1884
Джон Фрэнсис Маккормак (John Francis McCormack)
ирландский тенор, исполнитель оперных арий и популярных песен, известный выдающейся дикцией и контролем дыхания. Носил титул папского графа. Натурализовался в США, после чего вернулся в Европу и жил в Ирландии. Джон Маккормак родился в городе Атлон, графство Уэстмит, Ирландия, был четвёртым из одиннадцати детей Эндрю Маккормака и Ханны Уотсон. Крещён в церкви Святой Марии в Атлоне 23 июня 1884 года. Родители будущего тенора работали на Атлонской шерстопрядильной фабрике. Начальное образование получил в католической общине Братьев Марист в Атлон, позднее поступил в Саммерхилл-колледж в Слайго. Пел в хоре старой Церкви Святого Петра в Атлоне под руководством хормейстера Майкла Килкелли. Когда семья переехала в Дублин, стал петь в хоре Церкви Святой Марии, где его заметил композитор Винсент О’Брайен. В 1903 году Маккормак выиграл престижную золотую медаль в Дублинского музыкального фестиваля. В 1906 году женился на Лили Фоули, в браке родилось двое детей: Сирил и Гвен. В марте 1904 Маккормак познакомился с Джеймсом Джойсом, который в то время имел амбиции певца. Ричард Эллманн в его биографии Джойса пишет, что Джойс получил от Маккормака несколько уроков пения. Вместе с приятелем Джойса, Ричардом Бестом, Маккормак убедил Джойса принять участие в Дублинском фестивале 1904 года.
Джон Маккормак уплачивает Марку Эйснеру, сборщику налогов Третьего округа Нью-Йорка, $75 000 в качестве подоходного налога (6 марта 1918 года)
Карьера
Благодаря кампании по сбору средств Маккормак смог в 1905 году поехать в Италию, где в Милане учился пению у Винченцо Сабатини (отца писателя Рафаэля Сабатини). Сабатини считал, что голос Маккормака поставлен от природы и сконцентрировался на совершенствовании дыхания — элементе, который станет визитной карточкой знаменитого вокалиста. В 1906 году состоялся первый оперный дебют Маккормака в театре Чьабрера в Савоне. В следующем году он пел в Ковент-Гарден в оперном спектакле «Сельская честь» Масканьи, став самым молодым первым тенором театра. В 1909 году началась американская карьера певца. Майкл Скотт (The Record of Singing, 1978) писал, что на этом этапе карьеры Маккормака следует считать тенором итальянского стиля — и он пел (и записывал) французские оперные арии на итальянском языке. Джон Стини (The Grand Tradition, 1971) также отмечает, что несмотря на эстрадные выступления и ирландские корни Маккормак, в сущности, оставался итальянским тенором. В феврале 1911 года Маккормак пел арию лейтенанта Пола Меррилла в мировой премьере оперы Виктора Герберта Natoma с Мэри Гарден в главной роли. Позже в том же году он гастролировал по Австралии после того, как Нелли Мелба, тогда находившаяся на пике своей оперной карьеры в возрасте 27 лет, пригласила его в качестве тенора на свой сезон в Гранд-Опера. Он совершал концертные турне и в последующие годы.

Джон Маккормак в пятитысячном зале New York Hippodrome (около 1915—1916 годов)
С 1912 года Маккормак всё активнее участвует в концертных выступлениях, где его голос и обаяние сделали его прославленным лирическим тенором своего времени. При этом он не отказывался от оперных спектаклей до 1923 года, когда последний раз пел в Монте-Карло, хотя к тому времени уже не мог брать самые верхние ноты. Известный необыкновенным контролем дыхания, он мог спеть без паузы 64 ноты арии Il mio tesoro из оперы «Дон Жуан» Моцарта, столь же впечатляющим были в его исполнении произведения Генделя. Маккормак сделал сотни записей, первые — на восковые валики в 1904 году. Наиболее коммерчески успешной серией стали фонограммы для «Victor Talking Machine Company» в 1910-х и 1920-х годах. У этой компании Маккормак был вторым по популярности исполнителем после Энрико Карузо. Маккормак также регулярно выступал по радио и снялся в нескольких звуковых фильмах, в том числе в первом британском фильме, снятом по технологии трехплёночного «Техниколора», «Wings of the Morning» (1937). Маккормак был одним из первых артистов, записавших популярную балладу «I Hear You Calling Me», написанную в 1908 году Гарольдом Харфордом и Чарльзом Маршаллом; всего он сделал две записи для «Odeon» (первую — в 1908 году) и четыре — для «Victor» (между 1910 и 1927 годами). Запись стала для Маккормака самой продаваемой. Также он был первым артистом, записавшим знаменитую песню Первой мировой войны «Путь далёкий до Типперери» (1914). В 1917 году появилась запись «Keep The Home Fires Burning», хотя на этот раз Маккормак не был первым её исполнителем. Также он исполнял песни, в которых выражались идеи ирландского национализма: его запись «The Wearing of the Green» об ирландском восстании 1798 года стала вдохновением для борцов за Гомруль и одобрением отделения Ирландии от Соединенного Королевства. Маккормак иногда исполнял песни Томаса Мура, в частности «The Harp That Once Through Tara’s Halls», «The Minstrel Boy», «Believe Me If All» (Those Endearing Young Charms) и «Последняя роза лета». Между 1914 и 1922 годами он записал почти два десятка песен под аккомпанемент Фрица Крейслера на скрипке. С Крейслером Маккормах также ездил на гастроли. Для Общества Хуго Вольфа тенор записал альбом песен Хуго Вольфа. В 1918 году он записал песню «Calling Me Home to You».
В 1917 году Маккормак натурализовался в Соединенных Штатах. В июне 1918 года он пожертвовал $11 458 в пользу участия США в Первой мировой войне. К этому времени его пение приносило огромную прибыль, составлявшую миллионы от выступлений и продаж записей. К 1920 году постоянным аккомпаниатором Маккормака стал Эдвин Шнейдер. Когда Шнайдер вышел на пенсию, его место с 1939 по 1943 годы занимал Джеральд Мур. В 1927 году Маккормак переехал в аббатство Мур в Монастеревине, графство Килдэр, и жил, по ирландским стандартам, в роскоши. Он владел апартаментами в Лондоне и Нью-Йорке. Завёл скаковых лошадей и надеялся, что однажды выиграет Эпсомское дерби. В 1930 году Маккормак купил у Кармана Руньона владение «Руньон Каньон» в Голливуде. Здесь он жил во время съёмок фильма «Song o' My Heart» (1930). Для покупки он использовал полученный за этот фильм гонорар, а затем выстроил усадьбу, которую назвал «Сан-Патрицио» а честь Святого Патрика. Маккормак и его жена жили в особняке до возвращения в Англию в 1938 году. Маккормак часто гастролировала, и в его отсутствие в особняке часто жили такие знаменитости, как Джанет Гейнор и Шарль Буайе. У певца появилось много друзей в Голливуде: Эррол Флинн, Уилл Роджерс, Джон Берримор, Бэзил Рэтбоун, Рональд Колман, Чарльз Тоберман и семья Доэни. После прощального турне в 1937 году передал «Руньон Каньон» обратно Карману Руньон, надеясь вернуться в поместье позже. Но началась Вторая мировая война вмешались, и Маккормак уже не вернулся. Маккормак первый раз закончил карьеру в Альберт-холле в Лондоне, в 1938 году. Однако через год после прощального концерта он снова пел для Красного Креста и в поддержку военных усилий. Он давал концерты, гастролировал, давал концерты по радио и записывался до 1943 года, когда пошатнувшееся здоровье вынудило его окончательно сойти со сцены. Страдавший от эмфиземы, он купил дом, «Глена», у моря в районе Бутерстауна, пригорода Дублина. После череды инфекционных заболеваний, включая грипп и пневмонию, Маккормак умер в городе Дублин, Ирландия, 16 сентября 1945 года. Похоронен на кладбище Динсгрендж.
