• Авторизация


6 июня родились... 06-06-2025 07:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[696x699]
1904
Татьяна Ивановна Пельтцер
советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1960), народная артистка СССР (1972). Татьяна Пельтцер родилась в Москве, в семье актёра. Отец — Иоганн Робертович Пельтцер, немец, предки которого переселились из Германии в Россию во времена Ивана Грозного. Они были портными, шили шубы, «пельтцы», так что их ремесло дало им и фамилию. Иоганн Робертович был, тем не менее, актёром и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Мать — еврейка, дочь главного раввина из Киева. Вплоть до августа 1914 года, пока не началась Первая мировая война, в семье говорили исключительно по-немецки. Актёрскому мастерству Татьяна училась у своего отца, который ставил её первые спектакли. На сцену она впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» в роли Авдия. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет блистает в роли Серёжи в спектакле «Анна Каренина», но её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования. Профессиональную актёрскую деятельность Пельтцер начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления. В1920 — актриса театров в Нахичевани, Ейске. В 1923 — вступила в труппу театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), но из данного театра была исключена с формулировкой «за профнепригодность», так что некоторое время она подрабатывала машинисткой. В 1927 — выходит замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера. В 1930 — уезжает с мужем в Берлин, где устраивается машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Эрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, приглашает её в свою постановку «Инги» (по Глебову). Благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказывается всё же не для неё.
Пельтцер_Татьяна_Ивановна_(20e) (504x700, 243Kb)
Татьяна Пельтцер. 1920-е годы
Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, Татьяна разводится с мужем и уезжает в Москву, где снова берёт фамилию Пельтцер, но хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь. В 1931 — актриса театра имени Моссовета. В 1934 — машинистка на заводе АМО, где главным инженером работал её брат Александр, трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках. В 1936 — актриса Ярославского драматического театра имени Ф.Волкова. В 1937 — актриса Колхозного театра в Москве. В 1938 — актриса Театра имени Моссовета. В 1940 — в Московском театре миниатюр наконец раскрывается её талант. Она играет почти всё — скетчи, сценки, — ведёт концерты, проявляется как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек и т. д. Много позже Марк Захаров заметил в одном из интервью: «Из наших (актёров „Ленкома“), безусловно, Татьяна Ивановна Пельтцер».
[673x699]
Речь шла об актёрах, которые вокруг себя на сцене создают особую ауру, способную захватить и «держать зал», как выдающийся актёр М.П.Чехов. В 1947 — в Московском театре Сатиры. В 1951 — лауреат Сталинской премии (театральная работа). Настоящая, всенародная известность пришла к Татьяне Ивановне после экранизации Татьяной Лукашевич и Борисом Равенских спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданным». После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы стать одной из основных в фильме. В 1956 — член КПСС. В 1960 — народная артистка РСФСР. В 1972 — присвоено звание «Народная артистка СССР», и она стала первой народной артисткой в Театре Сатиры, который к тому времени уже существовал 48 лет. В 1977 — актриса театра имени Ленинского комсомола. Переход связан с Марком Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре Сатиры, она «создавала поле», «держала зал», но переход в молодёжный театр оказался неудачным. Впрочем, Татьяна Ивановна всегда говорила и делала то, что считала нужным. Один из последних спектаклей, где играла выдающаяся актриса, это «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти). Умерла 16 июля 1992 года.
Могила_Татьяны_@_Ивана_Пельтцеров (700x525, 386Kb)
Похоронена в Москве, на Введенском кладбище. Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.
Семья
По отцовской линии семья Пельтцер происходила из российских немцев. Основатель династии, Наполеон Пельтцер, в 1821 году девятнадцатилетним юношей пришёл пешком в Россию из Рейнской области (Германия); Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер (1871—1959), актёр театра и кино, режиссёр. Заслуженный артист Республики (1925). Всю жизнь называл себя Иваном Романовичем; Мать — Эсфирь Боруховна (Евгения Сергеевна) Ройзен (1874—1962), еврейка, дочь первого казённого раввина Киева (1862—1863) Боруха Ройзена (из бердичевской купеческой семьи); Младший брат — Александр Иванович Пельтцер (1906—1975), автоконструктор, главный инженер ЗИС, после войны — создатель и испытатель первого отечественного гоночного автомобиля «Звезда-1», трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках; Муж (1927—1930) — Ганс Тейблер, немецкий коммунист и философ. Награды и звания: Заслуженная артистка РСФСР (1954); Народная артистка РСФСР (1960) — за заслуги в области советского искусства; Народная артистка СССР (1972); Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лукерьи Власьевны Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» Н.М.Дьяконова; Орден Ленина (1984); Орден Октябрьской Революции (1974); Орден Трудового Красного Знамени (1967); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948); Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970); Медаль «Ветеран труда».
Крылатые фразы
«Ни один спектакль от репетиции лучше не становится».
«Вот вы, Марк Анатольевич, всё сидите, подолгу репетируете, а вот у Корша каждую пятницу была премьера».
Театральные работы
Театра имени МГСПС: 1925 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (режиссёр Е.О.Любимов-Ланской) — Параша и беременная женщина. Театр студия киноактера (1946—1947) : «За тех, кто в море!» Б.А.Лавренева. Режиссёр Н.С.Плотников. Театр Сатиры (1947—1977): 1947 — «Человек с того света» В.А.Дыховичного, М.Р.Слободского (режиссёр Э.Б.Краснянский) — Клавдия Павловна, жена Матвеева; 1948 — «Вас вызывает Таймыр» А.А.Галича и К.Ф.Исаева (режиссёр А.А.Гончаров) — дежурная по 13-му этажу; 1948 — «Остров мира» Е.П.Петрова (режиссёр Э.Б.Краснянский) — миссис Джекобс; 1949 — «Кто виноват?» Г.Д.Мдивани (режиссёр Э.Б.Краснянский) — Маслова; 1950 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (режиссёр Б.И.Равенских) — Лукерья Власьевна Похлёбкина; 1950 — «Не ваше дело» В.С.Полякова (режиссёр В.Н.Плучек) — Анна Мироновна, мама; 1952 — «Пролитая чаша» Ван Шифу (режиссёры Н.В.Петров, В.Н.Плучек) — Цю, вдова министра; 1952 — «Личная жизнь» К.Я.Финна (режиссёры Ю.П.Егоров, Г.С.Победоносцев) — Татьяна Игнатьевна Филимонова; 1953 — «Где эта улица, где этот дом?» В.А.Дыховичного, М.Р.Слободского (постановка Э.Б.Краснянского) — Мария Степановна; 1953 — «Страницы минувшего» («Завтрак у предводителя») И.С.Тургенева (постановка В.Н.Плучека) — Каурова; 1955 — «Чужой ребёнок» В.В.Шкваркина (режиссёр О.П.Солюс — Караулова; 1955 — «Поцелуй феи» З.Е.Гердта, М.Г.Львовского (постановка Э.Б.Краснянского) — Аделаида Николаевна; 1956 — «Дело было в Конске» («Домик») В.П.Катаева (постановка Э.Б.Краснянского) — Есаулова, председатель городского исполкома; 1957 — «А был ли Иван Иванович?» Н.Хикмета (режиссёр В.Н.Плучек) — Анна; 1958 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Манефа; 1960 — «200 000 на мелкие расходы» В.А.Дыховичного, М.Р.Слободского (режиссёр Э.Б.Краснянский) — Лобашкова Таисия Мироновна, мать; 1960 — «Слепое счастье» А.Ю.Кузнецова, Г.Г.Штайна (режиссёр О.П.Солюс) — Евдокия; 1961 — «Будем знакомы» Т.Г.Сытиной (режиссёр И.М.Туманов) — Анна Александровна, жена профессора Андриевского; 1961 — «Яблоко раздора» М.Бирюкова (режиссёр В.Н.Плучек) — Дудукалка; 1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б.Шоу (режиссёр В.Н.Плучек) — няня Гинесс; 1964 — «Ложь для узкого круга» А.Д.Салынского (постановка Г.П.Менглета) — Мария Ипполитовна, бабушка Андрея; 1966 — «Старая дева» И.В.Штока (режиссёр А.Б.Шатрин) — Прасковья Дмитриевна; 1967 — «Интервенция» Л.И.Славина (режиссёр В.Н.Плучек — мадам Ксидиас; 1967 — «Доходное место» А.Н.Островского (режиссёр М.А.Захаров) — Кукушкина; 1968 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (режиссёр С.В.Мишулин) — Фрекен Бок; 1969 — «Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше (режиссёр В.Н.Плучек]]) — Марселина; 1969 — «Мой дом — моя крепость» Дж. Купера (режиссёр О.П.Солюс — Леони Пимоз; 1970 — «У времени в плену» А.П.Штейна (режиссёр В. Н. Плучек — мать Скитальца морей; 1970 — «Проснись и пой» М.Дьярфаша (режиссёр М.А.Захаров) — тётя Тони; 1971 — «Темп-1929» по произведениям Н.Ф.Погодина (режиссёр М.А.Захаров — Софья; 1972 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (режиссёр М.А.Захаров — Мамаша Кураж; 1973 — «Маленькие комедии большого дома» А.М.Арканова, Г.И.Горина(режиссёры А.А.Ширвиндт, А.А.Миронов) — Иванова Мария Ивановна. Ленком: 1974 — «Тиль» Г.И.Горина по роману Ш. де Костера (режиссёр М.А.Захаров) — Старуха Стивен; 1975 — «Иванов» А.П.Чехова (режиссёр М.А.Захаров — Авдотья Назаровна, старуха с неопределенною профессией; 1977 — «Мои Надежды» М.Ф.Шатрова (режиссёр М.А.Захаров — Тетя Надя Бурыгина, бывшая ткачиха; 1977 — «Хория» («Именем Земли и Солнца») И. Друцэ (режиссёр М.А.Захаров — Тетушка Арвира, школьная уборщица; 1978 — «Революционный этюд» М.Ф.Шатрова (режиссёр М.А.Захаров (совместно с Ю.А.Махаевым) — Клара Цеткин; 1985 — «Три девушки в голубом» Л.С.Петрушевской (режиссёр М.А.Захаров — Фёдоровна; 1985 — «Встречи на Сретенке» В.Л.Кондратьева (режиссёр Г.М.Черняховский) — Тётя Варя; 1986 — «Диктатура совести» М.Ф.Шатрова (режиссёр М.А.Захаров — Н.К.Крупская; 1987 — «Царь-Рыба» В.П.Астафьева (режиссёр Г.М.Черняховский) — Царь-Рыба; 1989 — «Мудрец» («На всякого мудреца довольно простоты») А.Н.Островского — Манефа; 1989 — «Поминальная молитва» Г.И.Горина (режиссёр М.А.