1894
Илья Михайлович Зданевич (псевдонимы — Илья́зд, Эли Эганбюри)
российский и французский поэт, драматург, писатель-романист, художественный критик, теоретик поэзии, лектор, историк, византолог, издатель, организатор балов, дизайнер модной одежды, устный рассказчик, светский лев, мизантроп грузино-польского происхождения. Теоретик русского футуризма и дада. Отец — поляк, преподаватель французского языка Михаил Андреевич Зданевич, мать, Валентина Кирилловна — грузинка, пианистка, ученица П.Чайковского, урождённая Гамкрелидзе. Окончил юридический факультет Петроградского университета в 1917 году. Познакомился с М.Ларионовым, Н.Гончаровой, В.Маяковским, А.Кручёных, переписывался с Ф.Маринетти. В 1913 году под псевдонимом опубликовал книгу о творчестве М.Ф.арионова и Н.С.Гончаровой. Зданевичу, вместе со старшим братом Кириллом (также известным художником и искусствоведом) и Михаилом Ле-Дантю, принадлежит заслуга открытия для «широкой публики» и художественной общественности творчества Нико Пиросмани. При их активном участии его произведения экспонировались в 1913 году на выставке «Мишень» в Москве. В этом же году Илья объявил себя основоположником нового поэтического и художественного направления — «всёчества», претендовавшего на универсальность и синтез всех ранее существовавших стилей и жанров. В 1913—1917 годах Зданевич пишет известные манифесты: «Да-манифест» (совместно с М.Ларионовым), предвосхитивший декларации дадаистов, «Почему мы раскрашиваемся?», предвосхитивший боди-арт и породивший скандальную моду на раскрашивание, манифест литературной группы «Центрифуга» (Б.Пастернак, С.Бобров, Н.Асеев), противостоявшей кубофутуризму. В 1916 году участвует в издании журнала «Бескровное убийство», пишет первую драму на «заумном» языке — «Янко круль албанскай». В 1914 году знакомится с Ф.Маринетти, во время его первого визита в Москву. До этого он состоял с ним в переписке. В этом же году оформляет ряд кубофутуристических буклетов и афиш, используя асимметричные типографские смещения для того, чтобы привлечь внимание к определённому слову или понятию. В 1917 году инициирует создание ассоциации «Свобода искусству», направленной против идеи А.Бенуа о «Министерстве искусства», которое объединило бы артистов, художников, литераторов; Зданевича поддержали Н.Альтман, Л.Бруни, В.Воинов, В.Ермолаева, Н.Пунин и др.

Нико Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича. 1913
В 1915—1917 годах работал военным корреспондентом петроградской газеты Речь и британской, где познакомился с Морганом Филипсом Прайсом, с которым они продолжали общение вплоть до смерти последнего в 1973 году. В мае 1917 году выехал из Петрограда в Тифлис, а потом по приглашению Такаишвили вместе с ним принял участие в экспедиции, организованной на деньги Общества истории и этнографии Тифлисского университета. В состав экспедиции вошли художники Ладо Гудиашвили, Михаил Чиаурели и Дито Шеварнадзе, а также архитектор Анатолий Кальгин). По окончании экспедиции в конце 1917 жил в Тифлисе с родителями до 1919 года (Улица Дмитрия Бакрадзе), а затем — в Батуме до своего отъезда в Константинополь. В октябре 1920 года выехал из Батуми с целью ознакомления с новыми течениями искусства во Франции. Провёл год в Константинополе, ожидая французскую визу. В октябре 1921 года приехал в Париж. Первое время жил у Ларионова. Организовал вместе с С.Ромовым и А.Гингером группу «Через», которая должна была связать русских поэтов и художников, живших в эмиграции и в СССР, с деятелями французской культуры. Сблизился с дадаистами и сюрреалистами (С.Шаршун, П.Элюар, Т.Тцара, Ж.Кокто, Робер и Соня Делоне). В 1925 году принимал участие в советской экспозиции на Всемирной выставке в Париже.
Илья Зданевич в юности
С 1927 года работал рисовальщиком по ткани для фирмы «Блак Белэр», которая с 1 марта 1928 года перешла к фирме Шанель. Зданевич работал на заводе в пригороде Аньер, около Парижа. 1 мая 1931 года стал директором этого завода, а с 1933 по 1937 год работал директором фирмы Шанель. С 15 июля 1928 года живёт в городе Саннуа, ныне — пригород Парижа. В 1940-х годах возобновил деятельность издательства «41°». В Париже вышли 3 его поэтические книги: «ЛидантЮ фАрам» (1923), посвящённая памяти М.В.Ле-Дантю, «Письмо» (1948) и «Афет» (1949). Поэма «Письмо» — была издана крохотным тиражом в 60 экземпляров. Один экземпляр Илья Зданевич послал Анри Матиссу с просьбой проиллюстрировать текст. По некоторым сведениям, существуют иллюстрации к «Письму» работы Пабло Пикассо.
Илья Зданевич был трижды женат. От первой жены, модели Аксель Брокар, имел двух детей. В 1927 году на свет появилась их первая дочь Мишель. Крёстной матерью девочки была Коко Шанель. Брак распался в 1939 году. Второй женой стала нигерийская принцесса Ибиронке Акинсемоин, с которой они заключили брак в 1940 году. У них родился сын, которого назвали Шалва. В 1943 году Ибиронке Акинсемоин была интернирована в лагерь оккупационными властями. После освобождения в 1945 году она заболела туберкулёзом и умерла. Последней женой Зданевича стала художница по керамике Элене Дуар-Маре (скончалась в 1993 году); они поженились в 1968 году. Элен хранила творческое наследие мужа, организовывала выставки и публикации. Она же, выполняя волю мужа, стала в 1989 году инициатором выставки произведений Зданевича на его родине в Тбилиси в Государственном музее искусств Грузии. По окончании выставки Элен передала в дар музею многие её экспонаты — книги, рукописи, письма, афиши, плакаты, фотоснимки. По её же инициативе в Париже был создан «Ильязд-клуб», членами которого являются деятели культуры разных стран. Илья скончался в Париже 25 декабря 1975 года, похоронен на грузинском кладбище в Левиль-сюр-Орж.
