1699
Азиз ад-Дин Абу-ль Адль Мухаммед Аламгир (имя на хинди - आलमगीर द्वितीय)
падишах Империи Великих Моголов в Индии в 1754-1759 годах. Родился в Мултане. Аламгир II был вторым по старшинству сыном принца Мааз уд-Дина, впоследствии Великого Могола Джахандар Шаха (правил в 1712—1713 годах). После того, как его отец был свергнут с престола, Аламгир был схвачен новым падишахом Фаруком Сийяром и посажен в тюрьму. Позднее, 21 января 1714 года пленник был ослеплён по приказу Фарука Сийяра. Принц находился в заключении до 1754 года, когда был освобождён Газиутдином Имад уль-Мульком — племянником низама Хайдарабада. 2 июня 1754 года, в возрасте 55 лет, он становится падишахом и берёт себе имя Аламгир II в честь своего прадеда Аурангзеба Аламгира. Фанатичный мусульманин, Аламгир II таким образом хотел выразить своё уважение к строгой вере своего великого прадеда. Имад уль-Мульк, свергнувший с помощью маратхских князей предшественника Аламгира II, Великого Могола Ахмад Шаха, при новом падишахе занимает пост великого визиря (вазир и-мамалик). Аламгир II был в его руках марионеткой, которому запрещалось без особого разрешения даже покидать свой дворец. Аламгир был послушным орудием в руках всесильного временщика Имад уль-Мулька. В 1754 году в Аллахабаде провозгласил себя независимым правителем Мухаммад Кули-хан (1754—1758). В 1756 году в районе Дели — Агра возникло государство джатов, которое возглавил Сураджа Мал. В 1756 году в Могольскую империю вторглась афганская армия под командованием Ахмад Шаха Дуррани, захватила Дели и Агру, и разграбила Матхуру. Имад уль-Мульк бежал из столицы, однако падишах Аламгир остался в городе. Афганцы захватили огромную добычу, оцениваемую в 120 миллионов рупий. Аламгир был вынужден уступить Ахмад Шаху провинции Пенджаб, Кашмир и Синд. В завязавшейся затем распре за власть между назначанным Ахмад Шахом афганским визирем и Имад уль-Мульком, опиравшимся на помощь контролировавших северную Индию маратхов и желавшего вернуть себе должность высшего лица в государстве после падишаха, Аламгир показал себя бессильным что-либо предпринять. После окончания афганского нашествия маратхи вторглись в Пенджаб и заняли эту территорию вместе в Мултаном, разгромив сына Ахмад Шаха Дуррани Тимур Шаха. В 1759 году афганцы выбили маратхов из Дели и полностью разорили могольскую столицу. После отступления афганцев великий визирь Имад уль-Мульк с помощью матратхов вторично захватил Дели. Опасаясь усиления влияния афганцев, Имад уль-Мульком вместе с вождём маратхов Садашиврао Бхао был организован заговор с целью истребления всей семьи Аламгира и его самого. 29 ноября 1759 года падишах скончался в Котла Фатех Шах близ Дели от многочисленных ран, нанесённых ему кинжалами подосланных Имад уль-Мульком убийц. Его наследником на троне был другой правнук Аурангзеба, Шах Джахан III. Однако через несколько месяцев правления он тоже был свергнут и падишахом стал старший сын Аламгира II Шах Алам II.
Серебряные рупии Аламгира II
У Аламгира II было 8 жён, от которых у него родились 8 сыновей и 12 дочерей. Похоронен в делийском мавзолее Хумаюна.
[517x700]
1139
Коноэ (японское имя — 近衛天皇)
76-й Император Японии, синтоистское божество. Правил с 5 января 1142 по 22 августа 1155 года. Император правил под следующими девизами: Кодзи (1142—1144); Тэнъё (1144—1145); Кюан (1145—1151); Нимпэй (1151—1154); Кюдзю (1154—1156). Умер 22 августа 1155 года.
[700x466]
Могила императора Коноэ.
Литература: Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. — Москва: Восточная литература Российская Академия Наук, 2010. — 806 страниц — ISBN 978-5-02-036350-2; История Японии / Под редакцией А.Е.Жукова. — Москва: Институт востоковедения Российской Академии Наук, 1998. — Том 1. С древнейших времён до 1968 г. — 659 страниц — ISBN 5-89282-107-2; Isaac Titsingh. Нихон одай итиран, или Обзор императорских правлений в Японии = Nipon o daï itsi ran, ou, Annales des empereurs du Japon. — Paris, 1834. — 460 p.
[451x698]
1313
Джованни Бокаччо (Giovanni Boccaccio)
итальянский писатель. Родился в Париже. Внебрачный сын флорентийского купца и француженки. Его мать вскоре умерла. Отец вернулся во Флоренцию, женился и взял ребенка к себе. Детство писателя протекало в доме сурового отца и мачехи, с юных лет он почувствовал влечение к поэзии; однако отец взял мальчика из школы и отдал в обучение в купеческий дом. Но вскоре выяснилось, что купца из Джованни не получится. В 1330 году отец отправил его в Неаполь изучать право, здесь Боккаччо сблизился с кружком гуманистов и получил доступ ко двору неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Посещая неаполитанский придворный круг, молодой флорентиец увлекся побочной дочерью короля юной Марией Аквино, что оставило серьезный след в его творчестве. В Неаполе Боккаччо познакомился с многочисленными учеными, покровительствуя которым Роберт Анжуйский стремился придать блеск и величие своему двору. Именно в Неаполе узнал он гениальные творения римских классиков - Вергилия, Овидия, Цицерона, которые повлияли на формирование его как художника. Здесь же Боккаччо начал свое поэтическое творчество. В начале 1340-х годов Боккаччо вернулся в родную Флоренцию. Гражданин Флоренции, записанный в один из ее цехов, он участвовал в общественной жизни города, выполняя сложные дипломатические поручения республики. На склоне лет он выступает перед своими согражданами с чтением лекций о "Божественной комедии" великого флорентийца Данте Алигьери, что было почетным поручением, данным ему правителями города.