Захаров — Берта. Фильмография: 1943 — Она защищает Родину — колхозница; 1944 — Свадьба — жена доктора; 1945 — Простые люди — Плаксина; 1948 — Драгоценные зёрна — сотрудница редакции; 1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — работница птицесовхоза; 1953 — Свадьба с приданым — Лукерья Власьевна Похлёбкина; 1954 — Укротительница тигров — Эмми Степановна Воронцова;; 1954 — Большая семья — тётя Лиза; 1954 — Аттестат зрелости — дворничиха; 1955 — Бахтияр («Любимая песня») — Наталья Алексеевна, тётя Саши; 1955 — Два капитана — Нина Капитоновна; 1955 — Солдат Иван Бровкин — Евдокия Макаровна Бровкина; 1955 — Максим Перепелица — бабка, соседка Максима; 1956 — Медовый месяц — Вера Аркадьевна, медсестра; 1957 — Не на своём месте — жена Вранбуци; 1958 — Иван Бровкин на целине — Евдокия Макаровна Бровкина; 1959 — В этот праздничный вечер — Матильда Прохоровна Щипухина; 1959 — Косолапый друг — ветеринарный врач; 1959 — Повесть о молодожёнах — Варвара Васильевна; 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — Дарья Семёновна, уборщица; 1960 — Конец старой Берёзовки — Галина Павловна; 1960 — Первое свидание — Маргарита Михайловна; 1960 — Своя голова на плечах — Пелагея Степановна; 1961 — Чёртова дюжина — Надежда Ивановна; 1962 — Конец света — Матрёна; 1962 — Яблоко раздора — Дудукалка; 1963 — Трудные дети — бабушка Севы; 1963 — Ход конём — бабушка Алёши; 1964 — Всё для вас — тётя Саша; 1964 — Морозко — мать жениха; 1964 — Ноль три — Карринг, доктор; 1964 — Приключения Толи Клюквина — Дарья Семёновна; 1965 — Путешественник с багажом — пассажирка в автобусе; 1967 — Фитиль (сюжет №50 «Что же вы поёте, дьяволы?») — пассажирка; 1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — бабушка Артура; 1968 — Как велит сердце — Лидия Фёдоровна; 1968 — Журавушка — Настасья; 1968 — Фитиль (сюжет №67 «Так в жизни не бывает») — пожилая сотрудница; 1968 — Деревенский детектив — Глафира Анискина; 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — Анна Петровна Верёвкина, бабушка Томы; 1971 — Молодые — Нюша, няня; 1972 — Двенадцать месяцев — гофмейстерина; 1972 — Чудак из пятого «Б» — бабушка Нины; 1973 — Исполняющий обязанности — Вера Борисовна; 1973 — Анискин и Фантомас — Глафира Анискина; 1974 — Большой аттракцион — Ольховикова; 1974 — Есть у меня друг (короткометражный) — бабушка; 1974 — Одиножды один — Матвеиха; 1974 — Царевич Проша — Берта; 1975 — В стране ловушек (анимационно-игровой) — бабушка Олега; 1975 — Это мы не проходили — Надежда Александровна, преподаватель пединститута; 1975 — Единственная… — врач-невропатолог; 1976 — 12 стульев — Клавдия Ивановна, тёща Воробьянинова; 1976 — Колыбельная для мужчин — тётя Таня; 1976 — Ты — мне, я — тебе! — тётя Люба; 1977 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — баба Варвара; 1977 — И снова Анискин — Глафира Анискина; 1977 — Личное счастье — Агриппина Савельевна Тикоцкая; 1978 — Василий Шукшин. По страницам прозы — Марья; 1978 — Здравствуй, река — бабушка Стёпки; 1979 — Трое в лодке, не считая собаки — миссисс Поппитс; 1979 — Примите телеграмму в долг — Пивашиха; 1980 — У матросов нет вопросов — Клавдия Михайловна; 1980 — Вам и не снилось… — бабушка Ромы; 1980 — Ночное происшествие — Александра Алексеевна, соседка Воронова по коммунальной квартире; 1980 — Дульсинея Тобосская — Тереса; 1981 — Руки вверх! — бабушка Наталья Николаевна; 1981 — Отставной козы барабанщик — бабка Агапа; 1982 — Ослиная шкура — Гравидана; 1982 — Там, на неведомых дорожках… — Баба-Яга; 1982 — Не было печали — Юлия Дмитриевна, мать Вадима; 1983 — Карантин — Дуся, прабабушка; 1983 — Племянник (короткометражный); 1984 — И вот пришёл Бумбо… — бонна, немка-учительница; 1984 — Формула любви — Федосья Ивановна, тётушка Алексея и барыня Фимки; 1984 — Рыжий, честный, влюблённый — сова Илона; 1985 — После дождичка в четверг — сторожиха; 1985 — Личное дело судьи Ивановой — Анна Николаевна, соседка бабушки; 1985 — Как стать счастливым — Лидия Михайловна, бабушка Лиды; 1986 — Малявкин и компания — Анна Петровна; 1986 — Кто войдёт в последний вагон — Антонина Николаевна, клоунесса; 1988 — Раз, два — горе не беда! — бабушка; 1989 — Князь Удача Андреевич — соседка Северьяна. Телеспектакли:1953 — Свадьба с приданым — Лукерья Власьевна Похлёбкина; 1968 — Судьба играет человеком — Марья Семёновна; 1968-1980 — Кабачок «13 стульев» — пани Ирена; 1969 — Две комедии Бранислава Нушича; 1971 — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше — фрекен Бок; 1971 — Офицер флота — Юлия Антоновна; 1973 — Срочно требуется волшебник — старушка,спасшая город от злой колдуньи-городоправительницы; 1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро — Марселина; 1974 — Маленькие комедии большого дома — мать Иванова; 1974 — Проснись и пой — тётя Тони; 1975 — Дом, где разбиваются сердца — няня Гинесс; 1977 — Между небом и землёй — мать Климова; 1979 — Молодая хозяйка Нискавуори — старая хозяйка; 1981 — Именем земли и солнца — Арвира; 1983 — Метелица — Марина Максимовна (Марьяша), бабушка Алёны; 1985 — Сеанс гипнотизёра — Екатерина Николаевна Кушакова; 1988 — Диктатура совести — Надежда Константиновна Крупская; 1988 — Три девушки в голубом — Фёдоровна. Киножурнал «Ералаш»:1980 — «Вот это внук!», режиссёр М.Юзовский (выпуск 23, эпизод 3) — бабушка Вити; 1986 — «Дышите глубже», режиссёр С.Шпаковский (выпуск 57, эпизод 3) — бабушка Маши; 1988 — «Артур и его команда», режиссёр В.Мартынов (выпуск 69, эпизод 3) — бабуся-дачница. Озвучивание мультфильмов: 1949 — Весенняя сказка — Гусыня; 1961 — Ключ — Фея Тюльпина; 1963 — Три толстяка — тётушка Ганимед; 1971 — Без этого нельзя — Утка; 1975 — Необычный друг — служительница зоопарка; 1976 — Лоскуток — тётушка Кофта; 1978 — Чудеса среди бела дня — Волшебница; 1981 — Ёжик плюс черепаха — Ягуариха; 1983 — Следствие ведут Колобки, 1-й выпуск — Гражданка Петрова; 1983 — Жил у бабушки козёл — бабушка Варварушка; 1984 — Встречайте бабушку — Бабушка; 1985 — Голубая стрела — Фея; 1985 — Чудо-дерево — закадровый текст; 1986 — Приключения домовёнка — Баба-Яга; 1986 — Сказка для Наташи — Баба-Яга; 1987 — Возвращение домовёнка — Баба-Яга; 1988 — Карпуша — Старуха. Озвучивание фильмов: 1956 — Наш двор — сплетница Васаси (роль С.Д.Такаишвили); 1951 — Два гроша надежды — мать Антонио (роль Ф.Руссо); 1953 — Граф Монте-Кристо — мадам Пикар (роль Ж.Зорелли); 1956 — Наш двор — сплетница Васаси (роль С.Д.Такаишвили); 1957 — Пока не поздно — Петронеле (роль В.Летувайтите); 1958 — Капитанская дочка — племянница истопника (роль Е.Ф.Савицкой). Архивные кадры: 2009 — Татьяна Пельтцер. Осторожно, бабушка! (документальный); 2006 — Татьяна Пельтцер (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный). Радиопостановки: 1954 — Ч.Диккенс, «Наследник торгового дома» — миссис Пипчин; 1961 — М.Сизова, «Юность Ломоносова» — Настасья Ивановна; 1966 — И.Л.Прут, «Моя мечта» — Петровна; 1969 — И.Навотный, «Моя знакомая», В.С.Высоцкий, В.М.Невинный, Т.И.Пельтцер (Фрау Шурих) и другие. Режиссёр (радио) В. Шонендорф; 1976 — В.В.Смирнов, «Тревожный месяц Вересень», Н.П.Караченцов, Т.И.Пельтцер (Серафима), Б.К.Новиков и другие. Режиссёр (радио) А.Шипов; 1976 — «Пельтцер Татьяна. Творческий портрет». Фрагменты спектаклей: «Кораблевская тетка» (Ф.Ф.Кнорре); «Темп — 1929» (сценическая композиция М.А.Захарова по пьесам Н.Ф.Погодина); «Тревожный месяц вересень» (В.В.Смирнов); «Старая дева» (И.В.Шток); «Мамаша Кураж и её дети» (Б.Брехт). Пояснительный текст читает Г.Куликов; 1977 — Ю.З.Крелин, «Будни доктора Мишкина», О.П.Табаков, Т.И.Пельтцер и другие; 1977 — В.С.Токарева, «Между небом и землёй», А.А.Миронов, М.М.Неелова, Т.И.Пельтцер и др. Режиссёр В.В.Фокин; 1978 — А.П.Чехов, «Из записок вспыльчивого человека», О.П.Табаков, Т.Г.Васильева, Т.И.Пельтцер; 1983 — Н.Г.Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы». Режиссёр (радио) Л. Веледницкая — няня; 1989 — З.Чернышёва, «Неутомимый», Е.А.Киндинов, Е.А.Евстигнеев, Н.Н.Пшенная, Т.И.Пельтцер (Макарьевна) и другие; И. С. Тургенев, «Записки охотника» — «Татьяна Борисовна и её племянник» (читает Т.И.Пельтцер); П.В.Георгий, «Здравствуй учитель», Р.Я.Плятт, Т.И.Пельтцер (бабка Дарья), Г.Л.Бортников и другие. Звукозапись спектаклей: 1953 — В.Дыховичный, М.Слободской, «Где эта улица, где этот дом»; 1964 — Б.Бертольд, «Мамаша Кураж и её дети» — маркитантка Анна Фирлинг; 1968 — Л.И.Славин, «Интервенция», А.Д.Папанов, А.А.Миронов, Т.И.Пельтцер (мадам Ксидиас) и другие; 1968 — И.В.Шток «Старая дева» — Прасковья Дмитриевна; 1970 — М.Дьярфаш, «Проснись и пой!». Режиссёр (радио) Т.Заборовская — тётя Тони; 1975 — Б.Шоу, «Дом, где разбиваются сердца», радиоверсия спектакля Московского театра Сатиры с участием Г.П.Менглет, Т.И.Пельтцер (няня Гинесс) и др. Режиссёр: В.Н. Плучек; 1979? — М.Ф.Шатров, «Синие кони на красной траве» О.И.Янковский, Т.И.Пельтцер (Клара Цеткин) и др. Режиссёр (радио) В.Терсков; 1990 — Г.И.Горин, «Поминальная молитва»; Бомарше — «Женитьба Фигаро» (Театр Сатиры с участием А.А.Миронова, Т.И.Пельтцер, А.Ширвиндта). Детские пластинки: 1953 — В.Дыховичный, М.Слободской, «Где эта улица, где этот дом»; 1965 — А.В.Цессарский, «Возвращение». Режиссёр Л.Веледницкая; 1969 — Э.Александрова, В. Лёвшин, «Приключения нулика». Режиссёр (радио) В.Иванов; 1971 — В.Гауф, «Маленький Мук». Режиссёр (радио) Я.Губенко; 1975 — Р.Э. Распе, «Самый правдивый человек на свете». Режиссёр (радио) Б.Тираспольский; 1977 — Ю.З.Крелин, «Будни доктора Мишкина». Запись Всесоюзного радио; 1978 — З.Чернышёва, «Алло, такси!». Режиссёр (радио) Э.Кольбус. Запись Всесоюзного радио. Из передачи «С добрым утром»; 1980 — В.А.Каверин, «Песочные часы». Режиссёр (радио) Ф.Шейн; 1982 — Ю.И.Коваль, «Недопёсок». Режиссёр (радио) Н.Литвинов; 1982? — Ю.И.Коваль, «Чистый Дор». Режиссёр (радио) Н.Литвинов; 1983 — П.Панчев, «Сказка о четырёх близнецах». Режиссёр (радио) Л.Эйдлин; 1973 — Русские сказки. «Пузырь, соломинка и лапоть». «Волк и семеро козлят». «Курочка Ряба». «Лисичка со скалочкой». (Читает Т.И.Пельтцер). СССР, «Мелодия», ЛЗГ; 1982 — Русские народные сказки. «Волшебное яблочко». «Лиса и волк». «Кот и лиса». «Волк и семеро козлят». «Пузырь, соломинка и лапоть». «Курочка-ряба». «Лисичка со скалочкой». СССР, Мелодия, АЗГ. Фильмы о Татьяне Пельтцер: 2004 — Документальный фильм «Родное лицо. Татьяна Пельтцер» (режиссёр Е.Никитан); 2009 — Документальный фильм телеканала «Россия» «Драма Татьяны Пельтцер» (автор сценария К.Беляева, режиссёр А.Смирнов); 2009 — Документальный фильм телеканала «ТВ Центр» «Татьяна Пельтцер. Осторожно, бабушка!» (автор сценария Е. Пахоменков). Библиография: Аросева О., Максимова В. Без грима. — Москва : Центрполиграф, 2003. ISBN 5-9524-0272-0; Скороходов Г.В поисках утраченного. — Москва : Рутена, 1999; Московский театр Ленком. — Москва : Центрполиграф, 2000; Капков С. Эти разные, разные лица. (серия «Легенды советского кино») — Москва : Алгоритм-книга, 2001, 496 страниц., тираж 3000 экземпляров; ISBN 5-9265-0041-9 / 5926500419; Капков С. Королевы смеха. Жизнь, которой не было? (Серия: Лица и лицедеи) — Москва : Эксмо, 2011, 352с. Татьяна Пельтцер страницы166-198. ISBN 978-5-699-52042-8 .

