• Авторизация


6 июня родились... 06-06-2025 07:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Hugo_Huppert (555x700, 259Kb)
1902
Хуго Хупперт (иначе Гуго Гупперт, немецкое имя — Hugo Huppert)
австрийский прозаик, поэт, переводчик и критик, сторонник марксизма, долгое время связанный с Советским Союзом. Хуго Хупперт родился в семье австрийского государственного служащего в силезском городе Билиц (немецкое название — Bielitz), Силезия, Австро-Венгрия (ныне Бельско-Бяла, Польша). Ещё подростком он заинтересовался марксистской идеологией. С 1920 года принадлежал к восточносилезскому подразделению молодёжного Рабочего движения, а в 1921-м, изучая государствоведение в Венском университете, стал членом Коммунистической партии Австрии. Получив диплом под руководством Ганса Кельзена в 1925 году, он переехал в Париж и начал изучать социологию в Сорбонне. Там он познакомился с Анри Барбюсом, Жоржем Дюамелем и Жаном Кокто. В 1926 году Хупперт вернулся в Вену. После июльского восстания 1927 года ненадолго попал в тюрьму, а потом поехал по приглашению в Москву, где с марта 1928 года до сентября 1932-го работал в Институте Маркса и Энгельса, принимая участие в издании «Собрания сочинений Маркса и Энгельса» (Marx-Engels-Gesamtausgabe). В 1933—1935 годах он изучал литературу в московском Институте красной профессуры, где познакомился с Максимом Горьким. В то время Хупперт много путешествовал по СССР: в 1928 году посетил Среднюю Азию, в 1928 и 1929 годах — Север России, в частности Карелию, в 1933-м — Урал и Западную Сибирь, а в 1934 году — Украину и Крым. В 1928 году в Москве он подружился с Владимиром Маяковским и впоследствии перевел на немецкий язык его главные произведения. Это вдохновило Хупперта опубликовать в 1940 году первый из собственных стихов. С 1934-го он работал редактором отдела культуры московской «Дойче централь-цайтунг» («Центральной немецкой газеты» — органа немецкой секции Коммунистического интернационала), а в 1936-м стал также заместителем главного редактора журнала Internationalen Literatur — Deutsche Blätter («Всемирная литература — немецкие страницы»), который тогда возглавлял Иоганнес Роберт Бехер. Во время Большого террора в СССР Хупперт втянулся в сталинскую кампанию преследования — в том числе и коммунистов. Коллеги по перу считали его доносчиком. В частности, в «Центральной немецкой газете» Хупперт критиковал кадровую политику Андора Габора, которая якобы означала уклон от партийной линии. Осудил двуличность своего предшественника на посту во «Всемирной литературе — немецких страницах» Карла Шмюкле и, по словам самого обвиняемого, назвал его заклятым врагом. Поэтому в марте 1938-го Карла Шмюкле арестовали и расстреляли. Кроме того, Хупперт сам делал доносы органам. В том же году НКВД арестовало самого Хупперта. В 1939-м он вышел из тюрьмы и до 1941 года преподавал на должности доцента в Литературном институте имени Горького. Тогда к 1944-го работал в политической администрации Красной Армии, в летом этого года стал личным секретарем Ильи Эренбурга. Затем работал в Национальном комитете «Свободная Германия». Кроме того, Хупперт учительствовал в так называемых фронтовых антифашистских школах (нем. Antifa-Schulen) для немецких военнопленных. С 1944 года, как офицер Советской армии, Хупперт участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Словакии, Нижней Австрии и самой Вены. Получил звание майора. После войны поселился в Вене и с 1945-го по 1949 год работал в редакции «Австрийской газеты» (нем. Österreichische Zeitung). В 1949 году его отозвали в Советский Союз, где поселили в Тбилиси, но позволяли ездить в научные командировки в балтийские республики. 4 апреля 1956 года, после XX съезда КПСС, когда началась десталинизация, Хупперт вернулся в Вену. В 1963-м снова перебрался в СССР, где пробыл длительное время. В 1946-м Хупперт поступил в австрийское отделение ПЕН-клуба, но в 1957 году его исключили за то, что одобрил вторжение советских войск в Венгрию, которые подавили восстание. Затем стал членом ПЕН-клуба Германской Демократической Республики. В 1969 году Хупперт получил от президента Австрии звание почётного профессора — за своё творчество в целом. Он также стал лауреатом Премии имени Генриха Гейне от Министерства культуры Германской Демократической Республики (1964), Государственной премии ГДР (1967) и Художественной премии ГДР (1976), в 1977 получил Австрийский почётный знак «За науку и искусство» (первого класса). Хупперт умер в городе Вена, Австрия, 25 марта 1982 года.
Творчество
Как литератор Хуго Хупперт творил в жанре социалистического реализма. Ценность представляют и его переводы. К такому виду творчества он обратился в 1936 году, начав переводить Маяковского. Произведения этого поэта он переводил на немецкий всю свою жизнь, особенно с 1963-го и позже. С русского он перевёл стихи и прозу Николая Тихонова, Константина Симонова, Андрея Вознесенского, Александра Твардовского и Исаака Бабеля. Пробыв в ссылке в Тбилиси семь лет, он перевёл поэму «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели. С украинского переводил произведения Шевченко. В 1972 году Хупперт получил премию Советского фонда мира за переводы произведений советской литературы на немецкий язык. Библиография: Чистова В. «Всё, что я сделал, всё это ваше…». Вопросы литературы, 1960, № 6;Reinhard Müller: Die Säuberung — Moskau 1936 — Stenogramm einer geschlossenen Parteiversammlung. Reinbek 1991, ISBN 3499130122; Reinhard Müller: «Das große Reinemachen». Die «Säuberung» des Marx-Engels-Instituts im Moskauer Tagebuch Hugo Hupperts. Dazu: Dokumentation. Hugo Huppert. Aus den Tagebuchaufzeichnungen 1930/31. In: Beiträge zur Marx-Engels-Forschung. Neue Folge. Sonderband 3. Stalinismus und das Ende der ersten Marx-Engels-Gesamtausgabe (1931—1941). Argument, Hamburg 2001, ISBN 3-88619-684-4, S. 347—370; Общество Альфреда Клара. «Информация о Хуго Хупперте»; Rotpunkt — KPÖ Margareten. «Биография Хуго Хупперта»; Литература, связанная с Хуго Хуппертом в каталоге Немецкой национальной библиотеки; Planet Lyrik. Wladimir Majakowski: Gedichte.

