• Авторизация


16 мая родились... 16-05-2025 03:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Шкваркин (538x700, 144Kb)
1894
Василий Васильевич Шкваркин
русский советский драматург. Поздно дебютировав в литературе, В.В.Шкваркин начинал как автор исторических пьес («В глухое царствование», «Год-горн»), далее переключился на жанры сатиры и водевиля. Произведения пользовались огромным успехом на театральной сцене СССР (особенно «Чужой ребёнок»), переводились на немецкий, японский и чешский языки. В 1930-е годы драматургия писателя подверглась сильнейшей критике за «легковесность» и «безыдейность», из-за чего Шкваркин переключился на написание либретто для оперетт и переводы. Пьесы 1940-х годов не пользовались такой же популярностью, как работы предвоенных десятилетий. Часть произведений публиковалась в сборниках 1954 и 1966 годов. Родился в городе Тверь, Российская империя, в семье фабриканта. Работал в банке, у торговца кожевенными товарами, служил в РККА. Один год учился на филологическом факультете Московского университета. В 1924 его первая пьеса «В глухое царствование» (позднее ставилась под названием «Предательство Дегаева») получила первую премию на конкурсе исторических пьес. С тех пор он был профессиональным драматургом. Начиная с пьесы «Вредный элемент» (1927) писал современные лёгкие комедии с музыкальными вставками, которые принесли ему огромный успех. Пьеса «Чужой ребёнок» (1933) только в год своего создания была поставлена 500 раз. В 1960-е годы каждый год проходило около 300 её постановок. Скончался в забвении после длительного заболевания в городе Москва, РСФСР,СССР, 14 ноября 1967 года.
Шкваркингроб (700x525, 444Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Награды: Орден «Знак Почёта» (31 января 1939); Медали. Пьесы и либретто: Шкваркин В.В. В глухое царствование. (Предательство Дегаева) : Драма в 4 актах, 6 картинах / Союз революционных драматургов. — Москва : МОДП и К°, 1926. — 40 страниц; Шкваркин В.В. Год-горн. (1905 год) : В 4 действиях и 6 картинах. — Москва : МОДП и К, 1926. — 28 страниц; Шкваркин В.В. Вредный элемент: Водевиль в 3 действиях и 5 картинах. — Москва-Ленинград : МОДП и К, 1927 (Москва, типография ГУМЗ). — 64 страницы : ноты; Schkwarkin W. «Moskauer Leben» : Komodie mit Musik in 3 Akten (S Bildern) Von W Schkwarkin / Musik von S. L. Germanow ; Autorisierte Ubers. von Ernst Hube ; Bearb. der Gesanqctexte: Konrad Maril. — Berlin : Fischer, cop., 1930. — 81 S; Шкваркин В.В. Кто идет? : Пьеса в 3 действиях, 8 картинах. / Всероскомдрам. — Москва : Федерация, 1932 (шк. ФЗУ Мособлполиграфа). — 67 страниц; Шкваркин В.В. Чужой ребёнок : Комедия в 3 актах, 5 картинах / Послесловие Н.Горчакова. — Москва : ГИХЛ, 1934 (типография газеты «Правда»). — 76 страниц; Шкваркин В.В. Чужой ребёнок : Комедия в 3 актах, 5 картинах : Сокращённый вариант для деревенского театра / Обложка: Л.Литвак. — Москва : ГИХЛ, 1934 (школа ФЗУ имени Арт.Халатова). — 72 страницы; Шкваркин В.В. Чужой ребёнок: Комедия в 3 актах / Центральное управление по распространению драматургической продукции «Цедрам»… — Москва : Стеклогр. Цедрама, 1936. — , 49 страниц; Шкваркин В.В. Ночной смотр : Комедия в 3 актах и 4 картинах. — Москва-Ленинград : Искусство, 1937 (Москва, типография издательства «Крестьянская газета.»). — 96 страниц; Шкваркин В.В. Простая девушка: Комедия в 3 актах, 6 картинах. — Москва : Издание и стеклографика издательства «Искусство», 1938. — 93 страницы; Шкваркин В.В. Весенний смотр : Комедия в 3 актах, 5 карт. — Москва : Издание и стеклографика издательства «Искусство», 1938. — 86 страниц; Шкваркин В.В. Простая девушка : Комедия в 3 действиях, 6 картинах. — Москва-Ленинград : Искусство, 1940. — 92 страницы; Шкваркин В.В. Страшный суд: Комедия в 3 актах. — Москва : Управление по охране авторских прав, 1940. — 64 страницы; Токаев А.И.. Женихи : Комедия в 3 актах, 6 картинах. / Перевод с осетинского и обработка В.Шкваркина. — Москва : Искусство, 1950 (17-я типография Главполиграфиздата). — 108 страниц; Шкваркин В.В. Комедии. — Москва : Советский писатель, 1954. — 310 страниц. — Содержание : Чужой ребёнок; Весенний смотр; Страшный суд; Простая девушка; Женихи А.Токаева; Škvarkin V. V. Soudný den: Komedie-vaudeville o 3-ch dějstvích / Přel. Leoš Suchařípa a Břetislav Štorek. — Praha : Orbis, 1958. — 70 s. — (Hry lidového jeviště; Sv. 57); Шкваркин В.В. Комедии / Вступительная статья И.Штока; Примечание Л.Нимвицкой. — Москва : Искусство, 1966. — 374 страницы; Хачатурян К.С.. Простая девушка : Оперетта в 3-х действиях. / Либретто С. Ценина по комедии В. Шкваркина. — Москва : Музыка, 1967. — 202 страницы; Шкваркин В.В. Проклятое кафе: Пьеса в 3 актах, 6 картинах / Ответственный редактор Б.Емельянов. — Москва : ВУОАП, 1969. — 68 листов; Забытые пьесы 1920—1930-х годов : Государственный институт искусствознания / составление, текстологическая подготовка, вступительная. статья, историко-реальный комментарий, сведения о постановках пьес и биографиях авторов В.В.Гудковой. — Москва : Новое Литературное обозрение, 2014. — 976 страниц. — ISBN 978-5-4448-0136-9. Литература: Гудкова В.В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х — начала 1930-х годов. — Москва : Новое лит. обозрение, 2008. — 454 страницы — (Новое литературное обозрение. Научное приложение / Государственный институт искусствознания; Выпуск 68). — ISBN 978-5-86793-558-0; Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии : Томский государственный университет имени В.В.Куйбышева. — Томск : Издательсто Томского университета, 1973. — 201 страница; Климова Л.П. Шкваркин // Очерки истории русской советской драматургии: В 3 томах. / Редакторы С.В.Владимиров и Г.А.Лапкина. — Ленинград : Искусство, 1966. — Том 2: 1934—1945. — Страницы 177—186. — 407 страниц; Мирина И. Шкваркин // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1975. — Том 8: Флобер — Яшпал. — Столбцы 738—739; Монисова И.В. Шкваркин Василий Васильевич // Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2000. — Страницы 773—774. — 880 страниц. — ISBN 5-85270-289-7; Новиков А.Д. Творчество Василия Шкваркина : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Москва, 2019. — 304 страницы. — Место защиты: Институт мировой литературы имени А.М.Горького; Фролов В. О советской комедии : Всероссийское театральное общество. — Москва : Искусство, 1954. — 340 страниц; Шеленок М.А. Драматургия И.Ильфа и Е.Петрова и водевильная тенденция в отечественной комедиографии 1920-х — 1930-х годов : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Саратов, 2016. — 279 страниц. — Место защиты: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского.

