1875
Джозеф Фаррелл Макдональд (Joseph Farrell MacDonald; в титрах и на афишах иногда как John Farrell Macdonald, J.F.Mcdonald, Joseph Farrell Macdonald)
американский актёр и кинорежиссёр. Родился в городе Уотербери, штат Коннектикут, США. С 1911 по 1951 год сыграл роли в более чем 325 фильмах, с 1912 по 1917 года выступил режиссёром 44-х немых фильмов. Являлся главным режиссёром кинокомпании англ. The Oz Film Manufacturing Company, принадлежавшей известному писателю Лаймену Фрэнку Бауму. Основные режиссёры, снимавшие Макдональда в своих фильмах — Джон Форд, Престон Стёрджес и Фрэнк Капра. Джозеф Макдональд родился 6 июня 1875 года в городе Уотербери, штат Коннектикут, США. Свою карьеру он начал как певец в менестрель-шоу. В 1911 году он впервые сыграл в эпизоде короткометражного фильма «Алая буква» (The Scarlet Letter), а уже в следующем году впервые выступил как режиссёр фильма The Worth of a Man. Его голос вполне соответствовал внешности, поэтому Макдональд достаточно просто перешёл из эры немого кино в эру звукового. В 1940-х Макдональд был одним из наиболее востребованных актёров режиссёра Престона Стёрджеса, хотя в титрах зачастую и не указывался. Макдональд был женат на актрисе Эдит Бостуик (Edith Bostwick) до её смерти в 1943 году, дочь — Лорна. Джозеф Макдональд скончался в Голливуде, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 2 августа 1952 года, его прах находится в колумбарии Chapel of the Pines Crematory.
Избранная фильмография
Актёр (более 325 лент): 1911 — «Алая буква» (оригинальное название — The Scarlet Letter), роль неизвестна; 1919 — «Связанный» (Roped), роль — дворецкий; 1919 — «Битва за любовь» (A Fight for Love), роль — священник; 1919 — «Всадники возмездия» (Riders of Vengeance), роль — Бюэль; 1919 — «Проигравшие» (The Outcasts of Poker Flat), роль неизвестна; 1919 — «Меченые» (Marked Men), роль — Том Плейсер Макгро; 1920 — «Бронежилет» (Bullet Proof), роль — Джим Бун; 1920 — «Сообщения» (Hitchin Hitchin' Posts), роль — Джо Алабам; 1921 — «Замёрзшие» (The Freeze-Out), роль — Бобтейл Макгир; 1921 — «Взбучка» (The Wallop), роль — Нюсес Ривер; 1921 — «Боевик» (Action), роль — мормон Питерс; 1922 — «Небосвод» (Sky High), роль — Джим Фрейзер; 1923 — «Дрифт» (Drifting), роль — Мёрфи; 1924 — «Железный конь» (The Iron Horse), роль — капрал Кейси; 1925 — «Молния» (Lightnin'), роль — Лемюэль Таунсенд, судья; 1925 — «Гордость Кентукки» (Kentucky Pride), роль — Донован; 1925 — «Спасибо» (Thank You), роль — Энди; 1925 — «Сердце в борьбе» (The Fighting Heart), роль — Джерри; 1926 — «Последний пограничник» (The Last Frontier), роль — «Дикий» Билл Хикок; 1926 — «Препятствие трилистника» (The Shamrock Handicap), роль — Корнелиус Эммет Сарсфилд «Шишка» О'Ши; 1926 — «Три плохих человека» (3 Bad Men), роль — Майк Костиган; 1927 — «Восход солнца» (Sunrise: A Song of Two Humans), роль — фотограф; 1928 — «В старой Аризоне» (In Old Arizona), роль — пассажир (в титрах не указан); 1928— «Только отважный» (None But the Brave), роль — Джон Крейг; 1928 — «Райли, полицейский» (Riley the Cop), роль — Джеймс «Алоизий» Райли; 1928 — «Ирландская роза Эбби» (Abie's Irish Rose), роль — Патрик Мёрфи; 1929 — «Силач» (Strong Boy), роль — Ангус Макгрегор; 1930 — «Мужчины без женщин» (Men Without Women), роль — Костелло; 1931 — «Самый лёгкий путь» (The Easiest Way), роль — Бен Мёрдок; 1931 — «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon), роль — сержант Том Полхаус; 1931 — «Кровавый спорт» (Sporting Blood), роль — Макгир; 1931 — «Муж индианки» (The Squaw Man), роль — «Большой Билл»; 1931 — «Надоедливый ребёнок» (The Brat), роль — Тимсон, дворецкий; 1931 — «Украденные драгоценности» (The Stolen Jools), роль — полицейский; 1931— «Младше 18» (Under 18), роль — Поп Эванс; 1932— «Поезд едет сквозь ураган» (The Hurricane Expres), роль — Джим Бейкер, инженер-железнодорожник (в двух сериях); 1933 — «Работяга» (The Working Man), роль — Генри «Хэнк» Дэвидсон; 1934 — «Однажды каждой женщине…» (Once to Every Woman), роль — Фланниган; 1935 — «Очарование Манхэттена— «Romance in Manhattan), роль — Мёрфи, офицер полиции; 1935 — «Наша маленькая девочка» (Our Little Girl), роль — «мистер Бродяга», хобо; 1935 — «Женщина с первой полосы» (Front Page Woman), роль — Галлохан; 1936 — «Стерва» (Riffraff), роль — «Мозги»; 1936 — «Плавучий театр» (Show Boat), роль — Уинди; 1938 — «Восьмой раунд» (The Crowd Roars), роль — отец Патрик Райан; 1939 — «Возвращение одинокого всадника» (The Lone Ranger Rides Again), роль — Крейг Долан; 1940 — «Чёрная команда (Зов крови)» (Dark Command), роль — Дейв; 1941 — «Познакомьтесь с Джоном Доу» (Meet John Doe), роль — Джон Доу; 1943 — «Человек-обезьяна» (The Ape Man), роль — О'Брайан, капитан полиции; 1943 — «Клыки тигра» (Tiger Fangs), роль — Джеоффри Маккардл; 1944 — «Великий момент» (The Great Moment), роль — священник; 1945 — «Джонни Эйнджел» (Johnny Angel), роль — капитан Джонни Эйнджел; 1946 — «Моя дорогая Клементина» (My Darling Clementine), роль — Мак, бармен; 1951 — «Супермен и люди-кроты» (Superman and the Mole Men), роль — Поп Шэннон; 1951 — «Тайное бегство» (Elopement), роль — мистер Симпсон (в титрах не указан).
