
1902
Урэо Эгава (японское имя — 江川宇礼雄)
популярный актёр японского кино, снимавшийся в фильмах выдающихся режиссёров Ясудзиро Одзу, Хироси Симидзу, Хэйноскэ Госё, Хироси Инагаки и других. Родился в городе Иокогама, провинция Канагава, Японская империя. Вилли Меллор — таково имя актёра, полученное им при рождении от немецкого отца, учёного-медика Фридриха Вильгельма Меллора. Вилли был вторым его сыном от матери-японки. Позже родители разошлись и отец вернулся в Германию, а Вилли переименовала мать (Урэо — это японифицированое от немецкого Вилли), дав ему свою японскую фамилию Эгава. Урэо окончил начальную школу в 1915 году, проучившись в ней 4 года, после чего перешёл в колледж Святого Иосифа в Иокогаме, откуда был отчислен в марте 1917 года (выдворению подлежали все дети немецкого врага во время Первой мировой войны). С сентября 1920 года молодой Урэо пристроился на киностудию «Taikatsu» в качестве помощника режиссёра, а в 1923 году он был арестован со сверстниками за кражу и приговорён к одному году лишения свободы. 24 марта 1924 года он досрочно был освобождён. В 1926 году Урэо Эгава дебютировал на токийской студии «Макино» в качестве актёра в небольших ролях, а с 1927 года он режиссёр и сценарист на студии «Tsumasaburo Bando Productions». С 1931 года он работает актёром на киностудии Shochiku Kamata, где сыграл свои лучшие роли в фильмах выдающихся режиссёров Ясудзиро Одзу («Где же мечты юности?», 1932, «Женщина из Токио», 1933), Хироси Симидзу («Семь морей. Часть первая: "Девичество"», 1931, «Семь морей. Часть вторая: "Целомудрие"», 1932, «Японские девушки в порту», 1933) и др. В сентябре 1934 года разорвал контракт с Shochiku Kamata, так как вместе с актёром Дзёдзи Ока, актрисой Юмэко Айдзомэ и др. организовал актёрский кооператив при студии «Nikkatsu». С этого момента начинается спад в карьере, актёр мечется из студии в студию (в 1940-м перешёл в «Тохо», затем в «Синтохо», пока в 1960-е не обосновался напрочь на телевидении). Эгава был очень дружен с писателем Дзюнъитиро Танидзаки, режиссёрами Масахиро Макино и Хироси Инагаки, актёрами Токихико Окада и Минору Такада. В последние годы жизни занимался благотворительностью, помогая детям от смешанных браков, каковым и сам являлся. Умер 20 мая 1970 года.
Избранная фильмография
Актёрские работы
1903
Джеймс Аллан Болл (James Allan "Jimmy" Ball)
канадский легкоатлет, специализировавшийся в беге на дистанцию 400 метров. Родился в городе Дофин, провинция Манитоба, Канада. Серебряный призёр летних Олимпийских игр 1928 года в беге на 400 метров, двукратный бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1928 и летних Олимпийских игр 1932 годов в эстафете 4×400 метров. Умер в городе Виктория, провинция Британская Колумбия, Канада, 2 июля 1988 года.
