• Авторизация


16 июня родились... 16-06-2025 04:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[563x700]
1864
Сергей Васильевич Иванов
русский живописец, академик Императорской Академии художеств. Родился в городке Руза Московской губернии, в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и, не видя разницы между живописью и черчением, прочил сына в инженеры. Так после окончания уездного училища в 1875 году в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт. Институт тяготил его, и по совету П.П.Синебатова, сослуживца отца, «вечного студента» Академии художеств и с благословения В.Г.Перова, высоко оценившего его рисунки, 14-летний Сергей Иванов как «вольный посетитель сверх контингента» с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда в следующем году поступил, оставив межевой институт. В училище Иванов занимался до 1882 года. Среди его наставников были И.М.Прянишников, Е.С.Сорокин. С 1882 по 1884 год Сергей Иванов учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. К 1883 году относится его первая картина «Слепцы» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Очевидно, к этому периоду восходят истоки интереса художника к «переселенческому» быту. Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию и переехать в Москву. В 1884 Сергей возвратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и закончил его в 1885 году. К последнему периоду обучения относятся картины «Больная» (1884, местонахождение неизвестно), «У кабака» (1885, местонахождение неизвестно), «К помещице с просьбой» (1885; местонахождение неизвестно), «У острога» (1884—1885, ГТГ), «Агитатор в вагоне» (1885, ГЦМСИР). К этому времени относится начало работы над темой переселенчества (цикл 1885—1890 гг.).
IvanovДом_в_котором_жил_и_работал_художник_С.В.Иванов_01 (525x700, 387Kb)
Дом, в котором в 1910-е гг. жил и работал художник С.В.Иванов: Арбат улица, дом 30/3, строение 1, Арбат, Центральный округ, Москва
Переселенческая тема (1885—1889)
Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти XIX века явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселённый край. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших со своих исконных мест, из центральных губерний на окраины страны — в Сибирь и сотнями гибнущих в пути, — вот основная мысль цикла картин Иванова. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства. Художественный критик Сергей Глаголь (псевдоним С.С.Голоушева) так рассказывает об этом периоде жизни и творчества Иванова: «… Десятки вёрст прошёл он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений.» В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России — «Переселенцы. Ходоки» (1886, БГХМ имени М.В.Нестерова), «Обратные переселенцы» (1888, Национальная галерея Республики Коми) и первая серьёзная картина художника «В дороге. Смерть переселенца» (1889, ГТГ), принёсшая молодому художнику известность. Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия». Работа над ней по времени иногда смыкалась с «переселенческим циклом»; тогда же художник создал: «Беглый», эскиз (1886, ГТГ), «Бунт в деревне» (1889, ГЦМСИР), «Отправка арестантов» (1889, ГЦМСИР), «Бродяга» (1890, местонахождение неизвестно). Картина «Этап» (1891, картина погибла, вариант в Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева) словно подытоживает «арестантскую серию». На рубеже 1889—1890 годов Сергей Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным — признанный лидер среди московских художников молодого поколения. Тогда же он посещал поленовские «рисовальные вечера», которые организовывали В.Д.Поленов и его супруга, и находил там поддержку и одобрение.
IvanovО.Э.Браз (484x700, 350Kb)
О.Э.Браз. «Портрет художника Сергея Васильевича Иванова», (1909, Государственная Третьяковская галерея)
Период исторических произведений
С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И.И.Бродского); «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность. В 1899 году Сергей Иванов был принят в «Товарищество передвижников». В настоящее время его, наряду с Архиповым, Рябушкиным, причисляют к «поздним передвижникам», то есть ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения. Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Это произошло в 1903, в годы создания Союза русских художников, в котором Иванов сыграл определенную роль. Художник обратился к историческому жанру, писал портреты своих близких, иллюстрировал книги. Он оставался художником-реалистом, несмотря на наступившие времена поисков, модерна, отказа от предметного искусства. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901); «Царь. XVI век» (1902), Поход москвитян. XVI век, 1903). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. В 1908-1913 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории».
[410x700]
Мемориальная доска С.В.Иванову на улице Арбат дом 30.
Революционные годы — последние годы
В 1905 году Сергей Васильевич стал обладателем почетного звания академика. Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции, в том числе в знаменитой картине «Расстрел» (1905, Историко-революционный музей «Красная Пресня», филиал ГЦМСИР), поразившей современников пронзительно отчаянным звучанием протеста. Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником — оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице. Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже, возле Кремля. Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Поэтому неизвестно точно, как он хотел её назвать. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти. Позже художник работает над картиной «Едут! Карательный отряд» (1905-1909, Государственная Третьяковская галерея). Он преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1899—1906), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900/1903-1910). Был участником выставок Московского общества любителей художеств (1887, 1889, 1894), Товарищества передвижников (1887—1901), «36 художников» (1901, 1902), «Мир искусства» (1903), Союза русских художников (1903—1910). Плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и др. Умер Иванов у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы от сердечного приступа 16 августа 1910 года.
Галерея
Ivanov01 (700x556, 387Kb)
«Переселенцы. Ходоки». 1886
Ivanov02 (700x404, 286Kb)
«В дороге. Смерть переселенца». 1889. Государственная Третьяковская галерея; «Торг в стане восточных славян»
Ivanov03 (700x495, 505Kb)
«Торг в стане восточных славян»
Ivanov04 (700x478, 423Kb)
«Съезд князей в Уветичах», 1910
Ivanov05 (700x347, 327Kb)
«Поход Войска Московской Руси», XVI век, картина 1903
Ivanov06 (700x499, 430Kb)
«Смотр служилых людей», не позднее 1907
Ivanov07 (700x501, 441Kb)
«На сторожевой границе Московского государства». 1907. Картина для издательства И.Н.Кнебеля. Местонахождение неизвестно
Ivanov08 (700x496, 403Kb)
«Земский собор (XVII в.)». 1908. Картина для издательства И.Н.Кнебеля
Ivanov09 (700x499, 438Kb)
«Юрьев день». 1908;
Ivanov10 (700x495, 437Kb)
«Жилье восточных славян». 1909
Ivanov11 (700x496, 445Kb)
«Стрельцы»
Ivanov12 (700x496, 599Kb)
«Смутные времена»
Ivanov13 (700x492, 502Kb)
«Баскаки». 1909
Литература: «1989. Сто памятных дат». Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. Москва. 1988. Статья В.Петрова; А.Ф.Дмитриенко, Э.В.Кузнецова, О Ф.Петрова, Н.А.Федорова. «50 кратких биографий мастеров русского искусства». Ленинград, 1971 г. Статья А. Ф.Дмитриенко; Грановский И.Н., С.В.Иванов. Жизнь и творчество, Москва, 1962; С.Н.Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2 (Часть биографическая). — Страница 81. — 459 страниц.