Lawrence Nuesslein (553x700, 93Kb)
1895
Лоуренс Адам Нюсляйн (Lawrence Adam Nuesslein)
американский стрелок, олимпийский чемпион и чемпион мира. Лоуренс Нюсляйн родился в деревне Риджфилд-Парк, округ Берген, штат Нью-Джерси, США, но почти всю жизнь прожил в Аллентауне, штат Пенсильвания, где 22 года заведовал складом «Sears, Roebuck & Co». В 1920 году на Олимпийских играх в Антверпене Лоуренс Нюсляйн стал чемпионом в личном и командном первенствах в стрельбе из малокалиберной винтовки стоя на дистанции 50 м, а также завоевал серебряную медаль в командном первенстве в стрельбе из военной винтовки стоя на дистанции 300 м, бронзовую медаль в личном первенстве в стрельбе из военной винтовки стоя на дистанции 300 м и бронзовую медаль в командном первенстве в стрельбе одиночными выстрелами по движущейся мишени. В 1923 году Лоуренс Нюсляйн принял участие в проходившем в Кемп-Перри чемпионате мира по стрельбе, где завоевал две золотые и две бронзовые медали, а в 1927 году он завоевал бронзовую медаль чемпионата мира в Риме. Умер в городе Аллентаун, штат Пенсильвания, США, 10 мая 1971 года.
Награды и медали
Screenshot 2024-04-30 at 03-04-59 Нюсляйн Лоуренс — Википедия (362x393, 18Kb)

Ralph Clarmont Skrine Stevenson (505x700, 320Kb)
1895
Ральф Стивенсон (Ralph Clarmont Skrine Stevenson)
британский дипломат. В 1936—1939 годах — глава Объединённого разведывательного комитета Великобритании. В 1943—1946 годах — посланник Великобритании в Югославии. В 1946—1948 годах — посол Великобритании в Китае. В 1950—1955 годах — посол Великобритании в Египте. Рыцарь Великого Креста ордена Святого Михаила и Святого Георгия. Умер 23 июня 1977 года.

1896Makin_Ivan_Yakovlevich (512x700, 208Kb)
1896
Иван Яковлевич Маркин
старший механик Коста-Хетагуровской МТС Северо-Осетинской АССР. Родился в городе Ростов-на-Дону области Войска Донского, ныне – административном центр Ростовской области. Русский. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, с образованием в конце 1920-х годов машинно-тракторных станций (МТС) работал механизатором в одной из них на территории Донского округа Северо-Кавказского края (с 1937 года – Ростовской области) до призыва в сентябре 1941 года в Красную армию по мобилизации. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Боевое крещение получил в оборонительных боях на Сталинградском фронте, весь боевой путь прошёл в составе 36-й гвардейской стрелковой дивизии (64-я армия, позже – 7-я гвардейская армия). За образцовое выполнение заданий командования гвардии рядовой Маркин был награждён медалью «За боевые заслуги». В начале 1944 года Иван Яковлевич по возрасту был уволен из действующей армии и поступил работать в заново организованную Коста-Хетагуровскую МТС (центральная усадьба – село Коста-Хетагурово, с 1957 года – Назрань, ныне город Республики Ингушетия) Северо-Осетинской АССР. Под руководством директора МТС А.И.Воробьёва там была создана ремонтная мастерская сродни небольшому тракторному заводу, в которой круглосуточно вёлся ремонт тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Уже в 1944 году тракторный парк Коста-Хетагуровской МТС обработал 15 825 гектаров закреплённых за колхозами земли, выполнив годовой план на 141 процент. В 1947 году тракторный парк МТС значительно увеличился, каждый трактор вспахал 715 гектаров, механизаторы обеспечили своей работой перевыполнение в целом по району планового сбора пшеницы и кукурузы на 32,7 процента. Труженики колхозов, обслуживаемых Коста-Хетагуровской МТС, получили урожай пшеницы 21,86 центнера с гектара на площади 1021,5 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы и кукурузы в 1947 году Маркину Ивану Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены директор Коста-Хетагуровской МТС А.И.Воробьёв и руководство района во главе с председателем райисполкома К.С.Кайтуковым. Позже переехал и проживал в Липецкой области, в ноябре 1971 года получал дубликат наград. Скончался в 1986 году. Награждён орденом Ленина (9 марта 1948), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (24декабря 1943), «За оборону Сталинграда» (22 декабря 1942).

1897Ostanin_Knst_Fdr_gst49 (469x700, 90Kb)
1897
Константин Федорович Останин
бригадир семеноводческого колхоза «3 решающий год пятилетки» Пучежского района, Ивановская область. Родился в деревне Галашино, ныне Пучежского района Ивановской области, в крестьянской семье. Русский. В 1908 году окончил начальную школу. В 1909 году остался круглым сиротой. В 11 лет пришлось идти на заработки, 4 года батрачил у зажиточного крестьянина в деревне Елино. С 1914 году трудился бакенщиком Кинешемского технического участка, почти 10 лет жил в Кинешме. Разруха после гражданской войны сорвала с места. Следующи 10 лет, с 1923 года, перебивался разными заработками: работал маляром на одной из фабрик в городе Пучеж, грузчиком на Правдинском бумкомбинате в городеБалахна и на пристанях в Нижнем Новгороде. В 1931-1932 годах был рабочим в геологоразведочной партии будущей Горьковской ГЭС. В 1933 году осел в селе Большое Дмитриево современного Пучежского района, вступил в колхоз «3-й решающий год пятилетки». Вскоре был избран бригадиром полеводческой бригады. Трудился в этом колхозе около 20 лет с небольшим перерывом. В 1944-1946 годах, по мобилизации через военкомат, работал на строительстве Фрунзенской ТЭЦ в Москве. Вернувшись в колхоз продолжал успешно руководить бригадой. В 1948 году его бригада получила на площади 5 гектаров высокий урожай льна-долгунца 6,3 центнера и семян 6,8 центнеров с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1949 года за получение высокого урожая льна-долгунца Останину Константину Фёдоровиуч присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работал бригадиром в том же колхозе, получившим новое название – «Заря коммунизма» до 1953 года. В 1949-1952 годах избирался депутатом Дмитриевского сельского совета. В 1953 году выехал в город Городец Горьковской (Нижегородской) области. Последние годы до выхода на пенсию в 1957 году трудился рабочим на земснаряде по намыву плотины Горьковского гидроузла.
[486x700]
Жил в городе Городец Нижегородской области. Умер 21 февраля 1972 года.
[397x700]
Похоронен на кладбище города Городец. Награжден орденом Ленина, медалями.

