
1935
Эдуард Петрович Шавейко
комбайнер колхоза «Большевик» Логойского района Минской области Белорусской ССР. Родился в местечке Логойск, центре Логойского района Белорусской ССР (ныне город Логойск, центр Логойского района Минской области Белоруссии). Из семьи крестьян. Белорус. В годы Великой Отечественной войны ребёнком пережил немецко-фашистскую оккупацию (1941—1944). После войны получил неполное среднее образование на родине. Окончил годичные курсы комбайнеров при Логойской машинно-тракторной станции (МТС). В 17 лет начал трудовую деятельность в этой же МТС помощником комбайнера. В 1954—1957 годах проходил срочную службу в рядах Советской Армии. После увольнения в запас вернулся на работу в Логойскую МТС, где стал работать комбайнером. После упразднения МТС в 1958 году перешёл работать по той же специальности в местный колхоз «Большевик» (центр — деревня Заречье Логойского поссовета, а с 1964 года — городской посёлок Логойск). Молодой, но одарённый и исключительно трудолюбивый механизатор Эдуард Шавейко в первый же сезон работы проявил себя знающим и любящим технику комбайнером. Он бережно, по-хозяйски относился к машине, систематически перевыполнял на ней норму выработки, обеспечивал сокращённые сроки уборочной кампании при отличном качестве работы. За короткий срок в совершенстве овладел профессией тракториста и комбайнера, стал мастером высоких урожаев. В годы седьмой пятилетки (расширенной: 1959—1965) неоднократно выходил победителем социалистического соревнования на уборке урожая. В 1965 году, работая на комбайне СК-4, собрал в среднем с каждого гектара по 25 центнеров зерновых, добившись самого большого результата в районе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1966 года за успехи, достигнутые в увеличении производства и заготовок ржи, пшеницы, гречихи и других зерновых и кормовых культур, Шавейко Эдуарду Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1966 году вступил в КПСС. В скором времени он перенёс тяжёлое заболевание и по состоянию здоровья вынужден был перейти на работу в ремонтные мастерские колхоза, а в 1971 году назначен заведующим мастерскими. Получив направление от райкома партии, поступил на учёбу в заочное отделение Марьиногорского совхоза-техникума (ныне Марьиногорский государственный ордена «Знак Почёта» аграрно-технический колледж имени В.Е. Лобанка) в Пуховичском районе Минской области. По окончании учёбы в 1974 году получил специальность техника-механика и вернулся на работу в родное хозяйство. На ответственной должности заведующего ремонтными мастерскими зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, успешно обеспечивал оперативный ремонт колхозной техники, высокое качество и ударные темпы полевых работ. После ликвидации колхоза «Большевик» в январе 1977 года и объединения хозяйства с колхозом «Восьмое Марта» (центр — деревня Гостиловичи Логойского поссовета; ныне — сельскохозяйственный комплекс «Логойский» — филиал республиканского унитарного предприятия «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт») продолжил работать заведующим ремонтными мастерскими в укрупнённом хозяйстве до выхода на заслуженный отдых. Избирался членом ЦК Компартии Белоруссии (1971—1976). Делегат XXVII съезда КП Белоруссии (1971) и XXIV съезда КПСС (1971). Проживает в городе (в 1938—1998 годах — городской посёлок) Логойск, центре Логойского района Минской области. Награждён орденом Ленина (23 июня 1966), медалями.

1936
Бозоргул Алахмадова (Алиахмадова)
бригадир колхоза имени Ленина Восейского района Кулябской области Таджикской ССР. Родилась в кишлаке Садулло Шариф Кулябского округа Таджикской ССР, ныне – Восейского района Хатлонской области Таджикистана. Таджичка. После окончания сельской школы в 1950 году начала свою трудовую деятельность в местном хлопководческом колхозе имени Ленина (с 1957 года – Аральского, с 1961 – Восейского района, с 1973 года – в составе Кулябской области), председателем которого являлся М.Махмадалиев. Бозоргуль Алиахмадова трудилась в бригаде хлопкоробов и сама возглавила комсомольско-молодёжное звено, а в 1957 году – и бригаду. За ударный труд и в ознаменование 50-летия Международного женского дня в 1960 году бригадир Б.Алахмадова была награждена орденом Ленина, по итогам работы в 8-й пятилетке (1966–1970) – орденом Октябрьской Революции. Неоднократно участвовала в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР, где отмечалась медалями Главного выставочного комитета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1978 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству хлопка и других продуктов земледелия в 1977 году Алахмадовой Бозоргул присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1990 года Б.Алахмадова на заслуженном отдыхе, персональный пенсионер. Проживает в родном селении Садулло Шариф (Правда) Восейского района Хатлонской области. Награждена 2 орденами Ленина (7 марта 1960; 20 февраля 1978), орденами Октябрьской Революции (8 апреля 1971), Трудового Красного Знамени (10 декабря 1973), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (3 апреля 1965), а также медалями ВДНХ СССР. Мастер хлопка Таджикской ССР.
1936
Георгий Давидович Бабушкин
режиссер игрового кино. Родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина (1960), историко-филологический факультет, Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1971), режиссерское отделение (мастерская Л.Трауберга). Режиссер одного полнометражного, трёх телевизионных игровых фильмов, свыше двадцати фильмов-концертов и документальных фильмов о деятелях культуры и искусства. Заслуженный деятель искусств России.
[466x700]
1936
Клод Брассёр (французское имя — Claude Brasseur; настоящее имя — Клод Эспинасс, Claude Espinasse)
французский актёр. Сын актёра Пьера Брассёра и актрисы Одетт Жуайе, позаимствовал псевдоним отца. Достаточно успешно занимался автоспортом и в 1983 году победил на ралли-марафоне «Париж-Дакар» в классе автомобилей, будучи штурманом у Жаки Икса.
