1869
Принц Александр Петрович Риза-Кули Мирза Каджар
российский военный деятель, комендант Екатеринбурга (1918), полковник. Александр Петрович Риза-Кули Мирза Каджар родился года в Санкт-Петербургской губернии. Происходит из известного азербайджанского рода Каджаров. Согласно послужному списку «сын персидского принца, уроженец Санкт-Петербургской губернии. Вероисповедания православного». Отец, Риза Кули Мирза Каджар, третий сын принца Бахман Мирзы, флигель-адъютант, штабс-ротмистр, командир 4-го взвода (мусульман) лейб-гвардии Кавказского эскадрона Собственного Его Императорского Величества конвоя, генерал-майор c 1883 года. Мать, Александра Туган-Мирза Барановская, происходила из старинного дворянского литовско-татарского рода мусульманского вероисповедания. Незадолго до рождения сына приняла православие. Александр Петрович Риза-Кули Мирза приходился кузеном Ахмеду Мирзе — последнему Шаху Персии из династии Каджаров. Общее образование получил в Рижском реальном училище.
Военная карьера
В службу вступил в октябре 1888 года рядовым на правах вольноопределяющегося в 13-й резервный пехотный кадровый батальон. В августе 1890 года командирован был в Виленское пехотное юнкерское училище. По окончании училища по 2-му разряду в августе 1893 года произведён в подпрапорщики и направлен в 177-й пехотный Изборский полк. 6 апреля 1895 года произведён был в подпоручики. В июле 1898 года был зачислен кандидатом для перевода в Собственный Его Императорского Величества конвой. 27 апреля 1899 года произведён в поручики. 28 августа 1902 года был прикомандирован для испытания и перевода в дальнейшем в Собственный Его Императорского Величества конвой сверх комплекта, как не принадлежащий к числу природных казаков Кубанского или Терского войска. 15 ноября 1902 года зачислен прикомандированным к лейб-гвардии 2-й Кубанской казачьей сотне Собственного Его Императорского Величества конвоя. 28 апреля 1903 года произведён в штабс-ротмистры. 26 апреля переведён в лейб-гвардии 2-ю Кубанскую казачью сотню с переименованием в сотники. Александр Петрович успешно нёс службу в Конвое. 19 декабря 1906 года был удостоен ордена Святого Станислава III степени. Жил он в Петербурге на Шпалерной улице, в доме № 28. 22 апреля 1907 года произведён в подъесаулы. В эти годы принц имел приватную переписку с младшим братом Николая II Великим Князем Михаилом Александровичем. В сентябре 1914 года Александр Петрович был произведён в есаулы с оставлением в Конвое сверх комплекта (штата). К этому времени был пожалован несколькими орденами и медалями. С началом Первой мировой войны характер службы резко изменился. Конвой сопровождал Николая II в поездках по стране и на фронт, охранял Ставку Верховного главнокомандующего. Был награждён орденом Святого Георгия IV степени. В начале 1917 года в Военно-походную Канцелярию Его Величества поступила памятная записка, в которой было приведено обоснование возможной монополии России на мировом рынке такого стратегически важного металла, как платина. Для этого предлагалось образовать Акционерное Общество «Уральские Золотоплатиновые Недра» с огромным по тем временам уставным капиталом в 12,5 млн рублей. Авторы записки обращались к Николаю II с просьбой разрешить А.П.Риза-Кули Мирзе подписать проектируемый Устав Общества в качестве учредителя. Видимо, они понимали, что, имея учредителем человека, близкого Августейшей Фамилии, можно браться за решение любых проблем планетарного масштаба. Но было слишком поздно: Император отрёкся от престола. В феврале — марте 1917 года есаул Риза-Кули Мирза находился в Царском Селе, где вместе с лейб-гвардии 2-й Кубанской и лейб-гвардии 3-й Терской казачьими сотнями Конвоя нёс службу по охране проживавшей в то время в Александровском дворце императрицы Александры Федоровны с её детьми. 19 мая 1917 года он был переименован из есаулов в полковники и переведён в резерв чинов штаба Петроградского военного округа. Известно, что с огромным риском для жизни он пробрался в Екатеринбург во время заключения там Царской Семьи. К нему скрытно приходил знавший его лично камердинер царя Т.И.Чемодуров и рассказывал об обстановке в доме инженера Ипатьева. Им не удалось освободить узников, и в ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья была расстреляна. Когда Белая Армия освободила Екатеринбург, полковник Риза-Кули-Мирза приказом начальника гарнизона генерал-майора Голицына был в августе назначен комендантом Екатеринбурга, а в сентябре был назначен помощником начальника гарнизона по военной части. В дальнейшем вместе с другими участниками Белого Движения перебрался в США и жил в Сиэтле. Вплоть до 1941 года публиковал свои воспоминания в газете «Новое русское слово» в Нью-Йорке. В них принц рассказывал обо всём самом интересном, что произошло за 15 лет его службы в Собственном Его Императорского Величества Конвое.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1906); Орден Святой Анны III степени (1910); Орден Святого Станислава II степени (1913); Орден Святой Анны II степени (1915).
1869
Николай Парменович Маркович
глуховский уездный предводитель дворянства, член IV Государственной думы от Черниговской губернии. Православный. Из потомственных дворян Черниговской губернии. Землевладелец Черниговской, Курской и Орловской губерний (1470 десятин). Высшее образование получил в Харьковском университете по юридическому факультету, который окончил в 1894 году с дипломом I степени. По окончании университета посвятил себя общественной деятельности. Избирался почетным мировым судьей по Глуховскому уезду (с 1894), гласным Глуховского уездного и Черниговского губернского земских собраний. В 1899 году был назначен земским начальником 4-го участка Глуховского уезда, в каковой должности находился до 1906 года, когда был избран Глуховским уездным предводителем дворянства. В последней должности оставался до революции 1917 года. Кроме того, состоял председательствующим директором Глуховского тюремного комитета (с 1899), членом губернской земской ревизионной комиссии (с 1901) и членом от земства в правительственной оценочной комиссии (с 1904). Дослужился до чина надворного советника (1906), состоял в придворном звании камер-юнкера. Из наград имел ордена Святой Анны III и III степеней, Святого Станислава II степени, а также медали в память царствования Александра III и 300-летия царствования дома Романовых. В 1912 году был избран членом Государственной думы от Черниговской губернии. Входил во фракцию центра, а с 1915 — и в Прогрессивный блок. Состоя членом комиссий: по запросам, по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по местному самоуправлению, по направлению законодательных предположений и земельной. В Первую мировую войну состоял уполномоченным Главного комитета Всероссийского земского и городского союзов по снабжению армии в Южном районе (1916). Судьба после 1917 года неизвестна. Был женат, имел двоих сыновей.