Илья Зданевич (слева). Тифлис, 1919
Творчество
Сотрудничал с П.Пикассо, Ж.Браком, А.Джакометти, А.Дереном, А.Матиссом, Ф.Леже, М.Шагалом. Автор многочисленных сборников заумной поэзии, пенталогии заумных пьес «Питёрка дейстф», драм, романов «Парижачьи» (написан в 1923, издан в 1994 году), «Философия» (восстановлен по рукописи и издан в 2008 году) и «Восхищение» (1930), а также «Писем Моргану Филипсу Прайсу», которые он задумал, как самостоятельное произведение, но не успел довести работу до конца, написав пять писем из запланированных семи. Иллюстрировал книги Р.Хаусманна, П.Элюара и других. Написал довольно объёмную рукопись о соборе Айя Софии. В конце 1920-х годов Илья Зданевич отошёл от футуризма; два романа этого периода имеют вполне традиционную форму. Во время Второй мировой войны написал поэму из 100 сонетов (сохранились 73). В последние годы жизни под влиянием жены занялся керамикой. В Европе больше известен под псевдонимом Ильязд. В 1971 создал цикл поэм на французском языке в форме палиндрома «Бустрофедон в зеркале». Этот цикл поэм представляет собой мемуары. Ильязд пишет о тех, кого знал в жизни, в том числе о Пиросмани. Последняя поэма цикла заканчивается обращением к «маляру Николаю», где Ильязд называет грузинского художника своими горами, лесами и погибшими дерзаниями.
41°
В 1918 году в Тифлисе образовалась авангардистская поэтическая группа «41°», к которой принадлежал Ильязд, а также одноимённое издательство. В это литературное объединение входили также И.Терентьев и А.Кручёных. К объединению примыкали поэт Н.Чернявский, Кара-Дарвиш (Акоп Генджян) и некоторые молодые тифлисские художники. Название группы Ильязд связывал с мистическим значением числа 41: на 41-м градусе широты находятся Неаполь, Пекин, Константинополь, Мадрид, Нью-Йорк и, главное, Тифлис. 40 дней, как напоминал читателям Ильязд, провели в пустыне Иисус Христос и Заратустра, а 41-й день стал днём их возвращения в мир. Группа «41°» оставила заметный след в истории русского авангарда и стала одним из наиболее ярких воплощений тифлисского ренессанса 1918—1920 годов. В 1940-х годах возобновил работу издательства «41°». Под эгидой издательства «41°» он выпускает малотиражные библиофильские издания, разрабатывая идею и оформление книги — от общей композиции до мельчайших деталей технологии. В этот период изданы: антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» («Poésie de mots inconnus», 1949), сборники собственных стихов — «Афат» («Afat») с иллюстрациями П.Пикассо (1940), «Раэль» («Rahel») в оформлении Л.Сюрважа (1941), «Письмо» («Escrito») с гравюрами Пикассо (1948), «Приговор безмолвный» («Sentence sans paroles») с иллюстрациями Ж.Брака и А.Джакометти (1961), «Бустрофедон в зеркале» («Boustrophédon au miroir») в оформлении Ж.Рибемон-Дессена (1971). Также он работает с А.Матиссом, Ф.Леже и М.Шагалом. В 1960-е годы оформляет собственными ксилографиями книги «Стихи и деревья» («Poèmes et bois») Р.Османа (1961) и «Поэму прозрения» («Un soupçon») П.Элюара (1965).
Онолатрическая пенталогия «Питёрка дейстф»
Зданевичу принадлежит пенталогия пьес «Питёрка дейстф», написанная на смеси зауми и русского языка, причём в печатном издании русский текст набран нарочито без соблюдения нормативных правил орфографии. Первая из этих пьес — «Янко крУль албАнскай», написанная и впервые поставленная в 1916 году, содержит выражение «изык албанскай», предвосхищающее язык падонков.
Произведения
Книги: Наталия Гончарова. Михаил Ларионов. Москва: А.Мюнстер, 1913 (под псевдонимом Эли Эганбюри); Янко крУль албАнскай. Тифлис: Синдикат, 1918; асЁл напракАт // Софии Георгиевне Мельниковой Фантастический Кабачок. Тифлис: 41°, 1918; Остраф пАсхи. Тифлис: <41°>, 1919; згА Якабы. Тифлис: 41°, 1920; лидантЮ фАрам: аслааблИчья [Осла обличье]: виртЕп ф 5 дЕйствах. дЕйства 5 / aблОшка наУма гранОвского; набОр писAки. — Париж: издАния 41°, 1923. (репринт. переизд.: Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 1995; Paris: Editions Allia, 1995); Посмертные труды, 1928, отрывки перепечатаны в «Новом журнале», № 168—171, 1987-88 (роман иронически изображает мир искусства, политики и моды Парижа 1920-х годов); Восхищение. Париж: Сорок первый градус, 1930 (репринт. переизд.: Беркли, 1983) — роман-метафора о падении футуризма; Афет: Семьдесят шесть сонетов / Гравюры П.Пикассо. <Париж>: Сорок первый градус, 1940; Rahel. Paris: 1941; Письмо / Гравюры П.Пикассо. Париж: Сорок первый градус, 1948; Афет. Париж, 1949; Poésie de mots inconnus / poèmes de Akinsemoyin, Albert-Birot, Arp, Artaud, Audiberti, Ball … [choix de Iliazd]; ornés par Arp, Braque, Bryen, Chagall, Dominguez, Férat … — [Paris]: 41°, 1949; Montluc, A. La Maigre, mise en lumière… / par Iliazd; illustrée de pointes sèches par Pablo Picasso. — [Paris]: 41°, 1952; Boissière, J.-F. Traité du balet / illustré de gravures à l’eau-forte par Marie Laure … — [Paris]: 41°, 1953; OEttingen, H. Chevaux de minuit, épopée, par Iliazd et Pablo Picasso. — Cannes; Paris, 1956; Bordier, R. Récit du Nord et des régions froides / [pour l’entrée des baillifs de Groenland et Frizland au grand bal de la douairière de Billebahaut]; mis en lumière et en page par Iliazd; précédé d’une eauforte en couleur de Bryen. — [Paris]: 41°, 1956; «Le Frère mendiant», o Libro del conocimiento, los Viajes en Africa, publicados antiguamente par Bargeron, Margry y Jimenez de la Espada, e ilustrados ahora y Compaginados por Pablo Picasso et Iliazd. — Paris: 41°, 1959; Iliazd. Приговор безмолвия = Sentence sans paroles / [dessin de couv.] Georges Braque; [portrait en front.] Alberto Giacometti. — Paris: 41°, 1961; Hausmann, R. Poèmes et bois. — [Paris]: 41°, [61]; Les Douze portraits du célèbre Orbandale / pris sur vif et gravés à l’eau-forte par Alberto Giacometti. — Paris: Iliazd, 1962; Ernst, M., Iliazd. L’Art de voir de Guillaume Tempel / pour illustrer les données de Guillaume Tempel mises en lumière par Iliazd à paraitre sous le titre de Maximiliana, ou l’exercice illégal de l’astronomie. — Paris: [s. n.], 1964; Éluard, P. Un soupçon. — [Paris]: 41°, 1965. Pablo Picasso, Ilia Zdanevitch. Hommage à Roger Lacourière / [illustrations de André Beaudin, Camille Bryen, Derain, Dunoyer de Segonzac etc.]