• Авторизация


11 октября родились... 11-10-2025 08:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Верещагин (525x700, 176Kb)
1851
Григорий Егорович Верещагин
российский и советский писатель, просветитель-демократ и этнограф, краевед, священнослужитель. Первый удмуртский писатель. Григорий Егорович (в некоторых документах — Георгиевич) Верещагин родился в селе Полом (ныне Кезский район Удмуртии), в семье крестьянина. Грамоте выучился в родном селе. С детских лет интересовался народным творчеством, литературой, увлекался живописью, ремёслами, пением, искусно играл на русской гармошке, гитаре и фисгармонии. В 1870 году окончил Сарапульское реальное училище. Работал учителем в земских школах в сёлах Сосновка, Шаркан и деревне Ляльшур Сарапульского уезда. В конце XIX века принял духовный сан. С 1895 по 1900 год был диаконом кладбищенской церкви в городе Елабуге, с 1900 по 1927 год — священником в селе Бураново этого же уезда. Духовного звания лишён в 1927 году. В Бураново одновременно работал и в местной земской школе. Воспитанники Г.Верещагина К.М.Баушев, И.Д.Дмитриев-Кельда и Я.Т.Чазов стали в годы Советской власти кандидатами наук. Последние три года Г.Верещагин с женой жил в Ижевске. Умер в Ижевске 27 августа 1930 года.
Научная деятельность
Верещагин в течение полустолетия занимался изучением жизни и быта удмуртского и русского населения Удмуртии, причём экспедиции проводил на собственные средства. Материалы экспедиций использованы в монографиях «Вотяки Сосновского края» и «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», вышедших в серии «Записки Императорского русского географического общества» в Санкт-Петербурге в 1886 и 1889 гг. Обе монографии отмечены серебряными медалями ИРГО, а автор их в декабре 1888 года был избран в члены-сотрудники этого общества. Участвовал в проведении Всероссийской переписи населения 1897 года в качестве переписчика по Глазовскому уезду. Г.Верещагин оказывал активное содействие в подготовке экспонатов для научно-промышленных и сельскохозяйственных выставок, проводившихся в Вятке, Казани и Ижевске, и для краеведческих музеев в Сарапуле и Ижевске. Г.Верещагин участвовал в судебном процессе по «делу мултанских вотяков», куда он приглашался из Ляльшура в качестве этнографа-эксперта со стороны защиты. Его экспертизы высоко оценил русский писатель-гуманист В.Г.Короленко, присутствовавший на суде в 1895 году как журналист и в 1896 году как адвокат. Все этнографические работы Г. Верещагин писал в беллетризованной форме, но как художник он проявил свой талант в собственно литературных произведениях, созданных на русском и удмуртском языках. О нём первым как о поэте писал венгерский академик Бернат Мункачи после личного знакомства в 1885 г. в селе Шаркан. Как литератор Г.Верещагин характеризуется и в редакционной статье «Календаря и памятной книжки Вятской губернии на 1897 год», а также в статье об истоках удмуртской художественной литературы писателя Кедра Митрея, напечатанной в 1929 году в глазовской уездной газете «Выль гурт» («Новая деревня»). Стихотворению «Чагыр, чагыр дыдыке…» («Сизый, сизый голубок…») ранее приписывалось авторство Верещагина (считалось, что в его монографии «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» оно было опубликовано лишь «под видом» фольклорной колыбельной песни). Современные учёные пришли к выводу, что это чисто народная песня и что её автором Верещагин быть не мог. Поэтические произведения Г. Верещагина известны по публикациям под псевдонимами Удморт, Г.В. и Г.В-н в научно-методической работе «Руководство к изучению вотского языка» (Ижевск, 1924) и в газете «Гудыри» в 1924 г. Поэмы-сказки «Батыр дӥсь» («Богатырская одежда») и «3арни чорыг» («3олотая рыбка»), написанные по мотивам русской народной сказки «Чудесная рубашка» и пушкинской «Сказка о рыбаке и рыбке», стали достоянием читателя по публикациям в журнале «Молот» (1967) и сборнике статей УдНИИ «Об удмуртском фольклоре и литературе» (Ижевск, 1973). К выдающимся прозаическим произведениям Г.Верещагина относится большой художественно-этнографический очерк «Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда», написанный на материале деревни Ляльшур и опубликованный в «Календаре и памятной книжке Вятской губернии на 1896 год». Г.Верещагин с первых дней Октябрьской революции принял Советскую власть, одобрял её национальную политику и активно включился в осуществление задач культурной революции в Удмуртии. Участвовал в работе 1 Всероссийского съезда удмуртов, состоявшегося в 1918 году в Елабуге. В 1921 году в Ижевске на Первом съезде писателей Удмуртии выступил с докладом о происхождении удмуртского народа. Успешно трудился над составлением удмуртско-русского и русско-удмуртского словарей, печатался в «Трудах Научного общества по изучению Вотского края» и в газете удмуртских большевиков «Гудыри». Г.Верещагин признан отечественными и зарубежными учёными первым крупным удмуртским писателем, просветителем и учёным. Произведения Г. Верещагина переведены на русский, татарский, эстонский и венгерский языки. Литература: Вотяки Сосновского края. — Санкт-Петербург, 1896. — 218 страниц. — Записки Императорского Русского географического общества; Том 14, выпуск 2; Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. — Санкт-Петербург, 1889. 197 страниц. — Записки Императорского Русского географического общества; Том 14, выпуск 3; Сказки и легенды вотяков // Известия Сарапульского земемского музея. Москва, 1914. — Вып. 2. — Страницы 107—156; Батыр дӥсь: Поэма-выжыкыл // Молот. — 1967. — № 12. Страницы 44-50; Зарни чорыг: Поэма-выжыкыл // Об удмуртском фольклоре и литературе. — Ижевск, 1973. — Выпуск 1. — Страницы 117—123; Скоробогат-Кащей: Поэма // Вопросы своеобразия жанров удмуртской литературы и фольклора: Сборник статей — Ижевск, 1983. Страницы 97-142; Чагыр, чагыр, дыдыке… : Кылбуръёс но поэмаос / Люказ но юькыл гожтиз П.К.Поздеев. Послесловиез И.П.Тукаевлэн. Ижевск: Удмуртия, 1984. — 92 страницы; Собрание сочинений: В 6 томах / Под редакцией В.М Ванюшева. — Ижевск, 1995—2005. — (Серия «Памятники культуры»); Ильин Я. Луппов но Верещагин. Кинъёс со? // Гудыри. — 1924. 4 января; Поздеев П. Кӧня арес тыныд, удмурт литература? // Советская Удмуртия. — 1965. — 6 января; Гусев В. Первый удмуртский учёный и литератор // Удмуртская правда. — 1976. — 6 октября; Ванюшев В., Поздеев П., Уваров А. Григорий Егорович Верещагин // История удмуртской советской литературы. — Устинов, 1987. — Том 1. — Страницы 25-38; Домокош П. История удмуртской литературы. — Ижевск, 1993. Страницы 180—184; Ванюшев В. Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. — Ижевск, 1995. — 294 страницы; Христолюбова Л. Учёные-удмурты. — Ижевск, 1997. — Страницы 42-44; Ванюшев В. Верещагин Григорий Егорович // Удмуртская Республика: Энцикл. — Ижевск, 2000. — Страницп 226; ГУК «Республиканская библиотека для детей и юношества» 2006—2008.