Режиссёр (44 ленты): 1913— «Рори о болотах» (Rory o' the Bogs); 1914 — «Самсон» (Samson); 1914 — «Волшебное одеяние» (The Magic Cloak of Oz); 1914 — «Лоскутушка из страны Оз» (The Patchwork Girl of Oz); 1914 — «Волшебная маска Оз» (The Magic Cloak of Oz); 1914 — «Волшебник страны Оз» (His Majesty, the Scarecrow of Oz); 1914 — «Последний египтянин» (The Last Egyptian); 1915 — «Одинокий Люк, социальный гангстер» (Lonesome Luke, Social Gangster); 1917 — «Через забор» (Over the Fence).
1875
Пауль Томас Манн (немецкое имя — Paul Thomas Mann)
немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), младший брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн. Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна (1840—1891), занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс (1851—1923), происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (1871—1950), младший брат Виктор (1890—1949) и две сестры Юлия (1877—1927, самоубийство) и Карла (1881—1910, самоубийство). Семья Манн была зажиточной, детство братьев и сестёр было беззаботным, почти безоблачным. В 1891 году отец семейства умер от рака. Согласно его завещанию, семейная фирма и дом в Любеке были проданы, так что жене и детям пришлось довольствоваться процентами с вырученной суммы.
Томас Манн в начале своей писательской карьеры
Начало писательской карьеры
После смерти отца в 1891 году и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен, где Томас Манн прожил (с небольшими перерывами) до 1933 года. В середине 1890-х годов Томас и Генрих на время уехали в Италию. Однако ещё в Любеке Томас Манн начал проявлять себя на литературном поприще в качестве издателя и автора литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом журнала «Двадцатый век». По возвращении из Италии Томас Манн недолго (1898—1899) работал редактором популярного немецкого сатирического журнала «Симплициссимус», прошел годовую армейскую службу и опубликовал первые новеллы. Известность к Манну пришла в 1901 году, когда вышел первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описал историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то бережливость, усердие и обязательность — и всё больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода. Вслед за «Будденброками» последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием «Тристан», лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер». Главный герой этой новеллы отрекается от любви, причиняющей ему только боль, и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингерборг Хольм — двух разнополых объектов своих неразделённых чувств, — он снова переживает то смятение, которое когда-то охватывало его при одном только взгляде на предмет своего юношеского влечения. В 1905 году Томас Манн женился на Кате Прингсхайм, дочери мюнхенского профессора математики Альфреда Прингсхайма. От этого брака у них появились шестеро детей, четверо из которых — Эрика, Клаус, Голо и Михаэль — впоследствии проявили себя на литературном поприще. Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери тщательно скрывалось от детей.

Катя Манн с детьми: (слева направо) Моника, Голо, Михаэль, Клаус, Элизабет и Эрика
Дети: Эрика (9 ноября 1905 — 26 августа 1969); Клаус (18 ноября 1906 — 21 мая 1949); Ангелус (Голо) (27 марта 1909 — 7 апреля 1994); Моника (7 июня 1910 — 17 марта 1992); Элизабет (24 апреля 1918 — 8 февраля 2002); Михаэль (21 апреля 1919 — 1 января 1977).
Второй роман Томаса Манна, «Королевское Высочество», был начат летом 1906 и закончен в феврале 1909 года.
Политическая эволюция Манна. Новые произведения
Брак Манна поспособствовал вхождению писателя в круги крупной буржуазии, и это во многом укрепляло его политический консерватизм, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году Манн написал новеллу «Смерть в Венеции» — о внезапно вспыхнувшей любви немолодого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха к 14-летнему мальчику. В годы Первой мировой войны Манн выступал в её поддержку, а также против пацифизма и общественных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Размышления аполитичного». Эта позиция привела к разрыву с братом Генрихом, который придерживался лево-демократических и антивоенных взглядов. Примирение между братьями наступило лишь в 1922 году после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау. Томас Манн пересмотрел свои взгляды и публично заявил о своей приверженности демократии. Он вступил в Немецкую демократическую партию — партию либерально-демократического толка; однако в мае 1923 года, когда на премьере пьесы Бертольта Брехта «В чаще городов» национал-социалисты, усмотревшие в ней «еврейский дух», спровоцировали скандал, забросав зал гранатами со слезоточивым газом, Томас Манн, в то время корреспондент нью-йоркского агентства «Дайел», отнёсся к этой акции сочувственно. «Мюнхенский народный консерватизм, — писал он в третьем из своих „Писем из Германии“, — оказался начеку. Он не терпит большевистского искусства». В 1924 году в свет вышло новое крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная гора». Это также одно из наиболее сложных произведений немецкой литературы XX века. Главный герой романа, Ганс Касторп, приезжает на высокогорный курорт для больных туберкулёзом навестить своего кузена. Выясняется, что он тоже болен. Мир на горе завораживает его своей интеллектуальной жизнью, где царит собственная философия. Таким образом, его пребывание на курорте затягивается на несколько лет. Касторп развивает свою философскую мысль, откидывая фрейдизм, упадок и смерть, сам при этом становясь центром духовности. В 1929 году Манну была присуждена Нобелевская премия по литературе за роман «Будденброки». В 1930 году Томас Манн, всё более проникавшийся сочувствием к левым идеям, произнёс речь в Берлине «Призыв к разуму», в которой призвал к созданию общего антифашистского фронта социалистов и либералов для борьбы с общим врагом и прославлял сопротивление рабочего класса нацизму.
Томас Манн в 1932 г.
Эмиграция
В 1933 году писатель вместе с семьёй эмигрировал из нацистской Германии и поселился в Цюрихе. В том же году вышел первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где Манн по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа. Работа состоит из нескольких отдельных романов «Былое Иакова», «Юный Иосиф», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Для работы над романом писатель специально ездил в Палестину и Египет собирать материалы. Главным замыслом было именно изобразить мир древности. Кроме того, в романе можно проследить эволюцию сознания от коллективного к индивидуальному. В 1936 году после безуспешных попыток уговорить Томаса Манна вернуться в Германию нацистские власти лишили его немецкого гражданства, и он стал гражданином Чехословакии, а в 1938 году уехал в США, где прочёл четыре лекции в Принстонском университете. В 1939 году вышел роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», снова встретившейся с поэтом спустя много лет. В 1942 году он переехал в город Пасифик-Палисейдз и вёл антифашистские передачи для немецких радиослушателей. В 1945 году в своём докладе «Германия и немцы» (Germany and the Germans) в Библиотеке Конгресса Томас Манн сказал:
«Нет двух Германий, доброй и злой, есть одна-единственная Германия, лучшие свойства которой под влиянием дьявольской хитрости превратились в олицетворение зла. Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и теперь стоящая перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощенной исторической виной, и заявить: «Я — добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание».»
В 1947 году вышел в свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, продав душу дьяволу. Судьба гениального композитора Адриана Леверкюна тесно переплетается с судьбой Германии.
