• Авторизация


4 июня родились... 04-06-2025 05:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


John_Bauer (577x700, 358Kb)
1882
Йон Бауэр (шведское имя — John Bauer)
шведский художник и иллюстратор. Приобрёл широкую известность благодаря своим иллюстрациям для серии книг «Среди эльфов и троллей» (шведское название — Bland tomtar och troll) — антологии шведского фольклора и сказок, ежегодно публиковавшейся на Рождество. Основные темы его работ — мифология и природа Швеции; также он иногда рисовал портреты. Бауэр родился и вырос в городе Йёнчёпинг. В 16 лет он переехал в Стокгольм для обучения в Королевской академии свободных искусств. Там Йон получил свои первые заказы как иллюстратор книг и журналов, а также встретил художницу Эстер Эльквист, на которой женился в 1906 году. В начале своей карьеры он путешествовал по шведской провинции Лаппланд (Лапландия), Германии и Италии — в дальнейшем культуры этих регионов оказали большое влияние на его творчество. Картины и иллюстрации Бауэра выполнены в стиле романтического национализма; также на него повлияли итальянский Ренессанс и культура финно-угорского народа саами (лапландцев). Когда Бауэру было 36 лет, он, его жена Эстер и их сын Бенгт утонули в озере Веттерн на юге Швеции.
John_BauerМолодой Йон Бауэр (462x700, 341Kb)
Молодой Йон Бауэр
Ранние годы жизни и образование
Йон родился и вырос в городе Йёнчёпинг в южной Швеции. Его отец, Йозеф Бауэр, родился в Баварии, а в Швецию переехал в 1863 году, причём практически без денег. Мать Йона, Эмма Шарлотта Ваделл, родилась в фермерской семье, в приходе Рогберга неподалёку от Йёнчёпинга. Йозеф основал в Йёнчёпинге успешный бизнес по продаже колбасных изделий. До 1881 года семья жила в квартире над лавкой отца, а затем переехала в собственный дом в городе Шёвик, у побережья озера Роксен. Йон рос вместе с двумя братьями (один был младше Йона, другой — старше) и сестрой — Анной Бауэр. Ранняя смерть Анны в 13 лет произвела тяжелое впечатление на Бауэра и его братьев. С детства Бауэр любил проводить время за рисованием, поначалу ограничиваясь небольшими набросками. В школе он часто рисовал карикатуры на своих учителей, чем вызывал их недовольство. Семья не поддерживала его увлечение, однако когда в 16 лет он заявил о своём желании уехать в Стокгольм, чтобы получить там художественное образование, родители восприняли это с энтузиазмом и оказали ему финансовую поддержку. В 1898 году Бауэр стал одним из 40 претендентов на учёбу в Королевской академии свободных искусств. Хотя он был хорошо подготовлен для обучения, его сочли слишком молодым, и в поступлении было отказано. К 1900 году Йон достиг необходимого для поступления возраста и стал одним из 3 абитуриентов, которые были приняты в Королевскую академию в тот год (двумя другими успешными абитуриентами стали его друзья Ивар Камке и Понтус Ланнер). В академии он изучал традиционную иллюстрацию, рисовал растения и средневековые костюмы; в дальнейшем это помогало ему в работе. Там же он получил свои первые заказы на иллюстрирование журналов и книг. В 1904 году Бауэр отправился в Лаппланд, чтобы принять участие в иллюстрировании книги, посвящённой культуре этой провинции и её «экзотической дикой природе». В конце 1905 года Йон покинул академию и официально указал в своей визитной карточке, что работает «художником».
John_BauerЛапландцы в метели (700x498, 498Kb)
«Лапландцы в метели» (швед. Lappar i snostorm), 1904—1905
Поездка в Лаппланд
После того как на севере Швеции были открыты месторождения железной руды, в провинции Лаппланд, которая до этого считалась экзотической дикой местностью, появилось множество перспектив для индустриального развития. Воспользовавшись удобным моментом, Карл Адам Виктор Лундхольм опубликовал свою книгу «Лаппланд, великая шведская земля будущего» (шведское название — Lappland, det stora svenska framtidslandet). Он привлек к созданию иллюстраций для книги многих известных шведских художников, таких как Карл Тирен, Альфред Торн, Пер Даниэль Холм и Хьялмар Линдберг. Поскольку в сравнении с ними Бауэр был ещё неопытным иллюстратором, Лундхольм решил проверить его способности и поручил сделать несколько рисунков, изображающих быт народа саами в Скансене. 15 июля 1904 года Бауэр отправился в Лаппланд и провёл там около месяца. Он был поражен местными видами и яркими пейзажами, ведь провинция Смоланд, где он вырос, покрыта в основном густыми тёмными лесами. Встречи Йона с саамским народом и их культурой оказали большое влияние на его более позднее творчество. Он сделал множество фотографий и эскизов их инструментов, костюмов и других предметов, которые видел, а также писал заметки. Тем не менее, ему трудно было сблизиться с саамами. Этот опыт он подробно описал в своём дневнике и в письмах к семье и друзьям. Книга о Лаппланде была опубликована в 1908 году, и в ней содержалось 11 акварелей Бауэра. Он написал их уже в Стокгольме, почти через 18 месяцев после посещения провинции. В работе Бауэр использовал фотографии и эскизы, которые он сделал во время своей поездки. Многие фотографии он использовал в дальнейшем и в других своих иллюстрациях. В частности, некоторые элементы саамской культуры, такие как изогнутые ножи, ботинки, копья, котлы и пояса были использованы Бауэром для иллюстрирования сказок о троллях, которые впоследствии и принесли ему известность.
John_BauerСказочная принцесса (353x700, 275Kb)
«Сказочная принцесса» (швед. Sagoprinsessan), 1904, набросок маслом
Брак
Бауэр познакомился с Эстер Эллквист в Королевской академии свободных искусств. Поскольку женщинам не разрешалось посещать те же курсы, что и мужчинам, Эллквист обучалась в отдельной группе для женщин, где образовательный процесс проходил несколько иначе (например, моделям нельзя было снимать с себя всю одежду). Бауэр начал ухаживать за ней в 1903 году, однако в то время они виделись редко, и общение проходило в основном по переписке. Их отношения развивались по мере того, как в письмах они делились друг с другом своими мечтами, стремлениями и сомнениями. Для Бауэра Эллквист стала источником вдохновения, музой и «сказочной принцессой»; именно так он впервые изобразил её в своей одноимённой картине. Первые наброски Йон сделал с помощью масляных красок в 1904 году, а в 1905 году завершил картину. В ней Эллквист предстаёт как сильная, недостижимая Валькирия. В 1905 году картина была показана на первой выставке Бауэра, проходившей в городе Гетеборг, в художественной академии Валанд (где он был одним из одиннадцати дебютантов). Затем, в 1906 году, картина выставлялась в Норрчёпинге, где её продали частному коллекционеру. Сейчас картина находится в музее Йёнчёпинга.
John_BauerСемья Бауэра (700x596, 605Kb)
Семья Бауэра: его жена Эстер и сын Путте (Бенгт)
Бауэр хотел поселиться с Эстер в небольшом доме ближе к лесу, где он любил гулять в поисках вдохновения. Эллквист, напротив, выросла в Стокгольме и наслаждалась светской жизнью в городе. Она хотела жить со своим мужем в комфорте и завести детей. В то время Бауэр был ещё недостаточно известен как художник, и поэтому не мог своей работой обеспечивать семью; на протяжении всей своей жизни он полагался на финансовую помощь отца. Йон сделал предложение Эллквист, так и не получив одобрения своих родителей, которые считали, что он сначала должен построить карьеру. Бауэр и Эллквист поженились 18 декабря 1906 года. О первых годах их совместной жизни мало что известно, так как они жили в одном доме и у них уже не было необходимости писать друг другу письма. Бауэр иллюстрировал обложки журналов и начал работу над антологией сказок «Среди эльфов и троллей».
