• Авторизация


11 октября родились... 11-10-2025 08:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x533]
1888
Йордан Йоргу (румынское имя — Iorgu Iordan)
румынский филолог и лингвист, журналист, позже политик-коммунист. Родился в Текуче, в семье болгарина и румынки. В 1908 году окончил лицей в Яссах, в 1911 году — Ясский университет, в котором Йоргу изучал литературу, философию и право, после чего в том же году несколько месяцев стажировался в Берлине. После Первой мировой войны дополнительно изучал лингвистику в Бонне, Париже, Флоренции и Риме, защитив в итоге докторскую диссертацию в 1919 году. Позже работал преподавателем лицея в Яссах и Галаце, прежде чем стать ассистентом профессора в Ясском университете в 1926 году и титулярным профессором в 1927 году. Политикой стал заниматься ещё в 1918 году, сотрудничая в журнале «Viaţa Românească». Первоначально был членом Партии разнорабочих, затем влившейся в Крестьянскую партию, а с 1926 года — левого крыла Национальной крестьянской партии, которое покинул спустя четыре года и примкнул к антифашистской группе, связанной с Коммунистической партией Румынии. В 1933 году был одним из основателей профсоюза педагогов. Был убеждённым противником фашизма и «Железной гвардии», ввиду чего в 1940 году был отправлен в отставку, но в 1941 году восстановлен на профессорской должности после окончательной победы Антонеску над «легионерами». В конце 1944 года, когда Румыния вышла из войны, вступил в Социал-демократическую партию, в 1945 году осуществлял надзор за выдворением из университетов преподавателей, которые выказывали симпатии нацизму, а также недолгое время руководил Национальным театром в Яссах. В 1945—1947 годах был послом Румынии в СССР. В 1946 году переехал в Бухарест и стал профессором Бухарестского университета. Являлся автором большого числа научных работ, в основном связанных с румынским языком, романскими языками в целом, сравнительной романистикой. В 1945 году был избран действительным членом Румынской Академии наук, где с 1955 года возглавил Комиссию по изучению формирования румынского языка и народа; с 1949 по 1952 год и с 1958 года до выхода на пенсию в 1962 году — глава румынского Института языкознания. В 1934 году основал Бюллетень института румынской филологии «Alexandra Philippide», издававшийся до 1948 года. Был редактором журналов «Limba romînă» (с 1952 года), «Revue de linguistique» (1956—1963, с 1964 — «Revue roumaine de linguistique»). Умер в Бухаресте 20 сентября 1986 года. Похоронен в Бухаресте на кладбище Беллу. Библиография: Valeriu Mangu, De vorbă cu Iorgu Iordan, București, Editura Minerva, 1982. Сочинения: Lingvistica romanică. Evoluţie. Curente, Metode, Buc., 1962; Limba romînă contemporană, 2 ed., Buc., 1956; Toponimia romînească, Buc., 1963; в русском переводе - Грамматика румынского язмка, Москва, 1950; Романское языкознание, Москва, 1971.

1889
Ялмарт Норрегард Андерсен (датское имя — Hjalmart Nørregaard Andersen)
датский гимнаст. Родился в Стуббекёбинге. Бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Умер в Рисскове 23 января 1974 года.

[516x700]
1889
Люсьен Лелонг (французское имя — «Lucien Lelong»)
французский кутюрье и промышленник. Люсьен родился в Париже, в семье продавца тканей Артура Лелонга. Учился в Высшей коммерческой школе. 4 августа 1914 года должна была состояться его первая выставка, но 2 августа он был мобилизован. В январе 1915, Лелонг получил звание младшего лейтенанта. 24 мая 1917 года он был серьёзно ранен взрывом снаряда и провел девять месяцев в госпитале. В 1918 году Лелонг возобновил работу дома мод, принадлежащего его семье. В 1920 году у него родилась дочь Николь, на матери которой он женился немногим ранее.
[700x557]
В 1921 году он переименовал дом в «Люсьен Лелонг». Коллекции 1921, 1922 и 1923 годов имели большой успех и получили хвалебные отзывы прессы и клиентов. Среди молодых художников, работавших над его коллекциями, были Роберт Пиге, Кристиан Диор, Пьер Бальмен. Лелонг первым из парижских кутюрье создал линию «прет-а-порте». В 1924 году он начал производство духов, в котором очень преуспел. Между 1925 и 1950 годами Лелонг создал около 40 видов духов.
