1843
Густав-Аксель Фердинандович (фон) Котен
генерал-майор, Тавастгусский губернатор. Происходил из шведских дворян Великого княжества Финляндского. Сын Фридрихсгамского коменданта отставного генерал-майора барона Морица-Фердинанда Густавовича фон Котена и его жены Амалии-Магдалины урождённой графини Пипер. Образование получил в Пажеском корпусе, где был «отличнейшим» воспитанником и из которого выпущен 25 июня 1862 года прапорщиком в лейб-гвардии 2-й стрелковый Царскосельский батальон. В сентябре 1862 года Котен был отправлен в Новгород, для присутствования при открытии памятника Тысячелетия России. С 15 января 1863 года по 21 мая 1864 года находился в состав войск Варшавского военного округа и принимал участие в усмирении польского мятежа. 29 апреля 1863 года Котен был произведён в подпоручики. 27 августа 1869 года командирован в переменный состав Учебного пехотного батальона. 29 апреля 1870 года получил чин поручика. В 1871 году Котен получил два первых приза за состязаиия в стрельбе. 6 апреля 1873 года он был произведён в штабс-капитаны, и в этом же году получил первый и второй призы за состязания в стрельбе. 28 апреля 1874 года Котен был утверждён командиром роты Его Высочества. 8 апреля 1877 года произведён в капитаны и 11 мая пожалован званием флигель-адъютанта. 26 августа 1877 года лейб-гвардии 2-й стрелковый батальон выступил из Царского Села на театр военных действий против Турции, 5 сентября перешёл румынскую границу у станции Унгены; a 15 сентября переправился через Дунай у Зимницы. 7 октября батальон поступил в состав отряда князя Карла Румынского. За отличие в делах с турками под Горним Дубняком 24 октября 1877 года барон Котен 23 апреля 1878 года был награждён орденом Святой Анны III степени с мечами и бантом. С 31 января по 15 мая 1878 года он находился на излечении в Царском Селе. 11 сентября 1878 года произведён в полковники, оставлением в звании флигель-адютанта. 18 июня 1881 года Котен был назначен командиром 14-го стрелкового батальона, с оставлением в звании флигель-адютанта. 23 апреля 1882 года награждён орденом Святого Станислава II степени и 8 сентября на стрелковых состязаниях офицеров 14-го стрелкового батальона получил батальонный приз, повторно этот приз завоевал и в 1883 году. 18 мая 1886 года награждён орденом Святой Анны II степени, 4 октября 1888 года за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах получил орден Святого Владимира IV степени с бантом. 24 декабря этого же года он был назначен командиром 65-го пехотного Московского полка, с оставлением в звании флигель-адютанта. 4 апреля 1890 года награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1893 году барон Котен по Высочайшему повелению был командирован в императорское имение Ливадию, в составе депутации, для поднесения поздравления наследнику цесаревичу Николаю Александровичу по случаю 25-летия со дня назиачения его высочества шефом полка. В октябре 1894 года Котен был командирован в Санкт-Петербург, для присутствоваиия при погребении императора Алекспндра III. 26 ноября 1894 года он был произведён в генерал-майоры, a 20 марта 1895 года назначен командиром лейб-гвардии Литовского полка. В 1896 году награждён командорским крестом I класса шведского ордена Меча и 1897 году — орденом Святого Станислава I степени. 25 декабря 1898 года барон Котен получил новое назначение — на должность губернатора Вазаской губернии, а с 1 февраля 1900 года был Тавастгусским губернатором. Скончался 21 июля 1906 года.
Награды: Орден Святой Анны III степени мечами и бантом (1878); Орден Святого Станислава II степени (1882); Орден Святой Анны II степени (1886); Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1888); Орден Святого Владимира III степени (1890); командорский крест I класса шведского Ордена Меча (18967); Орден Святого Станислава I степени (1897); Барон Котен был женат на дочери Ставропольского коменданта полковника Хромова Ане Львовне. Выборгский губернатор генерал-лейтенант К.Г.Котен приходился ему дядей.
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. Москва, 2009; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1901 года. Санкт-Петербург., 1901; Тулубовский Я.А. Лейб-гвардии 2-й стрелковый батальон в Турецкую кампанию 1877—1878 гг. Санкт-Петербург, 1880 на сайте Руниверс; Фрейман О.Р.Пажи за 183 года (1711—1984). Биографии бывших пажей с портретами. Фридрихсгамн, 1894.
1848
Виктор Морель (французское имя — Victor Maurel)
известный французский оперный певец (баритон). Ученик Вотро и А.Дювернуа. Родился в Марселе, Франция. Обучался в Парижской консерватории, в 1867 году дебютировал в Марселе, а затем и в Париже. С 1879 по 1894 год — в труппе Парижской оперы. Много выступал в США. Дебютировав в 1873 году в Нью-Йорке в Академии музыки, в течение пяти сезонов (1894—1896 и 1898—1899) пел в Метрополитен-опере. На сцене театра «Ковент-Гарден» выступал в 1873—1879, 1891—1895 и 1904 годах. После окончания певческой карьеры преподавал в Нью-Йорке, издал ряд трудов по вокальному мастерству. В России гастролировал в 1874-1875 гг. и 1878—1879 гг. (Санкт-Петербург) и 1893 г (Москва, Одесса). Умер в Нью-Йорке 22 октября 1923 года. Жена Мореля известна, как автор вокальных и фортепианных пьес.
Творчество Исполнял партии преимущественно на итальянском и французском языках, пел также на немецком в ряде опер Вагнера. Морель — первый исполнитель партий Яго в опере Верди «Отелло» (1887), Фальстафа в одноимённой опере того же автора (1893), Тонио в «Паяцах» Леонкавалло. Кроме того, одним из наиболее удачных и успешных его образов считается Дон Жуан в опере Моцарта. Существуют записи Мореля, сделанные в 1900-х годах, когда пик его карьеры уже был позади.
Произведения: О промежуточной лирической драме Отелло (Рим, 1888); Песня, написанная наукой (Париж 1892); Проблема искусства (Париж 1893); О промежуточной драме Дон Жуан (Париж 1896); Искусство пения (Париж 1897); Десять лет карьеры (Париж 1897).
Литература: Warrack, John and West, Ewan (1992), The Oxford Dictionary of Opera, 782 pages, ISBN 0-19-869164-5.
1849
Андреа Аюти (итальянское имя — Andrea Aiuti)
итальянский куриальный кардинал. Родился в Риме. Титулярный архиепископ Ахриды с 31 марта 1887 по 12 июня 1893. Апостольский делегат в Индии с 31 марта 1887 по 24 июля 1891. Секретарь Священной Конгрегации Пропаганды веры, по делам восточного обряда, с 24 июля 1891 по 7 июня 1893. Апостольский нунций в Баварии с 7 июня 1893 по 26 сентября 1896. Титулярный архиепископ Дамьетты с 12 июня 1893 по 22 июня 1903. Апостольский нунций в Португалии с 26 сентября 1896 по 22 июня 1903. Кардинал-священник с 22 июня 1903, с титулом церкви Сан-Джироламо-дельи-Скьявони с 12 ноября 1903. Умер в родном городе 28 апреля 1905 года.