[621x700]
Автопортрет, 1908
В 1908—1910 годах Йон и Эстер вместе отправились в поездку по Италии и южной Германии. В 1914 году они купили дом на берегу озера Банн, недалеко от города Гренна, а в следующем году родился их сын Бенгт (которого они называли Путте). Рождение Путте ознаменовало счастливое время для пары. В 1915 году Бауэр сделал свои последние иллюстрации для серии «Среди эльфов и троллей», а затем занялся творческими поисками: создавал монументальные фрески, сочинял сказочные детские пьесы, написал либретто для балета «Горный король» (швед. Bergakungen), а также писал картины в стиле модернизма. Однако у Йона больше не было стабильного дохода, который приносили иллюстрации; кроме того, он часто отсутствовал дома, оставляя Эллквист одну. В 1918 году в одном из писем жене он выразил мысль о разводе.
John_BauerПринцесса-лебедь (689x700, 465Kb)
«Принцесса-лебедь» (шведское название — Svanhamnen), 1908
Поездка в Италию
В 1902 году Бауэр впервые побывал в Германии со своим отцом, и средневековые немецкие города произвели на художника большое впечатление. Поэтому, когда в 1908 году у Йона появилась возможность совершить длительное путешествие по Европе за счёт отца, он решил отправиться с женой сначала в Германию, а затем в Италию. Эстер и Йон посетили Верону, Флоренцию и Сиену, провели два месяца в Вольтерре и затем отправились в Неаполь и на остров Капри, а зиму провели в Риме. В ходе своих поездок они занимались изучением искусства, посещали церкви и музеи, а по вечерам наслаждались атмосферой небольших таверн; обо всём этом Бауэр рассказывал в письмах, которые он отправлял домой семье. Знакомство с ранним итальянским Возрождением оказало глубокое влияние на творчество художника. Его блокноты того времени полны зарисовок античных предметов и произведений искусства эпохи Ренессанса. Некоторые из этих набросков Бауэр затем использовал в работе: считается, что один из портретов за авторством Боттичелли был взят им за основу для иллюстрации к сказке «Принцесса-лебедь». Также в это время Йон заинтересовался фресками. Вдохновляясь творчеством Пьеро делла Франчески, в 1913 году он создал собственную работу в этой технике под названием «Святой Мартин и нищий». Однако через какое-то время Бауэр начал тосковать по дому, по спокойствию и тишине шведского леса; впоследствии благодаря этому были написаны одни из лучших его «зимних» картин, изображающих покрытый снегом темный лес и сверкающее крошечными звездами небо. Ему с женой пришлось вернуться в Швецию после того, как в том доме, где они жили в Риме, произошло убийство. Йон был допрошен итальянской полицией, и, хотя он никогда не числился подозреваемым, эта история приобрела широкую огласку, оставив художнику неприятные воспоминания о поездке.
Смерть на озере Веттерн
В 1918 году Бауэр, Эстер и их двухлетний сын Бенгт собирались переехать в новый дом в Стокгольме, где Йон надеялся начать новую жизнь. Ранее в том же году рядом с посёлком Гёта произошло крушение поезда, которое широко освещалось в шведских газетах. Поэтому Бауэр решил, что возвращаться в Стокгольм именно водным путём — на пароходе «Пер Браге» — будет безопаснее.
John_BauerПер Браге (544x700, 160Kb)
«Пер Браге» в Стокгольме после подъема со дна, 1922
19 ноября 1918 года «Пер Браге» покинул порт города Гренна и начал путь в Стокгольм. Пароход был нагружен железными плитами, швейными машинами и бочками с продуктами. Весь груз не помещался в трюме, поэтому значительную его часть оставили на палубе; в результате верхняя часть корабля оказалась перегружена. Была плохая погода, и к тому времени, как пароход вышел в море, начался сильный шторм; из-за ветра часть груза начала падать за борт, еще больше раскачивая корабль. Пароход опрокинулся и затонул всего в 500 метрах от следующего порта. Все 24 человека на борту погибли, включая семью Бауэров. Большинство пассажиров не смогли выбраться из своих кают.
John_BauerИллюстрация (700x615, 566Kb)
Иллюстрация Йона Бауэра к сказке «Агнета и Морской король», 1911
Обломки корабля были найдены 22 ноября 1918 года на глубине 32 метров, а 12 августа 1922 года они были подняты со дна. Расследование показало, что только треть груза была сложена в трюм парохода, остальная же его часть стояла на палубе. Операция по поднятию останков судна привлекла широкое внимание общественности: по некоторым оценкам, посмотреть на неё пришло около 20 000 человек. Одна швейная машинка с парохода была разбита на кусочки, которые затем можно было приобрести в качестве сувенира за одну крону. Кинохроники, на которых было запечатлено поднятие судна, показывали в кинотеатрах по всей Швеции. Газеты подпитывали народные суеверия о том, что мифические существа из леса забрали Бауэра, потопив корабль. Большинство спекуляций были связаны со сказкой «Агнета и Морской король» (шведское название — Agneta och sjökungen) 1910 года, в которой Морской король завлекает молодую принцессу в глубины озера. 18 августа 1922 года семья Бауэров была похоронена в Йёнчёпинге.
Современное влияние
В 1982 году к 100-летию Йона Бауэра в Швеции были выпущены три, а позднее (в 1997 году) ещё четыре марки по мотивам Сказок гномов и троллей. Норвежский музыкант Mortiis использовал работы Бауэра в оформлении нескольких своих ранних эмбиентных альбомов.
Галерея:
John_BauerПринцесса Тувстарр (693x700, 530Kb)
Принцесса Тувстарр (1913) — одна из самых значительных работ Бауэра
John_BauerИллюстрация к зимней сказке (572x700, 632Kb)
Иллюстрация к зимней сказке о рождественском козле (1912 г.)

Karl-Valentin (505x700, 134Kb)
1882
Карл Валентин (Фалентин; немецкое имя — Karl Valentin; настоящее имя — Валентин Людвиг Фей, Valentin Ludwig Fey)
немецкий комик, артист кабаре, кинорежиссёр, автор скетчей и куплетов. Валентин Людвиг Фей родился в пригороде Мюнхена, в 1888—1895 годах посещал народную школу, затем выучился на столяра и работал по специальности до 1901 года. В рабочей самодеятельности раскрылся его юмористический дар, и в 1902 году Валентин Фёей «повесил на гвоздь» свою профессию, — сейчас этот гвоздь, давший начало крылатому выражению с лёгкой руки Карла Валентина, можно увидеть вбитым в стену одного из залов богатого на забавные экспонаты и причудливые документы Музея Валентина и Карлштадт в Мюнхене (немецкое название — Karl-Valentin-Museum). Взяв себе сценическое имя Карл Валентин, он начал выступать в варьете в качестве куплетиста, аккомпанируя себе на мандолине. После неудачных гастролей в разных городах Карл Валентин в 1908 году вернулся в Мюнхен. Здесь к нему впервые пришёл успех с монологом собственного сочинения «Аквариум». Валентин был приглашён в «Фольксзенгербюне» (Volkssängerbühne), где вскоре получил признание, выступая от случая и к случаю и на других сценах.