Фильмография: 1956 — Встреча в Париже / Rencontre à Paris; 1956 — Страна, откуда я родом / Le pays d’ou je viens; 1959 — Улица Прэри / Rue des prairies; 1959 — Зелёная жатва / La Verte Moisson; 1960 — Глаза без лица / Les Yeux sans visage; 1960 — Развлечения / Les Distractions; 1960 — Ласковый Пьеро / Pierrot la tendresse; 1961 — Пожалуйста, не сейчас / Отпустив поводья / La bride sur le cou; 1962 — Пришпиленный капрал / Le Caporal épinglé; 1962 — Семь смертных грехов / Les Sept Péchés capitaux; 1962 — Враги / Les Ennemis; 1962 — Лунный свет в Мобеже / Un clair de lune à Maubeuge; 1962 — Жерминаль / Germinal; 1962 — Мы поедем в Довиль / Nous irons à Deauville; 1963 — Банановая кожура / Peau de banane; 1963 — Драже с перцем / Dragées au poivre; 1964 — Счастливчик Джо / Lucky Jo; 1964 — Благоприятный случай / La bonne occase; 1964 — Посторонние / Bande à part; 1965 — Потасовка в Панаме / Du rififi à Paname; 1965 — Дон Жуан, или Каменный пир / Dom Juan ou le Festin de pierre; 1967 — Один человек лишний / Un homme de trop; 1972 — Пожизненная рента / Le Viager; 1972 — Такая красотка как я / Une Belle Fille Comme Moi; 1973 — Подонок / Bel ordure; 1974 — Ледяная грудь / Les Seins de glace; 1975 — Жить надо с риском / Il faut vivre dangereusement; 1975 — Акт агрессии / L'Agression; 1976 — Осторожно — глаза! / Attention les yeux!; 1976 — Барокко / Barocco; 1976 — И слоны бывают неверны / Un éléphant ça trompe énormément; 1976 — Суперплут / Le Grand Escogriffe; 1977 — Мы все попадём в рай / Nous irons tous au paradis; 1978 — Чужие деньги / L' Argent Des Autres; 1978 — У каждого свой шанс / Une histoire simple; 1979 — Война полиций / La Guerre des polices; 1980 — Банкирша / La Banquière; 1980 — Бум / La Boum; 1980 — Мужское дело / Une affaire d’hommes; 1981 — Жозефа / Josepha; 1982 — Ги де Мопассан / Guy de Maupassant; 1982 — Необходимая самооборона / Legitime Violence; 1982 — Бум 2 / La Boum 2; 1983 — Верх благополучия / Signes extérieurs de richesse; 1984 — Детектив / Détective; 1985 — Дворец / Palace; 1985 — Короли шутки / Les Rois du gag; 1985 — Среди волков / Les Loups entre eux; 1986 — Цыганка / La Gitane; 1986 — Сошествие в ад / Descente aux enfers; 1989 — Радио Ворон / Radio Corbeau; 1989 — Священный союз / L'Union sacrée; 1989 — Красный оркестр / L'Orchestre rouge; 1990 — Танцевальная машина / Dancing Machine; 1992 — Бал недотёп / Le Bal des casse-pieds; 1992 — Ужин / Le Souper; 1993 — Раз, два, три… замри! / Un, deux, trois, soleil; 1999 — Самое счастливое место на Земле / Le plus beau pays du monde; 1999 — Состояние паники / La Débandade; 2000 — Актёры / Les Acteurs; 2003 — Шу-шу / Chouchou; 2003 — Сорая / Soraya; 2004 — Принцесса Малабара / Malabar Princess; 2005 — Любовь на троих / L'Amour aux trousses; 2006 — Места в партере / Fauteuils d'orchestre; 2006 — Кемпинг / Camping; 2006 — Герой семьи / Le Héros de la famille; 2006 — Русский дядюшка / L'oncle de Russie; 2010 — Кемпинг 2 / Camping 2.
[494x699]
1936
Михаил Михайлович Державин
советский и российский актёр театра и кино, телеведущий, артист Московского академического театра сатиры. Народный артист РСФСР (1989).Михаил Державин родился в Москве, в семье народного артиста РСФСР, одного из ведущих актёров Театра имени Е.Б.Вахтангова Михаила Степановича Державина (1903—1951) и Ираиды Ивановны Державиной (1916—2000).Михаил Державин рос в доме на улице Вахтангова, в котором жили актёры, художники и музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени Щукина. Все жившие в этом доме дети не представляли себе иного мира, кроме театра. Все детские игры сосредотачивались вокруг импровизированных театральных подмостков: дети ставили сказки, придумывали декорации, распределяли роли и сами были и актёрами, и зрителями.В квартиру Державиных часто наведывались в гости знаменитые «вахтанговцы»: Рубен Симонов, Виктор Кольцов, Анатолий Горюнов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов. После начала Великой Отечественной войны Театр имени Е.Б.Вахтангова, в котором служил Михаил Степанович Державин, был эвакуирован из Москвы в Омск. В эвакуации Миша посещал все спектакли отца, но особенно ему нравился «Фельдмаршал Кутузов». В пять лет он выучил наизусть монолог М.И.Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.В 1955 году Михаил Державин поступил на актёрский факультет Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина (художественный руководитель курса — Леонид Моисеевич Шихматов, режиссёр-педагог — Иосиф Моисеевич Толчанов), который окончил в 1959 году.С 1959 года работал в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне — Московский государственный театр «Ленком»). В 1967 году перешёл в Московский драматический театр на Малой Бронной.На протяжении пятидесяти лет, с 23 декабря 1967 года и до самой смерти в январе 2018 года, служил в труппе Московского академического театра сатиры, где сыграл множество незабываемых ролей. Всенародную славу и любовь зрителей Михаилу Державину принесла роль пана Ведущего в эстрадно-развлекательной юмористической телепередаче Центрального телевидения Гостелерадио СССР «Кабачок 13 стульев», в которой актёр снимался более тринадцати лет (с 30 апреля 1967 года по 4 октября 1980 года), поставив телевизионный рекорд — принял участие в ста сорока выпусках этой популярной программы. В 2017 году вышла автобиографическая книга Михаила Державина «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу». С 1946 года, в течение семидесяти двух лет, был другом и постоянным партнёром по эстрадным номерам (1957—2017) Александра Анатольевича Ширвиндта. В середине 1980-х годов они вместе вели телевизионную программу «Утренняя почта», а с 2013 года — передачу «Хочу знать». Первая жена (1958—1960) — Екатерина Аркадьевна Райкина (родилась 15 апреля 1938), советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. Является дочерью Аркадия Исааковича Райкина, народного артиста СССР (1968).Вторая жена — Нина Семёновна Будённая (родилась 6 сентября 1939), дочь Семёна Михайловича Будённого. Дочь — Мария Михайловна Будённая (родилась в 1963).Внуки — Пётр и Павел Золотарёвы.Третья жена (с 6 сентября 1980) — Роксана Рубеновна Бабаян (родилась 30 мая 1946), советская и российская эстрадная певица и актриса, народная артистка Российской Федерации (1999). Михаил Державин скончался 10 января 2018 года, после тяжёлой продолжительной болезни. Длительное время актёр страдал от целого комплекса заболеваний, в основном, от ишемической болезни сердца и гипертонии. 2 июня 2017 года Михаил Михайлович перенёс инфаркт миокарда. По сообщению племянника Михаила Державина Михаила Владимирова (сына Татьяны Михайловны Державиной, родной сестры М.М.Державина), у дяди была «болезнь сосудов: сначала в ноги плохо поступала кровь, потом — в голову». Информацию о смерти Державина подтвердила его вдова Роксана Бабаян. По её словам, с начала декабря 2017 года Державин находился на лечении в военном госпитале в городе Одинцово Московской области (на улице Маршала Бирюзова), где и скончался, несмотря на усилия врачей. Соболезнования родным и близким актёра выразили, в числе других, президент России Владимир Путин, председатель Правительства России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин. Прощание с Михаилом Державиным состоялось 15 января в Московском академическом театре сатиры. После панихиды в храме Спаса Преображения на Песках прошло отпевание. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы, рядом с отцом.