Могила Томаса и Кати Манн в Кильхберг (Цюрих) (Швейцария)
Возвращение в Европу
После Второй мировой войны ситуация в США приняла менее благоприятный для Манна характер: писателя обвинили в пособничестве СССР. В июне 1952 года семья Томаса Манна возвратилась в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, Манн тем не менее охотно приезжал в Германию (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте он побывал и в ФРГ, и в ГДР). В последние годы жизни он активно публиковался — в 1951 году вышел роман «Избранник», в 1954 году — последняя его новелла «Чёрный лебедь». Тогда же Манн продолжил работу над начатым ещё до Первой мировой романом «Признания авантюриста Феликса Круля» (опубликован неоконченным), — о современном Дориане Грее, который, обладая талантом, умом и красотой, предпочёл стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище. Томас Манн умер 12 августа 1955 года в больнице кантона Цюрих от расслоения брюшной аорты в результате атеросклероза.
Писательский стиль
Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских романистов Льва Толстого и Достоевского[источник?]; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы XIX века. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены. Ведущими проблемами романов Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти (повесть «Смерть в Венеции», роман «Волшебная гора»), близость инфернального, потустороннего мира (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), предчувствие краха старого миропорядка, краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в чертах главных героев прослеживается лёгкий гомоэротизм (по мнению И.С.Кона, в книге «Лунный свет на заре. Лики и маски…»). Все эти темы нередко переплетены у Манна с темой роковой любви. Возможно, это связано с увлечением писателя психоанализом (пара Эрос — Танатос).
[700x350]
Произведения: Сборник рассказов / Der kleine Herr Friedemann, (1898); «Будденброки» / «Buddenbrooks — Verfall einer Familie», (роман, (1901); «Тонио Крегер» / «Tonio Kröger», новелла, (1903); «Тристан», перевод Апта, (1902); «Тристан» / «Tristan», новелла, (1903); «Королевское высочество» / «Königliche Hoheit», (1909); «Смерть в Венеции» / «Der Tod in Venedig», рассказ, (1912); «Размышления аполитичного» / «Betrachtungen eines Unpolitischen», (1918); «Волшебная гора» / «Der Zauberberg», роман, (1924); «Двое» (Голодающие) / «Die Hungernden», рассказы (1927); «Культура и социализм» / «Kultur und Sozialismus», (1929); «Марио и волшебник» / «Mario und der Zauberer», рассказ, (1930); «Страдания и величие Рихарда Вагнера» / «Leiden und Größe Richard Wagners», эссе, (1933); «Иосиф и его братья» / «Joseph und seine Brüder», роман-тетралогия, (1933—1943): [«Былое Иакова» / «Die Geschichten Jaakobs», (1933); «Юный Иосиф» / «Der junge Joseph», (1934); «Иосиф в Египте» / «Joseph in Ägypten», (1936); «Иосиф-кормилец» / «Joseph der Ernährer», (1943)]; «Проблема свободы» / «Das Problem der Freiheit», эссе, (1937); «Лотта в Веймаре» / «Lotte in Weimar», роман, (1939); «Обмененные головы. Индийская легенда» / «Die vertauschten Köpfe — Eine indische Legende», (1940); «Доктор Фаустус» / «Doktor Faustus», роман, (1947); «Избранник» / «Der Erwählte», роман, (1951); «Обманутая» / «Die Betrogene: Erzählung», (1954); «Признания авантюриста Феликса Круля» / «Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull», роман, (1922/1954).
Списки работ: Hans Bürgin: Das Werk Thomas Manns. Eine Bibliographie. unter Mitarbeit von Walter A. Reichert und Erich Neumann. S. Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1959. (Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1980, ISBN 3-596-21470-X; Georg Potempa: Thomas Mann-Bibliographie. Mitarbeit Gert Heine, Cicero Presse, Morsum/Sylt 1992, ISBN 3-89120-007-2; Hans-Peter Haack (Hrsg.): Erstausgaben Thomas Manns. Ein bibliographischer Atlas. Mitarbeit Sebastian Kiwitt. Antiquariat Dr. Haack, Leipzig 2011, ISBN 978-3-00-031653-1.
Переводчики на русский язык: Апт, Соломон Константинович; Ман, Наталия; Бабанов, Игорь Евгеньевич.
Экранизации: «Смерть в Венеции» — фильм Лукино Висконти, снятый в 1971 году; «Доктор Фаустус» (Doktor Faustus), 1982, производство: Германия (ФРГ), режиссёр: Франц Зайц; «Волшебная гора» (Der Zauberberg), 1982, страны: Австрия, Франция, Италия, Германия (ФРГ), режиссёр: Ханс В. Гайссендёрфер; «Марио и волшебник» (Mario und der Zauberer), 1994, страны: Австрия, Франция, Германия, режиссёр: Клаус Мария Брандауэр; «Будденброки» — фильм Генри Брелора, снятый в 2008 году.
1876
Княгиня Юлия Фёдоровна Кантакузина (урождённая Джулия Грант, Julia Dent Grant)
американский литератор, мемуарист. Родилась в Белом доме, Вашингтон, США. Внучка президента США Улисса Гранта. Дочь Фредерика Гранта (1850—1912) от брака его с Идой Оноре (1854—1930), дочерью состоятельного чикагского капиталиста. Окончила школу в Вене, где в 1888—1892 годах её отец состоял послом США при Австро-Венгерском дворе. Во время своего европейского путешествия в 1898 году в Риме познакомилась с князем Михаилом Кантакузиным и 25 сентября 1899 года в Ньюпорте (штат Род Айленд, США) вышла за него замуж. Друзья Юлии Грант восприняли их брак неоднозначно и называли её авантюристкой. Сама же она признавалась, что была так бедна, что ни один иностранец не хотел на ней жениться, все её подруги, которые вышли замуж за англичан, французов или итальянцев, имели приданое. Князь Кантакузин был очень красноречив, к тому же равнодушен к наличию приданого, таким образом, вопреки собственным намерениям она оказалась с ним помолвленной.
По словам родственницы: Мисс Джулию Грант <…> трудно было назвать настоящей красавицей — слишком смуглая кожа, темные кудрявые волосы, черные глаза — однако у неё была удивительно тонкая талия. Она была слишком американка, очень непохожая на девушек из старой доброй Европы, и я порой не понимала её. Но Майк был очарован и счастлив, и я без раздумий благословила их, предоставив самим себе. — «Сага о Кантакузиных-Сперанских», страница 135. После свадьбы уехала с мужем в Россию, где прожила почти двадцать лет. В петербургском обществе занимала выгодное положение, была в курсе всех столичных и придворных новостей, часто бывала на придворных балах в Зимним дворце, и на малых балах в Аничковом дворце. Лето обычно проводила в родовом имении мужа в Буромке или на вилле в Крыму. В начале 1918 года после революции вместе с мужем покинула Россию и оказалась в США. Печатала свои воспоминания о России в газете «Ивнинг пост». В 1919 году её статьи были объединены в книгу «Революционные дни», которая стала бестселлером и в течение одного 1919 года выдержала три издания. В 1922 году вышли её мемуары «Моя жизнь здесь и там». После развода с мужем в 1934 году переехала в Вашингтон, где сотрудничала с газетой «Сатердей ивнинг пост». Была весьма заметной фигурой столичного высшего общества. Много помогала российским эмигрантам. Её дом был неофициальной штаб-квартирой российских эмигрантов первой послереволюционной волны. Скончалась в родном городе 4 октября 1975 года. В браке имела троих детей: Михаил Михайлович Кантакузен-Сперанский (1900—1972), крупный предприниматель; Варвара Михайловна Кантакузин (1904—1988), в замужестве Смит, затем — Сиберн; Зинаида Кантакузин (1908—1980), вышла замуж за сэра Джона Колдбрука Хэнбери-Уильямса, сын генерал-майора сэра Джона Хэнбери-Уильямса.