[516x699]
1903
Николай Иванович Гогичаишвили
стрелок 873-го стрелкового полка 276-й стрелковой дивизии Северной группы войск Закавказского фронта, рядовой. Родился в селе Нигвзиани ныне Ланчхутского района Грузии, в крестьянской семье. Грузин. Образование начальное. Работал в колхозе трактористом. Член ВКП(б) с 1938 года. В Красной Армии с августа 1941 года, призван Ланчухском районным военкоматом Грузинской ССР. В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Стрелок 873-го стрелкового полка (276-я стрелковая дивизия, Северная группа войск Закавказского фронта) красноармеец Николай Гогичаишвили совершил героический подвиг в сражениях оборонительного этапа битвы за Кавказ. В бою в районе села Новая Саниба Пригородного района Северо-Осетинской АССР в ноябре 1942 года первым бросился в атаку и увлёк за собой подразделение. В этом бою лично уничтожил до пятнадцати фашистов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Гогичаишвили Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После вручения высшей награды Родины отважный боец продолжал сражаться на фронте. С января 1941 года - командир отделения на Северо-Кавказском фронте, участник наступательного этапа битвы за Кавказ и освобождения Кубани. С ноября 1943 года - помощник командира взвода автоматчиков 871-го стрелкового полка в 1-й гвардейской армии на 1-м и 4-м Украинских фронтах. Участник Киевской оборонительной, Житомирско-Бердичесвской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской и Западно-Карпатской наступательных операциях. Дважды в тяжелых боях спасал Боевое Знамя полка. В бою 6 апреля 1944 года под украинским городом Чертков часть полка попала в окружение. При прорыве ему было поручено спасение знамени. Старшина Н.Гогичаишвили спрятал его под гимнастёркой на груди и с группой автоматчиков пошёл в бой. Когда пришлось прорываться через укрепленные позиции немцев, подавал пример храбрости, в упор расстреливая немецких солдат автоматным огнём и вступая в рукопашные схватки. Бойцы прорвались к своим, Знамя было спасено. Второй раз спас Боевое Знамя 1 декабря 1944 года в бою в селе Тровиште (Чехословакия), когда подразделение подверглось атаке свыше 200 солдат врага. В критический момент боя собрал группу автоматчиков и со Знаменем в руках повёл их в контратаку. Увидев Знамя, атаку поддержали все остальные бойцы, враг был отброшен. После этого боя Н.И.Гогичаишвили был назначен знаменосцем полка. Но не суждено было Герою встретить Победу. Старшина Гогичаишвили Н.И. скончался от сердечного приступа на посту у Боевого Знамени полка 14 апреля 1945 года.
[700x621]
Похоронен в столице Украины, городе-герое Киеве в Парке Вечной Славы. Награждён орденом Ленина (13 декабря 1942), орденами Отечественной войны I степени (17 мая 1945, посмертно), Славы II (25 декабря 1944) и III (7 мая 1944) степеней.

1903
Николай Алексеевич Заболоцкий
русский советский поэт, переводчик. Член Союза писателей СССР. Родился недалеко от Казани — на сельскохозяйственной ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, Каймарская волость, Казанский уезд, Казанская губерния, Российская империя. Его отец, Алексей Агафонович Заболотский (1864—1929) — агроном — работал управляющим земской сельскохозяйственной фермой, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882—1926) — сельской учительницей. Крещён 8 мая 1903 год в Варваринской церкви города Казани. Детство Николая Заболоцкого прошло в Кизической слободе вблизи Казани. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Сернурский район Республики Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 по 1920 годы он жил в Уржуме Вятской губернии, где учился в реальном училище. Увлекался историей, химией и рисованием. По его собственным словам, природа Сернура отразилась во многих его стихотворениях. В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма и акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока и Бальмонта. В 1920 году, окончив училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу. Служил он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году уволился в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—1927 годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный, ни на кого не похожий голос. В это же время он участвовал в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С.Маршак. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала и Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.
[495x700]
В молодые годы
Столбцы. Начало поэтического пути
Демобилизовавшись, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, составивших его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и отрицательные отзывы в прессе, обвинявшей автора в юродствовании над коллективизацией. Оценённая как «враждебная вылазка», книга прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала. При помощи Николая Тихонова ему удалось завязать отношения с журналом «Звезда», где напечатали около десяти стихотворений, пополнивших «Столбцы» во второй (неопубликованной) редакции сборника. Заболоцкий создал многомерные стихи. И первое их измерение — острый гротеск и сатира на мещанский быт и повседневность, растворяющие в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует специальной подготовленности читателя. Заболоцкий сплёл художественно-интеллектуальную ткань — пародию. В его ранней лирике изменяется функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты. Она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы. В «Disciplina Clericalis» (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями. В стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова. «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая ключевые образы Достоевского с Сонечкой Мармеладовой и её стариком. Строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку.