[606x700]
1851
Йосиф Маринкович (Marinkovic)
югославский композитор, хоровой дирижёр. Родился в городе Вранево. Ученик Э.Ганслика (музыкальная теория). Работал в Белграде. Возглавлял различные певческие общемтва, в том числе «Белградское» и «Обилич», преподавал хоровое пение (1881 — 1924). Основоположник сербского романса, автор песен и хоров патриотического содержания (в том числе «Эх, со славой умирать», называемой национальной «Марсельезой»). Среди других сочинений: симфоническая поэма «Молитва», хоровая кантата «Досифею Обрадовичу», камерно-инструментальные произведения. Умер в Белграде 13 мая 1931 года.

Anrep (587x700, 246Kb)
1852
Василий Константинович фон Анреп
русский врач, физиолог и фармаколог, профессор медицины, вошедший в историю как пионер местного анестезирования. Член III Государственной думы. В.К.Анреп родился в Санкт-Петербурге, в православной дворянской семье Анрепов. Он окончил Екатеринославскую гимназию (1870) и Медико-хирургическую академию (1876; с отличием). Участвовал в русско-турецкой войне. В 1878—1881 годах изучал физиологии и фармакологии в Германии в лабораториях профессоров Россбаха в Вюрцбурге, Розенталя в Эрлангене и Людвига в Лейпциге. Доктор медицины (1881; тема диссертации: «Влияние кристаллического аконитина на организм животных»).
Исследования в области местного анестезирования
Anrep01 (504x700, 236Kb)
Василий Константинович фон Анреп
Во время стажировки в Вюрцбурге (1879) В.К.Анреп, проводя на себе эксперименты с кокаином, установил, что введённый под кожу слабый раствор кокаина вызывает сначала ощущение потепления, а затем потерю чувствительности в месте укола. Первым в мире экспериментально обосновал местное анестезирующее действие кокаина, дозирование и методику его применения, в 1879 опубликовав результаты своих опытов в немецком журнале Archiv fur Physiologie. В зарубежной литературе первооткрывателем метода использования кокаина для местной анестезии долгое время считался австрийский офтальмолог К. Коллер, обнародовавший результаты своих исследований в 1884 году. Позже западные научные источники признали Анрепа «забытым пионером» местной анестезии. В 1884 году фон Анреп опубликовал в российском еженедельнике «Врач» статью «Кокаин как местноанестезирующее средство», в которой, основываясь на собственном пятилетнем клиническом опыте, конкретизировал рекомендации к применению кокаина при воспалительных заболеваниях, в офтальмологии, оториноларингологии, неврологии, пульмонологии. Тогда же его ученик И.Н.Кацауров описал несколько офтальмологических операций под местным наркозом кокаином. Преподавательская и административная деятельность: С 1882 — приват-доцент фармакологии Медико-хирургической академии; В 1884—1887 — профессор судебной медицины Харьковского университета; В 1887—1889 — профессор судебной медицины Училища правоведения в Петербурге; В 1887—1889, одновременно, профессор физиологии Еленинского клинического института; В 1889 был одним из организаторов Института экспериментальной медицины. В 1892 исполнял поручения по организации борьбы с холерой в Поволжье и в Северном Причерноморье; Основатель Женского медицинского института в Петербурге. По назначению министра народного просвещения возглавил работу по составлению сметы, разработке проекта, а затем и по строительству этого учебного заведения (к его открытию в 1897 были построены Главное здание, Патологоанатомический институт и собственная электростанция). В 1897—1899 был первым директором института; В 1899—1901 — попечитель Харьковского учебного округа; В 1901—1902 — попечитель Петербургского учебного округа. Покинул учебное ведомство после конфликта со сторонниками классического образования; В 1902—1904 — директор Медицинского департамента Министерства внутренних дел; В 1904—1907 — главный врачебный инспектор. Тайный советник.
Anrep02 (457x700, 206Kb)
Фон Анреп, 1910
Участие в политике
Член Центрального комитета партии «Союз 17 октября». В 1907—1912 — член III Государственной думы (от Петербурга), председатель комиссии по народному образованию, член бюджетной комиссии. Принадлежал к умеренно-либеральному крылу фракции октябристов, активно критиковал деятельность Министерства народного просвещения, вместе с А.И.Гучковым добился у П.А.Столыпина разрешения принятым в университеты студенткам закончить обучение (в министерстве полагали, что женщины были зачислены в высшие учебные заведения незаконно и подлежали исключению). По вопросу об автономии Финляндии занимал ярко выраженную русификаторскую позицию. Баллотировался в IV Государственную думу, но не был избран в связи со снижением популярности партии октябристов. Был председателем совета Русско-Французского коммерческого банка и Петербургского городского кредитного общества.
Первая мировая война
В годы Первой мировой войны являлся председателем Мобилизационного совета при Главном управлении Российского Общества Красного Креста и состоял членом Совета складов того же общества. В 1915—1917 — консультант при Верховном начальнике санитарной и эвакуационной части действующей армии принце Александре Ольденбургском. 22 июля 1916 года был «вне правил» удостоен ордена Святого Александра Невского.
Эмиграция
С 1921 года В.К.Анреп жил в эмиграции: в Великобритании, затем во Франции. Умер в Париже 1 октября 1927 года. Труды: Автор около 50 научных работ по физиологии, фармакологии, судебной медицине, в том числе: Сердечные волокна блуждающих нервов у новорожденных; Перерезка блуждающих нервов у птиц; Физиологические исследования в области дыхания и сосудо-двигательных нервов. Литература: Государственная дума Российской империи, 1906—1917 : Энциклопедия. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2008. Страницы 23—24. ISBN 978-5-8243-1031-3; 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы. — Санкт-Петербург : издание Н.Н.Ольшанскаго, 1910.

[421x700]
1854
Вильгельм Иерузалем (немецкое имя — Wilhelm Jerusalem)
австрийский историк, психолог, педагог. Приверженец Фехнера и Вундта. Родился в городе Дрениц, Богемия. Написал: «Alexanders des Grossen Leben und Thaten» (B., 1885); «Psychologische Sprachbetrachtung» (1886); «Lehrbuch der empirischen Psychologie» (1890). Книга о слепоглухонемой американке Лоре Бриджмен «Laura Bridgeman: Erziehung einer Taubstumm-Blinden» (1891). Герберт Gantschacher: забыли хватай! — Обмен письмами между австрийско-еврейского философа Вильгельма Иерусалиме и американской слепоглухими автор Хелен Келлер. — Знак Дело в Вене 2009. Среди учеников Иерузалема были политик Карл Реннер, композитор Виктор Ульманн, поэт Антон Вильдганс. Умер в Вене 15 июля 1923 года.
Wilhelm_Jerusalem_grave,_2016 (524x700, 150Kb)
Похоронен на кладбище Деблинг в Вене.