1878
Блёэтт Бернон (французское имя — Bleuette Bernon; имя при рождении — Леонтина Эрнестина Гоше, Léontine Ernestine Gauché)
французская актриса. Родилась в Париже. Снималась в фильмах Жоржа Мельеса. Блёэтт Бернон французская актриса, появившаяся в пяти фильмах на Жоржа Мельеса. Она играла в 1899 году в фильмах «Жанна д’Арк» и «Золушка». В 1901 году Блёэтт Бернон снялась в фильме «Синяя борода». В 1902 году Блёэтт снялась в небольшой роли в наиболее известном фильме Мельеса «Путешествие на Луну», как одна из девушек на луне. Позже она снялась в 1903 году в роли Авроры в фильме «В царстве фей». Умерла 15 июня 1937 года.
Кадр из фильма «Путешествие на Луну». Девушки на луне
Фильмография: 1899 — Золушка / Cendrillon — фея-крёстная; 1899 — Жанна д’Арк / Jeanne d’Arc; 1901 — Синяя борода / Barbe-bleue — фея; 1902 — Путешествие на Луну / Le Voyage dans la Lune — девушка на Луне; 1903 — В царстве фей / Le royaume des fées — Аврора.
1879
Лесли Патрик Аберкромби (Sir Leslie Patrick Abercrombie)
английский архитектор, градостроитель, теоретик архитектуры. Родился в Эштон-апон-Мерси, Траффорд, в семье брокера из Манчестера. Один из девяти детей в семье. Обучался архитектурному мастерству в Манчестере и Ливерпуле. В 1915 году стал профессором проектирования городских застроек в Ливерпульской школе архитектуры, а позже профессором градостроительства в Лондонском университетском колледже. Победив в 1916 году в международном конкурсе по созданию плана реконструкции центра Дублина, Аберкромби приобрёл всемирную славу. Он принимал участие в перепланировке городов Плимут, Эдинбург, Борнмут и других городов Великобритании. Сэр Патрик также принимал активное участие в создании Совета по охране сельских местностей Англии. Впоследствии, в декабре 1926 года, он стал его почётным секретарём.
[543x700]
После Второй мировой войны Аберкромби принял непосредственное участие в перепланировке Лондона, в том числе, создал проект «Большого Лондона» в 1944 году, который часто называют «План Аберкромби». Он включал в себя создание многочисленных парковых зон, переселение населения из густонаселённых районов в менее населённые (из расчёта 1000 человек на 4 акра), строительство восьми новых городов (New Towns) за пределами Большого Лондона. В 1945 году получил звание Сэра. Принимал активное участие в перепланировке Гонконга, строительстве столицы Эфиопии города Аддис-Абеба. Был президентом Международного союза архитекторов (1946—1957). Преподавал в Ливерпульском и Лондонском университетах (1915—1935). Аберкромби умер 23 марта 1957 года.
Публикации: Sir Patrick Abercrombie, The Preservation of Rural England, Hodder and Stoughton Ltd, London, 1926; J. H. Forshaw and Patrick Abercrombie, County of London Plan, Macmillan & Co. 1943; Edwin Lutyens & Patrick Abercrombie, A Plan for the City & County of Kingston upon Hull, Brown (London & Hull), 1945; Sir Patrick Abercrombie, Revised by D.Rigby Childs, "Town and Country Planning", ThirdEdition, Oxford University Press, 1959, Reprinted 1961 and 1967.

1879
Бартоломе Гильермо Бланче Эспехо (испанское имя — Bartolomé Guillermo Blanche Espejo)
чилийский армейский офицер, временный президент Чили в 1932 году. Родился в городе Ла-Серена, Кокимбо, Чили, где получил среднее образование в городском лицее. Затем в 1895 поступил кадетом в военную академию в Сантьяго, окончив её в звании второго лейтенанта кавалерии получив назначение в эскадрон Escolta. В звании лейтенанта он служил в военном училище, в подразделении по отрабатыванию кавалерийских навыков. С 1904 до 1905 года для прохождения дальнейшей службы был направлен в Германию, где обучался в кавалерийской школе в Ганновере. Вернувшись в Чили, уже в звании капитана служил в кавалерийском полку № 1 «Granaderos». В 1912 обучался в военной академии, по выпуску из которой получил звание майора и получил назначение в качестве руководителя комиссии по исследованию полуострова Тайтао, а затем получил назначение в кавалерийский полк № 2 «Cazadores». В звании подполковника командовал кавалерийскими полками № 4 «Coraceros» и № 2 «Cazadores», где как заместитель военного министра он брал на себя командное лидерство. В 1925 году, будучи полковником, был назначен военным атташе в посольство Чили во Франции, а затем генеральным управляющим делами полиции. В 1927 году получил звание бригадного генерала и назначен военным министром, занимая эту должность до 1930 году. В 1932 году стал министром внутренних дел во временном правительстве Карлоса Давилы. После отставки которого с 13 сентября того же года стал временным президентом республики Чили. Последующие события мятежа 27 сентября 1932 года заставили его уйти в отставку менее чем через месяц после вступления в должность — 3 октября 1932 года, передав полномочия председателю Верховного суда Чили Абрааму Ойянеделю. Умер в городе Сантьяго, Чили, 10 июня 1970 года.
Источники: Remembranzas del General Bartolome Blanche Espejo. ISBN 978-956-7527-52-6. (2008)
[423x700]
1880
Норберт Станислав Барлицкий (польское имя — Norbert Barlicki)
деятель польского рабочего движения, публицист. Родился в местечке Сецехув около Радома. По профессии учитель. Член Польской социалистической партии (ППС) с 1902. В 1905-1906 участник революции в Польше. В 1917-1937 член Главного совета ППС, в 1926-1931 председатель ЦИК ППС. В 1918-1919 вице-министр внутренних дел в правительстве буржуазии Польши. В 1919-1933 депутат сейма; министр общественных работ (1926). В 1929-1930 руководитель блока оппозиционных "санационному" режиму партий, так называемый "Центролев". Сторонник единого фронта с Коммунистической партией. В 1936-1937 редактор газеты "Дзенник популярны" ("Dziennik Popularny"). В период фашистской оккупации Барлицкий в подполье собирал силы левого крыла ППС. 21 апреля 1940 арестован гестапо. Умер в Освенциме 27 сентября 1941 года.