Основа философских поисков Заболоцкого
Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» зарождается главная тема, нерв творческих поисков Заболоцкого — впервые звучит Трагедия Разума. Нерв этих поисков в дальнейшем заставит его обладателя уделить куда как больше строчек философской лирике.
Через все его стихотворения пролегает путь напряжённого вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает существенную эволюцию, в ходе которой можно выделить три диалектические стадии: 1926—1933, 1932—1945, 1946—1958 годы. Заболоцкий читал много и с увлечением: не только после публикации «Столбцов», но и раньше он читал труды Фридриха Энгельса, Григория Сковороды, работы Климента Тимирязева о растениях, Юрия Филипченко об эволюционной идее в биологии, Вернадского о био- и ноосферах, охватывающих всё живое и разумное на планете и превозносящих и то, и другое как великие преобразовательные силы; читал теорию относительности Эйнштейна, приобретшую широкую популярность в 1920-е годы; «Философию общего дела» Николая Фёдорова. К публикации «Столбцов» у их автора уже была натурфилософская концепция. В её основе — представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех её элементов, и основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. В 1931 году Заболоцкий познакомился с работами Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. В письме к нему Заболоцкий писал:
Дальнейший творческий путь
Сборник «Стихотворения. 1926-32», уже набранный в типографии, не был подписан в печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие обвинения в критических статьях (формализм, мистика, примитивизм, физиологизм, идеализм и пр.) всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине 1933 года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта:
И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала работа в детской литературе — в 1930-х годах он сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936)). Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая в себя семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.
В заключении
19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что на допросах Н.А.Заболоцкий не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. По запросу НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о творчестве поэта, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».
Это строки Заболоцкого из мемуаров «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981 году, в последние годы советской власти напечатаны и в СССР, в 1988 году). Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях. Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938—1944 годов», выдержки из писем к жене и детям. С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему в 1946 году добиться разрешения жить в Москве. Снимал жильё в писательском посёлке Переделкино у В.П.Ильенкова. В 1946 году Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый московский период его творчества, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам. Николай Заболоцкий был реабилитирован посмертно 24 апреля 1963 года по заявлению жены.
Московский период
В написанных в то время стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения. Большинство стихотворений 1946—1948 годов получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги, жизни и смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед. В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта. В период 1949—1952 годов творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после XX съезда КПСС, с началом хрущёвской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.
На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений. Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 году, «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н.А.Роскиной, позже переработанное ленинградским бардом Александром Лобановским («Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…»).
Семья
В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Васильевне Клыковой (1906—1997). Е.В.Клыкова пережила кратковременный роман (1955—1958) с писателем Василием Гроссманом, уходила от Заболоцкого, но потом вернулась. Сын — Никита Николаевич Заболоцкий (1932—2014), кандидат биологических наук, автор биографических и мемуарных произведений об отце, составитель нескольких собраний его произведений. Дочь — Наталья Николаевна Заболоцкая (род. 1937), с 1962 года жена вирусолога Николая Вениаминовича Каверина (1933—2014), академика Российской Академии Медицинских Наук, сына писателя Вениамина Каверина. Двоюродный брат — детский писатель и поэт Леонид Владимирович Дьяконов (1908—1995). Во время ухода Е.В.Клыковой Заболоцкий был кратковременно женат на Наталье Александровне Роскиной (1927—1989), дочери А.И.Роскина.
Смерть
Перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток. По мнению близко знавшего Заболоцкого Н.Чуковского, роковую роль в его жизни сыграли семейные проблемы (уход жены, её возвращение). В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, в 1958 году — второй, а 14 октября 1958 года он умер в городе Москва, РСФСР, СССР.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество
После смерти Заболоцкого его поэзия стала широко издаваться, переводиться на иностранные языки, изучаться литературоведами.