Роли в театре: Московский театр имени Ленинского комсомола (1959—1965):1953 — «Чудесная встреча» Л.Е.Черкашиной (режиссёр — А.А.Муатов) — Конь Карагуш, заколдованный джигит (ввод в спектакль); 1959 — «Огонь твоей души» А.А.Араксманяна (постановка — Р.Н.Капланян) — молодой муж (ввод в спектакль); 1959 — «Незнакомые люди» Льва Устинова (постановка — А.А.Рубб) – Митя; 1960 — «Опасный возраст» Семёна Нариньяни (постановка — С.Л.Штейн) — Бубусь; 1960 — «Семья» И.Ф.Попова (постановка — Софья Гиацинтова) — рыбак; 1960 — «Гамлет из квартиры № 13» А.Вейцлера и А. Мишарина (постановка — О.Я.Ремез) — Алексей; 1961 — «Чемодан с наклейками» Дм. Угрюмова (постановка — С.Л.Штейн) — Юрий Куницин; 1962 — «Вам 22, старики!» Э.С.Радзинского, Постановка: С.Л.Штейн, Режиссер: А.А.Ширвиндт — Владимир Лошманов; 1962 — «Центр нападения умрёт на заре» Агустина Куссани (постановка — Б.Н.Толмазов) — комментатор и репортёр; 1963 — «Лучше останься мёртвым…» («Человек со звезды») Карла Виттлингера (режиссёр — Алексей Баталов) — доктор / Крумбауэр / Трессер / Сальваторе / Бен; 1963 — «О Лермонтове…» О.Ремеза и Т. Чеботаревской (постановка — О.Я.Ремез) — Григорий Александрович Печорин, прапорщик; 1964 — «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, В. Токарева (постановка — С.Л.Штейн) — Алёша Переверзев; 1964 — «104 страницы про любовь» Э.С.Радзинского, Постановка: А.В.Эфроса — Лёва Карцев, штурман; 1964 — «В день свадьбы» Виктора Розова (режиссёры — А.В.Эфрос, Лев Дуров) — гость на свадьбе, массовка; 1965 — «Снимается кино…» Эдварда Радзинского (постановка — А. В. Эфрос) — киноартист; 1965 — «Каждому своё» С.Алёшина (режиссёры — А.В.Эфрос, Лев Дуров) — Пистер; 1966 — «Аттракционы» по А.М.Володину (постановка — Феликс Берман) — ведущий; 1966 — «Судебная хроника» Якова Волчека (постановка — А.М.Адоскин и А.В.Эфрос) — Полуянов, прокурор.Московский драматический театр на Малой Бронной (март—декабрь, 1967):Московский академический театр сатиры (1967—2018):1964 — «Женский монастырь» В.А.Дыховичного и М. Слоболского (режиссёр — Валентин Плучек) — Прокофьев (ввод в спектакль); 1966 — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Макса Фриша (режиссёр — Валентин Плучек) — слуга (ввод в спектакль); 1967 — «Интервенция» Л.И.Славина (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — Марсиаль, зуав; 1968 — «Последний парад» А.П.Штейна (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — Марич; 1968 — «Банкет» Аркадия Арканова и Григория Горина (режиссёр-постановщик — Марк Захаров) — Елисеев; 1970 — «У времени в плену» А.П.Штейна (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — поручик; 1970 — «Баня» Владимира Маяковского — Велосипедкин; 1971 — «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца (постановка — М.А.Микаэлян, художественный руководитель постановки — Валентин Плучек) — Медведь; 1971 — «Темп-1929» по Н.Ф.Погодину (режиссёр-постановщик — Марк Захаров) — Ёлкин; 1972 — «Ревизор» Н.В.Гоголя (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — Пётр Иванович Бобчинский; 1973 — «Маленькие комедии большого дома» Аркадия Арканова и Григория Горина (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек, режиссёры — Андрей Миронов и Александр Ширвиндт) — Пётр Евгеньевич Печников, дирижёр хора; 1973 — «Чудак-человек» В. Азерникова (режиссёр — Марк Захаров) — родитель; 1974 — «Нам — 50» Григория Горина, Александра Ширвиндта (постановка — Валентин Плучек); 1975 — «Ремонт» Михаила Рощина (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — «Красная кепка»; 1976 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник; 1977 — «Тартюф, или Обманщик» Ж.-Б.Мольера (режиссёр-постановщик — Антуан Витез, Франция) — Тартюф, святоша; 1977 — «Многоуважаемый шкаф» Евгения Чебалина (режиссёр-постановщик — Марк Розовский) — Арсенюк; 1978 — «Замшевый пиджак» Cтанислава Стратиева (режиссёр-постановщик — А.В.Мекке) — Иван Антонов; 1979 — «Феномены» Григория Горина — Евгений Семёнович Иванов; 1979 — «Мы, нижеподписавшиеся…» А.И.Гельмана — Семёнов Геннадий Михайлович, член комиссии; 1980 — «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта — Браун, шеф лондонской полиции; 1981 — «Бешеные деньги» А.Н.Островского (режиссёр-постановщик — Андрей Миронов) — Иван Петрович Телятев, неслужащий дворянин; 1982 — «Самоубийца» Н.Р.Эрдмана (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — Виктор Викторович, писатель; 1982 — «Концерт для театра с оркестром» Григория Горина и Александра Ширвиндта (режиссёр-постановщик — Александр Ширвиндт); 1984 — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (режиссёр-постановщик — Валентин Плучек) — Семён Пантелеевич Епиходов, конторщик; 1984 — «Прощай, конферансье!» Григория Горина (режиссёр-постановщик — Андрей Миронов) — Николай Буркини; 1985 — «Молчи, грусть, молчи…» Александра Ширвиндта (режиссёр-постановщик — Александр Ширвиндт); 1985 — «Бремя решения» Ф.М.Бурлацкого (режиссёры-постановщики — Валентин Плучек, Ю.А.Калантаров) — Роберт Макнамара; 1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И.П.