1904
Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь; каталонское имя — Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; испанское имя — Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol)
испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок). Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952—1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле». Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. У него была сестра, Анна Мария Дали (испанское имя — Anna Maria Dalí, 6 января 1908 — 16 мая 1989), и старший брат (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита. В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить мальчику сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание. Многочисленные комплексы и фобии, например, страх перед кузнечиками, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки. Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик. Именно об этом он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим». Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.
[700x350]
Юность
В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать. Для Дали это стало трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он был даже меньше предыдущего, и это стало ударом для отца. На удивление, преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию. В 1922 году Дали переезжает в «Резиденцию» (испанское название — Residencia de Estudiantes), студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу. В это время Дали знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда. После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х годов создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Дали в 1934 году
Молодые годы
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания. В 1934 году официально вступает в брак с Галой. В том же году впервые посещает США.
Разрыв с сюрреалистами
После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды не принимали всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Адольфу Гитлеру. В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.
[700x341]
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали приписывал себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывал своё собственное имя, так как «Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель». В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что по-латыни не точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.
Жизнь в США
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где они живут с 1940 по 1948 год. В 1942 году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино, но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм сокращённо из-за коммерческих соображений.
Сальвадор Дали со своим оцелотом по кличке Babou в 1965 году

Сальвадор Дали в 1972 г.
Зрелые и пожилые годы
После возвращения в Испанию Дали жил преимущественно в Каталонии. В 1958 году официально венчался с Галой в испанском городе Жирона. В 1965 году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада. Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.
Доска на стене в комнате, где погребен Дали
Последние годы
После смерти жены Дали впадает в глубочайшую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби, например вариации на тему «Пьета». Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где оставался до конца своих дней. В начале января 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка».
Надгробная плита (в центре зала) могилы Сальвадора Дали, по которой ходят посетители музея
Сальвадор Дали скончался в родном городе 23 января 1989 года, Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас. Все свои работы он завещал Испании. В 2007 году испанка Марии Пилар Абель Мартинес заявила, что является внебрачной дочерью Сальвадора Дали. Женщина утверждала, что много лет назад Дали бывал в доме своего друга в городке Кадакес, где ее мать работала служанкой. Между Дали и ее матерью возникла любовная связь, в результате которой в 1956 году родилась Пилар. Якобы девочка с самого детства знала, что она является дочерью Дали, но не хотела расстраивать чувства неродного отца. По требованию Пилар был проведен тест ДНК, образцом для которого стали волосы и клетки кожи с посмертной маски Дали. Итоги экспертизы указали на отсутствие родственных связей между Дали и Марией Пилар Абель Мартинес. Однако, Пилар потребовала эксгумации тела Дали для проведения повторной экспертизы. В июне 2017 года суд в Мадриде принял решение об эксгумации останков Сальвадора Дали для взятия образцов с целью проведения генетической экспертизы для установления возможного отцовства жительницы Жироны. 20 июля гроб с останками Сальвадора Дали был вскрыт, и эксгумация была проведена. За процедурой вскрытия гроба наблюдали 300 человек. В случае признания отцовства, дочь Дали смогла бы получить права на его фамилию и часть наследства. Однако тест ДНК однозначно опроверг предположения о родстве этих людей.
Театр
Сальвадор Дали — автор либретто и оформления балета «Вакханалия» (музыка Рихарда Вагнера, хореография Леонида Мясина, Русский балет Монте-Карло).
Кинематограф
В 1945 году в сотрудничестве с Уолтом Диснеем начал работу над мультипликационным фильмом «Destino». Производство тогда было отложено из-за финансовых проблем; «The Walt Disney Company» выпустила фильм на экраны в 2003 году.
Дизайн
Сальвадор Дали — автор дизайна упаковки Чупа-Чупса. Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки.
Скульптуры
1969—1979 — Коллекция Клота, серия из 44 бронзовых статуй, созданных художником в своем доме в Порт Лигат.
Сидячий Дон Кихот

Гала в окне
Gala Gradiva
Perseo

Женская фигура (Бакинский музей современного искусства)
Лошадь со всадником спотыкаясь
Космический слон
В тюрьме
C 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на острове Райкерс (США) на самом видном месте висел рисунок Дали, который тот написал как извинение заключённым за то, что не смог присутствовать у них на лекции по искусству. В 1981 году рисунок перевесили в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года его подменили подделкой, а оригинал украли. По этому делу предъявили обвинения четырём сотрудникам, трое из них признали себя виновными, четвёртый был оправдан, однако оригинал так и не удалось найти.
Образ в кинематографе: 1978 — Швеция, «Приключения Пикассо», режиссёр — Таге Даниэльссон; 2001 — Германия, Испания, Мексика, «Бунюэль и стол царя Соломона», режиссёр — Карлос Саура, в роли Сальвадор Дали — Эрнесто Альтерио; 2008 — Великобритания, Испания, «Отголоски прошлого», режиссёр — Пол Моррисон, в роли Сальвадор Дали — Роберт Паттинсон; 2011 — США, Испания «Полночь в Париже», режиссёр — Вуди Аллен, в роли Сальвадор Дали — Эдриен Броуди; 1991 —Испания, Болгария, «Дали», режиссёр — Антонио Рибас, в роли Сальвадор Дали — Лоренцо Куинн.
