• Авторизация


17 июня родились... 17-06-2025 04:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


madre-paula-de-odivelas-okokok (700x531, 241Kb)
1701
Паула де Одивелаш (португальское имя — Madre Paula de Odivelas; имя при рождении — Паула Тереза да Силва-и-Алмейда, Paula Teresa da Silva e Almeida)
португальская монахиня цистерцианской обители Святого Дионисия в городе Одивелаш, наиболее известная из фавориток (с 1719 года) португальского короля Жуана V. Самая продолжительная привязанность монарха, родившая от него сына — Жозе Браганса (1720—1800), ставшего с 1758 года Великим инквизитором Португалии. Родилась в Лиссабоне, дата рождения подтверждается данными метрических книг прихода Святого Юста (португальское название — Santa Justa), где крестили девочку, в семье буржуа. Её дед по отцу Жуан Паулу Брут — бывший гвардеец императора Карла V немецкого происхождения, поселился в Лиссабоне после окончания службы и занялся ремеслом ювелира. От брака с Леонор Алмейда (дочерью неаполитанского матроса) родился Адриау Паулу де Алмейда, который продолжил ремесло отца. У Адриау Паулу и его супруги Жозефы да Силва-и-Соуза было три дочери: Мария Микаэлла, Паула Тереза и Леокадия Фелиция. Согласно записям монастыря Святого Дионисия старшая сестра Мария Микаэлла стала послушницей 15 августа 1704 года, а уже 4 октября того же года приняла монашеский постриг и оставалась в монастыре до самой своей кончины (4 июля 1768 года), Паула Тереза вскоре последовала примеру старшей сестры, приняв 31 января 1717 года послушничество, а 22 февраля 1718 года монашеский сан с именем сестры Паулы. Решение посвятить дочерей религиозной жизни, кажется, было принято отцом с самого раннего возраста, так как, несмотря на почетную профессию ювелира, его скудное состояние не позволяло обеспечить им достойное приданое для замужества. Только младшая из сестер — Леокадия Фелиция, которая также была отдана в монастырь, сумела покинуть его, благодаря обручению с дворянином Жозе де Гамбоа.
OdivelasMosteiro (700x525, 410Kb)
Монастырь Сан-Диниш в Одивелаше.
Монастырь Святого Дионисия, основанный королём Динишем I, в котором покоился прах этого знаменитого монарха, был излюбленным местом паломничества португальской титулованной знати, в том числе представителей королевского дома. Благодаря этому юная монахиня имела неоднократную возможность видеть короля. Памятное знакомство короля и Паулы Терезы, ставшее началом дальнейших продолжительных отношений, произошло, по мнению большинства историков, 23 октября 1719 года, в этот день в монастыре был большой праздник, сопровождавшийся проведением корриды, в честь замужества дочери графа Сантьяго. Отношения развивались стремительно и 8 сентября 1720 года в Лиссабоне сестра Паула разрешилась от бремени королевским отпрыском получившим имя Жозе. Нужно отметить, что сестра Паула и ранее не проявляла большой религиозности и к моменту встречи с королём уже была любовницей другого члена королевской фамилии — Франсишку Португальского (1679-1749), 8-го графа Вимиозу, 2-го маркиза Валенца, потомка внебрачного сына короля Жуана I. Франсишку, решивший похвастать перед монархом красотой своей возлюбленной, представил её королю, после чего был вынужден уступить её своему сюзерену. Молодая и красивая монахиня сумела извлечь все возможные выгоды из сложившегося положения, став любовницей короля она получила должность матери-настоятельницы своего монастыря, а также до самой смерти монарха пользовалась его необыкновенной щедростью по отношению к себе и своей семье. В 1722 году её отец был произведен в рыцари и получил право на государственную пенсию. Богатство самой матери настоятельницы вошло в поговорку и вызывало изумление у современников. В 1728 году мать Паула получила право на огромную королевскую пенсию для себя и всех своих наследников в размере 210 мильрейсов (210 000 реалов) ежегодно, а также единовременную выплату в размере 1288 мильрейсов (1 млн. 288 000 реалов) для себя и двух своих сестер. В пределах монастыря для фаворитки по приказу Жуана V был выстроен дом, согласно свидетельству современника: «дом, внутренне убранство которого достойно великолепия золота короля». Это здание, в котором находились комнаты самой настоятельницы и её сестры Марии Микаэллы, получившее в народе название «Башня матери Паулы» (порт. Torre da Madre Paula) поражало посетителей стоимостью обстановки: позолоченные стены и потолки, серебряная ванна, золотые зеркала, кровать чистого золота и т. п. должны были подчеркнуть стоимость королевской привязанности к своей возлюбленной. Башня Паулы была снесена в 1948 году с связи с угрозой обрушения при реконструкции монастыря. После смерти короля Жуана в 1750 году мать Паула не покидала стен монастыря и вела крайне уединенную жизнь соблюдая все положенные религиозные обязанности, продолжая, однако жить в роскошных апартаментах, построенных для неё возлюбленным. Умерла в 1768 году.