Салитерник0 (550x700, 313Kb)
1897
Цви Салитерник (имя на иврите — צבי סליטרניק‎; имя при рождении — Герш Хаимович Салитерник)
израильский учёный-энтомолог. Лауреат Государственной премии Израиля по медицине (1962). Родился в городе Проскуров, Проскуровский уезд, Подольская губерния, Российская губерния (ныне Хмельницкий, Украина). Начал изучать медицину в Киеве, но оставив учёбу эмигрировал в 1919 в Эрец-Исраэль. Изучал биологию в Еврейском университете в Иерусалиме (получил докторскую степень в 1946). С 1921 инспектор антималярийных мероприятий, проводимых медицинской организацией Гадасса. В 1949 организовал и возглавил (до 1962) отдел по борьбе с малярией при Министерстве здравоохранения Израиля. В 1962 был удостоен Государственной премии Израиля по медицине за вклад по борьбе с малярией. Описал один подвид кровососущих комаров Anopheles turkhudi telamali Saliternik & Theodor, 1942. Умер в городе Иерусалим, Израиль, 17 октября 1993 года. Публикации: Saliternik Z. & Theodor O. On a new variety of Anopheles turkhudi from Palestine // Journal of the Malaria Institute of India : Журнал. — 1942. — No. 4. — P. 429–434; Saliternik Z. Field Investigations on the Bionomics of Anopheles sergenti, Theo. in Israel during the years 1961-1965 // Israel Journal of Entomology : Журнал. — 1967. — Vol. 2. — P. 145–162. Литература: Давид Тидхар. Доктор Цви Салитерник // Энциклопедия первопроходцев и строителей Израиля = אנציקלופדיה לחלוצי הישוב ובוניו. — 1963. — Том 13. — Страницы 4257—4258.

1897Sommer_Andrey_Ios (511x700, 110Kb)
1897
Андрей (Флориан) Иосифович Соммер
командир 89-й Тильзитской танковой бригады 1-го Инстербургского танкового корпуса 3-го Белорусского фронта, полковник. Родился в городе Константиноград (ныне Красноград Харьковской области), в семье военного. Русский (обрусевший немец). С 1907 по 1914 год учился в Полтавском кадетском корпусе. В декабре 1914 года окончил Киевское военное училище. Участник 1-й Мировой войны с декабря 1914 года. Был поручиком, комбатом 6-й армии. Удостоен наград: орденов Анны III и IV степеней, Станислава III степени. 13 октября 1915 года был ранен в бою и попал в плен к немцам. До 1918 года находился в плену в Вильно (Вильнюс), затем в лагере Бург-бей (Бургбей) и Магдебург на территории Германии. В Красной Армии с 1 июня 1919 года. Участник Гражданской войны: с июня 1919 года - красноармеец 1-го полка Симбирской бригады Красный коммунаров Южного фронта; с августа 1919 года - командир роты, помощник начальника штаба по оперчасти 1-й бригады 8-й армии Южного фронта; с января 1920 года - командир 378-го стрелкового полка 3-й бригады 42-й стрелковой дивизии 13-й армии Южного фронта; с июля 1920 года - заведующий разведкой 124-й бригады; с августа 1921 года - командир батальона 122-го, 6-го, 5-го стрелковых и 11-го кавалерийского полков 4-й и 2-й Кавказских стрелковых дивизий. Воевал на Южном фронте против войск Деникина, Мамантова, Шкуро, Врангеля, Махно. Участвовал в охране персидской границы и в разоружении повстанцев в Дагестанской области. В боях 19 сентября 1919 года и в июле 1921 года ранен, в марте 1920 года переболел сыпным тифом. Трижды представлялся к ордену Красного Знамени. Член ВКП(б) с 1919 года. В 1921 году выбыл из ВКП(б) по политическим разногласиям с её политикой НЭПа (с формулировкой «по собственному желанию»). В 1924 году окончил курсы при Тифлисской пехотной школе. Служил в должности командира роты 5-го кавалерийского полка и командира батальона 4-го кавалерийского полка, участвовал в подавлении бандитизма на Кавказе. В 1931 году окончил курсы «Выстрел». Служил помощником командира 4-го танкового полка по хозчасти (Харьковские автотракторные мастерские), начальником Одесской бронетанковой школы, начальником отдела перевозок и 5-го отдела 2-й отдельной механизированной бригады. В 1936 году заочно окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе в Москве. Служил начальником 1-го отдела штаба автобронетанковых войск Приморской группы войск. В декабре 1937 года арестован в городе Уссурийск, по фактам шпионажа и диверсионной деятельности в пользу империалистических держав осуждён и приговорён к расстрелу. Высшая мера наказания была заменена сроком в 15 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). 25 месяцев провёл в тюрьме в городе Уссурийск. В 1940 году отпущен на свободу, реабилитирован и восстановлен в Красной Армии. До 1942 года был преподавателем тактики и начальником огневой подготовки в Орловском бронетанковом училище, с июля 1942 года – старшим преподавателем 3-го Орджоникидзевского военного училища. В 1943 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Бронетанковой академии имени И.В.Сталина. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Был начальником оперативного отдела штаба 9-го мехкорпуса, начальником штаба 70-й мехбригады, начальником штаба управления командующего бронетанковыми войсками 40-й армии, начальником штаба 7-го мехкорпуса, командиром 89-й танковой бригады. Воевал на Воронежском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал: в форсировании Днепра и боях на Букринском плацдарме, в освобождении Киева – в 1943 году; в Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской и Ясско-Кишинёвской операциях, в том числе в освобождении городов Леово, Кэлэраш, форсировании рек Прут, Дунай – в 1944; в Восточно-Прусской операции, в том числе в освобождении городов Гросс-Скайсгиррен (Большаково), Тапиау (Гвардейск), Инсетрбург (Черняховск), Прейсиш-Эйлау (Багратионовск), Кёнигсберг (Калининград), Фишхаузен (Приморск) – в 1945. Командир 89-й танковой бригады полковник Соммер отличился в Восточно-Прусской операции. Во время рейда по тылам противника в январе 1945 года бригада захватила ряд важных опорных пунктов врага. 20 января 1945 года танкисты ворвались в город Гросс-Скайсгиррен (Большаково Калининградской области) и перерезали железнодорожную линию и шоссе Тильзит (Советск) – Кёнигсберг (Калининград), чем способствовали разгрому тильзитской и инстербургской группировок противника. К концу января 1945 года бригада вышла на северную окраину Кёнигсберга. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Соммеру Андрею Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6975). После войны служил на должностях начальника штаба и командующего бронетанковыми войсками 11-й гвардейской армии Прибалтийского военного округа. С 1947 года генерал-майор танковых войск А.И.Соммер - в отставке. Жил в городе Калининград. Умер 18 сентября 1966 года. Похоронен в Калининграде на старом городском кладбище (аллея почетных захоронений. Награждён 2 орденами Ленина (21 февраля 1945; 19 апреля 1945), 2 орденами Красного Знамени (30 ноября 1943; 3 ноября 1944), орденом Кутузова III степени (13 сентября 1944), медалями «За взятие Кенигсберга» (9 июня 1945), «За победу над Германией». Имя Героя носит улица в Калининграде.

