• Авторизация


15 июня родились... 15-06-2025 07:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Отто Люнинг (695x700, 264Kb)
1900
Отто Кларенс Люнинг (Otto Clarence Luening)
немецко-американский композитор и дирижер, один из первых пионеров магнитофонной музыки и электронной музыки. Люнинг родился в городе Милуоки, штат Висконсин, США, , в семье немецких музыкантов, Юджина Люнинга, дирижера и композитора, и Эммы (урожденной Джейкобс), певицы-любителя. Когда ему было 12 лет, его семья переехала в Мюнхен, где он изучал музыку в Государственной музыкальной академии. В возрасте 17 лет он переехал в Швейцарию и посещал Муниципальную музыкальную консерваторию в Цюрихе и Цюрихский университет, где учился у Ферруччо Бузони и Филиппа Ярнаха, а также был актером и режиссером-постановщиком английской труппы Джеймса Джойса. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1924 году и выступал в основном как оперный дирижер в Чикаго и Музыкальной школе Истмана. Среди его дирижерских премьер были "Мать всех нас" Вирджила Томсона, "Медиум" Джана Карло Менотти и его собственная Эванджелина. Магнитофонная музыка Люнинга, включая «Стихотворение в циклах и колокольчиках», «Горгульи для скрипки и синтезированного звука» и "Звуки новой музыки", продемонстрировала ранний потенциал синтезаторов и специальных методов редактирования электронной музыки. Концерт 28 октября 1952 года с Владимиром Усачевским в Музее современного искусства в Нью-Йорке представил фантазию в космосе, записи флейт, записанные на магнитную ленту, и привел к появлению на Сегодняшнем шоу с Дейвом Гарроуэем. Люнинг вместе с Уссачевским был соучредителем Центра электронной музыки Колумбийского университета в Принстоне в 1958 году. Он также был соучредителем «Composers Recordings, Inc». в 1954 году вместе с Дугласом Муром и Оливером Дэниелом. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 2 сентября 1996 года. Среди его известных учеников: Чоу Вен-чанг, Чарльз Вуоринен, Джоан Тауэр, John Corigliano, Харви Соллбергер, Фэй-Эллен Сильверман, Дэйв Солдата, Сол Берковиц, Elliott Schwartz, Бернард Гарфилд, Norma Wendelburg, и Karl Korte.
Личная жизнь
Он женился на Этель Кодд 19 апреля 1927 года и развелся в 1959 году. Потом женился на Кэтрин Брансон, учительнице музыки, 5 сентября 1959 года и был с ней до своей смерти.
Работы
Люнинг написал песни на слова Оскара Уайльда, Эмили Дикинсон, лорда Байрона, Уолта Уитмена, Уильяма Блейка, Перси Биши Шелли, Шарпа, Найду, Германа Гессе и Иоганна Вольфганга фон Гете. Подборка записанных песен включает "She walks in Beauty", "Farm Picture", "Little Vagabond", "Young Love", "Wake the serpent not", "Requiescat", "Venilia", "Locations and Times", "Полуденная тишина", "Visor'd", "Детская радость", "Спокойной ночи", "Я падаю в обморок, я погибаю", "Мимолетность", "На Рождество / В Вайнахтцайтен", "Ах! "Принеси шенен Таге", Песни Эмили Дикинсон, "Love's Secret", "Harp the Monarch Minstrel sweeped" и Цикл Джойса.

Ribnikar_Vladislav (525x700, 227Kb)
1900
Владислав Рибникар (сербское имя — Владислав Слободана Рибникар)
сербский журналист, директор газеты «Политика» и информационного агентства «Танюг»; а также государственный деятель. Родился в городе Белград, Королевство Сербия. Во время Первой мировой войны обучался во Франции, где получил специальность архитектура в 1922 году. После смерти в 1924 году Слободана Рибникара, Владислав стал директором газеты «Политика» и поднял её авторитет до самой читаемой в Королевстве Югославии. Путешествовал по Европе, создавая статьи о посещенных странах. В 1927 году был в Москве, где встречался с членами Союза коммунистов Югославии, находящихся в эмиграции. В Югославии познакомился с Иосипом Броз Тито. Во время оккупации страны Германией (Вторая мировая война), жил в Белграде. В конце октября 1941 года был арестован и отправлен в концлагерь Баница. Был выпущен в марте 1942 года и находился под домашним арестом. В середине 1943 года вместе с женой Ярой Владиславу Рибникару удалось перейти на освобожденную Югославской армией территорию. Он являлся участником Народно-освободительной борьбы Югославии, был членом Президиума Антифашистского вече народного освобождения Югославии, стал одним из основателей и первым директором информационного агентства «Танюг». После освобождения Югославии, был министром в Правительстве СФРЮ (с 1946), председателем Комитета по вопросам культуры и искусства (с 1948). С 1951 года — председатель Комитета по кинематографу, член Президиума Народной скупщины СФРЮ и Центрального совета Социалистического союза трудового народа Югославии. С 1953 года Владислав Рибникар был президентом югославского Красного креста. В 1947 году он был делегатом СФРЮ на заседании Генеральной ассамблеи ООН и ЮНЕСКО. Умер в родном городе 1 декабря 1955 года. Был награждён югославскими орденом Национального освобождения и медалью Партизанская память.
Семья
Был дважды женат: Стана Джурич (1905—1986); дети — сын Слободан, дочери Милица и Иванна; Яра Рибникар (1912—2007); дети — сын Дарко и дочь Владислава.

Screenshot 2024-06-13 at 16-51-56 Alfrēds Sausne (700x700, 223Kb)
1900
Алфредс Саусне (латышское имя — Alfrēds Sausne)
латвийский писатель и актёр. По мнению писательницы Гундеги Репше, один из наиболее ярких латышских интеллектуалов XX века. Родился в городе Рига, Российская империя. В 1919 г. со школьной скамьи был мобилизован в Латвийскую армию, участвовал в боях с подразделениями Бермонта-Авалова. После демобилизации учился на естественнонаучном отделении Латвийского университета, работал делопроизводителем в государственных учреждениях и общественных организациях. В 1930-е гг. входил в круг молодых писателей, объединившихся вокруг издательства «Grāmatu Draugs». Дебютировал в печати в 1935 году статьёй о творчестве Зенты Маурини. Автор первой биографии Эмиля Дарзиня (1935, переиздание 1943), биографии Огюста Родена (1936); написал также биографию Эдварта Вирзы (1944), отредактированную вдовой Вирзы Элзой Стерсте, но оставшуюся неизданной, и биографию Поля Гогена, конфискованную при аресте. В 1951 г. арестован КГБ по делу так называемой «французской группы» — кружка интеллектуалов, собиравшегося на частной квартире для изучения и обсуждения французской культуры. Был отправлен в лагерь в Мордовию, затем выслан на поселение в Новосибирскую область. Вернулся в Латвию в 1956 г., до 1960 г. работал продавцом в книжном магазине. Снимался в небольших ролях и эпизодах в ряде фильмов Рижской киностудии. Художник Курт Фридрихсонс, написавший портрет Саусне ещё в 1939 году, писал в связи с его 90-летием:
«Человек без лени. Похожий на пчелу или муравья, или на какую-то птицу. Утром, днём, вечером всегда готовый ответить вам, всё найти, всё отдать. Не знаю, знает ли он сам, как он богат. <…> Алфредс Саусне согласен в этом грандиозном театре нашей жизни играть любую роль, носить одежды короля, клоуна или шута. Он может быть узником и проповедником. Он это уже попробовал на самом деле и осуществил, работая на киностудии. Если нужно, он всех за всё может простить и всё понять. Не трогайте его, он и так уже избранный.»
Умер в родном городе 19 ноября 1994 года. Жена — Элеонора Саусне (1910—1969), учительница. Фильмография: Времена землемеров (1968) — Кеймурс; Афера Цеплиса (1972) — эпизод; Нападение на тайную полицию (1975) — генерал-губернатор; Наперекор судьбе (1975) — работник детского дома; В тени меча (1976) — эпизод; Театр (1978) — эпизод; Краткое наставление в любви (1982) — звонарь.

