• Авторизация


16 июня родились... 16-06-2025 04:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Henri_Lefebvre_1971 (565x700, 118Kb)
1901
Анри Лефевр (французское имя — Henri Lefebvre)
французский социолог и философ, теоретик неомарксизма. Известен как, один из первопроходцев в критике повседневной жизни, критиковал сталинизм, экзистенциализм и структурализм. Автор концепции «право на город». За свою плодотворную карьеру Лефевр написал более шестидесяти книг и трёхсот статей. Родился в коммуне Ажетмо, департамент Ланды, Франция. Изучал философию в Сорбонне и закончил её в 1920 году. К 1924 году Лефевр работал с Полем Низаном, Норбертом Гутерманом, Жоржем Фридманом, Жоржем Политцером и Пьером Моранж в философской группе, стремившейся к «философской революции». Это привело их к контакту с сюрреалистами, дадаистами и другими группами, прежде чем они перешли к Французской коммунистической партии (ФКП). Позже Лефевр занял должность профессора в Прив (Ардеш), где оживил местную коммунистическую ячейку. Под угрозой увольнения после участия в демонстрации против политика Андре Тардье, он был автоматически переведен в 1931 году в Монтаржи (Луаре), где преподавал до войны. В 1935 году он был избран муниципальным советником из списка (меньшинства) антифашистских подразделений. Лефевр вступил в ФКП в 1928 году и стал одним из самых выдающихся французских марксистских интеллектуалов во второй четверти 20-го века, прежде чем присоединиться к французскому Сопротивлению. В 1930—1940 годах — работает профессором философии, после немецкой оккупации Франции — в рядах Сопротивления. С 1944 по 1949 год он был директором «Radiodiffusion Française» — французской радиовещательной компании в Тулузе. Среди его работ был очень влиятельный, антисталинистский текст по диалектике под названием «Диалектический материализм» (1940). Эта работа была одобрена и позаимствована философом Жан-Полем Сартром в книге «Критика диалектического разума» (1960). Семь лет спустя Лефевр опубликовал свой первый том «Критики повседневной жизни», в котором Лефевр анализирует мифологию «частной», «приватной» жизни в буржуазном обществе и показывает, как она связана с отчуждением. Эта работа имеет большое влияние на теоретические разработки ситуационистов (Ги Дебор, Рауль Ванейгем) и авангардистов из движения «КоБрА». Во время тридцатилетнего пребывания Лефевра в ФКП, он был выбран для публикации критических атак на оппозиционных теоретиков, особенно экзистенциалистов, таких как Сартр, бывший коллега Лефевра Низан. По иронии судьбы он перешел от того, что служил основным интеллектуалом для ФКП, к тому, чтобы стать одним из самых важных критиков политики ФКП во Франции (например, из-за отсутствия мнения об Алжире и, в более общем плане, из-за продолжения сталинистского курса в партии) и одного из интеллектуальных направлений в партии (то есть структурализма, особенно работ Луи Альтюссера). В 1958 году Лефевра исключают из ФКП, откуда он уходит в ситуационизм. В 1963 году его исключают из Ситуационистского Интернационала. В творчестве Лефевра присутствуют переклички с идеями Франкфуртской школы и французской историографической школы «Анналы» (Люсьен Февр, Марк Блок, Фернан Бродель). В 1960 году Лефевр подписал манифест 121 о праве на восстание в алжирской войне, был одним из сторонников Движения против атомного вооружения при его создании. В 1961 году Лефевр стал профессором социологии в Страсбургском университете, а в 1965 году перешел в преподавательский состав нового университета в Нантере. Он был одним из самых уважаемых профессоров, оказал влияние на майские события 1968 года во Франции и проанализировал их. Лефевр представил концепцию права на город в своей книге 1968 года «Право на город» (публикация книги предшествовала майским событиям 1968 года, которые произошли во многих французских городах). После публикации этой книги Лефевр написал несколько влиятельных работ о городах, урбанизме и пространстве, в том числе «Производство пространства» (1974), которая стала одной из самых влиятельных и цитируемых работ по теории города. К 1970 году Лефевр также опубликовал несколько первых критических высказываний о работах постструктуралистов, особенно Мишеля Фуко. В последующие годы он был вовлечен в редакционную группу Arguments, Нового левого журнала, который в значительной степени помог французской общественности ознакомиться с центральноевропейским ревизионизмом. Лефевр умер в коммуне Наваррен, департамент Приморские Альпы, Франция, 29 июня 1991 года. В своем некрологе журнал «Radical Philosophy» отдал должное его долгой и сложной карьере и влиянию:
«Самый плодовитый из французских интеллектуалов-марксистов умер в ночь с 28 на 29 июня 1991 года, менее чем через две недели после своего девяностолетия. За свою долгую карьеру его работы несколько раз входили и выходили из моды и оказали влияние на развитие не только философии, но и социологии, географии, политологии и литературной критики.»
Критика повседневной жизни
Одним из наиболее важных вкладов Лефевра в социальную мысль является идея «критики повседневной жизни», которую он впервые выдвинул в 1930-х годах. Лефевр диалектически определял повседневную жизнь как пересечение «иллюзии и истины, силы и беспомощности; пересечение сектора, который человек контролирует, и сектора, который он не контролирует», и именно здесь происходит постоянно преобразующий конфликт между разнообразными специфическими ритмами: полиритмическими связками естественных ритмов организма, физиологическими (естественными) ритмами и социальными ритмами. Хотя эта тема фигурировала во многих работах Лефевра, наиболее ярко она была изложена в его одноименном трехтомном исследовании, которое выходило отдельными частями с разницей в десятилетия в 1947, 1961 и 1981 годах. Лефевр утверждал, что повседневная жизнь была слаборазвитым сектором по сравнению с технологией и производством, и более того, в середине 20-го века капитализм изменился таким образом, что повседневная жизнь была колонизирована - превращена в зону чистого потребления. В этой зоне повседневности (скуки), разделяемой всеми членами общества, независимо от класса или профессии, самокритика повседневных реалий скуки в сравнении с социальными обещаниями свободного времени и досуга может привести к тому, что люди поймут, а затем революционизируют свою повседневную жизнь.Это было важно для Лефевра, потому что в повседневной жизни он видел, как капитализм выживает и воспроизводит сам себя. Без революционизирования повседневной жизни капитализм продолжал бы снижать ее качество и препятствовать реальному самовыражению. Критика повседневной жизни имела решающее значение, потому что только через развитие условий человеческой жизни — а не абстрактный контроль над производительными силами — люди могли достичь конкретного утопического существования. Работа Лефевра о повседневной жизни оказала большое влияние на французскую теорию, особенно на ситуационистов, а также на политику (например, на восстание в мае 1968 года). Третий том оказал влияние на ученых, пишущих о цифровых технологиях и информации в наши дни, поскольку в нем есть раздел, подробно посвященный этой теме.