Лансфорд (669x700, 208Kb)
1902
Джимми Лансфорд (Jimmie Lunceford)
американский кларнетист, саксофонист, гитарист, руководитель оркестра. Наряду с Дюком Эллингтоном и Каунтом Бэйси руководил одним из самых популярных биг-бэндов эпохи свинга. Джимми Лансфорд родился в Фултоне, штат Миссисипи, но вскоре его семья переехала в Денвер, где в начале двадцатых Джимми начал играть на альт-саксофоне в оркестре Джорджа Моррисона. Лансфорд, планировавший сделать карьеру серьёзного музыканта, начал изучать музыкальную теорию в Fisk University, который окончил в 1926 году со степенью бакалавра, поступив затем в City College of New York, по окончании которого начал преподавать в Manassas High School в Мемфисе. Именно там в 1927 году он собрал из своих учеников оркестр под названием The Chickasaw Syncopators, уже тогда нёсший на себе отметку дисциплинированно-коммерческого стиля, которым Лансфорд позднее прославился на всю Америку. Оркестр, в который входили Уилли Смит и Эдвин Уилкокс, начал гастролировать в 1929 году, выступая в основном в Кливленде и Баффало, выпустив свою первую запись в 1930 уже под именем «Jimmie Lunceford Orchestra». 1934 год стал звёздным для оркестра Лансфорда – был подписан контракт с Decca и получен ангажемент в гарлемском Cotton Club. В том же году были сделаны две записи – «Jazznocracy» и «White Heat», аранжированные Уиллом Хадсоном, которые сразу же привлекли внимание публики, и к 1935 году оркестр Лансфорда, включавший Джо Томаса, Эдди Дархэма и Томми Стивенсона, считался столь же блестящим, как и оркестр Эллингтона. Лансфорд начал безустанные гастроли, часто покрывая сотни миль между представлениями. Оркестр Лансфорда был действительно одним из лучших, непревзойдённая слаженность дополнялась неповторимым звучанием, созданным в конце тридцатых трубачом Саем Оливером в таких композициях как «For Dancers Only» и «Margie». Лансфорд также использовал самые причудливые аранжировки 1930-х, например, в композиции «Organ Grinder’s Swing» 1936 года. Прославленная скаредность Ланфорда и его нежелание нанимать дополнительно певцов и танцоров для туров привели к тому, что музыканты оркестра были вынуждены брать эту часть представления на себя, и получили прозвище «цирковых морских котиков». Сай Оливер был одним из постоянных вокалистов оркестра, равно как и тромбонист Трамми Янг, прославившийся записью «Tain’t What You Do». Единственным вокалистом, нанятым за всю историю оркестра, был Дэн Гриссом. Оркестр Лансфорда отличался высочайшей текучестью персонала, поскольку Лансфорд регулярно недоплачивал. Но публика почти не замечала постоянной смены музыкантов, благодаря требованию Лансфорда, чтобы новые солисты выучивали наизусть соло с записей оркестра. Тем не менее, после того как Сай Оливер покинул Лансфорда ради оркестра Томми Дорси в 1939 году и ухода Уилли Смита в 1942, блеск оркестра померк и даже несколько прекрасных аранжировок, написанных Джеральдом Уилсоном (в 1939-40 годах), Тэддом Дамероном (в 1941-1942) и Джорджем Давивьером (в 1945-1947) не могли поддержать прежней славы. Тем не менее, оркестр продолжал пользоваться большим спросом у танцующей публики, и в 1947 году Лансфорд отправился в турне по Западному побережью. В городке Сисайд, штат Орегон, расистки настроенный хозяин ресторана вначале отказался обслуживать оркестр, но менеджерам удалось его уговорить. В тот же день, 12 июля, Лансфорд умер от пищевого отравления, и ходили слухи, что его отравил обозлённый ресторатор. Пару лет Уилкокс пытался удерживать оркестр на плаву, но без лидерства Лансфорда исчезли и дисциплинированность, и развлекательность оркестра, и в 1949 году он был распущен.

