• Авторизация


14 июня родились... 14-06-2025 07:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


José_Carlos_Mariátegui (522x700, 335Kb)
1894
Хосе Карлос Мариатеги (испанское имя — José Carlos Mariátegui La Chira)
перуанский деятель рабочего движения, писатель, публицист, литературный критик и журналист, социальный и политический философ, социолог и историк, теоретик марксизма. Родился в городе Мокегуа, Перу, в семье бедного служащего, бросившего семью, когда Мариатеги был ещё ребёнком; вместе с братом и сестрой воспитывался матерью. В детстве (в 1902 году) получил сильную травму левой ноги, от которой так и не смог полностью оправиться. Из-за этой травмы ему пришлось оставить школу, и свои энциклопедические знания он получил в процессе самообразования. Изначально мечтал стать римско-католическим священником, но с возраста 14 лет был вынужден начать работать на типографии, пройдя путь от посыльного и чернорабочего до журналиста: печатался в газете «La Prensa» и журнале «Mundo Limeño», а затем в более левом издании «El Tiempo». Со второй половины 1910-х годов начал активно участвовать в рабочем движении, основав журнал «La Razón», пропагандируя социалистические идеи и поддерживая борьбу за университетскую реформу и забастовки за восьмичасовой рабочий день, а также снижение стоимости товаров первой необходимости. За свою политическую деятельность в 1919 году был выслан правительством Аугусто Легия из страны и эмигрировал в Европу, путешествуя по Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Чехословакии. В Европе он встречался с многими левыми политиками и деятелями культуры, такими как Максим Горький, Г.В.Чичерин, Анри Барбюс и Антонио Грамши. В итоге, он осел в Италии, где женился и совместно с ещё несколькими перуанскими эмигрантами создал марксистский кружок. Он был свидетелем оккупаций заводов Турина рабочими в так называемое «Красное двухлетие», а в январе 1921 года присутствовал XVII съезде Итальянской социалистической партии в Ливорно, на котором произошёл исторический раскол, приведший к формированию коммунистической партии. Когда он покинул страну в 1922 году, Бенито Муссолини уже был на пути к власти; в восходившем фашизме Мариатеги увидел ужасную цену, которую общество в условиях кризиса платило за провалы левого движения.
José_Carlos_Mariátegui1922 (532x700, 183Kb)
Мариатеги на Генуэзской конференции, 1922 год.
Мариатеги вернулся на родину в 1923 году и вновь начал принимать активное участие в рабочем движении, в деятельности профсоюзов, студенческих объединений и народных университетов. Он также первым начал применять марксистские методы к изучению Перу, Одним из первых дав марксистский анализ истории и культуры Латинской Америки. Кроме того, он вступил в контакт с Виктором Раулем де ла Торре, возглавлявшим Американский народно-революционный альянс (APRA); поскольку тот был изгнан из страны, Мариатеги в октябре 1923 года сменил его в качестве редактора журнала «Claridad». Пятый выпуск издания в марте 1924 года был посвящён В.И.Ленину. В 1924 году последствия его травмы обострилась настолько, что ногу пришлось ампутировать. В 1926 году основал общественно-политический и литературный журнал Amauta как форум для обсуждения проблем социализма, искусства и культуры в Перу и всей Латинской Америки. На его страницах активно печатался и он сам, первоначально поддерживая политику Американского народно-революционного союза как широкого антиимпериалистического и демократического фронта. В 1927 году был арестован и помещён в военный госпиталь, после ещё несколько раз подвергался домашнему аресту. С 1928 года он также издавал рабочую газету «Labor». В 1928 году вместе с Уго Пеше основал Перуанскую социалистическую партию (после 1930 года переименованную в коммунистическую) и был избран её первым генеральным секретарём. Вскоре он также стал одним из основателей Всеобщей конфедерации трудящихся Перу (CGTP), которую затем представлял в качестве делегата на учредительном съезде Латиноамериканской конференции профсоюзов в Монтевидео. Умер в городе Лима, Перу, от послеоперационных осложнений, 16 апреля 1930 года. Похоронен на кладбище «Пастор Матиас Маэстро». Несмотря на раннюю смерть в неполные 36 лет, Мариатеги считается одним из самых влиятельных латиноамериканских социалистов XX века. Его важнейшая работа — «Семь очерков истолкования перуанской действительности» (испанское название — 7 ensayos de Interpretación de la Realidad Peruana) (1928), посвящённая различным вопросам истории, социологии и литературы Перу, в которой, в частности, он выступал против перуанских латифундистов и в поддержку коренных народов страны. Начиная с экономической истории страны, книга переходит к обсуждению «индейской проблемы», которую Мариатеги находил центральной как для понимания исторической эволюции Перу, так и для анализа национальной ситуации в XX веке. Её он считал неразрывно связанной с решением «земельного вопроса». Другие очерки были посвящены проблемам народного образования, религии, литературы, регионализма и централизма. Суть взглядов Мариатеги сводилась к тому, что социалистическая революция в Латинской Америке должна развиваться на основе местных условий и особенностей (включая традиционные для индейского общества формы коллективизма), не копируя в точности европейский опыт.
José_Carlos_Mariátegui1904 (525x700, 215Kb)
Мариатеги с братом Хулио Сезаром в детстве, 1904 год.
Автобиография
В 1926 году один из аргентинских друзей Мариатеги обратился к нему с просьбой сообщить для последующего опубликования о наиболее существенных моментах его жизни. Ответ Мариатеги уместился на одном листке и содержал следующие данные:
«Я родился в 1895 году. В 14 лет поступил в редакцию газеты подсобным рабочим. В газетах работал до 1919 года (сначала в „Ла Пренса“, затем в „Эль Тьемпо“ и, наконец, в „Ла Расон“). В последней газете мы выступали за университетскую реформу. С 1918 года, когда я уже по горло был сыт креольской политикой, я решительно повернул к социализму, порвав с первоначальными увлечениями литератора, зараженного декадентством и утонченным византийством конца века, которые в то время расцвели пышным цветом. С конца 1919 года до середины 1923 я путешествовал по Европе. Больше двух лет прожил в Италии, где усвоил некоторые идеи, здесь же познакомился со своей будущей женой. Я был во Франции, Германии, Австрии и других странах. Из-за жены и сына я не смог поехать в Россию. Будучи в Европе, я договорился с несколькими перуанцами о социалистической деятельности. Статьи этого времени отражают развитие моих социалистических убеждений. После возвращения в Перу в 1923 году в своих репортажах, лекциях в Студенческой федерации и Народном университете, статьях и т. д. я разъяснял положение в Европе и начал работу по исследованию национальной действительности в соответствии с марксистским методом. Я уже говорил, что в 1924 году чуть было не отправился на тот свет. Я потерял ногу. Положение было очень серьезным. Конечно, спокойное существование помогло бы мне полностью излечиться. Но ни бедность, ни беспокойство духа не позволяют мне вести спокойную жизнь. Я опубликовал всего одну книгу. Вы её знаете. Недавно я закончил еще две книги. Предполагаю писать и впредь. Вот в нескольких словах история моей жизни. Не думаю, что стоит публиковать её. Но я не мог отказать Вам в Вашей просьбе. Да, чуть было не забыл: я самоучка. Когда-то поступил в университет в Лиме с единственной целью — изучить латынь в пределах, необходимых для моей научной работы. В Европе я тоже посещал лекции. Но никогда я не решался отказаться от своего внеуниверситетского положения…»

