• Авторизация


16 июня родились... 16-06-2025 04:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[532x700]
1792
Александр Николаевич Мордвинов
участник войны 1812 года, управляющий III Отделением (1831—1839), вятский гражданский губернатор (1840—1842), впоследствии действительный тайный советник, сенатор. Происходил из дворянского рода Мордвиновых. Сын порховского помещика полковника Николая Михайловича Мордвинова (1768—1844), внук инженер-генерала М.И.Мордвинова. Родился в Санкт-Петербурге, воспитывался в течение 2 лет в доме своего дяди, генерала Н.Н.Муравьева, женатого на сестре его отца — Александре Михайловне Мордвиновой, и рос вместе с их сыновьями Александром (декабристом), Николаем (Карсским) и Михаилом (Виленским) Муравьевыми. В 10 лет номинально начал службу юнкером в 1-м артиллерийском батальоне (4 июня 1802 года), но через год был уволен с военной службы юнкером из лейб-гвардии Артиллерийского батальона; с 12 июня 1806 по 1 января 1810 года служил в департаменте министерства финансов и уже в 16 лет получил чин титулярного советника. 11 декабря 1810 года Мордвинов поступил в министерство полиции, но в начале Отечественной войны вступил (28 августа 1812 года) в 5-ю дружину Санкт-Петербургского ополчения, с которой принял участие в нескольких сражениях; за Полоцк получил орден Владимира IV степени с бантом, 31 октября был в бою при Чашниках, 14 ноября — при Смолянах, 28 ноября — при реке Березине и за отличие в этих боях награждён чином коллежского асессора (28 ноября). В 1813 году он был при взятии крепости Пилау, 25 апреля, прибыв к корпусу, блокировавшему Данциг, находился в нём все время его осады, 28 августа был послан с отрядом стрелков против неприятельской вылазки и «примерною храбростью сразил их, опрокинул и, вытесняя с позиций, наконец прогнал совершенно и занял данцигский форштадт Ору»; за это Мордвинов был награждён орденом Анны IV степени; с 8 по 15 сентября он находился на Английских транспортных судах в морских экспедициях против крепостей. 22 июня 1813 года Мордвинов успел получить чин надворного советника, после роспуска ополчения вернулся к своей должности в Министерство Полиции; в 1815 году он был командирован в главную квартиру фельдмаршала князя Барклая-де-Толли, состоя при генерал-интенданте Е.Ф.Канкрине. 25 августа 1818 году Мордвинов был определен в Собственную Его Величества Канцелярию, где и прослужил до 6 ноября 1826 года, когда был переведен в Государственную Канцелярию; назначенный помощником статс-секретаря Государственного Совета (3 февраля 1829 года), он вскоре (1 марта 1830 года) был произведен в действительные статские советники, а 13 сентября 1831 года назначен Управляющим III Отделением (на место скончавшегося 8 сентября М.Я. фон Фока), став, таким образом, одним из сподвижников А.Х.Бенкендорфа и нередко заменял его в сношениях с Пушкиным. 8 мая 1832 года Мордвинов был назначен присутствовать в Главном управлении цензуры, 12 января 1835 года он пожалован в статс-секретари. На посту управляющего III Отделением ничем особенным не прославился, хотя А.И.Герцен мимоходом упоминает в мемуарах, что Мордвинов был единственным в жандармской среде «инквизитором по убеждению». Способствовал продвижению по службе Леонтия Дубельта, постепенно отодвинувшего своего начальника на задний план, и после увольнения Мордвинова с поста управляющего (30 марта 1839), занявшего его место. Лермонтов обращался к Мордвинову через его двоюродного брата А.Н.Муравьева с просьбами о заступничестве после запрета драмы «Маскарад» цензурой III отделения. Также Лермонтов обратился к Мордвинову, чтобы избежать гонений за стихотворение «Смерть поэта». Мордвинов не нашёл в первоначальной редакции, без последних 16 строк ничего предосудительного (даже назвал «прекрасным»); однако счел нежелательной его публикацию. Числясь с апреля 1840 года при Департаменте внутренних дел, Мордвинов был вятским гражданским губернатором (с 22 октября 1840 по 11 сентября 1842 года), директором Департамента разных податей и сборов (с 11 сентября 1842), а 26 октября 1846 года назначен сенатором. Умер в Санкт-Петербурге 12 февраля 1869 года, в чине действительного тайного советника, и погребен на кладбище Фарфорового завода. Жена — княжна Александра Семёновна Херхеулидзева (1802—21 ноября 1848), дочь статского советника князя Семена Захаровича Херхеулидзева; сестра керченского градоначальника Захара Херхеулидзева и известной красавицы Татьяны Вейдемейер. В 1832 году графиня Долли Фикельмон писала в своем дневнике: «В обществе множество сплетен о семье Мордвиновых. Иногда оно поистине беспощадно, и Мордвинова, эта бедная и безобидная маленькая женщина, стала на сей раз его жертвой, по-моему, совершенно несправедливо. Императрица, однажды сказала: „Лагрене — любовник Мордвиновой“. С тех пор общество забросило каменьями эту бедную женщину, однако, он сам клался, что не был её любовником». Похоронена на кладбище Фарфорового завода рядом с мужем. Дети: Семён (1825—1900), сенатор, член Государственного совета; Николай (1827—1884), управляющий Самарской контрольной палатой (на 1870), действительный статский советник (1870). Жена — Е.А.Полетика; Екатерина (1829—1834); Софья (1836—1836); Ольга (1838—1900), была помощницей-распорядительницей Высших женских курсов; Александр (1842—1889).

[564x700]
1793
Диего Хосе Педро Виктор Порталес Паласуэлос (испанское имя — Diego Portales)
чилийский политик, дипломат, бизнесмен, коммерсант и министр внутренних дел, одна из ключевых фигур в организации политического устройства страны. Родился в Сантьяго, вице-королевство Перу, Чили. Его вклад имеет очень противоречивые отзывы: тогда как некоторые называют его создателем республики, для других он является тираном и диктатором. Он был политическим лидером консервативных сил в течение войны 1829 года и после отказа занять президентский пост сотрудничал с правительством Хоакина Приэты, пытаясь примирить правительство с оппозицией.
[528x700]
Диего Порталес видел угрозу для Чили в перуанской-боливийской конфедерации, в результате он организовал войну против неё, благодаря чему конфедерация распалась. Однако эта война вызвала военное восстание в Чили, которое стоило ему жизни. Умер в Вальпараисо 6 июня 1837 года.
[525x700]
Памятник в Сант-Яго, Чили.
Библиография: Crow, John A. The Epic of Latin America. By John A. Crow. 4th ed. New York: University of California P, 1992; «Portales, Diego: A Chilean Biography.» Charlene Richardson. http://historicaltextarchive.com/sections.php?action=read&artid=425; Статья в Encyclopedia Britannica.

1794
Нафанаил Гергард Шультен (Nathanëal Gerhard Schulten)
математик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (c 27 июня 1821). Родился в Нагусокене. Основные труды по математическому анализу и его приложению к геометрии. Умер в Турку 5 августа 1860 года.