Источники: 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1913; Список лиц, служащих по ведомству Министерства внутренних дел 1914 года (исправлен по 1 января). Часть II. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 785; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008.
1870
Жак-Виктор-Морис Рушуз (французское имя — Jacques-Victor-Marius Rouchouse)
католический прелат, первый епископ Чэнду с 11 апреля 1946 года по 20 декабря 1948 год, миссионер, член миссионерской организации «Парижское общество заграничных миссий». Родился в городе Сент-Этьен, департамент Луара, Франция. В 1890 году вступил в миссионерскую организацию «Парижское общество заграничных миссий». 30 июня 1895 года был рукоположён в священника, после чего отправился на миссию в Китай. 28 января 1916 года Римский папа Бенедикт XV назначил Жака-Виктора-Мориса Рушуза апостольским викарием Северо-Западного Сычуаня и титулярным епископом Эгеи. 1 октября 1916 года состоялось рукоположение Жака-Виктора-Мориса Рушуза в епископа, которое совершил генеральный супериор Парижского общества заграничных миссий титулярный архиепископ Марцианополиса Жан-Батист-Мари Буде-де-Гебриа в сослужении с апостольским викарием Восточного Сычуаня и титулярный епископ Даузары Селестеном-Феликсом-Жозе Шувайоном. 4 апреля 1946 года Римский папа Пий XII преобразовал апостольский викариат Чэнду в епархию Чэнду и Жак-Виктор-Морис Heiep стал её первым епископом. Скончался в городе Чэнду, провинция Сычуань, Китайская Республика, 20 декабря 1948 года.
1870
Владимир Георгиевич Шапошников
советский инженер-технолог, химик-органик, академик Академии Наук Украинской ССР (1922). Родился в городе Вольске, ныне Саратовской области. Окончил Санкт-Петербургский технологический институт (1893). Успешно окончил курс в Санкт-Петербургском технологическом институте в 1893 году, после чего служил на частных мануфактурах в городе Иваново-Вознесенске. В 1895 году переехал в столицу Российской империи, где занял должность лаборанта при красильной лаборатории в альма-матер. В 1896—1897 гг. Шапошников находился в командировке за рубежом для подготовки к профессуре. В 1898 году был приглашен профессором в киевский политехнический институт, на кафедру химической технологии, по отделу красящих и волокнистых веществ. Работал в Санкт-Петербургском технологическом институте (до 1900 г.), затем – профессор Киевского технологического института (1900–1922) и Киевского института народного хозяйства (1913–1934). С осени 1919 года - профессор политеха в Екатеринодаре. В 1921 году В.Г.Шапошников становится академиком Украинская Академия Наук. В 1928 году учёный возглавил лабораторию в Киевском институте народного хозяйства (ныне Киевский национальный экономический университет). Главные научные труды учёного касаются технологии природных волокон и химии красителей. Шапошников также предложил номенклатуру азокрасителей и, согласно БСЭ, разработал новый способ получения азофенинов. Помимо этого, Шапошников - один из авторов ЭСБЕ. Предложил номенклатуру азокрасителей. Разработал новый способ получения азофенинов. Изучал вопросы цветности, старения и таутомерии красителей, строение азиновых и азониевых красителей (1904); предложил рациональную номенклатуру азокрасителей. Описал новый способ получения азофенинов, новые красители ряда тионинов, конденсацию хинондихлордииминов с аминами; подробно исследовал влажность русских льнов и хлопка. Умер в Киеве 3 октября 1952 года. Погребён в Киеве на Лукьяновском кладбище.
Сочинения: Исследования из области азиновых и азониевых красящих веществ, Киев. 1904; Стандарты азокрасителей, Москва, 1935; Химическая технология волокнистых и красящих веществ, тома 1—2, 3-е издание, Москва—Ленинград, 1938—1939; тома 2, 4 изданы под названием: Органические красящие вещества, Киев. 1955; Исследования влажности волокнистых веществ, "Известия Киевского ордена Ленина политехнического института", 1952, том 11. Статьи В.Г.Шапошникова в «ЭСБЕ»: «О бучении хлопчатобумажных тканей в котлах Матер-Платта»; «О классификации красящих веществ»; «О роли щавелевой кислоты при вытравках по индиго»; «Об азозиниевых хромогенах и их производных»; «Об анализе анилинового масла по объемному способу путем бромирования»; «О новых голубых красящих веществах ряда тионинов»; «О новом способе получении азофенина»; «О конденсациях хинондихлординиминов с аминами»; «О сухих поглотительных трубках для органического анализа»; «О поглощении пигментов мерсеризованным хлопчатобумажным волокном»; «Опыт рациональной номенклатуры в рядах азиновых и азозиниевых красящих веществ»; «Мюльгаузенская химическая школа»; «Техническое и профессиональное образование в Швейцарии»; «К вопросу о высшем химико-техническом образовании в России»; «О преподавании химии»; «Программа для практических занятий по красильной технологии на мануфактурах и в лаборатории» (Киев).