Марки, посвященные Маккормаку
Награды и премии
В течение музыкальной карьеры Маккормак получал многочисленные награды и премии. В 1928 году римский папа Пий XI присудил ему титул папского графа в знак признания работы в пользу католических благотворительных организаций. Ранее он получил три папских рыцарских звания: кавалер ордена Гроба Господня, рыцарь ордена Святого Григория Великого и рыцарь Ордена Святого Сильвестра. Он также являлся кавалером Ордена госпитальеров и тайным камергером меча и плаща (в настоящее время звание известно как папский дворянин).
Одним из самых известных выступлений Маккормака в Ирландии стало исполнение Panis Angelicus Сезара Франка перед тысячами слушателей в дублинском Феникс-парке в 1932 году во время Евхаристического конгресса. Бронзовая статуя Маккормак в натуральную величину, созданная скульптором Элизабет О’Кейн, была установлена в Дублине 19 июня 2008 года. Статуя находится в Айв-Гарденс, недалеко от Национального концертного зала.

Памятная доска Джона Маккормака в Лондоне.
В родном городе Маккормака, Атлоне, концертный зал Атлонского технологического института назван в честь Джона Маккормака.
Его память также увековечена синей мемориальной доской «Английского наследия»", установленной на доме неподалёку от лондонского Хампстеда по адресу 24 Фернкрофт-авеню, где певец жил с 1908 по 1913 годы. В январе 2014 года Центральным банком Ирландии была выпущена серебряная коллекционная монета достоинством 10 евро с портретом Маккормака. Монета вышла в рамках серии «Звёзды Европы», посвящённой европейским музыкантам. Статуя тенора была открыта на площади перед администрацией Атлона, недавно названной в его честь. Церемония состоялась 24 октября 2014 года. К открытию скульптурной композиции, созданной ирландским художником Рори Беслином, было приурочено бесплатное посещение выставки о знаменитом певце.
В культуре
Джон Маккормак упоминается в первой строке песни «The Sick Bed of Cu Chulainn» группы «The Pogues», в которой он изображён поющим у постели больного Рихарда Таубера.
Библиография: John McCormack: His Own Life Story (Boston: Small, Maynard & Co., 1918; reprint New York: Vienna House, 1973; ISBN 0-8443-0092-6); L.A.G. Strong: John McCormack: The Story of a Singer (London: Methuen & Co., 1941; 2nd ed. London: P. Nevill, 1949); Lily McCormack: I Hear You Calling Me (London: W.H. Allen, undated & Milwaukee: Bruce Publishing Co., 1949; reprint Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1975); Raymond Foxall: John McCormack (London: Robert Hale, 1963); Leonard F. MacDermott Roe: The John McCormack Discography (Lingfield, Surrey: Oakwood Press, 1972); Gordon T. Ledbetter: The Great Irish Tenor (London: Duckworth, 1977, ISBN 0-7156-1172-0; reprint Dublin: Town House, 2003; ISBN 1-86059-178-7); Paul Worth & Jim Cartwright: John McCormack: A Comprehensive Discography (Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1986); Gus Smith: John McCormack: A Voice to Remember (Dublin: Madison Publishers, 1995); John McCormack, Icon Of An Age (includes DVD, 4 CDs, and the book The Letters of John McCormack to J.C. Doyle by G.T. Ledbetter) (Dublin: Zampano Productions, 2006).

1884
Евгения Сокольницкая (французское имя — Eugénie Sokolnicka; урождённая Кутнер, Kutner)
первый практикующий психоаналитик во Франции и пионер детского психоанализа. Была одним из основателей Парижского психоаналитического общества. Евгения Сокольницкая родилась в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, в польско-еврейской семье в Варшаве. В 1904 году уезжает в Париж, где изучала биологию в Сорбонне, а также слушала лекции Пьера Жане. Во время учёбы познакомилась с Михаилом Сокольницким, польским историком и дипломатом, с которым они поженились после возвращения в Польшу. В 1911 году Е.Сокольницкая начала изучать психиатрию в клинике Бургхольцли, Цюрих, где проходила подготовку под руководством К. Юнга. После разрыва отношений между Юнгом и Фрейдом, Е.Сокольницкая уезжает в Вену, где проходит личный анализ у З. Фрейда. В это время Е.Сокольницкая принимает участие в заседаниях Венского психоаналитического общества. В этот же период разводится со своим мужем. С началом Первой мировой войны возвращается в Варшаву. В 1916 году Е.Сокольницкая уезжает в Цюрих, где становится членом Цюрихского психоаналитического общества, а 8 ноября 1916 её избирают членом Венского психоаналитического общества. В конце 1917 года Е.Сокольницкая возвратилась в Польшу, где занялась активной организацией психоаналитического общества в Варшаве. В 1919 году за шесть недель она вылечила страдавшего он невроза навязчивости двенадцатилетнего еврейского мальчика из Минска. Лечение основывалось на анализе переноса и интерпретации сновидений, кроме того, имела место и педагогическая установка, главным образом, в отношении сексуальности. Это был один из первых случаев детского анализа, проведенного в условиях, используемых при анализе взрослых. Данный случай был опубликован в 1920 году под заголовком «Анализ случая детского невроза навязчивости». В 1920 году Е.Сокольницкая уезжает в Будапешт, где проходит личный анализ у Ш.Ференци, продолжавшийся до 1921 года. Ференци в ходе анализа выявил у Сокольницкой паранойю, эротоманию и депрессию со склонностью к суициду. При этом Ференци отмечал отмечал талант Сокольницкой в качестве аналитика. Анализ Ференци был более успешным, чем анализ Фрейда, у которого к Сокольницкой возник враждебный контрперенос. В сентябре 1920 года Е.Сокольницкая принимает участие в VI Международном психоаналитическом конгрессе в Гааге, выступив с докладом «Диагноз и симптомы невроза в свете психоаналитических доктрин». Осенью 1921 года Е.Сокольницкая переезжает в Париж, где познакомилась с профессором Жоржем Хейве, который пригласил её работать в клинику психических болезней. В этот период некоторые психоаналитики, в частности Рене Лафорг и Софи Моргенштерн пройдут у неё обучающий анализ. У Е.Сокольницкой были тесные связи с литературными кругами Парижа, в частности с Полем Бурже и Андре Жидом. А.Жид проходил у Сокольницкой личный анализ. В 1923 году, после смены руководства клиники, Е.Сокольницкая была вынуждена уйти и открыла частную практику. В 1926 году основывается Парижское психоаналитическое общество и Сокольницкая избирается его вице-президентом. В это время она продолжала вести активную преподавательскую деятельность, участвовала в международных психоаналитических конференциях. Несмотря на личную поддержку Фрейда, Сокольницкая теряет влияние и уже в 30-е годы не играла никакой роли в психоаналитическом движении. С годами клиентура Сокольницкой уменьшалась, она остаётся практически без средств к существованию. Страдая от депрессии, Евгения Сокольницкая покончила с собой в городе Париж, Франция, 19 мая 1934 года.
