1881
Мариус Бунеску (румынское имя — Marius Bunescu)
румынский художник-график, деятель культуры, создатель Национального музея искусств Румынии. Бунеску начинал как художник-самоучка. Родился в городе Каракал, ныне Румыния. Впервые систематически стал изучать живопись в 1904—1906 годах в Констанце, под руководством Димитрие Хэрлеску. Затем в 1906 продолжил обучение в Германии, в мюнхенской Королевской академии искусств, в классе Германа Грёбера. В это время в Мюнхенской академии обучались многие впоследствии известные румынские мастера — такие, как И.Исер, Н.Тоница, Ш.Лучиан, Г.Петрашку и другие. В этот период Бунеску находился под творческим влиянием живописи импрессионистов. После возвращения на родину в 1911 году художник впервые выставил в Бухаресте свои работы, в Официальном салоне румынской столицы. В 1919 году состоялась его первая персональная выставка в бухарестской библиотеке «Минерва». Впоследствии занимался также административной работой, став директором музея Анастасия Симу. В 1937 году под редакцией Бунеску выходит в свет каталог этого музейного собрания. В 1938 году художник награждается Национальной премией в области искусства первой степени. В 1940 он становится лауреатом премии «За заслуги в области культуры» класса 1-а. В 1949 году М.Бунеску выступает как один из главных организаторов и устроителей Национального музея искусств Румынии в Бухаресте. Умер в Бухаресте 31 марта 1971 года. Похоронен в Бухаресте на кладбище Беллу.
Литература: Marius Bunescu. 1871—1971 — Expoziție omagială, Muzeul de Artă al Republicii Socialiste România, București, 1982; BUNESCU, Marius, Însemnările unui pictor, București, 1965; OPREA, Petre, Șefii mei pictorii Marius Bunescu și M. H. Maxy, Muzeul Național de Artă al României, 1995; Marius Bunescu, «LEXICON critic și documentar Pictori, Sculptori și Desenatori din România Secolele XV—XX», autor Mircea Deac, Editura Medro, 2008; Marius Bunescu, Dicționarul 300 de pictori români, Editura Noimediaprint, 2007; Amelia Pavel, «Pictura românească interbelică», Editura Meridiane, București, 1996; Marius Bunescu, Expozanți la saloanele oficiale de pictură, sculptură, grafică 1924—1944, autor Petre Oprea, București, 2004.
1881
Принц Джелал-бей Зогу (албанское имя — Xhelal Bej Zogolli)
единственный сын Джемала-паши Зогу (1860—1911) от первого брака с Мелек Зогу (1860—1884). Сводный брат первого короля Албании Ахмеда Зогу. Родился ыв Замке Бургайет, область Мати, Албания. Как старший брат в семье Зогу, Джелал-бей должен был после смерти отца взять на себя руководство в роду и унаследовать наследственную должность наместника области Мати, но, по неизвестным причинам, он не стал преемником отца. Джелал-бей Зогу стал хорошим юристом. Он получил образование в университете «Darusafaka» в Стамбуле, затем работал в должности государственного прокурора. Его имя появляется в качестве главного судьи в ходе судебного процесса против Хаджи Джамили и других руководителей крестьянского восстания в Албании в июне 1915 года, организованного сербской армией. Они трижды избирался депутатом в албанский парламент. Один раз представлял регион Дибра, и дважды от избирательного округа Косово. 1 сентября 1928 года, когда его сводный брат, президент Ахмед Зогу провозгласил себя первым королём Албании, Джелал-бей Зогу получил титул принца. В дальнейшем ушел из политики на пенсию. В 1939 году в начале итальянского вторжения в Албанию принц Джелал-бей Зогу с семьей бежал из страны, поселился в городе Стамбул, Турция, где скончался 20 февраля 1944 года.
Семья и дети
Был женат четыре раза. В апреле 1908 года первым браком женился на Рухидже Ханум Дошишти (9 марта 1881, Бургайет — 6 декабря 1956, Канны), дочери Салих-бея Дошиште. В 1912 году супруги развелись. Дети от первого брака: сын Саид Зогу (родился в 1909, Бургайет), умер в детстве; дочь Малика (Мелек) (родилась в 1911, Бургайет), умерла в детстве; 2 августа 1931 года вторично женился на Игбал Ханум (умерла 3 мая 1932), дочери Иззат-бея Пеккинли. Дети от второго брака: дочь Эльвира (родилась 3 мая 1932, Буррели), муж с 1955 года Ибрагим Хадиди (родился 9 октября 1934); 2 августа 1932 года в третий раз женился на Файке Ханум (1897 — 9 декабря 1935), с которой развелся 9 февраля 1933 года. Дети от третьего брака: сын Скендер Зогу (3 июня 1933, Давос, Швейцария). В мае 1934 года 1934 года его четвертой женой стала Хуриджет Ханум (1916- — 17 октября 1993), дочь Эмин-бея Алладжи, губернатора Эльбасана. Дети от четвертого брака: сын Миргин Зогу (род. 3 сентября 1937, Дураццо); сын Генк Зогу (3 ноября 1938, Тирана — 17 апреля 1944, Стамбул); дочь Малита (род. 18 июня 1934, Буррели), муж с 1958 года Абдул Азиз Хадр (родился 20 октября 1927); дочь Вера (родилась 3 февраля 1936, Дураццо), 1-й муж с 1955 года Ахмад Эссави Хадр (родилась 12 января 1936), развод в 1961 году, 2-й муж с 1970 года Нассер Эль-Гуэзири (умер в 2000). Источники: Hugh Montgomery-Massingberd, editor, Burke’s Royal Families of the World, Volume 1: Europe & Latin America (London, UK: Burke’s Peerage Ltd, 1977).