1849
Вильгельм Каль (немецкое имя — Wilhelm Kahl)
немецкий правовед. Родился в Клайнхойбахе, близ Ашаффенбурга. Изучал право в университетах Эрлангена и Мюнхена, c 1879 гг. был профессором церковного права в Ростоке, Эрлангене, Бонне и наконец в Гумбольдтовском университете в Берлине (1895—1921); в 1908—1909 гг. был ректором этого последнего. В 1924, 1926 и 1928 гг. был президентом всегерманских конгрессов юристов. В 1929 г. в ознаменование 80-летия Вильгельма Каля в его честь была названа улица в Берлине. Умер в Берлине 14 мая 1932 года.
Основные труды: «Die deutschen Amortisationsgesetze» (Тюбинген, 1879); «Die Lehre v. Primat des Willens bei Augustinus, Duns Scotus und Descartes» (Страсбург, 1886); «Lehrsystem des Kirchenrechts und der Kirchenpolitik» (Фрайбург, 1894); «Die Konfession der Kinder aus gemischter Ehe» (Фрайбург, 1895); «Bekenntnisgebundenheit und Lehrfreiheit» (Берлин, 1897); «Die Bedeutung des Toleranzantrages für Staat und evangelische Kirche» (Галле, 1902); «Einheit im Gebiete des deutschen Verwaltungsrechts» (Берлин, 1902); «Die strafrechtliche Behandlung der geistig Minderwertigen» (Берлин, 1904); «Zur Geschichte der Schulaufsicht» (Лейпциг, 1913); «Vom Recht zum Kriege und vom Siegespreis» (Берлин, 1914); «Pessimismus und Optimismus im Kriege» (Берлин, 1915).
Литература: Каль, Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.
Похоронен на Иерусалимском кладбище на Цоссенерштрассе в Берлине-Кройцберге.
1849
Владимир Иванович Саитов
русский библиограф и историк литературы, секретарь Императорского русского исторического общества (1916). Действительный статский советник (1916). Родиляс в Санкт-Петербурге. Учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, окончил 5 классов, ушел из гимназии по болезни в 1867 году, после чего занялся самообразованием. Начал свою творческую деятельность в 1875 году: собирал и описывал литературные и исторические памятники, с 1877 года публиковал статьи. С 1888 года состоял на службе в Императорской публичной библиотеке помощником библиотекаря отделения книг на русском языке, с работой в котором связана вся дальнейшая деятельность Саитова (с перерывом с 1893 по 1899 год). В 1909 году он возглавил это отделение, в 1916 году был пожалован чином действительного статского советника. С 1928 года, в котором Саитов вышел на пенсию, русское отделение по инициативе Н.Я.Марра получило его имя. Наиболее важным из трудов Саитова является совместная с Л.Н.Майковым редакция «Сочинений К.Н.Батюшкова» (СПб., 1887). Под скромным названием «примечаний» в этом издании помещены принадлежащие перу Саитова обстоятельные биографии почти всех главнейших деятелей русской литературы начала XIX в. За эту работу Саитов получил поощрительную пушкинскую премию. Некоторые из этих биографий представляют собой обширные, первые в литературоведении исследования о русских писателях; таковы, напр., биографии А.И.Тургенева, книга П.И.Шаликова, Д.В.Дашкова, М.Н.Муравьёва, В.А.Озерова, В.В.Капниста, В.Л.Пушкина, А.Н.Грузинцева. По общему отзыву критики конца XIX в., эти «примечания» Саитова составляют украшение издания, которое благодаря им является настольной книгой для историка русской литературы. Такой же тщательностью отличаются и примечания Саитова к изданию гр. С.Д.Шереметева: «Остафьевский архив», выходящему под редакцией Саитова (том I: «Переписка кн. Вяземского с А.И.Тургеневым», СПб., 1899). Под руководством Саитова начали свои историко-литературные труды многие молодые учёные, стремящиеся к той же точности и полноте исследования, какой отличаются работы Саитова. Академия наук привлекла Владимира Ивановича Саитова в сотрудники предпринятого ей издания сочинений Пушкина. Саитову принадлежала одна из самых полных частных библиотек, посвященных истории русской литературы. Саитов имел репутацию добросовестного историка литературы, библиографа, фанатика своего дела. Он говорил К.И.Чуковскому, увидев в одной из брошюр штамп, поставленный прямо на портрете Л.Д.Троцкого: «Я сам не люблю Троцкого, с удовольствием повесил бы его. Но зачем должна страдать иконография?» Также Саитов нашёл сведения о примечательных дореволюционных захоронениях на Богословском кладбище, и включил в составленное им издание Петербургский некрополь 39 персоналий.
Основная информация о Богословском кладбище (первая доска)

Примечательные дореволюционные захоронения; составитель Владимир Иванович Саитов (вторая доска)

Список дореволюционных захоронений; продолжение (третья доска)

Список дореволюционных захоронений; продолжение (четвёртая доска)

Список погибших 28 февраля 1875 года во время взрыва в артиллерийской лаборатории (пятая доска)
Умер в Ленинграде 29 января 1938 года. Владимир Иванович погребён на Смоленском православном кладбище, его могила со временем затерялась, но в 2010-х годах найдена поисковой группой МПИКЦ «Белое дело» на Прямой дорожке, участок 173; рядом могила его жены Елены Константиновны. В 2017 году семейное захоронение Саитовых было отреставрировано организацией ООО «Собор», и в декабре этого же года у их могил отслужена панихида протоиереями Игорем Есиповым и Иоанном Московским. strong>Семья: Жена — Елена Константиновна Саитова (урождённая Якушева) (1867—1921); Сын — Борис Владимирович Саитов, известный музыковед, родился в 1897 году, скончался в блокадном Ленинграде 5 февраля 1942 года и похоронен на Пискарёвском кладбище. strong>Работы: Заметки и дополнения к «Опыту российской библиографии» Сопикова в «Журнале Министерства народного просвещения» 1878, № 6, и отдельно; Дополнения к «Словарю» Геннади (там же, 1877, том 189); «Санкт-Петербургский некрополь» (Москва, 1883, приложение к «Русскому Архиву»); Фёдор Григорьевич Карин: Один из малоизвестных писателей второй половины XVIII в. — Санкт-Петербург: редакция журнала «Библиограф» (Н.М.Лисовского), 1893. — 23 страницы; Совместно с Модзалевским Б.Л.: Московский некрополь: Тома 1-3; [Автор предисловия и издания великий князь Николай Михайлович] — Санкт-Петербург: типогрвафия М.М.Стасюлевича, 1907—1908; В.И.Саитов (составитель), по поручению Великого Князя Николая Михайловича. Петербургский некрополь, том I (А-Г), том II (Д-Л), том III (М-Р), том IV (С-Фита). — Санкт-Петербург, типография М.М.Стасюлевича, 5 линич Васильевского Острова, дом 28, 1912-1913;
Редакция: Сочинения В.Л.Пушкина, с биографическим очерком и примечаниями (Санкт-Петербург, 1893); «Письма Н.М.Карамзина к А.И.Тургеневу» в «Русской старине» 1899, № 1—4.