Публикации на русском языке: Сокольницкая Е., Анализ случая инфантильного невроза навязчивости (1920) // «Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики», 2010, Том 2, Страницы 227–235; Сокольницкая Е., Некоторые проблемы психоаналитической техники. — Ижевск: ERGO, 2012.
1884
Георг Цахариас (немецкое имя — Georg Zacharias)
немецкий пловец, чемпион и бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Берлин, Германская империя. На Играх 1904 в Сент-Луисе Цахариас участвовал только в двух дисциплинах — 100 ярдов на спине и 440 ярдов брассом. В первой гонке он занял третье место и получил бронзовую медаль, но зато в другом заплыве стал чемпионом с результатом 7:23,6. Умер в родном городе 31 июля 1953 года.

1885
Уильям Платт (William Platt)
генерал Британской армии. Уильям Платт родился в посёлке Бруклендсе, графство Чешир, Великобритания. Окончил Королевское военное училище в Сандхёрсте, с 1908 по 1914 годы служил в Индии на Северо-Западной границе, к 1914 году продвинулся до капитана.
Во время Первой мировой войны Уильям Платт воевал во Франции и в Бельгии, после войны продолжал военную карьеру, и в 1938 году стал генерал-майором. С 1938 по 1941 годы Платт возглавлял Силы обороны Судана. В 1941 году он командовал силами, вторгшимися со стороны Судана в Итальянскую Восточную Африку в ходе Восточноафриканской кампании. После занятия 18 января 1941 года брошенного железнодорожного узла Кассала в Судане войска Плетта вошли в Эритрею и 28 января взяли Акордат. В районе Кэрэна британские войска наткнулись на сильное итальянское сопротивление, и с 3 марта по 1 апреля силы Плетта внесли важный вклад в британскую победу в ходе Кэрэнского сражения. 8 апреля был взят Массауа, и силы Плетта двинулись к горе Амба-Алаге. После того, как силы Плетта, наступавшие из Судана, встретились у Амба-Алаге с силами Каннингема, наступавшими из Кении, они 3 мая атаковали окопавшиеся под Амба-Алаге крупные итальянские силы под командованием Амадея Савойского. 18 мая итальянцы капитулировали, и Восточноафриканская кампания завершилась. В 1941 году Уильям Платт был произведён в генерал-лейтенанты, в 1943 году — в полные генералы. С 1941 по 1945 годы Платт возглавлял Восточноафриканское командование. В апреле 1945 года вышел в отставку. Умер в городе Лондон, Великобритания, 28 сентября 1975 года. Награды: Рыцарь Большого креста ордена Британской империи; Оорден «За выдающиеся заслуги»; Рыцарь-командор ордена Бани.
1886
Александр Иванович Муралов
советский учёный-агрохимик, государственный и партийный деятель. Нарком земледелия РСФСР (1930—1933), президент ВАСХНИЛ (1935—1937).Младший брат Н.И.Муралова. Родился в местечке Греческие Роты близ Таганрога, в семье мелкого хуторянина. В 1906 г. поступил в Московский университет, в студенческие годы арестовывался за революционную деятельность. После окончания университета в 1912—1915 гг. работал в Каширском уезде Тульской губернии участковым земским агрономом и заведующим лабораторией Верхнеднепровского опытного поля. В 1915 г. приехал в Серпухов и после Февральской революции был избран в Серпуховский Совет рабочих депутатов. С октября 1917 по 1919 гг. — председатель Алексинского уездного большевистского комитета и Уездного исполкома. В 1919 г. назначается губвоенкомом Тулы и комендантом Тульского укрепрайона. 1920—1923 гг. — председатель Московского, затем Донецкого совнархозов, 1923—1928 гг. — председатель Нижегородского губисполкома, 1928—1929 гг. — заместитель наркома, 1930—1933 гг. — нарком земледелия РСФСР, 1933—1936 гг. — заместитель наркома земледелия СССР, председатель Комитета по переселению. Вице-президент (1930—1935), президент ВАСХНИЛ (1935—1937). Один из теоретиков и руководителей проведения коллективизации на селе. Принимал участие в составлении первого пятилетнего плана развития сельского хозяйства РСФСР. Делегат IX, XI—XVII съездов ВКП(б). Член ВЦИК и ЦИК СССР. В июле 1937 г. арестован по ложному обвинению. Приговор военной коллегии от 29 октября 1937 г. — высшая мера наказания. Расстрелян в Москве 3 сентября 1938 года. Реабилитирован в 1956 г. Имя Муралова носит улица в городе Алексин. Автор многих научных работ по агрохимии и земледелию. Под его редакцией был издан первый ежегодник «Сельское хозяйство СССР». Активно участвовал в разработке коренных проблем с.-х. производства в годы перехода от мелкого единоличного крестьянского хозяйства к крупному общественному. Один из теоретиков и руководителей проведения коллективизации на селе. Принимал участие в составлении первого 5-летнего плана сельского хозяйства РСФСР. Направлял практическую хозяйственную деятельность в аграрном секторе: применение удобрений, размещении культур и сортов растений, пород животных, сроки сева и уборки урожая и т.п. Внес весомый вклад в техническое перевооружение сельского хозяйства. Уделял внимание подготовке кадров для села. На посту Президента ВАСХНИЛ продолжил дело Н.И.Вавилова. Под его руководством была пересмотрена структура н.-и. учреждений ВАСХНИЛ и система управления ими. Под его редакцией впервые в СССР был издан ежегодник “Сельское хозяйство СССР”. Опубликовано более 50 научных работ.
Литература: Социалистическая реконструкция сельского хозяйства и пятилетний план // Аграрные проблемы. 1929. № 4. Страницы 5–16; Проблема социалистической реконструкции животноводства: Доклад на III сессии ВЦИК. — Москва; Ленинград: Государственное издательство сельско-хозяйственной и колхозно-кооперативной литературы, 1931. — 42 страницы; Наука и социалистическое земледелие // Почвоведение и агрохимия: Труды майской сессии Академии Наук СССР 1935 г. [Бумага меловая], 1936. Страницы 3–12; Сельское хозяйство СССР в полосе подъема: Итоги 1935 г. и задачи 1936 г. // Плановое хозяйство. 1936. № 2. Страницы 82–96.
Источники: Жукова Е.Д. Александр Муралов. — Тула: Приокское книжное издательство, 1985; Муралова Ю.А. О том, что никогда не забудется // Факел. — 1990.