John_Wesley_by_William_Hamilton (567x700, 279Kb)
1703
Джон Уэсли (John Wesley)
английский протестантский проповедник и основатель (совместно с Джорджем Уайтфилдом (1714—1770)) методизма. Он вошёл в историю Церкви как классик и вдохновитель ривайвелизма — реформации жизни, а не учения, так как его деятельность была направлена на поднятие духовного и морального уровня церкви, а не на перестройку богословского учения. Родился в Эпуэрте (графство Линкольншир), в семье нонформистов, но позже их отец стал служителем в официальной англиканской церкви в Линкольншире. Их семья славилась образованностью и одарённостью, отец и мать отличались глубоким благочестием и духовностью. В семье Уэсли было девятнадцать детей. Джон Уэсли был пятнадцатым, а его брат, Чарльз, — восемнадцатым ребёнком в семье. Когда Джону было всего пять лет, их дом загорелся, и он оказался в ловушке, но в последнюю минуту его всё же удалось вытащить из окна второго этажа. За это мать часто называла его «головнёй, вытащенной из огня (Зах.3,2) и сохранённой для особого предназначения». Джон был небольшого роста — 152 см. Что касается духовной деятельности Джона, то она началась с Оксфорда, который он закончил получив степень магистра. Кроме того, Уэсли изучал, по крайней мере, семь языков и прочитывал примерно сто книг каждый год. В 1728 году его рукоположили в священники. Спустя некоторое время после учёбы Уэсли вернулся в Оксфорд как преподаватель. Вместе с несколькими студентами организовал клуб, занимавшийся изучением Библии и молитвой. Их в насмешку стали называть вначале «святым клубом», а потом «методистами» за регулярность чтения Библии и последовательность в оказании помощи в тюрьмах и сиротских домах. В 1735 в клуб вступил Джордж Уайтфильд (1714—1770). В 1735 г. братья Уэсли отправились миссионерами в Америку, в штат Джорджию но, несмотря на неутомимый педантичный труд, их служение оказалось безуспешным, и в 1738 г. они вернулись домой. Во время путешествия в Америку Джон познакомился с моравскими братьями, один из которых задал ему, как тогда казалось, унизительный вопрос: «Знаешь ли ты Иисуса Христа?». «Я священник, — ответил Уэсли, — и хорошо знаю, что Он — Спаситель мира». «Да, — продолжал брат, — но знаешь ли ты, что Он спас также и тебя?». Вернувшись в Лондон, братья стали посещать собрания, организованные одним из моравских братьев, и там Джон пережил истинное обращение. В своём дневнике 24 мая 1738 г. он записал: «Вечером я с большой неохотой отправился в дом на улице Олдрсгейт, где кто-то читал предисловие Лютера к „Посланию к Римлянам“. Приблизительно без четверти девять, когда он читал об изменениях, которые производит Бог в сердце через веру в Иисуса Христа, я почувствовал, что верю в Христа, только в Христа, ради своего спасения». Чарльз пережил такое же обращение несколькими днями раньше. После этого Джон ездил в Гернгутерн к Цинцендорфу и, вернувшись в 1739 г. принял приглашение Джорджа Уайтфильда, который также пережил личное обращение, проповедовать в Бристоле шахтёрам прямо в поле. Так началось проповедническое служение Джона Уэсли. На основании некоторых данных можно предположить, что Уэсли был первым или, по крайней мере, в числе первых, кто начал проповедовать на открытом воздухе. Он проехал в седле четыреста тысяч километров (за это его называли «всадником Бога»), что равняется десяти кругосветным путешествиям. Он произнёс более сорока двух тысяч проповедей и написал около двухсот книг. «Часто его проповеди под открытым небом слушало более десяти тысяч человек. Ему часто приходилось проповедовать три раза в день, несмотря на погодные условия. Когда ему было семьдесят лет, он написал в дневнике, что его здоровье лучше, чем когда ему было сорок лет. Он приписал улучшение здоровья подъёмом в четыре часа утра, проповеди в пять часов («наилучшее упражнение»), 4500-мильным ежегодным путешествиям. Наряду с другими путешествиями Уэсли посетил сорок два раза Ирландию и двадцать два раза Шотландию. Согласно теологу Стивену Симандсу, за жизнь Уэсли произнёс примерно 40 000 проповедей, проехал 362 000 километров и обратил в христианство более 144 000 человек. Семейная жизнь Уэсли была довольно печальной и не слишком долгой: «10 февраля 1751 г. Уэсли, которому теперь было уже далеко за 40, упал с Лондонского моста в покрытую льдом реку. Его выловили и принесли в дом медсестры Мэри Вазелль. На этот раз он не колебался (все предыдущие его романы заканчивались неудачей, так как он был человеком нерешительным и не мог осмелиться сделать предложение). Они поженились в течение одной недели. Но этот брак закончился катастрофой. Друг Уэсли, Джон Хэмпсон, так вспоминал об этом: «Однажды я пришёл к брату Уэсли и обнаружил, что миссис Уэсли кипит от ярости. Её муж лежит на полу, а она таскала его за волосы. В её руке остался целый клок его волос, выдранных с корнем. Мне казалось, что я могу вышибить из неё дух». Они прожили вместе совсем недолго, и в 1771 г. в дневнике Уэсли появились такие строки: «Я приехал в Лондон, и мне сказали, что моя жена в понедельник умерла. Её похоронили сегодня вечером, но мне об этом не сообщили…». Джон Уэсли умер 2 марта 1791 года. Перед смертью он вдруг приподнялся на постели, окинув взглядом скорбящих родственников и друзей и сказал: «Как же хорошо, что с нами Бог!» Поскольку целью методизма было — оживить церковь, а не реформировать её учение, то методисты не сильно отличались от англиканской церкви (они не хотели официально отделяться), то есть многое у них было заимствовано из государственной церкви. Также, в общении допускалось проповедничество женщин. «Каждый методист был членом поместной общины.
[576x698]
Общины далее разделялись на группы, дабы лидеры имели возможность беседовать с людьми об их духовности и поведении. Другие особые группы были созданы для того, чтобы оказывать помощь членам, которые желали окрепнуть духовно или обрести более полную победу. Члены этих групп были подотчётны друг другу, а также наставляли друг друга, чего нельзя было достичь используя другие средства». Также, одной из направленностей методизма была социальная работа. Члены общества посещали тюрьмы, больных и помогали бедным. Помимо всего прочего методизм вёл энергичную борьбу за прекращение рабства и торговли неграми. Представления Уэсли во многом сохранили тенденции, воспринятые им из англиканства. Основной акцент делается на личном достижении духовной чистоты. В контесте богословских размышлений Уэсли в методизме была своеобразно сформирована концепция освящения (Sanctification), получившая дальнейшее развитие в методизме и веслианской церкви. Не отождествляя освящение с полной безгрешностью, Уэсли говорил о возможности достичь «совершенства в любви». Утверждая, что спасение приходит прежде всего через веру, Уэсли говорил о необходимости добрых дел. Человек, достигший высшей степени освящения, уже не совершает намеренных грехов. В 1770-е годы предметом изучения Уэсли становится Восточное Православие. В частности, учение о теозисе (обожении), повлиявшее на доктрину освящения. Джон Уэсли был убеждённым противником идеи предопределения, развиваемой на базе учения Жана Кальвина и придерживался арминианства. Согласно последнему: вера и неверие есть предметы выбора совести, спасение принадлежит всему человечеству, человек может воспротивиться благодати или утратить её. Также как и многие классики Реформации до него, Джон Уэсли придерживался доктрины т. н. приснодевства. Марии, Матери Иисуса Христа. Согласно этому учению, Мария осталась Девой в течение всей свой жизни. Литература: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. Заочный Библейский институт ФСЕБ. Издательство: ФСЕХБ. Москва и миссия «Восток-Запад», 1993; Кернс, Эрл. Дорогами христианства: история церкви. Москва; Морган, Роберт. «Связь времён. Живые судьбы»: 10 февраля. Три нянечки Уэсли. Шандал, 2001; Норт, Джеймс. «История церкви». От дня пятидесятницы до нашего времени. Москва: Мирт, 2001; Петерсен, Уильям Дж. «25 удивительных браков: Истории из жизни известных христиан». Санкт-Петербург: Мирт, 2002; Санников, С.В. «Двадцать веков христианства»; в 2-х томах: Том 2. Второе тысячелетие. Одесса: Санкт-Петербург, 2001; Уэсли, Джон. Избранные проповеди. Киев: Киевский Библейский колледж им. Джона Уэсли, 2000; Большой энциклопедический словарь: В 2-х томах (Главный редактор А.М.Прохоров.- Москва: Советская энциклопедия, 1991. Том 1.- 1991; «Хлеб наш насущный: ежедневное христианское чтение», Библейский радиокласс, 2001; Христианство: Энциклопедический Словарь: в 3 томах. Главный редактор С.С.Аверинцев. Москва: Научное издание «Большая Российская Энциклопедия», 1995.