[493x700]
1866
Владимир Григорьевич Ротмистров
крупный советский ученый — агроном-исследователь, профессор (1920), академик ВАСНХИЛ (с 1935). Родился в селе Ганзеровцы (ныне Киевская область) на Украине. Окончил Киевский университет (1889). Работал ученым-опытником на Деребчинском опытном поле (1892–1893). Директор Одесского опытного поля (1894–1917). Председатель Оргбюро Ученого комитета по сельскому хозяйству Украины (1920–1926), одновременно — профессор агрономии Киевского университета. Руководитель секции новых культур Наркомзема УССР (1926–1927). С 1928 г. научный сотрудник Украинского НИИ растениеводства (ныне Украинский НИИ растениеводства, селекции и генетики имени В.Я.Юрьева). С 1931 г. — член президиума Всеукраинской академии сельского хозяйства. Является одним из основателей науки о сухом земледелии, мировой приоритет в создании которой принадлежит советским ученым. Он изучал сущность засухи и меры борьбы с ней не только приемами агротехники, но и мелиорации (устройство прудов и водоемов и повсеместное окаймление лесополосами полей, оврагов). Автор методики исследования корневых систем растений. Является одним из пионеров интродукции новых культур на Украине (Брилевское опытное поле), в частности — первым пропагандистом культуры хлопчатника, еще задолго до революции доказавшим возможность его разведения в широкой зоне юга Украины. Ему принадлежит ряд изобретений (почвенный бур, термометр, пропашник, лущильник, сушилка, анемограф) для усовершенствования методики опытных работ. Он разработал методику полевого опыта как научную дисциплину, во многом сохранившую и поныне свою актуальность. Предложенная им схема зонального размещения опытных полей с учетом уже работающих опытных учреждений была одобрена Вольным экономическим обществом. Сформулировал общие принципы методики полевого опыта. Опубликовано около 100 научных трудов, в том числе 36 книг и брошюр. Умер 24 октября 1941 года. Литература: Возделывание рапса и сурепицы. — Киев: Земледелие, 1892. — 62 страницы; Почвенно-геологический бурав для мягких пород системы В. Ротмистрова. — Одесса: Экономическая типография, 1897. — 10 страницы; Методика полевого опыта: Из отчета Одесского опытного поля за 1903 г. — Одесса: Типография Южно-Русского общества печатного дела, 1905. — 78 страниц. — То же. — 2-е издание — 1912. — II, 76 страницы; Корневая система у однолетних культурных растений: С анализом грядковой культуры Демчинского. — Одесса, 1910. — 68 страницы; То же. — 2-е вид. — Харкiв: Рад. селянин, 1927. — 80 страниц; Сущность засухи по данным Одесского опытного поля. — Одесса: Типография С.Н.Скарпато, 1911. — 66 страниц. — То же. — 2-е издание — Одесса: Типо-литография Скальского, 1913. — 66 страницы; То же. — Odessa, 1913. — 11, 48 p. — на английском языке; То же. — Dresden; Leipzig: Verl. T. Steinkoppff, 1926. — 69 S. — на немецком языке; Бавовняник на Украiнi. — Харкiв: Держ. вид-во Украiни, 1930. — 70 страниц.

1866
Григорий Николаевич Тимофеев
русский музыковед и музыкальный критик. Был офицером, в 1889-1902 служил в Главном артиллерийском управлении в Санкт-Петербурге (с 1902 в отставке). Учился игре на фортепиано, брал уроки гармонии у Н.А.Соколова. В доме А.Н.Молас сблизился с М.А.Балакиревым, Н.А.Римским-Корсаковым, В.В.Стасовым; в своей музыкально-критической деятельности придерживался их направления. Член-учредитель Общества писателей о музыке (1907), член правления Народной консерватории (1908-1911). Выступал с лекциями. Сотрудничал в журналах («Русская Музыкальная Газета», 1895-1899; «Вестник Европы», 1902-1913; «Русская мысль», 1908-1914, и др.), энциклопедиях («Новый энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона, в котором помещено свыше 30 его статей, «Большая энциклопедия» под редакцией С.Южакова) и газетах (постоянный музыкальный рецензент газеты «Речь», 1906-1917). Автор первой биографии А.А.Алябьева (почётный отзыв Академии наук, 1913). Тимофееву принадлежат многочисленные статьи и очерки, преимущественно о русской музыке и русских композиторах, несколько статей, посвящённых М.А.Балакиреву. Умер в поезде, по дороге в Воронеж, 18 марта 1919 года. Личный архив Тимофеева, включающий около 340 писем разных композиторов, хранится в Санкт-Петербургской публичной библиотеке имени M.E.Салтыкова-Щедрина. Сочинения: Очерк развития русского романса, «Русская Музыкальная Газета», 1895, No 4-6; Фридерик Шопен. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. По прежним и по новейшим (польским) источникам, Санкт-Петербург, 1899; П.И.Чайковский в роли музыкального критика, «Русская Музыкальная Газета», 1899, No 29-34; В.В.Стасов. Очерк жизни его и деятельности, «Вестник Европы», 1908, книги 2-5; Н.А.Римский-Корсаков как летописец своей музыкальной жизни, «Русская мысль», 1909, No 8; Франц Лист, «Вестник Европы», 1911, книги 10; А.А.Алябьев. Очерк жизни и творчества, Москва, 1912; А.П.Бородин. Жизнь, творчество, неизданные письма, «Современник», 1912, No 8-9; М.А.Балакирев, «Русская мысль», 1912, No6-7; Жюль Массне, там же, No 12; Даргомыжский и значение его творчества, «Вестник Европы», 1913, книга 3; Лист и русская музыка, в сборнике: Энергия, [том 3], Санкт-Петербург, 1914.

