1881
Эмиль Лееб (немецкое имя — Emil Leeb)
немецкий офицер, последним удостоенный звания генерал артиллерии, руководитель Управления вооружений сухопутных сил вермахта. Участник Первой и Второй мировых войн. Младший брат генерал-фельдмаршала Вильгельма риттера фон Лееба. Лееб родился в небольшом городке Пассау в Баварии, в семье, в которой существовали старинные военные традиции. Отцом Эмиля был майор Адольф фон Лееб. Лееб вступил в ряды вооружённых сил в 1901 году, когда 7 июля поступил на службу в Баварскую армию в 4-й баварский полк полевой артиллерии (4. Bayerisches FeldArtillerie-Regiment «König»), где до этого служил его старший брат Вильгельм фон Лееб, после получения военного образования в кадетском корпусе. После первой мировой войны Лееб в чине гауптмана попал в состав рейхсвера, где 1 октября 1932 года получил звание полковника. Позднее в этом же чине Лееб был назначен 1 апреля 1935 года в качестве командира 15-й пехотной дивизии во Франкфурте-на-Майне. Первым серьёзным испытанием Лееба в качестве командира дивизии был перевод частей дивизии из Вюрцбурга, где она была расквартирована до этого, во Франкфурт-на-Майне. За успешное командование он был в июле 1935 года сначала повышен до звания генерал-майора, а 1 августа 1937 года стал генерал-лейтенантом. 1 апреля 1939 года Лееб был назначен командующим 11-м военным округом в Ганновере. В его обязанности как командующего округом входило: обеспечение призыва военнообязанных (в связи с разрывом Германией Версальских соглашений), их соответствующая подготовка военному делу и проведение мобилизации в случае её объявления в районах, входящих в территориальную зону ответственности военного округа — Анхальт, Брауншвейг и Ганновер. Подготовив основной компонент округа к строевой службе, Лееб в августе 1939 года вместе с ним вошёл в состав действующей армии, сформировав из этого компонента штаб и соединения войск армейского корпуса. Таким образом, Лееб стал командиром 11-го армейского корпуса. Вспомогательный компонент округа, оставшийся в местах своей постоянной дислокации, фактически образовал состав нового военного округа под тем же номером. Командующим военным округом стал заместитель командира корпуса.
Эмиль Лееб (в кожаном плаще слева на фотографии) вместе с Тодтом и генералом Любке на полигоне в Пенемюнде в 1941 году
В составе 10-й армии, входившей в группу армий «Юг», Лееб участвовал в Польской кампании. XI армейский корпус Эмиля фон Лееба находился на левом фланге 10-й армии, которой в то время командовал Вальтер фон Рейхенау. В состав корпуса входили: 1-я лёгкая дивизия, 18-я пехотная дивизия, 19-я пехотная дивизия. Во время завоевания Польши корпус участвовал в наступлении и взятии Лодзи, переправе через Варту и в осаде Варшавы. После капитуляции Польши корпус был переброшен на Западный театр военных действий и находился на голландско-бельгийской границе, где проводил интенсивную подготовку к кампании 1940 года. 1 апреля 1940 года Лееб был сменён на своём посту командира корпуса генерал-лейтенантом Иоахимом фон Кортцфлейшем и переведён на службу в Берлин на новую должность. Лееб был назначен начальником Управления вооружений сухопутных сил, которое он возглавлял до 1 февраля 1945 года. Лееб получил эту должность после смерти генерала артиллерии доктора Карла Беккера (Карл Хайнрих Эмиль Беккер), который совершил самоубийство из-за проблем в управлении и деятельности Heereswaffenamt (HWA). Управление вооружений на тот момент переживало очень тяжёлый кризис, связанный с невозможностью в полной мере обеспечивать потребности бурно разрастающегося вермахта в условиях мировой войны в вооружениях и новой технике. В новой для себя должности Лееб не сумел полностью выправить ситуацию к лучшему, однако он смог значительно улучшить вопрос снабжения вермахта необходимым для него снаряжением. Главными его задачами на посту начальника управления стали: удовлетворение всё возрастающих потребностей сухопутных сил вермахта в условиях постоянно увеличивающегося числа военных противников нацистской Германии; создание, испытание, принятие на вооружение и запуск в производство новых образцов снаряжения, вооружений и боевой техники, которые могли бы принести победу Германии во Второй мировой войне. В ходе осуществления этих задач в условиях постоянного расширения военных действий, которые вела Германия, на новых территориях (что, в свою очередь, порождало новые запросы вермахта на вооружения и технику), перед Леебом во весь рост вставали проблемы, которые он, в силу своего положения и занимаемой должности, не мог или не умел решить. Основными из этих проблем являлись: рост численного состава военнослужащих вермахта (что требовало от Лееба вооружить всё большее количество людей), поражения Германии на фронтах боевых действий (что приводило к огромным потерям военной техники), нехватка высококвалифицированных и вообще обладавших в достаточном количестве нужными навыками рабочих (что приводило к невозможности резко увеличивать количество и качество выпускаемой боевой техники), жуткая (для Германии) коррупция в национал-социалистической верхушке и ошибки в государственном менеджменте (что расстраивало нормальную цепочку управления экономикой и вооружёнными силами), постоянная нехватка стратегического сырья (что не позволяло обслуживать даже текущие потребности сухопутных сил). Таким образом, задачи Лееба становились практически невыполнимыми. Как начальник HWA, Лееб по должности подчинялся командующему армией резерва генералу артиллерии (19 июля 1940 года ему было присвоено звание генерал-полковник) Фридриху Фромму. Также в своей работе Лееб тесно сотрудничал с рейхсминистром вооружений и боеприпасов Фрицем Тодтом и (после гибели Тодта) его преемником на данном посту Альбертом Шпеером. 23 ноября 1943 года, во время сильной бомбёжки Берлина англо-американской авиацией, восьмиэтажное здание Heereswaffenamt, находившееся по соседству со зданием министерства вооружений (которое и было одной из основных целей бомбардировки), было частично разрушено. Однако Лееб, в этот момент находившийся на рабочем месте, совершенно не пострадал и даже не получил ни единой царапины. Несмотря на тесное общение с генерал-оберстом Фридрихом Фроммом, Лееб оказался совершенно не замешан в заговоре 20 июля 1944 года. Поэтому Эмиль Лееб оставался на своём посту и после того, как командующим армией резерва был назначен Генрих Гиммлер. На должности руководителя HWA Лееб оставался почти до самого конца войны, когда в последние недели существования нацистской Германии наступила полная дезорганизация государственных структур и дезинтеграция территории страны и были распущены силы резервной армии. Во время битвы за Берлин Лееб уже не находился в столице рейха, ничем не руководил и не командовал. 1 мая 1945 года, через день после самоубийства Адольфа Гитлера, Лееб был официально отстранён от службы. Также во время войны Лееб принимал участие в деятельности организации Arbeitsgemeinschaft Blitzableiter (нем. «Ассоциация громоотводов»). Данное название служило эвфемизмом для маскировки истинной цели организации — развития биологического оружия во время Второй мировой войны. Лееб также состоял членом наблюдательного совета концерна «Reichswerke AG für Waffen- und Maschinenbau Hermann Göring» (Рейхсверке Герман Геринг). В 1957 году Лееб вошёл в круг основателей Германской ассоциации оборонных технологий «Deutsche Gesellschaft fur Wehrtechnik», ставшей одной из лоббистов возрождающейся немецкой военной промышленности. Эмиль Лееб скончался в Мюнхене 8 сентября 1969 года и похоронен в коммуне Waidring в федеральной земле Тироль (Австрия).
