1894
Хосе Карлос Мариатеги (испанское имя — José Carlos Mariátegui La Chira)
перуанский деятель рабочего движения, писатель, публицист, литературный критик и журналист, социальный и политический философ, социолог и историк, теоретик марксизма. Родился в городе Мокегуа, Перу, в семье бедного служащего, бросившего семью, когда Мариатеги был ещё ребёнком; вместе с братом и сестрой воспитывался матерью. В детстве (в 1902 году) получил сильную травму левой ноги, от которой так и не смог полностью оправиться. Из-за этой травмы ему пришлось оставить школу, и свои энциклопедические знания он получил в процессе самообразования. Изначально мечтал стать римско-католическим священником, но с возраста 14 лет был вынужден начать работать на типографии, пройдя путь от посыльного и чернорабочего до журналиста: печатался в газете «La Prensa» и журнале «Mundo Limeño», а затем в более левом издании «El Tiempo». Со второй половины 1910-х годов начал активно участвовать в рабочем движении, основав журнал «La Razón», пропагандируя социалистические идеи и поддерживая борьбу за университетскую реформу и забастовки за восьмичасовой рабочий день, а также снижение стоимости товаров первой необходимости. За свою политическую деятельность в 1919 году был выслан правительством Аугусто Легия из страны и эмигрировал в Европу, путешествуя по Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Чехословакии. В Европе он встречался с многими левыми политиками и деятелями культуры, такими как Максим Горький, Г.В.Чичерин, Анри Барбюс и Антонио Грамши. В итоге, он осел в Италии, где женился и совместно с ещё несколькими перуанскими эмигрантами создал марксистский кружок. Он был свидетелем оккупаций заводов Турина рабочими в так называемое «Красное двухлетие», а в январе 1921 года присутствовал XVII съезде Итальянской социалистической партии в Ливорно, на котором произошёл исторический раскол, приведший к формированию коммунистической партии. Когда он покинул страну в 1922 году, Бенито Муссолини уже был на пути к власти; в восходившем фашизме Мариатеги увидел ужасную цену, которую общество в условиях кризиса платило за провалы левого движения.
Мариатеги на Генуэзской конференции, 1922 год.
Мариатеги вернулся на родину в 1923 году и вновь начал принимать активное участие в рабочем движении, в деятельности профсоюзов, студенческих объединений и народных университетов. Он также первым начал применять марксистские методы к изучению Перу, Одним из первых дав марксистский анализ истории и культуры Латинской Америки. Кроме того, он вступил в контакт с Виктором Раулем де ла Торре, возглавлявшим Американский народно-революционный альянс (APRA); поскольку тот был изгнан из страны, Мариатеги в октябре 1923 года сменил его в качестве редактора журнала «Claridad». Пятый выпуск издания в марте 1924 года был посвящён В.И.Ленину. В 1924 году последствия его травмы обострилась настолько, что ногу пришлось ампутировать. В 1926 году основал общественно-политический и литературный журнал Amauta как форум для обсуждения проблем социализма, искусства и культуры в Перу и всей Латинской Америки. На его страницах активно печатался и он сам, первоначально поддерживая политику Американского народно-революционного союза как широкого антиимпериалистического и демократического фронта. В 1927 году был арестован и помещён в военный госпиталь, после ещё несколько раз подвергался домашнему аресту. С 1928 года он также издавал рабочую газету «Labor». В 1928 году вместе с Уго Пеше основал Перуанскую социалистическую партию (после 1930 года переименованную в коммунистическую) и был избран её первым генеральным секретарём. Вскоре он также стал одним из основателей Всеобщей конфедерации трудящихся Перу (CGTP), которую затем представлял в качестве делегата на учредительном съезде Латиноамериканской конференции профсоюзов в Монтевидео. Умер в городе Лима, Перу, от послеоперационных осложнений, 16 апреля 1930 года. Похоронен на кладбище «Пастор Матиас Маэстро». Несмотря на раннюю смерть в неполные 36 лет, Мариатеги считается одним из самых влиятельных латиноамериканских социалистов XX века. Его важнейшая работа — «Семь очерков истолкования перуанской действительности» (испанское название — 7 ensayos de Interpretación de la Realidad Peruana) (1928), посвящённая различным вопросам истории, социологии и литературы Перу, в которой, в частности, он выступал против перуанских латифундистов и в поддержку коренных народов страны. Начиная с экономической истории страны, книга переходит к обсуждению «индейской проблемы», которую Мариатеги находил центральной как для понимания исторической эволюции Перу, так и для анализа национальной ситуации в XX веке. Её он считал неразрывно связанной с решением «земельного вопроса». Другие очерки были посвящены проблемам народного образования, религии, литературы, регионализма и централизма. Суть взглядов Мариатеги сводилась к тому, что социалистическая революция в Латинской Америке должна развиваться на основе местных условий и особенностей (включая традиционные для индейского общества формы коллективизма), не копируя в точности европейский опыт.
Мариатеги с братом Хулио Сезаром в детстве, 1904 год. Автобиография
В 1926 году один из аргентинских друзей Мариатеги обратился к нему с просьбой сообщить для последующего опубликования о наиболее существенных моментах его жизни. Ответ Мариатеги уместился на одном листке и содержал следующие данные:
«Я родился в 1895 году. В 14 лет поступил в редакцию газеты подсобным рабочим. В газетах работал до 1919 года (сначала в „Ла Пренса“, затем в „Эль Тьемпо“ и, наконец, в „Ла Расон“). В последней газете мы выступали за университетскую реформу. С 1918 года, когда я уже по горло был сыт креольской политикой, я решительно повернул к социализму, порвав с первоначальными увлечениями литератора, зараженного декадентством и утонченным византийством конца века, которые в то время расцвели пышным цветом. С конца 1919 года до середины 1923 я путешествовал по Европе. Больше двух лет прожил в Италии, где усвоил некоторые идеи, здесь же познакомился со своей будущей женой. Я был во Франции, Германии, Австрии и других странах. Из-за жены и сына я не смог поехать в Россию. Будучи в Европе, я договорился с несколькими перуанцами о социалистической деятельности. Статьи этого времени отражают развитие моих социалистических убеждений. После возвращения в Перу в 1923 году в своих репортажах, лекциях в Студенческой федерации и Народном университете, статьях и т. д. я разъяснял положение в Европе и начал работу по исследованию национальной действительности в соответствии с марксистским методом. Я уже говорил, что в 1924 году чуть было не отправился на тот свет. Я потерял ногу. Положение было очень серьезным. Конечно, спокойное существование помогло бы мне полностью излечиться. Но ни бедность, ни беспокойство духа не позволяют мне вести спокойную жизнь. Я опубликовал всего одну книгу. Вы её знаете. Недавно я закончил еще две книги. Предполагаю писать и впредь. Вот в нескольких словах история моей жизни. Не думаю, что стоит публиковать её. Но я не мог отказать Вам в Вашей просьбе. Да, чуть было не забыл: я самоучка. Когда-то поступил в университет в Лиме с единственной целью — изучить латынь в пределах, необходимых для моей научной работы. В Европе я тоже посещал лекции. Но никогда я не решался отказаться от своего внеуниверситетского положения…»