Библиография: Саитов, Владимир Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; А.В.Кобак, Ю.М.Пирютко. Исторические кладбища Санкт Петербурга. — Москва Центрполиграф, Издание 2-е, доработанное и исправленное, 2011. — ISBN 978-5-227-02688-0; Вячеслав Савицкий:. Его имя носит Русское отделение Публичной библиотеки : газета / Дементьева Е.Н. (главный редактор). — Санкт-Петербург : НО "Ассоциация предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона", ООО "Карта" (дизайн и вёрстка), 2018. — Выпуск январь. — № 1 (113). — Страница 7.
1850
Владимир Александрович Драшусов
рязанский губернский предводитель дворянства (1900—1912), гофмейстер, член Государственного совета. Происходил из дворян Рязанской губернии. Сын астронома Александра Николаевича Драшусова и жены его Елизаветы Алексеевны Ошаниной. Землевладелец Пронского и Скопинского уездов Рязанской губернии (1030½ десятин), а также Владимирской губернии (309 десятин). Окончил Московскую 3-ю гимназию (1866) и физико-математический факультет Московского университета (1870). По окончании университета начал службу канцеляристом в Московской судебной палате. В следующем году вышел в отставку и уехал в своё родовое имение Пронского уезда. В 1872—1874 годах состоял почетным смотрителем Пронского уездного училища. В 1872 году вступил на службу по министерству Императорского двора, в 1874 году был назначен чиновником особых поручений при президенте Московской дворцовой конторы. Был пожалован придворными званиями камер-юнкера (1873) и «в должности церемониймейстера» (1879). В 1880—1887 годах состоял сверхштатным чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторе князе Долгоруковом. В 1887 году оставил службу в Москве и посвятил себя общественной деятельности в родной губернии, где уже состоял гласным Пронского уездного и Рязанского губернского земских собраний. С 1887 года избирался почетным мировым судьей по Пронскому уезду, председателем съезда мировых судей и Пронским уездным предводителем дворянства. Чин действительного статского советника получил 26 мая 1896 года. В 1900 году был избран Рязанским губернским предводителем дворянства и бессменно состоял в этой должности до 1912 года. В гофмейстеры был пожалован в 1905 году. Кроме того, состоял попечителем Дома призрения Андрея и Анастасии Дашковых в Рязани. Был членом Русского собрания и «Кружка дворян, верных присяге». Входил в Постоянный совет Объединенного дворянства (1907—1912). 1 января 1908 года избран членом Государственного совета от Рязанского губернского земского собрания (в 1909 году — переизбран). Входил в правую группу. Умер в селе Панкино Пронского уезда 15 апреля 1912 года. Был холост.
Награды Орден Святого Станислава III степени (15 мая 1883); Орден Святой Анны III степени (9 июня 1883); Орден Святого Станислава II степени (9 июня 1883); Орден Святого Владимира IV степени (11 сентября 1889); Орден Святого Владимира III степени (11 сентября 1892); Орден Святой Анны II степени (27 мая 1896); Орден Святого Станислава I степени (18 декабря 1898); Орден Святой Анны I степени (19 декабря 1902); Орден Святого Владимира II степени. (19 декабря 1906); Орден Белого Орла (19 декабря 1911); медаль «В память коронации императора Александра III»; медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя»; медаль «В память коронации Императора Николая II»; медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения»; австрийский Орден Железной Короны III степени (1874); шведский Орден Полярной звезды, кавалерский крест (1875); черногорский Орден Князя Даниила I IV степени (1875); итальянский Орден Святых Маврикия и Лазаря, кавалерский крест (1876); персидский Орден Льва и Солнца III степени (1878); нидерландский Дубового Венка, командорский крест (1883); нидерландский Орден Оранских-Нассау, большой офицерский крест (1897).
Источники: Краткий исторический очерк пятидесятилетия Московской III гимназии. (1839—1889 г.) — Москва, 1889; Список лиц, служащих по ведомству Министерства внутренних дел 1904 года (исправленный по 15 апреля). Часть II. — Санкт-Петербург, 1904. — Страница 538; Современники. Альбом биографий. Том 2. — Санкт-Петербург, 1910. — Страница 161; Рязанская энциклопедия. Том 1. — Пресса, 1999. — Страница 305; Государственный совет Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008.

1851
Сергей Ильич Бибиков
генерал-лейтенант из рода Бибиковых. Комендант Императорской Главной квартиры. Происходил из дворян Московской губернии, сын Виленского военного губернатора и Гродненского, Минского и Ковенского генерал-губернатора генерал-адъютанта Ильи Гавриловича Бибикова от брака с Варварой Петровной урождённой Мятлевой; родился в Вильне. Зачислен в пажи 12 мая 1855 года и 31 мая 1866 года поступил в Пажеский корпус, с 9 марта 1869 года — камер-паж. 24 июля 1869 года произведён в корнеты и 19 июля выпущен из корпуса в лейб-гвардии Конный полк; поручик с 20 апреля 1873 года, штабс-ротмистр с 11 сентября 1875 года. 22 октября 1876 года назначен ординарцем к главнокомандующему Кавказской армией великому князю Михаилу Николаевичу, a 11 марта 1877 года назначен в его распоряжение офицером для особых поручений. Бибиков принимал участие в кампании 1877—1878 годов против турок в составе действующего на кавказско-турецкой границе корпуса; 6 мая был при занятии Кагызмана, затем участвовал в кавалерийском деле у селения Вегли-Ахмета (30 мая), в сражении под Зивином (25 июня), в сражении под горой Кизил-Топа (25 августа), в трёхдневном бою на Аладжинских высотах (2—4 октября) и в бою под Авлиаром (15 октября), где была разбита армия Мухтара-Паши. За отличие при взятии форта Канлы, при штурме крепости Карс, Бибиков был 1 мая 1878 года награждён орденом Святого Георгия IV степени «В воздаяние за отличие, оказанное при штурме крепости Карса, в ночь с 17 на 18 Ноября 1877 года, где первым бросился на бруствер укрепления и оставаясь до конца дела во главе колонны, личною храбростию и распорядительностию имел значительное влияние на всю штурмовавшую колонну, чем много содействовал полному успеху штурма укрепления Канлы.» За разновременные отличия в эту войну Бибиков 11 сентября 1877 года также получил орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. По взятии Карса, Бибиков по приказанию великого князя Михаила Николаевича был отправлен курьером в действующую Дунайскую армию, для извещения о штурме и для отвоза трофейных Карсских знамён. Прибыв в Главную квартиру Его Величества Бибков был 4 декабря пожалован во флигель-адъютанты. Находясь при Дунайской армии Бибиков участвовал во взятии Плевны. 7 мая 1878 года он отчислен, по Высочайшему повелению, в Свиту Его Величества. 18 января 1879 года произведён в ротмистры. 1 июля 1879 года был обратно откомандирован в распоряжение великого князя Михаила Николаевича для принятия участия в экспедиции в Закаспийском крае против текинцев. Там он 9 сентября 1879 года, командуя полуэскадроном Переяславского драгунского полка, участвовал в штурме Геок-Тепе и, несмотря на общую неудачу штурма, за отличие в этом деле был 7 сентября 1880 года награждён золотым палашом с надписью «За храбрость». По окончании похода Бибиков приехал в Санкт-Петербург, где по высочайшему повелению назначен состоять при великом герцоге Ольденбургском, во время пребывания его высочества в Санкт-Петербурге (в ноябре 1880 года), причём пожалован ольденбургским орденом «За заслуги» II класса. 15 марта 1881 года Бибиков был назначен состоять при его королевском высочестве принце Фридрихе-Вильгельме Гессенском, во время его пребывания в Санкт-Петербурге, причём принц пожаловал Бибикова офицерским крестом гессенского ордена Филиппа Великодушного. В мае того же года Бибиков вновь состоял при герцоге Ольденбургском. 16 июня 1881 года Бибиков был переведён в 3-й гусарский Елисаветградский полк, с переименованием в подполковники (с 17 июля) и с оставлением в звании флигель-адъютанта. 10 марта 1883 года он произведён в полковники, с оставлением в звании. С 10 марта по 16 июня 1883 года состоял при императоре Александре III во время его коронации, причем получил установленную в память сего события темно-бронзовую медаль на Александровской ленте. В 1885 году награждён командорским крестом виртембергского ордена Короны; с 16 февраля по 1 апреля 1886 года состоял при великом герцоге Гессенском во время пребывания в Санкт-Петербурге и награждён командорским крестом II класса Гессенского ордена Филиппа Великодушного. 24 марта 1888 года Бибиков был назначен командиром Уральского казачьего № 3 полка, с оставлением в звании флигель-адъютанта. 18 мая 1890 года награждён орденом Святого Станислава II степени и 8 декабря того же года назначен командиром 44-го драгунского Нижегородского полка. 8 октября 1891 года Бибиков по Высочайшему повелению командирован в Штутгарт, по случаю кончины шефа полка, короля Виртембергского, и там был награждён командорским крестом I класса ордена Филиппа Великодушного. 6 января 1894 года Бибиков был произведён в генерал-майоры с назначением состоять в распоряжении командующего войсками Одесского военного округа, в том же году он получил орден Святой Анны II степени. Со 2 апреля 1896 года был комендантом Императорской Главной квартиры (на этой должности сменил П.П.Гессе), а 14 марта 1899 года занял должность командира 2-й бригады 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. 20 мая 1901 года назначен командующим 10-й кавалерийской дивизией, а 19 декабря того же года был произведён в генерал-лейтенанты с утверждением в должности начальника дивизии. Скончался в Харькове 20 мая 1903 года.