[447x700]
Наука и поэзия составляли главный интерес жизни Боккаччо; его научные труды, написанные на латинском языке, посвящены античной культуре. Свыше двадцати лет писатель работал над монументальным сочинением "Генеалогия богов". Наиболее значительной и интересной частью наследства Боккаччо являются его художественные произведения. В его ранних произведениях образы, заимствованные из античной культуры, сочетаются с мотивами, характерными для средневековья - это роман "Филоколо" (1338), эпическая поэма "Тезеида" (1339), поэма "Любовное видение" (1342). Постепенно Боккаччо создает свой собственный поэтический стиль. Высшее достижение Боккаччо-поэта - это "Фьезоланские нимфы". Исходным толчком к созданию поэмы послужили "Метаморфозы" знаменитого римского поэта Овидия - собрание древних мифов, каждый из которых завершается рассказом о каком-либо превращении героя. В 1345 году он пишет психологический роман "Фьямметта". В 1350-1353 годах Боккаччо работает над книгой "Декамерон".
[414x700]
Джованни Боккаччо. Статуя у дворца Уффици.
В средневековом городе были очень популярны небольшие рассказы, носившие название новеллы. Их содержание составляли анекдоты, забавные случаи из жизни, остроумные ответы на замысловатые вопросы. Именно на эти новеллы, передававшиеся из уст в уста или записанные, опирался Боккаччо, создавая свой "Декамерон". Заслуга Боккаччо состояла в том, что он понял значение этих бесхитростных рассказов, в которых переливалась живая жизнь итальянского города. Обработал их и поднял до высоты подлинного искусства. В основу многих новелл "Декамерона" легли житейские случаи, произошедшие во Флоренции и ее окрестностях, местные анекдоты и предания. Героями некоторых из них являются действительно существовавшие люди - такие, например, как знаменитый художник Джотто, поэт Гвидо Кавальканти и другие. Но "Декамерон" представляет собой не просто сборник новелл, а идейное и художественное целое, продуманное и построенное по определенному плану. В 1354-1355 годах Боккаччо пишет последнюю поэму "Ворон", а около 1360 года книгу "Жизнь Данте Алигьери". Умер писатель в Чертальдо 21 декабря 1375 года.
[700x358]
Список произведений, неаполитанский период: 1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana); около 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo); около 1335-1340, поэма «Филострато» (Filostrato); около 1339-1341, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia). флорентийский период: 1341-1342, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto); начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione); 1343-1344, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta); 1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano); 1350-е: «Декамерон» (Decameron); 1354—1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore»); около 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372); Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершён; Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355—1357, на латинском языке; «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, на латинском языке; «О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, на латинском языке; «О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий; Буколические песни (Bucolicum carmen). Издания: Первое издание его, так называемое «Deo gratias», вышло без обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и теперь крайне редки. ЭСБЕ называла лучшими изданиями Боккаччо следующие: Поджиали (Ливорно, 1789—1790, 4 тома); «Ventisettana» (Флоренция, 1827); критическое издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5 томов); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 тома, с историческим введением); Фанфани вместе с «Annotazioni dei Deputati» (3 тома, Флоренция, 1857); карманное издание напечатано в «Biblioteka d’autori italiani» (тома 3 и 4, Лейпциг). «Opere complete» Боккаччо изданы (Флоренция, 17 том 1827). Обозрение изданий Боккаччо находится в книге Пассано «I novellieri italiani in prosa» (Турин, 1878).
Литература: Mann і в «Storia del Decamerone» (Флоренция, 1742); Бальделли (Флоренция, 1806); Diesdin, «Biographical Decameron» (Лондон, 1817); Чампи, «Manuscritto autografo di В.» (Флоренция, 1827); Бартоли, «I precursori del B.» (1878); Ландау, «B-s Leben und Werke» (Штутгарт, 1877); Körting, «B-s Leben u. Werke» (Лейпциг, 1880); Ландау, «Die Quellen des Decameron» (2-е издание, 1884); А.Н.Веселовский, «Три письма Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти» (Санкт-Петербург, 1876 — издано к 500-летнему юбилею Бокаччо): В.Лесевич, «Классики XIV в.» («Отечественные записки» 1874 г., № 12); А.А-вой «Итальянская Новелла и Декамерон» («Вестник Европы», 1880 г., № 2—4); Андреев М.Л. Боккаччо, Джованни // Культура Возрождения. Энциклопедия. Том 1. Москва: РОССПЭН, 2007. — Страницы 206—209. — ISBN 5-8243-0823-3; Symonds J. A. The Revival of Learning. Renaissance in Italy. Vol. II. N.Y., 1960 [97–98]; Шишмарев В. Очерки по истории итальянской литературы: Данте, Петрарка, Боккаччо. — Москва, 2010.
[468x700]
1386
Иоанн Капистран (Джованни да Капистрано, латинское имя — Johannes Capistranus, итальянское имя — Giovanni da Capistrano)
итальянский святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок. Родился в Капестрано, в провинции Аквила, был сначала юристом, затем вступил в орден францисканцев и вскоре приобрёл известность гонением сектантов в Верхней Италии. Вместе с Бернардином Сиенским основал ветвь францисканского ордена. Папа Николай V в 1450 назначил его своим легатом в Германию, чтобы покончить с гуситством и склонить немцев к крестовому походу против турок. Хотя он говорил лишь по-латыни, но всюду возбуждал величайший энтузиазм.
[424x700]
В Моравии он с успехом проповедовал против гуситов, но из Чехии Иржи Подебрад заставил его обратиться в бегство. В Бреслау он присудил 40 евреев к сожжению. Подобного рода жестокости творил и в других местах Силезии, а также в Кракове. Так как его старания склонить германских князей к крестовому походу на турок остались без успеха, то он самостоятельно собрал войско в 60 тысяч человек, повёл его в Венгрию и во многом способствовал снятию осады Белграда турками (1456), но вскоре умер в Илоке (Вуковарско-Сремская жупания, Хорватия) от чумы 23 октября 1456 года. Папа Александр VIII канонизировал Капистрана в 1690 г.
[479x699]
1514
Джон Чик ( Sir John Cheke)
английский гуманист, классический ученый и государственный деятель, известный как первый Профессор Regius греческого языка в Кембриджском университете. Совместно со своим другом, государственным деятелем Томасом Смитом (1513-77), он умело защищал историческое произношение аттического греческого языка, введенного Erasmus, против постклассического произношения, которое было тогда нормой. Чик был заключен в тюрьму кратко по вступлении на престол Мэри I. Бежал за границу, но был схвачен в Нидерландах в 1556 и помнщён в Лондонский Тауэр. Он отрекся от Протестантства, чтобы избежать казни. Умер от депрессии, вызванной отречением в Лондоне 13 сентября 1557 года.