Севбо (580x700, 115Kb)
1900
Платон Иванович Севбо :украинское имя — Платон Іванович Севбо)
украинский учёный, изобретатель, главный конструктор Института электросварки имени Е.О.Патона. Сын священника, репрессированного в 1937 году. Окончил Слуцкое духовное училище и Минскую семинарию. Работал сельским учителем, техником, конструктором, заведующим КБ завода. С 1937 года конструктор, главный конструктор Института электросварки Академии Наук Украинской ССР. Кандидат технических наук (1943, без защиты диссертации). Умер в городе Киев, Украина, в октябре 2001 года. Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1946) — за коренное усовершенствование технологии и организацию высокопроизводительного поточного метода производства средних танков при значительной экономии материалов, рабочей силы и снижении себестоимости; Орден «За заслуги» III степени (2000) — за весомые достижения в трудовой и профессиональной деятельности; Орден Трудового Красного Знамени; Орден «Знак Почёта». Герой документального фильма «Сто лет жизни Платона Севбо».
Севбо_зі_своїм_внуком-_1962_рік (700x648, 250Kb)
Платон Севбо с внуком, 1962 год
Дочь — Ирина Платоновна Севбо (Белецкая) — лингвист, философ, общественный деятель, доктор филологических наук. Монографии: Комплексная механизация и автоматизация сварочных процессов /П.И.Севбо; Академии Наук Украинской ССР. — Киев: Наукова думка, 1964. — 86 страниц; Конструирование и расчет механического сварочного оборудования / П.И.Севбо; Академии Наук Украинской ССР. — Киев : Наукова думка, 1978. — 398 страниц. — (НТП. Наука и технический прогресс)). — Библиогр.: с. 396—397 (17 названий)

1900
Николай Иванович Тихонов
советский кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в селе Ворема, Нижегородская губерния, Российская империя. В 1927 окончил режиссерский факультет Государственного техникума кинематографии. С 1927 года — сценарист, ассистент режиссёра, режиссёр на различных студиях. До войны как режиссёр снял пять художественных фильмов. Наибольший интерес киноведов вызывает снятый на киностудии «Союзкино» фильм «Айна» 1930 года, первая экранизация рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» по сценарию Марии Смирновой. Но сохранилась только одна из частей фильма, на 10 мин. «Для дуэта Смирновой и Тихонова эта работа в начале профессионального пути имела неожиданно долгоиграющие последствия. Смирнова двадцать лет спустя использовала близкую фабульную схему в сценарии «Воспитание чувств», ставшем основой фильма «Сельская учительница» (1948) — самого успешного проекта в ее жизни. Тихонов же решил задержаться в Туркмении, куда было перенесено действие «Песчаной учительницы», и вошел в штат «Туркменфильма», а потом стал классиком экспедиционных видовых фильмов об экзотической природе труднодоступных регионов (надо признать, что и в «Айне», судя по сохранившимся фрагментам, съемки песка ему удались лучше съемок людей). — журнал «Искусство кино», 2022 год. В годы Великой Отечественной войны работал в эвакуационном госпитале. С 1945 года — режиссёр киностудии научно-популярных «Моснаучфильм», снимал документальные фильмы. В 1957 году присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР 15 сентября 1965 года. Прах захоронен в колумбарии Рогожского кладбища.
Семья
Дочь Светлана (1931—2022) — жена композитора Геннадия Гладкова.
Фильмография
Художественные фильмы: 1930 — Айна; 1931 — Терьяк; 1935 — Семь сердец; 1938 — Люди долины Сумбар; 1940 — Цена жизни. Документальные фильмы: 1962 — Тайны минувшего (документальный); 1951 — От Арала до Каспия (документальный); 1947 — Аму-Дарья (документальный).

[525x698]
1901
Андрей Григорьевич Звягин
стрелок 120-го стрелкового полка 69-й Краснознамённой Севской стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, красноармеец. Родился в селе Драчёвка ныне Медвенского района Курской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил IV класса. Работал бригадиром полеводческой бригады и заместителем председателя колхоза.В Красной Армии с марта 1943 года. В действующей армии с апреля 1943 года. Стрелок 120-го стрелкового полка (69-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) красноармеец Андрей Звягин особо отличился в боях при форсировании реки Днепр в районе посёлка городского типа Лоев Лоевского района Гомельской области Белоруссии. 15 октября 1943 года красноармеец Звягин в составе десантной группы переправился чере Днепр, ворвался в траншею противника и уничтожил миномётный расчёт. Десантная группа прорвала вражескую оборону, закрепилась и приняла участие в отражении трёх контратак гитлеровцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Звягину Андрею Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1642). После войны А.Г.Звягин демобилизован. Вернулся на родину, и до ухода на заслуженный отдых работал в колхозе. Скончался 17 декабря 1983 года. Награждён орденом Ленина, медалями.