1904
Борис Захарович Сучков
советский военный деятель, Полковник (1942 год). Борис Захарович Сучков родился в деревне Нахлестово Орловский уезд, Орловская губерния, Российская империя (ныне Свердловского района Орловской области). В октябре 1926 года был призван в ряды РККА и направлен в 52-й стрелковый полк (18-я стрелковая дивизия, Московский военный округ), дислоцированный в Ярославле, где после окончания полковой школы служил на должностях командира отделения, помощника командира взвода сверхсрочной службы и старшины. В сентябре 1930 года был направлен на ускоренный курс в военную школу имени И.В.Сталина, дислоцированную в Горьком, после окончания которого в сентябре 1931 года вернулся в свой полк, где был назначен на должность командира взвода; с ноября того же года — командир взвода отдельной караульной роты, в январе 1933 года вернулся в 52-й стрелковый полк, после чего служил на должностях помощника командира и командира стрелковой роты и командира учебной роты. В августе 1936 года был награждён орденом «Знак Почёта». С сентября 1937 года был направлен на учёбу в Военную академию имени М.В.Фрунзе, после досрочного окончания которой в ноябре 1939 года был назначен на должность начальника штаба 184-го стрелкового полка (56-я стрелковая дивизия, Белорусский военный округ), дислоцированного в городе Лида, после чего принимал участие в боевых действиях в ходе советско-финской войны. В августе 1940 года был назначен на должность командира роты и батальона курсантов стрелково-пулемётного училища Среднеазиатского военного округа.
Великая Отечественная война
С началом войны находился на прежней должности. В октябре 1941 года Сучков был назначен на должность начальника штаба 40-й стрелковой бригады, принимавшей участие в ходе Вяземской оборонительной операции. С февраля 1942 года исполнял должность начальника штаба 331-й стрелковой дивизии. В декабре того же года был направлен на ускоренный курс в Высшую военную академию имени К.Е.Ворошилова, после окончании которого с мая 1943 года находился на штабных должностях в Генштабе РККА. С сентября того же года исполнял должность начальника штаба 58-го стрелкового корпуса (Среднеазиатский военный округ) и в сентябре 1944 года был утвержден в этой должности, однако с октября того же временно исполнял должность командира 106-го стрелкового корпуса, который принимал участие в ходе Сандомирско-Силезской и Нижнесилезской наступательных операций, а также в освобождении городов Краков, Освенцим и др. После выздоровления командира корпуса Сучков в феврале 1945 года вернулся на должность начальника штаба корпуса, который вскоре принимал участие в ходе Верхнесилезской, Моравско-Остравской и Пражской наступательных операций, а также при освобождении городов Троппау, Штернберк и др.
Послевоенная карьера
После расформирования корпуса полковник Сучков находился в распоряжении Военного совета Северной группы войск и в октябре 1945 года был назначен на должность начальника штаба 186-й стрелковой дивизии. В июле 1946 года откомандирован в распоряжение командующего ВДВ и в августе того же года был назначен на должность начальника штаба 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, однако вскоре был отстранён от этой должности. С мая 1948 года состоял в распоряжении начальника отдела кадров главнокомандующего войск Дальнего Востока и в июне был назначен на должность заместителя командира 305-го стрелкового полка (121-я стрелковая дивизия, Дальневосточный военный округ), в ноябре 1950 года — на должность старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й армии, в июле 1951 года — на аналогичную должность в 28-й армии, а в августе 1955 года — на должность старшего преподавателя военной кафедры Белорусского политехнического института. Полковник Борис Захарович Сучков в октябре 1956 года вышел в запас. Умер в городе Минск, Белорусская ССР, СССР (ныне Беларусь), 24 июня 1965 года. Награды: Орден Ленина; Три ордена Красного Знамени; Три ордена Красной Звезды; Орден «Знак Почёта»; Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва ; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 1. — Страницы 550—551. — ISBN 5-901679-08-3.