. — Paris: 41°, 1968; Iliazd. Boustrophédon au miroir / Georges Ribemont Dessaignes, gravures à l’eauforte. — [Paris]: 41°, 1971; Iliazd. Pirosmanachvili: 1914 / [traduit du russe par Andrée Robel et André Du Bouchet]; Pablo Picasso, pointe sèche. — [Paris]: 41°, 1972; Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Парижачьи: Опись / Подготовка текста и предисловие Р.Гейро. Москва; Дюссельдорф: Гилея; Голубой всадник, 1994; Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Восхищение: Роман / Предисловие Р.Гейро. Москва; Дюссельдорф: Гилея; Голубой всадник, 1995; Письма Моргану Филипсу Прайсу / Предисловие Р.Гейро. Москва : Гилея, 2005; Философия футуриста: Романы и заумные драмы. С приложением доклада И.Зданевича «Илиазда» и «Жития Ильи Зданевича» И.Терентьева / Предисловие Р Гейро, подготовка текста и комментарии Р.Гейро и С.Кудрявцева, составление и общая редакция С.Кудрявцева. Москва: Гилея, 2008; Окурки. Париж: Гилея, 2011 (тираж 50+50 нумерованных экземпляров.); Футуризм и всёчество. 1912—1914. В 2-х томах / Составители, подготовуа текста и комментарии Е.В.Баснер, А.В.Крусанова и Г.А.Марушиной; общая редакция А.В.Крусанова. Москва: Гилея, 2014; Поэтические книги. 1940—1971 / Предисловие и комментарии Р.Гейро; общая редакция С.Кудрявцева. Москва: Гилея, 2014; Восхождение на Качкар / Составление и общая редакция С.Кудрявцева; предисловие, примечания и комментарии Р.Гейро. Москва: Grundrisse, 2021; Дом на говне: Доклады и выступления в Париже и Берлине. 1921–1926 / Общая редакция С.Кудрявцева, составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарии Р.Гейро и С.Кудрявцева. — Москва: Гилея, 2021. — 654 страницы. — ISBN 978-5-87987-130-2; Восхищение: Роман. Издание 5-е, исправленное и дополненное / Составление, подготовка текста, комментарии и примечания С.Кудрявцева. Москва: Гилея, 2022.
Архивные публикации: Западный Гюрджистан. Итоги и дни путешествия И.М.Зданевича в 1917 году // Georgica II. Materiali sulla Georgia Occidentale / A cura di L. Magarotto e G. Scarcia. Bologna: Il cavaliere azzurro, 1988; Из архива Ильи Зданевича / Публикации Р.Гейро // Минувшее: Исторический альманах. Выпуск 5. Москва, 1991. Cтраницы 123—164; Зданевич И. Илиазда [: доклад] / Публикация Р.Гейро // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н.И.Харджиева / Под редакцией М.Б.Мейлаха и Д.В.Сарабьянова. Москва: Языки русской культуры, 2000. Страницы 518—540. — ISBN 5-7859-0074-2.
Сводные издания: Собрание сочинений в пяти томах. Тома 1, 2. Москва; Дюссельдорф: Гилея; Голубой всадник, 1994—1995
Улица братьев Зданевичей
Память
Именем братьев Зданевичей названа улица в Тбилиси.
Литература: Терентьев И. Рекорд нежности: житие Ильи Зданевича/Рисунки К.Зданевича. Тифлис, 1919; Iliazd. Paris, Centre Georges Pompidou, 1978; Isselbacher A. Iliazd and the illustrated book. New York: Museum of Modern Art, 1987; Le Gris-Bergmann F. 41°: Ilya and Kirill Zdanevich. San Francisco: Modernism Inc., 1991; I Libri di Iliazd: dall’avanguardia russa alla scuola di Parigi. Firenze: Centro Di, 1991; L’Avanguardia a Tiflis: studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti / Luigi Magarotto, Marzio Marzaduri, Giovanna Pagani Cesa, eds. Venezia: [s.n.], 1982; Васильев И.Е. Ильязд. Вехи жизни и творчества И.М.Зданевича / И.Е.Васильев // Известия Уральского государственного университета. — 2002. — № 24. — Страницы 177—188; Каменская Е. Н. Первые выставки грузинских художников-модернистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. Выпуск 10 / Под редакцией А.В.Захаровой, С.В.Мальцевой, Е.Ю.Станюкович-Денисовой. — Москва: МГУ имени М.В.Ломоносова / Санкт-Петербург : НП-Принт, 2020. — Страницы 448—459; Лившиц Б. Полутораглазый стрелец [: воспоминания, 1933] // Лившиц Б. [
www.belousenko.com/books/poetry/Lifsits_Strelec.htm Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания] / Примечания П.М.Нерлера, А.Е.Парниса и Е.Ф.Ковтуна. Ленинград: Советский писатель, 1989. Cтраницы 450-451; 614, 628, 633, 652, 694, 668. — ISBN 5-265-00229-4; Паустовский К.Г. Бросок на юг [: воспоминания] // Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 5. — Москва: Художественная литература, 1968. — Страница 382; Никольская Т. «Фантастический город»: Русская культурная жизнь в Тбилиси: 1917—1921. — Москва: Пятая страна, 2000. — 192 страницы. — ISBN 5-901250-07-9; Никольская Т. Авангард и окрестности. — Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2001. — 320 страниц. — ISBN 5-89059-010-3 — рецензия А.Крусанова; Ливак Л. «Героические времена молодой зарубежной поэзии». Литературный авангард русского Парижа (1920—1926) // Диаспора: Новые материалы. VII. Санкт-Петербург; Париж: Atheneum; Феникс, 2005. — Страницы 131—242; Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 страницы — ISBN 978-5-94829-036-2; Сеславинский М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — Москва: ИД Университетская книга, 2012. — 254 страницы: иллюстрации — ISBN 978-5-454-00003-5; Гейро Р. Об Ильязде, Пикассо и некоторых других… // Книга художника / Livre d`artiste. Испанская коллекция. Пикассо. Дали. Миро. Грис. Клавье. Тапьес. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана / Составление Б. Фридмана. — Москва: РОСТ Медиа, 2012. — Страницы 16—22; Карасик Михаил. Илья Зданевич — ангел небольшого роста и наглый певец // Проектор. — 2014. — № 27; Гейро Р. Ильязд в портретах и зарисовках. — Москва: Гилея, 2015; Кудрявцев С. Заумник в Царьграде: Итоги и дни путешествия И.М.Зданевича в Константинополь в 1920—1921 годах. — Москва: Grundrisse, 2016; Бренер А., Кудрявцев С. Гнига зауми и за-зауми. — Москва: Гилея, 2017. — Страницы 92-112; Львов Константин. Ильязд на Качкаре. Искусствоиспытатель покоряет Кавказ. Радио «Свобода» (18 июня 2021).
