1894
Георг Кепплер (немецкое имя — Georg Keppler)
обергруппенфюрер СС и генерал войск СС (20 апреля 1944). Георг Кепплер родился в городе Майнц, Рейнланд-Пфальц, Германская империя, в семье кадрового офицера Отто Кепплера. 28 февраля 1913 года был зачислен в армию Германской империи в качестве фанен-юнкера, а после окончания учёбы в военном училище в Глогау 19 июня 1914 года повышен до лейтенанта. Затем для прохождения военной службы был направлен в Литовский драгунский полк № 1 принца Альбрехта Прусского. С началом Первой мировой войны со своим полком отправился на фронт. В августе 1914 года был тяжело контужен. После выздоровления направлен для прохождения дальнейшей службы в 19-ю резервную дивизию. Во время боев во Франции командовал пехотным взводом. К концу Первой мировой войны, дослужившись до обер-лейтенанта, имел Железные кресты 2-го и 1-го классов. После демобилизации переведён в пехотный полк в Позене. Вступил в добровольческий корпус и в 1919 году боролся с поляками в Силезии. 31 января 1920 года был принят на службу в полицию безопасности в Ганновере. 21 июня 1920 года получил очередное звание капитана. В 1924 году стал командиром полицейской роты. 1 июля 1926 года был переведён в земельную полицию (нем. Landespolizei) небольшого тюрингского города Хильдбургхаузена, а в 1928 году был назначен советником в управлении земельной полиции Тюрингии. С 1929 года стал командиром отряда земельной полиции в Йене. 1 октября 1930 года Кепплер вступил в НСДАП (билет № 338211) и принимает участие в деятельности местных отрядов СА. 1 июля 1931 года повышен до звания майора полиции. После прихода нацистов к власти быстро продвигался по карьерной лестнице и к октябрю 1933 года стал командиром полка земельной полиции в Мюнхене. 24 мая 1935 года оставил службу в полиции и через несколько дней был зачислен на службу в 32-й пехотный полк вермахта. 10 октября 1935 года уволился из армии, поступил в части усиления СС (билет № 273799) в чине штурмбаннфюрера и был назначен командиром 1-го штурмбанна 1-го штандарта СС «Дойчланд». Принимал участие в аншлюсе Австрии (1938 г.), в походе на Судеты (1938 г.), в польской и французской компаниях. За отвагу, проявленную в Голландии, награждён Рыцарским крестом Железного креста. С 15 июля по 21 сентября 1941 года замещал Теодора Эйке на посту командира 3-й танковой дивизии СС «Тотенкопф». С 19 апреля 1942 года по 10 февраля 1943 года был командиром 2-й танковой дивизии СС «Рейх». С 16 августа по 4 октября 1944 года — командир 1-го танкового корпуса СС, с 30 октября — 3-го танкового корпуса СС, с 4 февраля — командир 18-го армейского корпуса СС. Вместе с остатками корпуса 22 мая 1945 года сдался в плен американским войскам. Умер в городе Гамбург, ФРГ, от последствий ранения, полученного во время войны 16 июня 1966 года.
Награды: Знак за ранение (1918) (в серебре); Почётный крест ветерана войны; Шеврон старого бойца; Медаль «В память 13 марта 1938 года» Аншлюс-Медаль; Медаль «В память 1 октября 1938 года» с бронзовой пряжкой с рельефным изображением Пражского Града; Рыцарский крест (14 августа 1940); Железный крест I класса (1914); Пряжка к Железному кресту I класса (13 мая 1940); Железный крест II класса (1914); Пряжка к Железному кресту II класса (13 мая 1940); Кольцо «Мёртвая голова»; Почетная сабля рейхсфюрера СС.
Литература: Залесский К.А. Охранные отряды нацизма.Полная энциклопедия СС. — Москва: Вече, 2009. — Страница 784. — ISBN 978-5-9533-3471-6; Залесский К.А. Командиры элитных частей СС. — Москва: Астрель, 2007. — Страница 290. — ISBN ISBN 5-271-14517-4.
1894
Васо Кушиташвили (Василий Павлович Кушиташвили; грузинское имя — ვასილ პავლეს ძე ყუშიტაშვილი)
грузинский советский театральный режиссёр и педагог, народный артист Грузинской ССР (1958). Родился вгороде Тифлис, Тифлисская губерния, Российская империя, ныне Грузия. В 1913 году поступил в Московский университет н одновременно в 1914—1916 годах учился в студии при Театре имени В.Ф.Комиссаржевской в Москве (педагоги: Ф.Ф.Комиссаржевский и В.Г.Сахновский). В 1918—1919 годах поставил в Тбилиси свои первые спектакли: «Антигона» Софокла и другие. В 1919—1933 годах жил заграницей, и работал режиссёром во Франции — в Парижских театрах Антуана, «Одеон» и «Ателье», а затем в США — где поставил «Вишнёвый сад» А.П.Чехова. В 1933 году вернулся в Грузию и с 1934 года работал в Грузинском театре имени К.А.Марджанишвили в Тбилиси, где поставил такие спектакли как: «Женитьба Фигаро» (1937); «Рюи Блаз» Гюго (1941), «Гора дум» Шатберашвили (1945), «Маскарад» (1946), «Русский вопрос» (1947), «Мария Стюарт» (1955); «Лавина» М.Н.Мревлишвили (1956), «Ричард III» (1957). В 1933—1958 годах вёл педагогическую работу в грузинском Театральном институте имени Шота Руставели и в театральных студиях Тбилиси. Руководил театрами в Зугдиди (1948), в Гори (1950—1952), в Кутаиси (1952—1954) и в Сухуми (1961—1962). Деятельность Васо Кушиташвили способствовала развитию советского грузинского театра. Скончался 20 января 1962 годв в городе Сухуми Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР, 20 января 1962 года..
Характеристика творчества
Характеризуется как режиссёр реалистической школы, воспитанный в традициях передового русского театра. Кушиташвили ставил спектакли, отличающиеся чувством меры, гармоничным сочетанием всех элементов спектакля, сценической культурой.
Награды и премии: Народный артист Грузинской ССР (1958); Орден Трудового Красного Знамени (1950); Медали.
Работы в театре: «Антигона» Софокла (1918); «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1937); «Рюи Блаз» В.Гюго (1941); «Маскарад» М.Лермонтова (1946); «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (1955); «Лавина» М.Н.Мревлишвили (1956); «Ричард III» У.Шекспира (1957); и другие.