Литература: 1974 г. Робер Дешарн. Salvador Dali. Изд. DuMont Buchverlag, 164 с., ISBN 3-7701-0753-5; 1990 г. Джорж Оруэл (George Orwell). Привилегия духовных пастырей. Эссе. — Лениздат; 1992 г. А.И.Рожин Сальвадор Дали. Издательство Республика, 224 страницы, тираж 75000 экземпляров, ISBN 5-250-01946-3; 1992 г. Е.В.Завадская Сальвадор Дали. Издательство Изобразительное искусство, 64 страницы, тираж 50000 экземпляров, ISBN 5-85200-236-4; 1995 г. Gilles Neret. Salvador Dali. 1904—1989 = Сальвадор Дали / Gilles Neret. — Koeln : TASCHEN, 95 с.(На немецком языке) ISBN 3-8228-9520-2; 2001 г. Никола Дешарн, Робер Дешарн. Издательство Белый город, 382 страниц, ISBN 5-7793-0325-8; 2002 г. Мередит Этерингтон-Смит. «Сальвадор Дали» (Перевод Е.Г.Гендель). Издательство Попурри, 560 страниц, тираж 11000 экземпляров,ISBN 985-438-781-X, ISBN 0-679-40061-3; 2006 г. Робер Дешарн, Жиль Нере. Dali. Издательство Taschen, 224 с., ISBN 3-8228-5008-X; 2008 г. Делассен С. Гала для Дали. Биография супружеской пары. М., Текст, 186 страниц,тираж: 5000, ISBN 978-5-7516-0682-4; 2009 г. Ольга Морозова. Сгоревший заживо. Скандальная биография Сальвадора Дали. Издательство Funky Inc., 224 страницы,тираж 3000 экземпляров,ISBN 978-5-903912-70-4; 2010 г. Сальвадор Дали. Мысли и анекдоты. Pensees et anecdotes. Издательство Текст, 176 страниц,тираж 3000 экземпляров, ISBN 978-5-7516-0923-8; 2011 г. С.С.Пирожник. Сальвадор Дали. Издательство Харвест, 128 страниц,тираж 3000 экземпляров,ISBN 978-985-16-1274-7; 2011 г. В.Г.Яськов Сальвадор Дали. Издательство Эксмо, 12 страниц,тираж 3000 экземпляров, ISBN 978-5-699-47135-5; 2012 г. Сальвадор Дали. Моя тайная жизнь. La Vie Secrete De Salvador. (Перевод Е.Г.Гендель) Издательство Попурри, 640 страниц, тираж 5100 экземпляров, ISBN 978-985-15-1620-5; 2012 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. (Перевод О.Г.Сокольник, Т.А.Ждан) Издательство Попурри, 336 страниц, тираж 5100 экземпляров, ISBN 978-985-15-1619-9; 2014 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. Издательство Азбука, Азбука-Аттикус, 288 страниц,тираж 5000 экземпляров, ISBN 978-5-389-08671-5; 2012 г. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Salvador Dali / Сальвадор Дали. Альбом. Издательство Эдита, 384 страниц, ISBN 5-7793-0325-8; 2013 г. Р.К.Баландин Сальвадор Дали искусство и эпатаж. Издательство Вече, 320 страниц, тираж 5000 экземпляров, ISBN 978-5-4444-1036-3; 2013 г. Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали. Издательство Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, 900 страниц, тираж 500 экземпляров, ISBN 978-5-9910-2130-2; 2013 г. Дали вблизи и вдали. Сборник статей. Ответственный редактор Бусев М.А. Москва, Прогресс-Традиция, 416 страниц, тираж 500 экземпляров, ISBN 978-5-89826-406-2; 2014 г. Сальвадор Дали. Сокрытые лица. Ostros Ocultos (Visages Caches / Hidden Faces). (Перевод Л.М.Цывьян) Издательство Эксмо, 512 страниц, тираж 7000 экземпляров, ISBN 978-5-699-70849-9; 2014 г. Кэтрин Инграм. Гениальный Дали. This is DaLi (Перевод Т. Платонова). Издательство Эксмо, 80 страниц, тираж 3150 экземпляров, ISBN 978-5-699-70398-2.
[511x700]
1904
Иван Николаевич Макаров
стрелок 3-го стрелкового батальона 111-го стрелкового полка 55-й стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта, красноармеец. Родился в деревне Есипово, ныне Алексинского района Тульской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу. В 1928 году переехал в Москву, где работал в органах милиции. Затем переехал в Тулу, где работал на оружейном заводе. В июле 1941 году призван Алексинским РВК Тульской области в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года. 16 сентября 1943 года стрелок 3-го стрелкового батальона 111-го стрелкового полка красноармеец И.Н.Макаров отличился при форсировании реки Десна близ города Чернигов. На плоту, сделанным из подручных средств, он одним из первых переправился на западный берег Десны, где участвовал в захвате и расширении плацдарма, дав возможность батальону форсировать реку без больших потерь. Во время боя за освобождение деревни Иваньков Коропского района Черниговской области красноармеец И.Н.Макаров, метко и хладнокровно ведя огонь по противнику, уничтожил большую группу гитлеровских солдат и захватил в плен одного вражеского офицера. 18 сентября 1943 года красноармеец И.Н.Макаров, командуя стрелковым отделением, умело вёл бой на улицах посёлка Понорница Коропского района Черниговской области. Несмотря на то, что противник бросил против группы наших бойцов большие силы, они встретили фашистов губительным огнём. Дело дошло до рукопашной схватки. В этом бою отважный стрелок лично уничтожил четырёх гитлеровцев. 21 сентября 1943 года красноармеец И.Н.Макаров во главе со своим отделением одним из первых ворвался в город Щорс Черниговской области, где в уличных боях, зайдя в тыл противника, уничтожил до взвода вражеской пехоты. В конце сентября 1943 года красноармеец И.Н.Макаров вместе с группой бойцов под ожесточённым огнём противника переправился на правый берег реки Днепр в районе села Радуль, ныне посёлок городского типа Репкинского района Черниговской области, где разведал местонахождение огневых точек противника. 12 ноября 1943 года красноармеец И.Н.Макаров погиб в бою. Похоронен юго-восточнее деревни Ивановка Хойникского района Гомельской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Макарову Ивану Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина (15 января 1944), медалью «За отвагу» (22 сентября 1943). В городах Тула и Алексин имя Героя помещено на стелах в честь Героев.