1894
Пётр Фёдорович Преображенский
советский историк и этнограф, профессор МГУ (с 1921 года). Автор трудов по истории Древней Греции и Рима, этнологии и истории международных отношений. Внук Петра Алексеевича Преображенского. Сын священника Фёдора Петровича (умер в 1905) и Наталии Александровны Виноградовой. Младший брат — Сергей Фёдорович. Окончил с золотой медалью гимназию имени И. и А.Медведниковых в 1912 году и в том же году поступил на Историко-филологический факультет Московского университета. Будучи студентом получил премию имени Внуковского. В 1916 году окончил Университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию при каф. всеобщей истории под руководством профессора Р.Ю.Виппера. В 1917 г. экзамены были успешно сданы, прочитана публичная лекция. В 1916—1919 гг. приват-доцент Московского университета. В 1919 году уехал в Самару, где занял профессорскую кафедру западной истории университета. В 1921 г. вернулся в Москву. В 1921-1937 гг. профессор МГУ: в 1921-1925 гг. — на ФОН МГУ, в 1925-31 гг. — на Этнологическом факультете МГУ. В 1922—1929 гг. состоял членом РАНИОН. Первый раз арестован органами ОГПУ СССР 4 января 1933 года по обвинению в создании «антисововетской группы научных работников». Приговорён к 3 годам ссылки в Северный край условно. Арестован вторично органами НКВД СССР 14 апреля 1937 года «за проведение контрреволюционной деятельности». По обвинению по статьям 58-10, 17- 58-8 УК РСФСР приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Ухтижемлаге в Коми АССР. Во время отбытия наказания в Ухтижемлаге арестован в третий раз 18 июля 1941 года по обвинению по статьям 58-10 часть 2, 58-11 УК РСФСР. Приговорен 14 октября 1941 года к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 3 декабря 1941 года. Реабилитирован посмертно Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РСФСР 27 апреля 1956 года.
П.Ф.Преображенский. Фотография из следственного дела
Библиография: Учредительное собрание на Западе и Русское учредительное собрание / П.Ф.Преображенский. — Киев : Издательство преподавателей Московского университета, 1917. — 20 страниц; Учредительные собрания на Западе и Русское учредительное собрание / П.Ф.Преображенский. — Москва: Издательство преподавателей Московского университета, 1917. — 16 страниц. — (Народные беседы; № 8); Пангерманизм и Россия / П.Ф.Преображенский. — Москва: Издательство преподавателей Московского университета, 1917. — 23 страницы; В мире античных идей и образов. — Москва : Наука, 1965. — 393 страницы; В мире античных образов / П.Ф.Преображенский; под редакцией С.Д.Сказкина и С.Л.Утченко. — Издание 2-е. — Москва: УРСС, 2004 (Тип. ООО Рохос). — 149 страниц. ISBN 5-354-00910-3; Тертуллиан и Рим. — Москва : Едиториал УРСС, 2004. — 240 страниц. ISBN 5-354-00911-1; Курс этнологии / П.Ф.Преображенский. — 2. издание, стереотипное. — Москва: УРСС, 2004 (Типография ООО Рохос). — 211 страниц. ISBN 5-354-00645-7; … — Издание 4-е. — Москва : URSS, 2007. — 211 страниц. ISBN 978-5-382-00297-2.
Литература: Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология / Ф.Д.Ашнин, В.М.Алпатов, Д.М.Насилов; Российская Академия Наук. Институт востоковедения. — Москва: Восточная литература, 2002 (ППП Типография Наука). — 294 страницы. ISBN 5-02-018338-5; Иванова Ю.В. Пётр Фёдорович Преображенский (к столетию со дня рождения) // Этнографическое обозрение — 1994. — № 4 — Страницы 110—119; Иванова Ю.В. Петр Федорович Преображенский: жизненный путь и научное наследие. // Репрессированные этнографы / Российская Академия Наук. Институт этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо — Маклая; Составитель и ответственный редактор Д.Д.Тумаркин. Выпуск 1. — Москва: Восточная литература, 1999. — 340 страниц. — Страницы 235—265; Преображенский, Пётр Фёдорович / Соловей Т.Д. // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — Страница 433. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
1894
Юрий Ильич Юровский (настоящая фамилия - Саруханов)
русский советский актер и режиссер, народный артист СССР (1956). Член КПСС с 1953. Родился в Тифлисе (ныне Тьбилиси, Грузия). Сценическую деятельность начал в 1914, работал в театрах различных городов России. С 1924 (с перерывом) в труппе Рижского театра русской драмы (одновременно до 1934 играл в Рижском рабочем театре). Среди ролей: Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова), Тевье ("Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему) Лир ("Король Лир" Шекспира). Поставил около 100 спектаклей, в том числе "Платон Кречет" Корнейчука (1937), "В огне" Блауманиса (1955). Снимался в кино (Дитрих — "Встреча на Эльбе", 1949; Жуковский — "Жуковский", 1950, и др.). Сталинская премия (1950, 1951). Награжден 2 орденами, а также медалями. Умер в Риге 30 декабря 1959 года.