1881
Николай Иванович Шелеби (чувашское имя — Николай Шелепи; урождённый Полоруссов)
чувашский поэт, прозаик и переводчик, первый Народный поэт Чувашской АССР (1936). Николай Полоруссов родился в селе Новое Узеево (чувашское название — Çĕнĕ ӳсел) Чистопольского уезда (ныне Аксубаевский район, Татарстан). Прадед и прабабушка поэта имели чувашские языческие имена — Ялак и Шелепи. Они были известны тем, что знали и сохраняли старинные чувашские песни и сказания, и именно в честь своей прародительницы Николай Полоруссов позже возьмёт свой псевдоним — Шелепи. Отец будущего поэта, восприняв христианские традиции, первым в селе перестал отмечать языческий праздник пятницы, из-за чего его прозвали «полуруссом». В 1891—1895 годах Шелеби учился в начальной земской школе села Старое Мокшино. Дальше продолжить образование у семьи не хватило средств и последующие десять лет Шелеби прожил в родном селе занимаясь крестьянским трудом. По просьбе тюрколога Николая Ашмарина занимался сбором фольклора в Чистопольском уезде. В освоении поэтического дара поэту помогал сельский учитель Александр Кузьмин — брат известного чувашского художника Н.Сверчкова. Именно через него Николай Полоруссов знакомился с работами других чувашских поэтов и писателей, печатавшихся в газете «Хыпар», а такое с творчеством А.Н.Островского, А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова, М.Горького. В 1906 году создаёт сатирическую песню революционного характера «Россия». В 1907 году, опасаясь преследований полиции, Шелеби бежал в Сибирь. Работал на строительстве железной дороги Красноярск-Ачинск, трудился на золотых приисках, в 1910 году получил земельный надел в деревне Кедровка, где стал крестьянствовать. Ввиду того, что не было чувашской газеты для издания стихов (газета «Хыпар» была закрыта после первой революции), Шелеби начинает писать на татарском языке. В 1916 году Шелеби был призван в армию, но вскоре был комиссован из-за болезни. До самой революции ведал письменными делами в волостной конторе. После Октябрьской революции активно участвовал в общественной жизни села, уезда - был членом комитета бедноты, секретарем сельского Совете, работал в культурно-просветительных учреждениях. В 1922 году переехал в Чебоксары.
В 1931 году Шелеби ослеп. Писатель умер 12 января 1945 года. Похоронен на мемориальном кладбище города Чебоксары.
Дом, в котором жил Н.И.Полоруссов-Шелеби
Литературная деятельность
Литературным делом занялся в 1905—1907 гг. Первое своё аллегорическое стихотворение «Çĕлен» (Змея) напечатал в 1907 году в газете «Хыпар» для отвода глаз цензора под наименованием «Тав» (Благодарю). В работе, в которой, наряду с фольклорными мотивами, чувствуется некоторое влияние поэмы «Песня о буревестнике» М.Горького, поэт клеймит царские порядки, призывает трудовой люд разрушить мир насилия. В 1912—1914 гг. сочиняет поэму «Ваçанка» (Васянка) — одно из лучших произведений в жанре сатиры в дореволюционной чувашской литературе, «Çарăмсанпа Хăнтăрçа», стихотворения «Константинополь хулине туни çинчен чăваш ваттисем калани» (Сказание чувашских старцев о строительстве города Константинополя), «Пӳлерти Валӗм хуçа çинчен», посвящённый предкам чувашей в Булгарском государстве. С 1926 г. Н.Шелеби полностью отдаётся литературной работе: пишет сатирические стихотворения, цикл стихов на военные темы, произведения для детей, переводит сочинения татарских писателей на чувашский язык. Основные книги писателя: «Автономи юрри» (Песня автономии), «Ача-пăча сăввисем» (Стихи для детей), «Суйласа илнисем» (Избранные), «Сăвăсем, легендăсем» (Стихи, легенды), «Сăвăсемпе юрăсем» (Стихи и песни), «Çырнисен пуххи» (Сборник работ), «Чувашская песня», «Эссебе», «Пирĕн юрă» (Наша песня), «Кушакпа автан» (Кошка и петушок) и др.
Награды: орден «Знак Почёта» (31 января 1939); народный поэт Чувашской АССР (1936).
Литература: Сироткин, М.Я., Николай Иванович Полоруссов (Шелеби) / М.Я.Сироткин. — Чебоксары : Чувашгосиздат, 1956. — 42 страницы; Артемьев, Ю.М. Иртет иккен ĕмĕр, пĕтет кунçул / Ю.М.Артемьев // Пурнăç чăнлăхĕпе сăнарсен илемĕшĕн / Ю.Артемьев. — Шупашкар, 1984. — Страницы 21—25; Артемьев, Ю.М. Н.И.Полоруссов (Шелепи) / Ю.М.Артемьев // XX ĕмĕр пуçламăшĕнчи чăваш литератури / Ю.М.Артемьев. — Шупашкар, 1992. — Страницы 11—19; Долгов, В. Пултарулăхăн сÿнми çулăмĕ / В.Долгов // Хыпар. — 1997. — 3 авăн; Долгов, В. Чăваш халăх юрăçи / В.Долгов // Чăваш литературин сăн-сăпачĕ / В.Долгов. — Шупашкар, 1963. — Страницы 125—133; Иванов, Н. Пысăк чыспа, пысăк хисеппе / Н.Иванов // Тăван Атăл. — 1991. — № 5. — Страницы 65—69; Юшков, С.Николай Шелепие аса илни / С.Юшков // Хыпар. — 2001. — 7 çĕртме; Дедушкин, Н. Поэтическое творчество в годы войны / Н.Дедушкин // Чувашская литература периода Великой Отечественной войны / Н.Дедушкин. — Чебоксары, 1962. — Страницы 23—25; Долгов, В. Пламя таланта / В.Долгов // Совет. Чувашия. — 1991. — 15 мая; Кедрова, Н. «Песня горе заглушала мне» / Н.Кедрова // Грани. — 2001. — 7 июня. — Страница 4; Сироткин, М.Я. Николай Шелеби / М.Я.Сироткин // Ученые записки ЧГПИ. — Чебоксары, 1956. — Выпуск 3. — Страницы 25—58.