Winston_Field_1960 (525x700, 107Kb)
1904
Уинстон Джозеф Филд (Winston Joseph Field)
южнородезийский предприниматель и политик, первый председатель партии Родезийский фронт. Премьер-министр Южной Родезии в 1962—1964. Занимал умеренные позиции, отстранён от власти радикальными родезийскими националистами во главе с Яном Смитом. Родился в городе Бромсгроув, Вустершир, Западный Мидленд, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. В 17-летнем возрасте переехал в Южную Родезию. Занимался табачным агробизнесом в районе нынешней Марондеры. В 1938—1940 был президентом Родезийской табачной ассоциации. Участвовал во Второй мировой войне на стороне Антигитлеровской коалиции.
Председательство в партии
На выборах 1957 Уинстон Филд был избран в Законодательной собрание Южной Родезии от Доминионной партии. В 1962 родезийские националисты во главе с Яном Смитом и Дугласом Лилфордом создали партию Родезийский фронт (RF). На роль номинального председателя был определён Уинстон Филд. Респектабельный фермер, богатый бизнесмен, убеждённый антикоммунист, авторитетный в белой общине, выступающий за максимальное самоуправление, но лояльный британской короне, был оптимальной фигурой на том этапе родезийской суверенизации. Реальное управление партией контролировали Смит и Лилфорд. Партийная идеология была правее и радикальнее взглядов Филда. Впоследствии Барбара Филд, жена Уинстона Филда, констатировала, что ему недоставало политического опыта для понимания ситуации.
Во главе правительства
На выборах 1962 Родезийский фронт одержал победу. Уинстон Филд занял пост премьер-министра Южной Родезии. На период его премьерства пришёлся роспуск Федерации Родезии и Ньясаленда, ставший важным шагом на пути к родезийской независимости. В 1963 была учреждена родезийская спецслужба — Центральная разведывательная организация (CIO) во главе с Кеном Флауэром. В то же время Филд не был готов к неизбежному при провозглашении независимости конфликту с Великобританией. Его переговоры в Лондоне не приводили к результатам. Родезийские националисты считали, что британское правительство сознательно ведёт дело к деколонизации через приход к власти представителей «чёрного большинства» — африканских леворадикалов. Родезийским фронтом руководил табачный плантатор Уинстон Филд. Он тоже склонялся к независимости. Но не мог помыслить о мятеже против британской короны… Филда с джентльменской жёсткостью отодвинули двое соратников. Одного звали Дуглас Лилфорд, но гораздо чаще его называли просто Босс (этот титул превратился в часть имени). Другого — Ян Смит.
Отстранение от власти
Весной 1964 в RF созрел внутрипартийный заговор радикалов с целью отстранения Филда. 2 апреля 1964 на закрытом собрании руководства RF было принято соответствующее решение. Правительство Филда обвинялось в «невыполнении своих обязательств перед партией». Имелось в виду, что Филд стал допускать получение Родезией независимости позже других частей федерации. 14 апреля 1964 правительство Южной Родезии возглавил Ян Смит. Газета «Родезия геральд», одна из старейших в стране, определила это как «дальнейший шаг вправо». Филд обратился за поддержкой к британскому губернатору Южной Родезии Хэмфри Гиббсу, но этот шаг не имел последствий. После отстранения Уинстон Филд отошёл от политики. Скончался в Солсбери (Зимбабве) 17 марта 1969 года.

