• Авторизация


13 июня родились... 13-06-2025 04:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[577x700]
1924
Валерий Николаевич Венедиктов
главный конструктор отечественных танков. Окончил Московскую академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина (1949), военный инженер-конструктор. Генерал-лейтенант-инженер (1985). Лауреат Государственной премии СССР (1974, 1982), заслуженный деятель науки и техники (1984). Герой Социалистического Труда (1976). Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1971), орденом КНР (1960), медалями. С 1949 г. – на Уралвагонзаводе. руководитель разработки и постановки на серийное производство танков Т-54, Т-55, Т-62, истребителя танков ИТ-1 «Дракон», семейства инженерных машин сопровождения БРЭМ-1, ИМР-2М, МТУ-72. Под его руководством был создан танк Т-72, который стал самым массовым танком в последней четверти XX в. Валерий Николаевич Венедиктов родился в Ташкенте. Его родители были коренными жителями Узбекистана. Семья была интеллигентной и высокообразованной. Отец, окончивший Московский университет, занимал в Ташкентском университете должность доцента. Педагогом была и сестра Валерия. Молодому Валерию, перенесшему в детстве тяжелое заболевание, в семье были созданы условия для получения домашнего образования по индивидуальной программе. Учебу в средней школе Валерий начал сразу с третьего класса. В таком воспитании были, однако, существенные изъяны. Искусственная изоляция Валерия от своих сверстников и интенсивная учеба хорошо развивала его умственные способности, но отлучила от нормального физического развития. Проучившись до девятого класса в средней школе, он в середине учебного года добровольно вступил в ряды Красной Армии, став в январе 1942 г. слушателем Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина (во время Великой Отечественной войны эта академия была эвакуирована из города Москвы в город Ташкент). Только настойчивостью Венедиктова можно объяснить его поступление в академию с незаконченным средним образованием и слабым физическим развитием. К тому же ему в то время не было полных 18 лет. Проучившись по октябрь 1942 г. в академии, Валерий Николаевич пришел к убеждению, что, не имея опыта службы в войсках, он отстает от многих сверстников в практических занятиях. И ему вновь пришлось применить свою настойчивость. Приказом начальника академии Венедиктов был отчислен из учебного заведения и направлен в учебный танковый полк. В нем он продолжил службу рядовым. Через полгода, в марте 1943 г., Валерий Николаевич стал курсантом Первого харьковского танкового училища имени И.В.Сталина, находящегося в ту пору в городе Чирчике Узбекской ССР. Окончив его в 1944 г., он вторично поступил в Академию бронетанковых и механизированных войск на военно-инженерный факультет, уже имея офицерские погоны и опыт военной службы. По окончании академии в 1949 г., в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, в числе лучших выпускников В.Н.Венедиктов был командирован на Уральский танковый заводим. И.В.Сталина (в дальнейшем — Уралвагонзавод) в город Нижний Тагил Свердловской области для укрепления кадрового состава танкового КБ (отдел «520» Уралвагонзавода). Уралвагонзавод, крупнейший в мире танковый завод и гигантский машиностроительный комплекс, всегда являлся для энергичных, пытливых умом людей стартовой площадкой для профессионального и служебного роста. Уже в 1954 г. В.Н.Венедиктов был назначен на должность заместителя главного конструктора по опытным работам. Кроме руководства всеми опытными работами КБ, за Венедиктовым закрепили работы по серийному производству, выполняемые тремя секторами (бюро) — моторным, трансмиссии и ходовой части. В это время он активно вовлекается в работу по доводке серийных танков послевоенного периода Т-55, Т-62. По поручению главного конструктора Л.Н.Карцева (однокашника по военной академии) Венедиктов возглавил разработку и создание опытного образца танка оригинальной конструкции — «объекта 140». В 1959 г. В.Н.Венедиктов был командирован в Китайскую Народную Республику на 18 месяцев консультантом главного конструктора танкового КБ и руководителем группы советских специалистов. С конвейера китайского завода в г. Баотоу танки сходили под индексом «Тип 59» и являлись полной копией советского Т-54А. Валерий Николаевич вернулся в Нижний Тагил в июне 1960 г., обретя бесценный опыт организации серийного производства на машиностроительном предприятии КНР (всему миру известен китайский фанатизм и трудолюбие в освоении технического прогресса). «Тип 59» стал самым массовым танком в парке боевых машин КНР на долгие годы. С 1960 г. под руководством В.Н.Венедиктова и начальника бюро нового проектирования И.А.Набутовского проводились работы по созданию опытных «объекта 167Т» и «объекта 166ТМ» с газотурбинными двигателями ГТД-3Т ОКБ-29 Министерства авиационной промышленности. «Объект 167Т» стал первым в мире боевым танком с газотурбинным двигателем. В сентябре 1964 г. он совершил демонстрационный пробег перед трибунами правительства на танковом полигоне в Кубинке, обогнав новейший в то время отечественный танк Т-64 с двухтактным дизелем 5ТДФ. Сам факт показа этого танка высшим государственным и партийным деятелям свидетельствовал о том, что руководство Уралвагонзавода и КБ представили на центральный военный полигон не макет, не подвижный стенд-шасси, а опытный образец танка, изготовленный в соответствии с директивными документами правительства и Управления начальника танковых войск (Карцев Л.Н. «Воспоминания главного конструктора»). Однако на основе тщательного анализа семилетней работы и результатов испытаний «объекта 167Т» и «объекта 166ТМ», изготовленных по ТТЗ заказчика, и прогнозирования развития танкового двигателестроения наше КБ совместно с Управлением начальника танковых войск Министерства обороны пришло к выводу о неперспективности газотурбинных танков. В выработке этого мужественного решения принимали активное участие В.Н.Венедиктов и И.А.Набутовский, затратившие много сил и бессонных ночей для создания необычного танка с новым типом силовой установки. Несмотря на то, что в последующие годы по указанию секретаря ЦК КПСС Д.Ф.