• Авторизация


25 мая родились... 25-05-2025 06:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x605]
1927
Роберт Ладлэм (Robert Ludlum)
американский писатель, автор многих бестселлеров, актёр и продюсер. Произведения Ладлэма переведены на 32 языка и разошлись в количестве более 210 млн. экземпляров. Роберт Ладлэм (Robert Ludlum) родился в Нью-Йорке. Его отец, Джордж Ладлэм (George Ludlum) умер, когда мальчику было всего 7 лет, а потому тот провел большую часть своей жизни в Нью-Джерси, где жил с далекими родственниками. Именно там мальчик начал учиться в школе Rectory School, а после продолжил свое обучение, поступив в Wesleyan University, расположенный в Мидлтауне, штат Коннектикут (Middletown, Connecticut), там он стал членом тайного братства студентов 'Alpha Delta Phi'. Роберт довольно рано стал задумываться над выбором будущей профессии – он одинаково хотел быть профессиональным футболистом, военным, актером и писателем; однако, когда мальчику было 16 лет, ему предложили роль в комедийной постановке 'Junior Miss', что полностью изменило его жизнь. В 1945-м он ушел в армию, где служил в Морском Корпусе (Marine Corps) на Тихом Океане. Известно, что только за несколько первых месяцев, проведенных там, у Ладлэма накопилось несколько сотен страниц с его впечатлениями о службе на флоте. После возвращения в Мидлтаун, Роберт окончил университет в 1951-м году, получив степень бакалавра в искусствах. В том же году он женился на Мэри (Mary Ryducha), с которой у него было трое детей. В 1950-х годах Ладлэм очень часто появлялся в телепередачах и сериалах, самыми известными из которых были 'The Kraft Television Theatre', 'Studio One', 'Robert Montgomery Presents'. В 1954-м году он сыграл роль Спартака в картине 'The Gladiator', а двумя годами ранее исполнил роль солдата в фильме 'The Strong Are Lonely' режиссера Фритца Хошуолдера (Fritz Hochwälder). В 1957-м году Роберт получил работу продюсера в 'North Jersey Playhouse', а спустя два года открыл театр Playhouse-on-the-Mall в городке Парамус (Paramus), штат Нью-Джерси. Вплоть до 1971-го года Ладлэм занимался лишь написанием пьес для своего театра, многие из которых, впрочем, попали и на Бродвей. В конце 1971-го была издана его первая книга 'The Scarlatti Inheritance', рассказывающая историю американского солдата во времена Второй мировой войны. Как впоследствии рассказывал сам автор, книгу удалось опубликовать лишь с десятой попытки, но, несмотря на опасения издателей, роман мгновенно стал бестселлером. Следующей работой писателя стала книга 'Osterman Weekend', изданная в 1973-м, а в 1983-м появилась и одноименная экранизация книги, режиссером которой выступил Сэм Пекинпа (Sam Peckinpah). Вместе со своей семьей Роберт переехал в Нью-Йорк в 1970-м году, кроме того, у него также был дом во Флориде. В то время Ладлэм много путешествовал, чтобы собрать достаточно материала для новых историй. Как не раз говорил сам Роберт, его любимым городом всегда был Париж. В 1980-м году вышла книга, которая принесла автору мировую славу, а также стала началом целой серии книг – 'Идентификация Борна' (The Bourne Identity). По сюжету книги, главный герой – Борн - в прошлом агент ЦРУ, был найден без памяти в море, на протяжении всей книги он пытается вспомнить кто же он такой; в 2002-м году вышел одноименный фильм. В 1986-м и в 1990-м были изданы книги 'Превосходство Борна' (The Bourne Supremacy) и 'Ультиматум Борна' (The Bourne Ultimatum), которые соответственно стали продолжением саги. Некоторые из книг Ладлэма выходили под его псевдонимами - Майкл Шеперд (Michael Shepherd) или Джонатан Райдер (Jonathan Ryder). Его последней книгой стала 'Уловка Прометея' (The Prometheus Deception), опубликованная в 2000-м году. Роберт Ладлэм скончался в Нейплсе, штат Флорида, от сердечного приступа 12 марта 2001-го года. За свою писательскую карьеру он стал автором более 20 книг, переведенных на 32 языка, общий тираж которых составил более 200 миллионов экземпляров. После смерти Ладлэма были обнаружены несколько его рукописей, одна из которых "Предупреждение Эмблера" ("The Ambler Warning") была издана в 2005 году на языке оригинала, в 2006 переведена на Русский и выпущена в России, стала настоящим бестселлером. Основные произведения: Наследство Скарлатти (The Scarlatti Inheritance, 1971); Уикэнд Остермана (The Osterman Weekend, 1972); Бумага Мэтлока (The Matlock Paper, 1973); Trevayne (1973, написано под псевдонимом Jonathan Ryder); Зов Халидона (The Cry of the Halidon, 1974, написано под псевдонимом Jonathan Ryder); Обмен Райнеманна (The Rhinemann Exchange, 1974); Дорога в Гандольфо (The Road to Gandolfo, 1975, написано под псевдонимом Michael Shephard); Близнецы-соперники (The Gemini Contenders, 1976); Рукопись Ченселора (The Chancellor Manuscript, 1977); Завещание Холкрофта (The Holcroft Covenant, 1978); Круг Матарезе (The Matarese Circle, 1979); Идентификация Борна (1980); Мозаика Парсифаля (The Parsifal Mosaic, 1982); Заговор «Аквитания» (The Aquitaine Progression, 1984); Превосходство Борна (1986); The Icarus Agenda (1988); Ультиматум Борна (1990); Дорога в Омаху (The Road to Omaha, 1992); Иллюзия скорпиона (The Scorpio Illusion, 1993); The Apocalypse Watch (1995); The Matarese Countdown (1997); Уловка «Прометея» (The Prometheus Deception, 2000).

1927
Дьердь Маркс
венгерский физик-теоретик, член Венгерской Академии Наук (1970). Окончил Будапештский университет. С 1948 г. работает в Институте теоретической физики Будапештского университета (с 1961 г. - профессор). Научные работы посвящены квантовой и статистической механике, атомной и ядерной физике, релятивистской механике и электродинамике, теории элементарных частиц. Открыл (1952) закон сохранения числа лептонов. Одним из первых начал рассматривать роль массы покоя нейтрино в космологии.