Литература: Tomicki J., Norbert Barlicki, "Z pola waiki", 1960, 1 (9) (библиография).
[471x700]
1880
Владимир Владимирович Добровольский
советский ученый в области теории механизмов, инженер - механик, профессор, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946 г.). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1948). Родился в Мозыре (ныне Гомельской области), в семье учителя математики В.Е.Добровольского. По окончании Минского реального училища поступил в Московское высшее техническое училище. В начале 1902 г. учеба была прервана в связи с высылкой в Сибирь за участие в антиправительственной демонстрации. В конце 1903 г. ему было разрешено продолжать учебу в МВТУ, которое он окончил с отличием в 1906 г. со званием инженера-механика. Время его учебы в МВТУ совпало с периодом создания там крупных научных школ, оказавших существенное влияние на развитие русской дореволюционной науки и техники. В это время в МВТУ работали выдающиеся русские ученые и инженеры Н.Е.Жуковский, Н.И.Мерпалов, А.И.Сидоров и др. После окончания МВТУ В.В.Добровольский работал в Брянском среднем механико-техническом училище. Занимался не только преподавательской деятельностью, но и дальнейшим самостоятельным изучением механики и других наук. В 1913 г. перешел на работу в Московское среднее техническое училище, где преподавал механику и некоторые специальные предметы. В 1929-1940 гг. В.В.Добровольский - профессор Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1930-1949 гг. - заведующий кафедрой теории механизмов в Московском станкоинструментальном институте. В 1937-1953 гг. работал в лаборатории механизмов и машин-автоматов и автоматических линий в Институте машиноведения Академии Наук СССР. В 1938 г. дал классификацию механизмов, которая способствовала развитию кинематики и кинетостатики механизмов. В 1940-1945 гг. разработал теорию сферических механизмов, основанную на использовании аналогии между плоскими и сферическими механизмами. Часть работ В.В.Добровольского посвящена теории и расчету зубчатых механизмов. В.В.Добровольский опубликовал несколько статей по вопросам развития среднего технического образования в России в связи с реформой средней общеобразовательной школы. В одной из них он писал: «Какие работники нужны обществу в целом для прогрессивного его развития? Конечно, профессиональные работники должны получать специальные знания, необходимые для их работы; но они не должны быть лишь механическими исполнителями чужих указаний - они должны сознательно относиться к возложенному па них делу и быть во многих случаях самостоятельны в своей работе. Выработка способности к самостоятельному творчеству в техническом деле и есть, по моему убеждению, задача средней технической, школы». В.В.Добровольский опубликовал ряд учебников и учебных пособий для студентов вузов, а также учебных пособий для учащихся средних учебных заведений. В период работы в Брянске он написал и издал учебное пособие по механике. Оно предназначалось для учащихся средних специальных учебных заведений и самообразования. Пособие написано с большим методическим мастерством. Строгое и стройное изложение теоретического материала сопровождается многочисленными примерами с подробными решениями, иллюстрируется рисунками и чертежами. Большое внимание уделяется выяснению физического смысла теоретических понятий и формул. Приведены задачи и упражнения для самостоятельной работы читателей. В предисловии к пособию В.В.Добровольский писал: «Признавая, что основы всякой науки должны восприниматься, прежде всего на простейших и конкретных примерах и только впоследствии могут быть облачены в общие и отвлеченные формы, я «в первой части затрагиваю по возможности все основные понятия механики: скорость, ускорение, силу, массу, работу, энергию, момент (статический) и другие; но лишь в применении к наиболее простым и по возможности конкретным взятым из технической практики случаям, позволяющим получить результат путем несложных математических вычислений. Только ознакомившись с содержанием науки, можно обобщить понятия, например, ввести понятие полного ускорения в криволинейном движении, понятие мгновенного вращения, ввести новые определения, требующие уже некоторой подготовки, например сила энерции, момент энерции, энергия системы и другие, связать, наконец, основные механические величины общими уравнениями равновесия и движения. Этому будет посвящена вторая часть, в которой будут изложены основы общей теории машин». В.В.Добровольский проявлял большой интерес к вопросам истории техники. Он написал много статей, посвященных методике преподавания не только теории механизмов и машин, по и математики, технической механики, электротехники и других общетехнических дисциплин. Добровольский В.В. награжден премией имени П.Л.Чебышева Академии Наук СССР (1946 г.), орденом Ленина и медалями. Умер в Москве 18 августа 1956 года.
Сочинения: Динамика кинематической цепи, части 1-2, Москва, 1930-1931; Система механизмов, Москва, 1943; Теория сферических механизмов, Москва, 1947; Теория механизмов, Москва, 1951.
Литература: Артоболевский, И.И. Краткий очерк жизни и деятельности В.В.Добровольского / И..Артоболевский // Труды семинара по теории машин и механизмов. – Москва ; Ленинград. - 1950. - Том 9, выпуск 36; Гусак, Е.А. Научно-инженерная мысль в XIX-начале XX в. Научно-педагогическая деятельность В.В.Добровольского, научная и инженерная деятельность П.Ф.Попковича и Б.Г.Галеркина / Е.А.Гусак // Очерки истории науки и культуры Беларуси IX- начала XX в. / П.Т.Петриков [и другие]. - Минск, 1996. - Страницы 362-363. – (Естествознание); Добровольский Владимир Владимирович // Большая Советская Энциклопедия. – 3-е издание – Москва, 1972. – Том 8 : Дебитор-Евкалипт. – Страница 373.
1880
Норберт Жак (немецкое имя — Norbert Jacques)
немецкий писатель-беллетрист и сценарист. Родился в районе Люксембург-Айх, ныне в составе города Люксембург. Он написал рассказы, которые стали сценариями 16 фильмов. В 1920-е годы Жак создал образ злого гения — доктора Мабузе, выведенного в качестве персонажа в целом ряде его произведений. Некоторые из них впоследствии были экранизированы Фрицем Лангом. Умер в городе Кобленц, Рейнланд-Пфальц, ФРГ, 15 мая 1954 года.
Книги: Доктор Мабузе, игрок (немецкое название — Dr Mabuse, der Spieler, 1922); Колония Мабузе (немецкое название — Mabuses Kolonie, неоконченный роман).