[700x513]
Люсьен Лелонг на пляже Биаррица с княжной Натальей Палей, конец 1920-х годов.
Одни из духов он посвятил Натали Палей, дочери великого князя Павла Александровича, на которой женился в 1927 году. Натали была также моделью его коллекций. Их союз длился около десяти лет. В 1937 году он стал руководителем журнала «Elle». С 1937 по 1947 годы Лелонг был президентом Парижского синдиката высокой моды. По причине ухудшившегося здоровья он закрыл дом мод в августе 1948. В 1954 году он женился в третий раз. Люсьен Лелонг умер в Англете от сердечного приступа ночью 11 мая 1958 года.

[540x700]
1889
Александр Петрович Шапиро ( псевдонимы - Александр Танаров, Саша Пётр и Саша Пьетра)
деятель российского и европейского анархистского движения, отец выдающегося математика Александра Гротендика. Родился в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в зажиточной хасидской семье. В 1904 году в возрасте четырнадцати лет он оставил родные места и присоединился к группе анархистов (сродни чернознаменцам), этой идеологии он оставался верен на протяжении всей жизни. Группа была арестована властями в 1905 году после неудачной попытки убийства императора Николая II. Остальных членов группы казнили, а Шапиро, как самого молодого, приговорили к пожизненному заключению, которое вначале он отбывал в Москве. Благодаря заступничеству влиятельных друзей, он был переведён в более хорошие условия в Ярославль, где провёл 12 лет, неоднократно пытался бежать. В 1909 году при первой из попыток к бегству Шапиро был ранен в обе руки; левую руку в результате пришлось ампутировать. Чтобы избежать поимки, он пытался застрелиться, однако из-за ранения не смог удержать револьвер. В 1914 году долгое время содержался в одиночной камере. С падением царского режима в 1917 году Шапиро был освобождён. Был одним из анархистов, которые выступили против представительной системы выборов в Учредительное собрание, предложенной Временным правительством, утверждая, что парламент может свернуть с пути к свободе и что хорошее общество может быть реализовано только через отмену всех властей. Близко сошёлся с анархистами Львом Чёрным и Марией Никифоровой; был одним из лидеров анархистов, связанных с махновцами. В годы Гражданской войны вёл бурную жизнь. Женился на некой Рахили, родившей от него сына Додека (Давида Шапиро). В 1921 году бежал от большевиков через Минск, где ему помог материально Александр Беркман. При содействии еврейки Лии, используя поддельные документы на имя Александра Танарова, переправился в Польшу. К 1922 году был уже в Берлине, где в основном и жил в последующие годы, часто посещая Париж и Бельгию.На протяжении 1920-х годов он был активным участником европейского анархического движения под псевдонимом Саша Пётр (Sacha Piotr). Близко сошёлся с видными испанскими анархо-синдикалистами Франциско Аскасо и Буэнавентура Дуррути, итальянским анархистом Франческо Геззи и немецким писателем Теодором Пливье, последний посвятил ему роман «Стенька Разин» (1927).
[457x700]
За работой уличного фотографа.
В Париже Шапиро часто посещал кафе «Dome», где познакомился со сделавшим его бронзовый бюст журналистом и художником Ароном Бжезинским, а также с писателем Шоломом Ашем. В этот период был в редких контактах с Нестором Махно и его платформистской группой «Дело Труда», действовавшей в Париже. Шапиро был одним из членов-основателей, наряду Себастьяном Фором и Уго Федели, парижского «Œuvres Internationales Des Editions Anarchistes». Он внёс вклад по крайней мере в две публикации анархиста Северина Феранделя. Шапиро познакомился со своей будущей женой, анархисткой и журналисткой Йоханной «Ханкой» Гротендик, когда работал в Берлине уличным фотографом. В связи с нарастающими антисемитскими настроениями в Европе их сыну Александру (родился в 1928), впоследствии известному математику, была дана голландская фамилия матери. В 1934 году Шапиро с женой покинули Германию, где в 1933 году к власти пришли нацисты; сына они оставили в семье среднего класса с анархистскими взглядами. Супруги (Александр под именем Саша Пьетра — Sacha Pietra) приняли участие в Гражданской войне в Испании в 1936—1939 годах, сражаясь до поражения Второй Испанской республики, после чего с товарищами ушли во Францию, где попали в концентрационный лагерь Верне. Супруги были освобождены, из Германии к ним был прислан сын. Шапиро активно участвовал в анархистском движении в Париже. Вскоре он был арестован и отправлен в Освенцим, где погиб в августе 1942 года; его жена и сын, попавшие в другие лагеря, войну пережили. Литература: Winfried Scharlau. Who is Alexander Grothendieck?: Anarchy, Mathematics, Spirituality, Solitude : a Biography. — 2011. — Т. 1: Anarchy. — 204 p. — ISBN 3842340923, 9783842340923.