[380x700]
1550
Мария Элеонора Юлих-Клеве-Бергская (немецкое имя — Marie Eleonore von Jülich-Kleve-Berg)
принцесса Юлих-Клеве-Бергская, в замужестве герцогиня Прусская из дома Ламарков. Родилась в Клеве. Мария Элеонора — старшая дочь Вильгельма Богатого во втором браке с Марией Австрийской. Умерла в Кёнигсберге 1 июня 1608 года. Погреба в Кёнигсбергском соборе. Вышла замуж за герцога Пруссии Альбрехта Фридриха. У них родились: Анна (1576—1625), замужем за курфюрстом Бранденбурга Иоганном Сигизмундом; Мария (1579—1649), замужем за маркграфом Кристианом Бранденбург-Байрейтским; Альбрехт Фридрих (1580); София (1582—1610), замужем за герцогом Курляндии Вильгельмом Кеттлером; Элеонора (1583—1607), замужем за курфюрстом Бранденбурга Иоахимом Фридрихом; Вильгельм Фридрих (1585—1586); Магдалена Сибилла (1586—1659), замужем за курфюрстом Саксонии Иоганном Георгом I.
1583
Аксель Густавссон Оксеншерна (шведское имя — Axel Oxenstierna (16 июня 1583 — 28 августа 1654) —
шведский государственный деятель, риксканцлер (1612-54) при Густаве II Адольфе и его дочери Кристине. Его стараниями Швеция вышла победительницей из Тридцатилетней войны и достигла зенита своего могущества. Аксель Оксеншерна родился в уппландской усадьбе Фонё, располагавшейся на мысу в заливе Экольсундсвикен. Его отцом был член риксрода Густав Габриельссон Оксеншерна, матерью — Барбру Аксельдоттер Бельке. Когда ему исполнился год, семья перебралась в Ревель, поскольку его отец был назначен эстляндским наместником. В 1588 году они вновь вернулись в Фонё. В 1599 году Аксель вместе со своими братьями Кристером и Габриелем отправился за границу, где посещал в университетах Ростока, Виттенберга и Йены лекции по богословию и государственному праву. В 1603 году братья вернулись в Швецию. В 1605 году Аксель принимал участие в работе риксдага. В том же году ему было поручено осуществление контроля за поставками в армию, готовившуюся к походу в Лифляндию. После неудачного завершения кампании король назначил его своим представителем при провинциальных съездах, которые рассматривали королевское решение о введении нового налога. В 1609 г. Оксеншерна был назначен членом риксрода, а с восшествием на престол Густава II Адольфа сделался, в звании государственного канцлера, высшим руководителем внешней и внутренней политики. В 1613 году им заключён мирный договор с датским правительством, в 1617 году — Столбовский мир с Россией. В 1622 году — перемирие в Огре с Польшей. Особенно выделяется деятельность Оксеншерны в тот период Тридцатилетней войны, когда на помощь немецким протестантам выступил Густав II Адольф. Ему удалось заключить с Польшей перемирие на 6 лет, что дало возможность беспрепятственно направить все военные силы страны против немецких католиков. Когда шведские войска, после целого ряда блестящих побед, продвинулись вглубь Германии, Оксеншерне было вверено начальство над теми силами, которые сосредоточены были на Рейне. После смерти короля (1632) Оксеншерна, на хайльброннском конгрессе 1633 года, созванном по его инициативе, провозглашен был главой протестантского союза. В следующем году он ездил во Францию и Голландию, чтобы склонить их к содействию протестантам в войне с императором. В 1636 году Оксеншерна оставляет навсегда театр военных действий и поселяется в Швеции; исполняя обязанности канцлера, он в то же время состоит в числе опекунов королевы Кристины. После себя Оксеншерна оставил Швецию на пике могущества; при нём Балтийское море было обращено в «Шведское озеро». Ему принадлежит проект замечательных для того времени административных законов, одобренный в 1634 году собранием государственных чинов. Большую историческую ценность представляет и его переписка. Умер Оксеншерна в Стокгольме 28 августа 1654 года.
Литература: Wetterberg G. Axel Oxenstierna: makten och klokskapen. — Malmö, 2010.
[488x700]
1589
Альбрехт Владислав Радзивилл (польское имя — Albrycht Władysław Radziwiłł; белорусское имя — Альбрэхт Уладзіслаў Радзівіл)
государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, меценат. Стольник великий литовский (1620—1622), кравчий великий литовский (1622—1626), каштелян трокский (1626—1633) и виленский (1633—1636), граф Шидловецкий (1616—1636) и 3-й ординат Несвижский (1625—1636). Представитель несвижской линии крупнейшего литовского магнатского рода Радзивиллов герба «Трубы». Родился в Несвиже. Второй сын воеводы трокского и виленского князя Николая Кшиштофа Радзивилла «Сиротки» (1549—1616) от брака с Эльжбетой Ефимией Вишневецкой (1569—1596). Братья — каштелян трокский Ян Ежи Радзивилл, воевода новогрудский Жигмонт Кароль Радзивилл и воевода полоцкий Александр Людвик Радзивилл. Один из богатейших магнатов Великого княжества Литовского. После смерти своего отца Николая Кшиштофа Радзивилла «Сиротки» получил во владение Шидловец в Польше, Чернавчицы в Берестейском воеводстве, Кореличи и Лахву в Новогрудском воеводстве. В 1622 году купил Блювеничи в Берестейском воеводстве. Благодаря женитьбе на Анне Софии Зенович (1628), приобрел Глубовое, Сморгонь, Порплище и Поставы в Ошмянском повете, Белицу в Оршанском повете, Воронь в Полоцком воеводстве, Прусовичи в Минском воеводстве. После смерти своего старшего бездетного брата Яна Ежи Радзивилла в 1625 году унаследовал Несвижскую ординацию, также ему принадлежали рыское (1614—1620), русское и шарашовское староства. Учился в иезуитских коллегиумах в Несвиже, Бранево (1599—1601) и Аугсбурге (1604—1606), затем в 1606-1607 годах путешествовал по Италии. С 1609 года Альбрехт Владислав Радзивилл во главе собственных отделов участвовал в войне со Швецией (1600—1629). Во время русско-польской войны (1609—1618) принимал участие в осаде Псково-Печерского монастыря (1611) и походах на Москву (1611—1612). В 1613 и 1615 годах дважды избирался послом на сеймы. При подедржке своего тестя, канцлера великого литовского Льва Сапеги, в 1620 году получил должность стольника великого литовского, в 1622 году стал кравчим великим литовским. В 1626 году Альбрехт Владислав Радзивилл получил чин каштеляна трокского. В 1632 году участвовал в избрании на польский королевский престол Владислава IV Вазы, который в 1633 году назначил его каштеляном виленским. В марте 1616 года Альбрехт Владислав Радзивилл получил во владение Шидловец, от которого в его пользу отказался старший брат, каштелян трокский Ян Ежи Радзивилл. Построил замок в Шидловце, занимался расширением портретной галерии в Несвиже. Умер в Чернавчицах 20 июля 1636 года. Был дважды женат. В 1618 году первым браком женился на Анне Сапеге (1603—1627), дочери канцлера великого литовского Льва Ивановича Сапеги (1557—1633) от второго брака с Гальшей (Эльжбетой) Радзивилл (1586—1611). Первый брак был бездетным. В 1628 году вторично женился на Анне Софии Зенович (ум. 1664), дочери каштеляна полоцкого Николая Богуслава Зеновича (умер в 1621), и Анны Ходкевич (умерла в 1620), от брака с которой имел сына и трёх дочерей: Николай Франтишек; Катарина; Эльжбета Анастасия; Констанция София.