Прохождение военной службы: Фенрих — 7 июля 1901 года; Лейтенант — 9 марта 1903 года; Обер-лейтенант — 26 октября 1911 года; Гауптман — 1 июня 1915 года; Майор — 1 февраля 1925 года; Оберстлейтенант — 1 декабря 1929 года; Оберст — 1 октября 1932 года; Генерал-майор — 1 июля 1935 года; Генерал-лейтенант — 1 августа 1939 года; Генерал артиллерии — 1 апреля 1939 года.
Награды: Железный крест (1914) II и I классов; За военные заслуги (Бавария) IV класса с мечами; Австрийский Крест Военных заслуг III класса с украшениями за военные заслуги; Рыцарский Крест военных заслуг (по состоянию на 20 июня 1944 года).
Сочинения: Emil Leeb: Aus der Rüstung des Dritten Reiches. (Das Heereswaffenamt 1938—1945). Ein authentischer Bericht des letzten Chefs des Heereswaffenamtes. Mittler Verlag, Frankfurt am Main 1958, (Wehrtechnische Monatshefte Beihefte 4).
Литература: Митчем С., Мюллер Дж. Командиры «Третьего Рейха» = Командиры Гитлера / Под редакцией Г.Ю.Пернавского. — Смоленск: Русич, 1995. — 480 страниц. — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-88590-287-9.
1881
Адольф Мейер (немецкое имя — Adolf Meyer)
немецкий архитектор. Родился в городе Мехерних, Ойскирхен, Кёльн, Рейнская провинция, Королевство Пруссия, Германская империя. А.Мейер изучал архитектуру в Школе прикладного искусства Дюссельдорфа. В 1907—1908 годах он работает в бюро у Петера Беренса. В 1909 году он поступает в бюро Бруно Пауля в Берлине, а с 1910 года А.Мейер сотрудничает с Вальтером Гропиусом. В 1915 Мейер становится у Гропиуса руководителем бюро, а затем — и его партнёром.
А.Гропиус, А.Мейер Обувная фабрика Фагус в Альфельде
В 1919 году Гропиус приглашает его как преподавателя в Баухаус в Веймаре, где Мейер читает лекции по техническому черчению и конструктивизму. В 1922 году архитектор от группы Гропиуса участвует в конкурсе по созданию небоскрёба Tribune Tower в Чикаго. С 1925 года А.Мейер практикует как свободный архитектор в Веймаре. С 1926 он — городской советник по строительству во Франкфурте-на-Майне, а также преподаёт в местной художественной школе. Архитектор утонул во время купания на острове Бальтрум в Северном море 14 июля 1929 года.
В.Гропиус, А.Мейер Городской театр в Йене (1921—1922)
Сочинения:Литература: Annemarie Jaeggi: Adolf Meyer. Der zweite Mann. Ein Architekt im Schatten von Walter Gropius. Ausstellung zum 75jährigen Gründungsjubiläum des Bauhauses 1919/1994, 27. März bis 29. Mai 1994, Bauhaus-Archiv, Museum für Gestaltung, Berlin. Argon-Verlag, Berlin 1994, ISBN 3-87024-264-7; teilweise zugleich: Dissertation, Universität Freiburg im Breisgau, 1992.
1882
Адольф Фридрих VI (полное неимецкое имя — Адольф Фридрих Георг Эрнст Альберт Эдуард; Adolf Friedrich VI. von Mecklenburg-Strelitz)
великий герцог Мекленбург-Стрелица в 1914—1918 годах. Родился в городе Нойштрелиц, Мекленбург-Зеенплате, Мекленбург — Передняя Померания, Германская империя. Адольф Фридрих — третий ребёнок и старший сын в семье великого герцога Адольфа Фридриха V и его супруги Елизаветы Ангальт-Дессауской. Он окончил школу в Дрездене, изучал юриспруденцию в Мюнхене и служил в прусской армии в Потсдаме в звании генерал-майора. После смерти деда Фридриха Вильгельма 30 мая 1904 года носил титул наследного великого герцога Мекленбурга. После смерти отца 11 июня 1914 года накануне Первой мировой войны Адольф Фридрих стал великим герцогом. Адольф Фридрих считался одним из самых богатых женихов своего времени и, ещё будучи наследником престола, якобы обещал жениться на знаменитой в то время оперной певице Мафальде Сальватини (1888—1971). Очень близкие отношения в последние годы Адольфа Фридриха приписывались также Дейзи фон Плесс и некой берлинской светской львице по фамилии Хёльригль, надеявшейся выйти за него замуж. Недавно были опубликованы документы, согласно которым Адольф Фридрих, ещё будучи наследным великим герцогом, имел гомосексуальные связи и в связи с этим мог подвергаться шантажу. Остаётся догадываться, что в действительности привело к ранней смерти великого герцога.
Смерть
Последний раз великого герцога видели живым 23 февраля. Его тело со смертельным пулевым ранением было обнаружено во второй половине дня 24 февраля 1918 года в Каммер-канале близ Нойштрелица. В протоколе вскрытия трупа временем смерти был указан вечер 23 февраля 1918 года, а причиной смерти — утопление. По заключению окружного врача д-ра Вильды после выстрела великий герцог упал лицом в воду и захлебнулся. Тем не менее, о депрессивном настроении великого герцога в его окружении встречаются лишь единичные упоминания. Точные обстоятельства гибели Адольфа Фридриха не выяснены до настоящего времени и остаются поводом для умозрительных заключений и теорий заговоров, в частности, существует версия о шпионаже великого герцога в пользу Англии. По завещанию великого герцога Адольфа Фридриха, датированному весной 1917 года и хранящемуся в земельном архиве в Шверине, его следовало похоронить на Дворцовом острове в Мирове. В завещании имеется эскиз надгробия. При выборе этого места погребения не играло роли, что самоубийц в то время хоронили без почестей, поскольку оно было определено ещё до самоубийства. Пасторам было строжайше запрещено принимать участие в таком погребении.

Могила Адольфа Фридриха VI в Мирове
Престолонаследие
Смерть последнего правителя Стрелица повергла дом Мекленбург-Стрелица в экзистенциальный кризис наследования. Младший брат Адольфа Фридриха Карл Борвин погиб на дуэли ещё в 1909 году. Единственный возможный наследник по династийным законам мекленбургской династии, герцог Карл Михаил, внук великого герцога Георга, служил в Русской императорской армии и находился в скитаниях во время гражданской войны в России. Ещё в 1914 году с разрешения Адольфа Фридриха он принял российское гражданство и объявил об отказе от претензий на престол в Мекленбург-Стрелице. Был ещё один родственник мужского пола, племянник Карла Михаила — Георг (1899—1963). Его отец, брат Карла Михаила Георг Александр (1859—1909), ещё при заключении брака в 1890 году передал великому герцогу Фридриху Вильгельму отказ от стрелицкого престола от своего имени и от имени своих наследников, оставив за собой лишь право агнатического регентства. Поэтому великий герцог Мекленбург-Шверина Фридрих Франц IV выступал правителем Мекленбург-Стрелица до ликвидации монархии. Решение о престолонаследии в Стрелице потеряло предметность из-за исхода революции 1918 года, которая ликвидировала монархию и в Мекленбурге. Формальный отказ Карла Михаила от претензий на престол в январе 1919 года являлся лишь внутрисемейным делом и не имел политического значения. Тем не менее, с учётом конституционных и имущественных последствий в 1926 году состоялось судебное разбирательство между двумя свободными мекленбургскими государствами в Государственной судебной палате Германской империи.