[488x700]
1798
Людвиг фон Вельден (немецкое имя — Ludwig von Welden)
австрийский военачальник, фельдцейхмейстер (1849). Изучал право в университете в Вюрцбурге, затем поступил на военную службу в 1798 году в армию Вюртемберга, участвовал в войне с революционной Францией. В 1802 году перешел на австрийскую службу, участвовал во всех антифранцузских кампаниях, с 1804 года — капитан, в 1805 году причислен к Генеральному штабу. В войне с Францией 1809 года попал в плен, но обменян и сражался при Асперне, заслужил чин майора, по окончании кампании в 1810 году получил Рыцарский крест ордена Леопольда. В Русском походе 1812 года был офицером штаба у князя Шварценберга, в 1813—1814 — офицер штаба Итальянской армии, 12 мая 1813 года получил чин подполковника, 16 июля 1815 года — полковника, за отличие в кампании получил Рыцарский крест ордена Марии Терезии. В 1821—1824 годах был начальником штаба командующего в Верхней Италии, в 1828 году произведен в генерал-майоры, в 1832-38 годах возглавил военную комиссию Федерального собрания во Франкфурте, в 1836 году получил чин фельдмаршал-лейтенанта. С 1838 года командовал дивизией в Граце, с 1843 — военный комендант Тироля. Во время Итальянской кампании фельдмаршала Радецкого обеспечил связь действующей армии с коронными землями, 14 июня 1848 года взял Тревизо, окружил Венецию и вступил в Романью. 21 июня 1848 года получил в награду Большой крест ордена Леопольда (месяцем раньше получил Командирский крест ордена), 27 ноября 1848 года — Командирский крест ордена Марии Терезии. 28 сентября 1848 года отозван на должность генерал-губернатора Далмации, 2 декабря назначен генерал-губернатором Вены. 13 марта 1849 года произведен в фельдцейхмейстеры, 12 апреля сменил фельдмаршала Виндишгреца на посту главнокомандующего в действиях против венгерских повстанцев, но уже 1 июня 1849 года сдал командование генералу Гайнау и вернулся на должность генерал-губернатора в Вену. Вышел в отставку в 1851 году. Источники: Allgemeine Deutsche Biographie. Band 41 (1896), S. 665—666.

[514x699]
1801
Юлиус Плюккер (немецкое имя — Julius Plücker)
немецкий математик и физик, работавший в области аналитической геометрии, был пионером в области исследования катодных лучей что впоследствии привело к открытию электрона. Также занимался исследованиями кривых Ламе. Родился в Эльберфельде. Плюккер обучался в университетах Берлина, Бонна, Гейдельберга и Парижа, и в 1828 году стал профессором математики в Боннском университете. В это время его интересы лежали в области геометрии, где им был сделан ряд открытий. В частности Ю.Плюккеру удалось обобщить понятие координат путём введения тангенциальных и однородных координат. Помимо этого им было выдвинуто несколько теорий об алгебраических кривых. В 1847 году Плюккер становится профессором физики в том же университете. Среди его достижений в области физики: получение спектральных свойств атомов и молекул азота, водорода и других веществ. С Г.Гейслером сконструировал стандартный термометр. Умер в Бонне 22 мая 1868 года. Награды и премии: Медаль Копли (1866). Литература: История астрономии в датах и именах. Глава 9. От первого Пулковского каталога (1845 г.) до начала спектроскопических исследований (1860 г.); Храмов Ю.А. Плюккер Юлиус (Plucker Julius) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 217. — 400 строаниц. — 200 000 экземпляров (в переплёте).

Андрей Иванович Лизогуб Taras_Shevchenko_painting_0133 (595x700, 216Kb)
1804
Андрей Иванович Лизогуб (украинское имя — Андрі́й Іва́нович Лизогу́б)
помещик местечка Седнев Черниговского уезда. Большой поклонник искусства, художник-любитель. Друг украинского поэта и художника Тараса Шевченко. Родился в селе. Бурковка, Черниговская губерния. Происходил из дворян Черниговской губернии. Потомок казацкой старшины. Сын Ивана Лизогуба. Брат генерал-майора, участника Наполеоновских войн, пианиста и композитора Александра и музыканта Ильи Лизогубов. Отец народника Дмитрия Лизогуба и общественного, политического и государственного деятеля Фёдора Лизогуба. Окончил курс в Женевском университете, был членом губернского комитета по освобождению крестьян. Знаток литературы и искусства, прилично музицировал и рисовал, слыл украинофильствующим либералом. Умер в городе Сорочинцы (Миргородский уезд, Полтавская губерния, Российская империя) в 1864 году. Андрей Лизогуб и Тарас Шевченко познакомились в феврале 1846, когда поэт путешествовал по Черниговщине по заданию Археографической комиссии. Вместе со своим братом Ильей Андрей Лизогуб морально и материально поддерживал поэта в ссылке, переписывался с ним, посылал бумагу, рисовальные принадлежности, книги и деньги. Впоследствии хранил произведения литературного и изобразительного наследия Т.Шевченко. В 1846 Шевченко плодотворно работал в художественной мастерской в имении Лизогубов. По воспоминаниям современников, все стены мастерской были исписаны стихами и рисунками. Однако, часть произведений Шевченко погибла во время пожара в имении. В 1846 Тарас Шевченко написал портрет Андрея Лизогуба (бумага, карандаш, 21,3×17), который, несмотря на несколько этюдный характер, поражает художественным совершенством: Шевченко удалось раскрыть характер Андрея Лизогуба — человека спокойного, добродушного и кроткого. Тогда же Тарас Григорьевич выполнил и масляный портрет Ильи Лизогуба. Нарушив царское запрещение писать и рисовать, Т.Шевченко между 23 июня и 11 декабря 1847 года нарисовал первый автопортрет (бумага, масло, 12,7×9,9, Государственный музей Тараса Шевченко), находясь в Орской крепости, только прибыв туда, и 11 декабря 1847 прислал его А.И.Лизогубу. Это портрет поэта в солдатском мундире и фуражке-бескозырке. Литература: Лизогуб Андрій Іванович // Довідник з історії України. — 2-е видання. — К., 2001. — Страницы 405—406; Лизогуб Андрій Іванович // Шевченківський словник. Том 1 / Інститут літератури імені Т. Г. Шевченка Академії Наук УРСР. — Київ: Головна редакція УРЕ, 1976. — С.353.

1807
Тхиеу Чи I
монархический правитель Вьетнама (21 января 1841-1847). Умер 4 ноября 1847 года.