1904
Эрна Ивановна Машкевич (имя при рождении — Эрна-Мелания Ивановна Машкевич)
советская актриса. Актриса игрового кино. Родилась в городе Севастополь, Таврическая губерния, Российская империя. В 1920—1930-х гг. работала на ленинградской киностудии Ленсовкино/Ленфильм. Её муж, Герштензанг Соломон Фёдорович, 1907 г.р., уроженец г. Варшава, еврей, беспартийный, 1-й ассистент режиссёра Ленфильма, был расстрелян репрессивными органами СССР в Ленинграде в 1938 году по приговору Выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР, а сама актриса выслана на 5 лет в Казахстан. Умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 19 сентября 1989 года.
Фильмография: 1927 — Один за всех, все за... одной (другое название — «Главдыня» на отдыхе) (короткометражный); 1927 — Отважные мореплаватели — Шурочка; 1928 — Запасец (фильм) (короткометражный) — Нюра, курьерша; 1930 — Пахари моря (фильм) — Ирина; 1936 — Девушка спешит на свидание (фильм) — девушка на курорте.
1904
Педро Петроне (испанское имя — Pedro Petrone)
уругвайский футболист, нападающий. Родился в городе Монтевидео, Уругвай. Один из лучших бомбардиров в истории уругвайской сборной. Чемпион мира 1930 года. Двукратный олимпийский чемпион — 1924 и 1928 годов. В чемпионате Уругвая провёл за «Насьональ» 128 матчей и забил 146 голов. Участник турне «Насьоналя» по Европе (1925) и Северной Америке (1927). Выступая за «Фиорентину» забил в чемпионате Италии 37 мячей в 44 матчах. Лучший бомбардир чемпионата Италии сезона 1931/1932. В сборной Уругвая первый матч провёл 4 ноября 1923 года против Парагвая (победа 2:0), последний матч 18 июля 1930 года в рамках группового турнира первого чемпионата мира против Перу (победа 1:0). В 24 матчах за «Селесте» забил 28 мячей. Титулы: чемпион Уругвая (2): 1924, 1933; чемпион мира (1): 1930; олимпийский чемпион (2): 1924, 1928; чемпион Южной Америки (2): 1923, 1924. Личные достижения: Лучший бомбардир чемпионата Уругвая (3): 1926, 1928, 1933; Лучший бомбардир чемпионата Италии (1): 1932; Лучший бомбардир чемпионата Южной Америки (3): 1923, 1924, 1927; Один из самых быстрых спортсменов своего времени — пробегал 100 метров за 11 секунд. Умер в родном городе 13 декабря 1964 года.
[505x699]
1905
Аликбай (Алмембай) Касаев (Косаев)
стрелок 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, красноармеец. Родился в селе Иссык, ныне город Алматинской области Казахстана, в семье батрака. Казах. Образование начальное. Работал санитаром в зооветеринарном институте в Алма-Ате (ныне – город Алмата). В Красной Армии с июля 1941 года. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Стрелок 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка (316-я стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) красноармеец Аликбай Касаев 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области в составе группы истребителей танков во главе с политруком В.Г.Клочковым и сержантом И.Е.Добробабиным участвовал в отражении многочисленных атак противника. Группой, вошедшей в историю битвы под Москвой и Великой Отечественной войны, как 28 героев-панфиловцев, было уничтожено восемнадцать вражеских танков. Отважный сын казахского народа Аликбай Касаев пал смертью храбрых в этом бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Касаеву Аликбаю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. На месте подвига воздвигнут величественный мемориал. В Нелидово открыт музей, посвящённый подвигу 28-и героев-панфиловцев.
[511x700]
1905
Абдурашит Магомедович Магомедов
заведующий коневодческой фермой колхоза имени Тельмана Гунибского района Дагестанской АССР. Родился в селении Мегеб ныне Гунибского района Республика Дагестан, в семье крестьянина. Аварец. В 1932 году вступил в местный колхоз им.Тельмана и трудился коневодом, затем заведовал коневодческой фермой, всю жизнь посвятив выращиванию лошадей. За бесперебойную поставку лошадей для нужд фронта в годы Великой Отечественной войны заведующий конефермой А.М.Магомедов был награждён орденом «Знак Почёта». После окончания войны поголовье лошадей в колхозе неизменно продолжало расти, и в 1947 году при табунном содержании от 60 кобыл было выращено 60 жеребят. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Магомедов Абдурашит удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Награждён орденами Ленина (15 сентября 1948) и «Знак Почёта» (12 ноября 1945), медалями.
1905
Курбан Муллаев
председатель колхоза «Хакикат» Сыр-Дарьинского района Ташкентской области, Узбекская ССР. Родился в Туркестанском крае на территории нынешней Согдийской области Таджикистана. Таджик. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, в годы Великой Отечественной войны возглавлял колхоз «Хакикат» Сыр-Дарьинского района Ташкентской области Узбекской ССР. За успехи в сельском хозяйстве в трудный период военного времени председатель колхоза был награждён орденом «Знак Почёта». После войны, в период четвёртой пятилетки (1946–1950) труженики «Хакиката» продолжали ударно трудиться, из года в год увеличивая урожайность хлопка. За высокий урожай «белого золота» в 1947 году председатель правления был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а передовая звеньевая Назира Юлдашева была удостоена звания Героя Социалистического Труда. В 1950 году хлопкоробы сырдарьинского колхоза «Хакикат» получили урожай хлопка 41,6 центнера с гектара на площади 320 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1951 года за получение высоких урожаев хлопка на поливных землях в 1950 году Муллаеву Курбану присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены передовые бригадиры колхоза «Хакикат» Сапар Халматов и Хайдар Джумабаев. В следующем году К.Муллаева на посту председателя колхоза «Хакикат» сменила Назира Юлдашева. С 1970 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в селе Хакикат. Умер в 1984 году. Награждён орденами Ленина (7 мая 1951), Трудового Красного Знамени (27 апреля 1948), «Знак Почёта» (23 января 1946), медалями.
