[570x700]
801
Дрого (французское имя — Drogon)
епископ Меца (823—855), внебрачный сын императора Карла Великого от наложницы Регины. После подавления мятежа Бернарда Итальянского, император Людовик I Благочестивый, в целях предотвращения на будущее возможных мятежей, связанных с притязаниями на корону и часть королевства со стороны своих ближайших родственников решил постричь в монахи своих братьев Дрого, Гуго и Теодориха. Но затем раскаявшись в содеянном, Людовик достойно наградил их. Дрого получил епископскую кафедру в Меце (28 июня 823 года), одну из самых почитаемых при Каролингах, став здесь преемником епископа Гондульфа. С этого времени стал вернейшим помощником Людовика Благочестивого. С 834 года занимал пост архикапеллана придворной капеллы. Единственный из ближайших родственников императора, присутствовавший при его кончине и похоронивший его в церкви Святого Арнульфа в Меце. После смерти императора встал на сторону Лотаря I и до самой смерти руководил его капеллой. При Дрого наступил расцвет мецского скриптория. В 852 году епископ Дрого совершил торжественное перенесение мощей святых Селеста и Авктора из Меца в аббатство в Мармутьё. Епископ Дрого скончался в Люксей-ле-Бен 8 декабря 855 года. Его преемником на мецской кафедре стал епископ Адвенций.
[645x699]
1239
Эдуард I Длинноногий (Эдуард I Длинноногий; Edward I Longshanks)
английский король из династии Плантагенетов, которого современники знали в основном как военачальника, однако последующим поколениям он запомнился прежде всего в качестве законодателя и администратора. Эдуард, старший сын короля Генриха III и Элеоноры Прованской, родился в Вестминстере (ныне район Лондона). Первые шаги в деле управления Эдуарду довелось сделать, когда в 1254, после женитьбы на Элеоноре Кастильской, отец отдал ему графство Честерское, свои владения в Уэльсе и Ирландию, а от жены ему досталась французская провинция Гасконь. Поначалу государственные заботы занимали его незрелый ум куда меньше рыцарских турниров. Однако начавшееся в 1258 движение баронов, желавших ограничить власть короля, вынудило Эдуарда активно вмешаться в политику. Поначалу (в 1259–1260) к баронам примкнул и сам Эдуард (одним из их руководителей был его дядя Симон де Монфор), но в мае 1260 он покаялся, и тогда отец его простил и в октябре того же года отослал в Гасконь. В начале 1263 Эдуард вернулся в Англию, и 14 мая 1264 в битве с баронами и лондонским ополчением при Льюисе он был одним из военачальников королевских сил (противником командовал Монфор). Именно опрометчивые действия Эдуарда, пустившегося из жажды мести преследовать лондонцев, явились одной из причин поражения, в результате которого оба, Генрих и Эдуард, попали к Монфору в плен.
[700x350]
Однако год спустя Эдуарду удалось бежать, после чего он возглавил сторонников короля, одержал победу в нескольких битвах, а с немногочисленными остатками врагов расправился при Ившеме 4 августа 1265 (там был убит и Монфор). Генрих получил свободу, однако был настолько ослаблен и деморализован, что фактически передал власть Эдуарду. Стремление последнего отомстить повстанцам замедлило примирение внутри страны, но после издания 31 октября 1266 смягченных резолюций в отношении мятежников, а главное, выхода в 1267 статута Мальборо, удовлетворившего ряд их требований, примирение все же началось. В 1268 Эдуард принес обет отправиться в крестовый поход, но нехватка денег задержала его до августа 1270, и когда он отплыл в Тунис, Людовик IX уже умер. Затем Эдуард прибыл в Акку в Палестине и проявил здесь незаурядные мужество и энергию, однако видимых результатов не добился. По пути на родину, будучи на Сицилии, Эдуард узнал о смерти отца, наступившей 16 ноября 1272. После затяжного конфликта с баронами Эдуард был полон решимости не только восстановить традиционный авторитет короны, но и обеспечить порядок и безопасность, проведя реформу исполнения королевской власти. Оказавшись на троне, он издал целый ряд законодательных актов (статутов), особенно в период с 1275 по 1285, которые были призваны укрепить государство, искоренить злоупотребления и усовершенствовать систему правосудия. Кроме того, бóльшая часть этих статутов вводилась на основании консультаций с виднейшими деятелями Англии и с их согласия. Вполне естественно, что органом, служившим этой цели, являлся парламент, в котором, в принципе, должны были заседать вместе с королем его сановники, высшие церковные иерархи и бароны. В результате политики реформ Эдуарда такого рода собрания стали регулярными и превратились в характерную особенность общественной жизни Англии. То, что Эдуард нуждался в деньгах, а значит, испытывал необходимость во введении всеобщих налогов, побудило его сделать парламент более пестрым по составу, он ввел в него представителей графств, городов и рядовых клириков. Хотя наиболее долговечными в конечном итоге оказались достижения Эдуарда в сфере управления, вероятно, самым сильным его желанием было освобождение Святой Земли.
[700x343]
В начале 1290-х он деятельно занимался подготовкой нового похода, а в 1305 грезил о том, чтобы в ходе такого святого предприятия окончить свою жизнь. Однако после 1272 у него хватало и других забот. Чтобы сохранить власть над Гасконью, Эдуарду постоянно приходилось хлопотать при французском дворе, а в 1294–1298 между ним и Францией шла открытая война за Гасконь. В результате войны и дипломатических усилий ее статус все же остался прежним. На самих Британских островах Эдуарду удалось в 1276–1283 добиться окончательного покорения Уэльса. В период 1289–1307 он стремился также покорить Шотландию, вначале задумав женить сына на Маргарите Норвежской, наследнице шотландской короны, затем посадив на шотландский трон Джона Балиола как своего ленника, а после 1296 – путем прямого захвата страны. В 1296 Эдуард одержал над шотландцами победу и даже перевез из Скона в Вестминстер священный камень, на котором короновались шотландские короли. Но шотландцы не смирились с поражением. Вначале Уильям Уоллес, а за ним Роберт Брюс бросили вызов завоевателям, и когда 7 июля 1307 года в Баро, близ Карлайла, Эдуард умер, направляясь в очередной поход в Шотландию, Брюс уже короновался в качестве короля Шотландии. Правление Эдуарда завершилось в обстановке полного военного краха.
[700x347]
Суровость Эдуарда и его поворот к автократическому стилю правления доставили ему немало беспокойств с подданными, особенно в 1297–1301, когда он особенно нуждался в деньгах и войсках для ведения войны. Тяготы были столь велики, что бароны попытались ввести суверенитет короля в определенные границы, при том что пока Эдуарду как военачальнику и реформатору сопутствовал успех, они оказывали ему полную поддержку. Из-за обострения отношений с подданными и провалов, характерных для последних лет правления Эдуарда, его сын Эдуард II взошел на трон в условиях, которые он, в силу своих ограниченных способностей, не был способен переломить. Однако почти все годы, что Эдуард I пребывал на троне, его авторитет и в Англии, и в Европе был весьма высок, а его положительные достижения обеспечили ему почетное место в истории страны. Эдуард восстановил авторитет монархии, опустившийся при Генрихе III до низшей отметки, и оказал влияние на формирование английских институтов и социальное устройство страны прежде всего как один из создателей парламента. Эдуард настолько сильно повлиял на право как законодатель, что большинство его статутов сохранялись в обычном праве на протяжении многих поколений.