Karl_Valentin_und_Liesl_Karlstadt_008296 (550x700, 143Kb)
Карл Валентин и Лизль Карлштадт
В 1911 году он познакомился с Элизабет Веллано (1892—1960), двумя годами позже ставшей его постоянной партнёршей под сценическим именем Лизль Карлштадт. В 1912 году Валентин увлёкся кинематографом; первым его фильмом стала 8-минутная «Свадьба Карла Валентина» — сатира на институт брака. Он создал в общей сложности около 40 фильмов, в основном короткометражных; нередко просто снимал на киноплёнку свои сценические скетчи. После прихода к власти нацистов в 1933 году Валентин не эмигрировал из Германии, как многие его друзья; относился к нацистскому режиму скептически, но от высказываний на политические темы воздерживался. За годы своей сценической деятельности Карл Валентин создал и блистательно исполнил более 450 одноактовых пьесок, миниатюр, скетчей и куплетов. Его в значительной степени созданная на основе абсурдно-логического словотворчества драматургия, оказавшая влияние на многих современников, в том числе на Бертольта Брехта, была обозначена Куртом Тухольским как «адский танец Благоразумия вокруг обоих полюсов Сумасшествия». Не имевший постоянной работы, страдавший от недоедания Валентин умер от воспаления лёгких после переохлаждения, полученного после того, как он по недосмотру оказался запертым на ночь в одном из неотапливаемых мюнхенских театров.Умер в родном городе 9 февраля 1948 года.
Karl_Valentin_-_Grabstätte (523x700, 600Kb)
Похоронен в Планеге под Мюнхеном.
Орден шутки
Орден Карла Валентина, учреждённый мюнхенским карнавальным «Обществом дураков» (нем. «Narrenhalla»), в честь артиста. В дни фашинга орденом награждаются деятели политики, науки, искусства (из разных стран) за остроумную публично произнесённую речь, шутку, цитату. Среди награждённых орденом: Франц Йозеф Штраус, Ханс Дитрих Геншер, Бруно Крайский и др.
Karl-ValentinФонтан (525x700, 510Kb)
Фонтан Карла Валентина на площади Виктуалиенмаркт в Мюнхене
Творчество
Фильмография: 1913 — Свадьба Карла Валентина / Karl Valentins Hochzeit (короткометражный, 8 мин.); 1913 — Веселые бродяги / Lustigen Vagabunden (короткометражный, 5 мин.); 1914 — Новый стол / Neue Schreibtisch (короткометражный, 8 мин.); 1922 — Мистерии одной парикмахерской / Mysterien eines Frisiersalons (совместно с Э.Энгелем и Б.Брехтом; короткометражный, 25 мин.); 1923 — На Октоберфесте / Auf der Oktoberfestwiese (короткометражный, 12 мин.); 1929 — Эксцентрик / Sonderling; 1932 — В фотоателье / Im Photoatelier (короткометражный, 23 мин.); 1932 — Проданная невеста / Die verkaufte Braut (первый звуковой фильм Валентина); 1933 — Репетиция оркестра / Orchesterprobe (короткометражный, 22 мин.); 1933 — Проклятый прожектор / Verhexte Scheinwerfer (короткометражный, 20 мин.); 1934 — Поход в театр / Theaterbesuch (короткометражный, 25 мин.); 1934 — Конфирмант / Firmling (короткометражный, 23 мин.); 1934 — В музыкальном магазине / Im Schallplattenladen (короткометражный, 18 мин.); 1935 — Вишни в соседском саду / Kirschen in Nachbars Garten; 1936 — Роковое соло / Verhaengnisvolle Geigensolo (короткометражный, 17 мин.); 1936 — Наследство / Erbschaft (короткометражный, 20 мин.); 1936 — Гром, молния и солнечный свет / Donner, Blitz und Sonnenschein; 1937 — Навеки твой / Ewig Dein; 1938 — Мюнхен / München; 1941 — В аптеке / In der Apotheke.
Karl-Valentinпочтовая марка (700x693, 317Kb)
почтовая марка ФРГ
Литература: Маркина Л.Г. Орден Карла Фалентина // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общей редакцией профессор Н.В.Муравлёвой. — Москва: АСТ, 2006. — Страница 498. — 1181 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-17-038383-5.

[540x699]
1882
Фёдор Фёдорович Комиссаржевский
российский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра, художник и переводчик. Сын оперного певца Ф.П.Комиссаржевского, брат В.Ф.Комиссаржевской. Основатель театра имени В.Ф.Комиссаржевской, который работал в 1914-1919 и 1923-1925 годах. После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров Англии, с 1939 года жил и работал в США. Фёдор Фёдорович Комиссаржевский родился в Венеции. Его отец, известный певец Ф.П.Комиссаржевский, в своё время тайно обвенчался в Царском Селе с дочерью командира Преображенского полка Марией Николаевной Шульгиной, в браке с которой родились три дочери: Вера, Надежда и Ольга. Во время гастрольного турне Ф.П.Комиссаржевский познакомился с литовской княжной Курцевич, на которой вскоре женился; в этом браке и родился Фёдор Фёдорович. Он получил архитектурное образование. Входил в число пайщиков Драматического театр В.Ф.Комиссаржевской, который открылся 28 сентября 1904 года в здании Санкт-Петербургского «Пассажа» спектаклем «Уриэль Акоста» Гуцкова. Это был демократичный интеллигентный театр, основу репертуара которого составляли произведения Г.Ибсена, А.П.Чехова и А.Н.Островского. С 1904—1909 годы Фёдор Фёдорович возглавлял постановочную часть театра, для которого перевёл пьесы Августа Стриндберга, Кнута Гамсуна и Карло Гольдони. Поставил на сцене пьесы «Бесовское действо» А.М.Ремизова (1907), «Чёрные маски» Л.Н.Андреева (1908, совместно с А.П.Зоновым), «Праматерь» Ф.Грильпарцера (1909, оформление А.Н.Бенуа) и «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони (1909). Режиссёрские работы были близки к классическим традициям символизма. В 1909 году вместе с Н.Н.Евреиновым организовал театральное кабаре под названием «Веселый театр для пожилых детей». В 1910 году переехал в Москву. Через некоторое время открыл свою театральную школу. В студии поставил спектакли «Фауст» Гёте и «Идиот» Достоевского. Большое внимание уделял проблемам актёрского перевоплощения, придерживался традиционному построению спектакля и системы К. С. Станиславского. Был режиссёром Театра К.Н.Незлобина, в труппе которого иногда играла его сестра, поставил спектакли «Мещанин во дворянстве» Мольера (1911), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского (1910), «Принцесса Турандот» К.Гоцци (1912) и «Идиот» по Достоевскому (1913). На сцене Малого театра поставил спектакль «Лекарь поневоле» Мольера (1913). Мастерская Комиссаржевского готовила универсальных актёров, кроме актёрского мастерства, владевших сценическим движением и вокалом. Среди актёров были Игорь Ильинский и Михаил Жаров. На основе школы-студии, в 1914 году вырос театр имени В.Ф.Комиссаржевской, в репертуар которого вошёл «Скверный анекдот» по Достоевскому (1915). После революции был оперным режиссёром, работал в Большом театре и оперном театре Зимина. Ставил оперы «Евгений Онегин» и «Князь Игорь». В 1918 году вместе с В.М.Бебутовым организовал Театр-студию ХПСРО, в котором ставились как драматические, так и оперные спектакли. Здесь Комиссаржевский поставил, в частности, «Похищение из сераля» В.А.Моцарта и «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха; большой удачей режиссёра стала постановка «Бури» У.Шекспира (совместно с Бебутовым). У Ф.Ф.Комиссаржевского было много жён, но официальных, по некоторым сведениям, всего три. Первой женой была молодая актриса Елена Комиссаржевская (урождённая Акопян, 1895-1981), впоследствии жена основателя «Летучей мыши» Н.Ф.Балиева и артистка труппы «Le Théâtre de la Chauve-Souris». В 1919 году эмигрировал в Лондон. Уже в июне 1919 года представил оперные сезоны, с оперным тенором Владимиром Розингом и дирижёром Адрианом Боултом. Преподавал в Королевской академии драматического искусства. Среди его студентов были многие известные актёры: Джон Гилгуд, Чарльз Лоутон, Доналд Волфит, Кристофер Пламмер, и будущая жена, оскароносная английская актриса Пегги Эшкрофт. С 1925 по 1936 годы ставил в английском театре пьесы Антона Павловича Чехова: «Иванов» (1925), «Дядя Ваня» (1926), «Три сестры» (1926) и «Чайка» (1936). В 1936 году поставил «Короля Лира» Шекспира в Royal Shakespeare Theatre в Стратфорд-на-Эйвоне (1936). Часто свои спектакли оформлял сам, изучал историю костюма. С 1923 по 1924 год поставил на сцене Театра Елисейских полей спектакли: «Дорога в Лувр» А.Милна (на английском языке), «Клуб мандариновых уток» А. Дювернуа и П.Фортуни, «Дуэнья» Р. Шеридана. Был приглашен режиссёром Английского театра. В 1925 году открыл свой частный маленький театр «L’Arc-en-Ciel». В 1931 году сделал свою инсценировку и эскизы костюмов для «Пиковой дамы» А. Пушкина, спектакль был поставлен на сцене театра «Madeleine» французским составом труппы Н.Балиева «Le Théâtre de la Chauve-Souris». После начала Второй мировой войны Комиссаржевский переехал в США. Работал в театрах, поставил «Преступление и наказание» Ф.Достоевского (1947) и оперу «Воццек» А.Берга (1952). Умер в городе Дариен, Коннектикут, США, 16 апреля 1954 года.
