• Авторизация


3 мая родились... 03-05-2025 07:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (531x699, 72Kb)
1898
Голда Меир (имя на иврите — גולדה מאירо; фамилия по мужу — Меерсон, מאירסון‎; урождённая Мабович, имя на идиш — מאַבאָוויטש‎)
(окончание)
По оценке Беркетт, Меир, ставшую одной из руководителей ишува, а затем первой на Западе женщиной — премьер-министром, не могли не воспринимать как знамя феминизма, но биографы особо указывают, что сама она не разделяла эту идеологию. Признавая, что женщины сталкиваются с бо́льшими трудностями в профессиональной карьере, чем мужчины, она в то же время считала, что в эгалитарном обществе нет никаких причин для позитивной дискриминации по половому признаку. Публичные выступления Движения за освобождение женщин она называла «сумасшествием» и считала, что феминистки занимаются своей борьбой от скуки. Борьба Голды за равенство для женщин предусматривала не столько равенство повседневных прав, сколько равенство возможностей для участия в строительстве сначала ишува, а затем государства. Меир также отвергала идею освобождения женщин в отрыве от освобождения трудящихся в целом, вне зависимости от пола. В её глазах, для исповедующих такие идеи феминисток независимость ограничивалась успехами в войне против мужчины как «иного биологического вида».
Семья
Супруг — Моррис Меерсон (1893—1951). Брак, заключённый 24 декабря 1917, оставался в силе до смерти Морриса, после которой Голда больше не выходила замуж. В этом браке родились двое детей: Сын Менахем (1924—2014), профессиональный виолончелист, получивший музыкальное образование в Загребе и Нью-Йорке. Дочь Сара (в замужестве Рехаби, 1926—2010), с 17 лет член кибуца Ревивим.
[700x525]
Прижизненное признание
При жизни Голда Меир была удостоена ряда государственных наград Израиля и других стран, в числе которых: Премия Израиля за заслуги перед государством и обществом (1975); Орден Южного Креста (Бразилия); Орден Освободителя (Венесуэла); Большой крест ордена Кетцаля (Гватемала). Заслуги Меир также были отмечены наградами общественных и образовательных организаций, среди которых: Премия Стивена Вайза от Американского еврейского конгресса (1957); Звание почётного гражданина Рио-де-Жанейро; Почётные докторские степени от Республиканского университета Уругвая, Университета Атенео-де-Манила (Филиппины), Колледжа Смит, Висконсинского, Брандейского, Рочестерского университетов и Иешива-университета (США). В Израиле Меир получила почётные докторские степени от Еврейского университета в Иерусалиме (1970) и Университета имени Бар-Илана (1971).
Увековечение памяти
Увековечение образа Голды Меир в биографической литературе началось ещё при жизни, а к 2020 году вышло не менее 50 биографий этой деятельницы, многие из которых предназначены для детей и подростков. Основная масса биографий издана на английском языке, многие ранние биографии комплиментарны и опираются преимущественно на собственные воспоминания и интервью Меир, опубликованные в различных изданиях с 1930 по 1978 год. Меир является главной героиней ряда бродвейских пьес и художественных фильмов и фигурирует в лентах, посвящённых теракту на мюнхенской Олимпиаде, последующей операции израильских спецслужб по уничтожению его организаторов и войне Судного дня. Ф.Клагсбрун отмечает, что за пределами Израиля, в особенности в США, сформировавшееся при жизни Меир восторженное отношение к ней во многом сохраняется и в начале XXI века. Несмотря на просьбу Голды Меир не называть объектов в её честь, уже через год после смерти её имя было присвоено площади в Нью-Йорке. В 1984 году на площади был установлен бюст Меир работы Беатрис Голдфайн. Впоследствии имя Голды Меир присваивалось городским объектам как в Израиле, так и в других странах, существует ряд памятников этой деятельнице, в том числе во Франции. Она также увековечена Государством Израиль на купюрах, монетах и почтовых марках.
Golda_Meir01 (525x700, 508Kb)
Бюст на Голда-Меир-сквер, Манхэттен (Нью-Йорк)
Golda_Meir02 (700x525, 343Kb)
Бюст в парке Лидеров нации, Ришон-ле-Цион
Golda_Meir03 (700x525, 243Kb)
Бюст в кибуце Кфар-Блюм
Golda_Meir04 (700x525, 518Kb)
Статуя Меир и Давида Бен-Гуриона в парке Гистадрута (Тель-Авив)
Литература: Меир Г. Моя жизнь / Перевод с иврита Р.Зерновой. — Чимкент: Аурика, 1997. — 560 страниц. — (Женщина-миф). — ISBN 5-86020-183-4. Исследования на русском языке: Абрамов С.М., Прядеин В.С. Феномен политической и дипломатической деятельности Голды Меир // Вестник экономики, управления и права. — 2012. — Страницы 82—100; Звягельская И.Д. История Государства Израиль. — Москва: Аспект Пресс, 2012. — 359 страниц. — (История стран Востока XX—XXI вв.). — ISBN 978–5–7567–0638–3; Усова Е.Ю. «Гендерный аспект» израильской политики международного сотрудничества в области развития: политическое наследие Голды Меир // Роль женщины в еврейском мире: (Коллективная монография) / Ответственный. редактор Л.Р.Хлебникова. — Москва: Институт востоковедения Российской Академии Наук, 2020. — Страницы 176—205. — ISBN 978-5-907384-11-8; Эпштейн А.Д.Голда Меир — политик и человек // Материалы Шестнадцатой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Часть 3. — Москва: Сэфер, 2009. — Выпуск 29. — Страницы 220—234. Исследования на иврите: Голда — расцвет лидера (1921—1956) = גולדה - צמיחתה של מנהיגה (1921-1956) (иврит) / Меир Авизоар (редактор). — Тель-Авив: Ам овед, 1994. — 427 страниц. — ISBN 9789651309618; Авизоар М. От сделок в рабочем движении к национальному лидерству (1940—1948) // Голда — расцвет лидера (1921—1956) / Меир Авизоар (редактор). — Тель-Авив: Ам овед, 1994. — Страницы 139—187. — ISBN 9789651309618; Гильбоа М. Пролог: первые шаги // Голда — расцвет лидера (1921—1956) (иврит) / Меир Авизоар (редактор). — Тель-Авив: Ам овед, 1994. — Страницы 13—40. — ISBN 9789651309618; Кофман И. Государственная деятельность на службе национальных органов (1940—1949) // Голда — расцвет лидера (1921—1956) (иврит) / Меир Авизоар (редактор). — Тель-Авив: Ам овед, 1994. — Страницы 189—249. — ISBN 9789651309618; Тригер Ц. «Я никогда не присоединялась к движению за права женщин»: Голда Меир и начало палестинского женского движения // Одна конституция и одно право для мужчины и женщины: женщины, права и право в мандатный период = חוקה אחת ומשפט אחד לאיש ולאישה: נשים, זכויות ומשפט בתקופת המנדט (иврит) / Эяль Катван, Маргалит Шило, Рут Гальперин-Кадри. — Изд-во Университета имени Бар-Илана, 2010. — Страницы 293—323. — ISBN 978-965-226-392-6; Хазан М. Голда Меир: лидер на посту секретаря партии = גולדה מאיר: מנהיגה על כס מזכיר המפלגה // Июним бе-ткумат Исраэль. — 2010. — Vol. 20. — P. 249—278. Исследования на английском языке: Burkett E. Golda — Kindle Edition. — HarperCollins, 2009. — 497 p.; Hattis Rolef S. Meir (Myerson, née Mabovitch), Golda // Encyclopaedia Judaica / Ed. Fred Skolnik, Michael Berenbaum. — Second edition. — Detroit: Macmillan Reference USA, 2007. — Vol. 13 (Lif-Mek). — P. 777—779. — ISBN 978-0-02-865941-1; Klagsbrun F. Lioness: Golda Meir and the Nation of Israel — New York: Schocken Books, 2017. — 824 p. — ISBN 9780805242379; Martin R. G. Golda Meir: The Romantic Years. — New York: Charles Scribner's Sons, 1988. — ISBN 0-684-19017-6; Medzini M. Golda Meir: A Political Biography — Oldenbourg: De Gruyter, 2017. — 720 p. — ISBN 978-3-11-048734-3; Medzini M. Golda Meir: A Reference Guide to Her Life and Works — Rowman & Littlefield, 2020. — 200 p. — ISBN 9781538122874; Schmidt S. Hagiography in the Diaspora: Golda Meir and Her Biographers // American Jewish History. — 2004. — Vol. 92, no. 2. — P. 157—188. — doi: 10.1353/ajh. 2006.0017; Steinberg B. S. Golda Meir // Women in Power: The Personalities and Leadership Styles of Indira Gandhi, Golda Meir, and Margaret Thatcher — McGill-Queen's University Press, 2008. — P. 113—208. — ISBN 978-0-7735-3356-I.