Литература: Большая советская энциклопедия: В 30 томах. — Москва: «Советская энциклопедия», 1969—1978; Театральная энциклопедия. Том 3/Главный редактор П.А.Марков — Москва: Советская энциклопедия, 1964. — 1086 столбцов с иллюстрациями, 7 листов илл.страций; Чейшвили С., Васо Кушиташвили. — Тбилиси, 1957 (на грузинском языке); ს.ჭეიშვილი, ვასო ყუშიტაშვილი, თბილისი, 1957; ა.შალუტაშვილი, ვასო ყუშიტაშვილი, თბილისი, 1969; ზ.ბაბუნაშვილი, თ.ნოზაძე, „მამულიშვილთა სავანე“, გვერდი 362, თბილისი, 1994.
[604x700]
1896
Павел Сергеевич Александров
учёный в области математики, заведующий отделом общей топологии Математического института имени В.А.Стеклова Академии Наук СССР, заведующий кафедрой аналитической геометрии и топологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик Академии наук СССР. Родился в городе Богородске Московской губернии, ныне город Ногинск Московской области. Из разночинцев, сын врача. Русский. Беспартийный. В 1913 году окончил Смоленскую общественную гимназию с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Один из способнейших учеников выдающегося русского математика Н.Н.Лузина (1883-1950), уже в годы учёбы доказал фундаментальную теорему об общности В-множеств. Окончил университет в 1917 году. В годы Гражданской войны жил в Новгороде-Северском, а затем в Чернигове, работал в преподавателем в Черниговском педагогическом институте, режиссёром и лектором в Черниговском городском отделе искусств. По этой причине (как советский служащий) в октябре 1919 года был арестован деникинскими властями после занятия Чернигова Белой армией. Однако по ходатайствам ряда жителей города дело было передано из военного суда в гражданский суд с освобождением из-под ареста, а сам гражданский суд деникинцы в Чернигове так и не успели создать, и вскоре были выбиты из города. В начале 1920 года тяжело переболел тифом, после выздоровления вернулся в Москву. С 1920 года работал в Московском университете: ассистент, с 1921 года - приват-доцент, с 1930 года - заведующий кафедрой геометрии физико-механического факультета, с 1933 по 1982 годы - заведующий кафедрой аналитической геометрии и топологии механико-математического факультета. Одновременно с работой в университете в 1920-1936 годах работал преподавателем Смоленского педагогического института (все эти годы как минимум раз в неделю ездил из Москвы в Смоленск для проведения семинаров и приемки экзаменов), в 1937-1940 годах - преподавателем Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина, а с 1959 по 1982 годы работал заведующим отделом общей топологии Математического института имени В.А.Стеклова Академии Наук СССР. В период начала 1920-х годов много работал в области теории мнодеств. Им было введено понятия бикомпакта, выяснены существенные свойства бикомпактов. Доказал, что в классе регулярных пространств бикомпактность тождественна абсолютной замкнутости, на базе этого вывода сформулировал теорему о непрерывных разбиениях, порождаемых непрерывными отображениями бикомпактов в хаусдорфовы пространства. Создал теорию бикомпактных пространств. С 1922 года в содружестве с С.М.Урысоном (1898-1924) впервые в России приступил к разработке задач топологии, Учёные разработали теорию счетно-компактных пространств, которую П.С.Александров затем развил в теорию бикомпактных и локально-бикомпактных пространств. Ими была решена проблема метризации, причем были введены понятия, оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие исследований в смежных областях. В 1925 году была дана окончательная, ныне общепринятая форма аксиоматики топологического пространства. С 1929 года работал в тесном содружестве с другим выдающимся математиком А.Н.Колмогоровым. Многие понятия и теоремы общей топологии носят имя Александрова: бикомпактное расширение Александрова, теорема Александрова-Хаусдорфа о мощности А-множеств, гомологии Александрова-Чеха. Основатель российской научной школы топологии (среди учеников П.С.Александрова выдающиеся отечественные математики Л.С.Понтрягин, А.Н.Тихонов, А.Г.Курош) и один из создателей мировой топологии 20-го века, сформулировал многие фундаментальные принципы и конструкции топологии (понятие топологии как науки, её основные цели и задачи были сформулированы около 1910 года и к началу научной деятельности П.С.Александрова эта отрасль науки была ещё в зачаточном состоянии). Автор большого количества работ по геометрии, вариационному исчислению, функциональному анализу, математической логике, основаниям математики, истории математики. Во время Великой Отечественной войны работал в эвакуации. В 1941-1942 годах создал фундаментальный труд об изучении гомологическими методами формы и расположения комплекса и замкнутого множества в объемлющем пространстве. Эта работа содержала все элементы точной последовательности, одного из самых общеупотребительных инструментов современной алгебры. В 1943 году вернулся в Москву. Продолжал активнейшую научную работу до глубокой старости. Был дружен со многими выдающимися математиками мира, многое сделал для поднятия престижа советской математики за рубежом и расширения научных контактов даже в период обострения международных отношений СССР со странами Запада. За выдающиеся заслуги в развитии советской науки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1969 года академику Александрову Павлу Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1921 года был членом, а с 1932 по 1964 - президентом Московского математического общества. С 1964 по 1982 годы - Почётный президент этого общества. В 1958-1962 годах - вице-президент Международного математического общества. Академик Академии Наук СССР (1953). Член-корреспондент Академии Наук СССР с 1929 года. Профессор (1929). Жил в городе-герое Москве. Скончался 16 ноября 1982 года. Похоронен на Кавезинском кладбище в Пушкинском районе Московской области. Награждён шестью орденами Ленина (10 июня 1946, 19 сентября 1953, 15 сентября 1961, 6 мая 1966, 13 марат 1969, 17 сентября 1975), орденами Октябрьской Революции (23 января 1980), Трудового Красного Знамени (10 июня 1945), «Знак Почёта» (7.05.1940), медалями. Сталинская премия (1943). Премия имени Н.И.Лобачевского Академии Наук СССР (1972). Получил широкое международное признание: член-корреспондент Геттингенской академии наук (Германия, с 1929, в 1938 году отказался от членства ввиду власти нацистов в Германии, в 1945 году восстановлен в звании), Берлинской Академии наук (ГДР, 1950), Польской Академии наук (1959), Академии наук "Леопольдина" (ГДР, 1959), Австрийской Академии наук. Почётный член Американского философского общества (США, Филадельфия, 1947). Почетный доктор Берлинского университета имени Гумбольдта (ГДР), Голландского математического общества. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Книги на русском языке: Александров П.С. Теория функций действительного переменного и теория топологических пространств // Избранные труды — Москва: Наука, 1978; Александров П.С. Теория размерности и смежные вопросы. Статьи общего характера // Избранные труды — Москва: Наука, 1978; Александров П.С. Общая теория гомологий // Избранные труды — Москва.: Наука, 1979; Александров П.С. Введение в гомологическую теорию размерности и общую комбинаторную топологию — Москва: Наука, 1975; Александров П.С. Введение в теорию групп. — Москва: Наука, 1980. — 144 страницы. — (Библиотечка «Квант»); Александров П.С. Введение в теорию множеств и общую топологию — Москва: Наука, 1977; Александров П.С., Пасынков Б.А. Введение в теорию размерностей. Введение в теорию топологических пространств и общую теорию размерностей — Москва: Наука, 1973; Александров П.С. Комбинаторная топология. — Москва.: Физматгиз, 1947; Александров П.С. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры — Москва.: Наука 1979; Александров П.С., Урысон П.С. Мемуар о компактных топологических пространствах. — Москва: Наука, 1971; Александров П.С. Первая международная топологическая конференция в Москве // УМН. — 1936. — Выпуск 1. — Том 1. — Страницы 260—262; Александров П.С. Топологические теоремы двойственности. Часть 1. Замкнутые множества — Москва: Академии Наук СССР, 1955.