1882
Мокити Сайто (японское имя —斎藤 茂吉; имя при рождении — Мокити Мория, 守谷茂吉)
японский поэт, литературный критик, писатель и психиатр. Ученик Ито Сатио. Родился в селе Канакамэ уезда Минамимураяма (сейчас — город Каминояма, префектура Ямагата), в зажиточной крестьянской семье, которая занималась шелководством. Третий сын Кумадзиро Мории. В 1896 году поселился в доме владельца клиники в Аояме Киити Сайто. Учился в разных школах в Токио. Поскольку у Киити Сайто не было наследника, в 1905 году он усыновил Мокити. С 1905 по 1910 год учился на медицинском факультете (по специальности психиатрия) Токийского императорского университета, после окончания которого работал в психиатрической больнице в Сугамо. Здесь опубликовал статью «Паралитическое слабоумие и реакция Вассермана». Впоследствии работал и в психиатрических отделениях других больниц и психиатрических лечебницах при тюрьмах. В студенческие годы познакомился с посмертно изданным сборником танка Масаоки Сики «Песни бамбукового селения». Под впечатлением от прочитанного присоединился к кружку учеников и последователей Масаоки при журнале «Асиби» и стал учеником Ито Сатио, который был другом и продолжателем дела поэта. Здесь он познакомился с разработанным Масаокой методом «отражения жизни» — сясэй. В поэтической группе при журнале «Арараги», основанном Ито Сатио в 1908 году, достаточно быстро стал ведущим поэтом — автором танка. Изданный в 1913 году сборник «Багряное зарево» (японское название — 赤光) закрепил за ним славу мастера танка. В том же 1913 году потрясённый смертью матери написал цикл танка «Умирающая мать» (японское название — 死にたまふ母). В 1914 году женился на старшей дочери Киити Сайто, Тэруко. В 1917 году переехал в Нагасаки, где был принят профессором в Медицинский колледж. В 1921 году поехал изучать психиатрию в Европу, учился в Вене у профессора Отто Марбурга, здесь опубликовал статью «Карта мозга парализованного» (немецкое название — Die Hirnkarte des Paralytikers). После этого отправился учиться в Мюнхен. В 1924 году на пути в Японию, во время остановки в Гонконге, узнал, что больница Киити Сайто сгорела, и решил приложить все усилия для её восстановления. В том же году получил в Токийском университете степень доктора медицины. Для того, чтобы собрать деньги на восстановление больницы, опубликовал ряд эссе о европейских странах, музеях и произведениях искусства. В 1926 году умер Симаги Акахико, который занимался журналом «Арараги» после смерти Сатио Ито в 1913 году. Мокити Сайто взял редактирование журнала на себя. Сумев восстановить больницу приёмного отца, развёлся с женой, поскольку считал свой брак неудачным. Был тайно влюблён в Фусако Нагаи, которая училась у него стихосложению. В 1945 году продал пострадавшую во время бомбардировки больницу армии и переехал в родной Канакамэ. В 1947 году опубликовал подборку написанных во время поездки по Европе танка «Дальняя поездка» (японское название — 遠遊). В 1952 году издательство «Иванами» начало издавать полное собрание сочинений Мокити Сайто в 56 томах. Скончался Мокити Сайто в Токио 25 февраля 1953 года. Похоронен на кладбище Аояма.
Могила Мокити Сайто и членов его семьи
Семья
У Мокити Сайто было два сына и две дочери. Оба его сына стали психиатрами и писателями, при этом старший, Сигэта, больше известен как психиатр, а младший, Сокити, — как писатель (пишет под псевдонимом Морио Кита).
Творчество
Мокити Сайто нередко называется одним из самых значимых поэтов Японии XX века. Критики отмечают его вклад в развитие жанра танка: сочетание традиционных особенностей танка с требованиями современного поэту времени сделали его поэзию актуальной и помогли придать танка новый импульс к развитию. Всего поэт написал около 17 тысяч танка, а также порядка 70 статей, включая эссе, критические обзоры и научные статьи в области психиатрии.
Награды: 1940 год — Премия Японской Академии Наук; 1950 год — Литературная премия Ёмиури; 1951 год — орден Культуры; 1952 год — Заслуженный деятель культуры.
Памятный камень со стихотворением Мокити Сайто в Ундзене.
Память
В парке Миюки родного города Мокити Сайто организован его мемориальный музей.
В Японии установлено свыше 130 памятных камней, посвящённых творчеству Мокити Сайто.
1883
Марк Моисеевич Венгеров (псевдонимы: Леонид Александрович Венгеров, Марков)
российский журналист, социал-демократ, революционер. Родился в городе Ростов-на-Дону, Российская империя. Окончил хедер и 5-классное училище в Ростове-на-Дону. Учился в Бернском университете (Швейцария). Неоднократно арестовывался по обвинению в революционной деятельности. В частности, арестован в апреле 1901 года по делу Донского комитета РСДРП. В ссылке с 1902 года. 11 октября 1902 года бежал. С 1906 года — активная репортёрская работа. Печатался в «Русском слове», «Утре России», «Раннем утре», «Газете-копейке», «Донской речи» и других изданиях. В 1908 году за напечатанную в 1906-ом в газете «Южная Речь» передовую о роспуске Первой Государственной думы приговорён Новочеркасской судебной палатой по статье 128 уголовного уложения к 1 году крепости. Сидел в Бутырской тюрьме. Умер 30 августа 1940 года.

1883
Нурбай Манасбаев
старший чабан колхоза «Кара-Су» Меркенского района Джамбулской области, Казахская ССР. Родился на территории Аулиеатинского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края (в советский период – Таттинского сельсовета), ныне – Меркенского района Жамбылской области Казахстана, в семье крестьянина. Казах. С 1902 года трудился по найму – пас байский скот (батрачил), с 1906 года – в личном хозяйстве. С началом коллективизации сельского хозяйства Нурбай Манасбаев в 1930 году вступил в местный колхоз «Кара-Су» Меркенского района, работал чабаном по выпасу овец. На протяжении многих лет добивался высоких показателей по настригу шерсти и приплоду молодняка. По итогам работы в 1947 году он вырастил от 400 курдючных овцематок 490 ягнят при среднем весе ягнят к отбивке 40 килограммов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Манасбаеву Нурбаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы Н.Манасбаев продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве, ежегодно получая в своей отаре по 120–125 ягнят от каждой сотни овцематок. После реорганизации колхоза «Кара-Су» в овцесовхоз «Таттинский» он работал чабаном до ухода на пенсию в 1952 году. Жил в Жамбылской области. Дата смерти не установлена. Награждён орденом Ленина (23 июля 1948), медалями.