Устинова, отвечающего за оснащение Советской Армии современной военной техникой, с невиданным размахом развернулись работы по внедрению ГТД в танк (завершившиеся принятием на вооружение Т-80), справедливость сделанных выводов руководством тагильского КБ о неперспективности газотурбинных танков подтверждена самой жизнью («ТиВ» №2-8/2008 г.). Все серийные танки, изготовленные на Уралвагонзаводе, оснащаются дизельными двигателями. Это помогло сохранить в Нижнем Тагиле танковое производство в период массовой «гибели» многих заводов ВПК после распада СССР и, тем самым, спасти от краха бронетанковую отрасль страны. Два других танковых завода России в Санкт-Петербурге и Омске, занятые в советское время изготовлением газотурбинных танков Т-80 и Т-80У, не имея заказов Министерства обороны России и от иностранных заказчиков, прекратили производство этих боевых машин, а омский завод был объявлен банкротом. После отъезда из КБ в головной отраслевой институт ВНИИТМ (г. Ленинград) заместителя главного конструктора И.С.Бушнева с группой ведущих конструкторов, занимавшихся на конкурсной основе разработкой истребителя танков («объект 150»), Л.Н.Карцев назначил Валерия Николаевича руководителем этих работ. В 1968 г. эта боевая машина была принята на вооружение Советской Армии под названием «Истребитель танков ИТ-1», а на Уралвагонзаводе было организовано ее серийное производство. ИТ-1 стал первым отечественным серийным истребителем танков, оснащенным противотанковым ракетным комплексом («Дракон»), и первой в мире машиной с полуавтоматической системой наведения ракет на танковом шасси. 15 августа 1967 г. вышло постановление правительства, которым предусматривалась организация серийного производства украинского танка Т-64 на Уралвагонзаводе. Однако полученный в КБ опыт эксплуатации серийных и опытных танков позволил критично подойти к конструкции танков Т-64 и Т-64А. Уральские конструкторы, видевшие просчеты харьковского КБ машиностроения, разработали свою концепцию создания основного боевого танка, основанную на собственных апробированных технических решениях. В КБ уже четко вырисовывались очертания будущего танка Т-72. Имея резко отрицательное отношение к конструкции основных составных частей Т-64А (механизму заряжания кабинного типа, ходовой части с низкой несущей способностью, ненадежной силовой установке) , Валерий Николаевич последовательно и настойчиво добивался признания разработанного коллективами КБ и завода танка Т-72, не имевшего этих крупнейших недостатков. Долгое время Венедиктов являлся сильнейшим «раздражителем» в Министерстве оборонной промышленности (министр С.А.Зверев) и даже ЦК КПСС (Секретарь ЦК КПСС Д.Ф.Устинов). На одном из заседаний министр демонстрировал членам коллегии и приглашенным специалистам пухлые папки с письмами и обращениями к нему главного конструктора «отдела 520». « Всяких я видал главных конструкторов, но впервые вижу конструктора-писателя», — заключил министр. Далее последовали угрозы объявления выговора и даже снятия с должности. Венедиктов посмеивался, рассказывая об этом ближайшим соратникам: «Ну, пусть он объявит мне выговор. А я его в рамочку — и на стену: не каждый день сам министр выговор объявляет». Он умел держать удар, как говорят боксеры, и умел отстаивать свои позиции. Непросто складывались поначалу его отношения с директором Уралвагонзавода И.Ф.Крутяковым, который был назначен на пост директора в конце 1968 г. Директор жестко поставил вопрос перед КБ о беспрекословном выполнении постановления ЦК КПСС и СМ СССР о подготовке завода к серийному производству танка Т-64А и о запрете работ в КБ по созданию своего уральского танка. Это послужило причиной его конфликта с главным конструктором Л.Н.Карцевым, который был вынужден оставить Нижний Тагил и отбыть в Москву к месту нового назначения. Те же требования были предъявлены и к В.Н.Венедиктову, занявшему пост главного конструктора. Очевидцы вспоминают, как однажды в кабинет директора завода были созваны руководящие лица «Уралвагонзавода» и КБ. Здесь И.Ф.Крутяков сделал жесткое заявление в адрес Венедиктова о запрещении проведения работ в КБ, направленных против Д.Ф.Устинова. Одновременно директор потребовал предъявлять ему для личного просмотра всю секретную переписку КБ. Это был приказ. И он не обсуждался. Выйдя из кабинета Крутякова, один из заместителей Венедиктова спросил его, как же мы будем дальше работать? «Как работали, так и будем работать», — был ответ. Венедиктов умел убеждать. Через несколько лет И.Ф.Крутяков стал сторонником танка Т-72, разработанного в КБ, и много сделал для принятия его на вооружение и для организации серийного производства на УВЗ. Эта его деятельность была отмечена присуждением Ивану Федоровичу звания лауреата Государственной премии СССР. С 1969 г., после перевода Л.Н.Карцева в центральный аппарат Министерства обороны, Валерий Николаевич Венедиктов возглавил конструкторское бюро. На базе маломощного и малочисленного конструкторского подразделения (отдел «520») и опытного производства КБ (цех «540») Уралвагонзавода он создал единую многопрофильную организацию высококвалифицированных специалистов — Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ). Превратил УКБТМ в современное самостоятельное предприятие, способное разрабатывать, изготовлять и испытывать бронетанковую технику и другие сложные машины. Сотрудники предприятия стали получать за свой труд достойные деньги. По профсоюзным путевкам многие семьи отдыхали в санаториях и домах отдыха. Все дети сотрудников предприятия были устроены в детские дошкольные учреждения. Появилась возможность полнее удовлетворять нуждающихся в получении нового жилья или расширении своей жилплощади. В отделе кадров начали проводить отбор специалистов из числа желающих для устройства на работу, а в конструкторских отделах увеличился штат дипломированных специалистов — выпускников вузов. Весь дальнейший период деятельности коллектива УКБТМ под руководством нового главного конструктора связан с форсированной разработкой основных боевых танков второго и третьего поколений (по классификации ГАБТУ МО), принятием их на вооружение, освоением в серийном производстве и непрерывным улучшением их боевых и технических характеристик. Перед каждым отделом КБ были поставлены четкие, но, как казалось тогда, невыполнимые по срокам задачи — по созданию надежных, технологичных в серийном производстве, конкурентоспособных с лучшими мировыми образцами составных частей танка. Однако железная воля Главного заставляла осуществлять все намеченные планы. В неравной борьбе с руководством Министерства оборонной промышленности, правительственными организациями и даже ЦК КПСС Венедиктов доказал преимущества уральского танка Т-72 по боевым, эксплуатационным характеристикам, надежности и стоимости перед Т-64А. Совместно с