[586x700]
1860
Фернандо Де Лючия (итальянское имя — Fernando De Lucia)
итальянский оперный певец-тенор, педагог по вокалу, сделавший международную карьеру. Де Лючия восхищались как ярким представителем веризма, например, в роли Канио (Canio) в 'Паяцах' (Pagliacci) Леонкавалло (Leoncavallo), и других ролях в операх, созданных Верди (Verdi) и Пуччини (Puccini). Однако, в настоящее время он пользуется огромной популярностью среди коллекционеров записей за совершенно иные качества – поклонники его мастерства особенно высоко ценят изящное, полное трудных, но красочных пассажей пение тенора, технику, возникшую еще до веризма и практически исчезнувшую в наши дни. Особенно ценными считаются записи Де Лючии в роли графа Альмавивы (Count Almaviva) в комической опере Россини (Gioachino Rossini) 'Севильский цирюльник' (Il Barbiere di Siviglia). Де Лючия родился в Неаполе (Naples) и учился в Консерватории Неаполя (Naples Music Conservatory) у Винченцо Ломбарди (Vincenzo Lombardi) и Беньямино Карелли (Beniamino Carelli). В 1885 году он дебютировал в неаполитанском оперном театре Сан-Карло (Teatro di San Carlo) в роли Фауста (Faust) в одноименной опере Шарля Гуно (Charles Gounod). В течение следующих двух или трех лет он выступал в Испании (Spain), Южной Америке (South America) и небольших итальянских оперных театрах. Его репертуар в то время пополнился партиями в операх 'Линда ди Шамуни' (Linda di Chamounix), 'Динора' (Dinorah), 'Любовный напиток' (L'elisir d'amore), 'Фра Дьяволо' (Fra Diavolo) и 'Сомнамбула' (La sonnambula). В Мадриде (Madrid) Фернандо познакомился с британским импресарио Огастесом Харрисом (Augustus Harris) и критиком и педагогом Германом Клейном (Herman Klein) и получил ангажемент на его первые выступления в Лондоне (London) и в 1887 году пел в Друри-Лейн (Drury Lane). Но, хотя Клейну очень понравился его Альфредо (Alfredo) в 'Травиате' (La traviata), выступления молодого певца прошли почти незамеченными из-за британского дебюта польской оперной звезды Жана де Решке (Jean de Reszke). Более того, его Альмавиву, роль, которую позже прочно ассоциировали с Де Лючией, британские газеты назвали 'по-настоящему отвратительным'. 31 октября 1891 года на сцене римского Costanzi Theatre Де Лючия принял участие в мировой премьере комической оперы 'Друг Фриц' (L'amico Fritz) Пьетро Масканьи (Pietro Mascagni) вместе с французской дивой Эммой Кальве (Emma Calvé). Благодаря этой роли он оказался в центре европейской моды на оперы Масканьи начала 1890-х годов, что привлекло к артисту внимание широкой публики, и отправился во Флоренцию (Florence), где пел в третьей опере композитора, 'Братья Ранцау' (I Rantzau, 1892). Карьера Фернандо как одного из ведущих мастеров веризма продолжалась на английской сцене с 'Паяцами' Леонкавалло. Клейн писал, что эмоциональный накал исполнителя и торжество реализма были настолько сильны, что публика в зале сидела, буквально не дыша. 19 июня 1893 года он дебютировал в лондонском Ковент-Гардене (Covent Garden), а вскоре после этого пел отрывки из 'Сельской чести' (Cavalleria rusticana) для королевы Виктории (Queen Victoria) в Виндзоре (Windsor). В 1893-1894 Де Лючия пел в нью-йоркском театре Метрополитен-опера (Metropolitan Opera), повторив европейский успех в роли Канио, однако провалился как дон Оттавио (Don Ottavio) в 'Дон Жуане' (Don Giovanni) и герцог Мантуанский (Duke of Mantua) в 'Риголетто' (Rigoletto). В 1865-м он пел в миланской Ла Скала (La Scala) в мировой премьере 'Сильвано' (Silvano) Масканьи, а также появился в первых миланских постановках 'Богемы' и 'Наваррки' (La Navarraise). В 1897 году он снова пел на концерте, отмеченном присутствием королевы Виктории, на этот раз в Букингемском дворце (Buckingham Palace). В целом, Де Лючия около 15 лет делил свое время между европейскими столицами, часто выступая в Лондоне, где особенно ценили его исполнение дона Хосе (Don Jose) в 'Кармен' (Carmen) Бизе (Bizet), и Милане, став большим мастером исполнения опер Россини (Rossini), Беллини (Bellini) и Верди. В последний раз он пел в Лондоне в 1905 году. В 1916 году Де Лючия дал прощальное представление в роли Родольфо (Rodolfo) в 'Богеме' на сцене Ла Скала, а в следующем году в театре Сан-Карло попрощался со своими неаполитанскими поклонниками. В последний раз он пел на публике на похоронах несравненного Энрико Карузо (Enrico Caruso) в 1921 году. Последние годы жизни Фернадо Де Лючия провел в Неаполе и преподавал в консерватории, в которой когда-то учился сам. Умер 21 февраля 1925 года.

[507x700]
1861
Джон Белл Хетчер (John Bell Hatcher)
американский палеонтолог, получивший наибольшую известность благодаря открытию трицератопсов. Родился в Куперстауне. Осенью 1880 года Джон Белл Хетчер поступил в Гринеллский колледж в Айове, а затем перевёлся в Йельский университет. Талант Хетчера не остался без внимания знаменитого палеонтолога Гофониила Чарльза Марша, который и пригласил молодого студента на раскопки в Небраску. В 1888 году 29-летний палеонтолог Джон Белл Хетчер, работавший под началом Марша, в ходе раскопок формации позднего мела (Lance Formation) в штате Вайоминг обнаружил практически полный двухметровый череп с рогами. По крепкому, хорошо сохранившемуся черепу можно было понять, что в дальнейшем будет обнаружено множество других, по которым можно будет выявить различия между видами и отдельными особями. Марш определил эту находку как новый вид, относящийся к роду Ceratops, затем, однако, выделил в отдельный род, которому дал название Triceratops. Позднее и находка, заявленная как высокорогий бизон, была причислена к трицератопсам. Умер в Питтсбурге 3 июля 1904 года.

Grein_1902 (686x700, 400Kb)
1862
Джэкоб Томас (Джи-Ти; Джэк) Грейн (Jacob Thomas (J.T.) Grein)
английский театральный деятель. Родился в Амстердаме, Голландия. Поселился в Лондоне с 1885 года, был натурализирован в 1895 году. Писал театральные рецензии в журналах «Лайф» (1888—1891), «Санди тайме» (1897—1918) и «Иллюстрейтед Лондон ньюс» (1920—1935). Создал лондонский «Независимый театр» ( Independent Theatre Society; 1891—1897), ориентируясь на Свободный театр А.Антуана. Театра был открыт «Привидениями» Х.Ибсена. Спектакли шли как «закрытые» показы по приглашениям, что позволило театру обойтись без официальной лицензии. В 1892 году театр представил первую пьесу Б.Шоу «Дома вдовца». В 1904 году Грейн женился на актрисе Алисе Августе Гривен (Greeven). Вместе с женой создал проект «Немецкий театр в Лондоне» (German Theatre in London Program), задействовавший немецких актеров и режиссеров (в том числе Макса Бехренда [Max Behrend] и Ханса Андресена) в постановках немецких пьес на немецком же языке. Программа действовала с 1900 по 1908 год. В 1923 году Грейн основал Народный театр в Лондоне. Cтавил пьесы Х.Ибсена, Э.Золя, Г.Гауптмана, Л.Н.Толстого и др. Умер 25 июня 1935 года. Литература: Dramatic criticism, v. 1-5. L., 1889, 1899—1905; Оrme М. J.T.Grein: the story of a pioneer. [L.], 1936.