Награды: Орден Святого Владимира IV степени (1877); Орден Святого Георгия IV степени (1878); Золотое оружие «За храбрость» (1880); Орден Святого Станислава II степени (1890); Орден Святой Анны II степени (1894). Бибиков был женат на вдове гвардии полковника Елизавете Петровне Араповой, урождённой Ланской, дочери генерал-адъютанта генерала от кавалерии Петра Петровича Ланского и его жены Наталии Николаевны Пушкиной, вдовы А.С.Пушкина.
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. Б—К. Москва, 2009; Гизетти А.Л. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий кавказских войск. Тифлис, 1901 на сайте Руниверс; Исмаилов Э.Э. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. Москва, 2007; Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. Том 3. Санкт-Петербург, 1903; Фрейман О.Р. Пажи за 183 года (1711—1984). Биографии бывших пажей с портретами. Фридрихсгамн, 1894;
1851
Карл Мориц Шуман (немецкое имя — Karl Moritz Schumann)
немецкий ботаник. Карл Мориц Шуман посещал среднюю школу до 1869 года в Гёрлице. Затем он учился в Берлине, Мюнхене и Вроцлаве, где он занимался сначала химией, но потом увлёкся ботаникой. В июне 1892 года Карл Мориц Шуман был назначен профессором. Весной 1893 года он получил право проводить лекции по ботанике в Берлинском университете имени Гумбольдта. Карл Мориц Шуман умер в Берлине 22 марта 1904 года.
Научная деятельность
Карл Мориц Шуман специализировался на папоротниковидных, Мохообразных, водорослях и семенных растениях.
Публикации: Gesamtbeschreibung der Kakteen (1899); Blühende Kakteen (4 Bände, 1900—1904); Praktikum für morphologische und systematische Botanik (1904).
Литература: Гайдуков Н.М.,. Шуман, Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; J. Perkins: Carl Schumann. In: Botanical Gazette. Band 38, Nummer 2, 1904, S. 143—145; Georg Volkens: Karl Schumann. In: Berichte der Deutschen Botanischen Gesellschaft. Band 22, 1904, S. 49—59. (nicht ausgewertet).
1852
Александр Васильевич Круглов (псевдонимы — Весёлый Устюжанин, Скучающий Вологжанин)
русский писатель, поэт и журналист, издатель. Родился в Великом Устюге, где его отец, зырянин, был смотрителем народных училищ. Семья после смерти кормильца перебралась в Вологду. Круглов учился в вологодской гимназии - исключён; окончил педагогические курсы, давал частные уроки, недолго служил в губернской казенной палате, начал писать стихи и очерки. В 1873 переехал в Санкт-Петербург. В конце XIX — начале XX века А. В. Круглов пользовался известностью, хотя жил материально тяжело и часто болел. Александр Васильевич печатался в периодических изданиях, выпустил ряд книг («Старь и новь», «Господа-земцы», «Губернские сказки», «Немудреное счастье» и др.) Им написаны очерки «Вологда и Вологодский край», «Кружевница» и др. Первым крупным произведением Круглова был очерк о М.В.Ломоносове — написанный в Вологде в 1870 году, когда автору еще не исполнилось и 18 лет. Впоследствии очерк был издан отдельной брошюрой для школьников и выдержал восемь изданий. Большая заслуга Круглова в том, что он ознакомил тогдашних читателей с народом коми. В книге «Лесные люди» писатель с чувством уважения рассказывал о тяжелой жизни коми, о их быте. В его рассказах «В северных лесах» и особенно «Месть» — показывается сложность человеческих судеб, неразделенная любовь. На творческую деятельность А.В.Круглова большое влияние оказал его учитель Ф.М.Достоевский. Это влияние особенно сказывалось в последний период жизни Круглова, когда он работал редактором-издателем журнала «Дневник писателя» (позднее «Светоч и дневник писателя»). Круглов всю жизнь благоговейно почитал память своего учителя. Отдельно вышли: «Живые души», очерки и рассказы (Санкт-Петербург, 1885); «Лесные люди»; «На исторической реке» (Москва, 1890); «Под колесом жизни»; «Свои — чужие»; «Немудреное счастье» (1895); «Провинциальные корреспонденты» (Санкт-Петербург, 1886); «Господа земцы» (Санкт-Петербург, 1887); «Губернские сказки» (Москва, 1890) и др. В своё время пользовались большим успехом книги Круглова для детей и юношества: «Дети лесов» (Санкт-Петербург, 1885); «Иван Иванович и компания», (3-е издание, Санкт-Петербург, 1889); «Большак» (4-е издание.); «Котофей Котофеевич» (Москва, 1890); «Вечерние досуги» (2-е издание); «Незабудки»; «Разными дорогами»; «Картины русской жизни» (1892) и многие другие. Воспоминания Круглова были опубликованы в «Историческом Вестнике» (1894—1895). Умер А.В.Круглов в городе Сергиев Посад, Московская губерния, Российская империя, 9 октября 1915 года.