drabkin (498x700, 313Kb)
1899
Дэвид Драбкин (Drabkin David Lion)
американский биохимик. Родился в городе Могилёв, Могилёвская губерния, Российская империя. С 1906 - в США. В 1919 окончил Сити-колледж в Нью-Йорке. В 1924 окончил Корнеллский университет со степенью доктора медицины. С 1926 преподаватель физиологической химии (позже — биохимии)на медицинском факультете Пенсильванского университета ( с 1930 - доцент, с 1946 - профессор). С 1946 заведующий кафедрой биохимии Высшей школы медицины при Пенсильванском университете, должность, которую он занимал до ухода из университета в 1968. Драбкин известен своими спектрофотометрическими исследованиями гемоглобина, исследованиями роли ферментов в области метаболизма. Умер в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США, в 1981 года. Награды и премии: Стипендия Гуггенхайма (1940). Научные труды: «Metabolism of the Hemin Chromoproteins» (1951); «Thudichum, chemist of the brain» (1958); «Fundamental structure : nature's architecture».

Karpechenko (495x700, 160Kb)
1899
Георгий Дмитриевич Карпеченко
советский учёный-генетик. Заведующий отделом генетики Всесоюзного института растениеводства, заведующий кафедрой генетики растений Ленинградского государственного университета, профессор. Как генетик известен своими работами в области отдалённой гибридизации. За счёт искусственно вызванной полиплоидии он впервые в мире смог получить плодовитые гибриды растений, относящихся к разным родам. Погиб в годы сталинских репрессий. Родился в городе Вельск, Вологодская губерния, Российская империя (ныне в Архангельской области), в семье землемера, окончил вологодскую гимназию. В 1917 г. поступил в Пермский университет, а через год перевелся на факультет растениеводства Московской сельскохозяйственной академии. Ученик С.И.Жегалова, одного из пионеров научной селекции. После окончания Академии (1922) оставлен на кафедре селекции растений. В 1925 году приглашен Н.И.Вавиловым во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), организовал лабораторию генетики в Детском Селе (ныне г. Пушкин). Учеником и заместителем Г.Д.Карпеченко по лаборатории был А.Н.Лутков; в лаборатории работали М.И.Хаджинов, В.С.Фёдоров и др. В 1925 году Г.Д.Карпеченко посетил генетические лаборатории 9 европейских стран, в 1927 г. участвовал в Генетическом конгрессе в Берлине, с октября 1929 г. по февраль 1931 г. по Рокфеллеровской стипендии работал в США в лабораториях Э.Бебкока и Т.Г.Моргана. В 1931 году организовал и возглавил кафедру генетики растений в Ленинградском университете, где до 1941 года читал общий курс генетики.
Вклад в науку
Наиболее значимый вклад в науку он внёс своими работами по отдалённой гибридизации, начатыми ещё в Москве, и продолженными в ВИРе. Обычно межвидовые гибриды оказываются стерильными, поскольку из-за нарушения плоидности они не в состоянии завершить мейоз, особого рода деление клеточного ядра, необходимое для формирования гамет у животных, а также пыльцы и семязачатков у цветковых растений. Карпеченко работал с капустно-редечным гибридом Рафанобрассика, полученным в результате скрещивания растений из разных родов семейства крестоцветных. Как и многие межвидовые гибриды, он был стерилен, поскольку в каждой из клеток присутствовало по одной копии гаплоидного хромосомного набора редьки и капусты. Хромосомы редьки и капусты не вступали в конъюгацию при мейозе, в результате чего невозможно было получить пыльцу и семязачатки, из которых после оплодотворения могли бы развиться семена гибридного растения. Разрушив веретено деления в мейозе, Карпеченко в 1924 году искусственно вызвал полиплоидию, удвоив с помощью колхицина хромосомный набор капустно-редечного гибрида. У этой новой полиплоидной формы каждая клетка содержала диплоидный набор хромосом редьки и диплоидный набор хромосом капусты. В результате конъюгация снова стала возможна, и способность к мейозу была восстановлена. Хотя работа не оправдала надежд на получение капусто-редьки, сочетавшей полезные качества обоих овощей (гибрид был пригоден только для скармливания скоту), Карпеченко показал принципиальную возможность преодоления стерильности, возникающей при отдаленной гибридизации. Тем самым он заложил теоретические основы для использования отдаленной гибридизации в селекционной работе и существенно пополнил представления о возможных путях генной инженерии цветковых растений. Классическая работа Карпеченко по капустно-редечным гибридам была опубликована в 1927 году.
Арест и гибель
Г.Д.Карпеченко участвовал в известных дискуссиях с лысенковцами 1936 и 1939 годов на стороне генетиков. Арестован 15 февраля 1941 года по сфабрикованным обвинениям в шпионско-вредительской деятельности, к которой была добавлена открытая борьба под руководством Н.И.Вавилова против «передовых методов научно-исследовательской работы и ценнейших достижений академика Лысенко по получению высоких урожаев». Приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР 9 июля 1941 года по сфабрикованному обвинению в участии в «антисоветской вредительской организации». Расстрелян на полигоне «Коммунарка» НКВД СССР, Московская область, \РСФСР, СССР, 28 июля 1941 года. Реабилитирован посмертно 21 апреля 1956 года.