Литература: Артур Брайант Эпоха рыцарства в истории Англии. — Москва: Евразия, 2001. — ISBN 5807100859; Азимов Айзек История Франции = The Shaping of France / Под редакцией А.Б.Васильева. — Москва: Центрполиграф, 2007. — Страницы 90-116. — 270 страниц. — ISBN 978-5-9524-3075-4; Barrow G.W.S. Robert Bruce and the Community of the Realm of Scotland. — London: Eyre & Spottiswoode; Carpenter David The Struggle for Mastery: Britain, 1066-1284. — Oxford: Oxford University Press. — ISBN 0195220005; Davies R.R. The Age of Conquest: Wales, 1063-1415. — Oxford: Oxford University Press. — ISBN 0198208782; Maddicott John Simon de Montfort. — Cambridge: Cambridge University Press. — ISBN 0521374936; Morris Marc A Great and Terrible King: Edward I and the Forging of Britain. — updated. — London: Hutchinson. — ISBN 9780091796846; Plucknett T.F.T. Legislation of Edward I. — Oxford: The Clarendon Press; Powicke F.M. The Thirteenth Century: 1216-1307. — Oxford: Clarendon. — ISBN 0192852493; Powicke F.M. King Henry III and the Lord Edward: The Community of the Realm in the Thirteenth Century. — Oxford: Clarendon Press; Powicke F.M. The Thirteenth Century: 1216-1307. — 2nd. — Oxford: Clarendon Press; Prestwich Michael War, Politics and Finance under Edward I. — London: Faber and Faber. — ISBN 0571090427; Prestwich Michael Edward I. — updated. — New Haven: Yale University Press. — ISBN 0300072090; Prestwich, Michael (2004). «Edward I (1239–1307)». Oxford Dictionary of National Biography. Oxford: Oxford University Press. DOI:10.1093/ref:odnb/8517. Retrieved on 2009-01-15;. Prestwich Michael Plantagenet England: 1225-1360. — new. — Oxford: Oxford University Press. — ISBN 0198228449; Raban Sandra England under Edward I and Edward II. — Oxford: Blackwell. — ISBN 0631203575; Jonathan Riley-Smith The Crusades: A History. — London: Continuum. — ISBN 0826472699; Sadler John The Second Barons' War: Simon de Motfort and the Battles of Lewes and Evesham. — Barnsley: Pen & Sword Military. — ISBN 1844158314; Stubbs William (ed.) Chronicles of the Reigns of Edward I and Edward II. — London: Longman; Sutherland Donald Quo Warranto Proceedings in the Reign of Edward I, 1278-1294. — Oxford: Clarendon Press; Watson Fiona J. Under the Hammer: Edward I and the Throne of Scotland, 1286-1307. — East Linton: Tuckwell Press. — ISBN 1862320314.
[658x700]
1485
Николя Башелье (французское имя — Nicolas Bachelier)
французский архитектор, скульптор и геодезист. Создатель тулузской школы архитектуры. Родился в Тулузе. Сын итальянца. Изучал творения Микеланджело в Риме и считался одним из основателей стиля Ренессанса во Франции, в особенности в Тулузе и её окрестностях. Башелье плодотворно работал в Тулузе. К числу работ этого архитектора относится дворец Ассеза, который занимают художественное собрание фонда Бамберга и Академия цветочных игр, продолжающая поэтические традиции Клеманс Изор, ряд пышных фасадов многоэтажных особняков тулузских торговцев красителями. Ему приписывают построенный ещё до 1534 года замок Монталь около Сен-Сере, фронтоны которого при всем великолепии надворных фасадов, выполненных в стиле Ренессанса, усажены ещё готическими краббами.
[700x467]
Спроектировал и совместно с инженером Луи Прива (Louis Privat) с 1541 года руководил процессом строительства Нового моста (Pont-Neuf) в Тулузе. Эта конструкция — самая старая среди городских мостов, несмотря на название. Средства на строительство отыскал король Франциск I, обременив специальным налогом жителей Тулузы. Возведение моста в 1560 году было приостановлено из-за религиозных войн. В 1632 году, когда работы завершились, на церемонии открытия Нового моста лично присутствовал Людовик XIV. В 1539 году Башелье и его коллега Арно Казанова предложили Франциску I проект канала от Тулузы в Каркассона. Король ранее обсуждал возможность строительства такого канала с Леонардо да Винчи. Авторы проекта также предложили, возможность плавания барж по реке Гаронне или по каналу сооруженному параллельно реке, соединяющему Атлантический океан со Средиземным морем. Франциск I утвердил эти планы. Однако в связи с неточностью расчетов в проектах, они тогда не были осуществлены. Умер в Тулузе в 1556 году.
1530
Франсуа де Монморанси (французское имя — François de Montmorency)
старший сын Анна де Монморанси, коннетабля Франции, троюродный брат и зять (вследствие брака с Дианой де Шательро) короля Генриха II. Родился в Шантийи. Носил титулы герцога Монморанси, графа Даммартена, барона Шатобриана и сеньора Лиль-Адама. В молодости отличился при защите Теруана от Карла V; тогда же попал в плен к императору. Будучи вызволен из плена, отправился в Италию на помощь папе Павлу IV, где отобрал у испанцев Остию и ряд других городов. По возвращении на родину получил назначение губернатором Парижа и руку узаконенной дочери короля. В 1557—1558 годах оборонял от испанцев Пикардию и участвовал в осаде английского Кале. За свои подвиги получил звание маршала Франции (1559). После смерти Генриха II Монморанси как вождь центристской партии оказался в трудном положении. Гизы обвиняли его в неспособности угомонить парижских мятежников. Накануне Варфоломеевской ночи он оставил пост парижского губернатора и удалился из столицы, чтобы не присутствовать при убийстве своего кузена Колиньи. В 1574 году посажен в Бастилию как лидер партии «недовольных» во главе с герцогом Алансонским; в следующем году выпущен с письмом, подтверждающим его невиновность. После бастильской истории Монморанси отошёл от политики и поселился в загородном дворце в Экуане. С женой он виделся редко, а дочь Анна и сын Франсуа — умерли в юном возрасте. После его смерти в замке Экуан (депертамент Валь-д'Уаз, Франция) 6 мая 1579 года титул герцога Монморанси перешёл к брату Анри, а затем — к племяннику, Анри-младшему.
1571
Томас Ман (иногда Мэн, Мен; Thomas Mun)
английский экономист, меркантилист. Родился в Лондоне. Работал в Англии и Европе с 1620 до 1641 года. Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. «Надо продавать по возможности дёшево, лишь бы не терять сбыта…» Ман выдвинул идею, положенную в основу количественной теории денег: увеличение денег в стране находится в зависимости от торговли. В связи с этим рассматривал деньги не только как сокровище, но и как средство обращения и капитал. Богатство рассматривается в его денежной форме как запасы драгоценного металла. Как отдельный торговый капиталист пускает в оборот деньги, чтобы извлечь их с приращением, так страна должна обогащаться путём торговли, обеспечивая превышение вывоза товара над ввозом «… продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы у них покупаем…». Развитие производства рассматривается как средство расширения торговли. Ссудный процент рассматривается как зависимый от торговли, а ссудный капитал — от торгового. Ман категорически выступал против регулирования нормы ссудного процента законодательным путём. Экономическая политика, которую предлагал Т.Ман, получила в дальнейшем название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. В общем виде эта политика сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта и меры, направленные на достижение этого результата, остаются неизменными по сей день. К ним относятся: протекционистские тарифы на импортируемые товары, квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т.д. Безусловно, эти меры не могут быть реализованы без поддержки государства, именно поэтому представители как раннего, так и позднего меркантилизма считают само собой разумеющимся активное вмешательство государства в экономические процессы. Но протекционизм у Т.Мана ограничен, он не требует от правительства заменить весь импорт внутренним производством; он даже допускает косвенное стимулирование импорта, когда говорит: ...правильной политикой и выгодной для государства будет допускать, чтобы товары, изготовленные из иностранного сырья, вывозились беспошлинно. Эти производства дадут работу множеству бедного народа и сильно увеличат ежегодный вывоз таких товаров за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин...