Loley
1852
Константин Терентьевич Серебряков
известный русский артист оперы (бас-профундо), концертный певец и вокальный педагог. Родился в Тамбове, в семье священника. Образование получил в Санкт-Петербургском университете (юридический факультет), по окончании которого в 1880—1887 работал в министерстве юстиции. В 1879—1880 как любитель обучался пению в Санкт-Петербургской консерватории, позднее учился у Ф.П.Комиссаржевского, с 1883 брал уроки пения и теории музыки у дирижёра Санкт-Петербургского Мариинского театра Е.Кучеры. Сценическому искусству и мимике обучался у Ф.Кшесинского. В 1892 совершенствовался в пении в Италии. В 1887—1919 солист Санкт-Петербургского-Петроградского Мариинского театра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М.Глинки). Гастролировал в Москве (театр "Аквариум"), Одессе (летом 1889 и 1890), Нижнем Новгороде (Большой ярмарочный театр, летом 1897—1899), Тифлисе (? 1907), Праге (летом 1900 в составе Товарищества русской оперы, организованного М.Долиной). Обладал сильным (особенно в нижнем и среднем регистрах) певучим голосом "бархатного" тембра. В начале сценической деятельности больше всего производил впечатление на слушателей силой голоса; с годами пение приобрело пластичность и выразительность. Репертуар насчитывал свыше 100 партий в 68 операх.
[470x700]
1-й исполнитель партий: Ивана Журана ("Чародейка" П.Чайковского, 1887), Командора ("Жуан" Б.Фитингофа-Шеля, 1888), Дружины Андреевича Морозова ("Князь Серебряный" Г.Казаченко, 1892), Рене ("Иоланта" П.Чайковского, 1892), Агамемнона ("Орестея" С.Танеева, 1895, в постановке И.И.Палечека), Епископа ("Корделия" Н.Соловьёва, 2-я редакция, 1898), Графа Савуази ("Сарацин" Ц.Кюи, 1899), Сорана Бореа ("Сервилия" Н.Римского-Корсакова, 1902), Бурундая ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова, 1907); в Санкт-Петербурге — Кардинала Бибиены ("Рафаэль" А.С.Аренского, 24 января 1895); в Мариинском театре — Кардинала Бибиены ("Рафаэль" А.С.Аренского, 13 декабря 1895), Старого еврея ("Самсон и Далила" К.Сен-Санса, 1896), Судьи ("Вертер" Ж.Массне, 1896), Креспеля ("Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха, 1899), Коллена ("Богема" Дж.Пуччини, 1900), Василия Собакина ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, 1901), Океан-море ("Садко" Н.Римского-Корсакова, 1901), Балбила ("Нерон" А.Рубинштейна, на русском языке, 1902), Князя Юрия Ивановича Токмакова ("Псковитянка" Н.Римского-Корсакова, 3-я редакция, 1903), Рокко ("Фиделио" Л.Бетховена, 1905); на русской сцене — Короля Марка ("Тристан и Изольда" Р.Вагнера, 1899), Начальника стражи ("Суламифь" А.Рубинштейна, 1901), Фафнера ("Золото Рейна" Р.Вагнера, 1905).
Лучшие партии: Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Мельник ("Русалка" А.Даргомыжского), Кончак ("Князь Игорь" А.Бородина, один из первых исполнителей, чередовался с М.Корякиным), Варлаам ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Андрей Дубровский ("Дубровский" Э.Направника; один из первых исполнителей, 1895, чередовался с Ф.Стравинским), Князь Гудал ("Демон" А.Рубинштейна), Элиаким ("Юдифь" А.Серова), Жемчужный ("Опричник" П.Чайковского, 1897), Гремин ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Василий Собакин ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Рамфис ("Аида" Дж.Верди), Марсель ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Германн/Ландграф ("Тангейзер" Р.Вагнера), Фафнер ("Зигфрид" Р.Вагнера), Хундинг ("Валькирия" Р.Вагнера). Другие партии: Светозар и Руслан ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Старик-странник ("Рогнеда" А.Серова), Озия ("Юдифь" А.Серова), Дед-мороз ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Варяжский гость ("Садко" Н.Римского-Корсакова), Чуб ("Черевички" П.Чайковского), Тибо д’Арк ("Орлеанская дева" П.Чайковского), Фадладин ("Фераморс" А.Рубинштейна), Фехердин ("Кавказский пленник" Ц.Кюи); Командор ("Дон Жуан" В.А.Моцарта), Самиэль ("Вольный стрелок" К.М.Вебера, 1901), Цунига ("Кармен" Ж.Бизе), Дон Педро ("Африканка" Дж.Мейербера), Отец Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно), Мефистофель (одноимённая опера А.Бойто), Фафнер ("Золото Рейна" Р.Вагнера), Генрих-Птицелов ("Лоэнгрин" Р.Вагнера).
Партнёры: А.П.Антоновский, А.Ю.Больска, А.М.Брагин, Д.И.Бухтояров, Н.Г.Волевач, С.Н.Гладкая, А.М.Давыдов, И.В.Ершов, Е.И.Збруева, М.Н.Каракаш, В.И.Касторский, М.Н.Кузнецова-Бенуа, А.М.Лабинский, Л.Липковская, Ф.Литвин, В.И.Лосев, В.Я.Майборода, Е.К.Мравина, А.М.Пасхалова, Е.Ф.Петренко, Н.А.Ростовский, М.А.Славина, А.В.Смирнов, Л.В.Собинов, М.И. и Н.Н.Фигнер, М.М.Чупрынников, Ф.И.Шаляпин, Л.Г.Яковлев. Пел под управлением А.С.Аренского, Ф.М.Блуменфельда, Г.Казаченко, А.Коутса, Э.А.Крушевского, К.А.Кучера, Э.Ф.Направника, Д.И.Похитонова (1918). В 1912 получил звание "Заслуженный артист императорских театров". С 1900 вместе с Е.Мравиной концертировал по городам России. В камерном репертуаре певца были романсы М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Рубинштейна, П.Чайковского, А.Глазунова, Л.Малашкина, Ю.И.Блейхмана (композитор посвятил певцу Баркаролу "Плыви, моя гондола". Op. 12 № 1, из Пяти стихотворений К.Р., положенных для пения с сопровождением фортепиано для контральто или баса. Санкт-Петербург: гравировка-печать Г.Шмидт, 1903). Выступал также в симфонических концертах, в которых исполнял сольные партии в "Торжественной мессе"/Petite Messe Solennelle Дж.Россини, 9-й симфонии Л.Бетховена, "Реквиеме" В.А.Моцарта, "Легенде о святой Елизавете"/"Die Legende der heiligen Elisabeth" Ф.Листа, оратории "Рай и Пери"/"Das Paradies und Peri" Р.Шумана. Преподавал в 4-й петроградской школе музыкального просвещения. Одним из первых в России начал записываться на грампластинки (28 произведений) в Санкт-Петербурге ("Э.Берлинерс Граммофон", 1899, 1901; "Граммофон", 1901; "Зонофон", 1903; "В.И.Ребиков", 1903, 1904). Умер в Петрограде в 1919 году.