1905
Саркис Паруйрович Геворкян
старший электромеханик Ленинаканской дистанции сигнализации и связи Закавказской железной дороги, Армянская ССР. Родился в уездном городе Александрополь Эриванской губернии Армении, ныне – город Гюмри, административный центр Ширакской области Армении. Армянин. После окончания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в 1934 году поступил работать на Ленинаканскую дистанцию пути – крупнейший транспортный узел Закавказской железной дороги и Армянской ССР. Первоначально работал аккумуляторщиком, через год перешёл в монтёры. После окончания 3-месячных курсов в Тбилиси в 1938 году стал дежурным электромехаником телеграфа и междугородней станции. Позже работал старшим линейным электромехаником, умело руководил монтажом маршрутно-контрольного устройства на участке от Айрума до Багравана. С 1951 года Саркис Паруйрович работал старшим линейным электромехаником линейно-аппаратного зала, возглавлял бригаду, которая монтировала автоматические телефонные станции и линейно-аппаратные залы в Ленинакане и Кировакане. С.П.Геворкян – автор более десяти ценных рационализаторских предложений, в том числе по открытию прямой связи Ереван – Кировакан, которая раньше осуществлялась через Ленинакан, и по созданию остроумного автоматического устройства для проверки наличия питающих фаз. Когда на дистанцию пути поступила очень сложная аппаратура диспетчерской связи с тональным вызовом, которая была второй в Закавказье, он досконально изучил её и самостоятельно смонтировал. Однажды на Джаджурском перевале ураганный ветер повалил полтора десятка столбов с линиями связи. Саркис Паруйрович в считанные минуты наладил другой вид связи, с группой добровольцев отправился на перевал и в суровых погодных условиях восстановил поваленные столбы и связь. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железных дорог, Геворкяну Саркису Паруйровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Проживал в Ленинакане (с 1991 года – Гюмри). Скончался в 1976 году. Награждён орденами Ленина (4 августа 1966), Трудового Красного Знамени (1 августа 1953), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (2 июля 1951).
1906
Владимир Михайлович Дьяконов
советский музейный деятель, в 1941-1978 гг. директор Государственного музея Татарской АССР в г. Казани. Автор многочисленных публикаций, в том числе книг "Жизнь и музей", "Поиски, встречи, находки". 10-11 мая в Национальном музее республики Татарстан под девизом "Личность — музей — общество: грани взаимодействия" запланированы юбилейные ежегодные Дьяконовские чтения (проводятся с 1996 г.)
[667x699]
1906
Вера Казимировна Кетлинская
советская писательница. Родилась в Севастополе. Трудовая жизнь В.Кетлинской началась с 13 лет. Работала на производстве, училась в институте. В 1930-1937 годах - корреспондент в "Комсомольской правде", что позволило ей собрать материал для самого известного своего произведения - романа "Мужество", посвященного строителям "Комсомольска-на-Амуре. В коллекции радиофонда роман представлен документальным радиоспектаклем "Город юности", созданного по роману В.Кетлинской "Мужество" и документальной повести Ю.Жукова и Р.Измайловой "Начало города". В ролях: В.Шальных, А.Кочетков, В.Ильин, Р.Суховерко и другие, а также чтением страниц романа в исполнении артистов: В.Шалевича, Н.Гуляева, Г.Сайфулина (цикл из 5-ти передач). Во время Великой Отечественной войны В.Кетлинская находится в Ленинграде, принимает участие в оборонной работе, разделяя с ленинградцами все тяготы блокады. Замысел романа "В осаде", посвященный будням осажденного города, зародился в 1942 году, произведение опубликовано в 1947 году, в 1948 удостоено Сталинской премии. Телерадиофонд располагает записью страниц романа в исполнении артистов: О.Чиповской, С.Мизери, П.Шальнова, а также записью воспоминаний писательницы в программе "Никто не забыт", приуроченной к 45-летию снятия блокады Ленинграда. В 1952 году В.Кетлинская публикует роман "Дни нашей жизни", рассказывающий о трудовых буднях и партийной работе на большом ленинградском заводе, но успеха, сравнимого с тем, который имели "Мужество" или "В осаде", эти произведения не имели. В 1953 году на радио была осуществлена инсценировка главы романа в исполнении артистов: А.Вербицкого, Ю.Аверина, Е.Коровиной и других, а в 1976 году создан цикл из 5-ти передач в исполнении артистов: С.Мизери, П.Шальнова, И.Сиренко. В.К.Кетлинская встречалась в 1975 году с радиослушателями в молодежной программе "Ваш собеседник". Темой первой беседы стала ее автобиографическая повесть о молодежи 1920-х годов "Вечер. Окна. Люди". Писательница говорила о преемственности поколений, своем понимании выражения "счастье в борьбе". Запись иллюстрируется фрагментами из этой книги в исполнении артистов. Во второй беседе Вера Казимировна отвечала на письма слушателей, полученные после первой передачи, рассказывала о том, какие качества считает определяющими в человеческом характере, сравнивала молодежь своего поколения с молодыми людьми 1970-х, рассуждала о музыке Бетховена. Программа 1978 года "Юность страны Советов" посвящена роману В.К.Кетлинской "Мужество". В ней приняли участия первостроители Комсомольска-на-Амуре, ставшие прообразами главных героев романа Андрея Круглова и Кати Ставровой. В передачу включены фрагменты выступлений В.Кетлинской, отрывки из романа, инсценировки в исполнении актеров. Скончалась в Ленинграде 23 апреля 1976 года. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Литература: Рапопорт Э., Вера Кетлинская, Ленинград, 1958; Козлов И., Как жить, каким быть, "Литературная газета", 1965, 26 июня: Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, том 2, Ленинград, 1964.