Адольф Фридрих оставил состояние, оценивавшееся в 30 млн марок, второму сыну Фридриха Франца IV, своему крестнику Кристиану Людвигу, на условии, что будет принято династическое соглашение о том, что тот станет великим герцогом Мекленбург-Стрелица и переедет в Нойштрелиц. В противном случае его наследство уменьшалось до 3 млн марок. Это желание великого герцога противоречило действовавшим в то время династийным законам, которые на случай угасания стрелицкой линии предусматривали переход её владений в Мекленбурге Мекленбург-Шверину и тем самым воссоединение страны. Пришла ли бы мекленбургская семья к консенсусу в этой ситуации при других обстоятельствах и были ли бы эти положения ратифицированы мекленбургским парламентом, остаётся только гадать. В 1934 году имевшая право на престолонаследие линия дома Мекленбург-Стрелиц угасла со смертью герцога Карла Михаила. Сегодня потомки семьи носят титул «герцог Мекленбурга».
Литература: Andreas Frost. Neue Details zum Tod von Großherzog Adolf Friedrich VI. // Mecklenburgische Jahrbücher. / Hrsg.: Verein für mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. — 124. Jahrgang. — 2009. — S. 239—282; Helmut Borth. Tödliche Geheimnisse. Das Fürstenhaus Mecklenburg-Strelitz. Ende ohne Glanz und Gloria. — Friedland: Verlag Steffen, 2007. — ISBN 978-3-937669-97-7.
1882
Леонид Тимофеевич Билецкий (украинское имя — Леонід Тимофійович Білецький)
украинский литературовед и педагог, профессор. Доктор филологии (1936). Президент Украинской свободной академии наук (1948—1952). Действительный член Научного общества имени Т.Г.Шевченко. Леонид Тимофеевич Билецкий родился в селе Листвиновка, Овручский уезд, Волынская губерния, Российская империя (ныне — в Коростенском районе Житомирской области Украины). После окончания в 1913 году с отличием Киевского университета Святого Владимира был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. С 1918 года — приват-доцент Каменец-Подольского государственного украинского университета. Был первым редактором ежедневной газеты «Жизнь Подолья» (укр. «Життя Поділля»). В конце 1920 года выехал за границу. В 1922—1924 годах преподавал методологию украинской литературы, историю украинской драматургии в украинском тайном университете во Львове. Затем переехал в Чехословакию. Стал первым ректором Украинского высшего педагогического института имени Драгоманова в Праге. Профессор. Действительный член пражского Славянского института АН Чехословакии. В феврале 1949 года эмигрировал в Канаду и поселился в Виннипеге. Был председателем культурно-образовательного совета Комитета украинцев Канады, профессором Коллегии святого Андрея в Виннипеге. С 1951 года начал работать в издательстве «Тризуб» над изданием «Кобзаря» Т.Шевченко. В этот период осуществил издание произведений Тараса Шевченко в четырёх томах («Кобзарь», Виннипег, 1952—1954), которое отличалось от предыдущего тем, что произведения поэта были изданы в их первоначальном варианте без правок. Известен тем, что стал первым президентом Украинской свободной академии наук в Канаде. Умер в городе Виннипе, провинция Манитоба, Канада, 5 февраля 1955 года.
Творческая и научная деятельность
Л.Билецкому принадлежат интересные исследования о творчестве украинских писателей XIX века, истории украинской литературы, а также исследования памятника древнерусского права «Правда Руськая» Одним из первых, осуществил систематический подход к психологической теории поэтики А.Потебни.
Избранные научные работы: Основи літературно-наукової критики; Перспективи в літературній критиці. — 1925; Принципи в літературному дослідженні і критиці. — 1927; Історія української літератури. (том I) — Аугсбурґ, 1947; Марко Вовчок та її творчість. — 1948; Віруючий Шевченко. — 1949; Дмитро Дорошенко. — 1949; Три сильветки: Марко Вовчок, Ольга Кобилянська, Леся Українка. — 1951; Українські піонери в Канаді. — 1951; Перша читанка: Підручник. — 1951; Рідне слово: Підручник. — 1956.
1882
Юрий Ларин (псевдоним; настоящее имя — Михаил (Ихил-Михл) Александрович (Залманович) Лурье)
деятель российского революционного движения, советский хозяйственный деятель, экономист, публицист. Родился в Симферополе, в семье инженера, публициста и поэта Соломона Аркадьевича Лурье. Племянник книгоиздателей Александра Наумовича и Игнатия Наумовича Гранат. С юности, несмотря на тяжёлую болезнь — прогрессирующую мышечную атрофию, участвовал в местном социал-демократическом движении, в 1901—1902 годах возглавлял социал-демократов Одессы. В 1903 году был сослан на 8 лет в Якутскую губернию, однако в следующем году бежал из ссылки в Швейцарию (поскольку Ларин всю жизнь передвигался с трудом, его фактически вынесли на руках, в корзине для белья, его товарищи по побегу). В 1905 году нелегально вернулся в Россию, вёл подпольную работу в Санкт-Петербурге, Феодосии, Киеве, Баку, Харькове, Тифлисе. В 1913 году был арестован повторно, но по состоянию здоровья освобождён и выслан за границу. Жил со своей женой Еленой в Германии, откуда был выслан в начале первой мировой войны и переехал в Швецию. В 1916 году жил в Стокгольме. Под фамилией Лурье сотрудничал в газете «Русские ведомости» и журнале «Вестник Европы». В то же время под фамилией Ларин сотрудничал в революционной прессе. Вплоть до 1917 года состоял во фракции меньшевиков, но зимой 1917 года возглавил группу меньшевиков-интернационалистов, сближавшихся с большевиками, а в августе вступил в РСДРП(б). В 1917—1921 годах — член президиума ВСНХ. Один из создателей Госплана, с ноября 1921 года — член его президиума. Интересно, что когда Е.Преображенский в 1921 году предлагал создать марксистский экономический научно-исследовательский институт, Ленин вычеркнул Ларина (и Д.Б.Рязанова) из числа предложенных Преображенским членов института с пометкой: «Это не подходит». Ларин являлся одним из сторонников полной ликвидации денежноrо обращения. Он доказывал необходимость скорейшеrо перехода к прямому распределению благ и услyг, осмеивал коммерческий расчёт и сводную торrовлю, стал одним из вдохновителей подготовки проекта решения, по которому съезд Советов должен был объявить отмену денежноrо обращения в России. В 1923 году выступил инициатором проекта по созданию еврейских земледельческих поселений в Крыму, на Украине и в Белоруссии. Для реализации этого проекта было создано Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ) в помощь КомЗЕТу (Государственному комитету по земельному устройству еврейских трудящихся при Президиуме Совета национальностей Центрального исполнительного комитета СССР), председателем которого стал Ларин. Умер в Москве 14 января 1932 года. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
Память
В его честь были названы поселки: Лариндорф на юго-западе Днепропетровской области, севернее Орджоникидзе (сейчас в составе села Путиловка), Ларино на юго-западе Днепропетровской области, восточнее Кривого Рога (сейчас в составе села Красино), Лариндорф на севере Крыма, восточнее Первомайска (основан около 1923 г. как переселенческий участок № 62, потом Лариндорф, с 1945 - Крестьяновка), Ларино на северо-востоке Крыма, юго-западнее Азовского (основан около 1945 как участок № 6, с 1948 -Л), и посёлок имени Ларина на севере Дагестана, к северо-востоку от Кизляра (основан в 1927 г., ликвидирован около 1940 г.).