Józef Maria Winiewicz (500x700, 114Kb)
1905
Юзеф Мария Виневич (польское имя — Józef Maria Winiewicz)
польский государственный деятель, журналист и дипломат. Посол Польши в Вашингтоне. Вице-министр иностранных дел. Родился в городе Позен, Пруссия, Германская империя (ныне Познань, Польша). Учился в Университете имени Адама Мицкевича в Познани, сначала на факультете сельского и лесного хозяйства, затем перешёл на экономический факультет. Перед II мировой войной сотрудничал с рядом изданий — «Dziennik Poznański» (в том числе некоторое время был главным редактором), «Ilustrowany Kuryer Codzienny» и «Gazeta Polska». Сторонник санации. В начале войны работал на радиостанции «Warszawa II». Затем находился в Венгрии, где был редактором «Wieści Polskie», а затем через Турцию, Египет и Палестину добрался до Лондона. Сотрудничал с польским правительством в изгнании в качестве советника министра общественных работ. В 1945 году вернулся в Польшу и стал работать в управлении иностранных дел. Затем советник посольства Народной Польши в Лондоне. В 1947—1956 годах посол ПНР в США. Активно работал по агитации американских поляков к возвращению в Польшу. Использовал в этом деле свои связи в санационных кругах и свою известность как чиновника правительства в изгнании. После возвращения и до 1972 года вице-министр иностранных дел. Несколько раз представлял Польшу на заседаниях Генеральной ассамблеи ООН. После выхода на пенсию участвовал в работе Товарищества связей с заграничной Полонией. Умер в городе Варшава, Польская Народная Республика (ныне Польша) 23 марта 1984 года.
Józef_Winiewicz_grave (465x700, 393Kb)
Похоронен на Воинских Повонзках.
Награды: Кавалер Командорского креста ордена Возрождения Польши. Избранные книги: Winiewicz, J. (1936). «Mniejszości Narodowe w Wielkopolsce»; Winiewicz, J. (1939). «Mobilizacja sił niemieckich w Polsce»; Winiewicz, J. (1943). «Aims and failures of the German „New Order“». London: The Polish Research Centre; Winiewicz, J. (1944). «The Polish-German frontier». London: William Hodge and Company; Winiewicz, J. (1985). «Co pamiętam z długiej drogi życia». Poznań: Wydawnictwo Poznańskie. ISBN 83-210-0537-3. Литература: Katarzyna Kącka. «Józef Winiewicz — a man of the Congress». Nicolaus Copernicus University.

Исаев-Авраль0 (556x700, 316Kb)
1905
Метри Исаев (чувашское имя — Исаев Мӗтри; имя при рождении — Дмитрий Владимирович Исаев)
чувашский писатель и критик. Псевдонимы — Метри Исаев, Авраль. Родился в крестьянской семье в деревне Ковали, Цивильский уезд, Казанская губерния, Российская империя (ныне Ковали Урмарского района Чувашии), чуваш. Закончил Ковалинскую основную школу. Обучался в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Свердлова в Москве. Возглавлял Чебоксарский горком ВЛКСМ. Работал в редакциях газет «Канаш» (Совет) и «Ҫамрӑк хресчен» («Молодой коммунист»), журнала «Сунтал» (ныне «Ялав»). В 1929—1930 годах трудился в редакции газеты «Колхозник» в Самаре. Один из основателей литературного альманаха чувашских советских писателей Средней Волги «Пӑр тапранчӗ» (Лёд тронулся), позднее название — «Вӑтам Атӑл» (Средняя Волга). Умер в городе Самара, РСФСР, СССР, 18 апреля 1930 года.
Семья
Жена — Исаева (Григорьева) Анна Григорьевна родилась 22 января 1906 в деревне Тойгильдино, Моргаушский район, чувашка. Окончила медицинскоеучилище в 1929 г. в Куйбышеве. Работала медсестрой. После смерти мужа повторно вышла замуж за Ольгашева Н. От второго брака имела двух дочерей: Авдеева (Ольгашева) Фаина Николаевна (родилась 2 августа 1934) и Черкасова (Ольгашева) Зоя Николаевна (14 августа 1937 —13 марта 2013). Анна Григорьевна умерла 9 декабря 1984 г. в городе Ломоносов Ленинградской области (ныне Санкт-Петербург, город Ломоносов). Сын — Исаев Алендей Дмитриевич (3 сентября 1926 — 18 августа 1992). В 1944—1945 годах принимал участие в боевых действиях в составе Красной Армии на территории Польши и Германии. Окончил Казанский фин.-эконом. институт в 1960 г. В дальнейшем жил в городе Чебоксары. С января 1970 г. по август 1987 г. — преподаватель Чебоксарского экономико-технологического техникума.
Литературное творчество
Литературное творчество Метри Исаева началось в 1925 году. Тогда в журнале «Сунтал» (Наковальня) было напечатано его первое лирическое стихотворение «Юратрӑм» (Полюбил). Затем последовали рассказы, повести, очерки: «Рабфак хӗрӗ» (Рабфаковка), «Отряд», «Ҫулӑмри ял» (Деревня в пламени), «Хура тинӗс хумӗ» (Волна Чёрного моря), «Лисук-чӑптаҫӑ» (Рогожница Лизук), «Люпук ҫырӑвӗсем» (Письма Любук), «Вӑраннисем» (Проснувшиеся) и др. Автор книг: Пролетарии литературишӗн / За пролетарскую литературу (1930); Хӗрлӗ хунавсем / Красная поросль; Ҫӗнелнӗ йӑх / Новое поколение (1930); Пирӗн ӑру / Наше поколение (напечатан в 1947, 1981); Сборник рассказов и др. Д.Исаев — автор ряда литературно-критических статей, в том числе: «Молодые писатели и комсомол»; «О поэтах и поэзии»; «О национальной культуре»; «Учитесь у русских классиков»; «Литературное творчество народов СССР» и др. Литература: «Дмитрий Исаев-Авраль (Исаев Дмитрий Владимирович)» // Юрьев М.И. Писатели Советской Чувашии / М.И.Юрьев, З.В.Романова. — Чебоксары, 1988. — Страница 142; Ишутов Р.В. «Прекрасное в жизни — борьба за социализм» / Р.В.Ишутов // Они боролись за счастье народное: Сборник статей. — Чебоксары, 1988.- Выпуск 4. — Страницы 105—109; Никитин В. «Рассказы Дмитрия Исаева и Семёна Фомина» / В.Никитин // Чувашский рассказ. (1921—1941).- Чебоксары, 1990. — Страницы 57—72; Ишутов Р. «Исаев Мӗтри критик принципӗсем» / Р. Ишутов // Тӑван Атӑл. — 1990. — № 6. — Страница 57; Цыфаркин, В.E. Тӑван халӑхшӑн тӑрӑшнӑ // Цыфаркин, В.E.Пирӗн ентешсем — ӳнер ӗҫченӗсем / В.Е.Цыфаркин. — Вӑрмар, 1991. — Страницы 14-16; Афанасьев, П. Исаев-Аврель Дмитрий Владимирович // Афанасьев, П. Писатели Чувашии / П.Афанасьев. — Чебоксары, 2006. — Страницы 178—179; Тимуков, А.Н. Исаев (Авраль) Дмитрий Владимирович / А.Н.Тимуков // Чувашская энциклопедия. — Чебоксары, 2008. — Том 2 : Ж-Л. — Страница 151.