1894
Мария Аделаида (полное имя — Мари Аделаида Терезия Хильда Антония Вильгельмина; люксембургское имя — Marie Adélaïde Theresia Hilda Antonia Wilhelmina vu Lëtzebuerg; французское имя — Marie Adélaïde Thérèse Hilda Antonie Wilhelmine)
великая герцогиня Люксембургская с 1912 по 1919 годы. Родилась в замке Берг, Кольмар-Берг, Мерш, Люксембург, Люксембург. Старшая из шести дочерей великого герцога Люксембургского Вильгельма IV и Марии Анны Португальской, 10 июля 1907 года Мария-Аделаида была провозглашена наследницей престола Вильгельмом IV, не имевшим наследников мужского пола. Поэтому, когда её отец умер 25 февраля 1912 года, она стала первой правящей Великой герцогиней Люксембурга и первым монархом Люксембурга начиная с 1296 года (после Иоганна Слепого, короля Богемии), фактически родившимся в этой стране. Великая герцогиня проявляла большой интерес к политике, и принимала активное участие в управлении и политической жизни Великого герцогства. Тем не менее в стране назревал политический кризис. После смерти премьер-министра Поля Эйшена (1915), бессменного ещё со времени Великого герцога Адольфа, Мария Аделаида только за один год пять раз давала отставку правительству. Среди политиков игнорировались аннексионистские стремления Германии, Франции и особенно Бельгии. Во время Первой мировой войны Мария имела довольно тёплые отношения с немецкими оккупантами, за которые резко критиковалась после окончания войны. Несмотря на то, что она ни разу не нарушила конституцию, в январе 1919 в парламенте начали требовать её отречения. В то же время, крупные политические деятели соседних Франции и Бельгии поддерживали захватнические планы в отношении Люксембурга и были заинтересованы в дискредитации Марии-Аделаиды. После консультации с Премьер-министром, 14 января 1919 года Мария Аделаида отказалась от престола в пользу своей младшей сестры Шарлотты. В 1920 году Мария Аделаида ушла в монастырь Кармелиток в Модене, Италия. Позже, в Риме она присоединилась к «Сестричкам Бедности», взяв себе имя «Сестра Мари Бедности». Её ухудшающееся здоровье не позволило ей остаться монахиней, и она в конце концов была вынуждена покинуть монастырь. Она тогда переехала в замок Гогенбург, Ленгрис, Бад-Тёльц, Верхняя Бавария, Бавария, Германская империя, где и умерла от гриппа 24 января 1924 года. 22 октября 1947 года, её тело было похоронено в герцогском склепе собора Богоматери в городе Люксембург. Награды: Кавалер Большого креста ордена Золотого льва Нассау; Кавалер Большого креста ордена Адольфа Нассау; Большой крест ордена Дубовой короны. Литература: O’Shaughnessy, Edith. Marie Adelaide, Grand Duchess of Luxemburg, Duchess of Nassau. — N. Y.: Jonathan Cape and Robert Ballou, 1932; Schous, Marie. Marie Adelheid van Nassau, Groothertogin van Luxemburg. — 's Hertogenbosch: G. Mosmans, 1931; Zenner, Theodor. Marie Adelheid: Lebensbild der verstorbenen Grossherzogin von Luxemburg. — 1925; Marburg, Theodor. The Story of a Soul. — Phil.: Dorrance, 1938; Leighton, Isabel, and Bertram Bloch. Marie-Adelaide: A Play. — N. Y.: Rialto Service Bureau.
1894 Мишель Мишле (до эмиграции — Михаил Исаакович Левин, французское имя — Michel Lévine)
американский композитор, работавший в Европе и США. Известен главным образом как кинокомпозитор. Вводные титры к американскому фильму «Погоня» (1946) с именем композитора Родился в городе Киев, Российская империя. Свой профессиональный путь он начал в консерваториях Санкт-Петербурга и Киева, где с 1919 по 1921 годы преподавал сам. Около 1913 года Левин обучался в Германии, в Лейпциге, затем в Вене, Австрия. Первоначально он специализировался, как музыкант-виолончелист, но потом начал сочинять музыку к балетным и театральным постановкам. С расцветом кинопроизводства в Европе (1929) Мишле переехал в Париж, где вскоре примкнул к киноиндустрии. С 1937 года он начал подписывать свои работы псевдонимом Мишель Мишле, но также использовал подлинное имя во французской транскрипции. Он сочинял композиции для многих фильмов своих соотечественников, также работавших в Европе, режиссёров Виктора Туржанского и Евгения Лурье. Будучи евреем по происхождению, Левин покинул оккупированную немцами Францию и поселился в Лос-Анджелесе. Там он писал музыку к художественным, документальным, а также образовательным фильмам для Информационного агентства США. Дважды Мишле (также назывался на английский манер Майкл Мишле) был номинирован на «Оскар» за композиции к фильмам «Голос на ветру» («A Voice in the Wind») и «Обезьяна» («The Hairy Ape»). С началом 1950-х Мишле пишет музыку к европейским фильмам Италии, Франции и Германии.
В общей сложности он сочинил мелодии к более 100 фильмам. Затем он вновь возвращается в США, где лишь изредка сочиняет музыку для большого экрана, сосредоточившись на композициях классических произведений: оратории, панихиды и сонаты для виолончели и фортепиано. В этот период он сотрудничает с Мстиславом Ростроповичем. Последняя крупная работа Мишле была опубликована в 1989 году. Мишель Мишле скончался в городе Лос-Анджелес, Калифорния, США, 28 декабря 1995 года. Фильмография: 1930: Конец мира (La fin du monde); 1930: La femme d’une nuit; 1932: Monsieur Tugendsam (Le rosier de Madame Husson); 1932: Ce cochon de Morin; 1933: L’abbé Constantin; 1933: La voix sans visage; 1934: Le scandale; 1934: Ademaï aviateur; 1935: Sous la terreur; 1935: Чёрные глаза (Les yeux noirs); 1935: Товарищ; 1936: Mister Flow; 1936: Тревога в женском пансионе (Le mioche); 1936: Битва за Мадлен (La porte du large); 1936: Бурлаки на Волге (Les bateliers de la Volga); 1937: Заклеймённый (Forfaiture); 1937: Ностальгия (Nostalgie); 1937: Ложь Нины Петровны (Le mensonge de Nina Petrovna); 1937: С полуночи (Ab Mitternacht); 1938: Серж Панин; 1938: Серьёзное решение (Alerte en méditerranée); 1938: Эмигрантка (L’émigrante); 1939: Отзыв (Rappel immédiat); 1939: Ловушки (Pièges); 1940: 24 heures de perm’; 1942: Miss Annie Rooney; 1943: Голос на ветру (A Voice in the Wind); 1944: Обезьяна (The Hairy Ape); 1944: Музыка для миллионов (Music for Millions); 1945: Дневник горничной (Diary of a Chambermaid); 1946: Погоня (The Chase); 1946: Соблазнённые (Lured); 1947: Сирена Атлантиды (Siren of Atlantis); 1948: Человек на Эйфелевой башне (The Man on the Eiffel Tower); 1948: Удар (Impact); 1948: Застава в Марокко (Outpost in Morocco); 1949: Сирена Атлантиды (Siren of Atlantis); 1950: Однажды вор (Once a Thief); 1950: Тарзан и богиня джунглей (Tarzan’s Peril ); 1951: М (M); 1953: Форт Алжира (Fort Algiers); 1955: тайна сестры Ангелики (Le secret de sœur Angèle); 1955: Миссионер (Un missionaire); 1956: Сын шейха (Los amantes del desierto); 1957: Афродита (Aphrodite); 1957: La venere di Cheronea; 1958: Поликушка (Polikuschka); 1958: Петербургские ночи (Petersburger Nächte); 1958: Бенгальский тигр (Der Tiger von Eschnapur); 1959: Индийская гробница (Das indische Grabmal); 1961: До конца дней (Bis zum Ende aller Tage); 1962: Царица для Цезаря (Una regina per Cesare); 1963: Капитан Синдбад (Captain Sindbad); 1964: Торговля (Un commerce tranquille). Литература: Glenzdorfs Internationales Film-Lexikon, Band 2, S. 1133, Bad Münder 1961; Jürgen Wölfer, Roland Löper: Das große Lexikon der Filmkomponisten. S. 352 f., Berlin 2003.
