1891
Эрнё Рапе (венгерское имя ― Rapée Ernö; в США часто Эрно Рапи, Erno Rapee; настоящее немецкое имя ― Эрнест Раппапорт,. Ernest Rappaport)
венгерский и американский дирижёр и пианист. Наиболее известен как главный дирижёр симфонического оркестра Радио-сити в Радио-сити-мьюзик-холл, чью музыку слушали миллионы людей. Автор ряда популярных песен к немым кинофильмам. В то время, когда он не занимался дирижированием оркестров, руководил озвучиванием фильмов, тем самым составив значительный список кинокартин, над которыми он работал в качестве композитора, аранжировщика или музыкального руководителя. Эрнест (Эрнё) Раппапорт родился в Будапеште, в еврейской семье, учился игре на фортепиано в Будапештской консерватории. Окончив её в 1909 году, стал ассистентом дирижёра Эрнста фон Шуха в Дрезденской опере, затем короткое время работал в Катовице. Одновременно продолжал концертировать как пианист и выступал как композитор — в частности, фортепианный концерт Рапе был впервые исполнен Венским филармоническим оркестром. После гастрольной поездки в качестве пианиста по Латинской Америке в 1912 году обосновался в США, первоначально как дирижёр венгерской оперы. В 1917 году занял пост второго дирижёра (заместителя Хуго Ризенфельда) в кинотеатре «Риальто» — первом кинотеатре Нью-Йорка, позволившем себе собственный симфонический оркестр. Затем руководил оркестрами в нью-йоркских кинотеатрах «Риволи» и «Капитолий». Именно здесь Рапе написал свою самую известную аранжировку классического произведения — Тринадцатой Венгерской рапсодии Ференца Листа. Он также пригласил Юджина Орманди выступать в «Капитолии» в качестве концертмейстера и ассистента дирижёра. Оркестр «Капитолия» под руководством Рапе в 1923—1924 годах выпустил ряд коммерческих аудиозаписей для «Brunswick-Balke-Collender Company». Однако сам Рапе в те же годы уже возглавлял оркестр в кинотеатре «Фокс» в Филадельфии. Одновременно с дирижёрской работой он продолжал спорадически выступать как пианист, в том числе в составе фортепианного трио с Шандором Хармати и Пауло Группе. В 1924—1926 годах Рапе работал в Берлине во главе оркестра кинокомпании Ufa-Palast am Zoo, насчитывавшего 85 человек. Как приглашённый дирижёр выступил с Берлинским филармоническим оркестром. Затем Рапе вернулся в США и начал работу в кинотеатре «Рокси» в Нью-Йорке, открывшемся в марте 1927 года, это был самый большой в мире постоянно действующий оркестр (110 музыкантов, на три человека больше, чем в Нью-Йоркском филармоническом). Миллионы людей имели возможность слышать по радио в послеобеденное время по воскресеньям его симфонические концерты в рамках радиопередачи «The Roxy Hour». В 1930—1931 годах Рапе работал в Калифорнии как музыкальный руководитель киностудии Warner Bros., затем вернулся в Нью-Йорк в качестве музыкального руководителя радиостанции NBC . В 1932 году Рапе достиг вершины своей карьеры, став музыкальным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра в Радио-Сити-Мьюзик-Холл. Эту должность он занимал до самой своей смерти от сердечного приступа в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 26 июня 1945 года
Композиции
В течение многих лет писал музыкальные произведения для немых фильмов на Бродвее, и они составляют основную часть его творчества. В 1923 году компания «Robbins-Engel Music» начала издавать музыку Рапе и его коллектива под в сборнике под знаменем «Capitol Photoplay Series». В том же году в серии «Gold Seal» (где выпускались тщательно отобранные музыкальные произведения и использовалась бумага высокого качества) была выпущена в том числе его песня «When Love Comes Stealing». Пять лет спустя она стала главной темой в фильме Пауля Лени «Человек, который смеётся».
Музыка к фильмам
Работая в сотрудничестве с Уильямом Экстом, Рапе совместно с ним написал известное собрание музыки к фильмам-спектаклям, которое включает в себя серию из трёх «Agitatos», а также «Appassionato No. 1», «Debutante», «Frozen North», 2Screening Preludes 1 и 2» и «Tender Memories.» Помимо всего этого он написал (уже самостоятельно) «The Clown’s Carnival» and «Pollywog’s Frolic2. В 1926 году Рапе совместно с композитором Лью Поллаком написал несколько песен: «Chairmaine» для фильма Какова цена славы (1926), «Diane» для картины «Fox Film» 2Седьмое небо» (1927), и «Marion» для кинокартины «Четыре дьявола» (1928). Песни Рапи и Поллака исполняли такие известные артисты, как Мантовани, Фрэнк Синатра, Джим Ривз и многие другие, включая ирландскую группу «The Bachelors».
Публикации: Рапе также написал несколько книг, посвящённых музыке, которые были опубликованы в 1920-х годах. Две из них находятся в печати по сей день: Encyclopedia of Music for Pictures, Belwin, NY, 1925. Reprinted in 1974 by the Arno Press. ISBN 0-405-01634-4; Motion Picture Moods for Pianists and Organists, G. Schirmer, NY, 1924. Reprinted in 1974 by the Arno Press. ISBN 0-405-01635-2.
Фильмография: Нерон (Nero) (1922); Железный конь (Iron Horse) (1924), в титрах не упоминался; Сон о вальсе (A Waltz Dream) (1925); Братья Шелленберг (The Brothers Schellenberg) (1926); Правая сторона пути (The Right of Way) (1931).
1892
Сергей Феоктистович Буздалин
советский партийный и государственный деятель. Родился в селе Митрофаново Малоярославецкий уезд Калужская губерния, Российская империя. С 1914 года работал на мебельной фабрике в Москве и в том же году вступил в РСДРП(б). Затем переехал сначала в Петроград, потом в Харьков. С марта 1917 года член Харьковского комитета РСДРП(б), с ноября председатель Исполкома Харьковского Совета. В последующем на партийной и советской работе в разных губерниях. В том числе, в 1919 — председатель Харьковского губернского Революционного Трибунала, с 7 сентября 1920 по 6 октября 1920 — председатель Черниговского губернского революционного комитета. Далее, в 1921—1922 народный комиссар юстиции Украинской ССР, март 1922 — март 1923 председатель Верховного Революционного Трибунала Украинской ССР, март 1923 — январь 1924 председатель Верховного Суда Украинской ССР, январь — март 1924 нарком внутренних дел Украинской ССР, 1924 — председатель Киевского губернского Совета профсоюзов, апрель 1927 — 28декабря 1928 председатель Харьковского окружисполкома, январь 1929 — март 1930 председатель Пензенского окружисполкома, февраль 1934 — июль 1936 директор завода № 135 Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР (Харьков), 1937 директор швейной фабрики имени Е.Д.Тинякова (Харьков). В 1924—1930 член ЦК КП(б) Украины. Делегат XIII—XV съездов ВКП(б). 17 августа 1937 арестован. 5 декабря 1937 года приговорен к ВМН. Расстрелян в тот же день в городе Харьков, Украинская ССР, СССР (ныне Украина). 31 октября 1956 года реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Литература: Дело производством прекращено: историко-документальные очерки о репрессированных в годы культа личности Сталина// Олег Савин //Государственный краеведческий музей, 1992 — Всего страниц: 292
[699x535]
1892
Моисей Яковлевич Гинзбург
советский архитектор, практик, теоретик и один из лидеров конструктивизма. Родился в городе Минск, Российская империя, в еврейской семье застройщика. Окончил Минское коммерческое училище, затем уехал за границу, где занимался в Парижской академии изящных искусств, Архитектурной школе Тулузы и Миланской академии художеств. В 1914 году вернулся в Россию и продолжил образование на архитектурном отделении Рижского политехнического института. В 1917 году получил диплом инженера-строителя. Приступил к первой работе — строительству особняка в Евпатории, в проекте которого заметен интерес зодчего к модерну. В 1917—1921 годах жил в Крыму, где изучал религиозное и светское зодчество крымских татар, в частности, мастера Омера. C 1921 года преподавал в МВТУ и во ВХУТЕМАСе, разрабатывал вопросы архитектурной композиции.