Литература: Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. У 3 т. / рэд. Г. П. Пашкоў і інш. Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — 788 с.: іл. ISBN 985-11-0378-0; Шышыгіна-Патоцкая К. Нясвіж і Радзівілы. Мн.: «Беларусь», 2007. — 240 с.: іл. ІSBN 978-985-01-0740-4.
[469x700]
1612
Мурад IV (османское имя — مراد رابع - Murâd-ı râbi‘; турецкое имя — Dördüncü Murat)
17-й султан Османской империи c 1623 по 1640 гг. Будущий султан Османской империи Мурад IV родился в Константинополе, в семье османского правителя Ахмеда I и его наложницы Кёсем-султан в Стамбуле. Мурад IV по прозвищу Кровавый вступил на престол в 1623 году в возрасте 11 лет в результате устроенного, возможно, Кёсем-султан дворцового переворота, в ходе которого был свергнут его дядя Мустафа I Блаженный. Фактически власть оказалась в руках его матери Кёсем-султан и её же доверенных лиц, среди которых первоначально выделялся великий визирь Гюрджю Хадым Мехмед-паша. Верным помощником Кёсем-султан в тот период также был кызлар ага гарема Хаджи Мустафа-ага, а управление государственными делами оказалось в руках мужей дочерей Кёсем-султан, которые при этом занимали пост великого визиря. Сообщается, что молодой правитель Османского государства после вступления на престол однажды прошел в имперскую казну, где, по записям турецкого писателя и путешественника Эвлии Челеби, «…не было видно никаких сосудов из золота и, кроме ненужного хлама, обнаружилось лишь 6 мешков монет, сумка с кораллами и сундук с китайским фарфором. Увидев это, султан Мурад наполнил казну своими слезами и, дважды склонившись в молитве, сказал: „Иншалла, я заполню эту казну богатствами тех, кто их украл, и наполню еще пятьдесят хранилищ в дополнение к этому“». В это время Османская империя находилась в очень затруднительном положении. Начавшаяся в 1623 г. война с иранским шахом Аббасом I протекала неудачно. Уже на первом году войны персидские войска взяли Багдад, а в следующем году под власть Сефевидов перешел весь Арабский Ирак с Мосулом, Басрой и священными для шиитов городами Неджеф и Кербела. Одновременно не прекращались удачные морские походы казаков против Османской империи. Внешние неудачи не могли не сказаться на внутренней жизни государства. Война пожирала огромные средства. Денег катастрофически не хватало. Вдобавок в 1625 г. началась эпидемия чумы, которая в одном Стамбуле в течение трех месяцев унесла десятки тысяч жизней. Казну удавалось пополнять лишь путём взимания чрезвычайных налогов, порчей монеты и конфискациями имущества казненных богачей. Старая ленная система формирования войска находилась в глубоком кризисе. Чтобы восполнить убыль конного ополчения, правительство было вынуждено увеличивать количество янычар. При Мураде их число достигло 100 тысяч. Содержание такого большого войска становилось непосильным для казны. Кроме того, янычары, чувствуя свою силу, все чаще проявляли своеволие и прямую непокорность. Участились янычарские бунты. Одновременно на окраинах Османского государства и в самой Анатолии была взрывоопасная обстановка. Так, в Ливане эмир Фахр ад-дин II Маан покровительствовал маронитам и, подчинив часть Палестины и получив экономическую помощь от итальянских купцов, хотел дать Леванту независимость от Стамбула. Самая большая опасность исходила от бейлербея Эрзурумского эйялета Мехмеда Абазы-паши, который в 1623 году не признал свержения Османа II и тем самым поднял восстание, завершившееся лишь в 1629 году. В конце 1631 года восстали сипахи и янычары и потребовали от султана Мурада выдачи его друга великого визиря и зятя Кёсем-султан Хафиза Ахмеда-паши. Султан был вынужден выполнить это требование по совету ставшего новым великим визирем Топала Реджеба-паши. Однако последний 18 мая 1632 года был казнен по приказу отличавшегося исключительной физической силой и воинственным характером султана, что вселило ужас в сердца мятежников. После казни Реджеба-паши Мурад собрал на берегу Босфора открытый Диван, на котором потребовал от янычар и сипахов принести клятву на верность, что те и сделали. Затем он говорил с судьями о восстановлении законности. Судьи жаловались ему на насилие и произвол армии. Один из них сказал: «Мой падишах, единственным лекарством против всех этих злоупотреблений является ятаган!» Мурад согласился, что стало началом массовых репрессий и одновременно самостоятельного правления самого султана. Тем самым произошло устранение Кёсем-султан от власти, хотя она в дальнейшем осталась в роли советника при своем сыне — султане. Султан Мурад десятками тысяч казнил бунтарей и участников крестьянских восстаний, водворяя таким образом «мир». Однако большей частью жертвами его жестокости делались неправедные чиновники, губернаторы и судьи, повинные в насилиях, злоупотреблениях и взяточничестве. Эти пороки турецкой государственной системы приняли в предыдущие царствования поистине чудовищные размеры, и требовались чрезвычайные меры, чтобы хотя бы отчасти положить им конец. В частности, Мурад стал первым турецким султаном, по приказу которого был казнен шейх-уль-ислам по имени Ахизаде Хюсейн-эфенди. В 1635—1638 гг. султан даже казнил своих братьев шехзаде Баязида, Касыма и Сулеймана. Тем не менее тирания Мурада спасла Империю от гибели. Султан укрепил армию, закрыл