Amalie AdlerbergStieler_Kruedener (581x700, 339Kb)
1808
Амалия фон Крюденер (немецкое имя — Amalie von Krüdener; в русских источниках - Амалия Максимилиановна Криденер; имя при рождении - Amalie Stargard in Regensburg, Gräfin von Lerchenfeld; во 2-м браке - графиня Адлерберг)
известная красавица высшего света XIX века, в которую был влюблён и которой посвящал стихи Фёдор Тютчев. Во время Крымской войны открыла в Симферополе детский приют. Родилась в Дармштадте, от внебрачной связи баварского дипломата графа Максимилиана Лерхенфельда (1772—1809) с княгиней Терезой Турн-и-Таксис, урождённой принцессой Мекленбург-Стрелицкой. При рождении получила имя Амалия Штаргард (Amalie Stargard). Мать Амалии Тереза, с 1789 года супруга князя Карла Александра Турн-и-Таксиса (1770―1827), приходилась родной сестрой принцессе Луизе Августе Вильгельмине Амалии (1776―1810), матери русской императрицы Александры Фёдоровны. Таким образом, Амалия приходилась двоюродной сестрой последней. Молва, однако, утверждала, что княгиня Тереза родила девочку от связи со своим зятем — королём Вильгельмом. В этом случае Амалия была не двоюродной, а единокровной сестрой русской императрицы. Граф Лерхенфельд, признавший Амалию своей дочерью, взял её к себе в семью, дал ей свою фамилию и воспитывал вместе с законнорождённым сыном Густавом в родовом поместье Кёферинг.
Amalie_Adlerberg1865 (549x700, 318Kb)
Графиня Адлерберг в 1865 году
Юная, пятнадцатилетняя девушка была выдана в 1825 году за «старого и неприятного» прибалтийского барона Александра Сергеевича Крюднера (1786—1852), или Криденера, как произносили его фамилию в России, исполняющего обязанности поверенного в делах русского посольства в Мюнхене (1826―1827 и 1834―1835), а с декабря 1843 по январь 1852 — посланника в Стокгольме. Благодаря родству с русской императрицей и покровительству последней была восторженно принята при дворе Николая I. Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищался Гейне (он назвал её «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской). Живший по соседству с Крюденерами в Мюнхене Тютчев посвятил ей несколько стихотворений, в том числе «Я помню время золотое» и «Я встретил вас». По свидетельствам отдельных мемуаристов, Амалией увлекались Пушкин, Вяземский, А.И.Тургенев и сам царь Николай I. Баварский король Людвиг I заказал Й. Штилеру её портрет для собираемой им во дворце Нимфенбург «Галереи красавиц». Во второй раз Амалия вышла за сына министра русского двора В.Ф.Адлерберга (1791—1884) ― Николая Владимировича (1819—1892). Во время Крымской войны граф Адлерберг был назначен таврическим военным губернатором. Вместе с ранеными из осаждённого Севастополя в Симферополь привозили детей-сирот. В виду исключительности обстоятельств, графиня Адлерберг решительно пренебрегла бюрократическими формальностями, и 31 декабря 1854 года она открыла приют для 14 беспризорных детей-сирот на свои средства. В построенном для приюта двухэтажном доме на углу улиц Пушкинской и Гоголевской с 1921 года размещался Крымский краеведческий музей, с 1993 года в здании разместился его филиал — Крымский этнографический музей. В 1856 году граф Адлерберг получил новое назначение генерал-губернатором Финляндии, где его супруга энергично взялась за создание католической общины и укрепление её позиций. В салонно-общественной жизни Адлерберги ввели такой блеск и такой этикет, который был чужд скромным финляндцам. В обществе много говорили об их вечерах, картежных партиях и «five o`clocks», на которых тон задавала графиня Амалия. В своем доме Адлерберги давали балы, на которые списки приглашенных составлялись по табели о рангах и по «статс-календарю»; у них за столом сидели лишь генералы да сенаторы. Периодические приглашения графа Адлерберга носила сплошь официальный характер. После смерти Александра II Адлерберги переехали в Мюнхен. Умерла в Тегернзе 21 июня 1888 года. Похоронена вместе ссупругом в Роттах-Еггерн на кладбище кирхи Святого Лаврентия.

1810
Михаил Михайлович Кирьяков
российский исследователь, агроном и историк. Михаил Михайлович Кирьяков родился в селе Ковалёвка, в дворянской семье Херсонской губернии. Начальное образование он получил в домашних условиях, затем учился в Одессе. В 1826 году Кирьяков поступил в Московский университет, в 1828 году защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата нравственно-политических наук. Михаил Михайлович путешествовал по России (изучая исторические памятники, посетил Куликово Поле, Тарутино, Малый Ярославец, Троице-Сергиеву лавру и другие достопримечательности) и за границей (он побывал в Галиции, Силезии, Моравии, Богемии, Ганновере, Нидерландах, Франции, Австрии и Венгрии), сумел наладить связи с западноевропейскими учёными. В июле 1830 года Кирьяков участвовал в сражениях на баррикадах Парижа, поддерживал повстанцев против короля Карла X и произвола дворянства. Вернувшись в Россию, он, по приказу царя Николая I, находился под полным полицейским надзором. Также Кирьякову было запрещено устраиваться на государственную службу и жить в крупных городах. Начиная с 1833 года Михаил Михайлович занялся сельским хозяйством в наследственном имении, а также и изучением древностей края. Михаил Михайлович Кирьяков стал известным агрономом-новатором. Он сумел превратить сад родного имения в неповторимую зелёную жемчужину юга Украины, где росли растения со всего мира. Кроме того, он ввёл лесонасаждения и садоводство по всей степной зоне Причерноморья в то время, как хозяева южной России считали облесение степи и защиту посевов лесонасаждениями делом эфемерным. За свои смелые эксперименты Кирьяков был награждён в 1836 году серебряной медалью Всероссийского общества лесного хозяйства. Михаил Михайлович Кирьяков был членом Парижского Азиатского общества, физико-математического Молдавского, Московского любителей садоводства, Императорского Московского испытателей природы, ученого комитета при министерстве государственных имуществ, Одесского общества истории и древностей, сельского хозяйства Южной России, королевско-копенгагенского и др. После ухудшения состояния здоровья Кирьяков, получив разрешение от царского правительства, уехал на лечение в Германию и Италию, где познакомился с некоторыми зарубежными учёными. Возвратившись на Родину, Михаил Михайлович продолжил активную научно-исследовательскую работу, стал коллежским асессором. Скончался Михаи Михайлович Кирьяков 19 апреля 1839 года в селе Ковалёвка. Начиная с 1834 года Кирьяков опубликовывал научные статьи в «Листках общества сельских хозяев южной России», а в 1837 году стал их редактором. Здесь он издал: «Об арнаутке южной России» «Сведения о тонкорунном овцеводстве в Херсонской губернии»; «О разведении бука в южной России». В «Лесном Журнале» он опубликовал: «Взгляд на лесоводство и садоводство в Херсонской губернии»; «О степных пожарах в Новороссии». В «Земледельческой Газете» Михаил Михайлович опубликовал статью «О китайском индиго в Новороссийском крае». Результаты своих занятий по древностям и истории края Кирьяков печатал в «Журнале Министерства Народного Просвещения» и в Энциклопедическом словаре Плюшара. Наиболее интересной является его статья «Арриана перипл Понта Эвксинского». Неоконченными остались статьи «Статистическое описание Херсонской губернии» и «Земледельческий календарь Новороссийского края». Однако, «Исторический обзор Херсонской губернии»и «Земледельческий календарь Новороссийского края» были всё-так опубликованы. Продолжая заниматься историей, Кирьяков создал богатую научную библиотеку, посвященную преимущественно южной России и намеревался превратить её в общедоступную. Также он выступил инициатором создания Одесского общества любителей древностей. Литература: Кирьяков, Михаил Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

ErnestMocker (517x700, 188Kb)
1811
Туссен Эжен Эрнест Моккер (французское имя — Toussaint-Eugène-Ernest Mocker)
французский оперный певец и вокальный педагог. Родился в Лионе. Сын известного в Лионе пианиста и музыкального педагога. Первоначально изучал церковное пение в Париже под руководством Александра Этьена Шорона, однако затем отказался от этого варианта музыкальной карьеры и поступил в оркестр литавристом. В 1830 он был принят на маленькие партии в Опера-комик и некоторое время пел на её сцене, однако затем был вынужден покинуть театр вследствие банкротства труппы. После выступлений в Гавре и Гааге Моккер на пять лет обосновался в Тулузе, где был замечен прибывшей на гастроли парижской примадонной Жюли Дорюс и приглашён вернуться в Париж, где повторно дебютировал на сцене Опера-комик в 1839, уже в одной из ведущих партий в опере Александра Монфора «Полишинель», и на протяжении ряда лет считался лучшим тенором труппы после её бесспорного лидера Гюстава Ипполита Роже. Моккер был первым исполнителем, в частности, партий Герцога Олоннского («Герцог Олоннский» Даниэля Обера, 1842), Траколена («Тореадор» Адольфа Адана, 1849), Даниловича («Северная звезда» Жака Мейербера, 1854) и др. Начинал он свою карьеру как тенор, но после тулузского периода выступал скорее как высокий баритон (разновидность голоса, популярная во французском оперном репертуаре XIX века благодаря наследию Блеза Мартена). C 1848 Моккер исполнял в Опера-комик также обязанности режиссёра, с 1861 — главного режиссёра. Умер в Брюнуа, под Парижем в 1895 году. Награды: Кавалер Ордена Почётного Легиона (1882).