Marcel_Griaule (209x700, 79Kb)
1898
Марсель Гриоль (французское имя — Marcel Griaule)
французский этнограф-африканист, исследователь культуры догонов, бывший председатель французского общества африканистов, отец этнографа Женевьевы Калам-Гриоль. Родился в коммуне Эзи-сюр-Армансон департамента Йонна. Окончил Лицей Людовика Великого. С 1922 по 1927 год изучал в Национальном институте восточных языков и цивилизаций амхарский язык. С 1931 по 1933 год — руководитель этнографической экспедиции от Парижского Музея человека «Миссия Дакар—Джибути» (Сенегал-Эфиопия). Кроме Гриоля в состав экспедиции входил также этнолог и писатель Мишель Лейрис. В 1942 году Гриоль стал профессором Парижского университета. После знакомства с культурой догонов, Гриоль одним из первых обратил внимание на специфичную астрономическую мифологию догонов. В дальнейших исследованиях это стало материалом гипотетических построений о так называемом палеоконтакте. Умер в городе Париж, Франция, 23 февраля 1956 года. Награды и премии: Военный крест 1939—1945 годов офицер ордена Почётного легиона; кавалер ордена Почётного легиона. Литература: Шаревская Б., Проблемы духовной культуры народов Африки южнее Сахары и концепция Марселя Гриоля // Вестник истории мировой культуры, 1961, №o 4; Шаревская Б.И. Этнографический метод М.Гриоля и вопросы методологии современной французской этнографии // Советская этнография. 1962. № 6; Где истоки древних знаний? // Техника - молодёжи. 1985. № 1. Страницы 46.

Tamara Łempicka (700x583, 213Kb)
1898
Тамара Лемпицка (польское имя — Tamara Łempicka, имя при рождении — Мария Борисовна Гурвич-Гурская)
польская художница, чья творческая карьера прошла во Франции и США. Наибольшую известность ей принесли изящные портреты аристократов и богачей в стиле ар-деко, а также высоко стилизованные картины с обнажённой натурой. Родившаяся в Варшаве, Лемпицка недолгое время прожила в Петрограде, где вышла замуж за известного польского юриста, а затем переехала в Париж. Она обучалась живописи у Андре Лота и Мориса Дени. Её стиль представлял собой смесь позднего, утончённого кубизма и неоклассицизма, особенное влияние на который оказали работы Жана Доминика Энгра. Лемпицка принимала активное участние в художественной и общественной жизни Парижа в период между двумя мировыми войнами. В 1928 году она стала любовницей барона Рауля Куффнера, богатого коллекционера произведений искусства из бывшей Австро-Венгрии. После смерти своей жены в 1933 году барон женился на Тамаре в 1934 году, после чего она стала известна в прессе как «баронесса с кистью». После начала Второй мировой войны в 1939 году с мужем переехала в США, где писала портреты знаменитостей, натюрморты, а в 1960-х годах создала несколько абстрактных картин. Её работы вышли из моды после Второй мировой войны, но в конце 1960-х годов интерес к ним возродился, как и ко всему течению ар-деко. В 1974 году Лемпицка переехала в Мексику, где и умерла в 1980 году. Согласно завещанию её прах был развеян над вулканом Попокатепетль. Одной из наиболее известных её картин является «Прекрасная Рафаэлла» (1927). Лемпицка вела активную светскую жизнь: среди некоторых историков искусства она считается «первой художницей, которая была гламурной дивой».
Варшава и Петроград (1898—1917)
Родилась в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя, ныне Польша. Её отцом был Борис Моисеевич Гурвич-Гурский, русский еврейский адвокат, работавший в представительстве французской торговой компании, а матерью — Мальвина Деклер (дочь Бернарда и Симы Деклер), польская светская львица, которая большую часть своей жизни прожила за границей и познакомилась со своим будущим мужем на одном из европейских курортов. Когда Марии было 10 лет, её мать заказала для неё портрет пастелью известному местному художнику. Девочка терпеть не могла позировать и оказалась недовольной законченной работой. Взяв в свои руки пастель, она заставила свою младшую сестру позировать и таким образом написала свой первый портрет. В 1911 году родители отправили Марию в школу-интернат в Лозанне (Швейцария), но там ей было скучно, и она притворилась больной, чтобы ей разрешили покинуть эту школу. Взамен бабушка взяла её с собой в путешествие по Италии, где у девочки развился интерес к искусству.
Tamara_Łempicka,_Muzeum_narodowe,_Kraków (700x525, 372Kb)
Тамара Лемпицка в ателье в Кракове
После того как её родители развелись в 1912 году, она решила провести лето у своей богатой тёти Стефы в Санкт-Петербурге. Там, в 1915 году, она познакомилась и влюбилась в видного польского юриста Тадеуша Лемпицкого (польское имя — Tadeusz Łempicki; 1888—1951). Её семья предложила ему большое приданое, и они поженились в 1916 году в Мальтийской капелле в Петербурге. В том же году родилась их дочь Мария Кристина Лемпицкая. Революция 1917 года положила конец комфортной жизни супругов. В декабре 1917 года Тадеуш Лемпицкий был арестован среди ночи сотрудниками ЧК. Тамара после тяжёлых поисков обнаружила его в тюрьме и с помощью шведского консула, которому она по слухам предложила свои услуги, добилась освобождения мужа. Супруги с дочерью отправились в Копенгаген, затем в Лондон и, наконец, в Париж, где и нашли себе убежище.
Париж (1918—1939)
В Париже супруги некоторое время жили за счёт продажи фамильных драгоценностей. Тадеуш не хотел или не мог найти подходящую ему работу. Их дочь Мария Кристина «Кизетта» родилась примерно в 1919 году, тем самым увеличились их потребности в финансах. Лемпицка решила стать художницей по предложению своей сестры. Она обучалась искусству в петроградской Императорской академии художеств, в Академии де ла Гранд Шомьер у Мориса Дени, а затем у Андре Лота, который оказал наибольшее влияние на её стиль. Первыми картинами Лемпицкой были натюрморты, портреты её дочери Кизетты и соседки. Она продала их через галерею Колетт Вейл, что позволило ей завязать отношения с Салоном Независимых, Осенним салоном и Салоном де Муа де-Трент Ан как многообещающая молодая художница. Впервые она выставлялась в 1922 году на Осеннем салоне. В этот период она подписывала свои картины «Лемпицки», мужской формой своей фамилии. Её прорыв как художницы произошёл в 1925 году на проходившей тогда в Париже Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, которая и дала своё название стилю ар-деко. Лемпицка выставляла свои картины в двух крупнейших залах: «Салоне Тюильри» (французское название — Salon des Tuileries) и «Салоне женщин-художников» (французское название — Salon des femmes peintres). Её полотна привлекли внимание американских журналистов из Harper’s Bazaar и других модных журналов, вскоре к ней пришла известность. В том же году прошла первая крупная выставка её работ в Милане (Италия), организованная для неё графом Эммануэле Кастельбарко. Для этой выставки Лемпицка написала 28 новых работ за шесть месяцев. Во время своего итальянского турне она завела нового любовника — маркиза Сомми Пиченарди. Лемпицка также познакомилась с известным итальянским поэтом и драматургом Габриеле д’Аннунцио. Она дважды гостила на его вилле на озере Гарда, стремясь написать его портрет. Он же, в свою очередь, пытался соблазнить её. Попытки получить от него заказ на портрет были тщетны, оба остались в итоге разочарованными друг другом.