Mirchink_M.F (512x700, 337Kb)
1901
Михаил Фёдорович Мирчинк
советский геолог нефти и газа, профессор, член-корреспондент Академии Наук СССР (1953). Родился в городе Москва, Российская империя, в семье учителя М.Ф.Мирчинка. Брат Г.Ф.Мирчинка. В 1920—1930 годах учился на геолого-разведочном факультете Московской горной академии (МГА). Во время учёбы был откомандирован на практику на 2 года. В 1930—1939 годах работал в АзИИ имени М.Азизбекова. В 1932—1939 годах занимал должность заместителя главного геолога Азнефти. В 1939—1942 годах руководил одним из секторов Азербайджанского отделения Академии Наук СССР. С 1942 по 1946 годы был заместителем начальника геологического отдела Народного комиссариата нефтяной промышленности СССР. С 1943 года преподавал в МНИ имени И.М.Губкина. В 1947—1960 годах заведовал кафедрой геологии нефтяных и газовых месторождений. Член-корреспондент Академии Наук СССР (23 октября 1953 года) по специальности «геология нефти». В 1958—1970 годах занимал должность директора Института геологии и разработки горючих ископаемых Академии Наук СССР. Основная тематика работ — региональная геология нефтегазоносных областей различных регионов и разработка месторождений нефти. Скончался в родном городе 31 января 1976 года. Награды и премии: 1944 — Орден Трудового Красного Знамени; 1946 — Орден «Знак Почёта»; 1948 — Орден Ленина; 1949 — Сталинская премия второй степени за труд «Научные основы разработки нефтяных месторождений» (1948); 1950 — Сталинская премия второй степени за открытие нового крупного нефтяного месторождения; 1951 — Орден Ленина; 1966 — Орден Трудового Красного Знамени; 1972 — Орден Октябрьской революции; 1975 — премия имени И.М.Губкина.
Семья
Старший брат — Мирчинк, Георгий Фёдорович (1889—1942) — геолог, академик Академии Наук Белорусской ССР. Членство в организациях: 1919 — РКП(б) и Красная гвардия; 1941 — Член ВКП(б); 1960 — Почётный член Болгарского геологического общества.
Память
«Михаил Мирчинк» — в 1980 году было названо буровое судно, предназначенное для разведки месторождений нефти и газа на Дальнем Востоке.
Библиография: Автор более 150 научных работ и монографий, в том числе 4 учебников, среди них: Научные основы разработки нефтяных месторождений / А.П.Крылов, М.М.Глоговский, М.Ф.Мирчинк [и другие.]; [Предисловие профессора доктора А.Топчиева, страницы 3-4] ; Министерство нефтяной промышленности восточных районов СССР и Министерство высшего образования СССР. Москоский нефтяной институт имени академика И.М.Губкина. — Москва ; Ленинград : Гостоптехиздат, 1948 (Ленинград : типография «Красный печатник»). — 416 страниц. Сочинения: Нефтяные месторождения Азербайджана, Баку, 1939; Нефтепромысловая геология, Москва — Ленинград, 1946; Научные основы разработки нефтяных месторождений, Москва — Ленинград, 1948; Газовые ресурсы СССР, Москва, 1959; Тектоника Предкавказья, Москва, 1963; Тектоника и нефтегазоносность Мангышлака и Устюрта, Москва, 1972.

[498x700]
1901
Иван Прокофьевич Сиваков
командир 71-й гвардейской стрелковой дивизии 23-го гвардейского стрелкового корпуса 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта, генерал-майор. Родился в селе Ивановка Оренбургской губернии (ныне село Красногвардейского района Оренбургской области). Русский. Окончил четырёхклассную школу в Ивановке. Жил в родном реле, занимался ремесленным делом. В сентябре 1919 года призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Проходил службу в 5-м запасном пехотном полку. Принимал участие в ликвидации бандитизма в Оренбургской губернии. В 1921 году окончил Оренбугские пехотные курсы и назначен командиром взвода в 155-м стрелковом полку. В 1924 году окончил 8-ю пехотную школу красных командиров в Ленинграде, после чего назначен командиром взвода в 83-й пехотный полк в составе Северо-Кавказского военого округа. В 1925 году полк участвовал в крупномасштабной чекистско-войсковой операции по ликвидации бандитизма и разоружению населения в Чечне, Ингушетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии. С октября 1926 года командовал взводом и ротой в Владикавказской пехотной школе. С 1933 года - командир батальона в 37-м стрелковом полку (Ростов-на-Дону). Там началась его дружба с будущим командармом и Героем Советского Союза И.М.Чистяковым. В 1937 году И.П.Сиваков окончил тактические курсы "Выстрел" и вернулся в свой полк на должность его начальника штаба. В 1938 году переведён в центральный аппарат Наркомата Обороны СССР на должность заместителя начальника 6-го отдела Управления по командно-начальствующему составу. С февраля 1940 года - начальник Харьковских штабных курсов усовершенствования комсостава. После настойчивых просьб Сивакова о переводе на командную работу в ноябре 1940 года назначен командиром полка в 214-ю стрелковую дивизию на Дальнем Востоке. Там его застало начало Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года дивизия была в полном составе переборошена в действующую армию и включена в состав 16-й армии Западного фронта. Полковник Сиваков тогда командовал 776-м стрелковым полком. Однако уже в октябре 1941 войска дивизии попали в окружение, известном как Вяземская катастрофа войск Западного фронта. 7 октября враг замкнул кольцо окружения вокруг войск фронта. Свыше полумесяца части 776-го полка пробивались по вражеским тылам и 23 октября с боем вышли к своим. В одном из боев в окружении полковник Сиваков был тяжело ранен и был вынесен бойцами на носилках, однако и в таком состоянии продолжал командовать. После излечения в госпитале в декабре 1941 года назначен командиром полка в составе отдельной стрелковой бригады Северо-Западного фронта. Там он был отдан под суд военного трибунала фронта за то, что "получив приказ овладеть двумя населенными пунктами, не организовал его исполнение, не довел приказ до подразделений, не провел разведку". Приговором трибунала от 8 апреля 1942 года осужден на 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора до окончания войны. В мае 1942 года Иван Сиваков назначен командиром 117-го стрелкового полка в 23-ю стрелковую дивизию. В ноябре того же года назначен заместителем командира этой дивизии. Бойцы 23-й стрелковой дивизии успешно сражались в составе 65-й армии Донского фронта в Сталинградской битве. За бои в Сталинграде полковник Сиваков награжден орденом Кутузова II степени. С него была снята судимость. В апреле 1943 года Иван Прокопьевич Сиваков назначен командиром 71-й гвардейской стрелковой дивизии 23-го стрелкового корпуса 6-й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта И.М.Чистякова. В составе армии дивизия принимала участие в оборонительной части Курской битвы, где в первом эшелоне войск Воронежского фронта приняла на себя удар немецких танковых армад. В этих боях бойцы показали массовый героизм. За успешные оборонительные действия дивизия награждена орденом, а ее командиру 15 сентября 1943 года присвоено звание "генерал-майор". В октябре 1943 года дивизия в составе армии переброшена на 1-й Прибалтийский фронт, участвовала в Невельско-Городокской наступательной операции и наступательных боях под Витебском. В начале 1944 года получил второе тяжелое ранение (подрыв автомашины на мине) и признан негодным к строевой службе, однако вернулся в строй. Всего в Великой Отечественной войне был ранен трижды. В ходе стратегической Белорусской наступательной операции 71-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Сивакова принимала участие в Витебско-Оршанской операции. В первый день наступления бойцы дивизии прорвали оборону противника, освободили деревню Шумилино и перерезали железную дорогу и шоссе Полоцк-Витебск. На следующий день части дивизии вышли к реке Западная Двина и на подручных средствах с ходу форсировали её под огнем врага. 25 июня дивизия освободила поселок городского типа Бешенковичи, а за четыре последующих дня продвинулась вперед еще на 50 километров и вышла в район южнее Полоцка. Успешные действия войск генерал-майора Сивакова обеспечили успех армии в фронтовой операции. За мужество и героизм, а также успешное командование вверенными частями, проявленные в ходе Витебско-Оршанской наступательной операции, генерал-майору Сивакову Ивану Прокофьевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза. Успешно действовали части генерал-майора Сивакова и в ходе последующей Полоцкой наступательной операции с 29 июня по 4 июля 1944 года. За 6 суток этой операции дивизия прорвала оборонительный рубеж врага южнее Полоцка и прошла с боями около 40 километров, освободив ряд крупных населенных пунктов и глубоко охватив Полоцк с запада. Дивизия совместно с другими частями 23-го гвардейского стрелкового корпуса своими успешными действиями оказала большую помощь войскам фронта, штурмовавшим Полоцк. За выдающиеся результаты в ходе Полоцкой операции и проявленное личное мужество 3 июля 1944 года И.П.Сиваков был представлен командиром корпуса к присвоению звания Героя Советского Союза. 19-20 июля 1944 года дивизия совершила марш на новые позиции. Вечером 20 июля при рекогносцировки в районе высоты 161.0 гвардии генерал-майор Сиваков погиб (убит при артобстреле на наблюдательном пункте).
[525x700]
Похоронен 23 июля в городе Витебск, на воинском кладбище «Успенская горка». Награждён орденами Ленина (22 июля 1944), двумя орденами Красного Знамени (15 января 1943, 28 февраля 1944),, орденами Кутузова II степени (27 августа 1943), Красной Звезды (21 октября 1942), медалью «За оборону Сталинграда» (1943), юбилейной медалью (1938). Именем Героя названа улица в городе Витебск.