[443x699]
1927
Николай Изосимович Непеин
рабочий Новосибирского завода «Электросигнал», заслуженный машиностроитель РСФСР. Родился в селе Лазайцево Ордынского района Новосибирской области, в крестьянской семье. Окончил семилетнюю школу. Участник Великой Отечественной войны. После войны окончил курсы токарей и работал токарем на заводе в Новосибирске. С 1957 года работал на заводе «Электросигнал» вначале токарем, затем фрезеровщиком и шлифовщиком. В эти годы завод выпускал радиоприёмники 6Н-25, 7Н-27, радиолы «Чайка», «Восток» и «Арфа». С конца 1960-х годов завод выпускал знаменитые телевизоры «Изумруд». В 1971 году с заводского конвейера сошёл миллионный телевизор «Изумруд-202». В период с 1991 по 1998 год было выпущено более 124 тысяч цветных и более 214 тысяч черно-белых телевизоров. Непеин за годы восьмой пятилетки выполнил два пятилетних плана, а девятую пятилетку завершил за три с половиной года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 года за безупречную и плодотворную трудовую деятельность Непеину Николаю Изосимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Активно участвовал в деятельности партийных и профсоюзных органов Октябрьского района Новосибирска. С конца 1990-х годов – на пенсии. Жил в Новосибирске. Скончался 6 апреля 2007 года. Похоронен на Гусинобродском кладбище в Новосибирске. Заслуженный машиностроитель РСФСР (1980). Награждён двумя орденами Ленина (1971, 2 февраля 1984), орденами Отечественной войны II степени (11 марта 1985), Трудовой Славы III степени (1975), медалями.

1927Pashkova_Mariya_Emelyanovna (403x700, 141Kb)
1927
Мария Емельяновна Пашкова
бригадир операторов почтовой связи Харьковского прижелезнодорожного почтамта Министерства связи Украинской ССР. Родилась в селе Марьевка Змиевского района Харьковского округа Украинской ССР (ныне – Первомайского района Харьковской области, Украина). Украинка. Получила неполное среднее образование. Трудовой путь начала в 1944 году сортировщицей на участке обмена Харьковского прижелезнодорожного почтамта. Город, недавно освобождённый от немецких захватчиков, лежал в развалинах, а стены почтамта зияли провалами окон без рам, вокруг здания высились горы щебня и мусора. Почту к поездам приходилось переносить вручную – ни электрокаров, ни тракторов, ни тягачей тогда не было. Ещё в бытность почтальоном по обмену Мария Пашкова поняла, какое значение в работе имела товарищеская взаимопомощь. Из всех работников прижелезнодорожного почтамта, кто наиболее полно и непосредственно ощущал ритм движения поездов на станции, – это обменные почтальоны. Они завершают работу, проделанную на других участках, и через их руки проходит корреспонденция, поступающая на почтамт. Если, например, на участке сортировки или страховом ориентиром служат контрольные сроки, приуроченные к отправлению поездов, то занятым на обмене почтальонам приходится учитывать и время стоянки поезда, которое может быть сокращено, если он пришёл с опозданием, и ёмкость кладовых почтового вагона, и не будет ли перекрыт путь товарным составом, чтобы в этом случае заблаговременно поднести почту к нужной платформе. От руководителя звена обменных почтальонов, от его распорядительности и умения правильно расставить людей во многом зависит успешный обмен почты. Но как хорошо ни бывает заранее подготовлена почта, условия обмена выясняются подчас только по приходе поезда на станцию. Бывало, например, что разъездная бригада прибывала в сокращённом составе и пока от неё принимали почту, пока грузили в вагон страховую, простую корреспонденцию и газетные пачки, для погрузки сотен посылок оставалось каких-нибудь 8–10 минут. В таких случаях на помощь обменщикам тут же, без приглашения, приходили почтальоны из других звеньев. По живому конвейеру посылки передавались из рук в руки, и погрузка благополучно заканчивалась за минуту до отхода поезда. Позднее М.Е. Пашкова возглавила бригаду операторов почтовой связи цеха обмена и транспортировки почты. Вступила в КПСС. Возглавляемая ею бригада выполняла норму выработки на 140-150 процентов. За высокие трудовые достижения по итогам семилетнего плана (1959-1965) награждена орденом «Знак Почёта». Являясь бригадиром-оператором бригады сортировщиков, она была занята работой, требующей, помимо способности запоминать названия населённых пунктов и обширных знаний в направлении почты, исключительной внимательности. Ведь если письмо ошибочно положено не в ту клетку, оно будет блуждать многие дни и попадёт к адресату с большим опозданием. К тому же и время сортировщика рассчитано по минутам: сколько бы ни было корреспонденции, вся она должна быть подготовлена к определённому поезду. В период повышенных потоков почты она, как и члены бригады, активно помогала коллективам других производственных участков в обработке, транспортировке и своевременной сдаче в вагоны корреспонденции и посылок. С 1964 года бригада Пашковой носила почётное звание коллектива коммунистического труда. Задание восьмой пятилетки (1966-1970) бригада выполнила досрочно и к её окончанию трудилась уже в счёт 1972 года. Здесь не было случая ошибки или задержки отправлений. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию средств связи, телевидения и радиовещания Пашковой Марии Емельяновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1983 году назначена оператором участка обмена, а позднее – почтальоном 67-го отделения связи Харьковского почтамта, где работала до выхода на заслуженный отдых. Избиралась членом ЦК профсоюза транспорта и связи СССР, депутатом Ленинского районного Совета депутатов города Харькова. Почётный ветеран труда Харьковского прижелезнодорожного почтамта
1927Pashkova01 (462x700, 216Kb)
Герой Социалистического Труда Мария Емельяновна Пашкова
Жила в городе Харьков (Украина). Умерла 20 февраля 2006 года. Награждена орденами Ленина (4 мая 1971), «Знак Почёта» (18 июля 1966), медалями.

1927
Олег Николаевич Хромушин
российский композитор, дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Автор токкаты для аккордеона и эстрадно-симфонического оркестра, оперы "Сказки дядюшки Римуса", оперетты "Франсуаза", песен, музыки к кинофильмам ("Великий укротитель", "В старых ритмах") и мультфильмам ("Девочка и лев", "Босоножка и ее друзья", "Капризка")

Mamedov_Gummat_Musa-ogly (501x700, 136Kb)
1928
Гуммат Муса оглы Мамедов
бригадир проходчиков строительно-монтажного управления №3 Бактоннельстроя Министерства транспортного строительства СССР, Азербайджанская ССР. Родился в селе Чай-Каракоюнлу Нухинского уезда Азербайджанской ССР (ныне – Шекинского района). Азербайджанец. В 1942-1950 годах работал колхозником в колхозе. С 1950 года работал на строительстве Бакинского метрополитена. В 1950-1952 годах – проходчик, а в 1952-1973 годах – бригадир проходчиков строительно-монтажного управления №3 Бактоннельстроя. В 1957 году вступил в КПСС. Хорошо изучил свою отрасль трудовой деятельности, знал все секреты буровой машины, применял передовую практику на работе. Первые достижения молодого бригадира проявились уже в 1957 году, тогда бригада под его руководством выполнила плановые задания два раза. В 1964 году бригада получила звание бригады коммунистического труда. Работу по бурению осложняли грунтовые воды, однако после изучения проблем с учеными, были созданы колодцы для удаления вод. План восьмой пятилетки (1966-1970) бригада досрочно окончила первой во всем управлении, подав рапорт в апреле 1970 года. За период восьмой пятилетки предложил ряд рационализаторских решений, внедрение которых сэкономило государству десятки тысяч рублей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по транспортному строительству, Мамедову Гуммату Муса оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Делегат XXXI съезда Компартии Азербайджана. С 1973 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения. В 2002 году за заслуги ему была назначена персональная пенсия Президента Азербайджанской Республики. Живет в Баку (Азербайджан). Награждён 2 орденами Ленина (28 июля 1966; 7 мая 1971), медалями.