[576x698]
1906
Джекилайн Кокран (Jacqueline Cochran)
пионер американской авиации, считается одной из самых одарённых женщин-пилотов своего поколения. В 1953 году первой из женщин-пилотов преодолевает звуковой барьер. В 1964 году — первой среди женщин в два раза превысила скорость звука. В 1956 году баллотировалась в Конгресс США как кандидат от Республиканской партии от 29-го Избирательного округа (Калифорния). Жаклин Кокран (Бесси Ли Питман) родилась в городе Пенсакола, штат Флорида, США. Была самой младшей из пяти детей в семье Марии Грант и Ира Питмана, квалифицированных мукомолов, которые переезжали из города в город, создавая и дорабатывая мукомольные мельницы. Её семья не была богатой, как и большинство других семей в округе. Вопреки некоторым сведениям, еда на столе была всегда. Бесси Питман вышла замуж в раннем возрасте за Роберта Кокрана, молодого авиамеханика из близлежащей военно-морской базы в Пенсаколе. Они поженились в Блейкли, Джорджия 13 ноября 1920 года. Через четыре месяца она родила Роберта Кокрана (младшего). Втроём они переехал в Майами, где прожили четыре года. После развода Кокран переехала обратно на Северо-Запад Флориды, поселившись в DeFuniak Спрингс, где тогда жили её родители. Её сын, которому не было и пяти лет, Роберт Кокран-младший трагически погиб во время игры со спичками на заднем дворе — на нём загорелась одежда. Кокран пошла работать парикмахером в Пенсаколе, затем оказалась в Нью-Йорке. Там она устроилась на работу в престижный салон Сакс на Пятой авеню. С течением времени она решила изменить имя с мисс Бесси Кокран на мисс Джеки Кокран. Джеки решила забыть свою личную семью и оставить в прошлом все невзгоды и поддерживала связь со своими родственниками все годы. После того, как она повторно вышла замуж, некоторые из её родственников переехали к ней на её ранчо в Калифорнию. Однако она потребовала, чтобы все говорили, что они всегда жили одной семьёй, вместе. Кокран, видимо, хотела скрыть от общественности первые главы своей жизни и это так и было, вплоть до её смерти. Там Кокран знакомится с Флойдом Бостуиком Одлумом, основателем корпорации «Атлас» и Генеральным директором РКО в Голливуде. Он был на четырнадцать лет старше её и являлся одним из 10 самых богатых людей в мире на тот момент. Одлум влюбился в Кокран и предложил помочь ей создать бизнес косметики. После того, как друг предложил ей полетать на самолёте, начале 1930-х годов Кокран начала брать уроки пилотажа на аэродроме Рузвельт, Лонг-Айленд. Она научилась пилотировать самолёт за три недели. Затем она летала одна и через два года получила лицензию коммерческого пилота. После Открытого чемпионат Ванкувера в 1936 году, выходит замуж за Одлума (после его развода). Он был проницательным финансистом, подкованным в маркетинге, и признал значение публичности для своего бизнеса. Производя линейку косметики «Уингс», она летала на собственном самолёте по всей стране, содействуя продвижению продукции. Годы спустя, Одлум для продвижения линейки помад «Голливуд» заручился поддержкой и одобрением Мэрилин Монро.
1938 «Бендикс-Гонки».
Вклад в авиацию
Известная как «Джеки» и рекламируя имя Кокран, она участвовала в Воздушных гонках MacRobertson в 1934 году. В 1937 году она была единственной женщиной в Бендикс-гонке. Она договорилась с Амелией Эрхарт организовать гонку для женщин. В этом году Кокран установила новый национальный рекорд скорости. К 1938 году она стала лучшей женщиной-пилотом в Соединённых Штатах. Джеки выиграла «Bendix-Гонки» и установила новый рекорд трансконтинентальной скорости, где также велась запись высот полёта (на этот раз она ставила рекорды не среди женщин-лётчиков, а среди всех пилотов). Кокран стала первой женщиной, которая летала на бомбардировщике через Атлантику. Она выиграла пять Призов Хармона, это выдающееся достижение женщины-пилота в мире. Иногда её называли «Королева скорости», вплоть до её смерти. В истории авиации не было пилота, который достиг бы большей скорости, высоты или пролетел бы большее расстояние, чем Кокран. Она признана пилотом с наибольшим количеством рекордов скорости в мире. До вступления Соединённых Штатов во Вторую Мировую войну, Кокран была частью «Крыльев для Великобритании» — Организации, которая переправляла американские самолёты в Великобританию и стала первой женщиной, летающей на бомбардировщике «Локхид Хадсон 5» через Атлантику. В Великобритании она добровольно вступила в Королевские военно-воздушные силы. Несколько месяцев она работала в британском «Воздушном вспомогательном транспорте»(ATA), куда нанимали квалифицированных женщин-пилотов из Соединённых Штатов. В сентябре 1940 года Кокран написала письмо Элеоноре Рузвельт с предложением начать призыв женщин-лётчиков в военно-воздушные силы Армии. Она считала, что квалифицированные женщины-пилоты могли бы совершать все внутренние авиаперевозки, высвободив большое количество мужчин-пилотов для участия в боях. На фото она среди женщин, таких как Oveta Culp Hobby, которая тогда отвечала за «Женский Вспомогательный Армейский Корпус» (WAAC). (WAAC был предоставлен полный военный статус 1 июля 1943 года, таким образом делая их частью Армии. В то же время группа была переименована в «Женский Армейский Корпус» (WAC).)
Кокран (в центре) и летчицы из WASP.
Также в 1940 году, Кокран написала письмо подполковнику Роберту Олдсу, который в то время помогал организовывать команду авиаперевозок. (Команда перевозок изначально была Курьерской Службой Доставки, но превратилась в «Доставку воздушным транспортом», то есть в подразделение ВВС Армии Соединённых Штатов). В письме Кокран предлагает использовать женщин-пилотов для боевых действий. В начале 1941 года Олдс попросил Кокран собрать информацию: сколько женщин-пилотов из Соединённых Штатов готовы на перелёт в Англию, необходимость в них самих США, налёты часов и навыки, а также личную информацию о них. Она воспользовалась информацией из «Гражданской Администрации по Аэронавтике».
Кокран и генерал Хап Арнольд.