Семья
Падчерица — Анна Михайловна Ларина (1914—1996) — третья жена Н.И.Бухарина, репрессирована, автор известных воспоминаний «Незабываемое». Сын двоюродной сестры — археолог и этнограф Михаил Григорьевич Рабинович (1916—2000), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).
Сочинения: Рабочие нефтяного дела. Москва, 1909; Борьба за пищу. Петроград, 1916; Письма о Германии. — 1917; Трудовая повинность и рабочий контроль. — Москва, 1918; Крестьяне и рабочие в русской революции. — Петроград, 1918;Очерк хозяйственной жизни и организации народного хозяйства Советской России (1917—1920) — Москва, 1920. (В соавторстве с Л.Н.Крицманом); Итоги, пути и выводы новой экономической политики. — Москва, 1923; Экономика досоветской деревни. — Москва—Ленинград, 1926; Частный капитал в СССР. — 1927; Государственный капитализм военного времени в Германии (1914—1918). — 1928; Социальная структура еврейского населения. — 1928; Территориальная перегруппировка еврейского населения. — 1928; Евреи и антисемитизм в СССР. — Москва—Ленинград,1929; Алкоголизм и социализм. — ГИЗ, 1929.
Критика: Райек М. [Критика и библиография] // Большевик. — Москва, 1927. — № 21 (15 ноября). — Страницы 102—112. — Рецензия на книгу: Ю.Ларин. Частный капитал в СССР. Гиз. 1927.
Литература о самом Ю.Ларине: Ларина А.М. Незабываемое. — Москва : Издательство АПН, 1989. — 365 страниц; Сухомлинова О.Ю.Ларин // Истоки: Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Выпуск 1. Москва, 1989; Филоненко А.Л. Время Ю.Ларина. — Санкт-Петербург: Нестор, 1996. — 180 страниц.
1882
Игорь Федорович Стравинский
русский композитор. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества (наиболее репертуарные его сочинения) она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы. Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский — оперный певец, солист Мариинского театра. Его мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская (23 августа 1854 — 7 июня 1939), была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Ф.М.Достоевский.
Родители Игоря Стравинского, Фёдор и Анна, Одесса, 1874
Стравинский брал частные уроки фортепиано у А.П.Снетковой (с 1896/97 по 1899 гг.) и Л.А.Кашперовой (с декабря 1899). Позже композитор отмечал: «Единственной идиосинкразией мадемуазель Кашперовой как педагога был полный запрет пользоваться педалями; я должен был держать звук пальцами, подобно органисту; возможно, это было предзнаменованием, поскольку я никогда не писал музыку, требовавшую усиленной педализации». На формирование музыкальных вкусов Стравинского в этот период оказал большое влияние его старший товарищ — композитор и пианист И.В.Покровский, который знакомил его с западноевропейской музыкой, в первую очередь с французской (Ш.Гуно, Ж.Бизе, Л.Делиб, Э.Шабрие и др.), помогая ему освобождаться от влияния музыкального академизма того времени. В своих «Диалогах» Стравинский утверждает, что наиболее тесное общение с Покровским, оказавшим «решительное влияние» на его жизнь, относится к 1897—1899 годам: «Когда мы встретились с ним, я ещё учился в гимназии, а он уже окончил университет; он был ровно на столько старше меня, чтобы я мог считать его авторитетом… Покровский казался мне кем-то вроде блистательного Бодлера в противовес esprit beige [провинциализму] моей семьи. Вскоре я стал проводить с ним всё своё время, даже за счёт школьных занятий». В 19 лет после окончания гимназии Гуревича, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н.А.Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В.П.Калафати.

Молодой Игорь Стравинский. (1910 год)
В 1906 году Стравинский женился на Екатерине Гавриловне Носенко, своей кузине. В 1907 году родился их первый сын, художник Фёдор Стравинский, в 1910 году второй сын, композитор и пианист Святослав Сулима-Стравинский. В 1900—1910-е семья Стравинских жила подолгу в своём имении, которое находилось в Устилуге. Под руководством Римского-Корсакова в 1906 году были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере сюиты присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время С. Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже в 1910 году. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками С. Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.
Дебюсси и Стравинский (фото Э.Сати, 1910)
В июне 1911 года, вскоре после парижской премьеры «Петрушки» в «Русских балетах» Дягилева, Стравинский познакомился с Эриком Сати, которого определял как «самого странного человека, которого когда-либо знал», но притом называл его «самым замечательным» и «неизменно остроумным». Осенью того же года состоялась встреча и фотографирование в доме Клода Дебюсси, где обедали три композитора, имевшие прямое отношение к стилю импрессионизм в музыке: его «предтеча» и основоположник (Эрик Сати), общепризнанный глава (Клод Дебюсси) и русский последователь (Игорь Стравинский), уже обозначивший своё движение к другим стилям. Дебюсси считал, что «молодая русская школа» подпала под иностранное влияние: «Сам Стравинский опасно уклоняется в сторону Шёнберга, но, впрочем, остаётся самым чудесным оркестровым механизмом этого времени». Русский композитор позже познакомился с этими словами Дебюсси и связывал их с тем энтузиазмом, с которым он принял вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, прослушивание которого (в 1912 году в Берлине) по словам Стравинского было большим событием в его жизни. Переписка Стравинского и Сати, начавшаяся в 1913 году, насчитывает десятки писем. Как считает исследователь творчества Сати Ю. Ханон, некоторые произведения Сати, в особенности балет «Парад» (1917) и кантата «Сократ» (1918, авторское обозначение «симфоническая драма»), значительно повлияли на творчество Стравинского. По мнению Г.Филенко, особый поворот в решении античной темы, архаизация музыкального языка и принципиально новые методы музыкальной конструкции в «Сократе» оказались плодотворными для других композиторов и почти на десять лет предвосхитили грядущий неоклассицизм «Антигоны» Онеггера (1924), а также «Аполлона Мусагета» и «Царя Эдипа» Стравинского (1929—1930 гг.), заранее очертив все основные черты нового стиля. Сам же Стравинский отзывался о «Сократе» Сати, как и о профессиональных достоинствах его автора, скептично и сдержанно:
«Не думаю, чтобы он хорошо знал инструментовку и предпочитаю «Сократа» в том виде, в каком он играл мне [на фортепиано], нескладной оркестровой партитуре. Я всегда считал сочинения Сати ограниченными «литературщиной». Заголовки у них литературные, но тогда как названия картин Клее, тоже взятые из литературы, не стесняют его живопись, у Сати, мне кажется, это случается, и при повторном прослушивании его вещи теряют большую долю интереса. Беда «Сократа» в том, что он наскучивает одним своим метром. Кто может вынести это однообразие? И все же музыка смерти Сократа трогательная и по-своему благородна.» — Стравинский. Диалоги
«Поскольку Шестёрка чувствовала себя свободной от своей доктрины и была исполнена восторженного почитания к тем, против кого выставляла себя в качестве эстетического противника, то и никакой группы она не составляла. „Весна священная“ произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов, и необъяснимым образом в его произведениях даже чувствовалось влияние Эрика Сати.» — Жан Кокто, «к юбилейному концерту Шестёрки в 1953 году»
[700x358]
В начале 1914 года, накануне Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны, а затем революции Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 года композитор жил с семьёй в Морже близ Лозанны, с 1920 — преимущественно в Париже. Среди сочинений этого времени — опера «Соловей» по одноимённой сказке Андерсена (1914) и «История солдата» (1918). Этим же временем датируется сближение Стравинского с французской «Шестёркой». После окончания войны Стравинский принял решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переехал во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя. В 1922 году мать композитора, Анна Холодовская, выехала из России и жила в доме сына в Париже. Умерла в 1939 году, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Игорь Стравинский посвятил ей песню «Незабудочка-цветочек» из «Двух стихотворений К. Бальмонта для голоса и фортепиано». Стравинский оставался во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его последних русских сочинений — камерной оперы «Мавра» (1922) и небольшой хореографической кантаты «Свадебка» (1923), а также сочинений, написанных в неоклассической манере, среди которых балеты «Пульчинелла» (1920) и «Поцелуй феи» (1928). В Париже он впервые обратился к духовной музыке — написал «Отче наш» для хора без сопровождения (1928) и знаменитую «Симфонию псалмов» (1930) на латинские тексты Псалтири (1930; впервые исполнена в декабре того же года в Брюсселе Э.Ансерме). С 1915 года Стравинский периодически выступал в качестве дирижёра собственных сочинений. В 1924 году Стравинский дебютировал в качестве пианиста, исполнив собственный Концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого.