Между прочим, из этой фразы можно сделать выводы, что поздние меркантилисты понимали, что борьба государства с рынком непродуктивна (запрет импорта нанесет больший ущерб экономике, чем открытие внутреннего рынка); что у международной торговли есть какие-то невидимые законы, более сильные, чем государственная политика (они правда не поняли, что эти законы лежат в области производства и не исследовали их); что национальные экономики развиваются по пути специализации производства; что международное разделение труда способно приносить выгоду. Умер в Лондоне 21 июля 1641 года.
Сочинения: «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией»; «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства».
Литература: Аникин А.В. Томас Ман: стратег торговли // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. — 2-е издание. — Москва: Политиздат, 1975. — Страницы 42-46. — 384 страницы. — 50 000 экземпляров; Блауг М. Ман, Томас // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — Санкт-Петербург: Экономикус, 2008. — Страницы 191-194. — 352 страницы — (Библиотека «Экономической школы», выпуск 42). — 1 500 экземпляров. — ISBN 978-5-903816-01-9; Мен Томас / Мордухович Л.М. // Мёзия — Моршанск. — Москва : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров ; 1969—1978, том 16); Мэн, Томас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.
[465x700]
1603
Джузеппе из Копертино (также известный как Иосиф из Купертино и Иосиф Купертинский)
итальянский монах-францисканец, который почитается как мистик и святой. Он, как говорится в легендах, был удивительно глуп, но при этом склонен к левитации и многочисленным экстатическим видениям, после которых он некоторое время пребывал в полной прострации. Он считается покровителем пассажиров самолётов, лётчиков, космонавтов, умственно отсталых людей, испытателей и бедных студентов. Он был канонизирован в 1767 году. Джузеппе при рождении получил имя Джузеппе Мария Деза в Копертино, Апулия, Италия. Его отец, Феличе Деза, был плотником в укреплённом городе Купертино, расположенном на полуострове Апулия, в то время являвшегося частью Неаполитанского королевства. У себя в городе он был известен как щедрый человек и часто оплачивал долги своих бедных соседей, однако при этом так же часто в результате оказывался в долгах сам. Феличе умер до рождения Джузеппе, оставив жену Франческу Панара обездоленной и беременной будущим святым. Когда ему было 17 лет, Джузеппе попытался присоединиться к ордену францисканцев-конвентуалов, но отсутствие у него образования помешало ему получить допуск. После этого он присоединился к ордену капуцинов, но был изгнан из ордена вскоре после вступления, когда его постоянные приступы экстаза доказали, что он непригоден к служению. В конце концов в начале 1620-х годов он был принят в конвентуальный францисканский мужской монастырь близ Купертино. Вскоре он был направлен на учёбу теологии, но у него не было способностей к обучению, и легенда гласит, что он изучал пристально одну маленькую часть материала, который был задан для выучивания, потому что это было всё, что он был в состоянии сделать, и молился о том, чтобы его спросили именно тот материал, который он учил. Когда он проходил проверку на рукоположение в сан диакона, епископ наугад попросил Джузеппе изложить по тексту «блаженно чрево, носившее Тебя». Он сделал это хорошо. Таким образом, он был рукоположен в сан диакона. Когда речь шла о продвижении к священству, первые кандидаты сдали экзамен так хорошо, что остальные кандидаты, и Джузеппе среди них, были приняты без экзаменов, и Джузеппе был рукоположен в священники в 1628 году. 4 октября 1630 года в городе Купертино состоялось шествие в день памяти святого Франциска Ассизского. Джузеппе участвовал в процессии, когда он вдруг взмыл в небо, где оставался парящим над толпой. Когда он опустился и понял, что произошло, ему стало настолько неловко, что он бежал в дом своей матери и спрятался там. Это был первый из многих его полётов, благодаря которым он вскоре получил прозвище «Летающий святой». Жизнь Джузеппе резко изменилась после этого инцидента. Его полёты продолжались и происходили с всё увеличивающейся частотой. Его начальство, встревоженное невозможностью контроля за полётами с его стороны, запретило ему обычные занятия, полагая, что он приведёт к слишком большому вниманию к монастырю. Джузеппе, так или иначе, не мог сдерживать себя. Услышав имена Иисуса или Марии, пение гимнов в праздник святого Франциска или во время массовых молитв, он переходил в полубессознательное состояние и парил в воздухе, оставаясь там до того, пока кто-либо вышестоящий не велел ему опуститься на землю. Самый известный полёт Джузеппе якобы произошёл во время папской аудиенции перед Римским папой Урбаном VIII. Когда он наклонился, чтобы поцеловать ноги папы, он был внезапно заполнен благоговением от созерцания викария Христа на земле и поднялся в воздух. Только тогда, когда министр-генерал ордена, который присутствовал на аудиенции, приказал ему опуститься вниз, Джузеппе смог приземлиться на пол. Среди других паранормальных явлений, связанных с Джузеппе, было, как говорят, обладание даром исцеления. Легенда гласит, что он когда-то вылечил девушку, которая страдала от серьёзного случая кори. Другая история гласит, что всё общество города, страдая от засухи, попросило Джузеппе помолиться о дожде, что он сделал с успехом. Кроме того, он посвятил себя улучшению духовной жизни своих товарищей-монахов. Не все из братьев, с которыми жил Джузеппе, были благосклонны к нему. Некоторые ругали Джузеппе за то, что он не принимал деньги и подарки, предлагаемые ему исцелёнными им людьми, особенно когда это были дворяне. Он также испытывал затруднения с одеждой в результате стремления людей, которые считали его пророком и святым, к обладанию реликвиями в виде клочков его одежды. Возможно, самым трудным временем его жизни был период, когда Джузеппе стал обвиняемым на процессе инквизиции в Неаполе. Монсеньёр Джозеф Паламолла обвинил Джузеппе в привлечении излишнего внимания ввиду его «полётов», и утверждений о том, что он творил чудеса. 21 октября 1638 года Джузеппе был вызван предстать перед инквизицией, а когда он приехал, он был задержан на нескольких недель. Джузеппе был выпущен, когда судьи не нашли в нём никакой вины. После того как он освободился от инквизиции, Джузеппе был отправлен в Сакро-Конвенто в Ассизи. Хотя Иосиф был счастлив быть рядом с могилой святого Франциска, он испытывал определённое духовное истощение. Его полёты прекратились в этот период. Через два года после его прибытия в Сакро-Конвенто Джузеппе стал почётным гражданином Ассизи и полноправным членом францисканской общины. Он жил в Ассизи ещё девять лет. В этот период Джузеппе был востребован людьми (в том числе министрами-генералами, провинциальными начальниками, епископами, кардиналами, рыцарями и светские князья), которые хотели испытать его божественное утешение. Он был рад услужить, но изоляция в изгнании ввергла его в депрессию. Верующие могли искать его, но ему не разрешили проповедовать и слышать исповеди, равно как и принимать участие в шествиях и праздниках в праздничные дни. Со временем Джузеппе привлёк