Мария_Аделаида (490x700, 274Kb)
1894
Мария Аделаида (полное имя — Мари Аделаида Терезия Хильда Антония Вильгельмина; люксембургское имя — Marie Adélaïde Theresia Hilda Antonia Wilhelmina vu Lëtzebuerg; французское имя — Marie Adélaïde Thérèse Hilda Antonie Wilhelmine)
великая герцогиня Люксембургская с 1912 по 1919 годы. Родилась в замке Берг, Кольмар-Берг, Мерш, Люксембург, Люксембург. Старшая из шести дочерей великого герцога Люксембургского Вильгельма IV и Марии Анны Португальской, 10 июля 1907 года Мария-Аделаида была провозглашена наследницей престола Вильгельмом IV, не имевшим наследников мужского пола. Поэтому, когда её отец умер 25 февраля 1912 года, она стала первой правящей Великой герцогиней Люксембурга и первым монархом Люксембурга начиная с 1296 года (после Иоганна Слепого, короля Богемии), фактически родившимся в этой стране. Великая герцогиня проявляла большой интерес к политике, и принимала активное участие в управлении и политической жизни Великого герцогства. Тем не менее в стране назревал политический кризис. После смерти премьер-министра Поля Эйшена (1915), бессменного ещё со времени Великого герцога Адольфа, Мария Аделаида только за один год пять раз давала отставку правительству. Среди политиков игнорировались аннексионистские стремления Германии, Франции и особенно Бельгии. Во время Первой мировой войны Мария имела довольно тёплые отношения с немецкими оккупантами, за которые резко критиковалась после окончания войны. Несмотря на то, что она ни разу не нарушила конституцию, в январе 1919 в парламенте начали требовать её отречения. В то же время, крупные политические деятели соседних Франции и Бельгии поддерживали захватнические планы в отношении Люксембурга и были заинтересованы в дискредитации Марии-Аделаиды. После консультации с Премьер-министром, 14 января 1919 года Мария Аделаида отказалась от престола в пользу своей младшей сестры Шарлотты. В 1920 году Мария Аделаида ушла в монастырь Кармелиток в Модене, Италия. Позже, в Риме она присоединилась к «Сестричкам Бедности», взяв себе имя «Сестра Мари Бедности». Её ухудшающееся здоровье не позволило ей остаться монахиней, и она в конце концов была вынуждена покинуть монастырь. Она тогда переехала в замок Гогенбург, Ленгрис, Бад-Тёльц, Верхняя Бавария, Бавария, Германская империя, где и умерла от гриппа 24 января 1924 года. 22 октября 1947 года, её тело было похоронено в герцогском склепе собора Богоматери в городе Люксембург. Награды: Кавалер Большого креста ордена Золотого льва Нассау; Кавалер Большого креста ордена Адольфа Нассау; Большой крест ордена Дубовой короны. Литература: O’Shaughnessy, Edith. Marie Adelaide, Grand Duchess of Luxemburg, Duchess of Nassau. — N. Y.: Jonathan Cape and Robert Ballou, 1932; Schous, Marie. Marie Adelheid van Nassau, Groothertogin van Luxemburg. — 's Hertogenbosch: G. Mosmans, 1931; Zenner, Theodor. Marie Adelheid: Lebensbild der verstorbenen Grossherzogin von Luxemburg. — 1925; Marburg, Theodor. The Story of a Soul. — Phil.: Dorrance, 1938; Leighton, Isabel, and Bertram Bloch. Marie-Adelaide: A Play. — N. Y.: Rialto Service Bureau.

michel michelet0 (574x700, 434Kb)
1894
Мишель Мишле (до эмиграции — Михаил Исаакович Левин, французское имя — Michel Lévine)
американский композитор, работавший в Европе и США. Известен главным образом как кинокомпозитор. Вводные титры к американскому фильму «Погоня» (1946) с именем композитора Родился в городе Киев, Российская империя. Свой профессиональный путь он начал в консерваториях Санкт-Петербурга и Киева, где с 1919 по 1921 годы преподавал сам. Около 1913 года Левин обучался в Германии, в Лейпциге, затем в Вене, Австрия. Первоначально он специализировался, как музыкант-виолончелист, но потом начал сочинять музыку к балетным и театральным постановкам. С расцветом кинопроизводства в Европе (1929) Мишле переехал в Париж, где вскоре примкнул к киноиндустрии. С 1937 года он начал подписывать свои работы псевдонимом Мишель Мишле, но также использовал подлинное имя во французской транскрипции. Он сочинял композиции для многих фильмов своих соотечественников, также работавших в Европе, режиссёров Виктора Туржанского и Евгения Лурье. Будучи евреем по происхождению, Левин покинул оккупированную немцами Францию и поселился в Лос-Анджелесе. Там он писал музыку к художественным, документальным, а также образовательным фильмам для Информационного агентства США. Дважды Мишле (также назывался на английский манер Майкл Мишле) был номинирован на «Оскар» за композиции к фильмам «Голос на ветру» («A Voice in the Wind») и «Обезьяна» («The Hairy Ape»). С началом 1950-х Мишле пишет музыку к европейским фильмам Италии, Франции и Германии.
michel michelet (688x700, 196Kb)
В общей сложности он сочинил мелодии к более 100 фильмам. Затем он вновь возвращается в США, где лишь изредка сочиняет музыку для большого экрана, сосредоточившись на композициях классических произведений: оратории, панихиды и сонаты для виолончели и фортепиано. В этот период он сотрудничает с Мстиславом Ростроповичем. Последняя крупная работа Мишле была опубликована в 1989 году. Мишель Мишле скончался в городе Лос-Анджелес, Калифорния, США, 28 декабря 1995 года. Фильмография: 1930: Конец мира (La fin du monde); 1930: La femme d’une nuit; 1932: Monsieur Tugendsam (Le rosier de Madame Husson); 1932: Ce cochon de Morin; 1933: L’abbé Constantin; 1933: La voix sans visage; 1934: Le scandale; 1934: Ademaï aviateur; 1935: Sous la terreur; 1935: Чёрные глаза (Les yeux noirs); 1935: Товарищ; 1936: Mister Flow; 1936: Тревога в женском пансионе (Le mioche); 1936: Битва за Мадлен (La porte du large); 1936: Бурлаки на Волге (Les bateliers de la Volga); 1937: Заклеймённый (Forfaiture); 1937: Ностальгия (Nostalgie); 1937: Ложь Нины Петровны (Le mensonge de Nina Petrovna); 1937: С полуночи (Ab Mitternacht); 1938: Серж Панин; 1938: Серьёзное решение (Alerte en méditerranée); 1938: Эмигрантка (L’émigrante); 1939: Отзыв (Rappel immédiat); 1939: Ловушки (Pièges); 1940: 24 heures de perm’; 1942: Miss Annie Rooney; 1943: Голос на ветру (A Voice in the Wind); 1944: Обезьяна (The Hairy Ape); 1944: Музыка для миллионов (Music for Millions); 1945: Дневник горничной (Diary of a Chambermaid); 1946: Погоня (The Chase); 1946: Соблазнённые (Lured); 1947: Сирена Атлантиды (Siren of Atlantis); 1948: Человек на Эйфелевой башне (The Man on the Eiffel Tower); 1948: Удар (Impact); 1948: Застава в Марокко (Outpost in Morocco); 1949: Сирена Атлантиды (Siren of Atlantis); 1950: Однажды вор (Once a Thief); 1950: Тарзан и богиня джунглей (Tarzan’s Peril ); 1951: М (M); 1953: Форт Алжира (Fort Algiers); 1955: тайна сестры Ангелики (Le secret de sœur Angèle); 1955: Миссионер (Un missionaire); 1956: Сын шейха (Los amantes del desierto); 1957: Афродита (Aphrodite); 1957: La venere di Cheronea; 1958: Поликушка (Polikuschka); 1958: Петербургские ночи (Petersburger Nächte); 1958: Бенгальский тигр (Der Tiger von Eschnapur); 1959: Индийская гробница (Das indische Grabmal); 1961: До конца дней (Bis zum Ende aller Tage); 1962: Царица для Цезаря (Una regina per Cesare); 1963: Капитан Синдбад (Captain Sindbad); 1964: Торговля (Un commerce tranquille). Литература: Glenzdorfs Internationales Film-Lexikon, Band 2, S. 1133, Bad Münder 1961; Jürgen Wölfer, Roland Löper: Das große Lexikon der Filmkomponisten. S. 352 f., Berlin 2003.