[514x699]
1905
Иосиф Иосифович Лаар
стрелок 15-го гвардейского стрелкового полка 2-й гвардейской стрелковой дивизии 56-й армии Северо-Кавказского фронта, гвардии рядовой. Родился в селе Подгорное Курсавского, ныне Андроповского района Ставропольского края, в семье крестьянина. Эстонец. Окончил IV класса школы. Вступил в комсомол. Односельчане выбрали его председателем потребкооперации в селе. Затем работал на железной дороге. В боях Великой Отечественной войны с января 1942 года. Сражался на Западном, Южном и Северо-Кавказском фронтах. В одном из боёв был ранен и лечился в госпитале. За отличие в боях весной 1943 года Лаар был награждён орденом Красной Звезды. После очередного ранения Лаар попал в 4-ю роту 15-го гвардейского стрелкового полка 2-й гвардейской стрелковой дивизии. Гитлеровское командование создало так называемую «Голубую линию», мощную укреплённую позицию от Азовского до Чёрного моря. Советским воинам надо было прорвать её и выбросить гитлеровцев с Таманского полуострова. Утром 7 августа 1943 года наша артиллерия ударила по укреплённому врагу. Удар поддержали наши штурмовики с воздуха. 15-й гвардейский стрелковый полк наступал на главном направлении – хутор Ленинский Крымского района Краснодарского края. В этом бою в критический момент боя рядовой Лаар закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, чем содействовал выполнению боевой задачи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Иосифу Иосифовичу Лаару было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле в городе Крымск Краснодарского края. Навечно зачислен в списки воинской части. Имя Героя носят улицы в городах Невинномысск и Черкесск, а также в городе Йигева республики Эстонии. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды.

Ондра_Лысогорский (518x700, 207Kb)
1905
Ондра (Ундра) Лысогорский (Óndra Łysohorsky, чешское имя при рождении — Эрвин Гой, Ervín Goj)
писатель, поэт, литературный переводчик, филолог, создатель ляшского языка. Ондрашек Лысогурский (польское имя — Ondraszek Łysogórski) — псевдоним, также являвшийся и литературным манифестом Гоя, происходит от легендарного, промышлявшего в окрестностях Лысой Горы, разбойника Ондрашека, о котором писал помимо Гоя и другой силезский автор, Густав Морчинэк. Ондрашек был лысогорским аналогом Робина Гуда. Родился в городе Фридек-Мистек, Австро-Венгрия (ныне Чехия). Эрвин Гой был девятым ребёнком в семье шахтёра Юзэфа Гоя и ткачихи. Учился в немецких гимназиях с 1916 по 1924, а затем изучал языкознание, литературу и философию (1924—1928) и стал доктором философии в Карловом университете в Праге, там в 1928—1929 изучал славистику. После обучения провел 6 месяцев в качестве ученого в Италии, позже работал учителем в словацких и немецких гимназиях в Крэмнице (1930), Братиславе (1931—1935 и 1937-1938) и Остраве (1935—1936), в Трнаве (1936-1937). Свои первые литературные творения (стихи) опубликовал в 1926 году (под воздействием Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина) на немецком. В 1931 собрал и опубликовал Ляшские стихи и баллады, одновременно систематизируя и кодифицируя их язык и творя на нем вообще первые литературные произведения. В августе 1939 эмигрировал в Польшу, а в сентябре бежал от немцев в СССР, где стал членом Союза Советских Писателей и преподавателем, затем доцентом кафедры немецкого языка в 1 МГПИИЯ (с 1940 по 1946 г.), во время эвакуации (1942 г.) преподавал в Ташкентском государственном педагогическом институте. В СССР переведено (1939—1943) на русский 4 тома его поэзии, многие стихотворения переведены в это время на английский, французский и испанский языки. В 1946 Гой вернулся в Чехословакию и поселился в Братиславе, где работал сначала учителем в гимназии, а потом библиотекарем. В это время между ним и советскими властями, которые считали его ляшским партизаном и сепаратистом, возник конфликт. Причиной этому послужили произведения Гоя, часто критиковавшие новую советскую власть. Конфликт между Гоем и чехословацкой коммунистической партией зашел так далеко, что все его книги были изъяты из библиотек, чтобы вообще стереть всякую память о нем в народе. Его даже пытались лишить права работать преподавателем. Это вынудило Гоя без посредничества обратиться к Сталину с просьбой о помощи. Только вмешательство последнего позволило Гою остаться преподавателем и главой местного союза писателей. В 1960-х годах ему даже удалось издать в ЧССР полное собрание своей ляшской поэзии. В 1970 был кандидатом Нобелевской премии, получив благодаря этому большую известность по всему миру. Тем не менее множество его ляшских произведений не было опубликовано ни в Чехословакии, ни в Польше, и в обеих странах Гой малоизвестен. Умер в городе Братислава, ЧССР (ныне Словакия), 19 декабря 1989 года. Сочинения (некоторые) : «Einsicht und Aussicht: Nachfeier des Goethe-Centenariums» (1932); «Spjewajuco piaść» (1934); «Hłos hrudy» (Głos ziemi) (1935); «Wybrane wérše» (Wybrane wiersze)(1936), Ołomuniec (1936); «Lašsko poezyja 1931—1937»; «Pesň o matěri» (1942); «Zemlja moja» (1942); «Aj lašske řéky płynu do mořa» (1958); «Brázdou z vesmíru» (1960); «Lachische Gedichte» Berlin, wydawnictwo: Volk und Welt (1960); «Danksagung» Lipsk, wydawnictwo: Insel (1961); «Jediný pohár» Praha (1964); «Ich reif in meiner Zeit — Gedichte» Berlin, wydawnictwo: Union (1978); «Lašsko poezyja 1931—1977» Kolonia, wydawnictwo: Böhlau (1988). Библиография: «Poet of a New Nation», Igor Hájek, Cross Currents (University of Michigan); «Lexikon české literatury K-L» Praga 1993; «Slovník českých spisovatelů od roku 1945. Díl 1. A-L» Praga 1995; «Literární slovník severní Moravy a Slezska (1945—2000)», I. Málková, S. Urbanová, Ołomuniec 2001; «Some Unpublished Poems of öndra Łysohorsky.» Kevin Hannan, Oxford Slavonic Papers. New Series 28 (1995); «The Lachian Literary Language of öndra Łysohorsky.», Kevin Hannan, Slavic and East European Journal 40 (1996).

Mendel-Arthur-04[1970] (556x700, 120Kb)
1905
Артур Мендел (Arthur Mendel)
американский музыковед. Родился в городе Бостон, Массачусетс, США. Известен как исследователь Баха. Умер в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси, США, 14 октября 1979 года.