[489x700]
1889
Имре Шлоссер-Лакатош (венгерское имя — Schlosser-Lakatos Imre)
венгерский футболист, нападающий, лучший бомбардир в истории чемпионата Венгрии. Родился в Будапеште. Выступал за сборную Венгрии, где дебютировал 7 октября 1906 года в матче с Чехословакией в возрасте 16 лет и 256 дней, всего же провел 68 матчей и забил 59 мячей. 7 раз становился лучшим бомбардиром чемпионата Венгрии, 4 раза лучшим бомбардиром Европы. Занимает 42 место среди лучших футболистов Европы XX века по опросу МФФИИС. Чемпион Первого дивизиона (7): 1906/1907, 1908/1909, 1909/1910, 1910/1911, 1911/1912, 1912/1913, 1926/1927; Обладатель Кубка Венгрии (2): 1913, 1927; Чемпион Первого дивизиона (6): 1916/1917, 1917/1918, 1918/1919, 1919/1920, 1920/1921, 1921/1922; Лучший бомбардир чемпионата Венгрии (7): 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1917; Лучший бомбардир европейских лиг (4): 1911, 1912, 1913, 1914. Умер в Будапеште 19 июля 1959 года.

1890
Леон Георгиевич Туманов
эсер, делегат Всероссийского Учредительного собрания. Леон Туманов родился в городе Тифлис, Российская империя, ныне Тбилиси, Грузия, в семье директора банка, князя Георгия Туманова. Леон окончил юридический факультет Московского Императорского университета. В 1914 году первым его местом работы стала должность помощника присяжного поверенного. С 1911 года Леон Туманов находился под надзором «царской охранки» за принадлежность к Партии социалистов-революционеров (ПСР). Тогда же он был впервые арестован. В 1917 году Леон Георгиевич становится товарищем (заместителем) председателя Краевого Совета Кавказского фронта и избрается в члены Учредительного собрания по тому же фронту от эсеров (список № 3). Его роль в Гражданской войне не ясна. В советское время Туманов жил в Москве и занимался научной работой. Он был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР в июне 1938 и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в городе Москва, РСФСР, СССР, 10 июня 1938 года. Сведения о последующей реабилитации Леона Туманова отсутствуют. Павел Христофорович Кананов (1883—1967) — главный библиограф Отдела иностранного комплектования Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина в 1931—1957 годах. Литература: Л.Г.Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. Москва, РОСПЭН, 2008; Государственный Архив Российской Федерации. Фонд 63 — Московское охранное отделение, onись 31, дело 388; Государственный Архив Российской Федерации. Фонд 533 — Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, onись 1, дело 1410; Архив Президента Российской Федерации, onись 24, дело 419.

Wincenty_Chorembalski (552x700, 182Kb)
1890
Винсент Хорембальский (польское имя — Wincenty Chorembalski)
польский скульптор и художник. Родился в городе Завихост, Келецкая губерния, Царство Польское, Российская империя, ныне Свентокшиское воеводство, Польша. Окончил Львовский университет. После начала Первой мировой войны, рядовым сражался в составе польских легионов. После 1918 года изучал скульптуру и живопись в венской академии изобразительных искусств, позже продолжил своё образование в Германии и Париже. Совершил путешествие по Европе, посетил Чехословакию, Австрию и Германию. После возвращения на родину, поселился в Сосновце. Был членом Силезского союза художников и Общества поощрения художеств. В 1924—1929 состоялись выставки его работ. Участник Региональной художественной выставки Верхней Силезии. В 1942 году он был арестован фашистами и до конца второй мировой войны заключен в шталаг на острове Рюген. В 1945 году поселился в Бендзине. Во время войны большинство довоенных работ Хорембальского были уничтожены. Участник зимних салонов скульптур в Радоме в 1950 и 1953 годах. Умер в городе Бендзин, ПНР, ныне Польша, 29 сентября 1960 года.