огромное количество поклонников. Чтобы остановить это, папа Иннокентий X решил перевезти Джузеппе из Ассизи и поместить его в тайном месте под юрисдикцией братства капуцинов в Пьетраруббии. Джузеппе был помещён там под строгим приказом не писать письма, но он продолжал привлекать толпы людей. Это вскоре заставило перевезти его в другое место, на этот раз в Фоссомброне, что привело к немного большему успеху в деле его изоляции. Испытание его наконец закончилось, когда папа Иннокентий X умер и монахи-конвентуалы попросили вновь избранного папу Александра VII выпустить Джузеппе из изгнания и вернуть его в Ассизи. Александр VII отказался и вместо этого поместил Джузеппе в мужской монастырь в Озимо, где местным епископом был племянник Папы. Там Джузеппе было приказано жить в уединении и не говорить ни с кем, кроме епископа, генерала-викария Ордена, его товарищей, братьев и, в случае проблем со здоровьем, с доктором. Джузеппе переживал это испытание с большим терпением. Легенда гласит, что он даже не жаловался, когда брат-повар забыл принести ему какой-либо еды в его комнату в течение двух дней. 10 августа 1663 года Джузеппе заболел лихорадкой, но этот опыт наполнил его радостью. Когда его попросили молиться за своё исцеление, он сказал: «Нет, не дай Бог!» Он испытал экстаз и полёты во время своей последней мессы, которая пришлась на праздник Успения. В начале сентября Джузеппе почувствовал, что конец близок, и сказал: «Осёл уже начал подниматься в гору!» «Ослом» было его собственное тело. После получения последнего таинства, папского благословения и чтения литании Богоматери монах Джузеппе Деза из Копертино умер вечером 18 сентября 1663 года. Он был похоронен двумя днями позже в часовне Непорочного зачатия при большом скоплении людей. Джузеппе был канонизирован 16 июля 1767 года при папе Клименте XIII. В 1781 году большой мраморный алтарь в церкви Святого Франциска в Озимо был построен так, что тело святого Джузеппе было размещено под нем, и оно остаётся там до сих пор.
Литература: Marco Pappalardo, San Giuseppe da Copertino, Effatà Editrice, 2007; Giuseppe C. Mattellini, Giuseppe da Copertino. Uomo santo, Edizioni Messaggero, 2003; Bonaventura Danza, Giuseppe da Copertino, Edizioni Messaggero, 2003; Bonaventura Danza, San Giuseppe da Copertino, San Paolo Edizioni, 2003; Goffredo Sebasti, Il caso Giuseppe da Copertino, Sugarco Edizioni, 2003; Ennio De Concini, Il frate volante. Vita miracolosa di san Giuseppe da Copertino, San Paolo Edizioni, 1998; Elena Bergadano, Giuseppe da Copertino, San Paolo Edizioni, 1994; Gustavo Parisciani, San Giuseppe da Copertino, Donare Pace e Bene, 1964.

1604
Иоганн Мориц Нассау-Зигенский (немецкое имя — Johann Moritz Fürst von Nassau-Siegen)
принц Нассау-Зигенский, фельдмаршал Соединённых провинций, прозванный «бразилианцем». Представитель Нассауского дома, родился в фамильном замке в Дилленбурге. Как младший в семье он не рассчитывал унаследовать вотчины предков. Внучатый племянник Вильгельма Молчаливого, в 1621 году он поступил на голландскую службу, где служил под началом своего кузена, принца Фредерика Генриха. В 1626 году отличился при взятии Хертогенбоса. В 1636 году по рекомендации принца Фредерика Генриха Голландская Вест-Индская компания назначила Нассау-Зигена управляющим голландскими владениями в Бразилии. В начале следующего года он прибыл в Ресифе и за короткое время распространил владения голландцев на отрезок побережья от Сержипи до Сан-Луиса. Под его руководством голландцы отобрали у португальцев остров Сан-Томе, крепость Сан-Жоржи-да-Мина на Золотом берегу и город Луанда. Управление Бразилией сделало Морица одним из богатейших граждан Соединённых провинций. Он выстроил в Ресифе новый город, наречённый в его честь Маурицстадом, а в Гааге рядом с Бинненхофом возвёл собственную резиденцию — Маурицхёйс. Каспар ван Берле написал латинский трактат о бразильских владениях, а Франциск Планте воспел достижения Морица в поэме на латыни. Тем не менее его расточительность и грандиозные завоевательные планы встревожили руководство Вест-Индской компании. После неудачной экспедиции в Чили он был отозван в Европу (в 1644 году). Нассау-Зиген рассчитывал принять участие в Тридцатилетней войне, однако она вскоре кончилась, и он принял предложение курфюрста Бранденбурга стать его наместником в Юлих-Клеве-Берге. Он стал командором ордена Святого Иоанна и в 1652 году был удостоен титула имперского князя (фюрста). В 1661 году заключил оборонительный союз между Англией и Бранденбургом. Когда началась Вторая англо-голландская война, вернулся на голландскую службу и отбил вторжение мюнстерского епископа Христофора-Бернгарда фон Галена. В 1672—1674 годах сражался против Людовика XIV, особенно отличился в сражении при Сенефе. Князь Нассау-Зиген был холост и бездетен. Последние годы провёл в Клеве. Умер в Хау 20 декабря 1679 года. Знаменитый авантюрист Карл Нассау-Зиген считал себя потомком его старшего брата. Бразилец Пауло Сетубал написал о нём исторический роман.
Литература: Нассау-Зиген, Иоганн Мориц // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1607
Лакюзон (французское имя – Lacuzon; настоящее имя — Клод Прост, Claude Prost)
предводитель партизан Франш-Конте. Родился в Лонгшомуа, департамент Юра. Получил первый боевой опыт при вторжении французов в Бургундию в 1636 году, совершая набеги на французские войска из крепостей Монтегю (Montaigu) и Сен-Лоран-ла-Рош (Saint-Laurent-la-Roche), опустошая пограничные районы Бресс и Бюже (1640—1642). Во время первого похода на Франш-Конте Людовика XIV в 1668 году Лакюзон не смог организовать эффективное сопротивление, но играл важную роль в отражении второго похода. В 1673 году защищал Сален. После капитуляции города бежал в Италию, где умер в Милане 21 декабря 1681 года. Как представитель независимости своей страны он стал героем народных преданий.
1611
Иоганн Фридрих Кемниц (немецкое имя — Johann Friedrich Chemnitz)
немецкий юрист, мекленбургский историк и архивариус. Родился в Щецине. Иоганн Кемниц был сыном юриста и канцлера Померании Мартина Кемница (1561–1627). Учился в университетах Франкфурта на Одере и Ростока. В 1636 году он отправился в Нидерланды и Англию. С 1637 года несколько лет был управляющим во Франции. С 1639 года Кемниц жил в Шлезвиге. В 1642 он был назначен королевским архивариусом в Шверине. В 1648 году он стал секретарем герцогини Магдалены Сибиллы Гольштейн-Готторпской. После её брака с герцогом Мекленбурга-Гюстрова Густавом Адольфом Хемниц был назначен секретарем и архивариусом в Гюстрове. В 1667 году он был назначен протонотарием и помощником в придворном суде в Пархиме. Умер в Пархиме 11 декабря 1686 года. Он оставил обширную мекленбургскую хронику «Chronicon Megapolense», которая, среди прочего, включает в себя генеалогии мекленбургского княжеского дома. Согласно манускрипту Кемница, опубликованному после его смерти Иоганном Хюбнером в 1708 году, основатель древнерусского государства князь Рюрик был сыном бодричского князя Годлиба (Годслава, Готлейба), который погиб в войне с данами в 808 году. На хронику Кемница опирался проректор гюстровской гимназии Фридрих Томас, находивший «русские» корни в генеалогиях Мекленбурга.