Друцэ — ответственный, член Особой комиссии; 1988 — «Страсти Черноморья» Фазиля Искандера (режиссёр-постановщик — Александр Ширвиндт) — Михаил Вахтангович, директор кофейни; 1995 — «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» Эдварда Радзинского (премьера — 28 февраля 1995 года) — Цукерман; 1997 — «Счастливцев-Несчастливцев» Григория Горина (режиссёр — Сергей Арцибашев) — Счастливцев; 1999 — «Привет от Цюрупы», театральная фантазия по одноимённому рассказу Фазиля Искандера (режиссёр — Сергей Коковкин; премьера — 11 ноября 1999 года) — американец; 2001 — «Андрюша» (спектакль-обозрение, посвящённый Андрею Миронову) Аркадия Арканова и Александра Ширвиндта; 2001 — «Орнифль» Жана Ануя (режиссёр — Сергей Арцибашев; премьера — 14 сентября 2001 года) — Маштю; 2002 — «Таланты и поклонники» А.Н.Островского — Мартын Прокофьич Нароков, помощник режиссёра и бутафор, старик; 2004 — «Швейк, или Гимн идиотизму» Ярослава Гашека — генерал Пуркрабек; 2004 — «Нам всё ещё смешно» (ревю, посвящённое 80-летнему юбилею театра); 2014 — «Грустно, но смешно» С. Плотова, Вадима Жука, Александра Ширвиндта (постановка — Александр Ширвиндт, Юрий Васильев; премьера — 1 октября 2014 года).
Фильмография: 1956 - «Разные судьбы», роль - Костя, студент на собрании (нет в титрах); 1956 - «Они были первыми», роль - Евгений Горовской, студент и поэт; 1964 - «Сон», роль - Карл Брюллов, русский художник; 1964 - «Лушка», роль – Кирилл; 1965 - «Лебедев против Лебедева», роль – Грановский; 1967 - «Спасите утопающего», роль - Квадрачек, иностранный турист с кинокамерой; 1967 - «Колумб причаливает к берегу», роль – озвучивание; 1968 - «На Киевском направлении», роль - Василий Иванович Тупиков, генерал-майор, начальник штаба армии; 1969 - «Швейк во Второй мировой войне», роль - Прохазка, сын хозяина мясной лавки; 1973 - «Эффект Ромашкина», роль - Вадим Павлович Баламутников; 1979 - «Трое в лодке, не считая собаки», роль – Джордж; 1979 - «Любовь под псевдонимом», роль - Эдуард Матвеевич Митрошкин; 1980 - «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся», роль - Илья Петрович Валетный, сотрудник отдела технического контроля фабрики; 1985 - «Зимний вечер в Гаграх», роль – эпизод; 1985 - «Брэк!», роль – озвучивание; 1987 - «Джамайка», роль - Заботин, артист; 1990 - «Бабник», роль - Михаил Дмитриевич, шеф Аркадия; 1990 - «Моя морячка», роль - Михаил Михайлович Гудков, отдыхающий; 1991 - «Чокнутые», роль - Фаддей Венедиктович Булгарин, русский писатель; 1991 - «Настоящий мужчина», роль - Имя персонажа не указано; 1992 - Новый Одеон», роль - диспетчер лифтов / официант / прохожий / оберштурмбаннфюрер Брюннер; 1994 - «Жених из Майами», роль - дядя Миша; 1994 - «Третий не лишний», роль - челнок; 1996 - «Старые песни о главном 2», роль - пан Ведущий; 1996 - «Импотент», роль - Михаил Михайлович; 1998 - «Примадонна Мэри», роль - Михаил Михайлович, владелец фирмы; 1998 - «Ночной визит», роль – Михаил; 2000 - «Агент в мини-юбке», роль - Александр Николаевич; 2000 - «Старые клячи», роль - секретарь райкома по идеологии; 2007 - «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя», роль - игрок на ложках № 2; 2012 - «Мексиканский вояж Степаныча», роль – полковник; 2015 - «Криминальный блюз», роль - дядя Миша.Телевидение:1967—1980 — «Кабачок 13 стульев» — пан Ведущий; 1985 — «Утренняя почта» (с Александром Ширвиндтом); 1989 — «Женщина всегда права» («Голубой огонёк» к 8 марта 1989 года); 2013 — «Хочу знать» (с Александром Ширвиндтом).Радио:1985 — «Мёртвая зона», радиопостановка по роману Стивена Кинга («Гостелерадиофонд»).
Признание и награды: почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (16 октября 1974 года) — за заслуги в области советского театрального искусства;почётное звание «Заслуженный деятель искусств Польши» (1976 год);почётное звание «Народный артист РСФСР» (1 июня 1989 года) — за большие заслуги в области советского театрального искусства; Орден Дружбы (13 июня 1996 года) — за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд; Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 2006 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность; Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (12 июня 2011 года) — за большой вклад в развитие театрального и кинематографического искусства; Орден Почёта (18 мая 2017 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность.
Литература: Державин М.М. «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу» — Москва: Эксмо, 2017, — 320 страниц — ISBN 978-5-699-96351-5
1936
Александр Павлович Корелов
советский и российский шахматист, мастер спорта СССР (1961). Гроссмейстер ИКЧФ (1995). Тренер. Родился в городе Мурманск, РСФСР, СССР. Неоднократно участвовал в первенствах Ленинграда (1957—1964 гг.). Выполнил норматив мастера спорта в чемпионате города 1960 года (звание присвоено в 1961 году). Лучший результат в чемпионатах Ленинграда — 1963, делёж 2-го места. В 1962 году в составе сборной Ленинграда выиграл командное первенство СССР (играл на 5-й доске). Участник XXX первенства СССР — 17—18-е место. Одним из его творческих достижений в турнире стала победа над гроссмейстером Леонидом Штейном. После 1963 года перешёл на тренерскую работу и заочные шахматы. Был чемпионом и призёром первенств Европы по переписке. В 1995 году ему присвоено звание гроссмейстера ИКЧФ. Более 35 лет работал тренером-преподавателем шахмат на кафедре физического воспитания в Политехническом институте. Заслуженный тренер РСФСР. Умер в городе Санкт-Петербург, Российская Федерация, в 2008 году.
Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страницы 256—257. — 120 000 экземпляров; Иванов С.В., Кентлер А.Р., Файбисович В.З., Хропов Б.М. Шахматная летопись Петербурга. 1900—2005. Чемпионаты города. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург: Коста, 2005. — Cтраница 160. — 296 страниц.— ISBN 5-98408-032-X; Корелов А., Оснос В. Успех молодых. — В книге: Шахматный ежегодник 1960. — Москва: ФиС, 1962. — Страницы 286—289. — 498 страниц; Партии. Корелов — Штейн. Примечания мастера А.Корелова // Шахматы. — Рига. — 1963. — № 9. — Cтраницы 17—18; Гродзенский, С.Я. Корелов, Александр Павлович // Энциклопедия заочных шахмат. — Москва: Проспект, 2018. — Страница 182. — 800 страниц. — ISBN 978-5-392-26087-4.
1936
Владимир Давыдович Мартемьянов
советский летчик-спортсмен, советский летчик-спортсмен, заслуженный мастер спорта (1966), мастер спорта международного класса (1966). Родился в Кемерово. Первый советский абсолютный чемпион мира (1966) и абсолютный чемпион СССР (1964, 1967—1969) по высшему пилотажу. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в городе Ессентуки13 апреля 1970, похоронен в Кемерово
1936
Шакен Шайкенович Мукушев
бурильщик горнообогатительного комбината «Каззолото» Министерства цветной металлургии Казахской ССР, Целиноградская область. Родился в посёлке Аксу Энбекшильдерского района Северо-Казахстанской области Казахской ССР, ныне – в составе города Степногорск Акмолинской области Казахстана. Казах. Трудовую деятельность начал в 1953 году возчиком конного двора рудника Жолымбет в Шортандинском районе Акмолинской (в 1961-1992 годах – Целиноградской) области Казахской ССР (ныне – Казахстана). В 1954-1958 годах – поверхностный, подземный откатчика, а с 1958 года – бригадир проходчиков шахты «Южная» рудника Жолымбет горнообогатительного комбината «Каззолото». За успехи, достигнутые в развитии цветной металлургии в годы семилетнего плана (1959-1965), награждён орденом Ленина. В 1968 году вступил в КПСС. Возглавлял бригаду проходчиков, состоящую всего из четырёх человек, выдающую на-гора 220-250 кубометров горной породы в месяц, что составляло 130-140 процентов к плану. План восьмой пятилетки (1966-1970) бригада выполнила к 20 июля 1970 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии цветной металлургии, Мукушеву Шакену Шайкеновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Жил в посёлке Жолымбет Шортандинского района Акмолинской области (Казахстан). Умер 27 октября 2003 года. Похоронен на Жолымбетском поселковом мусульманском кладбище. Почётный горняк. Награждён 2 орденами Ленина (20 мая 1966; 30 марта 1971), медалями, знаком «Шахтёрская слава» III степени (22 августа 1963).
1936
Лидия Алексеевна Шитова
эмалировщица Лысьвенского металлургического завода Министерства чёрной металлургии СССР, Пермская область. Родилась в деревне Безводное Пижанского района Кировского края (ныне – области), в семье крестьянина. Русская. После окончания сельской школы в 1954 году приехала в районный центр – город Лысьва и поступила работать в цех эмалированной посуды Лысьвенского металлургического завода (ЛМЗ). Ппройдя обучение, стала работать эмалировщицей, освоила все процессы эмалевого покрытия бидонов, чайников и другой посуды. На протяжении ряда лет она систематически перевыполняла сменные нормы выработки при отличном качестве обработки изделий. В 1967 году её удостоили почётного звания «Ударник коммунистического труда», а бригаду, в которой она трудилась, – звания «Коллектив имени 50-летия Октября». В 1980 году Лидия Алексеевна возглавила комплексную бригаду в том же цехе эмалированной посуды, каждая из тружениц которой освоила и могла работать на 3–4 смежных операциях. Её бригада постоянно находилась в числе передовых на ЛМЗ, участвовала в социалистическом соревновании и постоянно подхватывала почины, а в 1985 году выступила инициатором соревнования «50-летию стахановского движения – задание пятилетки», которое поддержали 250 бригад. Бригадир Л.А.Шитова выступила инициатором внедрения механизированной подачи штикера к рабочим местам эмалировщиков, что позволило значительно облегчить труд рабочих и значительно повысить его производительность. Она побеждала в конкурсах профессионального мастерства, проходивших в Новокузнецке, Бекабаде, Череповце, в 1984 году была признана победительницей всесоюзного соревнования эмалировщиков. Руководила школой профессионального мастерства, созданной в цехе эмалированной посуды ЛМЗ, а её бригада шефствовала над учащимися технического училища (ГПТУ-6). За высокоэффективный ударный труд в девятой (1971–1975) и десятой (1976–1980) пятилетках передовая рабочая дважды награждалась разными орденами, в 1983 году удостоена премии советских профсоюзов имени Макара Мазая. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1985 года за досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, большой личный вклад в повышение производительности труда, улучшение качества товаров народного потребления и проявленный трудовой героизм Шитовой Лидии Алексеевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избиралась делегатом XVIII Всесоюзного съезда профсоюзов (1987). В 1994 году вышла на пенсию. Жила в Лысьве. Умерла 12 ноября 2024 года. Награждена орденами Ленина (23 октября 1985), Октябрьской Революции (2 марта 1981), Трудового Красного Знамени (5 марта 1976), медалями. Почётный гражданин города Лысьвы (2016).
1936
Владимир Дмитриевич Ячминский
актёр. Родился в Харькове Украина. Окончил студию при Львовском украинском драматическом театре имени М.К.Заньковецкой (1961). С 1961 — актер Тернопольского украинского музыкально-драматического театра. Народный артист Украины (1996).