Tamara_Łempickaфасад (441x700, 111Kb)
Фасад дома 7 по улице Мешен, где располагалась мастерская Лемпицкой в Париже
В 1927 году Лемпицка удостоилась своей первой важной награды — первой премии на Международной выставке изящных искусств в Бордо (Франция) за картину «Кизетта на балконе». В 1929 году ещё один портрет Кизетты, изображающий её во время своего первого причастия, получил бронзовую медаль на международной выставке в Познани (Польша). В 1928 году Лемпицка развелась с Тадеушем. В том же году она познакомилась с Раулем Куффнером, бывшим австро-венгерским бароном и коллекционером произведений искусства. Его роду был пожалован баронский титул предпоследним австро-венгерским императором Францем-Иосифом I, Куффнеры служили поставщиками говядины и пива для императорского двора. Рауль Куффнер имел обширные владения в Восточной Европе. Он заказал у Лемпицкой портрет своей любовницы — испанской танцовщицы Наны де Эрреры. Законченная картина вышла нелестной для Эрреры, а Лемпицка и вовсе вскоре заняла её место в качестве любовницы барона. Она купила квартиру на улице Мешен в Париже и преобразила её при участии архитектора-модерниста Робера Малле-Стивенса и своей сестры Адрианны де Монто. Мебель для неё была изготовлена Рене Хербстом. Строгие, функциональные интерьеры её квартиры появились в журналах по дизайну. В 1929 году Лемпицка написала одну из самых своих известных картин — «Автопортрет (Тамара в зелёном «Бугатти»», которая тут же попала на обложку немецкого модного журнала «Die Dame». На ней она была изображена за рулём гоночного автомобиля «Bugatti» в кожаном шлеме и перчатках, закутанной в серый шарф. Лемпицка предстаёт на этом полотне холодной красавицей, независимой, богатой и недоступной. В реальности же она не владела автомобилем «Bugatti», её собственной машиной был маленький жёлтый «Renault», который однажды ночью был угнан, когда Лемпицка вместе со своими друзьями весело проводили время в «La Rotonde» на Монпарнасе . Впервые Лемпицка отправилась в США в 1929 году, чтобы написать там портрет невесты американского нефтяника Руфуса Т.Буша и организовать выставку своих работ в музее искусств Карнеги в Питтсбурге. Выставка прошла успешно, но деньги, которые она заработала на ней, были потеряны, когда банк, куда она их положила, обанкротился после биржевого краха 1929 года. Портрет Джоан Джеффри, невесты Руфуса Т.Буша, был закончен, но после их разрыва в 1932 году, был скрыт от публики. Картина была продана на аукционе Christies в 2004 году после смерти Джоан, носившей тогда фамилию Вандерпул. Пик творческой карьеры Лемпицкой пришёлся на 1930-е годы. Она написала портреты испанского короля Альфонсо XIII и греческой королевы Елизаветы. Музеи начали приобретать её работы. В 1933 году Лемпицка отправилась в Чикаго, где её картины выставлялись вместе с работами Джорджии О’Кифф, Сантьяго Мартинеса Дельгадо и Виллема де Кунинга. Несмотря на продолжающуюся Великую депрессию, она продолжала получать заказы и выставляла свои работы в ряде парижских галерей. Жена барона Куфнера умерла в 1933 году. 3 февраля 1934 года Лемпицка вышла за него замуж в Цюрихе. Она была встревожена поднимающимся в Европе нацизмом и убедила своего мужа продать большую часть своего имущества в Венгрии и перевезти своё состояние и имущество в Швейцарию.
США и Мексика (1939—1980)
Зимой 1939 года, после начала Второй мировой войны, Лемпицка с супругом переехали в США, где сперва поселились в Лос-Анджелесе. Галерея Пола Рейнхарда организовала показ её работ, и они переехали в Беверли-Хиллз, поселившись в бывшей резиденции кинорежиссёра Кинга Видора. Выставки картин Лемпицкой проходили в галерее Джулиана Леви в Нью-Йорке, галереях Курвуазье в Сан-Франциско и Институте искусств Милуоки, но они не имели того успеха, на который она надеялась. Её дочери Кизетте удалось бежать из оккупированной нацистами Франции через Лиссабон, и она воссоединилась с матерью в Лос-Анджелесе в 1941 году. Кизетта вышла замуж за техасского геолога Гарольда Фоксхолла. В 1943 году барон Куффнер с Лемпицкой переехали в Нью-Йорк. В послевоенные годы Лемпицка продолжала вести яркую светскую жизнь, но заказов на портреты светских персон у неё становилось всё меньше. Её стиль ар-деко воспринимался устаревшим в период послевоенного модернизма и абстрактного экспрессионизма. В результате Лемпицка расширила тематику своих работ, став писать и натюрморты, а в 1960 году начала создавать абстрактные работы и использовать мастихин вместо прежних ровных мазков кистью. Иногда она даже переделывала свои более ранние произведения в своём новом стиле. Так, чёткий и прямой «Аметист» (1946) превратился в розовую и пушистую «Девушку с гитарой» (1963). В мае и июне 1961 года прошла выставка её работ в парижской галерее Рор Волмар, которая, однако, не смогла принести художнице её прежний успех. Барон Куффнер умер от сердечного приступа в ноябре 1961 года на борту океанского лайнера «Либерте», направлявшегося в Нью-Йорк. После его кончины Лемпицка продала большую часть своего имущества и совершила три кругосветных путешествия на корабле. В 1963 году она переехала в Хьюстон (штат Техас), чтобы быть рядом с Кизеттой и её семьёй, таким образом завершив карьеру профессиональной художницы. Она лишь продолжала перекрашивать свои более ранние работы. Так Лемпицка дважды переделывала свой знаменитый «Автопортрет» (1929) в период с 1974 по 1979 год. «Автопортрет III» был продан, а «Автопортрет II» висел в её квартире, где он проживала до самой своей смерти. Последней написанной ею картиной стала четвёртая копия её полотна «Святой Антоний». В 1974 году Лемпицка решила переехать в Куэрнаваку (Мексика). После смерти своего мужа в 1979 году Кизетта также перебралась туда, чтобы заботиться о матери, здоровье которой ухудшалось. Тамара Лемпицка умерла в городе Куэрнавака, штат Морелос Мексика, во сне, 18 марта 1980 года. Следуя её пожеланию, её прах развеяли над жерлом вулкана Попокатепетль.
Возрождение интереса к Лемпицкой
В конце 1960-х годов возродился интерес к ар-деко. Летом 1972 года в парижской Люксембургской галерее прошла ретроспектива её работ, получившая положительные отзывы. После смерти художницы её ранние картины в стиле ар-деко снова стали выставляться и покупаться. Пьеса «Тамара», посвящённая знакомству Лемпицкой с Габриэле Д’Аннунцио, впервые была поставлена в Торонто. Затем она шла в Лос-Анджелесе на протяжении 11 лет (с 1984 по 1995 год) в Голливудском зале Американского легиона 43 (Hollywood American Legion Post 43), что сделало его самым продолжительным спектаклем в Лос-Анджелесе. За эти годы в нём было задействовано около 240 актёров. Впоследствии «Тамара» также ставилась в Арсенале седьмого полка в Нью-Йорке. В 2005 году актриса и художница Кара Уилсон поставила «Deco Diva», пьесу с одной героиней, основанную на жизни Лемпицкой. Жизнь художницы и её отношения с одной из своих моделей были описаны в романе Эллиса Эйвери «Последняя обнажённая», который в 2013 году был удостоен литературной премии «Stonewall Book Awards» имени Барбары Гиттингс, вручаемой Американской библиотечной ассоциацией.