[628x699]
1714
Цезарь Франсуа Кассини (французское имя — César-François Cassini)
французский астроном и геодезист. Его отец и дед были астрономами. Не удивительно, что и Цезарь пошел по их стопам. Он сменил своего отца на посту директора Парижской обсерватории, но особых успехов как астроном не достиг. Этот пост занимали все его предки и потомки с момента основания Парижской обсерватории до времен Великой революции, на протяжении 124 лет. В 1745 году описал разновидность картографической проекции, названную в его честь «проекция Кассини». Делом его жизни стало составление первой полной топографической карты Франции. К этой работе он приступил в 1747 году. Это была очень масштабная задача — создать большую карту Франции в масштабе 1:86 400. Она была напечатана уже после смерти Кассини и до сих пор известна под его именем. Это была первая подробная топографическая карта не только для Франции, но и во всем мире. Работа Кассини послужила образцом для подобного рода работ везде в Европе. Изменение самой местности, а также улучшение способов съемки и гравировки карт заставили в 1817 году предпринять новую сплошную съемку страны. Она послужила основанием для подробной топографической карты в масштабе 1:80 000. Умер в Париже 4 сентября 1784 года. Его карта до сих пор является основанием всей картографии Франции. Литература: Кассини, астрономы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[657x700]
1718
Джордж Говард (Sir George Howard)
британский военный деятель, политик, фельдмаршал (12 октября 1793 года). Сын генерал-лейтенанта Томаса Говарда и Мэри Говард (в девичестве — Мортон), дочери епископа Мита (Meath) Уильяма Мортона. Участвовал в Войне за независимость США и до того как получить чин фельдмаршала, командовал различными полками, включая 3-й пехотный полк (3rd Regiment of Foot), 1-й гвардейский драгунский Короля (1st (The King’s) Dragoon Guards) и 7-й Собственный Королевы драгунский полк (7th (The Queen’s Own) Regiment of Dragoons) Входил в Тайный совет Великобритании. Заседал в Палате общин Британского парламента от городка Лоствитил (Lostwithiel) с 1761 по 1766 годы и от Стамфорда (Stamford) с 1768 года и до самой смерти в Лондоне 16 июля 1796 года Губернатор Минорки в 1766—1768 годах. Состоял губернатором Royal Hospital in Chelsea с 1768 по 1795 годы. Фельдмаршал был женат дважды: Первая жена — Люси Уэнтуорт (Wentworth) — дочь сэра Уильяма Уэнтуорта и Изабеллы Эпсли, вторая (свадьба состоялась 21 мая 1771) — Элизабет Бэкфорд, дочь Питера Бэкфорда, спикера Палаты собраний острова Ямайка).

[619x700]
1723
Иоганн Баптист Вендлинг (немецкое имя — Johann Baptist Wendling; французское имя — Jean-Baptiste Wendling)
немецкий флейтист и композитор. Муж певицы Доротеи Вендлинг Родился в Раппольтсвайлере (департамент Верхний Рейн, Эльзас). С 1747 по 1750 год служил флейтистом при дворе в Цвайбрюккене, где преподавал флейту герцогу Кристиану IV. В 1749 году Вендлинг дал сольный концерт в Берлине для короля Пруссии Фридриха II Великого, который высоко оценил его игру. С 1751 (или с 1752) года Вендлинг — флейтист придворного оркестра в Мангейме. Здесь он познакомился с Моцартом. Они стали хорошими друзьями. Игра Вендлинга побудила Моцарта сочинять для флейты. Именно Вендлинг, который часто гастролировал по Европе, в 1778 году нашёл для Моцарта заказ голландского врача и любителя-флейтиста Фердинанда Дежана (1731—1797) на написание концертов и квартетов для флейты. Возможно, эти произведения были созданы в расчете на их исполнение Вендлингом. Для жены Вендлинга была написана партия Илии в опере Моцарта «Идоменей, царь Критский», включая арию «Se il padre perdei» с развёрнутым аккомпанементом флейты и других деревянных духовых. С 1778 года Вендлинг служил в придворном оркестре в Мюнхене. В то же время был преемником Кванца при дворе Фридриха II. Кристиан Фридрих Даниель Шубарт в трактате «Эстетика музыкального искусство» высоко оценивал звук Вендлинга и выразительностью его исполнения, говоря о «полнозвучном и решительном тоне на верхах и на низах» (die Töne in der Tiefe und Höhe gleich voll und einschneidend) и о том, что его собственные сочинения полностью соответствуют природе его инструмента (passen der Natur seines Instrumentes genau an). Моцарт выделял Вендлинга среди всех флейтистов, отмечая, что: «Слушая его игру, вы можете не опасаться, что нота, которую он собирается исполнить, прозвучит слишком низко или слишком высоко… его сердце находится на своём месте, так же, как его уши и его язык… и он не думает, что его работа заключается только в дутье и движении пальцами; к тому же он знает, что означает Адажио.» Вендлинг был не только флейтистом, но и композитором, типичным представителем мангеймской школы. Он написал несколько сонат для флейты и двух флейт в сопровождении бассо континуо, для двух флейт без аккомпанемента, концерты и другие произведения. Его музыка издавалась не только в Германии, но и во Франции, Голландии, Англии. Вендлинг неодобрительно относился к увеличению количества клапанов на флейте. Он старался убедить своих учеников не использовать инструменты с восемью клапанами, которые уже стали доступны в то время.Умер в Мюнхене 27 ноября 1797 года. Литература: Качмарчик В.П. Немецкое флейтовое искусство XVIII—XIX вв. — Министерство культуры и искусств Украины / Национальная музыкальная академия Украины имени П.И.Чайковского Юго-Восток, 2010. — 311 страниц — ISBN 978-966-7271-44-2; Gunson, Emily Jill. Johann Baptist Wendling (1723–1797): Life, works, artistry, and influence, including a thematic catalogue of all his compositions. — University of Western Australia, 1999. — 515 p.

1750
Мишель Вольдемар (Woldemar)
французский композитор и скрипач. Родился в Орлеане. Ученик Лолли, был преподавателем по классу скрипке в Париже, директором драматической труппы и, наконец, капельмейстером еафкдрального собора в Клермон-Ферране. Его работы включает скрипичные концерты, дуэты и студии, метод скрипки (1798) и музыкальный метод сокращения (1800). Он также изобрел пятиструнную 'виолон-альт ". Умер в Клермон-Ферране 19 декабря 1815 года.

[501x699]
1761
Франсиско Мина Старший (Франсиско Эспос-и-Мина, Эспос-и-Мина; Espoz у Mina)
испанский революционер. Родился в Идосине. Участвовал в борьбе против французских оккупантов в качестве командира герильеров. С 1813 г. генерал. С установлением абсолютизма Фердинанда VII, после неудачной попытки провозгласить в сентябре 1814 г. в Памплоне конституцию 1812 г., бежал во Францию, где находился до Испанской революции 1820-1823 гг. Возвратившись на родину, возглавил вооруженные силы, направленные против абсолютистского восстания в Каталонии. В 1823 г. руководил борьбой против французских интервентов в Каталонии. После поражения революции эмигрировал. В 1830-1832 гг. пытался, вторгаясь в Испанию с группой своих сторонников, возобновить борьбу за конституцию 1812 г. Возвратившись после амнистии 1833 г. в Испанию, был в 1834 г. назначен главнокомандующим Северной армией для борьбы с карлистами, но через год вышел в отставку. Назначенный в 1835 г. командующим войсками в Каталонии, в 1836 г., незадолго до смерти, выступил против регентши Марии Кристины, объявив основным законом Испании конституцию 1812 г. Умер в Барселоне 13 декабря 1836 года.