[560x700]
1883
Александр Дмитриевич Удальцов
российский и советский историк-медиевист, специалист в области истории феодальных отношений в Западной Европе. Член КПСС с 1928. Доктор исторических наук (1936), профессор МГУ и МИФЛИ, член-корреспондент Академии Наук СССР (1939). Директор Института истории материальной культуры (1947—1955). Родился в дворянской семье (отец — врач 2-й Градской больницы Дмитрий Иванович Удальцов). Брат И.Д.Удальцова. Окончил 1-ю московскую гимназию, естественнонаучное отделение физико-математического факультета (1908) и историко-филологический факультет (1913) Московского университета. На историко-филологическом факультете работал под руководством Д.М.Петрушевского, изучал социальную и экономическую историю франкского государства. Сочувствовал революционному движению. Весной 1906 года на квартире Удальцовых (Остоженка, 16) состоялось расширенное заседание Московского комитета РСДРП(б), на котором выступал В. И. Ленин. С этого момента у Удальцова установились тесные отношения с Н.М.Лукиным, М.Н.Покровским, Н.А.Рожковым, И.И.Степановым-Скворцовым. Принял Октябрьскую революцию 1917, хотя в отличие от брата, большевика с дореволюционным стажем, вступил в партию лишь в 1926 году. После Октябрьской революции преподавал на гуманитарных факультетах МГУ: руководитель исторического отделения факультета общественных наук (1919—1921), профессор общественно-педагогического отделения (1921), профессор кафедр социологии и этнологии (1921—1925), исторического материализма (1923—1930) и истории Средних веков (1935—1941). Действительный член Коммунистической академии и Исторического института при факультете общественных наук МГУ (1921). В 1938—1946 годах руководил сектором истории Средних веков Института истории Академии Наук СССР, с 1939 года был заместителем директора института. Соавтор первого советского учебника по средневековой истории в 2 томах (1938-1939). Член-корреспондент Академии Наук СССР c 28 января 1939 года по Отделению общественных наук (история). Директор Института истории материальной культуры (1947—1955), заместитель академика-секретаря Отделения истории и философии Академии Наук СССР (1947—1953), директор Крымской научно-исследовательской базы Академии Наук СССР (1949—1951). Заведующий кафедрами всеобщей истории ВПШ (1939—1946) и АОН при ЦК ВКП(б) (1946—1950). С 1941 года ответственный редактор периодического сборника «Средние века», в 1949—1950 годах — главный редактор журнала «Вопросы истории». Один из авторов Большой советской энциклопедии. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 25 сентября 1958 года.
[525x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Награды: орден Ленина (27 марта 1954); Орден Трудового Красного знамени (4 ноября 1944) — за выдающиеся заслуги в деле подготовки специалистов для народного хозяйства и культурного строительства; орден Красной Звезды (1945); медали.
Память
В память об А.Д.Удальцове названа улица в Петровском районе Донецка.
Семья
Младший брат — И.Д.Удальцов, ректор МГУ (1928—1930), первый директор МГИМО. Первая жена (с 1908 по 1919) — Надежда Андреевна Удальцова, урождённая Прудковская, художница-авангардистка. Вторая жена — Лидия Фёдоровна Кириллова, урождённая Куприянова (8 марта 1890 — 22 августа 1959).
Научные взгляды
Специалист в области истории феодальных отношений в Западной Европе. Начиная с 1920-х годов боролся за победу марксистской идеологии в исторической науке. Выступал против распространённых в историографии представлений об исконности феодальной вотчины у германцев и вотчинном происхождении крестьянской общины. Подверг критике теорию А.Допша о наличии частной собственности на землю и социальном неравенстве у древних германцев. Автор ряда работ по проблемам археологии и этногенеза славян.
Основные работы: «Свободная деревня в Западной Нейстрии в эпоху Меровингов и Каролингов» (1912); «Социальная история Средневековья» (тома 1-2, 1927, совместно с Е.А.Косминским); «Система держаний на землях Сен-Бертинского монастыря в IX в.» (1929); «Родовой строй у древних германцев» // «Известия ГАИМК. Выпуск 107» (1934); «К вопросу о переселенческом движении свевов эпохи Цезаря» // «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, № 11—12; «Из аграрной истории каролингской Фландрии» (1935); «Древние германцы» (1937, редактор); «История Средних веков. Том 1» (1938, совместно с О.Л.Вайнштейном и Е.А.Косминским); «Очерки по истории Московского университета (1880—1940 гг.)» (1940, в соавторстве); «Преподавание истории в условиях Великой Отечественной войны» (1942; совместно с Е.А.Косминским и А.М.Панкратовой); «Начальный период восточнославянского этногенеза» // «Исторический журнал», 1943, № 11—12; «Племена Европейской Сарматии II века нашей эры» // «Советская этнография», 1946, № 2; «Проблема происхождения славян в свете современной археологии» // «Вопросы истории», 1949, № 2.