Tamara_ŁempickaКартины (448x700, 117Kb)
Картины Лемпицкой на фотографии 1940 года
Стиль и тематика
Одно из лучших описаний своего стиля дала сама Лемпицкая:
«Я была первой женщиной, ставшей писать понятные картины, — рассказывала она своей дочери, — и в этом был источник моего успеха. Среди сотен полотен моё всегда было узнаваемо. Галереи, как правило, выставляли мои картины в лучших залах, потому что они привлекали к себе людей. Мои работы была понятны и закончены. Я огляделась и ужаснулась тому, что живописное искусство лежит в руинах. Я была возмущена банальностью, к которой скатилось искусство. Я почувствовала отвращение. Я хотела заниматься профессией, которой больше не было. Я легко обращалась с кистью. Я находилась в поисках и совершенствовала собственную технику, мастерство, простоту в исполнении и хороший вкус. Моя цель — никогда не копировать, а создать новый стиль с яркими и блестящими цветами, с новой стороны раскрыть элегантность моих моделей»
Лемпицка была одним из самых известных художников стиля ар-деко, к которым также принадлежали Жан Дюпа, Диего Ривера, Хосе Мария Серт, Реджинальд Марш и Роквелл Кент, но в отличие от этих художников, которые часто писали большие фрески с массой объектов, Лемпицка сосредоточилась в своём творчестве почти исключительно на портретах. Её первым наставником в Академии Рансона в Париже был Морис Дени, который учил её в соответствии со своим знаменитым изречением: «Помните, что картина, прежде чем она станет боевым конем, обнажённой женщиной или каким-нибудь анекдотом, по существу представляет собой плоскую поверхность, покрытую красками, собранными в определённом порядке». Будучи в первую очередь художником-декоратором, он научил её традиционному мастерству живописи. Другим её учителем, оказавшим наибольшее влияние, был Андре Лот, научивший её следовать более мягкой, более утонченной по сравнению с другими форме кубизма, которая не шокировала зрителя и не выглядела неуместно в роскошной гостиной. Кубизм Лемпицкой был далёк от кубизма Пабло Пикассо или Жоржа Брака. Для неё Пикассо «воплощал новизну разрушения». Лемпицка объединила в своём творчестве этот мягкий кубизм с неоклассическим стилем, основанным в значительной степени на творчестве Энгра. Особенное влияние на неё оказало его знаменитое полотно «Турецкая баня» с преувеличенно обнажёнными телами, заполняющими собой холст. В её картине «Прекрасная Рафаэлла» особенно сильно чувствуется влияние Энгра. Техника Лемпицкой, как и Энгра, отличалась чистотой, точностью и элегантностью, но в то же время была наполнена чувственностью и намёками на порочность. Кубические формы на её картинах обычно занимают задний план, за фигурами в стиле Энгра. Гладкие фактуры кожи и столь же гладкие, светящиеся ткани одежды служат доминирующими элементами её картин. Помимо портретов богатых людей, Лемпицка также в обилии изображала сильно стилизованные обнажённые тела. Как правило, это были женщины, независимо от того, изображены ли они поодиночке или в группах. На картине «Адам и Ева» (1931) представлен один из немногих её обнаженных мужчин. Во второй половине 1930-х годов, когда её портреты в стиле ар-деко вышли из моды, Лемпицкую настиг «серьёзный мистический кризис, сочетавшийся с глубокой депрессией на фоне экономического спада, спровоцировавший радикальные изменения в её творчестве». Тогда она обратилась к отображению менее легкомысленных тем, но в том же стиле. Лемпицка написала ряд картин с Мадоннами и женщинами в тюрбанах по мотивам картин эпохи Возрождения, а также со скорбными сюжетами. К последним относятся, например, полотна «Настоятельница» (1935) с изображением монахини со слезой, катящейся по щеке, и «Побег» (1940), где представлены беженцы. О подобных работах искусствовед Жиль Нере писал: «Надо отметить, что более „добродетельные“ модели баронессы лишены убедительности по сравнению с изысканными и галантными работами, на которых была основана её прежняя слава». Лемпицка также вносила в некоторые свои работы и элементы сюрреализма. К таким, например, относится картина «Сюрреалистическая рука» (около 1947) и ряд натюрмортов, таких как «Ключ» (1946). В период с 1953 по начало 1960-х годов Лемпицка создавала резкие абстракции, имевшие стилистическое сходство с пуризмом 1920-х годов. Её последние работы, написанные мастихином в тёплых тонах, обычно причисляют к наименее удачным в её творчестве.
Личная жизнь
Лемпицка придавала большое значение своей работе, чтобы заработать собственное состояние. Она говорила: «Нет чудес, есть только то, что вы делаете». Лемпицка пользовалась своим личным профессиональным успехом, благодаря которому смогла позволить себе выбрать гедонистический образ жизни, сопровождаемый бурными любовными связями в высшем обществе.
Бисексуальность
Лемпицка была бисексуалкой. Её романы как с мужчинами, так и с женщинами развивались путями, которые в то время считались скандальными. Она часто использовала формальные и повествовательные элементы в своих портретах, а её этюды с обнажённой натурой включали в себя ноты желания и похоти. В 1920-х годах Лемпицка завязала близкие отношения с лесбиянками и бисексуальными женщинами в писательских и художественных кругах, среди которых были Вайолет Трефузис, Вита Сэквилл-Уэст и Колетт. Она также общалась с Сюзи Солидор, певицей из ночного клуба «Boîte de Nuit», чей портрет она позже написала. Кизетта редко видела свою мать, но была увековечена в её картинах. Лемпицка неоднократно писала портреты своего единственного ребёнка: «Кизетта в розовом» (1926), «Кизетта на балконе» (1927), «Спящая Кизетта» (1934), «Портрет баронессы Кизетты» (1954—1955) и другие. На ряде других её картин изображённые женщины частично напоминают дочь.
В массовой культуре
Американская певица Мадонна — поклонница и коллекционер работ Лемпицкой. Отсылки к картинам художницы можно обнаружить в целом ряде её музыкальных видеоклипов: Open Your Heart (1987), Express Yourself (1989), Vogue (1990) и Drowned World/Substitute for Love (1998). Мадонна также использовала картины Лемпицкой на своих выступлениях в рамках мировых туров Who’s That Girl World Tour 1987 года и Blond Ambition World Tour 1990 года. К другим известным коллекционерам работ Лемпицкой относятся актёр Джек Николсон и певица-актриса Барбра Стрейзанд. В книгу Роберта Дассановского «Телеграммы из Метрополя: избранные стихи 1980—1998 годов» (англ. Telegrams from the Metropole: Selected Poems 1980—1998) вошли стихотворения «Тамара де Лемпицка» (Tamara de Lempicka) и «Золотая донна» (исп. La Donna d’Oro), посвящённые Кизетте Лемпицкой. Картины Лемпицкой представлены на обложках британских изданий романов Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» и «Источник». 16 мая 2018 года, в ознаменование 120-летия со дня её рождения, интернет-поисковик Google сделал её героиней своего ежедневного дудла. В июле 2018 года на Уильямстаунском театральном фестивале состоялась премьера биографического мюзикла «Лемпицка».