[549x700]
1777
Павел Андреевич Николаи
русский дипломат, действительный тайный советник (5 декабря 1843), посол в Дании в 1816-47 гг., владелец имения Монрепо. Единственный сын тайного советника барона Андрея Львовича Николаи (1737—1820) и супруги его, Иоганны Маргариты, урождённой Поггенполь. Восьми лет от роду был отправлен для получения образования в Эйтен к знаменитому филологу и поэту Иоганну-Генриху Фоссу. По окончании курса в Эрлангенском университете вернулся в Россию и поступил на службу в Коллегию Иностранных дел. В 1796 г. был причислен к канцелярии вице-канцлера князя Куракина; 6 января 1800 г. был определен к российской миссии в Лондоне, а 8 ноября перемещен сверхштатным чиновником миссии в Копенгагене. 31 мая 1801 г. назначен секретарем лондонской миссии; в 1802 и 1805—1806 гг. исполнял должность поверенного в делах. 18 августа 1804 г. назначен советником посольства в Лондоне. В 1808 г. снова находился на службе в Коллегии иностранных дел; 24 февраля 1810 г. назначен полномочным комиссаром для размежевания земель между Россией и Швецией по Фридрихсгамскому договору. 2 июля 1811 г. определен в Стокгольм советником посольства с возложением на него обязанностей поверенного в делах. 19 декабря того же года пожалован в камер-юнкеры. 30 августа 1812 г. переведен советником посольства в Лондон, и ему было поручено особенно ответственное и сложное в то время управление посольством в звании поверенного в делах. 15 июля 1814 г. произведен в действительные статские советники. 13 мая 1816 г. назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Копенгагене. В этой должности он оставался в течение 30 с лишним лет, до 30 апреля 1847 г., деятельно заботясь о поддержании добрых отношений России с Данией. В 1818 г. сопровождал великих князей Николая и Михаила Павловичей в путешествии их по Европе и за успешное исполнение этого поручения был награждён орденом святой Анны I степени. 22 июля 1825 г. произведен в тайные советники. В 1828 г. возведен в баронское великого княжества Финляндского достоинство, 5 декабря 1843 производен в действительные тайные советники, а 30 апреля 1847 г. уволен от службы, и с тех пор почти безвыездно жил в Финляндии, в своем родовом имении Монрепо, близ Выборга, где в 1863 году принимал императора Александра II, ехавшего в Гельсингфорс для открытия сейма. Скончался в Монрепо 28 апреля 1866 и погребен в Монрепо. Жена — княжна Александра-Симплиция де Брольи (6 января 1787—16 марта 1824), внучка генерал-фельдмаршала Виктора де Брольи; дочь князя Августа-Виктора де Брольи от брака с Луизой де-ля-Брусс де-Вертейляж. При начале французской революции её семья покинула Францию. В 1798 году герцог де Брольи, принимавший в своем замке графа и графиню Северных (Павла I с супругой) во время их путешествия по Европе, обратился к Павлу I с просьбой даровать приют в России ему и его семье. Просьба их была принята. Княжна Александра училась в Смольном институте, а в 1811 году вышла замуж за барона Николаи. Похоронена в семейной усыпальнице в Монрепо. В браке имела восемь детей, двое из которых умерли в детстве: Мария (1812—1879), фрейлина, замужем за генералом П.К.Барановым; Октавия (1813—1873), фрейлина, замужем за генералом А.Н.Сутгофом; Александра (1814—1887), фрейлина, замужем за французским генералом Годен-де-Виллен; Николай (1818—1869), дипломат; Леонтий (1820—1891), генерал-лейтенант; Александр (1821—1899), действительного тайного советника, министра народного просвещения. Литература: Николаи, Павел Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Русские портреты XVIII—XIX столетий. Издательство Великого Князя Николая Михайловича. Санкт-Петербург. 1906. Том 4, выпуск 4. № 146.

[612x700]
1784
Алексей Иванович Бартоломей (немецкое имя — Ludwig Balthasar Alexis Bartholomäi)
генерал-лейтенант. Из лифляндских дворян. Сын Иоганна Гейнриха фон Бартоломея (1749—1831), коллежского советника и масона. Родился в Аренсбурге на острове Эзель (ныне город Курессааре). В службу вступил 19 апреля 1798 унтер-офицером в Аренсбургский гарнизонный батальон. Через несколько месяцев произведён в подпрапорщики. 27 марта 1802 года переведён в 3-й егерский полк. 19 января 1803 назначен шефским адъютантом к генералу М.Б.Барклаю де Толли. Участвовал в кампании с французами 1805 года. Отличился в 1806—1807 годах при Пултуске, Прейсиш-Эйлау. 21 апреля 1807 назначен адъютантом к главнокомандующему русскими войсками генералу Л.Л.Беннигсену. Сражался при Гейльсберге, Фридланде. 23 января 1808 в чине штабс-капитана зачислен в лейб-гвардии Егерский полк. С открытием военных действий в Финляндии принял участие в боях при Иорисе и Куопио. В октябре 1808 г. назначен адъютантом к ревельскому генерал-губернатору принцу Голштейн-Ольденбургскому. В кампанию 1812 года первоначально состоял при М.Б.Барклае де Толли, а с конца сентября при М.И.Голенищеве-Кутузове. Находясь в должности адъютанта, принял участие в сражениях под Витебском, Смоленском, Бородинской битве, при Тарутине и Малоярославце. 3 сентября 1813 «из уважения к памяти Его Императорского Высочества покойного принца Г.Голштейн-Ольденбургского» был удостоен звания флигель-адъютанта. «Битва народов» под Лейпцигом принесла ему чин генерал-майора (8 октября 1813). Участвовал в походе во Францию, сражался под Суассоном, Краоном, Лаоном и под Парижем, при взятии которого штурмовал Монмартрские высоты. 29 августа 1814 назначен командиром бригады 14-й пехотной дивизии, на следующий год был отправлен в отпуск по болезни. Масон, посвящён в петербургской ложе «Петра к истине» в 1816 году. Затем числился также членом ложи «Восходящей звезды» в Дубно, но её собраний не посещал. Александр I, по личному ходатайству М.Б.Барклая де Толли, назначил Бартоломея командиром бригады в 4-ю пехотную дивизию. Начальником 9-й пехотной дивизии назначен 28 января 1826, в генерал-лейтенанты произведён 22 августа 1826. С 4 октября 1829 начальник 10-й пехотной дивизии, со 2 апреля 1833 года — начальник 8-й пехотной дивизии. Участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829, при штурме крепости Шумлы получил тяжёлую рану в висок. Принимал участие в подавлении польского восстания 1830—1831 годов. 15 октября 1834 из-за расстроенного здоровья назначен состоять по армии. Умер в Санкт-Петербурге 25 декабря 1839 года. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Награды и премии: Орден Белого Орла; Орден Святой Анны I степени с короной; Орден Владимира II степени; Орден Святого Георгия IV класса; знак отличия «за Военное Достоинство» II степени; две золотые шпаги «за храбрость» (одна с алмазами); прусские ордена Красного Орла II степени и Pour le Mérite; австрийский орден Леопольда II степени; баварский Военный орден Максимилиана Иосифа III степени. Источники: Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сборник — Москва: студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996. — Том VII. — Страниц 309; Серков А.И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. — Москва: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 страницы — 3 000 экземпляров. — ISBN 5-8243-0240-5.