Семья
Фёдор Комиссаржевский первым браком был женат на русской актрисе Е.А.Балиевой (1895-1981), английской актрисе Пегги Эшкрофт и Эрнестин Стоделл (Ernestine Stodelle, 1912—2008) известной танцовщице балета модерн. Через два года после смерти Фёдора, 1956 году Эрнестин Стоделл вышла замуж за известного литературного критика Джона Чэмберлена (John R. Chamberlain), вдовца, у которого были дочери Элизабет (Elizabeth Huss) и Маргарет (Margaret Davis), которая брала уроки в студии Стоделл и познакомила их. Владимир Комиссаржевский — сын Елены Акопян и Фёдора Комиссаржевского; Таня Метакса (Tanya K. Metaksa), 1936 года рождения — дочь Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского; Кристофер Комиссаржевский — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского; Бенедикт Комиссаржевский, 1947 года рождения — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского; Джон Чэмберлен-мл. (John Chamberlain Jr.) — сын Эрнестин Стоделл и Джона Чэмберлена; Элизабет Чэмберлен — Хасс (Elizabeth Chamberlain — Huss); Маргарет Чэмберлен — Дэвис (Margaret Chamberlain — Davis).
Известные родственники
Через 57 лет после смерти Комиссаржевского, 13 октября 2011 тридцатилетний приёмный сын Бенедикта (сына режиссёра), Джошуа, решением суда присяжных штата Коннектикут был признан виновным в зверских убийствах. 9 декабря 2011 года суд присяжных рекомендовал приговорить Джошуа к смертной казни.
Творчество:
Постановки в Театре Комиссаржевской: 1914 — «Дмитрий Донской» В.А.Озерова (совместно с В.Г.Сахновским); 1914 — «Гимн Рождеству» по Ч.Диккенсу; 1915 — «Скверный анекдот» по Достоевскому; 1915 — «Каждый человек» (моралите XV века); 1915 — «Ночные пляски» Ф.К.Сологуба (с А.П.Зоновым); 1915 — «Выбор невесты» Э.Т.А.Гофмана (с Сахновским); 1915 — «Проклятый принц» А.М.Ремизова (с Зоновым); 1916 — «Майская ночь» по Н.В.Гоголю (с А.П.Зоновым); 1916 — «Электра» Г.Гофмансталя; 1917 — «Лизистрата» Аристофана; 1917 — «Пан» Ван Лерберга (с Сахновским). Сочинения: 1910 — Федор Комиссаржевский. «История костюма» = уникальные материалы по истории костюма с древнейших времен до конца 19-го века. — Санкт-петербург, 1910; 1916 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Театральные прелюдии». — Москва: «типо-литография Коркина», 1916; 1916 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Творчество актера и теория Станиславского». — 1916; 1929 — Theodore Komisarjevsky. «Myself and the theatre» = Мемуары. Дневники. Письма. — Лондон, 1929; 1931 — Theodore Komisarjevsky. «Costume of the theatre». — Лондон, 1931; 1935 — Theodore Komisarjevsky. «The theatre and a changing civilisation». — Лондон, 1935; 1999 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Я и Театр» = Мемуары. Дневники. Письма (Переписка Ф.Ф.Комиссаржевского) / Перевод И.Л.Алпатовой. — Москва: Искусство, 1999. — 278 страниц. — ISBN 5-210-01355-3; 2000 — Поль Фор. Поль Мари Верлен. Морис Метерлинк. Шарль Ван Лерберг. Антонен Арто. «Французский символизм. Драматургия и театр» = «Le symbolisme francais: La dramaturgie et le theatre» / Составитель: Вадим Максимов. Перевод: Федор Комиссаржевский.. — Москваа: Ars Pura. Французская коллекция, 2000. — 480 страниц — 4 000 экземпляров. — ISBN 5-93762-002-X; 2000 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Письмо Ф.Ф.Комиссаржевского правлению художественно-просветительного союза рабочих организаций (сезон 1918/1919 г.)» = «Оперная режиссура: история и современность» (Сборник статей и публикаций). — Москва : РИИИ, 2000. — Страницы 118-120. — 480 страниц — (Антология). — 250 экземпляров. — ISBN 5-86845-035-3; 2005 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «История костюма». — Москваа: Астрель, АСТ, 2005. — 336 страниц — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-17-018578-2; 2009 — Горестный эпистолярий. Письма Ф.Ф.Комиссаржевского В.Г.Сахновскому, О.Д.Каменевой, А.В.Луначарскому и др. 1915—1919. Публикации, вступительная статья и комментарии В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 4 / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2009. Страницы 324—351. ISBN 978-5-91674-027-1; Канва судьбы. Ф.Ф.Комиссаржевский. Автобиография. Приложение: Письма Ф.Ф.Комиссаржевского К.С.Станиславскому (1910–1915) / Публикации, вступительная статья и комментарии М.В.Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2014. Выпуск 5. Страницы 792–820; Хроника несостоявшегося возвращения. Ф.Ф.Комиссаржевский – Е.К.Малиновская: письма 1917–1934. Приложение: Письмо Н.Я.Береснева Ф.Ф.Комиссаржевскому (1924) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2019. Страницы 369–418; «Великий герцог без трона, без родины и без денег». Письма Ф.Ф.Комиссаржевского к М.А.Бенуа 1930-х годов / Публикации, вступительная статья и комментарии М.В.Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2019. Страницы 419–458. Публиковал статьи по вопросам театра в журналах «Студия» и «Маски». Автор статей в Британской энциклопедии. Адреса в Москве: Некоторое время жил в доме № 8 по Настасьинскому переулку. Здесь же, в особняке конца XIX века (№ 5, стр. 1) находился возникший из студии театр имени В.Ф.Комиссаржевской, которым он руководил. Литература: 1928 — Крыжицкий Г. «Режиссерские портреты». — Москва-Ленинград, 1928; 1961 — Ильинский И. «Сам о себе». — Ленинград, 1961; 1976 — Любомудров М. «Ф.Ф.Комиссаржевский – режиссер и теоретик сцены» = У истоков режиссуры. — 1976; 1979 — Richard E.Menneen. «Theodor Komisarjievsky's Production of The Merchant of Venict». — Theatre Journal. — The Johns Hopkins University Press, 1979. — Страница 386; 1991 — Бартошевич А. «Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир» // Московский наблюдатель. — 1991. — Выпуск 11; 1997 — Иванов В.В. Федор Федорович Комиссаржевский // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. Москва: РОССПЭН, 1997. Страницы 299—301; 2008 — М.Авриль, Т.Гладкова, В.Лосская (Париж); Л.Мнухин, Н.Осипова, Т.Полуэктова, О.Ростова, Н.Рыжак, В.Телицын (Москва). «Российское зарубежье во Франции 1919-2000» = Биографический словарь в трёх томах. — Дом-музей Марины Цветаевой. — Москва: Наука, 2008-2010. — ISBN 978-5-02-036267-3; 2011 — Frederic P. Miller. «Theodore Komisarjevsky». — 2011. — 80 страниц. — ISBN 978-6-1338-0670-2; [09] Горестный эпистолярий. Письма Ф.Ф.Комиссаржевского В.Г.Сахновскому, О.Д.Каменевой, А.В.Луначарскому и др. 1915–1919. Публикации, вступительная статья и комментарии В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Выпуск 4. Москва: Индрик, 2009. Страницы 324–351; 2019 Хроника несостоявшегося возвращения. Ф.Ф.Комиссаржевский – Е.К.Малиновская: письма 1917–1934. Приложение: Письмо Н.Я.Береснева Ф.Ф.Комиссаржевскому (1924) / Публикации, вступительная статья и комментарии В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 7 / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2019. Страницы 369–418; 2019 «Великий герцог без трона, без родины и без денег». Письма Ф.Ф.Комиссаржевского к М.А.Бенуа 1930-х годов / Публикации, вступительная статья и комментарии М.В.Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 7 / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2019. Страницы 419–458.