Заболоцкий-переводчик
Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д.Гурамишвили, Гр.Орбелиани, И. Чавчавадзе, А.Церетели, В.Пшавелы. Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1957 — последняя редакция перевода, кроме того, в 1930 году была издана также адаптированная для юношества версия перевода «Витязя в тигровой шкуре», сделанная Николаем Заболоцким, переизд. «Библиотека мировой литературы для детей», том 2, 1982). О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть». Сам же Заболоцкий сообщал в письме Н. Л. Степанову: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит — это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская». Обработал для детей перевод Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Переводил также итальянского поэта Умберто Саба.
Переписка с Циолковским
В 1932 году установилась переписка Николая Алексеевича Заболоцкого с основоположником теоретической космонавтики — Константином Эдуардовичем Циолковским. Николай Заболоцкий, в частности, писал Циолковскому: «…Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их». Заболоцкий рассказывал ему о тяготах собственных поисков, направленных на благо человечества: «Одно дело знать, а другое — чувствовать. Консервативное чувство, воспитанное в нас веками, цепляется за наше сознание и мешает ему двигаться вперёд». Натурфилософские изыскания Циолковского наложили на творчество поэта крайне весомый отпечаток.
Цитаты
Адреса
в Петрограде—Ленинграде: 1921—1925 — жилой кооперативный дом Третьего Петроградского товарищества собственников квартир — улица Красных Зорь, 73; 1927—1930 — доходный дом — Конная улица, 15, квартира 33; 1930 — 19 марта 1938 года — дом Придворного конюшенного ведомства («писательская надстройка») — набережная канала Грибоедова, 9.
в Караганде: 1945 — улица Ленина, дом 9;
в Москве: 1946—1948 — на квартирах Н.Степанова, И.Андроникова в Москве и в Переделкине на даче В.П.Ильенкова; 1948 — 14 октября 1958 — Хорошёвское шоссе, дом 2/1 корпус 4, квартира № 25. Место жизни, работы и смерти поэта. Дом входил в Реестр культурного наследия, но в 2001 году был снесён.
Дом в Тарусе
В летние месяцы 1957—1958 годов Н.Заболоцкий также жил в Тарусе — улица К.Либкнехта, 36 (мемориальная доска).
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (17 апреля 1958) — за выдающиеся заслуги в развитии грузинского искусства и литературы и в связи с декадой грузинского искусства и литературы в городе Москве
Мемориальная доска в Кирове
Память
Сернурская средняя общеобразовательная школа № 2 с 2003 года носит имя Николая Заболоцкого. В Кирове Николаю Заболоцкому установлена мемориальная доска. В Комсомольске-на-Амуре на здании бывшей «шарашки», где Н.Заболоцкий 5 лет работал чертёжником, установлена мемориальная доска (скульптор Надежда Ивлева). В Советско-Дунайском пароходстве (Измаил, Украина) было судно типа рудовоз имени Николая Заболоцкого. 11 июля 2015 года в Тарусе Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Заболоцкому. Его установили недалеко от дома (угол улиц Карла Либкнехта и Луначарского), где поэт жил последние два лета своей жизни. На самом доме установлена мемориальная доска. Дом находится в плохом состоянии и продаётся. Решением Казанской городской думы от 4 марта 2015 года № 26-41 одной из улиц посёлка Салмачи была названа улицей Николая Заболоцкого.