Jack_Adams (369x700, 139Kb)
1895
Джон Джеймс «Джек» Адамс (John James «Jack» Adams)
канадский профессиональный хоккеист, тренер и генеральный менеджер. Родился в городе Форт-Уильям, Онтарио, Канада. Играл на позиции центрального нападающего. 10 лет играл в клубах Торонто, Ванкувера и Оттавы. Известность получил благодаря своей 36 летней работе в команде Детройт Ред Уингз в качестве тренера и генерального менеджера. Адамс также был президентом Центральной хоккейной лиги. Умер в городе Детройт, штат Мичиган, США, 1 мая 1968 года. Достижения: Обладатель Кубка Стэнли как игрок 1918 года (в составе Торонто) и 1927 года (в составе Оттавы); Обладатель Кубка Стэнли как менеджер-тренер в 1936, 1937 и 1943 годах (в составе Детройта); Обладатель Кубка Стэнли как менеджер в 1950, 1952, 1954, 1955 годах (в составе Детройта);В его честь названа Награда имени Джека Адамса (Jack Adams Award), которая вручается с 1974 году лучшему тренеру в НХЛ; Обладатель Lester Patrick Trophy 1966 года; Введен в Зал хоккейной славы в 1959 году; Тренер первой команды всех звёзд в 1937 и 1943 годах; Тренер второй команды всех звёзд в 1945 году.

lagreca (546x700, 225Kb)
1895
Силвио Лагрека (португальское имя — Silvio Lagreca)
бразильский футболист, полузащитник и тренер. Родился в городе Пирасикаба, Бразилия. Первый тренер сборной Бразилии. На клубном уровне Силвио Лагрека выступал за клубы «Сан-Бенто» и «Ботафого». Он начал свою карьеру в «Сан-Бенто» в 1914 году и выиграл с этой командой чемпионат Сан-Паулу в первый же год своей игры. Затем выступал за «Ботафого» с 1922 по 1925 год. В сборной Бразилии Лагрека дебютировал 21 июля 1914 года в первом матче бразильской национальной команды в истории, в этой игре бразильцам противостояла английская команда «Эксетер Сити». В том же году Лагрека со сборной одержал победу в первом розыгрыше кубка Рока. В 1916 году, Лагрека поехал на южноамериканский чемпионат, на котором бразильцы заняли третье место из четырёх. Лагрека участвовал на этом турнире в качестве игрока и тренера, проведя на поле все 3 матча. На чемпионат Южной Америки 1917 года Лагрека поехал в качестве играющего тренера, вновь проведя все три игры. 16 октября 1917 года Лагрека провёл свой последний матч за сборную с Уругваем. Также он дважды в 1935 и 1940 году тренировал бразильскую сборную. Умерт в городе Сан-Паулу, Бразилия, 29 апреля 1966 года.
Интересный факт
12 июля 1916 год на матче Уругвай—Бразилия на трибунах начался пожар. Зрители в панике бежали с трибун, на которых развевались флаги. Три флага стран-участниц зрители унесли с собой, но бразильский флаг остался на месте. Тогда Лагрека, надев на себя куртку, поднялся по матче и взял флаг, получив несколько ожогов. После того, как Лагрека спас флаг, полиция Аргентины, где проходил матч, хотела забрать флаг себе, но Лагрека его не отдал, за что был отправлен в местную тюрьму. Однако после вмешательства председателя правления футбола Аргентины он был отпущен на свободу. Достижения: Чемпион штата Сан-Паулу: 1914; Облдатель кубка Рока: 1914.

Леонгард_Сюзанна (494x700, 99Kb)
1895
Сюзанна Леонгард (немецкое имя — Susanne Leonhard; имя при рождении — Сюзанна Кёлер, Susanne Köhler)
немецкая писательница. Мать советолога Вольфганга Леонгарда. Родилась в городе Ошац, Лейпциг, Королевство Саксония, Германский рейх. Отец Сюзанны умер в 1895 году, после его смерти девочка воспитывалась у деда-банкира. Училась в городской школе в Ошаце, затем в течение двух лет воспитывалась в интернате в Лейпциге, в 1912—1915 годах получала образование в школе для девочек в Хемнице, где получила аттестат зрелости. В 1915—1919 годах Сюзанна Кёлер изучала математику и философию в университетах Гёттингена и Берлина. Со студенческих лет придерживалась левых политических взглядов, активно участвовала в организации свободных студентов и в 1916 году вступила в организацию либкнехтовской молодёжи («Союз Спартака»). Занималась журналистикой и писала статьи для изданий Минны Кауэр. В 1919—1920 годах работала секретарём редакции нелегального издания «Корреспонденция коммунистических советов» (Kommunistische Räte-Korrespondenz) в Берлине. В 1918 году Сюзанна Кёлер вышла замуж за поэта-экспрессиониста и драматурга левых взглядов Рудольфа Леонгарда. Брак был расторгнут уже в 1919 году. В 1920 году вступившая в ряды КПГ Сюзанна Леонгард переехала в Вену, где работала на должности руководителя пресс-бюро советского полпредства в Австрии. В 1921 году вышла замуж за посла Советской России в Австрии Мечислава Бронского. Этот брак также не выдержал испытаний временем и вскоре был признан недействительным, поскольку был заключён только по советским законам. Рудольф Леонгард, первый муж Сюзанны, в 1921 году официально признал себя отцом Вольфганга Леонгарда. В этот период увидела свет первая крупная работа Сюзанны Леонгард, посвящённая подпольной литературе в революционной Германии времён мировой войны. Уже в 1922 году Леонгард вернулась в Берлин и вновь обратилась к журналистике. Она писала преимущественно для коммунистической печати, позднее, после своего выхода из КПГ из-за идеологических разногласий в 1925 году, — для левобуржуазных изданий. Участвовала в работе марксистского дискуссионного кружка, организованного в Берлине Карлом Коршем, где бывали Бертольт Брехт и Альфред Дёблин. После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году Сюзанне Леонгард было отказано в приёме в идеологизированное профессиональное объединение, вследствие чего она лишилась права заниматься публицистикой. Она зарабатывала на жизнь, работая танцовщицей благодаря своему хореографическому образованию в школе Вигман, полученному в 1920-е годы, и участвовала в коммунистическом сопротивлении, выполняя функции курьера. В марте 1935 года Леонгард выехала в Швецию, где узнала об угрожавшем ей аресте, поэтому вместе с сыном эмигрировала в СССР. В Москве Леонгард работала преподавателем немецкого языка, но уже в 1936 году была арестована и провела двенадцать лет в исправительно-трудовом лагере в Воркуте и Сибири. Её сын Вольфганг воспитывался без матери в Москве. В 1945 году он вернулся вместе с группой Ульбрихта в Германию и быстро продвигался по карьерной лестнице в Советской зоне оккупации Германии. В 1948 году при содействии Вильгельма Пика Вольфгангу удалось добиться освобождения матери из заключения. В 1949 году, незадолго до образования ГДР, Вольфганг Леонгард бежал из Восточной Германии на Запад, где стал ведущим экспертом по СССР и сталинизму. В августе 1948 года Сюзанна Леонгард вернулась в Германию. Сначала проживала в Восточном Берлине, но весной 1949 года переехала в Западную Германию, где была арестована американской контрразведкой и содержалась в заключении до 1950 года. Несмотря на свои антисталинистские взгляды она отказалась сотрудничать с американцами. После своего освобождения Сюзанна Леонгард обосновалась в Штутгарте. Вступила вслед за сыном в левую Независимую рабочую партию Германии, следовавшую югославским идеям построения социализма. В 1960-е годы руководила местным отделением Немецкого союза свободомыслящих и тесно сотрудничала с независимыми левыми социалистами, например, Фрицем Ламмом. Умерла в городе Штутгарт, ФРГ, 3 апреля 1984 года. Сочинения: Unterirdische Literatur im revolutionären Deutschland während des Weltkrieges. Berlin 1920; Gestohlenes Leben. Schicksal einer politischen Emigrantin in der Sowjetunion. Europäische Verlagsanstalt, Frankfurt am Main 1956; Fahrt ins Verhängnis. Als Sozialistin in Stalins Gulag. Herder, Freiburg im Breisgau 1983, ISBN 3-451-07998-4. Переводы на русский язык: Дран Э., Леонард С. Подпольная литература революционной Германии за время мировой войны. — Москва : Красная новь, 1923. — 176 страниц.