[564x700]
1882
Петер Эрвин Лендваи (немецкое мя - Peter Erwin Lendvai)
немецкий композитор и хоровой дирижёр венгерского происхождения. Дядя Камилло Лендваи. Родился в Будапеште. В 1905 окончил Будапештскую консерваторию по классу композиции у Ганса фон Кёсслера. Совершенствовался у Дж.Пуччини в Италии. С 1906 г. жил и работал в Германии. Оказал влияние на многих композиторов, писавших для хора. В 1913-1914 преподавал в Институте ритма Э.Жака-Далькроза в Хеллерау, в 1914-1922 вёл класс композиции в консерватории Клиндворта - Шарвенки в Берлине, сотрудничал в качестве музыкального критика в социалистических журналах. В 1923-1924 преподавал композицию в народной музыкальной школе, был дирижёром певческого общества учителей в Гамбурге, руководил певческими обществами в Кобленце, Мюнхене, возглавлял народные хоры, в том числе рабочие хоровые союзы в других городах Германии. В качестве дирижёра в 1929 г. исполнил на Берлинском радио премьеру хорового сочинения Арнольда Шёнберга «Счастье» (Op. 35 No. 4). В 1933 эмигрировал, с 1938 жил в Великобритании. Известен как мастер хоровой музыки (около 450 сочинений). Особенно значительны его мужские хоры, оказавшие влияние на современную хоровую культуру. Издал хоровой сборник: "Песни народов мира" ("Weltgesang", 1926-30), "Схола канторум" (1927), "Полифонический мужской хор" ("Der Polyphonische Mдnnerchor", тетради 1-6, 1928). Среди других сочинений - опера "Эльга" (1916, по одноимённой пьесе Герхарта Гауптмана; Мангейм, 2-я редакция, 1918), Псалом "Освобождение" ("Psalm der Befreiung", для солиста, хора и оркестра, 1931), симфония (1910), оркестровые произведения, камерно-инструментальные ансамбли, инструментальные пьесы, романсы, песни и др. Симфония Лендваи (в исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением Карла Мука) заставила рецензента «Нью-Йорк Таймс» заметить, что хотя у этой симфонии в целом суровое выражение лица, так что вряд ли она завоюет много друзей при первом прослушивании, — это, безусловно, работа музыканта, наделённого оригинальной, индивидуальной силой. Лендваи принадлежат также камерные, хоровые и органные сочинения. Умер в Эпсоме (графство Суррей) 21 марта 1949 года. Литература: Leichtentritt H., Erwin Lendvai, В., 1912; Butz J., Erwin Lendvai, Z., 1930; Gappenach H., Schцpfer des modernen Chorsatzes, в книге: Festschrift des Wьrttembergischen Sдngerbundes, (Stuttg.), 1952; его жe, E. Lendvai zur Erinnerung, "Der Chor", 1958, No 10, S. 48.

[437x700]
1882
Михаил Бонифатьевич Шатилов
сибирский общественный и политический деятель, публицист, этнограф, эсер. Родился в селе Смоленское Бийского округа Томской губернии (ныне Смоленский район Алтайского края), в семье сельского учителя, окончил духовное училище и духовную семинарию в Томске. В 1909 году — юридический факультет Томского университета. Позже, по некоторым сведениям, также окончил два курса историко-филологического факультета того же университета. Служил помощником крестьянского начальника в Змеиногорском, Бийском и Барнаульском уездах Томской губернии, затем — присяжным поверенным. Со студенческих лет работал в газете «Сибирская жизнь» и «Ежемесячном журнале» В.С.Мироедова. Редактировал и издавал журнал «Сибирский студент» в 1914—1917 годах. С 25 марта по 27 июня и с 31 августа по 3 ноября 1917 года — редактор газеты «Голос Свободы», издательства Томского губернского комитета общественного порядка и безопасности (после 20 мая 1917 года — Губернского народного собрания). Шатилов был учеником и последователем Григория Николаевича Потанина, сторонником идей автономии Сибири. При царизме неоднократно подвергался арестам. В начале Февральской революции вступил в партию эсеров. Состоял помощником комиссара Временного правительства в Томской губернии, участвовал в работе московского Государственного совещания, был избран депутатом Всероссийского учредительного собрания от Алтайской горной думы, Алтайского губернского совета крестьянских депутатов и ПСР, но в его работе участия не принимал. Будучи членом исполкома Томского губернского собрания, Шатилов стал одним из организаторов комиссии по областному самоуправлению в Сибири. По его докладу 1я сессия Губернского народного собрания приняла резолюцию «Об Областной Думе» и «По областному самоуправлению». На первом Сибирском областном съезде в Томске (8 — 17 октября 1917) Шатилов выступил с докладом «Сибирь как составная часть Российской Федеративной Республики». Был избран в состав временного исполкома Сибирского областного съезда. На Чрезвычайном общесибирском съезде (6 — 15 декабря 1917 года) был избран от фракции эсеров в состав Временного Сибирского Областного Совета. В ночь на 26 января 1918 года вместе с другими депутатами Областной думы был по постановлению исполкома Совета рабочих и красноармейских депутатов арестован. Находился в заключении до 3 февраля 1918 года. Участники нелегальной сессии Сибирской Областной Думы в Томске в ночь на 29 января 1918 года заочно избрали Шатилова в состав Временного Правительства Автономной Сибири (П.Я.Дербера) в качестве министра без портфеля. После падения советской власти в Сибири 30 июня 1918 года Шатилов вошёл в состав Временного Правительства Автономной Сибири в качестве министра туземных дел. Будучи единственным эсером в правительстве, Шатилов вызвал неприязнь со стороны правой его части, в ночь на 21 сентября 1918 года был арестован и под угрозой расстрела подал прошение об отставке. После восстановления советской власти в Томске в декабре 1919 года Шатилов работал в университете на кафедре «Туземное право и быт» с 1920 по 1922 год, был одним из инициаторов создания и директором Томского краевого музея (1922—1933), занимался этнографическими исследованиями. В 1924 и 1926 годах организовал и провёл этнографические экспедиции в Нарымский край и на реку Вах. В 1927—1928 занимался изучением русского населения в районах рек Чулым и Шегарка. Публично через газету отрёкся от партии эсеров в декабре 1923 года. Несмотря на это, неоднократно задерживался органами ВЧК-ОГПУ (1920, 1921, 1931). В апреле 1933 года Шатилов был арестован по сфабрикованному обвинению в принадлежности и руководстве организацией «Белогвардейский заговор». Свою «вину» признал и 5 августа 1933 года коллегией ОГПУ СССР был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал заключение на Соловках. В 1937 г. был этапирован в Ленинград и 25 ноября 1937 г. приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 12 декабря 1937 года. Место захоронения точно неизвестно. В июне 1959 года военным трибуналом Сибирского военного округа Шатилов был реабилитирован.