Литература: Ludwig Fromm: Chemnitz, Johann Friedrich. Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 4, Duncker & Humblot, Leipzig 1876, S. 116.
[572x700]
1620
Этторе IV Пиньятелли (итальянское имя — Ettore IV Pignatelli)
6-й герцог ди Монтелеоне, гранд Испании I класса. Родился в Сенизе. Сын Фабрицио II Пиньятелли, 5-го герцога ди Монтелеоне, и Джироламы Пиньятелли, 5-й герцогини ди Монтелеоне. Великий адмирал и капитан-генерал Сицилии. Носил титулы 4-го князя ди Нойя, маркиза ди Черкьяра, графа ди Боррелло, Карония и Сантанджело. В 1670 году был пожалован в рыцари ордена Золотого руна. В 1667—1668 вице-король Арагона. Умер в Мадриде 8 марта 1674 года. Жена (1639): Джованна Тальявия д'Арагона Кортес, 5-я герцогиня ди Терранова, 6-я маркиза долины Оахаки (12 сентября 1619—7 мая 1692), дочь Диего д'Арагона Тальявия, 4-го герцога ди Терранова, и Эстефании де Мендосы, 5-й маркизы долины Оахаки. Дети: Диего Пиньятелли Тальявия д'Арагона, маркиз де Авила; Андреа Фабрицио Пиньятелли д'Арагона Кортес (25 января 1640— 27 июля 1677), 7-й герцог ди Монтелеоне, 7-й маркиз долины Оахаки. Жена (1665): Антония Пиментель-и-Бенавидес (1646—1707), дочь Антонио Альфонсо Пиментеля, герцога де Бенавенте, и Исабелы Франсиски де Бенавидес; Джеронима Пиньятелли Тальявия д'Арагона Кортес (5 марта 1644—16 ноября 1711). Муж 1) (1666): Франческо Марино Караччоло, 4-й князь д'Авеллино (1631—1674); 2) Джулио Пиньятелли, 2-й князь ди Монтекорвино, герцог ди Санто-Мауро; Джованна Пиньятелли (около 1645—). Муж: Франческо Родриго Вентимилья, маркиз ди Джераче (около 1640—); Мариана Пиньятелли д'Арагона (умерла в 1681). Муж: Хайме Франсиско Фернандес де Ихар, 5-й герцог де Ихар (умер в 1700); Стефания Пиньятелли д'Арагона (умерла 25 ноября 1667). Муж (8 сентября 1666): Фернандо де Суньига, 5-й герцог де Пеньяранда (1647—1681).
Литература: Clavigero F. S., abate. Storia antica del Messico. T. III. — Cesena: Gregorio Biasini, 1780, p. 237; Relazione dell'uficio anniversario fatto celebrare in Napoli nella Chiesa de de' SS. Apostoli de' RR. C. R. Teatini il di 28. di Novembre 1752 per Diego Pignatelli di Aragona Duca di Terranova, e Montelione dal Duca Fabrizio suo figliuolo. — Napoli: Serafino Porsile, 1753, p. 28; Williams G. L. Papal Genealogy: The Families and Descendants of the Popes. — McFarland, 2004, p. 125. — ISBN 9780786420711.
1644
Иоганн Вольфганг Франк (Franck)
немецкий композитор. Родился в Унтершванингене. Умер около 1710 года.
1656
Пауль Тимих (немецкое имя — Paul Thymich или Thiemich)
немецкий поэт. Родился в Гросенхайне. Обучался в лейпцигской школе Святого Фомы и в Лейпцигском университете. Тимих работал учителем с 1681 и до самой своей смерти в Лейпциге в 1694 году. Он также зарабатывал средства к существованию как светский и церковный поэт, писал либретто для Лейпцигской оперы и герцогского суда в городе Вайсенфельсе. Он написал поэму из одиннадцати куплетов под названием «Komm, Jesu, komm» (Приди, Иисус, приди) для Иоганна Шелле (кантора лейпцигского хора Святого Фомы с 1677 года до своей смерти в 1701 году). Поэму положил на погребальную музыку ректор школы святого Фомы, Якоб Томасиус (умер 9 сентября 1684 года). Текст поэмы был близок к стихам евангелия от Иоанна 14:6 — «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Первый и последний куплеты поэмы были использованы И.С.Бахом для его одноимённого погребального мотета «Komm, Jesu, komm!».
[491x700]
1659
Фаустино Бокки (итальянское имя — Faustino Bocchi)
итальянский художник. Сведения о жизни Фаустино Бокки неполны и противоречивы. Он родился в Брешии, в семье Джакомо и Джулии Файони. Согласно традиционным данным, Бокки обучался живописи у Анджело Эверарди по прозвищу «Фламмингино», которое тот получил за превосходное знание фламандской живописи и следование в своих картинах урокам Иеронима Босха. Эверарди описывают также как мастера трёх жанров: изображения фигур, изображения баталий и изображения дураков. По другим данным, Фаустино начинал у художника Карло Бачокки и только потом, после кончины в Бачокки в 1678 году, перешёл к Эверарди. По одним сведениям Бокки всю жизнь прожил в Брешии, по другим, выезжал во Флоренцию и какое-то время работал при флорентийском дворе (доказательством чему служат три его картины из Галереи Питти). Точно известно лишь то, что свою долгую жизнь Бокки прожил сибаритом, любившим проводить время среди приятных философских бесед под аккомпанемент арфы, на которой он сам превосходно играл. Стиль и тематика его картин сложились из разных источников. Вероятно, он был знаком с работами Иеронима Босха (гравюры с его картин были в ходу в XVII веке). Другим источником вдохновения были карикатурные рисунки его флорентийского предшественника Баччо дель Бьянко, с которыми он мог познакомиться у своего современника Пьера Леоне Гецци, и сатирические гравюры Жака Калло. В итоге Бокки создал свой оригинальный жанр, в котором он изображал лилипутов в самых комических ситуациях задолго до того, как Джонатан Свифт написал своего «Гулливера в стране лилипутов» (книга была впервые издана в 1726 году, когда Бокки было уже 67 лет). Умер в Брешия 27 апреля 1741 года. Хронологическая реконструкция его творчества крайне затруднена тем, что на картинах художника отсутствуют даты. Ему принадлежат изображения двух святых и несколько религиозных сцен из разрушенной церкви делла Пьета ди Брешия, а также небольшие квадратные картины с историями из жития Святого Бенедикта – все эти произведения исполнены в классическом стиле, но в тяжелых, тёмных тонах (эти работы, представлявшие церковный ансамбль, в своё время были разобраны и разошлись по разным коллекциям). Найденные в 1980-х годах платёжные документы позволили точно датировать одну работу Бокки – изображение святого Марка из церкви делла Карита (1726 г). Плата, полученная за неё приблизительно того же уровня, как у Пьетро Авогадро, Джузеппе Тортелли и Антонио Палья - это может свидетельствовать о том, что как исполнитель религиозных произведений Бокки не пользовался большим почётом. Несмотря на то, что Фаустино Бокки был учеником баталиста Эверарди, идентифицировать его работы в батальном жанре крайне трудно. Самую большую известность ему принесли картины с изображениями лилипутов, имевшие успех в области Венето и прославившие его. Этот жанр, ведущий своё начало из фламандской живописи, основанный на фантазии и снах, рассматривался одними, как художественное трюкачество, другими, как нечто вульгарное. Тем не менее, эти гротескные картины имели успех у богатой буржуазии. Поскольку большая часть картин Бокки находится в частных собраниях, их полный каталог не составлен до сих пор, известно лишь, что их более семидесяти. Произведения Фаустино Бокки находятся в Галерее Питти, Флоренция (три работы), в Пинакотеке Тозио Мартиненго в Брешии («Незваный гость», «Охота на цыплёнка»), в Музее Брено («Лилипуты, зажигающие огонь»), в Дирекции галерей Милана (шесть картин на разные темы), в Городском музее Падуи («Карлик в ловушке», «Больной перед Паном», «Красный попугай» и «Нападение краба»), в ГМИИ имени Пушкина, Москва ("Аллегория Вкуса", "Аллегория Слуха"), в Национальном музее, Варшава («Охота на цыплёнка», «Варка макарон», «Забота о дрозде», «Танцы карликов у реки») и во многих итальянских частных коллекциях.