руководством Уралвагонзавода, учреждениями Министерства обороны СССР он добился принятия на вооружение Т-72 в 1973 г. и с 1974 г. — организации крупносерийного производства этого танка на УВЗ. Валерий Николаевич организовал системный анализ результатов войсковой эксплуатации и крупных испытаний отечественных танков, проводившихся в 1970—1980-е гг. Он сумел осуществить эффективный авторский надзор по обеспечению качественной сборки на заводе серийных танков. Создал совершенную систему получения информации с мест эксплуатации танков о выявленных производственных и конструктивных недостатках и разработал методы их оперативного устранения. Благодаря этому во второй половине XX века танк Т-72 стал самым надежным и массовым в мире и послужил базой для создания 11 модификаций. Впечатляло также развернутое производство на Уралвагонзаводе инженерных машин на базе танка Т-72 (БРЭМ-1, МТУ-72 и шасси для ИМР-2М). Такого производства машин двойного назначения (гражданского и военного) одновременно с базовыми танками до этого времени отечественная промышленность не имела. Уже через 5 лет после принятия на вооружение танк Т-72 стал поступать на экспорт. В шесть стран была передана документация на лицензионное производство танка. В настоящее время танки типа Т-72 находятся на вооружении 35 стран мира. «Танк Т-72 разошелся по миру, как автомат Калашникова», — сказал бывший начальник ГАБТУ С.А.Маев, как бы подводя итог деятельности В.Н.Венедиктова на посту главного конструктора. В 1998 г. на выставке вооружений в Ле Бурже танк Т-72 был признан самым лучшим и самым массовым танком второй половины XX века. В середине 1980-х гг. В.Н.Венедиктов провел коренную модернизацию танков Т-62. Наконец, он заложил основы конструкции современного основного боевого танка Т-90 и перспективного танка с уникальными боевыми и техническими характеристиками. Правильность принятых технических решений была подтверждена им в процессе натурных испытаний опытных образцов танков. В публикуемой статье, разумеется, не преследовалась цель рассказать обо всех разработанных под руководством В.Н.Венедиктова изделиях. Однако стоит отметить следующее: на посту главного конструктора Валерий Николаевич руководил разработкой и созданием более 120 видов конструкций бронетанковой техники, инженерных машин на базе танковых шасси, комплектов УТС и др. Когда началось серийное освоение танка Т-72, Венедиктов энергично взялся за «отехнологичивание», а потом и непрерывное совершенствование танковых систем и узлов. Никогда до него конструкторы не проводили столько времени в цехах серийного производства, помогая осваивать изготовление сложных деталей и узлов новых изделий. Ведущие специалисты КБ по месяцу-два в году находились в войсковых частях, изучая особенности эксплуатации и боевого применения танков, выискивая недостатки конструкции. Непременным участником ряда труднейших испытаний танков Т-72, Т-72А, Т-72Б в экстремальных климатических и дорожных условиях был и главный конструктор Валерий Николаевич Венедиктов. Имея плохое здоровье, неразвитую мускулатуру и субтильную фигуру, он умело водил танк Т-72 на заводском полигоне. Отмеченные им недостатки по размещению приборов, органов управления, светильников и т.п. устранялись после этого незамедлительно. Все пожелания военных по любому поводу, касающемуся танков Уралвагонзавода, обязательно тщательным образом прорабатывались в КБ и, как правило, через короткое время воплощались в новых более совершенных серийных конструкциях. Уралвагонзавод всегда был главным поставщиком в войска бронетанковой техники, а УКБТМ — основным разработчиком технической документации на серийные танки, в том числе изготовляемых по лицензии и поставляемых на экспорт. Все это накладывало особый отпечаток на стиль и темп работы конструкторов, оперативность в принятии решений и ответственность. Мы не могли себе позволить допускать стратегические ошибки в разработке конструкций систем и агрегатов и отрабатывать десятилетиями конструкцию танка, как это случилось с танками Т-64 и Т-80. Уралвагонзавод насыщал войска танками в таких количествах, что последующая массовая доработка танков могла быть просто неприемлемой для завода и армии. Начиная с Леонида Николаевича Карцева, все последующие главные конструкторы УКБТМ добивались технического совершенствования серийных танков в процессе их эволюционного развития, внедряя составные части по мере их отладки, без остановки заводского конвейера с максимальным сохранением унифицированных узлов и деталей. «У нас должны быть серийные мозги», — говорил В.Н.Венедиктов. Валерий Николаевич был осторожным, предусмотрительным и дальновидным человеком. Все тщательно просчитывал и взвешивал. Поэтому, наверное, говорили о высокой интуиции главного конструктора. Ему не были свойственны скоропалительные решения. Введению в серийное производство новых узлов предшествовали расчеты, испытания, подтверждающие надежность и эффективность новых конструкций. Иногда количество таких испытаний достигало астрономических значений. Так, например, отработка элементов проточной части входного направляющего аппарата (ВНА) вентилятора системы охлаждения и подтверждение достигнутого положительного результата по настоянию Валерия Николаевича потребовало проведения 500 опытов (!). Испытания проводились на комплексном стенде МТО танка Т-72 в СКВ «Турбина», на аэродинамическом стенде в УКБТМ, моделирующем условия работы вентилятора в натурном МТО, и в условиях натурного танка. Но осторожность главного конструктора сочеталась с несокрушимой волей, когда путь решения проблемы был выбран. На этом пути его остановить уже никто не мог. Неоднократно мы с Венедиктовым возвращались к вопросу о возможном сотрудничестве с главным конструктором харьковского моторного завода, который приглашал нас к альянсу. Но после долгих раздумий Валерий Николаевич в конце концов закрыл эту тему. Это решение он принял задолго до развала страны, идя наперекор «главному танкисту страны» — Начальнику ГБТУ МО РФ Ю.М. Потапову, который считал, что единым танком страны должен быть украинский Т-80УД, оснащаемый двухтактным дизелем 6ТД. В этом Потапову удалось убедить даже секретаря ЦК КПСС Л.