Члены Секции социалистического расселения Госплана РСФСР. Слева направо: К.Афанасьев, М.Гинзбург, Г.Савинов, А.Пастернак, М.Барщ, Н.Соколов. 1930.
Эпоха конструктивизма
В 1923 году опубликовал доклад «Ритм в архитектуре», а в 1924 — книгу «Стиль и эпоха». В ней прогнозировал пути развития современной архитектуры, её связи с техническим прогрессом и социальными изменениями. Эти работы во многом способствовали созданию теоретической основы конструктивизма, который вскоре оформился как самостоятельное архитектурное направление. В 1925 году стал одним из организаторов Объединения современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. В 1930 году после вхождения ОСА в состав МОВАНО стал членом правления новой организации. Одновременно с теоретической работой в первой половине 1920-х годов создал проекты Дворца труда, Дома текстилей, Крытого рынка, Дома Оргаметалла, Дома Русгерторга (все в Москве), Дома Советов в Махачкале, Дома правительства в Алма-Ате. Во второй половине 1920-х годов он занимался преимущественно проблемами жилья: построил жилой дом сотрудников Госстраха на Малой Бронной (1926—1927, совместно с Вячеславом Владимировым), жилой дом «переходного» типа для Наркомата финансов РСФСР (Наркомфина), с обобществлённым коммунально-бытовым обслуживанием на Новинском бульваре (1928—1932, совместно с И.Милинисом и инженером С.Л.Прохоровым). Гинзбург был инициатором создания секции типизации при Строительном комитете РСФСР (Стройкоме) и работал в ней со своими коллегами над проектами новых жилых ячеек, взятых за основу при создании шести жилых комплексов с обслуживанием в Москве (в их числе сохранившиеся Дом Наркомфина и общежитие Ватной фабрики), а также в Свердловске и Саратове.
1930—1940-е годы
На рубеже 1920—1930-х годов увлёкся идеями дезурбанизации и принял участие в проектировании Зелёного города — большого жилого района в предместьях Москвы. В начале 1930-х годов возглавлял группу проектировщиков, работавшую над проектом районной планировки Южного берега Крыма. По проекту Гинзбурга построен санаторий Наркомтяжпрома имени Серго Орджоникидзе в Кисловодске (1935—1937). В годы Великой Отечественной войны возглавлял в Академии архитектуры сектор типизации и индустриализации строительства, а в 1943 спроектировал и построил жилой посёлок для горняков Подмосковного угольного бассейна. Одной из последних работ Гинзбурга стал проект восстановления Севастополя, разрушенного немецкими оккупационными войсками (1943—1944). Скончался в москве 7 января 1946 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Редакторская деятельность
Под руководством Гинзбурга и Александра Веснина в 1926—1930 годах издавался журнал «Современная архитектура» (6 раз в год). В его создании принимали участие ведущие мастера эпохи авангарда и многие молодые советские архитекторы. Являлся главным редактором 1-го тома издания «Всеобщая история архитектуры», вышедшего в 1944 году. Автор раздела «Архитектура Древней Мексики и Древнего Перу» и дополнений к разделу «Архитектура Ассирии и Нового Вавилона» в этом томе.
Проекты и постройки
1917: Дом Локшиных в Евпатории (совместно с Н.А.Копелиовичем)
1923: Конкурсный проект Дворца труда в Москве (соавторы А.З.Гринберг и А.В.Власов), не осуществлён; Павильон Крыма на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, не сохранился.
Жилой дом сотрудников Госстраха
1924: Конкурсный проект советского павильона на Всемирной выставке в Париже, 3 премия, не осуществлён.
1925: Конкурсный проект Дома текстилей в Москве, премирован, не осуществлён; Конкурсный проект Института минерального сырья в Москве, первая премия, не осуществлён; Проект Дворца культуры в Иванове.
1926: Жилой дом Госстраха в Москве (соавтор В.Н.Владимиров); Конкурсный проект Дома общества «Оргаметалл» в Москве; Конкурсный Проект Дома Русгерторга в Москве (соавторы В.Н.Владимиров и А.Л.Пастернак); Конкурсный проект Дворца Труда в Ростове, пятая премия; Конкурсный проект клуба для работников транспорта на 1500 человек, вторая премия; Конкурсный проект Белорусского государственного университета в Минске, премирован; Конкурсный проект Дворца труда в Екатеринославле (совместно с Б.А.Коршуновым); Конкурсный проект Дома Советов в Махачкале; Проект Смоленского рынка в Москве (при участии В.Н.Владимирова).
1927: Конкурсный проект дома-коммуны (на конкурс ОСА); Конкурсный проект политехнического института имени Фрунзе в Иваново-Вознесенске.
Дом Наркомфина на Новинском бульваре, фото 2007
1928: Жилые ячейки и дома, экспериментальные и типовые проекты (секция типизации Стройкома РСФСР); Проект жилого дома Наркомфина в Москве (совместно с И.Ф.Милинисом), осуществлён в 1928—1930 годах; Конкурсный проект Дома Совнаркома Казахской ССР в Алма-Ате (при участии И.Ф.Милиниса), первая премия, осуществлён в 1929—1931 годах; Жилой комбинат в Свердловске (совместно с А.Л.Пастернаком), осуществлён в 1927—1929 годах (улица Малышева, 21); Общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокине в Москве (совместно с С.А.Лисагором), осуществлён в 1928—1931 годах (проспект Мира, 186);. Проект Республиканской больницы на 450 коек в Махачкале (совместно с А.З.Гринбергом).
1929: проект здания Управления Турксиба в Алма-Ате (соавтор И. Милинис), осуществлён в 1929—1934 годах; Проект второй очереди строительства жилого дома Наркомфина (совместно с Г.А.Зундблатом); Жилые дома из стандартных элементов на базе использования местных материалов, экспериментальные и типовые проекты; Конкурсный проект здания Госбанка в Новосибирске.
Памятник-обелиск на Сапун-горе в Севастополе
1930: Проект Профтехкомбината Челябтракторстроя в Челябинске; Конкурсный проект «Зелёного Города» под Москвой (совместно с М.О.Барщем; Проект Центрального института использования труда инженеров в Москве; Проект Центрального Дома Сберкассы в Москве.
1931: Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, первая премия; Дома института инвалидов в Москве; Конкурсный проект Центрального парка культуры и отдыха в Москве.; Районная планировка Черниковского промышленного района в Уфе (руководитель коллектива архитекторов), частично реализован; Проекты каркасно-соломитовых жилых домов для Черниковского района.