[699x494]
В начале 1930-х годов Стравинский написал Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для двух фортепиано. В 1933—1934 годах по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом Стравинский сочинил мелодраму «Персефона». В 1934 Стравинский принял французское гражданство, в 1935 издал (по-французски) мемуары под названием «Хроника моей жизни». Позже Стравинский вспоминал парижские годы как самое несчастливое время его жизни. В 1938 умерла его старшая дочь Людмила, в 1939 году — его жена (похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа) и его мать. 9 марта 1940 года Стравинский женился вновь — на Вере Судейкиной, с которой был знаком с 1922 года. С 1936 года Стравинский периодически ездил с гастролями в США, в ходе которых укрепились его творческие связи с этой страной. В 1937 году в нью-йоркском театре Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя был исполнен концерт «Дамбартон-Окс». Стравинского пригласили прочитать курс лекций в Гарвардском университете. В связи с началом Второй мировой войны Стравинский принял решение переехать в США (1939). Сначала он поселился в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945 году он получил американское гражданство. Произведения этого периода — опера «Похождения повесы» (1951), ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония до мажор (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946). В январе 1944 года, в связи с исполнением необычной аранжировки гимна США в Бостоне, местная полиция арестовала Стравинского и предупредила, что существует ответственность в виде штрафа за искажение гимна. Сам композитор опровергал эту историю. С начала 1950-х годов Стравинский начал систематически использовать серийный принцип. Переходным сочинением стала Кантата на стихи английских анонимных поэтов, в которой обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, стали «Threni» (Плач пророка Иеремии, 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, — «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) и Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. В 1966 году Стравинский написал «Заупокойные песнопения» (Requiem canticles) — небольшое камерное по стилю сочинение (в отличие от масштабных «патетических» реквиемов романтиков), которое считал завершающим в своей творческой карьере.
Стравинский, 1962
На протяжении десятилетий Стравинский активно гастролировал как дирижёр (преимущественно собственных сочинений) в Европе и США. Отличаясь чрезвычайной требовательностью к соблюдению предписанных им исполнительских нюансов (темпа, динамики, акцентов и пр.), Стравинский придавал большое значение аудиозаписи. В 1950-х и начале 1960-х годов под управлением автора на лейбле Columbia Records было записано подавляющее большинство его сочинений. Авторские аудиозаписи Стравинского-дирижёра доныне служат важным ориентиром для всех новых исполнительских интерпретаций его музыки. 21 сентября 1962 года Стравинский прилетел в Москву, где дирижировал своими сочинениями (в октябре — в Ленинграде). Концерты Стравинского были восторженно встречены музыкальной общественностью страны. Последнее завершённое произведение Стравинского — обработка для камерного оркестра двух духовных песен Хуго Вольфа (1968). Неоконченными остались оркестровки четырёх прелюдий и фуг из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха (1968—1970), также сохранились эскизы некоего сочинения для фортепиано. Стравинский умер 6 апреля 1971 года в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, от сердечной недостаточности.
[700x393]
Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на так называемой «русской» его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева. В 1982 году рядом с могилой Стравинского была похоронена его жена Вера Боссе.
Творчество
Стравинский работал практически во всех современных ему жанрах. В его творческом наследии оперы, балеты, симфонии, кантаты и оратории, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерная инструментальная и вокальная музыка. Творческую карьеру Стравинского подразделяют на три периода — русский, неоклассический и серийный. Это подразделение условно и противоречиво, например, сочинения «на русскую тему» («Отче наш», «Верую», «Богородице Дево радуйся», «Скерцо в русском стиле» и др.) Стравинский писал в годы, которые причисляют к периоду неоклассицизма, а обращение к темам прошлого (балет «Агон», хоровой Реквием) характерно не только для неоклассического, но и для серийного периода. Опера «Похождения повесы» (1951) считается «неоклассической», хотя написана уже в «серийные» годы и совершенно иным языком, нежели балет «Пульчинелла» (1920).
Стравинский и Римский-Корсаков (сидят вместе слева) в 1908 году
Русский период
Первый этап музыкальной карьеры Стравинского (не считая некоторых его ранних работ) отсчитывается от написания оркестровой фантазии «Фейерверк» и включает три балета, созданных им для труппы С. Дягилева («Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная»). Эти произведения характеризуются рядом схожих черт: все они рассчитаны на большой оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы. В них также явственно прослеживается развитие стилистических особенностей — от «Жар-птицы», выражающей и акцентирующей определённые направления в творчестве Римского-Корсакова, основанной на ярко выраженных свободных диатонических созвучиях (особенно в третьем действии), через политональность, характерную для «Петрушки», к нарочито грубым проявлениям полиритмии и диссонанса, которые заметны в «Весне священной».
Жак-Эмиль Бланш, портрет Игоря Стравинского, 1915 год.
Применительно к последнему произведению некоторые авторы (в частности, Нил Уэнборн) ссылаются на намерение Стравинского создать своего рода «адскую» атмосферу. С такой точки зрения первое представление «Весны священной» в 1913 году можно было счесть довольно успешным: премьера прошла весьма бурно, вплоть до того, что сам Стравинский в автобиографии характеризовал её как «скандал» (французкое название — scandale). Отдельные свидетели утверждали, что местами в зале наблюдались стычки, и второй акт потребовалось проводить в присутствии полиции. Исследователи, впрочем, обращают внимание на противоречия в различных версиях изложения событий. Помимо перечисленных выше произведений, к данному периоду в творчестве Стравинского относят оперу «Соловей» (1916) и три сочинения для музыкального театра — «История солдата» (1918), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), «Свадебка» (1923), каждое из которых имеет (в виде подзаголовка) уникальное авторское обозначение жанра.