Огородников508 (490x700, 197Kb)
1867
Фёдор Евлампиевич Огородников
русский и советский военный деятель и историк. Генерал-лейтенант (1916). Комдив (1935). Родился в Санкт-Петербурге. Сын этнографа и статистика Е.К.Огородникова. Окончил Александровский кадетский корпус и Николаевское инженерное училище (1887). Из училища выпущен подпоручиком в Гренадерский сапёрный батальон. Позже переведён в лейб-гвардии Сапёрный батальон тем же чином и старшинством. Поручик (старшинство с 19 августа 1891 года). В 1893 году окончил Академию Генерального штаба по первому разряду. Старший адъютант штаба 1-й гренадерской дивизии (8 декабря 1893 — 13 февраля 1898). Цензовое командование ротой отбывал во 2-м гренадёрском Ростовском полку (14 октября 1895 — 21 октября 1896). Столоначальник Главного управления казачьих войск (13 февраля 1898 — 19 июля 1899). Подполковник (старшинство 18 декабря 1898). Младший делопроизводитель канцелярии военно-учёного комитета Главного штаба (19 июля 1899 — 30 апреля 1901), старший делопроизводитель (30 апреля 1901 — 14 мая 1903). С 1902 года — профессор статистики и географии Академии Генштаба. В 1904—1907 годах — военный атташе при русском консульстве в Тяньцзине. Затем командовал 15-м Шлиссельбургским пехотным полком. Генерал-майор (1911).
Первая мировая война
В начале Первой мировой войны — начальник штаба XXII армейского корпуса. С 27 ноября 1914 года состоял генералом для поручений при командующем 10-й армией. С 7 сентября 1915 года командовал 26-й пехотной дивизией. С 24 августа 1916 года — начальник 125-й пехотной дивизии. Генерал-лейтенант (1916). После Февральской революции с 15 апреля 1917 года — командир XVII армейского корпуса. В составе 11-й армии генерала Эрдели участвовал в Июньском наступлении. Действовал неудачно и 10 августа 1917 года был переведён в резерв чинов при штабе Киевского военного округа. После выступления генерала Корнилова и смещения целого ряда высших военачальников Огородников 11 сентября 1917 года был назначен главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта. Руководил очищением армии от прокорниловски настроенных офицеров, освободил из-под стражи солдат, арестованных ранее за революционную пропаганду. За несколько дней, что Огородников стоял во главе фронта, войска почти полностью вышли из повиновения.22 сентября 1917 года заменен генералом Н.Г Володченко.
В Красной Армии
В Красной Армии — с февраля 1918 года, был военруком Беломорского окружного военного комиссариата в 1919 году, помощником начальника снабжения Западного фронта. С 1920 года — на преподавательской работе на курсах комсостава Военной академии РККА, затем служил в Штабе РККА. В 1931 году арестовывался по т. н. «Кадетскому делу» (по этому делу был репрессирован его сын Г.Ф.Огородников). С 1932 года — начальник кафедры в Военно-транспортной академии и профессор Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе. Автор работ по истории и тактике. Умер в Москве 3 марта 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сочинения: Германский устав полевой службы, издание 1900 года, по сравнению с таковым же уставом издания 1894 года. — Санкт-Петербург: типография Главного управления уделов, 1900; Германские железные дороги в военном отношении. — Санкт-Петербург: типография Главного управления уделов, 1901; Военные средства Англии в революционные и наполеоновские войны. — Санкт-Петербург: типография В.Ф.Киршбаума, 1902; Тактические взгляды немцев по сочинению Балка. — Санкт-Петербург: типография Главного управления уделов, 1903; Памятка рядового в рассыпном строю. — Варшава: типография Окружного штаба, 1910; Практические указания для подготовки одиночного стрелка звена и отделения по Положению о подготовке пехоты 1911 г. — Санкт-Петербург: В.Березовский, 1912; Очерки сравнительной тактики. — Выпуски 1—3. — Москва—Ленинград, 1928—1929; Удар по Колчаку весной 1919. — Москва, 1938. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1895); Орден Святого Анны III степени (1901); Орден Святого Станислава II степени (1905); Орден Святой Анны II степени (1910; 31 марта 1911); Орден Святого Владимира III степени (19 декабря 1913); Мечи к ордену Святой Анны I степени (Высочайший приказ 31 марта 1916). Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9. — ISBN 5-271-06895-1; Огородников Федор Евлампиевич — статья из Большой советской энциклопедии; Огородников, Фёдор Евлампиевич. // Проект «Русская армия в Великой войне».

Charles Vancouver Piper (500x700, 275Kb)
1867
Чарльз Ванкувер Пайпер (Charles Vancouver Piper)
американский ботаник. Чарльз Пайпер родился в городе Виктория в Британской Колумбии. Учился в Университете штата Вашингтон, в 1885 году получил степень бакалавра наук. В 1892 году Пайпер стал магистром наук, после чего перешёл в Гарвардский университет, где в 1900 году также стал магистром. До 1903 года Чарльз Пайпер был профессором ботаники и зоологии в Вашингтонском сельскохозяйственном колледже, затем стал работником Министерства сельского хозяйства (USDA) во главе гербария злаковых растений. Будучи работником USDA, Пайпер неоднократно путешествовал, коллекционируя растения. В 1904 году он посетил Аляску, в 1911 — Филиппины, в 1923 — Панамский перешеек, в 1924 году путешествовал по Европе. С 1905 года Пайпер работал в бюро растительной индустрии. Чарльз увлекался игрой в гольф, он ввёл в использование для создания полей для гольфа вегетативное размножение полевицы. Также Пайпер ввёл в культуру суданскую траву, натальскую траву, родезскую траву и слоновую траву, а также многие виды бобовых. В 1921 году Канзасский сельскохозяйственный колледж присвоил Пайперу почётную степень доктора наук. Чарльз Ванкувер Пайпер скончался в Вашингтоне 11 февраля 1926 года. Основной гербарий Пайпера хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне (US). Частный гербарий был в 1926 году приобретён Университетом штата Вашингтон (WS). Некоторые научные публикации: Piper, C.V.; Beattie, R.K. The flora of the Palouse region. — Pullman, Wash., 1901. — 208 p; Piper, C.V. Flora of the state of Washington. — Washington, 1906. — 637 p; Piper, C.V. North American species of Festuca. — Washington, 1906. — 48 p; Piper, C.V. Agricultural varieties of the cowpea. — Washington, 1912. — 112 p; Piper, C.V.; Beattie, R.K. Flora of Southeastern Washington. — Lancaster, Pa., 1914. — 296 p; Piper, C.V.; Beattie, R.K. Flora of the northwest coast. — Lancaster, Pa., 1915. — 418 p; Piper, C.V.; Morse, W.J. The Soy bean. — New York, London, 1923. — 329 p. Роды растений, названные в честь Ч.В.Пайпера: Piperia Rydb., 1901. Литература: Stafleu F.A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : [англ.]. — Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1983. — Vol. IV: P—Sak. — P. 270—272. — 1214 p. — ISBN 90-313-0549-9. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