Katowice_-_Moniuszko (524x700, 162Kb)
Памятник Станислава Монюшко в Катовице
Творчество
Винсент Хорембальский — автор нескольких памятников в Польше. Среди его работ до 1939 года: Памятник Станислава Монюшко в Катовице; Скульптурный рельеф Костюшко в Катовице; Бюст С.Выспянского в катовицком театре; Памятники силезским повстанцам в Хожуве и Тихах; Памятник знаменитым силезцам в городе Руда-Слёнска; Бюст И.Падеревского; После войны создал несколько скульптурных проектов в Сосновце и Варшаве; Памятник польско-советской дружбе в Бендзине; Памятник благодарности Красной Армии в Сосновце (проект); Бюст Л.Ружицкого и другое.

[334x699]
1890
Абрам Ильич Ямпольский
советский скрипач и музыкальный педагог, профессор Московской консерватории. Родился в Екатеринославе. Один из крупнейших педагогов в истории отечественного скрипичного исполнительства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), доктор искусствоведения (1940). Учился в Петербургской консерватории по классу скрипки у Сергея Коргуева, а также композиции у Николая Соколова, Язепса Витолса и Максимилиана Штейнберга. По окончании консерватории в 1913 вернулся в Екатеринослав, выступал в качестве солиста и камерного музыканта, занимался преподаванием. В 1920 уехал в Москву, где получил место заместителя концертмейстера в оркестре Большого театра. Два года спустя вошёл в состав Персимфанса, а также получил место преподавателя Московской консерватории (с 1926 — профессор, с 1936 — заведующий кафедрой скрипки), преподавал также в Институте имени Гнесиных. Абрам Ямпольский — один из основоположников современной отечественной скрипичной школы. Его преподавание основывалось на глубоко индивидуальном подходе к каждому ученику, развитии творческого чувства и темперамента исполнения. Практически всех своих воспитанников он провёл от первых шагов в обучении до стадии зрелого, сформировавшегося артиста. Среди учеников Ямпольского — Леонид Коган, Борис Гольдштейн, Юлиан Ситковецкий, Игорь Безродный, Эдуард Грач, Юрий Янкелевич, Марк Лубоцкий, Михаил Фихтенгольц, Леонарда Бруштейн, Алексей Горохов и многие другие известные скрипачи. Свои педагогические методы Ямпольский изложил в брошюрах — «О методе работы с учеником» (1959), «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипача» (1968). Под редакцией А.И.Ямпольского были изданы этюды для скрипки, он также является автором каденций к концертам Бетховена, Брамса и Паганини, множества переложений для скрипки и фортепиано.
[403x700]
Скончался в Москве 17 августа 1956 года, похоронен на Новом Донском кладбище.
Брат — Ямпольский Марк Ильич (1879, Днепропетровск — 1951, Москва) — советский виолончелист, педагог. Библиография: Декламация в legato: Внутри фраз, исполняемых legate возможно осуществлять декламационное произношение отдельных звуков. В этом случае на начало каждого такого звук; следует делать небольшой импульс горизонтального движения а перед началом следующего звука несколько тормозить его. Этот прием следует совершать весьма отчетливо в эпизодах требующих повышенной декламации (например, в кульминационном монологе перед репризой второй части концерта № 7 Шостаковича). В минимальной же степени это возможно практически во многих эпизодах — даже созерцательного характера. При декламации в legato каждый звук как бы приобретает форму, завершенность, возникает скрипичное bel canto. У крупных современных скрипачей этот прием почти всегда присутствует в кантилене. Однако в учебном процессе следует быть осторожным с его применением. Требовать его от ученика можно только при совершенном овладении основными штрихами и уже сформировавшемся художественном вкусе, чувстве меры, так как даже при небольшом злоупотреблении этот прием может привести к карикатурности в игре. А.И.Ямпольский отмечал, что часто за чрезмерной декламацией скрывается плохое legato. К этому можно добавить — и отсутствие настоящего высокоразвитого художественного вкуса. В скрипичной литературе существует множество эпизодов (например, в концертах Бетховена, Брамса), где legato должно» быть как бы кристально чистым, спокойным, без подчеркивания: переходов из звука в звук. При исполнении медленных частей! сонат Баха также весьма пародийно прозвучит декламационное подчеркивание относительно коротких звуков при длинной лиге. В подобных случаях целесообразно применять лишь общее ускорение или замедление скорости ведения смычка. Акцентировка в legato: Нередко в legato необходимо применять яркую акцентировку (например, в эпизодах героического плана — начало концерта № 1 Паганини). Её степень определяется характером музыки. Атака звука в legato, как и в detache, совершается импульсом горизонтального проведения смычка, который может для усиления динамики соединяться с уколом — нажимом «в струну». Акцентировка часто совершается в начале лиг, что