1862
Михаил Никитич Ясинский
историк русского права, заслуженный профессор и декан юридического факультета Киевского университета (1912—1917). Родился в селе Межирич, Каневский уезд, Киевская губерния. Происходил из купеческой семьи. Младший брат Антон — историк-медиевист, академик Академии Наук Белорусской ССР. Окончил Киевскую Первую гимназию (1883) и юридический факультет университета Святого Владимира (1888). Некоторое время преподавал законоведение в Киевском кадетском корпусе. С 1893 года в качестве приват-доцента киевского университета стал читать лекции по истории русского права. Состоя членом Киевской археографической комиссии, подготовил к печати материалы для истории судопроизводства и судоустройства в литовско-русском государстве — «Акты о копных и панских судах». С октября 1896 года по февраль 1903 года был секретарем Исторического общества Нестора-летописца. Защитил магистерскую диссертацию «Главный литовский трибунал, его происхождение, организация и компетенция»; был отмечен малой Ломоносовской премией (1901). С 1914 года — ординарный профессор по кафедре истории русского права. В 1910 году стал деканом юридического факультета, а с 27 января 1912 года — проректором Киевского университета. С 1918 года — заслуженный профессор. С 1919 года — в эмиграции; жил в Югославии: в 1920—1933 годах был ординарным профессором Люблянского университета. Изучал сербское и далматинское право, опубликовал ряд исследований. Скончался в городе Ниш, Югославия, 25 сентября 1935 года. Был женат на волынской помещице Анне Александровне Ясинской, имел дочь. Награды: Орден Святого Станислава II степени ; Орден Святой Анны II степени ;Орден Святого Владимира IV степени (1915) Труды: Акты о копных и панских судах, том 1. — Киев, 1897; Лекции по внешней истории русского права. Выпуск I. Введение. История источников первого периода. — Киев, 1898; Уставные земские грамоты литовско-русского государства. — Киев, 1889;К истории крестьянских движений в России. Волнения помещичьих крестьян Киевской губернии в 1855 году. — Киев, 1890; Обзор последних изданий виленской археографической комиссии. — Киев, 1893; Луцкий трибунал, как высшая судебная инстанция для волынского, брацлавского и киевского воеводств. — Киев, 1899—190; Главный литовский трибунал, его происхождение, организация и компетенция. Выпуск 1. Происхождение главного литовского трибунала. — Киев, 1901; Счисление суточного времени в западной России и в Польше в XVI—XVII вв. — Киев, 1902; Закупы Русской Правды и памятников западно-русского права. — Киев, 1904. Источники: Ясинский, Михаил Никитич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Столетие Киевской Первой гимназии: Том 1. — Киев, 1911. — Страница 415; Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1917 год. — Петроград, 1917. — Страницы 600, 614; Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 6. Книга 3. Х — Я. Москва: «Пашков дом», 1999. — Страница 681.

[499x700]
1863
Ксавье Анри Наполеон Леру (французское имя — Xavier Henry Napoleón Leroux)
французский композитор. Родился в Веллетри (Церковная область, Италия). Сын руководителя военного оркестра. Уился в Парижской Консерватории у Жюле Массне и Теодора Дюбуа. Получил Римскую премию (1885) за кантату Эндимион (Endymion). С 1896 он преподавал гармонию в Парижской Консерватории. Композитор Марк Дельмас (Marc Delmas) его ученик. Умер в Париже 2 февраля 1919 года. Среди сочинений: 14 опер, в том числе (даты постановок) – «Астарта» (1901), «Королева Фиаметта» (1903), «Вильям Ратклиф» (1906), «Бродяга» (1907), «Рождественский подарок» (1915); кантата «Эндимион»; церковная музыка, песни. Оперы: Evangéline, либретто Louis de Gramont, 1895; Astarté, либретто Louis de Gramont, 1901; La reine Fiammette, 1903; Vénus et Adonis, либретто Louis de Gramont, 1905; William Ratcliff, либретто Louis de Gramont, позже Heinrich Heine, 1906; Le chemineau, 1907; Théodora, 1907; Le carillonneur, 1913; La fille de Figaro, 1914; Les cadeaux de noël, 1915; Nausithoé, 1920; La plus forte, 1924; L'ingénu, 1931. Литература: Don Randel, The Harvard Biographical Dictionary of Music. Harvard, 1996, p. 499.

Joseph_Lindon_Smith (402x700, 217Kb)
1863
Джозеф Линдон Смит (Joseph Lindon Smith)
американский художник, известный своими работами, посвященными древности, особенно египетским гробницам. Был одним из основателей художественной колонии в Даблине, штат Нью-Гэмпшир. Родился в городе Потакет, штат Род-Айленд, США, в семье Генри Смита (Henry Francis Smith), оптового лесопромышленника, и Эммы Смит Гринлиф (Emma Greenleaf Smith). Родители были заинтересованы в изучении их сыном искусства, и Джозеф обучался в школе бостонского музея изящных искусств. Осенью 1883 года, вместе со своим другом и однокурсником по бостонской школе Фрэнком Бенсоном, Смит приехал в Европу. Они жили на одной квартире в Париже, обучались в Академии Жулиана у Вильяма Бугро, Жюля Жозефа Лефевра и Гюстава Буланже.
Joseph_Lindon_SmithPortrait (569x700, 379Kb)
Портрет Джозефа Смита работы Фрэнка Бенсона
Смит провел в Европе несколько лет, путешествуя по Греции и Италии, часто в компании со своим другом, Фрэнком Бенсоном, который написал портрет молодого Смита (1884). Во время одной из экскурсий в Венеции, Джозеф познакомился с Изабеллой Гарднер, которая стала его другом и покровителем. В 1899 году Смит женился на Коринне Путнэм (1883—1950). На протяжении всей последующей жизни они проводили зимние месяцы в Египте, Азии или Латинской Америке, а летние — в Даблине, Нью-Хэмпшир, на берегу местного озера Dublin Pond. В 1931 году Джозеф Смит был назначен президентом школы Бостонского музея изящных искусств; также был почетным хранителем египетского отдела музея. Являлся членом бостонских обществ «Society of Mural Painters» и «Copley Society of Boston». Его работы находятся в музеях США, включая Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостонский музей изящных искусств, Художественный музей Фитчберга и Fogg Museum. Умер 18 октября 1950 года. Похоронен на кладбище Dublin Town Cemetery города Даблин, штат Нью-Гэмпшир, вместе с женой.

Wu_Junsheng1 (465x700, 123Kb)
1863
У Цзюньшэн (пиньинь: Wu Junsheng,Wu Tsi-cheng)
генерал Фэнтяньской клики и командир кавалерии. У Цзюньшэн родился в уезде Чанту, провинция Фэнтянь (в настоящее время — Ляонин), в крестьянской семье. В 1880 году он вступил в кавалерийскую бригаду, которая помешала японцам провозгласить независимость Маньчжурии в 1912 году. Поддержал план Юань Шикая по провозглашению монархии в 1915 году и принимал участие в захвате Маньчжурии Чжан Цзолинем. За это он стал гражданским и военным губернатором провинции Хэйлунцзян в марте 1921. В 1924 году стал командиром 5-й Армии. Занимал эти посты вплоть до своей гибели во время взрыва поезда Чжан Цзолиня в Хуангутуне 4 июня 1928 года.