Несмотря на большую нехватку лётчиков, генерал-лейтенант Генри х. «Хап» Арнольд был тем человеком, которого необходимо было убедить в том, что женщины-пилоты могли решить его кадровые проблемы. Арнольд командовал Авиационным корпусом и как генерал продолжал командовать Армейскими ВВС после их создания в июне 1941 года. Он знал, что женщины-пилоты успешно используются во Вспомогательном Воздушном Транспорте (ВВТ) в Англии. Тогда же, в июне 1941 года, Арнольд предложил Кокран привезти группу квалифицированных женщин-пилотов, чтобы увидеть на месте, что надо Британии. Он обещал ей, что никаких решений относительно женщин-пилотов из ВВС США приниматься не будет тех пор, пока они не согласятся на полёты. Когда Арнольд попросил Кокран приехать в Великобританию для изучения ВВТ, Кокран попросила 76 наиболее квалифицированных женщин-пилотов, отобранных ею по анкетам, поехать с ней вместе и летать в составе ВВТ. Критерии отбора для этих женщин были высокие — по крайней мере 300 часов налёта, но у большинства женщин-пилотов их было более 1000. Те, кто летал в Канаде узнали о таком наборе и предложили свои кандидатуры, так что количество женщин-пилотов стало большим. В общей сложности 25 женщин прошли испытания, и два месяца спустя, в марте 1942 года они отправились в Великобританию вместе с Кокран, чтобы летать в ВВТ. Хотя Кокран в сентябре 1942 года была в Англии, генерал Арнольд поручил формирование Экспериментальной Женской эскадрильи по переброске (WAFS) Нэнси Харкнесс Лав. Эскадрилья WAFS формировалась на «Авиационной Базе Кастл» в Уилмингтоне, Делавэр, из групп женщин-пилотов, её задача заключалась в перегонке военных самолётов. Услышав о WAFS, Кокран сразу же уехала из Англии. Опыт работы в Великобритании с ATA убедил Кокран, что пилоты-женщины могут подучиться и решать гораздо более сложные задачи, чем перегон самолётов. Генерал Арнольд разрешил расширение спектра деятельности женщин-пилотов и санкционировал создание из женщин Летного отряда обучения(WFTD), во главе с Кокран. В августе 1943 года, с согласия Белого дома, WAFS и WFTD объединились для создания «Экспериментальной женской эскадрильи для стратегической переброски войск»(WASP) с Кокран — директором и Нэнси Лав — начальником отдела доставки. Кокран, как директор Службы пилотов военно-воздушных сил руководила обучением сотни женщин-пилотов на бывшем поле Avenge в Суитуотер, штат Техас. За её военную работу она получила медаль США «За выдающуюся службу» и Крест лётных заслуг (США). После войны, Кокран стала первой женщиной, которая преодолела звуковой барьер (с Чаком Йегером), первой женщиной перелетевшей через океан, а также установила многие другие рекорды в авиации.
Кокран в «Canadair Sabre» и Чарльз Йегер.
После войны
В конце войны Кокран была нанята журналом для освещения глобальных послевоенных событий. В этой роли она была свидетелем капитуляции японского генерала Томоюки Ямасита на Филиппинах, затем стала первой женщиной (не японкой), которая въехала на территорию Японии после войны, участвовала в Нюрнбергском процессе в Германии. В 1948 году Кокран была переведена в резерв ВВС США, где она в конечном итоге дослужилась до чина подполковника.
Авиационные рекорды
После войны, она начала летать на новых реактивных самолётах, готовилась установить многочисленные рекорды; она стала первой во всех отношениях женщиной-пилотом, её стали называть «Сверхзвуковая». Воодушевлённые майор Чак Йегер и Кокран, которая непрерывно поддерживала с ним дружеские отношения, 18 мая 1953 года, над озером Rogers Dry Lake, штат Калифорния, разогнались на реактивном «Canadair F-86 Sabre», заимствованном из канадских ВВС до средней скорости 652,337 миль/ч. Она стала первой женщиной-пилотом, преодолевшей звуковой барьер. Кокран также была первой женщиной, которая приземлилась и взлетела с авианосца, первой женщиной, которая достигла 2-х скоростей звука, первой женщиной, которая управляла перелётом бомбардировщика через Северную Атлантику (в 1941), она — первый пилот, (среди женщин, посадка вслепую на тот момент существовала уже давно, более того, в 1938 году посадку по приборами при практически нулевой видимости осуществил пассажирский самолет) который совершил слепое (по приборам) приземление, единственная женщина — президент Международной Федерации Аэронавтики (1958—1961), первая женщина-пилот, управлявшая перелётом реактивного самолёта через Атлантику, первый пилот, поднявшийся выше 20,000 футов с кислородной маской и первой женщиной, которая участвовала в Трансконтинентальной Гонке «Bendix». Ей все ещё принадлежит большее количество рекордов дальности перелёта и скорости, чем у любого другого пилота, мужчины или женщины. Из-за её интереса ко всем формам авиации Кокран управляла дирижаблем «Goodyear Blimp» в начале 1960-х с капитаном дирижабля «Goodyear Blimp» Р.В.Кросиром в Акроне, Огайо.
Оспаривала полёт Валентины Терешковой в космос. В мемуарах Н.Каманина это записано так:
«Из ЦК ДОСААФ прислали материалы о выступлении американской летчицы Жаклин Кокран. Оказывается, 15 октября, после нашего отлётa из Мехико в Нью-Йорк, Кокран провела пресс-конференцию, на которой заявила: „Невозможно, чтобы обыкновенная парашютистка, каковой является русская Валентина Терешкова, могла быть запущена на орбиту, когда она даже не умеет управлять самолетом… Нет доказательств тому, что русская космонавтка действительно была запущена в космос, и, возможно, речь идет о еще одном пропагандистском трюке СССР“. Однако, кроме этого злостного брюзжания, у нас есть сотни писем от американцев, которые восхищаются полетом Терешковой. Есть очень теплое письмо от Джерри Кобб — летчицы и первой американской кандидатки на полет в космос. Есть официальные документы из штата Колорадо об избрании Терешковой почетной гражданкой города и т. д. Можно было бы публично „высечь“ эту Кокран — для этого имеются все возможности, — но я думаю, что нам не следует реагировать на ее жалкий писк.»