Производство общественного пространства
Лефевр посвятил большую часть своих философских работ пониманию важности (производства) пространства в том, что он называл воспроизводством общественных производственных отношений. Эта идея является центральным аргументом в книге «Выживание капитализма», написанной как своего рода прелюдия к «Производству пространства» (1974). Эти работы оказали глубокое влияние на современную теорию города, главным образом в рамках географии человека, как видно из текущих работ таких авторов, как Дэвид Харви, Долорес Хейден и Эдвард Соджа, а также в современных дискуссиях вокруг понятия пространственной справедливости. Лефевр широко известен как марксистский мыслитель, который значительно расширил сферы применения марксистской теории, охватив повседневную жизнь и современные значения и последствия урбанизации в западном мире на протяжении всего 20-го века. Развитие промышленности и ее отношение к городам (которое, рассматривается в «Марксистской и городской жизни»), право на город и городская революция были темами работ Лефевра в конце 1960-х годов, которые касались, среди прочего, глубокой трансформации «города» в «городское», кульминацией которого стала его вездесущность («полная урбанизация общества»).
Вкладом Лефевра в социологию явилось смещение его фундамента с проблемы времени на проблему пространства.
«Современная диалектика больше не скреплена с историчностью и историческим временем, или с временным механизмом подобным «тезис-антитезис-синтез»… Это следовательно что-то новое и парадоксальное: диалектика больше не скреплена с темпоральностью. Следовательно отвержение гегелевской историчности не должно рассматриваться как критика диалектики.»
Лефевр утверждает, что существуют различные способы производства пространства (т.е. спатиализация) от естественного пространства («абсолютного пространства») к более сложным пространствам и потокам, значение которых создается социальным способом (т.е. социальное пространство). Лефевр анализирует каждый исторический способ как трехчастную диалектику между повседневными практиками и восприятиями (воспринимаемым), представлениями или теориями пространства (разработанным) и пространственным воображением времени (жилым). Аргумент Лефевра в «Производстве пространства» заключается в том, что пространство - это социальный продукт или сложная социальная конструкция (основанная на ценностях и социальном производстве смыслов), которая влияет на пространственные практики и восприятия. Этот аргумент подразумевает смещение исследовательской перспективы с пространства на процессы его производства; охват множества пространств, которые социально производятся и становятся продуктивными в социальных практиках и акцент на противоречивом, конфликтном и, в конечном счете, политическом характере процессов производства пространства. Будучи марксистским теоретиком (но крайне критически относящимся к экономическому структурализму, доминировавшему в академическом дискурсе его периода), Лефевр утверждает, что это социальное производство городского пространства является фундаментальным для воспроизводства общества, а следовательно, и самого капитализма. Общественным производством пространства управляет класс-гегемон как инструментом для воспроизведения своего господства. Такая теория позволяет демистифицировать пространство продуцируемое капитализмом (как форму идеологии, которая проявляет себя в организации как социально-телесных практик, так и в организации жизненного пространства) через анализ его структуры, а также норм и ценностей, благодаря которым эта структура создается и воспроизводится. Лефевр утверждал, что каждое общество — и, следовательно, каждый способ производства — создает определённое пространство, свое собственное пространство. Город Древнего мира нельзя понимать как простое скопление людей и вещей в пространстве — у него была своя пространственная практика, создававшая свое собственное пространство (которое было подходящим для себя — Лефевр утверждает, что интеллектуальный климат города в Древнем мире был очень сильно связан с общественным производством его пространственности). Тогда, если каждое общество создает свое собственное пространство, любое «социальное существование», стремящееся быть или объявляющее себя реальным, но не создающее своего собственного пространства, было бы странной сущностью, очень своеобразной абстракцией, неспособной вырваться за пределы идеологических или даже культурных сфер. Опираясь на этот аргумент, Лефевр критиковал советских градостроителей на том основании, что они не смогли создать социалистическое пространство, просто воспроизведя модернистскую модель городского дизайна:
«Измени жизнь! Измени общество! Эти идеи полностью теряют свой смысл без создания соответствующего пространства. Урок, который следует извлечь из советских конструктивистов 1920-х и 30-х годов и их провала, заключается в том, что новые социальные отношения требуют нового пространства, и наоборот.»
Критика
В своей книге «Городской вопрос» Мануэль Кастельс критикует марксистский гуманизм Лефевра и его подход к городу под влиянием Гегеля и Ницше. Политическая критика Кастельсом подхода Лефевра к марксизму перекликалась со школой структуралистского марксизма Луи Альтюссера, непосредственным критиком которой был Лефевр.
Сочинения: Critique de la vie quotidienne, ., 1947; Problemes actuels du marxisme, ., 1958; Introduction a la modernité, P., 1962; Le langage et la société, P., 1966; Sociologie de Marx, P., 1966. Литература: Борев Ю., Против ревизионизма в эстетической теории, "Иностранная литература", 1958, № 4; Давыдов Ю.Н., А.Лефевр и его "концепция отчуждения", "Вопросы философии", 1963, № 1; Быховский Б., "Итог и остаток" или баланс ренегата, там же, 1964, № 7; Seve L. Н., Lefebvre et la dialectique chez Marx, " nouvelle critique", 1958, № 94; его же, difference, (.), 1960; Лефевр А. Производство пространства / Перевод с французского И.Стаф. — Москва: Strelka Press, 2015. — 432 страницы. — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-906264-41-1.