Livicka_holodna0 (515x700, 276Kb)
1902
Наталья Андреевна Левицкая-Холодная (украинское имя — Лівицька-Холодна Наталя Андріївна)
украинская писательница, поэтесса, переводчица. Родилась на хуторе Гельмязов, Гельмязовская волость, Золотоношский уезд, Полтавская губерния, Российская империя. Училась в золотоношской гимназии. После Украинской революции 1917—1921 годов переселилась в Чехословакию. В 1923 году поступила в Карлов университет, Прага. В 1927 году переехала в Варшаву, где продолжила образование в Варшавском университете на филологическом отделении.
Наталья Левицкая-Холодная была одна из основателей украинской литературной группы «Танк», издавая свои сочинения в альманахе «Сонцецвіт». После окончания Второй мировой войны Наталья Левицкая-Холодная жила в западногерманских городах Оффербах, Майнцкастель, Этлинген. В 1950 году она обосновалась в США, возле Нью-Йорка. Умерла в городе Торонто, Канада, 28 апреля 2005 года.
Семья
Отец — Андрей Ливицкий, брат — Николай Ливицкий.
Творчество
Творчество Натальи Левицкой-Холодной характеризуется влиянием французского символизма и позднего декаданса. На её творчество повлияла поэзия Анны Ахматовой. Ее перу принадлежат поэтические сборники «Огонь и пепел» (1934), «Семь букв» (1937) и биографическая проза о Шевченко «Путь великана» (1955). Лауреат премии фонда Антоновичей (1986).
Сочинения: Поезії старі і нові. — Нью-Йорк: Видання Союзу українок Америки, 1986; Вогонь і попіл. — Варшава: Варяг, 1934; Сім літер. — Варшава: Варяг, 1937; Шлях велетня: Ілюстрована біографічна розповідь про Тараса Шевченка. — Нью-Йорк: изд. М. Борецького, 1955.
Источники: Празька літературна школа, Ліричні та епічні твори / Упорядування і передмова В. А. Просалової. — Донецьк: Східний видавничий дім, 2008; Празька поетична школа. Антологія / Упоряд. текстів та передм. О. Г. Астаф'єва, А. О. Дністрового. — Харків: Веста, Ранок, 2004; Бойчук Б. Розмова з Наталією Лівицькою-Холодною. // Сучасність. — 1985, № 3. — Страницы 8—17; Коровицький І. Поезія Наталі Лівицької-Холодної. // Слово: Збірник 10. Література. Мистецтво. Критика. Мемуари. Документи. — Едмонтон, 1983. — Страницы 337—341; Коровицький І. Червоне і чорне: Творчість Наталі Лівицької-Холодної. // Сучасність. — 1980. — Часть 5 (233). — Страницы 35—45; Куценко Л. Наталя Лівицька-Холодна. Нарис життя і творчості. — Киев: Спадщина, 2004; Легка О. Проблема самотності у творчості Н. Лівицької-Холодної. — Львів, 1999. — Страница 42; Легка О. Сад любові моєї (проблема філософії кохання в поезії Н. Лівицької-Холодної). — Львів: Львівський державний університет, 1998. — Страница 48; Легка О. Червоне і чорне: Новаторство поетики еротичного Н. Лівицької-Холодної. — Львів, 1999. — Страница 42; Пахаренко В. «Долетить на Дніпро луна…» (Поезія Н.Лівицької-Холодної). // Слово і час., 1992. — № 6. — Страницы 20—25; Слабошпицький М. Остання з великого покоління Наталя Лівицька-Холодна. // 25 поетів української діаспори. — Киев: Ярославів Вал, 2006. — Страницы 221—239.

ponican-jan (496x700, 206Kb)
1902
Ян Поничан (словацкое имя — Jánf Poničan; псевдоним — Роб; Rob)
словацкий писатель. Родился в деревне Очова, Австро-Венгрия (ныне в районе Зволен, Словакия). Окончил юридический факультет Пражского университета (1927). Член Коммунистической партии Чехословакии с 1929. Печатался с 1920. Поэзия Поничана (сборники "Демонтаж", 1929; "Ангара", 1934; "Полюса", 1937, и др.), отразившая рост революционных настроений трудящихся масс, сыграла важную роль в формировании социалистического реализма в Словакии. Автор драмы "Яношик" (1941), поэмы "Странный Янко" (1941), цикла "Восстание" (1946), сборников "Буря не стихает" (1958), "Глубины и дали" (1973) и др. Поничану принадлежат социально-политические романы: "Машины заработали" (1935), "Паутина" (1945) и др. Переводил стихи В.В.Маяковского, С.А.Есенина и другое. Умер в городе Братислава, Словацкая СР, Чехословакия, 25 февраля 1978 года. Сочинения: Výbrané spisy Jána Poničana, zv. 1-4, Brat., 1961-1970. Литература: Шерлаимова С.А., Ян Роб Поничан, в книге: История словацкой литературы, Москва, 1970; Tomčík М., prelome epoch, Brat., 1961.