нетрудно осуществить, овладев видами detache и martele. Большую сложность представляет акцентировка звука внутри лиги (совпадающего с сильной долей такта, или специально акцентируемого), когда атака звука должна осуществляться без смены направления движения смычка и без его остановки. В таких случаях следует исходить из принципа исполнения штриха Виотти, первоначально исполняя паузу перед акцентированным звуком, а затем постепенно переходя к слитному штриху. Portato: Штрих portato занимает промежуточное место между legato и staccato. Он употребляется для увеличения артикуляции подвижных звуков внутри legato и для создания специфического волнообразного звукового эффекта. Штрих представляет собой как бы мягкое staccato в кантилене, и его применять желательно еще умереннее, чем прием декламационного произношения в legato, так как чрезмерное использование portato приведет к назойливости и однообразности в интерпретации. В более медленном движении portato используется в кантилене, а в более быстром — для усиления выразительности, «раскрашивания» виртуозно-фиоритурных оборотов. Штрих portato может достигаться путём усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука legato и дальнейшим отпусканием его с помощью мягких движений кисти при сохраняемой скорости ведения смычка. Над штрихом целесообразно работать следующим образом: Portato иногда неправильно называют portamento, что на самой деле обозначает слышимое, выразительное glissando в кантилене. (Исполняя аналогичные легкие колебания кисти с большей скоростью, в виде вибрации, при медленном ведении смычка на протяжном звуке, можно достичь приема вибрации правой рукой, создающего характерный колористический эффект.) Если необходимо усилить артикуляцию звуков (особенно при исполнении повторяющихся звуков в одну сторону ведения смычка), в штрихе portato следует к усилению нажима волоса в начале каждой ноты добавить мягкие импульсы горизонтального проведения смычка, совершаемые предплечьем при наличии легких амортизационных движений кисти. Перед каждым звуком ведение смычка приостанавливается. В результате этого получается как бы серия нанизанных на один смычок штрихов detache (Чайковский, реприза Канцонетты). Степень их слитности следует установить в зависимости от художественной задачи в данном эпизоде. Bariolage: Штрих bariolage представляет собой быстрое чередование соседних струн в legato и в основном встречается в виртуозно-скрипичной литературе (например, во второй вариации Каприса № 24 Паганини). В быстром темпе он придает исполнению изящную виртуозность (на этом штрихе построен весь Каприс № 12 Паганини). При исполнении штриха необходимо добиться того, чтобы смена струн в любой части смычка производилась исключительно наклоном кисти с минимальной амплитудой движения, при спокойном положении локтя на уровне нижней струны. Для уменьшения амплитуды движения можно рекомендовать следующее упражнение: Для выделения звучания одного из голосов как основного, мелодического в полифоническом эпизоде, следует применять «косое» ведение смычка, которое даст возможность исполнять один из голосов ближе к подставке. При необходимости выделять лишь отдельные звуки, движением кисти следует совершать определенные акценты на них. Комбинированные штрихи из legato и detache: Комбинированные штрихи из legato и detache широко применяются в скрипичной литературе. Подчас большие эпизоды строятся на их различном сочетании. Наиболее часто различные варианты их соединения применяются в действенных эпизодах развивающего характера. Принцип исполнения этих штрихов тот же, что и legato и detache в отдельности, и при овладении ими изучение комбинированных штрихов не должно представлять больших затруднений. Основные задачи в комбинированных штрихах — нахождение наиболее целесообразного распределения смычка, степени плотности и акцентировки отдельных звуков. Наиболее распространенными видами комбинированных штрихов из legato и detache являются следующие варианты: Эти штрихи могут исполняться в различных темпах, в том числе в достаточно быстром. В наиболее быстром темпе желательно использовать среднюю и верхнюю части смычка, в более спокойном — нижнюю часть и весь смычок (его количество, конечно, зависит также и от динамических нюансов). Изучение этих штриховых вариантов полезно начинать на этюде № 1 Крейцера. Вариант, состоящий из звука detache и трех звуков legato (пример 28а), следует исполнять в спокойном темпе, используя всю длину смычка. Важно добиваться импульсивного проведения значительного количества смычка на первый звук лиги и целого смычка на отдельную ноту detache. Для того чтобы отдельный звук грубо не «выстреливал», необходимо на нем использовать быстрое легкое проведение смычка при небольшой плотности нажима. Звуки legato следует исполнять с большей