[465x700]
1871
Оскар Адольф Вистинг (норвежское имя — Oscar Adolf Wisting)
норвежский полярный исследователь, спутник Амундсена в экспедициях к Южному полюсу, по Северо-Восточному проходу. Первый человек (совместно с Амундсеном), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Оскар Вистинг родился в Ларвике, Норвегия. До 1909 года работал морским стрелком в Норвежском флоте. В 1909 году попросил Руаля Амундсена взять его в экспедицию к Северному полюсу, однако Амундсен поменял свой план, отправившись к Южному. Во Фрамхейме Вистинг в основном занимался палатками, снаряжением и различными швейными делами. «Не было такой вещи в портняжном ремесле, с которой не справился бы Вистинг», — пишет Амундсен. Кроме того, Вистинг занимался покраской палаток, а во время похода к полюсу вместе с Амундсеном, Хансеном, Бьоланном и Хасселем исполнял обязанности ветеринара и нередко кока. Перед тем как покинуть барьер, Вистинг воткнул в снег свою сломанную лыжу. После возвращения к барьеру, когда экспедиция не могла сориентироваться и найти склад, Хансен заметил лыжу Вистинга, что позволило участникам благополучно перебраться на барьер. В 1918—1925 годах Вистинг принимал участие в плавании Северо-Восточным проходом на судне «Мод», где исполнял функции врача и оказал Амундсену помощь при переломе руки. Вистинг был одним из лучших друзей Руаля Амундсена и испытанным товарищем. Он не отвернулся от него даже в тяжёлые для последнего времена в 1924 году, когда, казалось, всё обернулось против Амундсена. В благодарность Амундсен взял Вистинга в трансатлантический полёт с Линкольном Эллсвортом, чтобы тот разделил славу первого человека, побывавшего на обоих полюсах. Амундсен так описыает это: «Пятнадцать лет спустя, когда щедрость Эллсворта предоставила мне возможность осуществить и другую мечту моей жизни, а именно перелететь через Северный Ледовитый океан над Северным полюсом из Европы в Америку, мне доставила величайшее счастье возможность спросить у одного из тех четырёх смелых норвежцев, сопровождавших меня на Южный полюс, не согласен ли он и теперь мне сопутствовать. Этот человек был Оскар Вистинг. Если бы я завидовал другим в оказанных им почестях, если бы я был эгоистом, то сегодня имел бы неоспоримую честь быть единственным в мире человеком, побывавшим на обоих полюсах. Но для меня такое отличие представляло гораздо меньшую ценность, чем возможность устроить так, чтобы мой храбрый товарищ и верный друг Вистинг разделил со мною честь побывать первым на обоих полюсах». На дирижабле «Норвегия» Вистинг стоял у руля высоты. Позднее, в 1930 году, Вистинг издал книгу «16 лет с Руалем Амундсеном» (норвежское название — 16 aar med Roald Amundsen). В 1936 году Вистингу было предложено стать директором музея «Фрама». Вистинг согласился и стоял на борту «Фрама» при его установке, направляя ход работ. Как пишет Геннадий Фиш: «И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало… Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля 5 декабря 1936 года…» В честь Вистинга названа гора в Антарктиде.
1871
Моисей Власиевич Шамбон
преподаватель французского языка, педагог, коллежский советник, фотограф-любитель. Автор уникальных исторических фотографий Чернигова периода 1913—1918 годов. Моисей Власиевич Шамбон родился коммуне Тьер, департамент Пюи-де-Дом, Франция. Получил диплом бакалавра наук и звание учителя французского языка. В начале XX века переехал в Российскую империю. В период с 1903 по 1913 год Шамбон работал учителем французского языка в 8-й мужской гимназии, частной гимназии и реальном училище Гуревича в Санкт-Петербурге и занимался репетиторством у градоначальника столицы Российской империи. В 1909 году получил звание надворного советника, с 1912 года — коллежский советник. Из-за негативного влияния климата Петербурга семья Шамбонов, по совету друзей (семья Васеров), летом 1913 года переехала в Чернигов. С сентября 1913 года Шамбон начал работать в Черниговском реальном училище преподавателем французского языка. Семья Шамбонов жила сначала на Пятницкой улице, в доме № 71, впоследствии — на Сретенской улице. По данным рекламных объявлений тогдашней местной прессы, известно, что Шамбон давал у себя дома платные уроки французского языка. В свободное от работы и домашних дел время Шамбон занимался любимым хобби — фотографированием. Семья Шамбонов вследствие революционных изменений на территории Российской империи и из-за установления новой большевистской власти вынуждена была переехать во Францию, что и было сделано при содействии французского консульства в январе 1921 года (из Одессы в Константинополь на военном корабле «Suippe», из Константинополя в Марсель на теплоходе «Canada»). Данная поездка оказалась очень тяжёлой, поскольку из-за сложностей в дороге пришлось оставить практически всё имущество и ценные вещи. Во Францию удалось привезти только документы, деньги и семейный фотоальбом (более 200 фотографий). В Париже Шамбон в 1923 году преподавал французский язык в Русском народном университете, впоследствии, работал в Министерстве финансов Франции. Умер Шамбон в коммуне Пантин, департамент Сен-Сен-Дени, Франция, 11 марта 1945 года, похоронен в коммуне Пантин. Семья Шамбона: жена — Рашель-Жозефина, дети — Мадлен, Ирен, Симона и Рене (последняя, родилась в Чернигове).
Работы
Николаевская церковь в Чернигове (начало XX в.)

Катерининская церковь в Чернигове (1917)
[527x700]
1872
Александра Фёдоровна (урождённая - принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская)
супруга Николая II (c 1894 года). Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. Родилась в городе Дармштадте (Германия) в 1872 году. Была крещена 1 июля 1872 года по лютеранскому обряду. Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток. Крестными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа фон Гессен-Кассель, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская. В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От неё умерли мать Алисы и ее младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»). В июне 1884 года, 12-и лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии — Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем. Вторично она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича. Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича Николая Александровича. 1 марта 1892 года умер отец Алисы — герцог Людвиг IV. В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых. Позиция императора Александра и его супруги изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора; 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Следующие месяцы Алиса изучала основы православия под руководством придворного протопресвитера Иоанна Янышева и русский язык — с учительницей Е.А.Шнейдер. 22 октября 1894 года она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьей до дня смерти императора Александра III — 1 ноября. 2 ноября 1894 года там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна). 26 ноября 1894 года (в день рождения императрицы Марии Фёдоровны, что позволяло отступление от траура) в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. После бракосочетания был отслужен благодарственный молебен членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым); при пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел. Великий князь Александр Михайлович в эмигрантских воспоминаниях писал о их первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов». Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя. Семья большую часть времени жила в Александровском дворце в Царском селе. В 1896 году Александра вместе с Николаем ездила в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку. А в августе 1896 года они совершили поездку в Вену, а в сентябре-октябре — в Германию, Данию, Англию и Францию. В последующие годы императрица родила четырёх дочерей: Ольгу (15 ноября 1895 года), Татьяну (10 июня 1897 года), Марию (26 июня 1899 года) и Анастасию (18 июня 1901 года). 12 августа 1904 года в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын — цесаревич Алексей Николаевич. Александра Федоровна была носительницей гена гемофилии, цесаревич родился гемофиликом. В 1897 и 1899 годах семья ездила на родину Александры Фёдоровны в Дармштадт. В эти годы в Дармштадте был построена православная церковь Марии Магдалины, действующая и в настоящее время. 30 июля – 2 августа 1903 года императрица участвовала в торжествах прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского в Саровской пустыни. Для развлечения Александра Фёдоровна играла на фортепиано вместе с профессором Санкт-Петербургской консерватории Р.