Max Rudolf (575x700, 203Kb)
1902
Макс Рудольф (немецкое имя — Max Rudolf)
американский дирижёр и музыкальный педагог немецкого происхождения. Родился в городе Франкфурт-на-Майне, Висбаден, Гессен-Нассау, Пруссия, Германская империя. Учился в Консерватории Хоха во Франкфурте-на-Майне, изучал композицию, игру на фортепиано, органе, виолончели и трубе. Работал во Фрайбурге и в Дармштадте репетитором оркестра в оперных театрах, в 1927—1929 гг. руководил оркестром Дармштадтской оперы. В 1929—1935 гг. работал в Немецком театре в Праге, в 1935—1940 гг. жил и работал в Гётеборге. С 1940 г. Макс Рудольф жил в США, в 1945 г. получил американское гражданство. В 1946—1958 гг. был одним из дирижёров Метрополитен Опера. В 1958—1970 гг. возглавлял Симфонический оркестр Цинциннати, в 1973—1974 гг. Далласский симфонический оркестр. Наиболее значительна фигура Рудольфа как музыкального педагога: в 1970—1973 и 1983—1989 гг. он заведовал кафедрой дирижирования в Кёртисовском институте музыки, написал учебник «Грамматика дирижирования» (The Grammar of Conducting: A Comprehensive Guide to Baton Technique and Interpretation; 1950, переработанное издание 1980). Среди учеников Рудольфа Майкл Стерн, Роберт Спано, Марк Рассел Смит. Умер в городе Филадельфия, Пенсильвания, США, 28 февраля 1995 года.

Лон Льюис Фуллер (539x700, 190Kb)
1902
Лон Льюис Фуллер (Lon Luvois Fuller)
выдающийся философ права, автор «Морали права» (1964). Родился в городе Херфорд, Техас, США. Фуллер в течение длительного времени был профессором права Гарвардского университета, в американском праве он известен своим творчеством в области договорного права. Его дискуссия с Г.Л.А.Хартом в «Harvard Law Review» (Том 71) была чрезвычайно важной для оформления современных противоречий между правовым позитивизмом и естественным правом. Фуллер существенно повлиял на Рональда Дворкина, который в то время был студентом юридического факультета Гарвардского университета.
Восемь способов оказаться несостоятельным законодателем: Недостаточность законодательного регулирования, что приводит к бессистемному судопроизводству и самосуду; Необнародование норм права; Неясность, непонятность законодательства; Обратное действие норм права; Противоречивость правовых норм; Требования, которые являются невыполнимыми для субъекта или/и правителя; Нестабильность законодательства (например, ежедневное внесение изменений в законы); Противоречия между применением законов и требованиями самих законов.
Фуллер описывает эти проблемы в своей книге «Мораль права» на примере истории о воображаемом короле по имени Рекс, который пытался править как следует, и постоянно сталкивался с упомянутыми препятствиями. Фуллер утверждает, что право является деятельностью, которая заключается в «попытке подчинить поведение людей правилам». Каждый из восьми упомянутых недостатков формирует отдельный принцип: избежание соответствующего недостатка при нормотворчестве. Если хоть один из этих восьми принципов нарушен, система регулирования не является правовой. Чем ближе система приближается к указанным принципам, тем ближе она становится к идеалу, хотя на практике всегда возникает необходимость компромиссов. Эти принципы, замечает Фуллер, составляют «внутреннюю мораль права», а их соблюдение ведет к в целом к формированию справедливого права — подальше от права плохого. «Внутренняя мораль» права относится к «морали стремление» — требований, соблюдение которых не является и не может быть обязательным, но которое служит достижению идеала — в противовес «морали долга», совокупности минимальных требований к деятельности, нарушение которых влечет за собой ответственность. «Внешнюю мораль права» составляют, по Фуллеру, требования справедливости самих норм права по сути, принадлежности предмета регулирования и т. д. Умер в городе Кембридж, Массачусетс, США 8 апреля 1978 года.
Библиография: Фуллер Лон Л. Мораль права / перевод с английского Т.Даниловой под редакцией А.Куряева. — Москва: ИРИСЭН, 2007. — 308 страниц. — (серия "Право"). — ISBN 978-5 -91066-011-8.


[615x700]
1902
Эрик Хомбергер Эриксон (Erik Homburger Erikson)
психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Судьба Эриксона своеобразна. Он родился во Франкфурте-на-Майне в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, с мужчиной датского происхождения (более подробной информации об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались еврейской благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих еврейских иммигрантов из России). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет. Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма, Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге. Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения. В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930-х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени. Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния. Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ида» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности. В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде. Умер в Харвиче, Массачусетс 12 мая 1994 года. Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности. Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Важнейшие труды: Детство и общество (Childhood and Society) (1950); Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History) (1958); Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi's Truth: On the Origin of Militant Nonviolence) (1969); Взрослый период (Adulthood) (редактор, 1978); Жизненная вовлечённость в старости (Vital Involvement in Old Age) (при участии J.M. Erikson и H. Kivnick, 1986); Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed) (при участии J.M. Erikson, 1987). Сборники: Identity and the Life Cycle. Selected Papers (1959); A Way of Looking at Things: Selected Papers 1930—1980 (Editor: S.P. Schlien, 1995); The Erik Erikson Reader (Editor: Robert Coles, 2001). Биографии: Identity’s Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999). Библиография на русском языке: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Перевод с английского; общ. редакция и предисловие А.В.Толстых. — Москва: Прогресс, б.г. (1996); Эриксон Э.Г. Детство и общество / Перевод [с английского] и научный редактор А.А.Алексеев. — Санкт-Петербург: Летний сад, 2000; Эриксон, Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г.Эриксон ; Перевод с английского А.М.Каримского. — Москва : Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 страниц; Элкинд Д.Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Перевод с английского] — Москва: Когито-центр, 1996.