1937
Василий Максимович Брянцев
старший вальцовщик Северского трубного завода имени Ф.А.Меркулова Министерства чёрной металлургии СССР, Свердловская область. Родился в селе Дуровка Уколовского района Воронежской области (ныне – село Вербное Красненского района Белогородской области), в крестьянской семье. Русский. Сестра – Евдокия Максимовна Порохня (урожденная Брянцева), Герой Социалистического Труда. Окончил неполную среднюю школу в селе Готовье Уколовского (ныне – Красненского) района, а в 1957 году – ремесленное училище №47 на Урале, после чего стал работать вальцовщиком в листопрокатном цехе Северского металлургического завода (с 1965 года – Северского трубного завода) имени Ф.А.Меркулова в городе Полевской Свердловской области. За высокие трудовые достижения по итогам семилетнего плана (1959-1965) награждён орденом Ленина. Несколько раз принимал руководство отстающими бригадами и выводил их в передовые. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию чёрной металлургии, Брянцеву Василию Максимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Позднее работал мастером в трубоэлектросварочном цехе №2, листопрокатном и мартеновском цехах завода. Избирался членом Президиума ВЦСПС. Работал на заводе до выхода на пенсию. Жил в городе Полевской Свердловской области. Умер 30 ноября 2001 года. Почетный граждан города Полевского (1977). Почетный металлург. Награждён 2 орденами Ленина (22 марта 1966; 30 марта 1971), медалями. В 2011 году на здании Полевского многопрофильного техникума была установлена мемориальная доска, посвящённая В.М.Брянцеву.

1937
Ажихан Ескараев
тракторист, механик-водитель хлопкоуборочной машины совхоза имени XX партсъезда Кировского района Сырдарьинской области, Узбекская ССР.Родился в селе Чардара Пахтааральского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР, ныне – город Шардара Шардаринского района Туркестанской области Казахстана. Казах.После окончания сельской школы в 1952 году вступил в местный колхоз. После окончания курсов трактористов работал в Кзылкумской машинно-тракторной станции (МТС) Кировского района, с 1955 года – трактористом совхоза, позже переименованного в совхоз имени XX съезда КПСС того же района.В 1963 году Кировский район был передан в Сырдарьинскую область Узбекской ССР.Ажихан Ескараев в совершенстве освоил работу на хлопкоуборочной машине, из года в год демонстрировал высокие показатели на уборке белого золота. В 1964 году он собрал по 50 центнеров хлопка-сырца с каждого гектара.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1965 года за особые заслуги в развитии народного хозяйства Узбекской ССР Ескараеву Ажихану присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».С 1968 года А.Ескараев работал бригадиром механизированной хлопководческой бригады в родном совхозе имени XX партсъезда Кировского района.С 1971 года Кировский район – вновь в составе Чимкентской области Казахской ССР (ныне – в составе Шардаринского района Туркестанской области Казахстана).Избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970–1974). Награждён орденом Ленина (1 марта 1965), медалями.
[567x700]
1937
Геннадий Петрович Забелин
боцман теплохода «Дмитрий Пожарский» Мурманского морского пароходства Министерства морского флота СССР. Родился в городе Вязники ныне Владимирской области. Трудовой путь начал в 1953 году заправщиком ткацких станков на фабрике «Свободный пролетарий» в родном городе. Затем в 1955 году поступил в Рижскую мореходную школу, по окончании которой в 1956 году устроился в Мурманское морское пароходство. Свыше 10 лет отходил в море матросом 2-го и 1-го на теплоходе «Адам Мицкевич», где проявил себя с самой лучшей стороны. Старания моряка были замечены и его назначили боцманом. В этой должности он с 1967 года трудился сначала на теплоходе «Адам Мицкевич», затем с 1974 года – на теплоходе «Дедовск», а с 1978 года – на теплоходе «Дмитрий Пожарский» ледового класса. В феврале 1978 года ему при приемке этого теплохода в порту Росток (Польша) было доверено поднять Государственный флаг СССР.Во многом благодаря ему экипаж теплохода «Дмитрий Пожарский» долгие годы был в числе лучших на флоте. Транспортные суда Мурманского морского пароходства к тому времени давно уже освоили не только Северный морской путь, но и международные трассы в Мировом океане. Во многих портах довелось побывать и «Дмитрию Пожарскому». Краснеть за его внешний вид боцману не приходилось. Его команда содержала судно в образцовом состоянии, а сам боцман неоднократно награждался орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1989 года за выдающиеся достижения в обеспечении перевозок грузов в условиях Арктики и Крайнего Севера, большой личный вклад во внедрение передовых методов организации производства и проявленную трудовую доблесть Забелину Геннадию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».С 2003 года – на пенсии. Жил в Мурманске. Умер 24 мая 2018 года. Избирался депутатом Мурманского городского совета депутатов (1973-1975 годы). Награжден орденами Ленина (19 декабря 1989), Октябрьской Революции (1 июля 1982), Трудового Красного Знамени (13 мая 1977), медалями.
1937
Лев Владимирович Лосев (настоящая фамилия - Лифшиц)
писатель
1938
Борис Владимирович Ермолаев
режиссер игрового кино, сценарист. Родился в Ташкенте. В 1955-1957 учился в Первом медицинском институте в Ленинграде, с 1957 - на актерском факультете ВГИКа, в 1963 окончил (защитился в 1968) режиссерский факультет (мастерская Г.Козинцева и С.Скворцова). Соавтор сценария фильма А.Смирнова "Ангел" и ряда своих фильмов.
1938
Тони Оксли
английский исполнитель на ударных инструментах, перкуссионист. Стал известен в 1970-е гг. как универсальный исполнитель и изобретатель новых электронных приспособлений, изменяющих звучание ударных инструментов (в качестве перкуссии иногда использовал кухонные принадлежности или слесарные инструменты). С восьми лет играл на фортепиано, в 15 лет заинтересовался ударными инструментами. В 1957-1960 гг. играл в военном оркестре, а после демобилизации собрал в Шеффилде квартет (1960-1964), затем создал трио с гитаристом Дереком Бэйли и с вместе с ним приехал в 1965 г. в Лондон. В конце 1960-х гг. зарекомендовал себя отличным аккомпаниатором, сопровождал приезжих американских музыкантов в клубе Ронни Скотта, его партнерами были Сонни Роллинз, Джонни Гриффин, Фил Вудс, Ли Кониц, Билл Эванс (пианист), Арт Фармер, Джо Хендерсон, Джордж Коулмен, Чарли Мариано и др. В 1969 г. играл с Джоном МакЛафлином, затем увлекся фри-джазом и начал сотрудничать с Кенни Уилером, Ивэном Паркером и другими представителями британского авангарда. В 1971 г. создал собственный лейбл «Incus». В 1970-е гг. играл на многих европейских фестивалях, выступал с Джорджио Газлини, Мишелем Порталем, писал музыку для кинофильмов. В 1981-1984 гг. организовал трио «SOH», а в конце 1980-х гг. собрал «Celebration Orchestra». В 1989 г. выступал с Энтони Брэкстоном, в дальнейшем постоянно играл с Сесилом Тэйлором. Известен также как педагог, в 1973 г. организовал курсы джаза и импровизационной музыки.