В.Кюндингером. Императрица также брала уроки пения у профессора консерватории Н.А.Ирецкой. Иногда пела дуэтом с кем-то из придворных дам: Анной Вырубовой, Эммой Фредерикс (дочь В.Б.Фредерикса) или Марией Штакельберг. В 1915 году в разгар Первой Мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В.И.Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер. Во время Февральской революции Александра Фёдоровна была заключена под домашний арест в Александровском дворце.Вместе с ней осталась Ю.А.Ден, которая помогала ей ухаживать за великими княжнами и А.А.Вырубовой. В начале августа 1917 года царская семья была по решению Временного правительства выслана в Тобольск. В апреле 1918 года они по решению большевиков были перевезены в Екатеринбург. Александра Фёдоровна была расстреляна вместе со всей семьёй и приближенными в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. В её честь названо село к северо-западу от Оренбурга, основанное в 1895 г. Императрица Александра была шефом полков: лейб-гвардии Уланского Имени Её Величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных — Прусского 2-го гвардейского драгунского полка. Также императрица занималась благотворительной деятельностью. К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие. Граф С.Ю.Витте, бывший Председателем Совета министров Российской империи (1905—1906) писал, что Николай II: «женился на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки, что было не трудно при его безвольности. Таким образом, императрица не только не уравновесила его недостатки, но напротив того в значительной степени их усугубила, и её ненормальность начала отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга. Вследствие такого положения вещей с первых же годов царствования императора Николая II начались шатания то в одну, то в другую сторону и проявления различных авантюр. В общем же направление было не в смысле прогресса, а в сторону регресса; не в сторону начал царствования императора Александра II, а в сторону начал царствования императора Александра III, начал выдвинутых убийством императора Александра II и смутою, от которых император Александр III сам в последние годы начал постепенно отходить.» Генерал А.А.Мосолов, бывший с 1900 по 1916 год начальником канцелярии Министерства императорского двора, в своих воспоминаниях свидетельствовал, что императрице не удалось стать популярною в своём новом отечестве, причём с самого начала тон этой неприязни задала её свекровь императрица Мария Фёдоровна, ненавидевшая немцев; против неё, по его свидетельству, была также настроена влиятельная великая княгиня Мария Павловна, что, в конечном итоге, привело к отвращению общества от трона. Сенатор В.И.Гурко, рассуждая о истоках «взаимной, с годами всё возраставшей между обществом и царицей отчужденности» писал в эмиграции: «Отчуждению царицы от Санкт-Петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность ее обращения и отсутствие у нее внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение это препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про ее холодность и неприступность.» Камер-юнгфера императрицы М.Ф.Занотти показывала следователю А.Н.Соколову: «С государыней я прожила всю мою жизнь. Я её хорошо знаю, люблю. Мне кажется, что государыня в последнее время была больна… Государыня была больна, как мне кажется, истерией. <…> Может быть, у неё была какая-либо женская болезнь. Что-то такое у нее было в этом отношении. <…> Она была в последние годы нетерпимой к чужому мнению, которое было несогласно с её мнением. Таких мнений, которые были не согласны с её взглядами, она не выносила. Ей было очень неприятно слушать такие мнения… Вообще я скажу, что в последние годы свое „я“ она чувствовала непогрешимым, обязательным для всех. Кто не согласны были с её „я“, должны были удаляться от неё. <…> На все вещи она мало-помалу стала смотреть именно с точки зрения религиозной. Только так она и смотрела на всё: грех или не грех. Она не рассматривала вопроса с точки зрения жизненной, а исключительно с точки зрения религиозной…» Отзыв о императрице балерины М.Ф.Кшесинской, бывшей любовницей цесаревича Николая в 1892—1894 годах, в её эмигрантских мемуарах: «Мнения могут расходиться на счёт роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга.»
[700x334]
Письма, дневники, документы, фотографии: Августейшие сестры милосердия. / Составитель Н.К.Зверева. — Москва: Вече, 2006. — 464 страниц. — ISBN 5-9533-1529-5. (Отрывки из дневников и писем царицы и её дочерей во время I мировой войны); Альбом фотографий Императрицы Александры Федоровны, 1895—1911 гг. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах.. — Москва: Студия ТРИТЭ: Российский Архив, 1992. — Тома I-II; Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. / Составитель монахиня Нектария (Мак Лиз). — Москва: Братство Преподобного Германа Аляскинского, ИД Русский Паломник, Валаамское Общество Америки, 2005. — 656 страниц. — ISBN 5-98644-001-3; Отчеты о приходе и расходе денеж. сумм, поступивших в распоряжение Её Величества Г.И.Александры Федоровны на нужды войны с Японией за 1904—1909 гг.; Отчет о деятельности Склада Её Величества в Санкт-Петербурге за все время его существования, с 1 февраля 1904 г. по 3 мая 1906 г.; Отчет о деятельности Центрального Склада Её Величества в городе Харбине.; Письма императрицы Александры Фёдоровны к императору Николаю II. — Берлин: Слово, 1922. (На русском и английском языках).; Платонов О.А. Терновый венец России: Николай II в секретной переписке. — Москва: Родник, 1996. — 800 страниц. (Переписка Николая II и его супруги).; Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февраль 1917 г. — 16 июля 1918 г. / Составитель, редакция, предисловия, введение и комментарии В.А.Козлова и В.М.Хрусталева — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. — 341 страницы. — (Архив новейшей истории России. Публикации. Выпуск 1 / Федеральная архивная служба России, ГАРФ); Цесаревич: Документы, воспоминания, фотографии. — Москва: Вагриус, 1998. — 190 страниц: иллюстрации. Воспоминания: Гурко В.И. Царь и царица. — Paris, 1927. (И другие издания); Ден Ю.А. Подлинная царица: Воспоминания близкой подруги императрицы Александры Фёдоровны. — Санкт-Петербург: Царское Дело, 1999. — 241 страницы; Жильяр П. Император Николай II и его семья. — Вена: «Русь», 1921. (Репринт: Москва: НПО «МАДА», 1991.); Жильяр П. Трагическая судьба русской императорской фамилии. — Таллин: Александра, 1991. — 96 страниц, иллюстрации; Жильяр П. При дворе Николая 2: Воспоминания наставника цесаревича Алексея: [5—1918] = Thirteen Years at the Russian Court. — Москва: Центрополиграф, 2006. — 219 страниц: иллюстрации; Мельник-Боткина Т.Е. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. — Москва: «Анкор», 1993. — ISBN 5-85664-002-0-2; Павлов С.П. Мои воспоминания о царской семье; Царские дети: Сборник. / Составитель Н.К.Бонецкая. — Москва: Сретенский монастырь, 2004. — 448 страниц. — ISBN 5-7533-0268-8. (Воспоминания о жизни последних Романовых М.К.Дитерихса, А.А.Мосолова и других). Работы историков и публицистов: Зимин И.В. Последняя российская императрица Александра Фёдоровна. // Вопросы истории. 2004. № 6. — Страницы 112—120; Крылов-Толстикович А.Н. Последняя императрица. Санни-Аликс-Александра. — Москва : Рипол Классик, 2006. — 343 страницы, иллюстрации. — ISBN 5-7905-4300-6; Мэсси Роберт Николай и Александра. — Москва: «Захаров», 2006. — 640 страниц. — ISBN 5-8159-0630-1
[434x700]
1872
Антони Болеслав Добровольский (польское имя — Antoni Bolesław Dobrowolski)
польский педагог, геофизик, полярный исследователь, профессор (1927), член Польской Академии Наук (1954). Родился в Лодзинском воеводстве. В 1917—1922 школьный инспектор, затем начальник отдела учебных программ Министерства просвещения, в 1927—1939 профессор педагогики Свободного радиоуниверситета (частной высшей школы), с 1946 — Варшавского университета. Добровольский в 1920-х гг. критиковал начальную школу за низкий уровень подготовки учащихся и гимназию за её недоступность детям из семей с низкими доходами. Преодоление экономической отсталости страны связывал с проведением реформы системы народного образования. В начале 1930-х гг. разработал проект такой реформы. Предложил создать 10-летние общеобразовательные школы («всеобщие гимназии», обеспечивавшие детям «минимум просвещения», необходимого для дальнейшего образования и самообразования), объединённые с детскими садами и бесплатными интернатами для детей из малоимущих семей.