Одна из её картин фигурирует в известном телесериале «Баффи — истребительница вампиров» (5 сезон). Во второй серии второго сезона сериала Californication в сцене, когда Карен обсуждает с дочерью и Мией, стоит ли выкупать Хэнка, на заднем плане на стене можно заметить картину Тамары Лемпицкой «Автопортрет в зелёном Бугатти» (1925). Репродукцию её картины «Женская баня» можно увидеть в фильме «Бурлеск».
Арт-рынок
В ноябре 2019 года картина Лемпицкой «Розовый пеньюар» (1927) была продана на аукционе Sotheby’s за 13,4 миллионов долларов. В феврале 2020 года её полотно «Портрет Маджори Ферри» (1932) установило рекорд для работ Лемпицкой, будучи проданным за 16,3 миллионов фунтов стерлингов (21,2 миллион долларов) на Вечерней распродаже произведений импрессионистов и современного искусства на аукционе Christie’s в Лондоне. Литература: Нере Ж. Лемпицка. — Москва: Арт-Родник, 2006. — 80 стораниц. — ISBN 5-9561-0190-3; Андоньева И. В. Тамара Лемпицка. Альбом. / Пер. с англ. — М.: Бертельсманн, 2007. — 256 с. — ISBN 5-88353-279-9, 978-5-88353-279-4; Who's Who in Gay and Lesbian History from Antiquity to World War II. — London : Routledge, 2002. — ISBN 978-0-415-15983-8; Bade, Patrick. Tamara de Lempicka. — New York : Parkstone Press, 2006. — ISBN 978-1-85995-903-9; Birnbaum, Paula. Women Artists in Interwar France: Framing Femininities. — Aldershot : Ashgate, 2011. — ISBN 978-0-7546-6978-4; Blondel, Alain. Tamara de Lempicka: a Catalogue Raisonné 1921–1980. — Lausanne : Editions Acatos, 1999; Blondel, Alain. Tamara de Lempicka: Art Deco Icon / Alain Blondel, Ingried Brugger, Tag Gronberg. — Royal Academy of Arts, 2004. — ISBN 978-1-903973-43-1; Blondel, Alain. Tamara de Lempicka: Catalogue Raisonné 1921–1979 / Alain Blondel, Tamara de Lempicka. — Royal Academy Books, 2004; Claridge, Laura P. Tamara de Lempicka: A Life of Deco and Decadence / Laura P. Claridge, Tamara de Lempicka. — Clarkson Potter, 1999. — P. 15, 377. — ISBN 978-0517705575; Commire, Anne. Lempicka, Tamara de (1898–1980). Women in World History: A Biographical Encyclopedia (2002); Cross, Mary. Madonna: A Biography. — Greenwood, 2007. — ISBN 978-0-313-33811-3; Grosenick, Uta. Women artists in the 20th and 21st century / Uta Grosenick, Ilka Becker. — Taschen, 2001. — ISBN 978-3-8228-5854-7; Henderson, Andrea. de Lempicka, Tamara // Encyclopedia of World Biography. — 2nd. — Detroit : Gale Research, 1998. — Vol. 24; Lempicka-Foxhall, Kizette. Passion by Design: The Art and Times of Tamara de Lempicka. — Abbeville Press, 1987. — ISBN 9780789205032; Mackrell, Judith. Flappers: Six Women of a Dangerous Generation. — 2013. — ISBN 978-0-330-52952-5; Mori, Gioia. Tamara de Lempicka. — Skira, 2006; Mori, Gioia. Tamara de Lempicka. La Regina del Moderno : [итал.]. — Skira, 2006; Mori, Gioia (2011). Tamara de Lempicka the Queen of Modern: [exposition, Roma, Complesso del Vittoriano, 11 March — 10 July 2011]. Milano: Skira. ISBN 9788857209319; Néret, Gilles. Tamara de Lempicka: 1898–1980, déesse de l'ère automobile : [фр.]. — Taschen, 2016. — ISBN 978-3-8365-3225-9; Weidemann, Christiane. 50 Women Artists You Should Know / Christiane Weidemann, Petra Larass, Melanie Klier. — Prestel, 2008. — ISBN 978-3-7913-3956-6.

[600x664]
1898
Десанка Максимович (Десанка Максимовић)
сербская писательница. Член Сербской академии наук и искусств (1959). Родилась в селе Рабровица близ города Валево, в семье сельского учителя. Провела детство в Бранковине, в сербском селе. В 1919 году переехала в Белград. В 1924 году окончила философский факультет Белградского университета. Затем училась в Сорбонне, где защитила работу о Жанне д’Арк. Преподавала сербский язык в женских гимназиях. В 1933 году вышла замуж за русского эмигранта Сергея Сластикова. Публиковаться стала с 1920 года, первый сборник стихов издан в 1924 году, а позднее — ещё более двадцати сборников стихов, а также романы. Всенародная известность пришла к поэтессе после Второй мировой войны, когда она была удостоена ряда премий и избрана в Сербскую академию. Скончалась в Белграде 11 февраля 1993 года. Максимович знаменита как любовными стихами, которые «вот уже несколько десятилетий юноши и девушки этой страны, быстро выучив наизусть, помнят всю жизнь», так и патриотическими. В целом её поэзия носит жизнеутверждающий, романтический характер. Основу стиха составляет мелодия и ритм, вытекающий из природы сербского языка. Живописно-пластичная речь богата лексически, но лишена усложненности, включает народные идиомы и эпитеты. Её наиболее известный сборник «Требую помилования» написан свободным стихом с изредка встречающейся рифмой и содержит монологи царя Стефана Душана — авторитарные, безличные, утверждающие силу закона, и ответные монологи поэтессы, выступающей в защиту народа, слабых, падших, еретиков, в защиту любви и поэзии. Следование системе высочайших этических ценностей дает Д.Максимович внутреннюю свободу, а ее поэзии — эстетическую цельность. Следуя классической традиции, она поэтизирует визуальный мир и романтическое воображение, естественность и доверительную простоту, гордое достоинство умеющего любить и прощать человека. Хорошо знала русский, французский и польский языки; переводила русскую и польскую поэзию. Среди русских переводчиков Максимович были Маргарита Алигер (полный перевод сборника «Требую помилования»), Леонид Мартынов, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Иосиф Бродский. Сборники переводов её стихов выходили, в частности, на русском, украинском, литовском и армянском языках. Еще при жизни поэтессы 27 октября 1990 года в городе Валево (Колубарский округ Сербии) был установлен первый памятник Десанке Максимович. Она негодовала по этому поводу, но её убедили, что это памятник поэзии — с лицом Десанки Максимович. Умерла в Белграде 11 февраля 1993 года. 27 августа 2007 года был также открыт памятник Десанке Максимович и в Ташмайданском парке Белграда. Скульптор — Светлана Карович-Деранич. Важнейшие сборники: «Стихи» (Песме, 1924); «Зеленый витязь» (Зелени витез, 1930); «Новые стихи» (Нове песме, 1936); Поэма «Ослобођење Цвете Андрић» (Освобождение Цветы Андрич, 1945); «Поэт и отчизна» (Песник и завичај, 1946); Поэма «Отчизна на первомайской демонстрации» (Отаџбина у првомајској поворци, 1949); Поэма «Я здесь, отчизна» (Отаџбино, ту сам, 1951); «Запах земли» (Мирис земље, 1955); «Пленник снов» (Заробљеник снова, 1960); «Говори тихо» (Говори тихо, 1961); «Требую помилования: Спор поэта с Законником царя Душана» (Тражим помиловање, лирска дискусија с Душановим закоником, 1964, 2-я редкция, 1969). 