1811
Салиха-султан (турецкое имя — Saliha Sultan)
дочь османского султана Махмуда II от его жены Ашубиджан Кадын Эфенди. Салиха родилась в Стамбуле. По материнской линии была внучкой имеретинского царя Соломона II и правнучкой мтавара Мегрелии Кации Дадиани. 24 мая 1834 года Салиха вышла замуж за каптан-ы дерью Гюрджю Халила Рифата-пашу, от которого родила троих детей: султанзаде Абдулхамита (1835—1837), султанзаде Джедита (мёртворождённый, 1837) и Айше Сыдыку Султан. Салиха умерла в своём дворце в родном городе 5 февраля 1843 года. Литература: The Concubine, the Princess, and the Teacher: Voices from the Ottoman Harem. — University of Texas Press, 2010. — ISBN 978-0-292-78335-5; Fanny Davis. The Ottoman Lady: A Social History from 1718 to 1918. — Greenwood Publishing Group, 1986. — ISBN 978-0-313-24811-5.

Otto_Jahn_-_Imagines_philologorum (700x700, 374Kb)
1813
Отто Ян (немецкое имя — Otto Jahn)
немецкий археолог, филолог, музыковед, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1855). Академическую деятельность Ян начал с приват-доцентуры в Киле, затем был профессором в Грейфсвальде и Лейпциге. В 1851 г. из политических соображений был лишен профессуры вместе с Моммзеном и Гауптом. В 1855 г. возобновил академическую деятельность в Бонне. Отличительной чертой литературной деятельности Янаявляется ее разносторонность, вполне соответствовавшая универсальности его научных интересов (его речь "Universit ä t und Wissenschaft. Бонн, 1862). При филологических работах Ян пошел по пути строгого критического метода, проложенному Беккером и Лахманном (предисловие к изданию Флора, Лейпциг, 1852). Счастливая случайность дала ему возможность открыть лучшие источники рукописного предания для Цензорина (Берлин, 1845), Ювенала (Берлин, 1851 и 1868), Флора и некоторых других авторов. К конъектуральной критике Ян прибегал редко, но, в противоположность господствовавшему тогда, под влиянием Лахманна, исключительно критическому отношению к античным текстам, Ян обратил внимание и на их интерпретацию. Великолепным образчиком ее, пользующимся громкой славой и доселе, является издание Персия (Лейпциг, 1843), а также Цицероновых Брута (ib., 1849 и часто) и Оратора (ib., 1851 и часто). Несколько исследований он посвятил и истории античной литературы, преимущественно римской (схолии к Персию, римские энциклопедии, subscriptione s, collegia poetarum, суждения об искусстве у Плиния и т. под.). - В занятия археологией Ян также внес строгий филологический метод. Он впервые ввел в университетский курс семинарские упражнения по истории античного искусства, организованные вполне по образцу филологических. В весьма запутанной и туманной до Я. археологической дисциплине он требовал старательного отделения фактов от комбинаций, "честного признания трудностей и сомнений, составляющего основу истинного знания" ("Ficoronische Cista", Лейпциг, 185 2). Боязнь пред ненадежными исканиями удерживала Яна от мифологических исследований, но это не помешало ему заняться некоторыми темными сторонами человеческого суеверия; таково его исследование "Ueber den b ö sen Blick" (Лейпциг, 1855), высоко оцененное Якобом Гриммом. Ян первый начал исторически изучать вазовую живопись (предисловие к "Beschreibung der Vase üsammlung in Mü nchen", 1854; "Vasenbilder", Гамбург, 1839; "Darstellungen griechischer Dichter auf Vasenbildern", Лейпциг, 1861 и др.). Он же впервые указал на важное значение в истории греческого искусства племенных различий между эллинами и на аналогию развития искусства с развитием поэзии и философии; он охотно брался за такие задачи, где традиции поэтическая и художественная взаимно пополняли и объясняли друг друга. Из других археологических работ Яна особенно ценное приобретение для науки составляют следующие: "Thelephos und Tro ï los" (Киль, 1841); "Die Gem älde des Polygnot" (ib., 1841); "Penteus und die Mä naden" (ib., 1842), "Paris und Oinone" (Грейфсвальд, 1845); "Peitho, die Gö ttin der Ueberredung" (ib., 1846); "Ueber einige Darstellungen der Parisurtheils" (Лейпциг, 1849); "Die Wandgem ä lde des Columbariums in der Villa Pamfili" (Мюнхен, 1857); "Der Tod der Sophonisbe" (Бонн, 1859); "Die Lauersforter Phaler ä erläutert" (ib., 1860); "Römische Altertü mer aus Vindonissa" (Цюрих, 1862); "Ueber bemalte Vasen mit Goldschmuck" (ib., 1865); " Ueber Darstellungen des Handwerks und des Handelsverkehrs" (ib., 1868). Из сочинений Яна, написанных по разным случаям, наиболее любопытны речи о Винкельмане (Грейфсвалд, 1844) и Готтфриде Германне (Лейпциг, 1849), напечатанные, вместе с другими речами, в " Biographische Aufs ä tze" (2 изд., 1867); рассуждение о значении и месте изучения древностей в Германии (Берлин, 1859); "Eduard Gebhard, eine Lebensskizze" (ib., 1868); сборник статей под заглавием: "Aus der Altertumswissenschaft" (Бонн, 1868). Немаловажный вклад в историю немецкой словесности представляют сочинения Яна: "Ueber Goethes Iphigenia" (Грейфсвальд, 1843) и "Ludwig Uhland" (Бонн 1863), равно как и его издания писем Гёте к лейпцигским друзьям (Лейпциг, 1849; 2 издание, 1867) и других материалов для биографии и характеристики этого писателя: "Briefe der Frau Rat an ihre lieben Enkeleins" (Лпц., 1855) и "Goethes Briefe an Chr.-Gottl. von Voigt" (ib., 18 6 8). Главные плоды занятий Я. музыкой - сочинение об оратории Мендельсона "Павел" (Киль, 1842), переложение для фортепьяно Бетховенской "Леоноры", с приведением ее вариантов и с критическим предисловием (Лейпциг, 1851), сборник различных статей по музыке (ib., 1866) и биографию Моцарта - мастерский образец историко-критического изложения, составивший эпоху в музыкальной литературе (Лейпциг, 1856-1860; 2-ое сокращенное издание, ib., 1867; 3 издание, 1889-1891). A. Springer, "Ged ä chtnissrede auf O.Jahn" (в "Grenzbogen" за 1869 г., № 45). Умер 9 сентября 1869 года.