Фильмография: Лучи смерти доктора Мабузе (1964); Скотланд-Ярд против доктора Мабузе (1963); Завещание доктора Мабузе (1962); Невидимый доктор Мабузе (1962, режиссёр Харальд Райнль); Возвращение доктора Мабузе (1961, режиссёр Харальд Райнль); Тысяча глаз доктора Мабузе (1960, режиссёр Фриц Ланг); Endstation Rote Laterne (1960); Export in Blond (1950); Germanin — Die Geschichte einer kolonialen Tat (1943); Friedrich Schiller — Der Triumph eines Genies (1940); Eine Frau kommt in die Tropen (1938); Завещание доктора Мабузе (1933, режиссёр Фриц Ланг); Das Frauenhaus von Rio (1927); Mensch gegen Mensch (1924); Доктор Мабузе, игрок (1922, режиссёр Фриц Ланг).
1880
Вацлав Леонардович Ивановский (белорусское имя — Вацлаў Леанардавіч Іваноўскі)
белорусский общественный деятель, профессор, коллаборационист в годы ВОВ. Родился в деревне Головичполье, Виленская губерния, Российская империя, в семье инженера-технолога Леонарда Станиславовича Ивановского, который после окончания в 1868 году Санкт-Петербургского технологического института занимался строительством новых реконструкцией старых винокуренных заводов; в их числе: омский В.П.Кузнецова, Александровский Юдина (Иркутская губерния), Покклевского-Козелло в Тобольской губернии, пивоваренный и винокуренный заводы Одесского промышленного и торгового товариществ, Краснянский и Бекетовский в Воронежской губернии.
Братья Тадеуш (литовец), Юрек (поляк) и Вацик (белорус) Ивановские
Вацлав Леонардович Ивановский стал одним из основателей Белорусской революционной громады и Белорусской социалистической громады. С 1907 года он издавал в Санкт-Петербурге газету на белорусском языке. В 1918 году — министр образования в правительстве Белорусской народной республики. С осени 1919 года — член Временного Белорусского исполнительного комитета, издатель журнала «Рунь». С марта 1920 года — ректор Минского педагогического института. В 1922—1939 годах — в Польше, профессор Варшавского политехнического института. После присоединения Западной Белоруссии к СССР в 1939 году — преподаватель Вильнюсского университета.
Сотрудничество с немцами во время Второй мировой войны

Похороны Вацлава Ивановского
После начала Великой Отечественной войны стал сотрудничать с немецкими оккупантами и 17 ноября 1941 года стал бургомистром Минска. По словам историка Юрия Туронка, Ивановский, прежде чем выехать из Вильнюса, поручил своей дочери Анне вывезти из Вильнюса в имение Лебедку двух женщин еврейского происхождения — Эмму Альтберг и её сестру Марию Арнольд. Жена и дочь Ивановского поэтому получили звание «Праведник народов мира» в 2001 году. С 30 июня 1943 года — руководитель Белорусской народной самопомощи. С конца июня по декабрь 1943 года также входил в состав «Белорусской рады доверия» при генеральном комиссаре Генерального комиссариата Белоруссия. Один из лидеров подпольной организации белорусских националистов. Поддерживал тайные связи с Армией Крайовой и пытался через польское подполье войти в контакт с правительством Великобритании. Убит в городе Минск, рейхскомиссариат Остланд, нацистская Германия, ныне Республика Беларусь, 7 декабря 1943 года агентами НКГБ СССР, вскочившими в его пролётку. Согласно архивам КГБ Республики Беларусь, его ликвидировали агенты «Вилейский» и «Орловский» из группы НКГБ СССР «Мстители»: изначально Ивановского хотели выкрасть и допросить, однако он оказал сопротивление при задержании и в итоге был застрелен. Похоронен на Кальварийском кладбище города Минск. Братья В. Ивановского также были известны. Юрай (Ежи) Ивановский — министр в Польше (1918—1919), потом сенатор в Польше (1930—1935), затем офицер в составе польских заграничных сил. Младший брат — Тадеуш Ивановский (Тадас Иванаускас) — академик, директор Института биологии Академии наук Литвы. Другой брат, Станислав — адвокат. Литература: Вацлаў Іваноўскі, 1880—1943. — Менск, 1990; Turonek J. Waclaw Iwanowski i odrodzenie Bialorusi. — Warszawa, 1992; Туронак Ю. Вацлаў Іваноўскі і адраджэньне Беларусі // Маладосць. 1994, № 8-9; ЭГБ, т. 3; Щит и меч Отечества / Под редакцией В.И.Дементея. — Минск: Международный центр интеграционной информации Общественного пресс-центр Дома прессы, 2006. — 340 страниц.
[511x700]
1880
Уильям Томас Косгрейв (William Thomas Cosgrave; ирландское имя — Liam Tomás Mac Cosgair)
ирландский революционер и государственный деятель, премьер-министр Ирландского Свободного государства (1922—1932). Родился в городе Дублин. Обучался в школе «Христианские братья» в Дублине. В 1905 г. впервые принял участие на собрании «Шинн Фейн». С 1909 по 1922 г. являлся членом Совета «Шинн Фейн» в Дублинской корпорации (органа местного самоуправления), в 1913 г. присоединился к «ирландским добровольцам». Принимал активное участие в Пасхальном восстании (1916), служил под командованием Имонна Синанта в звании капитана в Южно-Дублинском союзе. После его поражения был приговорен к смертной казни и отправлен в тюрьму в Фронгох в Уэльсе. Приговор был позже заменен пожизненным заключением. Находясь в тюрьме, на дополнительных выборах в 1917 г. выиграл мандат для «Шинн Фейн», на выборах в 1918 г. был избран в британский парламент от избирательного округа Карлоу-Килкенни. Был освобожден из тюрьмы по всеобщей амнистии 1918 г., а в 1919 г. становится членом созданного революционного однопалатного парламента Ирландской республики (Dáil Éireann). Несмотря на то, что он считался одним из наиболее опытных членов "Шинн Фейн, он не входил в руководство партии. Однако близкая дружба с Имоном де Валерой позволила ему получить должность министра местного самоуправления в его правительстве, которую он занимал с 1919 по 1922 г. Его главной задачей была организация альтернативной системы правления и отделения от Великобритании — с ней он успешно справился. В 1920 г. он руководил выборами на муниципальном уровне, на которых впервые использовалось пропорциональное представительство. «Шинн Фейн» победила в 28 из 33 муниципалитетов и эти общины немедленно прекратили свои отношения с англичанами и стали лояльными ирландскому правительству.
В 1921 г. возникли его разногласия с де Валерой по англо-ирландскому договору — половина партии (к которой принадлежал де Валера) видела в этом документе предательство «ирландской республики», а другая половина — «свободу, чтобы достичь свободы», то есть достичь важной цели на пути к независимости. К этой позиции и примкнул Косгрейв, войдя в состав временного правительства под руководством Артура Гриффита. С 1921 г. до ухода из политической жизни в 1944 г. неизменно избирался депутатом ирландского парламента.