[532x700]
1784
Фридрих Вильгельм Тирш (немецкое имя — Friedrich Wilhelm von Thiersch)
немецкий антиковед, филолог-эллинист, гуманист и педагог. Тирш родился в Кирхшейдунгене (Саксония-Анхальт). В 1809 году стал профессором в Wilhelmsgymnasium Мюнхена, и в 1826 году профессором античной литературы в Университете Ландсхута. Он был переведен в том же году в Мюнхен, где остался жить до самой своей смерти. Тирш, «наставник Баварии» (praeceptor Bavariae), нашёл крайне неудовлетворительной существующую систему образования. Существовала также сильная вражда между протестантами «северными» и католиками «южными» немцами. Коллеги Тирша, в основном старые монахи оказали яростное сопротивление его реформам, и даже предприняли покушение на его жизнь. Его планы были всё же воплощены в жизнь и стали руководящим принципом образовательных учреждений Баварии. Биография Тирша была написана его сыном, H.W.J.Thiersch (1866). Один из других его сыновей Карл Тирш, был известным хирургом, а Дюдвиг Тирш, стал известным художником. Фридрих Тирш умер в Мюнхене 25 февраля 1860 года.
[525x700]
Похоронен в Alter Südfriedhof в Мюнхене.
Тирш был ярым сторонником независимости Греции. Современный английский писатель и историк William St Clair утверждает, что Тирш был посвящён в тайное греческое революционное общество Филики Этерия с самого начала его образования, в 1814 году. С началом Греческой революции Ипсиланти, Александр Константинович послал к нему врача Ипитиса, по просьбе которого Тирш начал публикацию серии статей, в поддержку восставших греков. 9 апреля 1821 года Тирш пишет: «В то время как Италия согнула свою шею, Греция подымает свою голову». Тирш обратился с воззванием к немецкой молодёжи оказать поддержку восставшим грекам в августе 1821 года. В сентябре и октябре 1821 года правительства Пруссии и Австрийской империи, обеспокоенные тем что Греческая революция нарушает статус-кво Священного союза выразили резкий протест правительству Баварии за то, что баварцы разрешили публикацию статей и воззваний Тирша. В 1832 году, после окончания Освободительной войны, он посетил Грецию, где его влияние помогло обеспечить трон нового королевства для баварца Оттона. Тирш написал «Греческую грамматику», перевод Пиндара, а также «Информацию о Греции» (L'état actuel de la Grece 1833). Как поклонник греческой культуры и языка, Тирш сам установил для себя в Греции эллинизированный вариант своего имени, которым его именуют в Греции по сегодняшний день: «Иринеос Тирсиос» (греческое имя — «Ειρηναίος Θείρσιος». В этот же период Якоб Филипп Фаллмерайер развил свою «славянскую теорию» о происхождении современных греков. Греческая теория Фаллмерайера была широко обсуждена при его жизни и отвергается сегодня. Weihmann писал, что работа Фаллмерайера являлась предупреждением к «витающим в облаках» европейским филэллинам о опасностях политического союза между греками и русскими, народами, которые были тесно связаны православной верой и — гипотетическим — общим славянским происхождением". Тирш был одним из упомянутых филэллинов и стал одним из главных оппонентов Фаллмерайера. Дискуссия имела остро выраженную политическую составляющую, где Тирш представлял позицию «Idealpolitik», согласно которой Бавария должна поддержать греческое государство, и Фаллмерайера пропагандирующего умывающую руки «Realpolitik.» В 1845 году недоверие Фаллмерайера к русским царям привело его к рассмотрению всемирно-исторического развития противоположного идеалистическим описаниям Гегеля и своего главного оппонента, Тирша. Вместо непрерывного прогресса в направлении свободы Фаллмерайер воспринимал историю как фундаментульную полярность между «Востоком» и «Западом»: "Примерно восемнадцать веков, вся история была результатом борьбы между двумя основными элементами, разделёнными с самого начала божественной силой: гибкий жизненный процесс с одной стороны, и бесформенный, неразвивающийся стасис (греч.положение) с другой. Символ первого — это вечный Рим, с Западом простирающимся за ним; символ второго — это Константинополь, с окостенелым Востоком … То, что славяне должны быть одним из двух мировых факторов, или если кто-то предпочитает, тенью сверкающего образа европейского гуманизма, и следовательно устройство планеты не допускает философскую реконструкцию без их согласия, является самой великой научной ересью нашего времени Тирш ещё раз ответил на эту полемику в статье, опубликованной в AZ, аргументируя тем, что воздвижение западно-европейских правителей на троны новых славянских государств на Балканах будет достаточным, чтобы предотвратить восстановление «новой Византийско-Эллинской мировой империи». 20 декабря 1826 года Фридрих Тирш стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Историками отмечается знакомство Тирша с Тютчевым, который был вторым секретарём в русском посольстве. Сохранились только письма Тютчева к Тиршу, которые хранятся в Баварской государственной библиотеке.

1787
Шарлотта Саксен-Гильдбурггаузенская (немецкое имя — Katharina Charlotte Georgine Friederike Sophie Therese von Sachsen-Hildburghausen)
принцесса Саксен-Гильдбурггаузенская, в замужестве — принцесса Вюртембергская. Родилась в Хильдбургхаузене. Шарлотта была старшей дочерью герцога Фридриха Саксен-Гильдбурггаузенского (1763—1834), получившего в 1826 году титул герцога Саксен-Альтенбургского, и принцессы Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой (1769—1818). Одной из её крёстных была императрица Екатерина II. Поэт Фридрих Рюккерт посвятил ей и её сестрам Терезе и Луизе стихотворение «Mit drei Moosrosen». 28 сентября 1805 года Шарлотта вышла замуж за принца Павла Вюртембергского. Брак Шарлотты и Павла не был счастливым. Принц любил удовольствия и имел много фавориток. Тем не менее, в браке родилось пять детей: Фредерика Шарлотта Мария (1807—1873) — супруга великого князя Михаила Павловича; Фридрих Карл Август (1808—1870), женился на принцессе Екатерине Вюртембергской (своей кузине). Родители Вильгельма II; Павел Фридрих (1809—1810), умер во младенчестве; Паулина Фредерика Мария (1810—1856) — супруга Вильгельма, герцога Нассау; Август Фридрих Эбергард (1813—1885). Павел, поссорившись с братом, вскоре покинул Вюртемберг и отправился в Париж, оставив Шарлотту, но разрешение на развод от короля Вильгельма I супруги не получили. Принцесса вернулась в Хильдбургхаузен. Шарлотта умерла в Бамберге 12 декабря 1847 года. Шарлотта приходилась бабкой Софии Нассауской, будущей королеве Швеции.

1788
Иоганн Генрих Ахтерфельд (немецкое имя — Johann Heinrich Achterfeld)
немецкий католический богослов, профессор, педагог и редактор. Иоганн Генрих Ахтерфельд родился в городе Везеле в земле Северный Рейн — Вестфалия. Высшее образование Ахтерфельд получил в университете Кёльна и Вестфальском университете имени Вильгельма, где среди его учителей был Георг Гермес (Georg Hermes), продолжателем взглядов которого Ахтерфельд оставался на протяжении всей жизни. В 1813 году Иоганн Генрих Ахтерфельд был рукоположен в сан священника. В 1817 году И.Г.Ахтерфельд приглашен преподавать на кафедру богословия в Браунсбергскую клерикальную семинарию, работая в которой он написал и издал: «Lehrbuch der chnstkath. Glaubens und Sittenlehre» (1825). Осенью 1823 года Ахтерфельду было поручено реорганизовать Браунсбергскую семинарию, начальником которой он затем состоял почти целый год, а в 1826 году был перемещен профессором богословия в Боннский университет. В 1831 году, после кончины своего бывшего учителя, профессора Георга Гермеса, Ахтерфельд издал его «Христианско-католическую догматику», которая была осуждена Римской курией, как учение еретическое. Осуждение это вызвало богословские споры, в которых принял участие и Иоганн Генрих Ахтерфельд. Это вызвало крайнее неудовольствие папы римского Григория XVI и, в конечном итоге, Ахтерфельду было воспрещена была преподавательская деятельность в Боннском университете. Санкции распространились также и на других профессоров, которые заявили себя последователями и продолжателями научного направления Гермеса (в частности Браун и Петр Иосиф Эльвених). С 1832 года Ахтерфельд принимал деятельное участие в «Zeitschrift für Philosophie und Kath. Theologie», a с 1843 по 1848 год издавал его самостоятельно, при содействии одного лишь Иоганна Вильгельма Брауна (Johann Wilhelm Joseph Braun). Католическая церковь реабилитировала Ахтерфельда лишь за четыре года до его кончины. Иоганн Генрих Ахтерфельд умер в городе Бонне 11 мая 1877 года.