Vladimir_P._Yuzviuk (677x700, 169Kb)
1868
Владимир Порфирьевич Юзьвик
член IV Государственной думы от Виленской губернии, протоиерей. Родился в селе Высокое, Брестский уезд, Гродненская губерния, Литовское генерал-губернаторство, Российская империя, в семье псаломщика. Младший брат Даниил (1880—1965) стал архиепископом Пинским и Полесским. По окончании Литовской духовной семинарии в 1890 году, был рукоположен в священники села Михаловщины. Затем был возведен в протоиереи и перемещен настоятелем в церковь местечка Гольшаны Ошмянского уезда. Был благочинным (1906—1911), трижды избирался депутатом духовенства на епархиальные съезды. Стал организатором и председателем Гольшанской пожарной дружины, председателем санитарной комиссии, а также устроителем и председателем правления местного ссудо-сберегательного товарищества. Основал Гольшанский отдел Союза русского народа, позднее был избран кандидатом в члены Главного совета СРН (1912). В 1912 году был избран в члены Государственной думы от русского населения Виленской губернии. Входил во фракцию правых. Состоял членом комиссий: сельскохозяйственной, финансовой, по народному образованию и по вероисповедным вопросам. Выступал в защиту православной веры в Юго-Западном крае от католического и униатского влияния. После Октябрьской революции в эмиграции в Польше. Был известен выступлениями в защиту православия в Польше. В 1930 году был избран вице-председателем Предсоборного собрания православной церкви в Польше. Дальнейшая судьба неизвестна. Был вдовцом, имел дочь. Источники: 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург.: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1913; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008; Религиозные деятели русского зарубежья

Боярский_Пётр_Михайлович (466x700, 220Kb)
1870
Пётр Михайлович Боярский
русский общественный и государственный деятель, последний Казанский губернатор. Православный. Из потомственных дворян Полтавской губернии. Землевдаделец Лубенского уезда (родовое имение при селе Тимки). Окончил коллегию Павла Галагана (1889) и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893). По окончании университета поступил на службу в канцелярию 1-го департамента Сената с производством в губернские секретари. Чины: коллежский секретарь (1896), титулярный советник (1899), коллежский асессор (1902), надворный советник (1906), коллежский советник (1910), статский советник (1912), камергер (1914), действительный статский советник (1915). В 1894 году был переведен в канцелярию уголовного кассационного департамента Сената, а в 1896 — назначен младшим помощником обер-секретаря. 9 июля 1898 назначен товарищем прокурора Черниговского окружного суда. В 1900 году был переведен в Министерство внутренних дел, занимал должности земского начальника 2-го участка Лубенского уезда (1900—1904) и непременного члена Полтавского губернского присутствия по земельным и переселенческим делам (1904—1906). Также избирался почетным мировым судьей Лубенского уезда, гласным Лубенского уездного (на 3 трехлетия) и Полтавского губернского (на 2 трехлетия) земств, депутатом дворянства Лубенского уезда (на 2 трехлетия). Кроме того, состоял попечителем Яблоновского детского приюта (1903—1907) и почетным членом Лубенского уездного попечительства детских приютов (с 1903). 27 октября 1906 года назначен исполняющим должность Саратовского вице-губернатора с производством в надворные советники, а через месяц утвержден в должности. По воспоминаним бывшего гласного Саратовской думы Ильи Яковлевича Славина: «Пётр Петрович Стремоухов был у нас губернатором всего около полутора лет... Он очень часто целыми днями проводил время на охоте в самой разношерстной и разночинной компании... Делами по управлению губернией больше заведовал вице-губернатор П.М.Боярский, что откровенно и публично признал сам Стремоухов на торжественном прощальном обеде перед отъездом из Саратова.» Затем занимал посты Гродненского (1912—1913) и Казанского (1913—1917) губернатора. После 1917 года скрывался в Пятигорске, затем вернулся в родную Полтаву. Известно, что уже в следующем году он находился в Загребе, где в качестве представителя Главного Уполномоченного РОКК занимался организацией приёма трёх пароходов с беженцами из Крыма в 1921 году.. В 1930 году П.М.Боярский, по-прежнему возглавлявший Российское общество Красного Креста в Югославии, был избран председателем вновь созданного (вероятно, по его же инициативе) Объединения русских общественных организаций в Загребе, целью деятельности которого было «объединение русских эмигрантских организаций для противостояния коммунизму в Европе, на Дальнем Востоке и Америке». На этом посту он поддерживал связь с лидерами аналогичных организаций: в Лондоне — В.Г.Коренчевским, в Париже — В.Н.Коковцовым, на Дальнем Востоке — генералом Д.Л.Хорватом. После ухода П.М.Боярского со своего поста в 1935 г., объединение перестало функционировать. Умер (погиб?) в Загребе 21 апреля 1944 года. Семья: Был женат на Е.Н.Мещериновой. Их дети: Елизавета (1912—?). Награды: Орден Святого Станислава III степени (?); Орден Святой Анны III степени (1901); Орден Святого Станислава II степени (?); Орден Святой Анны II степени (1905); Орден Святого Владимира IV степени (1907). Медаль «В память царствования императора Александра III»; Медаль «В память русско-японской войны» (1907); Медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.»; Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых»; Знак отличия «за труды по землеустройству» (1913); Медаль «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 г.». Источники: Гродненские губернаторы (1801—1917 гг.): документально-биографические очерки / Т.Ю.Афанасьева, Р.Ф.Горячева, В.В. Швед. – Гродно, 2007. Страницы 135—136.

Bondarev_foto1 (462x700, 359Kb)
1871
Тихон Лавреньтевич Бондарев
российский революционер, советский партийный деятель. Тихон Лаврентьевич Бондарев родился в семье крестьянина, в деревне Новая Слободка Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне — Слободка в Покровском районе Орловской области). В 1885 году уехал в Ростов-на-Дону, где работал сначала у купца, а затем в железнодорожных мастерских. Здесь он познакомился с запрещённой литературой и революционерами, а в 1889 году стал членом марксистского кружка. С 1891 года находился на военной службе, в Варшаве, где вёл революционную пропаганду среди солдат. В 1897 году, после окончания службы, вернулся в Ростов-на-Дону, в 1898 году стал одним из первых членов только что созданной партии — РСДРП.