Bertini1 (543x700, 251Kb)
1903
K.A.Бертини (имя на иврите — ק. א. ברתיני‎; настоящее имя — (Колмэн)-Арн Голергант)
израильский поэт, публицист и переводчик. Отец дирижёра Гари Бертини. Писал главным образом на иврите. Литературный псевдоним — по имени жены, Берты Голергант (урождённой Лехт). Родился в еврейском местечке Бричево, Сорокский уезд, Бессарабская губерния, Российская империя (сейчас Бричева Дондюшанского района Молдовы). После хедера в Бричево окончил гимназию в Бельцах. Учился в Пражском (1923—25) и Сорбоннском (1925—27) университетах. Был директором еврейской гимназии сети «Тарбут» (Культура, с обучением на иврите) в Сороках. Дебютировал стихами в газете «hаОлам» (Мир, под редакцией Хаима Гринберга) в 1924 году, первый стихотворный сборник «Тмол деhе» (Поблекшее прошлое) вышел в Кишинёве в 1939 году. Там же и в том же году опубликовал сборник рассказов для детей и участвовал в другом, коллективном сборнике (совместно с М.Гольденбергом, И.Вайнштейном и Левином Кипнисом). В 1938—1939 годах вместе с Золманом Розенталем и Д.Винницким редактировал учебно-педагогические издания «Мин hаЦад» (Со стороны) и «Пинкаси» (Тетрадь), изданные гимназической сетью «Тарбут в Бессарабии»; совместно с Б.Медниковым составил терминологическое пособие на иврите для школьников по природоведению, физике, химии, анатомии и гигиене. В 1940 году был арестован и выслан в Сибирь, семья в годы Великой Отечественной войны — в гетто в Транснистрии. В 1946 году выехал с семьёй в Румынию, в Израиле (подмандатной Палестине) — с 1947 года. Дружил и сотрудничал с другим бессарабским литератором Б.И.Михали, с которым выпустил ряд сборников эссеистики по истории еврейства и ивритской литературы Бессарабии. В 1965-1970 годах редактировал журнал «Мознаим» — орган израильского Союза Писателей пишущих на иврите; редактор серии «Мивхар сифрутену лаам» (всего 20 сборников, 1965-1974). Автор десяти поэтических сборников на иврите, в том числе «Милаил ад бокер» (С ночи до утра, 1951); «Марот ал hаэфер» (Образы на пепле, 1954); «Швил кахол» (Синяя тропа, 1961), «Бакбук ал пне hамаим» (Бутылка на воде, 1969), «Махшаким удрахим» (Тьма и дороги, 1974), «Кол hацваим hахем: ширей Иерушалаим ве-ширим ахерим» (Все эти цвета: стихи о Иерусалиме и другие стихи, 1978), «hаяин hакар» (Холодное вино, 1982), «Леорех hаямим веле-орех hамаим» (Протекая сквозь дни, 1988). Переводил на иврит произведения русской (рассказы Леонида Андреева, стихи Рины Левинзон), румынской (стихи Марии Бануш) и французской (Натали Саррот, А.Фурнье, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле) литературы. Но особенно много перевёл с идиша: поэзию — Г.Лейвика, Аврома Суцкевера, Янкева Фридмана, Марка Шагала, Ицика Мангера, Давида Гофштейна; прозу — Йосефа Бурга, Шлоймэ Бикля, пьесу Давида Бергельсона «Принц Реубейни», составленный им самим сборник рассказов Мойше Альтмана (под названием «Беомек hареи» — в глубине зеркала, 1967), роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды» и многое другое; составил антологию идишской поэзии в ивритских переводах (подробная библиография). Большинство переводов К.А.Бертини на иврит вышли отдельными книгами. Переводил и с иврита на идиш. В 1953 году вместе с Э.Мейтусом подготовил юбилейное издание произведений бессарабского прозаика Шломо Гилельса («Шай леШломо» — подарок Шломо). В 1970 году составил двуязычную (идиш и иврит) мемориальную книгу евреев Бричево. Один из редакторов раздела бессарабского еврейства в многотомной «Энциклопедии еврейской диаспоры» (том 2). Мемуарные эссе вышли отдельным изданием «Саде реэйя» (В поле зрения) в 1977 году. Поэтические произведения неоднократно переиздавались в сборниках избранных произведений. Умер в Израиле в 1995 году.
Библиография: תמול דהה («Тмол деhе» — Поблекшее прошлое, стихотворения), издательство и типография «Техник» — М.Дектор: Кишинёв, 1939; מעשיה בגר שובב (история взрослого озорника, истории для детей), hоцаат «Тарбут беБесарабия», типография «Техник» — М.Дектор: Кишинёв, 1939; גרגרים, לתינוקות (зёрна, детские истории, совместно с М.Гольденбергом, И.Вайнштейном и Левином Кипнисом), «Тарбут»: Кишинёв, 1939; «Ал Адэмат Бесарабия» (воспоминания, документы, списки по истории евреев Бессарабии, редактор и составитель), в 3-х томах, Тель-Авив, 1958—1963; «Бричевэр Пинкес/Пинкас Бричива» (мемориальная книга местечка Бричево, землячество выходцев из Бричево в Израиле, идиш и иврит, под редакцией К.А.Бертини), Тель-Авив, 1970; יהדות ביסאראביה: אנציקלופּדיה של גלויות («Яхадут Бесарабия» — бессарабское еврейство, под редакцией К.А.Бертини, Б.И.Михали, И.Корна), Энциклопедия Еврейской Диаспоры, том 2, Иерусалим, 1971; «Сефер Меир: ковец педагоги мукдаш ле-зехер Меер Виницкий» (книга Меира, составители К.А.Бертини и Д.Винницкий), издательство «Хинух»: Тель-Авив, 1971; שרשים וסער: אנתולוגיה של סופרים יהודים בלשון הרומנית (Антология румынских писателей-евреев, составители К.А.Бертини, А.Б.Йоффе, Дора Литман-Литани), 1972; ק. א. ברתיני — שירים א-ב בחר והוסיף אחרית דבר: דן מירון. (К.А.Бертини, Избранные стихотворения в двух томах под редакцией профессора Дана Мирона), Тель-Авив, 1977; ערבות ברוח : אנתולוגיה של סופרי בסארביה (антология писателей Бессарабии, составители Б.И.Михали, Д.Винницкий и К.А.Бертини), Бронфман: Тель-Авив, 1981; «МеАhорэ hаПаргод: ширим уваладот кетсарот» (стихотворения и баллады), Ам Овед: Тель-Авив, 1985; «ЛеОрэх hаЯмим леОрех hаМайим: мивхар ширим уваладот» (сквозь дни у воды, избранные стихотворения и баллады), Девир: Тель-Авив, 1988; Х.Лейвик «Абелар ве-Хелуиц: поэма дераматит бешалош темунот» (Х.Лейвик, перевод с идиша и комментарии К.А.Бертини). ХаКибус ХаМеухад: Тель-Авив, 1990; «Ширим» (стихотворения, под редакцией Дана Мирона), Ор Йехуда/Девир: Тель-Авив, 2003.