0000Osokin Ivan Lavrentievich (496x700, 60Kb)
1905
Иван Лаврентьевич Осокин
управляющий фермой свиноводческого совхоза «Канаш» Министерства совхозов СССР, Шенталинский район Куйбышевской области. Родился в деревне Владимировка Самарского уезда Самарской губернии, ныне – Хворостянского района Самарской (1936-1991 – Куйбышевской) области. Русский. Участник боевых действий под Харбином в войне с японскими милитаристами в августе 1945 года. После демобилизации во второй половине 1940-х годов работал управляющим отделения №2 свиноводческого совхоза «Канаш» (центральная усадьба – село Романовка) Шенталинского района Куйбышевской области. В его отделении содержалось основное свинопоголовье совхоза, ежегодно перекрывали планы по сдаче свинины. По итогам работы в 1948 году канашской фермой получено от 75 свиноматок, имевшихся на начало года, на каждую свиноматку в среднем за год 2,78 тонны свинины в живом весе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Осокину Ивану Лаврентьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё четверо животноводов совхоза «Канаш» во главе с директором совхоза Н.П.Нечаевым. В следующие 3 года выход мяса в «Канаше» на одну свиноматку увеличился с 30 центнеров в 1949 года до 44 центнеров в 1951 году. За столь высокие привесы И.Л.Осокин был награждён вторым орденом Ленина. В дальнейшем Иван Лаврентьевич переехал в село Савруха и работал управляющим отделения №4 в совхозе «Северный ключ» (центральная усадьба – посёлок Северный Ключ) Похвистневского района, затем по предложению директора совхоза Н.П.Нечаева переехал в посёлок Курумоч и трудился в отделении Молгачи совхоза «Красноярский» Красноярского района Куйбышевской области. Перед выходом на заслуженный отдых он работал на Жигулёвской птицефабрике Волжского района, а уже будучи на пенсии, трудился в жилищно-коммунальном отделе посёлка Курумоч. Скончался в 1988 году, похоронен на поселковом кладбище в Курумоче. Награждён 2 орденами Ленина (3 декабря 949; 17 октября 1950), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (22 июля 1953), «За трудовое отличие» (23 августа 1950).

Шостаковский (565x700, 183Kb)
1905
Михаил Федорович Шостаковский
советский химик-органик, доктор химических наук, член-корреспондент Академии Наук СССР. В разные годы возглавлял Институт органической химии Сибирского Отделения Академии Наук СССР (впоследствии переименованный в Иркутский институт химии имени А.Е.Фаворского Сибирского Отделения Российской Академии Наук) и Институт химии нефти Сибирского Отделения Академии Наук СССР, а также кафедру высокомолекулярных соединений Томского государственного университета и кафедру органической химии Всесоюзного заочного политехнического институт. Автор таких изобретений, как присадка и бальзам (Винилин) Шостаковского, широко применяемых во время Великой Отечественной войны. Родился в деревне Новоселица (ныне Кировоградская область, Украина) в крестьянской семье. В 1917 году окончил начальную школу, через два года — двухклассное училище, а в 1923 году — так называемую школу для взрослых 2-й ступени, после чего уехал к брату и сестре в Иркутск, где поступил сразу на последний курс вечернего рабочего факультета. В 1924 году Шостаковский его окончил и до 1929 года учился на факультете медицинской биохимии в Иркутском государственном университете (ИГУ). Во время учёбы Шостаковским были написаны две научные статьи «о цветовом показателе крови у физкультурников». По окончании ИГУ Михаил Фёдорович оставлен в аспирантуре, однако почти сразу был призван в РККА из-за конфликта на КВЖД. Через год его досрочно демобилизовали по просьбе университета, где он был назначен научным сотрудником на кафедру органической химии. В этом же году из-за нехватки преподавателей в сформировавшихся институтах Иркутского университета Михаила Фёдоровича пригласили читать курс органической химии сразу в Медицинский институт и Институт мясомолочной промышленности, где до 1932 года работал доцентом. После этого поступил в аспирантуру А.Е.Фаворского и в мае 1935 года получил степень кандидата химических наук. В 1936 году Фаворский отправил Шостаковского в Московский институт органической химии (МИОХ), где до 1939 года он проработал старшим научным сотрудником, возглавляя группу химиков, и с 1939 по 1962 год — лабораторию виниловых соединений. Направление работы Михаила Фёдоровича в МИОХ было связано с полимерами на основе виниловых эфиров, в частности изобретением сгущающей присадки для низкозамерзающих моторных масел. Результатом его работы было то, что к началу Великой Отечественной войны в Свердловске была сконструирована установка, которая снабжала военную технику «присадками Шостаковского» — веществами, которые добавляют в небольших количествах к топливам и маслам для улучшения их эксплуатационных свойств. Следующим изобретением химика совместно с Фаворским (1939) стало новое антисептическое средство — Винилин (поливинилбутиловый эфир), которое, по результатам исследований, ускоряло заживление ожогов, не оказывая токсических эффектов. Это вещество, которое стало именоваться бальзамом Шостаковского, также начали производить во время войны для применения в военной медицине. В 1950—1955 годы был разработан препарат на основе поливинилпирролидона — «Гемодез» (кровезаменитель), а также серосодержащий «Винилин Роск», которые применяли во время эпидемии стригущего лишая в Казахстане. Доктор химических наук (1944). В 1953 году был введён в состав экспертных комиссий по премиям Президиума и Отделения химических наук по золотым медалям и премиям Академии Наук СССР. В 1954—1957 годах был членом Ученого совета ИОХАН имени Н.Д.Зелинского. В 1957 году был приглашен на работу в Сибирское отделение Академии Наук СССР, а в Иркутске открыл и Институт органической химии Сибирского Отделения Академии Наук СССР, который возглавлял до 1971 года. В 1960—1967 годах синтезировал и исследовал свойства кремний-, олово- и свинецорганических соединений, также в 1967 году разработал новый безртутный метод получения уксусного альдегида, который был экономически эффективен. 10 июня 1960 года был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Сибирскому отделению (специальность — «химия»). В 1971 году стал директором Института химии нефти Сибирского Отделения Академии Наук СССР (Томск). Параллельно по инициативе ученого на химическом факультете Томского государственного университета была организована кафедра высокомолекулярных соединений, которую Шостаковский возглавлял с 1971 по 1973 год. После этого Шостаковский переехал в Москву, где получил должность заведующего кафедрой органической химии Всесоюзного заочного политехнического института и проработал там до конца жизни. За время своей научной деятельности Михаил Фёдорович написал более 300 научных работ и стал автором более 50 изобретений. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 1 ноября 1983 года. Награды и премии: Орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945); Орден «Знак Почёта» (1953); Медали; Сталинская премия второй степени (1949) — за разработку нового способа получения виниловых эфиров. Избранная библиография:Шостаковский М.Ф. Бальзам Шостаковского (Винилин). — Москва : Моск. правда, 1950. — 8 страниц; Шостаковский М.Ф. Простые виниловые эфиры. — Москва : Академия Наук СССР, 1952. — 280 страниц; Шостаковский М.Ф., Шихиев И.А. и др. Новые кислородсодержащие кремнийорганические соединения. — Баку: Азнефтеиздат, 1960. — 191 страница; Шостаковский М.Ф., Власов В.М., Шостаковский З.Ф., Ижевский К.М. Целебные полимеры. — Москва : Знание, 1965. — 50 страниц; Шостаковский М.Ф., Богданова А.В.,. Химия диацетилена. — Москва : Наука, 1971. — 523 страницы. Литература: Сидельковская Ф.П. Бальзам, изобретенный Шостаковским // Химия и жизнь. — 1985. — № 4. — Страницы 10—12. — ISSN 0130-5972; Шостаковский, Михаил Фёдорович // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под ред. Н.М. Дмитриенко. — 1-е издание — Томск: Издательство НТЛ, 2004. — Страница 422. — 440 страниц — 3000 экземпляров. — ISBN 5-89503-211-7.