66 стихотворений; «Вестник» (На шеснаести рођендан, 1970); «У меня больше нет времени» (Немам више времена, 1973); «Летопись потомков Перуна» (Летопис Перунових потомака, 1976); «Стихи из Норвегии» (Песме из Норвешке, 1976); «Избранные стихи» (1980); «Слово о любви» (Слово о љубави, 1983); «Я буду помнить обо всем» (Памтићу све, 1988). Русские переводы: Запах земли. Москва, Гослитиздат. 1960. 167 страниц. 10000 экземпляров; Навстречу весне. Москва, Детгиз. 1961. 62 страницы. 45000 экземпляров; Дети становятся взрослыми: Роман. Москва, Художественная литература, 1965. 255 страниц. 50000 экземпляров; Стихотворения. / Предисловие В.Огнева. Москва, Художественная литература, 1971. 390 страниц. 10000 экземпляров (Из сборников «Стихи», «Зеленый витязь», «Новые стихи», «Поэт и отчизна», «Запах земли», «Пленник снов», «Говори тихо», «Требую помилования», «Вестник»); Избранное. (Серия «Библиотека югославской литературы»). Москва, Художественная литература, 1977. 479 страниц. 25000 экземпляров; Зеленый витязь: Избранные стихотворения. (Серия «Поэтическая библиотечка школьника»). Москва, Детская литература, 1977. 191 страница.. 50000 экземпляров; Слово о любви: Стихи. Москва, Художественная литература, 1988. 365 страниц. 25000 экземпляров (Из сборников «Летопись потомков Перуна», «Стихи из Норвегии», «Ничья земля», «Обманы», «Апокрифы о бессловесных», «Песочные часы», «Бранковинское утро», «Пять пейзажей», «Образы», «На скале Одиссея». Сонеты).

Ahmed Ben Messali (431x700, 380Kb)
1898
Ахмед Мессали Хадж (арабское имя — مصالي الحاج‎; Ahmed Ben Messali Hadj)
алжирский политик.
«Североафриканская звезда»
Родился в городе Тлемсене, Французский Алжир, ныне Алжир. Его отец Хаджи Ахмед Мессали имел турецкие корни. В 1918—1921 годах Мессали Хадж служил во французской армии. Арестовывался за протурецкие симпатии и пропаганду кемализма. Симпатизировал Октябрьской революции. С 1924 года состоял во Французской коммунистической партии (до 1930 года) и в федерации «Межколониальный союз» (эта федерация объединяла выходцев из французских североафриканских колоний, живущих во Франции). В 1926 году Мессали Хадж был в числе основателей организации «Североафриканская звезда» («Étoile Nord-Africaine»). В июле этого же года был избран её генеральным секретарем, в 1928 году — председателем. В 1927 году участвует в антиимпериалистическом конгрессе, проходящем в Брюсселе, на котором учреждается Лига против империализма. На этом же конгрессе встречается с Хо Ши Мином. После возвращения во Францию и запрета в 1929 году «Североафриканской звезды», действует в подполье. В начале 1930-х годов под влиянием идей Шакиба Арслана Мессали отходит от коммунистических взглядов в сторону арабского национализма. В 1937 году возвращается в Алжир, где действует в среде городских рабочих и крестьян. В марте этого же года он формирует Партию алжирского народа (ППА). Новая организация ставила своей целью мобилизацию алжирского рабочего класса как на родине, так и во Франции для улучшения собственного положения через политическое действие. Согласно Мессали Хаджу, это было неотделимо от борьбы за независимость Алжира, в которой должны были объединиться социалистические и исламские ценности. ППА подвергается постоянным преследованиям со стороны французских властей. В августе 1937 — августе 1939 года и в октябре 1939 — июне 1946 года Мессали Хадж находится в заключении.
Борьба за независимость
В период Второй мировой войны Мессали вместе с Ферхатом Аббасом создает боевую революционную организацию «Друзья Манифеста и Свободы» (ДМС). В короткое время газета ДМС «Égalité» получает около 500.000 подписчиков, демонстрируя огромный интерес к теме независимости Алжира. В тот период ДМС и Мессали Хадж привлекали огромное число алжирцев идеями борьбы за независимость в противоположность организациям, поддерживавшим идею автономии страны. Зима 1944—1945 года была отмечена ростом социальной напряженности — нехваткой промышленных товаров, безработицей и т. д. В мае 1945 года под руководством ДМС в 21 городе страны прошли демонстрации, участники которых требовали освобождения Мессали Хаджа и независимости Алжира. После освобождения Мессали из-под ареста и возвращения его в Алжир, в ноябре 1946 года он создает Движение за триумф демократических свобод (МТЛД). Ферхат Аббас в апреле 1946 года вышел из ДМС, и выступал с позиции свободной федерации Алжира и Франции. В 1952 году после одной из антифранцузских демонстраций Мессали Хадж был выслан во Францию. МТЛД из-за своего радикализма не пользовалась поддержкой консервативной исламской части общества Алжира.
Ahmed Ben Messali1959 (563x700, 433Kb)
Алжирская газета "Голос народа", номер от 11 марта 1959 года с Мессали хадж на титульной странице.
Однако среди рабочих-алжирцев во Франции Движение имело серьёзное влияние. В 1954 году в организации Мессали Хаджа произошёл раскол. Радикальные члены организации, выступавшие за начало вооружённой борьбы с Францией, вышли из МТЛД, а затем приняли участие в формировании Фронта национального освобождения. В 1954 году, когда разгорелась война за независимость, Мессали создал Алжирское национальное движение (АНД). АНД поддерживало политику насильственной революционной войны и полной независимости страны от Франции, что было близко к позиции ФНО. Несмотря на это, во время войны происходили постоянные конфликты между АНД и ФНО. Военное крыло ФНО — Армия национального освобождения — ещё в самом начале войны занималась проведением партизанский акций против сторонников Мессали Хаджа, что привело к серьёзной потере влияния АНД в Алжире. Вражда между ФНО и АНД отразилась также и на внутренней жизни алжирской общины во Франции, войдя в историю, как «кофейные войны» («Café Wars»), унесшие жизни около 5 тысяч человек. После завершения войны, Мессали и его сторонники пытались заниматься легальной деятельностью в Алжире. Однако пришедший к власти ФНО ввёл в стране однопартийную систему. В 1962 году Мессали Хадж эмигрировал во Францию, и имел слабое влияние на алжирскую политическую жизнь. Умер в городе Гувье, депртамент Уаза, Франция, 30 июня 1974 года. Литература: Косач Г.Г. Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса // Тишков В.А., Шнирельман В.А. (ответственный редакторы). Национализм в мировой истории. Москва, Институт этнологии и антропологии Российской Академии Наук, 2007.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 мая родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»