Н. Зайкова. На совещании с участием Зайкова и Потапова была принята резолюция о производстве всеми танковыми заводами СССР единого танка Т-80УД(!). Что было бы сегодня с отечественным танкостроением, если бы не прозорливость (или интуиция) Главного. Не было бы двигателей для российских танков, да и самих танков, возможно, тоже. До занятия Венедиктовым поста главного конструктора в КБ была убогая экспериментальная база. Мотористы убедили Венедиктова в необходимости оснащения опытной базы первоочередными стендами: для испытаний воздухоочистителей (появилась также лаборатория приготовления пыли), подогревателей, проведения аэродинамических исследований вентиляторной системы охлаждения с имитацией натурных условий на входе, выходе из рабочего колеса, а также внутри улитки. При участии нашего предприятия в СКВ «Турбина» (город Челябинск) был создан уникальный комплексный стенд, состоящий из натурного моторно-трансмиссионного отделения танка Т-72, на котором было выполнено около 100 сложнейших научно-исследовательских работ. В то время подобными стендами не располагало ни одно предприятие отрасли. К нашим работам был подключен также Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Валерий Николаевич с привлечением большой группы исследователей и конструкторов скрупулезно анализировал результаты экспериментов и испытаний и всегда ставил новые задачи. Главное внимание он все-таки уделял натурным испытаниям. В те годы была возможность проводить климатические, дорожные, высотные испытания танков в различных регионах СССР. Укоренившийся в КБ стиль работы требовал от ведущих специалистов запредельной продолжительности трудового дня. Пример усидчивости демонстрировал сам главный конструктор, ежедневно работая до 20—21 часа. Известен случай, когда телефонный звонок одного сотрудника с поздравлением Нового Года застал Валерия Николаевича в его кабинете за 15 минут до полуночи. К праздничному столу он все-таки успел, спасибо водителю. За разработку и внедрение в серийное производство танка Т-72 и его модификаций «Уральское КБ транспортного машиностроения» в 1986 г. было награждено орденом Октябрьской Революции (первый орден Ленина КБ получило в 1944 г. за выдающиеся заслуги в создании танка Т-34). Большая группа работников УКБТМ была награждена государственными наградами. Ряд специалистов получил Государственные премии СССР, а также почетные звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации» и «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации ». Группе молодых специалистов было присуждено звание «Лауреат премии Ленинского комсомола». Валерий Николаевич сделал выдающуюся инженерно-административную карьеру. Но никто из тагильчан, кроме узкого круга лиц, не знал, что вместе с ними в одном городе, под покровом секретности, работал: - Главный конструктор головного конструкторского бюро отечественного танкостроения; - Герой Социалистического труда; - Дважды лауреат Государственной премии СССР; - Заслуженный деятель науки и техники; - Кавалер многих государственных наград СССР и «медали Дружбы» КНР; - Обладатель Почетного оружия министра обороны СССР; - Генерал-лейтенант-инженер. В 1987 г. Валерий Николаевич оставил пост главного конструктора, обосновав свой уход на пенсию невозможностью участвовать в испытаниях танков. Он просто не мог оставаться на посту главного конструктора, руководя КБ только из своего кабинета. Утратив возможность участвовать в испытаниях своих танков, находиться «на передовой линии», Венедиктов добровольно уступил место главного конструктора достойному продолжателю своих дел — В.И.Поткину. Проработав еще год ведущим конструктором в отделе двигателей, он завершил свою «командировку» в Нижний Тагил, не «дотянув» одного года до юбилейных 40 лет. В УКБТМ, несомненно, был и поддерживался культ главного конструктора Валерия Николаевича Венедиктова. Но тут уместно вспомнить нашего великого писателя М.Шолохова, сказавшего по поводу критики советского вождя: «Культ был, но была и личность». Каждый, кто работал с Валерием Николаевичем много лет, знал, что этот беспокойный человек с расшатанной нервной системой многие годы страдал неизлечимой бессонницей, а потому круглосуточно загружал свою голову решением проблем, стоящих перед руководителем крупного предприятия. Его жизнь складывалась как у Генри Форда, которому принадлежали слова: «Если голова человека работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, то удача к нему приходит сама». С появлением в СССР, а потом и в национальных армиях многих государств танка Т-72 Валерий Николаевич Венедиктов заставил говорить о достижениях отечественного танкостроения весь мир. Но при всей своей занятости он находил время для сплочения коллектива, развития спорта и самодеятельности, организации отдыха работников и членов их семей. Многие годы считалось, что УКБТМ имеет лучшие в городе базу отдыха «Три кедра» и художественную самодеятельность. После посещения концерта, организованного УКБТМ во Дворце культуры УВЗ, один из крупных руководителей «Уралвагонзавода», впоследствии директор омского завода транспортного машиностроения, Герой Социалистического Труда С.А.Катык сказал: «Можно провести 3 партсобрания и 10 индивидуальных бесед — они не сделают для сплочения коллектива столько, сколько один такой концерт». В это время всех работников УКБТМ объединяла небывало высокая патриотическая цель — создание танка, превосходящего по всем показателям Т-64 и Т-80, опекаемые высшим руководством страны. Валерий Николаевич был чрезвычайно горд и взволнован, когда после одной из праздничных демонстраций специалисты КБ и опытного цеха пришли в УКБТМ и заняли свои рабочие места без приказаний и убеждений. Мы выстояли! В этом году исполняется 35 лет с начала серийного производства легендарного танка Т-72 на Уралвагонзаводе. Если восстановить в памяти все стороны общения В.Н.Венедиктова с окружающими его людьми, то, конечно, можно вспомнить, что он был разным и по житейским категориям не идеальным, иногда несправедливым и даже нетерпимым. На него обижались, но ему прощали все. Видели — Главный сам работает на износ. В.Н.Венедиктов всегда сожалел, что после ухода на пенсию переехал с женой в Челябинск. Но его последнее желание — вернуться в Нижний Тагил — осуществилось. 30 ноября 1995 года жители Нижнего Тагила лишились одного из лучших своих граждан, широко известного в военных кругах всего мира и почти неизвестного в городе, где прошла его трудовая и славная жизнь. 4 декабря 1995 года Валерий Николаевич Венедиктов навечно упокоился в тагильской земле. Он поставил на крыло лучший отечественный танк, развитие которого не остановится.
[700x525]
11 ноября 2011 в городе Нижний Тагил, проспект Вагоностроителей, дом 9, состоялся торжественный митинг и открытие памятной мемориальной доски.