[700x350]
На базе таких гимназий 2-летний лицей мог бы готовить учащихся к поступлению в вузы, профшколы, высшей профшколы и «школы исследователей» академического типа для особо одарённой молодёжи. Каждый выпускник 10-летней школы должен был углублять свои знания в 2-летних кружках по самообразованию, а на уровне высшего образования совершенствоваться в особых институтах, задуманных как вузы для взрослых. Для приобретения учениками практических умений Добровольский рекомендовал организовать школьные хозяйства и производственные мастерские. Проект Добровольского не был осуществлён. Его идеи способствовали перестройке школы в Польше после 1945. умер в Варшаве 27 апреля 1954 года.
Сочинения: Moj zyciorys naukowy, Wrocfaw, 1958; Pisma pedagogiczne, t. 1 — 3, Warsz., 1958—1964.
Литература: Chmaj L., Pra. dy i kierunki w pedagogice XX wieku, [Warsz., 1963]; M i a, — s o J. (red.), Historia wychowania: wiek XX, Warsz., 1980. А
1872
Амбарцум Серафимович Кечек (армянское имя — Համբարձում Սերաֆիմի Քեչեկ)
российский врач и учёный, доктор медицинских наук, профессор. Родился в Нахичевани-на-Дону, в семье ремесленника (серебряных дел мастера). Первоначальное образование получил в городском училище и в Нахичеванской армянской духовной семинарии. В 1890 поступает в 7-й класс городской гимназии в Ростове-на-Дону, которую окончил в 1892 г. и сразу же по конкурсу был принят в Военно-медицинскую академию, через два года перевёлся на третий курс медицинского факультета Московского университета, который окончил в 1897 г. Затем становится ординатором хирургического отделения Ростовской городской больницы, участковым врачом железнодорожной больницы. В 1900 переехал в Петербург, поступил экстерном в хирургическую клинику Военно-медицинской академии. Руководителем клиники в то время был профессор (впоследствии академик) Вельяминов. В клинике Кечек оставался с небольшим перерывом до апреля 1910 г. Там получил степень доктора медицины, защитив диссертацию на тему: «Лечение по данным академической клиники проф. Вельяминова». Два раза с научными целями выезжал за границу: в 1901 и в 1905 годах. Является одним из пионеров светолечения в хирургии.
Мемориальная доска установлена на доме 32 по улице Абовяна в Ереване, где в 1934-1948 годах жил Амбарцум Серафимович Кечек
Работая в клинике, увлекся урологией, был в загранкомандировках в Париже и Берлине. В 1910 переезжает в Нахичевань на должность главного врача и зав. хирургическим отделением. В годы Первой мировой войны Кечек привлекается к работе по организации хирургической помощи раненым солдатам и офицерам. Он организует в Ростове крупный лазарет и становится во главе ортопедического института и офицерского лазарета, одновременно занимается и педагогической деятельностью. В 1916 преподавал урологию в Варшавском университете. В 1919—1923 хирург-консультант Озургетской больницы (Грузия). В 1923 избран на должность завкафедрой хирургии медицинского факультета Ереванского университета. Наряду с работой по организации и становлению первой хирургической кафедры и клиники, Кечек принимает активное участие в жизни молодого университета, в частности, в организации новых кафедр, подборе и укомплектовании их профессорско-преподавательскими кадрами. Профессор С. Шариманян, один из его учеников, пишет: «Будучи прекрасным лектором и преподавателем, он пользовался большой любовью студенчества». Основоположник научной хирургии в Армении, организатор и заведующий (с 1925) первой хирургической кафедры и клиники медицинского факультета ЕГУ, основатель и долголетний руководитель медицинского общества Советской Армении. Принимал активное участие в организации Ереванского медицинского института. Один из основателей современной научной хирургии в Армении и Ереванского медицинского института. В 1940 г. по болезни ушёл с должности зав. кафедрой хирургии ЕрМИ, оставаясь её профессором-консультантом.
Был хорошо знаком с историей, литературой, знал древнеармянский, латинский, греческий, несколько европейских языков, интересовался физикой, математикой и астрономией. В 1931 в Ереване открыли станцию переливания крови, и он стал её первым директором. Умер в Ереване 3 сентября 1948 года.
Награды и премии: орден Трудового Красного Знамени (1945); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1935).
Сфера научной деятельности
Выработка методов светолечения туберкулезной волчанки, изучение многих вопросов урологии, хирургии. Он первым использовал лампу Финзена. Сочинения: Автор многочисленных научных публикаций; «Лѣченіе lupus vulgaris По способу профессора Finsen’a по данным свѣтолѣчебнаго отдѣленія академической хирургической клиники профессора Н.А.Вельяминова.» (Диссертація на степень доктора медицины А.С.Кечека-Кечекьянца. Санкт-Петербургъ, 1910.)