Библиография: E. Calabi, La pittura a Brescia nel Seicento e Settecento, Brescia 1935, pp. XXXIII s., 11-13; G. Martin Mery, Bosch, Goya et le fantastique, Bordeaux 1957, p. 6; P. Bautier, Faustino Bocchi peintre de nains, in La Revue belge d'archéol. et d'hist. de l'art, XXVIII (1959), pp. 205-209; G. B. Carboni, Not. istor. delli pittori, scultori ed architetti bresciani, a cura di C. Boselli, Brescia 1962, pp. 16, 23, 39; B. Passamani, La pittura dei secc. XVII e XVIII, in Storia di Brescia, III, Brescia 1964, pp. 621-623; M. Olivari, Faustino Bocchi e l'arte di figurar pigmei. 1659-1741. Jandi Sapi, Milano, 1990.
[569x700]
1660
Ян ван Мирис (нидерландское имя — Jan van Mieris)
нидерландский художник эпохи барокко. Родился в Лейдене. Ян ван Мирис был старшим сыном художника Франца ван Мириса Старшего. Изучал живопись под руководством своего отца, в также живописца Герарда де Лересса. В молодости Ян часто болел, что отражалось на его занятиях. В 1686—1687 годах художник совершает путешествие по Германии и затем — во Флоренцию, где он, благодаря знакомству великого герцога Тосканского Козимо III Медичи с Мирисом Старшим, получает наиболее выгодные заказы. Отсюда Ян ван Мирис отправляется в Рим, где его работы были хорошо известны и высоко ценились. В Риме его болезни вновь обострились. Художник продолжал по-прежнему рисовать в те моменты, когда ему становилось лучше — вплоть до самой своей смерти, последовавшей в Риме 17 марта 1690 года. Ян ван Мирис — старший брат художника Виллема ван Мириса.
[521x700]
1667
Робер Леврак де Турньер ( французское имя — Robert Levrac-Tournières)
французский художник, мастер барочного портрета времён Людовика XV. Родился в Иф (Нормандия, Франция), в семье гравера. Учился живописи под руководством Лукаса Делахае, Бон Булоня Старшего и Гиацинта Риго. В 1702 за выполненные им портреты художников Пьера Мосниера и Мишеля Корнеля был принят в парижскую Королевскую академию живописи и скульптуры в качестве художника-портретиста. Назначенный помощником профессора Академии в 1737 году, он с успехом выставился в Салоне 1742 года. В 1749 году вернулся из Парижа на родину и остановил занятия живописью. Умер в Кане (Нормандия, Франция) 18 мая 1752 года. Автор многочисленных портретов. Заимствовал из голландской живописи тип портрета малого формата, на котором модель представлена в интерьере, а все детали проработаны тщательно и тонко, с совершенным позиционированием и элегантностью драпировки.
1672
Шарлотта Доротея София Гессен-Гомбургская (немецкое имя — Charlotte Dorothea Sophie von Hessen-Homburg)
принцесса Гессен-Гомбургская, в замужестве герцогиня Саксен-Веймарская. Родилась в Касселе. Шарлотта — старшая дочь ландграфа Фридриха II Гессен-Гомбургского, знаменитого «Принца Гомбургского», и его второй супруги Луизы Елизаветы Курляндской, дочери герцога Якоба Кетлера. 4 ноября 1694 года в Касселе Шарлотта вышла замуж за герцога Саксен-Веймара Иоганна Эрнста III, у которого уже было пятеро детей от первого брака. Супруг Шарлотты, страдавший алкоголизмом, фактически был отстранён от дел в герцогстве его братом Вильгельмом Эрнстом. Шарлотта пережила своего мужа на 31 год. Вдова проживала в амте Хардислебен. В 1702-1704 годах по желанию Шарлотты в Веймаре был построен так называемый Жёлтый дворец. Опека над сыном Шарлотты Иоганном Эрнстом IV была поручена его дяде герцогу Вильгельму Эрнсту. Шарлотта взяла на себя заботу о сыне, страдавшем от опухоли и умершем в 18 лет. Умерла в Веймаре 29 августа 1738 года. В браке у Шарлотты родилось четверо детей, из которых только один ребёнок пережил отца: Карл Фридрих (1695—1696); Иоганн Эрнст IV (1696—1715), герцог Саксен-Веймарский; Мария Луиза (1697—1704); Кристиана София (1700—1701).
Литература: Karl Helmrich: Geschichte des Grossherzogthums Sachsen-Weimar-Eisenach für Schule und Haus S. 106; Johann Samuel Ersch: Allgemeine Encyclopädie der Wissenschaften und Künste in alphabetischer … S. 260.