Passerini_Giovanni_1816-1893 (552x700, 147Kb)
1816
Джованни Пассерини (итальянское имя — Giovanni Passerini)
итальянский ботаник и энтомолог, профессор ботаники, директор ботанического сада в Парме. Родился в городе Гвасталла. В 1868 году в соавторстве с Винченцо де Чезати и Джузеппе Джибелли начал издавать «Флору Италии» (лат. Compendio della flora italiana), труд, оставшийся незавершённым. До 1886 года было издано 35 томов, рукописи неизданных частей ныне хранятся в Амстердаме. Собрал коллекцию из 5500 образцов растений, разделённых на 52 рода и 89 видов, которая в настоящее время является частью музея естественной истории университета Пармы. Умер в Парме 17 апреля 1893 года. Произведения: «Gli insetti autori delle galle del Terebinto e del Lentisco insieme ad alcune specie congeneri» (1856); «Gli afidi con un prospetto dei generi ed alcune specie nuove Italiane» (Парма, 1860); «Aphididae Italicae hucusque observatae» (1863); «Elenco di Funghi Parmensi» (Генуя, 1867); «Funghi Parmensi enumerati» (Флоренция, 1872—1878). Литература: Пассерини // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

Filippo_Palizzi_par_Nadar (441x700, 213Kb)
1818
Филиппо Палицци (итальянское имя — Filippo Palizzi)
итальянский художник; второй из братьев Палицци. Родился в Васто, Абруццо, Италия. Жил в Абруццо до 1837 года, с детства имел способности к искусству и участвовал в изготовлении фигурок для рождественских вертепов в церквях. В 1837 году поступил в Неаполитанскую академию художеств, но вскоре покинул её и перешёл учиться в частную школу Джузеппе Бонолиса. Помимо живописи много занимался фотографией и нередко использовал сделанные им снимки как наброски для будущих картин. В 1855 году уехал во Францию, где жил его старший брат Джузеппе, впоследствии жил в Бельгии и Нидерландах; в Париж вернулся в 1863 году. В 1861 году стал одним из основателей общества Naples Società Promotrice di Belle Arti, в 1878 году основал в Неаполе Музей промышленного искусства (ныне носящий его имя — Museo artistico industriale Filippo Palizzi), который возглавил спустя два года, и художественную школу при нём. Жил и работал в Неаполе, где и умер 11 сентября 1899 года. Палицци рисовал полотна исторического жанра, портреты, пейзажи, работал также в анималистическом и бытовом жанрах. Для его творчества были характерны отход от традиций академизма и переход к реализму. На протяжении своей жизни он участвовал во многих художественных выставках, имел множество наград и состоял почётным членом различных европейских художественных академий. Его картины выставлены в музеях Рима, Неаполя и других итальянских городов. Источники: Палицци // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

Шумов_Илья_Степанович (568x700, 201Kb)
1819
Илья Степанович Шумов
русский шахматный мастер и шахматный композитор. Родился в городе Архангельск, Российская империя 18 лет Шумов служил морским офицером на Балтийском флоте. В 1847 году Шумов покинул службы в морском министерстве в Санкт-Петербурге и начал интенсивно заниматься шахматами. Шумов быстро достиг успехов в шахматной игре и стал наряду со своими учителями Александром Петровым и Карлом Янишем одним из лучших шахматистов России. Шумов обладал ярким комбинационным дарованием. Слабее Шумов играл в дебюте и в эндшпиле. Редактор «Шахматного листка» В. Михайлов писал о Шумове: «…полагаясь на тонкость своего соображения и врожденный талант к игре он мало изучал ее теорию; пробежал когда-то знаменитый "Analyse" Яниша, да тем, кажется и ограничился. Поэтому понятно, что в дебютах и окончаниях, в которых самый тонкий ум нуждается в помощи науки, Шумов не может равняться с могучим своим соперником, но зато в том периоде партии, который называется серединой, он не только не уступает князю Урусову, но, может быть, даже превосходит его. Чем труднее положение, чем сложнее комбинация, тем лучше играет Шумов».Говард Стаунтон приглашал Шумова, наряду с Петровым и Янишем, для участия в первом международном шахматном турнире в Лондон в 1851 году. Но, ни один из русских шахматистов не смог принять участие в этом турнире. В 1854 году Шумов сыграл в Санкт-Петербурге два матча со своим учителем Янишем — 3:5 и 7:5. В 1862 Шумов проиграл в Санкт-Петербурге матч против Игнаца фон Колиша — 2:6 и в 1875 против Симона Винавера — 2:5. После смерти Александра Петрова в 1867 году, Шумов считался лучшим шахматистом России. В 1869 году Шумов был одним из соучредителй Санкт-Петербургского шахматного клуба, который располагался на Офицерской улице, 14/21 (ныне улица Декабристов). С 1869 года Шумов вёл шахматную колонку в журнале «Всемирная иллюстрация». После смерти Шумова в 1881 году эту колонку продолжал вести до 1898 года выдающийся русский шахматист Михаил Чигорин. В конце своей карьеры Шумову довелось встретиться за шахматной доской с Михаилом Чигориным. Учениками Шумова были сильные русские шахматисты Эммануил Шифферс и Адольф Альбин. Лучший исторический рейтинг Шумова в октябре 1863 года оценивается как 2489. Шумов известен также как замечательный шахматный композитор. Он составил около 200 шахматных задач. Многие его задачи были связаны с определёнными историческими и политическими событиями. В 1867 году, к международному шахматному турниру в Париже, Шумов выпустил сборник изобразительных шахматных композиций. В этот сборник вошли также задачи в которых фигуры были расставлены в виде всех букв латинского алфавита. Композиция в которой фигуры были расставлены в виде буквы «Т» была посвящена герою обороны Севастополя Э.И.Тотлебену. Скончался в городе Севастополь, Российская империя, в июле 1881 года.
Спортивные результаты
шумов01 (700x442, 258Kb)
Задачи Шумова
шумов02 (254x316, 83Kb)
Решение:
1. К:g2 ed 2. Лe3+ С:e3 3. Кe1×
шумов03 (246x338, 73Kb)
Решение:
1. Крg4! Ch2 2. Kpf5 Cg1 3. Kpe6 Ch2 4. Kpd7 (возможно также и 4.Кр:d6) Cg1 5. Kpc6 Ch2 6. Kpb5 Cg1 7. Kpa4 Ch2 8. C:b3×
«Один из самых интересных шахматно-литературных памятников русско-турецкой Освободительной войны (1877—1878). Видно, что в этой позиции фигуры и пешки изображают непрерывную полосу препятствий труднопроходимой горы. Белый король, двигаясь по „горной цепи“, символизирует марш русской армии. После трудного перехода следует „мат“ — 8. С:b3, турецкому паше (Кра2)»[11]. Эту свою задачу Шумов сопроводил стихотворением:

Герои перешли Балканы!
Ужасный путь их не был скор:
Мороз и турки и бураны —
Все вражьи силы грозных гор,
Соединясь в преграды злые,
Стремились тщетно восемь дней
Расстроить силы удалые,
Остановить богатырей.
Побеждена сама природа!
А дальше все возьмет булат!
Но здесь мы до восьмого хода
Дойдем легко, и чёрным — мат.