[574x700]
1790
Абель Паркер Апшер (Abel Parker Upshur)
американский политик, судья, юрист. Принимал активное участие в политике штата Виргиния, а также занимал пост министра военно-морских сил США и Госсекретаря США. Апшер сыграл важную роль в переговорах по тайному договору, который привёл к аннексии Техаса Соединёнными штатами и принятию его в союз. Был среди шести человек, убитых взрывом на борту военного корабля «USS Princeton». Апшер родился в округе Нортхемптон, Виргиния, в семье Литтлетона Апшера и Анны Паркер. Он был одним из двенадцати детей. Его отец, верный Федералистской партии, был владельцем плантации и членом Законодательного собрания Виргинии и капитаном во время Англо-американской войны. Апшер обучался в Йельском и Принстонском университетах, но был отчислен за участие в студенческом восстании. После он уехал в Ричмонд, Виргиния, чтобы изучать право. В 1810 году Апшер был принят в коллегию адвокатов, но вскоре после смерти отца вернулся в Виргинию, где стал заниматься юридической практикой. 26 февраля 1817 года Абель Апшер женился на Элизабет Деннис, которая умерла во время родов в октябре 1817 года. В 1824 году он женился на Элизабет Энн Браун, которая родила ему дочь. В 1812 году Апшер был избран в палату депутатов Виргинии. В октябре 1841 года он стал 13-м министром военно-морских сил США. Его срок был отмечен сильным акцентом на реформу и перестройку флота, а также на его расширение и модернизацию. При Апшере увеличилось ассигнование флота, началось строительство новых парусных и паровых кораблей и была создана военно-морская обсерватория США и гидрографическая служба. В 1843 году президент Тайлер назначил Апшера Госсекретарём США. На этом посту он добился аннексии Техаса и был активным сторонником привлечения «Орегонской земли» в союз. 28 февраля 1844 года Апшер и несколько других высокопоставленных лиц погибли при взрыве бомбы на пароходе «USS Princeton», во время плавания по реке Потомак. Был похоронен на кладбище Конгресса в Вашингтоне.

[502x700]
1790
Иван Петрович Липранди
генерал-майор русской императорской армии, более известный как военный историк, деятель тайной полиции и автор воспоминаний о Пушкине. Старший брат Павла Липранди. Принадлежал к испано-мавританскому роду Липранди, в XVII веке осевшему в Пьемонте. Его отец, владелец ткацких фабрик в Мондови, приехал в конце XVIII века в Россию, где занялся организацией Александровской мануфактуры и ряда других производств. Детей крестил в православную веру. В 1807 г. Иван вступил в службу колонновожатым. Участвовал в Наполеоновских войнах 1808-09 гг., получил золотую шпагу «за храбрость». Находился при генерал-адъютанте М.П.Долгорукове, когда его убило ядром под Иденсальми. В Отечественную войну в качестве обер-квартермейстера корпуса Д.С.Дохтурова побывал в битвах при Смоленске, Бородине (за которое отмечен святым Владимиром IV степени), Тарутине, Красном, Малоярославце; принимал участие в битве народов. До 1819 года подполковник генерального штаба Липранди оставался во Франции в составе русского оккупационного корпуса под командованием М.С.Воронцова и М.Ф.Орлова. За это время ознакомился с методами агентурной работы шефа тайной полиции Видока, которые с успехом применил в России. Участвовал в разоблачении тайного «общества булавок». «Секретарь, казначей и госпитальер масонской ложи Иордана». Встречавший его в Париже Вигель вспоминал впоследствии: «Всякий раз, что, немного поднявшись по лестнице, заходил я к нему, находил я изобильный завтрак или пышный обед: на столе стояли горы огромных персиков, душистых груш и доброго винограда. И кого угощал он? Людей с такими подозрительными рожами, что совестно и страшно было вступать в разговоры. <...> И что за охота принимать таких людей? Из любопытства, подумал я: через них знает он всю подноготную, все таинства Парижа, которые тогда еще не были напечатаны.» Дальнейшему развитию карьеры Липранди помешала репутация бретера, закрепившаяся за ним после известной дуэли с бароном Бломом («лучший шпажист шведской армии») во время Финляндской войны. По возвращении на родину служил подполковником в Камчатском, Якутском пехотном (с августа 1821) и 33-м Егерском полках (с апреля 1822), которые были расквартированы в Бессарабии. В Кишинёве женился на рано умершей Томас-Розине Гузо. В ноябре 1822 года вышел в отставку полковником и, по некоторым сведениям, примкнул к Южному обществу декабристов: «В уважение его передовых мыслей и убеждений Липранди принят в члены открывшегося в 16-й дивизии отдела тайного общества, известного под названием «Зеленой книги». При открытии, в двадцатых годах, восстания в Италии, он просил у начальства дозволения стать в ряды волонтеров народной итальянской армии, и по поводу неприятностей за это, принятое как дерзость, его ходатайство, он принужден был выйти в отставку и, выказывая себя верным своим убеждениям к прогрессу и званию члена тайного общества, был коренным другом сослуживца его по 32-му егерскому полку майора В.Ф.Раевского.» — С.Г.Волконский. В начале 1820-х Липранди жил в Тирасполе и Одессе в качестве чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Воронцове. Во время южной ссылки Пушкина (сентябрь 1820-июль 1824) сблизился с поэтом, который пользовался его библиотекой и хвалил в нём «ученость истинную» в сочетании «с отличными достоинствами военного человека». Из всех современников Пушкина наиболее подробно обрисовал круг его одесских и бессарабских занятий и знакомств в своих воспоминаниях именно Липранди, видевший в то время его почти ежедневно. Считается, что Липранди подсказал Пушкину сюжеты повестей «Выстрел» (в которой он выведен под именем Сильвио), «Дука», «Дафна и Дабижа» (обработки молдавских преданий, не сохранились). «[Липранди] всегда был мрачен, и в мутных глазах его никогда радость не блистала. В нем было бедуинское гостеприимство, и он готов был и на одолжения, отчего многие его любили. Ко всем распрям между военными был он примешан: являясь будто примирителем, более возбуждал ссорящихся и потом предлагал себя секундантом. Многим оттого казался он страшен; но были другие, которые уверяли, что когда дело дойдет собственно до него, то ни в ратоборстве, ни в единоборстве он большой твердости духа не покажет.» — Ф.Ф.Вигель. После восстания декабристов Липранди был арестован в Кишинёве по подозрению в причастности к Южному обществу, привезён в Петербург на главную гауптвахту, но уже 19 февраля 1826 г. освобождён с оправдательным аттестатом. Накануне войны с турками налаживал агентурную сеть военной полиции в Придунайских княжествах. В 1832 г., по окончании боевых действий, уволился с военной службы генерал-майором и женился на гречанке Зинаиде Самуркаш (умерла в 1877); от этого брака имел три сына. С 1840 г. состоял чиновником особых поручений при министре внутренних дел. Как сотрудник тайной полиции Липранди играл ключевую роль в раскрытии кружка петрашевцев. По поручению министра внутренних дел Л.А.Перовского он установил наблюдение над Петрашевским и его единомышленниками, а по прошествии года представил Л.В.Дубельту четыре именные списка лиц, более или менее причастных к тайному обществу; все они были арестованы. Следственная комиссия пригласила Липранди высказать своё мнение о деле; представленная им записка, по собственным его словам, способствовала неблагоприятному для обвиняемых исходу дела.Липранди можно считать отцом жандармской провокации. Еще при разработке кружка петрашевцев он предлагал через внедренного в это общество информатора Антонелли подбросить Петрашевскому идею встретиться тайно с посланцами горцев Шамиля, затем судить его за сношение с открытыми врагами империи и вынашивание планов вооруженной борьбы с властью. На роли таких эмиссаров в Третьем отделении даже подобрали двух черкесов из императорского конвоя, но запустить их «в производство» не успели. На рубеже 1850-х Липранди было поручено заняться преследованием старообрядцев, в особенности скопцов. Досконально изучив жизнь и нравы сектантов, Липранди пришёл к выводу, что они не представляют угрозы для царской власти. В 1853-1856 гг. находился в отставке. После воцарения Александра II поступил на службу в удельное ведомство, где, по сообщению С.Г.Волконского, «имел дерзость подать проект об учреждении при университетах школы шпионов, вменяя в обязанность попечителям давать сведения министерству о тех студентах, которых употребляют они, чтобы иметь данные о мыслях и действиях их товарищей». Окончательно удалившись от государственной деятельности, Липранди занялся собиранием материалов об Отечественной войне, составил каталог всех посвящённых ей публикаций и на исходе жизни вёл поимённый учёт доживших до того времени ветеранов наполеоновских войн. Л.Толстой цитировал материалы Липранди в «Войне и мире», а после публикации романа прислал ему экземпляр книги с дарственной надписью. Заслуженный генерал был весьма задет появлением в печати «Записок» Вигеля, рисующих его двурушником, жившим в своё удовольствие на тайные выплаты от правительства, и выпустил на них пространные опровержения. Умер 9 мая 1880 года и был похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. Сочинения: «Краткое обозрение отечественной войны от 17 августа до 2 сентября» (Санкт-Петербург, 1858); «Бородинское сражение» (1861); «Восточный вопрос и Болгария» (Москва, 1868); «Болгария» (1877); «Взгляд на театр военных действий на Дунае и т. д.» (1878); Многочисленные статьи Липранди (между прочим о старообрядчестве, или «расколе») печатались в «Русской Старине», «Русском Архиве», «Чтениях МОИДР» и др; Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект как в религиозном, так и в политическом их значении на сайте «Руниверс»; Записки И.П.Липранди. Мнение, представленное д.с.с. И.П.Липранди по требованию высочайше учрежденной комиссии над злоумышленниками. 17 августа 1849 г. // Русская старина, 1872. — Том 6. — № 7. — Страницы 70-86; Из записок И.П.Липранди. (По поводу воспоминаний Вигеля) // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 331—374; Как был взят город Соассон 2/14 февраля 1814 года. (Извлечено из Дневника и добавлено позднейшими примечаниями) // Русский архив, 1868. — Издание 2-е. — Москва, 1869. — столбцы 903—925. Литература: Булгарин Ф.В. Письмо Булгарина к И.П.Липранди. (О Северной Пчеле) от 23 марта 1855 г. / Публикации Н.Барсукова // Русский архив, 1869. — Выпуск 9. — Столбцы 1553—1559; Рогачевский А.Б. Липранди Иван Петрович // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь. — Москва, 1994. Том 3. Страницы 362—364; Телицын В.Л. Записки умершего: Об Иване Петровиче Липранди. Москва: Собрание, 2009. – 448 страниц.