1932: Конкурсный проект Дворца Советов в Москве (Соавторы Г.Гассенпфлуг и С.А.Лисагор)
1933: Конкурсный проект театра музыкальной драмы имени Немировича-Данченко в Москве (соавтор Г.Гассенпфлуг); Проект дорожных сооружения автомагистрали Москва-Донбасс (руководитель коллектива архитекторов); Проект Дома советских организаций в Днепропетровске (соавторы А.А. и В.А.Веснины); Проект районной планировки Южного берега Крыма (руководитель коллектива проектировщиков), принят за основу реконструкции; Проект клуба работников Сталинской железной дороги в Днепропетровске.
1934: Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве (соавтор С.Лисагор); Проект застройки Котельнической и Гончарной набережных в Москве (соавторы А.А. и В.А.Веснины); Проект Дома ЦИТИН в Москве.
1935: Проект парка культуры и отдыха на горе Давида в Тбилиси (при участии А.Воробьёва и М.Комарова); Проект санатория Народного комиссариата тяжелой промышленности им. Орджоникидзе в Кисловодске (во главе коллектива авторов), осуществлён в 1935—1937 годах; Проект застройки района Красного Камня в Н.Тагиле (соавторы Л.С.Славина и И.И.Вильям), частично осуществлён.
1936: Конкурсный проект Советского павильона на Всемирной выставке в Париже; Конкурсный проект комбината газеты «Известия» в Москве (соавторы А.Гражданкин, Ф.Яловкин, Ф.Михайловский); Генеральный проект планировки района Ялта—Мисхор—Алупка (руководитель коллектива архитекторов); Планировка курортного района Адел-су (руководитель коллектива проектировщиков); Типовые проекты жилых домов Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП).
1937: Шестиэтажный дом улучшенного типа, типовой проект; Одноквартирный жилой дом улучшенного типа, типовой проект; Проект пионерского лагеря «Артек» (совместно с И.И.Леонидовым, при участии Л.С.Богданова и М.Н.Чалого).
1939: Проект павильона Наркомата авиационной промышленности на ВСХВ в Москве; Проект дома отдыха Наркомцвета в Горюшках под Москвой (соавтор Ф.Михайловский).
1940: Проект санатория в Мисхоре (соавтор Ф.Михайловский). Проект аэропорта в Москве; Проект жилого дома Наркомата авиационной промышленности в Москве (соавтор Ф. Михайловский); Проект застройки Красноворотной площади и жилого дома в Москве; Проект дома мастеров эстрады на улице Горького в Москве (соавтор Ф.Михайловский). Осуществлён в 1949 году
1941: Проект памятника, посвященного освобождению области от белых в Ворошиловске, принят к реализации.
1942: Одно- и двухэтажные дома трёх типов (руководитель коллектива архитекторов), типовые проекты.
1943: Проект здания «Оборона Севастополя в Великой Отечественной войне»; Проект посёлка для горняков Подмосковного угольного бассейна, осуществлён; Малоэтажные дома для южных районов, серия типовых проектов.
1944: Памятник-обелиск на Сапун-горе в Севастополе (совместно с А.Д.Киселёвым); Памятник-обелиск на горе Митридат в Керчи (совместно с А.Д.Киселёвым); Проект памятника на мысе Херсонес; Генеральный план восстановления Севастополя; Проект планировки городов Южного Берега Крыма.
1945: Санаторий в Нижней Ореанде (совместно с Ф.И.Михайловским); Санаторий «горные вершины» в Кисловодске (совместно с Н.А.Полюдовым); Проект Музея Ленина в Баку на площади Петрова.
Библиография
Первые издания: Ритм в архитектуре / М.Я.Гинзбург. — Москва: Издательство «Среди коллекционеров», 1923. — 119 страниц, иллюстрации; Стиль и эпоха: Проблемы современной архитектуры / М.Я.Гинзбург. — Москва: Государственное издательство, 1924. — 239 страниц, иллюстрации; Новые методы архитектурного мышления // [Журнал] Современная архитектура — [Москва: Типография «Красный пролетарий»], 1926. — № 1; Функциональный метод и форма // [Журнал] Современная архитектура — [Москва: Типография «Красный пролетарий»], 1926. — № 4; Правительственный Дом Советов Дагестанской С.С.Р. в городе Махач-Кала. Проект М.Я. Гинзбурга // [Журнал] Современная архитектура — [Москва: Типография «Красный пролетарий»], 1926. — № 5—6. — Страницы 113—115; Конструктивизм как метод лабораторной и педагогической работы // [Журнал] Современная архитектура — [Москва: Типография «Красный пролетарий»], 1927. — № 6; Жилище: Опыт пятилетней работы над проблемой жилища / М.Я.Гинзбург. — Москва: Государственное научно-техническое издательство строительной индустрии и судостроения, 1934. — 190 страниц, иллюстрации; Архитектура санатория НКТП в Кисловодске / М.Я.Гинзбург. — Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1940. — (?) страниц, иллюстрации.
Память
В 2016 году в Москве появилась улица Архитектора Гинзбурга.
Источники: Архив изобразительного искусства — 2003; Гинзбург Моисей Яковлевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 томах] / под редакцией А.М.Прохоров — 3-е издание — Москва.: Советская энциклопедия, 1969; Moisei Ginzburg // RKDartists; Гинзбург М. Омер — придворный живописец и декоратор крымских ханов Селямет и Крым-Гиреев // Забвению не подлежит. — Казань, 1992. — Страницы 217-222; Movilla Vega, Daniel. Housing and Revolution: From the Dom-Kommuna to the Transitional Type of Experimental House (1926–30) // Architectural Histories, 8 (1). — 2020;. Хан-Магомедов, 1996, страница 405; Хан-Магомедов, 2007, страницы 128—130; Гинзбург М.Я. Правительственный Дом Советов Дагестанской С.С.Р. в городе Махач-Кала. Проект М.Я. Гинзбурга. // Современная архитектура : журнал. — Москва: Типография «Красный пролетарий», 1926. — № 5—6. — Страницы 113—115; Шинтяпина Е.С. Санаторно-курортные комплексы Большой Ялты 1930–1950-х гГодов как объекты культурноисторического наследия Крыма // Актуальные вопросы охраны и использования культурного наследия Крыма: материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции, Симферополь, 21–22 октября 2020. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ». — Страницы 208—226. — 228 страниц. — ISBN 978-5-907376-21-2.
Литература: Астафьева-Длугач М.И., Журавлев А.М., Волчок Ю.П. Зодчие Москвы ХХ век. Книга 2. — Москва : Московский рабочий, 1988. — 496 страниц; Быстрова Т.Ю. Культурологическая интерпретация конструктивизма М.Я.Гинзбурга / Т.Ю.Быстрова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2017. — Том 23, № 3 (165). — Страницы 158-165; Комарова И.И. Архитекторы. — Москва : Рипол Классик, 2002. — 512 станиц. — ISBN 5-7905-0596-1; Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — Москва: Стройиздат, 1996. — 709 страниц. — ISBN 5-274-02045-3; Хан-Магомедов С.О. Моисей Гинзбург. — Москва : Архитектура-С, 2007. — 136 страниц. — (Творцы авангарда); Berkovich, Gary. Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917–1933. Weimar und Rostock: Grunberg Verlag. 2021. Страница 15. ISBN 978-3-933713-63-6.