Во главе правительства
С августа по декабрь 1922 г. после смерти Гриффита и убийства Майкла Коллинза занимал пост главы Временного правительства Южной Ирландии. С созданием в декабре 1922 г. Ирландского Свободного государства был назначен его первым премьер-министром (официальное название — президент Исполнительного совета). Одновременно занимал посты: министра финансов (1922—1923), министра обороны (1924), министра иностранных дел (1927). Одним из важных шагов его правления стала его жесткая позиция в деле защиты государства от его бывших республиканских коллег, противостояние с которыми стало причиной Гражданской войны (1922—1923). В октябре 1922 г. был принят «Закон о общественной безопасности», который позволял казнить любого, кто был захвачен, с оружием в руках или помогая вооруженным нападениям на военных или полицейских. Правопорядок был его главным приоритетом, но многие граждане не простили ему приказ казнить республиканских заключенных без суда и следствия. В общей сложности с ноября 1922 года по май 1923 г. были казнены 77 заключенных — гораздо больше, чем это сделали англичане за весь период ирландской войны за независимость. В этот период премьер заявлял: «Я не буду колебаться, если страна будет жить, и если мы должны уничтожить десять тысяч республиканцев, три миллиона наших людей превысят эти десять тысяч». В апреле 1923 г. сторонники Договора из «Шинн Фейн» основали новую политическую партию под названием «Куманн на нГаэдхал» и избрали главу правительства в качестве ее лидера. Взаимоотношения с Великобританией в эти годы развивались неоднозначно. Присяга на верность в Ирландии была гораздо менее роялистской, чем в Канаде или Австралии. Представителем короля в Ирландии был ирландец, в отличие от других владений, и хотя главой государства был король, власть исходила от ирландского народа, а не от него. Были также подняты вопросы о слове «договор». Британцы утверждали, что это было внутренним делом, в то время как ирландцы рассматривали его как международное соглашение между двумя независимыми государствами, что было признано Лигой Наций, когда этот орган зарегистрировал Договор в качестве международного соглашения в 1924 г. В 1925 г. специальная комиссия, назначенная Ирландией и Соединенным Королевством, не смогла определить новые границы с Северной Ирладией и включить области с преобладанием католиков. В то же время в качестве «отступного» Великобритания согласилась взять на себя ирландскую часть государственного долга за период до 1922 г. В 1931 г. Соединенное Королевство приняв «Вестминстерский Статут» практического лишилось управления Свободным Ирландским государством и другими владениями. Этот шаг фактически сделал Свободное государство первым независимым ирландским государством, признанным во всем мире, и таким образом подтвердил тезис о «свободе достижения свободы». В 1923 г. Ирландия вступила в Лигу наций и занялась активной международной деятельностью. Свободное государство стало первой страной Британского Содружества, имеющей отдельного, а не британского дипломатического представителя в Соединенных Штатах. В экономике правительство не добилось видимых успехов, придерживаясь консервативного подхода. Налогообложение удерживалось как можно ниже, а бюджет был сбалансирован, чтобы избежать заимствований. Ирландская валюта оставалась привязанной к британской валюте, что привело к завышению курса ирландского фунта. Свободная торговля защищалась, но на некоторые товары были введены умеренные тарифы. Правительство решило сосредоточиться на развитии сельского хозяйства, при этом мало чем помогая промышленному сектору. Был введен более строгий контроль качества и принят «Закон о земле», чтобы помочь фермерам выкупать свои фермы. Для стимулирования роста были созданы «Ирландская сахарная компания» и «Сельскохозяйственная кредитная корпорация». Однако мировая экономическая депрессия серьезно ударила по экономике. Потеря промышленно развитого северо-востока Ирландии оказала негативное влияние на страну в целом. Особенной проблемой была необходимость демобилизации из армии бывших участников войны за независимость при отсутствии должного количества рабочих мест, что в 1924 г. привело к конфликту с армией и расколу в правительстве. Его деятельность в области образования и развития национальной культуры расценивались впоследствии как чрезмерно националистические. При поддержке католической церкви правящий кабинет проводил политику, направленную на культурную изоляцию страны; считалось, что все иностранное оказывает антицерковное и разлагающее влияние на население. Введенная в 1929 г. цензура проводила репрессивную политику, и творчество многих известных писателей современности было закрыто для ирландского читателя. В 1932 г. должны были состояться новые выборы в парламент, правительство неожиданно перенесло их с конца года на февраль. Идущая под социальными и реформистскими лозунгами «Фианна Файл» одержала победу и «Куманн на нГаэдхал» была вынуждена уйти в оппозицию.
Последующие годы
В 1933 г. «Куманн на нГаэдхал», Национальная центральная партия и так называемые «синие рубашки» объединили свои усилия, чтобы сформировать новую партию «Фине Гэл». Он стал ее первым лидером и оставался таковым до своего уход из политики в 1944 г. Однако в этот период партии ни разу не удавалось победить на всеобщих выборах. После его смерти в родном городе 16 ноября 1965 года были организованы государственных похороны, на которых присутствовали весь кабинет, руководители всех политических партий и Имон де Валера как президент Ирландии. В октябре 2014 г. его могила была разграблена, обломана вершина кельтского креста на надгробии. Этот акт вандализма повторился в марте 2016 г.
Семья
В 1919 г. женился на Луизе Фланаган. Их сын Лиам Косгрейв также был премьер-министром Ирландии в 1973—1977 гг.
1880
Ружена Курцова (чешское имя — Růžena Kurzová, урождённая — Гёмова, Hoehmová)
чешская пианистка и музыкальный педагог. Жена Вилема Курца. Родилась в городе Прага, Австро-Венгрия, ныне Чехия. Училась в Праге у Якоба Хольфельда, затем у своего будущего мужа. С 1898 г. вместе с мужем работала в Львовской консерватории, с 1917 г. профессор. В 1919—1928 гг. преподавала в Брно, в последнее десятилетие жизни — в Праге. Ближайшая сотрудница и помощница Вилема Курца, Курцова расширила и дополнила в 1930 г. его книгу «Последовательность при обучении фортепианной игре» (чешское название — Postup při vyučování hře klavíru). Как педагог внесла значительный вклад в творческое формирование Рудольфа Фиркушного и Гидеона Клейна. Умерла в родном городе 20 декабря 1938 года.
1882
Самуил Яковлевич Айзикович
русский и советский архитектор, гражданский инженер, специалист по проектированию жилых зданий. Родился в городе Вильна, Виленская губерния, Российская империя, в семье Янкеля Шмуэлевича и Хаи Шаевны (Гиршевны) Айзиковичей, уроженцев Лиды. В 1910 году окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. С 1912 года жил и работал в Москве. Участвовал в ряде конкурсов. Конкурсный проект «коммунального дома» (1925, архитекторы С.Я.Айзикович и Г.Я.Вольфензон) для кооперативного товарищества «1-е Замоскворечье» положил начало посёлку Шаболовка. Проект дома-коммуны для 750—800 человек Г.Вольфензона, Е.Волкова и С.Айзиковича (впоследствии осуществлён в натуре на Хавско-Шаболовском проезде в Москве) в 1926 году получил первую премию на конкурсе Моссовета. В построенной по проекту С.Я.Айзиковича усадьбе (1915—1917) в 1930-х—1953 годах располагалась дача Л.П.Берии. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 27 ноября 1963 года.