1886
Альфред Антоний Потоцкий (польское имя — Alfred Antoni Potocki; полное имя — Альфред Антоний Вильгельм Роман Базилий Потоцкий, Alfred Antoni Wilhelm Roman Bazyli Potocki)
польский аристократ, последний (4-й) ординат ланьцутский (с 1915). Представитель польского графского рода Потоцких герба «Пилява». Старший сын Романа Потоцкого (1851—1915), 3-го ордината ланьцутского, и Эльжбеты Матильды Радзивилл (1861—1950). Родился в Ланьцуте. Младший брат — граф Ежи Потоцкий, польский сенатор и дипломат. При нём Ланьцутский замок получил прекрасный теннисный корт, построенный на месте парковки, многочисленные охотничьи трофеи, привезенные из сафари в Африке, и, прежде всего, богатую коллекцию произведений искусства, унаследованные после смерти в 1921 году графа Николая Потоцкого (1845—1921), представителя другой линии рода, внука лидера Тарговицкой конфедерации Станислава Щенсного Потоцкого. Это были: семейные портреты работы Фрагонара, Лампи и Шеффера, ценные гобелены с мануфактуры в Обюссоне с гербом Потоцких, книги из старинной библиотеки из Тульчина, санки французской королевы Марии-Антуанетты, а также безвозвратно вывезенные во время войны картины Гойи, Фрагонара и Буше, скульптуры Кановы. С мая по июль 1944 год Альфред Антоний Потоцкий смог вывезти из Ланьцута в Вену специальный поезд, в котором было около 700 коробок личного имущества. Большая часть этого имущества было продана им для финансирования щегольского образа жизни. Альфред Потоцкий получил домашнее образование, затем учился в Венском, Оксфордском и Львовском университетах. Он удостаивался личной аудиенции папы римского Пия X и императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа, танцевал во дворцах князей Шварценберг и Фюрстенберг в Вене, в Букингемском дворце в Лондоне. Эрцгерцог Франц Фердинанд, останавливаясь в Ланьцуте, где играл в теннис с американской актрисой Глорией Свенсон. Граф Альфред Потоцкий посещал обеды у короля Румынии Кароля, Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд, посещал президента США Франклина Рузвельта и генерала Джона Першинга, охотился с Жоржем Клемансо и Анри Петеном. Принадлежал к высшему истеблишменту Речи Посполитой и часто оказывал важные услуги Польской республике. В его замке в Ланьцуте устраивались балы для дипломатического корпуса, теннисные турниры и охота. Принимал также иностранных гостей, включая короля Румынии Фердинанда и королеву Марию, герцога Георга Кентского. Автор воспоминаний: «Master of Lancut» (London, 1959). Умер в Женеве 30 марта 1958 года. 22 марта 1956 года в Монте-Карло женился на Изабелле Йодко-Наркевич (1910—1972), дочери Зигмунда Йодко-Наркевича и Станиславы Иордан-Валавской. Брак был бездетным.
1888
Джамо-бек Сулейман оглы Гаджинский (азербайджанское имя — Camo bəy Süleyman oğlu Hacınski)
азербайджанский государственный и общественный деятель. Государственный контролёр 1-го кабинета министров АДР, министр почты и телеграфа 4-го кабинета министров. Член парламента Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920). Входил во фракцию «Социалисты». Родился в городе Губа, Бакинская губерния, Российская империя. Младший брат Мехти-бека Гаджинского. С 1907 года являлся корреспондентом газеты «Каспий». С 1909 по 1911 годы учился на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института. В 1912 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. После возвращения на родину входил в состав Закавказского комиссариата. Был членом Закавказского сейма, законодательного органа Закавказья и членом Национального совета Азербайджана. 28 мая 1918 года в числе других членов Национального совета подписал Декларацию независимости Азербайджана. Джамо бек Гаджинский также сыграл большую роль в развитии азербайджанского искусства тех годов. После установления советской власти работал в аппарате народного комиссариата юстиции Азербайджанской СССР. В течение июня—августа 1922 года в Москве проходил судебный процесс над правыми эсерами. 1—9 декабря 1922 года в Баку состоялся суд над местными эсерами. Всего к суду были привлечены 32 человека (21 эсер, 4 члена Азербайджанской партии эсеров «Халгчи», 6 беспартийных и 1 монархист). Среди них был и Джамо Сулейман-бек-оглы (Гаджинский), являвшийся бывшим членом эсеровской партии «Халгчи», которая самораспустилась в 1921 году. Они обвинялись в «поджоге нефтяных промыслов в Сураханы».

Джамо бек Гаджинский в составе кабинета министров АДР. Декабрь 1919. Слева направо:
сидят: А.Сафикурдский, Х. Мелик-Асланов, С.Мехмандаров, Н.Усуббеков, М.Ю.Джафаров, А.Гасанов и А.Н.Достаков
стоят: X.Амаспюр, Р.З.Капланов, А.Аминов, Дж.Гаджинский, В.В.Кленовский, Н.Нариманбеков.
Некоторым подсудимым были предъявлены дополнительно отдельные обвинения. Их дело слушалось в Верховном революционном трибунале Азербайджанской ССР в составе Полуяна (председатель), Бабаева, Романова и Аскерова (запасной член). На процессе выступило 2 обвинителя (Васильев и Велибеков) и 6 защитников (Пиник, Ханакарян, Амиров, Гепштейн, Бляхин и Тимков). По итогам судебного процесса трибунал вынес разные приговоры, от оправдательного и до смертной казни. Гаджинский был приговорён к 3 годам тюремного заключения. Был направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1928 году был освобождён, но спустя 10 лет, в 1938 году был вновь арестован в городе Баку. После многих ссылок Джамо бек Гаджинский скончался в исправительно-трудовом лагере Вятлаг, Верхнекамский район, Кировская область, РСФСР, СССР, в 1942 году.
Литература: Векилов Н.С. История возникновения Азербайджанской Республики. — Баку: Элм, 1998. — 68 страниц. — ISBN 5-8066-0889-1; Азербайджанская Демократическая Республика (1918―1920). Законодательные акты. (Сборник документов). — Баку, 1998; Азербайджанская Демократическая Республика (1918―1920). Парламент. (Стенографические отчеты). — Баку, 1998
1889
Дмитрий Дмитриевич Богос (румынское имя — Dimitrie Bogos)
молдавский и румынский политический деятель, министр Бессарабии (1922) в правительстве Таке Ионеску, примар Кишинёва (1932—1933). Дмитрий Богос родился в бессарабском селе Грозешты (ныне Ниспоренский район Республики Молдова), в семье священника Дмитрия Васильевича Богоса. Учился в Кишинёвской духовной семинарии, но курс не окончил. Поступил на юридический факультет Варшавского университета, который окончил в 1914 году. Участвовал в Первой мировой войне. С учётом военного опыта, накопленного в царской армии, 21 ноября 1917 года на первом заседании Сфатул Цэрий был назначен начальником штаба формировавшихся молдавских вооруженных сил. После объединения Бессарабии с Румынией был назначен префектом уезда Лэпушна (1918—1920). С 5 по 19 января 1922 года занимал должность министра Бессарабии в правительстве Таке Ионеску.
В 1924 году в Кишинёве напечатал монографию «La răspântie. Moldova de la Nistru în anii 1917—1918», посвящённую истории Бессарабии. В 1931-1933 году занимал должность примара Кишинёва. Трижды избирался в Парламент Румынии от Национальной крестьянской партии. Печатал статьи в различных бессарабских журналах, в том числе в «Viaţa Basarabiei» под редакцией Николая Костенко. После аннексии Бессарабии Советским Союзом в 1940 году бежал в Бухарест. Скончался в Бухаресте 14 мая 1946 года, похоронен на кладбище Генча в Бухаресте.

Позже перезахоронен в семейном склепе на кладбище монастыря Cernica (коммуна Церника, жудец Илфов).