плотностью. Вначале полезно добиваться довольно сильной степени и акцентировки, и филировки звуков. Вариант, сочетающий два звука legato и два звука detache (пример 286), также следует исполнять в спокойном темпе целым смычком и поочередно верхней и нижней половиной. В нем следует добиться равновесия акцентировки и звуковой плотности между нижней и верхней частями смычка. Эти штрихи желательно научиться исполнять и весьма импульсивно, и более плавно, так как характер применения их в художественных произведениях бывает весьма различным. Аналогично следует изучать вариант (пример 28г), используя целый смычок и поочередно верхнюю и нижнюю четверти смычка (распределение частей смычка должно быть исключительно точно вымерено). Затем эти штриховые варианты следует изучать в более быстрых темпах поочередно только в верхней, нижней, средней частях смычка. Необходимо в самых плавных вариантах исполнения не терять ощущения свободно-импульсивной инерционности. При их изучении в дальнейшем целесообразно использовать различные динамические нюансы, crescendo и diminuendo. Штрих Паганини, сочетающий маркированное detache и два звука legato, следует изучать выше середины смычка, постепенно добиваясь темпа, необходимого при исполнении штриха в его произведениях. При исполнении этого штриха в четырехдольных группах желательно уметь смещать акцентировку в соответствии с сильной долей такта. Исполняя все перечисленные варианты в быстром темпе небольшой частью смычка, важно следить, чтобы кисть руки совершала легкие, как бы «приплюсовывающиеся» движения к движениям предплечья на мелких detache (аналогично исполнению штриха detache в быстром темпе, что ранее подробно разбиралось).

Бургин (552x700, 271Kb)
1892
Ричард (Рихард Моисеевич) Бургин (Richard Burgin)
американский скрипач и дирижёр российского происхождения. Муж скрипачки Рут Посселт, отец литераторов Дианы Бургин и Ричарда Бургина. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, в семье Моисея (Мовши) Бургина и Раски Кржижовской, заключивших брак в том же году. Учился сперва в Варшаве у Изидора Лотто, затем у Йозефа Иоахима в Берлине (1906), затем вместе с отцом переехал в Нью-Йорк, играл в оркестре Арнольда Вольпе. В 1908—1912 гг. учился у Леопольда Ауэра в Санкт-Петербургской консерватории. 2 августа 1912 года в Варшаве заключил брак с Гитлей Шлёмовной Борщ (из Елисаветграда Херсонской губернии), позже известной как Генриетта Борш. По окончании консерватории вместе со своей первой женой, пианисткой Генриеттой Борш, отправился в Гельсингфорс, где работал в оркестре под управлением Георга Шнеевойгта; в 1914—1916 гг. концертмейстер Хельсинкского филармонического оркестра. В 1916—1918 гг. концертмейстер Стокгольмского филармонического оркестра, также под управлением Шнеевойгта, в 1919 г. последовал за ним в новосозданный Филармонический оркестр Осло. Выступал также во главе созданного им струнного квартета и как солист, особенно при исполнении скрипичного концерта Яна Сибелиуса. В 1920 г. был рекомендован Шнеевойгтом Пьеру Монтё, заступавшему на пост главного дирижёра Бостонского симфонического оркестра, и до 1962 г. занимал в этом оркестре пульт первого концертмейстера; с 1927 г. также помощник дирижёра. За время работы в оркестре дирижировал 308 его концертами. Отмечалась незаменимая роль Бургина, обладавшего феноменальной памятью и профессиональной выучкой, во взаимодействии с руководителем оркестра Сергеем Кусевицким, чьей сильной стороной был скорее артистический темперамент. Также выступал с оркестром в качестве солиста — в первый раз 20 марта 1921 г. (со скрипичным концертом Александра Глазунова), вызвав одобрение критика «The New York Times», назвавшего Бургина «мастером своего инструмента, как по тону, так и по технике, полностью состоятельным в интерпретации всех сложностей произведения и вполне проникшимся его духом». В бостонский период Бургин также руководил струнным квартетом, преподавал в Консерватории Новой Англии, некоторое время возглавлял кафедру струнных. С 1959 г. он также преподавал в Бостонском университете. В обоих учебных заведениях Бургин руководил студенческими оркестрами. Кроме того, в 1952—1956 гг. Бургин совмещал работу в Бостоне с руководством Портлендским симфоническим оркестром. Покинув Бостон незадолго до своего 70-летия, Бургин переселился во Флориду, где некоторое время преподавал во Флоридском университете, а также руководил квартетом, в котором играла также его жена Рут Посселт. Умер в городе Галфпорт, округ Пинеллас, штат Флорида, США, 29 апреля 1981 года. Награды: Кавалер ордена Почётного легиона. После смерти Бургина его дочь Диана Бургин опубликовала роман в стихах «Ричард Бургин. Жизнь в стихах» (Richard Burgin. A Life in Verse; 1988) — беллетризованную биографию своего отца, написанную по-английски онегинской строфой.