[552x700]
1938
Борис Моисеевич Фельдман
международный гроссмейстер, первый чемпион России и первый советский чемпион мира по международным шашкам в игре по переписке. Родился в городе Омск, РСФСР, СССР. Первый чемпион Львовской области по международным шашкам, многократный чемпион Омской области по русским и международным шашкам. Судья Всесоюзной категории, страстный пропагандист шашек. На протяжении многих лет возглавлял Областную федерацию, был спонсором городского шахматно-шашечного клуба. Академик Санкт-Петербургской международной Академии шахматного и шашечного искусства. Чемпион мира по игре в международные (стоклеточные) шашки по переписке. Двадцать раз побеждал на всесоюзных и российских соревнованиях. На командных чемпионатах был бессменным капитаном омских шашистов. Вёл активную тренерскую работу, высшее достижение — подготовка «шашечного гения» Александра Дыбмана, двукратного чемпиона мира. Трагически погиб в родном городе 14 сентября 2002 года.

Похоронен на Ново- Еврейском кладбище Омска.
1938
Жан-Клод Элуа
французский композитор
[549x700]
1939
Варвара Матвеевна Бондарева
раскройщица Московского промышленно-торгового объединения «Салют» Российской государственной ассоциации легкой промышленности «Рослегпром».Родилась в Желтухинском районе Рязанской области, в крестьянской семье. В 1947 году семья переехала в рабочий поселок Расторгуево (с 1965 года – город Видное) Московской области. С 1956 по 1996 годы работала на швейной фабрике «Салют», освоила 11 смежных профессий. Указами Президиума Верховного Совета СССР в 1978 году и в 1983 году награждена орденами Трудовой Славы III и II степеней. Указом Президента СССР от 25 января 1991 года за большой личный вклад в увеличение выпуска товаров народного потребления Бондарева Варвара Матвеевна награждена орденом Трудовой Славы I степени. Стала полным кавалером ордена трудовой Славы. С 1996 года - на пенсии. Живет в городе Видное Московской области. Награждена орденами Трудовой Славы I (25 января 1991), II (1983) и III (1978) степеней, медалями.
[700x539]
1939
Анатолий Андреевич Ким
русский прозаик, драматург. Родился в селе Сергиевка Тюлькубасского района Чимкентской области (Казахстан), в семье преподавателей-корейцев, чьи предки поселились в России в середине 19 в. Учился в Московском художественном училище «Памяти 1905 года», выступает и как художник и оформитель собственных книг. В 1971 заочно окончил Литературный институт имени А.М.Горького. Начал с публикации рассказов и повестей, тематически связанных с Дальним Востоком и Сахалином и несущих на себе печать национального корейского миросозерцания, быта, фольклора и художественной образности, напоминающей порой четкую и виртуозную графику южноазиатских мастеров (рассказы «Шиповник Мёко», «Акварель», оба 1973; повесть «Поклон одуванчику», 1975; сборники «Голубой остров», 1976, «Четыре исповеди», 1978, «Соловьиное эхо», 1976, опубликован в 1980, «Нефритовый пояс», 1981, «Собиратели трав», 1980, опубликован в 1983, с посвящением «моей дорогой матери»). Тяготение к лирико-философской медитативности, сюжетной размытости, медленному, детально-вдумчивому развертыванию повествования проявились в повести Кима «Луковое поле» (1976, опубликован в 1978), где героем выведен один из характерных для отечественной словесности 1970-х–1990-х годов, с ее апологией аутсайдерства, типов – опустившийся бродяга, наделенный, при всей беспорядочности внешнего бытия, психологической тонкостью и душевной чистотой, а «идейную» нагрузку принимают на себя сквозные образы-символы, знаменующие всеединство человечества и природы. Сплав риторики, смысловой многозначительности («ложной», по мнению некоторых критиков) и поэтичности, подкрепленной ритмической организацией словесной ткани и внешней алогичностью повествования, меняющего углы зрения, временную и пространственную локализацию, отдаляет прозу Кима от иллюзии достоверности, приближая к символической универсальности даже в тех случаях, когда в основу сюжета положена жизнеподобная ситуация (повесть «Лотос», 1980, где рассказывается о прощании художника с умирающей матерью, и «Смерть», в традициях, близких к буддизму и суфизму, выступает как процесс преображения души, а Творчество – в духе известного латинского афоризма о «вечности» искусства – как способ дать бессмертие земному бытию). Реальность и миф, психологизм и дискурс, зооморфизм и сквозной для Кима тезис о взаимосвязанности и взаимопереходности всего сущего, воплощенный в идее переселения душ, отличают и одно из наиболее заметных произведений Кима – роман-сказку «Белка» (1985). Судьба четырех друзей-художников, «заговор зверей», проблема зла и «скотского» (т.е. мефистофельского, дьявольского начала) в человеческой природе, продолжая одну из продуктивных линий развития западноевропейского философского романа 20 в. («Люди или животные?» Веркора), у Кима разрешается соотношением конечного и грешного человеческого бытия с вечной правдой искусства, дающего возможность человеку через акт творчества (соравного Божественному акту творения) в далекой перспективе обрести свою высшую, анти-звериную суть и бессмертие, даруемые как награда тому, кто «сотворит свою жизнь по-человечески», созидая, а не убивая (ибо нельзя стать бессмертным, отняв жизнь у другого). Интерпретация «художника», «человека творящего» как лучшего представителя рода, противостоящего сытой приземленности, «животности» филистера (мещанина, бюргера, обывателя), имеет своим первым литературным прецедентом концепцию немецких романтиков (Э.Т.А.Гофман, братья А.В. и Ф.