1928
Ярослав Степанович Подстригач
украинский математик и механик, академик Академии Наук Украинской ССР. Основные труды относятся к области механики деформируемого тела. Лауреат Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники (1975), премии имени Н.М.Крылова (1977) за цикл работ по математическим основам термомеханики.

1928
Анатолий Иванович Хюпенен
советский военачальник, генерал-полковник. В 1945-1947 – воспитанник 9-й специальной артиллерийской школы, затем Ленинградского артиллерийского подготовительного училища. Окончил 2-е Ленинградское артиллерийское училище (1950), Военную артиллерийскую академию имени Калинина (1961). В 1950-1971 проходил службу на командных должностях в Ленинградском военном округе. В 1972-1974 - в заграничной командировке во Вьетнаме. В 1981-1985 – командующий ЗРВ ПВО страны. В 1985-1991 – начальник Военной академии ПВО. Доктор военных наук, профессор. Затем в отставке.

1928
Йиржина Шворцова
чехословацкая актриса. Народная артистка Чехословакии (1984). Исполнила драматические роли в фильмах «Судный день» (1949), «Тьма» (1950) – оба режиссера К.Стеклы, «Путь к счастью» (1951), «Они приходят из тьмы» (1953), «Вход воспрещен» (1959). Снялась в фильмах режиссеров: К.Кахини – «Король Шумавы» (1959), «Какого цвета любовь» (1973); З.Бриниха – «Авария» (1960). В фильме «Горячее сердце» (1963) создала образ чешской писательницы Б.Немцовой. Выступала в театре.

[476x700]
1929
Мария Александровна Кабанова
звеньевая колхоза «Сибирский пахарь» Егорьевского района Алтайского края. Родилась в селе Новоегорьевском Егорьевского района Алтайского края, в крестьянской семье. В первый год войны помогала взрослым убирать урожай зерновых, затем несколько лет работала прицепщицей на тракторе. После окончания войны возглавила комсомольско-молодёжное звено по выращиванию зерновых культур. С самого начала М.А.Кабанова проявила незаурядные организаторские способности и в первый же год работы её звено добилось высоких результатов, получив урожай пшеницы 30,4 центнера с гектара на площади 11,14 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы и ржи в 1947 году звеньевая Кабанова Мария Александровна удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В начале 1960-х годов, откликнувшись на почин женщин Павловского района, она окончила курсы трактористов и работала механизатором в колхозе «Сибирь» до 1972 года, затем – разнорабочей до выхода на пенсию в 1984 году. Проживала в родном селе Новоегорьевском, скончалась 14 октября 1995 года. Награждена орденом Ленина (4 марта 1948) и медалями.

[545x699]
1929
Беверли Силлз (Силс, Силлс, Sills; настоящее имя — Белл Сильверман, Silverman)
американская оперная певица. Родилась и выросла в Бруклине (район Нью-Йорка), в семье еврейских иммигрантов из Европы. В детстве говорила на русском, румынском, английском языках, а ближайшими соседями были итальянцы. Игравшим вместе детям было не важно, какие корни у их родителей — еврейские, ирландские или итальянские. Певица считает, что детство дало ей бесценный опыт, позволивший стать королевой американской оперы. Из воспоминаний самой певицы: Моя мать приехала в Америку из России, а отец из Румынии. Они поженились, и у них было трое детей. Мы жили в бедном районе Бруклина, и выйти оттуда можно только одним путем – надо получить образование... Уже в три года пела в радиошоу Бруклина под сценическим именем Bubbles (шипучка, пузырьки). С 13 лет начала учиться мастерству оперного пения и необходимым в этой профессии языкам (итальянскому и французскому). Закончила школу для одаренных детей (1945). Выступала в гастролирующих оперных труппах. В 1955-1980 солистка Нью-йоркского городского оперного театра. Репертуар певицы насчитывал свыше 90 оперных партий. Уйдя со сцены, продолжала выступать с концертными программами. В 1980-х руководила родным театром (New York City Opera, NYCO). Именно при её руководстве названный театр, первым в Америке, задействовал новшество - бегущую строку с субтитрами. В 1994-2002 была президентом Линкольн-центра (причём, первой женщиной и первым артистом на этом посту), а в 2002-2005 годах - "Метрополитен-опера". Обладательница "Грэмми", премии Эдисона (за исполнение партии Манон) и других наград. В жизни Беверли Силлз были как счастливые, так и трагические страницы. Фраза Беверли Силлс "Людей без лишнего веса больше всего на кладбище" стала афоризмом. Умерла 2 июля 2007 года. Американцы помнят Беверли Силлз за прекрасный голос, остроумие, теплоту и постоянную улыбку. Её называли "американским соловьём" и "царицей американской оперы".

[450x700]
1929
Семён Иванович Ушмудин
шофер автоколонны, город Куйбышев. Родился в селе Подъём-Михайловка, ныне Волжского района Самарской области, в крестьянской семье. Мордвин. Трудовую деятельность начала в трудные военные годы, в 13 лет вышел в поле помощником тракториста. Через два года уже сел за баранку грузовика ГАЗ-АА. В 1945 году в городе Куйбышев окончил автошколу остался верен профессии водителя всю жизнь. Работал шофером автоколонны №1171 Средне-Волжского транспортного управления. В 1956 году стал инициатором использования во время уборочной прицепов, что бы повысить грузоподъемность своего автомобиля. Первым вышел в рейс на ГАЗ-51 сначала с одним, затем в двумя прицепами. В то первый год за каждый рейс его автопоезд доставляя из совхоза «Красный Октябрь» до элеватора до 10600 тонн зерна. Позднее пересел на «Урал-735», которые стал водить с двумя прицепами марки МАЗ-5243, довел грузоподъемность до 35 тонн. Опыт по вождению тяжеловесных автопоездов изучался в ВАСХНИЛ и стал применяться по всей стране. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог Ушмудину Семёну Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Проработал на предприятии 33 года, последнее время – начальником автопарка. Жил в городе Самара. Умер 5 мая 2017 года.
Награжден 2 орденами Ленина (21 ноября 1958; 5 октября 1966), орденом Трудового Красного Знамени (7 декабря 1973), медалями, в том числе «За освоение целинных земель», серебряной и золотой медалями ВДНХ. Его имя увековечено на памятнике Героям-автомобилистам в Москве.