Источники: Айриян А.П. Армянские учёные-медики. - Ереван, 1998 - 276 страниц. ISBN 99930-1-001-7; Донская Армения. Выпуск 1. Ростов/Дон, 2007. ISBN 5 901377-18-4; Ерканян В.С. Армянская культура в 1800-1917 гг. / Перевод с армянского К.С.Худавердяна. Ереван, 1985.
[455x700]
1874
Константин Степанович Еремеев (литературный псевдоним - Гудок, Гудок-Еремеев и другие)
советский партийный и военный деятель, журналист. Член Коммунистической партии с 1896. Родился в Минске, в семье унтер-офицера, происходившего из крестьян деревни Вороново Олонецкой губернии). Детство и школьные годы прошли в Петрозаводске. В 1885 году закончил трёхклассное начальное училище. В 1893—1895 годах служил вольноопределяющиймся в пехотном полку в Вильно, был произведен в унтер-офицеры. В 1896 году вступил в социал-демократическую организацию в Вильно. В 1897 году был арестован, заключён в Варшавскую крепость, сослан в Уржум (1897), затем в Петрозаводск (1900—1901 гг.). В 1903 году присоединился к большевикам, был вновь арестован и сослан. В 1904 году бежал из ссылки и эмигрировал, в 1906 году вернулся в Россию. После возвращения вёл революционную работу, занимался литературной деятельностью, в 1910—1914 годах работал в редакции газет «Звезда» и «Правда», в 1915—1916 годах редактировал журнал «Вопросы Страхования». С 1915 года член Санкт-Петербургского комитета РСДРП. С 1916 года служил в комитете Всероссийского земского и городского союза (Земгор) в тылах 6-й армии Северного фронта. Руководил военной организацией Северобалтийского комитета РСДРП(б), вёл революционную пропаганду среди солдат.
В 1917 году
После Февральской революции 1917 года прибыл в Петроград, 4 марта назначен членом редколлегии «Правды», с отрядом рабочих и солдат захватил типографию газеты «Сельский Вестник», где с 5 марта начала печататься «Правда». 27 марта введён в Русское бюро ЦК РСДРП. Работал в редакциях «Правды» и «Солдатской Правды», был членом Военной организации при ПК и ЦК РСДРП(б). В июне участвовал во Всероссийской конференции фронтовых и тыловых военных организаций РСДРП(б). Во время захвата редакции «Правды» 5 июля отрядом Временного правительства Еремеев был арестован, но не опознан как редактор и вскоре освобожден. После Июльских событий скрывался в Сестрорецке. В августе вновь как работник Земгора уехал на Северный фронт, вёл работу в Северобалтийской организации РСДРП(б). В октябре вернулся в Петроград, участвовал в формировании отрядов Красной Гвардии, вёл революционную агитацию в частях гарнизона. Был членом Петроградского ВРК, 24 октября возглавил штаб группы революционных войск. 25 октября введён в Полевой штаб Петроградского ВРК, командовал отрядами Красной Гвардии и революционных солдат при штурме Зимнего дворца со стороны Марсова поля. Принял участие в ликвидации выступления Керенского — Краснова (26 октября — 1 ноября) в качестве комиссара группы подполковника М.А.Муравьева, участвовал в аресте генерала П.Н.Краснова. В начале ноября направлен во главе сводного отряда революционных сил оказать помощь вооруженному восстанию в Москве.
После Октябрьской революции
В ноябре 1917 — член коллегии Наркомата по военным делам РСФСР; с декабря1917 до марта 1918 — временно исполняющий дела командующего войсками Петроградского военного округа. Был основателем и редактором газеты «Армия и Флот Рабочей и Крестьянской России», автор эмблемы Красная звезда. Во время наступления германских войск в феврале 1918 года член Комитета революционной обороны Петрограда. Принял участие в формировании первых частей и соединений Красной армии. В апреле — мае 1918 г. военком Петроградской трудовой коммуны. С июня заведующий издательством ВЦИК в Москве. Во время левоэсеровского мятежа в июле руководил охраной Кремля и Большого театра, в котором проходил V Всероссийский съезд Советов. В 1919—1922 годах уполномоченный ВЦИК и ЦК РКП(б) по мобилизации в Красную армию. Летом 1919 года был направлен на Южный фронт — командир Воронежского укрепрайона. Один из создателей и заместитель заведующего Госиздата, редактор «Рабочей газеты», первый редактор журнала «Крокодил» (1922—1923). С 1923 года член РВС Балтийского флота, с 1924 года член РВС СССР, с 1925 года начальник Политического управления Балтийского флота. В 1926 году состоял для особо важных поручений при РВС СССР. На 13-м съезде РКП(б) (1924) избирался членом ЦКК. Делегат 14-го съезда ВКП(б). В 1926—1929 годах был представителем АО «Советский торговый флот» во Франции. В 1929—1931 годах редактор журнала «Красная нива». Был автором ряда сочинений об Октябрьской революции и Гражданской войне. Умер 28 января 1931 года в Москве от паралича сердца, находясь на продолжительном лечении в Кремлёвской больнице. 13 февраля урна с прахом покойного была привезена в Ленинград и в тот же день после траурной церемонии торжественно захоронена на Марсовом поле..
[700x525]
Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде.
Жена — Гуман Ольга Васильевна.
В 1962 году в Петрозаводске именем К.С.Еремеева названа улица. В 1960—1991 гг. творческая работа лучших журналистов Карельской АССР отмечалась ежегодной премией имени К.С.Еремеева.
Сочинения: Пережитое. Повести и рассказы. Петрозаводск, 1964; Ленин и рабочий класс. Встречи с Ильичем, Ленинград, 1924; Пламя. Эпизоды Октябрьских дней, Москва, 1928. Москва—Ленинград, 1930.
Литература: Советская военная энциклопедия / под редакцией Н.В.Огаркова. — Москва: Воениздат, 1979. — Том 3. — 678 страниц — (в 8-ми томах. — 105 000 экземпляров; Большевик-правдист. Воспоминания о К.С.Еремееве. — Москва: Правда, 1965; Кондратьев Ф.Г. Константин Еремеев. — Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1964; Булацкий Г.В. К.С.Еремеев - революционер-публицист. — Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 1976. — 215 страниц; Карелия: энциклопедия: в 3 томах / главный редактор А.Ф.Титов. Том 1: А—Й. — Петрозаводск, 2007. — 400 страниц. — стр. 325 ISBN 978-5-8430-0123-0 (том 1).