«Неоклассический» период
Первым неоклассическим сочинением Стравинского стал балет с пением «Пульчинелла» (1920), где композитор опирался на музыку итальянских композиторов XVIII века, особенно Дж.Перголези, а собственную музыку (гармонию, ритм, оркестровку) явным образом стилизовал в манере классицизма. В гораздо большей степени индивидуальность Стравинского проявила себя в камерной опере «Мавра» (1922); по этой причине некоторые музыковеды считают именно «Мавру» рубежным произведением, завершающим русский и начинающим «неоклассический» период творчества Стравинского. Неоклассицизм в диапазоне от искусной стилизации музыки прошлого (барокко, классицизма, романтизма) до глубокого её переосмысления отличает оперу-ораторию «Царь Эдип» (1927, на латинский текст), балет «Поцелуй феи» (1928, с использованием музыки П.И.Чайковского), Концерт для камерного оркестра «Дамбартон-Окс» (1938). Балет «Аполлон Мусагет» (1928), балет «Орфей» (1947) и мелодрама «Персефона» (1933), написанные на «античную тему» (с опорой на древнегреческую мифологию), хотя с точки зрения техники композиции и не имеют ничего общего с классической (то есть античной) музыкой, также причисляются к произведениям неоклассического периода Стравинского. В рамки данного периода укладываются также три симфонии: «Симфония псалмов» (1930), Симфония in C (1940) и «Симфония в трех частях» (1945).
Поздний, или «серийный», период
В 1950-е годы композитор начал использовать в своих сочинениях серийную технику. Первые эксперименты с серийной техникой прослеживаются в небольших композициях 1952—1953 годов «Кантата», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира». В «Canticum sacrum», созданном в 1955 году, одна из пяти частей (Surge Aquilo) полностью додекафонна. Впоследствии композитор использовал серийную технику в своих сочинениях «Агон» (1957), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Проповедь, притча и молитва» (1961, два последних основаны на библейских текстах и мотивах), а также в мистерии «Потоп» (1962), представляющей собой синтез выдержек из Книги Бытия со средневековыми английскими мистериями; в «Потопе» также используется текст католического гимна Te Deum.
Стиль
Стиль Стравинского невозможно описать коротко и однозначно (как это возможно, например, в отношении венского классика Моцарта или романтика Шопена). Причина этого — в непрерывных стилевых поисках и композиционно-технических экспериментах, которыми отмечены работы композитора на протяжении всей его жизни. Вследствие изменчивости стилевых и композиционно-технических предпочтений Стравинского западная историография окрестила его «Протеем двадцатого века».
«Русский» Стравинский
«Русское» в музыке Стравинского, наиболее заметное в использовании им характерных особенностей жанров крестьянского и городского фольклора (как в песенных сборниках «Прибаутки» и «Кошачьи колыбельные», в «Свадебке», в «Петрушке») — мелодики, гармонии, ритмики, фактуры и т. д. — не ограничивается опусами так называемого русского периода. Явные и латентные отголоски «русского» находятся во многих сочинениях «неоклассического» периода (прямые, например, в вокальных сочинениях на церковнославянские тексты «Верую», «Богородице Дево радуйся» и «Отче наш», в инструментальном «Русском скерцо»; скрытые, например, в «Симфонии псалмов»). Сам Стравинский считал себя русским на протяжении всей жизни, даже с учётом поздней, вполне додекафонной, музыки. На склоне лет, во время поездки в 1962 в Россию композитор дал интервью одной из центральных газет, в котором, как бы отвечая на советские упреки в «формализме», настаивал:
«Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в её скрытой природе» — Интервью газете «Комсомольская правда» (сентябрь 1962).
Один из лучших российских интерпретаторов Стравинского Г.Н.Рождественский в книге, посвящённой в том числе изучению его техники композиции, писал:
«…в каждой партитуре Стравинского (включая опусы последних лет) можно услышать интонации русской музыкальной речи, интонации русского фольклора, Мусоргского, Чайковского» — Рождественский Г.Н. Дирижёрская аппликатура. Ленинград, 1978, страница 8.
«Серийный» Стравинский
Неоднозначными были реакции критиков и коллег-композиторов (например, Д. Д. Шостаковича и П. Булеза) на позднее творчество Стравинского. Серийные опыты Стравинского воспринимались одними как «формалистический» тренд, как «окончательный разрыв» с национальной традицией, другими — как попытка «объективации» музыкального языка, как запоздалое стремление придать языку «универсальный» характер. С точки зрения техники композиции, в отличие от нововенцев (Шёнберга, Веберна и Берга) Стравинский поначалу обращался с серией весьма свободно, писал короткие серии (не использовал все 12 тонов), допускал повторения тонов, объединял разновысотные звуки в «псевдо-трезвучия», не распространял серии на всё сочинение, оформляя в серийной технике лишь отдельные части. Использование серийной техники регистрируется в «Движениях» для фортепиано и оркестра (1959), кантате «Проповедь, притча и молитва» (1961), музыкальном представлении «Потоп» (1962), священной балладе «Авраам и Исаак» (1963), «Вариациях памяти Oлдоса Хаксли» для оркестра (1964), «Памяти Т.С.Элиота» для мужского хора и камерного ансамбля (1965), «Заупокойных песнопениях» (1966). В отличие от Э.Кшенека, Стравинский ротировал не только шестизвучные, но и четырёхзвучные, а также двенадцатизвучные сегменты основных серийных форм по преимуществу «хроматически» («диатоническая» ротация была использована им лишь однажды в «Движениях»). Свёртывание ротационных сегментов в аккордовые вертикали и их последовательности легло в основу серийной гармонии позднего Стравинского. Перенесение акцента с полифонических на гармонические способы разработки 12-тонового ряда позволило композитору создать индивидуально-авторский вариант серийной техники. По мнению В.В.Гливинского, «серийно-ротационные таблицы как главный порождающий фактор текста семи поздних партитур Стравинского обнаруживают глубинное родство с базами данных, используемых в сфере современных информационных технологий».
Переложения, обработки
На протяжении жизни Стравинский постоянно перерабатывал собственные и чужие сочинения (авторские композиции, музыку православного обихода, народные песни). Наиболее часто обработка Стравинского представляла собой переложение своего же раннего сочинения для иного (по сравнению с первоначальным) инструмента либо состава инструментов (например, многие вокальные сочинения русского периода, написанные для голоса и фортепиано, позже аранжированы для голоса с ансамблем инструментов). В некоторых случаях обработке сопутствовала переделка оригинальной музыки (сокращение, варьирование, реже расширение, обновление гармонизации), в таких случаях говорят о «редакции» (две редакции фортепианного Танго — для скрипки и фортепиано и для скрипки и инструментального ансамбля). Примером может служить музыка к балету «Петрушка», к которой композитор возвращался неоднократно. Сочинение было закончено в 1911 (так называемая «первая редакция», или «оригинальная редакция») и подверглось в дальнейшем разнообразной переработке: в 1921 (обработка трёх номеров для фортепиано), в 1932 (обработка «Русского танца» для скрипки и фортепиано), в 1947 (вторая редакция балета, переоркестровка), в 1947 (сюита из балета для симфонического оркестра), в 1965 (третья редакция балета). Некоторые обработки Стравинского поражают парадоксальностью. Так, канонические православные тексты (на церковнославянском языке) в небольших хоровых сочинениях «Отче наш» (1926), «Символ веры» (1932) и «Богородице Дево, радуйся» (1932) композитор в 1949 заменил каноническими текстами католиков (на латыни; соответственно Pater noster, Credo и Ave Maria), без малейшего изменения (совершенно русской по стилю) музыки. Сочинения других композиторов и народную музыку Стравинский обрабатывал в тех же весьма подвижных границах — от «простой» инструментовки (духовные песни Хуго Вольфа, мадригалы Карло Джезуальдо, русская народная песня «Дубинушка») до глубокого авторского переосмысления («Пульчинелла» на музыку Дж.Б.Перголези, «Поцелуй феи» на музыку П. И. Чайковского).