Литература: К.Т.Серебряков // Наше время, 1893. № 7; К.Т.Серебряков // Ежегодник императорских театров: Сезон 1911. Выпуск 7. Страницы 130—131; Хроника: 25-летний юбилей сценической деятельности К.Т.Серебрякова // Театр и искусство. 1911. № 49. Страница 948; Свириденко С. Русская опера в Мариинском театре за 25 лет // РМГ. 1912. № 5. Столбцы 95—96; К.Т.Серебряков. (Некролог) // Бирюч Петроградских театров. 1919. № 17—18. Страница 319; Старк Э. (Зигфрид). Санкт-Петербургская опера и её мастера: 1890—1910. — Ленинград; Москва, 1940. Страницы 122—124.
[504x700]
1853
Александр Васильевич Круглов
русский писатель, журналист. Родился в Великом Устюге. Его отец происходил из духовного сословия, дослужился до чина коллежского асессора и к моменту появления на свет сына занимал должность штатного смотрителя Великоустюгского народного училища. В Устюге пользовался всеобщим уважением и за свои недюжинные, на взгляд провинциальных обывателей, познания получил прозвище «ученого». Мать будущего писателя была дочерью вологодского помещика А.Н.Горновского. Ребенку не исполнилось и полугода, как скоропостижно скончался ее супруг, и она в состоянии сильнейшего душевного потрясения была вынуждена вернуться под родительский кров. От матери и от старшей сестры мальчик перенял духовный настрой, который точнее всего может быть определен как набожность. Няня чаровала его воображение сказочными историями. Существовала в семье и традиция вечернего чтения вслух. Особенно сильно взволновали юного Александра романы «Юрий Милославский» М.Загоскина и «Таинственный монах» Р.Зотова. Под впечатлением от услышанного он попеременно играл то в христианского подвижника, то в героев полюбившихся литературных произведений и страстно предавался сочинительству, удивляя домашних буйством своей фантазии. Потом были Вологодское уездное училище и гимназия, запойное чтение, сближение с кружком «мыслящих реалистов» – почитателей Писарева, увлечение идеями народнического толка, общение со ссыльными народниками Н.В.Шелгуновым и П.Л.Лавровым, участие в «подпольном» рукописном журнале «Тесный кружок» («Наша мысль») и – исключение из гимназии за дерзкую выходку, что закрыло юноше путь в университет. Нужно было как-то устраиваться в жизни, расставшись с мечтами о студенческой скамье. Круглов окончил педагогические курсы, это дало ему возможность попробовать себя в роли учителя. Первая публикация Круглова – корреспонденция о вологодских педагогических курсах и ремесленном училище – появилась в московской еженедельной газете «Русская летопись». В январе 1871 года знаменитый Санкт-Петербургский журнал «Искра» опубликовал его сатирический рассказ «Роковое слово». Летом следующего года издаваемая в Санкт-Петербурге газета «Неделя» напечатала очерк Круглова о вологодских кружевницах и рассказ «Загубленная жизнь». За очерк он получил свой первый гонорар. Мечта о литературном поприще начала обретать реальную основу. Юноша решил попытать счастья в Северной Пальмире. Устроиться в огромном незнакомом городе ему удалось лишь со второй попытки. Потерпев первый раз неудачу, он вернулся в Вологду и выслушал отповедь-напутствие знакомого революционера-народника, «честного безумца» Н.Ф.Лермонтова: «Хорошо, если урок пойдет вам на пользу… Мужайтесь, друг мой! Не будьте Кирсановым!.. Закалите себя… иначе нельзя: крепостного права нет… Нельзя теперь сидеть в усадьбе и писать элегии, кушать готовый хлеб… Надо выбиваться, а то дарование свое загубите…». Лермонтов и Круглов во взглядах на средства преобразования общества резко расходились. Но молодых людей роднило искреннее желание служить народному благу. Поэтому Лермонтов, сохраняя верность своей однажды избранной жизненной программе, признал право Круглова идти другой дорогой. Собираясь с силами для очередной поездки в столицу, А.Круглов продолжал писать, и вскоре в народническом журнале «Дело» были впервые напечатаны его стихи. Событие для молодого автора знаменательное, поскольку он всегда считал себя по преимуществу поэтом. В газете «Гражданин», которая также выходила в Санкт-Петербурге, появилась его статья о состоянии образования и земского здравоохранения в Вологде и Вологодском уезде. Статья вызвала волну негодования. Понадобилось даже заступничество влиятельных людей, чтобы новоявленный «обличитель» мог избежать административной расправы. Круглов жил ожиданием перемен, много читал, давал уроки ради заработка, интересовался постановкой школьного дела. По чьему-то ходатайству он был принят сверхштатным чиновником особых поручений в Вологодскую казенную палату. Но служба его не прельщала, он все больше и больше осознавал себя литератором по призванию и в 1873 году вновь отправился в Санкт-Петербург. На этот раз удача сопутствовала ему… На первых порах жизни в столице Круглов публиковал произведения небольшого объема – очерки, рассказы, стихи. Но ему хотелось заявить о себе и как о создателе широкого художественного полотна. Он решился на смелый шаг и обратился к Ф.М.Достоевскому с просьбой прочитать написанный им в Вологде роман «На новый путь». Обожаемый Кругловым писатель рукопись прочитал и устроил начинающему романисту разнос за стремление описывать сложные человеческие взаимоотношения при отсутствии житейского опыта и духовной зрелости, посоветовал ограничиться пока более скромными литературными формами, отложив крупномасштабные замыслы на будущее. Автор «Преступления и наказания» сумел, однако, повернуть дело так, что молодой сочинитель не почувствовал себя уничтоженным, а проникся сознанием необходимости дальнейшего совершенствования. От Достоевского же Круглов получил и важное напутствие: «Бойтесь партий. Россия – вот кому обязан служить писатель и больше никому. Русское народное дело – вот наша цель. Русский писатель должен быть верующим, ибо только Христос – истинный путь. Все должны быть нравственны, а писатель наипаче.А что такое нравственность? Где мерило? Опять-таки – один Христос. Его Евангелие». Сказанное Достоевским было заложено в душе Круглова ранее, однако эти слова способствовали тому, что полуосознанные предпочтения и устремления отстоялись в твердые убеждения. Как ни странно покажется на первый взгляд, но влияние на Круглова Лермонтова и Достоевского, деятелей совершенно разного типа, было в определенном смысле однонаправленным. Они учили юношу верности идеалам, независимости, жизненной стойкости, самоотверженности. Что удалось свершить на протяжении почти полувековой работы в литературе Круглову? Себя как писателя он был склонен причислять к «малым чинам». Писателем первого ряда, равновеликим выдающимся современникам Ф.М.Достоевскому, Л.Н.Толстому, А.П.Чехову, он не был. На роль властителя дум и сердец – не претендовал, прекрасно осознавая меру отпущенного ему таланта. Хотя, конечно, свидетельства живого интереса к написанному им были Круглову небезразличны. В.А.Гиляровский назвал его честным литератором, который всегда с достоинством держит перо в руках. Сам Круглов выразил свое творческое кредо так:
Я не пророк, я не боец,
Я не учитель миpa:
Я - Божьей милостью – певец,
Мое оружье - лира.
Я волю Господа творю:
Союза избегая с ложью,
Я сердцу песней говорю,
Бужу в нем искру Божью.