Память
В городе Вельске на доме, где родился Г.Д.Карпеченко (улицаДзержинского, 53/улица Карпеченко, 9), установлена мемориальная доска. В Вельске открыт научно-образовательный центр «Дом Карпеченко», установлен памятник Г.Д.Карпеченко, его именем названа улица. В 2009 году Г.Д.Карпеченко присвоено звание «Почётного гражданина города Вельска». Сочинения: Избранные труды, Москва, 1971. Литература: Карпеченко, Георгий Дмитриевич: Биологи. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1984. — Страница 289; Birstein V. J. The Perversion of Knowledge: The True Story of Soviet Science. — Boulder, Colorado: Westview Press, 2001; Большая Российская Энциклопедия. Москва, 2009; Большой энциклопедический словарь. - Том 1, Москва, 1991; Г.Д.Карпеченко. Избранные труды. - Москва: Наука, 1971; Классики советской генетики. - Ленинград: Наука, 1968. - Страницы 461-538; Памяти великого земляка: к 115-летию со дня рождения Георгия Дмитрия Карпеченко: фотоальбом / ответственный редактор, составитель Г.А.Веревкина; Вельский район. краевед. музей имени В.Ф.Кулакова, Научно-образ., культ. центр «Дом Карпеченко». – Вельск; Москва: Три квадрата, 2014. – 88 страниц; Вишнякова М.А., Гончаров Н.П., Котелкина И.В. Георгий Дмитриевич Карпеченко. - Санкт-Петербург., 2010; Гончаров Н.П., Вишнякова М.А., Котелкина И.В., Лассан Т.К. Георгий Дмитриевич Карпеченко. - Новосибирск: Сибирское отделение Российской Академии Наук, 2013; Лебедев Д.В. Соратники Николая Ивановича Вавилова. – Санкт-Петербург, 1994. - Страницы 210-229; Репрессированная наука. - Ленинград: Наука, 1991; Лебедев Д.В. Георгий Дмитриевич Карпеченко (1899-1942) // Выдающиеся советские генетики. Москва: Наука, 1980. - Страницы 37-48.

MacMahon (552x700, 261Kb)
1899
Алин Лавин Макмагон (Aline Laveen MacMahon)
американская актриса, номинантка на премию «Оскар» в 1944 году. Алин Лавин Макмагон родилась в Мак-Киспорте (в настоящее время — пригород Питтсбурга) в Пенсильвании, отец ирландец, мать еврейского происхождения. Её детство прошло в Нью-Йорке. Она обучалась в средней школе Эрасмус Холл в Бруклине и колледже Барнард. В начале 1920-х годов Алин Макмагон начала появляться на Бродвее, а в 1931 состоялся её дебют в кино в фильме «Пять последних звезд» и на протяжении всей своей карьеры Макмагон продолжала с поочерёдностью появляться то в кино, то в театре. В 1944 году за роль в фильме «Потомство дракона» актриса была номинирована на «Оскар» за «Лучшую женскую роль второго плана». Другими известными фильмами с её участием были «Человек из Ларами» (1955), «Симаррон» (1960), «Молодые доктора» (1961) и «Я могла бы продолжать петь» (1963). В 1928 году актриса вышла замуж за известного архитектора Клэренса Стейна, с которым была вместе до его смерти в 1975 года. Самой Алин Макмагон не стало 12 октября 1991 года — она умерла в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США,от пневмонии. Избранная фильмография: Молодые доктора (1961) — Доктор Люси Грейнджер; Симаррон (1960) — Миссис Мэвис Пэглер; Огонь и стрела (1950) — Нонна Бартоли; Розинна МакКой (1949) — Сари МакКой; Поиск (1948) — Миссис Маррэй; Гостья в доме (1944) — тётя Марта; Потомство дракона (1944) — Жена Линг Тана; Так хочет леди (1942) — Бадди; Когда ты влюблен (1937) — Мэрианн Вудс; Я живу своей жизнью (1935) — Бэтти Коллинз; Золотоискатели 1933-го (1933) — Трикси Лоррейн; Путешествие в одну сторону (1932) — Графиня Бэрилхаус; Пять последних звёзд (1931) — Мисс Тейлор.

Монахов (466x700, 142Kb)
1900
Дмитрий Петрович Монахов
советский военный деятель, генерал-майор (5 января 1943). Дмитрий Петрович Монахов родился в селе Филиппово, Любимский уезд, Ярославская губерния, Российская империя, ныне Любимского района Ярославской области.
Гражданская война
В августе 1918 года был призван в ряды РККА и направлен красноармейцем сначала в Московский рабочий полк, а в феврале 1919 года — в отряд особого назначения, дислоцировавшийся в Чернигове. В мае того же года был направлен на учёбу на Полтавские командные курсы, в составе которых принимал участие в боевых действиях против войск под командованием генерала А.И.Деникина, а в августе того же года попал в плен. После освобождения в декабре был направлен в 398-й стрелковый полк (45-я стрелковая дивизия), где служил красноармейцем, курсантом дивизионной школы и командиром взвода. В составе полка принимал участие в боевых действиях на Правобережье Днепра, в разоружении войск под командованием Н.И.Махно в районе Александровска, а затем — в ходе Одесской наступательной операции и освобождении Одессы. Вскоре полк во время советско-польской войны принимал участие в боевых действиях на киевском, шепетовском и львовском направлениях, в ноябре — в разгроме войск под командованием С.В.Петлюры и частей под командованием генерала П.Н.Врангеля, а затем — против бандитизма на территории Украины.
Межвоенное время
В июле 1921 года был назначен на должность командира взвода истребительного отряда (Западный фронт), дислоцированного в Полтаве, а в августе того же года был направлен в 7-ю стрелковую дивизию (Украинский военный округ), где служил на должностях командира взвода 59-го стрелкового полка и помощника командира роты 20-го стрелкового полка. В октябре 1923 года Монахов был направлен на учёбу в Киевскую высшую объединённую военную школу, после окончания которой в 1924 году вернулся в 20-й стрелковый полк, где служил на должностях командира взвода, роты, помощника командира и командира батальона. В апреле 1931 года был назначен на должность помощника начальника штаба 19-го стрелкового полка, в октябре того же года — на должность начальника штаба 50-го пулемётного батальона (Украинский военный округ), в феврале 1936 года — на должность начальника штаба 261-го стрелкового полка (87-я стрелковая дивизия, Киевский военный округ), в марте 1938 года — на должность командира 295-го стрелкового полка, дислоцированного в Могилёве-Подольском, в ноябре 1938 года — на должность начальника 10-го отдела штаба Винницкой армейской группы войск, а в августе 1939 года — на должность начальника штаба 135-й стрелковой дивизии, после чего принимал участие в боевых действиях в ходе похода Красной Армии на территорию Западной Украины. В сентябре 1940 года был назначен на должность начальника штаба 130-й стрелковой дивизии. В 1941 году закончил 1-й курс заочного факультета Военной академии имени М.В.Фрунзе.
Великая Отечественная война
С началом войны находился на прежней должности, затем возглавил дивизию. Дивизия под командованием Монахова принимала участие в боевых действиях в ходе приграничного сражения, а затем на Могилёв-Подольском укреплённом районе и на Днестре и вскоре отступала на ольгопольском направлении. В октябре 1941 года Монахов был направлен на учёбу в Академию Генштаба, однако в ноябре того же года был направлен в распоряжение Военного совета Южного фронта и в декабре назначен на должность командира 278-й стрелковой дивизии, которая принимала участие в боевых действиях в ходе Донбасской оборонительной операции, а затем — в Сталинградской битве. За мужество и героизм, проявленный в данных боевых действиях, дивизия 3 января 1943 года была преобразована в 60-ю гвардейскую. Вскоре дивизия принимала участие в ходе Донбасской и Запорожской наступательных операций, а также в освобождении городов Павлоград и Запорожье, за что ей было присвоено почётное наименование «Павлоградская». В январе 1944 года Монахов был назначен на должность заместителя командира, а 19 января — на должность командира 28-го гвардейского стрелкового корпуса. Генерал-майор Дмитрий Петрович Монахов 18 февраля 1944 года был тяжело ранен и умер от полученных ран в Днепре.
Награды: Два ордена Красного Знамени; Орден Суворова II степени; Орден Отечественной войны I степени; Медали. Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 1. — Страницы 379—381. — ISBN 5-901679-08-3; Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий. (Ибянский — Печененко). — Москва: Кучково поле, 2015. — Том 4. — Страницы 867-868. — 330 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0602-2.