1889
Лев Карлович Гершельман
русский офицер, герой Первой мировой войны, участник Белого движения. Уроженец Херсонской губернии, лютеранского вероисповедования. Полное имя Лев-Вильгельм-Карл Карлович. Окончил Одесский кадетский корпус (1907) и Михайловское артиллерийское училище (1910), откуда выпущен был подпоручиком в лейб-гвардии 3-ю артиллерийскую бригаду, с которой и вступил в Первую мировую войну. Командовал 5-й батареей и занимал должность старшего офицера. Был произведен в штабс-капитаны. Высочайшим приказом от 26 ноября 1916 года был удостоен Георгиевского оружия «За то, что, будучи в чине поручика, в боях 3-го — 5-го сентября 1915 года у д. Тартак, находясь на передовом наблюдательном пункте в пехотном окопе, под действительным, непрерывным ружейным и артиллерийским огнём, давал точные указания для корректирования своей батареи, результатом чего был разрушен мост, имевший важное значение, и метким огнём по окопам и тылу противника способствовал захвату германских окопов, двух пулеметов и пленных.» В 1917 году окончил ускоренный курс Николаевской военной академии. На ноябрь 1917 года — в штабе 11-й армии, был произведен в капитаны. В 1918 году — слушатель старшего класса военной академии, эвакуированной в Екатеринбург. Входил в офицерскую пятерку Малиновского—Ярцова, пытавшуюся спасти царскую семью. Участвовал в Белом движении на Восточном фронте. Назначен начальником мобилизационного отделения в штабе по формированию Народной армии в г.Екатеринбурге (1918, июля 28). Занимал должность начальника штаба Сибирской казачьей дивизии, был произведен в подполковники.Штаб-офицер для поручений Походного Штаба помощника Верховного Уполномоченного на Дальнем Востоке по военной части. В 1920 году — в Харбине, на 8 января 1922 года — член Общества офицеров гвардии на Дальнем Востоке. С 1922 года в эмиграции в США, жил в Сан-Франциско. Был членом легитимно-монархического «Союза единства Руси». Возглавлял Сан-Францисский отдел Корпуса Императорской армии и флота и был произведен в генерал-майоры КИАФ. Состоял членом Общества офицеров-артиллеристов и почетным членом Объединения кадет российских кадетских корпусов. Скончался в Сан-Франциско 10 июля 1979 года. Был женат. Награжден за отличия в делах против неприятеля орденами до Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (приказ армиям Юго-Западного фронта 8 ноября 1916 г. N1843).
Источники: Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны. — Санкт-Петербург, «Нева» — Москва, «ОЛМА-Пресс», 2003. — Страница 129; Александров Е.А. Русские в Северной Америке. — Хэмден (США) — Сан-Франциско (США) — Санкт-Петербург (Россия), 2005; Гершельман, Лев Карлович на сайте «Русская армия в Великой войне»
1889
Кнут Эмиль Лундмарк (шведское имя — Knut Emil Lundmark)
шведский астроном. Родился в коммуне Эльвсбюн, окончил университет в Уппсале. Работал в Уппсальской обсерватории до 1929, в 1929 сменил К.Шарлье на посту профессора астрономии Лундского университета и директора обсерватории университета. Основные труды в области галактической и внегалактической астрономии. В дискуссии о спиральных туманностях он был, наряду с Г.Кертисом, убежденным сторонником точки зрения об их внегалактической природе. В 1919, изучая новые звезды, вспыхнувшие в туманности M31 в созвездии Андромеды, Лундмарк определил расстояние до этой туманности и получил значение, близкое к найденному Э.П.Хабблом несколько лет спустя. В том же году предложил метод определения расстояний до спиральных туманностей по их угловым размерам. Провел (1926—1928) статистическое исследование двойных и кратных галактик; на основании изучения истинного распределения галактик в пространстве первым пришел к заключению о существовании Местной группы галактик и определил положение «экватора» этой группы.
Кнут Лундмарк в студенческие годы.
В 1946 из анализа расстояния до M31, полученного по большому числу новых звезд, голубых сверхгигантов и шаровых скоплений, сделал вывод о необходимости пересмотра шкалы внегалактических расстояний (этот вопрос окончательно решил В Г.В.Бааде в 1952). Одним из первых получил наблюдательные свидетельства вращения Галактики. В 1919 он показал, что по отношению к шаровым скоплениям и внегалактическим туманностям Солнце движется в плоскости Млечного Пути; в 1924 нашел, что это движение происходит под прямым углом к направлению на галактический центр, и высказал предположение об обращении Солнца и ближайших к нему звезд вокруг этого центра. Умер в Лунде (Швеция) 23 апреля 1958 года. В его честь назван кратер на Луне.
Литература: Колчинский И.Г.,Корсунь А.А.,Родригес М.Г. Астрономы.Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1986.
1889
Елисей Максимович Хижняк
председатель колхоза «Згода» Перещепинского района Днепропетровской области Украинской ССР. Родился в селе Перещепино (ныне город Новомосковского района Днепропетровской области, Украина), в крестьянской семье. Украинец. С начала 1920-х годов работал в сельскохозяйственной артели «Пробуждение» (в дальнейшем реорганизована в колхоз «Згода», а затем «Заря»). После Великой Отечественной войны был избран председателем колхоза «Згода». В 1947 году в хозяйстве был получен урожай 32,0 центнера пшеницы с гектара на площади 40 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении совхозом плана сдачи государству сельскохозяйственных продуктов в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года Хижняку Елисею Максимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал руководить колхозом. В 1958 году колхоз объединился с колхозом имени 40-летия Октября, который он возглавил. Жил в Перещепино. Умер 10 июня 1961 года. Награжден орденом Ленина (16 февраля 1948), медалями.
1890
Любомир Тито Стьепан Бабич (хорватское имя — Ljubomir Tito Stjepan Babić)
один из крупнейших хорватских художников и графиков ХХ столетия. Л.Бабич родился в Ястребарско, в дворянской семье, его отцом был судья Антон Бабич. Гимназическое образование получил в Беловаре и Загребе (окончил загребскую гимназию в 1908 году). Брал частные уроки у художников Клемента Крнчича и Белы Чикоша Сесии, учился также в Школе искусств. В 1908 году поступает, по примеру отца, на факультет права Загребского университета. однако затем бросает юриспруденцию ради занятий живописью. Благодаря помощи, оказанной Л.Бабичу его школьным другом, графом Теодором Пеячевичем, молодой человек поступает в мюнхенскую Академию художеств, где его руководителями были Ангело Янк (в 1910—1911 годах), и Франц фон Штук (в 1911—1913). В Мюнхене Л.Бабич изучает также анатомию в Медицинской школе, необходимую ему как художнику. 1913—1914 годы он проводит в Париже, однако с началом Первой мировой войны возвращается на родину. В своей мастерской художник открывает «Школу современного искусства». В 1916 он начинает преподавать в загребской Академии искусств, в 1940 году он становится профессором Академии, и покидает её, уйдя на пенсию, лишь в 1961 году. Среди его учеников — Винко Грдан. В 1920 году художник совершает путешествие по Испании, где много рисует, создавая целый цикл «испанских работ». В 1930—1936 он много ездит по родной Хорватии, создавая аналогичную «хорватскую серию». В 1930-е годы Л.Бабич также посещает с лекциями различные художественные школы и институты Хорватии и других европейских стран. В 1932 он получает учёную степень по истории искусств на философском факультете Загребского университета. В 1919 году Л.Бабич становится первым руководителем загребской Галереи современного искусства.