Турбасов (525x700, 90Kb)
1895
Владимир Кузьмич Турбасов
советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников. Турбасов Владимир Кузьмич родился в городе Псков, Российская империя. Его родители были выходцами из крестьянской среды: родиной матери была деревня Большое Загорье, дед служил у помещика кучером и был крепостным. В юности В.Турбасов занимался в вечерних рисовально-технических классах, размещавшихся в Поганкиных палатах, у художника П.М.Коренева, выпускника Академии художеств. В 1913 году уезжает в Петербург, где поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, занимается у Н.К.Рериха, Г.М.Бобровского, А.А.Рылова, И.Я.Билибина. После окончания школы в 1915 призывается в армию. После революции в 1919 году возвращается во Псков. В 1920 году вместе с другими псковичами участвует в «Выставке картин русских художников», где экспонировались работы известных мастеров — Бориса Григорьева, Александра Бенуа, Константина Сомова, Марка Шагала. В псковский период жизни, продолжавшийся до 1929 года, Турбасов работал художником-декоратором в Народном доме им. Пушкина, занимался рекламой, изготовлением и реставрацией театральной бутафории, а также оформлением спектаклей, которых на его счету было более десятка. Занимаясь агитационно-массовым искусством, изготовил и расписал знамя Псковской караульной роты (1920), создал для различных учреждений города (и более всего для Дома Красной Армии) множество панно, стендов, плакатов агитационного содержания. В 1929 Турбасов переезжает в Ленинград, где происходит окончательное становление художника. Он становится членом АХРР, с 1933 года начинает участвовать в выставках ленинградских художников. Став членом Ленинградского Союза художников, участвует в 1935 году в первой организованной Союзом художников выставке в Русском музее, представив портреты А.И.Берзцема, З.И.Пискуновой и пейзаж "В овраге". В дальнейшем писал портреты, пейзажи, жанровые картины. Персональные выставки во Пскове (1977) и в Ленинграде (1985). Скончался в 1986 году в Ленинграде. Произведения В.К. урбасова находятся в Государственном Русском музее, Псковском музее-заповеднике, в других музеях, а также частных собраниях в России, Германии, Франции, Великобритании и других странах. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, в 1986 году. Выставки: 1956 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников; 1957 год (Ленинград): 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Источники: 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. - Ленинград : Ленинградский художник, 1958. - страница 32; Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. – Ленинград : Ленинградский художник, 1958. – страница 24; Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — Москва : Советский художник, 1979. — страница 453; Владимир Кузьмич Турбасов. Выставка произведений. Каталог. – Ленинград : Художник РСФСР, 1985; Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Ленинград : Художник РСФСР, 1980. — страница 123; Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. — London: Izomar Limited, 1998; Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — страницы 382, 385, 402. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.

Хомер_Хойт (444x700, 249Kb)
1895
Хомер Хойт (Homer Hoyt)
американский экономист, специализировавшийся на оценке недвижимости, автор секторной модели (модели Хойта), которая формулирует развитие города вдоль транспортных коридоров за счет однородных видов экономической деятельности, а сам город представляет собой круг, разделенный на сектора с различными видами использования земли. Хойт родился в городе Сент-Джозеф, штат Миссури, США. В 1913 году окончил Канзасский университет со степенью бакалавра экономики, в 1915 году получил степень магистра экономики в Канзасском университете, а в 1918 году докторскую степень по праву в Чикагском университете, а после в 1933 году докторскую степень по экономике в Чикагском университете. Преподавательскую деятельность начал в 1917 году в Белойт-Колледже, в дальнейшем преподавал экономику в различных университетах: в 1918—1919 году в Делавэрском университете, в 1920 году в Мичиганском университете, в 1921—1923 годах в университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, в 1924—1925 годах в Миссурийском университете. С 1925 года становится консультантом и брокером на рынке недвижимости в Чикаго. Собранные данные в период с 1925 по 1933 год помогли защитить докторскую диссертацию и опубликовать книгу «100 лет оценки земли в Чикаго» в 1933 году. В 1934—1940 годах Хойт работал экономистом в Федеральной жилищной администрации, а в 1941—1943 годах директором по исследованиям Чикагской плановой комиссии, в 1943—1946 годах директором экономических исследований в Ассоциации регионального плана Нью-Йорка. В 1946 году преподавал в качестве приглашенного профессора Массачусетского технологического института и Колумбийского университета. В 1946—1974 годах Хойт работал в собственной консультационной компании на рынке недвижимости и сам выступал в качестве инвестора, приобретая коммерческую недвижимость. В 1953 году переехал в Вашингтон, где и остался до конца своей жизни, скончавшись от пневмонии в городе Силвер-Спринг, штат Мэриленд, США, 29 ноября 1984 года
Основной вклад в науку
Хойт сделал значительный вклад в развитие в своей области, разработав новый подход к историческому анализу стоимости земли, который использует первичные данные и методы картирования. Применив эту методику для оценки жизнеспособности пригородов и разработки стратегий вмешательства, его подход совместим в сочетании таких факторов как состояния жилья, транспортная доступность и доля национальных меньшинств в пригородах, и сопоставляется наложением карт. Данный подход позволяет оценить риски пригородов для ипотечного кредитования. В то время пригороды со смешанными национальными меньшинствами считались нестабильными, «красными» (из-за цвета, используемого на картах для обозначения высокого риска). Из этого подхода возникла секторальная модель, которая заменила модель концентрических зон города Эрнста Бёрджесса. Хойт предложил метод анализа экономической базы, что позволило муниципальным и государственным органам власти оценивать потенциальный рост населения на основе сочетания базовых и не базовых факторов занятости в рамках собственных экономик, что позволило анализировать прибыльные места для торговых центров и давать оценки их вероятных доходов, а самого Хойта сделала главным консультантом страны по вопросам недвижимости. Учебник Хойта с принципами анализа недвижимости в соавторстве с А.Веймером выдержал семь изданий, был опубликован в различных профессиональных и академических журналах. Его наследие продолжает Институт имени Хомера Хойта, занимающийся исследованиями рынков недвижимости, и предоставляющий расширенные исследования. Институт работает для повышения квалификации специалистов в области недвижимости.
Screenshot 2024-06-13 at 04-01-15 Хойт Хомер — Википедия (360x159, 48Kb)
Модель Хойта
Модель Хойта (секторная модель) предложена Х.Хойотом в 1939 году в работе «Структура и рост жилых пригородов в американских городах», является модификацией модели концентрических зон города Э. Бёрджесса и относится к ранним экспортно ориентированным региональным моделям.
История создания
Х.Хойт при разработки прогноза роста численности населения городов для определения спроса на новое жилье и оценки необходимых объёмов жилищного строительства исходил из того, что рост региона зависит от экзогенных переменных как в своей первой работе «100 лет оценки земли в Чикаго» 1933 года, так и в последующей работе 1939 года «Структура и рост жилых пригородов в американских городах», где предложил саму модель. Модель формулируется как развитие территорий вдоль транспортных коридоров (железнодорожных и автомобильных дорог и прочих) за счет однородных видов экономической деятельности. Город представляет собой круг, разделенный на сектора с различными видами использования земли. Виды землепользования, образуясь в центре города или на границе центрального делового района, развиваются вдоль сектора по направлению к границе города. В связи с тем, что домохозяйства с низким уровнем находятся рядом с железнодорожными путями и коммерческими учреждениями, чтобы быть ближе, Хойт предположил, что города прирастали клиновидными структурами – секторами, исходящих из центрального делового района (ЦДР) и центрируются на основных транспортных маршрутах. Более высокий уровень доступа означает увеличение стоимости земли, а значит коммерческие функции будут оставаться в ЦДР, а производственные функции в секторах, жилые функции развиваются также в секторах, при удалении от промышленных секторов формируются зоны жилых построек с высоким уровнем доходов.
Память
В 1967 году был основан Институт Хомера Хойта. Это независимый некоммерческий исследовательский и образовательный институт, который способствует повышению качества государственных и частных инвестиционных решений в сфере недвижимости. Библиография: Hoyt H. The inequality in the distribution of wealth and income in the United States. – Journal of the American Statistical Association, 1923, 18 (141), pp. 650—651; Hoyt H. One Hundred Years of Land Values in Chicago. — Chicago: University of Chicago Press, 1933; Hoyt H. The structure and growth of residential neighborhoods in American cities. — Chicago, IL: Chicago University Press, 1939, p.178. - ISBN 978-5-8787-5241-1; Hoyt H., Weimer A. Principles of urban real estate. – New York: Roland Press, 1939; Hoyt H. Forces of urban centralization and decentralization. American Journal of Sociology, 1941, 46(6), pp.843—852; Hoyt H. Is city growth controlled by mathematics or physical laws? Land Economics, 1951, 27(3), pp.259—262; Hoyt H. Homer Hoyt on development of economic base concept. Land Economics, 1954, 30(2), pp. 182—186; Hoyt H. Changing patterns of land values. Land Economics, 1960, 36(2), pp.109—117; Hoyt H. World urbanization: Expanding population in a shrinking world. – Washington, DC: The Urban Land Institute, 1962.