1892
Виллем Дриберген (нидерландское имя — Willem Driebergen)
нидерландский фехтовальщик, призёр чемпионата мира. Родился в посёлке Катвейк-ан-Зе, Катвейк, Южная Голландия, Нидерланды. В 1928 году принял участие в соревнованиях по фехтованию на шпагах на Олимпийских играх в Амстердаме, но медалей не завоевал. В 1936 году принял участие в соревнованиях по фехтованию на шпагах на Олимпийских играх в Берлине, но опять неудачно. В 1938 году стал обладателем бронзовой медали чемпионата мира в командной сабле. Умер в городе Хармелен, Нидерланды, 7 апреля 1965 года.
1893
Марк Абрамович (Меер-Вольф Авраамович) Кирнарский
советский художник-график, иллюстратор. Марк Кирнарский родился в городе Погар Черниговской губернии, в семье купца Абрама Мееровича Кирнарского. В 1912—1913 годах учился в Высшей специальной архитектурной школе в Париже; затем — в Петроградской Академии художеств, у И.А.Фомина (1917—1919). Позже учился в Украинской Академии художеств в Киеве у Г.И.Нарбута (1919—1922). Впервые выставлет свои работы на Осенней выставке Украинской Академии художеств в Киеве (1921). В 1923 году выставлялся на Выставке картин петроградских художников всех направлений. В 1924 году становится членом «Общины художников». С 1924 года Марк Кирнарский работает как мастер художественного шрифта. С 1920-х гг. оформлял и иллюстрировал книги для Издательства писателей в Ленинграде, Госиздата РСФСР, издательства «Время». Кирнарский относился к представителям так называемой «ленинградской школы книжной графики», отличавшейся чертами высококультурного, последовательно и логично проработанного до мелочей стиля. Кирнарский был мастером обложки, в оформлении которой отдавал предпочтение плоскостно-декоративному принципу с симметричной композицией и разного рода обрамлениями в духе неоклассических традиций художников «Мира искусства». В 1930-х гг. занимался также типографикой, преимущественно в декоративистской её интерпретации. В 1925 г. участвует в Государственном конкурсе на оформление сочинений В.И.Ленина. В 1927 г. принимал участие в выставке «Искусство книги» в Лейпциге. В 1929 г. принимал участие в Пятой международной выставке художественных книжных знаков в Лос-Анджелесе, Калифорния. В 1931 г. принимал участие в выставке «Искусство книги» в Париже. В 1938 г. в ЛССХ прошла персональная выставка М. Кирнарского и его творческий вечер. Погиб во время блокады Ленинграда, в марте 1942 года.
Книги, в оформлении которых участвовал М.А.Кирнарский: Ахматова А. Из шести книг. Ленинград. Советский писатель. 1940; Бернер Н. Осень мира. Стихи. Киев. 1922. 30 с. Тираж 1000 экземпляров (Обложка и марка); Браун Н. Действие словом. Избранные стихи. Ленинград-Москва. ГИХЛ. 1932. 52 страницы.(Обложка); Браун Н. Мюнхен. Ленинград. Издательство писателей в Ленинграде. 1933. 70 страниц; Браун Н. Новый круг. Стихи. Ленинград. Прибой. 1928. 96 страниц (Обложка); Браун Н. Стихотворения. Ленинград. Издательство писателей в Ленинграде. 1933; Вагинов К. Опыты соединения слов посредством ритма. Ленинград. Издательство писателей в Ленинграде. 1931. 74 страницы. Тираж 1200 экземпляров. (Переплет); Волькенштейн В. Театр. Трагедии. Петрограб. Жизнь искусства. 1923. 344 страницы. (Обложка); Герасимов М. Железное цветенье. Книга 1. Москва-Петроград. Гиз. 1923. 132 с. (Обложка); Гитович А., Прокофьев А. Салют. Ленинград. Издательство писателей в Ленинграде. 1932. 42 страницы; Глушков М. Taedium vitae. Стихи. Киев. 1922. 30 с 1000 экз. (Обложка и марка); Гомес де ла Серна, Рамон Необыкновенный доктор. Роман. - Ленинград: Новинки всемирной литературы, 1927 - 264 страницы, иллюстрации. Тираж: 4000 экземпляров. (Обложка); Заболоцкий Н. Столбцы. Ленинград. Издательство писателей в Ленинграде. 1929. 72 с. Тираж 1200 экземпляров. (Обложка); Инге Ю. Город на Балтике. Ленинград. Советский писатель. 1940. 68 страниц; Конан-Дойль, А. В страну чудес. 1927. Ленинград. Прибой. 132 страницы (Обложка); Ленинград: Путеводитель. История. Экономика. Прогулки по городу. Музеи. Справочник. Москва; Ленинград,: Огиз. Государственное социально-экономическое издательство, 1931. — 516 страниц, 5 вкл. л. план: ил. . Тираж 20000 экземпляров; Ленинград. Путеводитель. В 2-х томах. Москва; Ленинград, 1933. 455 + 634 страницы. Тираж 10000 экземпляров (Переплет, форзац и макеты титулов); Ольгин М. Враги Издательство Жизнь и знание . 1930 . 130 страниц. Тираж 5000 экземпляров (Обложка); Пастернак Б. Стихотворения : В одном томе. Ленинград. Издательство писателей. (Переплет и суперобложка); Шагинян М.С. Гидроцентраль. Ленинград. Издательство писателей в Ленинграде. 1931. (Обложка); Шагинян М.С. Дневники. 1917—1931. Ленинград. Издательство писателей в Ленинграде. 1932. (Суперобложка и переплет); Шагинян М.С. Избранные рассказы. Ленинград. Прибой. 1929. (Обложка); Шагинян М.С. Кик. Роман-комплекс. Ленинград. Прибой. 1929. 216 страниц (Обложка); Шванвич Б.Н. Насекомые и цветы в их взаимоотношениях. – Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1926 - 116 страниц, иллюстрации. Тираж: 3000 экземпляров. (Обложка); Эредиа Х.-М. Трофеи. Ленинград. ГИЗ,1925. 207 страниц (Обложка, а все внутренние гравюры, за исключением обложки, сделал Г.С.Верейский); Эренбург И. Виза времени. Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, 1933. Тираж 10 500. (Переплет, суперобложка); Эренбург И. Затянувшаяся развязка. Советский писатель, 1934. Тираж 10 500. (Переплет, суперобложка); Модзалевский Б.Л. Роман декабриста Каховского. Ленинград. 1926.(Обложка); Воинов В. Русский издательский знак. Петроград : Издание графических мастерских Академического издательства. 1924 (Обложка); Доссон Скотт Случайность. Ленинград: Время, 1927. (Обложка); Бэссак Е. Игры для уроков физической культуры. описание 166 игр. Ленинград. Время. 1929. тираж 4125 (Обложка).
Литература: Голлербах Э.Ф. Графика М.А.Кирнарского. — Ленинград: Время, 1928. — 71 страница; Голлербах Э.Ф. Современная обложка. — Ленинград: Издание Академии Художеств, 1927. — 27 страниц.