Он являлся организатором выставок современного французского и немецкого искусства в Загребе, а в 1950 — средневекового искусства народов Югославии в Париже. Л.Бабич был организатором Хорватского Весеннего салона (1916), Независимой группы хорватских художников (1923), «группы Трёх» (1929), «группы Четырёх» (1928) и др. В 1928 году художник избирается членом-корреспондентом Югославской академии наук и искусств; действительным её членом становится в 1950 году. Умер в Загребе 14 мая 1974 года. Л.Бабич известен как выдающийся югославский художник периода между двумя мировыми войнами. Он проявил себя как художник и график, мастер театрального костюма и декораций, педагог и историк искусств, музейный деятель. Писал свои картины маслом и темперой, создавал акварели, произведения графики, литографии. Картины мюнхенского периода созданы под влиянием таких художественных течений начала ХХ века, как символизм и модерн. После 1916 года он увлекается экспрессионизмом, перейдя затем к абстрактному искусству, в чём достиг вершины в своём творчестве. Совместно с Бранко Гавеллой Л.Бабич занимался художественным дизайном Хорватского национального театра в Загребе. Был книжным иллюстратором, интересовался искусством плаката, написал и опубликовал значительное количество работ по истории и теории художественного мастерства (вместе со статьями — около 400). Также был основателем первого художественного театра кукол в Загребе (1920), преемником которого стал Загребский театр кукол (1948). Художественные работы Л.Бабича многократно выставлялись на персональных и коллективных экспозициях в 1910—1974 годах в Хорватии и Югославии, а также на международных выставках в Париже (1925) и в Нью-Йорке (1926), на XXI венецианском Биеннале, на выставках в Мюнхене и на венском Сецессионе, в Загребском Весеннем салоне и др.
Литература: Miroslav Krleža, Slikar Ljubo Babić, Vjesnik, Zagreb, 21 (1960); Vinko Zlamalik, Ljubo Babić, Zagreb 1968; Igor Zidić, Ljubo Babić. Sentimentalni portret, Hrvatski tjednik, Zagreb, 1 (1971), 1, str. 18;Zdenko Tonković, Kazališni scenograf Ljubo Babić, Prolog, Zagreb, 6 (1974), 21, str. 75-92; Jelena Uskoković, Prikaz djela Ljube Babića (u katalogu slikareve retrospektive), MG, Zagreb 1975, str.V.-XIX; Radovan Ivančević, Ljubo Babić. S puta po Španjolskoj / Notes from a Journey through Spain, GZH & NSB, Zagreb 1990; José Luis Morales y Marin, Tres maestros de la Pintura Croata (Catálogo de la esposición »Grupo de los tres«, Madrid 1994/1995, o. 21-24; Tonko Maroević, La etapa Espańola de la Obra de Ljubo Babić, ibid., p. 53-56.
1890
Уильям Бертрам Тёррилл (William Bertram Turrill)
британский (английский) ботаник. Уильям Бертрам Тёррилл родился в городе Вудсток, графство Оксфордшир, Англия, Великобритания. В 1909 году он был нанят в качестве временного ассистента в гербарии Королевских ботанических садов Кью, а в 1914 году — в качестве постоянного ассистента. В 1915 году Тёррилл получил степень бакалавра в области ботаники в Лондонском университете. В 1916—1918 годах Уильям Бертрам служил в Королевском военно-медицинском корпусе во время Первой мировой войны (прежде всего в Македонии); позже он вернулся в Кью. В 1922 году Тёррилл получил степень магистра в области ботаники в Лондонском университете, а в 1928 году — степень доктора философии в области ботаники. В 1950—1951 годах Тёррилл был президентом Британского экологического общества. В 1953 году он получил Veitch memorial gold medal Королевского садоводческого общества. В 1955 году Уильям Бертрам получил Орден Британской Империи, а в 1958 году — Медаль Линнея. В этом же году он был вице-президентом Лондонского Линнеевского общества, а также стал членом Лондонского королевского общества. Уильям Бертрам описал более 380 видов растений. Уильям Бертрам Тёррилл умер в графстве Суррей, Англия, Великобритания, 15 декабря 1961 года.
Научная деятельность: Уильям Бертрам Тёррилл специализировался на семенных растениях.
Некоторые публикации: 1929. The Plant-life of the Balkan Peninsula; 1980. Studies in the genus Fritillaria (Liliaceae) (Hooker’s Icones plantarum). Ed. Bentham-Moxon Trust. 280 pp.; 1948. British plant life. Ed. Collins. 315 pp. Reimpreso 2008, 336 pp. ISBN 000727856X; 1964. Vistas in botany: recent researches in plant taxonomy (International series of monographs on pure and applied biology). Ed. Pergamon Press. 314 pp.; 1963. Joseph Dalton Hooker: Botanist, explorer, & administrator. Ed. Scientific Book Club. 228 pp.; 1959. The Royal Botanic Gardens, Kew, past & present. Ed. Jenkins. 256 pp.; 1959. Vistas in Botany: Twenty Arts. & Reviews v. 1. Ed. Elsevier. 547 pp.; 1956. Caryophyllaceae (Flora of tropical East Africa). Ed. Secr. State for the Colonies × the Crown Agents for Oversea Gov. 38 pp.; 1953. Pioneer plant geography: The phytogeographical researches of Sir Joseph Dalton Hooker (Lotsya, a biological miscellany). Ed. Nijhoff. 267 pp.; 1952. Oleaceae (Flora of tropical East Africa). Ed. Secr. State for the Colonies × the Crown Agents for Oversea Gov. 32 pp.;
Литература: C.E.Hubbard (1971) William Bertram Turrill. 1890—1961. Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society, Vol. 17, (Nov., 1971), pp.; 689—712; Brummitt, R. K.; C. E. Powell (1992). Authors of Plant Names. Royal Botanic Gardens, Kew. ISBN 1-84246-085-4. (англ.)
1891
Александр Мелентьевич Волков
русский и советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Наиболее известен как автор сказочного цикла «Волшебник Изумрудного города». Александр Мелентьевич Волков родился в городе Усть-Каменогорск, Семипалатинская область, Российская империя, в семье отставного фельдфебеля Мелентия Михайловича Волкова и Соломеи (Соломонии) Петровны Волковой (урождённой Пономаренко, позже записанной как Пономарёва). В 12 лет Александр окончил Усть-Каменогорское Городское училище, где позже начал свою педагогическую деятельность. В 1907 году поступил в Томский учительский институт, по окончании которого (в 1909 году) получил диплом с правом преподавать все предметы школьной программы, кроме Закона Божьего. Начал работать учителем в своём родном городе, в 1910-1913 гг. (по специальности математик) работал учителем в городе Колывани Томской губернии (ныне Новосибирская область). В период Гражданской войны активно занимался стихотворной деятельностью. В 1926 году переехал в Ярославль, где работал директором школы. Заочно окончил математический факультет Ярославского педагогического института. В 1929 году переехал в Москву, где работал заведующим учебной частью рабфака. За семь месяцев окончил курс и сдал экстерном экзамены на физико-математическом факультете Московского университета. С 1931 года, в течение двадцати лет с момента основания, преподаватель, затем — доцент кафедры высшей математики Московского института цветных металлов и золота. Волков был энциклопедически образованным человеком, хорошо знал литературу, историю, владел иностранными языками. В 24 года Волков познакомился на новогоднем балу в Усть-Каменогорске с преподавательницей гимнастики и танцев в гимназии Калерией Губиной. Через два месяца они поженились, и через год у них родился сын Вивиан (умер в пять лет от дизентерии), а через три года родился второй сын — Ромуальд (умер в два года от крупа). Через несколько лет у Александра и Калерии поочерёдно родилось ещё два сына, и они дали им те же имена. Последние годы жил одной семьёй со своей невесткой Марией Кузьминичной Волковой и внуками Евгением, Александром и Калерией. Скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, от рака прямой кишки 3 июля 1977 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (10 участок.).