Eikichi Tanaka (495x700, 459Kb)
1902
Франциск Ксаверий Эйкити Танака (японское имя — 田中英吉)
католический прелат, епископ Такамацу с 13 сентября 1963 года по 11 января 1977 год. 21 декабря 1935 года Франциск Ксаверий Эйкити Танака был рукоположен в священника. 13 сентября 1963 года Римский папа Павел VI назначил Франциска Ксаверия Эйкити Танаку епископом Такамацу. 20 октября 1963 года в Риме состоялось рукоположение Франциска Ксаверия Эйкити Танаки в епископа, которое совершил Римский папа Павел VI в сослужении с секретарём конгрегации Пропаганды веры титулярным архиепископом Неаполиса Писидийского Пьетро Сигизмонди и кардиналом Серджо Пиньедоли. Участвовал в работе II, III и IV сессиях Второго Ватиканского собора. 11 января 1977 года Франциск Ксаверий Эйкити Танака вышел в отставку. Скончался в городе Такамацу, Япония, 20 мая 1983 года

Lev_Aronovich_INDENBOM (525x700, 151Kb)
1903
Лев Аронович Инденбом
российский деятель кинематографа, организатор кинопроизводства, кинорежиссер, директор творческого объединения. Родился в городе Мстиславль, Могилёвская губерния, Российская империя (ныне Беларусь). В 1918 г. окончил гимназию. Работал на киностудии Мосфильм. Сподвижник Михаила Ильича Ромма, сорежиссер многих фильмов. К сожалению, в титры фильмов иногда не попадал. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 28 апреля 1970 года. Семья: жена — Александра Львовна Борун; сын — Владимир Львович Инденбом (1928—1998), физик, лауреат премии имени Е.С.Фёдорова (1994); сын — Феликс Львович Борун. Фильмография: 1935 — Космический рейс (директор картины); 1936 — Тринадцать (директор картины); 1936 — Дети капитана Гранта (директор картины); 1944 — Иван Грозный (1944); 1948 — Русский вопрос; 1956 — Адмирал Ушаков; 1956 — Корабли штурмуют бастионы; 1956 — Убийство на улице Данте; 1961 — Девчата; 1962 — Девять дней одного года; 1965 — Обыкновенный фашизм (второй режиссёр); 1967 — Если дорог тебе твой дом…

[484x698]
1903
Иван Александрович Кузовков
командир 69-й Севской стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, генерал-майор. Родился в городе Борисоглебск ныне Воронежской области. Русский. Окончил железнодорожное училище. В Красной Армии с августа 1923 года. До сентября 1924 года служил на срочной службе красноармейцем в 49-м кавалерийском полку и в саперном батальоне 9-й кавалерийской дивизии в городе Гайск ныне Оренбургской области. В 1927 окончил Объединённую военную школу имени ВЦИК в Москве. По её окончании направлен во внутренние войска ОГПУ СССР и до ноября 1933 года служил в 9-м отдельном Сибирском полку войск ОГПУ (Новосибирск): командир взвода, помощник командира кавалерийского дивизиона, командир стрелкового, пулемётного и кавалерийского дивизионов. В 1935 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Высшей пограничной школе НКВД. С июня 1935 – преподаватель, начальник кафедры военных дисциплин, руководитель тактики курсов младших лейтенантов, заместитель начальника Высшей пограничной школы по учебной части, с мая 1941 года - исполняющий должность начальника школы. В 1939 году окончил заочно Военную академию РККА имени М.В.Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 в должности начальника штаба 32-й армии (Западный фронт). С октября 1941 года - начальник штаба 149-й и 126-й стрелковых дивизий Западного фронта. С ноября 1941 - старший помощник начальника, с февраля 1942 - заместитель начальника оперативного отдела Западного фронта. Участвовал в битве за Москву. С мая 1942 – начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба 50-й армии Западного фронта. С января 1943 – командир 69-й стрелковой дивизии (65-я армия, Центральный фронт). Генерал-майор (1 сентября 1943). Участник Курской битвы. В августе 1943 дивизия после тщательно продуманной подготовки броском форсировала "долину смерти" перед Севском и овладела городом при поддержке других частей и соединений 65-й армии. При форсировании Днепра командир дивизии отвлёк противника организацией ложной переправы. В ночь на 15 ноября 1943 года часть дивизии переправилась на правый берег реки, а на второй день командир дивизии на плацдарме руководил боевыми действиями по захвату укреплений врага в деревнях Щитцы и Сенская (Лоевский район Гомельской области). Воины дивизии расширили плацдарм и способствовали общему успеху корпуса. За успешное руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-майору Кузовкову Ивану Александровичу 30 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1705). С декабря 1943 командовал 95-м стрелковым корпусом 65-й армии Белорусского фронта, который в апреле был передан в 18-ю армию 1-го Украинского фронта. Участник Калинковичско-Мозырьской наступательной операции. С июля 1944 года – командир 106-го стрелкового корпуса 60-й армии 1-го Украинского фронта. В ходе Львовско-Сандомирской операции Участвовал в освобождении городов Черновицы, Коломыя, Львов, Перемышль. В октябре 1944 был контужен и направлен на излечение. С февраля 1945 по март 1946 года - начальник Организационно-мобилизационного управления Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР. В 1947 окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова. С марта 1947 года на протяжении 22-х лет был заместителем начальника Главного управления кадров Министерства обороны СССР. Генерал-лейтенант (11 мая 1949), генерал-полковник (25 октября 1967). С марта 1969 генерал-полковник И.А.Кузовков – в отставке. Жил в городе-герое Москве. Был заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны. Умер 17 августа 1989 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 12). Награждён 2 орденами Ленина (30 октября 1943; 20 июня 1949), орденом Октябрьской Революции (23 мая 1983), 3 орденами Красного Знамени (24я января 1943; 3 ноября 1944; 3 ноября 1953), 2 орденами Суворова II степени (16 сентября 1943; 23 сентября 1944), 2 орденами Отечественной войны I степени (15 апреля 1943; 6 апреля 1985), орденом Красной Звезды (22 февраля 1942), медалями, иностранным орденом "Крест Грюнвальда" (Польша). Почётный гражданин города Севск Брянской области и посёлка Лоев Гомельской области.

[552x700]
1903
Михаил Фёдорович Мошков
директор Степной МТС Михайловского района Алтайского края. Родился в селе Ракиты ныне Михайловского района Алтайского края. Трудовую деятельность начал в 1920 году разнорабочим трудовой коммуны «Новый свет» Волчихинского района. В 1924 году был назначен председателем Новосветского сельсовета, а в 1928 году – Ракитовского. В 1946 году М.Ф.Мошков возглавил Степно-Михайловскую МТС и руководил ею на протяжении 15 лет. По результатам работы 1947 года в обслуживаемых колхозах был получен урожай пшеницы 21,55 центнера с гектара на площади 743 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы и ржи в 1947 году Мошкову Михаилу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался делегатом XX съезда КПСС. Скончался в 1983 году. Награждён 2 орденами Ленина (4 марта 1948, 11 января 1957) и орденом Трудового Красного Знамени (22 мая 1947), медалями.