Nikitin0 (700x544, 107Kb)
1900
Фёдор Михайлович Никитин
советский актёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист РСФСР (1969). Двукратный лауреат Сталинской премии первой степени (1950, 1951). Родился в городе Лохвица, Полтавская губерния, Российская империя (ныне Полтавская область, Украина) в небогатой дворянской семье. С 1916 года работал в театрах Херсона и Одессы. В 1922 году окончил Вторую студию МХТ, работал актёром в Ярославле, Ленинграде, Москве. С 1918 года снимался в кино. В 1928—1931 годах руководил кафедрой актёрского мастерства в ГИКе. С 1931 года актёр киностудии «Ленфильм», с 1936 года — ленинградского Нового ТЮЗа. Участник Великой Отечественной войны. В 1941—1943 годах был командиром взвода народного ополчения, работал актёром и режиссёром агитвзвода Ленинградского фронта. С 1943 года актёр и режиссёр Ленинградского Блокадного театра (впоследствии — Ленинградский Драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской), в 1948 году — актёр киностудии «Ленфильм». Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 17 июля 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (37 участок). Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли профессора Званцева в фильме «Академик Иван Павлов» (1949); Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли А.С.Даргомыжского в фильме «Мусоргский» (1950); Главный приз Всесоюзного Кинофестиваля — за роль Павла Андреевича в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь»; Заслуженный артист РСФСР (18 июня 1956 года); Народный артист РСФСР (29 сентября 1969 года); Орден Октябрьской Революции (1976 год); Орден Трудового Красного Знамени (30 апреля 1980 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения; Орден Отечественной войны II степени (6 апреля 1985 года); Орден Красной Звезды (22 июля 1945 года); Медали.
Nikitinв роли Бачея (700x519, 121Kb)
Фёдор Никитин в роли музыканта в фильме «Дом в сугробах» (1928)
Работы в театре
Ленинградский театр имени В.Ф.Комиссаржевской: 1944 — «Нахлебник» И.С.Тургенева; режиссёр — А.В.Соколов — Кузовкин (премьера — 23 ноября 1944 г.); 1947 — «Жизнь в цитадели» А.Якобсона; режиссёр — Е.Г.Гаккель — Август Мийлас (премьера — 20 декабря 1947 г.); 1956 — «Вечно живые» В.С.Розова; режиссёр — В.С.Андрушкевич — Фёдор Иванович Бороздин (премьера — 25 февраля 1956 г.); 1956 — «То, что знает каждая женщина» Дж.Барри; режиссёр — В.С.Андрушкевич — Чарльз Винейбл; 1959 — «Живая вода» по роману Л.М.Леонова «Русский лес»; режиссёр — И.С.Ольшвангер — Грацианский (премьера — 27 января 1959 г.)
Nikitinв роли музыканта (700x536, 170Kb)
Фёдор Никитин в роли Бачея в фильме «Белеет парус одинокий» (1937)
Фильмография: 1918 — Тереза Ракен — Рассыльный; 1926 — Катька — бумажный ранет — Вадька Завражин; 1926 — Пограничный пост № 17 — Полковник; 1928 — Дом в сугробах — Музыкант; 1928 — Парижский сапожник — глухонемой Кирик; 1928 — Мой сын (к/м) — Вор; 1928 — Инженер Елагин — Николай; 1929 — Обломок империи — унтер-офицер Филимонов; 1930 — Города и годы — Артист; 1930 — Жизнь на полный ход — Муркин; 1931 — Свиньи всегда свиньи — Ревизор; 1932 — Для вас найдется работа — Отто; 1932 — Первый взвод — прапорщик Великанов; 1934 — Золотые огни — Трофим Иванович; 1934 — Королевские матросы — матрос О’Брайан; 1934 — Песня о счастье («Тайна Кавырли») — учитель Григорий Николаевич Фасторский; 1937 — Белеет парус одинокий — Василий Петрович Бачей; 1949 — Академик Иван Павлов — профессор Званцев; 1949 — Великая сила — академик Рублев Сергей Васильевич; 1950 — Мусоргский — А.С.Даргомыжский; 1952 — Римский-Корсаков — Великий князь; 1955 — Герои Шипки — лорд Дерби; 1955 — Княжна Мери — князь Лиговской; 1956 — Невеста — отец Андрей; 1957 — Дон Сезар де Базан — дон Хосе; 1958 — Ленинградская симфония; Дружок — учитель Фёдор Михайлович; 1959 — Сын Иристона — профессор Чернышёв; 1960 — Анафема — либерал, господин в храме; 1960 — Северная повесть — доктор Траубе; 1961 — Барьер неизвестности — доктор Ромашов; 1961 — Будни и праздники — Лесничий; 1961 — Раздумья — Главный конструктор; 1962 — Черёмушки — Бабуров Семён Семёнович, отец Лиды; 1963 — Иоланта — Рене; 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — отец Ларисы; 1964 — Ко мне, Мухтар! — ветеринар Трофим Игнатьевич Зырянов; 1965 — Перекличка — Профессор; 1965 — На одной планете — Пётр Оболенский; 1965 — Сердце матери — прокурор Неклюдов; 1965 — Год как жизнь — Вальтер-Сократ; 1966 — Горькие зерна — Бадя Илие; 1966 — Первый посетитель — Казначей; 1966 — Зимнее утро — Профессор; 1966 — Лебединая песня — актер Светловидов; 1967 — Они живут рядом — Алексей Антонович Калитин; 1967 — Татьянин день — Служащий социального учреждения; 1967 — Каменный гость — Первый гость; 1968 — Шаги по земле — Нечаев; Рыцарь мечты — отчим Дианы; 1969 — Весёлое волшебство — Кащей Бессмертный; 1969 — Трое — Еремей; 1970 — Один из нас — Франц Ридигер; 1970 — Крушение империи — П.Н.Милюков; 1970—1972 — Руины стреляют... — Е.В.Клумов; 1972 — Игрок — Потапыч; 1972 — Карпухин — Соломатин; 1972 — Длинная дорога в короткий день — Томас; 1973 — Надежда — Николай Николаевич Ге; 1973 — Облака — Учитель; 1974 — В то далёкое лето… — Учитель Николай Михайлович; 1975 — Вариант «Омега» — барон фон Шлоссер, отец Георга, генерал; 1976 — Сладкая женщина — Шубкин; 1976 — Дни Турбиных — Максим; 1976 — Сентиментальный роман — Наборщик; 1976 — По секрету всему свету — Сергей Петрович Колоколов («Кол»); 1977 — Открытая книга — Лебедев; 1977 — Кольца Альманзора — волшебник Альманзор; 1977 — Собака на сене — мажордом Оттавио; 1978 — Емельян Пугачёв — Камердинер; 1978 — Искупление чужих грехов — кардинал Танера; 1979 — Удивительные приключения Дениса Кораблёва — Сергей Петрович Колоколов («Кол»); 1980 — Таинственный старик; 1980 — Камила — отец Владимира; 1980 — Амнистия — Секержицкий; 1980 — Государственная граница. Фильм 1. — Священник; 1981 — Двадцатое декабря — профессор Борисов; 1981 — Наше призвание — Сергей Вениаминович Туманов; 1981 — Комендантский час — Художник; 1981 — Проданный смех — Учитель; 1983 — Среди серых камней — Профессор; 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — Павел Андреевич Крупенин; 1986 — Я — вожатый форпоста — Сергей Вениаминович Туманов; 1987 — Под знаком Красного Креста — Березанцев. Литература: Липинский Н. Фёдор Никитин. — ЛО СК СССР, 1969. — 24 страницы. — 30 000 экземпляров; Боровков В.П. Фёдор Никитин. — Москва: Искусство, 1977. — 192 страницы. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экземпляров.