Papinashvili_Vasily_Aleksandrovich (467x700, 140Kb)
1924
Василий Александрович Папинашвили
бригадир слесарей Тбилисского электровозостроительного завода имени В.И.Ленина Министерства электротехнической промышленности СССР, Грузинская ССР. Родился в селе Карагаджи Горийского уезда Тифлисской губернии Грузинской ССР (Закавказская СФСР), ныне — Каспского муниципалитета края Шида-Картли (Грузия). Грузин. Член КПСС. Трудовую деятельность начал в 17 лет, когда в 1941 году пришёл работать слесарем на основанный в 1939 году Тбилисский паровозоремонтный завод имени И.В.Сталина. Участник Великой Отечественной войны в 1942—1945 годах. После демобилизации из Красной Армии вернулся на родное предприятие в Тбилиси, на базе которого в 1947 году возник локомотиворемонтный завод: с 1957 года — Тбилисский электровозостроительный завод (ТЭВЗ) Грузинского совнархоза (с 1959 года — имени В.И.Ленина), с 1965 года — Министерства электротехнической промышленности СССР; с 1975 года — головное предприятие производственного объединения «Электровозостроитель». С 1959 года ТЭВЗ имени В.И.Ленина являлся основным производителем электровозов постоянного тока на территории СССР. Василий Александрович собирал пневматические узлы электровозов. От работы Папинашвили и его товарищей зависела надёжность локомотива: малейшая утечка воздуха — и могут отказать тормоза. Свою сложную работу он знал так хорошо, что мог выполнять её с закрытыми глазами. Став передовым слесарем, находившимся в первых рядах нового производства, он возглавил бригаду слесарей по автотормозам, которой одной из первых в республике было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». В отработанной годами технологии сборки В.А.Папинашвили всегда стремился найти новые пути экономии материалов, времени, труда. На его счету десятки рационализаторских предложений, которые дали заводу большой экономический эффект. Но самому рационализатору этого было мало, он стремился привить вкус к творческому труду членам своей бригады, другим рабочим завода. По примеру Папинашвили многие на заводе стали задумываться над усовершенствованием рабочего процесса. Экономический эффект рационализаторских предложений, внесённых членами бригады Папинашвили и внедрённых в производство, превысил сумму за¬работной платы бригады. Бригада неоднократно выступала инициатором патриотических начинаний, которые получали поддержку и одобрение коллектива, подхватывались на многих заводах и фабриках Грузинской ССР. Имена членов бригады были внесены в Книгу почёта ЦК ЛКСМ Грузии. В январе 1966 года на заводе произошло знаменательное событие: был изготовлен тысячный электровоз ВЛ8. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1966 года за достигнутые успехи в развитии сельского хозяйства, промышленности и науки Грузинской ССР Папинашвили Василию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал трудиться на Тбилисском электровозостроительном заводе имени В.И.Ленина (ныне — АО Электровозостроитель»). В декабре 1967 года из ворот завода вышел последний локомотив серии ВЛ8, на смену ему пришли новые восьмиосные магистральные локомотивы ВЛ10, мощность которых была на 25 процентов выше мощности предшественников. За успешное выполнение социалистических обязательств в честь 50-летия Великого Октябри и большой вклад в развитие изобретательства и рационализаторства коллектив рационализаторов и изобретателей ТЭВЗа был занесён в 1967 году в Книгу почёта ЦК Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Избирался депутатом Верховного Совета Грузинской ССР 6-го созыва (1963—1967), кандидатом, с 1966 года — членом ЦК Компартии Грузии; четырежды — членом бюро Ленинского райкома КП Грузии города Тбилиси. Член Тбилисского городского комитета народного контроля. Жил в городе Тбилиси. Умер в 1976 году. Награждён орденом Ленина (2 апреля 1966), медалями. Заслуженный рационализатор Грузинской ССР (1966). На предприятии, где работал В.А.Папинашвили, учреждался переходящий приз имени Героя, который вручался победителю внутризаводского социалистического соревнования: кроме технико-экономических показателей, в нём учитывались выполнение общественных поручений и рационализаторские предложения.

PolovkovaElenaTrofim_gst1948 (486x700, 109Kb)
1924
Елена Трофимовна Половкова
звеньевая колхоза имени Ворошилова Каменско-Днепровского района Запорожской области Украинской ССР. Родилась в Украинской ССР, на территории современной Запорожской области Украины. Русская. После войны работала звеньевой колхоза имени Ворошилова Каменско-Днепровского района Запорожской области Украинской ССР. В 1947 году молодёжное звено Е.Т.Половковой получило урожай пшеницы 37,80 центнера с гектара на площади 11,8 гектара. На то время это был самый большой урожай озимой пшеницы в Запорожской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи, кукурузы и сахарной свёклы при выполнении колхозом обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года Половковой Елене Трофимовне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжала работать в колхозе имени Ворошилова. В 1949 году за высокие показатели в труде была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Дальнейшая судьба неизвестна. Награждена орденами Ленина (16 февраля 1948), Трудового Красного Знамени (28 февраля 1949), медалями.

PoluhunIvAndr (519x700, 206Kb)
1924
Иван Андреевич Полухин
стрелок 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта, гвардии красноармеец. Родился в деревни Голендухино ныне Режевского района Свердловской области, в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. Работал в колхозе "Пролетарка". В Красной Армии с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. На рассвете 15 января 1943 года группа храбрецов в количестве 13 человек во главе с командиром роты И.С.Ликуновым, несмотря на ураганный пулемётный и миномётный огонь и численное превосходство противника, ворвалась на окраину железнодорожного посёлка Донской (ныне хутор Красновка Тарасовского района Ростовской области) и захватила 3 дома. Бойцы удерживали эти дома в течение дня. Немцы неоднократно предлагали сдаться, но храбрецы отвечали: "Гвардейцы в плен не сдаются!" - и поливали врагов свинцом. Фашисты несколько раз бросали против мужественной группы до роты пехоты с танками, но безуспешно. Тогда немцы обложили дома соломой и подожгли. Когда закончились боеприпасы, смельчаки попытались вырваться из окружения, вступив в рукопашный бой. Однако силы оказались неравны, и вся группа погибла смертью храбрых... Похоронен в братской могиле на хуторе Красновка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, гвардии рядовому Полухину Ивану Андреевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. В Москве в Центральном музее Вооруженных Сил оборудован стенд "Тринадцать Героев Красновки".
Poluhin_I_A_np (700x477, 333Kb)
Братская могила на хуторе Красновка (улица имени 13 Героев Советского Союза, перрон ж/д станции) Тарасовского района Ростовской области. Фото из презентации «История памятников» (увековечивание подвига 13 Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны), подготовленной Ариной Григорьевной Бадаевой — учащейся 1I класса «Красновской средней образовательной школы» хутора Верхний Митякин Тарасовского района Ростовской области. 2015 год.
Poluhin_I_A_np2 (625x700, 465Kb)
Братская могила на хуторе Красновка (улица имени 13 Героев Советского Союза, перрон ж/д станции) Тарасовского района Ростовской области. Фото из презентации «История памятников» (увековечивание подвига 13 Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны), подготовленной Ариной Григорьевной Бадаевой — учащейся 1I класса «Красновской средней образовательной школы» хутора Верхний Митякин Тарасовского района Ростовской области. 2015 год.