[700x392]
Сочинения: «Культурно-экономические перспективы Сибири», Сибирский студент, 1914, № 2,3; «Исторический очерк и обзор Томского краеведческого музея», Труды Томского краеведческого музея, Томск, 1927, том 1; «Остяко-самоеды и тунгусы Принарымского района», Труды Томского краеведческого музея, Томск, 1927, том 1; «Ваховские остяки (Родовые и семейные отношения, управление, суд и обычное право)», Труды Томского краеведческого музея, Томск, 1929, том 2; «Ваховские остяки (Этнографические очерки)», Труды Томского краеведческого музея, Томск, 1931, том 4. Источники: Гинс Г.К. «Сибирь, союзники и Колчак», Пекин, 1921, том 1; Шатилов Михаил Бонифатьевич, oblastnichestvo.lib.tomsk.ru; «Былое и новь: Краеведческий альманах», Томск, 1992; Вибе П.П. «Шатилов Михаил Бонифатьевич», Омский историко-краеведческий словарь, Москва, 1994; Лукина Н.В. «Шатилов как этнограф», Труды Томского краеведческого музея, Томск, 1994, том 7; Уйманов В.Н. «Репрессии. Как это было…: Западная Сибирь в конце 1920-х — начале 1950-х годов», Томск, 1995; «Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города», Томск, 2004.

[512x700]
1883
Дмитрий Иванович Азбукин
выдающийся русский советский дефектолог, врач-психоневролог. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Член-корреспондент Академии Педагогических Наук РСФСР. Член КПСС с 1942. Д.И.Азбукин родился в городе Орёл, в семье помощника смотрителя 2-го Орловского духовного училища. Закончил медицинский факультет Московского университета. В 1905 г. участвует в Москве в революционных событиях. В 1907 г. был арестован за участие в этих событиях. Во время Первой мировой войны служил военным врачом психиатром в Москве а затем главным врачом неврологического госпиталя в городе Ровно. В 1919 г. избирается профессором кафедры психиатрии Уральского университета. В 1922 г. в Москве получает степень доктора медицины. В 1924 г. преподаёт в Институте педологии и дефектологии. С 1925 г. работает на педагогическом факультете Второго МГУ (ныне МПГУ) в качестве заведующего дефектологическим отделением. Получает звания профессора лечебной педагогики. В 1931 г. становится деканом дефектологического факультета и заведующим кафедрой психопатологии Московского государственного педагогического института А.С.Бубнова. По воспоминаниям известного учёного А.Г.Спиркина при работе с больными Д.И.Азбукин использовал гипноз: "Психиатрию я проходил у Дмитрия Ивановича Азбукина. Он занимался гипнозом: усыплял, внушал, лечил. Я помню, как приходили к нему люди, заколдованные в деревнях. Он их из этого состояния выводил". В 1936 г. Д.И.Азбукину присуждается учёная степень доктор педагогических наук. С 1944 г. он заведует отделом теории и истории олигофренопедагогики Научно-исследовательского институту дефектологии, работает заместителем директора института. С 1947 по 1951 г. работает директором института. В 1945 г. избирается членом-корреспондентом Академии Педагогических Наук РСФСР. Скончался в Москве 8 июня 1953 года.
[525x700]
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Признание и награды: Заслуженный деятель науки РСФСР; Орден Ленина,Орден Трудового Красного Знамени; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Д.И.Азбукин написал целый ряд работ по психиатрии, в которых касается многих проблем патологии психики человека. В 1914 г. он описывает нервно-психические расстройства, связанные с интоксикацией аммиаком у рабочих кожевенного производства. В 1926 г. изучает вопросы курортного лечения неврозов. Исследует особенности психической травматизации педагогов-дефектологов и выдвигает положения об охране их здоровья. Значимы его исследования и в области изучения умственно отсталых детей. Он разработал классификацию олигофрении по принципу эндокринной патологии. Избрав этот критерий, Дмитрий Иванович предвосхитил открытие энзимопатий – нарушений биохимического метаболизма – в качестве одной из важнейших причин умственной отсталости. Большое значение он придавал роли наследственности в происхождении нервно-психических и соматических заболеваний (мигрень, слепота и её сочетание с умственной отсталостью, шизофренией). Д.И.Азбукин предлагал проводить терапию умственной отсталости гормональными и другими препаратами – естественными метаболитами, повышающими общебиологический и психический тонус. Кроме того, Дмитрий Иванович разрабатывал комплексный медико-педагогический подход к работе с умственно отсталыми детьми, а также вопросы медико-педагогического сопровождения в учреждениях для умственно отсталых и положения о медицинской службе во вспомогательной школе (вопросы отбора, гигиенического режима, медицинского оборудования). Он высказывает мысль о содействующих классах для отстающих детей (по современной терминологии дети с задержкой психического развития). Дмитрий Иванович написал одну из первых работ по истории олигофренопедагогики в России. В них он показал роль В.П.Кащенко и М.П.Постовской в развитии отечественной дефектологии. Кроме дефектологии Д.И.Азбукин интересовался так же составлением психологических портретов, он написал ряд исследований посвященных психопатологическому анализу личности известных деятелей культуры и литературных героев. Он сделал психологический анализ героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», описал динамику психического состояния А.П.Чехова в период обострения туберкулезного процесса. Им опубликован генеалогический анализ семей Ф.М.Достоевского, В.М.Гаршина, Л.Н.Толстого. Вышесказанное позволяет говорить об Д.И.Азбукине как о выдающимся психиатре и крупном организаторе дефектологической науки. Труды: Азбукин Д.И. Умственная отсталость детей и как с ней бороться.- Москва, 1926; Азбукин Д.И. Основы психопатологии и психогигиены детского возраста для педагогов.- Москва, 1930; Азбукин Д.И. Клиника олигофрении; Азбукин Д.И. Олигофрения и деменция. Литература: Азбукин, Дмитрий Иванович (1883—1953) // Краткий дефектологический словарь / Главный редактор А.И.Дьячков; Редколлегия: Н.Ф.Слезина, Ю.А.Кулагин, Л.В.Нейман, Ф.Ф.Рау, Б.Л.Бараш. Академия педагогических наук РСФСР. НИИ дефектологии.. — Москва: Просвещение, 1964. — Страница 7. — 400 страниц — 10 000 экземпляров (в переплёте); Лебединская К. С. Памяти выдающегося отечественного дефектолога // Дефектология. 1983. № 5. — Страницы 85 – 87.

Glagolev_Vasilii_Pavlovich (548x700, 137Kb)
1883
Василий Павлович Глаголев
российский и советский военачальник, комбриг (1935). Православный, из дворян. Родился в Санкт-Петербурге, в 1900 году окончил 1-й кадетский корпус. 14 сентября 1900 года поступил в Константиновское артиллерийское училище, выпущен в 1903 году подпоручиком. Службу проходил в 1-й Туркестанской артиллерийской бригаде. В 1909 году окончил Николаевскую военную академию по первому разряду. С 10 ноября 1909 года по 15 ноября 1911 года отбывал цензовое командование ротой в 10-м Туркестанском стрелковом полку, с 20 мая 1912 года — старший адъютант штаба 1-й Туркестанской казачьей дивизии.
Первая мировая война
В начале Первой мировой войны на той же должности, затем служил на должностях старшего адъютанта штаба Туркестанской кавалерийской бригады, помощника старшего адъютанта штаба отдела генерал-квартирмейстера штаба 5-й армии, затем 12-й армии, помощника начальника отделения управления генерал-квартирмейстера штаба Северного фронта. С 16 декабря 1915 года — старший адъютант отделения генерал-квартирмейстера штаба 12-й армии, затем исполняющий должность начальника штаба 1-й пехотной дивизии, с 15 декабря 1916 года — исполняющий должность начальника штаба 128-й пехотной дивизии, потом исполняющий должность начальника штаба 186-й пехотной дивизии. 15 октября 1917 года назначен командиром 38-го Туркестанского стрелкового полка, командовал полком до его роспуска. Демобилизован в октябре 1917 года.