1884
Морис Эдгар Вьё (французское имя — Maurice Edgard Vieux)
французский альтист и музыкальный педагог. Родился в коммуне Сави-Берлет, департамент Па-де-Кале. Окончил Парижскую консерваторию (1902) по классу Теофиля Лафоржа, основателя альтового класса. В 1907—1949 гг. первый альт в оркестре Парижской оперы, одновременно в 1906—1920 гг. играл в Оркестре концертного общества Парижской консерватории. Как ансамблист был участником струнного квартета Фирмена Туша, в составе которого участвовал в премьерах Интродукции и аллегро Мориса Равеля Op. 46 (1907) и Квинтета Флорана Шмита Op. 51 (1909). С 1918 г. профессор альта в Парижской консерватории. Умер в городе Париж, Франция, 28 апреля 1951 года. Среди его учеников были Серж Колло, Этьен Жино, Жорж Бланпен, Пьер Паскье, Аллан Петтерссон и многие другие. Морису Вьё принадлежит около полусотни этюдов для альта, из которых наибольшей известностью пользуются 20 этюдов для альта соло (1927), каждый из которых посвящён одному из его учеников. Многие композиторы посвящали Морису Вьё свои альтовые сочинения — в том числе Макс Брух (Романс для альта с оркестром, 1911), Дезире Эмиль Энгельбрехт (Экспромт фа минор для альта и фортепиано, 1922), Жозеф Йонген (Allegro appasionato, 1925 и Интродукция и танец, 1935), Рейнальдо Ан (Монолог и фурлана для альта и фортепиано, 1937). В 1983—2000 гг. пять раз был проведён Международный конкурс альтистов имени Мориса Вьё. Его первым победителем стала Табеа Циммерман. В 2022 году итальянский альтист Марко Мишанья сделал мировую премьеру записи всех произведений М. Вьё для альта соло без аккомпанемента.
1884
Клод (Клаудиус) Дорнье (немецкое имя — Claude Honoré Desiré Dornier)
немецкий авиаконструктор и основатель авиастроительной компании «Dornier GmbH». Родился в Кемптене. В 1907 году окончил Высшую техническую школу в Мюнхене. Начал свою карьеру в авиации, поступив на работу в компанию «Цеппелин люфтшифсбау» в 1910 году, работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Ф.Цеппелина. Дорнье занимался исследованиями аэродинамики цельнометаллического жесткого дирижабля. Вскоре он спроектировал дирижабль для трансатлантических маршрутов. Это произвело впечатление на графа фон Цеппелина. В итоге в 1914 году Цеппелин создает в Фридрихсхафене дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау ГмбХ». специально для конструирования самолетов по оригинальным идеям Дорнье. С 1915 по 1918 годы Доронье возглавлял производство цельнометаллических самолетов, включая большие летающие лодки. Первым самолетом Дорнье была большая летающая лодка «Rs.I», которая выделялась своими размерами и впервые используемым в Германии дюралем. Лодка была спущена на воду в октябре 1915 года, но была разбита еще до первого полета. За ней последовали еще три цельнометаллические летающие лодки «Rs.II, III, IV», построенные на Цеппелин Линдау в последующие три года. В 1916 году конструкторское бюро Дорнье было переведено в Симос под Фридрихсгафеном, где оно вело работу не только над гидросамолетами. В 1917 году взлетел двухместный истребитель-штурмовик «CL.I», построенный для проверки разработок Дорнье в области работающей обшивки. Одноместный истребитель «D.I» построенный в 1918 году имел фюзеляж с работающей обшивкой, свободнонесущее крыло с торсионной коробкой и сбрасываемым топливным баком под фюзеляжем. Но самолеты разработки Дорнье были скорее опытами в области технологии, чем серьезными попытками создать серийные образцы. Ни один из них не был запущен в серийное производство. После окончания Первой мировой войны Дорнье переключился на коммерческую авиацию. 31 июля 1919 года полетела шестиместная пассажирская лодка «Gs.I». Она отличалась устойчивым широким корпусом со спонсонами-«штуммелями», ставшими визитной карточкой Дорнье на многие последующие годы. Летающая лодка имела большой успех, но после демонстрации в Голландии союзники потребовали ее разрушения, как самолета, попадающего под запрещения Контрольной комиссии. «Gs.I» была потоплена у Киля 25 апреля 1920 года, а работа по достройке двух девятиместных «Gs.II» не была закончена. На заводе в Манцеле, где продолжал работать Дорнье стали выпускаться небольшие самолеты, подходящие под стандарты, установленные союзниками. Этими самолетами были маленький пятиместный «Cs.II Дельфин», полетевший 24 ноября 1920 года. На следующий год последовал его сухопутный вариант С.III Комета и двухместная летающая лодка Либелла-I. В 1922 году «Цеппелин верке Линдау ГмбХ» стала называться «Дорнье металлбаутен ГмбХ». Так как производство больших самолетов в Германии после Первой мировой войны было запрещено, то Клодиус Дорнье начал производство летающей лодки «Gs.II», названной им «Wal» («Кит») в Италии на созданной в Марина-ди-Пиза дочерней фирме CMASA.
[431x698]
Профессор доктор Клод Дорнье перед самолетом Дорнье «До К-3» (идентификационный номер D-2183; первый полет в августе 1931 г.)
Первая летающая лодка полетела 6 ноября 1922 года. Эти лодки использовались для почтовых и пассажирских перевозок в 1920—1930 годах, количество построенных за тот период машин превысило 260 экземпляровемпляров. Самолет строился по лицензии в Японии, Голландии и Испании. Тем временем работа в Манцелле ограничивалась в основном выпуском небольших коммерческих Дельфина и Кометы, а с 1925 годашестиместного Меркура. Тайно работали и над военными самолетами, включая «Do.Н» «Фальке» и «Зеефальке» — цельнометаллическим свободнонесущим истребителем-монопланом с поплавковым и колесным шасси, прототип которого поднялся в воздух 1 ноября 1922 года. Лицензию на истребитель приобрела Кавасаки, хотя и не использовала ее. Еще одним военным самолетом, созданным в середине 1920-х, стал «Do.D» — двухпоплавковый бомбардировщик-торпедоносец, который впервые полетел в июле 1926 года и поступил на вооружение югославской морской авиации. В 1926 году Дорнье перебрался в Швейцарию, где основал новую фирму «AR фюр Дорнье флюгцойг» и начал проектирование самой большой для того времени летающей лодки — 12-двигательной «Do X». Лодка «Do X» имела взлётную массу более 50 т и поднимала 170 пассажиров. В 1931 году она совершила демонстрационный перелет по четырем континентам. С 1932 года Дорнье вновь работал в Германии, возглавляя фирму «Дорнье верке ГмбХ» («Dornier Werke GmbH»). Перед Второй мировой войной Дорнье создал средний бомбардировщик «До-17», затем усовершенствованный и применявшийся в военных действиях под обозначением «До-217». После Второй мировой войны фирма Дорнье занималась производством самолётов для частного пользования. Клаудиус Дорнье возобновил свою деятельность в Испании в 1949 году, а в июне 1954 года состоялся первый полет самолета «Do 25», который имел один двигатель ENMA Tайгер (ENMA Tiger) мощностью 150 л.с.. 50 похожих самолетов появились впоследствии под обозначением «CASA C-127». Разработанный на основе этого самолета опытный «Do 27» поднялся в воздух 8 апреля 1955 года. Производство «Do 27A» осуществлялось в Германии на заводе Дорнье-Верке. Сам Дорнье в 1962 году отказался от руководства фирмой и уехал в Швейцарию. Скончался в городе Цуг, кантон Цуг, Швейцария, 5 декабря 1969 года.