Gviniashvili_G (578x700, 173Kb)
1892
Гаврил Гаврилович Гвиниашвили (грузинское имя — გაბრიელ ღვინიაშვილი)
грузинский советский режиссёр, педагог, актёр. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1950). В 1912 окончил музыкально-драматическое отделение при Московском филармоническом обществе. В 1922-1927 работал в музыкальной студии МХАТ. В 1929-1931 и 1948-1949 - главный режиссёр Батумского театра; поставил спектакли "Дядя Ваня"; "Последние" Горького и др. В 1949-1955 - режиссёр русского театра имени Грибоедова (Тбилиси). С 1931 ведёт педагогическую работу (с 1955 в Тбилисском театральном институте). На сцене театра имени А.С.Грибоедова поставил спектакли: «Не все коту масленица» А.Островского, «Девушка с кувшином» Л. де Вега, «Закон Ликурга» Н.Базилевского по мотивам романа Т.Драйзера «Американская трагедия», «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «С любовью не шутят» П.Кальдерона, «Годы странствий» А.Арбузова. Умер в родном городе 28 октбря 1961 года.

Georg,_Prince_of_Saxe-Meiningen (463x700, 119Kb)
1892
Георг Саксен-Мейнингенский (немецкое имя — Georg Prinz von Sachsen-Meiningen)
глава дома Саксен-Мейнинген в 1941—1946 годах из эрнестинской линии Веттинов. Его дядя герцог Бернхард III Саксен-Мейнингенский отрёкся от своих прав 10 ноября 1918 года во время Ноябрьской революции в Германии, когда была упразднена монархия. После смерти своего дяди Эрнста 29 декабря 1941 года стал главой Саксен-Мейнингенского дома под именем Георга III. Являлся последним частным владельцем дворцово-паркового комплекса Хельдбург в Тюрингии. Георг родился в городе Кассель, земля Гессен, Германская империя. Он был старшим сыном генерал-лейтенанта прусской армии Фридриха Саксен-Мейнингенского и его супруги графини Аделаиды Липпе-Бистерфельдской. Георг получал правовое образование в Мюнхенском и Йенском университетах. Георг прервал обучение с началом Первой мировой войны. Во время войны он командовал кавалерийским полком.
Georg_IIIMedal (414x700, 323Kb)
Медаль с изображением принца Георга, выпущенная в 1978 году
После войны он возобновил учёбу и какое-то время служил судьёй в городе Хильдбургхаузене, земля Тюрингия.
С 1926 по 1945 год он был владельцем Veste Heldburg. 1 мая 1933 года вступил в НСДАП. Во Вторую мировую служил в вермахте в звании майора. Георг умер в советском лагере для военнопленных под городом Череповец 6 января 1946 года. Его второй сын Фридрих Альфред отказался от наследственных прав, став монахом. Титул перешёл к младшему брату Георга, Бернхарду.