Rafael-Paasio (651x700, 219Kb)
1903
Кустаа Рафаэль Паасио (финское имя — Kustaa Rafael Paasio)
государственный деятель Финляндии, председатель Социал-демократической партии Финляндии, премьер-министр (1966—1968 и 1972). Родился в приходе Ускела, близ города Сало, Великое княжество Финляндское, Российская империя (ныне Финляндия). С молодости примыкал к социал-демократическим организациям. Был редактором социал-демократического издания Turun Päivälehti, в 1942 г. участвовал в муниципальных выборах в Турку, в 1948 г. избран в эдускунту (финский парламент). Был председателем Социал-демократической партии Финляндии в 1963—1975 гг. В 1962 г. был кандидатом в президенты страны от социал-демократов. В 1966—1968 и в 1972 гг. был премьер-министром Финляндии, также дважды избирался спикером парламента. Умер в городе Турку, Финляндия, 17 марта 1980 года.
Семья
Сын — Пертти Куллерво Паасио, депутат Эдускунты. Внучка — Хели Паасио, депутат Эдускунты.

Poplavskii0 (591x700, 194Kb)
1903
Борис Юлианович Поплавский
поэт и прозаик русского зарубежья (первая волна эмиграции). Родился в городе Москва, Российская империя. Его родители познакомились во время учёбы в консерватории. Отец, Юлиан Игнатьевич (скончался в 1958 г.), был русско-литовского происхождения, окончил Московскую консерваторию (ученик П.И.Чайковского). Мать, Софья Валентиновна Кохманская (скончалась в 1948 г.), принадлежала к немецкому остзейскому дворянскому роду, собиралась стать скрипачкой. После женитьбы отец оставил музыку и стал заниматься коммерческой деятельностью, чтобы обеспечивать семью. В семье Поплавских было четверо детей. Вместе с матерью дети часто выезжали за границу, жили в Италии и Швейцарии. У Поплавского рано умерла старшая сестра Наталья (1900—1920-е), которая издала в 1917 году сборник стихов «Стихи зелёной дамы». Наряду с русской Борис Юлианович знакомился и с французской литературой, читал её в оригинале. Французский для него был вторым родным языком. В Москве Б.Ю.Поплавский начал учиться во французском лицее. Там он начал писать стихи — примером для него была сестра Наталья. Развитию увлечения способствовало и то, что в доме Поплавских собирался литературно-художественный кружок, выступали поэты и музыканты. После революции отец с младшим сыном уезжают в Харьков, затем живут в Крыму. В январе 1919 года в Ялте в Чеховском литературном кружке состоялось первое выступление молодого поэта. В июле, после наступления Добровольческой армии, Поплавские поселились в Ростове-на-Дону. Там Б.Ю.Поплавский посещал литературный кружок «Никитинские субботники». В последний период Гражданской войны Поплавский вместе с родителями отплыли в Константинополь. В это время Борис осознаёт литературу делом всей жизни. Вместе с В.А.Дукельским он создал местное отделение «Цеха поэтов», входил в парижские литературные группы «Гатарапак» (1921—1922 гг.), «Через» (1923—1924 гг.), Союз молодых поэтов и писателей (с 1925 г.), «Кочевье». Помимо творчества занимался религиозной философией, также его привлекала живопись, много времени он уделял искусству. В конце мая 1921 года Поплавский вместе с отцом приехали в Париж. В 1922 году он несколько месяцев провёл в Берлине, там он работал в живописном ателье над портретами. В дальнейшем он не возвращался к искусству. Интерес к нему проявлялся только в художественной критике, которую он размещал в журналах «Воля России», «Числа» (многие его статьи посвящены художникам русского Парижа: Марку Шагалу, Михаилу Ларионову, Абраму Минчину и др.). С 1921 года Б.Ю.Поплавский активно участвует в литературной жизни русского Парижа. В начале 20-х годов он является членом авангардистских «левых» объединений. В то же время поэт продолжает образование, посещая занятия на историко-филологическом факультете Сорбонны. Вскоре эти занятия пришлось ему прекратить, и в дальнейшем университетом для него стала библиотека святой Женевьевы, где он изучал книги по истории, философии и теологии. Литературная жизнь в 20-е годы концентрировалась в кафе, где собирался весь «Русский Монпарнас». Там Поплавский выступал на литературно-философских диспутах, читал свои стихи. Поплавский скончался в городе Париж, Франция, 9 октября 1935 вместе со своим случайным знакомым С.Ярхо от отравления наркотическим веществом (по одной из версий, это было самоубийство, по другой — с собой покончить решил приятель Поплавского, захотевший «прихватить» кого-нибудь на тот свет). Отпевание Бориса Поплавского происходило 19 октября 1935 года в православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы на рю де Лурмель в 15 округе Парижа (здание не сохранилось) при большом стечении народа. На отпевании присутствовали многие видные представители русского литературного зарубежья. В тот же день трагически погибший поэт был похоронен на парижском кладбище Иври в Иври-сюр-Сен. В 1948 году останки поэта были перезахоронены на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с его матерью Софьей, скончавшейся в том же году.