Шлегели), с которыми (особенно с первым) Кима роднит и эклектичность «мозаичного» повествования, загадочность и фантасмагорийность многопланового текста (тайна – одно из ключевых понятий поэтики Кима), словесная избыточность, пристальное внимание к явлениям метемпсихоза. Последнее, соединенное со взглядом на цивилизацию с космической точки зрения и апокалиптическими прогнозами относительно будущего человечества, проявилось в самом известном романе-притче Кима – «Отец-Лес» (1989). «Полифония» образов трех поколений дворянской семьи Тураевых, судьбами и мыслями тесно связанных с мощной и таинственной жизнью большого мещерского леса, помогающего им перейти от суеты, мелочности и злобы в светлое ощущение радостного слияния с миром, купца Ферапонтова, сержанта Обрезова и других, сплетающихся с образами Змея-Горыныча и дерева, символизирует столь близкую Киму идею всеединства планеты, в которое человек вносит дисгармонию, бездумно разрушая Лес, естественную природу не только вторжением в нее (многозначный образ богини плодородия Деметры-Земли, «разведенной» с крестьянином и «механически» насилуемой химикатами и т.п.), но и отступлением от «закона» дерева, воплощающего высшую свободу: интенсивной внутренней работы (Ким разделяет буддийскую теорию духовности всех форм жизни на земле) при отсутствии какого-либо насилия, попрания свободы другого. Здесь становится особенно отчетливой христианская тенденция, вызревающая в горниле многоразличных религиозно-философских напластований прозы Кима (в том числе итог романа «Белка»: «...надо стойко и неустанно работать для накопления всеобщей энергии добра»). Христос сам является Звездным (и огорченным) Гостем в конце романа, оставляя его герою – сгустку человеческих страстей и боли – одну надежду: «В новом мире я сначала умру от ненависти, которая исходит от моего одиночества, а затем воскресну от любви, которая не сможет умереть вместе со мной. И на земле вырастет новый Лес, благоухающий, без гнева и зла...» «Ноосферное», по определению некоторых критиков, художественное мышление Кима модифицируется в фантастически-мифологическую философскую притчу в повести Поселок кентавров (1992), где в традициях, заставляющих вспомнить Дж.Свифта, писатель рассказывает о конфликте двух миров: видимого, суетного и грешного, в котором живут и противоборствуют люди, кентавры, лошади и амазонки, и высшего, незримого – всемогущих существ, вершащих нравственный суд над «животным» миром, над человечеством, в конце концов уничтожающего себя тяготением к животности, своей грубой корыстной чувственностью. В романе «Онлирия» (1995) философско-провиденциальная символика развернута писателем на основе библейских текстов и манихейских представлений об истории человечества как Мировой Игре между Богом и созданным им же Князем зла. Однако здесь Ким полагает возможным и спасение человечества, его Воскресение в царстве бессмертия Онлирии. Проза Кима представляется одним из вариантов продолжения линии, намеченной в современной отечественной литературе фантастом-ученым И.А.Ефремовым (роман «Туманность Андромеды» и др.), с стремлением к космизму и интеллектуальному анализу – с учетом, однако, большей лиричности, сложной метафоричности, сюжетной размытости (особенно в ранних вещах), введением религиозно-мифологической символики и обостренной «экологичности» проблематики у Кима и принципиально иным знаком отношения к растущей технократической мощи человека, оцениваемой Кимом как амбициозно-дьявольский путь к саморазрушению.
1940
Ева Мурниеце
латышская актриса. Родилась в городе Лиепая, Латвия. Училась в студии при Художественном театре имени Яна Райниса (1960-1962). В 1959-1960, 1964-1966 и с 1974 — актриса Лиепайского драматического театра. В кино — с 1959 года.
[476x698]
1941
Вячеслав Иванович Колосков
почетный президент Российского футбольного союза, вице-президент Национального Олимпийского комитета России. Вячеслав Колосков родился в Москве. Первый раз с профессиональным футболом познакомился в 9-летнем возрасте на стадионе «Трудовые резервы», а спустя два года впервые сыграл в чемпионате Москвы за команду мальчиков клуба «Крылья Советов» (авиазавода № 45). Будучи призванным в армию, попал в спортивную роту Таманской дивизии - играл в футбол и хоккей на первенство МВО, входил в сборную команду округа. На третьем году службы успешно сдал вступительные экзамены в Институт физкультуры, в связи с чем был досрочно демобилизован. Вуз окончил с красным дипломом, после чего его пригласил к себе ногинский «Труд» (команда класса «Б»), но он предпочел поступить в аспирантуру. Колосковым впервые была получена так называемая энергетическая стоимость упражнений, применяемых в хоккее. Это примерно 150-200 упражнений по атлетизму и около 100 различных комбинаций на льду. Защитил диссертацию «Исследование условий сохранения высокой игровой работоспособности в длительном соревновательном периоде» , получив степень кандидата педагогических наук. Продолжая работать на кафедре, выпустил две монографии, стал старшим преподавателем, доцентом, был научным руководителем команды «Крылья Советов», работал тренером-методистом по научному обеспечению подготовки клубных и сборных хоккейных команд в Спорткомитетете СССР. Затем возглавил отдел хоккея, со временем преобразованный в управление хоккея. При нем сборная СССР победила на Олимпийских играх в 1976 году, на чемпионатах мира 1975, 1978 и 1979 годах. Работал начальником управления футбола, преобразованного в 1987 году в управление футбола и хоккея Спорткомитета СССР. В 1990 году избран председателем Федерации футбола СССР. К 1992 году во многом по его инициативе учреждается Российский футбольный союз (РФС), который Колосков возглавил как президент, в 1997 году переизбран на пять лет, в 2000 году на конференции Российской Федерации С единогласно вновь избирается президентом РФС. 17 декабря 2003 года на конференции РФС еще раз избран на пост президента Российского футбольного союза. В начале 2001 года был избран и вице-президентом национального Олимпийского комитета России. 2 апреля 2005 года решением внеочередной конференции РФС назначен почетным президентом Российского футбольного союза. В.Колосков председательствовал в комитете ФИФА по проведению Олимпийских турниров 1984, 1988, 1992, 1996, 2000 годов, в 1986 году курировал в ФИФА развитие игры среди женщин, входил в оргкомитет всех чемпионатов мира. 1 июля 2000 года вновь избран в состав исполкома ФИФА. Профессор, заслуженный работник физической культуры РСФСР. Награжден орденами Дружбы народов, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, удостоен Олимпийского ордена.