Способин (569x700, 281Kb)
1900
Игорь Владимирович Способин
советский музыковед, теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной формы. Родился в городе Москва, Российская империя. Дед И.В.Способина Григорий Иванович Способин был известным российским промышленником, основателем п. Горбатка (ныне центр Селивановского района Владимирской области). В 1927 году окончил Московскую государственную консерваторию как музыковед-теоретик по классу Г.Э. Конюса. Гармонию, полифонию и композицию изучал под руководством Р.М.Глиэра, фугу и инструментовку — у С.Н.Василенко. В 1935 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую гармонии Н.А.Римского-Корсакова. Преподавательская карьера и научная деятельность И.В.Способина связаны в основном с Московской консерваторией, где он преподавал (с 1924) музыкально-теоретические дисциплины (вёл гармонию начиная с 1933). С 1939 — профессор консерватории, в 1943-1948 — заведующий кафедрой теории музыки, в 1942-1947 — декан теоретико-композиторского факультета. С 1924 до конца жизни преподавал также в Музыкальном училище при Московской консерватории. Среди учеников Способина — Б.А.Чайковский, Я.И.Мошинская-Чайковская, Г.Г.Галынин, И.А.Барсова, Д.А.Блюм, В.П.Фраёнов, Е.М.Фраёнова, Ю.Н.Холопов, Ю.С.Саульский, А.П.Агажанов, В.О.Берков, Т.Ф.Мюллер и многие другие. Способина отличало замечательное чувство юмора. Ему приписывают легендарную в кругах музыкантов фразу, сказанную на похоронах Б.В.Асафьева: «Так мы и не узнали, что такое интонация». Умер в родном городе 31 августа 1954 года.
Способингроб (700x492, 409Kb)
Похоронен на Введенском кладбище (участок № 6).
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (28 декабря 1946)
Учение
Наиболее значительны труды Способина по гармонии и форме. Способин — ведущий автор учебника «бригады Историко-теоретической кафедры МГК» (в которую также вошли педагоги МГК И.Дубовский, С.Евсеев и В.Соколов) «Практический курс гармонии», выпущенного в 1934 году. Из этой книги в 1937-38 гг. вырос фундаментальный «Учебник гармонии» в двух частях, получивший в народе прозвище «бригадного», который регулярно переиздавался вплоть до конца 1990-х гг. Сохраняет популярность учебник элементарной теории музыки Способина, впервые опубликованный в 1951 года (также неоднократно переиздавался).
Способин рассматривал гармонию в её исторической эволюции (чего не было в учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова), которую вёл от эпохи барокко. Исследуя тональность, выделял центральные и местные функции, ввёл термины «субсистема» (подсистема тонального лада), «доминантовый лад» (особый лад, отличающийся двойственностью основного устоя), «прокофьевская доминанта» и др. Способину также принадлежит идея «национальной характерности» гармонии (которую рассматривал в связи с «национальными» чертами мелодики) и понятие «гармония русской школы».
Книгу о форме, которую Способин написал в тяжёлые годы войны (введение датировано апрелем 1945 г., первое издание – 1947 г.), Н.Я. Мясковский характеризовал как «в сущности на русском языке первый по полноте охвата вопроса самостоятельный учебник музыкальных форм».
Способинстраница (460x700, 324Kb)
Титульная страница первого издания учебника гармонии (1934), с автографами всех 4 членов «бригады»
Сочинения: (соавтор) Практический курс гармонии. Москва : Музгиз, 1934 (часть 1), 1935 (часть 2). Этот учебник, разработанный для музыковедов и композиторов, считается «первым изданием» бригадного учебника гармонии; Сборник сольфеджио разных авторов для двух и трёх голосов. Части 1-2. Москва, 1936; 2-е издание. Москва, 1964 (часть 1); Москва, 1960 (часть2); (соавторы: И.Дубовский, С.Евсеев, В.Соколов) Учебник гармонии. Москва : Музгиз, 1937 (часть1), 1938 (часть 2). Так называемый «бригадный учебник»: в основу его лёг «Практический курс гармонии» (1934-1935) тех же авторов, переработанный для исполнительских факультетов консерваторий. Бригадный учебник гармонии многократно переиздавался (последнее известное переиздание: Москва, 2012); Музыкальная форма. Москва-Ленинград: Музгиз, 1947; 2-е издание. Москва : Музгиз, 1958; 3-е издание. Москва : Музгиз, 1962; 4-е издание. Москва : Музыка, 1967; 5-е издание. Москва : Музыка, 1972; 6-е издание. Москва : Музыка, 1980; Ташкент: Укитувчи, 1982 (перевод на узбекский язык); 7-е издание. Москва : Музыка, 1984; Москва : Музыка, 2002; Москва : Музыка, 2007; Москва : Музыка, 2012; Элементарная теория музыки. Москва-Ленинград.: Музгиз, 1951; Москва : Музгиз, 1954; 3-е издание. Москва : Музгиз, 1955; Москва : Музгиз, 1956; Москва : Музгиз, 1958; Москва : Музгиз, 1959; Москва : Музгиз, 1961; Москва : Музгиз, 1963; Москва : Музыка, 1968; 6-е издание. Москва : Музыка, 1973; 7-е издание. Москва : Музыка, 1979; 8-е издание Москва : Музыка, 1984; Ереван, 1987 (перевод на армянский язык); Москва : Кифара, 1994; Лекции по курсу гармонии. Литературная обработка Ю.Н.Холопова. Москва : Музыка, 1969. Литература: Шостакович Д.Д. Выдающийся педагог // Советское искусство, 1950, 24 марта; И.В.Способин. Музыкант, педагог, учёный. Сборник статей / под редакцией В.Беркова. Москва : Музыка, 1967 (содержит список опубликованных работ Способина); Протопопов В.В. Об Игоре Владимировиче Способине: очерк воспоминаний // Российский музыкант. 2003. № 6 (1220); Холопов Ю.Н. Способин И.В. // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866—2006. Москва, 2007, Страницы 520—521; Алексеев Б., Блюм Д., Мюллер Т. И.В.Способин. Наш учитель. Страницы 438—442 // Ода Мерзляковке. Москва, 2016. ISBN 978-5-88697-268-9.