Творчество
Для прозы и поэзии Поплавского характерно влияние творчества Артюра Рембо, французского сюрреализма и русского символизма (прежде всего Блока); кроме того, в начале 1920-х годов Поплавский испытал сильное влияние Ильи Зданевича и позже писал, что был в то время «резким футуристом». Автор поэтического сборника «Флаги» (1931) и посмертно изданных сборников «Снежный час» (1936), «В венке из воска» (1938), «Дирижабль неизвестного направления» (1965), «Автоматические стихи» (1999), а также романов «Аполлон Безобразов» (1932, полное издание в 1993), «Домой с небес» (фрагменты появились в 1936—1938, полное издание в 1993). Основная тема его поэзии — смерть, а мотив — наслаждение смертью, умиранием. Поплавский известен тем, что разработал этот мотив через знаменитый пятистопный хорей (К.Тарановский), что позволило М.Л.Гаспарову назвать его «виртуозом хореической смерти». В своей поэтике широко использовал метаболы, метафоры и олицетворения. В романах Поплавского встречается большое количество градаций. Из советских поэтов того времени по структуре своей поэтики Борис Поплавский наиболее близок к Борису Пастернаку и поэтам ОБЭРИУ, в первую очередь Заболоцкому. Неосуществленная идея опубликования первого поэтического сборника Поплавского («Граммофон на Северном полюсе»), по всей вероятности, принадлежит поэту, писателю и издателю И. М. Зданевичу, с которым поэт был близок в середине 1920-х годов. В 1927 году издатель и журналист С.М.Ромов планировал издание книги его стихов «Дирижабль неизвестного направления» (60 стихотворений), которая также не вышла. Впервые стихи Поплавского были опубликованы в 1928 г. в пражском журнале «Воля России». С 1929 года стихи Поплавского постоянно печатаются в почти недоступных «молодым авторам» «Современных записках». В журнале «Числа» Б.Ю.Поплавский регулярно публикует стихи, критические статьи. В 1931 году выходит первый поэтический сборник Поплавского «Флаги». К этому времени Поплавского всюду «приняли», в том числе у Мережковских. В скором времени выяснилось, что он замечательный оратор. Словом, все складывается в литературной судьбе Поплавского весьма успешно. Сборник «Флаги» оказался единственным прижизненным сборником Б.Ю.Поплавского. Попытки выпустить отдельным изданием роман «Аполлон Безобразов» («Домой с небес» Поплавский закончил за несколько дней до смерти) успехом не увенчались. Стихи Поплавского из сборника «Флаги» существуют на стыке двух культур. В них преломляется опыт как новой русской (А.Блок, Б.Пастернак), так и французской (Рембо, Аполлинер) поэзии. Его стихи нередко представляют собой «пересказ» неких несуществующих картин. Не случайно поэзию Поплавского неоднократно соотносили с живописью Шагала и, отмечая мощное мелодическое начало, все-таки находили её «более живописной, чем музыкальной». В стихах Б.Ю.Поплавского 30-х (посмертный сборник «Снежный час») меньше формальной «умышленности», а «трагический импрессионизм» лучших заставляет говорить о Поплавском как о достойном продолжателе традиций русской метафизической лирики. Проза, обладающая большей степенью формальной свободы, становится следующим этапом развития для «поэта самопознания». Но и сама проза Б.Ю.Поплавского претерпевает аналогичную его поэзии эволюцию: от изобилующего блестящими стилистическими играми «Аполлона Безобразова» (1932) — к жестоко исповедальному, автобиографичному. Статьи 1933—34 годов — новый этап в творчестве Поплавского-критика. Встреча с Н.И.Столяровой не внесла особых перемен в жизнь поэта, но в его творчестве иной стала тональность мироощущения.
Сочинения
Книги: Поплавский Борис Флаги: Стихи. — Париж: Числа, 1931; Поплавский Борис Снежный час: Стихи 1931—1935. — Париж, 1936; Поплавский Борис Из дневников. 1928—1935. — Париж, 1938; Поплавский Борис В венке из воска: Четвёртая книга стихов. — Париж: Дом книги, 1938; Поплавский Борис Дирижабль неизвестного направления. — Париж, 1965; Поплавский Борис Под флагом звёздным: Стихи. — Санкт-Петербург, 1993; Поплавский Борис Домой с небес: Романы. С.-Петербург: Логос; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993; Поплавский Борис Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма. — Москва : Христианское издательство, 1996; Поплавский Борис Стихотворения: «Флаги». «Снежный час». «В венке из воска». «Дирижабль неизвестного направления». — Томск: Водолей, 1997; Поплавский Борис. Покушение с негодными средствами: Неизвестные стихотворения. Письма к И.М.Зданевичу / Составитель Режис Гейро. — Москва : Гилея, Голубой Всадник, 1997. — 160 с. — 1000 экземпляров; Поплавский Борис Дадафония: Неизвестные стихотворения 1924—1927. — Москва : Гилея, 1999; Поплавский Борис Автоматические стихи. — Москва : Согласие, 1999; Поплавский Борис Неизданные стихи. — Москва : Терра, 2003; Поплавский Борис Орфей в аду: Неизвестные поэмы, стихотворения и рисунки. — Москва : Гилея, 2009; Поплавский Борис Куски. — Париж: Гилея, 2012 (тираж 50+50 нумерованных экземпляров); Поплавский Борис Небытие: Неизвестные стихотворения 1922—1935 годов. — Москва : Гилея, 2013; Поплавский Борис. Дирижабль осатанел: Русский дада и «адские» поэмы. Москва : Гилея, 2023; Поплавский Борис. Истерика истерик: Стихи времён революции и Гражданской войны / Составление, подготовка текстов, комментарии и примечания С.Кудрявцева. Москва : Гилея, 2024; Поплавский Борис. В смирительной рубашке: Стихи первых парижских лет / Составление, подготовка текстов, комментарии и примечания С.Кудрявцева. Москва : Гилея, 2024. Публикации: Статья «Вокруг „Чисел“», 1934; Аполлон Безобразов. Главы из романа // «Числа», № 2-3, 1930. № 5, 1931; «Опыты», № 1, 5, 6, 1953—1956; Домой с небес. Главы из романа // «Круг», № 1-3, 1936—1938; «Русская мысль», 1982, 14.1., 21.1., 28.1. и 5.2; Ковчег: Поэзия первой эмиграции. / Составитель, автор предисловия и комментариев В.Крейд. — Москва: Политиздат, 1991. — Страницы 266—287. — 511 страниц. Собрание сочинений: Собрание сочинений. В 3-х томах. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 1980—1981 (под редакцией Симона Карлинского); Сочинения. — Москва : Летний сад; Журнал «Нева», 1999; Собрание сочинений. В 3-х томах / Под редакцией А.Богословского, Е. Менегальдо. — Москва: Согласие, 2000. Адреса в Москве: Кривоколенный переулок 14, квартира 35. Литература: Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. Санкт-Петербург, Düsseldorf, 1993; Ливак Л. «Героические времена молодой зарубежной поэзии». Литературный авангард русского Парижа (1920—1926) // Диаспора: Новые материалы. VII. Санкт-Петербург; Париж: Atheneum; Феникс, 2005. Страницы 131—242; Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского.. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. — ISBN 978-5-903354-54-2; Токарев Дмитрий. «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. — Москва : Новое литературное обозрение, 2011. — 347 страниц. — (Научная библиотека); Вишневский А.Г. Перехваченные письма. Роман-коллаж. — Москва: ОГИ, 2008.