[491x699]
1682
Карл XII (Король Карл, Александр Севера, Карл - Железная Башка; Karl XII, Carolus Rex, Demirbas Sarl)
король Швеции (5 апреля 1697 - 30 ноября 1718), полководец, потративший большую часть своего царствования на продолжительные войны в Европе. Помня о своем нелегком детстве, отец Карла постарался дать сыну хорошее образование и рано стал привлекать его к государственным делам. Несмотря на то, что на момент смерти отца Карлу было всего 15 лет, он настоял на том, чтобы его признали совершеннолетним. В 1697 г., когда Карл стал королем, Европа находилась на пороге войны за Испанское наследство. Против Швеции образовалась коалиция в составе Дании, Польши и России. Однако стоило Карлу форсировать Зунд и осадить Копенгаген, как датчане капитулировали и 18 августа 1700 г. подписали Травендальский мир. Надо заметить, что, выступив в поход, Карл больше так и не вернулся в Стокгольм. Все последующие годы он управлял Швецией через посланников. Из-под Копенгагена Карл перебросил войска в Балтийские провинции против русской армии Петра I, осаждавшей Нарву. Несмотря на четырехкратное численное преимущество русских, 19 ноября Карл одержал над ними победу. Отказавшись от преследования Петра I, Карл двинулся на Польшу, где застрял на целых пять лет. Все же ему удалось изгнать короля Августа II и посадить на польский трон своего ставленника Станислава Лещинского, но тем самым он дал время Петру I оправиться после Нарвы. Тому удалось отбить у Швеции Ливонию и основать на берегу Балтийского моря Санкт-Петербург, куда из Москвы была перенесена столица. Осенью 1707 г Карл двинулся против России, надеясь объединиться с казачьим гетманом Мазепой и перезимовать на юге Украины. Однако незадолго до этого Мазепа был низложен в результате переворота, организованного Петром, и бежал к Карлу с небольшим отрядам. Русские войска применяли тактику "выжженой земли". Вскоре им удалось напасть на обоз шведской армии и захватить его. Карлу пришлось провести тяжелую зиму 1708-1709 гг., понеся серьезный урон в людях и лошадях. Наконец 8 июля 1709 г. под осажденной шведами Полтавой состоялось генеральное сражение. Полководческий талант Карла не смог компенсировать превосходство русских в людях и пушках. Шведы были наголову разбиты, а Карл бежал в Турцию. Со свитой в несколько сот человек Карл расположился в Бендерах. Турки поначалу приняли его благосклонно, но Карл начал подталкивать султана Ахмеда III к войне с Россией, но тот, утомленный назойливостью шведского короля, приказал арестовать его. 12 февраля 1713 г. между отрядом Карла и войском султана произошло настоящее побоище (так называемый "калабалык"), в результате которого Карл был взят под стражу и препровожден в Адрианополь. Там на протяжении десяти месяцев Карл пролежал в постели, не вставая с нее, надеясь, что турки переменят решение и нападут на Россию. За свою назойливость Карл получил от турков прозвище "Демирбаш Шарл", т.е. "Карл - Железная Башка". Так ничего и не добившись, Карл бежал из плена. В парике, с паспортом на чужое имя за 16 дней он добрался кружным путем, минуя Пруссию и Саксонию, до Штральзунда. Шведская армия находилась в плачевном состоянии. Отстоять город не удалось. 24 декабря 1715 г. город капитулировал, а вскоре за этим Швеция потеряла и остальные владения в Северной Германии. Последние годы жизни Карл провел, готовясь к отражению нападения со стороны Дании и России, а также дважды нападал на Норвегию. Во время одного из походов он был убит шальной пулей при осаде крепости Фредрикстен 30 ноября 1718 года. Впрочем, обстоятельства его гибели довольно туманны, и долгое время ходили слухи, что он был намеренно убит кем-то из своих людей. Карл XII был одним из самых видных полководцев в истории. Избегая алкоголя и женщин, он прекрасно чувствовал себя на поле боя и в походе. По оценкам современников, он очень мужественно переносил боль и лишения и умел сдерживать свои эмоции. Король привел Швецию к вершине могущества, обеспечив огромный престиж государственной власти через свои блестящие военные кампании. Однако его честолюбивое вторжение в Россию, которая была поддержана восстановившейся антишведской коалицией, принесло Швеции поражение и лишило её статуса великой державы.
Литература: Bengtsson F.G. The Life of Charles XII, King of Sweden, 1697—1718. — Stockholm, 1960; Haintz О. König Karl XII. von Schweden. 3 Bände. — Berlin: De Gruyter, 1951; Hatton R.Charles XII of Sweden. — London, 1968; Григорьев Б.Н. Карл XII, или Пять пуль для короля. Москва : Молодая гвардия, 2006. 547 страниц, иллюстрации. (Жизнь замечательных людей; Выпуск 1198 (998)). ISBN 5-235-02910-0, 5000 экземпляров
[545x700]
1691
Джованни Паоло Панини (итальянское имя — Giovanni Paolo Panini)
знаменитый итальянский художник и зодчий, известный своими работами в жанре городского пейзажа — «ведуты» (перевод с итальянского - виденная). В юношестве Панини учился в своём родном городе Пьяченце, под предводительством Джузеппе Натали (Giuseppe Natali) и Андреа Галуцци (Andrea Galluzzi), а чуть позже, под руководством театрального художника Франческо Галли-Бибьена (Francesco Galli-Bibiena). В 1711 он переехал в Рим, где он обучался художественному рисунку с Бенедетто Лути, и достиг известности своими работами по декорированию дворцов, включая Villa Patrizi (1719—1725), Palazzo de Carolis (1720) и Римской семинарии (1721—1722). В 1719 Панини был принят в Congregazione dei Virtuosi al Pantheon и стал преподавать в Риме в Академии Святого Луки (Accademia di San Luca) и во Французской академии (Académie de France), где повлиял на творчество Жан Оноре Фрагонара. С 1754 он работал главой (principal) Академии Святого Луки. Панини умер в Риме 21 октября 1765-го года. Как художник, Панини больше всего известен своими картинами достопримечательностей Рима, в которых большое внимание он уделял его античности. Самые известные его работы — интерьер Пантеона и рисунки картинных галерей видов Рима в стиле ведута. Большая часть его работ, в особенности пейзажи руин, имеют особенную и причудливую атмосферу с нереальной красотой интерьеров и декораций, которые характеризуют уникальный стиль каприччио. Он также известен своими портретами известных людей, включая самого Папу Бенедикта XIV. В студии Панини с ним вместе работали Юбер Робер и его сын Франческо Панини. Стилистика его работ оказала заметное влияние на других ведутистов, таких как Антонио Джоли, Каналетто и Бернардо Беллотто, который пытался добиться популярности рисуя «открытки» с видами Италии. Галерея: Собор Святого Петра со входа; Картинная галерея с видами античного Рима; Картинная галерея с видами современного Рима (1759); Интерьер Пантеона.
Литература: Arisi Ferdinando Gian Paolo Panini e i fasti della Roma del '700. — 1986. — ISBN 8870030164.
1699
Франсуа-Александр Обер де Ла-Шене де Буа (французское имя — François-Alexandre Aubert de La Chenaye des Bois)
французский литератор, составитель компиляций и справочников (полиграф). Сын Пьера де Ла-Шене-Обера, сборщика пошлин в Эрне, и Анны Рише. По-видимому, его семья была не благородного происхождения. Обучался в Кане. После смерти отца семья оказалась в бедственном положении, Франсуа-Александр постригся в монахи, и под именем Атаназа Авраншского вступил в орден капуцинов, что позволяло ему продолжать в монастыре в Эврё свои литературные занятия, при этом не порывая со светскими знакомыми. Не чувствуя призвания к религии, он через некоторое время сбежал из монастыря, и поселился в Париже под именем господина де Сен-Марка, женившись на некоей Пикено де Лакруа. Через десять лет Обер де Ла-Шене, уже имевший нескольких детей, был разоблачен, как беглый монах, арестован по приказу парижского архиепископа, и провел год в заключении в монастыре Сен-Лазер, где продолжал литературную работу и писал жалобы властям. Архиепископ собирался вернуть его в Эврё, но заступники убедили министра полиции Морепа в 1747 году выслать Обера де Ла-Шене из страны, при условии, что тот расстанется с женой, которой было приказано оставаться в Париже. Перебравшись в Амстердам, Обер де Ла-Шене вел трудную жизнь профессионального литератора, большей частью бедствовал и умер в нищете в парижском госпитале. Подробности его жизни известны плохо, но расставание с незаконной женой, вероятно, не было окончательным, поскольку власти при Старом режиме обычно закрывали глаза на подобные правонарушения. За несколько десятилетий напряженной литературной деятельности Обер де Ла-Шене выпустил значительный объем печатной продукции, далеко не всегда отличавшейся качеством. В основном, он работал в модном жанре комментариев к произведениям популярных авторов, а как литературный компилятор прославился составлением словарей по различным отраслям знаний. Наиболее известным его сочинением является «Словарь дворянства», вышедший в Париже в 1757—1765 в 7 томах под инициалами M. D. L. C. D. B. Второе издание, дополненное Жаком Бадье (15 томов, 1780—1786), является библиографической редкостью, поскольку большая часть экземпляров погибла во время революции. Третье было выпущено в 1863—1876 в 19-ти томах издательством братьев Шлезингеров, а четвертое (факсимильное) вышло в Париже в 1980 в 10-ти томах (ISBN 9782701302843). Словарь представляет собой компиляцию сведений из различных печатных источников по истории и генеалогии, в значительной степени основан на капитальной «Генеалогической и хронологической истории королевского дома Франции и высших сановников короны» отца Ансельма, намного уступает в качестве сочинениям профессиональных генеалогов, вроде Андре Дюшена, работавших непосредственно с документами, и содержит немало ошибок, но значительно превосходит прочие подобные сборники по охвату материала. Как журналист, Обер де Ла-Шене каждый понедельник присылал из Амстердама генерал-лейтенантам королевской полиции Фейдо де Марвилю, а затем Берье, свой еженедельный журнал Les Lettres hollandaises, добавляя к печатному изданию новости, написанные от руки. Взамен чиновники должны были оказывать финансовую помощь его жене, официально именовавшейся «сестрой». Алчный Берье присваивал себе большую часть дохода от публикации, выплачивая даме лишь незначительные суммы. Умер в Париже 19 ноября 1784 года.