Charles_Atwood_Kofoid_IW (700x486, 137Kb)
1865
Чарльз Этвуд Кофойд (Charles Atwood Kofoid)
американский биолог, специализировался на исследованиях планктона, простейших организмов. Родился в городе Гранвилл, штат Иллинойс, США. Окончил Гарвардский университет (1894) и в с 1900 году работал в Калифорнийском университете в Беркли. Он стал полным профессором в 1910 году, до выхода в отставку в 1936 году был заведующим кафедрой зоологии. Его работы в области систематики касались двух главных групп планктоновых простейших — тинтиннид и динофлагеллят. Второе направление исследований, которому Кофойд посвятил много лет своей юности — количественные и статистические подсчёты планктона. Третье направление — кишечные простейшие, которые обитают в кишечном тракте термитов, жвачных животных и слонов. Ему принадлежит главная роль в создании Морской биологической станции в Сан-Диего (ныне Института океанографии Скриппса в Ла-Хойя), где он работал в качестве ассистента с 1907 по 1923 года. Его собрание и классификация новых разновидностей морских простейших, способствовало введению в морскую биологию современной систематики. Умер в Беркли (штат Калифорния) 30 мая 1947 года.
[389x700]
Некоторые избранные труды: Kofoid C. A. The biological significance of the life cycle of the Protozoa. Moscow. Vsesoiuznyi Institut Eksperimentalnoi Meditsiny. Otdel Meditsinskoi Parazitologii, Trudy, v. 1. Parasity, Perenoschiki i Iadovitye Zhivotnye, p. 373—376. ("Recueil des travaux dédié au 25-me anniversaire scientifique du Professeur Eugene Pavlovsky, 1909—1934".); Kofoid C. A. Plankton studies. III. On Platydorina, a new genus of the family Volvocidae, from the plankton of the Illinois River. Bulletin of the Illinois State Laboratory of Natural History. — 1899. — 5(9). — P. 419—440; Kofoid C. A. Plankton studies. IV. The plankton of the Illinois River, 1894—1899, with introductory notes upon the hydrography of the Illinois River and its basin. Part I. Quantitative investigations and general, results. Bull. 111. State Lab. Nat. Hist. — 1903. — 6. — P. 95—629; Kofoid C. A. Notes on the Tintinnoina. 1. On the probable origin of Dictyocysta tiara Haeckel. 2. On Petalotricha entzi sp. nov. Univ. Calif. Publ. Zool. — 1915. — 16. — P. 63—69. Литература: Goldschmidt, Richard B. Biographical Memoir of Charles Atwood Kofoid 1865-1947. Biographical Memoirs of the National Academy of Sciences XXVI, no. 7 (1949): 121-151; Kirby, Harold. Charles Atwood Kofoid 1865-1947. Science 106 (1947): 462-463; Kofoid, Charles A. Contributions of Alexander Agassiz to Marine Biology. International Revue der Gesamten Hydrobiologie und Hydrographie IV (1911): 39-43; Kofoid, Charles A. On a self-closing plankton net for horizontal towing. University of California Publications in Zoology 8 (1911): 311-348; Kofoid, Charles A. On an improved form of self-closing water-bucket for planton investigations. University of California Publications in Zoology 8 (1911): 349-352; Mullen, Pierce C. “Kofoid, Charles Atwood.” Dictionary of Scientific Biography 7 (1973): 447; Shor, Elizabeth N.Kofoid, Charles Atwood. Dictionary of Scientific Biograpyhy, supplement 4 (1974). New York: Charles Scribner’s Sons, 1946-1950, 1974: 461-462; Spiess, Fred N. Charles Kofoid's Role in Establishing the Scripps Institution of Oceanography. In: International Congress on the History of Oceanography (5th: 1993, Sc).

Јован_Цвијић,_географ_(1865-1927) (495x700, 185Kb)
1865
Йован Цвийич (сербское имя — Јован Цвијић)
сербский географ, этнограф и геолог, председатель Сербской королевской академии и ректор Белградского университета. Считается основателем балканистики как научного направления. Родился в городе Лозница, Сербия. Свою первую и наиболее известную работу Цвиич сделал, изучая горный массив Кучай и расположенную в нём Преконошку пещеру. Работа эта легла в основу его диссертации «Das Karstphänomen» (1893 год), которую Цвиич защитил в Венском университете, а позже была издана отдельной монографией на сербском языке: Karst (1895). Фактически эти исследования положили начало новой науке — карстоведению. Знаменит тем, что пропагандировал, что три этнические группы – сербы, хорваты и словенцы – это представители одного и того же народа: «югославов». Цвийич является основателем Географического завода, который положил начало существованию географического факультета Белградского университета. Умер в Белграде 16 января 1927 года. Важнейшие работы: «Geografska ispitivanja u oblasti Kučaja u Istočnoj Srbiji» (Географическое исследование области Куцай в Восточной Сербии). Geološki anali Balkanskog poluostrva 5: 7-172, 1893; Das Karstphänomen, 1893, Вена; Karst, 1895; Структура и классификация гор Балканского полуострова, 1902; Die Tektonik der Balkanhalbinsel mit besonderer Berückichtigung der neueren Fortschritte in der Kenntnis der Geologie von Bulgarien, Serbien und Mazedonien, 1904, Вена; Foundations of the Geography and Geology of Macedonia and Old Serbia I—III, 1906—1911; Grundlinien der Geographie und Geologie von Mazedonien und Alt-Serbien. Nebst Beobachtungen in Thrazien, Thessalien, Epirus und Nordalbanien, 1908, Гота; Lake Plastics of Šumadija, 1909; Geomorphology I—II, 1924, 1926; Балканско полуострво и Јужнословенске земље (1. део); Балканско полуострво и Јужнословенске земље (2. део); О исељавању босанских мухамеданаца; Анексија Босне и Херцеговине и српско питање; Праве и лажне патриоте. Литература: Lane, Ann: Yugoslavia: when ideals collide, 2004.

[514x700]
1866
Карлос Арничес-и-Баррера (испанское имя — Carlos Arniches y Barrera)
испанский драматург, культивировавший на испанской сцене «хенеро чико» — «малый жанр». Родился в Аликанте. В 1898 г. написал два сайнете -"Именины Исидры" и "Праздник святого Антония" (музыка Т.Торрегроса; постановка в том же году, театр "Аполо"). В дальнейшем создал около 300 произведений для театра, большинство которых было поставлено в театрах Мадрида. В их числе: сайнете "Арбузы и дыни" (музыка Э.Монтеро; 1900, театр "Эслава"), "Друг Мелькиад, или Что имеем - не храним, потерявши - плачем" (музыка Вальверде и Серрано; 1914, "Аполо"), "Сливки квартала" (музыка Кальехи и Фольети; 1919, там же), комедия "Это мой муж" (1921, театр "Комедия"), фарсы "Синьорита де Тревелес" (1916, театр "Лара"), "Только для тебя весь мир!" (1929, там же), "Трагедия простофили" (1935, театр "Сервантес"). Ему принадлежат либретто многих сарсуэл, написанных в соавторстве с другими драматургами. Наибольшей популярностью пользовалась сарсуэла "Охапка роз" (музыка Р.Чапи; 1902, "Аполо"), ставившаяся в театрах Испании и Латинской Америки. В своих пьесах дал яркие зарисовки жизни окраин Мадрида, использовал живой и образный народный мадридский говор. С большой теплотой описывал жизнь бедняков, их мужество и бескорыстие в комедии "Маленькие люди" (музыка X.Феррано; 1913, театр "Комико"). Характерными чертами его произведений являются демократическая направленность, контрасты комического и драматического, введение шуток, каламбуров в диалоги. Скончался 15 апреля 1943 года во время приступа стенокардии. Похоронен в Мадриде на кладбище Альмудена.