Гражданская война
В апреле 1918 года вступил в РККА добровольно, был назначен военным руководителем Курского района (апрель — май 1918), с 13 мая 1918 года — Курский губернский военный комиссар, с 3 мая по октябрь 1918 года — командир 1-й Курской пехотной дивизии (с 13 августа 1918 года — 1-я Курская советская пехотная дивизия, с 3 октября 1918 года — 9-я стрелковая дивизия). 23 октября 1918 года назначен вр.и.д. командующего вновь формируемой Резервной армией, со штабом в Орле. В состав армии планировалось включить 9-ю стрелковую, 12-ю и 22-ю стрелковые дивизии, однако формирование армии завершено не было. 4 января 1919 года на базе её управления был создан Украинский фронт, уже собранные части были переданы в его состав, тогда же В. П. Глаголев был назначен начальником штаба этого фронта, занимал должность до 2 мая 1919 года. На этом должности участвовал: в январе — феврале 1919 года — в наступлении фронта, освобождении Харькова, Киева и всей Левобережной Украины, в марте — апреле — в боях с частями УНР и иностранными интервентами, освобождении Правобережной и Южной Украины, а также Крыма. С 6 по 29 мая 1919 года командовал 6-й армией на Северном фронте, участвовал в боях за железную дорогу Вологда — Архангельск. С 22 июля по 14 августа 1919 года — командующий 16-й армии на Западном фронте, участвовал в советско-польской войне. В этот период 16-я армия вела тяжёлые оборонительные бои, отступала на паневежско-молодечненском и минском направлениях. С 24 сентября 1919 года по 16 октября 1919 года — командир 11-й кавалерийской дивизии, участвовал в боях с войсками генерала А.И.Деникина. С 5 декабря 1919 года по 8 сентября 1920 года — командир 12-й кавалерийской дивизии. Участвовал в боях с белогвардейцами на Кубани: в январе — феврале 1920 года — в наступлении на Кубань, в апреле — июле 1920 года — в уничтожении отстатков белогвардецев в районе Баталпашинска, Пятигорска и Владикавказа, в августе — сентябре — в боях с Армией возрождения России генерала М.А.Фостикова и в ликвидации Улагаевского десанта. 20 июня 1920 года был назначен командующим 10-й армией (одновременно с командованием 12-й кд, которая в то время входила в состав армии), участвовал в ликвидации банд в Терской области. Командовал армией до её расформирования 8 июля 1920 года. С 1921 года служил в Народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики (ДВР), с 1 августа 1921 года — помощник командира 1-й Забайкальской бригады НРА, с 15 января 1922 года — начальник разведывательного управления НРА, с 5 февраля 1922 года — начальник 1-го отдела разведывательного управления НРА. С 30 марта 1922 года — 1-й помощник начальника штаба Восточного фронта ДВР, участвовал в боях с Белоповстанческой армией генерала В.М.Молчанова. 2 мая 1922 года штаб фронта был расформирован, его войска сведены в Сводную стрелковую дивизию. 18 июля 1922 года назначен вр.и.д. начальника штаба Сводной стрелковой дивизии (с 27 июля — 2-я Приамурская стрелковая дивизия). С 4 по 25 октября 1922 года участвовал в Приморской операции. Дивизия отличилась при штурме Спасска и боёв в районе Монастырище-Ляличи, 22 ноября 1922 года дивизия была награждена орденом Красного Знамени. К ноябрю 1922 года в Приморье была установлена советская власть, ДВР была включена в состав РСФСР, 16 ноября 1922 года НРА была переименована в 5-ю армию.
После войны
С 30 ноября 1922 года — помощник командира 5-й армии, с ноября 1922 по июль 1924 года — начальник штаба 5-й армии. В июне 1924 года 5-я армия была расформирована. С июля по сентябрь 1924 — начальник штаба 18-го стрелкового корпуса. После этого В.П.Глаголев последовательно в распоряжении: РВС Сибирского военного округа (сентябрь 1924 — июль 1925), РВС Северо-Кавказского военного округа (июль 1925 — ноябрь 1926). Участвовал в «походе по разоружению и изъятию бандэлемента» в Чечне (август — сентябрь 1925), в Дагестане (август — сентябрь 1926). Состоял сотрудником для особых поручений при: РВС Северо-Кавказского военного округа (ноябрь 1926 — февраль 1930), Управлении начальника вооружений РККА (февраль — сентябрь 1930), при заместителе НКО СССР, при председателе РВС СССР. Работал в центральном аппарате РККА, затем состоял в распоряжении Разведупра РККА (январь 1935 — июль 1937). Владел французским, английским, немецким и польским языками. В 1937 году был уволен из РККА «по болезни», пенсионер. 11 декабря 1937 года В.П.Глаголев был арестован, 14 марта 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР по обвинению в шпионаже и участии в военно-фашистском заговоре был приговорён к Высшей мере наказания, расстрелян в тот же день на Коммунарке, захоронен там же. Реабилитирован 30 апреля 1957 года.
Звания
Российская империя: подпоручик — (старшинство 23 августа 1903); поручик — (старшинство 26 августа 1905); штабс-капитан — (старшинство 13 мая 1909); капитан — 19 декабря 1912 (старшинство 19 декабря 1911); подполковник; полковник — 19 декабря 1916 (старшинство 19 декабря 1916). СССР: комбриг — 13 декабря 1935. Награды: Орден Святого Станислава III степени — 19 мая 1914. Литература: Под редакцией Е.М.Жукова. Глаголев // Советская историческая энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия. — 1973—1982. // Советская историческая энциклопедия — Москва: Советская энциклопедия; Гражданская война и военная интервенция в СССР. — Москва: Советская Энциклопедия, 1983; Кавтарадзе А.Г. Военспецы на службе Республики Советов. — Москва, 1988; Советская историческая энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1973—1982; Сувениров О.Ф. Трагедия РККА. 1937—1938. — Москва: Терра, 1998;. Тинченко Я.Ю. Голгофа русского офицерства в СССР, 1930—1931 годы. — Москва: Московский общественный научный фонд, 2000; Черушев Н.С. 1937 год: Элита Красной Армии на голгофе. — Москва: Вече, 2003.

Левит (501x700, 108Kb)
1883
Владимир Семёнович Левит
русский и советский хирург, генерал-майор медицинской службы (1943), заслуженный деятель науки РСФСР (1936). Автор около 120 научных работ по различным вопросам хирургии. Родился в селе Талалаевка Полтавский уезд, Киевская губерния, Российская империя, в еврейской семье. В 1901 году окончил гимназию в городе Прилуки, и поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета, который окончил в 1906 году. В этом же году, выдержав экзамены на медицинском факультете Харьковского университета, получил звание лекаря. Работать начал в Ардатовском земстве Симбирской губернии — сначала разъездным врачом, затем стал штатным врачом Ардатовской больницы. В 1914 году в Казанском университете Левит защитил докторскую диссертацию на тему «К вопросу о раке желудка и паллиативных операциях на нем» и в 1915 году он был назначен заведующим хирургическим отделением Симбирской губернской больницы. В 1919 году — избран приват-доцентом факультетской хирургической клиники Томского университета. С 1922 года Владимир Семёнович работал в Иркутском государственном университете— сначала приват-доцентом, а затем — профессором и заведующим кафедрой хирургической клиники. До 1926 года был деканом медицинского факультета университета. Был участником Всероссийских съездов хирургов в 1924 и 1925 годах, где выступал с докладами. Также был организатором и участником Первого съезда врачей Восточной Сибири.