[497x700]
1901
Павел Павлович Полубояров
командир 4-го гвардейского Кантемировского ордена Ленина Краснознамённого танкового корпуса 1-го Украинского фронта, гвардии генерал-лейтенант танковых войск. Родился в городе Тула, в семье кустаря-ремесленника. Русский. Окончил городское училище. Работал учётчиком, затем разнорабочим на одном из заводов в Туле. В 1917-1918 годах был членом правления и заведующим трудовыми дружинами в городе Тула. В ноябре 1919 года добровольно вступил в Красную Армию. В 1920 году окончил Тульские пехотные командные курсы и в том же году - Школу высшего командного состава автоброневых частей. С октября 1920 по октябрь 1922 года – командир тяжёлого танка в составе 6-го отдельного танко-автоброневого отряда. Участник подавления восстаний на Южном Урале. Один из первых командиров-бронетанкистов. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1920 года. С октября 1922 по сентябрь 1926 года – учился в Военно-броневой школе в городе Петроград (Ленинград), с сентября 1926 по октябрь 1927 года – командир взвода в 3-м автомотополку в городе Харьков, с октября 1927 по декабрь 1929 года – командир учебного взвода бронемашин 12-го автоброневого дивизиона в городе Бердичев; с декабря 1929 по апрель 1931 года – командир автоброневого дивизиона в 45-й стрелковой дивизии в городе Киев. С апреля по ноябрь 1931 года учился на курсах в городе Казань. С ноября 1931 по май 1932 года – начальник штаба учебно-танкового полка в городе Киев. С мая 1932 по ноябрь 1934 года – в штабе Украинского военного округа: помощник начальника сектора боевой подготовки автобронетанковых войск, начальник 1-го сектора автобронетанковых войск. С ноября 1934 по ноябрь 1938 года – слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина. С ноября 1938 по июнь 1940 года – начальник автобронетанковых войск Забайкальского военного округа. Участник боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году. С июня 1940 по январь 1941 года – заместитель командующего 17-й армии Забайкальского военного округа, одновременно с ноября 1940 по январь 1941 года – учился на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба РККА. С января по март 1941 года – начальник автобронетанкового управления Ленинградского военного округа, с марта по июнь 1941 года – начальник автобронетанкового управления Прибалтийского Особого военного округа. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С июня 1941 по март 1942 года – начальник автобронетанковых войск Северо-Западного фронта, с марта по август 1942 года – заместитель командующего Калининским фронтом по танковым войскам. 7 августа 1942 года по личной просьбе назначен командиром 17-го танкового корпуса, который вошёл в состав Воронежского, а затем Юго-Западного фронтов. Танкисты этого корпуса решительно отражали все удары фашистских войск, обескровели отборные части противника и вместе с другими соединениями отстояли Воронеж. В декабре 1942 года корпус под командованием П.П.Полубоярова участвовал в наступлении наших войск на Среднем Дону (Среднедонская наступательная операция) и особенно успешно действовал на стыке двух фронтов, совершил прорыв в тыл противника и нанёс удар на поселок городского типа Кантемировка. Посёлок и железнодорожная станция были освобождены от фашистов 19 декабря 1942 года ударом танковых бригад с трёх сторон одновременно. Особенно ошеломил врага удар с тыла. Наши танкисты перекрыли железнодорожный путь, по которому фашисты подтягивали резервы. Это была победа. За этот подвиг корпус получил почётное наименование «Кантемировский», а 27 января 1943 года переименован в 4-й гвардейский Кантемировский танковый корпус. В июле 1943 года корпус генерала П.П.Полубоярова участвовал в составе 27-й армии Степного (с июля Воронежского) фронта в сражении на Орловско-Курской дуге. Действуя на Белгородско-Харьковском направлении, освобождал города и сёла Украины. С декабря 1943 по 14 января 1944 года корпус в составе 60-й армии 1-го Украинского фронта участвовал в Житомирско-Бердичевской операции. В 1944-1945 годах – в Проскурово-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года), Львовско-Сандомирской (13 июля – 29 августа 1944 года), Карпатско-Дуклинской (8 сентября – 28 октября 1944 года), Сандомиро-Силезской (12 января – 3 февраля 1945 года), Нижне-Силезской (8-24 февраля 1945 года), Верхне-Силезской (15-31 марта 1945 года) наступательных операциях. За овладение городом Тернополем корпус был награждён орденом Красного Знамени. Танкисты-полубояровцы сражались на Сандомирском плацдарме, участвуя в освобождении Польши. За успешную операцию по освобождению города Кракова корпус был награждён орденом Ленина. Командир 4-го гвардейского Кантемировского танкового корпуса гвардии генерал-лейтенант П.П.Полубояров отличился со своими танкистами в Берлинской (16 апреля – 8 мая 1945 года) и Пражской (6-11 мая 1945 года) наступательных операциях. За успешные боевые действия корпус 17 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за умелое управление частями корпуса при овладении городом Дрезден и проявленные при этом мужество и героизм, генерал-лейтенанту Полубоярову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны П.П.Полубояров продолжил военную службу. С апреля 1946 по март 1949 года – командующий 5-й гвардейской танковой армией (с июля 1946 года – механизированная армия). С марта 1949 года – первый заместитель, с мая 1953 года – заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками Советской Армии.
[434x700]
С января по май 1954 года – заместитель начальника, с мая 1954 – начальник бронетанковых войск Советской Армии, с января 1961 по май 1969 года - начальник танковых войск Советской Армии. Под его руководством была проведена реорганизация танковых войск, принята на вооружение и освоена новая техника. Большое внимание уделял подготовке кадров танковых войск с учётом новых условий ведения вооружённой борьбы. С мая 1969 по сентябрь 1984 года – военный инспектор – советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Депутат Верховного Совета РСФСР и Белорусской ССР, а также Ленинградского городского совета депутатов трудящихся. Член ЦК Коммунистической партии Белоруссии. Автор статей: «Насущные задачи танкистов» (1962), «Львовско-Сандомирская операция» (1964), «Битва на Волге» (1967), «Крепче брони» (1969) и др. Жил в городе-герое Москве. Умер 17 сентября 1984 года.
[636x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 5) в Москве. Генерал-майор танковых войск (10 ноября 1942); генерал-лейтенант танковых войск (19 марта 1943); генерал-полковник танковых войск (11 мая 1949); маршал бронетанковых войск (28 апреля 1962). Награждён 4 орденами Ленина (14 февраля 1943; 21 февраля 1945; 29 мая 1945; 15 июня 1981), орденом Октябрьской Революции (15 июня 1971), 5 орденами Красного Знамени (4 февраля 1943; 27 августа 1943; 3 ноября 1944; 15 ноября 1950; 22 февраля 1968), 2 орденами Суворова II степени (19 марта 1943; 6 апреля 1945), 2 орденами Кутузова II степени (10 января 1944; 25 августа 1944), 2 орденами Красной Звезды (17 ноября 1939; 15.06.1961), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30 апреля 1975), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом Красного Знамени (Чехословакия). После войны, в связи с сокращением Вооружённых Сил, 4-й гвардейский Кантемировский танковый корпус был переформирован в дивизию. В настоящее время это 4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия, одно из прославленных соединений наших Вооружённых Сил. Один из полков этой дивизии носит имя маршала П.П.Полубоярова. Именем П.П.Полубоярова названа улица района Выхино-Жулебино города Москвы (на ней установлен памятный знак), а также улица города Наро-Фоминска Московской области, где расквартирована 4-я танковая гвардейская Кантемировская дивизия. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
[700x397]
В Москве переулок Сивцев Вражек, дом 31) на доме, в котором в 1966-1984 годах жил Герой, установлена мемориальная доска (в тексте на доске - ошибка).
[525x700]
Аннотационный знак установлен в посёлке городского типа Новоайдар Луганской области (Украина) на улице Полубоярова.