Литература: Вахрушева Е., Юрий Юровский, Рига, 1957.
1895
Элли д`Араньи
венгерская скрипачка. Ученица Е.Хубая. С 1923 г. жила в Лондоне. Барток написал для нее свои скрипичные сонаты, Равель – рапсодию «Цыганка» для скрипки с оркестром.
1895
Хосе Диас Рамос (испанское имя — José Díaz Ramos)
деятель испанского и международного рабочего движения. Родился в городе Севилья, Испания. Сын рабочего. С детства начал трудовую жизнь, длительное время был рабочим-пекарем. С юношеских лет принимал участие в рабочем движении. Был одним из руководителей севильских профсоюзов, входивших в Национальную конфедерацию труда. Участвовал в организации всеобщей забастовки в Севилье в 1920. Неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1925-1926 участвовал в деятельности Международной организации пролетарской революции (МОПР). Изучение коммунистической литературы, с которой Диас познакомился в тюрьме, предопределило его дальнейший жизненный путь. В 1926 он вступил в компартию Испании (КПИ); возглавил андалузскую областную организацию КПИ. В 1932 избран генеральным секретарем КПИ. Под его руководством КПИ превратилась в массовую рабочую партию, выступила инициатором объединения всех левых партий Испании в антифашистский Народный фронт, одержавший победу на выборах в 1936. Диас, пользовавшийся огромной любовью испанского пролетариата, был избран депутатом парламента от Мадрида. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) Диас был избран членом Исполкома Коминтерна. В 1936-1939 КПИ, возглавлявшаяся Диасом, была решающей силой в Национально-революционной войне испанского народа против фашистских мятежников и итало-германских интервентов. При руководящем участии Диаса компартия организовала знаменитый Пятый полк, который стал ядром регулярной Народной армии. После поражения республики Диас продолжал, несмотря на тяжелую болезнь, руководить борьбой компартии против фашизма, против втягивания Испании во 2-ю мировую войну на стороне держав фашистского блока. В декабре 1938 года Диас, болевший раком желудка, переехал на лечение в СССР. Был прооперирован в Ленинграде. Работал в Москве в секретариате Коммунистического интернационала. После начала Великой Отечественной войны находился в эвакуации. 20 марта 1942 года в Тбилиси во время приступа болезни, не в силах выдержать боль, совершил самоубийство, выбросившись из окна. С большими почестями был захоронен на Верийском кладбище в Тбилиси.
Память: улица Хосе Диаса в Астрахани; СПК имени Хосе Диаса в селе Советское Бабаюртовского района Дагестана.
Сочинения: Tres años de lucha. Por el fronte popular, por la libertad, por la independencia de Espana, Toulouse, 1947; в русском переводе - Чему учит Испания Европу и Америку, "Коммунистический Интернационал", 1938, № 12; Об уроках войны испанского народа (1936-1939), "Большевик", 1940, № 4.
Литература: Ибаррури Д., Беззаветный борец за дело испанского народа. (Некролог), "Коммунистический Интернационал", 1942, № 3-4; Благоева С., Хозе Диас, (Москва), 1938; Мещеряков М.Т., Вся жизнь - борьба, Москва, 1971; Волкова Г.И. Díaz Ramos, José // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — Москва: Высшая школа, 2006. — Страница 202. — 656 страниц. — ISBN 5-06-004248-0.
1895
Эрнст Канторович (немецкое имя — Ernst Hartwig Kantorowicz)
немецкий и американский историк-медиевист, наиболее известный своим исследованием средневековой политической теологии «Два тела короля» (1957), где исследователь высказал одноимённую теорию. Родился в городе Познань, Королевство Пруссия, Германская империя, в ассимилированной и обеспеченной еврейской семье. Его двоюродная сестра была подругой Георга Зиммеля и переводчицей трудов Бергсона. Участвовал в Первой мировой войне, служил в кавалерии. После войны некоторое время был членом Фрайкор, участвовал в подавлении Спартаковского восстания. С 1918 года изучал философию в Берлинском университете. В 1920 году перешёл на исторический факультет Гейдельбергского университета, который окончил в 1921 году. В 1922—1930 годах приват-доцент. Вошёл в ближайший круг Стефана Георге. Неоромантические взгляды и литературные пристрастия кружка повлияли на первый печатный труд Канторовича — биографию императора Фридриха II. Получил кафедру во Франкфуртском университете (1930—1934), но отказался присягать на верность нацистским властям, был уволен. В 1938 году переехал в Оксфорд, где ранее был приглашённым профессором, затем в Калифорнийский университет в Беркли (1939). С 1945 года гражданин США. Придерживался консервативных взглядов, но в 1949 году, на волне массовых антикоммунистических настроений, вновь отказался присягать в своей идеологической лояльности и был уволен. В 1951 году, при поддержке Роберта Оппенгеймера, перешёл в Институт перспективных исследований в городе Принстон, округ Мерсер, штат Нью-Джерси, США, где и закончил свои дни 9 сентября 1963 года. Отмечен Медалью Хаскинса (Haskins Medal) Американской академии медиевистики (1959).
Принстонский институт перспективных исследований
Научные интересы и главная книга
Наиболее известен монографией по политической теологии Средневековья Два тела короля (1957), которая сначала прошла незамеченной, но впоследствии повлияла на Бурдьё и Фуко, а в 1990-е годы вызвала горячие споры и оказала большое воздействие на гуманитарные и социальные науки в США и Европе. Главным оппонентом Канторовича был американский историк-медиевист Норман Кантор, который видел в историческом подходе Канторовича отголоски германского национализма. Внимание к символическим формам и церемониальным аспектам исторического прошлого, восходящее к идеям Э.Кассирера, сближает Канторовича с Э.Панофским (интересно, что все трое были в разные годы связаны с Принстоном).