Библиография: Столбцы / Обложка М.Кирнарского. — Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, 1929. — 72 страницы. — 1200 экземпляров; Таинственный город: [Очерки Тибета для юношества] / Рисунки и обложка Н.Лапшина. — Москва—Ленинград : ГИЗ, 1931. — 180 страниц: иллюстрации. (под псевдонимом Я.Миллер); Вторая книга: Стихи / Перевод и титул С.М.Пожарского. — Ленинград: Гослитиздат, 1937. — 48 страниц. — 5300 экземпляров; Стихотворения / Редактор А.Тарасенков; художник В. Резников. — Москва : Советский писатель, 1948. — 92 страницы. — 7000 экземпляров; Стихотворения. — Москва : Гослитиздат, 1957. — 200 страниц. — 25 000 экземпляров; Стихотворения. — Москва : Гослитиздат, 1959. — 200 страниц. — 10 000 экземпляров. — (Библиотека советской поэзии); Избранное. — Москва : Советский писатель, 1960. — 240 страниц. — 10 000 экземпляров; Стихотворения / Под общей редакцией Глеба Струве и Б.А.Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.; New York: Inter-Language Literary Associates, 1965; Стихотворения и поэмы. — Москва—Ленинград : Советский писатель, 1965. — 504 страницы. — 25 000 экземпляров. — (Библиотека поэта. Большая серия); Стихотворения. — Москва : Художественная литература, 1967; Избранное. — Москва : Детская литература, 1970; Змеиное яблоко. — Ленинград : Детская литература, 1972; Избранные произведения: В 2 томах. — Москва : Художественная литература, 1972; Избранное. — Кемерово, 1974; Избранное. — Уфа, 1975; Стихотворения и поэмы. — Москва : Современник, 1981; Стихотворения. — Горький, 1983; Собрание сочинений: В 3 томах. — Москва : Художественная литература, 1983—1984. — 50 000 экземпляров; Стихотворения. — Москва : Советская Россия, 1985; Стихотворения и поэмы. — Москва : Правда, 1985; Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола, 1985; Стихотворения. Поэмы. — Пермь, 1986; Стихотворения и поэмы. — Свердловск, 1986; Вешних дней лаборатория: Стихотворения (1926—1937 годы) / Гравюры Ю.Космынина. — Москва : Молодая гвардия, 1987. — 175 страниц. — 100 000 экземпляров. — (В молодые годы); Как мыши с котом воевали / Рисунки С.Ф.Бобылёва. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1988. — 12 страниц; Журавли / Художник В.Юрлов. — Москва : Советская Россия, 1989. — 16 страниц; Стихотворения. Поэмы. — Тула, 1989; Столбцы и поэмы: Стихотворения / Оформление Б.Тржемецкого. — Москва : Художественная литература, 1989. — 352 страницы, 1 000 000 экземпляров. — (Классики и современники: Поэтическая библиотека); Столбцы: Стихотворения. Поэмы. — Ленинград: Лениздат, 1990. — 366 страниц. — 50 000 экземпляров; Избранные сочинения. Стихотворения, поэмы, проза и письма поэта / Составленеие, вступительная статья, примечания Н.Н.Заболоцкого. — Москва : Художественная литература, 1991. — 431 страница. — 100 000 экземпляров. — (Библиотека классики); История моего заключения. — Москва: Правда, 1991. — 47 страниц. — 90 000 экземпляров. — (Библиотека «Огонёк»; № 18); Как мыши с котом воевали: Стихи / Художник Н.Шеварёв. — Москва : Малыш, 1992. — 12 страницы; Столбцы. — Санкт-Петерург : Северо-Запад, 1993; Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — Москва : Педагогика-Пресс, 1995. — 944 страницы; Столбцы и поэмы. — Москва : Русская книга, 1996; Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. — Москва : Эксмо-Пресс, 1998. — 480 страниц. — (Домашняя библиотека поэзии); Поэтические переводы: В 3 томах. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. — Том 1: Грузинская классическая поэзия. — 448 страниц; Том 2: Грузинская классическая поэзия. — 464 страницы; Том 3: Славянский эпос. Грузинская народная поэзия. Грузинская поэзия XX в. Европейская поэзия. Восточная поэзия. — 384 страницы. — (Мастера перевода); Стихотворения. — Москва : Прогресс-Плеяда, 2004. — 355 страниц; Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. — Москва: Эксмо, 2007. — 384 страницы. — (Золотая серия поэзии); Лирика. — Москва : АСТ, 2008. — 428 страниц; Стихи о любви. — Москва : Эксмо, 2008. — 192 страницы. — (Стихи о любви); Я воспитан природой суровой. — Москва : Эксмо, 2008. — 558 страниц; Стихотворения и поэмы. — Москва : Де Агостини, 2014. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре).