шумов04 (251x323, 18Kb)
Решение:
1. Kg8+! Kpe6 2. Kc7+ Kpe5 3. Лe8+ Ke7 4. Фe1+ Kpf5 5. Cd3+ Kpg4 6. K:f6+ Kph3 (Kpf3) 7. Cf1(Ce4)×
Задача представляет штурм Плевена во время Русско-Турецкой войны в 1877 году. Плевен представлен буквой «П», образованной фигурами. Чёрный король — Осман-паша.
Литература: Шумов Илья Степанович // Список гражданским чинам первых четырех классов. Часть вторая. Чины четвертого класса. Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 25 января 1880 года. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1880. — Страница 62; Редакция журнала И.С.Шумов (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1881. — Том 26, № 660. — Страница 183; Линдер И.М. Художник шахмат Шумов. — Москва: ФиС, 1959. — 228 страниц. — 20 000 экземпляров; Линдер И.М. Шумов // Первые русские мастера. — Москва: ФиС, 1979. — Страницы 127—159. — 255 страниц. — (Выдающиеся шахматисты мира). — 50 000 экземпляров; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 503. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

Johan_Fredrik_Eckersberg,_by_Knud_Bergslien (594x700, 301Kb)
1822
Юхан Фредрик Эккерсберг (норвежское имя — Johan Fredrik Eckersberg)
норвежский художник романтического направления. Ю.Ф.Эккерсберг родился в Драммене, в купеческой семье. Первоначально он хотел заниматься, как и его отец, торговлей. В 16-летнем возрасте был отправлен родителями в Нидерланды для обучения коммерции. В Амстердаме Эккерсберг знакомится с художественным творчеством, начинает брать уроки живописи и пробует копировать старых мастеров. В 1841 году Эккерсберг возвращается в Норвегию и помогает отцу в его торговле. В свободное время молодой человек занимается рисованием, в 1843 году он поступает в Королевскую школу искусств в Христиании (Осло), в класс художника Юханнеса Флинту. В 1846 году он совершает учебную поездку с Хансом Гуде и Августом Каппеленом в горный район Гудбрандсдаль. Это путешествие стало знаковым в норвежской пейзажной живописи, введя горные мотивы в романтическую живописную тематику норвежских художников. Той же осенью Эккерсберг получает двухлетнюю стипендию для обучения в Дюссельдорфской академии художеств. Здесь он становится учеником Иоганна Вильгельма Ширмера, однако норвежский мастер не разделял художественные взгляды последнего, и через 2 года вернулся в Норвегию. С 1848 году он живёт в Осло (Христиании) — исключая 1852—1854 годы, проведённые им на островах Мадейра, где художник лечился от туберкулёза, и пребывания в 1854—1856 в Дюссельдорфе. В октябре 1850 года художник женится на Лауре Мартине Хансен. В этом же году он становится членом Норвежской академии художеств. Будучи близко знаком с писателем П.Кристеном Асбьёрнсеном, Эккерсберг становится одним из лучших норвежских книжных иллюстраторов, рисуя преимущественно к сказкам из собрания Асбьёрнсена. На Мадейре он создаёт серию рисунков «Виды острова Мадейра». Вернувшись с семьёй на родину мастер, несмотря на заболевание туберкулёзом, в 1859 году открывает в Христиании художественную школу. С 1863 года это учебное заведение получает государственное признание и поддержку. В ней учились впоследствии многие известные норвежские художники — такие, как Герхард Мунте и Кристиан Скредсвиг. Ю.Ф.Эккерсберг входил в руководство норвежской Национальной галереи и с 1864 — в руководство Союза художников Христиании. Художник жил и работал в годы расцвета норвежского романтизма. Главной темой его пейзажей была природа Восточной Норвегии. Для его полотен присущи тщательная деталировка и практически полное отсутствие художественной фантазии, что было характерно для этого мастера, работавшего в переходный период между романтизмом и реализмом. Наиболее известные его картины были написаны в 1860-е годы. В 1870 году Эккерсберг за своё творчество был награждён орденами святого Олафа и Васы. Скончался в Беруме от туберкулёза 13 июля 1870 года. Литература: Glenny Alfsen: Artikel «Johan Fredrik Eckersberg» в Norsk biografisk leksikon, (14. März 2010).

Baryatinsky1 (324x700, 145Kb)
1823
Виктор Иванович Барятинский
капитан 1-го ранга, участник обороны Севастополя, командир брига «Эней», флаг-офицер В.А.Корнилова и П.С.Нахимова, автор воспоминаний о Синопском бое и Крымской кампании. Князь Виктор Иванович родился в 1823 году в родовом имении князей Барятинских, селе Ивановском Курской губернии. Его отец, князь Иван Иванович (1767—1825), был послом в Мюнхене. Мать, Мария Фёдоровна, урождённая графиня Келлер, была известной благотворительницей. На втором году жизни Виктор лишился отца. Благодаря попечениям своей матери и старшего брата князя Александра Ивановича (впоследствии фельдмаршала), князь Виктор Иванович получил основательное, вполне классическое образование и затем, окончив в 1841 году курс Санкт-Петербургского университета, пошёл по собственному желанию на морскую службу и вскоре мичманом поступил в Черноморский флот, находившийся тогда в апогее славы, под командованием адмирала М.П.Лазарева. Князь Виктор Иванович вскоре приобрёл репутацию отличного парусного офицера и обратил на себя внимание адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и других. Живя в Севастополе, а позднее в Греции, во время заграничного плавания, князь посвящал свободное от службы время и свои средства археологическим изысканиям и первый стал производить раскопки Херсонеса Таврического, давшие впоследствии такую обильную жатву, а в Афинах он первый определил в точности место, где должен был находиться у подножия Акрополя театр Дионисия. Только уход его судна из Греции помешал ему дорыться до той глубины, где впоследствии действительно и был найден этот театр известным археологом Шлиманом. Театр этот является теперь одной из достопримечательностей Афин. Вернувшись в Севастополь, князь Виктор Иванович обзавёлся собственной большой яхтой. Яхта эта, парусная шхуна в 160 тонн, «Ольвия», была выстроена в Николаеве по чертежам и под присмотром самого адмирала Лазарева. В числе отборной команды яхты, командиром которой был сам князь Барятинский, находился знаменитый матрос Кошка, прославившийся во время осады Севастополя. Перед началом Крымской войны адмирал Корнилов взял к себе во флаг-офицеры князя Виктора Ивановича. Ему, таким образом, пришлось быть с Корниловым на пароходе «Одесса», преследовавшем турецкий пароход «Таиф», и по этой причине поспевшем только к самому концу Синопского боя. Пришлось ему быть и на пароходе-фрегате «Владимир» во время боя этого парохода с турецким пароходом «Перваз-Бахре», сдавшимся в плен. В Синопе, присутствуя при догорании турецкого флота с балкона флагманского корабля «Императрица Mapия», Нахимов поручил князю Виктору Ивановичу нарисовать представлявшийся эффектный вид, и этот рисунок послужил Айвазовскому канвою для писания картины Синопского боя, висящей в Зимнем дворце. Об этом случае и о некоторых других из эпохи войны рассказал сам князь Виктор Иванович в статье, напечатанной в газете «Крымский вестник» 3 декабря 1888 года. Сколько помнится, это единственное попавшее в печать произведение пера князя Виктора Ивановича. Впоследствии он стал записывать свои воспоминания, которые были изданы в 1904 году. Написаны они слогом ясным и живым, с сердечностью, некоторые из них и подчас с тонким присущим ему юмором. 8 сентября 1854 года князь, посланный из Севастополя с поручением от Корнилова, находился в свите князя Меншикова, во время Альминского сражения и затем в Севастополе во время первой бомбардировки. 5 октября исполнял он поручения Корнилова, в этот же день сраженного ядром на Малаховом кургане. По кончине Корнилова его взял к себе на туже должность П.С.Нахимов, и он оставался в Севастополе почти все время осады, и тут же, по кончине Нахимова, заболев тяжко тифом, был вывезен из Севастополя для излечения болезни.
Baryatinsky2 (516x700, 309Kb)
Князь Виктор Иванович Барятинский
После падения Севастополя, осенью 1855 года, он женился и получил в командование батареи в Николаеве. По заключении мира, за уничтожением любимого им Черноморского флота, князь вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и с тех пор проживал в Одессе и в своём любимом Курском поместье селе Груновке (Суджанского уезда), где много трудился над его устройством и украшением. Живя в уезде, он ревностно занимался общественными делами в качестве почётного мирового судьи и земского гласного. Последние 12 лет князь Виктор Иванович провёл почти безвыездно за границей, преимущественно в Риме, нуждаясь в теплом климате вследствие расстроенного здоровья. Умер в Риме после долголетней болезни 8 мая 1904 года.
Maria_Vict._Baryatinskaya (505x700, 130Kb)
Дочери Мария и Ольга
С 1855 года был женат на Марии Аполлинарьевне Бутеневой (1835—1906), дочери известного дипломата А.П.Бутенева (1787—1866). «Княгиня Кокона», как её называла кормилица-гречанка, а потом и другие близко знавшие её люди, родилась в Константинополе, а детство провела в Риме, где в совершенстве выучила итальянский язык. По словам современников, княгиня Барятинская была красавица и лицом и душой. Будучи высококультурной женщиной, в своём римском палаццо она держала салон, который неизменно посещали все русские в Италии. Активно участвовала в художественной и культурной жизни Рима, интересовалась археологией и античным искусством, состояла почётный членом Библиотеки Гоголя. Скончалась в Лозанне в ноябре 1906 года. В браке имела детей: Иван (1857—1915), националист, член Государственной думы; Мария (1859—1942), художница; Виктор (1861—1915), пианист-любитель, жил в римском палаццо Киджи на Корсо с женой, Софьей Николаевной Кахановой (1868—1938). По словам современника, «музыка, как лава, исходила из него, когда он садился за фортепиано и был в духе, что бывало отнюдь не всегда; круглота его звука была совсем исключительная». Супруги покоятся на кладбище Тестаччо; Леонилла (1862—1947), с 1893 года замужем за князем Андреем Августовичем Голицыным (1867—1936);.Ольга (1865—1932), художница. Литература: И.И.Подольская. Русские мемуары: избранные страницы 1826-1856 гг. — Издательство «Правда", 1990. — 733 страниц.

