».
Виртуальный осмотр музея Ип Мана
Образ Ип Мана в кино
До 2008 года в кино Ип Ман возникал лишь как персонаж второго плана в фильмах о Брюсе Ли, в одном из них роль мастера исполнял его сын Ип Чунь. В конце 2008 года вышел снятый в жанре драмы фильм «Ип Ман» (или «Е Вэнь»), рассказывающий о жизни мастера в годы оккупации Китая японскими войсками. Роль Ип Мана исполнил актёр Донни Йен. В сюжете фильма нашли отражение некоторые реальные события из жизни Ип Мана, а демонстрируемая техника боя соответствует гонконгской ветви кунг-фу Вин-Чунь. Тем не менее, фильм нельзя считать биографическим. Следует отметить, что значительная часть событий не происходила в реальности. Главный герой, как и его исторический прообраз, пытается избегать контактов с японскими оккупационными силами, однако это ему не удаётся, и в итоге он становится чуть ли не местным символом народного сопротивления. Спасаясь от преследования со стороны японской администрации его родного города, герой фильма бежит в Гонконг вместе с женой и сыном. Такая трактовка отъезда Ип Мана из континентального Китая не соответствует его реальной биографии ни по датам, ни по сути. Сегодня, когда исторические заслуги Ип Мана признаны на его родине, вполне понятно желание создателей фильма не акцентировать внимание на том, что мастер фактически находился в оппозиции к главенствующему в Китае по сей день режиму. В 2010 году вышло продолжение кинофильма об Ип Мане — Ип Ман 2, рассказывающее о жизни мастера в Гонконге. Вторая часть гораздо сильнее отличается от реальной биографии учителя, нежели первая. Теперь уже Ип Ман олицетворяет защитника чести Китайских единоборств перед Английским боксом, что окончательно переводит жанровость фильма в псевдобиографическую. В конце показали мальчика, который был Брюсом Ли, он начал заниматься у мастера с 16-летнего возраста. В этом же году вышел ещё один фильм под названием «Ип Ман — рождение легенды». В этом фильме рассказывается о детстве Мастера и его учёбе кунг-фу. В 2013 году вышел фильм Вонга Карвая «Великий мастер», в котором роль Ип Мана сыграл Тони Люн. Также, в 2013 году вышел фильм «Ип Ман: Последняя схватка». Существует 50-серийный сериал, посвящённый Ип Ману. В главной роли снялся Кевин Чэн. В 2015 году вышел фильм «Ип Ман 3» с участием Майка Тайсона. А в 2019 году вышел фильм «Ип Ман 4» с участием Скотта Эдкинса.

Нехорошев (436x700, 115Kb)
1893
Василий Петрович Нехорошев
геолог, палеонтолог и стратиграф, доктор геолого-минералогических наук (1937), профессор. Научные интересы — региональная геология, реконструкция древних оледенений и полезные ископаемые Алтая, процессы карстообразования, тектоника и многое другое. Основоположник изучения в СССР фауны мшанок. Родился в городе Оренбург, Российская империя. Начальное образование получил в реальном училище.
С 1912 года обучался в Горном институте в Санкт-Петербурге. В период студенчества — участник экспедиции Геологического комитета. Ученик Н.Н.Яковлева. После преобразования Геологического комитета во Всесоюзный научно-исследовательский геологический институт работал в нём старшим научным сотрудником. Составил первую геологическую карту территории Алтая, открыв новые месторождения ископаемых. Василий Петрович Нехорошев скончался в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 17 января 1977 года Похоронен на Шуваловском кладбище.
Семья
Сын В.П.Нехорошева, Георгий Васильевич Нехорошев (1927—1999) — советский геолог, кандидат геолого-минералогических наук. Дочь В.П.Нехорошева — Людмила Васильевна Нехорошева (14 октября 1930 г.) советский геолог-палеонтолог, кандидат геолого-минералогических наук. Награды и звания: 1945 — Заслуженный деятель науки Казахской ССР. Основные работы: «Хребет Саур» (1941); «Геология Алтая» (1958); «Ордовикские и силурийские мшанки Сибирской платформы» (1961).