[570x700]
1884
Евгений Платонович Иванов
русский писатель и драматург, этнограф, фольклорист. Двоюродный племянник Аполлинарии Сусловой, переписка с которой, по признанию Иванова, существенно повлияла на его литературное самоопределение. В Нижнем Новгороде Иванов работал нотариусом, одновременно публикуя в местных изданиях рассказы и пьесы (две из них были поставлены в сезоне 1909—1910 гг.). С 1910 г. Иванов жил в Москве, постепенно становясь модным драматургом — особенным успехом пользовались его драмы «У клетки львов» и «Человечики» (обе 1914). В 1913—1914 гг. издавал журнал «Театр в карикатурах», в котором помимо хроники и рецензий (не только на спектакли, но и на концерты, выставки, новые книги) публиковались художественные произведения — в частности, первая публикация стихотворения Маяковского «Скрипка и немножно нервно» (с Маяковским Иванов много контактировал в 1914—1915 гг.; сохранились четыре шаржа Маяковского на Иванова и конспект устных воспоминаний Иванова о Маяковском на литературной встрече 1934 г.). Уже взрослым человеком Евгений Иванов в 1915 г. поступил в Московский археологический институт и окончил его. Большую часть своей дальнейшей жизни Иванов занимался этнографией, изучением русского народного театра, обрядов и т. п. В 1924 г. он был одним из организаторов Первого научно-этнографического театра, в котором реконструировались старинные русские обряды и ритуалы. В 1937 г. подготовил и выпустил книгу-альбом «Русский лубок», в дальнейшем работал над сборником «Орнаменты народов СССР», изданию которого помешала начавшаяся Вторая мировая война. Предмет особого научного интереса Иванова составляло скоморошество, понимаемое весьма широко. Умер 6 мая 1967 года. Наиболее известным трудом Иванова является составленный им сборник народных речений, опубликованный в 1982 г. А.П.Чудаковым под названием «Меткое московское слово»: в сборнике собраны слова, выражения и целые речевые фрагменты, записанные у городского населения и воспроизводящие сословные и профессиональные особенности речи.
[470x700]
1884
Самуил Абрамович Самосуд
российский и советский дирижёр, педагог, виолончелист. Народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1952).«Родился я в городе Тифлисе. Отец мой был дирижером. Музыкальные наклонности проявились у меня в раннем детстве. Отец учил меня играть на корнет-а-пистоне и на виолончели. Мои сольные выступления начались с шестилетнего возраста. Позднее в Тифлисской консерватории я начал заниматься по классу духовых инструментов у профессора Э.Гиджини и по классу виолончели у профессора А.Поливко». Так начинает свою автобиографическую заметку Самосуд. После окончания в 1905 году музыкального училища молодой музыкант отправился в Прагу, где занимался у известного виолончелиста Г. Вигана, а также у главного дирижера Пражской оперы К. Коваржовица. Дальнейшее совершенствование С.А.Самосуда происходило в парижской «Схола Канторум» под руководством композитора В. д'Энди и дирижера Э.Колонна. Вероятно, уже тогда у него созрело решение посвятить себя дирижерской деятельности. Тем не менее некоторое время после возвращения из-за границы он работал солистом-виолончелистом в Санкт-Петербургском Народном доме. С 1910 года Самосуд выступает как оперный дирижер. В Народном доме под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». А в 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина. Самосуд вспоминал: «Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию. Повседневное общение с Шаляпиным — гениальным певцом, актером и режиссером — было для меня громадной творческой школой, открывшей новые горизонты в искусстве». Самостоятельная творческая биография Самосуда как бы делится на две части — ленинградскую и московскую. После работы в Мариинском театре (1917—1919) дирижер возглавил музыкальный коллектив, рожденный Октябрем, — Малый оперный театр в Ленинграде и был его художественным руководителем до 1936 года. Именно благодаря заслугам Самосуда этот театр по праву завоевал репутацию «лаборатории советской оперы». На сцене Малегота были осуществлены отличные постановки и классических опер («Похищение из сераля», «Кармен», «Фальстаф», «Снегурочка», «Золотой петушок» и др.), и новых сочинений зарубежных авторов (Кшенека, Дресселя и др.). Однако главную свою задачу Самосуд видел в создании современного советского репертуара. И он стремился к выполнению этой задачи настойчиво и целеустремленно. Еще в двадцатые годы Малегот обратился к спектаклям на революционные темы — «За красный Петроград» А.Гладковского и Е.Пруссака (1925), «Двадцать пятое» С.Штрассенбурга по поэме Маяковского «Хорошо» (1927), Вокруг Самосуда сконцентрировалась группа молодых ленинградских композиторов, работавших в оперном жанре,— Д.Шостакович («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда»), И.Дзержинский («Тихий Дон»), В.Желобинский («Камаринский мужик», «Именины»), В.Волошинов и другие. Самосуд работал с редкостным энтузиазмом и самоотдачей. Композитор И.Дзержинский писал: «Он знает театр, как никто... Для него оперный спектакль — это слияние музыкального и драматического образа в единое целое, создание подлинно художественного ансамбля при наличии единого замысла, подчинение всех элементов спектакля основной, ведущей идее произведения... Авторитет С.