кофейни, провел реформу суда, издал указ о запрете курения табака и опиума. Одновременно он увеличил доходы Империи, устранил лазейки для злоупотреблений в землевладении, тем самым защитив крестьянство. В 1635 г. Мурад двинулся в поход против Ирана. В короткий срок турки овладели Тебризом, Ереваном, Нахичеванью. Однако эти военные успехи были сведены на нет действиями самой турецкой армии, которая до того опустошила захваченные земли, что не могла доставать провиант. Мурад отступил, но в 1638 г. ведомая султаном армия турок вновь захватила Багдад, что вынудило шаха Ирана Сефи I заключить с Турцией Зухабский мир 1639 года. Договор положил конец длительному противоборству Османской империи и Сефевидской державы, начавшемуся с Чалдыранской битвы в начале XVI века, и стал одним из величайших достижений турецкого султана Мурада IV. По условиям договора Сефевиды сохранили за собой Ереван и прилегающие к нему территории на Кавказе, а турки удержали Басру и Багдад. Тем самым в целом была восстановлена линия границы, установленная Амасьинским договором. Границы, установленные Зухабским миром, оставались без изменения в течение почти ста лет, пока держава Сефевидов не пала под нашествием афганцев. В мирные дни султан Мурад поощрял строительство мечетей и школ, покровительствовал ученым. Сообщают, что при поддержке Мурада изобретатель Хезарфен Ахмед Челеби первым совершил полет на крыльях. Султан взялся за модернизацию флота, так как его раздражала Венеция со своим мощным флотом в Эгейском и Средиземном морях и большими доходами от торговли. Да и северные соседи доставляли неприятности. 18 июня 1637 г. донские казаки без ведома царя Михаила Федоровича Романова, при поддержке 4-тысячного отряда запорожцев штурмом взяли Азов. Момент был выбран удачно. Мурад готовился к войне с Персией и пришел в ярость от этого известия. Он послал в Москву посла с жалобой. Михаил Федорович был полностью согласен с султаном: «Мы за них не стоим, хотя их воров всех в один час велите побить». Казакам же, приславшим послов с известием о победе, царь попенял за горячность, но велел прислать опись трофеев. Царь, состоявший в мире с турками, официально отмежевывался от данных событий, но неофициально посылал казакам деньги и порох. 7 июня 1641 года турецкая армия во главе с великим визирем Кеманкешем Кара Мустафой-пашой осадила Азов и казаки были вынуждены оставить крепость после соответствующего решения Земского собора летом 1642 года. Султан и его брат шехзаде Ибрагим на тот момент были единственными представителями династии Османов в мужском колене. Перед смертью султан думал передать османский престол крымскому хану Бахадыру I Гераю, так как династия Османов и династия Гиреев состояли между собою в родственных связях, благодаря династическим бракам. В итоге Мурад отдал приказ о казни своего брата Ибрагима, но в самый последний момент Кёсем-султан спасла своего безумного сына от смерти. Мурад IV умер в Константинополе 8 февраля 1640 года, трон наследовал его брат Ибрагим I. Как и о наложницах Османа II, о фаворитках Мурада данных почти нет, поскольку ни одной из них не удалось стать матерью будущего султана. В гаремных записях первой половины правления Мурада IV фигурирует только одно имя — Айше-султан; вполне возможно, Айше была единственной наложницей Мурада или же его единственной хасеки в этот период. К концу правления Мурада в гаремных записях появляется информация о ещё одной любимице падишаха, однако имени её не упоминается. Также, Недждет Сакаоглу в своей книге «Bu mülkün kadın sultanları» называет фавориткой Мурада IV Санавбер-хатун, дочь некоего Абдюлменнана, вошедшую в гарем султана в 1628 году. Все сыновья Мурада IV умерли в детстве или младенчестве. Наложницы султана были либо бездетны, либо их дети (не только сыновья, но и дочери) умерли в младенчестве, поскольку матерью двенадцати детей Мурада считается Айше. Всего же Эвлия Челеби упоминает в своих записях о 32 детях Мурада IV. Сыновья: шехзаде Ахмед (21 декабря 1627 — 1640); шехзаде Сулейман (13 февраля 1631 или 2 февраля 1632 — 1640); шехзаде Мехмед (август 1633— 1640);сын (родился и умер в марте 1634); шехзаде Алаеддин (26 августа 1635 — 1636/1637 или 1640); шехзаде Абдулхамид. Дочери: дочь (родилась в 1627) — с 1640 года была замужем за Бейджегизом Мустафой-пашой; Гевхерхан-султан (январь/февраль 1630 — ?); Исмихан-султан (? — около 1633); Хафса-султан; Ханзаде-султан (около 1631 — около 1675); Исмихан Кая-султан (1633—1659) — в августе 1644 или сентябре 1648 года года вышла замуж за Мелек Ахмеда-пашу, от которого имела двоих дочерей; Сафие-султан — в 1659 году вышла замуж за Сары Хасана-пашу, от которого имела сына Мехмеда Резми (ум. 1719) и дочь Рукие (ум. 1696/1697); Рукие-султан (около 1640—1690); Эсмехан-султан; Фатьма-султан; Рукие-султан (умерла в 1716) — с 1663 года была замужем за Мелек Ибрагимом-пашой, от которого родила двоих дочерей — Айше (умерла в 1717) и Фатьму (умерла в 1726/1727); Айше-султан — с 1655 года была замужем за Эрмени Сулейманом-пашой (1607—1687); дочь — была замужем за Аммарзаде Мехмедом-пашой. В фильме «Махпейкер» (2010 г.) роль султана Мурада исполнил Тарык Байрак. В турецком телесериале «Великолепный век. Империя Кёсем» роль взрослого Мурада исполняет Метин Акдюльгер.