Джерри Кобб рядом с капсулой Меркурий.
Меркурий 13
В 1960-х Кокран был спонсором программы Меркурий 13 — проверке способности женщин быть астронавтами. Тринадцать женщин — пилотов прошли те же самые предварительные тесты и испытания, как и астронавты-мужчины по программе Меркурий, в дальнейшем программа была отменена. Эта программа не была инициативой NASA, хотя возглавлялась двумя членами Комитета по Науке NASA, один из которых, Уильям Рэндолф Лавлэс II, был близким другом Кокран и её мужа. Хотя Кокран первоначально поддерживала инициативу Меркурий 13, в дальнейшем она была сторонником отсрочки прохождения дальнейших фаз тестирования и автором писем к руководству Флота и NASA. Она выражала сомнение по поводу необходимости такой программы для NASA и, возможно, значительно способствовала её закрытию. Существует мнение, что Кокран, будучи изначально спонсором этой программы, затем способствовала её закрытию из-за беспокойства, что больше не будет самым выдающимся лётчиком женского пола. Конгресс провёл слушания, чтобы определить, было ли исключение женщин из программы по подготовке в астронавты дискриминационным, во время которого Джон Гленн и Скотт Карпентер свидетельствовали против привлечения женщин к программе космических полётов. Сама Кокран привела доводы против привлечения женщин в космонавтику, и высказывалась, что время было очень дорого, и надо продвигаться по намеченным программам, что было единственным способом разбить Советы в Космической гонке. (Ни одна из женщин, которые прошли тесты, не была лётчиком-испытателем военных реактивных самолётов, у них не было дипломов инженера, а это было два основных критерия при отборе в потенциальные астронавты. Женщинам тогда не разрешалось быть лётчиками-испытателями военных реактивных самолётов. Однако у всех этих женщин-пилотов в среднем было больше часов налёта, чем у астронавтов — мужчин.) «NASA потребовало, чтобы все астронавты были выпускниками Военных реактивно-испытательных институтов и имели диплом инженера. В 1962 году женщины не принимались на подобные курсы и не могли отвечать этим требованиям». Так была закрыта программа Меркурий 13.
Кокран и Чак Йегер с Международным Трофеем Хармона в гостях у Президента Эйзенхауэра.
Политическая деятельность
Пожизненный республиканец, Кокран, в результате её близости к политике и вооружённым силам, стала близким другом генерала Дуайта Эйзенхауэра. В начале 1952 года она и её муж спонсорской поддержкой помогли провести большой митинг в Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке в поддержку Эйзенхауэра в президентской гонке. Митинг был заснят на плёнку, и Кокран лично распорядилась из Франции о специальном сеансе — его показе в штабе Эйзенхауэра. Её усилия убедили Эйзенхауэра баллотироваться на пост Президента Соединённых Штатов в 1952 году, и она будет играть одну из главных ролей в его успешной кампании. Став ещё более близкими друзьями после победы на выборах, Эйзенхауэр, Кокран и её муж часто встречались на их Калифорнийском ранчо и после того, как он покинул кресло президента и даже некоторую часть своих мемуаров написал в гостях у Кокран. Политически честолюбивая, Кокран участвовала в выборах в Конгресс в 1956 году — от 29-го Избирательного округа по выборам в Конгресс от Калифорнии, как кандидат от Республиканской партии. Её имя появилось в избирательном бюллетене как Джейклайн Кокран-Одлум. Хотя она обошла в своей партии пять соперников-мужчин — выиграла на республиканском уровне, на всеобщих выборах она проиграла кандидату от демократической партии — азиатско-американскому конгрессмену, Дэлипу Сингху Сонду с почти равными результатами. Сонд победил с 54 989 голосами (51.5 %) против 51 690 голосов у Кокран (48.5 %). Её политическая неудача была одной из нескольких неудач, которые она когда-либо испытывала, и она никогда не делала повторных попыток. Те, кто знал Кокран, говорили, что эта неудача беспокоила её всю оставшуюся часть жизни.
Кокран на крыле своего «F-86», разговаривает с Чаком Йегером и пилотом Биллом Лонгхерстом.
Наследство
Кокран умерла 9 августа 1980 года в своём доме в Индио, штат Калифорния, США, где она жила с мужем Флойдом Одлумом. Она была давней жительницей Долины Coachella и похоронена на кладбище Coachella Valley Public. Она регулярно использовала местный аэропорт «Thermal» для полётов в течение своей долгой карьеры в авиации. Аэропорт, который когда-то был переименован в «Desert Resorts Regional», снова был переименован — в её честь — «Региональный Аэропорт им. Жаклин Кокран». Её рекорды и достижения в авиации никогда не сопровождались долгим вниманием со стороны средств массовой информации, как это было с Амелией Эрхарт, но это частично может быть приписано восхищению общественности теми, кто умирает молодыми на пике своей карьеры. Кроме того, использование Кокран огромного богатства мужа уменьшило интерес к её достижениям в истории авиации. Тем не менее, она заслуживает места в рейтинге известнейших женщин в истории, как одна из самых великих летчиц — женщина-пилот, которая часто использовала своё влияние, чтобы продвинуть других женщин в авиации. Несмотря на нехватку систематического образования, у Кокран были тонкий ум и близость к бизнесу, и её инвестиции в область косметики всегда были прибыльными. Позже, в 1951 году, Бостонская Торговая палата признала её одной из 25 выдающихся деловых женщин Америки. В 1953 и 1954 годах, «Ассошиэйтед пресс» назвало её «Женщиной Года в Бизнесе.» Находясь в ореоле известности и богатства, Кокран жертвовала много времени и денег на благотворительные цели, особенно бедным слоям населения, какой когда-то она была сама.