Работа в Луганске
В 1903 году, из-за участия в Ростовских антиправительственных демонстрациях, вынужден скрываться от полиции, поэтому переехал в Луганск; работал на паровозостроительном заводе Гартмана. После раскола РСДРП выбрал сторону большевиков.
В 1905—1907 годах, в период первой русской революции, вёл революционную агитацию среди рабочих Луганска, организовывал забастовки на рудниках и заводах, создавал боевые дружины. В это время познакомился с известным в будущем партийным и советским государственным деятелем — К. Е. Ворошиловым, стал одним из руководителей Луганской большевистской организация. Здесь впервые был арестован и заключён в тюрьму.
Во второй половине 1907 года перешёл на нелегальное положение и уехал в Дебальцево.
Bondarev01 (535x700, 188Kb)
Удостоверение Т.Л.Бондарева
Работа в Екатеринославе
В 1908 году Бондарев Т.Л. перебирается в Екатеринослав, где поступает чернорабочим на Брянский металлургический завод. Здесь он трудится вплоть до 1917 года. Как член РСДРП(б), выполняя партийные поручения, Тихон Лаврентьевич разоблачает сущность антинародной политики правительства, участвует в выпуске листовок, становится членом правления больничной кассы, входит в состав заводского партийного комитета, а с 1915 года избирается его председателем и назначается командиром заводской боевой дружины.
В начале февраля 1917 года Бондарев Т. Л. в числе других руководителей большевистской организации города был арестован, но через месяц его отпускают. Сразу после этого на городской партийной конференции, Бондарева Т. Л. избирают в состав Екатеринославского комитета РСДРП(б), а в апреле 1917 года, при комитете, Тихону Лаврентьевичу поручается организовать Красную гвардию. Далее Тихон Бондарев входит в состав Совета рабочих депутатов города и становится членом городского ревкома. Как начальник штаба Красной Гвардии Екатеринослава он непосредственно участвует в подготовке и осуществлении вооружённого восстания, в результате чего к власти в городе приходит Совет трудящихся, а РСДРП(б), получив большинство на выборах в городской Совет, становится правящей партией.
Бондарев Т.Л. в годы Гражданской войны
Во второй половине декабря 1917 года по приказу В.А.Антонова-Овсеенко — командующего Советскими вооружёнными силами на юге страны, Бондарев Т.Л. направляется в распоряжение штаба фронта. Далее, он принимает участие в разгроме войск Каледина и Центральной Рады, а позже в организации отправки эшелонов с украинским хлебом для голодающих рабочих Петрограда и Москвы.
Орловский период
В начале 1918 года у Советской власти в Орловской губернии сложилось трудное положение. Для помощи орловским большевикам и организации практической работы, ЦК РКП(б) направил группу опытных членов партии, в состав которой вошёл и Бондарев Т.Л. Так начался семилетний, период в жизни Тихона Лаврентьевича на родной орловской земле. Уже в первые недели своего пребывания в Орле, на втором губернском съезде Советов, Тихон Лаврентьевич избирается в состав исполкома Совета и его Президиума. Во время оккупации Украины немцами в 1918 году в город Орёл переехал ЦК КП(б) Украины. По его просьбе Бондарев Т. Л. занялся подготовкой руководящих кадров для подпольной работы на территории оккупированной Украины, переформированием продотрядов в регулярные части Красной Армии и отправкой их на Южный фронт. Однако хватало чрезвычайных дел и в Орловской губернии. В советской России была введена продразвёрстка. Бондарев Т.Л. организует её исполнение на орловской земле, а затем участвует в создании социалистических сельскохозяйственных предприятий — коммун и артелей. В сложное для советской власти время, отмеченное саботажем на местах, ростом дезертирства из армии и бандитизмом на территории губернии, важная роль в наведении порядка отводилась губернскому Ревтрибуналу. В это время Бондарев Т. Л. назначается на должность председателя следственной комиссии Орловского губернского Ревтрибунала. В 1923 году Бондарев Т.Л. был избран председателем губернской партийной контрольной комиссии, а в 1924 году переходит на хозяйственную работу. Его назначают директором колбасной фабрики в Орле, руководство которой, незадолго до этого было приговорено к расстрелу за хищение социалистической собственности.
Возвращение в Екатеринослав
В конце 1925 года Бондарев Т.Л. возвращается в Екатеринослав. Здесь он работает в губернском комитете ВКП(б) и губисполкоме. Был членом партколлегии Днепропетровского окружкома партии (1929 год), директором Днепропетровского музея революции (1930—1931 годы).
Работа в Москве
В 1931 году Тихон Лаврентьевич распоряжением К. Ворошилова, соратника по революционной деятельности в Луганске, вызывается в Москву. Здесь он работает членом партколлегии Бауманского райкома ВКП(б). В 1933 году Т. Бондарев становится персональным пенсионером союзного значения. Далее он активно занимался общественной работой, становится членом Всесоюзного общества старых большевиков, летом работает комиссаром в пионерских лагерях. Когда в 1934 году было учреждено звание и знак «Ворошиловский стрелок», Бондарев Т.Л. участвует в создании клуба «Ворошиловский стрелок» в Бауманского района Москвы, а далее работает в стрелковом клубе инструктором, обучая школьников — членов клуба, приёмам стрельбы. Умер в Москве 27 июля 1941 года. Похоронен в Москве. Награды: За заслуги в установлении советской власти на Украине и в ознаменование десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции и десятилетия установления советской власти в Екатеринославе, постановлением Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета от 3 января 1928 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени; Орден Красного Знамени (20 февраля 1928) Память: Его Имя Т.Л.Бондарева до 2015 года носила улица Карпатская в Ленинском (ныне — Новокодакском) районе Днепропетровска. Литература: Антонов-Овсеенко В.А. Записки о гражданской войне. — Москва, 1933. — 351 страница; Бондарев Ю. Бондарев Тихон Лаврентьевич. — Ливны: Типография «Труд», 2005. — 104 страницы; — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Орёл: Картуш, 2011. — 112 страниц; Борьба за Советы на Екатеринославщине. — Днепропетровск, 1927; Ворошилов К.Е. Рассказы о жизни. — Москва: Изд-во политической литературы, 1971. — Книга 1. — 368 страниц..