1895
Джон Джеймс «Джек» Адамс (John James «Jack» Adams)
канадский профессиональный хоккеист, тренер и генеральный менеджер. Родился в городе Форт-Уильям, Онтарио, Канада. Играл на позиции центрального нападающего. 10 лет играл в клубах Торонто, Ванкувера и Оттавы. Известность получил благодаря своей 36 летней работе в команде Детройт Ред Уингз в качестве тренера и генерального менеджера. Адамс также был президентом Центральной хоккейной лиги. Умер в городе Детройт, штат Мичиган, США, 1 мая 1968 года. Достижения: Обладатель Кубка Стэнли как игрок 1918 года (в составе Торонто) и 1927 года (в составе Оттавы); Обладатель Кубка Стэнли как менеджер-тренер в 1936, 1937 и 1943 годах (в составе Детройта); Обладатель Кубка Стэнли как менеджер в 1950, 1952, 1954, 1955 годах (в составе Детройта);В его честь названа Награда имени Джека Адамса (Jack Adams Award), которая вручается с 1974 году лучшему тренеру в НХЛ; Обладатель Lester Patrick Trophy 1966 года; Введен в Зал хоккейной славы в 1959 году; Тренер первой команды всех звёзд в 1937 и 1943 годах; Тренер второй команды всех звёзд в 1945 году.
1895
Силвио Лагрека (португальское имя — Silvio Lagreca)
бразильский футболист, полузащитник и тренер. Родился в городе Пирасикаба, Бразилия. Первый тренер сборной Бразилии. На клубном уровне Силвио Лагрека выступал за клубы «Сан-Бенто» и «Ботафого». Он начал свою карьеру в «Сан-Бенто» в 1914 году и выиграл с этой командой чемпионат Сан-Паулу в первый же год своей игры. Затем выступал за «Ботафого» с 1922 по 1925 год. В сборной Бразилии Лагрека дебютировал 21 июля 1914 года в первом матче бразильской национальной команды в истории, в этой игре бразильцам противостояла английская команда «Эксетер Сити». В том же году Лагрека со сборной одержал победу в первом розыгрыше кубка Рока. В 1916 году, Лагрека поехал на южноамериканский чемпионат, на котором бразильцы заняли третье место из четырёх. Лагрека участвовал на этом турнире в качестве игрока и тренера, проведя на поле все 3 матча. На чемпионат Южной Америки 1917 года Лагрека поехал в качестве играющего тренера, вновь проведя все три игры. 16 октября 1917 года Лагрека провёл свой последний матч за сборную с Уругваем. Также он дважды в 1935 и 1940 году тренировал бразильскую сборную. Умерт в городе Сан-Паулу, Бразилия, 29 апреля 1966 года. Интересный факт
12 июля 1916 год на матче Уругвай—Бразилия на трибунах начался пожар. Зрители в панике бежали с трибун, на которых развевались флаги. Три флага стран-участниц зрители унесли с собой, но бразильский флаг остался на месте. Тогда Лагрека, надев на себя куртку, поднялся по матче и взял флаг, получив несколько ожогов. После того, как Лагрека спас флаг, полиция Аргентины, где проходил матч, хотела забрать флаг себе, но Лагрека его не отдал, за что был отправлен в местную тюрьму. Однако после вмешательства председателя правления футбола Аргентины он был отпущен на свободу. Достижения: Чемпион штата Сан-Паулу: 1914; Облдатель кубка Рока: 1914.
1895
Сюзанна Леонгард (немецкое имя — Susanne Leonhard; имя при рождении — Сюзанна Кёлер, Susanne Köhler)
немецкая писательница. Мать советолога Вольфганга Леонгарда. Родилась в городе Ошац, Лейпциг, Королевство Саксония, Германский рейх. Отец Сюзанны умер в 1895 году, после его смерти девочка воспитывалась у деда-банкира. Училась в городской школе в Ошаце, затем в течение двух лет воспитывалась в интернате в Лейпциге, в 1912—1915 годах получала образование в школе для девочек в Хемнице, где получила аттестат зрелости. В 1915—1919 годах Сюзанна Кёлер изучала математику и философию в университетах Гёттингена и Берлина. Со студенческих лет придерживалась левых политических взглядов, активно участвовала в организации свободных студентов и в 1916 году вступила в организацию либкнехтовской молодёжи («Союз Спартака»). Занималась журналистикой и писала статьи для изданий Минны Кауэр. В 1919—1920 годах работала секретарём редакции нелегального издания «Корреспонденция коммунистических советов» (Kommunistische Räte-Korrespondenz) в Берлине. В 1918 году Сюзанна Кёлер вышла замуж за поэта-экспрессиониста и драматурга левых взглядов Рудольфа Леонгарда. Брак был расторгнут уже в 1919 году. В 1920 году вступившая в ряды КПГ Сюзанна Леонгард переехала в Вену, где работала на должности руководителя пресс-бюро советского полпредства в Австрии. В 1921 году вышла замуж за посла Советской России в Австрии Мечислава Бронского. Этот брак также не выдержал испытаний временем и вскоре был признан недействительным, поскольку был заключён только по советским законам. Рудольф Леонгард, первый муж Сюзанны, в 1921 году официально признал себя отцом Вольфганга Леонгарда. В этот период увидела свет первая крупная работа Сюзанны Леонгард, посвящённая подпольной литературе в революционной Германии времён мировой войны. Уже в 1922 году Леонгард вернулась в Берлин и вновь обратилась к журналистике. Она писала преимущественно для коммунистической печати, позднее, после своего выхода из КПГ из-за идеологических разногласий в 1925 году, — для левобуржуазных изданий. Участвовала в работе марксистского дискуссионного кружка, организованного в Берлине Карлом Коршем, где бывали Бертольт Брехт и Альфред Дёблин. После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году Сюзанне Леонгард было отказано в приёме в идеологизированное профессиональное объединение, вследствие чего она лишилась права заниматься публицистикой. Она зарабатывала на жизнь, работая танцовщицей благодаря своему хореографическому образованию в школе Вигман, полученному в 1920-е годы, и участвовала в коммунистическом сопротивлении, выполняя функции курьера. В марте 1935 года Леонгард выехала в Швецию, где узнала об угрожавшем ей аресте, поэтому вместе с сыном эмигрировала в СССР. В Москве Леонгард работала преподавателем немецкого языка, но уже в 1936 году была арестована и провела двенадцать лет в исправительно-трудовом лагере в Воркуте и Сибири. Её сын Вольфганг воспитывался без матери в Москве. В 1945 году он вернулся вместе с группой Ульбрихта в Германию и быстро продвигался по карьерной лестнице в Советской зоне оккупации Германии. В 1948 году при содействии Вильгельма Пика Вольфгангу удалось добиться освобождения матери из заключения. В 1949 году, незадолго до образования ГДР, Вольфганг Леонгард бежал из Восточной Германии на Запад, где стал ведущим экспертом по СССР и сталинизму. В августе 1948 года Сюзанна Леонгард вернулась в Германию. Сначала проживала в Восточном Берлине, но весной 1949 года переехала в Западную Германию, где была арестована американской контрразведкой и содержалась в заключении до 1950 года. Несмотря на свои антисталинистские взгляды она отказалась сотрудничать с американцами. После своего освобождения Сюзанна Леонгард обосновалась в Штутгарте. Вступила вслед за сыном в левую Независимую рабочую партию Германии, следовавшую югославским идеям построения социализма. В 1960-е годы руководила местным отделением Немецкого союза свободомыслящих и тесно сотрудничала с независимыми левыми социалистами, например, Фрицем Ламмом. Умерла в городе Штутгарт, ФРГ, 3 апреля 1984 года. Сочинения: Unterirdische Literatur im revolutionären Deutschland während des Weltkrieges. Berlin 1920; Gestohlenes Leben. Schicksal einer politischen Emigrantin in der Sowjetunion. Europäische Verlagsanstalt, Frankfurt am Main 1956; Fahrt ins Verhängnis. Als Sozialistin in Stalins Gulag. Herder, Freiburg im Breisgau 1983, ISBN 3-451-07998-4. Переводы на русский язык: Дран Э., Леонард С. Подпольная литература революционной Германии за время мировой войны. — Москва : Красная новь, 1923. — 176 страниц.