[466x699]
1924
Михаил Иванович Синюков
ученый в области экономики и организации сельскохозяйственного производства, ректор Московской сельскохозяйственной академии (МСХА) имени К.А.Тимирязева, академик Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина) СССР. Родился в селе Новотомниково ныне Моршанского района Тамбовской области. Русский. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1952 году окончил Московскую сельскохозяйственную академию (МСХА) имени К.А.Тимирязева. В 1952-1953 годах работал заместителем директора по политической части Виноградовской машинно-тракторной станции. В 1953-1956 годах аспирант, в 1956-1960 годах ассистент, в 1961–1966 годах доцент, в 1966-1968 годах старший научный сотрудник, в 1970-1988 годах заведующий кафедрой организации социалистических сельскохозяйственных предприятий, в 1968-1975 годах проректор по учебной работе, в 1975-1978 годах первый проректор, в 1978-1996 годах ректор Московской сельскохозяйственной академии (МСХА) имени К.А.Тимирязева, одновременно в 1975-1978 годах ректор Высшей школы управления сельским хозяйством Министерства сельского хозяйства СССР. Научные исследования М.И. Синюкова были посвящены совершенствованию и обоснованию наиболее эффективных форм организации труда и производства в сельском хозяйстве. Он внес большой вклад в разработку проблем формирования и эффективного использования технического потенциала аграрного сектора экономики, в определение путей ускорения научно-технического прогресса отрасли. Показал, что механизация, химизация и мелиорация земель оказывают положительное влияние на конечные результаты сельскохозяйственного производства. Опубликовано более 200 его научных трудов. Указом Президента СССР от 3 декабря 1990 года за большой вклад в развитие аграрной экономической науки и подготовку высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства академику Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина ректору Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева Синюкову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Доктор экономических наук (1969), профессор (1969), академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1978). Жил в Москве. Скончался 14 декабря 1996 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве. Награждён 2 орденами Ленина (1981, 1990), орденами Октябрьской Революции (1984), Отечественной войны II степени (1985), Трудового Красного Знамени (1975), «Знак Почёта» (1971), многими медалями СССР и Российской Федерации, а также наградами некоторых зарубежных стран. Литература: Пути снижения затрат на производство сельскохозяйственной продукции. — Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1958. — 68 страниц; Экономика использования машинно-тракторного парка в колхозах и совхозах. — Москва: Колос, 1966. — 287 страниц; Эффективность использования техники в сельском хозяйстве. — Москва.: Экономика, 1970. — 184 страниц; Основы экономических знаний для колхозников и рабочих совхозов: Учебник / Соавторы: В.В.Бердников и другие — Москва: Политиздат, 1976. — 367 страниц; Нечерноземная зона РСФСР: экономические проблемы развития сельского хозяйства / Соавторы: В.П.Фефелов и другие — Москва: Экономика, 1980. — 278 страниц.

[494x700]
1924
Василий Константинович Старовойтов
директор совхоза «Роднянский»; председатель колхоза «Рассвет», Климовичского района Могилевской области. Родился в деревне Борок ныне Белыничского района Могилевской области Республики Беларусь, в семье крестьянина. Белорус. Отец, председатель колхоза, был репрессирован, работал на Беломорканале. Юноша рано начал трудовую жизнь. Несколько лет работал в колхозе. Поступил в Могилевский фельдшерско-акушерский техникум, но окончил только два курса, учебу прервала война. В феврале 1942 года ушел к партизанам, действовавшим на территории Белыничского района. Воевал бойцом в партизанском отряде «Николаевский», помощника начальника штаба 600-го партизанского отряда. За активные боевые действия был награжден орденом Красная Звезда, медалями «За боевые заслуги» и «Партизану Отечественной войны». После освобождения территории находился на комсомольской и партийной работе. В октябре 1944 года окончил курсы при ЦК Компартии Белоруссии, работал комсоргом ЦК ВЛКСМ Быховского леспромхоза Могилевской области. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. С сентября 1947 года по август 1949 года — слушатель партийной школы при ЦК Компартии Белоруссии. Был инструктором Могилевского обкома комсомола, первым секретарем Климовичского райкома комсомола. В 1950 году был мобилизован в армию. Службу проходил в звании младшего лейтенанта, замполитом роты в пехотной части Белорусского военного округа. В 1953 году был демобилизован, вернулся на партийную работу. Был заведующим отделом, а с конца 1953 года по апрель 1957 года — секретарем Климовичского райкома Компартии Белоруссии. В 1957 году был назначен директором совхоза «Радянский». Совхоз был новый, только образованный путем объединения в одно хозяйство семи колхозов, семнадцать тысяч гектаров земли. Через два года «Роднянский» приобрел известность. В совхозе появлялись новые дороги и мосты, птичник 150 тысяч кур-несушек и утки, первые каменные постройки. Хозяйство стало давать продукцию, самое большое количество в Климовичском районе: в основном, конечно, птицу, а также удобрения. Руководя совхозом, Старовойтов довольно быстро получил известность не только в Могилевской области, но и во всей Беларуси. Поступил в аспирантуру при Институте экономики при Госплане БССР, работал над диссератцией. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукция Старовойтов Василий Константинович присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В феврале 1968 года избран председателем ордена Ленина колхоза «Рассвет» сменив умершего председателя Героя Советского Союза Героя Социалистического Труда К.П. Орловского. Через некоторое время «Рассвет» был признан ЦК КПБ и белорусским Совмином «Хозяйством высокой культуры земледелия», а потом и «Хозяйством высокой культуры животноводства». «Рассвет» поддерживал связь с 11 научными институтами. Чем бы ни занималось хозяйство — везде применялись научные разработки. Начиная, конечно, со свиноводства и картофелеводства. «Рассвет» был признан картофелеводческим хозяйством. Сотрудничали с Институтом плодоводства и садоводства, что предоставило колхозу возможность стать семенным хозяйством для пяти-шести районов и поставлять им картофель высокой репродукции, самые лучшие сорта. Сотрудничал «Рассвет» и с Институтом промышленной переработки картофеля. Построили большой цех, даже можно сказать — перерабатывающий завод. Делали крахмал, чипсы (стали крупнейшими поставщиками этого продукта). А жмых, который оставался после всего этого, поедал скот. Безотходное производство высокого качества! Сушеные овощи — картошку, морковку, свеклу — закупал российский подводный флот. После свиноводства картофель занял ведущее место. При Старовойтове заасфальтированы дороги, проведена механизация на зернотоках. Построен комбикормовый завод, небольшой пивной завод, консервный, колбасный, швейный, сапожный цехи. В характеристике, которая рассматривалась на Политбюро ЦК КПСС при представлении к награждению второй «Золотой Звездой», были написано о том, что колхоз «Рассвет» каждые пять лет словно бы рождал в Могилевской области еще один колхоз. То есть, прирост объема продукции был такой, что равнялся объему продукции среднего колхоза за то же время. Иными словами, за 25 лет председательства Старовойтова страна получила от «Рассвета» дополнительной продукции столько, сколько могли дать пять неплохих хозяйств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984 года Старовойтов Василий Константинович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот» и орденом Ленина. Стал дважды Героем Социалистического Труда. Активно участвовал в общественно-политической жизни. Избирался делегатом XXV, XXVI и XXVII съездов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР 8-го и 10-го созывов, депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, членом бюро Кировского райкома партии. После развала Советского Союза, в сложные 1990 годы, Старовойтов продолжал успешно руководить хозяйством, преобразованным в закрытое акционерное общество. К 1994 году на счетах хозяйства было 5,5 млрд. рублей. Выступал с критикой президента республики Лукашенко, не поддержал его кандидатуру на выборах.