Cliff_Edwards (447x700, 146Kb)
1895
Клифф Эдвардс (Clifton Avon Edwards)
американский певец, актёр и музыкант, популярный в 1920-х — 1930-х годах. Родился в городе Ханнибал, штат Миссури, США. Он был первым исполнителем песни «Поющие под дождём», аккомпанировал себе на укулеле, инструменте, которым он виртуозно владел. Умер в Голливуде, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 17 июля 1971 года. Похоронен на кладбище Мемориального парка «Вальхалла». Награды: Легенды Диснея (2000); Зал славы премии «Грэмми» (2002). Избранная фильмография: 1935 — Скандалы Джорджа Уайта 1935 года — Дуд; 1939 — Унесённые ветром; 1929 — Голливудское ревю 1929 года — камео; 1940 — Его девушка Пятница; 1940 — Пиноккио (озвучивание); 1942 — Дамбо (озвучивание); 1943 — Сокол наносит ответный удар — Голди Локк; 1947 — Весёлые и беззаботные (озвучивание).

Sam.Mossberg (454x700, 116Kb)
1896
Сэмюэл Мосберг (Samuel Mosberg)
американский боксёр, олимпийский чемпион. Сэмюэл Мосберг родился в городе Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, США. В 1912 году занялся боксом. В 1920 году не прошёл отбор на Олимпийские игры в Антверпене, но ему было позволено поехать в качестве запасного члена команды. В Антверпене его всё-таки допустили к состязаниям, и он завоевал золотую медаль, победив в одной из схваток одним из быстрейших нокаутов в истории бокса. По возвращении с Олимпийских игр Сэмюэл Мосберг перешёл в профессионалы, и в течение трёх лет выступал на профессиональном ринге. Умер в родном городе 30 августа 1967 года.

 (490x699, 264Kb)
1896
Коминс Мэнсфилд (Comins Mansfield)
английский шахматный композитор; гроссмейстер (1972) и арбитр (1957) по шахматной композиции. Составитель двухходовых задач. Президент Постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции (1966—1971). Редактор рубрики «Избранные двухходовки с комментариями» в журнале «Проблемист» (1947—1982). За заслуги в области шахматной композиции удостоен титула — «Почётный член британского Содружества» (1976). С 1911 опубликовал около 1300 задач, примерно половина из которых удостоена отличий на конкурсах (в том числе свыше 100 — первых призов). Задачи Мэнсфилда отличаются оригинальной идеей, предельной экономичностью, чистотой и выразительностью замысла. Излюбленные мотивы его задач: красивая игра батареи (одна из разновидностей игры батареи названа его именем), механизм полусвязывания фигур, шахи белому королю. Активно сотрудничал с «Гуд компаньон». В книге «Век двухходовки» (1941), подытожившей развитие двухходовки за 100 лет, наибольшее число задач (8 из 100 опубликованных) принадлежит Мэнсфилду. Коминс Мэнсфилд родился в деревне Уитеридж, в нескольких милях от города Тивертон, расположенного в графстве Девон, Англия, Великобритания. Отец - Герберт Джон Мэнсфилд. С 13 лет Коминс учился в школе в Тивертоне, в это время вслед за отцом начал интересоваться шахматами. Отец Коминса долгое время играл в шахматы по переписке.Как и у многих жителей сельской местности графства Девон, в те времена у него было мало возможностей для очной игры, поэтому он уделял много внимания решению задач. В отличие от отца, который занимался только решением задач, Коминс уже в школьные годы стал самостоятельно составлять задачи. Уже через несколько месяцев он выиграл первый приз за двухходовку в шахатной рубрике плимутской газеты "Illustrated Western Weekly News". После окончания школы поступил на работу в табачную компанию "W. D. & H. O. Wills", в которой проработал в течение 45 лет. С сентября 1915 года служит в частях Королевской Артиллерии. После лечения в госпитале и окончания войны живет в Бристоле, играет в местном шахматном клубе, становится сильным игроком, одерживает победы в чемпионате графства Глостершир подряд с 1927 по 1934 годы. С 1926 по 1934 год ведёт колонку шахматных задач в газете "Bristol Times and Mirror". В период жизни в Бристоле женится, в семье рождается трое детей. В 1934 году переезжает в Глазго. Большое влияние на этот период жизни Мэнсфилда оказало решение шахматного мецената, американского миллионера Алена Уайта об издании сборника задач Мэнсфилда под названием "Гений двухходовки", в который были отобраны сто лучших задач. В годы Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, живя в Глазго, Мэнсфилд проявлял меньшую активность в шахматном творчестве. К 1950 году переезжает в лондонский боро Кройдон. После выхода на пенсию около 1960 года Мэнсфилд поселился в Пэйнтоне, в своем родном графстве Девон. Теперь, имея свободное время в своем распоряжении, он смог принимать участие в международных шахматных мероприятиях. На склоне лет к нему пришли новые награды и признание заслуг. В 1959 году одним из первых ему присвоено звание Мастера ФИДЕ по шахматной композиции. Занимает должность президента Постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции (до 1971 года). С 1964 года в течение 14 лет ведет шахматную колонку в газете "Sunday Telegraph". В 1972 году сразу же после учреждения награжден званием Гроссмейстера ФИДЕ по шахматной композиции. Скончался в городе Пейнтон, графство Девон, Англия, Великобритания 28 марта 1984 года.
Задачи
2023-06-10 10_20_17-Мэнсфилд, Коминс — Википедия (252x321, 19Kb)
Позиция чёрных ладей и слонов напоминает известную задачу С.Лойда «Игра на органе», но игра протекает в современном ключе с тематическими ложными следами:
1.g3? Л:g3, С:g3 2.С:b3, Фе3#, но 1. ... Кс2!
1.g4? Л:g4, С:g4 2.Фе1, Ф:е4#, но 1. ... К:f2!
1.f4? Л:f4, С:f4 2.С:b3, Ф:е4#, но 1. ... е3!
Решает 1.f3! Л:f3, C:f3 2.Фd1, Фе3# и 1. ... Лf4, Cf4, Кс4 2.С:b3, Ф:е4, С:е4#.
Книги: Adventures in composition, [ ed.].— Liverpool, 1948; The modern two-move chess problem.— London, 1958.
Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 264. — 621 страница. — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3; Рыцарь двухходовки. // «64 — Шахматное обозрение». — 1984. — № 12. — Страница 27; Владимиров Я. Салют гению двухходовки. // «64 — Шахматное обозрение». — 1996. — № 6. — Страница 61; White A. A genius of the two-mover.— Stroud, 1936; Barnes В. Comins Mansfield. Chess problems of a grandmaster.— Sutton, 1976.