Публикации: Kaiser Friedrich der Zweite (1927); Die Wiederkehr gelehrter Anachorese im Mittelalter (1937); Laudes Regiae. A Study in Liturgical Acclamations and Medieval Ruler Workship (1946, в соавторстве); The King’s Two Bodies: A Study in Mediaeval Political Theology (1957, 7-е изд. — 1997, французский перевод 1989, немецкий перевод 1990, русский перевод 2014); Selected Studies (1965); Götter in Uniform. Studien zur Entwicklung des abendländischen Königtums (1998).
Издания на русском языке: Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. — Москва: Издательство Института Гайдара, 2014. — 744 страницы : иллючтрации, факсимиле. ISBN 978-5-93255-380-0; Император Фридрих II. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2022. — 779 страниц.
Литература: Evans A.R. On four modern humanists: Hofmannsthal, Gundolf, Curtius, Kantorowicz. Princeton: Princeton UP, 1970; Grünewald E. Ernst Kantorowicz und Stefan George. Wiesbaden: F. Steiner, 1982; Boureau A. Histoires d’un historien: Kantorowicz. Paris: Gallimard, 1990 (немецкий перевод — 1992, английский перевод — 2001); Cantor N.F. Inventing the Middle Ages: The Lives, Works and Ideas of the Great Medievalists of the Twentieth Century. New York: W. Morrow, 1991; Geschichtskörper. Zur Aktualität von Ernst H. Kantorowicz/ Wolfgang Ernst, Cornelia Vissmann (Hrsg.). München: Fink, 1997; Ernst Kantorowicz (1895—1963): soziales Milieu und wissenschaftliche Relevanz/ Jerzy Strzelczyk, Hrsg. Poznań: Instytut historii UAM, 2000; Oexle O.G. L’Historisme en débat. De Nietzsche à Kantorowicz. Paris: Aubier, 2001; Picht B. Erzwungener Ausweg: Hermann Broch, Erwin Panofsky und Ernst Kantorowicz im Princetoner Exil. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2008
1895
Герман Фрэнсис Марк (Herman Francis Mark)
американский химик австрийского происхождения, обладатель множества учёных степеней и научных наград. Внёс значительный вклад в науку о полимерах, развил её как отдельную область химических знаний, разработал первую программу обучения науке о полимерах, был одним из главных создателей секции полимеров ИЮПАК. Герман Фрэнсис Марк родился в городе Вена, Австро-Венгрия, в семье врача Германа Карла Марка и его жены Лили Мюллер, где был вторым сыном. Юноша взрослел в окружении таких людей, как основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, писатель Артур Шницлер, основоположник политического сионизма Теодор Герцль, которые ужинали вместе с его отцом у них дома. Марк увлекался лыжами и футболом, играл в составе сборной Австрии по футболу. К занятию наукой Марка, по словам учёного, его сподвиг учитель математики и физики Франц Хлавати. На двенадцатилетнего Марка также оказала влияние экскурсия по лабораториям Венского Университета, которую организовал отец его друга Герхардта Кирша. Мальчики имели доступ к реактивам через своих отцов, и в раннем возрасте стали проводить опыты.
Служба в армии (1913—1914)
В 1913 Марк окончил среднюю школу, и перед ним встал выбор — пойти сразу в университет, а потом пройти обязательную службу в армии, или наоборот. Марк решил сначала отслужить и пополнил ряды австрийской армии в качестве рядового в элитной высокогорной пехоте. Их расположение находилось в горах Южного Тироля. Марк находил армейскую жизнь вполне сносной, стал заядлым альпинистом. Летом 1914 года Марк планировал по окончании службы вернуться домой, однако начало Первой мировой войне задержало его в армии ещё на 5 лет.
Первая мировая война (1914—1919)
Марк участвовал в боевых действиях на всех фронтах, был ранен несколько раз и награждён пятнадцатью медалями за храбрость. Когда итальянская армия захватила Монте-Ортигара, ему довелось вести контрнаступление, в ходе которого ценой больших потерь личного состава ключевая точка была отхвачена. Остаток войны Марк провёл в плену, будучи заключенным в женском монастыре близ Бари, где изучал языки и химию, которую начал учить двумя годами ранее, пока лежал в госпитале с ранением. В октябре 1919 года он узнал, что его отец болен, и, подкупив охрану, Марк отправился на поезде в Вену.
Венский университет
Возвращение в Вену (1919—1921)
Вернувшись в Вену, Марк поступил в Венский университет и нагонял проведённое на фронте время, осваивая программу по три семестра в год. Он окончил университет в 1921 году, и получил степень доктора философии, защитив под руководством Вильгельма Шлёнка докторскую диссертацию о получении и свойствах пентафенилэтильного радикала. В 1921 году Шлёнку предложили должность заведующего кафедрой в Берлинском университете, которую ранее занимал нобелевский лауреат Эмиль Фишер. Шлёнк принял должность и пригласил Марка перейти в Берлинский университет вместе с ним.
Научная карьера
На протяжении своей научной деятельности Марк работал с такими видными учёными, как Вильгельм Шлёнк — его научный руководитель в Вене, Макс Перуц, у которого он преподавал физическую химию, Лайнус Полинг, которого Марк познакомил с методом электронной дифракции. По его словам, он совершил более пятисот поездок по всему миру, читая лекции в университетах и промышленных лабораториях.
Здание химического института ОКВ
Общество кайзера Вильгельма (1922—1926)
Спустя год, после того как Марк прибыл в Берлин, директор Общества кайзера Вильгельма (ОКВ) Фриц Габер по рекомендации Шлёнка принял молодого учёного на должность химика-органика в Институт исследования волокон при ОКВ в Далеме. Марк работал в группе Майкла Полани, которая занималась рентгеноструктурным анализом.
Среди исследований, проведённых Марком в группе Полани, были:
изучение модуля упругости целлюлозных волокон, в ходе которого они обнаружили образование кристаллоподобных структур, ориентированных вдоль волокон — аналогичные структуры наблюдались при холодном волочении металлической проволоки. Так группа приступила к детальному анализу изменений, сопровождающих холодное волочение цинковой проволоки
кристаллографическое исследование молекулы уротропина (1923) — одной из первых сравнительно сложных органических молекул в то время;
исследование структуры графита (1924), в ходе которого он убедился, что ковалентная связь может распространяться за пределы элементарной ячейки
исследование особенностей поведения щавелевой кислоты в растворе (1924);
исследование двойного лучепреломления в каломели (1926), причину которого он нашёл в её кристаллической структуре;
исследование диоксида углерода (1925—1926), в ходе которого он установил длину связи углерод—кислород;
его данные о сравнении структуры этана и диборана (1925) показали, что эти молекулы имеют одинаковую геометрию;
внёс вклад в исследование таких проблем физики, как естественная ширина, коэффициент преломления и поляризация рентгеновских лучей, Эффект Штарка и эффект Комптона.