Упоминание об «искре Божьей» здесь не просто поэтическая фигура. Главным средством достижения прогресса Круглов считал кропотливую культурно-просветительскую работу, в результате которой тьма невежества и социальных предрассудков будет постепенно рассеиваться и русский народ сможет обрести лучшую участь. Сама же эта работа, по его глубокому убеждению, должна основываться на христианских ценностях. В несуетной, твердой, деятельной вере писатель видел залог духовного благополучия. В полном соответствии со своими убеждениями самыми несчастными, заслуживающими сочувствия людьми он считал тех, «Кто, пред Божьим милосердьем Головы не преклоняя, Из житейской грешной битвы Уходил в мир тьмы и тленья, Не шепча святой молитвы И не веря в воскресенье». Неверно, однако, было бы полагать, что в творчестве писателя безраздельно господствовала религиозная тематика. Он писал о многом и разном: о быте, о «проклятых» вопросах русской деревни и о жаждущей принести пользу своему народу интеллигенции, об обитателях городского «дна», о коми-зырянах, населяющих северо-восток Вологодской губернии, о природе родного края, о светочах земли русской и о патриотизме как необходимом условии «самостоянья человека». Проблематика его книг отчетливо отразилась в их заглавиях: «Живые души», «Любовь и истина», «Господа крестьяне», «Потревоженные», «Лесные люди», «Под колесом жизни», «Мудрые и неразумные», «В чем счастье?», «Запросы духа». Есть у Круглова и произведения сатирического характера. Есть стихи, рассказы и очерки, в которых сильна задушевно-лирическая окраска. Однако оценка изображаемых явлений у него всегда, о чем бы он ни писал, поверяется христианским мировоззрением, даже если о религии как таковой речи не идет. Особую важность Круглов придавал повседневному поведению человека, его способности сообщать христианской нравственности деятельный характер в любых, даже самых заурядных ситуациях. Такую способность он обнаруживал, например, у Достоевского. Однажды Круглов оказался свидетелем того, как знаменитый писатель отдал свои калоши встреченному на улице нищему. Сделал это Достоевский просто и естественно, без аффектации и самолюбования, как нечто действительно необходимое по неписаному закону человеколюбия. Подобного рода поступки широко использовались Кругловым для создания нравственно значимых ситуаций в произведениях для детей. Эти произведения составляют особую часть наследия писателя. Педагогикой Круглов заинтересовался еще в юности. С годами этот интерес возрастал. Он писал для педагогических журналов очерки и статьи, но как беллетрист нередко прибегал к художественным средствам воздействия на умы и сердца «маленького народа». Его многочисленные книги, адресованные детям, имели читательский успех, некоторые их них неоднократно переиздавались, а повести «Из золотого детства» и «Большак» были переведены на французский язык. Александр Васильевич Круглов умер 22 октября 1915 года, его могила находится в городе Сергиев Посад. Во время похорон писателя поэтесса А.Шафранова прочитала посвященные ему стихи, в которых были слова: «Огнем неугасной у Бога лампады теперь его сердце горит!». Для людей сердце писателя горит в его произведениях. Обращение к ним дает повод помянуть добрым словом автора. Публикуясь в журналах и газетах, А.В. Круглов пользовался многими псевдонимами. Среди них были и такие: Веселый Устюжанин, Веселый Вологжанин, Скучающий Вологжанин, Вологодский, Устюженский, Грязовцев. Так писатель напоминал публике – и самому себе, конечно, тоже – о своей связи с родным Вологодским краем, любовь к которому в его душе не угасала никогда.
1854
Лола Киршнер (немецкое имя — Aloisia "Lola" Kirschner)
немецкая романистка, известная под псевдонимом Ossip Schübin. Родилась в Праге, Королевство Богемия, Земли Чешской короны, Австрийская империя, Германский союз. Киршнер много путешествовала; её романы — «Ehre», «Gloria victis», «Unter uns», «Boris Lensky», «Finis Poloniae» и многие другие — рисуют жизнь различных стран и отличаются стремлением к реализму.
С конца 1880-х стали появляться, преимущественно в иллюстрированных журналах, русские переводы произведений Лолы Киршнер. Умерла в замке Косатек, Кошатки, Млада-Болеслав, Чехия, 10 февраля 1934 года. Литература: Киршнер, Лола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1855
Сергей Васильевич Киндяков
русский общественный деятель и политик, член III Государственной думы от Саратовской губернии. Из потомственных дворян Саратовской губернии. Землевладелец Петровского уезда (1800 десятин). Окончил Лицей в память цесаревича Николая (1874) и физико-математический факультет Московского университета со степенью кандидата математических наук. По окончании университета поселился в родовом имении и посвятил себя общественной деятельности. Избирался гласным Петровского уездного и Саратовского губернского земских собраний, председателем уездной земской управы (1905—1906) и членом губернской земской управы, а также почётным мировым судьей по Петровскому уезду. Кроме того, состоял непременным членом саратовского отделения Крестьянского поземельного банка. Был членом «Союза русского народа» и «Русского собрания» (до 1912). Участвовал в съездах Объединенного дворянства. 15 сентября 1910 года был избран членом Государственной думы от Саратовской губернии на место сложившего полномочия К. Н.Гримма. Входил во фракцию правых. Состоял секретарем редакционной комиссии, а также членом финансовой и сельскохозяйственной комиссий. Публиковался в близкой к фракции правых газете «Земщина». Умер в своем родовом имении 20 июля 1916 года. Был похоронен в семейном склепе.
Источники: Адрес-календари и памятные книжки Саратовской губернии на 1900—1916 годы. — Саратов, 1900—1916; Новое Время, № 14509. — 10 августа 1916 г. — Страница 1; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008.

1855
Фриц Штайнбах (немецкое имя — Fritz Steinbach)
немецкий дирижёр. Родился в Грюнсфельде. Учился в Лейпцигской консерватории, затем в Венской музыкальной академии у Антона Доора (фортепиано) и Мартина Густава Ноттебома (теория и контрапункт). С 1879 г. второй капельмейстер в Майнце. В 1886—1903 гг. главный дирижёр Майнингенского придворного оркестра; на этом посту активно пропагандировал музыку Иоганнеса Брамса, осуществил ряд масштабных постановок: «Торжественной мессы» Бетховена (1893, с хором из 320 певцов, собранным из пяти городов), его же оперы «Фиделио» (1891), оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» (1897); много гастролировал с оркестром, провёл 297 концертов в 85 городах Европы. В 1903—1914 гг. Штайнбах был генеральмузикдиректором в Кёльне, возглавляя Гюрцених-оркестр; среди значительных событий этого периода деятельности Штайнбаха нужно назвать проведённый им Второй Брамсовский фестиваль (Висбаден, 1912), в ходе которого Гюрцених-оркестр под управлением Штайнбаха исполнил все четыре симфонии Брамса. Штайнбах также преподавал в Кёльнской консерватории, где его учениками были Адольф и Фриц Буши, Аллард де Риддер, Ильзе Фромм-Михаэльс и др. Штайнбаху посвящены Вариации и фуга на тему Хиллера Макса Регера (1907). Умер в Мюнхене 13 августа 1916 года.