[506x700]
1930
Гомбо-Цырен Гончиковна Цыремпилова
старший чабан колхоза «Коммунизм» Джидинского района Бурятской АССР. Родилась в селе Инзагатуй Джидинского аймака Бурятии, в семье животноводов. Бурятка. Получив неполное среднее образование, пошла по стопам родителей – занялась выпасом овец в местном колхозе «Коммунизм». За пятилетку с 1961 по 1965 год её бригадой получено 3596 ягнят при плане 2885 голов, привес приплода за 5 лет составил 922 центнера при плане в 626 центнеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, шерсти и другой продукции Цыремпилова Гомбо-Цырен Гончиковна удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем ежегодно в бригаде Г-Ц.Г.Цыремпиловой от каждой сотни овцематок получали не менее по 125 ягнят, настриг шерсти с каждой овцы в среднем составлял 4 килограмма, а вес ягнят к отбивке достигал 27 килограммов. Так в 1970 году стала стала чемпионом республики, получив 140 ягнят от 100 овцематок.Трудовой стаж чабана Гомбо-Цырен Цыремпиловой составил 40 лет. Избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР 6–9-го созывов (1963-1980), много сделала для сохранения приусадебных участков и личного подсобного хозяйства своих избирателей из южных районов республики. Умерла 8 апреля 2004 года. Награждена орденами Ленина (22 марта 1966), Октябрьской Революции (8 апреля 1971), «Знак Почёта» (6 сентября 1973), медалями. Удостоена звания "Почетный гражданин Республики Бурятия" (24 марта 2003)
[700x612]
4 сессия ВС РСФСР 8 созыва. Дьяченко Н.М. главный врач Брянского областного отдела здравоохранения и Цыремпилова Гомбо-Цырен Гончиковна старший чабан колхоза "Коммунизм" Джидинского района. Фото 1972 г.

bem010 (434x700, 187Kb)
1931
Семён Ефимович Бем
чабан государственного племенного завода «Черноморский» Сакского района Крымской области Украинской ССР. Родился в городе Армянск Крымской АССР (ныне - Республика Крым). Русский. С 1948 года пошел работать помощником чабана овцеводческого совхоза имени Кирова Сакского района Крымской области Украинской ССР (ныне - Республики Крым в составе Российской Федерации). Стал учеником знатного чабана Василенко Н.К. По итогам 1948 года получил вместе с Василенко Н.К по 112 ягнят на 100 овцематок, настриг более чем по 4 килограмма шерсти от каждой овцы. Василенко Н.К. в 1949 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а Бем С.Е. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Продолжил работать в совхозе, через некоторое время сам стал чабаном государственного племенного завода «Черноморский» Сакского района Крымской области УССР. Совхоз специализировался на выращивании овец, имел стадо 27000 овец цигейковой породы. Первым в совхозе внедрил зимние окоты овец. Благодаря грамотному уходу, кормлению в 1971 году вырастил 121 ягненка на каждые 100 овцематок, настриг по 4,3 килограмма шерсти от каждой овцы. При этом выход чистой шерсти составил 60,9%. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнение пятилетнего плана продажи государству продуктов земледелия и животноводства, Бему Семёну Ефимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать в совхозе. Жил в селе Сизовка Сакского района (Крым). Умер 24 июня 2010 года. Награждён орденами Ленина (8 апреля 1971), Трудового Красного Знамени (1949), медалями.