Ottolinemorrell (554x700, 358Kb)
1873
Леди Оттолайн Виолет Анна Моррелл (Lady Ottoline Violet Anne Morrell)
английская аристократка и меценат, сыгравшая важную роль в английской литературной жизни начала XX века, одна из центральных фигур в группе Блумсбери. Оттолайн Виолет Анна Кавендиш-Бентинк (Ottoline Violet Anne Cavendish-Bentinck) родилась в городе Ройал-Танбридж-Уэлл, графство Кент, Великобритания, в семье Артура Кавендиш-Бентинка, сына лорда и леди Чарльз Бентинк, и Огасты Браун, баронессы Болсовер. Через бабушку, леди Чарльз Бентинк приходилась внучатой племянницей фельдмаршалу Артуру Уэлсли, 1-му герцогу Веллингтон.
OttolinemorrelPhilip_Morrelll (482x700, 142Kb)
Филип Моррелл (1870—1943), муж леди Оттолайн Моррелл
Получила в декабре 1879 года, в возрасте шести лет ранг дочери герцога и право титуловаться леди, после того как её сводный брат Уильям стал наследником герцога Портленд после смерти её кузена Джона Бентинка, 5-го герцога Портленд, и семья переехала в аббатство Уэлбек в графстве Ноттингемшир. Оттолайн имела многочисленные родственные связи с высшей британской аристократией.
В 1899 году поступила в женский Сомервиль-колледж в Оксфорде, где изучала политическую экономию и римскую историю, а также прослушала курс логики и философии. Леди Моррелл известна многочисленными любовниками. Первым её любовником был шведский врач и писатель Аксель Мунте, который был старше её. Она отвергла его предложение о браке из-за атеизма Мунте, не совместимого с её духовными убеждениями. В 1902 году она вышла замуж за политика от Либеральной партии, депутата парламента с 1906 года Филипа Моррелла, с которым разделила интерес к искусству и либерализму. В то же время оба супруга по взаимному согласию вели свободный образ жизни, известный сейчас как открытый брак.
OttolinemorrellJulian_ (522x700, 199Kb)
Джулиан и леди Моррелл. Около 1911 года. Фотограф Кавендиш Мортон (1874—1939)
У Филипа было несколько внебрачных детей, о которых заботилась жена. Леди Моррелл родила сына Хью, умершего в младенчестве, и дочь Джулиан (1906—1989), первым мужем которой был Виктор Гудмен, а вторым мужем — Игорь Виноградов (1901—1987), сын сэра Павла Виноградова. Весной 1911 года леди Моррелл начала встречаться с писателем и философом Бертраном Расселом, с которым обменялась более, чем 3500 письмами. Среди её любовников были искусствовед Роджер Фрай, художники Генри Лэмб и Огастес Джон, художница Дора Каррингтон, а также многие авторы, художники, скульпторы и поэты. Леди Моррелл была покровительницей искусств, внесла большой вклад в Общество современного искусства.
OttolinemorrellУсадьба Гарсингтон (700x449, 337Kb)
Усадьба Гарсингтон, принадлежавшая леди Моррелл
Супругам Моррелл принадлежал в Лондоне таунхаус на Бедфорд-сквер в Блумсбери. Леди Моррелл держала на Бедфорд-сквер светский салон, в котором встречались известнейшие деятели культуры Великобритании — Д.Г.Лоуренс, Т.С.Элиот, Л.С.Вулф, Вирджиния Вулф, Стивен Спендер, а также Уинстон Черчилль, Раймонд Асквит и другие. Салон посещали художники Огастес Джон и Дункан Грант, искусствовед Роджер Фрай, поэты Уильям Батлер Йейтс и Томас Стернз Элиот, философ Бертран Рассел и модные прозаики Олдос Хаксли и Дэвид Герберт Лоуренс, а также писатели Генри Джеймс, Литтон Стрейчи и Эдвард Морган Форстер и танцовщик Вацлав Нижинский. В круг леди Моррелл входили художники Генри Лэмб и Борис Анреп, Николай Гумилёв, Сергей Дягилев и Лев Бакст. В 1915 году супруги Моррелл покупают загородную усадьбу Гарсингтон в графстве Оксфордшир близ Оксфорда, которое предоставили в пользование группы Блумсбери. Многим её членам при необходимости они оказывали материальную помощь. В усадьбе Гарсингтон был литературный салон Филипа Моррелла. В усадьбе бывал Николай Гумилёв, Уильям Батлер Йейтс, Дэвид Герберт Лоуренс, Вирджиния Вулф, Арнольд Беннет, Огастес Джон и другие знаменитости. В 1927 году Моррелл были вынуждены продать усадьбу и дом и переехать в более скромное жильё на Гауэр-стрит. В 1928 году у леди Моррелл диагностировали рак. Умерла в Лондоне от лекарства, выданного врачом 21 апреля 1938 года.
Ottolinemorrellгроб (466x700, 378Kb)
Похоронена на кладбище церкви Святой Уинифреды, село Холбек, округ Бассетлоу, Ноттингемшир, Англия
Мемориальные доски установлены в церкви святой Марии (скульптор Эрик Гилл) в селе Гарсингтон в графстве Оксфордшир и церкви святой Уинифреды в селе Холбек в графстве Ноттингемшир. Леди Моррелл оставила мемуары, отредактированные после её смерти.
Образ леди Оттолайн Моррелл отображён во многих произведениях английской литературы XX столетия. Это Присцилла Уимбуш в первом романе Олдоса Хаксли «Жёлтый кром» (1921), миссис Биселейк («Контрапункт» (1928) Олдоса Хаксли); Гермиона Роддис («Влюблённые женщины» Дэвида Герберта Лоуренса, где леди Моррелл предстаёт карикатурой на капризную, мстительную светскую даму, увлечённую великими людьми); Леди Кэролайн Бэри («Это Баттерфилд» Грэма Грина); леди Сибиллина Кварелл (пьеса «На сорок лет» (1968) Алана Беннета). По мнению ряда исследователей, леди Оттолайн Моррелл является прообразом для леди Чаттерлейл из романа «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Герберта Лоуренса.