Штаб-квартира «IG Farben» во Франкфурте-на-Майне
И.Г.Фарбениндустри (1926—1932)
В первой половине XX века корпорация «IG Farben» производила значительные количества вискозы и ацетилцеллюлозы и располагала хорошо оборудованными лабораториями для проведения фундаментальных исследований. В 1926 году директор «IG Farben» Мейер К.Г. пригласил Марка возглавить лабораторию по исследованию высокомолекулярных соединений в Людвигсгафене. Марк исследовал целлюлозу, полистирол, поливинилхлорид и некоторые из первых синтетических каучуков. Вклад Марка в науку за время работы в Людвигсгафене:
вместе с Мейером в 1928 году нашёл решение кристаллографической структуры целлюлозы, которое показало, что целлюлоза представляет длинные цепочки, состоящие из остатков глюкозы, и которое было в согласии с данными химического анализа;
решил кристаллографическую структуру натурального каучука совместно с коллегой Г. фон Зузихом, на основании чего было установлено, что двойная связь в полимере имеет цис-конфигурацию;
показал, что промышленно изготавливаемые полимеры по прочности не достигают 10 % предела прочности, рассчитанного Марком для идеального волокна на основе кристаллографических данных. Он объяснил это различными дефектами реального волокна;
впервые провёл электронографические исследования газов, определив длины и углы связей в таких соединениях, как тетрахлориды углерода и германия, бензол, циклогексан, цис- и транс-1,2-дихлорэтилен. Ещё в 1930 году Марк отметил, что полученные данные противоречат идее о свободном вращении в 1,2-дихлорэтилене.
В 1932 году член совета директоров «IG Farben» Вильгельм Гауз предупредил Марка, который был иностранцем с еврейскими корнями, что ввиду возможного прихода к власти партии Гитлера Марк может столкнуться с серьёзными трудностями, работая в корпорации, и предложил ему перейти на академическую работу.
Вена (1932—1938)
В 1932 году Марку предложили должность профессора физической химии и директора первого химического института в Венском университете, где он поставил своей целью создать институт по исследованию полимеров и программу обучения химиков-полимерщиков. К 1936 году он успешно справился с созданием программы подготовки специалистов в области полимерной химии. Марк сконцентрировал свои усилия на исследовании кинетики и механизмов полимеризации, поскольку хотел помочь промышленности. Его программа обучения вскоре стала известна в кругах промышленников и среди студентов со всего мира; студенты, прошедшие обучение по этой программе были востребованы на производстве. Совместно с Юджином Гутом Марк сформулировал статистическую теорию эластичности сшитых каучуков. В 1935 году Марк решил совместить свои научные интересы с увлечением альпинизмом, которое он приобрёл ещё во время службы в армии. Для этого он уговорил друзей из Академии наук СССР организовать экспедицию на высочайшую вершину Кавказских гор с целью определить, накапливается ли в ледниках дейтерий. Полученные результаты были неоднозначными, однако участники экспедиции остались довольными. В ходе очередного политического переворота в 1938 году армия Гитлера оккупировала Австрию, Марка лишили занимаемой должности и арестовали гестаповцы за отношения с его боевым товарищем канцлером Энгельбертом Дольфусом, который боролся за независимость Австрии и был убит нацистами при попытке переворота в 1934 году. Марка допрашивали о его работе в «IG Farben» и отношениях с Дольфусом. Спустя четыре дня учёного выпустили из тюрьмы, однако изъяли его паспорт и переписку с Эйнштейном. Чтобы вернуть паспорт, Марк обратился к бывшему однокласснику, влиятельному человеку при новом режиме, за услугой, которая обошлась ему в годовое жалование профессора. Учёный решил перебраться вместе с семьей в Канаду, Хоксбери, куда его в сентябре 1937 года на встрече в Дрездене пригласил Карл Б.Торн, управляющий директор завода «Canadian International Paper Company» на должность руководителя научно-исследовательской работы. Торн писал Марку и ранее, наслышанный о его профессиональных качествах, ещё в мае 1937 года. Он писал, что растут запросы потребителей и конкуренция на рынке, что лаборатории завода устаревают и он заинтересован в том, чтобы Марк возглавил его лаборатории. Тогда Марк не смог принять предложение, но выразил готовность в реорганизации лаборатории и обучению сотрудников новшествам в области полимеров, а также время от времени ездить с консультациями на завод. Однако Торн хотел, чтобы Марк работал в компании на постоянной основе. Тогда Марк ещё не знал, что это предложение станет его спасительным мостом из оккупированной страны. Так Марк начал готовиться к выезду. Он постепенно делегировал свои обязанности коллегам. Чтобы провезти через границу ценные вещи, он тайно закупил платиновую и иридиевую проволоку на сумму около 50 тысяч долларов и делал из неё вешалки для одежды. В конце апреля вместе с женой и двумя сыновьями Марк покинул страну с нацистским флагом на радиаторе и лыжами на крыше его автомобиля под видом поездки в Швейцарию на горнолыжный курорт. На следующий день они прибыли в Цюрих, откуда двинулись через Францию в Англию. Из Англии Марк направился морем в Монреаль, куда прибыл 26 сентября 1938 года. Спустя несколько недель к нему присоединилась его семья.