А.Самосуда зиждется на большой культуре, творческой смелости, умении работать и умении заставлять работать других. Он сам вникает во все художественные «мелочи» постановки. Его можно видеть беседующим с художниками, бутафорами, рабочими сцены. Во время репетиции он часто сходит с дирижерского пульта и вместе с режиссером работает над мизансценами, подсказывает певцу характерный жест, советует художнику изменить ту или иную деталь, объясняет хору малопонятное место в партитуре и т. д. Самосуд — настоящий руководитель спектакля, создающий его по тщательно продуманному — в мельчайших подробностях — плану. Это и придает его действиям уверенность, четкость». Дух поисков и новаторства отличает деятельность Самосуда и на посту главного дирижера Большого театра СССР (1936—1943). Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы». По-прежнему в орбите внимания дирижера и советская опера. Под его управлением идет в Большом театре «Поднятая целина» И.Дзержинского, а во время Великой Отечественной войны он ставит оперу Д. Кабалевского «В огне». Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, где он был руководителем музыкальной части и главным дирижером (1943—1950). «Невозможно забыть репетиции Самосуда,— пишут артисты театра Н. Кемарская, Т. Янко и С. Ценин. — Готовились ли под его руководством веселая оперетта Миллёкера «Нищий студент», или произведение большого драматического дыхания — «Любовь Яровая» Энке, или народная комическая опера Хренникова «Фрол Скобеев», — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли! Как артистично раскрывал Самуил Абрамович на репетиции очень сложный и в музыкальном, и в актерском отношениях образ Пановой в «Любови Яровой» или порывистый и трепетный образ Лауры в «Нищем студенте»! И наряду с этим — образы Евфросиньи, Тараса или Назара в опере «Семья Тараса» Кабалевского». Во время Великой Отечественной войны Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Д.Шостаковича (1942). А в 1946 году ленинградские любители музыки вновь увидели его за пультом Малого оперного театра. Под его управлением прошла премьера оперы С.Прокофьева «Война и мир». С Прокофьевым Самосуда связывала особенно тесная дружба. Ему доверил композитор представить слушателям (кроме «Войны и мира») Седьмую симфонию (1952), ораторию «На страже мира» (1950), сюиту «Зимний костер» (1Э50) и другие произведения. В одной из телеграмм дирижеру С.Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ». В 1953–1957 гг. руководил Оркестром Московской филармонии; в 1957 создал и до 1964 возглавлял Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. С.А.Самосуд умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 6 ноября 1964 года.
[525x700]
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Звания и награды: заслуженный артист Республики; народный артист РСФСР (17 февраля 1936);народный артист СССР (02.06.1937); Сталинская премия второй степени (1941) — за постановку оперного спектакля «Иван Сусанин» М.И.Глинки (1939); Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку оперного спектакля «Война и мир» С.С.Прокофьева; Сталинская премия второй степени (1952) — за постановку оперного спектакля «Семья Тараса» Д.Б.Кабалевского; Орден Ленина (02.06.1937) — за выдающиеся заслуги в деле развития оперного и балетного искусства; Орден Трудового Красного Знамени (1964); Орден «Знак Почёта» (28.2.1936); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «В память 800-летия Москвы».
Участие в постановках опер: 1923 — «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова; 1925 — «Похищение из сераля» В.А.Моцарта; 1925 — «За красный Петроград» А.П.Гладковского и Е.В.Пруссака; 1927 — «Двадцать пятое» С.К.Штрассенбурга по поэме «Хорошо» В.В.Маяковского; 1927 — «Прыжок через тень» Э.Кшенека; 1928 — «Джонни наигрывает» Э.Кшенека; 1928 — «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова; 1929 — Фальстаф Дж.Верди; 1930 — «Нос» Д.Д.Шостаковича; 1933 — «Камаринский мужик» В.В.Желобинского; 1934 — «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д.Шостаковича; 1935 — «Именины» В.В.Желобинского; 1935 — «Тихий Дон» И.И.Дзержинского; 1937 — «Руслан и Людмила» М.И.Глинки (новая сценическая редакция); 1937 — «Поднятая целина» И.И.Дзержинского; 1939 — «Иван Сусанин» М.И.Глинки; 1940 — «Иоланта» П.И.Чайковского; 1941 — «В огне» Д.Б.Кабалевского; 1946 — «Война и мир» С.С.Прокофьева (в сокращённом варианте, режиссёр Б.А.Покровский); 1947 — «Семья Тараса» Д.Б.Кабалевского (2-я редакция 1951); 1950 — «Фрол Скобеев» Т.Н.Хренникова; «Кармен» Ж.Бизе; «Пиковая дама» П.И.Чайковского (режиссёр Вс.Э.Мейерхольд); «Любовь Яровая» В.Р.Энке; «Нищий студент» (оперетта) К.Миллёкера.
Концертные постановки: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова; «Богема» Дж.Пуччини; «Паяцы» Р.Леонкавалло; «Тангейзер» Р.Вагнера; «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р.Вагнера; «Итальянка в Алжире» Дж.Россини; «Лоэнгрин» Р.Вагнера; «Сорока-воровка» Дж.Россини; «Чародейка» П.И.Чайковского; «Кащей бессмертный» Н.А.Римского-Корсакова; «Моцарт и Сальери» Н.А.Римского-Корсакова; «Пан воевода» Н.А.Римского-Корсакова.
Библиография: С.А.Самосуд: Статьи, воспоминания, письма. / Составитель О.Л.Данскер. — Москва: Музыка, 1984.