ЛевитМемориальная_табличка_врачам_(Ульяновск) (700x646, 83Kb)
Мемориальная табличка врачам (Ульяновск).
В 1926 году В.С.Левит вернулся в Москву, был избран на должность заведующего кафедрой госпитальной хирургии медицинского факультета 2-го Московского университета (в 1930 году преобразован во Второй Московский медицинский институт), которую возглавлял в течение многих лет. В предвоенные годы преподавал военно-полевую хирургию на военном факультете Второго Московского медицинского института. Был участником 22-го (1932), 23-го (1935) и 24-го (1938) съезда хирургов. В 1935 году был делегатом 10-го Международного съезда хирургов в Каире. Во время Советско-финской войны выезжал в госпиталь города Пушкин, где проводил обходы и консультации по вопросам военно-полевой хирургии. Во годы Великой Отечественной войны Владимир Левит был главным хирургом Московского военного округа, а с 1942 года — первым заместителем главного хирурга Красной Армии, проводил организационную работу по хирургическому обеспечению войск, выезжал в районы боевых действий. Был заместителем Н.Н.Бурденко и оказывал помощь в руководстве работой советских хирургов в годы войны. После войны, с 1950 года, работал главным хирургом Центрального военного госпиталя имени П.В.Мандрыки. В 1956 году участвовал в работе 16-го Международного конгресса хирургов в Копенгагене. Находясь на заслуженном отдыхе, жил в Москве. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 29 июня 1961 года. Был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, а также многими медалями.

Tetsuji_Morohashi_at_70_years_old (533x700, 186Kb)
1883
Тэцудзи Морохаси (японское имя — 諸橋轍次)
японский синолог и лексикограф, создатель самого полного словаря иероглифов — «Большой китайско-японский словарь» (японское название — 大漢和辞典). Родился в городе Сандзё, префектура Ниигата, Япония. За свою научную деятельность Тэцудзи Морохаси в 1957 году был награждён Орденом Хризантемы, а в 1965 — Орденом Культуры. В городе Сандзё (префектура Ниигата) существует мемориальный музей Тэцудзи Морохаси (японское название — 諸橋轍次記念館). Умер 8 декабря 1982 года.

Peresada (490x700, 131Kb)
1883
Михаил Степанович Пересада (украинское имя — Михайло Степанович Пересада (Суходольський)
офицер Русской императорской армии, затем — украинский военный деятель, генерал-хорунжий Армии Украинской Народной Республики. Родился в городе Валки Харьковская губерния Российская империя (ныне — Харьковской области, Украина), в семье сельских обывателей. Окончил Валковское реальное училище.
Служба в Русской императорской армии
7 октября 1903 года Михаил Степанович Пересада поступил на действительную военную службу в 201-й пехотный резервный Лебединский батальон (в Харькове), на правах вольноопределяющегося. Во время Русско-японской войны, в июне 1904, определëн в 269-й пехотный Богодуховский полк, развернутый в Харькове из кадра 201-го пехотного резервного батальона. В августе 1904 направлен на учëбу в Чугуевское пехотное юнкерское училище, однако, не выдержав испытания, вернулся в полк. В ноябре 1904 произведëн в младшие унтер-офицеры. В русско-японской войне участия не принимал. В ноябре 1905 года унтер-офицер 269-го пехотного Богодуховского полка Пересада был произведен в прапорщики запаса армейской пехоты с переводом в 270-й пехотный Купянский полк. 28 марта 1906 переведен в 202-й пехотный резервный Старобельский полк (Харьков), младший офицер. В августе 1906 года командирован на учëбу в Чугуевское пехотное юнкерское училище. В августе 1909 окончил училище по 1-му разряду и выпущен подпоручиком в 1-й Варшавский крепостной батальон со старшинством с 28 июня 1908. В сентябре 1910 переведен в 150-й пехотный Таманский полк, который дислоцировался в Кобрине; младший офицер 16-й роты 4-го батальона полка. В 1912 — поручик (произведён 18 ноября 1912 по выслуге лет со старшинством с 28 июня 1912). В октябре 1913 зачислен в Николаевскую академию Генерального штаба, в 1914 — переведен на старший курс академии, однако в связи объявлением мобилизации и началом Первой мировой войны откомандирован в свой полк.
Участник Первой мировой войны
В 1914 году принимал участие в боевых действиях своего полка; с 1 марта 1915 — обер-офицер для поручений при штабе 27-го армейского корпуса; в конце 1916 года — в 731-м пехотном Комаровском полку. За время войны окончил военную школу лётчиков-наблюдателей (1916), а также, в чине штабс-капитана, — ускоренные курсы Николаевской академии Генерального штаба (1917); причислен к Генеральному штабу (приказ по Генеральному Штабу №24 от 11 июля 1917). С лета 1917 служил штаб-офицером в управлении авиации 5-й армии Северного фронта. Последний чин в Российской армии — Генштаба капитан (приказ от 27 сентября 1917; со старшинством с 1 августа 1917).
Служба в армии Украинской Державы и в армии Украинской Народной Республики
В апреле 1918 года вступил в армию Украинской державы в чине войскового старшины. В ноябре 1918 года занимал должность начальника учебно-мобилизационного отдела штаба 7-й пехотной дивизии. В ноябре 1918, во время антигетманского мятежа, перешëл на сторону Директории УНР и был назначен начальником штаба 7-й пехотной дивизии армии УНР. В июле 1919 года — отаман-квартирмейстер Киевской группы войск армии УНР, затем — начальник штаба 4-й Киевской пехотной дивизии Ю.Тютюнника. В декабре 1919 в составе остатков Надднепрянской армии УНР сдался полякам и был интернирован польскими властями в городе Ровно.
Участник Советско-польской войны на стороне поляков
Продолжил службу в частях вновь сформированной украинской армии. Был преподавателем военной школы юнкеров, в марте 1920 года назначен на должность начальника штаба запасной бригады 6-й Сечевой стрелковой дивизии, которая формировалась в Бресте, с мая того же года — начальник штаба 7-й запасной бригады, которая должна была формироваться в Киеве. 7 августа 1920 года стал начальником штаба 3-й Железной дивизии армии УНР. С октября 1920 — полковник. Участвовал в боях против большевиков до осени 1920 года. В 1921 году был назначен представителем Главного Атамана С. Петлюры при партизанско-повстанческом штабе Юрия Тютюнника. В июне 1921 года в чине полковника был начальником канцелярии штаба Юрия Тютюнника, который планировал со своими отрядами проникнуть на территорию Советской Украины с целью поднять антибольшевистское восстание. Неудачная операция (Второй Зимний поход Армии УНР) была проведена в ноябре 1921 года. Партизанские формирования Юрия Тютюнника, перешедшие польско-советскую границу, были разбиты красноармейскими частями.
В эмиграции
После завершения боевых действий М. Пересада-Суходольский поселился во Львове (в то время — территория Польской Республики) и с октября 1921 года занимал должность начальника информационно-печатного бюро, созданного из бывших военнослужащих партизанско-повстанческого штаба Ю.Тютюнника. Произведëн в чин генерал-хорунжего армии УНР. Позже закончил профессионально-техническое училище и работал в производственных кооперативных организациях Западной Украины, в городах Жолква и Бережаны.
Умер в городе Львов, Польша, ныне Украина, 29 июля 1938 года.
Peresadaгроб (466x700, 565Kb)
Похоронен во Львове на Яновском кладбище.
Награды
Награды Российской империи: Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (Высочайший приказ от 20 января 1915); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ от 22 июля 1915); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ от 24 ноября 1915); Орден Святого Станислава II степени с мечами (Высочайший приказ от 15 декабря 1916); Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913). Знаки отличия УНР: Крест Симона Петлюры (в 1930-х годах)
Память
В мае 2018 в городе Валки открыто мемориальную доску земляку Пересаде Михаилу Степановичу.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 4 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»