 (474x699, 62Kb)
1896
Хеддл Нэш (Heddle Nash)
английский певец (лирический тенор) Родился в лондоне. Он пел в Италии до 1926, затем в Лондоне с Олд Вик и Британской национальной оперной труппой и с 1929 в Ковент Гардене. С очаровательным, нежным голосом, он восхищал в качестве Оттавио Моцарта и Дэвида Вагнера и пел ведущие партии в начале сезона в Глиндебурне. Он был выдающимся певцом оратории, особенно Генделя и как Геронтий Элгара. Умер в Лондоне 14 августа 1961 года.

Pirimkulov Abu (493x700, 198Kb)
1896
Абу Пиримкулов (Примкулов)
старший табунщик колхоза «Когам» Шаульдерского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Родился на территории Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края, ныне – Отырарский района Южно-Казахстанской области Казахстана. Казах. С юных лет трудился по найму у зажиточных баев – батрачил. С началом коллективизации в 1929 году вступил в местный колхоз «Когам», работал табунщиком. С 1938 года Абу Пиримкулов работал старшим табунщиком, уделяя большое внимание борьбе с яловостью конематок и полному сохранению молодняка. По итогам работы в 1947 году он вырастил при табунном содержании 50 жеребят от 50 кобыл. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Пиримкулову Абу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После реорганизации колхоза «Когам» в 1957 году в совхоз «Арысь» Кзылкумского (с 1991 года – Отырарского) района он продолжал работать табунщиком до ухода на пенсию в 1958 году. Скончался в 1972 году. Награждён орденом Ленина (23 июля 1948), медалями.

Мершин (510x700, 305Kb)
1897
Павел Михайлович Мершин
советский кинооператор, изобретатель в области цветной кинематографии. Родился в деревне Дувалово, Никольский уезд, Вологодская губерния Российская империя (ныне — Котельничский район Кировской области), в семье крестьян. В 1914 году окончил гимназию в Вологде, а в 1916 году — аэрофотошколу в Киеве. В звании старший унтер-офицер был аэрофотографом на фронтах Первой мировой войны. С февраля 1918 служил в Красной армии, участвовал в походах против Колчака (1919), Деникина (1920), Грузинских меньшевиков (1921). После окончания московских авиакурсов в 1920 году служил лётчиком-наблюдателем по сентябрь 1923 года. Демобилизовавшись, работал киномехаником на деревенских кинопередвижках Главполитпросвета. Приобретённый опыт дал толчок к изобретению собственной упрощённой кинопередвижки, получившей название «ГОЗ» — по собиравшему его государственному оптическому заводу в Ленинграде. С 1925 года работал на московской кинофабрике «Межрабпом-Русь», которая командировала его в Берлин. Именно там он впечатлился первыми несовершенными цветными кинокартинами. С 1927 года работал на московской кинофабрике «Совкино» (в дальнейшем — «Мосфильм»). В 1929—1930 годах в составе небольшой киногруппы под руководством режиссёра А.А.Литвинова оператором принял участие в киноэкспедиции на Камчатку и далее — Приполярную область. Тогда кинематографистам впервые удалось заснять извержение Ключевского вулкана. Мершин и там проявил себя изобретателем. Мершину помогал 19-летний комсомолец Александр Приезжев (впоследствии — также кинооператор). В октябре 1931 года, преодолевая скепсис и сопротивление бюрократов, совместно с Н.Агокасом и Ф.Проворовым разработал оригинальный способ гидротипной печати цветных фильмов на задубленной солями хромовой кислоты желатине. По этому способу во второй половине 1930-х годов были изготовлены несколько мультипликационных фильмов. В ноябре 1931 года в том же коллективе завершил разработку цветного кинематографического процесса со съёмкой методом «бипак». В дальнейшем технология использована при создании первых советских двухцветных фильмов «Карнавал цветов» (1935) и «Груня Корнакова» (1936). C 1935 руководил исследовательскими работами по технике цветной кинематографии. В 1938 году получил авторское свидетельство № 55718 на разновидность гидротипного способа изготовления цветных фильмокопий, а также на конструкцию машины для гидротипного способа изготовления цветных фильмов (авторское свидетельство № 54858). Основным отличием от на тот момент широко распространённой гидротипной печати методом впитывания было то, что матрицы печатались с позитива, а не с негатива. Это позволяло сохранить неповреждённым оригинальный негатив, но вынуждало изготавливать промежуточные позитивы, с которых затем велась печать фильма. По методу Мершина на киностудии «Мосфильм» были отпечатаны цветные мультфильмы: «Лиса и волк», «Завещание», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят», «Чудесный светофор», а также кинозарисовки «Цветущая юность», «Цветные киноновеллы» и «Трофеи великих битв». С началом Великой Отечественной войны с июля 1941 года в Красной армии в звании военный техник 1 ранга. Служил на 279 авиабазе Северо-Западного фронта, последняя должность — техник по фото на головном авиационном складе № 2003. Погиб на фронте у села Крестцы, ныне Новгородской области в результате воздушной бомбардировки 15 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле на кладбище советских воинов в Крестцах Ленинградской области (c 1944 года — Новгородская область).
СемьяИзбранная фильмография: 1930 — Оленный всадник (не сохранился); 1930 — Тумугуту (не сохранился); 1931 — Неведомая земля / Камчатка (не сохранился); 1931 — Таинственный полуостров (не сохранился); 1936 — Лиса и волк; 1936 — Отважный моряк; 1937 — Сказка о рыбаке и рыбке; 1937 — Сладкий пирог; 1938 — Физкультурный парад (не сохранился); 1939 — Цветущая юность. Награды:Литература: Новограбленов П.Т. Камчатка будет на как экране // Полярная звезда. — 1929. — № 33. — 28 апреля; Как встретили киноэкспедицию в Усть-Камчатске // Полярная звезда. — 1929. — № 48. — 23 июня; Лучанский М. Люди советского цветного кино. — Москва: Госкиноиздат, 1939. — 64 страницы. — 5000 экземпляров; Клейн А. Цветная кинематография / Перевод с английского — Москва, 1939; Майоров Н. Цвет советского кино // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98. — Страницы 196—209. — ISSN 0235-8212; Лучанский М., Люди советского цветного кино, Москва, 1939; Клейн А., Цветная кинематография, перевод с английского, Москва, 1939.