[595x700]
1791
Роберто Кофреси (испанское имя —Roberto Cofresí Ramírez de Arellano)
самый известный пират в Пуэрто-Рико, современники называли его Пират Кофреси (испанское название — El Pirata Cofresí). С раннего возраста Роберто интересовало все что связано с парусными судами и морским делом. К 1818 году, когда он достиг зрелого возраста, в Пуэрто-Рико, который в это время был колонией Испании, были некоторые политические и экономические трудности. Под влиянием ситуации он и решил стать пиратом. Кофреси командовал несколькими нападениями на суда, экспортировавшие золото из Соединенных Штатов, поэтому местное испанское правительство долгое время игнорировало эти ограбления. В 1824 Испания назначила в Пуэрто-Рико нового губернатора лейтенанта-генерала Мигеля Лучано. Под политическим давлением со стороны некоторых стран Лучано был вынужден принять меры. Было решено захватить Пирата Кофреси, для этого снарядили три судна «Сан Хосе» (San José) и «Лас Анимас» (Las Animas) под испанским флагом и шхуну «Грампус» (Grampus) под флагом США. 2 марта 1825 года «Грампус» под командованием капитана Джона Слоута настиг шхуну Кофреси «Москит» (El Mosqito) они обменялись залпами, после чего Кофреси попытался бежать, но был схвачен. 29 марта 1825 года суд Сан-Хуана признал Роберто Кофреси виновным, он и его команда были расстреляны в тот же день.

[557x698]
1797
Александр-Родольф Винэ (Alexandre Rodolphe Vinet)
швейцарский философ, теолог и литературовед. Родился в Уши близ Лозанны. Изучал теологию в Лозанне. В 1817–1837 преподавал французский язык и литературу в гимназии в Базеле. В 1837 стал профессором практической теологии в Лозаннской Академии. Вине всю жизнь изучал Паскаля, полагая, что главное в его концепции – это антропология. Идея Паскаля о том, что человек без Бога ничтожен, а с Богом велик, позволяет, по мнению Вине, создать теологию, тесно связанную с духовной жизнью. Опираясь на идеи Паскаля, практическую философию Канта и англосаксонскую спиритуалистическую философию, Вине решал проблемы личности, отношения морали и религии с позиции христианского гуманизма. В его понимании личность – одновременно индивидуальна и социальна, ответственна и незаменима в своей единичности. Основу человеческого сознания составляет «принцип индивидуальности», или свободы, предполагающий чувство долга и интуитивное знание морального закона. В конечном счете требования морали и благодать, долг и вера примиряются только в Евангелии. Вине отвергал социализм и коммунизм в том виде, в каком они представали в работах Сен-Симона, Кабе, Фурье и Прудона, считая, что обожествление «массы», отрицание принципов индивидуализма и свободы несут в себе смертельную опасность для развития личности и общества. В противовес им социализму и коммунизму выдвигал идеи религиозного и политического либерализма. Предлагая христианское обоснование индивидуализма, Вине настаивал на индивидуальном характере религии и ратовал за ее свободу, за независимость церкви от государства. Задача государства, полагал он, – гарантировать церкви условия ее существования и ни в коем случае не вмешиваться в ее внутреннюю жизнь. Свобода в религиозных вопросах представлялась ему единственной гарантией духовной подлинности личности. Вине, которого называли «Шлейермахером французского протестантизма», пользовался большим авторитетом в кантоне. В 1845, когда вновь сформированное правительство отрешило от должности 184 пасторов, Вине стал одним из вождей движения, которое привело к основанию независимой церкви («Свободной церкви кантона Во»). Умер Вине в Кларене 4 мая 1847 года. Известность ему принес набросок курсов, дополненный примечаниями его учеников, – Пастырская теология (Théologie pastorale, 1850). Среди трудов Вине – Мемуар в защиту свободы культов (Mémoire en faveur de la liberté des cultes, 1826); Речь о нескольких религиозных вопросах (Discours sur quelques sujets religieux, 1831); Об отделении Церкви от государства (Sur la séparation de l'Eglise de l'Etat, 1842); Опыт о демонстрации религиозных убеждений (Essai sur la manifestation des convictions religieuses, 1842); Очерки о Блезе Паскале (Etudes sur Blaise Pascal, 1848); Этюды о французской литературе XIX века (Etudes sur la littérature française au XIX-e siècle, 3 vol., 1849–1851); Моралисты XVI и XVII веков (Moralistes des XVI et XVII siècles, 1859).