[564x698]
1903
Арам Ильич Хачатурян (армянское имя — Արամ Եղիայի Խաչատրյան)
советский армянский композитор, дирижёр, педагог, один из крупнейших деятелей армянской музыки XX века, народный артист СССР, доктор искусствоведения. Родился в селе Коджоры близ города Тифлис (ныне – Тбилиси). Армянин. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Сын переплётчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса – культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву в 1922 году, где поступил одновременно в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по классу композиции у М.Ф.Гнесина). В 1929-1934 годах учился в Московской консерватории у Н.Я.Мясковского. Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, – пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано – обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом. Самый плодотворный период биографии композитора пришёлся на середину и вторую половину 1930-х годов. Крупные оркестровые произведения этого времени – Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940; Сталинская премия, 1941) – заставили говорить о нём как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рождённых советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению Б.В.Асафьева) яркостью и сочностью красок. В 1944 году написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. Среди крупных партитур Хачатуряна, созданных после 1940 года, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942; Сталинская премия, 1943), навеянная событиями Великой Отечественной войны Вторая симфония (1943; Сталинская премия, 1946) и балет «Спартак» (1956). С 1939 года Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, так как его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах – таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искромётный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» – неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории. С 1950 года Хачатурян преподавал композицию в Институте имени Гнесиных, с 1951 года – также в Московской консерватории. Выступал как дирижёр, исполняя собственную музыку. В 1954 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям. Музыка Хачатуряна звучит в культовом фантастическом фильме «Чужие» (1986, США). Неумолимо безжалостный мрак и холод дальнего космоса в теме вступления к фильму и финальным титрам остаются в памяти каждого, кто видел этот фильм.
[700x337]
Основой именно этих частей саундтрека, который в 1986 году написал композитор Джеймс Хорнер, является адажио из балета «Гаянэ». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1973 года Хачатуряну Араму Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 1 мая 1978 года. Похоронен в пантеоне города Ереван (Армения). Награждён тремя орденами Ленина (4 ноября 1939, 5 июня 1963, 5 июня 1973), орденом Октябрьской Революции (1971), двумя орденами Трудового Красного Знамени (24 ноября 1945, 14 октября 1966), медалями, а также ордена и медалями иностранных государств. Доктор искусствоведения (1965). Лауреат Ленинской премии (1959), Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1950), Государственной премии СССР (1971), Государственной премии Армянской ССР (1965). Ему были присвоены почётные звания: «Народный артист СССР» (1954), «Народный артист РСФСР» (1947), «Народный артист Армянской ССР» (1955), «Народный артист Грузинской ССР» (1963), «Народный артист Азербайджанской ССР» (1973), «Заслуженный деятель искусств Армянской ССР» (1938), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1944), «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» (1967).
[700x350]
Он являлся академиком Академии Наук Армянской ССР (1963), Почётным академиком Итальянской музыкальной академии Санта-Чечилиа (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1961), Почётным профессором Мексиканской консерватории (1960). В 1978 году имя Хачатуряна было присвоено Большому залу филармонии Еревана. В 1984 году в Ереване был открыт Дом-музей композитора. Именем Хачатуряна названа одна из улиц Москвы.
[518x700]
31 октября 2006 года в Москве (Брюсов переулок, 8/10) был открыт памятник Хачатуряну (скульптор Г.Франгулян, архитектор И.Воскресенский),
[509x700]
на здании (Брюсов переулок, 8/10, строение 2). установлена мемориальная доска.
Литература: Хубов Г.Н., Арам Хачатурян. Эскиз характеристики, Москва, 1939; его же, Арам Хачатурян, 2-е издание, Москва, 1967; Шнеерсон Г.М., Арам Хачатурян, Москва,1958; Асафьев Б., Очерки об Армении, Москва, 1958, страницы 30-32; Шостакович Д., Яркий талант, "Советская музыка", 1959, № 6; Чеботарян Г.М., Полифония в творчестве Арама Хачатуряна, Ереван, 1969; Арам Х, Сборник статей, составитель Г.Геодакян, Ереван, 1972; Тигранов Г. Г., Балеты Арама Хачатуряна, 2-е издание, Москва, 1974; Арам Ильич Хачатурян. Сборник статей, составитель С.Рыбакова, Москва, 1975.

Аладжалова (542x700, 226Kb)
1904
Елена Сергеевна Аладжалова
советский живописец, член Ленинградского Союза художников. Родилась в городке Бауска Курляндская губерния Российская империя (ныне Латвия), в семье инженера-путейца Аладжалова Сергея Акимовича (1879—1921). В 1922 поступила в ленинградский ВХУТЕИН, занималась на отделении живописи у К.С.Петрова-Водкина. В 1927 окончила институт с присвоением звания художника монументальной живописи. Дипломная работа — картина «Праздник 1 Мая». С конца 1920-х член-экспонент выставок АХРР. Писала пейзажи, портреты. Работала в технике масляной живописи и акварели. В 1930-е работала художницей в «Союзкино» и «Совкино» в Ленинграде. В качестве художницы участвовала в создании фильмов А.Зархи и И.Хейфица «Ветер в лицо» (1930) и «Полдень» (1931). Участвовала в этнографических экспедициях «Союзкино» по Костромской и Рязанской областям в качестве художницы.
Аладжаловаавтопортрет (434x700, 437Kb)
Автопортрет. 1983 г.