1931Crechko (540x700, 163Kb)
1931
Георгий Михайлович Гречко
бортинженер космических кораблей (КК) "Союз-17", "Союз-26" ("Союз-27), "Союз Т-14" ("Союзе Т-13") и орбитальных станций (ОС) "Салют-4", "Салют-6", "Салют-7", лётчик-космонавт СССР № 34. Родился в городе Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург), в семье служащего. Русский (отец – украинец, мать – белоруска). Член КПСС с 1960 года. В июне 1941 года, за неделю до начала Великой Отечественной войны, уехал на каникулы к бабушке в Черниговскую область (Украина). Два года провёл в оккупации, в 1943 году вернулся в Ленинград. В 1949 году окончил 10 классов школы, в 1955 году – Ленинградский военно-механический институт, защитив дипломный проект в легендарном "Конструкторском бюро Королёва" - ОКБ-1, где и начал работать после распределения, участвуя сначала в расчётах динамики космических полётов, а затем, работая в группе баллистиков и группе по заправке и подготовке к пуску космической техники на космодроме Байконур. С марта 1955 года работал инженером, старшим инженером и начальником группы в ОКБ-1 (в 1966–1976 годах – Центральное КБ экспериментального машиностроения, с 1976 года – Головное конструкторское бюро НПО «Энергия», ныне РКК «Энергия» имени С.П.Королёва). Участвовал в расчётах динамики космических полётов и в подготовке к пуску космической техники на космодроме Байконур. Принимал участие в запуске первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года) и первых пилотируемых космических кораблей. С мая 1966 года по июнь 1986 года в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа "Союз", а также для полёта на Луну. Совершил 3 космических полёта в качестве бортинженера суммарной продолжительностью 134 суток 20 часов 33 минуты, выполнил 1 выход в открытый космос общей продолжительностью 1 час 28 минут. 34-й космонавт СССР и 75-й космонавт планеты. В 1967–1969 годах проходил подготовку в группе по программе облёта Луны. В феврале – сентябре 1969 года готовился к групповому полёту трёх космических кораблей в качестве бортинженера дублирующего экипажа, а затем – резервного бортинженера. С января 1970 года проходил непосредственную подготовку для длительного полёта в качестве бортинженера дублирующего экипажа. 1 июня 1970 года был дублёром бортинженера космического корабля «Союз-9» В.И. Севастьянова. В августе 1970 – июле 1971 года проходил подготовку к полёту в качестве бортинженера экипажа по программе испытаний системы стыковки лунного корабля. После закрытия лунной программы полёт был отменён. В октябре 1971 – июле 1972 года проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию ДОС-2 в качестве бортинженера резервного экипажа. Полёт был отменен из-за аварии ракеты-носителя при выведении станции на орбиту 29 июля 1972 года. В октябре 1972 – апреле 1973 года в качестве бортинженера резервного экипажа готовился к полёту на орбитальную станцию ДОС-3 – модифицированный вариант «Салюта-1». Полет был отменён из-за аварии ДОС-3 на орбите в мае 1973 года. С июля 1973 года проходил непосредственную подготовку к полёту на корабле «Союз-12» в качестве бортинженера дублирующего экипажа. 27 сентября 1973 года был дублёром бортинженера космического корабля «Союз-12» О.Г.Макарова. С декабря 1973 года готовился к полёту в качестве бортинженера основного экипажа первой экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4». 11 января – 9 февраля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-17» и орбитальной станции «Салют-4» совместно с А.А.Губаревым совершил космический полёт продолжительностью 29 суток 13 часов 20 минут. Это была первая основная экспедиция на станцию «Салют-4». Из-за того, что орбитальная станция находилась на высокой орбите, одним из основных компонентов экспедиции были астрофизические эксперименты. В ходе их проведения экипаж обнаружил, что основное зеркало солнечного телескопа был повреждено под воздействием прямых солнечных лучей из-за отказа системы наведения. Несмотря на отсутствие необходимого оборудования, Г.М.Гречко удалось починить его. Во время экспедиции А.А.Губарев и Г.М.Гречко сняли на станции научно-популярный фильм «Командировка на орбиту». За успешное осуществление полёта на орбитальной научной станции «Салют-4» и транспортном корабле «Союз-17» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1975 года Гречко Георгию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1976 года готовился к полёту в качестве бортинженера резервного и основного экипажей для полёта на орбитальную станцию «Салют-6». 10 декабря 1977 – 16 марта 1978 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-26» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с Ю.В. Романенко совершил второй космический полёт продолжительностью 96 суток 10 часов. Это была первая основная экспедиция на станцию «Салют-6». После неудачной стыковки с ней корабля «Союз-25», возникли сомнения в исправности переднего стыковочного узла станции. Поэтому «Союз-26» пристыковался к кормовому стыковочному узлу «Салюта-6». 19 декабря 1977 года Ю.В.Романенко и Г.М.Гречко вышли из станции в открытый космос с целью обследования переднего стыковочного узла станции. Стыковочный узел оказался исправен. Продолжительность выхода в открытый космос составила 1 час 28 минут. За время пребывания на станции космонавты приняли две экспедиции посещения – на кораблях «Союз-27» и «Союз-28» (с советско-чехословацким экипажем). Экипаж «Союза-27» вернулся на Землю на корабле «Союз-26», а «Союз-27» остался пристыкованным к станции «Салют-6». На нём на Землю вернулись Ю.В.Романенко и Г.М.Гречко. Это был первый обмен кораблями в космосе, что впоследствии позволило космонавтам более длительное время оставаться на орбите. В ходе полёта Ю.В.Романенко и Г.М.Гречко установили новый рекорд длительности пребывания в космосе. Помимо этого Г.М. Гречко установил рекорд суммарной продолжительности космических полётов – 125 суток 23 часа 20 минут. За успешное осуществление длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6» – «Союз» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 года Гречко Георгий Михайлович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». С июня 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа по программе посещения орбитальной станции «Салют-7» индийским космонавтом. 3 апреля 1984 года был дублёром бортинженера космического корабля «Союз Т-11» Г.М.Стрекалова. С марта 1985 года в качестве бортинженера проходил подготовку по индивидуальной программе краткосрочного полёта на станцию «Салют-7». 17–26 сентября 1985 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-14» совместно с В.В.Васютиным и А.А.Волковым совершил третий космический полёт продолжительностью 8 суток 21 час 13 минут. На корабле «Союз Т-14» на орбитальную станцию «Салют-7» была доставлена пятая основная экспедиция. В это время на станции находился экипаж космического корабля «Союз Т-13» – В.А.Джанибеков и В.П.Савиных, которые восстановили её работоспособность. Г.М. Гречко вернулся на Землю на корабле «Союз Т-13» вместе с В.А.Джанибековым. После ухода из отряда космонавтов работал в Институте физики атмосферы Академии наук СССР (с 1992 года – Российской Академии наку): заведующим лабораторией исследования атмосферы Земли космическими средствами (1986–1992) и ведущим научным сотрудником (1992–1997). Под его руководством на пилотируемых космических станциях «Салют» и «Мир» были начаты исследования атмосферы Земли на основе явлений оптической рефракции. Одновременно с научной и инженерной деятельностью активно занимался общественной работой. Был председателем Федерации горнолыжного спорта СССР и председателем Федерации автоспорта СССР.
[700x560]
В 1979–1992 годах являлся заместителем председателя Советского комитета защиты мира, а в 1993–1994 годах – председателем Федерации мира и согласия (консультативного органа ООН). Автор более 28 научных публикаций. В 1979–1990 годах был ведущим телевизионной программы «Этот фантастический мир». Программа представляла собой цикл телевизионных экранизаций произведений известных писателей-фантастов. Лётчик-космонавт СССР (12 февраля 1975). Космонавт I класса (1978). Подполковник-инженер запаса. Почётный член Чехословацкой академии наук с 1978 года, член-корреспондент Международной академии астронавтики с 1975 года. Доктор физико-математических наук (1983), кандидат технических наук (1967). Жил в Москве. Умер 8 апреля 2017 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Герой Чехословацкой Социалистической Республики (16 марта 1978). Награждён 3 орденами Ленина (12 февраля 1975; 16 марта 1978; 26 сентября 1985), медалью «За трудовое отличие» (17 июня 1961) и другими медалями; индийским орденом «Кирти Чакра» (12 апреля 1984). Лауреат Государственной премии Украинской ССР (7 декабря 1979, за цикл работ по исследованию закономерностей роста и развития микроорганизмов в условиях космического полёта) и премии Советской Эстонии (ноябрь 1977, за результаты исследования серебристых облаков и поверхности Земли с использованием инфракрасного телерадиометра «Микрон» с орбитальной научной станции «Салют-4»). Удостоен Золотой медали имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР (15 сентября 1977, за успешное осуществление одномесячного полёта на орбитальной станции «Салют-4» и корабле «Союз-17»), Золотой медали «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» Чехословацкой Академии наук (апрель 1978, за большой вклад в пилотируемую космонавтику) и медали де Лаво (ФАИ; 1979). Почётный гражданин городов Калуга (6 апреля 1977), Гагарин (Смоленская область; 11 апреля 1981), Королёв (Московская область; 24 августа 2016), Урай (Тюменская область; 1980), Аркалык (Казахстан), Байконур (Казахстан; 1977), Жезказган (Казахстан), Прага (Чехия; 28 апреля 1978) и Варна (Болгария).
[387x700]
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Гречко Г.М. установлен на его родине в Московском Парке Победы города-героя Ленинграда - Санкт-Петербурга, Московский проспект, станция метро "Парк Победы".
Его именем названы улицы в городе Горно-Алтайск (Алтай) и селе Супсех (Анапский район Краснодарского края), а также малая планета № 3148 «Гречко» (открыта 24 сентября 1979 года). Сочинения: Оптические исследования земной атмосферы, ионосферы и астрофизических объектов с пилотируемых станций «Салют». Тарту, 1983; Гравитационная ориентация орбитального комплекса «Салют-6» – «Союз». Москва: ИПМ, 1983 (с В.А.Сарычевым, В.П.Легостаевым и другими); Распределение озона в атмосфере по данным визуальных наблюдений сумеречного ореола Земли со станции «Салют-6». Москва,: Институт физики атмосферы, 1982 (с Н.Ф.Еланским, С.А.Савченко и Ю.Л.Терёхиным); Визуальные исследования с пилотируемых космических аппаратов поляризации солнечного света на атмосфере Земли. Москва.: ИКИ, 1983 (с В.Ф.Быковским, В.В.Горбатко и другими); Земля – наш дом во Вселенной. Москва: Стройиздат, 1983 (с Н.П. Селивановым, А.И.Мелуа и А.Б.Пешковым); В кадре – планета. Москва.: Советская Россия, 1984 (с А.И.Мелуа); Старт в неизвестность. Москва: Правда, 1989; Оптические явления при восходе и заходе Солнца в космосе. Ленинград: ГОИ, 1989 (с А.С.Гурвичем, В.А.Казбановым и другими); Тонкая структура температурного поля в стратосфере. Москва: ИФА, 1989 (с А.П.Александровым, А.С.Гурвичем и другими); Три шага за горизонт. Москва: Мир, 1989 (с А.В.Немовым, И.В.Стражевой и другими); Диалоги о космосе. Москва: Прогресс, 1990 (с Г.С.Хозиным); Эксперимент OZAFS по наблюдению тонкой структуры распределения озона и аэрозоля в атмосфере с орбитальной станции «Салют-7». Москва, 1990 (с Н.Ф.Еланским, М.Е.Плоткиным и другими); От лучины до космоса. Москва, 2010; Космонавт № 34. От лучины до пришельцев. Москва : ОЛМА, 2013.