Литература: Александров, Павел Сергеевич — статья в Математическом энциклопедическом словаре, Москва, Советская энциклопедия, 1988.
1896
Гельмут Брюкнер (немецкое имя — Helmuth Brückner)
партийный деятель НСДАП, гауляйтер Силезии (1925—1934), группенфюрер СА (7 октября 1933). Гельмут Брюкнер родился городе Пилау, Силезия, Германская империя (ныне Пилава-Гурна, Польша), в семье школьного учителя. Окончил гимназию в Райхенбахе, затем изучал историю, географию, философию и экономику в университете Фридриха-Вильгельма в Бреслау. Не доучившись в августе 1914 года уходит добровольцем в армию и поступил в 88-й полк пехотной артиллерии. В 1915 году произведён в лейтенанты, а через год назначен на должность адъютанта. В 1918 году был тяжело ранен на Западном фронте. После пребывания в больнице, а затем в санатории, он возвращается домой. После войны принимал участие в приграничных сражениях в Верхней Силезии и в 1921 году в качестве штабного офицера вступил в фрайкор самообороны. После провала Пивного путча и запрета НСДАП вступил в «Национал-социалистическую партию свободы» в 1924 году, работал редактором газеты «Силезский глас народа». С 1924 года член городского совета Бреслау. С 1925 года редактор газеты «Силезский обозреватель», аналог «Фёлькишер Беобахтер». 15 марта 1925 года вступил в НСДАП (билет № 2023) и был назначен гауляйтером Силезии. В 1930 году он принимал участие в создании Центрального издательства Бреслау. В сентябре 1930 года он стал депутатом рейхстага от Бреслау, в том же году он женился на Эльфриде Хайдт. 24 апреля 1932 года был избран в прусский ландтаг. С 17 августа до 9 декабря 1932 года ландесинспектор НСДАП в области «Восток». 7 октября 1933 года ему было присвоено почётное звание группенфюрера СА. 25 марта 1933 назначен обер-президентом провинции Нижняя Силезия (Бреслау) и, одновременно и.о. обер-президента провинции Верхняя Силезия (Оппельн). 2 августа 1933 утвержден в последней должности. Поддерживал хорошие отношения с руководством СА, был сторонником самостоятельной политики СА, проводимой их главой Эрнстом Рёмом. После уничтожения высшего руководства СА во время «ночи длинных ножей» был арестован. На допросах в гестапо признал себя виновным в гомосексуализме. 25 декабря 1934 года был снят со всех партийных и государственных постов и исключён из НСДАП. С 1938 года работал на заводе Хейнкеля в Ростоке, где в июле 1945 года был арестован Смершем. До 1949 года содержался в лагере в Тюрингии, затем переправлен в СССР, где находился в разных лагерях. Дальнейшая судьба неизвестна, по разным данным умер 15 января 1951 года или в 1954 году в заключении.
Награды: Почётный крест ветерана войны; Знак за ранение; Железный крест, I класса (1914); Железный крест, II класса (1914); Силезский орёл I и II классов.
Литература: Леонид Млечин. Самая большая тайна фюрера. — Москва, Центрполиграф. 2008. — ISBN 978-5-9524-3482-0; Отто Штрассер. «Гитлер и я».

1898
Глафира Вячеславовна Жуковская
советская оперная певица (лирическое сопрано), педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1937). Родилась в городе Оренбург, Оренбургская губерния, Российская империя, в семье железнодорожника. Детство провела в Самаре. По окончании гимназии занималась с А.Е.Егоровой-Огородниковой, одновременно посещала оперную студию, выступала в концертах в сопровождении симфонического оркестра. В 1921 году поступила в оперную труппу антрепризы Д.Х.Южина. Дебютировала на сцене театра «Олимп» в партии Прилепы в «Пиковой даме» П.И.Чайковского. В 1923 году, после смерти Южина и распада труппы, поехала в Москву с рекомендательным письмом М.М.Ипполитову-Иванову, главному дирижёру Оперы Зимина. После закрытого прослушивания, устроенного Ипполитовым-Ивановым, с Жуковской был заключён контракт. Получила заглавную роль в опере А.И.Юрасовского «Трильби», партию Свегали готовил её будущий муж Александр Пирогов. В 1924 году Жуковская и Пирогов повторили свои роли в «Трильби» на сцене Большого театра, а через год, после закрытия Оперы Зимина, получили приглашение в труппу ГАБТ. В 1948 году оставила сцену. Муж — Александр Степанович Пирогов (1899—1964), выдающийся бас, солист Большого театра Союза ССР, народный артист СССР. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 2 марта 1991 года.

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Театральные работы
В русском репертуаре: «Евгений Онегин» П.Чайковского — Татьяна; «Иоланта» П.Чайковского — Иоланта; «Пиковая дама» П.Чайковского — Прилепа; «Иван Сусанин» М.Глинки — Антонида; «Руслан и Людмила» М.Глинки — Людмила; «Снегурочка» Н.А.Римского-Косакова — Снегурочка; «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова — Марфа; «Садко» Н.Римского-Корсакова — Волхова; «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова — Ольга; «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова — Царевна-Лебедь; «Майская ночь» Н.Римского-Корсакова — Панночка; «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова — Сирин; «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского — Парася; «Борис Годунов» М.Мусоргского — Ксения; «Нерон» А.Рубинштейна — Криза; «Оле из Нордланда» М.Ипполитова-Иванова — Герда.
В зарубежном репертуаре: «Богема» Дж.Пуччини — Мими; «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини — Чио-Чио-сан; «Турандот» Дж.Пуччини — Лю; «Травиата» Дж.Верди — Виолетта; «Отелло» Дж.Верди — Дездемона; «Фауст» Ш.Гуно — Маргарита; «Кармен» Ж.Бизе — Микаэла; «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта — Сюзанна; «Паяцы» Р.Леонкавалло — Недда; «Гугеноты» Дж.Мейербера — Паж; «Четыре деспота» Э.Вольф-Феррари — Марина.