1892
Михаил Захарович Мануильский
советский государственный и партийный деятель, журналист, ответственный редактор журнала «Крокодил» (1930—1934). Родился в селе Лютаровка, Староконстантиновский уезд, Волынская губерния, Российская империя. Младший брат Д.З.Мануильского. Учился в гимназиях в Остроге и Измаиле. В 1911 году поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета, которое окончил в 1916 году. Специализировался в эмбриологии. Кроме того, в 1913—1916 годах учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Однако этот факультет не окончил, поскольку был призван в армию. Участник I Мировой войны, служил в химической роте, в 1917 году вступил в РСДРП(б). С 1919 года на государственной и партийной работе в городе Иваново-Вознесенске, был знаком с В.И.Лениным В 1925—1929 годах — ответственный редактор иваново-вознесенской газеты «Рабочий край» и одноименного журнала, выходившего при газете. Продолжил традиции, заложенные одним из предшествовавших редакторов, А.К.Воронским. Печатал в газете и журнале произведения московских литераторов, в частности, членов литературной группы «Перевал». С апреля 1930 года — ответственный редактор сатирического журнала «Крокодил». Согласно воспоминаниям сотрудников, отличался «добрым нравом» и «покладистым характером», не умел сердиться. Собрал в журнале ведущих советских сатириков 1930-х гг. Создал условия для комфортной работы И.А.Ильфа, Е.П.Петрова (так, по воспоминаниям Г.Е.Рыклина, именно с подачи Мануильского Ильф и Петров написали фельетон «Литературная отмычка» (впоследствии публиковался под названием «Я, в общем, не писатель») о юмористах-халтурщиках, вышедший в 1932 году в юбилейном номере «Крокодила»), В.П.Катаева, М.Д.Вольпина, А.С.Бухова и др. Адресат писем М.М.Зощенко, активно сотрудничавшего в «Крокодиле». При Мануильском членами редколлегии были Я.М.Бельский (заместитель редактора), И.П.Абрамский (заведующий редакцией) и Л.Д.Митницкий (заведующий литературным отделом). В марте 1934 года снят с поста редактора, редколлегия распущена, а «Крокодил» передан газете «Правда». Новым редактором «Крокодила» назначен М.Е.Кольцов. Пробыв несколько месяцев заместителем Кольцова, перешел в «Правду» заведующим отделом, был заместителем ответственного секретаря газеты, с 1937 года — член редколлегии «Правды». С 1940 года работал в газете «Труд»: был заместителем главного редактора, членом редколлегии и заведующим отделом. Своих статей в периодике почти не печатал, был организатором советской печати. Умер в Москве в 1955 году. Похоронен на Введенском кладбище (21 участок.).
Награды: Орден Трудового Красного Знамени — 1951; Медаль «За оборону Москвы» (1945); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947). Имя было присвоено Ровенскому государственному педагогическому институту.
Литература: Абрамский И.П. У «крокодильей» колыбели // Москва. — 1963. — № 7; Ленч Л.С. Это было. — Москва: Правда, 1988; Мануильский М.З., Бельский Я.М., Дорофеев С., Митницкий Л.Д., Абрамский И.П. Сатира на социалистической стройке. Слово имеет «Крокодил» // Журналист. — 1932. — № 6. — Страницы. 10-11; Мануильский М.З. Карикатура на социалистической стройке // Карикатура на службе социалистического строительства: Каталог выставки. — Москва: Правда, 1932. — Страницы 3-6; «Понятие о сатире я имею более твердое…» (Письма М.М.Зощенко — М.З.Мануильскому) / публикации С.В.Зыковой // Встречи с прошлым. — Москва, 1988. — Выпуск 6; «…Такое полезное, нужное и в то же время веселое дело…»: Устные воспоминания В. Ардова и М. Вольпина о сотрудничестве с сатирическими журналами в 1920-е годы // Вопросы литературы. — 2012. — № 2; Рыклин Г.Е. Как создавалась «Литературная отмычка» // Сборник воспоминаний об И.Ильфе и Е.Петрове. — Москва: Советский писатель, 1963; Киянская О.И., Фельдман Д.М. Очерки истории русской советской журналистики: Портреты и скандалы. — Москва: Форум, 2015. — Страницы 240—273. — ISBN 978-5-00091-011-5; Томашевский Ю.В. «Литература — производство опасное» (М.Зощенко и «Крокодил») // Он же. «Литература — производство опасное» (М.Зощенко: жизнь, творчество, судьба). — Москва: Индрик, 2004. — Страницы 75—183. — ISBN 5-85759-285-2
1893
Тимофей Васильевич Дёмин
регент-псаломщик и протодиакон церкви Святого Великомученика и Победоносца Георгия в деревне Сенно, преподаватель музыки и руководитель музыкальных коллективов. Родился в городе Изборск, Изборская волость, Псковский уезд, Псковская губерния, Российская империя. В 1911 году окончил Псковское Городское 4-х классное Министерское училище, в 1912 году — Регентские курсы при Псковском Отделе Народного Образования. В 1914 году был призван в армию. В 1918 году демобилизован из армии в звании рядового и поступил на работу инструктором музыки и пения в Псковский Отдел народного образования Совета рабочих и крестьянских депутатов Петроградского округа. 1919—1922 года — учитель музыки и пения в Изборской 6-классной школе. В 1922 — 1924 годы — инструктор по музыке и пению в Лавровской гимназии (тогда — в Печорском уезде Эстонии). В 1924 — 1940 годы — инструктор по музыке и пению при Сеннском Культурно-просветительном Обществе (деревня Сенно, тогда — в Печорском уезде Эстонии). В 1924—1940 годы — псаломщик-регент в церкви Святого Великомученика и Победоносца Георгия в деревне Сенно. В 1940 — 1941 — учитель музыки в Новоизборской школе (Новый Изборск, тогда — в Печорском уезде Эстонской ССР). В 1941—1985 — регент в церкви Святого Великомученика и Победоносца Георгия в деревне Сенно. Одновременно с 27 сентября 1944 года — художественный руководитель хора и преподаватель музыки в Новоизборской школе. Скончался в деревне Сенно Печорского района, Псковской области, РСФСР, СССР, 27 ноября 1985 года.
Источники: История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста : Брошюра-путеводитель / Под редакцией Н.А.Черновой. — Печоры, 2011; «История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста» / История Псковской Епархии / Официальный сайт Псковского Епархиального Управления
1893
Игорь Всеволодович Крестовский
русский советский скульптор, мастер ленинградского соцреализма, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, в семье поэта, прозаика и литературного критика Всеволода Владимировича Крестовского (1840—1895). Закончил Ташкентский кадетский корпус. Учился в Психоневрологическом институте в Петрограде, в 1916 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, который окончил в 1924 году (два года обучался у Гуго Залемана, а на третий год перешёл в мастерскую Всеволода Лишева). С 1937 по 1940 и с 1948 по 1976 годы преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Работал также как реставратор, возглавлял работы по защите памятников скульптуры Ленинграда после начала Великой Отечественной войны. После войны участвовал в восстановлении дворцово-паркового ансамбля Петродворца. Жил вблизи Академии художеств по адресу город Ленинград, 4-я линия Васильевского острова, дом 17, квартира 26. Скончался в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 20 июня 1976 года .

Похоронен на Лахтинском кладбище, Санкт-Петербург..
Творчество
Автор портретов, произведений монументально-декоративной скульптуры. Автор памятника учёному-почвоведу В.В.Докучаеву (установлен в городе Пушкине Ленинградской области в 1962 году), бюста хирургу Н.И.Пирогову (установлен в Ленинграде в 1932 году),
портрета писателя П.Л.Далецкого (1960) и многих других работ.