Семья
Жена (1910) — Сара Максимовна Тобоцкая (из Кернова), сын Павел (1911).
Основные работы: Жилой дом, кинотеатр и школа (1910—1912, Вильнюс); Сборные щитовые дома (1915—1917, Москва); Усадьба П.В.Цигеля в Сокольниках (1915—1917, Москва, Пятый Лучевой просек, 14); Реконструкция здания ВСНХ (1919—1924, Москва); Жилой дом-коммуна (1925—1926, Москва, Скатертный переулок, 2); Типовые жилые дома (1924—1930, Москва); Проект Центрального телеграфа (1925, Москва), совместно с Г.Я.Вольфензоном, Е.Е.Волковым; Дом-коммуна в Хавско-Шаболовском проезде (1927—1928, Москва), совместно с Г.Я.Вольфензоном, Е.Е.Волковым; Жилые дома на Камер-Коллежском вале (1927—1929, Москва).
Литература: Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года. Биографический словарь / Крашенинников А.Ф. — Москва: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева, 2007. — Том I «А». — Страница 66. — 288 страниц. — 2000 экземпляров.

1882
Томас Дёссинг (датское имя — Thomas Døssing)
датский библиотекарь. Родился в деревне Хинге, коммуна Силькеборг, область Центральная Ютландия, Дания. С 1908 г. работал помощником библиотекаря в Орхусе, затем с 1912 г. библиотекарем в Государственной библиотеке Дании в Копенгагене, в 1920—1942 гг. её директор. Соредактор индекса датской периодики (Dansk Tidsskrift-Index) с 1915 г. В 1916—1918 гг. редактировал ежегодник Bogvennen («Друзья книги»). Считается создателем современной датской концепции публичной библиотеки, предназначенной для личного саморазвития любого человека независимо от социальной принадлежности. В декабре 1942 г. был уволен с занимаемой должности и провёл некоторое время под арестом. Затем сотрудничал с Движением Сопротивления. В 1944—1945 гг. был представителем его руководящего органа, Совета свободы, в Москве, затем короткое время представлял там же первое послевоенное датское правительство Вильхельма Бюля; согласно опубликованным уже в XXI веке данным, работал в этом качестве скорее на Советский Союз, чем на Данию. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 18 апреля 1947 года. Имя Дёссинга носит присуждаемая с 1983 года премия датского Союза библиотекарей; её получили, в частности, режиссёр Эрик Клаусен и Национальная ассоциация геев и лесбиянок Дании.
Литература: Jørgen Laustsen. Den illoyale gesandt. — København: Lindardt og Ringhof, 2004. — ISBN 87-595-2244-5
1882
Владимир Николаевич Дроздов
pycский пианист и композитор. Родился в Саратове. Брат A.H.Дроздова. Oкончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1904) по классу фортепиано A.H.Eсиповой. Cовершенствовался y T.Лешетицкого в Bене. B 1905-1917 концертировал в Санкт-Петербурге, Mоскве и других городах Pоссии, a также в Германии. B 1907-1917 преподавал фортепианную игру в Санкт-Петербургской консерватории (c 1914 профессор). B 1918-1923 преподавал и концертировал в городах Украины, в Петрограде и Mоскве, затем в Крыму и на Кавказе. C 1923 жил за границей, занимаясь концертной и педагогической деятельностью. Как пианист продолжал развивать традиции Eсиповой и Лешетицкого. Игра Дроздова отличалась артистической виртуозностью (особенно в мелкой технике), изяществом в лепке формы. B основе его репертуара - P.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Mендельсон, Ф.Лист, П.И.Чайковский, C.B.Pахманинов, H.К.Mетнер. Как композитор дебютировал в 1903. Mногие фортепианные произведения Дроздова были изданы. Aвтор 3 сонат (в том числе Соната-элегия), Фантазии на темы «Cказания o невидимом граде Китеже…» памяти H.A.Pимского-Корсакова, 8 пьес «Из Пушкина», Cкерцо-вальса и другое. Умер в Hью-Йорк 10 марта 1960 года.
1882
Джозеф Клайч (Joseph Kleitsch)
американский художник-импрессионист венгерского происхождения; представитель калифорнийской школы импрессионизма. Родился 6 в местечке Sânmihaiu Român провинции Банат, Австро- Венгрия (ныне территория Румынии). Начал рисовать в возрасте семи лет. Художественное образование получал в Будапеште, Мюнхене и Париже. Затем в 1901 году эмигрировал в Соединенные Штаты; создал свою студию в Цинциннати, в 1906—1907 годах жил в Денвере. Некоторое время жил в Мехико, затем в 1920 году переехал в Калифорнию, где его захватила местная природа и ландшафты. Позже переехал в Лагуна-Бич. Здесь стал членом местной художественной колонии. Артур Миллер из Los Angeles Times называл художника «прирожденным колористом». В 1925 году Клайч посетил Европу для более предметного изучения работ европейских живописцев. Посетил Францию и Испанию, где писал портреты и пейзажи. В ноябре 1927 года вернулся в США и продолжал писать в Лагуна-Бич вплоть до своей безвременной кончины. Умер Джозеф Клайч в городе Санта-Ана, штат Калифорния, США, от сердечного приступа 16 ноября 1931 года. Был женат с 1914 года на Edna Gregatis из Чикаго, у них был единственный ребенок — Евгений. Через год после его смерти жена открыла в Лагуна-Бич галерею его имени — Joseph Kleitsch Fine Arts Gallery.
Некоторые работы

Портрет Рут Реник
Chicago River

Laguna Shore Line
[560x700]
1882
Рудольф Вальтер Ладенбург (немецкое имя — Rudolf Walter Ladenburg)
немецкий физик. Родился в Киле, Германия. Окончил Мюнхенский университет (1906). В 1906 — 1924 работал в университете в Бреслау (с 1909 — профессор), 1924—1931 — руководитель отдела Института физической химии и электрохимии (Берлин —Далем), в 1931—1950 — профессор Принстонского университета. Исследования посвящены спектроскопии, аномальной дисперсии в газах, теории излучения, электрическим разрядам в газах, ядерной физике, вязкости, газодинамике. Первый построил (1921) квантовую теорию дисперсии, в которой показал возможность существования наряду с отрицательным поглощением отрицательной дисперсии. Экспериментально открыл (1928) отрицательную дисперсию, что явилось косвенным доказательством существования индуцированного излучения, сформулировал условие обнаружения индуцированного излучения, указав, что для этого необходимо специальное избирательное возбуждение. Умер в Принстоне (штат Нью-Джерси, США) 6 апреля 1952 года.