Литература: Тарусские страницы. Калуга, 1961; Македонов А. Николай Заболоцкий. — Ленинград : Советский писатель, 1968; Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / главный редактор А.М. Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Русские писатели Марийской АССР // История марийской литературы / Ответственные редакторы К.К.Васин, А.А.Васинкин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. — Страницы 413—415. — 432 с. — 3000 экземпляров; Лотман Ю.М. Н.Заболоцкий. Прохожий. — в книге: Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Ленинград: Просвещение, 1972; Воспоминания о Заболоцком. Москва : Советский писатель, 1977; Заболоцкий Н.Н. Н.А.Заболоцкий после создания «Столбцов». // «Театр»: журнал. — 1991. — № 11. — Страницы 153—160; Заболоцкий Н.Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. — Москва: Согласие, 1998; Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [перевод с немецкого.]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Лощилов И. Е. Феномен Николая Заболоцкого. — Helsinki: Institute for Russian and East European Studies, 1997. — 311 страниц; Pratt S. Nikolai Zabolotsky. Enigma and Cultural Paradigm. — Northwestern University Press, 2000. — 316 p. — (Studies in Russian Literature and Theory). — ISBN 9780810165939; «И ты причастен был к сознанью моему…»: Проблемы творчества Николая Заболоцкого. — Москва : РГГУ, 2005; Колкер Ю. Заболоцкий: Жизнь и судьба // Новое русское слово (Уикэнд). — Нью-Йорк, 2003. — № 17 (354), 19—20 апреля. — ISSN 0730-8949; Альфонсов В.Н. Заболоцкий и живопись. // Альфонсов В.Н. Слова и краски. — Санкт-Петербург, 2006; Кекова С.В. Метафизика вещи: Предмет у Заболоцкого и поэтов-обэриутов. // Кекова С.В. Мироощущение Николая Заболоцкого: Опыт реконструкции и интерпретации. — Саратов, 2007. — Страницы 57—70; Гусельникова М.В., Калинин М.Г. Державин и Заболоцкий. — Самара: Самарский университет, 2008. — 298 страниц. — 300 экземпляров. — ISBN 978-5-86465-420-0; Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0; Заболоцкий Николай Алексеевич // Марийская биографическая энциклопедия / Автор-составитель В.А.Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — Страницы 130—131. — 2032 экземпляров. — ISBN 5-87898-357-0; Заболоцкий Николай Алексеевич // Энциклопедия Республики Марий Эл / Ответственный редактор Н.И.Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — Страница 364. — 872 страницы. — 3505 экземпляров. — ISBN 978-5-94950-049-1; Злыднева Н.В. Стихотворение Н. Заболоцкого «Рыбная лавка» и его изобразительные контексты // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда / Российская академия наук, Институт славяноведения. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2011. — Страницы 443—455. — ISBN 978-5-91419-405-2; Рыжкова-Гришина Л.В. Огненный витязь. Творчество Николая Заболоцкого: противоречивый путь исканий. Монография. — Рязань: Скрижали, РиБиУ, 2012. — 180 страниц. ISBN 978-5-903528-14-1; Рыжкова-Гришина Л.В. Философия природы в творчестве Н.А.Заболоцкого // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. № 34. Страницы 921—925. [Электронный ресурс]. URL:
http://e-koncept.ru/article/560/ - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. — ISSN 2304-120X; Рыжкова-Гришина Л. В. Психологизм пейзажа Н.А.Заболоцкого // Российский научный журнал. 2015, № 3 (46). Страницы 208—210. [Электронный ресурс]. URL:
http://rnjournal.narod.ru/46.pdf; Рыжкова-Гришина Л.В. Натурфилософский аспект лирики Н.А.Заболоцкого // Вестник развития науки и образования, 2017, № 1. Страницы 54 — 60; Михайлов В.Ф. Заболоцкий: Иволга, леса отшельница. — Москва : Молодая гвардия, 2018. — 652 страницы: иллюстрации — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-04035-9; Гусева Т.М. Деятельность Сернурского музейно-выставочного комплекса по популяризации жизни и творчества Н. А. Заболоцкого // Музейный вестник: ежегодный сборник. Вып. № 13 / ГБУК «Национальный музей РМЭ имени Т.Евсеева»; научная редакция Д.Ю.Ефремова. — Йошкар-Ола, 2019. — Страницы 37—40.