В советском репертуаре: «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева — Нинетта; «Трильби» А.Юрасовского — Трильби; «Сын солнца» С.Василенко — Аврора; «Декабристы» В.Золотарева — Наташа; «Загмук» А.Крейна — Ильтани; «Степан Разин» А.Касьянова — Наталья Тургенева.
Награды и премии: Заслуженная артистка РСФСР (1937); Два ордена «Знак Почёта» (4 апреля 1937 — за выдающиеся заслуги в деле развития оперного и балетного искусства, 25 мая 1976).
Литература: Жуковская Глафира Вячеславовна // Маршкова Т.И., Рыбакова Л.Д. Большой театр. Золотые голоса. Москва: Алгоритм, 2011. Страницы 289—295; Солистка ГАБТа СССР Г.В.Жуковская // Волжская коммуна. Куйбышев. 1937. 9 июня; Гончарова Н. Г.В.Жуковская // Театральная неделя. 1940 .№ 20. 9 декабря; Краморев Н. Г.В.Жуковская // Советский артист. 1940. 13 сентября; К гастролям Г.В.Жуковской // Волжская коммуна. Куйбышев.1941. 9 мая; Жуковская Глафира Вячеславовна // Театральная энциклопедия.— Москва, 1963. Том 2. Страницы 701—702; Жуковская Глафира Вячеславовна // Музыкальная энциклопедия.— Москва, 1974. Том 2. Страница 405; Поет Г.Жуковская // Говорит и показывает Москва.1974.8—14 апреля; Норцов П. Замечательная советская певица: К 80-летию Г.В.Жуковской // Советский артист. 1978. 5 мая.

1898
Мария Иосифовна Кнебель
советская актриса, режиссер, педагог, пропагандист учения К.С.Станиславского, народная артистка РСФСР, доктор искусствоведения, профессор ГИТИСА, лауреат Государственной премии СССР (1978). В студии Михаила Чехова. Родилась в Москве, в семье известного книгоиздателя И.Н.Кнебеля. Свой путь нашла не сразу. Мечтая быть актрисой, отчетливо осознавала ограниченность своих внешних данных, бесспорно сужающих возможный творческий диапазон. Обладая острым аналитическим умом и способностями к математике, Кнебель после окончания школы готовилась на математический факультет, подавляя эмоциональные стремления. Но вместо математики она стала учиться в студии Михаила Чехова. Он обучал своих учеников системе Станиславского. Кнебель вспоминает об этом: «В его занятиях не было последовательности, нужной, наверное, для нашего систематического роста. Но зато через эти занятия я поняла навсегда, что творческая личность педагога – огромная формирующая сила». Чехов самым глубоким образом воспринимал мысли Станиславского, передавая их ученикам, обучая элементам системы, искусству импровизации. Своими учителями в актерском и режиссерском искусстве Кнебель считала Станиславского и Немировича-Данченко. Художественный театр – Школа Кнебель. После распада чеховской студии, в 1921 Кнебель пришла во Вторую студию Художественного театра. Лучшие роли Кнебель в МХТ – Карпухина в Дядюшкином сне Ф.Достоевского и гувернантка Шарлотта в Вишневом саде А.П.Чехова. Ее актерские работы отличались острой характерностью, подчеркнутым трагикомизмом, ее называли «комиком-буфф». Ею заинтересовался Мейерхольд, пригласив в свой театр. Кнебель прошла мимо этого предложения, хотя вскоре после премьеры Дядюшкиного сна, состоявшейся в 1929, Станиславский снял ее с любимой роли именно за излишнюю буффонаду, и непереносимую им «игру на публику». Вскоре, в связи с болезнью основной исполнительницы М.Лилиной, она вновь вернулась на сцену в этой роли, обогащенная тем бесценным опытом органического существования в образе, который дал ей Станиславский в процессе работы. Из-за ограниченных внешних данных в течение многих лет играла роли старух и детей, участвовала в массовках, эпизодах и вводах. Рождение режиссера и педагога. Не сразу к скромной актрисе «на выходах» пришло понимание своего призвания – быть театральным режиссером, проводить учение Станиславского в живой сценической практике, используя лучшие образцы современной и классической драматургии. Женщин-режиссеров в то время почти не было. Будущую профессию в ней разглядел, по ее признанию, режиссер А.Д.Попов, оценив в хрупкой женщине мужской аналитический ум. В 1935 началась собственно режиссерская деятельность Кнебель в молодом театре-студии имени Ермоловой, возглавляемом режиссером М.Терешковичем. На плечи Кнебель легла важная и ответственная миссия – в ее обязанности входила не только функция сорежиссера, но и задача преподавать ермоловцам систему Станиславского. За 6 лет работы в студии ею были поставлены спектакли: Искусство интриги Э.Скриба (в качестве сорежиссера М.Терешковича, 1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936), Последние и Дети солнца М.Горького (1937, совместно с Н.Хмелевым), Как вам это понравится У.Шекспира (1940). В своих книгах Кнебель неоднократно подчеркивала свою любовь к горьковской драматургии, сравнивая ее даже с творчеством Шекспира. Но самым любимым автором для нее всегда был А.П.Чехов. Важнейшими для творчества Кнебель стали годы ее преподавания в последней студии Станиславского, оперной (1936–1938). Станиславский поручил ей преподавать художественное слово. Это было для нее учение и обучение одновременно. Именно в то время система Станиславского обогатилась открытиями, складывался его «метод физических действий». Он делал ставку на молодых актеров и педагогов, среди которых Кнебель стала одной из первых. Она овладевала методом действенного анализа пьесы и роли, впоследствии широко используя его в своей режиссерской практике. «Они воспитали меня как педагога», вспоминала Кнебель о годах, проведенных в студии Станиславского. Станиславский в своих последних исканиях утверждал новый подход актера к роли. Рождался этюдный метод работы. Все эти открытия предстояло развить и систематизировать начинающему режиссеру-педагогу М.И.Кнебель. Но еще до 1949 Кнебель, уже будучи режиссером МХАТ, продолжала играть во всевозможных утренниках, детских спектаклях, в Синей птице (несколько ролей). В том же году Кнебель последний раз вышла на сцену в роли Шарлотты. В годы эвакуации, входя в состав постановочной группы, она фактически самостоятельно выпустила спектакль Кремлевские куранты (1942) Н.