[699x562]
1902
Барбара Мак-Клинток (Barbara McClintock)
американский генетик, удостоенная в 1983 Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие в 1940-х годах мобильных генетических элементов. Родилась в Хартфорде (штат Коннектикут). Окончила Корнеллский университет, в 1927 получила докторскую степень. В течение ряда лет вела преподавательскую работу в Корнеллском (1927–1931 и 1934–1936) и Миссурийском (1936–1941) университетах, в 1941 перешла в лабораторию генетики института Карнеги в Колд-Спринг-Харборе (штат Нью-Йорк). Самым крупным достижением Мак-Клинток стало открытие мобильных генетических элементов («прыгающих» генов). Изучая окраску зерен кукурузы у родительских растений и ее изменение у потомков, она заметила, что некоторые мутантные гены, обусловливающие необычную окраску зерен, проявляют высокую частоту возврата (реверсию) к нормальному состоянию. Этот феномен Мак-Клинток объяснила перемещением (транспозицией) определенных генетических элементов из одного места на хромосоме в другое, что сопровождается изменением свойств соседствующего с данным элементом гена. Последующая транспозиция элемента на прежнее место может привести к восстановлению функции гена и появлению зерен с нормальной окраской. Мобильные генетические элементы вначале считали курьезным отклонением, но позже они были найдены у таких разных организмов, как бактерии и плодовая мушка (дрозофила). Умерла Мак-Клинток в Хонтингтоне (штат Нью-Йорк) 2 сентября 1992 года.

[469x700]
1902
Александр Иванович Покусай
паровозный машинист депо Харьков-Сортировочная Южной железной дороги. Родился в поселке Дергачи ныне Дергачевского района Харьковской области Украины. Украинец. В 15 лет начал трудовую деятельность учеником слесаря, затем подручным слесаря, поездным кочегаром, помощником машиниста. В 1924-1926 годах проходил срочную службу в Красной Армии. В 1926 году приступил к работе помощником машиниста на станции Харьков-Пассажирский Южной железной дороги. В 1936 году перешел в депо Харьков-Сортировочный на должность дежурного по депо. Здесь проявил себя как организатор борьбы за ускорение выдачи паровозов под составы, добившись сокращение времени нахождения локомотивов на экипировке. Благодаря рациональному распределению работ по обслуживанию локомотива полная экипировка проводилась за 18 минут. Применение метода Покусая сокращало время экипировки и ускоряло оборот локомотивов, что способствовало более быстрому продвижению поездов. Этот фактор стал особенно важным в военное время. В 1942 году Покусай был зачислен старшим машинистом в колонну паровозов особого резерва (ОКРП) НКПС №10. Здесь передавал свой опыт организации экипировки паровозов другим бригадам. В труднейших условиях он совершил 240 рейсов с военными грузами и людьми. В составе ОКРП-10 водил эшелоны к Сталинграду, обеспечивал доставку военных грузов к Курской дуге. В одном из рейсов был тяжело ранен, но, устранив повреждения паровоза, довел состав с танками до места назначения - к фронту. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Покусаю Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
[700x477]
После освобождения Харькова от захватчиков Покусай работал дежурным по депо Харьков-Сортировочный. Он по новому организовал работу в депо, добился сокращения времени нахождения паровозов на экипировке и обеспечил бесперебойную их выдачу под поезда. Позднее трудился старшим инспектором по теплотехники. Жил в городе Харькове. Скончался в 22 июля 1959 года. Награжден двумя орденами Ленина (5 ноября 1943, 21 мая 1951), медалями; знаком «Почетный железнодорожник».

George Gaylord Simpson (700x612, 188Kb)
1902
Джордж Гейлорд Симпсон (George Gaylord Simpson)
американский палеонтолог, специалист по вымершим млекопитающим и их межконтинентальным миграциям. Агностик. Член Национальной академии наук США (1941), иностранный член Лондонского королевского общества (1958). Родился в городе Чикаго, штат Иллинойс, США.
Научная деятельность
Симпсон ввёл в 1949 году термин синтетическая теория эволюции, обозначающий теорию, объединившую принципы наследования, выраженные в законах Менделя и эволюционном учении Дарвина. Его вклад в эту теорию выражен в книгах Tempo and Mode in Evolution (1944) и Principles of Classification and a Classification of Mammals (1945). Им были предложены вошедшие в науку термины: квантовая эволюция, адаптивная зона, филетическая эволюция, мегаэволюция, а также менее распространённые — брадителия, горотелия, тахителия. По утверждению Э.И.Колчинского, Симпсон был первым, кто свёл воедино представления о микроэволюции с данными палеонтологии, заложив таким образом основы современного учения о макроэволюции, и, кроме того, объединил описательную таксономию с методами современной генетики и статистическим анализом. Также, согласно Колчинскому, Симпсоном был окончательно развеян миф об ортогенетическом характере эволюции лошади. Симпсон занимал пост профессора зоологии в Колумбийском университете и куратора департамента геологии и палеонтологии в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке с 1945 по 1959 год. С 1959 по 1970 год Симпсон занимал пост куратора Музея сравнительной зоологии в Гарварде. Умер в городе Тусон, штат Аризона, США, 6 октября 1984 года.
Названы в честь Джорджа Симпсона
В честь Симпсона был назван новый вид приматов, обнаруженный в 2010 году в эоценовых отложениях Файюма (Египет) — Nosmips aenigmaticus. Так же в его честь и в честь Альфреда Ромера названа Медаль Ромера−Симпсона вручаемая Обществом палеонтологии позвоночных] с 1987 года. Награды и признание: 1943 — Медаль Мэри Кларк Томпсон; 1944 — Медаль Даниэля Жиро Эллиота; 1950 — Мемориальная геологическая премия Гайдена; 1952 — Медаль Пенроуза; 1958 — Медаль Дарвина — Уоллеса; 1959 — Плакетка Дарвина; 1960 — Стипендия Гуггенхайма; 1962 — Медаль Дарвина; 1962 — Медаль Линнея; 1965 — Медаль Даниэля Жиро Эллиота; 1965 — Национальная научная медаль США; 1973 — Медаль Палеонтологического общества.