Творчество
Свой первый роман Волков начал писать в возрасте двенадцати лет. Печататься начал в 1916 году. В 1920-е годы его пьесы шли на сценах нескольких провинциальных театров. В конце 1930-х годов вступил в большую литературу. Член Союза писателей с 1941 года. Общий тираж его произведений, изданных на многих языках мира, превысил 25 миллионов экземпляров. Многие произведения Волкова посвящены выдающимся личностям прошлого — учёным, строителям, первооткрывателям, философам. В своих романах и повестях писатель чаще всего обращался к истории. Перед работой над такой книгой он тщательно и всесторонне изучал эпоху, знакомился с документами, специальными учёными трудами, поэтому увлекательный сюжет и эмоциональность изложения сочетаются у него с научностью и достоверностью. Одна из первых детских книг на историческую тему, «Чудесный шар» (1940), раскрывает картину жизни России в XVIII веке. Главный герой повести — сын купца Дмитрий Ракитин был заключён навечно в крепости, где изобрёл первый в России воздушный шар. В книге «След за кормой» рассказывается об истории мореплавания от первобытных времён до легендарных походов викинга Лейфа Эрикссона. Волков любил разрабатывать темы, связанные с российской историей, причём не только древней, но и современной. В повести «След за кормой» он в художественной форме описал зарождение кораблестроительных и навигационных навыков у первобытных людей, в повести «Царьградская пленница» рассказал о временах великого княжения Ярослава Мудрого, в «Двух братьях» — о времени царствования Петра I, а в «Путешественниках в третье тысячелетие» — о строительстве Волго-Донского канала в родную автору советскую эпоху. Волков занимался также популяризацией науки для школьников. Он выпустил ряд занимательных рассказов по географии и астрономии, объединив их в сборник «Земля и небо». Истории науки была посвящена научно-популярная книга «В поисках правды», ещё одна книга — рыболовству.
Цикл книг «Волшебник Изумрудного города»
Имя Волкова широко известно по сказочному циклу «Волшебник Изумрудного города». В основе первой сказки цикла лежала книга американского писателя Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Волков взялся переводить эту книгу, чтобы попрактиковаться в изучении английского языка. Однако в процессе перевода он изменил некоторые события и добавил новые приключения героев. Рукопись обработанной сказки одобрили С.Я.Маршак и А.С.Макаренко. В 1939 году повесть «Волшебник Изумрудного города» обрела статус самостоятельного произведения, впоследствии она была переведена на 13 языков и выдержала 46 переизданий. В 1958 году Волков написал вторую сказку про девочку Элли и её друзей Страшилу, Железного Дровосека, Смелого Льва; эта сказка, получившая название «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», вышла в 1963 году. В дальнейшем автор продолжил серию о приключениях Элли (и затем её сестры — Энни). Всего было написано шесть повестей и планировалась седьмая — предыстория о юности Гудвина, но к этому замыслу Волков приступить не успел. В 1959 году сказка «Волшебник Изумрудного города» была переиздана в новой редакции с красочными рисунками Леонида Владимирского; впоследствии художник проиллюстрировал весь сказочный цикл.
Книги цикла по порядку издания: «Волшебник Изумрудного города» (1939, 1959); «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963); «Семь подземных королей» (1964); «Огненный бог Марранов» (1968); «Жёлтый туман» (1970); «Тайна заброшенного замка» (1976, книжная версия — 1982); Сказочный цикл Волкова об Изумрудном городе пользовался большой популярностью в СССР. Хотя суммарный тираж книг исчислялся миллионами экземпляров, приобрести их было непросто — спрос на эти сказки был так велик, что тиражи раскупались очень быстро, и желающим приходилось читать книги Волкова в библиотеках; В постсоветское время сказки Волкова вдохновили ряд писателей на создание собственных продолжений цикла об Изумрудном городе: В 1992 году вышел сборник повестей Юрия Кузнецова «Изумрудный дождь» о приключениях героев Волкова на планете Рамерия; В 1996 появилась сказка Леонида Владимирского «Буратино в Изумрудном городе»; С 1997 года публикуется фэнтези-серия Сергея Сухинова «Миры Изумрудного города», развивающая мотивы первой сказки Волкова, но ориентированная на читателей постарше; В 2022 году вышла повесть Алексея Шпагина «Лазурная фея Волшебной страны» — продолжение всех шести сказок Волкова, стилизованное под его авторский слог.
Литературный анализ
В сказках об Изумрудном городе Волков умело соединял реальность и фантастику. В шестикнижии задействованы приёмы, характерные для литературной сказки: например, традиционное для этого жанра «двоемирие», противоборство добра и зла, кроме того, повествование наполнено классическими сказочными персонажами (волшебниками и волшебницами, говорящими животными), использованы традиционные мотивы (летающие башмаки, погружённая в волшебный сон колдунья Арахна, ожившие деревянные фигуры и т.д.). В сюжетах цикла разработаны темы нравственного самосовершенствования, силы дружбы, способной творить настоящие чудеса, любви к родине, коллективной борьбы за свободу и справедливость. Хотя основные события цикла проходят в Волшебной стране, герои находят выход из сложных ситуаций не столько за счёт магии, сколько благодаря собственным знаниям, сообразительности, смекалке, взаимовыручке. Писатель верил в могущество созданной человеком техники, поэтому его герои обычно побеждали колдовство при помощи разных технических изобретений (пушка, сконструированная Чарли Блеком, механический бур, гигантский робот Тилли-Вилли).
Повести и романы: «Чудесный шар» («Первый воздухоплаватель») (1940, 1972); «Два брата» (1938—1961; первая публикация 1950) — о противостоянии Петра I и царевича Алексея, приквел романа «Чудесный шар»; «Зодчие» (1954) — о строительстве храма Василия Блаженного; «След за кормой» (1960) — сборник повестей о покорителях водной стихии в древние времена; «Путешественники в третье тысячелетие» (1960) — школьная повесть, затрагивающая тему строительства Волго-Донского канала; «Приключения двух друзей в стране прошлого» (1963) — о приключениях советских пионеров в стране, живущей по законам средневекового рыцарства; «Скитания» (1963) — роман о детстве и юности итальянского астронома и философа Джордано Бруно; «Царьградская пленница» (1969) — роман из истории Древней Руси.
Рассказы и очерки: «Путешествие Пети Иванова на внеземную станцию» (1960) — фантастический рассказ; «Как Миша Рогаткин спас Алфею» — фантастический рассказ; «В горах Алтая»; «Лопатинский залив» — рыболовный рассказ; «На реке Буже»; «Родимое пятно»; «Удачный день»; «У костра» (1957); «И кровью обагрилась Лена» (1975) — историко-политический очерк о Ленском расстреле; «Повесть о жизни» (опубл. 1978) — автобиографический очерк.
Научно-популярные книги: «Бойцы-невидимки» (1942); «Самолёты на войне» (1946); «Математика в военном деле»; «Славные страницы по истории русской артиллерии»; «Как ловить рыбу удочкой. Записки рыболова» (1953); «Земля и небо» (1957—1974); «В поисках правды» (1980); «В поисках судьбы» (1924).