1895
Владимир Кузьмич Турбасов
советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников. Турбасов Владимир Кузьмич родился в городе Псков, Российская империя. Его родители были выходцами из крестьянской среды: родиной матери была деревня Большое Загорье, дед служил у помещика кучером и был крепостным. В юности В.Турбасов занимался в вечерних рисовально-технических классах, размещавшихся в Поганкиных палатах, у художника П.М.Коренева, выпускника Академии художеств. В 1913 году уезжает в Петербург, где поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, занимается у Н.К.Рериха, Г.М.Бобровского, А.А.Рылова, И.Я.Билибина. После окончания школы в 1915 призывается в армию. После революции в 1919 году возвращается во Псков. В 1920 году вместе с другими псковичами участвует в «Выставке картин русских художников», где экспонировались работы известных мастеров — Бориса Григорьева, Александра Бенуа, Константина Сомова, Марка Шагала. В псковский период жизни, продолжавшийся до 1929 года, Турбасов работал художником-декоратором в Народном доме им. Пушкина, занимался рекламой, изготовлением и реставрацией театральной бутафории, а также оформлением спектаклей, которых на его счету было более десятка. Занимаясь агитационно-массовым искусством, изготовил и расписал знамя Псковской караульной роты (1920), создал для различных учреждений города (и более всего для Дома Красной Армии) множество панно, стендов, плакатов агитационного содержания. В 1929 Турбасов переезжает в Ленинград, где происходит окончательное становление художника. Он становится членом АХРР, с 1933 года начинает участвовать в выставках ленинградских художников. Став членом Ленинградского Союза художников, участвует в 1935 году в первой организованной Союзом художников выставке в Русском музее, представив портреты А.И.Берзцема, З.И.Пискуновой и пейзаж "В овраге". В дальнейшем писал портреты, пейзажи, жанровые картины. Персональные выставки во Пскове (1977) и в Ленинграде (1985). Скончался в 1986 году в Ленинграде. Произведения В.К. урбасова находятся в Государственном Русском музее, Псковском музее-заповеднике, в других музеях, а также частных собраниях в России, Германии, Франции, Великобритании и других странах. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, в 1986 году. Выставки: 1956 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников; 1957 год (Ленинград): 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Источники: 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. - Ленинград : Ленинградский художник, 1958. - страница 32; Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. – Ленинград : Ленинградский художник, 1958. – страница 24; Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — Москва : Советский художник, 1979. — страница 453; Владимир Кузьмич Турбасов. Выставка произведений. Каталог. – Ленинград : Художник РСФСР, 1985; Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Ленинград : Художник РСФСР, 1980. — страница 123; Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. — London: Izomar Limited, 1998; Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — страницы 382, 385, 402. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
1895
Хомер Хойт (Homer Hoyt)
американский экономист, специализировавшийся на оценке недвижимости, автор секторной модели (модели Хойта), которая формулирует развитие города вдоль транспортных коридоров за счет однородных видов экономической деятельности, а сам город представляет собой круг, разделенный на сектора с различными видами использования земли. Хойт родился в городе Сент-Джозеф, штат Миссури, США. В 1913 году окончил Канзасский университет со степенью бакалавра экономики, в 1915 году получил степень магистра экономики в Канзасском университете, а в 1918 году докторскую степень по праву в Чикагском университете, а после в 1933 году докторскую степень по экономике в Чикагском университете. Преподавательскую деятельность начал в 1917 году в Белойт-Колледже, в дальнейшем преподавал экономику в различных университетах: в 1918—1919 году в Делавэрском университете, в 1920 году в Мичиганском университете, в 1921—1923 годах в университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, в 1924—1925 годах в Миссурийском университете. С 1925 года становится консультантом и брокером на рынке недвижимости в Чикаго. Собранные данные в период с 1925 по 1933 год помогли защитить докторскую диссертацию и опубликовать книгу «100 лет оценки земли в Чикаго» в 1933 году. В 1934—1940 годах Хойт работал экономистом в Федеральной жилищной администрации, а в 1941—1943 годах директором по исследованиям Чикагской плановой комиссии, в 1943—1946 годах директором экономических исследований в Ассоциации регионального плана Нью-Йорка. В 1946 году преподавал в качестве приглашенного профессора Массачусетского технологического института и Колумбийского университета. В 1946—1974 годах Хойт работал в собственной консультационной компании на рынке недвижимости и сам выступал в качестве инвестора, приобретая коммерческую недвижимость. В 1953 году переехал в Вашингтон, где и остался до конца своей жизни, скончавшись от пневмонии в городе Силвер-Спринг, штат Мэриленд, США, 29 ноября 1984 года Основной вклад в науку
Хойт сделал значительный вклад в развитие в своей области, разработав новый подход к историческому анализу стоимости земли, который использует первичные данные и методы картирования. Применив эту методику для оценки жизнеспособности пригородов и разработки стратегий вмешательства, его подход совместим в сочетании таких факторов как состояния жилья, транспортная доступность и доля национальных меньшинств в пригородах, и сопоставляется наложением карт. Данный подход позволяет оценить риски пригородов для ипотечного кредитования. В то время пригороды со смешанными национальными меньшинствами считались нестабильными, «красными» (из-за цвета, используемого на картах для обозначения высокого риска). Из этого подхода возникла секторальная модель, которая заменила модель концентрических зон города Эрнста Бёрджесса. Хойт предложил метод анализа экономической базы, что позволило муниципальным и государственным органам власти оценивать потенциальный рост населения на основе сочетания базовых и не базовых факторов занятости в рамках собственных экономик, что позволило анализировать прибыльные места для торговых центров и давать оценки их вероятных доходов, а самого Хойта сделала главным консультантом страны по вопросам недвижимости. Учебник Хойта с принципами анализа недвижимости в соавторстве с А.Веймером выдержал семь изданий, был опубликован в различных профессиональных и академических журналах. Его наследие продолжает Институт имени Хомера Хойта, занимающийся исследованиями рынков недвижимости, и предоставляющий расширенные исследования. Институт работает для повышения квалификации специалистов в области недвижимости. Модель Хойта
Модель Хойта (секторная модель) предложена Х.Хойотом в 1939 году в работе «Структура и рост жилых пригородов в американских городах», является модификацией модели концентрических зон города Э. Бёрджесса и относится к ранним экспортно ориентированным региональным моделям. История создания
Х.Хойт при разработки прогноза роста численности населения городов для определения спроса на новое жилье и оценки необходимых объёмов жилищного строительства исходил из того, что рост региона зависит от экзогенных переменных как в своей первой работе «100 лет оценки земли в Чикаго» 1933 года, так и в последующей работе 1939 года «Структура и рост жилых пригородов в американских городах», где предложил саму модель. Модель формулируется как развитие территорий вдоль транспортных коридоров (железнодорожных и автомобильных дорог и прочих) за счет однородных видов экономической деятельности. Город представляет собой круг, разделенный на сектора с различными видами использования земли. Виды землепользования, образуясь в центре города или на границе центрального делового района, развиваются вдоль сектора по направлению к границе города. В связи с тем, что домохозяйства с низким уровнем находятся рядом с железнодорожными путями и коммерческими учреждениями, чтобы быть ближе, Хойт предположил, что города прирастали клиновидными структурами – секторами, исходящих из центрального делового района (ЦДР) и центрируются на основных транспортных маршрутах. Более высокий уровень доступа означает увеличение стоимости земли, а значит коммерческие функции будут оставаться в ЦДР, а производственные функции в секторах, жилые функции развиваются также в секторах, при удалении от промышленных секторов формируются зоны жилых построек с высоким уровнем доходов. Память
В 1967 году был основан Институт Хомера Хойта. Это независимый некоммерческий исследовательский и образовательный институт, который способствует повышению качества государственных и частных инвестиционных решений в сфере недвижимости. Библиография: Hoyt H. The inequality in the distribution of wealth and income in the United States. – Journal of the American Statistical Association, 1923, 18 (141), pp. 650—651; Hoyt H. One Hundred Years of Land Values in Chicago. — Chicago: University of Chicago Press, 1933; Hoyt H. The structure and growth of residential neighborhoods in American cities. — Chicago, IL: Chicago University Press, 1939, p.178. - ISBN 978-5-8787-5241-1; Hoyt H., Weimer A. Principles of urban real estate. – New York: Roland Press, 1939; Hoyt H. Forces of urban centralization and decentralization. American Journal of Sociology, 1941, 46(6), pp.843—852; Hoyt H. Is city growth controlled by mathematics or physical laws? Land Economics, 1951, 27(3), pp.259—262; Hoyt H. Homer Hoyt on development of economic base concept. Land Economics, 1954, 30(2), pp. 182—186; Hoyt H. Changing patterns of land values. Land Economics, 1960, 36(2), pp.109—117; Hoyt H. World urbanization: Expanding population in a shrinking world. – Washington, DC: The Urban Land Institute, 1962.