Литература: Alderson, Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty. — Oxf.: Clarendon Press, 1956; Evliya Efendi. The travels of Evliya Efendi / Ritter Joseph von Hammer. — London, 1846. — (Narrative of travels in Europe, Asia, and Afrika, the seventeenth century); Mandel, Gabriele. Storia dell'harem. — Rusconi, 1992. — 246 p. — ISBN 8818880322, 9788818880328; Peirce, Leslie P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — Oxford: Oxford University Press, 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775, 9780195086775; Sakaoğlu, Necdet. Bu mülkün kadın sultanları. — Oğlak Yayıncılık, 2008. — 574 p; Süreyya Mehmed Bey. Sicill-i Osmani / ed. Nuri Akbayar. — Istanbul: Tarih Vakfi Yurt Yayınlar, 1996. — Т. 1. — ISBN 975-333-049-5, 975-333-038-3; Uluçay, M. Çağatay. Padişahların kadınları ve kızları. — Türk Tarih Kurumu, 1985. — 220 p.
1624
Андрия Змаевич (сербское имя — Андрија Змајевић/Andrija Zmajević)
сербский писатель, архиепископ Бара и примас Сербии. Родился в Перасте, Бока Которска. Происходил из знатной семьи Змаевичей из города Пераст в Бока-Которском заливе Адриатического моря (ныне в Черногории), дядя адмирала Матии Змаевича и архиепископа Задарского Вицко Змаевича. Андрия Змаевич получил начальное образование во францисканском монастыре Пераста, затем изучал теологию и философию в Риме, где после завершения образования получил докторскую степень. В 1655 году стал аббатом бенедиктинского монастыря на острове Святого Георгия рядом с Перастом. 23 февраля 1671 года папа Климент X назначил его архиепископом Бара и католическим примасом Сербии. В те времена некоторые части Боки Которской были под османским господством и Андрия Змаевич был известен как патриот, который поддерживал и вдохновлял народ в борьбе против турок. Герб Змаевичей, увенчанный епископской шляпой (мозаика на полу фамильной церкви в Перасте). В 1671 году Андрия Змаевич построил в Перасте дворец, ныне известный как «Епископский», и, несколькими годами позднее, церковь Богоматери Розария. Около 1690 года он начал пристраивать к церкви восьмиугольную колокольню, которую, как считается, сам же и спроектировал. Одним из первых он начал собирать местную и дубровницкую поэзию. Сам он также был писателем. В своей книге «Церковные хроники» Андрия Змаевич рассказывает историю своего рода. Согласно ей, Змаевичи когда-то были православными и происходят из селения Негуши. И лишь позднее, после переселения в Боку Которскую, после ряда браков стали католиками: три православных Змаевича женились на девушках из католических семей и крестили сыновей в католической вере. Андрия Змаевич агитировал за использование славянского языка (некоторые части его «Хроник» были написаны по-славянски кириллицей и лишь затем переведены на латынь). Создал ряд трудов, посвящённых деятелям сербской истории. Умер в родном городе 7 сентября 1694 года. Андрия Змаевич похоронен в церкви Богоматери Розария в Перасте.
[440x700]
1633
Жан де Тевено (французское имя — Jean de Thévenot)
французский путешественник по Востоку, знаменитый своими путевыми записками; племянник Мельхиседека Тевено. Родился в Париже. Сначала изъездив вдоль и поперек государства Европы, он предпринял затем обширную поездку по странам восточного Средиземноморья. Его маршрут пролегал через Мальту, Константинополь, Египет, Тунис и Италию. Он привез с собой в 1661 году коллекцию монет, надгробные надписи и другие памятники древней культуры. В 1664 году Тевено отправился в Персию и прожил несколько месяцев в Исфахане, а затем посетил Басру, а также Турад и другие города Индии. Но силы его уже были подорваны, и он умер в Армении 28 ноября 1667 года. Сочинения Тевено в свое время пользовались популярностью и способствовали прогрессу географических знаний. Издания: «Путешествие на Восток» (Voyage au Levant, 1664). Полное название: Relation d'un voyage fait au Levant dans laquelle il est curieusement traité des estats sujets au Grand Seigneur et des singularitez particulières de l'Archipel, Constantinople, Terre-Sainte, Égypte, pyramides, mumies [sic], déserts d'Arabie, la Meque, et de plusieurs autres lieux de l'Asie et de l'Affrique outre les choses mémorables arrivées au dernier siège de Bagdat, les cérémonies faites aux réceptions des ambassadeurs du Mogol et l'entretien de l'autheur avec celuy du Pretejan, où il est parlé des sources du Nil. Скан книги на сайте Национальной библиотеки Франции; «Продолжение путешествия на Восток» (Suite du voyage de Levant, dans laquelle, après plusieurs remarques très singulières sur des particularitez de l'Égypte, de la Syrie, de la Mésopotamie, de l'Euphrate et du Tygre, il est traité de la Perse et autres estats sujets au roy de Perse et aussi des antiquitez de Tchehelminar et autres lieux vers l'ancienne Persepolis, et particulièrement de la route exacte de ce grand voyage, tant par terre, en Turquie et en Perse, que par mer, dans la Méditerranée, golfe Persique et mer des Indes, 1674). Скан книги на сайте НБФ; «Третья часть записок о путешествиях» (Troisième partie des voyages de M. de Thevenot, contenant la relation de l'Indostan, des nouveaux Mogols et des autres peuples et pays des Indes, 1684). Скан книги на сайте НБФ.