Семья и дети
22 февраля 1919 года в городе Фрайбург-в-Брайсгау Георг женился на графине Кларе Марии Корф Шмиссинг-Керссенброк (1895—1992). В браке родилось четверо детей: Антон Ульрих (23 декабря 1919 — 20 мая 1940), погиб в битве за Альбер; Фридрих Альфред (5 апреля 1921 — 18 сентября 1997), отказался от наследственных прав в пользу дяди; Мария Елизавета (18 декабря 1922 — 31 марта 1923), умерла в младенчестве; Регина (6 января 1925 — 3 февраля 2010), вышла замуж за кронпринца Австрийского Отто фон Габсбурга
Предки Георга Саксен-Мейнингенского
Screenshot 2024-09-21 at 11-41-31 Георг Саксен-Мейнингенский — Википедия (700x485, 102Kb)

Luigi Maiocco (525x700, 303Kb)
1892
Луиджи Майокко (итальянское имя — Luigi Maiocco)
итальянский гимнаст, трёхкратный чемпион Олимпийских игр 1912, 1920 и 1924 годов в командных соревнованиях. Родился в городе Турин, Италия. Трёхкратный чемпион Италии: 1920, 1921 и 1925. Выступал за туринскую команду «Группо Спортиво де Санти Анджели». Умер в родном городе 11 декабря 1965 года.
Screenshot 2024-09-21 at 11-45-10 Майокко Луиджи — Википедия (269x118, 5Kb)
Литература: Reale Società Ginnastica di Torino - Edizione MAF servizi – Torino

durlet-emmanuel (546x700, 116Kb)
1893
Эммануэль Дюрле (французское имя — Emmanuel Durlet)
бельгийский пианист и композитор. Родился в городе Антверпен, Бельгия.Сын архитектора Франса Дюрле (1855—1931), внук архитектора Франсуа Андре Дюрле. Окончил Антверпенскую консерваторию по классу фортепиано Франса Ленартса, изучал также композицию у Лодевейка Мортельманса. Затем в 1912—1914 гг. совершенствовал исполнительское мастерство в Вене под руководством Леопольда Годовского. С 1918 г. вёл интенсивную концертную деятельность, исполняя, в частности, все 32 фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена. В 1933 г. обратился к композиции, сочинив в общей сложности около 130 фортепианных произведений, а также фортепианный и скрипичный концерты, сонату для скрипки и фортепиано, ряд песен. Большинство инструментальных пьес Дюрле носит программный характер: так, фортепианный концерт называется «Средневековые сцены» (нидерландское название — Middeleeuwse Sproke), скрипичный — «Часовня Марии Магдалины, за оградой» (нидерландское название — De kapel van Maria Magdalena extra muros). Редактировал сочинения фламандских клавесинистов XVIII века.
durlet-emmanuelмарка (516x700, 454Kb)
На марке Бельгии
В 1920—1959 гг. преподавал в Антверпенской консерватории, воспитав множество учеников, среди которых Андре Клюитанс и Эжен Трай. Автор ряда методических пособий, в том числе «Я хорошо играю на фортепиано» (нидерландское название — Ik zal goed piano spelen). Умер в родном городе 7 февраля 1977 года. В 1979—2005 гг. в Антверпене проходил международный конкурс пианистов имени Дюрле. Его последним лауреатом стала русская пианистка Ольга Котлярова.

dolivo (481x700, 264Kb)
1893
Анатолий Леонидович Доливо (имя при рождении — Анатолий Леонидович Соботницкий)
певец (бас), педагог, доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Анатолий Леонидович Доливо родился 11 в городе Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя, ныне Украина. В 1918 году стал выпускником физико-математического факультета Московского университета и Московской консерватории, учился по классу вокала у преподавателя Умберто Мазетти. С 1918 года выступал как камерный певец. Его другом был Дмитрий Николаевич Ревуцкий. Когда Анатолий Доливо гастролировал в Киеве в 1920-х годах, исполняя в том числе и песни народов, Дмитрий Ревуцкий посещал все его концерты. Среди его знакомых был украинский бас Иван Паторжинский. Стал работать в консерватории с 1930 года. В 1932 году ему присвоили звание профессора. В период с 1932 по 1943 год был заместителем кафедры камерного пения, с 1956 по 1965 год — сольного пения. В 1944 году стал «Заслуженным деятелем искусств РСФСР». В 1947 году стал доктором искусствоведения. Среди его учеников — Э.Саркисян, Маргарита Худовердова, А Левандовская. Гастролировал в Украине, Франции, Германии, Норвегии, Швеции, Великой Британии. Готовил премьеры «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля «Еврейских песен» М.Равеля. В 1948 году была издана его книга «Певец и песня» Государственным музыкальным издательством. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 20 апреля 1965 года. Похоронен на Введенском кладбище (6 участок).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»