Stroganov_by_Hau (596x700, 334Kb)
1824
Григорий Александрович Строганов
шталмейстер, морганатический супруг Марии Николаевны, дочери Николая I. Родился в Санкт-Петербурге. Сын графа Александра Григорьевича Строганова от брака с Натальей Викторовной Строгановой, в девичестве Кочубей. Был очень похож на свою мать, историк С.М.Соловьев писал о нём: «… он не имел в себе ничего строгановского, живой, болтун, шумиха, красив, строен». В 1843 году из камер-пажей произведен в корнеты Конной гвардии. Адъютант военного министра А.И.Чернышева, с 1846 года поручик. Впоследствии занимал должности вице-президента и президента (1862—1866) Придворной конюшенной конторы. С 1869 года и до своей смерти был попечителем при Георгии Максимилиановиче Романовском, герцоге Лейхтенбергском. Был почётным опекуном Санкт-Петербургского опекунского совета, попечителем Демидовского дома призрения трудящихся и Николаевской детской больницы, управляющим Больницей всех скорбящих. Был пожалован придворным званием «в должности шталмейстера» (1856), чинами действительного статского советника (1859) и шталмейстера (1862).
Maria_Nikolaievna_by_Hau (493x700, 398Kb)
Мария Николаевна, жена
Роман Марии Николаевны и Григория Строганова начался при жизни её первого мужа. 1 ноября 1852 года Максимилиан Лейхтенбергский умер. Выдержав годовой траур, княгиня решила обвенчаться с «Жоржем», так она называла графа Григория Александровича. 16 ноября 1853 года граф сочетался браком с великой княжной Марией Николаевной. Венчание проходило в домовой церкви, в родовом имении Татьяны Борисовны Потемкиной, много хлопотавшей об этой свадьбе. Свидетелями были: князь Василий Андреевич Долгоруков и граф Михаил Юрьевич Виельгорский. Первый был военным министром, и раскрытие его участия в церемонии неминуемо привело бы к крушению всей служебной карьеры. Но за сестру так просил брат-наследник великий князь Александр Николаевич, что Долгоруков, питавший к цесаревичу огромную симпатию, не устоял. Второй же свидетель, Виельегорский, доводился старшим братом управляющему двором великой княгини Матвею Юрьевичу, и поначалу Мария Николаевна обратилась с деликатной просьбой к своему управляющему. Но граф испугался и предложил на эту роль своего брата, известного столичного «любителя муз», композитора и скрипача-любителя. По словам Д. Оболенского, Строганов всегда был кутилой и таскался по всем публичным местам, везде имея приятелей и знакомых; со всеми был на «ты». Но в год своей женитьбы, он, вероятно для отклонения всяких подозрений, вел себя ещё распутнее, не было гулянья или танц-класса, в котором бы он не отличился. Говорили, что брак был заключён тайно и император Николай I не знал об этом, что весьма трудно было предположить, также не мог он не знать о любовной связи дочери. Императрицы Александра Фёдоровна действительно ничего не знала о свадьбе, ей объявили позже.
Grigoriy_Stroganov (481x700, 339Kb)
Граф Г.А.Строганов
В новое царствование Строганов переехал во дворец своей супруги на Мойке, где занял отдельное помещение. Александр II подписал специальный манифест, но брак все равно продолжал быть тайной. Некоторые члены семьи Марии Николаевны стали более холодно относиться к графу, но Григория Александровича это мало интересовало. Даже его отец, граф Александр Григорьевич, был против заключённого брака. По словам С.Шереметева, Строганову пришлось только примириться с тягостным своим положением и установиться среди многочисленной семьи великой княгини, что и достиг он в совершенстве. Лицом он напоминал портреты Петpa I, и тип у него был запорожский. Смуглый, с большими черными усами, у него был орлиный взгляд, густой и звучный голос, он был в зрелых годах ловок и статен, и когда он танцевал мазурку, то это было загляденье. Писатель В.Соллогуб вспоминал: «Я всегда находился с Григорием Строгановым в самых дружеских отношениях и могу сказать, что редко на своем веку встречал человека такого благородного и доброго. Он представлял собой олицетворение того, что французы называют «прожигатель жизни», но в самом изящном смысле. Всегда готовый волочиться за женщинами и кутить, но в то же время всегда был готов оказать услугу товарищу, помочь бедняку, утешить страждущего.» Мария Николаевна умерла 9 февраля 1876 года. Григорий Александрович умер 6 февраля 1878 года от рака желудка, был похоронен в Сергиевой пустыни. Награды и премии: Орден Святого Александра Невского с алмазами; Орден Белого орла; Орден Святого Владимира II степени с мечами; Орден Святого Владимира III степени с мечами; Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Станислава I степени. От брака с Марией Николаевной он имел 2-х детей: Строганов, Григорий Григорьевич (1857—1859); Строганова, Елена Григорьевна (1861—1908), замужем сначала за Владимиром Алексеевичем Шереметевым (1847—1893), флигель-адъютантом, командиром императорского конвоя; затем — за Григорием Никитичем Милашевичем (1860—1918), офицером свиты Его императорского величества. Литература: Граф Строганов Григорий Александрович // Список гражданским чинам IV класса. Исправлен по 1-е января 1862. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1862. — Страница 639; Граф Строганов Григорий Александрович // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е марта 1878 года. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1878. — Страницы 125—126.