Кокран в самолёте «P-40».
Награды
Кокран получила награды и премии от многих стран всего мира. В 1949 году правительство Франции оценило вклад Кокран во время войны в области авиации, наградив её «Орденом Почётного Легиона» и снова в 1951 году — французской «Медалью ВВС». Она — единственная женщина, которая когда-либо получила Золотую медаль от «Международной авиационной федерации». Она продолжила быть избранной в Совет директоров и Директором Американской авиакомпании «Северо-западные Авиалинии». В США ВВС наградили её Крестом «За летные боевые заслуги» и Орденом «Легион почёта». Ежегодно проводимое авиашоу было переименовано в «Авиашоу Жаклин Кокран» и проводится оно на местном Региональном аэродроме, который также стал носить её имя. Кокран также стал первой женщиной, успехи и достижения которой удостоены постоянной экспозиции в Академии ВВС США. В электронной игре «Жизнь самой быстрой Женщины», написанной Карэн Санд, жизнь Кокран протекает рядом с её мужем — Флойдом, Амелией Эрхарт и другими.
Другие награды: 1965 — Кокран занесена в Международный Космический Зал славы; 1971 — занесена в Национальный Зал славы Авиации; 1985 — Международный астрономический союз назвал именем Кокран кратер (более 100 км в диаметре) на планете Венера; 1993 — занесена в Зал славы Мотоспорта Америки; 1996 — Почтовое ведомство Соединённых Штатов удостоило Кокран почтовой маркой номиналом 50¢, изображая перед ней «Трофей Bendix», с её самолётом P-35 на заднем плане и текстом: «Пионер авиации — летчица Жаклин Кокран.»; 1999 — В рамках национального проекта «Женщины в истории» Кокран был посвящён месячник; 2006 — имя Кокран занесено в Космическую Аллею Славы в городе Ланкастер, Калифорния и первая женщина, чей бюст будет там установлен.
Литература: Ackmann, Martha. The Mercury 13: The Untold Story of Thirteen American Women and the Dream of Space Flight. New York: Random House, 2003. ISBN 978-0-375-50744-1; Carl, Ann Baumgartner. A WASP Among Eagles. Washington, DC: Smithsonian Institution, 2000. ISBN 1-56098-870-3; Cochran, Jacqueline. The Stars at Noon. Boston: Little, Brown and Company, 1954, re-issued in 1979; Cochran, Jacqueline and Maryann Bucknum Brinley. Jackie Cochran: The Autobiography of the Greatest Woman Pilot in Aviation History. New York: Bantam Books, 1987. ISBN 0-553-05211-X; McGuire, Nina and Sandra Wallus Sammons. Jacqueline Cochran: America’s Fearless Aviator. Lake Buena Vista, Florida: Tailored Tours Publishing, 1997. ISBN 0-9631241-6-1; Merryman, Molly. Clipped wings : The Rise and Fall of the Women Air Force Service Pilots (WASPs) of World War II. New York: New York University Press, 1998. ISBN 0-8147-5567-4; Nolen, Stephanie. Promised The Moon: The Untold Story of the First Women in the Space Race. Toronto, Canada: Penguin Canada, 2002. ISBN 1-56858-275-7; Regis, Margaret. When Our Mothers Went to War: An Illustrated History of Women in World War II. Seattle: NavPublishing, 2008. ISBN 978-1-879932-05-0; Reminiscences of Jacqueline Cochran. Columbia University Aviation Project. New York: Columbia University Oral History Research Office, 1961; Williams, Vera S. WASPs: Women Air Force Service Pilots of World War II. St. Paul, Minnesota: Motorbooks International, 1994. ISBN 0-87938-856-0.
1906
Таджимбай (Мажакипов Таджибай) Маджакипов
бригадир колхоза имени Кагановича Янги-Наукатского района Ошской области, Киргизская ССР. Родился в селе Караван Скобелевского уезда Ферганской области Туркестанского края, ныне – в составе города Кызыл-Кия Баткенской области Киргизии, в семье крестьянина. Киргиз. С юного возраста работал по найму у зажиточных селян (батрачил), с началом коллективизации сельского хозяйства в Киргизской АССР в начале 1930-х годов одним из первых вступил в местную сельхозартель, позже ставшую колхозом имени Кагановича Янги-Наукатского района. В 1936 году Таджимбай Маджакипов возглавил табаководческую бригаду, которая из года в год стала увеличивать урожайность табака. По итогам работы в 1949 году бригадой был получен урожай табака сорта «Самсун» 19,3 центнера с гектара на площади 16 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1950 года за получение высоких урожаев табака в 1949 году Маджакипову Таджимбаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены передовые звеньевые его бригады П.Абжалиев, П.Алимбаев и А.Кыпчаков. В последующие годы труженики бригады Маджакипова продолжали собирать высокие урожаи табака (после переименования совхоза в 1957 году и реорганизации в 1959 году – в Караванском отделении совхоза «Кызыл-Кия»). С 1969 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в родном селе Караван. Скончался в 1986 году. В мае 2017 года в пригороде Кызыл-Кия на Аллее Героев села Караван установлен бюст Т.Маджакипова. Награждён орденом Ленина (29 мая 1950), медалями.
1907
Евгений Андреевич Ащепков
сибирский архитектор, профессор, доктор архитектуры. Родился в Харбине. Он участвовал в создании многих архитектурных сооружений Новосибирска, вёл большую научную работу по изучению народного зодчества, являлся одним из организаторов архитектурного музея под открытым небом. Тобольская архитектура рассматривалась, в частности, в его монографиях "Русское народное зодчество в Западной Сибири" (1950) и "Особенности развития архитектуры народного жилища в Сибири" (1964). Он построил многие служебные и жилые здания Сибирского военного округа. Принимал участие в проектировании и строительстве Новосибирского оперного театра. Изучал народное зодчество Сибири, в частности, старую тобольскую архитектуру. Умер в Новосибирске 16 сентября 1983 года.