Основные труды
Журнальные статьи: 1936— Data on the relationships of local and continental mammalian faunas // Journal of Paleontology. — Том 10, № 5. — Страницы 410–414; 1940 — Antarctica as a faunal migration route // Proceedings of the Sixth Pacific Science Congress of the Pacific Science Association. — Том 2. — Страницы 755-768; 1940 — Mammals and Land Bridges // Journal of the Washington Academy of Sciences. — Том 30, № 4. — Страницы 137-163; 1943 — Mammals and the Nature of Continents // American Journal of Science. — Том 241, № 1. — Страницы 1-31; 1947 — Evolution, interchange, and resemblance of the North American and Eurasian Cenozoic mammalian faunas // Evolution. — Том 1, № 3. — Страницы 218-220; 1950 — History of the fauna of Latin America // American Scientist. — Том 38, № 3. — Страницы 361-389; 1961 — Historical zoogeography of Australian mammals // Evolution. — Том 15, № 4. — Страницы 431–446. Книги: 1934 — Attending Marvels: A Patagonian Journal. — Macmillan Company, 1934; 1944 — Tempo and mode in evolution. — New York: Columbia University Press; 1951 — Horses: The Story of the Horse Family in the Modern World and Through Sixty Million Years of History. — New York: Oxford University Press, 1987; 1953 — Evolution and Geography; 1953 — The Major Features of Evolution; 1957 — Life: An Introduction to Biology; 1961— Principles of Animal Taxonomy. — New York: Columbia University Press, 1961; 1964 — This View of Life; 1965 — The Geography of Evolution; 1967 — The Meaning of Evolution: A Study of the History of Life and of Its Significance for Man. — New Haven: Yale University Press, 1949; 1976 — Penguins; 1978 — Concession to the Improbable; 1980— Splendid isolation : the curious history of South American mammals. — New Haven: Yale University Press, 1980; 1982 — The Book of Darwin. — New York: Washington Square Press, 1982; 1996 — The Dechronization of Sam Magruder (посмертно опубликованная новелла). Литература: Симпсон Дж.Г. Темпы и формы эволюции. М.: Госиздат, 1948. — 358 страниц; Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии Москва: Прогресс-Традиция, 1999. Страницы 424—428. ISBN 5-88800-107-4; Колчинский Э.И. Глава 12. Дж.Г.Симпсон и учение о макроэволюции // Создатели современного эволюционного синтеза / Под редакцией Э.И.Колчинского. М.: Нестор-История, 2012. ISBN 978-5-905986-42-0

Зайцев (428x700, 153Kb)
1903
Александр Дмитриевич Зайцев
русский советский живописец, мастер ленинградского соцреализма, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, член Ленинградского Союза художников. Родился в городе Благовещенск-на-Амуре, Амурская область, Российская империя. В 1920—1924 годах учился в Благовещенском художественно-промышленном училище. В 1924 году приезжает в Ленинград и поступает во ВХУТЕИН, занимается у Осипа Браза и Василия Савинского. В 1928 окончил институт, дипломная работа — «Праздник 1 Мая в Ленинграде», руководитель Аркадий Рылов. По другим источникам окончил учёбу в 1930, получив «временный документ об окончании института». Член Ленинградского Союза художников с 1932 года. Участник выставок с 1928 года. Писал тематические картины, пейзажи, портреты, натюрморты. Автор картин «Каменотёсы» (1929), «Материнство» (1930), «Литейный цех Балтийского завода» (1933), «Рыбаки на Онежском озере» (1935), «Водопад Кивач» (1938), «На Неве» (1947), «На Севере» (1950), «Весна» (1955), «Весна. Самарканд», «На Севере» (обе 1956), «Рабочий посёлок Териберка» (1957), «Ночь на Неве» (1963), «На Севере. Портрет рыбачки Д. Бусаровой» (1964), «Труженики моря» (1967), «Весна» (1969), «Ленин и Горький в Горках» (1970), «Сумерки», «В рыбацком колхозе на Севере» (1975) и др. С 1930 года и до конца жизни преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, профессор (с 1948), кандидат искусствоведения (1943), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), руководитель персональной мастерской живописи (1963—1982). Учениками А.Д.Зайцева были многие известные ленинградские живописцы послевоенного времени. Выдающиеся заслуги в педагогической деятельности были отмечены орденом Ленина (1971). Скончался в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 12 мая 1982 года.
Зайцевгроб (329x700, 349Kb)
Похоронен на Северном кладбище (1-й Берёзовый участок)
Произведения А.Д.Зайцева находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Украины, Японии, Франции, Великобритании и других стран. Известны живописные и графические портреты А.Зайцева, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе А.И.Пархоменко (1971), М.М.Девятовым (1969). Ученики: Абрамов Николай Алексеевич (1930—1999); Баскаков Николай Николаевич (1918—1993); Беляев Дмитрий Васильевич (1921—2007); Бызова Злата Николаевна (родилась в 1927); Ватенин Валерий Владимирович (1933—1977); Веселова Нина Леонидовна (1922—1960); Выржиковский Эдвард Яковлевич (1928—2008); Гетман Раиса Александровна (1913—1983); Горб Татьяна Владимировна (р. 1935); Грушко Абрам Борисович (1918—1980); Добрина Мария Фёдоровна (1920—1995); Ерёмин Алексей Григорьевич (1919—1998); Загонек Вячеслав Францевич (1919—1994); Захарьин Владимир Алексеевич (1909—1993); Кабачек, Леонид Васильевич (1924—2002); Копнина Татьяна Владимировна (1921—2009); Копытцева Майя Кузьминична (1924—2005); Ларина Валерия Борисовна (1926—2008); Ласточкин Сергей Павлович (1927—1992); Левитин Анатолий Павлович (родился в 1922); Ломакин Олег Леонидович (1924—2010); Монахова Валентина Васильевна (родилась в 1932); Мухо Николай Антонович (1913—1986); Наумов Александр Александрович (1935—2010); Ненартович Анатолий Акимович (1915—1988); Прошкин Владимир Викторович (родился в 1931); Раздрогин Игорь Александрович (родился в 1923); Румянцева Галина Алексеевна (1927—2005); Савостьянов Фёдор Васильевич (1924-2012); Труфанов Михаил Павлович (1921—1988); Тулин Юрий Нилович (1921—1983); Фоменко Виталий Васильевич (1929—2003); Фурманков, Николай Алексеевич (1924—1986); Харченко Борис Дмитриевич (1927—1985); Хачатрян Захар Авакович (1924-2017); Хухров Юрий Дмитриевич (1932—2003); Чекалов Владимир Фёдорович (1922—1992); Шенхоров, Чингиз Бадмаевич; Яхонтова Галина Святославовна (1917—1987). Выставки: Выставки с участием Зайцева Александра Дмитриевича; 1956 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников; 1957 год (Ленинград): 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников; 1964 год (Ленинград): Ленинград. Зональная выставка; 1975 год (Ленинград): Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников; 1976 год (Москва): Изобразительное искусство Ленинграда. Публикации текстов: Зайцев А.Д. Профессор Академии художеств О.Э.Браз / А.Д.Зайцев, профессор // Вопросы художественного образования : тематический сборник научных трудов / Академия художеств СССР; Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. — Ленинград : ЛИЖСА, 1975. — Выпуск 14. — Страницы 43–59. — 800 экземпляров. Источники: Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Ленинград, ЛССХ, 1948; Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников. // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября; Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Ленинград : Ленинградский художник, 1958. — страница 11; 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Ленинград : Ленинградский художник, 1958. — страница 14; Ленинград. Зональная выставка. — Ленинград : Художник РСФСР, 1965. — страница 21; Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Ленинград : Художник РСФСР, 1980. — страница 15; Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Ленинград : Художник РСФСР, 1976. — страница 19; Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М: Советский художник, 1979. — страница 389; Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Ленинград : Художник РСФСР, 1980. — страница 43; Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. — Москва : Искусство, 1983. — страницы 186-187; Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. — London: Izomar Limited, 1998; Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Страницы 13, 15, 19, 357—360, 362, 364—366, 368, 371—373, 382, 384, 387, 398. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7; Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — страница 35; Государственный Русский музей. Живопись первой половины XX века (К) / Альманах. Выпуск 226. Санкт Петербург, Palace Edition, 2008. Страницы 110-111; Ушакова, В.А. Зайцев Александр Дмитриевич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945; Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Книга 1. Санкт-Петербург : Петрополис, 2014. Страницы 389-390; Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019.