1931
Николай Иванович Дементий
белорусский политик, глава парламента Белоруссии (1989-1991).

1931
Ирвин Уинклер
Продюсер, режиссер

1932
Жоаким Педру ди Андради
бразильский режиссер. Один из зачинателей «нового кино» в Бразилии. С 1958 г. ассистент режиссера и продюсер. В 1959 г. поставил кинофильмы «Учитель Апикукос» и «Поэт замка», в 1961 г. – короткометражный фильм «Кошачья кожа», позже включенный в фильм «Пять раз фавела» (1962). Поставил фильмы: «Гарринча, радость народа» (1963), «Священник и девушка» (1966), «Бразилия, противоречия нового города» (1967), «Импровизируя и достигая цели» (1968). Поставил сатирический фильм на современную буржуазную цивилизацию – «Макунайма» (1969).

1932
Джон Грегори Данн
американский прозаик, журналист, сценарист. Родился в Хартфорде (штат Коннектикут). В 1954 окончил Принстонский университет, недолго служил в армии, затем стал штатным сотрудником нью-йорского журнала «Тайм». В 1964 женился на писательнице Джоан Дидион и переехал в Калифорнию. Первые две его книги носят документальный характер – Делано: История забастовки калифорнийских сборщиков винограда (Delano: The Story of the Californian Grape Strike, 1967) и Студия (The Studio, 1969) и содержат критику положения дел в киноиндустрии. Первый роман Вегас: Воспоминания о мрачном периоде (Vegas: A Memoire of a Dark Season) вышел в 1974. Его герои – бездельничающий комик, частный детектив и сочиняющая стихи проститутка – вобрали в себя черты людей, встреченных автором в Лас-Вегасе. Критика высоко оценила книгу, отметив, что писателю удалось выразительно представить изнанку хорошо отлаженной индустрии развлечений. Второй его роман Правдивые признания (True Confessions, 1977) стал, по мнению многих критиков, «книгой, которую он рожден был написать». Роман не является детективом в привычном понимании. Внимание автора сосредоточено не на загадочном убийстве, а на любви-ненависти, связующей двух ирландских католиков – лейтенанта полиции и честолюбивого священника, – замешанных в этом деле. Большой успех имел снятый по сценарию Данна и Дидион одноименный фильм с участием Роберта Де Ниро и Роберта Дювала (1981). Этот Шей-младший (Dutch Shea, Jr., 1982) – роман, в котором поднята тема коррупции в среде ирландских католиков, на сей раз на примере главного героя Шея, адвоката, представляющего интересы сомнительных клиентов. Шей являет собой тип человека, лишенного иллюзий, с грубым юмором и собственным кодексом чести, более значимым для него, чем даже бесчестие в глазах общества. В центре романа Красный, белый, синий (Red, White and Blue, 1987) – история семьи некоего олигарха, показанная через восприятие его сына и вырастающая в представленную с мрачным юмором историю Америки. Более эпичный, чем предыдущие книги писателя, роман охватывает промежуток времени почти в 30 лет – от радикальных 1960-х годов через войну во Вьетнаме до наших дней. Среди других произведений Данна – автобиографическая Арфа (Harp, 1988), два сборника эссеистики – Кинтана и друзья (Quintana & Friends, 1978) и Напев (Crooning, 1990), роман Плейленд (Playland, 1994) и Монстр: С большого экрана в жизнь (Monster: Living off the Big Screen, 1997). В соавторстве с Дидион Данн написал сценарии фильмов Паника в Нидл-парке (Panic in Needle Park, 1971) и Бери как есть (Play It as It Lays, 1972); совместно с другими авторами – Звезда родилась (A Star is Born, 1976), Правдивые признания (True Confessions, 1981) и Близко к сердцу (Up Close and Personal, 1996). Умер Данн в Нью-Йорке 30 декабря 2003 года.

[577x700]
1932
Леон Сергеевич Кашихин
историк-архивист, автор книги о П.Н.Серебренникове "Дедушка пермского прогресса", докторе медицинских наук, одном из основателей Пермского областного краеведческого музея. В 1958 году Леон Сергеевич окончил Московский государственный историко-архивный институт. Работал в Тюменском областном архиве и Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области. В 1963-1984 гг. - окололо 20 лет был начальником отдела Фондов Октябрьской революции и социалистического строительства, затем заведующим отделом обеспечения сохранности документов государственного архива Пермской области, в 1984-1996 гг. искусствовед Пермского специального научно-реставрационного управления. Л.С.Кашихин много сделал для комплектования Пермского облархива личными фондами замечательных деятелей нашего края: Д.Д.Смышляева, К.Т.Хлебникова и многих пермских учёных и революционеров. Он занимался изучением истории пермскогокраеведения, опубликовал статьи об историках и краеведах Урала: Д.М.Бобылёве, В.С.Верхоланцеве, В.А.Весновском, С.М.Гинце, А.А.Дмитриеве, Ф.А.Прядильщикове и других. В период работы в ПСНРУ, он составил исторические записки на исторические города и населённые пункты: Пермь, Кунгур, Соликамск, Суксун, Добрянку, Осу, Оханск, Ильинский, он провёл историко-архивные изыскания по объектам: Дом Грибушина в Перми, усадьба Каменских в Суксуне, церковь иконы Казанской Божией Матери в Перми (усыпальница Каменских), Соборная мечеть в Перми и др. Активное участие принимал в работе ВООПИК, краеведческих обществ в Перми, Пермского областного краеведческого музея, в Пермской городской комиссии по переименованию улиц при администрации города и т.д. Он был одним из авторов Пермского тома "Материалов свода памятников истории и культуры РСФСР". Всего Л.С.Кашихиным опубликовано около 180 работ. Богатейший личный архив Л.С.Кашихина был передан им на хранение известному пермскому краеведу Владимиру Сергеевичу Колбасу. В.С.Колбас - председатель Индустриального райотделения ВООПИК написал книгу о Л.С.Кашихине. Умер в Перми 1 февраля 1997 года. Его материалами до сих пор пользуются краеведы, исследователи родного края. Л.С.Кашихин оставил большой след в истории нашего краяю Вечная и светлая память о нём будет жить всегда.