[475x700]
1799
Жан-Батист Альфонс Дешоффур де Буадюваль (французское имя — Jean-Baptiste Alphonse Dechauffour de Boisduval)
французский энтомолог и ботаник. Родился в городе Тишвилль. Врач и хранитель энтомологического кабинета графа Дежана, принадлежит к числу выдающихся лепидоптерологов. Был Президентом Энтомологического общества Франции. Умер в Париже 30 декабря 1879 года. Из сочинений его наиболее известны: «Iconographie et histoire naturelle des Coléoptères d’Europe» (вместе с Дежаном; 5 томов с 265 таблицами, Париж, 1829—1840); «Genera et Index methodicus europaeorum Lepidopterorum» (Париж, 1840); «Collection iconographique et historique des chenilles d’Europe» (Париж, 1844, вместе с Рамбюром и Грасленом); «Icones historiques des Lépidoptères d’Europe nouveaux ou peu connus» (Париж, 1832—1843); «Lépidoptères de Madagascar» («Nouv. Ann. du Muséum d’hist. natur»., 1833, т. II); «Lépidoptères d’Odessa et du Caucase» («Ann. Soc. entom. Fr.», 1848, т. VI); «Faune entomologique de Madagascar, Bourbon et Maurice» (Париж, 1833). Источник: Брандт Э.К. Буадюваль Жан-Батист-Альфонс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

William_Parsons_Rosse._Lithograph_by_W._Bosley,_1849,_after_Wellcome_V0006607 (650x700, 405Kb)
1800
Уильям Парсонс, 3-й граф Росс (William Parsons, 3rd Earl of Rosse)
британско-ирландский астроном и общественный деятель, граф Росс, известен как создатель ряда мощных телескопов-рефлекторов, крупнейший из которых — 72-дюймовый «Левиафан», построенный в 1845 году, оставался крупнейшим телескопом мира до начала XX века. С 1807 по 1841 годы носил титул «барон Оксментаун». Родился в Йорке, в семье Лоуренса Парсонса, будущего ирландского пэра. Получил образование в дублинском Тринити-колледже и Магдален-колледже. Оксфордского университета, который окончил в 1822 году с отличием по математике. После смерти отца в 1841 году он унаследовал титул графа и поместье в графстве Оффали (Ирландия). 14 апреля 1836 года женился на Мэри Филд, в браке у них родилось 13 (по другим данным — 11) детей, из которых только четверо дожили до совершеннолетия: Лоуренс Парсонс, 4-й граф Росс (1840—1908); Преподобный Рэндал Парсонс (1848—1936); Ричард Клер Парсонс (21 февраля 1851 — 26 января 1923), известный строительством железных дорог в Южной Америке; сэр Чарлз Алджернон Парсонс (1854—1931), известный как изобретатель паровой турбины. Наряду с научной, Уильям Парсонс занимался политической деятельностью: он был членом Палаты общин (1821—1834) и Палаты лордов (1845—1867) Парламента Великобритании, пэром Ирландии (1845—1867), канцлером Тринити-колледжа Дублинского университета (1862—1867), президентом Лондонского королевского общества (1848—1854).
BirrCastle_72in (700x440, 251Kb)
6-ти футовый телескоп Парсонса «Левиафан»
На протяжении всей жизни Уильям Парсонс активно занимался астрономией и телескопостроением, с 1824 года он был членом Королевского астрономического общества. В 1840-х годах он соорудил телескоп с диаметром зеркала 72-дюйма (1.83 метра), который за свой размер получил неофициальное название «Левиафан», установленный в замке Бирр, графство Оффали. Строительство «Левиафана» было начато в 1845 году и продолжалось до 1847 года. «Левиафан» оставался крупнейшим телескопом в мире до начала 20 века. Телескоп лорда Росса считался чудом техники, его изображения широко распространялись на территории Британской империи. Используя этот телескоп для наблюдений, Уильям Парсонс провёл каталогизацию большого количества галактик. В ходе наблюдений Парсонс обнаружил спиральную природу некоторых туманностей, известных сегодня как спиральные галактики. в частности, он первым выявил спиральную структуру галактики М51, позже получившей название «Водоворот», его рисунки напоминают современные фотографии этой галактики. Проводя наблюдения на 36-дюймовом телескопе, Парсонс дал название Крабовидной туманности. Одной из главных задач исследований Парсонса было опровержение небулярной гипотезы, согласно которой планеты и звёзды сформировались из газовых туманностей под действием силы гравитации. Парсонс считал, что туманности имеют не газообразную, а звёздную природу, но в силу недостаточной мощности телескопов пока невозможно различить, что они состоят из звёзд. Росс и его единомышленники утверждали, что им удалось найти доказательства того, что туманность Ориона состоит из отдельных звезд, что имело бы значительные последствия для космологии, а также философии. Противником Парсонса в этом вопросе был Джон Гершель, который, опираясь на результаты собственных наблюдений, утверждал, что туманность Ориона является «истинной» (то есть газообразной). Одним из больших поклонников телескопа Парсонса был ирландский политик Томас Лефрой, который сказал: «Планета Юпитер, которая через обычное стекло кажется не больше хорошей звезды, выглядит вдвое больше, чем луна, видимая невооруженным глазом. <…> Но гений отображается во всех деталях этого монстра — как конструкция, так и управление им. Телескоп весит шестнадцать тонн, и все же лорд Росс управляет им в одиночку, а два человека с лёгкостью поднимут телескоп на любую высоту». Умер в Монкстауне (Корк, Ирландия) 31 октября 1867 года. После смерти Уильяма Парсонса его сын, Лоуренс Парсонс, опубликовал результаты наблюдений отца, в том числе открытые им 226 объектов NGC, в книге «Observations of Nebulae and Clusters of Stars Made With the Six-foot and Three-foot Reflectors at Birr Castle From the Year 1848 up to the Year 1878» (Scientific Transactions of the Royal Dublin Society Vol. II, 1878). У.Парсонс был избран иностранным членом Санкт-Петербургской Академии Наук (1852). Лорд Росс построил большое количество телескопов-рефлекторов, наиболее известные из них: 15-дюймовый (38 см); 24-дюймовый (61 см); 36-дюймовый (91 см); 72-дюймовый (180 см) («Левиафан»). В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя У. Парсонса кратеру на видимой стороне Луны. Сочинения: An accouant of experiments on the reflecting telescope, "Philosophical Transactions", 1840, pt 1, p..503—528; On the construction of specula of sixfect aperture and a selection from the observations of Nebulae with them, там же, 1861, v. 151, pt 1, p. 681—745. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 страниц.

hermann-mayer-salomon-goldschmidt-5 (556x700, 195Kb)
1802
Герман Майер Соломон Гольдшмидт (немецкое имя — Hermann Mayer Salomon Goldschmidt)
немецкий астроном и художник, проживший большую часть жизни во Франции. Родился во Франкфурте, в семье еврейского торговца. Переехал в Париж учиться живописи, где написал ряд картин, после чего под влиянием лекции Урбена Леверье заинтересовался астрономией.
Hermann_Goldschmidt_-_Cristo (559x700, 253Kb)
Христос — рисунок Гольдшмидта. Тушь, бумага, дата неизвестна.
В апреле 1861 объявил об открытии девятого спутника Сатурна между Титаном и Гиперионом, которого он назвал Хирон. Тем не менее, он ошибался: спутника не существовало. Сегодня имя Хирон носит совершенно другой объект, необычный астероид/комета (2060) Хирон. Ему приписывают первые наблюдения (в 1820) теневых волн, которые появляются за несколько минут до полного солнечного затмения. Умер в Фонтенбло 26 апреля 1866 года. В честь него назван кратер Гольдшмидта на Луне, а также астероид (1614). Гольдшмидт. Гольдшмидт был выкрестом. Умер 26 апреля 1866 года. Награды и премии: Золотая медаль Королевского астрономического общества; Золотая медаль Королевского астрономического общества (1861).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 17 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»