1895
Клифф Эдвардс (Clifton Avon Edwards)
американский певец, актёр и музыкант, популярный в 1920-х — 1930-х годах. Родился в городе Ханнибал, штат Миссури, США. Он был первым исполнителем песни «Поющие под дождём», аккомпанировал себе на укулеле, инструменте, которым он виртуозно владел. Умер в Голливуде, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 17 июля 1971 года. Похоронен на кладбище Мемориального парка «Вальхалла». Награды: Легенды Диснея (2000); Зал славы премии «Грэмми» (2002). Избранная фильмография: 1935 — Скандалы Джорджа Уайта 1935 года — Дуд; 1939 — Унесённые ветром; 1929 — Голливудское ревю 1929 года — камео; 1940 — Его девушка Пятница; 1940 — Пиноккио (озвучивание); 1942 — Дамбо (озвучивание); 1943 — Сокол наносит ответный удар — Голди Локк; 1947 — Весёлые и беззаботные (озвучивание).
1896
Сэмюэл Мосберг (Samuel Mosberg)
американский боксёр, олимпийский чемпион. Сэмюэл Мосберг родился в городе Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, США. В 1912 году занялся боксом. В 1920 году не прошёл отбор на Олимпийские игры в Антверпене, но ему было позволено поехать в качестве запасного члена команды. В Антверпене его всё-таки допустили к состязаниям, и он завоевал золотую медаль, победив в одной из схваток одним из быстрейших нокаутов в истории бокса. По возвращении с Олимпийских игр Сэмюэл Мосберг перешёл в профессионалы, и в течение трёх лет выступал на профессиональном ринге. Умер в родном городе 30 августа 1967 года.
1896
Коминс Мэнсфилд (Comins Mansfield)
английский шахматный композитор; гроссмейстер (1972) и арбитр (1957) по шахматной композиции. Составитель двухходовых задач. Президент Постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции (1966—1971). Редактор рубрики «Избранные двухходовки с комментариями» в журнале «Проблемист» (1947—1982). За заслуги в области шахматной композиции удостоен титула — «Почётный член британского Содружества» (1976). С 1911 опубликовал около 1300 задач, примерно половина из которых удостоена отличий на конкурсах (в том числе свыше 100 — первых призов). Задачи Мэнсфилда отличаются оригинальной идеей, предельной экономичностью, чистотой и выразительностью замысла. Излюбленные мотивы его задач: красивая игра батареи (одна из разновидностей игры батареи названа его именем), механизм полусвязывания фигур, шахи белому королю. Активно сотрудничал с «Гуд компаньон». В книге «Век двухходовки» (1941), подытожившей развитие двухходовки за 100 лет, наибольшее число задач (8 из 100 опубликованных) принадлежит Мэнсфилду. Коминс Мэнсфилд родился в деревне Уитеридж, в нескольких милях от города Тивертон, расположенного в графстве Девон, Англия, Великобритания. Отец - Герберт Джон Мэнсфилд. С 13 лет Коминс учился в школе в Тивертоне, в это время вслед за отцом начал интересоваться шахматами. Отец Коминса долгое время играл в шахматы по переписке.Как и у многих жителей сельской местности графства Девон, в те времена у него было мало возможностей для очной игры, поэтому он уделял много внимания решению задач. В отличие от отца, который занимался только решением задач, Коминс уже в школьные годы стал самостоятельно составлять задачи. Уже через несколько месяцев он выиграл первый приз за двухходовку в шахатной рубрике плимутской газеты "Illustrated Western Weekly News". После окончания школы поступил на работу в табачную компанию "W. D. & H. O. Wills", в которой проработал в течение 45 лет. С сентября 1915 года служит в частях Королевской Артиллерии. После лечения в госпитале и окончания войны живет в Бристоле, играет в местном шахматном клубе, становится сильным игроком, одерживает победы в чемпионате графства Глостершир подряд с 1927 по 1934 годы. С 1926 по 1934 год ведёт колонку шахматных задач в газете "Bristol Times and Mirror". В период жизни в Бристоле женится, в семье рождается трое детей. В 1934 году переезжает в Глазго. Большое влияние на этот период жизни Мэнсфилда оказало решение шахматного мецената, американского миллионера Алена Уайта об издании сборника задач Мэнсфилда под названием "Гений двухходовки", в который были отобраны сто лучших задач. В годы Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, живя в Глазго, Мэнсфилд проявлял меньшую активность в шахматном творчестве. К 1950 году переезжает в лондонский боро Кройдон. После выхода на пенсию около 1960 года Мэнсфилд поселился в Пэйнтоне, в своем родном графстве Девон. Теперь, имея свободное время в своем распоряжении, он смог принимать участие в международных шахматных мероприятиях. На склоне лет к нему пришли новые награды и признание заслуг. В 1959 году одним из первых ему присвоено звание Мастера ФИДЕ по шахматной композиции. Занимает должность президента Постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции (до 1971 года). С 1964 года в течение 14 лет ведет шахматную колонку в газете "Sunday Telegraph". В 1972 году сразу же после учреждения награжден званием Гроссмейстера ФИДЕ по шахматной композиции. Скончался в городе Пейнтон, графство Девон, Англия, Великобритания 28 марта 1984 года. Задачи
Позиция чёрных ладей и слонов напоминает известную задачу С.Лойда «Игра на органе», но игра протекает в современном ключе с тематическими ложными следами:
1.g3? Л:g3, С:g3 2.С:b3, Фе3#, но 1. ... Кс2!
1.g4? Л:g4, С:g4 2.Фе1, Ф:е4#, но 1. ... К:f2!
1.f4? Л:f4, С:f4 2.С:b3, Ф:е4#, но 1. ... е3!