1903
Николай Ефимович Литвин
председатель колхоза «Воля» Сахновщинского района Харьковской области, Украинская ССР. Родился на территории современной Харьковской области Украины. Украинец. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, в первые послевоенные годы – председателем колхоза «Воля» (село Надеждино) Сахновщинского района Харьковской области Украинской ССР, труженики которого в 1947 году получили урожай пшеницы 30,2 центнера с гектара на площади 41 гектар. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи, кукурузы и сахарной свёклы в 1947 году Литвину Николаю Ефимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены оба бригадиры колхоза «Воля» Ф.С.Лойко и Г.Н.Ткалич. В последующие годы труженики руководимого им колхоза (позже – колхоза имени Ленина) продолжали получать высокие урожаи зерновых, кукурузы и других сельскохозяйственных культур. С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в Сахновщинском районе. Дата его кончины не установлена. Награждён орденами Ленина (16 февраля 1948), «Знак Почёта» (26 февраля 1958), медалями.
[527x700]
1903
Оорджак Чываажик Лопсанчап
чабан колхоза «30 лет Октября» Дзун-Хемчикского района Тувинской автономной области. Родился в селе Хор-Тайга Дзун-Хемчикского кожууна ныне Республика Тува, тувинец. В годы Гражданской войны воевал в партизанском отряде в Дзун-Хемчике, Улуг-Хеме, в горах Танну-Ола. После окончания войны вернулся в родные края и работал в кооперации: перегонял скот, заготавливал строительный лес, работал на стройках, а позже на партийной работе и в советских органах власти. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. В 1942 году был избран председателем Баян-Талинского районного Совета, входил в делегацию Тувинской Народной Республики, передавшей Советскому правительству в 1944 года просьбу тувинского народа о вхождении в состав Советского Союза. В 1947 году был избран председателем колхоза «30 лет Октября», позже по собственной инициативе принял колхозную отару и вскоре стал лучшим овцеводом Тувы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1959 года за самоотверженный труд и достижение высоких показателей в развитии овцеводства, получение в 1959 году 160 ягнят от каждых 100 овцематок Лопсанчап Оорджак Чываажик удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Скончался в 1977 году. Награждён орденом Ленина (25 декабря 1959) и медалями.
1903
Эзра Зелиг Шапиро (Ezra Zelig Shapiro)
американский адвокат, еврейский общественный деятель международного сионистского движения. Родился в городе Воложин Ошмянский уезд Виленская губерния Российская империя (ныне Минская область, Беларусь), в семье раввина Озиаса Шапиро и Эстер Брудно. В 1906 эмигрировал с родителями в США. В 1924 возглавил сионистскую орг-цию в Кливленде (Огайо), в 1933-35 возглавлял в Кливленде городскую юридическую службу. В 1942-1945 президент Совета еврейских общин, с 1963 член Совета по общинным отношениям Кливленда (с 1966 вице-председатель). С 1934 председатель Национального исполнительного комитета Органгизации сионистов США. Один из организаторов системы еврейских школ в Кливленде и в США: в 1939-43 президент кливлендских школ с преподаванием на иврите, в 1953-56 президент Кливлендского бюро по еврейскому образованию, в 1959-1966 вице-президент Американской ассоциации по еврейскому образованию. В 1971 репатриировался в Израиль, став председателем организации Керен ха-Йесод. Умер в городе Иерусалим, 14 мая 1977 года. Израиль Дочь — актриса и писатель Рена Блумберг (Rena J.Blumberg) (1934, Кливленд).
1904
Елизавета Ивановна Антонова
советская оперная певица (контральто). Народная артистка РСФСР (1951). Лауреат Сталинской премии первой степени (1942). Е.И.Антонова родилась в Самаре. В 1923 году приехала в Москву и была принята в хор Большого театра. Брала уроки у М.А.Дейши-Сионицкой. В 1928—1929 годах солистка ЛМАТОБ. С 1930 года училась в Первом Московском государственном музыкальном техникуме у Т.Г.Держинской, сестры К.Г.Держинской. В 1930—1933 годах выступала как концертная певица. В 1933—1954 годах солистка ГАБТ. Е.И.Антонова умерла в Москве 5 августа 1994 года. Похоронена на Троекуровском кладбище.
Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение партии Солохи в оперном спектакле «Черевички» П.И.Чайковского (1941); народная артистка РСФСР (1952); Орден «Знак Почёта» (1976); Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Оперные партии: «Иван Сусанин» М.И.Глинки — Ваня; «Руслан и Людмила» М.И.Глинки — Ратмир; «Русалка» А.С.Даргомыжского — княгиня; «Вражья сила» А.Н.Серова — Спиридоновна; «Борис Годунов» М.П.Мусоргского — хозяйка корчмы; «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского — Хивря; «Князь Игорь» А.П.Бородина — Кончаковна; «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова — Надежда; Власьевна; «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова — свояченица; «Садко» Н.А.Римского-Корсакова — Нежата; «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова — Лель; «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова — Ткачиха; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова — Алконост; «Черевички» П.И.Чайковского — Солоха; «Евгений Онегин» П.И.Чайковского — Ольга; «Пиковая дама» П.И.Чайковского — Полина; «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д.Шостаковича — Сонетка; «Валькирия» Р.Вагнера — Фрика; «Фауст» Ш.Гуно — Зибель.
Фильмография: 1940 — Светлый путь — исполнение вступительной песни «Высоко под самой тучей…»; 1946 — Глинка — артистка Анна Яковлевна Воробьёва.
1904
Элизабет Грассер (немецкое имя — Elisabeth Grasser)
австрийская фехтовальщица-рапиристка, призёрка чемпионатов мира. Родилась в 1904 году. В 1932 году стала серебряной призёркой Международного первенства по фехтованию в Копенгагене. В 1933 году завоевала бронзовую медаль Международного первенства по фехтованию в Будапеште. В 1935 году стала обладательницей серебряной медали Международного первенства по фехтованию в Лозанне. В 1936 году завоевала бронзовую медаль Международного первенства по фехтованию в Сан-Ремо, но на Олимпийских играх в Берлине заняла лишь 8-е место. В 1937 году Международная федерация фехтования задним числом признала чемпионатами мира все прошедшие ранее Международные первенства по фехтованию. Умерла в 2002 году.
1904
Пелагея Макаровна Ложенко
бригадир молочного племенного совхоза «Аламедин» Министерства совхозов СССР, Ворошиловский район Фрунзенской области, Киргизская ССР. Родилась в 1904 году в селе Маканчи Лепсинского уезда Семиреченской области Туркестанского края, ныне – Уржарского района Восточно-Казахстанской области Казахстана, в семье крестьянина-бедняка. Украинка. Получив начальное образование, трудилась в сельском хозяйстве. С 1939 года – заведующая детской площадкой, а с 1942 – бригадир дойного гурта в племсовхозе «Аламедин» Ворошиловского района Фрунзенской области Киргизской ССР, которым руководила Ф.А.Стрельникова. Первоначально Пелагея Макаровна работала дояркой и зарекомендовала себя неутомимой труженицей. В 1947 году она возглавила бригаду доярок, которая по итогам работы в 1947 году получила от 16 коров по 5987 килограммов молока, или 236 килограммов молочного жира в среднем от коровы за год. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Ложенко Пелагее Макаровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Принимала активное участие в селекционной работе по выведению новой породы крупного рогатого скота «алатауская», которая проводилась в племсовхозе «Аламедин» и в 1950 году увенчалась успехом. Неоднократно принимала участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Избиралась депутатом Верховного Совета Киргизской ССР 3-го созыва (1951–1954). Проживала в селе Стрельниково, ныне – Арашан Аламудунского района Чуйской области. Скончалась в 1988 году. Награждена орденом Ленина (27 июля 1948), медалями, в том числе медалями ВСХВ.