Украшение фриза здания кинотеатра «Москва»
Семья: Отец — Всеволод Владимирович Крестовский (1840—1895), поэт, прозаик и литературный критик, автор романа «Петербургские трущобы», впервые опубликованного в журнале «Отечественные записки» (1864—1866); Мать — Евдокия Степановна Крестовская (Лагода, Петрова) (вторая жена В.В.Крестовского).
Братья и сёстры: Василий Всеволодович Крестовский (1889—1914), художник; Владимир Всеволодович Крестовский (1888—1969), врач, организатор здравоохранения; Мария Всеволодовна Крестовская (1862—1910), писательница (дочь В.В.Крестовского от первого брака); Ольга Всеволодовна Крестовская (1891—1976), писательница с литературным псевдонимом «Ольга Йорк»; Жена — Мария Викентиевна (1892—1982).
Дети: Ярослав Игоревич Крестовский (1925—2004), живописец; Святослав Игоревич Крестовский; Олег Игоревич Крестовский (родился 6 июля 1927), гидролог.

1894
Пегги Пирс (Peggy Pearce; имя при рождении — Велма Пирс, Velma Pearce)
американская актриса немого кино. Родилась в городе Лонг-Бич, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США С 1913 по 1920 год снималась в эпизодических ролях в кинокомпаниях «L-KO Kompany» и «Keystone Studios2; где её партнерами были звёзды немого кино того времени, включая Чарли Чаплина, с которым у неё была непродолжительная романтическая связь, Роско Арбакл, Билли Ричи, Форда Стерлинга и Мэйбл Норманд. Умерла в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 26 февраля 1975 года.
Избранная фильмография: 1914 — Его любимое времяпрепровождение; 1914 — Танго-путаница; 1914 — Джонни в кино; 1914 — Между двумя ливнями; 1920 — Морской волк; 1920 — Секс.

1894
Владимир Ричардович Сливинский
советский оперный певец (баритон). Заслуженный артист РСФСР (1933). Родтлся в Москве. Сын учителя математики и русского языка. В детские год пел в церковном хоре. Окончил юридический факультет Московского университета (1916). Работал на таможне, затем в Наркомате труда РСФСР. С 1918 года занимался пением у бывшего певца Н.П.Миллера. Затем в 1920 году стал учеником другого певца и педагога - Н.Г.Райского. В 1923 году окончил Московскую консерваторию. Годом ранее дебютировал в «Свободной опере» (бывшая Опера Зимина) в заглавной партии в опере П.И.Чайковского «Мазепа». В 1922—1924 годах солист «Свободной оперы». В 1924 году был приглашён в Мариинский театр, в котором работал по 1930 год. В 1930 перешёл в Большой театр. Также был известен и как камерный исполнитель. Дал множество концертов, как сольных, так и совместных с А.В.Неждановой, Н.К.Печковским, М.П.Максаковой, С.Я.Лемешевым, В.В.Барсовой, с Квартетом имени Р.М.Глиера, с Оркестром народных инструментов под управлением Н.П.Осипова. Был одним из первых исполнителей произведений современных композиторов — Ю.А.Шапорина, И.П.Шишова. В 1934 году в составе концертной бригады выступал на Дальнем Востоке в пограничных войсках, в 1935 году - на Черноморском флоте. В 1948 году ушёл из театра и занялся педагогической деятельностью. Умер в родном городе 7 августа 1949 года. Похоронен на Введенском кладбище (25 участок).
Репертуар: П.И.Чайковский «Мазепа» — Мазепа; А.Г.Рубинштейн «Демон» — Демон; Ш.Гуно «Фауст» — Валентин; Дж. Верди «Травиата» — Жорж Жермон; Р.Леонкавалло «Паяцы» — Сильвио; Дж.Мейербер «Гугеноты» — Невер; М.П.Мусоргский «Борис Годунов» — Щелкалов; А.И.Юрасовский «Трильби» — Санди; П.Н.Триодин «Князь Серебряный» — Князь Серебряный; П.И.Чайковский «Евгений Онегин» — Евгений Онегин; П.И.Чайковский «Пиковая дама» — Елецкий; В.Моцарт «Дон Жуан» — Дон Жуан; Дж.Пуччини «Чио-Чио-сан» — Шарплес; Дж.Верди «Бал-маскарад» — Ренато; Ж.Бизе «Кармен» — Эскамильо; Н.А.Римский-Корсаков «Садко» — Веденецкий гость; Дж.Верди «Трубадур» — граф ди Луна; П.И.Чайковский «Черевички» — Светлейший; О.С.Чишко «Броненосец Потёмкин» — офицер Клодт.
Награды:1933 — Заслуженный артист РСФСР; 1937 — орден «Знак Почёта» (2 июня 1937).
1895
Дино Гранди (итальянское имя — Dino Grandi)
итальянский политик, фашист, организатор свержения Муссолини. Родился в коммуне Мордано, провинция Болонья, Эмилия-Романья, Италия., Изучал экономику и право в Болонском университете, окончил его в 1919 году (с перерывом на военную службу во время 1-й мировой войны). После этого стал адвокатом в городе Имола. Познакомился с Муссолини ещё в 1914 году. Вошёл в движение чёрнорубашечников, был одним из первых 38 фашистских депутатов в Италии. Входил в число «квадриумвиров», ведших поход на Рим в 1922 году.
Участие в фашистском правительстве
После прихода к власти фашистов занимал должности секретаря министерства внутренних дел, затем (1929—1932) — министра иностранных дел, в 1932—1939 годах — посол в Великобритании, с 1939 года — министр юстиции. За заслуги король присвоил ему титул графа Мордано. Был Президентом Палаты фасций и корпораций с 26 июня 1939 по 2 августа 1943 года. В 1943 году, перед лицом неизбежного поражения Италии во 2-й мировой войне, Гранди организовал заседание Большого фашистского совета, который отстранил Муссолини от власти (19 голосов за отстранение против 7). Сразу же после этого была распущена фашистская партия, и Гранди, лишившись партийной должности и поста в правительстве, полностью потерял влияние в стране. Заочно приговорён к смертной казни судом Итальянской социальной республики, созданной при поддержке гитлеровцев. В августе 1943 года бежал в Испанию, затем жил в Португалии (1943—1948), а до конца 1960-х — в Бразилии. В конце жизни вернулся в Италию. Умер в городе Болонья, Италия, 21 мая 1988 года. Похоронен на кладбище Чертоза в Болонье.
Награды: Кавалер Высшего ордена Святого Благовещения; Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря; Орден Белого орла; Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Серебряная медаль «За воинскую доблесть»; Серебряная медаль «За воинскую доблесть»; Медаль «В память итало-австрийской войны 1915-1918 годов»; Большой крест ордена Пия IX; Кавалер (дама) Большого креста милости магистра Мальтийского ордена.
Литература: Dino Grandi. Il mio paese. Ricordi autobiografici a cura di Renzo De Felice. — Bologna: Il Mulino, 1985. — 685 p. — ISBN 9788815008886; Giuseppe Alessandri. Il diplomatico. Dino Grandi. — Firenze: Zella Editore, 2007. — ISBN 9788888433172.