Решает 1.f3! Л:f3, C:f3 2.Фd1, Фе3# и 1. ... Лf4, Cf4, Кс4 2.С:b3, Ф:е4, С:е4#. Книги: Adventures in composition, [ ed.].— Liverpool, 1948; The modern two-move chess problem.— London, 1958. Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 264. — 621 страница. — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3; Рыцарь двухходовки. // «64 — Шахматное обозрение». — 1984. — № 12. — Страница 27; Владимиров Я. Салют гению двухходовки. // «64 — Шахматное обозрение». — 1996. — № 6. — Страница 61; White A. A genius of the two-mover.— Stroud, 1936; Barnes В. Comins Mansfield. Chess problems of a grandmaster.— Sutton, 1976.
1896
Хеддл Нэш (Heddle Nash)
английский певец (лирический тенор) Родился в лондоне. Он пел в Италии до 1926, затем в Лондоне с Олд Вик и Британской национальной оперной труппой и с 1929 в Ковент Гардене. С очаровательным, нежным голосом, он восхищал в качестве Оттавио Моцарта и Дэвида Вагнера и пел ведущие партии в начале сезона в Глиндебурне. Он был выдающимся певцом оратории, особенно Генделя и как Геронтий Элгара. Умер в Лондоне 14 августа 1961 года.
1896 Абу Пиримкулов (Примкулов)
старший табунщик колхоза «Когам» Шаульдерского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Родился на территории Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края, ныне – Отырарский района Южно-Казахстанской области Казахстана. Казах. С юных лет трудился по найму у зажиточных баев – батрачил. С началом коллективизации в 1929 году вступил в местный колхоз «Когам», работал табунщиком. С 1938 года Абу Пиримкулов работал старшим табунщиком, уделяя большое внимание борьбе с яловостью конематок и полному сохранению молодняка. По итогам работы в 1947 году он вырастил при табунном содержании 50 жеребят от 50 кобыл. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Пиримкулову Абу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После реорганизации колхоза «Когам» в 1957 году в совхоз «Арысь» Кзылкумского (с 1991 года – Отырарского) района он продолжал работать табунщиком до ухода на пенсию в 1958 году. Скончался в 1972 году. Награждён орденом Ленина (23 июля 1948), медалями.
1897
Павел Михайлович Мершин
советский кинооператор, изобретатель в области цветной кинематографии. Родился в деревне Дувалово, Никольский уезд, Вологодская губерния Российская империя (ныне — Котельничский район Кировской области), в семье крестьян. В 1914 году окончил гимназию в Вологде, а в 1916 году — аэрофотошколу в Киеве. В звании старший унтер-офицер был аэрофотографом на фронтах Первой мировой войны. С февраля 1918 служил в Красной армии, участвовал в походах против Колчака (1919), Деникина (1920), Грузинских меньшевиков (1921). После окончания московских авиакурсов в 1920 году служил лётчиком-наблюдателем по сентябрь 1923 года. Демобилизовавшись, работал киномехаником на деревенских кинопередвижках Главполитпросвета. Приобретённый опыт дал толчок к изобретению собственной упрощённой кинопередвижки, получившей название «ГОЗ» — по собиравшему его государственному оптическому заводу в Ленинграде. С 1925 года работал на московской кинофабрике «Межрабпом-Русь», которая командировала его в Берлин. Именно там он впечатлился первыми несовершенными цветными кинокартинами. С 1927 года работал на московской кинофабрике «Совкино» (в дальнейшем — «Мосфильм»). В 1929—1930 годах в составе небольшой киногруппы под руководством режиссёра А.А.Литвинова оператором принял участие в киноэкспедиции на Камчатку и далее — Приполярную область. Тогда кинематографистам впервые удалось заснять извержение Ключевского вулкана. Мершин и там проявил себя изобретателем. Мершину помогал 19-летний комсомолец Александр Приезжев (впоследствии — также кинооператор). В октябре 1931 года, преодолевая скепсис и сопротивление бюрократов, совместно с Н.Агокасом и Ф.Проворовым разработал оригинальный способ гидротипной печати цветных фильмов на задубленной солями хромовой кислоты желатине. По этому способу во второй половине 1930-х годов были изготовлены несколько мультипликационных фильмов. В ноябре 1931 года в том же коллективе завершил разработку цветного кинематографического процесса со съёмкой методом «бипак». В дальнейшем технология использована при создании первых советских двухцветных фильмов «Карнавал цветов» (1935) и «Груня Корнакова» (1936). C 1935 руководил исследовательскими работами по технике цветной кинематографии. В 1938 году получил авторское свидетельство № 55718 на разновидность гидротипного способа изготовления цветных фильмокопий, а также на конструкцию машины для гидротипного способа изготовления цветных фильмов (авторское свидетельство № 54858). Основным отличием от на тот момент широко распространённой гидротипной печати методом впитывания было то, что матрицы печатались с позитива, а не с негатива. Это позволяло сохранить неповреждённым оригинальный негатив, но вынуждало изготавливать промежуточные позитивы, с которых затем велась печать фильма. По методу Мершина на киностудии «Мосфильм» были отпечатаны цветные мультфильмы: «Лиса и волк», «Завещание», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят», «Чудесный светофор», а также кинозарисовки «Цветущая юность», «Цветные киноновеллы» и «Трофеи великих битв». С началом Великой Отечественной войны с июля 1941 года в Красной армии в звании военный техник 1 ранга. Служил на 279 авиабазе Северо-Западного фронта, последняя должность — техник по фото на головном авиационном складе № 2003. Погиб на фронте у села Крестцы, ныне Новгородской области в результате воздушной бомбардировки 15 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле на кладбище советских воинов в Крестцах Ленинградской области (c 1944 года — Новгородская область). СемьяИзбранная фильмография: 1930 — Оленный всадник (не сохранился); 1930 — Тумугуту (не сохранился); 1931 — Неведомая земля / Камчатка (не сохранился); 1931 — Таинственный полуостров (не сохранился); 1936 — Лиса и волк; 1936 — Отважный моряк; 1937 — Сказка о рыбаке и рыбке; 1937 — Сладкий пирог; 1938 — Физкультурный парад (не сохранился); 1939 — Цветущая юность. Награды:Литература: Новограбленов П.Т. Камчатка будет на как экране // Полярная звезда. — 1929. — № 33. — 28 апреля; Как встретили киноэкспедицию в Усть-Камчатске // Полярная звезда. — 1929. — № 48. — 23 июня; Лучанский М. Люди советского цветного кино. — Москва: Госкиноиздат, 1939. — 64 страницы. — 5000 экземпляров; Клейн А. Цветная кинематография / Перевод с английского — Москва, 1939; Майоров Н. Цвет советского кино // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98. — Страницы 196—209. — ISSN 0235-8212; Лучанский М., Люди советского цветного кино, Москва, 1939; Клейн А., Цветная кинематография, перевод с английского, Москва, 1939.