Позднее работала на Ленинградской фабрике «Совкино» художницей-мультипликатором. После войны участвовала в реставрации дворцово-парковых ансамблей Ленинграда и его пригородов. В 1950 была принята в члены ЛССХ по секции живописи. Скончалась в городе Ленинград, РСФСР, СССР, в 1984 году. Её произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Источники: Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Ленинград, Художник РСФСР, 1964. Страница 7; Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Том 1. Москва, Искусство, 1970. Страница 84; Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Ленинград, Художник РСФСР, 1980. Страница 4; Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Страница 393; Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. Санкт-Петербург, Первоцвет, 2007. Страница 29.

[504x700]
1904
Генрих фон Брентано ди Тремеццо (немецкое имя — Heinrich von Brentano di Tremezzo)
немецкий государственный и политический деятель. Родился в городе Оффенбах-ам-Майн, Гесен, Германская империя. Политическая карьера Брентано связана с партией ХДС, одним из основателей которой он является. Являлся депутатом первого послевоенного Бундестага Германии. Министр иностранных дел Германии в 1955 — 1961.
[700x350]
Сыграл важную роль в процессе становления европейской интеграции и создания ЕЭС. Брентано является представителем знаменитой семьи итальянского происхождения, члены которой сыграли важную роль в немецкой культурной жизни. В частности, он является родственником Клеменса фон Брентано и Беттины фон Арним. Умер в Дармштадте 14 ноября 1964 года.

CzHxiytY9BI (490x700, 215Kb)
1904
Ирина Владимировна Головкина (Троицкая (Римская-Корсакова)
русская писательница, известная по роману «Побеждённые» (авторское название — «Лебединая песнь»). Ирина Владимировна Троицкая — старший ребёнок в семье дочери композитора Н.А.Римского-Корсакова, Софии Николаевны (1875—1943), и её супруга Владимира Петровича Троицкого. Она родилась в деревне Вечаша, Лужский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя (ныне в Плюсском районе Псковской области), в семейном имении. В день её появления на свет композитор тоже был в усадьбе, он писал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В 1907 году Николай Андреевич Римский-Корсаков купил ещё одно имение — Любенск, недалеко от Вечаши. С того времени семья композитора стала проводить лето здесь. Зимой семья жила в Петербурге по адресу: Загородный проспект, дом 28. Родители Иры Троицкой снимали квартиру в одном доме с дедушкой — Николаем Андреевичем. Мать Ирины, София Николаевна, была очень привязана к своему отцу, помогала ему в работе. Дедом Ирины по отцу был генерал Петр Архипович Троицкий — участник нескольких военных кампаний, в том числе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, где он, будучи еще в чине полковника, осаждал город Плевну.
Образование
После революции В Петрограде И.В.Троицкая посещала гимназию М.Н.Стоюниной. После 1917 года гимназия стала единой трудовой школой, Ирина Владимировна закончила её в 1922 году. В ВУЗ она не могла поступить из-за своего происхождения и долгое время обучалась в музыкальной школе для взрослых. В 1927 году, устроившись на работу при советской власти, она получила право поступить на рабфак в Литературный институт, после 1 года учёбы там поступила в Институт иностранных языков, где проучилась ещё 2 года. Её обучение в этом институте было прервано из-за «чисток» по политическим соображениям.
Замужество
В 1934 г. вышла замуж за Капитона Васильевича Головкина, бывшего царского офицера, участвовавшего в Первой Мировой войне. Капитон Васильевич происходил из купеческой семьи, из города Рыбинска. Он учился в Петербургском Политехническом институте (с 1912 по 1914 г.), затем поступил на ускоренные курсы, которые выпускали офицеров, и в 1915 г. попал на фронт. В 1936 году в браке с К.В.Головкиным она родила сына Кирилла (1936—1969). В начале 1941 года окончила курсы рентгенотехников, поступила работать в глазную поликлинику при Институте черепных ранений. Во время войны поликлиника стала госпиталем, Ирина Владимировна работала там на протяжении всей блокады Ленинграда. Была уволена в 1951 году.
Потери. «Лебединая песнь»
Муж Ирины Владимировны погиб на фронте под Москвой 16 июня 1942 года. В мае 1942 года в ссылке в Тюмени умерла младшая сестра Ирины — Людмила, в июле 1943 г. от голода в блокадном Ленинграде скончалась их мать, София Николаевна. Её тоже должны были выслать — в Красноярский край, но И.В.Головкина настояла, что дочь великого композитора, много сделавшего для своего народа, не имеют права сослать как «чуждый элемент». Сама Ирина Владимировна пережила блокаду Ленинграда. Под впечатлением от пережитых трагических событий, а также юности в годы революции, Гражданской войны и репрессий, И.В.Головкина в конце 1950-х гг. начала работать над романом, который она назвала «Лебединая песнь». Литературные опыты у неё были ещё во время учёбы в гимназии (например, повесть «Крестьяночки», написанная в 1919 году, стихи). Но роман «Лебединая песнь» стал главным трудом её жизни. Роман отражает жизнь Петербурга, постепенно лишающегося своих зданий, памятников и людей. Олег Дашков, главный герой романа, лишь с трудом узнаёт город, в котором он когда-то жил. В романе представлено противопоставление старого Петербурга, в котором когда-то жили храбрые офицеры, прекрасные дамы, и нового, советского, который «весь окутан траурной вуалью». Однако прежний город не исчез: он постоянно возвращается в воспоминаниях и мечтах героев романа. В советское время книга была напечатана на машинке под копирку и ходила только в кругу близких знакомых автора. В 1973 году Ирине Владимировне удалось добиться, чтобы один экземпляр был положен на хранение в сейф Государственной Публичной библиотеки — с условием, что его откроют через 30 лет. Ирина Владимировна Головкина скончалась в Ленинграде 16 декабря 1989 года.
00Golovkina-Irina-Vladimirovna (544x700, 134Kb)
Прах захоронен в могилу сына - математика Кирилла Капитоновича Головкина (1936-1969) на Комаровском кладбище.
А в 1992 году роман (в журнальном, сокращённом варианте) был напечатан в девяти номерах журнала «Наш современник», затем вышел отдельной книгой, стотысячным тиражом, в 1993 году. Авторское название было изменено на «Побеждённые», под этим именем роман и стал известен широкой публике. Полная версия книги с авторским оригинальным названием была издана в 2008 году.