1903
Андреас Лисс (немецкое имя — Andreas Liess)
австрийский музыковед и педагог. Родился в городе Кляйн-Книгниц, Силезия, Германская империя (ныне Польша). Окончив гимназию в своём городе, перебрался в Вену, где изучал музыковедение у Гвидо Адлера и Рудольфа фон Фиккера. В 1928 году защитил диссертацию «Die Grundelemente der Harmonik in der Musik von Claude Debussy». Работая над ней жил в Париже, где встречался с вдовой Дебюсси, Артюром Онеггером, Жаком Ибером, Флораном Шмиттом, Богуславом Мартину. В центре его научных изысканий было творчество Клода Дебюсси, в том числе исследование связей композитора с русской музыкой, взаимопроникновение французской и немецкой музыки и их связь с культурами Востока и Запада. Первым написал монографию о Карле Орфе. Автор трудов о творчестве Йозефа Маркса, Франца Шмидта и многих других музыкантов. В 1952 году становится преподавателем Венской консерватории, а в 1958 году Венской академии музыки и сценических искусств (с 1972 профессор). Умер в городе Клостернойбург, Нижняя Австрия, Австрия, 21 мая 1988 года.
Andreas Liess_Grab (525x700, 566Kb)
Похоронен на кладбище в общине Вейдлинг, город Клостернойбург
Награды: 1958 — Премия Теодора Кёрнера; 1961 — Премия Теодора Кёрнера; 1968 — Австрийский почётный знак «За науку и искусство». Сочинения: Claude Debussy, Das Werk im Zeitbild, 2 Bde. (Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen - Collection d’études musicologiques 19), Straßburg 1936, 2. Aufl. Verlag Valentin Körner, Baden-Baden 1978. ISBN 3-87320-519-X; Claude Debussy und das deutsche Musikschaffen (Kleine deutsche Musikbücherei Bd. 2), Verlag Triltsch, Würzburg 1939; L. v. Beethoven und Richard Wagner im Pariser Musikleben (Schriftenreihe Geistiges Europa, Bücher über geistige Beziehungen europäischer Nationen, hg. v. Gr. Uff und A.E. Brinckmann), Verlag Hoffmann und Campe, Hamburg 1939; Die Triosonaten von Johann Joseph Fux. Eine Studie zum dynamischen Geschichtsbild im süddeutschen Spätbarock, Berlin 1940; Joseph Marx, Leben und Werk, Steirische Verlagsanstalt, Graz 1943; Wiener Barockmusik (Wiener Musik-Bücherei Bd. 3), Verlag Ludwig Doblinger, Wien 1946; Johann Joseph Fux, Ein steirischer Meister des Barock, nebst einem Verzeichnis neuer Werkfunde, Verlag Doblinger, Wien 1948; Die Musik im Weltbild der Gegenwart. Erkenntnis und Bekenntnis, Werk-Verlag Frisch & Perneder, Lindau 1949; Franz Schmidt. Leben und Schaffen, Hermannn Böhlaus Nachf., Graz 1951; Johann Michael Vogl, Hofoperist und Schuberstsänger, Hermann Böhlaus Nachf., Graz-Köln 1954; Carl Orff, Idee und Werk, Atlantis Musikbuch-Verlag, Zürich 1955. Zweite überarbeitete Auflage, Atlantis Musikbuch-Verlag, Zürich 1977, ISBN 3-7611-0236-4. Taschenbuchausgabe Wilhelm Goldmann-Verlag, München 1980, ISBN 3-442-33038-6; Die Musik des Abendlandes im geistigen Gefälle der Epochen. Ein historisch-phänomenologischer Entwurf, hg. in Zusammenarbeit mit der Österreichischen Gesellschaft für Musik, Verlag Jugend und Volk, Wien-München 1970; Zur Theorie eines polyvalenten-polydimensionalen und dynamischen Geschichtsbildes. In: Wissenschaft und Forschung. Zeitschrift für Grundfragen der Forschung und Weltanschauung 1, Wien 1971; Der Weg nach Innen, Ortung ästhetischen Denkens heute, Verlag San-Michele, Zürich 1973; Protuberanzen Band 1: Zur Theorie der Musikgeschichte, Bergland Verlag, Wien 1970; Carl Orffs De Temporum Fine Comoedia. Zu Entstehung und Werk (Studi Musicali Anno II n.2, 1973), Leo S. Olschki Editore, Firenze 1973; Claude Debussy und der Art Nouveau, Firenze 1978; Kritische Erwägungen zu einer Gesamtheitsphilosophie der Musik. Werkanalyse und Erlebnis, Böhlau Verlag, Wien-Köln-Graz 1980. ISBN 3-205-07151-4; Zwei Essays zu Carl Orff: De Temporum Fine Comoedia, Böhlau Verlag, Wien-Köln-Graz 1981; Tractatus Religioso-Philosophicus. Ein Entwurf (Fragmente einer Kultur- und Lebensphilosophie 80), Hermann Böhlaus Nachf., Wien-Köln-Graz 1981; Zahlreiche Aufsätze in: Fragmente einer Kultur- und Lebensphilosophie, hg. von Rudolf M. Rozinek (S.A.W. Schmitt Verlag Zürich, Viernheim Verlag Viernheim, 1976 ff.) Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — страница 307 — ISBN 5-85270-033-9; Alfred Orel: Andreas Liess zur Vollendung seines 60. Geburtsjahres. In: Neue Zeitschrift für Musik 1963; G. Berger: Die historische Dimension im musikphilosophischen Denken von Andreas Liess um Theodor W. Adorno. In: International Review of the Aesthetics and Sociology of Music vol. 2, Zagreb 1971; Dizionario enciclopedico universale della Musica et dei Musicisti, diretto da Alberto Basso, Le Biografie vol. quarto, Torino 1986, S. 402 (Liess, Andreas). ISBN 8802040575; Felix Czelke: Andreas Liess. In: Historisches Lexikon Wien[нем.], Bd. 4, Wien 1995. ISBN 3-218-00748-8; Alexander Rausch: Liess, Andreas. In: Oesterreichisches Musiklexikon Bd. 3, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 2004, S. 1278 f. ISBN 3-7001-3045-7.

Ona_Munson (526x700, 135Kb)
1903
Она Мансон (Ona Munson; имя при рождении — Оуина Уолкотт, Owena Wolcott)
американская актриса. Первого успеха добилась на Бродвее в 1925 году, после чего последовали множество успешных театральных постановок на театральных сценах Нью-Йорка, а также выступления на радио. В 1930 году состоялся её кинодебют на студии «Warner Bros.». В 1939 году Мансон была приглашена Дэвидом Селзником в его крупномасштабную экранизацию романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», где актриса исполнила роль проститутки Белль Уотлинг. Эта роль поставила крест на дальнейшем развитии её карьеры, и все последующие годы Оне Мунсон пришлось играть второстепенные роли подобных публичных дам. В начале 1950-х у актрисы начались проблемы со здоровьем, из-за чего она прекратила сниматься. 11 февраля 1955 году она покончила жизнь самоубийством, приняв чрезмерную дозу снотворного. В своей предсмертной записке она написала: «Это единственный известный мне способ быть снова свободной… Пожалуйста, не следуйте за мной». Её вклад в киноиндустрию отмечен звездой на Голливудской аллее славы.