1895
Сергей Васильевич Осокор (Осокарь)
председатель колхоза имени XVIII партконференции Сарненского района Ровенской области, Украинская ССР. Родился в селе Ольгинское Таганргоского округа области Войска Донского, ныне – Амвросиевского района Донецкой Народной Республики, в семье крестьянина. Украинец. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, в первые послевоенные годы возглавлял колхоз имени XVIII партконференции Сарненского района Ровенской области. Колхозные поля располагались в пригороде районного центра, овощи, фрукты и другая сельскохозяйственная продукция поставлялась в город Сарны. В период 5-й пятилетки (1951–1955) и в последующие годы труженики руководимого им колхоза из года в год увеличивали урожайность сельхозпродукции, многократно участвовали во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, позже – Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР). Колхоз имени XVIII партконференции периодически побеждал в социалистическом соревновании, по итогам работы в 1957 году вошёл в число передовых хозяйств Сарненского района. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1958 года за особые заслуги в развитии сельского хозяйства и достижение высоких показателей по производству зерна, сахарной свёклы, мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства и внедрение в производство достижений науки и передового опыта Осокору Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В октябре 1967 года в числе активных участников Великой Октябрьской социалистической революции, отличившихся в борьбе за установление советской власти в 1917–1922 годах, был награждён медалью «За боевые заслуги». С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в районном центре – городе Сарны Ровенской (с 1991 года – Ровненской) области. Дата его кончины не установлена. Награждён орденом Ленина (26 февраля 1958), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (29 октября 1967), а также медалями ВСХВ и ВДНХ СССР.

1896
Леон Мецлер (немецкое имя — Léon Metzler)
люксембургский футболист. Родился в коммуне Дикирх, Люксембург. Мецлер провёл всю карьеру в клубе «Янг Бойз Дикирх».

Национальная сборная Люксембурга по футболу, выступавшая на Олимпийских играх 1920 года.
28 августа 1920 он вышел в стартовом составе сборной Люксембурга на матч против Нидерландов в рамках второго тура футбольного турнира Олимпийских игр. Его команда потерпела поражение со счётом 3:0, это была его единственная игра за сборную. Умер 13 марта 1930 года.

1896
Леонтий Иванович Форостовский (Форостивский; украинское имя — Леонтій Іванович Форостівський, в некоторых публикациях неверно именуется Леонид)
коллаборационист, в период оккупации территории УССР войсками Третьего Рейха занимал должность бургомистра Киева (февраль 1942 — ноябрь 1943). После поражения Германии Форостовский бежал за границу, там издал книгу об истории Киева. Родился в селе Александровка, Брацлавский уезд, Подольская губерния, Российская империя. До войны работал директором крупного рыботоргового магазина. С приходом немцев возглавил управу одного из районов города. Был назначен бургомистром после смещения и казни в Бабьем Яру за саботаж распоряжений немецкой власти и украинский национализм ряда деятелей оккупационной администрации, среди которых был и его предшественник на посту бургомистра В.П.Багазий. Позднее немцы казнили многих сотрудников Форостовского, в том числе почти всех глав районных управ, среди которых был его родственник профессор Евгений Форостовский с женой. По инициативе Форостовского была проведена перепись населения Киева; согласно её результатам, по состоянию на 1 апреля 1942 в Киеве проживало 352 139 человек, тогда как до начала войны — 846 000 человек (многие погибли во время голода зимой 1941—1942, были казнены или бежали из города). Среди других его дел можно вспомнить организацию киевской футбольной команды «Старт», в которой играли известные футболисты советского времени, в том числе вратарь Николай Трусевич ([
www.interesniy.kiev.ua/old/sobitiya/deathmatch]); команда неоднократно выигрывала у немцев, а после победы над командой немецких зенитчиков (в советской историографии эта победа известна как «Матч смерти») футболисты были отправлены в концлагеря. Значительное внимание Форостовский уделял хозяйственной жизни города, транспорту, ремёслам, торговле, поддерживал приусадебное хозяйство. При нём же, как один из отделов городской управы, действовал Музей-архив переходного периода во главе с известным историком и бывшим бургомистром Киева А.Оглоблиным. Дружеские отношения связывали Форостовского с литературоведом Г.А.Костюком, который оставил много сведений о нём в своих воспоминаниях. В 1943 году эмигрировал, поселился в Аргентине, где в 1952 году издал книгу «Киев под вражескими оккупациями» («оккупациями» он считал как немецкую во время 1-й и 2-й мировой войн, так и большевистскую). В этой книге утверждал, в частности, что Крещатик в Киеве уничтожили не немцы, а советские войска, заминировавшие его до прихода врага; при взрывах погиб ряд офицеров СС. Немцы воспользовались этими взрывами как предлогом к полному уничтожению евреев Киева, несмотря на отсутствие указаний сверху (официально немцы начали «окончательное решение» еврейского вопроса лишь в 1942 году). Позднее переехал в США, где и умер 27 ноября 1974 года.
Награды и премии: Знак отличия для восточных народов II класса «в золоте» (Германия).
Сочинения: Форостівський, Леонтій. Київ під ворожими окупаціями. Видавництво Миколи Денисюка. 79 с. Буенос Айрес, 1952.
Литература: Костюк Г. Зустрічі і прощання. Книга 2. Canadian Institute of Ukrainian Studies Press. Edmonton-Toronto. 1998.