Max_Sollmann_1 (531x700, 300Kb)
1904
Макс Зольман (немецкое имя — Max Sollmann)
функционер СС, руководитель организации Лебенсборн (апрель 1942 — май 1945), штандартенфюрер СС (1 октября 1940 года). Родился в Байройте. После окончания школы в Мюнхене Макс Зольман получил специальное художественное образование и работал потом на предприятиях прикладного искусства. После Первой мировой войны между 1920 и 1921 гг. входил в Добровольческий корпус фон Эппа и в «Союз Оберланд» («Das Freikorps Oberland»). В 1921 году вступил в НСДАП (членский билет № 14.528), в ноябре 1923 года принимал участие в гитлеровском «Пивном путче», после которого НСДАП была временно запрещена. С 1929 по 1934 год пребывал в Колумбии, где являлся собственником нескольких торговых домов, затем вернулся в Германию. В 1937 году снова вступил в НСДАП (членский билет № 35.362). В том же году в чине унтерштурмфюрера СС вступил в СС (членский билет № 282.277), а в 1940 году стал штандартенфюрером СС. Как «старый борец» Зольман был носителем Золотого партийного значка НСДАП, как участник «Пивного путча» — обладателем «Ордена крови» и был также носителем знака «За выслугу лет в НСДАП» в серебре и бронзе. После начала Второй мировой войны Зольман стал референтом и особым уполномоченным по экономическим вопросам Имперского комиссара по вопросам консолидации германского народа рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. 11 апреля 1940 года по распоряжению Г.Гиммлера сменил Гунтрама Пфлаума на посту управляющего делами организации Лебенсборн. В апреле 1942 года сменил Грегора Эбнера на посту начальника Управления «L» (Лебенсборн) в Личном штабе рейхсфюрера СС. Это управление занималось подготовкой молодых расово чистых матерей и воспитанием младенцев — детей членов СС. Оставался во главе Лебенсборна до конца войны. После окончания войны Зольман был интернирован и в качестве обвиняемого проходил на проводившемся Американским военным трибуналом Нюрнбергском процессе по делу о расовых учреждениях СС. 10 марта 1948 года Зольман был приговорён к 2 годам и 8 месяцам заключения за членство в преступной организации (СС), но был оправдан по пунктам обвинения в похищении иностранных детей, конфискации детей восточных рабочих, а также в разграблении общественной и частной собственности в Германии и на оккупированных территориях. В рамках денацификации в 1950 году Зольман был приговорён Мюнхенским судом к 30 дням работ и конфискации части его имущества. В последующем Зольман работал заграничным корреспондентом художественного издательства, руководил отделом корреспонденции и рекламы «Dichtl-Spitze», был управделами Мюнхенского музея античного искусства, возглавлял правление земельного акционерного общества, руководил бухгалтерской фирмой и занимался развитием одного стекольного завода. В 1970-е годы жил в Штайнхёринге (Бавария). Умер после 1970 года. Литература: Залесский К.А. СС. Охранные отряды НСДАП. — Москва : Эксмо, 2005. — Страница 258. — 672 страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-699-09780-5; Эрнст Клее (Ernst Klee). «Словарь персоналий Третьего Рейха» («Das Personenlexikon zum Dritten Reich»). — Франкфурт-на-Майне: «Издательство Фишера», 2007. — ISBN 978-3-596-16048-8. (2 издание); Фолькер Кооп (Volker Koop). «Фюреру дарят ребёнка — организация СС „Лебенсборн“» («Dem Führer ein Kind schenken — die SS-Organisation „Lebensborn“ e.V.»). — Кёльн: «Böhlau Verlag», 2007. — ISBN 978-3-412-21606-1.

1904Зырянов (525x700, 137Kb)
1904
Серафим Поликарпович Зырянов
председатель колхоза имени Мичурина Алтайского района Алтайского края. Родился в деревне Туманиха ныне Лысьвенковского района Пермского края в бедной крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов школы. В 1938 году с семьей переехал на жительство в село Алтайское Алтайского района Алтайского края. В 1938-1942 годах работал в системе потребкооперации сначала заготовителем, затем председателем сельпо. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
С января 1942 по март 1950 года – председатель колхоза имени И.В.Мичурина Алтайского района. На данном посту зарекомендовал себя опытным хлеборобом, хорошим организатором инициативным, заботливым тружеником. Колхоз имени Мичурина был одним из самых экономически слабых хозяйств в районе: урожай составлял в среднем 8-9 центнеров зерна с гектара, коровы давали по 1200-1300 килограммов молока на фуражную голову, скотные дворы были примитивные, доходы низкие. С избранием Зырянова председателем колхоза дела в хозяйстве, несмотря на то, что шла Великая Отечественная война, стали улучшаться. Был заложен фруктовый сад на площади 3 гектара. Колхоз стал заниматься овощеводством, на площади 12-15 гектаров выращивали овощи, добивались высоких урожаев. Урожай зерновых стали получать по 12-14 центнеров с гектара. Надои повысились до 1800 килограммов на корову.
Особенно эффективно колхоз стал развиваться после войны в 1945-1950 годы. Вновь были построены скотные дворы, появился племенной скот. Построили свою электростанцию на 50 киловатт. Колхоз стал в районе передовым хозяйством. В колхозе получали самые высокие урожаи зерновых по 15-17 центнеров, махорки – по 25-27 центнеров. Надои достигли 2250 килограммов молока. Колхозники получали высокую по тем временам оплату на трудодень. В 1948 году руководимый им колхоз получил урожай ржи 30,1 центнера с гектара на площади 52,7 гектара.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1948 года за получение высоких урожаев ржи при выполнении колхозом обязательных поставок и натуроплаты за заботу МТС в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года Зырянову Серафиму Поликарповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Последние годы жизни жил в городе Карпинск Свердловской области. Умер 15 сентября 1955 года. Награждён орденом Ленина (4 марта 1948), медалями.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 6 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»