1906Ovezchikov_Yakhshi (499x700, 262Kb)
1906
Яхши Сахат Овезчиков
звеньевой колхоза «20 лет Октября» Тахта-Базарского района Марыйской области, Туркменская ССР. Родился на территории Мервского округа Закаспийской области, ныне – Тагтабазарского этрапа Марыйского велаята Туркмении. Туркмен. Получив начальное образование, с юных лет трудился в сельском хозяйстве. С началом его коллективизации в середине 1930-х годов Яхши Овениязов одним из первых вступил в местную сельскохозяйственную артель, позже ставшую колхозом «20 лет Октября» Тахта-Базарского района Марыйской области, который возглавил Арна Арнагельдыев. На левом берегу речной долины Мургаба Пендинского оазиса – самого южного района Советского Союза, граничащего с Афганистаном, – труженики колхоза «20 лет Октября» успешно выращивали длинноволокнистый египетский хлопок. Особенно высокие урожаи «белого золота» получали труженики звеньев Овезчикова и старейшего хлопкороба Сатлыка Собетова, которые неоднократно становились участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) с 1939 года. По итогам работы в 1947 году звено Овениязова получило урожай египетского хлопка 71,72 центнера с гектара на площади 5 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1948 года за получение высоких урожаев хлопка в 1947 году Овезчикову Яхши Сахату присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы труженики его звена продолжали получать высокие урожаи хлопка, а его ученики Розыменгли Розыева и Акчагуль Сеитова сами возглавили звенья и стали Героями Социалистического Труда. Проживал на территории Тахта-Базарского сельсовета, ныне – Тагтабазарского этрапа. Дата его кончины не установлена. Награждён орденом Ленина (5 апреля 1948), медалями, в том числе медалями ВСХВ.

[506x698]
1906
Сергей Степанович Разин
командир 76-миллиметрового орудия 5-й артиллерийской батареи 844-го артиллерийского полка 303-й стрелковой дивизии 3-й танковой армии Воронежского фронта, сержант. Родился в деревне Рогачёво ныне Сергиево-Посадского района Московской области, в крестьянской семье. Русский. С 1918 года жил в Сибири. Образование начальное. Работал в сельском хозяйстве. В 1928-1930 проходил службу в армии. Участник боёв на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). После демобилизации работал директором магазина в селе Коченёво (ныне посёлок городского типа Новосибирской области). Вновь в армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Командир 76-миллиметрового орудия 5-й артиллерийской батареи 844-го артиллерийского полка (303-я стрелковая дивизия, 3-я танковая армия, Воронежский фронт) сержант С.С.Разин особо отличился в боях 8-15 марта 1943 года в районе посёлков Коротыч и Песочин ныне Харьковской области (Украина). В неравном бою расчёт его орудия подбил 13 танков противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Разину Сергею Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1106). В 1943 году вступил в ряды ВКП(б)/КПСС. В последующих боях был тяжело ранен. В 1944 году лейтенант С.С.Разин по состоянию здоровья уволен в запас. Жил в Новосибирске. Умер 18 мая 1992 года. Награждён орденами Ленина (1943), Отечественной войны I степени (1985), медалями.

1906
Паоло Стоппа
итальянский актер. Окончил драматическое отделение римской консерватории «Академия Санта-Чечелия», в 1927 г. начал выступать в театральных труппах. Дебютировал в кино в 1932 г. Был одним из основателей (1934) кооператива актеров, дублирующих звуковые фильмы. С 1939 г. стал популярным итальянским киноактером. Наиболее значительные работы этого периода – роли в фильмах режиссера А. Блазетти – «Приключения Сальватора Розы» (1940) и «Железная корона» (1941). Среди лучших работ – роли в фильмах «Чудо в Милане» (1951), «Красота дьявола» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), «Прошлые времена» (1952), «Неаполитанская карусель» (1954), «Да здравствует Италия» (1961). За исполнение роли спортивного менеджера в фильме «Рокко и его братья» (1960) получил приз «Серебряная лента». Наиболее значительные роли создал в фильмах, поставленных режиссерами Витторио Де Сика – «Вокзал Термини» (1953), «Золото Неаполя» (1954) и «Страшный суд» (1961); Л.Висконти – «Леопард» (1962). Снимался в фильмах иностранных режиссеров «Голос тишины» (1953), «Закон» (1959), «Какая радость жить» (1961).

[691x699]
1907
Николай Николаевич Ворожцов
выдающийся советский химик-органик, академикм СССР (1966; член-корреспондент 1958), создатель школы химии полифторароматики. Член КПСС с 1942. Сын Н.Н.Ворожцова. В 1929 окончил химический факультет Московского высшего технического училища по кафедре А.Е.Чичибабина. С 1930 вёл педагогическую работу в различных институтах, профессор (с 1939), заведующий кафедрой Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева (с 1945). Возглавляет с 1958 организованный под его руководством Новосибирский институт органической химии Сибирского отделения Академии Наук СССР. Основное направление работ В. и его школы - развитие теоретических, синтетических и прикладных разделов химии ароматических соединений: механизмы изомеризации в ряду производных нафталина и бензола, нуклеофильного замещения атомов галогенов и сульфогрупп, методы синтеза, а также реакции ароматических и хлор-, фторпроизводных. По методам, разработанным Ворожцовым, промышленность производит ряд химических продуктов. Сталинская премия (1952). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер 24 марта 1979 года.

[459x699]
1907
Алексей Нестерович Плахотник
помощник командира взвода 176-го гвардейского стрелкового полка (59-я гвардейская Краматорская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), гвардии сержант. Родился в селе Ульяновка ныне Белозёрского района Херсонской области, в семье крестьянина. Украинец. Образование начальное. Старший брат Д.Н.Плахотника. Работал в колхозе. В Красной Армии в 1929-1932 и с ноября 1944 года. На фронте в Великую Отечественную войну с ноября 1944 года. Участвовал в Будапештской операции в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов. Уже в первых боях проявил мужество и был награждён медалью «За боевые заслуги». Особо отличился при форсировании Дуная и удержании плацдарма на его правом берегу. Помощник командира взвода 176-го гвардейского стрелкового полка (59-я гвардейская стрелковая дивизия, 46-я армия, 2-й Украинский фронт) гвардии сержант Плахотник в составе штурмовой группы полка из 25 человек в ночь на 4 декабря 1944 года форсировал реку Дунай южнее города Эрчи (Венгрия). За сто метров до берега группа была обнаружена фашистами и обстреляна. Высадившись на правый берег реки, ворвался во вражескую траншею, уничтожил 12 гитлеровцев, шестерых взял в плен. Воспользовавшись темнотой, подполз к огневой точке врага, мешавшей продвижению подразделений, и забросал её гранатами, при этом уничтожил четверых солдат противника, а одного взял в плен. В боях за удержание плацдарма успешно отражал контратаки врага до подхода основных сил. В дальнейших боях по освобождению Венгрии осколком вражеского снаряда был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии сержанту Плахотнику Алексею Нестеровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8652). В 1945 году старший сержант Плахотник демобилизован. Жил в городе Херсон, работал на заводе. Награждён орденом Ленина, медалями. Умер 13 августа 1982 года.

1907
Всеволод Михайлович Попов
российский кинодраматург. Учился на литературных курсах имени В.Брюсова. С 1929 г. выступал как киножурналист. С 1937 г. писал сценарии для научно-популярного кино. Совместно с А.Згуриди работал над фильмом «Белый клык» (1946) и «Лесная быль» (1950). Автор сценариев многих фильмов о биологии, фильмов, посвященных задачам эстетического воспитания и др. Часто писал сценарии, посвященные изобразительному искусству: «Художник Врубель» (1956), «Рокуэлл Кент» (1958), «Лениниана скульптора Андреева» (1959), «Художник театра» (1967) и др.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»