Victor Brauner (612x700, 95Kb)
1903
Виктор Браунер (румынское и французское имя — Victor Brauner; 15 июня 1903, Пьятра-Нямц, Молдова — 12 марта 1966, Париж) —
румынский и французский живописец и график, мистик и эзотерик, заметный участник группы сюрреалистов. Творчество Браунера — сплав европейского авангарда с экзотическими архетипами коренных народов Северной и Южной Америки.
Жизнь и творчество до 1938 года
Виктор Браунер родился в городе Бухарест, Королевство Румыния, в еврейской семье мелких торговцев и банковских служащих. В ранние годы он вращался в среде румынской декадентствующей интеллигенции, присутствовал на сеансах спиритизма и читал много эзотерической литературы. Восемнадцати лет от роду, в 1921 году, Виктор Браунер поступил в бухарестскую Школу изящных искусств, где писал в основном пейзажи в манере Сезанна. Уже с двадцати лет Браунер — один из активных участников румынского авангарда. С 1920 года он регулярно публикуется в дадаистских изданиях, а также на постоянной основе работает в журнале «UNI», придерживающемся дадаистского и сюрреалистического направления. В 1924 году Браунер (совместно с поэтами-дадаистами Тристаном Тцара и Иларие Воронкой) основал свой собственный журнал «75 НР», где сразу же опубликовал синтетический «Манифест пиктопоэзии», (то есть соединения стихов и графики), явно сближающий его идеи с каллиграммами Гийома Аполлинера, только «с противоположной стороны». Если каллиграммы Аполлинера подходили к синтезу с позиции поэта (изображения составлялись из слов), то «пиктопоэзия» Браунера скорее включала слова и стихи в качестве элемента чистой живописи, подобно русским футуристам (особенно Родченко) и французским кубистам и дадаистам. Впрочем, к действительной реализации своей идеи пиктопоэзии Браунер приступил только 25 лет спустя, уже в Париже — после окончания Войны с Германией.
Victor BraunerAvtoportret (446x700, 316Kb)
Автопортрет с вырванным глазом (1931)
Впервые Браунер приехал в Париж в 1925 году, однако уже через год вернулся в Бухарест. Затем, в 1930 году, Браунер вновь вернулся в Париж и на сей раз остался там навсегда. Сначала он познакомился со своим гораздо более старшим соотечественником, скульптором Константеном Бранкузи, который всегда тепло относился к своим землякам. Войдя в его круг, Браунер также получил возможность общаться с художниками, близкими к бывшей группе дада, и молодыми сюрреалистами. Попав под влияние теоретических работ и живописи Джорджо де Кирико, Браунер через Ива Танги сближается со многими сюрреалистами, однако достаточно долгое время в группу Бретона не вступает. Только через семь лет, в 1932 году, он становится формальным членом парижской группы сюрреалистов. Спустя ещё два года, в 1934 году Браунер организует свою первую персональную выставку в галерее Пьер, которую торжественно открывает «сам» вождь и бессменный глава сюрреалистов, Андре Бретон. После этой выставки Браунер в течение года активно участвует во всех коллективных акциях и групповых выставках сюрреалистов. В 1935 году Браунер по семейным обстоятельствам возвращается в Бухарест, где тайно становится членом Коммунистической партии Румынии, во времена фашистского режима (или королевской диктатуры, как её тогда называли) находившейся в подполье, на нелегальном положении. Однако уже полтора года спустя, возмущённый серией сталинских политических процессов 1937 года в СССР, он пишет заявление об отказе от партбилета и выходит из партии. В 1938 году Браунер снова возвращается в Париж и остаётся во Франции до конца жизни.
Victor BraunerХимера (553x700, 375Kb)
Виктор Браунер. «Химера» (1941 год)
1938 год
Тема потустороннего, необъяснимого, автоматического и предопределённого в человеческой жизни — это одна из центральных тем философии и искусства сюрреализма. Именно Виктор Браунер стал тем единственным членом группы сюрреалистов, кто удивительным совпадением своей жизни и творчества продемонстрировал эту тему в прямом и зловещем виде. Одна из живописных работ Браунера 1931 года, ставшая впоследствии одной из самых знаменитых картин сюрреалистов, получила своё страшное воплощение в жизни своего автора семь лет спустя, в 1938 году. Речь идёт об «Автопортрете с вырванным глазом», довольно мрачной сюрреалистической выдумке, написанной Виктором Браунером безо всякого реального повода. У него никогда не было ни травм, ни болезней, даже отдалённо касающихся глаз и лица. Однако спустя семь лет этот автопортрет стал настоящей «сюр-реальностью». Произошло это событие весной 1938 года. Во время драки в баре (дело совершенно будничное для группы сюрреалистов) Виктор Браунер случайно лишился левого глаза — именно того, который был нарисован на автопортрете 1931 года и именно таким образом, как было нарисовано. Вот как описывал этот «мистический случай» один из товарищей Браунера по группе сюрреалистов, Пьер Мабиль:
«Внезапная необъяснимая вспышка неприязни произошла между людьми, знакомыми очень давно и находившимися в совершенно устойчивых отношениях. Однако что-то неожиданно разрушило равновесие и вдруг возникла странная ссора — ни о чём. Ни в тот момент, ни позднее никто так и не смог понять её причины. Всё произошло внезапно и почти мгновенно. Одного из товарищей, Д., вдруг охватил приступ гнева к одному из старых приятелей. Обеспокоенные друзья поторопились вмешаться и разняли ссорящихся… Виктор Браунер в этот момент сдерживал того, на которого только что напали. И вот Д., находящийся в совершенном исступлении, каким-то образом всё-таки сумел вырвать руку, схватил первое попавшееся, стакан, изо всех сил швырнул его…, но промахнулся. Браунер падает на пол, лицо его залито кровью и посередине висит вырванный глаз…
… Такова официальная хроника несчастного случая, который, чтобы считаться простым происшествием, должен опираться на такое мнение, что этого никто не мог предугадать. Однако вся предыдущая жизнь Виктора Браунера внезапно оказалась только прелюдией к этой трагедии… и позволила представить себе всю прежнюю деятельность в ином свете» (Пьер Мабиль, эссе «Глаз художника», Минотавр, 1938).
Victor Braunerработы (700x519, 394Kb)
Работы Виктора Браунера. Малый лист, почта Румынии 2003.
Жизнь и творчество после 1938 года
Что для нормального человека — криминальное происшествие или обычная пьяная драка, то для художника — повод для переосмысления всей своей жизни и попытка найти выход в новых источниках творчества. Весь последующий за потерей глаза период творчества Виктора Браунера (примерно до 1950 года) заполнен мрачными видениями и галлюцинациями. Исследователи и критики сюрреализма иногда этот период в его творчестве так и называют — «сумеречным» или «химерным», отчасти даже экспрессионистским. Оставаясь близким сюрреализму, тем не менее, Браунер явно смещается в область мистики и эзотерики. Его картины окончательно превращаются в сложный сплав видений и образов, исходящих из подсознания современного европейца, отягощённого массой страхов и табу. Одновременно он обращается в своём творчестве к первобытным образам народов Северной и Южной Америки (создавая свои работы, художник опирался на древние фрески и барельефы майя, ацтеков и индейцев). Многие образы художника явно имеют тотемную окраску. Этими чертами своего творческого стиля он выделяется из прочего числа сюрреалистов, особенно после 1938 года. Личная трагедия усугубляется войной и оккупацией Франции. На деятельность сюрреалистов, как на явно «левую» и исповедующую дегенеративное искусство распространялся запрет и репрессии. Виктор Браунер не захотел покинуть страну, прошёл «фильтрацию», чудом избежал смерти, бежал в Восточные Пиренеи, затем в Марсель и далее на восток — в Нижние Альпы. Начиная с 1940 года жил на юге Франции (при правительстве Виши) под особым надзором и без права выезда. Одновременно он поддерживал связь с сюрреалистами, находящимися на подпольном положении в Марселе. И в этот тяжёлый период своей жизни Браунер продолжает много работать, пытаясь таким образом избавиться от навязчивого страха и ощущения надвигающейся катастрофы. Он пишет картины, но одновременно большое количество времени уделяет созданию «сюрреалистических объектов». Самая известная из его работ этого времени — «Волчья скамья», представляющая собой обыкновенную маленькую скамеечку, на которой, как и полагается, совершенно невозможно сидеть. С одной стороны её украшает страшная ощеренная пасть волка, а с другой — его же пушистый хвост, негостеприимно загнутый внутрь. В сюрреалистических предметах Браунера заметно влияние знаменитых «объектов» работы Макса Эрнста и Мерет Оппенгейм.
Victor BraunerФрика (700x565, 406Kb)
Виктор Браунер. «Фрика в виде страха» (1950 год)
После освобождения Парижа в 1945 году Браунер немедленно возвращается в столицу. Он активно работает и принимает участие в первой послевоенной Международной выставке сюрреалистов (1947 год). Однако уже в 1948 году Виктор Браунер входит в личный конфликт с Андре Бретоном, усиливающим авторитарный режим своего руководства внутри движения. На очередном собрании Виктора Браунера исключают из группы сюрреалистов за «фракционную деятельность». Но на самом деле это была всего лишь личная месть за то, что Браунер отказался поддержать кампанию Бретона по исключению из рядов сюрреалистов известного художника Роберто Матта, которого обвинили в провоцировании самоубийства Аршиля Горки. С Роберто Матта Браунер состоял в близкой дружбе ещё со времён своего первого приезда в Париж и потому знал, что выдвинутые против него обвинения не имеют под собой оснований, кроме личной неприязни Бретона. Ещё несколько молодых художников, которые поддержали протест Браунера, также были исключены из группы сюрреалистов. После 1948 года Виктор Браунер ещё более отдаляется от ортодоксального сюрреализма. В это время он создает несколько автобиографических циклов картин. Наиболее известные из них — «Ономатомании» (или Тяга с подражанию звукам) и «Retractes» (Отказ от своих слов) (1948—1950). В этот период в творчестве Браунера особенно становится заметно влияние Роберто Матты, с которым они закономерно сближаются после исключения из группы сюрреалистов. В 1950-х годах эти два художника совместно пишут несколько подробных, похожих на коллажи картин, в частности, «Интервидение» (1955 год) с телеэкраном в центре и подобную ей, нарочито неаккуратную, нарисованную как бы ребёнком, картину «Без названия» (1957). Только в 1959 году Виктора Браунера, уже знаменитого и признанного во Франции художника, торжественно и единогласно восстановили в рядах «сюрреалистической партии» с согласия Бретона. Одновременно с ним «простили» также и Роберто Матта и ещё нескольких раскольников из «фракции Браунера». В последние пять лет жизни, отчасти под влиянием болезни, искусство Виктора Браунера лишается своего экспрессионистского накала, становится более спокойным, наполненным этническими и анималистическими мотивами. В начале 1960-х годов он пишет целый цикл картин на эту тему под говорящим названием «Бестиарий». Из творчества Браунера постепенно уходит страх и ужас перед непознаваемым и потусторонним миром, и на его место становятся органическая пластика и первобытный орнамент. Таковы его работы «Праздник матерей», «Укрощение хрюшек» и «Планета зверей». Фантастический животный мир в течение всей жизни равно привлекал Виктора Браунера. Даже и в ранний период творчества, рисуя множественные образы людей или монстров, под ними он имел в виду неких толстых человекоподобных животных. Глядя на картины Браунера, зритель неминуемо должен видеть самого себя изнутри:
«Не закрывайте глаза… Я напоминаю Вам, что все эти животные находятся глубоко внутри Вас».
В последние годы жизни Браунер тяжело болел. Виктор Браунер умер 12 марта 1966, в городе Париж, Франция, в один год с Бретоном, 12 марта 1966 года, после изнурительной и тяжёлой болезни — лёгочной эмболии.
Victor Braunerгроб (662x700, 485Kb)
Похоронен на кладбище Монмартр
Эпитафией на могиле Виктора Браунера стала скупая фраза из его блокнота:
«Peindre, c’est la vie, la vraie vie, ma vie»
(«Живопись — это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь»).
Литература: Мировое искусство (иллюстрированная энциклопедия). Сюрреализм. Москва, «Оникс», 2006; Энциклопедический словарь сюрреализма. Москва; ИМЛИ РАН, 2007; Bohn W. Apollinaire and the international avant-garde. Albany: State University of New York Press, 1997.