[517x700]
1636
Шарль де Лафосс или де Ла Фосс (французское имя — Charles de La Fosse)
французский художник; ученик Лебрена. Родился в Париже. Ещё в детстве Шарль де Лафосс поступает в ученики в мастерскую художника Шарля Лебрена и в 1650-х годах занимается вместе со своим учителем оформлением духовной семинарии Сен-Сюльпис и отеля Ламбер в Париже. В 1658—1663 годах Лафосс, про совету Лебрена, путешествует по Италии, живёт в Риме, Парме и Венеции, где изучает творчество старых мастеров. После возвращения на родину Лафосс, при помощи Лебрена, получает заказы по художественному оформлению дворцов Тюильри и Версальского. В 1673 году, после представления им своего полотна Похищение Прозерпины, де Лафосс принимается в члены Королевской академии художества и скульптуры, с 1674 он — профессор и преподаёт в парижской Школе изящных искусств. В 1689—1692 годах художник живёт в Англии и по заказу лорда Монтегю занимается интерьером его лондонского дворца на Блумсбери-сквер. В 1707 году де Лафосс становится директором Академии, и с 1715 — её канцлером. Умер в Париже 13 декабря 1716 года. Наиболее известными работами Лафосса является его потолочная роспись в Доме инвалидов («Святой Людовик, слагающий с себя меч к ногам Спасителя») в Париже и фрески капеллы Версальского дворца. Многие полотна им были написаны для различных церквей, монастырей и дворцов светской знати. В работах этого художника ощутимо влияние венецианской школы живописи. Его учеником был французский художник-баталист Шарль Парросель.
Литература: «Dictionnaire de la peinture française Larousse», Paris, 1989, korrigierte Auflage 1991, Librairie Larousse, ISBN 2-03-740011-X. Галерея: Восход солнца вместе с колесницей Аполлона (1672); Страдающая Клития (1688); Семейство Дария перед Александром Великим; Принесение в жертву Ифигении (1672); Париж, купол Дома инвалидов; Санкт Петербург, Эрмитаж, Noli me tangereю
[582x699]
1637
Джованни Колонна (итальянское имя — Giovanni Paolo Colonna)
итальянский духовный композитор. Ученик Дж.Кариссими и О.Беневоли. Родился в Болоньи. С 1681г. состоял церковным капельмейстером в Риме и позднее в Болонье. Основал в Болонье музыкальную школу, откуда вышло много хороших музыкантов, например: Бонончини, Клари. Колонна известен как композитор церковной музыки; он автор месс, мотетов, псалмов и др. Коллекция духовных сочинений Колонна была собрана по приказу Леопольда I.Кроме того, Колонна написал 4 оперы, в том числе "Гамилькар на Кипре" (постановка 1693г.) и 13 ораторий. Умер в в Болонье 28 ноября 1695 года.

1640
Жак Озанам (французское имя — Jacques Ozanam)
французский математик, профессор Сорбонны, адъюнкт Парижской академии наук с 1701 года. Опубликовал несколько трудов, сыгравших важную роль в развитии математики. В некоторых русских источниках его фамилия ошибочно транскрибирована как Оцанам. Родился в коммуне Сент-Олив (департамент Эн, Франция), в семье крещёных евреев. Математику освоил самостоятельно, и уже в 15 лет написал свой первый трактат. После опубликования им отличного сборника тригонометрических таблиц Озанам получил приглашение преподавать в Париже. Умер в Париже 3 апреля 1718 года. Тематика работ Озанама была довольно разнообразна; например, он исследовал одну из квадратрис, получившую его имя:

Но основной научной заслугой Озанама стали его монографии: 1670: подробные таблицы синусов, тангенсов и секансов (Table des sinus, tangentes, et sécantes), самые точные на тот момент; 1684: Практическая геометрия (Geometrie pratique); 1688: Использование компаса (De l'usage du compas); 1690: Математический словарь (Dictionnaire mathématique); 1693: Курс математики в пяти томах (Cours de mathématiques); 1694: Трактат о фортификации (Traité de la fortification); 1694: Математические и физические развлечения в двух томах (Récréations mathématiques et physiques). Этот сборник приобрёл значительную популярность, неоднократно переиздавался и немало способствовал развитию математического образования. Переработанная и дополненная редакция (в четырёх томах) была впоследствии опубликована Ж.Э.Монтукля в 1778 году; 1698: Новая тригонометрия (Nouvelle Trigonométrie); 1702: Новые начала алгебры (Nouveaux Éléments d'Algèbre). Эту книгу Г.В.Лейбниц назвал лучшим для своего времени сочинением по алгебре; 1711: Перспектива (La Perspective); 1711: География и космография (La Géographie et Cosmographie).
Traité de la construction des equations pour la solution des problemes indeterminez, 1687
Литература: Бобынин В.В. Озанам, Жак // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907; Боголюбов А.Н. Математики. Механики. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1983.
1671
Иоганн Кристоф Бах (немецкое имя — Johann Christoph Bach III)
органист, композитор, старший брат Иоганна Себастьяна Баха. Родился в Эрфурте. Учился в Эрфурте под руководством Пахельбеля, его нотная библиотека содержала работы Пахельбеля, Фробергера и Керля. В 1690 году он стал органистом в Ордруфе, а в 1694 году женился. Был опекуном своих малолетних братьев — Иоганна Якоба и Иоганна Себастьяна — после смерти отца, Иоганна Амброзия. Умер в Ордруфе 22 февраля 1721 года.
[700x678]
1671
Кондратий Афанасьевич Булавин
донской казак, сын станичного атамана Трёхизбяной станицы. Предводитель казацко-крестьянского восстания в 1707-1708. Участвовал в походах донских казаков, боролся за справедливость со знатью. В 1707 возглавил восстание. Начали его работные люди Бахмутских солеварен. Причиной выступления послужила отправка на Дон карательной экспедиции во главе с князем Долгоруким Ю.В. для возвращения прежним владельцам беглых крестьян. Было найдено и возвращено более 3 тысяч беглых. Жестокость, с которой проводился сыск, возмутила казацкое население. Когда Долгорукий Ю.В. разделил свою экспедицию на четыре отряда, в ночь на 9 октября 1707 "новопришлые" люди во главе с атаманом бахмутских казаков Булавиным К.А. у Шульгинского городка напали на отряд Долгорукого Ю.В. и почти полностью истребили его. Булавин К.А. рассылал повсюду "прелестные грамоты", приглашая "атаманов-молодцов, дорожных охотников, вольных всяких чинов людей, воров и разбойников... по чисту полю красно походить, сладко попить да поесть". "Дорожных охотников" сыскалось немало. Царское правительство потребовало, чтобы атаман Войска Донского Лукьян Максимов с низовыми казаками (зажиточными слоями) усмирил "казачью голытьбу". После поражения под Шульгиным городком булавинцы были вынуждены бежать в Запорожскую Сечь. Весной 1708, вернувшись на Дон, Булавин К.А. продолжил борьбу. Центром восстания стал Пристанский городок на Хопре. Восстание охватило Козловский, Тамбовский, Воронежский уезды. Восставшие рассылали всюду "прелестные письма" с призывами идти против бояр и прибылыциков (ростовщиков). На состоявшемся 22-23 марта 1708 совете повстанцев было решено идти походом на Черкасск, а затем на Азов. На пути к Черкасску, у Паншина городка войска атамана Максимова Л. перешли на сторону восставших. В самом Черкасске вспыхнуло восстание, Максимов Л. был выдан бунтовщикам. 1 мая 1708 город был взят, а 9 мая 1708 на общевойсковом кругу Булавин К.А. был избран атаманом Войска Донского. Одновременно его соратники Павлов И., Некрасов И. и др.овладели Камышином, Царицыном, осадили Саратов, активно действовали на Северском Донце и Слободской Украине. В 43 уездах крестьяне захватывали земли. Однако раздробление восставших значительно ослабило их силы - Булавину К.А. не удалось взять Азов. В это время на Дон было направлено 32-тысячное войско под началом князя Долгорукого В.В. Известие об этом усилило уже имевшиеся разногласия среди казачества. 7 юля 1708 годав результате заговора Булавин К.А. был убит. После его смерти восстание ещё некоторое время продолжалось - отряды Голого Н., Беспалого С., Старченко Г. продолжали вооружённую борьбу в Поволжье и на Украине. Лишь в к.1708 удалось подавить восстание, хотя отдельные выступления продолжались до 1710. В целом восстанием были затронуты около 60 уездов страны.