Погодина. Целью постановки было вызвать у зрителя сражающейся страны веру в победу и оптимизм. В Центральном детском театре. В 1950-е преподавала на режиссерском факультете в ГИТИСе (с 1948) и актерское мастерство в Театральном училище имени Щепкина (с 1940). Покинув стены МХТ, в 1951 стала режиссером, а с 1955 – главным режиссером Центрального детского театра. Началась новая страница ее жизни, связанная с приходом в театр свежих творческих сил, молодых актеров и авторов, особым общественным подъемом того периода. Под ее руководством детский театр расцвел, освободился от многих «пионерских» штампов, повернулся к серьезной классике и новым авторам, прежде всего, драматургии В.Розова, утверждавшей новую гражданскую позицию юного героя, нетерпимого к фальши и мещанству. Кнебель помогла раскрыться в режиссуре будущим выдающимся мастерам – О.Ефремову, А.Эфросу. Ее постановка Горя от ума А.С.Грибоедова отличалась свежестью прочтения классики, освобождения пьесы от рутинных наслоений, поэтичностью многих, найденных для молодых актеров, деталей. Лучшие спектакли Кнебель того периода, по-новому раскрывшие таланты молодых и прославленных артистов – Мертвые души Н.В.Гоголя, Оливер Твист по Ч.Диккенсу, и самый яркий по театральной форме – Конек-Горбунок П.Ершова, выдержанный в народно-поэтическом ключе скоморошьих представлений и буффонады. Театр Кнебель. Режиссерская позиция Кнебель всегда утверждала театр актерский и авторский. Театр для нее всегда рождается, по ее признанию, «когда …передо мной раскрывается судьба человека во всей неповторимой значимости, когда я вижу актера «с атмосферой» и чудо его преображения в живого человека-героя». Познавшая в годы своего становления различные театральные системы и направления, столь бурно конфликтовавшие в 1920-е, Кнебель пришла к собственной творческой гармонии – человеческому в искусстве, выбранному благодаря глубокому пониманию каждой из театральных истин. Театр Кнебель – это театр тонкой поэтичности и светлой веры в человека, его душу и сердце. По форме ее театр изящен, по содержанию – проникновенен и умудрен. Слова эти относятся к таким ее постановкам, как Иванов А.П.Чехова в московском театре имени А.С.Пушкина (1954), Вишневый сад в Центральном театре Советской Армии (1965) – жизнеутверждающий спектакль о том, что боль потери преходяща, и может дать силы и мудрость человеку стойкой души. Лирическая тема Кнебель здесь выявилась со всей отчетливостью и продолжилась в постановке Талантов и поклонников А.Н.Островского в театре имени В.В.Маяковского (1970), прославляющей театр, «как средоточие всего высокого и чистого, как прекраснейшее место на земле», – писала З.Владимирова. Ее крупными творческими достижениями стали спектакли 1970-х: Дядюшкин сон Ф.М.Достоевского в том же театре и Тени М.Салтыкова-Щедрина в театре имени К.С.Станиславского. Снова она открыла неожиданно мощный потенциал в прославленных, но невостребованных актерах М.Бабановой и М.Штрауха. Но главным призванием Кнебель до конца жизни осталась педагогика. Она скрупулезно выращивала творческие души своих воспитанников-студентов ГИТИСА (РАТИ) режиссерского факультета, прививая им то, что ею было получено из первых рук, в живой практике показывая самое ценное, что есть в театре – «жизнь человеческого духа». Она – автор многих книг мемуарно-теоретического характера: «Вся жизнь» (1967), «Слово в творчестве актера» (1970), «Поэзия педагогики» (1976), «О действенном анализе пьесы и роли» (1982). Умерла в Москве 1 июня 1986 года.

1898
Отто Хицфельд (немецкое имя — Otto Hitzfeld)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал пехоты. Родился в общине Шлухзе, Баден-Вюртемберг, Германская империя. В январе 1915 года поступил добровольцем на военную службу, в пехотный полк. С мая 1915 — унтер-офицер, с февраля 1916 — лейтенант. В конце войны командовал пехотной ротой. Награждён Железными крестами обеих степеней. Был ранен. Продолжил службу в рейхсвере. К началу Второй мировой войны — подполковник, командир пехотного батальона. Участвовал во Французской кампании (1940). С ноября 1940 — командир пехотного полка. С 22 июня 1941 года — участвовал в германо-советской войне. Бои на Украине, затем в Крыму. В октябре 1941 — награждён Рыцарским крестом. С декабря 1941 — полковник. Командовал 213-м пехотным полком и отличился в контр-наступлении после советской Керченско-феодосийской операции в результате которого немцы к 18 января вернули Феодосию. В январе 1942 — награждён Дубовыми листьями (№ 65) к Рыцарскому кресту. В августе 1942 — тяжело ранен. После госпиталя — в командном резерве. С января 1943 — вновь на Восточном фронте, командир 102-й пехотной дивизии (в районе Ржева, затем в районе Орла). С апреля 1943 — генерал-майор. С ноября 1943 — генерал-лейтенант, назначен начальником пехотного училища (Дёбериц). С декабря 1944 — командующий 67-м армейским корпусом (на Западном фронте, Арденнское наступление). С марта 1945 — в звании генерала пехоты. 19 апреля 1945 года — взят в американский плен (в Рурском котле). 9 мая 1945 года — награждён Мечами (№ 158) к Железному кресту с Дубовыми листьями. Умер в общине Доссенхайм, Баден-Вюртемберг, ФРГ, 6 декабря 1990 года.
Награды и премии: Железный крест II класса; Железный крест I класса; Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями и мечами.
Литература: Berger, Florian. Mit Eichenlaub und Schwertern. Die höchstdekorierten Soldaten des Zweiten Weltkrieges. Wien, Austria: Selbstverlag Florian Berger, 2000. ISBN 3-9501307-0-5

1899
Исраэль Змора (имя на иврите — ישראל זמורה; имя при рождении — Срул Змойра)
еврейский литературовед, писатель, переводчик и издатель. Писал на иврите. Родился в бессарабском селе Почумбауцы, Хотинский уезд, Бессарабская губерния, Российская империя (ныне в составе Рышканского района Молдавии) в 1899 году; с 1912 года жил в местечке Единцы Хотинского уезда (теперь районный центр Единецкого района Молдовы). Учился в ешиве в Одессе, некоторое время жил в Ботошанах и Бухаресте. В 1925 году переехал в подмандатную Палестину и начал сотрудничать с группой ивритских писателей-авангардистов, объединившихся вокруг конкурирующих еженедельных модернистских изданий «Ктувим» (1926—1933; редактор Элиэзер Штейнман) и «Турим» (1933—1934, 1938—1939; редактор Авраам Шлёнский). В 1940 году основал литературный журнал «Махбарот леСифрут» (Литературные тетради, выходил раз в два месяца до 1955 года) и издательство под тем же названием для публикации произведений молодых авторов, переводов на иврит, переиздания произведений средневековых еврейских поэтов и литературы периода Хаскалы (Просвещения).