Fridegård,_Jan (490x700, 343Kb)
1897
Ян Фридегор (шведское имя — Fridegård)
шведский писатель. Родился в городе Энчёпинг, Уппланд, Швеция, семье сельских наемных рабочих. Восемнадцати лет пошел в армию; опыт службы в ней отражен в полуавтобиографическом романе "Слава и герои" (1938) как годы унижения и лишений. Некоторое время после армии Фридегор перебивался с хлеба на воду случайными заработками. Писать начал под влиянием знакомства с книгами А.М.Горького и А.П.Чехова о русской провинции. Первая удачная книга роман "Ночь в июле" (1933) основана на личном опыте и посвящена описанию жизни сельских рабочих - ей уже свойственны точная обрисовка характеров, сочный язык, адекватная передача настроений, наблюдательность и знание родной природы, наиболее полное выражение получившие в автобиографической трилогии "Я - Ларс Хорд" (1935), "Спасибо за вознесение" (1936) и "Милосердие" (1936), а также в лучших сборниках новелл "Статисты" (1939), "Женское дерево" (1950) и "Фром и Хорд" (1956). Среди других многочисленных произведений Фридегора 1940-х - 1960-х гг. (главным образом автобиографического характера) выделяются романы с мотивами спиритизма "Флюгерный петух" (1941), "Вот моя рука" (1942) и др. а также исторические романы о жизни рабов в эпоху викингов "Страна деревянных богов" (1940), "Люди утренних сумерек" (1944) и "Жертвенный дым" (1949). Антивоенная направленность свойственна циклу романов "Шведский солдат" (1959), "На восток, солдат!" (1961), "Возвращение" (1963) и др. Автор мемуаров "На бычьих рогах" (1964) и "Лентяй" (1965). Умер в городе Упсала, Швеция, 10 сентября 1968 года. Похоронен на Старом кладбище Уппсалы. Награды: 1968 — Премия Доблоуга; 1947 — Главная премия Девяти. Избранная библиография: 1931 — Den svarta lutan; 1933 — En natt i juli; 1935 — Jag Lars Hård; 1936 — Barmhärtighet; 1936 — Tack för himlastegen; 1937 — Offer; 1938 — Äran och hjältarna; 1939 — Statister; 1940 — Trägudars land; 1941 — Torntuppen; 1942 — Här är min hand; 1944 — Gryningsfolket; 1944 — Kvarnbudet; 1947 — Fäderna: stenåldern; 1948 — Johan From, Lars Hård och andra; 1949 — Offerrök; 1950 — Kvinnoträdet; 1951 — Lars Hård går vidare; 1952 — Johan Vallareman och andra sagor; 1952 — Porten kallas trång; 1953 — Vägen heter small; 1954 — Sommarorgel; 1955 — Larsmässa; 1955 — Lyktgubbarna; 1956 — Flyttfåglarna; 1956 — From och Hård; 1957 — Arvtagarna; 1958 — En bland eder; 1959 — Muren; 1959 — Svensk soldat; 1960 — Soldathustrun; 1961 — Mot öster — soldat!; 1962 — Soldatens kärlek; 1963 — Hemkomsten; 1963 — Den gåtfulla vägen; 1964 — På oxens horn. Сочинения в русском переводе: Стог соломы, "Звезда", 1959, № 8; Цена поэзии. Незваный гость, в сборнике: Шведская новелла XIX—XX вв., Москва, 1964. Литература: Юрьева Л. (Л.Брауде), Рассказы Яна Фридегора, "Звезда", 1959, № 6; Gamby E., Jan Fridegård, Stockh., 1956: En bok om Jan Fridegård, Uppsala, 1957; Schön Ebbe, Jan Fridegård och forntiden, Uppsala, 1973.

Yablonsky (700x663, 324Kb)
1897
Виктор Петрович Яблонский (фамилия при рождении — Зайкин)
российский советский актёр театра и кино, поэт. Непрямой родственник Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город») и известного писателя и публициста Виктора Гольцева. Родился в городе Бердянск, Бердянский уезд, Таврическая губерния, Российская империя. С 1918 по 1921 год служил в Красной Армии, в боях был контужен, вследствие контузии страдал эпилепсией. В 1922 году публикует сборник своих стихов «В сумерках» с графическими иллюстрациями Сергея Полякова. В 1923 году работал в Вахтанговском театре. В 1923—1924 годах работает в Госиздате РСФСР, где исполняет обязанности заведующего столом учёта ответственных работников этого учреждения. В 1925—1926 — сотрудник МХАТа 2го в период руководства его Михаилом Чеховым. Играл второстепенные роли в спектаклях «Блоха» по сказу Н. Лескова, «Петербург» по А.Блоку, «В 1825 году». После окончания двух сезонов 9 апреля 1926 года покинул театр, но в октябре 1926 года просил вернуть его в вспомогательный состав. В 1928 году В.Яблонский вошёл в «девятку» подписантов, которая от имени актёрского цеха осудила заявление М.Чехова об уходе из театра. В первой половине 1920-х годов был дружен с С.Есениным, познакомился с котором ещё в 1916 году. В числе нескольких ближайших друзей поэта был приглашён на его «современную свадьбу» (государственной регистрации брака или церковного венчания не производилось) с Софьей Толстой. Список гостей позже был переделан в шутливое стихотворение:

Приглашение на обручение —
им радость, а нам мучение.
Воронский, Сахаров, Пётр Пильский,
Казанский, Казин, Богомильский,
с ним Аксельрод и Вс. Ива́нов,
Шкловский из «ЛЕФа», 5 болванов,
2 Савкина, один Берлин,
Грузинов, Марк, 5-6 скотин,
Ан. Абрамовна, Като,
т. Либединский без пальто.
Сам Ключарев, Яблонский,
Орешин, Клычков
И даже Бабель
Без очков.

Известен ряд автографов Есенина, адресованных В. Яблонскому, например, автограф стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» и «Калитка моя». В конце 1920-х годов В. Яблонский начал активно сниматься в кинематографе на Ленинградской фабрике «Совкино». В 1925 году подает заявление о выходе из Коммунистической партии, мотивируя свой шаг болезнью и тем, что «чувствует себя балластом». В 1931 году он получает главную роль — командира партизанского отряда Левинсона в фильме «Разгром» по одноимённому роману А.Фадеева. Сам автор высоко отзывался о работе В. Яблонского, считая его талантливым актёром, сыгравшим немало прекрасных ролей. Относительно сыгранного им персонажа в источниках отмечается, что «исполнитель роли Левинсона В. Яблонский обладает всеми типическими этническими чертами человека, носящего именно такую фамилию. Более героического персонажа иудаика в советском кино не знала ни до, ни после фильма режиссёра Н.Береснева». В 1932 году Яблонский, по предложению РАПП, организует Ленинградский филиал Рапповского театра, создает ряд экспериментальных мастерских, работает актёром и режиссёром. Пробуется на роль Чапаева в одноимённом фильме братьев Васильевых. Получает роль казака-пластуна. Из автобиографии: «после передачи роли Чапаева, которую должен был играть, артисту Борису Бабочкину, я принял предложение работать режиссёром в мастерской Сушкевич Ленинградского Дома Ученых.» В 1935 году в прокат выходит фильм «Путь корабля» о вызывающей в тот период всеобщий интерес организации ЭПРОН, где В. Яблонский снова исполняет главную роль — начальника экспедиционной группы комиссара Петрова. Нарастающему успеху тридцативосьмилетнего актёра, воплощающему на экране мужественные волевые образы, не дано развиться: по анонимному сообщению о «неправильной трактовке убийства Кирова» в феврале 1935 года он был исключён из партии и выслан из Ленинграда. В 1939 году попытку реабилитации В. Яблонского предпринимает А.Фадеев. 22 февраля он пишет письмо А.Вышинскому с просьбой восстановить актёра в гражданских правах. Впервые опубликованные в конце XX века документы о личном участии писателя в этом деле, наравне с его помощью Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, другим представителям творческой интеллигенции, комментируются современными историками-литературоведами как факты для формирования более позитивного взгляда на деятельность главы Союза писателей СССР. В конце 1930-х годов Яблонский был реабилитирован и смог вернуться в Ленинград, поскольку Ольга Берггольц, знакомая Яблонского, «с которым связано ощущение целого периода в жизни», упоминает в своём дневнике о его игре 13 марта 1941 года в спектакле «Дон Кихот» Александринского театра, отмечая: «Виктор очень постарел». В начале Великой Отечественной войны В. Яблонский, несмотря на бронь (он мог эвакуироваться с «Ленфильмом» на Урал), ушёл добровольцем в народное ополчение и погиб в первых боях недалеко от Гдова 14 июля 1941 года.
Семья:
Был женат трижды:
Первая супруга — Петрова (Яблонская) Екатерина Ивановна (1925—1934).
Вторая супруга — Гольцева (Яблонская) Вера Викторовна (актриса), дочь известного писателя и публициста Виктора Гольцева.
Третья супруга — Ницца Евгения Александровна (1902—1942), внучатая племянница Софьи Боборыкиной, жены Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город»).
Дочь (от третьего брака) — Марианна Викторовна Яблонская (1938—1980), актриса ЦДТ, Ленинградского театра им. Ленсовета, театра имени Маяковского; режиссёр и писатель;
Дочь (от первого брака) — Ольга Викторовна Яблонская. Внучка Екатерина Ивановна Яблонская.
внучка (от третьего брака с Евгенией Ниццей) — Марианна Аркадьевна Яровская, российско-американский режиссёр документального кино.
Фильмография: 1928 год — Нота на колёсах / Спиридонов, механик-самоучка; 1929 — Конница скачет — прапорщик; 1931 год — Разгром / Левинсон, командир отряда; 1932 год — Возвращение Натана Беккера; 1934 год — Чапаев / казак, эпизод; 1935 год — Путь корабля / Петров Артемий Петрович, начальник партии ЭПРОНа; 1935 год — Ошибка Ильи Громова (не завершен) / Илья Громов. Библиография: Яблонский В. В сумерках: Стихи. С переложением на графику художника Сергея Полякова. — Москва : Типо-Литография Московского Картоиздательского Отдела Корпуса Военной Топографии, 1922. — 16 страниц. — 1500 экземпляров. Литература: Алперс Б.В. Творческий путь МХАТ второго // Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2 томах. Том 2. — Москва : Искусство, 1977. — 519 страниц. — Страницы 3—88; «Чапаев» / Составитель Л.А.Парфёнов. — Москва: Искусство, 1966. — 210 страниц. — (Шедевры советского кино); Захаров А.Н., Кошечкин С.П., Куняев С.П. и др. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в 7 томах. Том 6. Письма / Общая редакция С.И.Субботина. — Москва : Наука, 1999. — ISBN 5-02-011682-3; МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии. — Москва: МХТ имени Чехова, 2010. — 960 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-900020-25-9. — Страницы 132—134.