1897
Ян Фридегор (шведское имя — Fridegård)
шведский писатель. Родился в городе Энчёпинг, Уппланд, Швеция, семье сельских наемных рабочих. Восемнадцати лет пошел в армию; опыт службы в ней отражен в полуавтобиографическом романе "Слава и герои" (1938) как годы унижения и лишений. Некоторое время после армии Фридегор перебивался с хлеба на воду случайными заработками. Писать начал под влиянием знакомства с книгами А.М.Горького и А.П.Чехова о русской провинции. Первая удачная книга роман "Ночь в июле" (1933) основана на личном опыте и посвящена описанию жизни сельских рабочих - ей уже свойственны точная обрисовка характеров, сочный язык, адекватная передача настроений, наблюдательность и знание родной природы, наиболее полное выражение получившие в автобиографической трилогии "Я - Ларс Хорд" (1935), "Спасибо за вознесение" (1936) и "Милосердие" (1936), а также в лучших сборниках новелл "Статисты" (1939), "Женское дерево" (1950) и "Фром и Хорд" (1956). Среди других многочисленных произведений Фридегора 1940-х - 1960-х гг. (главным образом автобиографического характера) выделяются романы с мотивами спиритизма "Флюгерный петух" (1941), "Вот моя рука" (1942) и др. а также исторические романы о жизни рабов в эпоху викингов "Страна деревянных богов" (1940), "Люди утренних сумерек" (1944) и "Жертвенный дым" (1949). Антивоенная направленность свойственна циклу романов "Шведский солдат" (1959), "На восток, солдат!" (1961), "Возвращение" (1963) и др. Автор мемуаров "На бычьих рогах" (1964) и "Лентяй" (1965). Умер в городе Упсала, Швеция, 10 сентября 1968 года. Похоронен на Старом кладбище Уппсалы. Награды: 1968 — Премия Доблоуга; 1947 — Главная премия Девяти. Избранная библиография: 1931 — Den svarta lutan; 1933 — En natt i juli; 1935 — Jag Lars Hård; 1936 — Barmhärtighet; 1936 — Tack för himlastegen; 1937 — Offer; 1938 — Äran och hjältarna; 1939 — Statister; 1940 — Trägudars land; 1941 — Torntuppen; 1942 — Här är min hand; 1944 — Gryningsfolket; 1944 — Kvarnbudet; 1947 — Fäderna: stenåldern; 1948 — Johan From, Lars Hård och andra; 1949 — Offerrök; 1950 — Kvinnoträdet; 1951 — Lars Hård går vidare; 1952 — Johan Vallareman och andra sagor; 1952 — Porten kallas trång; 1953 — Vägen heter small; 1954 — Sommarorgel; 1955 — Larsmässa; 1955 — Lyktgubbarna; 1956 — Flyttfåglarna; 1956 — From och Hård; 1957 — Arvtagarna; 1958 — En bland eder; 1959 — Muren; 1959 — Svensk soldat; 1960 — Soldathustrun; 1961 — Mot öster — soldat!; 1962 — Soldatens kärlek; 1963 — Hemkomsten; 1963 — Den gåtfulla vägen; 1964 — På oxens horn. Сочинения в русском переводе: Стог соломы, "Звезда", 1959, № 8; Цена поэзии. Незваный гость, в сборнике: Шведская новелла XIX—XX вв., Москва, 1964. Литература: Юрьева Л. (Л.Брауде), Рассказы Яна Фридегора, "Звезда", 1959, № 6; Gamby E., Jan Fridegård, Stockh., 1956: En bok om Jan Fridegård, Uppsala, 1957; Schön Ebbe, Jan Fridegård och forntiden, Uppsala, 1973.
1897
Виктор Петрович Яблонский (фамилия при рождении — Зайкин)
российский советский актёр театра и кино, поэт. Непрямой родственник Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город») и известного писателя и публициста Виктора Гольцева. Родился в городе Бердянск, Бердянский уезд, Таврическая губерния, Российская империя. С 1918 по 1921 год служил в Красной Армии, в боях был контужен, вследствие контузии страдал эпилепсией. В 1922 году публикует сборник своих стихов «В сумерках» с графическими иллюстрациями Сергея Полякова. В 1923 году работал в Вахтанговском театре. В 1923—1924 годах работает в Госиздате РСФСР, где исполняет обязанности заведующего столом учёта ответственных работников этого учреждения. В 1925—1926 — сотрудник МХАТа 2го в период руководства его Михаилом Чеховым. Играл второстепенные роли в спектаклях «Блоха» по сказу Н. Лескова, «Петербург» по А.Блоку, «В 1825 году». После окончания двух сезонов 9 апреля 1926 года покинул театр, но в октябре 1926 года просил вернуть его в вспомогательный состав. В 1928 году В.Яблонский вошёл в «девятку» подписантов, которая от имени актёрского цеха осудила заявление М.Чехова об уходе из театра. В первой половине 1920-х годов был дружен с С.Есениным, познакомился с котором ещё в 1916 году. В числе нескольких ближайших друзей поэта был приглашён на его «современную свадьбу» (государственной регистрации брака или церковного венчания не производилось) с Софьей Толстой. Список гостей позже был переделан в шутливое стихотворение:
Приглашение на обручение —
им радость, а нам мучение.
Воронский, Сахаров, Пётр Пильский,
Казанский, Казин, Богомильский,
с ним Аксельрод и Вс. Ива́нов,
Шкловский из «ЛЕФа», 5 болванов,
2 Савкина, один Берлин,
Грузинов, Марк, 5-6 скотин,
Ан. Абрамовна, Като,
т. Либединский без пальто.
Сам Ключарев, Яблонский,
Орешин, Клычков
И даже Бабель
Без очков.
Известен ряд автографов Есенина, адресованных В. Яблонскому, например, автограф стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» и «Калитка моя». В конце 1920-х годов В. Яблонский начал активно сниматься в кинематографе на Ленинградской фабрике «Совкино». В 1925 году подает заявление о выходе из Коммунистической партии, мотивируя свой шаг болезнью и тем, что «чувствует себя балластом». В 1931 году он получает главную роль — командира партизанского отряда Левинсона в фильме «Разгром» по одноимённому роману А.Фадеева. Сам автор высоко отзывался о работе В. Яблонского, считая его талантливым актёром, сыгравшим немало прекрасных ролей. Относительно сыгранного им персонажа в источниках отмечается, что «исполнитель роли Левинсона В. Яблонский обладает всеми типическими этническими чертами человека, носящего именно такую фамилию. Более героического персонажа иудаика в советском кино не знала ни до, ни после фильма режиссёра Н.Береснева». В 1932 году Яблонский, по предложению РАПП, организует Ленинградский филиал Рапповского театра, создает ряд экспериментальных мастерских, работает актёром и режиссёром. Пробуется на роль Чапаева в одноимённом фильме братьев Васильевых. Получает роль казака-пластуна. Из автобиографии: «после передачи роли Чапаева, которую должен был играть, артисту Борису Бабочкину, я принял предложение работать режиссёром в мастерской Сушкевич Ленинградского Дома Ученых.» В 1935 году в прокат выходит фильм «Путь корабля» о вызывающей в тот период всеобщий интерес организации ЭПРОН, где В. Яблонский снова исполняет главную роль — начальника экспедиционной группы комиссара Петрова. Нарастающему успеху тридцативосьмилетнего актёра, воплощающему на экране мужественные волевые образы, не дано развиться: по анонимному сообщению о «неправильной трактовке убийства Кирова» в феврале 1935 года он был исключён из партии и выслан из Ленинграда. В 1939 году попытку реабилитации В. Яблонского предпринимает А.Фадеев. 22 февраля он пишет письмо А.Вышинскому с просьбой восстановить актёра в гражданских правах. Впервые опубликованные в конце XX века документы о личном участии писателя в этом деле, наравне с его помощью Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, другим представителям творческой интеллигенции, комментируются современными историками-литературоведами как факты для формирования более позитивного взгляда на деятельность главы Союза писателей СССР. В конце 1930-х годов Яблонский был реабилитирован и смог вернуться в Ленинград, поскольку Ольга Берггольц, знакомая Яблонского, «с которым связано ощущение целого периода в жизни», упоминает в своём дневнике о его игре 13 марта 1941 года в спектакле «Дон Кихот» Александринского театра, отмечая: «Виктор очень постарел». В начале Великой Отечественной войны В. Яблонский, несмотря на бронь (он мог эвакуироваться с «Ленфильмом» на Урал), ушёл добровольцем в народное ополчение и погиб в первых боях недалеко от Гдова 14 июля 1941 года. Семья:
Был женат трижды:
Первая супруга — Петрова (Яблонская) Екатерина Ивановна (1925—1934).