Звания
Член Шведской королевской музыкальной академии (1951)
Библиография
Литературные сочинения: (соавтор: W. Nouvel) Хроника моей жизни (французское название — Chroniques de ma vie. Paris, 1935; русский перевод: Москва, 2005); (в соавторстве с П.П.Сувчинским) Музыкальная поэтика (французское название — Poétique musicale. Cambridge, MA, 1942; английский перевод под названием Poetics of Music, 1947; русский перевод: Москва, 2004); Беседы с Р.Крафтом. London & New York, 1958—1969; Conversations with Igor Stravinsky (1958); Memories and commentaries (1960); Expositions and developments (1962); Themes and episodes (1966); Dialogues and a diary (1968); Retrospectives and conclusions (1969); Диалоги. Перевод В.А. Линник под редакцией Г.А.Орлова и М.С.Друскина. Ленинград, 1971. Перевод (во фрагментах) первых четырёх книг. Полного перевода всех шести книг бесед Крафта со Стравинским на русском языке нет; Хроника. Поэтика // Составление, комментарии, перевод, указатели, заключительная статья С.И.Савенко. Москва: РОССПЭН, 2004. 368 страниц.
Семья
Брат — Роман (1874 — май 1897). Брат — Юрий (1878 — май 1941), архитектор. Брат — Гурий (12 августа (30 июля) 1884 — апрель 1917), артист Мариинского театра, бас-баритон, умер от тифа и перитонита в Яссах на Южном фронте Первой Мировой войны, похоронен в могиле отца. На дочери И.Ф.Стравинского Людмиле (1908—1938) был женат поэт Юрий Мандельштам. Оставшись сиротой, их дочь Екатерина (Китти) Мандельштам (1937—2002) воспитывалась в семье дяди — Фёдора Игоревича Стравинского (1907—1989).
Адреса
В Санкт-Петербурге: 5 июня 1882—1908 — дом М.Ф.Немковой — набережная Крюкова канала, 6 (сейчас 8), квартира 66. 1909—1910 гг. — женившись, Игорь Стравинский снял квартиру на Английском проспекте в доме номер 26, квартира 15. Дом стал значимым для творчества композитора: именно здесь он написал музыку балета «Жар-птица»; в Нью-Йорке: В конце жизни апартаменты в Essex House (JW Marriott Essex House) — Central Park South, 160.
Память
В честь Игоря Стравинского выпущены монеты и почтовые марки. В честь Стравинского в 1993 году выпущена платиновая монета номиналом 150 рублей Банка России. Именем Стравинского назван кратер на Меркурии. Имя Стравинского носит астероид 4382 Стравинский (4382 Stravinsky).
В Лозанне — аллея Стравинского. В Амстердаме — улица Стравинского (Strawinskylaan), В Ломоносове — Площадь Стравинского. Музыкальная школа в Ломоносове носит имя Стравинского. Музыкальная аудитория в Монтрё носит имя Стравинского. Фонтан Стравинского — на одноимённой площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже. В 2019 году в Киеве на Лютеранской улице размещена мемориальная доска с барельефом Стравинского. Художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» закрывал Каннский кинофестиваль 2009 года. Имя Стравинского носит самолёт А-319 компании «Аэрофлот — Российские авиалинии», регистрационный номер VP-BDO. Музей Игоря Стравинского открыт на Украине в городе Устилуг на Волыни в 1990 году. На Волыни с 1994 года проводится Музыкальный фестиваль имени Игоря Стравинского. «Весна священная» Стравинского записана на Золотой пластинке «Вояджера».
Литература: Адамович Г. Встреча с Игорем Стравинским // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1971.— 20 апреля (№ 22225).— Страница 3; Русская мысль.— Париж, 1971.— 22 апреля (№ 2839).— Страница 4; Андриссен Луи и Шёнбергер Элмер. Часы Аполлона. О Стравинском / Перевод с нидерландского Ирины Лесковской.— Санкт-Петербург, 2003. — 300 страниц. ISBN 5-7331-0041-9; Баланчин Джордж: «Стравинский планировал, а я импровизировал»: Фрагмент из книги «Чайковский Баланчина» [С.Волкова]: К 75-летию начала творческого сотрудничества Дж. Баланчина и И. Стравинского / Фото М.Волковой // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 2000.— 25 февраля (№ 31378).— Страница 32: иллюстрации; 28 февраля (№ 31380).— Страница 15; Бахрах А. Потонувший мир: [О выставке, посвященной И.Ф.Стравинскому, в Парижской национальной библиотеке] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1980.— 23 декабря (№ 25385).— Страница 5; Berger A. Problems of pitch organization in Stravinsky // Perspectives of New Music 2 (1963), pp. 11-42; репринт в кн.: Perspectives on Schoenberg and Stravinsky, ed. B. Boretz and E.T. Cone. New York, 1972, pp. 123—154; Гендлин Л. Стравинский о себе и о других // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1977.— 4 декабря (№ 24431).— Страница 2: портрет; Гливинский В. В. Позднее творчество И.Ф.Стравинского. Исследование.— Донецк: Донеччина, 1995.— 192 cтраницы, ноты, схемы; Гливинский В.В. И.Ф Стравинский и современные компьютерно-информационные технологии // Opera musicologica: научный журнал Санкт-Петербургской консерватории, № 2(4), 2010. Cтраницы 41-57; Glivinsky V. Stravinsky, Krenek and Serial-Rotational Technique // Notes on Art Criticism, issue 28, 2015. Kiev, Ukraine. P. 23-34; Друскин М.С. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды.— Ленинград; Москва: Советский композитор. 1974.— 221 страница; 2-е издание, исправленноле и дополненное.— Ленинград: Советский композитор, 1979.— 230 страниц; 3-е издание, 1982. 208 страниц; Друскин М.С. Стравинский // Музыка XX века: Очерки. 1917—1945.— Москва: Музыка.1984.— Книга 4, часть 2.— Страницы 203—229; Евангулов Г. Чествование в Гамбурге Игоря Стравинского: Спектакль в Государственной опере // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1962.— 4 июля (№ 18013).— Страница 3; Завалишин В. «Стравинский и искусство танца» (Выставка в галерее Вильденштейна) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1962.— 12 мая (№ 17960).— Страница 4; В. З-н [Завалишин В.]. Музей памяти Стравинского и Дягилева // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1973.— 7 июня (№ 23004).— Страница 3; Зорин Ю. Вновь обретаемый профиль // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1976.— 15 августа (№ 24023).— Страница 7: иллюстрации; Коряков М. Листки из блокнота: …Новая книга Игоря Стравинского [«Expositions and Developments»] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1962.— 8 марта (№ 17895).— Страница 3; Коряков М. Листки из блокнота: Возвращение Игоря Стравинского; Ужин у Фурцевой [По материалам дневника Роберта Крафта] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1963.— 23 июня (№ 18367).— Страница 3; 30 июня (№ 18374).— Страница 3; Коряков М. Листки из блокнота: «Пламя споров о Стравинском…» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1976.— 29 февраля (№ 23878).— Страница 3; Лишке А.Стравинский, 1882—1971 // Русская мысль.— Париж, 1971.— 15 апреля (№ 2838).— Страница 11: портрет; Манусевич В. Стравинский один из немногих // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1946.— 24 марта (№ 12382).— Страницы 5, 8; Марголин Ю. Игорь Стравинский в Израиле // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1962.