Aleksinskiy (465x700, 188Kb)
1894
Михаил Александрович Алексинский
советский военный и педагогический деятель, кавалер ордена Красного Знамени. Родился в селе Ильинское, Судогодский уезд, Владимирская губерния, Российская империя, в русской семье священнослужителя, член РКП(б) с марта 1917 до 1937. Педагог по образованию. С 1915 до 1917 служил офицером в царской армии. В 1918 году — губвоенком в Иваново-Вознесенске, С 1918 до 1919 года военком 1-й бригады 21-й стрелковой дивизии 2-й армии (Восточный и Юго-восточный фронты), а затем военком этой дивизии. В 1920—1921 г.г. начальник политпосветотдела, а затем начальник политотдела 9-й армии. В 1922—1923 годах был заведующим Кубано-Черноморским (Краснодарским) областным отделом народного образования. В 1923—1924 годах начальник агитпропотдела Западного фронта. В 1924—1925 годах начальник агитпропотдела ПУР (г. Москва), откуда перевдится в 1926 году членом Реввенсовета, начальником политуправления Белорусского военного округа. В 1927 году назначается генеральным секретарем ОСОАВИАХИМ СССР. Потом становится заместителем народного комиссара просвещения А.С.Бубнова, работал в Москве, член коллегии Наркомпроса РСФСР. С 10.02.28 по 14.10.29 зав. отделом народного образования Моссовета и Мосгуб(обл)исполкома. В 1934 году переводится в Ленинград заведующим Ленинградским городским отделом народного образования. Перед арестом директор Дома детской литературы. Арестован 27 октября 1937. После избиений на допросах находился на излечении в Институте судебной психиатрии при Ленинградской областной больнице для следственных заключённых. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в Ленинграде 20 сентября 1938 приговорён по статьям 58-8 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в городе Ленинград, РСФСР СССР, на следующий день, 21 сентября 1938. Посмертно реабилитирован в 1956. 31 декабря 1920 года награждён орденом Красного Знамени. Адрес: Ленинград, Кировский проспект, дом 26/28, квартира 78.

Belobrov (465x700, 133Kb)
1894
Андрей Павлович Белобров
советский военно-морской деятель, инженерный работник и преподаватель, гидрограф-геодезист, доктор географических наук (1945), профессор, инженер-капитан 1-го ранга (1940). Сын Павла Петровича Белоброва, полковника корпуса флотских штурманов. Учился в одной из гимназий Ревеля. Окончил Морской кадетский корпус с премией адмирала Нахимова в 1914 году и был произведён в гардемарины. В 1917 году окончил Штурманский офицерский класс. В 1914—1917 служил на кораблях Балтийского флота (линейном корабле «Цесаревич», бронепалубном крейсере «Олег» и эскадренном миноносце «Гайдамак»), мичман, участник Первой мировой войны, участвовал в Ледовом переходе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. С августа 1918 командовал эсминцем «Амурец» в боях против белофиннов. С 1919 по 1929 служил флагманским штурманом действующего отряда судов Балтийского моря. 22 августа 1921 арестован органами ВЧК в Петрограде, позднее отправлен в Москву и заключён в Бутырскую тюрьму, затем этапирован и дальнейшее заключение отбывал во Владимирском централе. В ноябре 1921 по просьбе юридического отдела Московского Политического Красного Креста заполнил «Опросный лист заключенного», где в графе «Особые замечания» написал:
«22 августа с<его> г<ода> с места службы был вызван в присутственное место в Фильтрационную Комиссию Балтфлота в помещение 2-го Балт<ийского> фл<отского> эк<ипажа>. Одновременно со мной прибыли туда же около 200 человек. С 7-ми веч<ера> сотрудники ВЧК начали обыск, после которого ввели вооруженный караул и, не объявляя причины, мы оказались арестованными. 23 августа нам возвратили отобранные при обыске деньги. 24 августа в 3 ч<аса> ночи нас в числе 300 чел<овек> (с привезенными из Кронш<тадта>) повели, к<а>к оказалось, на Николаевский вокзал, особым эшелоном нас отправили в Москву. 26 августа в Москве нас распределили по группам, 27 августа группа в числе 17 чел<овек> прибыла во Владимир на <нрзб.> и была посажена в Губ<ернский> исправ<ительный> дом. 28 октября по вызову ВЧК меня отправили в Москву, куда я был доставлен в 8½ ч<асов> утра 29 октября и просидел без дела по настоящее время. Таким образом, не знаю обвинения и без допроса в течение 2½ месяцев, при этом вдали от родных, следовательно, без передач.» Подпись Андрей Белобров.