1885
Эдвард Питер Карвилл (Edward Peter Carville)
американский политик, сенатор США, 18-й губернатор Невады. Эдвард Карвилл родился в 1885 году в городе Маунд-Валли, округ Элко, штат Невада, США. В 1909 году он получил диплом юриста в университете Нотр-Дам, в том же году был принят в коллегию адвокатов и основал успешную юридическую практику в Элко. 29 августа 1910 года Карвилл женился на Ирме Мари Каллахэн. У них родилось три сына: Эдвард Деминг (1912—1951), Ричард Аллен (1915—1951), Роберт Томас (1927—1960), и дочь Дорис Элизабет (1922—1924). В 1910—1911 годах Карвилл занимал должность заместителя окружного прокурора, в 1912—1918 годах был прокурором округа Элко, а в 1928—1934 годах — федеральным окружным судьёй Элко. В 1934—1938 годах Карвилл занимал должность федерального прокурора Невады. В ноябре 1938 года Карвилл был избран губернатором Невады, а в 1942 году переизбран на второй срок. В 1940 и 1944 годах он был делегатом национального съезда партии. 24 июля 1945 года Карвилл был назначен в Сенат США, чтобы заполнить вакансию, вызванную смертью Джеймса Скрухэма, и служил в этой должности с 1945 по 1947 год. После неудачного выдвижения на второй срок в 1946 году, он возобновил свою юридическую практику в Рино. Эдвард Карвилл умер в городе Рино, штат Невада, США, 27 июня 1956 года, и был похоронен на кладбище Our Mother of Sorrows Cemetery в Рино, штат Невада.
[420x698]
1885
Отто Клемперер (немецкое имя — Otto Klemperer)
немецкий дирижёр и композитор. В его репертуаре широко представлены произведения И.-С.Баха, Бетховена, Брамса, Брукнера, Генделя, Малера, Мендельсона, Моцарта, Стравинского, Вагнера, Вейля. Отто Клемперер родился в силезском городе Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Начал учиться во франкфуртской консерватории Хоха как пианист, затем вслед за своим учителем Джеймсом Квастом перешёл в берлинскую Консерваторию Штерна. В 1905 году он познакомился и подружился с Густавом Малером. В 1907 г. Отто Клемперер по рекомендации Малера получил место руководителя оркестра театра Праги. Следующими местами его музыкальной карьеры были городской театр Гамбурга (1910—1912) и Бармена (1912—1913). С 1914 по 1917 годы он был заместителем директора городского театра в Страсбурге и главным дирижером страссбургской филармонии. А в 1917—1924 годах он работает руководителем оркестра, а затем и генеральным директором Кёльнской Оперы. С 1927 до 1931 годы Клемперер дирижировал Кролль-Оперой в Берлине. Здесь он снискал репутацию поборника новой музыки, поскольку включал в свой репертуар произведения Яначека, Шёнберга, Стравинского, Хиндемита. В 1920—1930 годах Отто Клемперер неоднократно гастролировал в СССР и произвёл неизгладимое впечатление на московскую и ленинградскую публику; один из ленинградских критиков писал: «Когда поняли, вернее, инстинктом учуяли, что такое Клемперер, на него стали ходить так, что огромный зал филармонии не может уже больше вместить всех желающих послушать, а главное — посмотреть знаменитого дирижера. Не видеть Клемперера — это значит лишить себя большой дозы впечатления. С момента выхода на эстраду Клемперер властно завладевает вниманием аудитории. Она с напряженным вниманием следит за его жестом. Человек, стоящий за пустым пультом (партитура — в голове), постепенно растет и заполняет собой весь зал. Все сливается в одном акте творчества, в котором, кажется, принимают участие все присутствующие. Клемперер впитывает в себя волевые заряды отдельных индивидуумов, чтобы разрядить накопленную психологическую энергию в мощном, увлекающем и захватывающем творческом порыве, не знающем преград... Вот в этом неудержимом вовлечении в свое искусство всех слушателей, теряющих грань между собой и дирижером и возвышающихся до творческого осознания величайших музыкальных композиций, заключается секрет того колоссального успеха, которым вполне заслуженно пользуется у нас Клемперер». В 1933 году, как только нацисты пришли к власти, Клемпереру как еврею пришлось оставить Германию и переехать в США. В это время Клемперер обратился к католицизму, но в конечном счете возвратился к иудаизму. В США он был назначен дирижером Лос-Анджелесского филармонического оркестра; там, также, он начал концентрироваться больше на классических произведениях немецкого репертуара, и позже именно они принесли ему самую большую известность, в особенности исполнения произведений Бетховена, Брамса и Малера. После Второй мировой войны Клемперер возвратился в Европу. В 1947—1950 гг. он работает в Будапештской опере и гастролирует с различными европейскими оркестрами. Тяжёлая болезнь (неудачное удаление опухоли мозга) прервала эту работу. Стараясь уйти от назойливого внимания усиливавшегося влияния коммунистической идеологии, в середине 1950-х годов возвращается к гастрольной деятельности, но работает главным образом с лондонским оркестром «Филармония», созданным знаменитым продюсером Вальтером Легге при студии EMI. С 1959 года и до конца жизни Клемперер — главный дирижёр этого оркестра, с которым сделал ряд выдающихся записей. В начале 1950-х гг. Клемперер, восторженно принявший создание Государства Израиль, пожелал было выступить с Израильским филармоническим оркестром, однако не был принят им, так как еще в 1919 г. принял христианство. В 1967 Клемперер прошёл обряд возвращения из христианства в иудаизм, в 1972 г. принял израильское гражданство. Умер в городе Цюрих, Швейцария, 6 июля 1973 года.
Значение
Отто Клемперер — необычайно вдумчивый и глубокий дирижёр. Это его свойство отчасти выразилось в предпочтении несколько замедленных темпов. Однако оно же весьма способствовало усилению богатства звучания оркестра, особой величавой торжественности стиля. Затраты слушателя на вхождение в мир его исполнительской манеры всегда потом компенсировались той духовной высотой, на которую он поднимал с собой, — будь то музыка Баха или Вагнера. Он был беззаветно предан музыкальному искусству и может быть причислен к числу наиболее значительных дирижёров классической музыки XX века.
Сочинения: Мои воспоминания..., в книге: Исполнительское искусство зарубежных стран, выпуск 3, Москва, 1967, страницы 193-225.
Литература: Bollert W., О. Klemperer, «Musica», 1955, v. 9; Der Grosse Brockhaus. In 12 Bde. Wiesbaden, 1955: Bd. 6., S. 425; Dtv-Lexikon, in 20 Bde, 1968: Bd. 10, S. 176.