Слева направо: писатели Натан Альтерман, Элиягу Теслер, Исраэль Змора и Элиягу Шафир
Впоследствии это издательство выросло в одно из ведущих израильских издательств переводной, художественной и научной литературы «Змора-Бейтан» (одно время «Змора, Бейтан и Модан»), которым теперь руководит его сын Оад Змора. Змора также переводил на иврит, в частности с французского и русского языков, в том числе стихи современных русскоязычных поэтов Израиля. Отдельными книгами в переводах Зморы вышли проза и стихи Стефана Цвейга (1936), А.П.Чехова (1951), Поля Валери (1951), Н.В.Гоголя (1951), Ларошфуко (1957), Р.М.Рильке (1964), сборник классической русской литературы (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь и Н.С.Лесков, 1966), Аси Абрамовой (1976), Фроима Ойербаха (1980), Марселя Пруста (1987), Готфрида Августа Биргера (1989), Генриха фон Клейста (1996). В 1971 году вместе с Львом Лиором и Ицхаком Цейтлиным основал союз русскоязычных писателей и журналистов Израиля, а в 1975 году — Федерацию Союзов Писателей Израиля, которой теперь руководит писатель Ефрем Баух. Литературоведческие эссе Зморы собраны в книгах «Сифрут ал парашат дорот» (Литература на перепутье поколений, в трёх томах, 1949—1950) и «Невиим ахароним» (Последние пророки, 1953). Творчеству писателей Хаима Хазаза и Яакова Горовица посвящено исследование «Шней Месаприм» (Два писателя), вышедшее в Тель-Авиве в 1940 году; составил также двуязычный (иврит и идиш) сборник, посвящённый творчеству поэта Якова Фихмана (1973). В переводе Зморы с идиша в 1980 году вышел том сочинений Фроима Ойербаха. В 1964 году вышла книга Зморы «Нашим баТанах веХиштакфутан баАгада, беШир, беСипур, беМаса увеМехкар» (Женщины Библии: легенды, поэмы, истории, эссе). Под научной редакцией Зморы вышло полное собрание сочинений средневекового еврейского поэта Иегуды Галеви. Умер в городе Тель-Авив, Израиль, 4 ноября 1983 года.
Книги: אנשי שם מתלוצצים, סודר ולוקט על ידי י. זה — Тель-Авив, 1930; אברהם שלונסקי — Тель-Авив, 1937; שני מספרים : חיים הזז, יעקב הורוביץ — Тель-Аяия, 1940; ספרות על פרשת דורות עם אחרית דבר ומפתח השמות — Тель-Авив, 1950; המספר קו לקו, אורי ניסן גנסין, פסיפס של הבאות, ניתוחים והערכות — Тель-Авив, 1951; נביאים אחרונים, מסות — Тель-Авив, 1953; עיונים בספרות העמים — Тель-Авив, 1960; ארשת , שירים ותרגומי שירים — Тель-Авив, 1965; ל’ סוניטות דברי הערכה של סופרים וספרים — Тель-Авив, 1973; חמש מגילות, מסות — Тель-Авив, 1973.
Литература: ג. קרסל, לקסיקון הספרות העברית בדורות האחרונים, ספריית הפועלים (лексикон ивритских литераторов, 1965); צפרירה שועלי, מחברות לספרות: כתב העת והוצאת הספרים כגורמים במערכת הספרותית בשנים 1940—1967, דיסרטציה, אוניברסיטת בר-אילן, 2003
1899
Соломон Моисеевич Лазурин (настоящая фамилия — Баевский)
украинский советский сценарист игрового и неигрового кино. Член Союза писателей СССР. Родился в городе Мелитополь, Таврическая губерния, Российская империя, в семье переплётчика Моисея Львовича и Веры Моисеевны Баевских. Мать умерла вскоре после рождения Соломона, и отец женился вторично, на Эсфири Самойловне. В 1917 году окончил гимназию. В том же году женился. В 1918 вступил в армию Деникина, в бою потерял половину ступни на правой ноге и при отступлении остался в госпитале в Ростове. Сменил фамилию на Лазурин. В начале 1920-х годов работал в Харькове секретарём театрально-музыкального отдела, затем отдела искусств при Наркомпросе, одновременно окончил Институт народного просвещения. В конце 1923 перешёл работать в ВУФКУ, был художественным руководителем сначала на Ялтинской, затем на Одесской киностудии, в 1935—1941 годах работал художественным руководителем Киевской студии художественных фильмов. В 1937 году арестован, освобождён в 1939. После этого жил под двойной фамилией Лазурин-Баевский. Во время войны был корреспондентом газеты «Кустанайская правда». В 1946—1949 годах — редактор Киевской киностудии. Скончался в городе Киев, Украинская ССР, СССР (ныне Украина), 5 апреля 1959 года.
Семья
Брат — разведчик Артур Баевский. Жена —— Софья Исааковна Кессель (1899—1961), сотрудница радиотелеграфного агентства Украины. Сын — профессор Вадим Соломонович Баевский, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории и теории литературы Смоленского государственного университета. Внучка — филолог Елена Баевская.
Фильмография: 1924 — Вендетта; 1925 — Изобретатель (короткометражный); 1925 — Борьба гигантов; 1926 — Ордер на арест; 1927 — Два дня; 1928 — Три комнаты с кухней; 1928 — Глаза, которые видели; 1929 — Двадцать пять тысяч; 1929 — Экспонат из паноптикума; 1930 — 25000 (научно-популярный); 1930 — Баштанская республика (был запрещён); 1930 — Новые рельсы (научно-популярный); 1930 — Шагать мешают; 1932 — Атака; 1933 — Каховский плацдарм; 1933 — Суровые дни; 1935 — Интриган; 1942 — Квартал № 14 (новелла из Боевого к/сб № 9)(короткометражный); 1950 — Зелёный конвейер (документальный); 1953 — Летние посевы люцерны (научно-популярный); 1958 — Когда мы беспечны (документальный).
Литература: Сценаристы советского художественного кино 1917—1967 // Справочник / Составители: В.Н.Антропов, Н.А.Глаголева, М.И.Павлова, И.И.Петренко, И.П.Хабаров, К.П.Пиотровский. — Москва : Искусство, 1972. — 439 страниц. — 8000 экземпляров; Баевский Вадим. глава «Семья» // Роман одной жизни. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2007. — Страницы 156—164. — 500 экземпляров; Миславский В.Н. Фактографическая история кино в Украине. 1896—1930. — Харьков: Дім Реклами, 2016. — Том 2. — 464 страницы — ISBN 978-966-2149-56-2.