В декабре 1921 был освобождён из заключения, причём справка ВЧК об этом датирована 7 февраля 1922.
В 1924 с отличием окончил Военно-морскую академию с занесением фамилии на мраморную доску. Работал старшим картографом в Главном гидрографическом управлении в чине капитана 1-го ранга. Участвовал в гидрографических экспедициях в Северный Ледовитый океан (1924) и на Чёрное море (1928—1932). В 1928 защитил диссертацию в Главной астрономической обсерватории в Пулково, работал начальником Отдельного гидрографического отряда Чёрного моря, руководил гидрографическими работами черноморского побережья. С 1932 перешёл на административную и преподавательскую работу в военных училищах, преподавал геодезию, мореходную астрономию, гидрографию на курсах Главсевморпути, в Гидрографическом институте, в Военно-морской академии, Ленинградском государственном университете, Ленинградском гидрометеорологическом институте, на специальных курсах офицерского состава военно-морского флота. 3 марта 1938 года присвоено звание инженер-флагмана 3-го ранга. В 1939—1941 заместитель начальника Военно-морского гидрографического училища имени Г.К.Орджоникидзе, в 1941—1948 заместитель начальника ВВМУ имени М.В.Фрунзе, а в 1948—1950 начальник кафедры в 1-м Балтийском высшем военно-морском училище. В 1945 защитил докторскую диссертацию. С 1950 вышел в запас, занимался преподавательской и научной деятельностью. В 1950—1954 начальник кафедры судовождения в Ленинградском высшем мореходном училище. В 1954—1973 заведовал кафедрой гидрографии Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова. В 1974—1981 профессор-консультант. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 8 ноября 1981 года. Пхоронен на Сестрорецком кладбище рядом со старшими братьями Дмитрием и Алексеем. Звания: мичман; лейтенант; капитан I ранга; инженер-флагман III ранга; инженер-капитан I ранга. Награды: Орден Святой Анны IV степени; Орден Святого Станислава III степени; Орден Ленина; 2 ордена Красного Знамени; Орден Отечественной войны I степени; Орден «Знак Почёта»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Семья
Старшие братья: Дмитрий Павлович Белобров (1885—1964) — капитан 1-го ранга, начальник кафедры навигации ВВМУ им. Фрунзе (1943—1948); Алексей Павлович Белобров (1889—1962) — капитан 2-го ранга, сотрудник ГПБ им. Салтыкова-Щедрина. Дочери: Ирина Андреевна Зуйкова (1919—2006); Вера Андреевна Белоброва (1921—1988); Ольга Андреевна Белоброва (1925—2018) — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома, лауреат премии имени Д.С.Лихачёва (2006).
Память
Пролив Белоброва в Карском море между островами Шмидта и Комсомолец. Назван в 1984 году по Постановлению Совета Министров РСФСР № 180. Гора Белоброва (подводная гора) в Атлантическом океане. Публикации: «Инструкции по промеру» (1937); «Гидрографические работы» (1948, 1951); «Мореходная астрономия» (1953, 1954); «Фазовые радионавигационные системы в гидрографии и океанологии» (1961); «Гидрография моря» (1964); «Воспоминания военного моряка» (2008). Литература: Воспоминания военного моряка. 1894 - 1979. — Москва; Санкт-Петербург : Индрик, 2008. — 912 страниц. — 800 экземпляров. — ISBN 978-5-91674-008-0. (рецензия: Ганелин Р. Ш. Рецензия на «Воспоминания военного моряка» А.П.Белоброва); Пилкин В.К. В Белой борьбе на Северо-Западе: Дневник 1918—1920. — Москва : Русский путь, 2005. Страницы 506, 575, 580.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 14 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»