Личная жизнь
Была замужем трижды. С 1926 по 1931 год была замужем за режиссёром Эдвардом Баззеллом. С 1941 по 1947 год состояла в браке со Стюартом Макдональдом. В 1950 году вышла замуж за художника Евгения Бермана, их брак продлился до смерти актрисы в 1955 году.
Избранная фильмография
Screenshot 2025-05-20 at 04-07-20 Она Мансон — Википедия (483x50, 5Kb)

Panakshin_Aleksandr_Fyodorovich (646x700, 192Kb)
1903
Александр Фёдорович Панакшин
заездковый мастер, бригадир рыбозавода «Пуир» Нижне-Амурского района Хабаровского края. Родился на территории современного Хабаровского края. Русский. Рос и учился в городе Благовещенске Амурской области. Трудовую деятельность начал рыбаком-сезонником на рыбзаводе Пуир Нижне-Амурской области (ныне – в составе Хабаровского края), позже работал помощником заездкового мастера, а с весны 1933 года – заездковым мастером. Вблизи завода Пуир имелось единственное в своём роде сооружение – протянувшийся на три километра вглубь лимана механизированный заездок, огромное сооружение из полутора тысяч «кольев» (многометровых столбов вбитых в дно). Александр Фёдорович сконструировал и построил самоловный заездок – новое орудие промыслового лова рыбы. Сконструированный им заездок не требовал ежеминутной переборки, поскольку рыба заходит в специальный дворик, а из него в ловушку, из которой не может выйти. Когда ловушка наполняется, рыбакам остаётся лишь перегнать её в садки. Его усовершенствование помогли сделать труд рыбаков более лёгким и производительным. В 1956 году бригада А.Ф.Панакшина выловила около 120 тысяч пудов лососёвых (кеты), почти втрое больше планового задания (Результаты неумеренного интенсивного рыбного лова не замедлили сказаться. В 1960-х годах улов лососёвых резко сократился, а в 1970-х годах – катастрофически упал. Большинство рыболовецких колхозов на Нижнем Амуре закрылись. Были ликвидированы десятки деревень, а оставшиеся перепрофилировались на заготовку древесины.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1957 года за выдающиеся успехи, достигнутые в работе по увеличению добычи рыбы, и широкое применение передовых методов труда Панакшину Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Проживал в посёлке Пуир Николаевского района. Скончался в 1970 году. Награждён орденом Ленина (2 марта 1957), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (11 декабря 1950).

1903Poniya_Nadia_Platonovna (514x700, 157Kb)
1903
Надя Платоновна Пония
колхозница колхоза имени Берия Ахалсопельского сельсовета Зугдидского района Грузинской ССР. Родилась в селе Ахалсопели Зугдидского уезда Кутаисской губернии, ныне – Зугдидского муниципалитета края Самегрело – Верхняя Сванетия Грузии. Грузинка. Получив начальное образование, с юного возраста трудилась в сельском хозяйстве, с началом коллективизации в Грузинской ССР – на чайной плантации местного колхоза имени Берия (село Ахалсопели) Зугдидского района. Из года в год труженики колхоза, председателем которого был Антимоз Рогава, увеличивали урожайность чайного листа, освоили способ его сбора одновременно двумя руками, предложенный Тамарой Купуния. В 1948 году Надя Пония получила урожай сортового зелёного чайного листа 6286 килограммов на площади 0,5 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1949 года за получение высоких урожаев сортового зелёного чайного листа и цитрусовых плодов в 1948 году Пония Наде Платоновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё 16 передовых чаеводов ахалсопельского колхоза имени Берия. В последующие годы продолжала демонстрировать высокие показатели на сборе чайного листа в родном колхозе (с 1953 года – имени Ленина) и ещё дважды награждалась орденом Трудового Красного Знамени. С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживала в родном селе Ахалсопели. Дата её кончины не установлена. Награждена орденом Ленина (29 августа 1949), 2 орденами Трудового Красного Знамени (19 июля 1950; 1 сентября 1951), медалями.

Виссарион_Саянов (512x700, 49Kb)
1903
Виссарион Михайлович Саянов (настоящая фамилия — Махлин)
русский советский писатель и поэт, редактор. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1949) за роман «Небо и земля» (1935—1948). В.М.Саянов родился вгороде Женева, Швейцария, в семье политэмигрантов, профессиональных революционеров Михаила Вениаминовича Махлина (1882, Гомель — 1938, Москва, расстрелян) и Александры Семёновны Махлиной. Родители сначала были сторонниками Бунда, в эмиграции примкнули к эсерам-максималистам. После возвращения в Россию в 1908 году они были осуждены по делу максималистов и сосланы на каторгу, а потом и на вечное поселение в Иркутскую губернию. Детство писателя прошло на знаменитых Ленских приисках. Позже он взял себе псевдоним по Саянскому хребту. Русскому языку и грамоте, а также иностранным языкам обучался у местного священника, ссыльных и поселенцев. В своей автобиографии поэт позже вспоминал, что детские воспоминания, картины «величественной» сибирской природы и быта оказали значительное влияние на его творчество и предопределили его «жизненное призвание»: «Именно там, на далёких приисках, научился я любви к великому русскому слову, узнал тайны коренного русского языка. Первые стихи, написанные мною, были посвящены витимско-олёкминскому краю, и повествованию о нём я посвятил долгие годы жизни». В 1917 году с родителями приехал в Петроград. Полгода учился в гимназии, затем два года на седьмых коммунальных курсах. В 1920 году, спасаясь от голода, уехал с родителями на Урал. В 1920—1922 годах работал учителем начальной школы в шахтёрском посёлке Тугайкуль (ныне город Копейск) под Челябинском. В 1922 году Союз горнорабочих направил Саянова в командировку в Петроградский университет, где он по 1925 год проходил обучение и откуда был призван на военную службу в РККА. Литературное творчество Саянов начинал как поэт. В 1923 году вошёл в ЛАПП, в 1926—1929 годах входил в группу «Смена» (был и её руководителем). В своей автобиографии отмечал, что в Ленинграде начались и прошли годы его творческой деятельности как писателя: «В 1923 году я вступил в Ленинградскую ассоциацию пролетарских писателей. Тот год я и считаю началом своего пути в литературе». В 1926 году вышла его первая книга стихов — «Фартовые года», которая положительно было оценена критиками и восторженно принято читателями. Особенно приятно начинающему поэту было мнение Николая Асеева, который в своей рецензии писал: «Эти строчки захочется поставить эпиграфом к книжке лучших своих стихов каждому современному поэту. Виссарион Саянов этими четырьмя строчками стал ближе и дороже поэзии сегодняшнего дня, чем многие убористыми томами бесцветных подражаний». Также Асеев отмечая, что поэт вполне овладел