[524x700]
1828
Пётр Алексеевич Бессонов
русский филолог-славист, фольклорист, издатель сборников болгарского, сербского, русского фольклора. Принадлежал к «западнорусскому» историческому направлению. Пётр Бессонов (Безсонов) родился в Москве, в семье священника — законоучителя Благородного пансиона при Московском университете. Начальное образование получил дома. После Московского Донского духовного уездного училища в 1840 поступил в Московскую Духовную семинарию. Окончил Московскую духовную семинарию (1846) и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В университете он сблизился с Бартеневым, Собчаковым, Казановичем и Прейсом на почве увлечения русской историей, литературоведением и этнографией, начал собирать народные песни. Окончив университетский курс со степенью первого кандидата (1851), был определен помощником столоначальника в Московский Главный Архив Министерства иностранных дел, а в 1855 переведен в состоящую при архиве Комиссию печатания государственных грамот и договоров. Служил в Московском архиве Министерства иностранных дел (1855—1857), Московской синодальной типографии (с 1858). В 1864-1866 жил в Вильно, где возглавлял виленский музей и публичную библиотеку и занимался их преобразованием, работал директором классической гимназии, был председателем археографической комиссии. С 1866 по 1878 занимал должность библиотекаря (т. е. директора) библиотеки Императорского Московского Университета. Действительный член Общества любителей российской словесности при Московском университете с 1858. С 1869 по 1878 – секретарь Общества. На этой должности выступал с разработанной им программой по предотвращению бюрократизации Общества, для чего предлагал внести изменения в его устав, вел работу по распространению изданий Общества, собирал материал по его истории, участвовал в подготовке и проведении юбилейных торжеств. Бессонов был также действительным членом Императорского Общества естествознания, антропологии и этнографии. Перед смертью (1863) московский библиофил Т.Ф.Большаков подарил часть своего собрания Бессонову (в основном духовные стихи и нотные рукописи). Стараниями попечителя Виленского учебного округа И.П.Корнилова был привлечён в Вильну, где был назначен весной 1865 года председателем Виленской археографической комиссии, директором Виленского реального училища и директором 1-й Виленской гимназии. Однако при нём работа Археографической комиссии замерла. Разочарованный И.П.Корнилов добился его удаления в 1866 году. После удаления из Вильны Бессонов служил директором библиотеки Московского университета (1867—1878). В 1878 году он защитил в Казанском университете диссертацию на степень доктора славянской филологии и в 1879 году возглавил кафедру славянских наречий в Харьковском университете. Член Общества любителей российской словесности при Московском университете, его секретарь (1869—1878), член-корреспондент Сербского учёного общества, член Русского географического общества. Главной заслугой Бессонова является издание народных песен (сборники «Белорусские песни», «Детские песни», песни, собранные П.В.Киреевским, П.Н.Рыбниковым), духовных стихов (сборник «Калики перехожие») и биографий русских и славянских научных деятелей, среди которых лучшее жизнеописание К.Ф.Калайдовича, биографии Ю.И.Венерина, В.М.Ундольского и др. В 1863 получил золотую медаль от Императорского Русского Географического Общества за издание сборника «Калики перехожие», а в 1875 удостоен Уваровской премии Императорской Академией наук за издание песен, собранных П.В.Киреевским. П.А.Бессонов на протяжении всей жизни писал стихи, но никогда их не публиковал. Автографы его стихотворений (всего более 50), а также стихотворного переложения «Слова о полку Игореве», хранятся в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея в личном фонде профессора П.А.Бессонова (1845, 1873-1885 гг.), стихи часто подписаны: П.Безсоновъ или одним из псевдонимов – Н-щiй, Н., Забытый, Далекiй, Издалека. С 1888 года — действительный статский советник. Умер в Харькове 6 марта 1898 года. Имел четырёх детей: Николай (родился в 1858), Пётр (родился в 1860), Дарья (родилась в 1862) и Наталия (родилась в 1866). Имел ордена: Святого Станислава II степени (1882), Святой Анны II степени (1885), Святого Владимира III степени (1896). Награжден бронзовой медалью на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг.
Публикации
Издал сборник Болгарские песни из сборников Ю.И.Венелина, Н. Д. Катранова и других болгар (= Временник Императорского Московского Общества истории и древностей российских, Книга XXI, Часть II:Материалы). Москва, 1855 с очерком болгарской грамматики, «Песни, собранные П.В.Киреевским» (части 1—10, Москва, 1860—1874), части 1— 2 сборника «Песни, собранные П.Н.Рыбниковым» (части 1—4, Москва, 1861—1867), сборник духовных стихов «Калики перехожие» (Москва, 1861—1863), «Детские песни» (Москва, 1868). Последняя из перечисленных — первый сборник русского детского фольклора. Она вызвала интерес исследователей и любителей народного творчества фольклора к собиранию и изучению детского фольклора, способствуя признанию его как самостоятельной области народной словесности. Итогом деятельности Бессонова в Вильне стал сборник «Белорусские песни», изданный спустя несколько лет в Москве (1871). Автор работ о хорватском мыслителе Юрии Крижаниче и библиографического очерка о графине Прасковье Шереметевой. Литература: Бессонов, Петр Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907; С.И.Никитин. Бессонов Пётр Алексеевич // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Том V. — Страницы 8-9. — 752 страницы — 39 000 экземпляров — ISBN 5-89572-010-2; Н.Н.Владыко. Бессонов // Русские писатели. 1800—1917: Биобиблиографический словарь. Редколлегия: П.А.Николаев (главный редактор) и др. Том 1: А—Г. Москва: Советская энциклопедия, 1989. Страница 253.

Henriette_Browne (548x700, 189Kb)
1829
Генриетта Браун (французское имя — Henriette Browne; настоящее имя — Софи де Бутейе, Sophie de Bouteiller)
французская художница, представительница ориентализма и одна из пионеров этого жанра. Родилась в Париже. Её отец был музыкантом-любителем, а мать - певицей. Семья Браун имела привилегированное положение в обществе из-за её отца, который происходил из знатной бретонской семьи. С раннего возраста изучала музыку и занималась рисованием. В 1849 году Софи решила серьёзно заниматься рисованием, стала ученицей Эмиля Перрина. В 1851 году обучалась у Чарльза Джошуа Чаплина в его классе для женщин. В его студии у неё была возможность изучать анатомию и пропорции с живых моделей. Также училась у Шарля Шаплена с 1859 года. Под псевдонимом Генриетта Браун начала выставляться с 1853 года, преимущественно в Англии и Франции. Была замужем за секретарем Александра Валевского, дипломатом Анри Жюлем де Со (французское имя — Henry Jules de Saux). Умерла в родном городе 14 марта 1901 года. Работы художницы находятся в Музее Виктории и Альберта, Художественной галерее Крайстчерча, Лондонской национальной галерее и прочих музеях и галереях, а также в частных коллекциях.
Галерея
Henriette_BrowneПрекрасная еврейкаe (422x700, 211Kb)
«Прекрасная еврейка», 1865
Henriette_BrowneПишущая девочка (700x549, 397Kb)
«Пишущая девочка», между 1860 и 1880
Henriette_BrowneСестры милосердия (542x700, 380Kb)
«Сестры милосердия», 1859
Henriette_BrowneМавриканская девушка с попугаем (431x700, 294Kb)
«Мавриканская девушка с попугаем», 1875
Henriette_BrowneПСеверо-африканская феллах (516x700, 410Kb)
«Северо-африканская феллах», 1867
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»