OttolinemorrellМемориальная доска  (440x700, 214Kb)
Мемориальная доска леди Моррелл в церкви святой Марии в селе Гарсингтон в графстве Оксфордшир. Скульптор Эрик Гилл
Леди Моррелл снимал фотограф Сесил Битон, а также фотографировал Огастес Джон, Генри Лэмб, Дункан Грант и другие. В 1976 году опубликован альбом фотографий Lady Ottoline's Album. В фильме «Витгенштейн» Дерека Джармена роль леди Моррелл сыграла Тильда Суинтон, в фильме «Каррингтон» Кристофера Хэмптона — Пенелопа Уилтон.

Karl_von_Müller (439x700, 197Kb)
1873
Карл Фридрих Макс фон Мюллер (немецкое имя — Karl Friedrich Max von Müller)
капитан знаменитого германского рейдера, лёгкого крейсера «Эмден» во время Первой мировой войны. Карл фон Мюллер родился в Ганновере, в семье полковника прусской армии. После учёбы в гимназии в Ганновере и Киле он поступил в военную академию в Плёне, Шлезвиг-Гольштейн, но в 1891 году перевёлся в императорский флот. Мюллер служил на учебном корабле «Штош», затем на фрегате «Гнайзенау» участвовал в походе в Америку. В октябре 1894 в звании лейтенанта он получил должность связиста на броненосце «Баден», а затем на однотипном корабле «Саксония». Мюллер был повышен в звании до оберлейтенанта цур зее и направлен на канонерскую лодку «Швальбе». Во время размещения «Швальбе» в Германской Восточной Африке он заразился малярией, от которой страдал всю оставшуюся жизнь. После возвращения в Германию в 1900 году он служил на берегу, пока не стал вторым артиллерийским офицером на линкоре-броненосце «Кайзер Вильгельм». Назначение в штаб адмирала принца Генриха Прусского стало большой удачей в его карьере. В декабре 1908 года, получив высокие оценки от своего начальства, Мюллер был повышен до корветтен-капитана и назначен в Адмиралтейство в Берлине, где он произвёл впечатление на гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица.
Командование
В награду весной 1913 года Мюллер получил под своё командование крейсер «Эмден». Вскоре он получил известность в газетах Германии и других держав за инициативу и умение, проявленные при обстреле мятежных фортов на реке Янцзы в Нанкине. Он был награждён орденом Короны 3-го класса с мечами. В начале Первой мировой войны «Эмден» стоял на якоре на немецкой базе в Циндао. 31 июля 1914 года он отправился в поход. 4 августа «Эмден» захватил русский почтовый пароход «Рязань», первый приз Императорского флота в этой войне. Затем «Эмден» встретился с Германской Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой адмирала графа Максимилиана фон Шпее на Марианских островах. Именно Мюллер на совещании на острове Паган предложил выделить один лёгкий крейсер эскадры для проведения рейдов на торговых путях союзников в Индийском океане, в то время как остальные корабли эскадры фон Шпее продолжат путь через Тихий океан. Это назначение получили капитан фон Мюллер и «Эмден». В последующие 12 недель «Эмден» и Мюллер получил репутацию храбрости и рыцарственности, не достигнутую ни одним германским кораблём или капитаном. Мюллер был чрезвычайно щепетилен, избегая ущерба нейтралам и жертв среди гражданских лиц. Несмотря на захват четырнадцати призов, единственными гражданским жертвами «Эмдена» стали 5 моряков, погибших при бомбардировке Мадраса (Индия), хотя Мюллером были приняты меры предосторожности, чтобы линия огня не пересекла жилые районы города. Во время дерзкого рейда на Пенанг «Эмден» также потопил русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Мушкет». Тридцать шесть выживших французских моряков с «Мушкета» были спасены «Эмденом», и когда три из них скончались от полученных ран, они были похоронены в море с полными воинскими почестями. Оставшиеся французы были переданы на британский пароход «Ньюбёрн», который, будучи остановлен, но не атакован германским кораблём, и отвёз их в Сабанг на Суматре в нейтральной Голландской Ост-Индии.
Поражение и плен
Когда 8 ноября 1914 года «Эмден» отправил десантную партию на берег, чтобы уничтожить радиостанцию в Порт Рефьюдж на Кокосовых островах, он, наконец, был загнан в угол австралийским лёгким крейсером «Сидней» и потерпел поражение благодаря преимуществу последнего в дальности стрельбы. Мюллер и остальные выжившие члены его команды были взяты в плен и доставлены на Мальту. Отряду, находившемуся на берегу, удалось скрыться и добраться до Германии под руководством старшего помощника «Эмдена» Гельмута фон Мюкке. 8 октября 1916 года, через два дня после возобновления Германией неограниченной подводной войны, Мюллер был отделён от остальных пленников с «Эмдена» и отправлен в Англию, где был интернирован в лагере для пленных немецких офицеров в Сельскохозяйственном и молочном колледже Мидленд (в настоящее время кампус Саттон-Бонингтон Ноттингемского университета). В 1917 году Мюллер возглавил побег 21 пленного через туннель, но был пойман. Английский климат плохо сказывался на его малярии, поэтому, в конце концов, Мюллер был отправлен на лечение в Нидерланды. В октябре 1918 года он был репатриирован в Германию.
Karl_von_MüllerKapitaen-v-Mueller-Str_Hannover (700x224, 198Kb)
Улица капитана фон Мюллера в Ганновере
Последние годы
Несмотря на возражения со стороны главы Германского Военно-Морского кабинета, Мюллер был награждён орденом «Pour le Mérite» и произведён в капитаны цур зее (1 октября 1918 года). В начале 1919 года он вышел в отставку по причине плохого здоровья и поселился в Бланкенбурге. Он вежливо отказывался написать книгу о своей службе и подвигах. Мюллер был избран в местный парламент Брауншвейга от Германской национальной партии и отстаивал антиклассовую позицию. Карл фон Мюллер неожиданно скончался, вероятнее всего, ослабленный частыми приступами малярии, 11 марта 1923 года. Награды: Орден Красного орла 4-го класса с короной (Королевство Пруссия); Орден Короны 3-го класса с мечами (1913) (Королевство Пруссия); Железный крест (1914) 2-го и 1-го класса (Королевство Пруссия); Крест «За выслугу лет» (за 25 лет беспорочной службы) (Королевство Пруссия); Орден «Pour le Mérite» (19.03.1918) (Королевство Пруссия); Орден «За военные заслуги» 3-го класса с мечами (Королевство Бавария); Крест Фридриха Августа 2-го и 1-го класса (Великое герцогство Ольденбург). Литература: The Last Corsair: The Story of The Emden by Dan Van Der Vat, 1984. ISBN 0-586-06265-3; The Last Gentleman of War. The Raider Exploits of the Cruiser Emden by R.K. Lochner, Naval Institute Press:. 1988. ISBN 0-87021-015-7; The Last Cruise of the Emden: The Amazing True WWI Story of a German-Light Cruiser and Her Courageous Crew by Edwin Palmer Hoyt, Globe Pequot Press, 2001 ISBN 978-1-58574-382-7; Mucke, Hellmuth von. Emden — A. Scherl, g. m. b. h., 1915; Игорь Бунич. Корсары кайзера; Пленков О.Ю. Третий Рейх: кризис и крах: вермахт, война и немецкое общество.