1874
Никола Канали (итальянское имя — Nicola Canali)
итальянский куриальный кардинал и ватиканский сановник. Родился в коммуне Риети, Лацио, Королевство Италия. Председатель Папской комиссии по делам государства-града Ватикана с 20 марта 1939 по 3 августа 1961. Великий пенитенциарий с 15 октября 1941 по 3 августа 1961 года. Кардинал-дьякон с 16 декабря 1935, с титулярной диаконией Сан-Никола-ин-Карчере с 19 декабря 1935. Кардинал-протодьякон с 12 ноября 1946. В 1949—1961 годах — Великий магистр ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Умер в Ватикане 3 августа 1961 года.
Награды: Бальи — кавалер Большого креста Чести и Преданности для Кардиналов Святой Римской Церкви; Кавалер Цепи ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского
[545x698]
1874
Иван Михайлович Москвин
русский актер. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинских премий (1943, 1946). Родился в Москве, с 14 лет участвовал в любительских спектаклях. В 1893 поступил в Филармоническое училище и окончил его по классу В.И.Немировича-Данченко. Среди ролей на выпускных экзаменах – доктор Ранк в Норе Х.Ибсена и Елеся из Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Н.Островского. В первый сезон после выпуска сыграл в Ярославском театре 77 ролей, большей частью комических, среди них Аркашка в Лесе Островского, Оргон в Тартюфе Мольера, Жорж Данден в одноименной комедии Мольера. На следующий сезон был приглашен в московский театр Корша, откуда, по приглашению своего учителя Немировича-Данченко, перешел в Художественный театр. Немирович-Данченко настоял, чтобы именно Москвин играл царя Федора в премьерном спектакле Художественного театра («никто лучше него»), и сам прошел с ним роль. «Царек-мужичок», по определению Н.Е.Эфроса, Федор Москвина жил стремлением к гармонии, задачей «всех согласить, все сгладить». Премьера Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого сделала Москвина знаменитым. Спектакль долго оставался в репертуаре МХТ, семьсот раз в течение почти полувека выходил на сцену Федор-Москвин. В том же сезоне актер выходил на сцену МХТ в ролях Саларино в Венецианском купце У.Шекспира и студента Фрица в Счастье Греты. После Федора в течение двух сезонов Москвин был занят только в небольших ролях – царевич Федор в Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого, Фабиг в Возчике Геншеле Г.Гауптмана, Тесман в Гедде Габлер Ибсена, Бобыль в Снегурочке Островского и др. Следующая большая роль в сезоне 1901–1902 – талантливый и изломанный Арнольд в Микаэле Крамере Гауптмана. В произведениях скандинавских драматургов Москвин сыграл управляющего Крапа в Столпах общества (1903) и постепенно сходящего в безумие Освальда Альвинга в Привидениях Ибсена (1905), теряющего рассудок скупого буржуа Оттермана в Драме жизни К.Гамсуна (1906) и др. Однако вершинные актерские свершения Москвина – в образах русской драматургии. Национальный характер Москвин постигал в его крайностях, он был равно убедителен, создавая образы праведников и грешников, простецов и самодуров, печальников и мучителей: гротескового недотепу, старательного дурака Епиходова, мерзкого пройдоху Загорецкого, истерзанного и несчастного Снегирева, светлую душу – Федю Протасова, властолюбивого паяца Опискина – актер не знал жанровых ограничений. Актерской победой Москвина стала роль Луки в На дне М.Горького (1902). Небольшого роста опрятный старичок от сцены к сцене вырастал, по выражению Эфроса, «в воплощение добра и любви в ее евангельском смысле». Как и царь Федор, Лука-Москвин стал для зрителей нравственным центром спектакля. В ролях Епиходова в Вишневом саде (1904) А.П.Чехова, Назара Авдеича в Детях солнца (1905) Горького, Загорецкого в Горе от ума (1906) А.С.Грибоедова, Кастьянова в Стенах (1907), Кота в Синей птице М.Метерлинка (1908), Голутвина в На всякого мудреца довольно простоты (1910) Москвин открылся как мастер эпизода, второстепенной роли, умеющий вылепить характер персонажа в одном явлении несколькими репликами. Жизненная узнаваемость его героев сочеталась с утрированной комедийностью исполнения, бытовое ощущалось масштабным. С первых же репетиций Братьев Карамазовых (1910, по Ф.М.Достоевскому), где Москвин получил роль «Мочалки» – отставного штабс-капитана Снегирева, актер, точно ухватив особенности авторского стиля, нашел в своем герое «смесь исступленного шутовства с безумной, сладострастной мукой; уголок этой бездны кошмарных ужасов, в которых Достоевский искал свою высшую правду». Образ загнанного судьбой, навеки ушибленного человека был возвращением на сцену Москвина-трагика. Другой вариант трагического национального характера дан в Феде Протасове в Живом трупе Л.Н.Толстого (1911). Не слишком подходя внешними данными к типу светского человека, Москвин пришел к толстовскому образу через увлечение стихией цыганщины, через цыганскую песню. В его Протасове жила «деликатность» толстовского отношения к людям. В сезоне 1914–1915 выступил как сорежиссер Смерти Пазухина по М.Е.Салтыкову-Щедрину (вместе с Немировичем-Данченко и В.В.Лужским) и как исполнитель Прокофия Пазухина, не лишенного юмора, простодушия, какого-то звериного обаяния. Одной из этапных сатирических ролей в актерской биографии Москвина стал Фома Опискин в Селе Степанчикове (1917, по Достоевскому). Актер исследовал «одну из самых страшных и тревожных загадок русской жизни»: как ничтожество, гаденький шут становится вершителем судеб. В советские годы (сохранив в репертуаре свои классические роли) Москвин осваивает новую драматургию, сыграв трагического Пугачева в Пугачевщине К.А.Тренева (1925), юродствующего обывателя Червакова в Унтиловске Л.М.Леонова (1928), трогательного профессора Горностаева в Любови Яровой Тренева (1936), Ивана Горлова во Фронте А.Е.Корнейчука, контр-адмирала Белоброва в Офицере флота А.Крона (1942). Галерея образов из русской классики в репертуаре актера пополнилась ролями Городничего в Ревизоре (1921) Н.В.Гоголя, Хлынова в Горячем сердце (1926) Островского, Ноздрева в Мертвых душах (1932, по Гоголю), Фрола Федулыча в Последней жертве (1944) Островского. Тоскующий безобразник Хлынов был сыгран с импровизационной свободой, насыщенно театрально, ярко. Актер создал фигуру совершенно невероятную и абсолютно живую, смешную и страшную, предельно достоверную и при этом типическую. Крупными штрихами была создана роль бесшабашного плута и враля Ноздрева. Тонко, проникновенно, с прозрачной ясностью была сыграна одна из его последних ролей – Фрол Федулыч в Последней жертве Островского. Москвин пользовался известностью как чтец, прежде всего как исполнитель рассказов Чехова. Был сорежиссером нескольких постановок (Синяя птица, 1908; Ревизор, 1908; Месяц в деревне, 1909; Смерть Пазухина, 1914; Три толстяка Ю.К.Олеши,1930). С 1943 был директором МХАТ. Одним из первых мхатовцев начал сниматься в кино. Впервые выступил в роли Поликея в фильме Поликушка по рассказу Л.Н.Толстого (1919), сыграл Симеона Вырина в Коллежском регистраторе (по Станционному смотрителю Пушкина, 1925), Федора Кулыгина в Человек родился (1928), экзекутора Червякова и Очумелова фильме Чины и люди (экранизация чеховских рассказов). Умер Москвин в Москве 16 февраля 1946 года.