Reynolds Beal (577x700, 207Kb)
1866
Рейнольдс Бил (Reynolds Beal)
американский художник стилей импрессионизм и модернизм. Родился в Нью-Йорке, старший брат живописца Гиффорда Била. Вместе с братом проводили лето в Ньюберге, Нью-Йорк, на реке Гудзон. Позднее вместе писали местные пейзажи. Их отец — William Reynolds Beal. Рейнольдс проявил художественные способности в раннем возрасте. Обучался в Корнеллском университете на факультете кораблестроения, был здесь членом братства Phi Kappa Psi и общества Irving Literary Society. В 1901 году он провёл много времени в море и работал над альбомом Cruising Aboard U.S.S. School Ship St. Mary’s. С 1900 по 1907 годы писал в арт-колонии Noank, Коннектикут вместе с художником Генри Рейнджером. После 1912 года его работа была сосредоточена в большей степени на событиях в долине реки Гудзон. Самый плодовитый художественный период Била приходится на 1910—1920 годы. Использовал иногда стиль тонализм, писал акварелью. Некоторое время жил с братом в Рокпорте, Массачусетс; их студия находилась рядом с гаванью, на тему которой было создано ряд работ. Некоторое время Бил жил самостоятельно в Глостере, Массачусетс.
Reynolds BealEcho_Bay_New_Rochelle_NY_1914 (700x560, 439Kb)
Рейнольдс Бил, Echo Bay, New Rochelle, 1914 год
Много путешествовал. В ноябре 1944 года в городе Фитчберг, Массачусетс, в центре Fitchburg Art Center (ныне это Художественный музей Фитчберга), Рейнольдс и Гиффорд провели совместную выставку, где представили свои работы маслом и акварелью, а также офорты. Рейнольдс Бил был активным участником американского арт-сообщества — был членом клубов Salmagundi Club, Lotus Club и Century Club; Национальной академии дизайна и Американского общества акварелистов. Был членом Society of American Engravers и National Arts Council. Бил являлся также одним из основателей общества Society of Independent Artists. Болезнь помешала ему быть активным в последние годы жизни, и с 1940 года он почти перестал писать. Умер в городе Рокпорт, штат Массачусетс, США, 18 декабря 1951 года.

Ушаков1360 (513x700, 117Kb)
1868
Александр Георгиевич Ушаков
русский военачальник, генерал-майор (1915). Участник похода в Китай 1900—1901 годов, русско-японской войны 1904—1905 годов, первой мировой войны. Образование получил в 1-м кадетском корпусе и 1-м военном Павловском училище (1888). В службу вступил 13 сентября 1887 года. Из училища выпущен подпоручиком (старшинство 9 августа 1888 года) в 9-й гренадерский Сибирский полк. Поручик (старшинство 21 августа 1892 года). Штабс-Капитан (19 мая 1900 года). Участник похода в Китай 1900—1901 годов. Капитан (старшинство 28 марта 1901 года). Участник русско-японской войны 1904—1905. В рядах 14-го Восточно-Сибирского стрелкового полка участвовал в обороне Порт-Артура. Неоднократно ранен. Подполковник за боевые отличия (1905; старшинство 5 декабря 1904 года). Полковник (старшинство 19 декабря 1910 года). На 14 марта 1914 года в 142-м пехотном Звенигородском полку. Генерал-майор (старшинство 10 апреля 1915 года). В сентябре 1915 года в чине генерал-майора командующий 290-м пехотным Валуйским полком. Награждён Георгиевским оружием (Высочайший приказ 12 октября 1915). Командир бригады 3-й стрелковой дивизии (со 2 декабря 1915). На 23 июля 1916 в том же чине и должности. Командующий 10-й Сибирской стрелковой дивизией (июль 1917—17 сентября 1917). Командующий 103-й пехотной дивизией (с 17 сентября 1917). 4 июля 1918 подал прошение в МВД Крымского Краевого правительства о представлении должности; Приказом по Военмину Краевого правительства № 80 от 17 ноября 1918 назначен Председателем комиссии для приема имущества, подлежащего сдаче германскими властями в города Феодосии. Награды: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1901); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1902); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1904); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1905); Орден Святой Анны II степени с мечами (1905); Орден Святой Анны IV степени (1905); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 12 октября 1915).

[550x700]
1869
Граф Александр Васильевич Гудович
статский советник (1901), губернатор Кутаисской губернии (1916—1917), последний частный владелец усадьбы Введенское, которую полностью перестроил. Из дворянского рода. Правнук генерал-лейтенанта графа Василия Васильевича Гудовича; сын гвардии полковника графа Василия Васильевича Гудовича (1819—1886) и княжны Варвары Николаевны Щербатовой (1834—1882), дочери московского гражданского губернатора Н.А.Щербатова. В 1892—1902 — гадяцкий уездный предводитель дворянства; В 1895 — камер-юнкер; В 1901 — статский советник;В 1902—1905 — вице-губернатор Ярославской губернии; Чиновник Министерства внутренних дел; Камергер высочайшего двора. Граф Гудович был арестован в ноябре 1918 года и приговорён к «пребыванию в лагере до окончания Гражданской войны». В сентябре 1919 года вывезен в Москву, где был расстрелян вместе с другими заложниками в ответ на взрыв анархистами здания Московского комитета РКП(б). Долгое время родственники ничего не знали о его судьбе. Сергей Голицын в своих воспоминаниях «Записки уцелевшего» писал: «… Анна Сергеевна Сабурова и графиня Мария Сергеевна Гудович, иначе — тётя Анна и тётя Марья. Но две последние вдовами себя не считали. Их мужей — бывшего Санкт-Петербургского губернатора Александра Петровича Сабурова и бывшего кутаисского губернатора графа Александра Васильевича Гудовича — арестовали. С тех пор их жёны и сыновья пытались узнать об их судьбе. но нигде и никогда не получали ответа. И тётя Анна, и тётя Марья были убеждены, что их мужья живы, что их держат в какой-то таинственной тюрьме…»
Gudovichжена (541x700, 178Kb)
Граф Гудович с супругой
Семья
Жена (с января 1900) — графиня Мария Сергеевна Шереметева (31 мая 1880—17 марта 1945), фрейлина двора (26 ноября 1898), младшая дочь графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844—1918) от его брака с княжной Екатериной Павловной Вяземской (1849—1929); наследница усадьбы Введенское. Венчание было в домовой церкви Живоначальной Троицы шереметевского Странноприимного дома в Москве. Серьезно занималась живописью под руководством Н.П.Богданова-Бельского. В начале 1920-х была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. После освобождения в 1924 году из Москвы переехала в Царицыно. С середины 1930-х жила в Рыбинске, в семье младшего сына, где и умерла. В браке родились: Варвара (1900—1938, расстреляна), жена князя Владимира Васильевича Оболенского (1890—1937, расстрелян);
Дмитрий (1903—1937), «простодушный, общительный, красивый, он сразу располагал в свою пользу». В 1920 году был первый раз арестован, после освобождения вернулся к семье. В 1924 году вновь арестован и выслан в Чердынь; в 1927 году освобожден по амнистии. В 1929 году арестован с братом Андреем и отправлен в лагерь Белбалтлаг. С 1932 года работал на строительстве канала Москва-Волга. В 1936 году был арестован в Дмитрове и в июле 1937 года расстрелян на Донском кладбище; Мария (1905—1940), с 1928 года жена князя Сергея Сергеевича Львова (1902—1938, расстрелян), сына С.Е.Львова; трагически погибла (утонула; Андрей (1907—1994), в 1929 году был арестован с братом, приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После освобождения жил в Дмитрове и работал на строительстве канала Москва-Волга. Позже работал на строительстве Рыбинского гидроузла. Литература: Большая Российская Энциклопедия: В 30 томах / Председатель Научно-редакционного совета Ю.С.Осипов. Ответственный редактор С.Л.Кравец. Том 8. Григорьев—Динамика. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2007. — 767 страниц: иллюстрации: картинки — Страница 137. (ISBN 978-5-85270-338-5 Т.8).