Стихи: «Ничто не радует меня» (1917); «Мечты» (1917); «Красная Армия»; «Баллада о советском лётчике»; «Разведчики»; «Юные партизаны»; «Родина».
Песни: «Походная комсомольская»; «Песня тимуровцев».
Пьесы для детского театра: «Орлиный клюв»; «В глухом углу»; «Деревенская школа»; «Толя-пионер»; «Цветок папоротника»; «Домашняя учительница»; «Товарищ из центра (Современный ревизор)»; «Торговый дом Шнеерзон и Ко».
Радиопьесы (1941—1943): «Вожатый уходит на фронт»; «Тимуровцы»; «Патриоты»; «Глухой ночью»; «Фуфайка».
Переводы: Жюль Верн, «Дунайский лоцман»; Жюль Верн, «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака».
Неопубликованное: «Рыбка-Финита» — сказочная пьеса для детей в народно-лубочном стиле; «Мнемоника» (1938) — рассказ; «Солнечная станция Е-16» (1939) — фантастический рассказ; «Терентий и Тентий» (1939) — пьеса-сказка; «Правосудный кинжал» (1939) — сказка; «Выдумщица Ляля» (1940) — рассказ для детей; «Приключения кота Марсика» (1940) — рассказ для детей; «Чудесная тюбетейка» (1940) — рассказ; «Лис Патрикеевич и барсук Пачкун» (1940) — переработка сказки Беатрис Поттер из цикла о Кролике Питере; «Алтайские робинзоны» (1939—1940) — приключенческая повесть; «Умный трактирщик и глупый барон» (1940) — сказка; «Профессор Витаминов» (1941) — сказочная пьеса; «Буря» (1941) — пьеса; «Право на жизнь» (1941) — пьеса (в соавторстве с А.М.Розовым); «Воздушное золото» — рассказ; «Летучий Голландец» — рассказ; вариант текста Государственного гимна СССР, представленный на конкурс в ЦК КПСС (1956); «Лис Ловкач и Волк Обжора» (1957) — перевод сказки М.Гешо; «На берегу пустынных волн» (1974) — исторический роман о рождении русского флота в XVIII веке, продолжение романов «Два брата» и «Чудесный шар».
Критика
В постсоветское время имя Александра Волкова стало распространённой мишенью для необоснованных обвинений в связи с использованием Волковым сюжета сказки Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз» как основы для «Волшебника Изумрудного города»: часто звучали суждения, будто Волков присвоил сказку Баума себе, не указав имени первоначального автора. Такое мнение популярно в рунете и регулярно воспроизводится в публицистике. Однако, начиная с самого первого издания «Волшебника Изумрудного города» (1939), на титульном листе указывалось, что книга является переработкой сказки Баума. Согласно тогдашнему законодательству СССР об авторском праве, литературная переработка или перевод иностранных произведений не требовали согласия оригинального автора или правообладателя. Первая публикация «Волшебника» состоялась в издательстве «Детиздат» в 1939 году после тщательной сверки текста Волкова со сказкой Баума, произведённой редактором Н.А.Максимовой. В 1956 году сказка Баума перешла в общественное достояние, но в переизданиях волковского «Волшебника» имя Баума продолжало упоминаться; более того, к изданию 1959 года (получившему широкую известность благодаря иллюстрациям Леонида Владимирского) Волков добавил послесловие, в котором прямо сказал, что его сказка написана по мотивам книги Баума.
Могила на Кунцевском кладбище
Память
В 1986 году улице в Усть-Каменогорске на левом берегу Иртыша присвоено имя А.М.Волкова; В 2014 году в Томске открылся торгово-развлекательный центр «Изумрудный город». Писатель Александр Волков некоторое время жил и учился в Томске. Этот факт создатели проекта решили использовать в архитектуре здания и его интерьерах. В начале 2000-х годов в Томске был открыт Музей имени А.М.Волкова с экспозицией, посвящённой сказкам о Волшебной стране. Внучкой писателя, К.В.Волковой, в дар музею передана часть архива Александра Волкова, в том числе черновые редакции некоторых сказок и корпус читательских писем. Вплоть до начала 2020-х годов в родном городе писателя Усть-Каменогорске (Казахстан) действовал Музей А.М.Волкова под руководством Т.Н.Карпович.
Семья: Жена — Калерия Александровна Волкова, урождённая Губина (умерла в 1946); сын — Вивиан (умер в детстве); сын — Ромуальд (умер в детстве); сын — Вивиан (имя дано в честь умершего первенца) (1925 — ?), инженер; внучка — Калерия Вивиановна Волкова (род. 1948), преподаватель математики, заслуженный учитель Российской Федерации; два внука-близнеца Александр и Евгений; сын — Ромуальд (имя дано в честь умершего второго сына) (1929—2020); внук Павел; Брат — Анатолий Мелентьевич Волков (1901—1979), автор рыболовных рассказов; Сестра — Людмила Мелентьевна Волкова.
Источники: Александр Волков // Internet Speculative Fiction Database — 1995; ПроДетЛит — 2019; Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги / под редакцией Н.Н.Скатов — 2005. — ISBN 5-94848-245-6; Deutsche Nationalbibliothek Record #119416654 // Gemeinsame Normdatei (нем.) — 2012—2016; Могилы знаменитостей; Григорян Л.А. Эволюция замысла сказки «Семь подземных королей» А.М.Волкова в 1963—1967 гг. // Детские чтения, 2022, № 2 (22), страницы 340—365; Латова Н.В. Чему учит сказка? (О российской ментальности) // Общественные науки и современность, 2002. № 2. Страницы 180—191; Країна безкарного плагіату. Як в СРСР «запозичили» дитячі казки — Шепетівський вісник, 1 січня 2018; Калерия Волкова: Покидая изумрудный город. | Букландия | Детские книги | ВКонтакте. vk.com
Библиография: Волков А.М. Повесть о жизни // Вслух про себя. — Москва, 1978; Волков А.М. Зодчие: Роман / Послесловие: доктор исторических наук А.А.Зимин; Рисунки И.Година. — Переизд. — Москва : Детская литература, 1986. — 384 страницы. — (Библиотечная серия). — 100 000 экземпляров. (Аннотация: Роман из русской истории XVI века о строительстве чуда русского зодчества, великолепного исторического памятника — храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве).
Литература: Невинская И.Н. Волков Александр Мелентьевич // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — Москва, 1998; Рахтанов И. Волшебник-учёный // Рахтанов И. Рассказы по памяти. — Москва, 1971; Петровский М. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города». Правда и иллюзии страны Оз. // Книги нашего детства. — 2008, 2-е издание; Бегак Б.А. Жил-был мальчик // Бегак Б. Правда сказки. — Москва, 1989; Владимирский Л.В. История одной сказки // Костёр. — 1989.— № 7; Латова Н. Удивительные приключения «Волшебника страны Оз» в России // Детская литература. — 1995. — № 1-2; Етоев А. Строитель Изумрудного города // «7 дней». — 2001. — 28 сентября; Галкина Т.В. Жизнеописание Александра Волков: принципы научной биографики // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2004. — № 2 (39). — Страницы 162—167; Галкина Т.В. Незнакомый Александр Волков в воспоминаниях, письмах и документах. — Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. — 270 страниц, иллюстрации; Волкова К.В. Покидая Изумрудный город