1933Davlatov_Safar (500x700, 210Kb)
1933
Сафар Давлатов (Сафарбек Давлятов)
бригадир колхоза «Комсомол» Матчинского района Ленинабадской области, Таджикская ССР. Родился в кишлаке Хадишар Матчинского района Таджикской ССР, ныне – Иван-Таджикской сельской общины Горно-Матчинского (Кухистон-Мастчохского) района Согдийской области Таджикистана. Таджик. Трудовую деятельность начал в 1948 году рядовым колхозником в хлопководческом колхозе «Комсомол» Матчинского района Ленинабадской области Таджикской ССР. В 1959–1961 годах – слушатель школы механизации сельского хозяйства в городе Ура-Тюбе (ныне – Истаравшан). С 1961 года работал трактористом, механиком, а с 1966 года – бригадиром комплексной молодёжной бригады в колхозе «Комсомол». В 1965 году вступил в КПСС. Приобретённый опыт, трудолюбие, дисциплинированность и бережное отношение к вверенной технике позволили ему регулярно собирать высокие урожаи хлопка-сырца и войти в число передовых механизаторов Матчинского района. Особо отличился в период девятой пятилетки (1971–1975), когда в 1972 году за успехи в увеличении производства хлопка был награждён орденом Ленина. Не снижая темпов, продолжал вместе со своей бригадой демонстрировать высокие показатели на уборке хлопка, в результате чего выполнил пятилетний план за три года и довёл урожайность хлопка за 10 лет с 14 до 48 центнеров с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1975 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в досрочном выполнении заданий девятой пятилетки и принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству продуктов земледелия и животноводства Давлатову Сафару присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать в колхозе до выхода на заслуженный отдых в 1990-х годах.
Жил в Матчинском районе Ленинабадской (с 2000 года – Согдийской) области. Умер 17 мая 2007 года. Награждён 2 орденами Ленина (14 декабря 1972; 10 февраля 1975), медалями, а также Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР. Заслуженный механизатор Таджикской ССР (1973). Мастер хлопка Таджикской ССР (1974).

1933
Ромуальд Иосифович Клим
заслуженный мастер спорта (1964) по легкой атлетике, олимпийский чемпион 1964 года в метании молота. В 1966 году он победил на чемпионате Европы, через два года завоевал олимпийское серебро, а в 1969 установил мировой рекорд — 74 м 52 см. Чемпион СССР (1966-1968, 1971).