Jaroslav_Spilla (549x700, 146Kb)
1869
Ярослав Шпиллар (чешское имя — Jaroslav Špillar)
чешский художник. Родился в городе Пльзень, ныне Чехия. Ярослав Шпиллар был старшим братом художника Карела Шпиллара. В 1885 году он поступил в пражскую Школу прикладного искусства, где учился у профессоров Франтишека Женишка и Якуба Шиканедера. С 1887 по 1890 год он продолжил своё образование а Академии изящных искусств. В 1891 году он открыл для себя красоту Южной Чехии, её богатую народную культуру и переезжает сюда, сначала в Постржеков, а затем в Печ под Черховем. Я.Шпиллар много путешествовал: он совершил поездки в Италию, в Париж, в Румынию, где в Яссах в 1893 году расписывал церковь, в Болгарию, и неоднократно — в Мюнхен.
Jaroslav_Spillar_Altenteil_1904_Domazlice,_Galerie_Spillar (601x700, 556Kb)
Я.Шпиллар Старость (1904)
В 1904 году у художника появились признаки психиатрического заболевания, которое со временем всё усиливалось и мешало его творчеству. Скончался в городе Добржани (ныне Чехия) в психиатрической больнице 20 ноября 1917 года. Как художник при жизни был успешен. Как правило, писал жанровые реалистические полотна, отражавшие народную жизнь в Южной Чехии. Работы Я.Шпиллара имеют также и этнографическую ценность, так как изображают многочисленные местные обычаи и обряды. В Домажлице создана Галерея Шпиллар, где хранятся картины Ярослава и его братьев Карела и Рудолфa. Полотна (избранное): Старуха; Шарманщик в гостях; Старость; Недоразумение; Сельский фотограф; В Прстржекове; Ходицкая свадьба; Сочувствие; На барщине; Брошенная невеста; Сын художника; Сельский врач у больного мальчика; Женщина в мехах; Выкапывание картофеля; Сбор хвороста. Литература: František Xaver Bucha: Jaroslav Špillar. Studie života a dila, 1946; Jan Wenig: Maliř chodského lidu Jarolsav Špillar, 1960.

1870
Михаил Фридрихович фон Коттен
русский полицейский администратор, генерал-майор Отдельного корпуса жандармов. Окончил Полоцкий кадетский корпус, 1-е Павловское военное училище и Николаевскую Академию Генштаба по 1-му разряду. 13 сентября 1889 выпущен в 27-ю артбригаду. С 22 августа 1889 — подпрапорщик, с 10.08.1890 — подпоручик, с 22 августа 1894 — поручик, с 25 июля 1897 — штабс-капитан, со 2 сентября 1901 — ротмистр, с 19 декабря 1906 — подполковник. С 17 февраля 1901 — помощник старшего адъютанта окружного артиллерийского управления Виленского Военного округа. С 6 марта 1904 по 1 апреля 1905 — в распоряжении Санкт-Петербургского градоначальника. С 11 апреля 1905 — в распоряжении Санкт-Петербургского градоначальника с прикомандированием к Санкт-Петербургскому Губернскому жандармскому управлению (ГЖУ). 18 апреля 1907—11 января 1910 — начальник Московского, с 11 января 1909 по 1914 — Санкт-Петербургского охранных отделений; 21 мая 1909 подвергся покушению со стороны бывшего эсера М.Рипса, завербованного для работы за границей в качестве агента. В 1914 году некоторое время был начальником штаба Кронштадтской крепости, затем секретно командирован в Германию и Австрию, позднее в Финляндию, для организации контрразведки. Руководил резидентурой российской военной разведки — «организацией № 31», действовавшей против Австро-Венгрии с территории Швейцарии, под псевдонимом Викторов, был арестован в августе 1914 года и выслан во Францию. После возвращения в Россию служил начальником штаба Кронштадтской крепости. После Февральской революции 1917 года арестован, 17 марта 1917 года убит толпой близ Гельсингфорса. Литература: Энциклопедия секретных служб России / Автор-составитель А.И.Колпакиди. — Москва: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004. — Страницы 112-113. — 800 страний — ISBN 5-17-018975-3.