1684
Казимир Антон фон Зиккинген (немецкое имя — Kasimir Anton von Sickingen)
епископ Констанца, занимавший кафедру в период с 1743 по 1750 годы. Родился в Эбнете (Фрайбург). Происходивший из дворянского рода имперских баронов фон Зиккинген-Хоэнбург (немецкое имя — Sickingen-Hohenburg) Казимир Антон был одним из 12 детей Франца Фердинанда фон Зиккингена (1638—1687) и Анны Марии Франциски Катарины фон Дальберг (умер в 1697). Среди его братьев трое занимали духовные посты в католической церковной иерархии, Фердинанд Хартманн фон Зиккинген (1673—1743) был имперским штатгальтером Фрайбурга; его сестра Мария Терезия (1682—1756) была матерью последующих епископов Констанца Франца Конрада и Максимилиана Кристофа фон Родтов. После изучения светского и канонического права в университетах Фрайбурга (бакалавр в 1700 году), Сиены и Рима, и целого ряда низших церковных должностей (субдиаконат в 1718 году), в 1700 году он стал членом майнцского домского капитула. При поддержке императора в 1733 году ему удалось занять должность пробста констанцского кафедрального собора, и спустя 10 лет, в 1743 году — кантора майнцского собора. 4 ноября 1743 года Казимир Антон фон Зиккинген был назначен епископом Констанца, при этом священнический сан он принял 8 марта 1744 года, а епископская хиротония состоялась 30 августа 1744 года. Вероятно, главным итогом его правления следует считать завершение переговоров с аббатством Санкт-Галлен, что позволило — хотя и на время — урегулировать сложные отношения епархии с монастырём. Умер в замке Хегне (Алленсбах) 29 августа 1750 года.
Литература: Die Bischöfe des Heiligen Römischen Reiches : 1648 bis 1803 : ein biographisches Lexikon / Hrsg. von Erwin Gatz, Stephan M. Janker. Berlin, Duncker & Humblot, 1990. ISBN 3428067630; Frey H.: Sickingen, Kasimir Anton von // Historisches Lexikon der Schweiz. Bd. 11. Basel, Schwabe, 2012. ISBN 978-3-7965-1911-6.
[468x699]
1723
Адам Смит (Adam Smith)
шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории. Родился в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника. Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама. В возрасте 4 лет он был похищен цыганами, но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледже в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746. В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге под покровительством лорда Кэймса. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций. Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отраженных в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения. В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономике. В 1759 году Смит опубликовал статью, включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности. Известность Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. В 1776 году ученый переехал в Лондон, где опубликовал «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства. Смит изложил интеллектуальную систему, которая объяснила работу свободного рынка и до сих пор является основой экономического образования. Самый известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в распределении ресурсов. В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга, Шотландия, где он и умер после продолжительной болезни 17 июля 1790 года. Основные работы: Лекции по риторике и написанию писем (1748); Теория нравственных чувств (1759); Лекции по риторике и написанию писем (1762-1763, опубликованы в 1958); Лекции по юриспруденции (1766); Исследование о природе и причине богатства народов (1776); Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777); Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778); Эссе на философские темы (1785).
Сочинения: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — Москва: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 страниц — ISBN 978-5-699-18389-0; Смит А. Теория нравственных чувств. — Москва: Республика, 1997. — (Серия: Библиотека этической мысли). — 352 страницы — ISBN 5-250-02564-1.
Библиография: Роза Люксембург Анализ процесса производства у Кенэ и у Адама Смита. - глава из книги "Накопление капитала"; Артемьева Т.В. Адам Смит в России (2002).
[574x700]
1749
Готлиб Конрад Христиан Штор (немецкое имя — Gottlieb Conrad Christian Storr)
немецкий медик, химик и натуралист. Родился в Штутгарте, Административный округ Штутгарт, Баден-Вюртемберг, Германия. Получил докторскую степень в Тюбингенском университете, где с 1774 до 1801 г. преподавал химию, ботанику и естествознание. Выделил в качестве отдельных родов Еноты (Procyon Storr, 1780) и Медоеды (Mellivora Storr, 1780). В 1781 г. выполнил обширные научные исследования в швейцарских Альпах, итоги которых вошли в «Alpenreise von jahre 1781» (1784-1786, 2 тома). Почётный член Петербургской академии наук c 28 июля 1794 года. Умер в Тюбингене (Баден-Вюртемберг, Германия) 27 февраля 1821 71 года.
Труды: Entwurf einer Folge von Unterhaltungen zur Einleitung in die Naturgeschichte, 1777; Ueber seine Bearbeitungsart der Naturgeschichte, 1780; «Investigandae crystallifodinarum oeconomiae quaedam pericula», 1785; «Idea methodi fossilium», 1807.
Литература: Изображения и текст из Alpenreise vom Jahre 1781 by Gottlieb Konrad Christian Storr can be found in the database VIATIMAGES.