HairiH (505x700, 117Kb)
1903
Гайнан Хайри (Гайнан Бадретдинович Хайретдинов)
башкирский писатель и журналист, очеркист. Гайнан Хайри родился в деревне Старокулево, Уфимская губерния, Российская империя (ныне Нуримановский район Башкортостана), в крестьянской семье. Обучался в Башкирском педагогическом техникуме в Оренбурге. В 1924-1926 секретарём Кулуевского волостного комитета комсомола в Аргаяшском кантоне БАССР. С 1924 года работал журналистом и в комсомоле. В 1927 работал редактором газеты «Башkортостан йэштэре» («Молодежь Башкортостана»). В 1928—1933 ответственный секретарь журналов «Сэсэн» и «Трактор», одновременно учился на филологическом факультете Башкирского государственного педагогического института имени К.А.Тимирязева (ныне Уфимский университет науки и технологий). В 1938 году репрессирован, расстрелян в городе Уфа, Башкирская АССР, СССР 16 октября 1938 года. Реабилитирован посмертно.
Творчество
Первые произведения Хайри были напечатаны в 1922 году. Его перу принадлежат сборники очерков «В башкирской деревне» («Башҡорт ауылында»), «Забытая сказка» («Онотолған әкиәт»), «Лапти» («Сабата»); повести «Кооператоры» («Кооператорҙар»), «Жена» («Ҡатын»). Поэмы и стихи Хайри вошли в вышедший в 1927 году сборник «Наша весна» («Беҙҙең яҙ»). Его роман «Поворот» («Боролош»), один из первых в башкирской литературе, рассказывает о жизни башкирского общества в 1910—1920-е годы. Этот роман был издан лишь в 1967 году. Осталась незавершённой повесть «История трёх» («Өсәүҙең тарихы»), посвящённая жизни студентов конца 1920-х — начала 1930-х гг., впервые опубликована в 1990 году.
Литература: Һайланма әҫәрҙәр. Шиғырҙар, хикәйәләр. Өфө, 1953; Сафуанов С.Ғ. Ғәйнан Хәйри: Тормошо һәм ижады. Өфө, 1983; КЛЭ, в 9 томах. Том8. Москва, 1976.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 15 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»