 (623x699, 97Kb)
1898
Петр Константинович Лещенко (подлинная фамилия - Мартынович)
певец. Мать певца, рано оставшаяся без мужа, была неграмотной крестьянкой. С трех лет мальчик пел в церковном хоре. Позднее, когда мать вторично вышла замуж, семья переехала в Кишинев, а юноша стал певчим архиерейского хора. После возрастной мутации голоса Лещенко сменил амплуа: почти пятнадцать лет он танцевал, сперва один, потом вместе с женой - выпускницей парижского хореографического училища Зинаидой Закит. В 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии, и семья будущего певца оказалась в невольной эмиграции. До тридцатых годов на афишах значился танцор Петр (Петруччо) Мартынович. Эстрадный певец Петр Лещенко "родился" в Риге. Дуэт "Петруччо и Розина" распался, так как жена забеременела. Артист и раньше брал в руки гитару, заполняя паузы в концертах, теперь же пение стало его основным занятием. Не случайно рождение певца произошло в столице Латвии: здесь жили его друзья - композиторы Оскар Строк и Марк Марьяновский, которые написали большинство шлягеров, принесших славу певцу. Записанные на рижской студии "Белаккорд" пластинки расходились по всей Европе. Семья тем временем перебралась в Бухарест, где Лещенко открыл сначала небольшой ресторан "Наш домик", а в 1935 г., когда он стал знаменит после выступления по английскому радио, - фешенебельный ресторан "Петр Лещенко", в котором выступал ежевечерне. Пластинки с записями Лещенко издавались на четырех континентах, буквально во всех странах, кроме его родины. И тем не менее он пользовался огромным успехом и в СССР, особенно после того, как Бессарабия и Прибалтика вошли в состав СССР в 1940 г. и появилось много его пластинок. В годы войны всегда далекий от политики Лещенко был назван врагом, так как в течение двух лет выступал в оккупированной Одессе.



В это время он влюбился девятнадцатилетнюю красавицу певицу Веру Белоусову. Обозленная жена, с которой они уже давно жили порознь, устроила так, что 45-летнего (!) артиста призвали в армию. Несколько месяцев он носил ненавистную форму, но не отказался от своей возлюбленной. Тогда Зинаида пригрозила, что в случае развода отсудит себе и ресторан, и квартиру. Так и случилось. Став почти нищим, Лещенко смог обвенчаться с любимой. Возвратившийся в Бухарест Лещенко искренне приветствовал освобождение Румынии советскими войсками. После выступления перед командованием армии отношение к нему изменилось: они с женой выступали с концертами перед солдатами и офицерами, выпустили пластинку, на которой Петр записал "Темную ночь", а Вера - "Синий платочек". Певец хотел вернуться на родину, но от него требовали, чтобы он ехал один, без жены, так как ей нельзя было возвращаться из-за брака с иностранцем. Отказавшись от таких условий, Лещенко фактически сам себе подписал приговор. Его арестовали во время концерта в городе Брашове (тогда носившим имя Сталина), а вскоре забрали и жену, которую приговорили к высшей мере, замененной 25-летним заключением. О судьбе мужа Вера Георгиевна узнала спустя много лет, вернувшись из лагеря на Урале. Лещенко умер в бухарестской тюрьме в 1954 года. не то от голодовки, не то от отравления, а вероятнее всего из-за болезни - язвы желудка.

Piotr Potworowski (700x384, 181Kb)
1898
Пётр (Тадеуш) Потворовский (польское имя — Piotr Potworowski)
польский живописец, график и педагог. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. Пётр Потворовский является одним из крупнейших представителей абстрактной живописи в польском искусстве после Второй мировой войны. Потворовский изучает живопись сперва в Варшаве, а затем учится в Академии изящных искусств в Кракове. В 1915—1918 годах он много путешествует по России. В 1924—1933 годах живёт в Париже и входит в состав парижской группы польских художников Парижский комитет (каписты). «Парижский комитет» являлся ветвью краковской Академии, имевшей целью популяризацию польского искусства в Европе после обретения независимости Польшей.
Potworowski-Komitet_Paryski_(1925) (700x490, 254Kb)
Парижский комитет в 1925 r. внизу в центре — Ханна Рудцка и Ян Цыбис (слева), Юзеф Чапский (второй ряд в центре) , Артур Нахт-Самборский, Зигмунт Валишевский, Пётр Потворовский, Юзеф Ярема
С 1926 года П.Потворовский серьёзно занимается живописью. В 1937 году он завоёвывает серебряную медаль на парижской Всемирной выставке. В 1939 году едет из Каунаса в Швецию, оттуда во Францию. После занятия последней немецкими войсками, в 1941 году эмигрирует в Англию. Во время пребывания в этой стране у художника вырабатывается свой, особенный стиль писования. Пишет он в основном пейзажи, на которых главная роль отведена распределению красок по полю, иногда — просто расположение цветовых пятен на этих абстрактных картинах. Работы П.Потворовского пользовались в Великобритании большим успехом. С 1949 года Потворовский — профессор в Академии художеств в Бате. В 1958 он возвращается в Польшу, живёт в Познани. В 1959 году принимает участие в выставке современного искусства документа II в Касселе. В 1960 году представляет Польшу на биеннале в Венеции, где был отмечен премией. Умер в родном городе 24 мая 1962 года. Литература: Ausstellungskatalog zur documenta II (1959) in Kassel: II.documenta´59. Kunst nach 1945; Katalog: Band 1: Malerei; Band 2: Skulptur; Band 3: Druckgrafik; Textband; Kassel/Köln 1959
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 14 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»