Яковченко0 (469x700, 161Kb)
1900
Николай Фёдорович Яковченко (украинское имя — Микола Федорович Яковченко)
украинский советский актёр театра и кино, народный артист Украинской ССР (1970). Родился в городе Прилуки, Полтавская губерния, Российская империя (ныне — Черниговская область, Украина). Не имея специального актёрского образования, он в 1918 году дебютировал на любительской сцене в Прилуках, впоследствии играл в театрах Симферополя, Черкасс, Лубен, Чернигова, Днепропетровска и Харькова. С 1928 года — в Киевском театре имени И.Франко (с перерывами). В 1931 году Николай Яковченко направляется в составе труппы новосозданного Харьковского театра революции. Сезон открылся 7 ноября спектаклем «Дело чести» (И.Микитенко). В этом же году 31-летний Яковченко сочетается браком с 21-летней Татьяной Марковной, которая выбрала его, отклонив ухаживания многих претендентов, в том числе известного актёра Виктора Добровольского. Свадьбу сыграли в Киеве на Шулявке, после чего супружеская пара выехала в Харьков. 26 апреля 1932 года у них родилась дочь Ирина. С 1934 года Яковченко — снова актёр театра Франко. О его возвращении Гнат Юра шутит как о «возвращении блудного сына». Актёр возвращается в театр на должность «актёр высшей категории». С 30 сентября 1939 года по 13 марта 1940 года в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности Николай Яковченко проходит службу в армии, становится участником Советско-финской войны. Восемь месяцев после возвращения (апрель 1940-го) Яковченко работает в Киевском государственном театре музыкальной комедии (основанный в 1934 году), после чего снова возвращается в театр Франко. В годы Великой Отечественной войны труппа театра Франко приступила к формированию Первой фронтовой бригады артистов под руководством Гната Юры, которая вскоре выехала на фронт. Николай Яковченко в неё не попал, а с семьей отправился в эвакуацию в Тамбов. 15 октября 1941 года коллектив театра эвакуируют в Семипалатинск (ныне — Семей), где сразу же началась работа на сцене местного казахского театра, выезды к фронтовикам и местному населению. После возвращения первой фронтовой бригады в Семипалатинск, Яковченко, оставив супругу с дочерьми в эвакуации, отправляется на фронт в составе второй фронтовой бригады театра Франко во главе с Амвросием Бучмой. Накануне Сталинградской битвы актёры выступали в штабе фронта и батальонах, на призывных пунктах и в госпиталях. В составе четвёртой фронтовой бригады под руководством Дмитрия Милютенко Яковченко был свидетелем и участником освобождения Будапешта. По возвращении в Киев в 1944 году Николай Яковченко получает две комнаты в большой коммунальной квартире № 10 в «актёрском» доме на улице Ольгинской, 2/1, а в год Победы, когда театр Франко празднует своё 25-летие, Яковченко получает боевые награды — медали «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Основные театральные роли Яковченко — Бублик, Долгоносик («Платон Кречет», «В степях Украины» А.Корнейчука), Пененжка («Мартын Боруля» И.Карпенко-Карого), Лещ («Последний» М.Горького), Оверко («Фараоны» А.Коломийца), Распер («Делец» В.Гозенклявера) и др. В 1943 году присвоено звание Заслуженного артиста Украинской ССР. В театре Франко с приходом нового директора Компанийца, с целью «упорядочить творческий состав театра» для выполнения «решения Правительства о переходе театра имени И.Франко на бездотационную работу» Николая Яковченко вместе с рядом других актёров выводят за штат труппы с предоставлением повышенной республиканской премии и обещанием задействовать в творческой работе на принципах разовой оплаты. Николай Фёдорович начинает сниматься в кино. Среди работ — Кондрат Перепелица («Максим Перепелица»), Прокоп Серко, отец Прони («За двумя зайцами»), Пацюк («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Спирид («Вий»), дед Максим («Меж высоких хлебов»), товарищ Лопата («Королева бензоколонки») и много других. Николай Яковченко выступает с приветствием мировой знаменитости — греческой трагедийной актрисы Аспасии Папатанасиу, которая на киевской сцене играла главную роль в спектакле «Антигона» Софокла. Сделал он это стихами на греческом языке. Несмотря на невероятную популярность и всенародную любовь, долгое время звание «народного» Николаю Фёдоровичу не присваивают. Официально звание «народного» Яковченко получает лишь в 1970 году, за 4 года до смерти. 11 сентября 1974 года скорая помощь забрала Николая Фёдоровича с приступом аппендицита и долго возила по городу Киев, Украинская ССР, СССР. Когда он попал на операционный стол, помочь уже было невозможно — умер во время операции. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве (9-й участок). Семья: Отец — Фёдор Иванович Яковченко, торговец рыбой; Мать — Параскевия Ивановна Яковченко; Брат Сергей; Сестра Мария; Сестра Елена; Сестра Александра; Жена — Татьяна Марковна Яковченко (в девичестве Евсеенко), актриса театра имени И.Франко; Дочь Ирина (26 апреля 1932 — 15 января 1970); Дочь Юнона Яковченко (30 апреля 1937 — 3 марта 1980), актриса театра имени И.Франко; Внук Николай (по некоторым сведениям, умер).
Театральные работы
Театр Филиппа Хмары: «Савва» (Л.Андреев) — Тюха; «Дни нашей жизни» (Л.Андреев) — подпоручик Григория Миронов. Харьковский театр революции: 1931—1934: «Эта» (С.Левитина) — Жихарев; «Страх» (А.Афиногенов) — Захаров; 1932, 1 декабря — «Девушки нашей страны» (И. Микитенко). Режиссёр М.Терещенко — Николай Пронашко, член комсомола (первый состав) / Иван Шкурко (второй состав); «Жандарм» (по драме «Украденное счастье» И.Франко) — Войт, сельский староста; 1933, 18 марта — «Фальстаф» (У.Шекспир). Режиссёр Алексей Грипич — сэр Джон Фальстаф; «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер) — Вурм; 1933, ноябрь — «На Западе бой» (В.Вишневский). Режиссёр М.Терещенко — Гирш. Киевский государственный театр музыкальной комедии: 1940: «Мистер Икс» (по оперетте «Принцесса цирка» И.Кальман) — Пеликан; «Коломбина» — Филипп; «Ночь в Венеции» (И.Штраус) — Деляква; Театр драмы имени Франко; 1927—1931, 1934—1974: 1927, 16 октября — «Сон в летнюю ночь» (У.Шекспир). Постановка Гната Юры (первая роль в театре имени И.Франко); 1929, 1 марта — «Делец» (В.Газенклевер). Постановка Смирнов, Искандер — Распер; 1929, 20 октября — «Диктатура» (И. Микитенко). Постановка Гната Юры — Ромашка; 1930, 1 ноября — «Кадры» (И.Микитенко). Постановка Гната Юры; 1934, 20 декабря — «Платон Кречет» (А. Корнейчук) — Терентий Бублик, земский врач; 1940 — «В степях Украины» (А.Корнейчук). Постановка Гната Юры — Филимон Филимонович Долгоносик; «Богдан Хмельницкий» — дьяк Гаврила; 1948 — «Макар Диброва» (А.Корнейчук); 1950 — «Калиновая роща» (А.Корнейчук) — матрос Крым; 1950 — «Мартын Боруля» (И.Карпенко-Карый) — Протасий Пененжка; 1961 — «Фараоны» (А.Коломиец). Постановка И.Казнадия — Оверко; «Наталка Полтавка» (И. Котляревский) — Микола; «Последние» (М.Горький) — Лещ; «За двумя зайцами» (М.