Публикации: Correspondance historique, philosophique et critique pour servir de réponse aux Lettres juives. — La Haye: Van Dole, 1737—1738, 3 vol; Lettre a Madame la Comtesse D*** pour servir de supplément à l'Amusement philosophique sur le langage des bêtes. — P.: F. Merigot, 1739; L'astrologue dans le puits, à l'auteur de la nouvelle astronomie du Parnasse. — P., 1740, in-12; Lettres amusantes et critiques sur les romans en général, anglais et français, tant anciens que modernes. — P.: Gissey, 1743; Lettre à M.le marquis de… sur le mérope de M. de Voltaire, 1743; Le Parfait Cocher ou l'art d'entretenir et de conduire un équipage à Paris et en campagne avec une instruction aux cochers sur les chevaux de carrosse et une connaissance abrégée des principales maladies auxquelles les chevaux sont sujets, (par le duc de Nevers), 2e édition. — P. Mérigot, 1744; Lettres critiques avec des songes moraux, sur les songes philosophiques de l'auteur des Lettres Juives. — Amsterdam, 1745; Dictionnaire militaire ou recueil alphabétique de tous les termes propres à la guerre sur ce qui regarde la tactique, le génie, l'artillerie, la subsistance des troupes, la marine. — P.: David et Gosey, 1745—1746, 3 volumes; Egger, Dresde: Walter, 1750; Supplément, tomes 5 et 6, P., 1759; Dictionnaire des aliments, vins et liqueurs. P., 1750; Dictionnaire universel d’agriculture et de jardinage, de fauconnerie, chasse, pêche, cuisine et manège, en deux parties : La première, enseignant la maniere de faire valoir toutes sortes de Terres, Prés, Vignes, Bois ; de cultiver les Jardins potagers, fruitiers, à fleurs, & d’ornement ; de nourrir, élever, & gouverner les Bestiaux & la Volaille ; avec une explication des Plantes, Arbrisseaux, Arbustes, & Arbres qui croissent en Europe. La seconde, donnant des règles pour la Volerie, la Chasse & la Pêche, & des remedes pour les Oiseaux de Fauconnerie, les Chevaux, & les Chiens de chasse dans leurs maladies. — P.: David le Jeune, 1751, 2 vol. in-4°; Éléments de l'art militaire par d'Héricourt, 1752—1758, 6 vol; Almanach des corps des marchands et des communautés du royaume, Paris, N.-B. Duchesne, 1753-, in-24; Ordre naturel des Oursins de mer et fossile avec des observations sur les piquants des Oursins de mer et quelques remarques sur les Belermites ; traduction de l'ouvrage de Th. Klein. — P., 1754; Doutes ou observations de Th. Klein sur le système de Linnoeurs, avec des remarques sur les crustacés, sur les animaux qui ruminent et sur la vie de l'homme comparée avec celle des animaux ; traduction de cet ouvrage. — P., 1754; Système naturel du règne animal par classes, familles, ordres, etc. — P., 1754, 2 vol. in-8°; Étrennes militaires, 1755—1759; Dictionnaire généalogique, héraldique, chronologique et historique, contenant l'origine et l'état actuel des premières maisons de France, des maisons souveraines et principales de l'Europe ; les noms des provinces, villes, terres, … érigées en principautés, duchés, marquisats, comtés, vicomtés et baronneries ; les maisons éteintes qui les ont possédées, celles qui par héritage, alliance ou achat ou donation du souverain les possèdent aujourd'hui, les familles nobles du royaume et les noms et les armes dont les généalogies n'ont pas été publiés par M. D. L. C. D. B. — P.: Duchesne, 1757—1765; Œuvres militaires dédiées au prince de Bouillon, Charleville : Thézin. — P.: veuve David, 1757; Dictionnaire militaire portatif contenant tous les termes propres à la guerre sur ce qui regarde la tactique, le génie, l'artillerie, la substance, la discipline des troupes et la marine, Gisey, 1758 ; 2è édition. — P.: Duchesne, 1759; Dictionnaire raisonné universel des animaux, ou le règne animal, consistant en quadrupèdes, cétacés, oiseaux, reptiles, poissons, insectes, vers, etc.. — P.:C.-J.-B. Bauche, 1759, 4 vol. in-4°; Le Calendrier des Princes et de la Noblesse de France contenant l'État actuel des maisons souveraines, princes et seigneurs de l'Europe. — P.: Veuve Duchesne, 1762 et années suivantes; Dictionnaire domestique portatif, contenant toutes les connoissances relatives à l’œconomie domestique et rurale, où l’on détaille les différentes branches de l’agriculture, la manière de soigner les chevaux, celle de nourrir et de conserver toute sorte de bestiaux, celle d’élever les abeilles, les vers-à-soie, et dans lequel on trouve les instructions nécessaires sur la chasse, la pêche, les arts, le commerce, la procédure, l’office, la cuisine…, par une Société de gens de lettres. — P.: Vincent, 1762—1764, 3 vol. in-8°. 2e éd. revue et corrigée, . — P.: Lottin le jeune, 1769, 3 vol. in-8°; Étrennes de la noblesse ou État actuel des familles nobles de France et des maisons et princes souverains de l'Europe. — P.: Des ventes de la Doué, 1772—1780; Dictionnaire historique des mœurs, usages et coutumes des Français, contenant aussi les établissements, fondations, époques, progrès dans les sciences et dans les arts et les faits les plus remarquables arrivés et intéressants depuis l'origine de la monarchie jusqu'à nos jours. — P.: Vincent, 1767, 3 vol; Dictionnaire historique des antiquités, curiosités et singularités des villes, bourgs et bourgades de France, 1769, 3 vol; État de la Noblesse, Année 1781. — P.: Onfroy, Lamy, 1781;
Литература: Aubert de La Chesnaye des Bois (François-Alexandre) // Nouvelle Biographie générale. T. III. — P.: Firmin Didot frères, 1853., col. 568.