[694x700]
1871
Александр Устинович Зеленко
русский и советский инженер-архитектор и педагог. Строил здания в стиле северного модерна в Самаре и Москве. Сотрудничал с С.Т.Шацким в организации подростковых клубов. После 1917 года — организатор музеев, просветитель. Родился в Москве. Вырос в семье профессора Военно-медицинской академии. В 1894 году окончил Институт гражданских инженеров. Работал на Мальцевских стекольных заводах в Орловской губернии. В 1897—1900 — городской архитектор Самары. Строит памятники в русском стиле (Губернская земская управа) и в стиле раннего модерна (дом Курлиной). Самарская карьера Зеленко сложилась удачно, но в 1900 году он переехал в Москву, где работал помощником Ф.О.Шехтеля на строительстве павильонов Международной выставки в Глазго, вместе со своим сверстником И.А.Фоминым организовал Женские архитектурные курсы. В 1902—1903 годах совместно с архитектором А.Ф.Мейснером строит свою первую московскую работу — «сказочный» доходный дом на Тверском бульваре, 6 (дом утратил первоначальный декор).
ZelenkoМосковский_коммерческий_институт (700x444, 276Kb)
Комплекс зданий Московского коммерческого института.
Участвует в проектировании неоклассического Коммерческого училища (нынешняя РЭА имени Г.В.Плеханова).
Детский клуб общества Сетлемент
В 1903—1904 годах Зеленко совершил кругосветное путешествие — побывал в Великобритании, Индии, Австралии и США. В США в его мировоззрении происходит перелом — Зеленко принимает решение посвятить жизнь просвещению. Вернувшись в Россию, Зеленко сблизился с кружком педагогов С.Т.Шацкого, участвовал в первом летнем лагере-коммуне для детей рабочих в Щёлкове (1905). В 1906—1907 Зеленко строит на деньги Н.А.Второва в Вадковском переулке Москвы Детский клуб общества Сетльмент — редкий для Москвы памятник северного модерна. Здание клуба, построенное как «обитаемая скульптура», лишённая внешних украшений, сравнивается критиками с работами Гауди и Хундертвассера.
Zelenko_Kindergarten_Vadkovsky_Lane (648x700, 372Kb)
Детский клуб общества «Сетлемент», 1907—1910 (фото 2007)
Она сохранилось, однако внешние кованые светильники утрачены, а первоначальную отделку «под шубу» сменила гладкая штукатурка. Тогдашний Вадковский переулок, сегодня входящий в Центральный административный округ, был далёкой рабочей окраиной к северо-западу от складывавшегося культурного центра Миусской площади. Сетльмент совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. Лицензия на образовательную деятельность была оформлена лично на «А.У.Зеленко, архитектора». Ученики Сетльмент были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей. Зеленко и Шацкий воздерживались от политической деятельности, однако 1 мая 1908 Сетльмент был разгромлен полицией в связи с использованием детского соуправления, в чём усмотрели «пропаганду социалистических идей».
Сакраменто
Отсидев два месяца ареста, Зеленко опять бежал в США, где выстроил экспрессионистскую виллу в Сакраменто.
Вновь в Москве
Вернувшись в Москву, в 1910—1913 Зеленко выстроил в Сокольниках фантастическую дачу Пфеффер (не сохранилась) и детский сад на Большой Пироговской улице (совместно с И.И.Кондаковым, перестроен). Проектировал типовые народные дома, доходные дома и дачи. Единственная послереволюционная работа Зеленко в архитектуре — Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновке, 26. В 1900-х годах преподавал на Строительных курсах. В 1913—1915 годах служил преподавателем в Народном университете имени А.Л.Шанявского.
Zelenko01 (700x668, 361Kb)
Дом Лоськова (Посольство Сирии), 1906, отделка стен утрачена
Zelenko02 (700x495, 240Kb)
Детский сад на Большой Пироговской, 1910-1912, перестроен
Zelenko03 (700x525, 379Kb)
Особняк Курлиной в Самаре, построенный в 1903 году
После революции
После революции 1917 до самой смерти работал в системе Наркомпроса. Заслуга Зеленко — в формулировании необходимых и достаточных строительных стандартов для школ и детских садов, проработка требований к вентиляции, инсоляции, пришкольным участкам и т. п. В 1919—1931 — сотрудник музейной комиссии Наркомпроса. В 1920-е годы — сотрудник Наркомата здравоохранения. В 1933—1934 годах проектировал и строил посёлки в Грузии. Разрабатывал обучающие выставки для детей в рамках т. н. «Музейной педагогики» Альфреда Лихтварка. Сотрудничал с Н.А.Ладовским в разработке концепции «линейного города». Умер в Москве. 21 июля 1953 года.
ZelenkoMoscow,_Tverskoy_brd,_6_(2011)_by_shakko_02 (525x700, 363Kb)
Дом на Тверском бульваре
Проекты и постройки: Торговый дом Пермякова (1897—1900, Самара); Особняк Курлиной (1897—1903, Самара, улица Фрунзе, 159); Собственный дом (1897—1900, Самара); Здание Губернской земской управы (1898—1899, Самара); Коммерческое училище имени цесаревича Алексея Московского общества распространения коммерческого образования (1901—1902, Москва, Стремянный переулок 28, строение 1), объект культурного наследия регионального значения; Доходный дом О.Коробковой, совместно с А.Ф.Мейснером (?) (1902, Москва, Тверской бульвар, 6); Кафедральный собор, совместно с Р.Р.Марфельдом (1904—1905, Поти); Корпус подготовительных классов при Женском коммерческом училище Московского общества распространения коммерческого образования (1910—1911, Москва, Улица Зацепа, 41), объект культурного наследия регионального значения (входит в комплекс зданий); Доходный дом П.В.Лоськова (1906, Москва, Мансуровский переулок, 4), объект культурного наследия регионального значения; Бетонный переход между корпусами (1906, Москва, Большой Черкасский переулок, 6); Детский сад для бедных детей Общества «Саттлемент» («Детский труд и отдых», клуб детей С.Т.Щацкого) (1907—1910, Москва, Вадковский переулок, 5, строение 1), объект культурного наследия федерального значения; Ледник и сарай во дворе дома Товарищества И.Д.Сытина (1907, Москва, Тверская улица, 18); Вилла (1908, Сакраменто); Здание Подготовительных классов Коммерческого училища (1909, Москва, Большой Строченовский переулок); Городской универсальный детский сад имени О.Н.Кельиной, совместно с архитектором И.И.Кондаковым (1910—1911, Москва, Большая Пироговская улица, 15), полностью перестроен; Дача Пфеффер (1910—1913 (?), Москва, Сокольники), не сохранилась; Проект дома во владении французского правительства, совместно с И.И.Кондаковым (1913, Москва, Милютинский переулок), не осуществлён; Дача Кудрявцевой (1913, Москва, Олений Вал), не сохранилась; Проект торгового дома А.В.Михайлкова, совместно с И.И.Кондаковым (1913—1914, Москва, Петровка, 5/5), не осуществлён; Образцовые проекты Народных домов для разных регионов России, совместно с И.И.Кондаковым (1910-е); Дом сотрудников ВЦИК (1926, Москва, Спиридоновка, 26); Небольшие перестройки в доме В.Е. фон Менгден (1926—1927, Москва, Тихвинский переулок, 11, во дворе). Сочинения А.У.Зеленко: Зеленко А.У. Детские парки / А.У.Зеленко; Всесоюзный научно-исследовательский институт коммунальной санитарии и гигиены. — Москва; Ленинград: Госстройиздат, 1938. — 92 страницы. Литература: Нащокина, М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — Москва: Жираф, 2005. — Страницы 200—210. — 2 500 экземпляров — ISBN 5-89832-043-1; Иконников А.В. Архитектура Москвы: XX век. — Москва: Московский рабочий, 1984. — Страницы 30-32 — 224 страницы — 60 000 экземпляров (в переплёте); Горюнов В.С., Тубли М.П.Архитектура эпохи модерна. — Санкт-Петербург: Стройиздат, 1992. — 360 страниц. — 3 000 экземпляров. — ISBN 5-274-01384-8. (в переплёте) (2-е издание. — 1994, ISBN 5-87897-004-X)

[497x700]
1871
Григорий Петрович Передерий
российский ученый в области мостостроения и строительной механики, член-корреспондент Академии Наук СССР (1939), академик Академии Наук СССР (1943), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1946). Генерал-директор пути и строительства 1-го ранга. Родился в городе Ейск, Кубанская область, Российская империя. В 1897 г. окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1902 г. преподавал в Московском инженерном училище, с 1907 г. — в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения, затем в других институтах. Высших женских политехнических курсов (в 1915 году преобразованы в Женский политехнический институт, в 1918 году — во Второй Петроградский политехнический институт). В 1901 г. организовал издание журнала «Инженерное дело», проводившего новые технические идеи в вопросах инженерно-строительного дела. Основные труды посвящены теории и расчёту мостов. Дал ряд ценных инженерных решений по вопросам сооружения сборных мостов, индустриальных методов работ и применения электросварки в мостостроении.
[453x700]
Под его руководством в 1932-1938 гг. в Ленинграде построен железобетонный мост имени Володарского (с применением в арках трубчатой арматуры) и реконструирован мост имени лейтенанта Шмидта (цельносварной). Разработал новую методику преподавания курса мостов, впервые обратив внимание на компоновку мостового сооружения в целом. Автор ряда курсов мостов. Сталинская премия (1943). Умер в Москве 14 декабря 1953 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Награды и премии: Орден Ленина; Орден Трудового Красного Знамени; Орден Трудового Красного Знамени; Орден Красной Звезды; Орден Красной Звезды; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «В память 800-летия Москвы»; Сталинская премия — 1943. Работы: Бородинский мост через Москву-реку в Москве (1910; архитектор Фомин И.А.; конкурс); Эстакада железобетонная арочная моста через Амур в Хабаровске (1916); Октябрьский мост в Вологде (1928—1931); Володарский мост в Ленинграде (1932—1936; перестроен); Мост Лейтенанта Шмидта в Ленинграде (1936—1938; перестроен); Кузнечевский мост в Архангельске (1956). Труды Г.П.Передерия: К теории безраскосных ферм. Москва. 1906 г.; Курс железобетонных мостов. Санкт-Петербург. — Петроград. — Ленинград. 1912 г. 1920 г. (2-е издание); 1923 г. (3-е издание); 1925 г., 1930 г., 1931 г. (5-е издание); Курс мостов. В трёх томах. 1944—1951 гг.; Материалы для проектирования железных ферм. Ленинград. 1927 г. (3-е издание).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»