1900
Александра Алексеевна Андриевская (украинское имя — Олександра Олексіївна Андрієвська)
советский украинский филолог-романист (специалист по французскому языку), лексиколог, психолог. Кандидат психологических наук (1927), доктор филологических наук (1970), профессор (1971). Родилась в городе Одесса, Херсонская губерния, Российская империя. Окончила Киевский университет в 1922 году и аспирантуру при педагогической кафедре Института социального обеспечения. Работала на дефектологическому факультете в Институте труда, с 1937 года работает в Киевском университете. Была преподавателем французского языка на романо-германском факультете, одновременно заведовала французской секцией государственных курсов иностранных языков. С 1944 года доцент, с 1971 по 1981 годы профессор кафедры французского языка. Изучала лексику, синтаксис и стилистику французского языка. Умерла в городе Киев, Украинская ССР, СССР, 31 июля 1982 года.
Научные работы: Французько-український словник. Киев, 1955 (соавторство); Cours de lexicologie française. Киев, 1958; Précis de syntaxe française. Киев, 1962; Українсько-французький словник. Киев, 1963 (соавторство); Несобственно прямая речь в современной французской художественной прозе. Киев, 1970; Syntaxe du français moderne. Киев, 1973.
Литература: Крючков Г.Г., Бурбело В.Б., Соломарська О.О. Внесок професора О.О. Андрієвської до розвитку французької філології в Україні // Іноз. філологія. 2000. Вип. 28; Г.І.Панич Енциклопедія сучасної України. — Том 1. — Київ, 2001., стор. 486
[496x700]
1900
Георгий (Егор) Иванович Кузнецов
командир отделения 204-го инженерно-саперного батальона (31-я инженерно-саперная бригада, 31-я армия, 3-й Белорусский фронт) сержант – на момент последнего представления к награждению орденом Славы. Родился в хуторе Бармаковский Орского уезда Оренбургской губернии, позднее - деревня Русский Бармак, ныне не существует, территория Зиянчуринского района Республики Башкортостан. Русский. Окончил четыре класса. Участник Гражданской войны, был командиром кавалерийского эскадрона. В 1930-е годы с семьей переехал в село Белово (ныне – город Кемеровской области). Работал коновозчиком в строительном цехе цинкового завода. В октябре 1941 году был призван в Красную Армию Беловским райвоенкоматом. С мая 1942 году участвовал в боях с захватчиками на Западном фронте. К осени 1943 года ефрейтор Кузнецов воевал сапером 297-го армейского инженерного батальона. 16 ноября 1943 года в тремя бойцов первым ворвался в деревню Боброво (Белоруссия), занял круговую оборону и в течение 11 часов держал круговую оборону. За это бой получил первую боевую награду – медаль «За отвагу». В начале июня батальон был включен в формирующуюся 31-ю инженерно-саперную бригаду как 204-й инженерно-саперный батальон. Сапер Кузнецов продолжил боевой путь командиром отделения в своем батальоне, прошел с ним до конца войны. В ночь на 23 июня 1944 года в составе группы разграждения в полосе обороны 758-го стрелкового полка 88-й стрелковой дивизии ефрейтор Кузнецов проделал два прохода в минных полях, снял 18 мин, в непосредственной близости от противника разрезал спираль Бруно в 2 ряда. Проход по 15 м каждый были сделаны в срок. Награжден второй медалью «За отвагу». 12 октября 1944 года в районе деревне Леполаты (Литва) сержант Кузнецов, руководтл группой разграждения в полосе действия 306-го стрелкового полка 62-й стрелковой дивизии. Саперы под непрерывным миномет, огнем проделали 2 прохода в минных полях шириной до 17 м, сняли и обезвредили много 33 противотанковые и 39 противопехотных мин. В ночь на 13 октября вместе с другими саперами подобрался к проволочному заграждению противника и проделал в нем удлиненными зарядами 2 прохода для выхода стрелковых подразделении на рубеж атаки. Приказом по войскам 31-й армии от 6 ноября 1944 года (№216) сержант Кузнецов Егор Иванович награжден орденом Славы III степени. 15 января 1945 года при прорыве обороны противника в районе 2 км у населенного пункта Ной-Буткунен (Восточная Пруссия, юго-восточнее города Голдап, Польша) сержант Кузнецов под огнем вражеских пулеметов проделал со своим отделением проход шириной до 15 м в минных и проволочных заграждениях, обеспечив выдвижение наступающих подразделений. Был представлен к награждению орденом Славы II степени. 10 февраля 1945 года в бою за город Хайльсберг (Восточная Пруссия, ныне город Лидзбарк-Варминьски, Польша) сержант Кузнецов с группой саперов участвовал в занятии важной высоты и закрепился на ней. Заменил выбывшего из строя командира взвода, командуя подразделение в течение суток отбил 6 контратак противника. Был представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени. Приказами по войскам 31-й армии от 7 марта 1945 года (№46, за бой 10 февраля) и от 17 марта 1945 года (№59/н, за бои 15 января) сержант Кузнецов Егор Иванович награжден двумя орденами Славы II степени. В сентябре 1945 года старшина Кузнецов был демобилизован. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1951 года приказ от 17 марта 1945 года был отменен и Кузнецов Георгий Иванович награжден орденом Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Славы. Жил в городе Белово Кемеровской области. Работал на том же заводе, которого ушел на фронт. Скончался 20 апреля 1979 года. Награжден орденами Славы I (20 декабря 1951), II (7 марта 1945) и III (6 ноября 1944) степеней, медалями, в том числе двумя «За отвагу» (21 января 1944, 5 июля 1944). В городе Белово его именем назван улица, на одном из домов которой установлена мемориальная доска.
1900
Ильда Иоэловна Локк
звеньевая колхоза имени Сталина Леселидзевского сельсовета Гагрского района Абхазской АССР, Грузинская ССР. Родилась в селе Сальме Сухумского округа Кутаисской губернии, ныне – Гагрский район Абхазии, в семье крестьянина. Эстонка. С началом коллективизации сельского хозяйства Ильда Иоэловна вступила в местный колхоз имени Сталина Гечрыпшского (с 1944 года – Леселидзевского) сельсовета Гагрского района Абхазской АССР. На послевоенный период второй половины 1940-х годов Ильда Локк работала звеньевой. По итогам работы в 1948 году её звено получило урожай табака сорта «Самсун» №27 19,9 центнера с гектара на площади 3 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1949 года за получение высоких урожаев кукурузы и табака в 1948 году Локк Ильде Иоэловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё четыре передовых табаковода леселидзевского колхоза имени Сталина во главе с его председателем Г.М.Севериным, а также бригадир В.М.Ромм и звеньевой М.Ю.Конно, с которым Ильда Иоэловна постоянно соревновалась. В последующие годы звено И.И.Локк продолжало получать высокие урожаи табака и зелёного чайного листа. Проживала в родном селе Сальме (Псоу) Гагрского района. Дата её кончины не установлена. Награждена орденом Ленина (3 мая 1949), медалями.