1897
Владимир (Лади, Ладо, Леди) Герасимович Бестаев
советский, осетинский и грузинский киноактёр и кинорежиссёр. Пик славы и популярности продолжались с 1919 по 1927 год. Дочь — Татьяна Бестаева, советская и российская актриса театра и кино. Родился в городе Цхинвали Тифлисская губерния, Российская империя, спустя три месяца после рождения дочери переехал с семьёй в Москву. По национальности был осетином. Являлся выдающимся актёром немого кино, а также одним из первых актёров советского немого кино. Являлся яркой актёрской личностью. Даже в рамках бессловесной роли, актёр смог создать цельный, богатый образ горца, защитника бесправных людей. Когда он был студентом в Тифлисе, приехала французская киногруппа. Они снимали фильм «Огнепоклонники». На одну из ролей пригласили его самого. Популярность актёра пришла, когда он снялся у режиссёра Бориса Михина в фильме «Абрек Заур» о борьбе горцев во главе с Заур-беком с царскими властями в середине XIX века. После выхода фильма на экраны успех был грандиозный. Фильм «Абрек Заур», принесший ему славу национального героя, считается одним из первых советских боевиков. Если рассказывать о таком явлении как кавказский кинематограф, то начинать следует, безусловно, с «Абрека-Заура». И как потом писали про актёра в прессе, «он влетел в советский кинематограф лихим джигитом». Когда у Бориса Михина шли пробы, показали ему актёра, он очень ему понравился, а уж когда узнал, что тот уже снялся в «Огнепоклонниках», это был просто полный восторг. И он сам был утверждён на эту роль. Все невероятные смелые трюки в кино он исполнял сам, чему был невероятно счастлив и на протяжении всего съёмочного процесса постоянно фонтанировал идеями. Фильм признан шедевром конца 1920-х годов и прошёл с успехом по всем континентам, всем странам, по всей Европе, о нём очень много писали. И хотя создатели не обладали мировыми именами, «вестерн» был принят на «ура». А исполнителя главной роли американская критика окрестила актёра «кавказским Дугласом Фэрбенксом». В СССР актёра тоже сравнивали с актёром Дугласом Фербенксом, причём сравнение было явно не в пользу последнего. Писали, что «Дуглас Фэрбенкс весь в тренировке, а Бестаев — сама природа!». Знаменитый Виктор Шкловский просто писал: «слава Богу, что Бестаев не похож на старомодного, балетного Дугласа Фербенкса, ведь Бестаев это — ловкость пятипудового, сильного, красивого мужчины». После «Абрека Заура» актёр снялся в приключенческом фильме Олега Фрелиха «Зелимхан» (Грузия-фильм). Фильм смотрится как романтический триллер за вычетом слишком растянутой завязки, где с идеологическим нажимом мотивируется уход в абреки Зелимхана и его товарищей, несправедливо осуждённых и сбежавших из царского застенка. При благоприятных обстоятельствах фильмы «Абрек Заур» и «Зелимхан» могли стать «первотолчком» возникновения особого варианта кавказского вестерна, ибо драматургическая насыщенность, острота характеров и бури страстей в жизни Кавказа не беднее почвы, на которой вестерн закрепился в США. Потом была главная роль в фильме «Закон гор». А вскоре, профессор Левицкий и режиссёр Касьянов пригласили его сняться в главной роли в фильме «Те, кто прозрел». В 1930 году он дебютировал в качестве режиссёра-постановщика, с другом — художником Георгием Джемиевым («Дружба врагов»). Но фильм снять не удалось по ряду объективных причин. Сценарий фильма до дня смерти хранился у его дочери — актрисы Татьяны Бестаевой: «В 1930 году отец сам начал снимать фильм „Дружба врагов“ с художником Джемиевым. Георгий Джемиев был большой его друг. Там герои были: ингуш, чечен и осетин. Сценарий до сих пор лежит у меня дома, и я его храню. Они начали снимать кино, всё как бы было хорошо, но когда они отсняли очень много материала, отправили его на проявку, то оказалось, — несмотря на то, что плёнка была импортная, она была бракованной, и в результате — материал весь бракованный. Это была трагедия, и новых денег на пересъёмку не дали. Вскоре Джемиев попал в автокатастрофу. И дальше началась борьба, трудные годы. Папа с этим сценарием носился всю жизнь. Много раз его куда-то посылал, всё вроде нравилось, и всё никак. И так он лежит у меня до сих пор. Он мне дорог, даже не знаю, что с ним делать. Пусть он наивный, его можно как-то переделать. Именно тема дружбы, соседства…» — вспоминала его дочь Татьяна. «У меня был замечательный отец. Помню, я плохо училась в школе, так мой бедный папа, без конца ходил ко мне в школу, что-то улаживал. Он прожил 90 лет, никогда не болел. Когда ему было 85, звонил мне и спрашивал: „Доченька, лекарство как называется, корвалан?“ Он был очень политизирован и путал корвалол с фамилией политического деятеля Чили — Корвалана. Я восхищалась им. На мои вопросы о самочувствии всегда следовал неизменный ответ: „Как у молодого оленя!“. Ну разве это не чудо?» Скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, 25 июня 1988 года. Похоронен на 30-м участке Введенского кладбища.
Фильмография:
Актёр и каскадёр: 1915 — Огнепоклонники; 1921 — Сын гор — Абрек; 1926 — Абрек Заур — Абрек Заур (Заур-бек); 1926-1928 — Зелимхан — Абрек Зелимхан; 1927 — Закон гор — Исмаил; 1927 — Те, которые прозрели — Янош, венгерский солдат; 1930 — Дружба врагов; 1931 — Ануш.
Режиссёр: 1930 — Дружба врагов.
Литература: Лазаров Х.Г., Кусов Г.И. Лихой киноджигит Бестаев // Раскрытые тайны. — Орджоникидзе: Ир, 1968. — Страницы 58—64.
1897
Леонид Ильич Борисов
русский советский прозаик и эссеист, биограф. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Отец Борисова был портным, мать служила горничной у профессора Академии художеств Адольфа Шарлеманя. В 1915 — окончание гимназии, военная служба, первая публикация. В 1919 Борисов был в РККА, затем работал в различных советских учреждениях. Литературную деятельность Борисов начинал как поэт, но известности он достиг только в 1927 благодаря роману «Ход конём», неоднократно переводившемуся на другие языки. В сталинские времена Борисов публиковал только короткие прозаические произведения, которые критиковались из-за их романтической окрашенности. Отрицательным клеймом был отмечен после партийного постановления 1946 из-за его повести об А.Грине «Волшебник из Гель-Гью» (1945), повесть вызвала также крайне негативную оценку вдовы Грина — Нины Николаевны, но публиковать его не перестали. В 1955 Борисов написал роман о Жюле Верне, в 1957 — о Стивенсоне, в 1963 он написал повесть, в центре которой судьба Сергея Рахманинова. Биографические произведения Борисова основаны не на научном исследовании, а на личных впечатлениях и вымысле. В конце жизни писал преимущественно воспоминания.
Адреса: Малая Пушкарская улица, дом 26; С июня 1935 г. — Набережная канала Грибоедова, дом 9 (дом с «писательской надстройкой»). Умер в родном городе 4 декабря 1972 года.
Сочинения: Борисов Л.И. Ход конем: Роман в 2-х частях. — Ленинград: «Прибой», 1927. — 224 страницы; Борисов Л.И. 2 Леонарди 2: [Рассказы]. — Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, 1928. — 135 страниц; Борисов Л.И. Аквариум. — Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, 1928; Борисов Л.И. Галка (сборник рассказов), 1930; Борисов Л.И. Ремонт, 1931; Борисов Л.И. Работа, 1931; Борисов Л.И. Весьма возможно, 1933; Борисов Л.И. Сеанс окончен, 1934; Борисов Л.И. Начало истории (сборник рассказов), 1938; Борисов Л.И. солнце (сборник рассказов), 1940; Борисов Л.И. Вечерняя заря (сборник рассказов), 1941; Борисов Л.И. Волшебник из Гель-Гью: Романтическая повесть. Оформление С.Майофиса. Редактор С.Д.Спасский. — Ленинград : Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1945. — 176 страниц, иллюстрации; Борисов Л.И. Дунайские волны (сборник рассказов), 1947; Борисов Л.И. Повесть о моих друзьях, 1949; Борисов Л.И. Утро обещает, 1955; Борисов Л.И. Жюль Верн, 1955; Борисов Л.И. Под флагом Катрионы, 1957; Борисов Л.И. Золотой петушок, 1960; Борисов Л.И. Жестокий воспитатель, 1961; Борисов Л.И. Щедрый рыцарь, 1962; Борисов Л.И. В тоске и славе, «Звезда», 1963, № 8-9; Борисов Л.И. Свои по сердцу, 1966; Борисов Л.И. Рассказы о певце Фёдоре Шаляпине, 1966; Борисов Л.И. Драгоценный груз, 1966; Борисов Л.И. Цветы и слёзы, 1967; Борисов Л.И. Родители, наставники, поэты… Книга в моей жизни, 1967; Борисов Л.И. За круглым столом прошлого. Воспоминания, 1971.
Литература: Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В.Казак ; [перевод с немецкого]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Тхоржевский С.С. Печальный сюжет // Открыть окно: Воспоминания и попутные записи. – Санкт-Петербург: Алетейя., 2002. – Страницы 157-164.