Вторая супруга — Гольцева (Яблонская) Вера Викторовна (актриса), дочь известного писателя и публициста Виктора Гольцева.
Третья супруга — Ницца Евгения Александровна (1902—1942), внучатая племянница Софьи Боборыкиной, жены Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город»).
Дочь (от третьего брака) — Марианна Викторовна Яблонская (1938—1980), актриса ЦДТ, Ленинградского театра им. Ленсовета, театра имени Маяковского; режиссёр и писатель;
Дочь (от первого брака) — Ольга Викторовна Яблонская. Внучка Екатерина Ивановна Яблонская.
внучка (от третьего брака с Евгенией Ниццей) — Марианна Аркадьевна Яровская, российско-американский режиссёр документального кино. Фильмография: 1928 год — Нота на колёсах / Спиридонов, механик-самоучка; 1929 — Конница скачет — прапорщик; 1931 год — Разгром / Левинсон, командир отряда; 1932 год — Возвращение Натана Беккера; 1934 год — Чапаев / казак, эпизод; 1935 год — Путь корабля / Петров Артемий Петрович, начальник партии ЭПРОНа; 1935 год — Ошибка Ильи Громова (не завершен) / Илья Громов. Библиография: Яблонский В. В сумерках: Стихи. С переложением на графику художника Сергея Полякова. — Москва : Типо-Литография Московского Картоиздательского Отдела Корпуса Военной Топографии, 1922. — 16 страниц. — 1500 экземпляров. Литература: Алперс Б.В. Творческий путь МХАТ второго // Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2 томах. Том 2. — Москва : Искусство, 1977. — 519 страниц. — Страницы 3—88; «Чапаев» / Составитель Л.А.Парфёнов. — Москва: Искусство, 1966. — 210 страниц. — (Шедевры советского кино); Захаров А.Н., Кошечкин С.П., Куняев С.П. и др. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в 7 томах. Том 6. Письма / Общая редакция С.И.Субботина. — Москва : Наука, 1999. — ISBN 5-02-011682-3; МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии. — Москва: МХТ имени Чехова, 2010. — 960 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-900020-25-9. — Страницы 132—134.
1898
Петр Константинович Лещенко (подлинная фамилия - Мартынович)
певец. Мать певца, рано оставшаяся без мужа, была неграмотной крестьянкой. С трех лет мальчик пел в церковном хоре. Позднее, когда мать вторично вышла замуж, семья переехала в Кишинев, а юноша стал певчим архиерейского хора. После возрастной мутации голоса Лещенко сменил амплуа: почти пятнадцать лет он танцевал, сперва один, потом вместе с женой - выпускницей парижского хореографического училища Зинаидой Закит. В 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии, и семья будущего певца оказалась в невольной эмиграции. До тридцатых годов на афишах значился танцор Петр (Петруччо) Мартынович. Эстрадный певец Петр Лещенко "родился" в Риге. Дуэт "Петруччо и Розина" распался, так как жена забеременела. Артист и раньше брал в руки гитару, заполняя паузы в концертах, теперь же пение стало его основным занятием. Не случайно рождение певца произошло в столице Латвии: здесь жили его друзья - композиторы Оскар Строк и Марк Марьяновский, которые написали большинство шлягеров, принесших славу певцу. Записанные на рижской студии "Белаккорд" пластинки расходились по всей Европе. Семья тем временем перебралась в Бухарест, где Лещенко открыл сначала небольшой ресторан "Наш домик", а в 1935 г., когда он стал знаменит после выступления по английскому радио, - фешенебельный ресторан "Петр Лещенко", в котором выступал ежевечерне. Пластинки с записями Лещенко издавались на четырех континентах, буквально во всех странах, кроме его родины. И тем не менее он пользовался огромным успехом и в СССР, особенно после того, как Бессарабия и Прибалтика вошли в состав СССР в 1940 г. и появилось много его пластинок. В годы войны всегда далекий от политики Лещенко был назван врагом, так как в течение двух лет выступал в оккупированной Одессе.
В это время он влюбился девятнадцатилетнюю красавицу певицу Веру Белоусову. Обозленная жена, с которой они уже давно жили порознь, устроила так, что 45-летнего (!) артиста призвали в армию. Несколько месяцев он носил ненавистную форму, но не отказался от своей возлюбленной. Тогда Зинаида пригрозила, что в случае развода отсудит себе и ресторан, и квартиру. Так и случилось. Став почти нищим, Лещенко смог обвенчаться с любимой. Возвратившийся в Бухарест Лещенко искренне приветствовал освобождение Румынии советскими войсками. После выступления перед командованием армии отношение к нему изменилось: они с женой выступали с концертами перед солдатами и офицерами, выпустили пластинку, на которой Петр записал "Темную ночь", а Вера - "Синий платочек". Певец хотел вернуться на родину, но от него требовали, чтобы он ехал один, без жены, так как ей нельзя было возвращаться из-за брака с иностранцем. Отказавшись от таких условий, Лещенко фактически сам себе подписал приговор. Его арестовали во время концерта в городе Брашове (тогда носившим имя Сталина), а вскоре забрали и жену, которую приговорили к высшей мере, замененной 25-летним заключением. О судьбе мужа Вера Георгиевна узнала спустя много лет, вернувшись из лагеря на Урале. Лещенко умер в бухарестской тюрьме в 1954 года. не то от голодовки, не то от отравления, а вероятнее всего из-за болезни - язвы желудка.
1898
Пётр (Тадеуш) Потворовский (польское имя — Piotr Potworowski)
польский живописец, график и педагог. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. Пётр Потворовский является одним из крупнейших представителей абстрактной живописи в польском искусстве после Второй мировой войны. Потворовский изучает живопись сперва в Варшаве, а затем учится в Академии изящных искусств в Кракове. В 1915—1918 годах он много путешествует по России. В 1924—1933 годах живёт в Париже и входит в состав парижской группы польских художников Парижский комитет (каписты). «Парижский комитет» являлся ветвью краковской Академии, имевшей целью популяризацию польского искусства в Европе после обретения независимости Польшей.
Парижский комитет в 1925 r. внизу в центре — Ханна Рудцка и Ян Цыбис (слева), Юзеф Чапский (второй ряд в центре) , Артур Нахт-Самборский, Зигмунт Валишевский, Пётр Потворовский, Юзеф Ярема
С 1926 года П.Потворовский серьёзно занимается живописью. В 1937 году он завоёвывает серебряную медаль на парижской Всемирной выставке. В 1939 году едет из Каунаса в Швецию, оттуда во Францию. После занятия последней немецкими войсками, в 1941 году эмигрирует в Англию. Во время пребывания в этой стране у художника вырабатывается свой, особенный стиль писования. Пишет он в основном пейзажи, на которых главная роль отведена распределению красок по полю, иногда — просто расположение цветовых пятен на этих абстрактных картинах. Работы П.Потворовского пользовались в Великобритании большим успехом. С 1949 года Потворовский — профессор в Академии художеств в Бате. В 1958 он возвращается в Польшу, живёт в Познани. В 1959 году принимает участие в выставке современного искусства документа II в Касселе. В 1960 году представляет Польшу на биеннале в Венеции, где был отмечен премией. Умер в родном городе 24 мая 1962 года. Литература: Ausstellungskatalog zur documenta II (1959) in Kassel: II.documenta´59. Kunst nach 1945; Katalog: Band 1: Malerei; Band 2: Skulptur; Band 3: Druckgrafik; Textband; Kassel/Köln 1959