Старицкий) — Прокоп Свиридович Серко. Фильмография: 1939 — Щорс — боец; 1952 — В степях Украины — Филимон Филимонович Долгоносик, снабженец; 1952 — Украденное счастье — Войт, сельский староста; 1953 — Калиновая роща — дед Гервасий (Крым), колхозный рыбак, бывший торговый моряк; 1953 — Мартын Боруля — Трандалёв, поверенный; 1954 — Земля — фельдшер; 1954 — Тревожная молодость — повар; 1955 — Максим Перепелица — Кондрат Перепелица, кузнец; 1955 — Месяц май — комендант общежития; 1955 — Нестерка — скоморох; 1955 — Пламя гнева — Хрен; 1956 — Она вас любит! — ремонтник на автодороге; 1956 — Суета — Акила Акилович; 1957 — Конец Чирвы-Козыря — гость на свадьбе; 1957 — Координаты неизвестны — Фёдор Михайлович, судовой кок; 1957 — Отряд Трубачёва сражается — Иван Матвеич, пасечник; 1957 — Правда — Иван Иванович, железнодорожник; 1957 — Шельменко-денщик — Опецковский; 1957 — Штепсель женит Тарапуньку — комендант киностудии; 1958 — Веселый заговор (короткометражный) — Скрипка; 1958 — Годы молодые — Василий Петрович Руденко (дядя Василий); 1958 — Киевлянка — Горовенко, рабочий-регистратор на «Арсенале»; 1958 — Первый парень — дед Терешка, совхозный сторож; 1958 — Поэма о море — односельчанин; 1959 — Черноморочка — Карпо Иванович; 1960 — Рыжик — Прохор Гриб, голодаевский городовой; 1960 — Спасите наши души — Николай Фёдорович Метелица, боцман; 1961 — За двумя зайцами — Прокоп Свиридович Серко, отец Прони; 1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки — Пацюк, знахарь; 1961 — Наш общий друг — Онуфрий Семенович, бухгалтер; 1961 — Сердце не прощает; 1962 — Большая дорога — крестьянин на телеге; 1962 — Королева бензоколонки — Товарищ Лопата, дорожный начальник; 1962 — Яблоко раздора — дед Северига; 1963 — Серебряный тренер — бухгалтер; 1963 — Стёжки-дорожки — Архип; 1964 — Звезда балета; 1964 — Лушка; 1964 — Сон — придворный / крепостной; 1964 — Фараоны (фильм-спектакль) — Оверко; 1965 — Месяц май; 1966 — Формула радуги — продавец в летнем кафе; 1967 — Вий — Спирид; 1967 — На Киевском направлении — Павло Лаврин, сторож; 1969 — Та самая ночь; 1969 — Рассказы о Димке — заведующий тиром; 1969 — Ночь перед рассветом — немец Ганс; 1969 — Злая судьба; 1969 — Начало неведомого века (киноальманах); 1969 — Варькина земля — дед Евген; 1970 — Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя — контролёр на речном трамвайчике; 1970 — Секретарь парткома — кум; 1970 — Меж высоких хлебов — дед Максим; 1971 — Лада из страны берендеев — Король Магнум IV; 1971 — Захар Беркут — тухолец; 1971 — Где вы, рыцари? — сосед Ковальчука и Голубчика; 1972 — Весёлые Жабокричи — сторож; 1972 — Доверие — посетитель в приемной; 1972 — Здесь нам жить — Семён Шимрай; 1973 — Эффект Ромашкина — шпрехшталмейстер; 1974 — Дед левого крайнего — Трофим Иванович Бессараб.
ЯковченкоПамятник Киев (700x525, 638Kb)
Памятник Н.Яковченко в Киеве
Факты
С 1968 года голос Николая Яковченко стал звучать в юмористической передаче «От субботы до субботы» (укр. «Від суботи до суботи»), стал её визитной карточкой Любимым животным Николая Фёдоровича была неуклюжая собачка полутакса—полудворняга, которого он назвал Фан-Фан. С собакой Яковченко проводил всё свободное время от репетиций и спектаклей. Пёс становится его собеседником и даже партнёром по сценам, которые они разыгрывали прямо на улице. Рассказывают, что Яковченко водил собачку на очень длинном поводке, а на язвительные вопросы по этому поводу отвечал: «Фан-Фан не выносит запаха спиртного». Рассказывают, что выходя на сцену Яковченко смотрел на себя в зеркало, хлопал по физиономии и повторял: «Кормилица моя» Большая часть сыгранных Яковченко ролей — комедийные. Практически единственной драматической ролью актёра является главная роль в фильме «Дед левого крайнего» (1974, режиссёр Леонид Осыка). Последними словами актёра перед смертью были: «Клоун идёт на манеж» При подготовке некролога в газету «Вечерний Киев» столкнулись с отсутствием хотя бы одной официальной фотографии Яковченко. На всех снимках он либо в роли, либо на рыбалке, либо с широкой улыбкой. В Министерстве культуры и редакции газеты все фото забраковали. Опубликованное фото вышло с дорисованной рубашкой, галстуком и пиджаком
ЯковченкоПамятник Прилуки (700x463, 496Kb)
Памятник Н.Яковченко в Прилуках
Память
23 февраля 1971 — Радиозапись передачи «В гостях у своих героев». В передаче Александр Корнейчук и Николай Яковченко вспоминают записи на радио спектаклей «Макар Диброва», «В степях Украины», «Платон Кречет», «Калиновая роща», «Мои друзья» (Золотой фонд украинского радио); 1974 — Дипломная работа Юнны Яковченко (дочери Николая Фёдоровича) под руководством кандидата искусствоведения И. Волошина. Тема работы: «Влияние советской драматургии на формирование лица актёра (художественные особенности актёрского мастерства Н.Ф.Яковченко)»; 2000 — В Киеве на площади Ивана Франко, напротив театра им. Ивана Франко, к 100-летию со дня рождения установлен памятник Николаю Яковченко работы скульптора Владимира Чепелика; 2003 — Документальный фильм к/ст «Контакт» «Великий лицедей Н.Ф.Яковченко» (режиссёр Светлана Ильинская); 2005 — Издание к 105-летию «украинского Чаплина»; 2006 — Документальный фильм телеканала «Глас» «Портрет. Народный артист Николай Яковченко»; 2006 — Документальный фильм студии телевизионных фильмов «Виател» «Гений смеха» (генеральный продюсер Василий Витер); 2007 — Документальный фильм телеканала «НТКУ» «Клоун идет на манеж» (автор Любовь Григор, режиссёр Наталья Калантарова); 17 мая 2008 — В Прилуках, родном городе актёра, на театральной площади установлен памятник Николаю Яковченко работы скульптора Владимира Чепелика; 27 января 2010 — Кабинет министров Украины подписал распоряжение N 113-р о мероприятиях к празднованию 110-й годовщины со дня рождения Николая Яковченко, в плане которого значились: проведение Всеукраинского открытого конкурса актёрского мастерства имени Яковченко; выпуск и введение в оборот конверта и почтовой марки; подготовка и издание книги и фотоальбома, посвящённых творческой деятельности Яковченко; создание музея Яковченко в Прилуках; создание документального фильма, посвящённому жизни и творчеству Яковченко; выпуск юбилейной монеты в честь 110-й годовщины со дня рождения Яковченко; изучение вопроса о присвоении имени Николая Яковченко одной из улиц в Прилуках.

John Collier (700x672, 150Kb)
1901
Джон Кольер (John Collier)
британский писатель, поэт, сценарист. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Кольер начал свой творческий путь и выпустил первые книги в Англии, а с 1935 жил в Голливуде. Писал в основном для кино и телевидения. В конце жизни он писал: «Иногда я удивляюсь, как такой третьеразрядный писатель смог выдать себя за второразрядного». Кольера помнят благодаря его рассказам, парадоксальным по сюжету, часто фантастическим, использующих черный юмор. Его мастерством восхищались Энтони Берджесс, Рэй Брэдбери, Нил Гейман. Умер в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 6 апреля 1980 года. Премии и награды: 1952, International Fantasy Award, Художественная проза (Fiction) за «Fancies and Goodnights» (1951)

Муҳаммадҷон Раҳимӣ (700x562, 163Kb)
1901
Мухаммеджан Рахими (таджикское имя — Муҳаммадҷон Раҳимӣ)
таджикский советский поэт. Родился в кишлаке Фаик, Бухарский эмират, Российская империя, в семье народного сказителя недалеко от Бухары. Участвовал в Гражданской войне на стороне красных. В 1934 году окончил Ленинградский институт философии, литературы и истории. Долгое время работал журналистом и преподавателем. Умер в городе Душанбе, Таджикская ССР, СССР (ныне Таджикистан), 28 августа 1968 года.