[700x650]
В октябре 1997 года был бы отстранен от работы, в ноябре 1997 года - арестован. 20 ноября 1997 года предъявлено обвинение в хищениях в особо крупном размере, а также обвинялся в превышении должностных полномочий, экономических преступлениях, взятках, организации убийства главы Могилевского Госконтроля Миколуцкого. Большую роль в дескридетации В.К.Старовойтова играл лично президент Беларуси А.Г.Лукашенко, соответственную работу вели и беларсские правоохранительные органы. Бывший председатель провел за решеткой два года. В СИЗО он перенес два сердечных приступа, микроинсульт, после которого некоторое время не мог говорить, практически потерял зрение. В 1999 году был приговорен к 2 года с отбыванием наказания в колонии строгого режима и конфискацией имущества по статьям о хищении имущества в особо крупных размерах, взятках, контрабанде, сокрытии доходов, злоупотреблении служебным положением. Свою вину не признал. Процесс над Василием Старовойтовым получил широкий общественный резонанс в белорусской, российской прессе и зарубежной прессе. С учетом срока, проведённого под стражей в предварительном заключении, В.К.Старовойтов был освобожден по отбытию срока наказания 11 ноября 1999 года. Категорически отказался писать заявления о помиловании и об условно-досрочном освобождении, поскольку необходимым условием для этого было признание предъявленных ему обвинений. После освобождения из мест заключения вернулся домой. Участвовал в политической жизни страны, был членом политсовета Объединенной гражданской партии, стоящей в оппозиции. Жил в деревне Мышковичи Могилевской области. Умер 19 февраля 2013 года. Награждён 2 орденами Ленина (22 марта 1966, 13.06.1984), орденами Октябрьской Революции (12 декабря 1973), Отечественной войны I степени (11 марта 1985), Красной Звезды (15 августа 1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (30 декабря 1948). Заслуженный работник сельского хозяйства Белорусской ССР (1978). В Кировске Могилёвской области установлен бюст дважды Героя, в городе Белыничи Могилёвской области - стела.

[573x700]
1925
Иван Тимофеевич Кондратенко
начальник комбината «Кадиевуголь» Министерства угольной промышленности Украинской ССР, Ворошиловградская область. Родился в селе Павлополье ныне Никопольского района Днепропетровской области Украины. С 1943 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1945 году – стрелок 101-й гвардейской отдельной разведроты 98-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта, гвардии красноармеец. Награжден медалью «За отвагу». Демобилизовавшись из Красной Армии в звании младшего сержанта, начал работать электриком теплоэлектроцентрали Днепропетровского автозавода. Затем работал в качестве помощника начальника участка шахты № 1/5 «Бежановка» треста «Кировуголь» комбината «Ворошиловградуголь», начальником добычного участка на этой же шахте. В 1957-1970 годах – начальник шахты № 6 имени Кирова треста «Кировуголь». В 1970-1975 годах – начальник комбината «Кадиевуголь» Минуглепрома Украинской ССР в Ворошиловградской (ныне – Луганской) области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию угольной и сланцевой промышленности и достижение высоких технико-экономических показателей Кондратенко Ивану Тимофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1975-1976 годах – исполняющий обязанности генерального директора, в 1976-1979 годах – генеральный директор ПО «Кадиевуголь» (с 1978 года – ПО «Стахановуголь») Минуглепрома Украинской ССР. В 1979-1986 годах – главный эксперт-консультант Министерства энергетики и угля Социалистической Республики Вьетнам. В 1986-1992 годах возглавлял учебно-курсовой комбинат, а в 1992-1999 годах – нормативно-исследовательскую станцию ПО «Стахановуголь» в Ворошиловградской (с 1990-года – Луганской) области Украинской ССР (с 1991 года – Украины). Умер в 2008 году. Награжден советскими орденами Ленина (30 марта 1971), Отечественной войны II степени (11 марта 1985), Трудового Красного Знамени, украинским орденом «За мужество», медалями, в том числе «За отвагу» (26 марта 1945), а также вьетнамским орденом Труда I степени.

[499x700]
1925
Владимир Филиппович Маликов
механик по испытаниям ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике СССР, город Реутов Московской области. Родился в деревне Федоровское, ныне в составе Московской области. Русский. Окончил среднюю школу и фабрично-заводское училище. С 1942 года работал на опытном заводе № 155 Наркомата (с 1946 - Министерства) авиационной промышленности СССР: слесарь, моторист, слесарь-сборщик. Этот завод был головным предприятием ОКБ А.И.Микояна, на его базе создавались все опытные модели и непрерывно проводились испытания истребителей МиГ, их узлов и агрегатов. С 1955 года трудился в Научно-исследовательском институте № 642 (с 1958 года - ОКБ-52, с 1966 года - Центральное конструкторское бюро машиностроения, с 1983 года - НПО машиностроения, в настоящее время - акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения»). В этом конструкторском бюро работал механиком по испытаниям, затем - слесарем-механиком по специальным измерительным приборам. Участвовал в испытаниях, доводке и наладке многих видов боевых комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами, ряда крылатых ракет морского и наземного базирования, космических аппаратов, различного рода измерительной аппаратуры для ракетно-космических объектов военного и гражданского назначения. За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 28 апреля 1963 года Маликову Владимиру Филипповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
[469x700]
Выдающийся специалист своего дела плодотворно трудился на предприятии на протяжении 46 лет. С 2001 года - на заслуженном отдыхе. Скончался 26 октября 2002 года. Награждён двумя орденами Ленина (26 июня 1959, 28 апреля 1963), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976), медалями.