1875
Карло Бацци (итальянское имя — Carlo Bazzi)
итальянский художник. Родился в городе Турин, Италия. Учился в Академии Брера у Джузеппе Бертини и Веспасиано Биньями. На рубеже веков работал преимущественно как пейзажист, специализируясь на горных видах, особенно написанных с натуры в окрестностях озера Комо. В 1906 году вместе с Сальваторе Корвайя открыл в Милане мастерскую художественного стекла «Vetrate Corvaya e Bazzi». Корвайя был художественным руководителем завода до 1934 года завод, закончил свою деятельность в 1948 году. Витражи производства «Corvaya e Bazzi» присутствуют в таких миланских зданиях, как Банк Италии на улице Cordusio, Амброзианская библиотека и Амброзианская пинакотека. Его живописные работы появляются в коллекции «Banca Commerciale Italiana», а затем сливаются с «Intesa Sanpaolo». Умер Карло Бацци в городе Милан, Италия, 6 мая 1947 года.
Стиль
В работах Карло Бацци проявляются характеристики скрупулезной передачи реальности, которые вытекают из его долгой и успешной работы в качестве миниатюриста на ткани, а затем и на художественных стеклянных окнах.
Местонахождение работ
Милан
Живопись: Музей площади Скала Gallerie d'Italia, Милан; Галерея современного искусства (Милан); Collezioni d'arte della Fondazione Cariplo; Società Artisti e Patriottica; Raccolte d'arte dell'Ospedale Maggiore.
Витражи:
Palazzo della Banca d’Italia, Банк Италии; Амброзианская библиотека; Амброзианская пинакотека; La chiesa di San Giuseppe al Policlinico.
Бордигера: Вилла королевы Маргариты Савойской (витраж).
Выставки: Национальная выставка Милана, 1984; Триеналь 1900 года, с его самой важной работой, озаглавленной "Levata del Sole allo Spluga", 1900.
Carlo Bazzi, "Lo Spluga", масло на холсте, Artistic heritage Collection Banca Intesa Sanpaolo, Gallerie d'Italia
Carlo Bazzi, "Lierna Lake Como", масло на холсте
Carlo Bazzi, "Портофино (итал. Portofino)", масло на холсте
Carlo Bazzi, "L’alta valle d’Ayaz", масло на холсте, Коллекция художественного наследия Banka Intesa Sanpaolo, Gallerie d'Italia
Carlo Bazzi, "Paesaggio Champoluc pomeriggio", - Valle d'Aosta
Carlo Bazzi, "La Vallata Vigezzina", масло на холсте,Коллекция художественного наследия Banka Intesa Sanpaolo
Carlo Bazzi, "Pomeriggio a Entreves", масло на холсте Коллекция художественного наследия Banka Intesa Sanpaolo

Carlo Bazzi, "Marina in Venice", масло на холсте
Carlo Bazzi, "Baite a Pecetto Macugnaga", масло на холсте, 33,50 x 24,50 cm, Коллекция художественного наследия Banka Intesa Sanpaolo

Carlo Bazzi, "Il mio tiglio a Malesco", 1940-43, масло на холсте, 49 x 36 cm, Коллекция художественного наследия Banka Intesa Sanpaolo
Искусство: In sul dì, 1898; Autunno sul Lago (33x25m), Холст, масло; Levata del sole allo Spluga (145x97 cm), Холст, масло; Valcuvia (33,5x54,5 cm); Paesaggio montano (34,5x55cm); Italienische küstepartie bei Genua; Paesaggio e figura (40x30cm), Холст, масло; Paesaggio con albero.
Литература: Agostino Mario Comanducci, Pittori Italiani dell'Ottocento, Milano, 1934; Agostino Mario Comanducci, Dizionario illustratori pittori e incisori italiani moderni, II ediz. Milano, 1945; Agostino Mario Comanducci, Dizionario illustratori pittori e incisori italiani moderni, III ediz. Milano, 1962; H. Vollmer, Kunslerlex, 1953; Guido Cesura, Il Lago Maggiore in un secolo di pittura 1840/1940, Istituto Geografico De Agostini, Novara, 1978; Raffaele De Grada, Il Novecento a Palazzo Isimbardi, Palazzo Isimbardi (Milan, Italy), Vita Firenza, 1988; Paola Slavich, Ospedale maggiore/Cà granda: Ritratti moderni, 1987; Vincenzo Vicario, Giuseppe Bertini: il grande maestro dell'Ottocento a Brera nel primo centenario della morte : 11 dicembre 1825-24 novembre 1898, Grafica GM, 1997; L'Illustrazione italiana, Edizioni 1-15, Editore Garzanti, 1938; Le industrie artistiche italiane, Volumi 1-3, Italy. Ministero di agricoltura, industria e commercio, 1909; La Chimica e l'industria, Volume 6, Società di chimica industriale, Milan, Società chimica italiana, Associazione italiana di chimica, Rome, Federazione nazionale fascista degli industriali dei prodotti chimici, 1924 (Medaglia d'oro di secondo grado); Il Laboratorio dei Bragaglia 1911/1932, Loggetta Lombardesca (Ravenna, Italy), Essegi, 1986; Rosa Barovier Mentasti, Tra creatività e progettazione: il vetro italiano a Milano 1906-1968, Electa, 1998; Fulvio Roiter, Guido Lopez, Art nouveau in Milan, Edizioni CELIP, 1993; Carlo Carrà, L'arte decorativa contemporanea alla prima biennale internazionale di Monza, Alpes, 1923.