Творчество
Первые произведения Рахими увидели свет в 1924 году. В ранний период своего творчества Рахими писал преимущественно о революции и социально-экономических преобразованиях на таджикской земле. Крупным произведением стала поэма «Золотой край» (Кишвари заррин), увидевшая свет в 1936 году. За ней последовала поэма «Дорогая Москва» (Москва ҷони азиз) о дружбе народов. В период Великой Отечественной войны Рахими создал ряд поэтических произведений на военную тематику: они вошли в сборники «Смерть за смерть, кровь за кровь» (Марг ба марг, хун ба хун), «Будь беспощаден к врагу» (Ба душман бераҳм бош) и «Победа» (Фӣрузӣ). Труженикам тыла была посвящена поэма Рахими «За белое золото» (Барои тиллои сафед). Также стал сосценаристом фильма 1942 года «Сын Таджикистана». После войны Рахими обратился к лирической поэзии. В 1948—1963 годах вышли его сборники «Золотой край» (Кишвари заррин), «Дилафруз», «Светлый путь» (Роҳи равшан), «Четверостишие», «Утро слова» (Сабоҳи сухан). Рахими перевёл на таджикский язык ряд произведений классиков русской и мировой поэзии, в том числе А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.Шиллера и др. Награды: Орден Трудового Красного Знамени (24 апреля 1957); 2 ордена «Знак Почёта» (31 января 1939; 23 октября 1954); Медали. Сочинения: Шарораи човид, Душ., 1967; в русском переводе — К вершинам счастья, Душанбе, 1964. Литература : Очерк истории таджикской советской литературы, Москва, 1961; Маъсуми Н., Мухаммадчон Рахими, Душанбе, 1961.

Gino_Cervi (681x700, 239Kb)
1901
Джино Черви (итальянское имя — Gino Cervi)
итальянский актёр. Родился в городе Болонья, Кородевство Италия, сын театрального критика Антонио Черви. В 1924 году начал актёрскую карьеру в труппе Альды Борелли, в 1925 году перешёл в труппу Луиджи Пиранделло, затем в труппу Тофано — Мальтальяти и в 1938 году оказался в римском театре «Элизео» среди лучших актёров Италии. Занялся режиссурой, не оставив и актёрского ремесла. Наибольшее внимание привлекли его постановки «Двенадцатой ночи» и «Виндзорских насмешниц» Шекспира, инсценировка «Игрока» Достоевского, «Но это несерьёзно!» Пиранделло, «Сирано де Бержерак» Ростана, «Кардинал Ламбертини» Альфредо Тестони. В 1932 году впервые появился в кино, начав с небольшой роли в приключенческом фильме Дженнаро Ригелли о лётчиках «Лазурная армия». Основными актёрскими работами Черви в итальянском предвоенном кино стали роли в фильмах режиссёра Алессандро Блазетти — «Альдебаран»в 1935 году, «Этторе Фьерамоска» в 1938 году и «Приключение Сальватора Розы» в 1939.
Gino_CerviGeorges_Simenon (700x464, 287Kb)
Джино Черви, Жорж Сименон, Арнольдо Мондадори
После войны основным его достижением стала серия фильмов о Доне Камилло, в которой он сыграл одну из главных ролей. Умер в коммуне Кастильоне-делла-Пеская, Тоскана, Италия, 3 января 1974 года. Фильмография: 1935 — Aldebaran — коммодор Коррада Валери; 1936 — I due sergenti — комендант Федерико Мартелли / сержант Гульермо Сальвони; 1937 — Gli uomini non sono ingrati — Ференц Хорват; 1938 — Этторе Фиерамоска — Этторе Ферамоска; 1939 — Приключение Сальватора Розы / Un’avventura di Salvator Rosa — Сальватор Роса; 1940 — Melodie eterne — Вольфганг Амадей Моцарт; 1941 — Обручённые / I promessi sposi, La — Ренцо Трамальяно; 1941 — Железная корона / Corona di ferro, La — Седемонда; 1942 — Четыре шага в облаках / 4 passi fra le nuvole — Паоло Бьянчи; 1942 — Дон Сезар де Базан — Дон Сезар де Базан; 1946 — Чёрный орёл / Aquila Nera — Кирилл Петрович; 1948 — Анна Каренина / Anna Karenina — Энрико; 1948 — Отверженные / I miserabili — Жан Вальжан; 1950 — Хроника одной любви / Cronaca di un amore; 1951 — Запрещённый Христос / Cristo proibito, Il — пономарь; 1952 — Маленький мир дона Камилло / Petit monde de Don Camillo — Джузеппе Боттацци; 1952 — Царица Савская / Regina di Saba, La — царь Соломон; 1953 — Дама без камелий / Signora senza camelie, La — Эрколе; 1953 — Возвращение дона Камилло / Retour de Don Camillo, Le — Джузеппе Боттацци; 1953 — Три мушкетёра / Trois mousquetaires, Les — Портос; 1953 — Вокзал Термини / Stazione Termini — комиссар полиции; 1954 — Тайны Версаля (/ Si Versailles m'était conté — Калиостро; 1955 — Большая драка дона Камилло / Don Camillo e l’on. Peppone — Джузеппе Боттацци; 1955 — Шелест / Frou-Frou — князь Владимир Билинский; 1958 — Обнажённая Маха / Naked Maja, The — Карл IV; 1959 — Большой начальник / Grand chef, Le — Пауло; 1961 — Восстание рабов / Rivolta degli schiavi, La — Фабио; 1961 — Долгая ночь сорок третьего года / Lunga notte del '43, La — Карло Аретузи; 1961 — Дон Камилло, монсеньор / Don Camillo monsignore ma non troppo — Джузеппе Боттацци; 1961 — Как хорошо жить / Che gioia vivere — Олинто Фоссати; 1962 — Преступление не выгодно / Crime ne paie pas, Le — Инквизитор; 1962 — Да здравствует музыка / Cambio della guardia, Il — Марио Виницио; 1962 — Самый короткий день / Giorno più corto, Il — полковник Даини; 1963 — Добрый король Дагобер / Bon roi Dagobert, Le — Сент-Элой; 1964 — Бекет / Becket — кардинал Дзамбелли; 1965 — Дон Камилло в России / Compagno Don Camillo, Il — Джузеппе Боттацци; 1967 — Другие, другие и мы / Altri, gli altri e noi, Gli; 1964—1972 — Расследования комиссара Мегрэ (сериал) — комиссар Мегрэ; 1970 — Don Camillo e i giovani d’oggi — Джузеппе Боттацци; 1972 — I racconti romani di una ex novizia — папа Лев X; 1972 — Fratello ladro — Дон Лино; 1972 — Uccidere in silenzio — Ноно Девото.

Ebbe_Schwartz (700x543, 120Kb)
1901
Эббе Шварц (датское имя — Ebbe Schwartz)
датский футбольный функционер. Родился в городе Скаген, Йёрринг, Дания. Он был первым президентом европейской футбольной ассоциации УЕФА. Шварц являлся с 1913 года и до самой своей смерти в 1964 году членом датского футбольного клуба Академиск Копенгаген и занимал там с 1948 по 1955 годы пост казначея. С 1950 года и до самой смерти являлся президентом датского футбольного союза ДФС. Кроме того, Шварц был с 1954 по 1962 год первым президентом европейской футбольной ассоциации УЕФА, затем с 1962 по 1964 — членом исполнительного комитета и вице-президентом международной футбольной ассоциации ФИФА. Умер в Вайкики Бич, Гонолулу, Гавайи, США, 19 октября 1964 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 3 мая родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»