[513x700]
1925
Михаил Артамонович Паршин
связист (телефонист) 1849-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (31-я отдельная истребительно-противотанковая артиллерийская Днестровская бригада, 53-я армия, 2-й Украинский фронт), красноармеец. Родился в селе Карпово Солонешенского района Алтайского края, в крестьянской семье. Русский. Окончил 6 классов Карповской школы, курсы трактористов. Работал в колхозе. Призван в армию в январе 1943 года Солонешенским райвоенкоматом. В действующей армии с 1943 года. Сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. В 31-й отдельной истребительно-противотанковой бригаде в составе 7-й гвардейской армии участвовал на Воронежском (с 18 июля 1943 года Степном) фронте в битве на Курской дуге, где 7-я гвардейская армия, находясь в обороне юго-восточнее Белгорода, отражала удары танковой группировки немцев, наступавшей от Белгорода в направлении на город Короча. На Степном (с 20 октября 2-м Украинском) фронте в составе 69-й армии участвовал в Белгородско-Харьковской наступательной операции (3 – 23 августа 1943 года); в составе 37-й армии – в Полтавско-Кременчугской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года) – составной части Черниговско-Полтавской стратегической операции; Пятихатской наступательной операции (15 октября – 23 ноября 1943 года); Знаменской наступательной операции (20 ноября – 23 декабря 1943 года). На 2-м Украинском фронте в составе 53-й армии участвовал в Уманско-Ботошанской наступательной операции (5 марта – 17 апреля 1944 года); Ясско-Кишинёвской стратегической наступательной операции (20 – 29 августа 1944 года); Бухарестско-Арадской наступательной операции (с 30 августа 1944 года). Отличился в последней из этих операций на территории Румынии, в ходе которой 53-я армия вела наступательные действия в боях с германско-венгерскими войсками, продвигаясь к румынско-венгерской границе. В ночь на 18 сентября 1944 года в районе станции Паулиш-Ноу (ныне Пэулиш) на участке железной дороги Арад – Липова, находясь в разведке с группой бойцов, отбивал атаку противника, пытавшегося окружить штаб полка и батарею. В критический момент боя бросился на вражеский станковый пулемёт, закрыв его своим телом. Ценой жизни способствовал выполнению боевой задачи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за героизм и самопожертвование, проявленные в бою, красноармейцу Паршину Михаилу Артамоновичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). М.А.Паршин похоронен восточнее станции Паулиш-Ноу в 2 км севернее шоссе, барская усадьба (сайт «Мемориал», список безвозвратных потерь 31 отдельной иптабр за период с 15 по 20 сентября 1944 года), фигурирует как Паршин Михаил Артомонович. В селе Карпово совхоз (ныне сельскохозяйственный производственный кооператив) и средняя школа названы именем Героя. В районном центре селе Солонешное именем М.А.Паршина названа улица. Награжден орденом Ленина (24 марта 1945).

[469x700]
1925
Любовь Стефановна Сиверская
бригадир изолировщиков управления «Промстрой» №2 Куйбышевгидростроя. Родилась в селе Новоставцы, ныне Теофипольского района Хмельницкой области Украины. В 1937 году был репрессирован отец. В годы Великой Отечественной войны оставалась на оккупированной территории. Семь раз бежала из эшелонов, увозящих молодежь в Германию, последние полгода до прихода Красной Армии провела в тюрьме. Трудовую деятельность начала в 1944 году. С 1952 года в организациях города Ростова-на-Дону: разнорабочая на хлебозаводе, затем бригадир комплексной бригады штукатуров-маляров «Ростов СМУдорстроя». Несколькл лет работала леморубов на Дальнем Востоке. В 1958 году приехала в город Ставрополь-на Волге (ныне – Тольяти) к старшему брату. Здесь разворачивалось большое строительство.После окончания курсов трудилась в управлении «Промстрой» №2 Куйбышевгидростроя изолировщицей, с 1967 - бригадиром изолировщиков. Бригада под ее руководством участвовала в строительстве Волжской ГЭС имени Ленина, заводов «Волгоцеммаш», «Куйбышевазот», цехов Волжского автомобильного завода, жилья и культурно-бытовых объектов в городе Тольятти. На счету ее бригады многие тысячи квадратных метров кровли, гидроизоляционных покрытий, кубометров бетона, теплоизоляция, химзащита производственных корпусов и др. сооружений ВАЗа. За время работы обучила своей профессии десятки молодых рабочих. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1973 года за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении и освоении проектных мощностей Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР и смежных с ним предприятий Сиверской Любови Стефановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Активно участвовала в общественной жизни. Восемь лет подряд избиралась депутатом городского совета. В 1980 году ушла на заслуженный отдых. Жила в городе Тольятти. Умерла 31 января 2020 года. Награждена орденом Ленина (29 декабря 1973), 2 орденами Трудового Красного Знамени (4 октября 1966; 20 апреля 1971), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (8 июля 1963). Л.С.Сиверской посвящена поэма Евгения Евтушенко «Мама Люба», опубликованная в газете «Труд» 8 марта 1975 года.

1926
Лилия Нестеровна Бокарева
российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1986). По окончании Уральского театрального института в 1949-1958 гг. в Свердловском музыкально-драматическом театре, в 1958-1959 гг. в Театре Краснознаменного Балтфлота (Лиепая), в 1959-1961 гг. в Русском драматическом театре Эстонской ССР (Таллин), с 1961 г. в Челябинском театре драмы имени Цвиллинга. Среди ролей: Валя («Иркутская история» А.Н.Арбузова), Леля («Океан» А.П.Штейна), Шура («Моя старшая сестра» А.М.Володина), Акулина («Власть тьмы» Л.Н.Толстого), Зоя («Клоп» В.В.Маяковского), Майя Мухина («В день свадьбы» В.С.Розова), Наталья («Дело Артамоновых» по М.Горькому), Обноскина («Село Степанчиково» по Ф.М.Достоевскому), Сооткин («Тиль» Г.И.Горина по Ш. де Костеру), госпожа Журден («Мещанин во дворянстве» Мольера), Лидия Васильевна («Старомодная комедия» Арбузова), Ксения («Егор Булычев и другие» Горького), Степанида («Деньги для Марии» по В.Г.Распутину), Горностаева («Любовь Яровая» К.А.Тренева), Эдди («Маленькие лисы» Л.Хелман), Устинья Карповна («Серебряная свадьба» А.Н.Мишарина) и др. Актриса яркой, смелой характерности, мастер «возрастных» ролей.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 13 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»