1900
Толя Манкевичувна (польское имя — Tola Mankiewiczówna; имя при рождении — Теодора Олекса; в замужестве — Теодора Раабе)
польская актриса и певица театра, оперы, оперетты, ревю и кино. Родилась в деревне Броново, Ломжинская губерния, Царство Польское, Российская империя. Дебютировала на сцене Краковской оперы в 1921 году. Актриса театров в Варшаве, Познани и Белостоке. Умерла в городе Варшава, ПНР (ныне Польша), 27 октября 1985 года. Похоронена на кальвинистском кладбище в Варшаве.
Фильмография: 1933 — Десять процентов мне / 10% dla mnie; 1934 — Обеты уланские / Śluby ułańskie; 1934 — Парад резервистов / Parada rezerwistów; 1934 — Чем мой муж занят ночью? / Co mój mąż robi w nocy?; 1935 — Любовные маневры / Manewry miłosne; 1937 — Госпожа Министр танцует / Pani minister tańczy.

1900
Наталия Петровна Рождественская
советская оперная певица (сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (1942). Народная артистка РСФСР (1947). Родилась в городе Нижний Новгород, Российская империя. Училась у С.И.Друзякиной и А.Б.Хессина в ГИТИСе. Выступать начала с 1926 года. Солистка Всесоюзного радио с 1929 по 1960 год. Её лучшими партиями считаются Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Донна Анна («Каменный гость»), Графиня («Свадьба Фигаро»). Автор переводов на русский язык либретто опер, среди них: «Испанский час» и «Дитя и волшебство» М.Равеля, «Арабелла» Р.Штрауса, «Похождения повесы» И. Стравинского, «Человеческий голос» Ф.Пуленка. Получила «Гран-при» за запись партии Февронии (Le Chant du Monde, 1963). Способствовала популяризации не только русской и зарубежной классики, но и произведений современных отечественных композиторов.
Похоронена на Введенском кладбище (20 уч.).
Семья
Жена дирижёра Николая Аносова и мать Геннадия Рождественского.
Записи: В.Моцарт: «Дон Жуан» — Донна Анна; В.Моцарт: «Волшебная флейта» — Придворная Дама; В.Моцарт: «Свадьба Фигаро» — Графиня; В.Беллини: «Норма» — Норма; Дж.Пуччини: «Манон Леско» — Манон; С.Рахманинов: «Франческа да Римини» — Франческа да Римини; Н.Римский-Корсаков: «Кащей Бессмертный» — Царевна Ненаглядная Краса; Н.Римский-Корсаков: «Майская ночь» — Панночка; Н.Римский-Корсаков: «Пан Воевода» — Ядвига Запольская; П.Чайковский: «Воевода» — Марья Власьевна; П.Чайковский: «Опричник» — Наталья; А.Даргомыжский: «Каменный гость» — Донна Анна.
Литература: Наталия Петровна Рождественская// Всемирный биографический энциклопедический словарь. — Москва : БРЭ, 1998; Яковлев М.М. Наталья Петровна Рождественская// Музыкальная энциклопедия. Том 4. — Москва : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. Страницы 680—681; Корев С. Концерт Н.П.Рождественской// Советское искусство. — 1938. — 22 марта4
Сокольский М. Домик в Нижнем// Советская музыка. — 1970. — № 10.

1901
Вальтер Вюст (немецкое имя — Walther Wüst)
немецкий востоковед, индолог, штандартенфюрер СС, директор Аненербе. Родился в семье учителя исправительного дома. Его брат погиб на Первой мировой войне. Посещал народные школы в Кульмбахе и Лихтенау. В 1920 г. окончил гуманитарную гимназию в Кайзерлаутерне и в том же году поступил в Мюнхенский университет, где изучал индологию, которой, по некоторым данным, увлёкся ещё будучи учеником гимназии. Помимо индологии посещал лекции по философии, литературе, общему и сравнительному религиоведению, индогерманскому языкознанию, геополитике. Был полиглотом, владел готским, древнескандинавским, рядом диалектов немецкого, хинди, санскритом и пали. В 1926 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу истории древнеиндийского стихосложения». С 1926 г. доцент, с 1927 г. преподавал историю индийской литературы, историю, языки и палеографию Древней Индии. Написал ряд статей по своей специализации для энциклопедического словаря Брокгауза. С 1932 г. профессор.
Карьера в нацистской Германии
В 1935 г. занял место декана философского факультета Мюнхенского университета. В 1936 г. вступил в СС и уже в следующем году был приглашён занять пост президента Аненербе. Через два года, в 1939 году, пост президента занял рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, а Вюст стал фактически исполнять функции директора и научного куратора общества. Одновременно возглавлял учебно-исследовательские отделы индогерманской арийской культуры и языков и индогерманского арийского языкознания и культурологии.
В 1941—1945 гг. ректор Мюнхенского университета. Был одним из ведущих учёных-приверженцев национал-социализма. Лично участвовал в расследовании дела подпольной группы Белая Роза, действовавшей в Мюнхенском университете.
После войны
Летом 1945 г. Вюст был арестован американской военной полицией. Находился в лагерях для интернированных в Моозбурге, Ландсберге и Дахау. 9 ноября 1949 г. приговорён главной судебной палатой Мюнхена к трём годам рабочих лагерей, однако избежал приговора, так как ему было засчитан предыдущий срок заключения. Был также лишён права свободно работать по специальности, однако позднее снова публиковался. Умер в городе Мюнхен, Германия, 21 марта 1993 года.
Сочинения: О языке индогерманских поэтов (Von indogermanischer Dichtersprache. München : Kitzinger, 1969); Древнеперсидские исследования (Altpersische Studien. München : Kitzinger, 1966); Idg. peleku- 'Axt, Beil'. Helsinki : Suomalainen Tiedeakatemia, 1956; Рудра (Rudrá. München : Kitzinger in Komm., 1955); Indogermaanse belijdenis. Amsterdam : «Hamer», 1944; Индогерманское сознание (Indogermanisches Bekenntnis. Berlin-Dahlem : Ahnenerbe-Stiftung Verl., 1943); Япония и мы (Japan und wir. Berlin : Ahnenerbe-Stiftg Verl., 1942); Смерть и бессмертие в картине мира индогерманских мыслителей (Tod und Unsterblichkeit im Weltbild indogermanischer Denker. Berlin : Nordland-Verl.,); Империя: Мысли и действительность у древних ариев (Das Reich: Gedanke und Wirklichkeit bei d. alten Ariern. München: Gäßler, 1937); Сравнительный и этимологический словарь древнеиндийского языка (Vergleichendes und etymologisches Wörterbuch des Alt-Indoarischen (Altindischen).Heidelberg : Carl Winter [Verl.], 1935); Индо-иранские исследования (Studia Indo-Iranica. Leipzig : Harrassowitz, 1931); История стиля и хронология Ригведы (Stilgeschichte und Chronologie des Rgveda. Leipzig : Deutsche Morgenländ. Gesellschaft, 1928).