1856
Ханс Эйнер (эстонское имя — Hans Einer)
эстонский педагог, автор школьных учебников, выдающийся деятель в области культуры и общественной жизни. Ханс Эйнер родился на хуторе Кингу волости Уникюла в кихельконде Сангасте. Уже в 7 лет он читал и начал учиться в волостной школе Уникюла, а затем в Сангасте. Юноша отлично окончил школу, но из-за ранней смерти родителей не мог учиться дальше. Его поддержал владелец мызы Уникюла Балтазар фон Кампенхаузен, благодаря финансовой поддержке которого (120 рублей в год) Ханс смог продолжить учёбу в Валгаской семинарии Яниса Цимзе. Он поступил туда в 1874 году и окончил в 1878 году, успешно сдав экзамены.
Педагогическая деятельность
После окончания семинарии Ханс Эйнер начал работать школьным учителем в кихельконде Тори. В 1880 году 24-летний молодой человек был назначен руководителем Валгаской городской школы при церкви Святого Петра. Это была первая в истории города школа, в которой обучали на эстонском языке. Вскоре в честь руководителя её стали называть школой Эйнера. Школа просуществовала 37 лет, пока в 1917 году не была закрыта в связи с экономическими трудностями. Более 3000 молодых эстонцев получили в ней начальное образование. На протяжении многих лет Х.Эйнер работал учителем в семинарии Цимзе, Валгаской городской школе, Валгаской женской гимназии, Валгаской реальной школе и Валгаской железнодорожной начальной школе.

Краткий курс эстонского языка для народных школ, Ханс Эйнер, Тарту, 1885
Творчество
Работая в школе, Эйнер обратился к писательскому труду. Он был корреспондентом в нескольких газетах и автором школьных учебников. В 1885 году был опубликован его самый значительный труд «Краткий курс эстонского языка для народных школ». Книга дважды переиздавалась. Большой успех имели также учебники «Эстонский язык для начальной школы» и «Эстонский язык в школе». Обе книги переиздавались 8 раз и использовались в школах более полувека. Эйнер внёс значительный вклад в развитие эстонского языка и грамматики. Кроме того, он занимался переводом и с увлечением собирал произведения фольклора.
Участие в культурной и общественной жизни
Ханс Эйнер активно участвовал в культурной и общественной жизни Валга. Под его руководством в 1881 году в Валга была осуществлена первая постановка на эстонском языке (Йоханн Кантсвей «Михкель и Лиза …»). В этом же году (1881) Ханс Эйнер основал первый в городе эстонский хор. В 1891 году Ханс Эйнер был избран председателем первого в Валга Эстонского общества трезвости. В 1902 году Ханса Эйнера выбрали членом совета старейшин общества «Сяде». В 1903 году Ханс Эйнер был избран одним из трёх директоров кредитно-сберегательного учреждения «Сяде» (вместе с Й. Мяртсоном и Т.Грюнбергом). В 1907 году Ханса Эйнера избрали членом совета представителей Эстонского литературного общества. В 1917 году Ханс Эйнер некоторое время был мэром города Валга. В 1925 году в уезде Валгамаа был организован первый певческий праздник. Большая заслуга в этом принадлежит Хансу Эйнеру. Ханс Эйнер умер 23 февраля 1927 года и похоронен на кладбище в Валке. Семья: Супругой Ханса Эйнера была Марие Когер, дочь Яака Когера, владельца мызы Сеели. У них родилось 8 детей, трое из которых умерли в младенчестве и один в подростковом возрасте. Луке.
1856
Константин Теодор Думба (немецкое имя — Konstantin Theodor von Dumba)
австро-венгерский дипломат, граф. Был лишен дипломатического статуса в США в связи с обвинениями в шпионаже. Родился в Вене, сын Николауса Думбы (1830—1900), богатого австрийского предпринимателя греческого происхождения. Сотрудник австро-венгерской дипломатической службы с 1879 года. Служил в австро-венгерском посольстве в Лондоне в 1881—1886 годах, затем в Санкт-Петербурге, Риме, Бухаресте и Париже. С 1903 по 1905 — посол в Сербии. В 1909—1912 посол в Швеции. В 1913—1915 годах — посол в США. Один из немногих австро-венгерских послов, не принадлежавших к австрийской аристократии. В начале сентября 1915 американские СМИ сообщили, что Думба вовлечен в скандал, связанный с попытками саботажа в американской промышленности. 9 сентября 1915 года государственный секретарь США Роберт Лансинг объявил, что деятельность Думбы не совместима с дипломатическим статусом и попросил австро-венгерское правительство отозвать своего посла. Лансинг обвинил посла в шпионаже и провоцировании забастовок на американских заводах, производящих боеприпасы. 27 сентября австро-венгерское правительство согласилось отозвать посла. 5 октября доктору Думбе было предоставлено право беспрепятственно пересечь блокаду портов Центральных держав, установленную Антантой, и возвратиться в Вену. После отъезда Думбы австро-венгерское посольство возглавил поверенный в делах — барон Эрих Цвидинек фон Зюденхорст. В ноябре 1916 послом Австро-Венгрии в США был назначен граф Адам Тарновский фон Тарнов, но в связи с войной он не представил верительные грамоты главе принимающего государства — президенту Вильсону. Таким образом, Думба стал последним официальным послом Австро-Венгрии в Соединенных Штатах. По возвращении в Вену доктор Думба удалился с дипломатической службы. В мае 1917 года он стал членом верхней палаты парламента Цислейтании (Herrenhaus). В конце жизни известен как пацифист, написал несколько книг, включая мемуары (1932). Оправдывал свои действия во время Первой мировой войны. Граф фон Думба умер в Штайндорф-ам-Оссиахер-Зее 6 января 1947.
1856
Франц Алексеевич Рубо (немецкое имя — Franz Roubaud)
российско-немецкий художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. Франц Рубо родился в Одессе, в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. В 1865—1877 годах учился в Одесской рисовальной школе, а в 1878—1883 — в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трёхмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.
Ранние работы
В 1892 году представляет картины (такие как «Живой мост») из серии «Русско-персидская война».
Штурм аула Ахульго — Франц Рубо.
Штурм Ахульго
По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году (в настоящее время сохранились лишь отдельные её фрагменты, находящиеся ныне в Дагестанском государственном музее искусств в Махачкале). Там же находится полотно «Штурм аула Салты».
Франц Алексеевич Рубо, полотно на панораме «Оборона Севастополя (1854–1855)»
Оборона Севастополя
В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама «Оборона Севастополя», открытая в 1905 году в Севастополе в возведённом для неё здании.

Франц Алексеевич Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Бородинская битва
К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф. Рубо написал панораму «Бородинская битва», изображающую Бородинское сражение. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
Работа в России
С 1903 года Рубо профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М.Б.Греков). Среди характерных батальных полотен Рубо — «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» (1907) и «Бородинский бой» (1913; обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург).
Германия
В 1912 году Рубо окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении. Франц Рубо скончался в Мюнхене 13 марта 1928 года.
Семья: Внучка художника — Сильвия Рубо, родилась в Мюнхене в 1941 году. Она окончила Мюнхенскую академию художеств — ту же где учился Франц Рубо. Сильвия Рубо — художник-абстракционист. В 2010 году, к юбилею севастопольской Панорамы художница написала предисловие к каталогу «Фрагменты живописного полотна Панорамы Ф.А.Рубо „Штурм 6 июня 1855 года“» и подарила музею две фотографии из семейного архива.
Литература: Дагирова Д.А. Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо. — Махачкала, 2012. — 120 страниц. — 500 экземпляров. — ISBN 9785914710801.