— 9 сентября (№ 18080).— Страницы 4, 8; Могилянский М. Встречи с И. Ф. Стравинским; Гольдштейн М. Игорь Стравинский и его родина // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1982.— 13 июня (№ 25847).— Страницы 3, 6: портрет — (К 100-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского); Сабанеев Л. Игорь Стравинский (Письмо из Парижа) // Рабис.— 1927.— № 6.— Страница 4; Сабанеев Л. Игорь Стравинский. (Впечатления встречи) // Рабис.— 1927.— № 22.— Страница 5; Сабанеев Л. «Эдип» Стравинского (Письмо из Парижа) // Рабис.— 1927.— № 25.— Страница 4; Савенко С.И. Мир Стравинского.— М.: Композитор. 2001.— 328 с.— ISBN 5-85285-492-1; Савенко С.И. Игорь Стравинский.— Челябинск: Аркаим, 2004.— 288 с.— ISBN 5-8029-0511-5; Савенко С. Музыка Стравинского в зеркале русской зарубежной прессы // Мир искусств: Альманах.— Санкт-Петербург : Алетейя, 2004.— Выпуск 5.— Страницы 183—197.— ISBN 5-89329-701-6; Свет Г. Сенсация Берлинского концертного сезона: Скрипичный концерт Стравинского… // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1931.— 23 ноября (№ 6875).— Страница 3; Г.С. [Свет Г.] Игорь Стравинский и советские музыканты // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1962.— 18 марта (№ 17905).— Страница 4; Свет Г. Игорь Стравинский // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1962.— 17 июня (№ 17996).— Страницы 4, 5; Свет Г. Пятьдесят лет спустя…: [Стравинский и Монтэ в Альберт-Холле в 50-летие «Весны Священной»] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1963.— 11 июня (№ 18355).— Страница 3; Свет Г. Музыкальные заметки: …Произведение Стравинского — народу Израиля // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1964.— 23 января (№ 17905).— Страница 3; С-т Г. [Свет Г.] «Авраам и Исаак» Стравинского // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1964.— 30 августа (№ 18801).— Страница 5; Северный Л. Москвич, очаровавший Нью-Йорк: (Прощальная беседа с И.А.Добровейным) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1933.— 15 января (№ 7294).— Страница 3; А.С. [Седых А.] Фестиваль Стравинского [в Линкольн Сентер] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1972.— 8 марта (№ 22548).— Страница 3; Седых А. Открылся фестиваль Стравинского // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1972.— 20 июня (№ 22652).— Страница 3; Седых А. Стравинский в Метрополитен Опера // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1981.— 9 декабря (№ 25687).— Страница 6: иллюстрации; Седых А. Заметки редактора: Судьба архива Игоря Стравинского // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1983.— 14 июня (№ 26159).— Страница 3: портрет; Архив Стравинского останется в США // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1983.— 18 июня (№ 26163).— Страница 2; Стравинская К.Ю. О И.Ф.Стравинском и его близких.— Ленинград: Музыка, 1978.— 232 страницы.: иллюстрации; Rousseau-Plotto, Étienne. Stravinsky à Biarritz. Anglet, Séguier, 2001, seconde édition corrigée et augmentée. Biarritz, Atlantica, 2016.— 192 p. ISBN 978-2-7588-0238-9; Stravinsky V., Craft R. Stravinsky in Pictures and Documents.— New York: Simon and Schuster, 1978; Fantastic Cities and Other Paintings by Vera Stravinsky.— Boston: David R. Godine, 1979; Igor and Vera Stravinsky: A Photograph Album 1921 to 1971 / Text from Stravinsky’s Interview, 1912—1963; 258 photographs selected by Vera Stravinsky and Rita McCaffrey; Captions by Robert Craft.— New York: Thames and Hudson, 1982; Dearest Bubushkin: The Correspondence of Vera and Igor Stravinsky, 1921—1954, with Excerpts from Vera Stravinsky’s Diaries, 1921—1971 / Ed. by R. Craft.— New York: Thames and Hudson, 1985; The Salon Album of Vera Sudeikin-Stravinsky / Ed. and tr. by J. E. Bowlt.— Princeton: Princeton University Press, 1995.— XXXI, 114 p; Муза. Отрывки из дневника и другие тексты Веры Судейкиной (Стравинской) // Experiment / IMRC. Vol. 13: Los Angeles, 2007. Страница по указателю; Игорь Федорович Стравинский = Igor Fyodorovich Stravinsky: Аннотированный библиографический указатель / Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, Научная музыкальная бибилиотека имени С.И.Танеева.— Москва: Московская государственная консерватория, 2005.— Выпуск 1: И.Ф.Стравинский в зеркале русской прессы, 1901—1922.— 229 страниц.— ISBN 5-89598-155-0; Straus J.N. Stravinsky’s serial «mistakes» // The Journal of Musicology 17 (1999), pp. 231—271; Straus J.N. Stravinsky’s late music. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. ISBN 0-521-80220-2; Taruskin R. Stravinsky and the Russian traditions: a biography of the works through Mavra. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996; White, Eric Walter. Stravinsky: The composer and his works.— Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1979. — ISBN 0-520-03983-1, ISBN 0-520-03985-8 ( фрагмент в Гугл-букс); Шлёцер Б. Игорь Стравинский // Последние новости.— Париж, 1921.— 28 июля (№ 392).— Страницы 2—3; Шлёцер Б. «Царь Эдип» // Последние новости.— Париж, 1927.— 23 июля (№ 2313).— Страница 3; Энгель Р. «Соловей» и «Жар-птица» Стравинского в Берлине // Сегодня.— Рига, 1927.— 22 декабря (№ 289).— Страница 8.
1884
Константин Сильвестрович Богачевский (украинское имя — Костянтин Сильвестрович Богачевський)
епископ Украинской грекокатолической церкви, экзарх США с 20 мая 1924 года по 10 июля 1958 года, первый архиепископ филадельфийский с 10 июля 1958 года по 14 августа 1961 год. Константин Богачевский родился в селе Манаев, ныне Зборовский район, Тернопольская область, в семье грекокатолического священника. Обучался богословию во Львове, Инсбруке и Мюнхене. 31 января 1909 года Константин Богачевский был рукоположён в священника, после чего служил духовным отцом во Львовской грекокатолической семинарии. С 1916 по 1917 год был военным капелланом. С 1918 года Константин Богачевский был вице-ректором Перемышльской Духовной семинарии. В 1923 году поучил почётный титул апостольского протонотария. За просветительскую деятельность среди украинцев был арестован польскими властями, после освобождения в 1923 году выехал в Рим. 20 мая 1924 года Римский папа Пий XI назначил Константина Богачевского титулярным епископом Амисуса и апостольским экзархом для украинцев в США. 15 июня 1924 года Константин Богачевский был рукоположён в епископа, которое совершил епископ Пшемысля, Самбора и Санока Иосафат Коциловский в сослужении с апостольским администратором Прешова Дионисем Няради и епископом Лунгро Итало-албанской католической церкви Джованни Меле. 5 апреля 1954 года Константин Богачевский был назначен титулярным архиепископом Берое. 10 июля 1958 года апостольский экзархат США был преобразован в филадельфийскую епархию и Константин Богачевский стал её первым архиепископом. Константин Богачевский скончался в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США, 6 января 1961 года.