стихосложением, допускает стилистическое однообразие, так начало многих строк начинается с выкриков-междометий («Ах ты, сердце», «Эй, Нарвская застава, здравствуй», «Ой, солнце», «Эй, братишка» и т. д.). Критик указывает на то, что такие приёмы распространённые у пролетарских поэтов восходят к славянофильскому модернизму. В 1931 году Максим Горький предложил Саянову стать его заместителем в журнале «Литературная учёба» и в тот же период привлёк его к работе над книжной серией «Библиотека поэта». С 1934 года Саянов постоянно жил в Ленинграде. Автор литературоведческих работ «Современные литературные группировки» (1928), «От классиков к современности» (1929) и других. В годы советско-финской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны был военкором фронтовой газеты «На страже Родины» — печатного издания Ленинградского военного округа. В начале войны написал стихотворение «Клятва наркому» на слова которой композитор Дмитрий Шостакович создал одноимённую патриотическую песню для баса, хора и фортепиано. Ответственный редактор журналов «Ленинград» (1942—1944) и «Звезда» (1945—1946). Перепечатал в «Звезде» (1946, № 5—6) без согласования с автором из «Мурзилки» рассказ М. Зощенко «Приключения обезьяны», за который впоследствии Зощенко был подвергнут сокрушительной критике. Ушёл с должности за два дня до выхода постановления ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград». Оправдывался за публикацию следующим образом: «Мы указывали авторам на их ошибки, но у некоторых писателей было суждение такое, что вот война кончилась, теперь они отдохнут и теперь надо развлекать советского читателя… Наша вина, что против таких настроений мы не сумели отделить передовую писательскую часть… Вот, мне кажется, то основное, что следовало сейчас сказать». За роман «Небо и земля» (1935—1948) удостоен Сталинской премии в области литературы и искусства за 1949 год. Член редколлегии серии «Библиотека поэта». Член правления Ленинградского отделения СП СССР (с 1941), Президиума СП СССР (с 1954). Песни на его стихи создали композиторы Анатолий Канкарович, Исаак Дунаевский, Борис Гольц, Дмитрий Шостакович, Александр Митюшин, Давид Прицкер. Принял активное участие в осуждении Б.Пастернака. Выступив на собрании ленинградских писателей 30 октября 1958 года он, в частности, сказал:
«Что касается Пастернака, то мы можем только выразить ему свое презрение. Он подло поступил. Он был внутри нас, жил с нами, а был внутренним эмигрантом. Ничего страшнее, позорнее, униженнее быть не может.<…>все будущее поколение русских поэтов будет с презрением думать о Пастернаке, который в момент ожесточенной борьбы, когда поднимаются против нас голоса, когда на каждом шагу видишь ненависть к нам, в этот момент он встал в их лагерь, перешел на сторону врага. Изменникам нет места в советской литературе!<…>Я вспоминаю слова Маяковского, когда в 1929 году я как один из руководителей тогдашнего Союза писателей разбирал дело Пильняка и Замятина, опубликовавших свою вредную вещь за границей, то Маяковский сказал:
«Выставить их вон!» Я думаю, что этот лозунг великого поэта должен быть осуществлен.»
Герой известной эпиграммы неизвестного автора: «Встретил я Саянова / трезвого, не пьяного. / Саянова? Не пьяного? / Ну, значит, не Саянова».
Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 22 января 1959 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище (невская дорога; на могиле — гранитная стела с барельефом: скульптор М.Т.Литовченко, архитектор В.А.Петров). В Санкт-Петербурге на доме № 2 по Чебоксарскому переулку, где жил писатель, установлена мемориальная доска. Награды и премии: Сталинская премия третьей степени (1949) — за роман «Небо и земля»; Орден Трудового Красного Знамени; Орден Отечественной войны 2-й степени (3 августа 1944); Орден Красной Звезды (1940); Орден «Знак Почёта» (31 января 1939); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За оборону Ленинграда». Семья: Жена — Екатерина Януарьевна Рыкова (1906—1980), сестра переводчицы Надежды Рыковой.
Творчество
Наиболее ярко талант Саянова раскрылся в двух первых его сборниках стихов, где он говорит от имени фабрично-заводской комсомольской братвы и эстетизирует суровую эпоху. Сборники стихов: «Фартовые года» (1926); «Комсомольские стихи» (Москва: Московский рабочий, 1928. — 112 страниц.); «Современники» (1929); «Годы славы» (Ленинград : Лениздат, 1946); «Нюрнбергский дневник» (1948). Поэмы: «Золотая Олёкма» (1934); «Лукоморье» (1939); «Ива» (1939); «Слово о Мамаевом побоище» (1939); «Орешек. Невская повесть» (1943); «Праздник» (1945); стихотворный роман «Колобовы» (1955). Повести: «Подруга верная моя» (1930); «Остров Мадагаскар» (1933); «Две реки» (1936); «Страна отцов» (1937); «Детство на Негаданном» (1939); «Беловежская повесть» (1943). Романы: «Небо и земля» (1935—1954) — о первых русских лётчиках; «Лена» (1953—1955) — о революционном движении в царской России; «Страна родная» (1953—1956) — о социалистическом строительстве 1928—1946 годов; (По замыслу автора все три романа объединяются в трилогию, хоть их и не связывают какие-либо сюжетные линии или общие персонажи. При этом первой частью является «Лена», а второй — «Небо и земля».) Книги очерков: «В боях за Ленинград» (1943); «На полях Ленинградской битвы» (1945); «Ленинградский дневник» (1958). Книги по теории литературы: «От классиков к современности», Ленинград −1929; «Современные литературные группировки»; «Очерки по истории русской поэзии XX века», Ленинград −1929; «Поэзия реконструктивного периода»; «Начала стиха», Ленинград −1930. Литература: Саянов, Виссарион Михайлович // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962—1978; Виноградов И. Виссарион Саянов // «На литературном посту». — 1930. — № 4; Виноградов И. О художественном методе В. Саянова // «Ленинград». — 1932. — № 2; Левин Л. Оборотная сторона романтика // «Литературная газета». — 1931. — № 3. — 14 января; Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия (1917—1927). Том I — Москва; Ленинград, 1928; Абрамкин В.М. Творчество Виссариона Саянова. — Ленинград: Лениздат, 1959. — Страница 179; Давид Е.В. Сибирь в творчестве Виссариона Саянова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологогических наук — Томск, 1967; Паханянц К.А. Виссарион Саянов — поэт и литературный критик. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологогических наук. — Ереван, 1968; Пурыскина Н.Г. Творческое становление В.М.Саянова — прозаика. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологогических наук. — Ленинград, 1970; Хренков Д.Т. Виссарион Саянов. Путь поэта. — Ленинград : Советский писатель, 1975. — Страница 279.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»