[427x699]
1873
Антонина Васильевна Нежданова
русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Социалистического Труда (1925). Родилась в селе Кривая Балка, ныне в черте города Одесса, в семье сельских учителей. С 7 лет Нежданова пела (часто солировала) в церковных и сельских хорах, после окончания гимназии работала в Одесском городском женском училище, выступала с пением на любительских вечерах и в благотворительных концертах. В 1899 поступила в Московскую консерваторию в класс У.Мазетти. Окончив консерваторию в 1902, дебютировала в Большом театре в парии Антониды в опере Глинки Жизнь за царя. В течение первых сезонов исполнила такие партии, как Джильда (Риголетто Верди), Людмила (Руслан и Людмила Глинки), Розина (Севильский цирюльник Россини), Лакме (одноименная опера Делиба), Церлина (Дон Жуан Моцарта), Царица ночи (Волшебная флейта Моцарта), Волхова (Садко Римского-Корсакова), Татьяна (Евгений Онегин Чайковского), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова), Шемаханская царица (Золотой петушок Римского-Корсакова), Эльза (Лоэнгрин Вагнера). В 1912 с успехом гастролировала в Парижской опере. Впоследствии спела в Большом театре также партии Мими (Богема Пуччини), Филины (Миньон Тома), Марфы (Царская невеста Римского-Корсакова), Иоланты (одноименная опера Чайковского) и т.д. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов. Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С.В.Рахманинов (очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый Вокализ), а позже супруг Неждановой – дирижер Н.С.Голованов; она выступала также в ансамбле с А.С.Аренским, А.К.Глазуновым, А.Н.Скрябиным. После 1917 Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 много выступала по радио. Среди партий, спетых ею в эти годы – Царевна Лебедь (Сказка о царе Салтане Римского-Корсакова), Парася (Сорочинская ярмарка Мусоргского), Нинетта (Любовь к трем апельсинам Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, в Оперной студии К.С.Станиславского, с 1943 – в Московской консерватории. Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре (в опере – особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка «отстраненное» звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П.Г.Чеснокова. Ее театральные роли были отмечены высокой сценической культурой, и с самого начала своего пути вплоть до последних дней Нежданова пользовалась особой любовью и уважением слушателей. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова. Сталинская премия (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умерла Нежданова в Москве 26 июня 1950 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. По отзывам критики, голос Неждановой отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойдённой техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, А.В.Нежданова, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности. В разные годы партнерами певицы были: П.И.Словцов, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин. Имя Неждановой с 1950 года носит Одесская консерватория, ныне Одесская национальная музыкальная академия. Неждановой посвящён вокализ Рахманинова, одно из самых известных его произведений для голоса и фортепиано. В.П.Касьянов, кузен Неждановой, русский и советский актёр и кинорежиссёр. Сочинения: Страницы жизни. Отрывки из воспоминаний, "Музыкальная жизнь", 1960, № 12. Библиография: Антонина Васильевна Нежданова / А.Анисимов. — 1-е. — Москва: Искусство, 1953. — 15 страниц — (Большой театр СССР). — 10 000 экземпляров; Антонина Васильевна Нежданова. Материалы, воспоминания, исследования / В.А.Васина-Гроссман. — 1-е. — Москва: Искусство, 1967. — 544 страницы — 40 000 экземпляров; Поляновский Г. Антонина Нежданова. — Москва, 1970; А.Пружанский. Словарь «Отечественные певцы 1750—1917 гг.» в электронном виде. Литература: Львов М., А.В.Нежданова, Москва, 1952; Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования, Москва, 1967; Поляновский Г., А.В.Нежданова, Москва, 1970.

Fernand_Bouisson (509x700, 200Kb)
1874
Фернан Буиссон (французское имя — Fernand Bouisson)
французский политик, и государственный деятель, в течение недели, с 1 июня 1935 года по 7 июня 1935 года будучи премьер-министром, возглавлял кабинет министров Третьей французской республики. Фернан Буиссон родился в городе Константина, Алжир. В молодости был регбистом, выступал за команды «Олимпик» (Марсель) и «Стад Франсе» (Париж). Его имя в своё время носил марсельский стадион «Стад де л'Ювеон». Свою политическую карьеру Буиссон начал в 1906 году в должности мера города Обань расположенного востоку от Марселя в департаменте Буш-дю-Рон. С 1909 по 1940 год занимал во французском парламенте должность представителя департамента Буш-дю-Рон. В 1918-1919 годах Фернан Буиссон, во втором кабинете министров Жоржа Клемансо, занимал должность уполномоченного по делам военно-морского флота и морской транспортной отрасли. С 11 января 1927 года исполнял обязанности председателя Палаты депутатов (Национального собрания Франции). Он оставался им вплоть 1 июня 1935 года, когда ему было поручено сформировать собственный кабинет, где он взял себе портфель министра внутренних дел Третьей республики. Однако, кабинет просуществовал всего неделю из-за непримиримости оппозиции по поводу кандидатуры Фернана Буиссона. Помимо этого с 1928 по 1934 год Буиссон был президентом Межпарламентского союза. 31 мая 1936 года, после того, как Народный фронт одержал уверенную победу на выборах, Фернан Буиссон был вынужден выйти в отставку. После прихода к власти Анри Филиппа Петена, Фернан Буиссон самоустранился от политической жизни страны. Фернан Буиссон скончался в городе Антиб, департамент Приморские Альпы, Франция, 28 декабря 1958 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»