1933
Ирина Александровна Колпакова
народная артистка СССР, балерина

Novik_Vladimir_Grigoryevich (572x700, 133Kb)
1933
Владимир Григорьевич Новик
бригадир комплексной бригады строительно-монтажного поезда №576 управления строительства «Бамстройпуть» Министерства транспортного строительства СССР, Амурская область. Родился на территории современной Сумской области Украины. Украинец. Работал в Украинской ССР (ныне – Украина), где возводил крупное коксохимическое производство. За высокие трудовые достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1974 году приехал в посёлок Тындинский (с 1974 года – город Тында) Амурской области на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Когда разворачивалось сооружение линии Тында – Беркакит, почти все подразделения строителей переживали сложный период становления. Работа была интересная и перспективная. И если основная масса молодежи устремилась на БАМ с вполне определенной целью – найти верное применение своим силам и способностям, то Новик, как ни странно, будучи взрослым человеком, обогащенным изрядным жизненным опытом, попал сюда случайно. Вернее ехал в далекий край он с вполне определенной целью – во время отпуска решил посмотреть на энергетическую жемчужину Дальнего Востока – Зейскую гидроэлектростанцию, да, задержавшись в Тынде, познакомился со строителями БАМа. А им как раз не хватало его «золотых рук». Так Владимир Григорьевич стал бригадиром комплексной бригады строительно-монтажного поезда (СМП) №576 управления строительства «Бамстройпуть». Тогда, в начальный период строительства, требовалось много полевого жилья, столовых, бань, школ, клубов. Причем необходимо было поставить все эти сооружения до наступления жестоких морозов. Понимая важность задания, Владимир Григорьевич как бывалый человек, за спиной которого не одна крупная союзная стройка, сразу решил начать с четкой организации дела. Он знал, что от согласованности действий всех, дисциплины и исполнительности каждого зависят успехи труда бригады. К людям он успел присмотреться, поэтому для него было ясно, кому что поручить. Хорошо продумав структуру рабочего коллектива, бригадир разбил людей на пары. Рядом с опытными рабочими он поставил молодых, но физически более сильных ребят. Здесь были учтены личные качества людей, их характеры, способности. Так сразу в бригаде начался плодотворный процесс взаимного дополнения и дружеской поддержки между наставниками и их подопечными. Потому что и молодежи было что передавать «старичкам», да и брать от «старичков» тоже удавалось немало. Начитанные, грамотные ребята быстро осваивали новое дело и довольно скоро догоняли в мастерстве наставников. Обретая производственные навыки, люди становились увереннее в себе. Как толковый бригадир Новик умело и тонко решил сразу несколько острых и очень важных проблем. Проходя выучку у высококвалифицированных старших товарищей, молодежь на первых порах была застрахована от упреков в низкой производительности в период профессионального становления. Рядом с наставниками быстрее вставала на ноги и завоевывала на стройке прочный трудовой авторитет. Важно отметить, что принципы взаимообогащения породили дух взаимопомощи и взаимовыручки, идо сих пор, попадая в эту благотворную атмосферу, каждый новый член бригады невольно проникается ею. Здесь дело поставлено так, что любой рабочий, если видит в этом необходимость, может смело предъявить претензии товарищу и тем самым своевременно разрешить конфликт. Это оберегает бригаду от недомолвок и ставит ее в положение коллективного воспитателя. Когда закончилось устройство посёлков и строители приступили к работам на самой магистрали Тында – Беркакит, Новик довольно быстро пришел к выводу, что на трассе организация труда, да и сама бригада должны быть другими. Проблемой номер один в те дни было сооружение водопропускных труб, из-за которой сдерживалась укладка полотна железной дороги. Новик давно задумывался над причинами отставания бригад, занятых строительством искусственных сооружений. Партийный комитет управления строительства «Бамстройпуть» хотел разобраться, почему так происходит. Вникая в детали, Владимир Григорьевич в конце концов пришел к выводу, что все дело в плохой организации труда. На каждой водопропускной трубе работала бригада, стало быть, везде надо было держать кран, бульдозер, бетономешалку, несколько грузовых автомашин. А это не всегда получалось. В результате то техника простаивала, то люди. «Нужен единый механизированный комплекс», – решил Новик. По его инициативе такой комплекс был создан, а возглавил его автор идеи. Он организовал поточное производство сразу в нескольких точках, сумев использовать высокопроизводительную современную технику на полную мощность. И впервые на линии Тында – Беркакит строительство водопропускных труб перестало быть проблемой. Опыт первого на БАМе комсомольско-молодежного механизированного комплекса позже использовали на практике все строители «магистрали века». А Новик уже думал о том, как еще интенсивнее ускорить работу, как высокий темп поддерживать постоянно. Все подсчитав и взвесив, они его товарищи решили, что им по силам ежедневно давать полторы нормы, где бы комплекс ни находился. И этот почин, переняв их опыт, подхватили многие. Сначала целевой задачей 1976 года для строителей БАМа было дойти с рельсами до станции Могот. Подумав, строители решили, что этого мало и взяли обязательство встретить 1977 год на границе Амурской области и Якутской АССР – на разъезде Якутский. Однако после XXV съезда КПСС часть строителей стало предлагать внести в данные обязательства поправку – на разъезде Якутский быть к 59-й годовщине Великого Октября (7 ноября 1976 года). А до конца года продвинуться еще дальше на север, до станции Нагорная. Большую помощь строителям тут оказали коммунисты Якутии. Получилось так, что не только строители БАМа, а вся Якутская АССР готовилась к важному событию – укладке первого железнодорожного пути по территории этой холодной земли. Задача была особенно трудной, и поэтому на ее границе решили уложить не «серебряное», как принято в таких случаях, а «золотое» звено. За право участвовать в его укладке боролись все бригады, но никто не сомневался, что среди первых претендентов на право уложить «золотое» звено будет бригада В.Г.Новика. И на этом участке работы Владимир Григорьевич решил применить проверенный метод – создать комплексную механизированную бригаду. Коллектив срочно осваивал новое дело. За первые же два с половиной месяца они уложили 45 километров стальной колеи и пришли на станцию Могот героями. Первый поезд встречали 5 августа, в канун Дня строителя, а не в конце года, как предполагалось первоначально. После этого успеха уже не было сомнений, что и на разъезд Якутский удастся провести рельсы в сроки, предусмотренные социалистическими обязательствами. Первый в Якутской АССР железнодорожный разъезд находится в 104 километрах от Тынды. Казалось бы, не так уж и много, но на этом участке пришлось построить 71 мост, 2 путепровода, проложить 66 водопропускных труб, отсыпать в земляное полотно 10,5 миллионов кубометров грунта. Выполняли этот огромный объем работ 7 тысяч человек, 90 экскаваторов, 150 бульдозеров, 1200 мощных самосвалов. А за право участвовать в укладке «золотого» звена боролись двадцать строительных подразделений. И вот 2 ноября 1976 года в ущелье между горами Станового хребта возле свежеокрашенного вагончика с броской надписью «Разъезд Якутский» собрались сотни людей на праздничный митинг. Сюда пришли местные жители, якуты и эвенки, геологи и старатели. На лютом морозе, в клубах выхлопного дыма с трудом угадывались контуры автомашин. В безопасном отдалении, возбужденные от непривычного скопления людей и шума моторов, держались оленьи упряжки. Героями дня были, конечно, строители. А среди них лучшие из лучших, победители социалистического соревнования: 8 бригад и 38 рабочих. Их выбрали из тысяч других строителей с большим трудом, потому что отстающих не оказалось. В число победителей вошла и бригада В.Г.Новика. Торжество не испортила даже метель. Гремел оркестр, катился по ущелью гул аплодисментов и, перекрывая все звуки, победно разнесся над горами гудок тепловоза. Медленно и важно подошел он к разъезду, украшенный транспарантами на русском и якутском языках. По новой ветке открылось рабочее движение поездов. И праздничный поезд пришел не просто для того, чтобы покрасоваться на митинге – он доставил 800 тонн грузов для строителей. Их перевозка по рельсам, подсчитали строители, позволяла теперь экономить 1,5 миллиона рублей в год. Здесь же на торжественном митинге строители приняли решение стать на трудовую вахту: «Шестидесятилетию Великого Октября – шестьдесят ударных недель». И обещали оставшиеся 116 километров до Беркакита пройти не к концу 1977 года, а значительно раньше. В 1976 году бригада В.Г.Новика построила 19 водопропускных труб, сэкономив при этом 542 человеко-дня, обеспечила график укладки пути на участке Сивачкан – Могот, уложив 51 и забалансировав 42 километра. Было выполнено работ расчетной стоимостью 756 тысяч рублей при плане 610 тысяч рублей. Выработка составила 14 тысяч рублей на человека, что на 5 тысяч больше среднего показателя по управлению «Бамстройпуть». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1977 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении плана на 1976 год и принятых социалистических обязательств, Новику Владимиру Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Стал первым Героем Социалистического Труда среди строителей БАМа. Свое слово, данное в ноябре 1976 года, бригада Новика сдержала. Еще в начале 1977 года, прикидывая свои возможности, коллектив бригады пришел к выводу, что к 60-летию Великого Октября сможет выполнить план трех лет пятилетки к 7 ноября. Летом стало ясно – бригада правильно оценила свои силы. Из общего объема работ на пятилетку в размере 4 миллионов рублей к тому времени ими уже было освоено 1 миллион 350 тысяч рублей (более половины), а в резерве еще оставалось четыре трудовых месяца. Претворяя в жизнь призыв XXV КПСС – поднять качество работы на каждом рабочем месте, этот коллектив нашел новую форму самоконтроля за качеством и эффективностью каждой операции. Каждое звено комплексной бригады ежедневно в специальном журнале самостоятельно отчитывается о результатах и качестве своего труда. Вроде бы в этом нововведении все просто, а вот отдача превзошла все ожидания. И самостоятельно учитывая качество и объемы труда, люди теперь более ясно стали разбираться, почему впереди при подведении итогов социалистического соревнования оказался именно этот рабочий и никто другой. Притом письменные ежедневные замечания, предъявленные к тем или другим службам, активизировали и деятельность инженерно-технического персонала. Самоконтроль показал, насколько важно учитывать психологические факторы производства. Зная, что в конце рабочего дня необходимо самостоятельно занести в журнал «самоконтроля» результаты собственного труда, люди, конечно же, стремятся лучше выполнять порученное дело, более тщательно следят за качеством операций. В бригаде уже давно не помнили случая, чтобы кто-то плохо выполнил задание или оставил рабочее место, когда есть возможность положить лишний кирпич, дополнительный куб бетона, метр опалубки. С другой стороны, журнал «самоконтроля» давал любому, взявшему его в руки, ясную картину динамики производства работ за день, неделю, месяц, квартал. В условиях сложнейшей таежной стройки «самоконтроль» стал эквивалентом личного клейма, которое дало опробованный эффект в промышленности. 1 февраля 1981 года стал начальником СМП №698 треста «Тындатрансстрой» в посёлке Олекма Тындинского района Амурской области. В задачу СМП входило строительство линий связи и искусственных сооружений на участке будущей железной дороги, жилого посёлка. Путеукладчик пришел в Олёкму 5 марта 1982 года. В ноябре 1983 года встречали первый поезд в Олекме, ставшей теперь железнодорожной станцией отделения временной эксплуатации (ОВЭ) треста «Тындатрансстрой». Когда поставленные задачи были выполнены, строители передислоцировались в Якутию, а Олёкма с 1987 года стала посёлком железнодорожников. С 1990 года жил в селе Владимировка Благовещенского района Амурской области. Умер в 2006 году. Награждён орденами Ленина (12 мая 1977), Трудового Красного Знамени (5 апреля 1971), Дружбы народов (10 августа 1990), медалями.
Novik_VG-mem (700x502, 201Kb)
4 августа 2008 года в селе Владимировка, на доме №6 по Сосновой улице, где жил В.Г.Новик, установлена мемориальная доска.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 25 мая родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»