Roger’s Hall главный учебный корпус Политехнического Института
Жизнь в Канаде и США (1938—1992)
Марк проработал в Хоксбери два года, которые он посвятил улучшению процессов обработки и изготовления целлюлозы, ацетилцеллюлозы и вискозы. Особенно сложной оказалась работа над вискозой из-за требований стандартов шинной промышленности, где она начала использоваться в качестве корда. В ходе этой работы Марк приобрёл полезные связи в «DuPont», которые помогли ему получить в 1940 году место адъюнкт-профессора в лаборатории в Бруклинском политехническом институте и должность консультанта в «DuPont», когда возможности старой лаборатории стали недостаточны для удовлетворения его научных интересов. В Бруклине Марка назначили в группу «Shellac Bureau» под руководством Уильяма Гарднера. Исследования спонсировала «U.S. Shellac Import Organization», которая была заинтересована в заменителях шеллака из Индии и Индонезии, ввиду возможного прекращения поставок из-за угрозы войны с Японией. Здесь как нельзя кстати пригодился исследовательский опыт, приобретённый в «IG Farben», где Марк работал с полимерами, похожими по свойствам на шеллак. Потребности «Shellac Bureau» позволили Марку внедрить курс изучения полимеров в Бруклинском политехе. Большую помощь ему оказали преподаватели известный в то время кристаллограф Исидор Фанкюхен,; химик-технолог и будущий мультимиллионер-филантроп Дональд Отмер (англ.)рус. и директор института Гарри Роджерс. При поддержке Роджерса и главы химического факультета Рэймонда Кирка Марк немедленно приступил к преподаванию курса общей химии полимеров. В начале своей работы в Бруклине Марк получил от своего коллеги Исидора Фанкюхена ироничное прозвище «Der Geheimrat», что означает в переводе «тайный советник», но в немецких университетах оно имело особое, непереводимое значение. Этот титул давался немецкими кайзерами выдающимся учёным, однако вызывал в голове образ напыщенного, помпезного профессора. Поскольку Марк являл собой полную противоположность этому образу, прозвище неотрывно закрепилась за Марком. Годы работы в Бруклине пришлись на Вторую мировую войну, и Марк принял участие в нескольких военных проектах, среди которых был снегоход «M29 Weasel», десантное судно «Ducq» и ледяная посадочная плавучая площадка, над которой также работал сын Марка — Ханс. Поле работы Марка в Бруклине сильно расширилось. У него были контракты на исследования с «Office of Scientific Research and Development», в ходе которых он взял себе в ученики А.В.Тобольского, Пола Доти и Бруно Зимма. Хотя на тот момент никто из них не работал с высокомолекулярными соединениями, позже они стали ведущими специалистами по исследованию полимеров. Под влиянием Марка такие одарённые ученики как Самуэль Кримм и Р.С.Штайн сделали карьеру в тогда ещё непопулярной области науки. В 1947 году был основан Институт исследования полимеров. Под руководством Марка была разработана программа обучения студентов. Им же были организованы еженедельные субботние симпозиумы, на которых выступали видные ученые и которые повысили престиж Бруклинского политехнического института как места концентрации и развития знаний о полимерах. Марк также организовал интенсивные летние курсы по полимерной науке, на которые приглашал учёных и промышленников. В 1962 году Марк посетил Японию, когда его пригласили представить лекцию о полимерах японскому императору. Обычно практикой было приглашать нобелевских лауреатов, но в случае Марка это была особая честь, так как он не был обладателем этой награды. В 1972 году Марк стал одним из первых американцев, которые посетили коммунистический Китай. Когда Марку исполнилось 70 лет, он прекратил читать постоянный курс лекций в Бруклинском политехе, однако каждый год выступал с докладом «What is new in polymers», в котором делился своими наблюдениями и знаниями, полученными в ходе его многочисленных путешествий по всему миру. Умер в городе Остин, Техас, США, 6 апреля 1992 года.
Награды: Медаль Герца, 1928; Медаль Вильгельма Экснера, 1934; Медаль Николса, 1960; Медаль Эллиота Крессона, 1966; Премия Уилларда Гиббса, 1975; Премия Гумбольдта, 1978; Национальная научная медаль США, 1979; Премия Вольфа по химии, 1979; Медаль Перкина, 1980; Национальная научная медаль, 1980; Премия Майкельсона — Морли, 1989.
Признание
Марк — обладатель почетных степеней во множестве университетов, таких как университет Льежа, Уппсалы, Берлина, Вены, Мадрида, Праги, Техниона в Хайфе. Член Королевского Института, Национальной Академии Наук и Советской Академии Наук.
Семья
Герман Фрэнсис Марк был женат на Мэри (Мими) Шрамек. У них было два сына, старшего звали Ганс.
Основные труды: Kurt H. Meyer and H.Mark, Der Aufbau der hochpolymeren organischen Naturstoffe, 1930; H. Mark, Physik und Chemie der Zellulose, 1932; H. Mark, Physical Chemistry of High Polymers, 1938; H. Mark, Giant Molecules, в серии Life Science Library, 1966; H. Mark (ed.), Encyclopedia of polymer science and technology, vv. 1—15, 1964—1972.
Сочинения в русском переводе: Строение высокополимерных органических естественных соединений, 2-е издание, Ленинград, 1934 (совместно с К.Мейером); и физика целлюлозы, Ленинград, 1935: Современные методы исследования высокополимерных соединений, Ленинград, 1936; Сополимеризация, Москва, 1953 (совместно с Т.Алфрейем и Дж.Борером); Линейные и стереорегулярные полимеры, Москва, 1962 (совместно с Н.Гейлордом).
Литература: Herbert Morawetz. Herman Francis Mark 1895—1992 : Biographical Memoir / National Academy of Sciences // Biographical Memoirs. — Washington, DC : The National Academies Press, 1995. — Vol. 68. — P. 195—208. — 457 p. — ISBN 978-0-309-05239-9. — ISSN 0077-2933. — doi:10.17226/4990; G. Allan Stahl. Herman F. Mark: The Early Years, 1895-1926 // Polymer Science Overview : / G. A. Stahl (ed.). — 1981. — Vol. 175. — P. 5—19. — 355 p. — (ACS Symposium Series). — ISBN 978-0841206687. — ISBN 978-0841208568. — doi:10.1021/bk-1981-0175.ch001; American Chemical Society National Historic Chemical Landmarks. Foundations of Polymer Science: Herman Mark and the Polymer Research Institute; James J. Bohning. Mark, Herman F. // Complete Dictionary of Scientific Biography : [англ.] / Charles Coulston Gillispie, Frederic Lawrence Holmes, Noretta Koertge, Gale Publishing, editors. — Cengage, 2008. — ISBN 0684315599. — ISBN 978-0684315591; Herman F. Mark. From small organic molecules to large: a century of progress : Autobiography. — Washington, DC : American Chemical Society, 1993. — (Profiles, pathways, and dreams). — ISBN 0841217769. — ISBN 978-0841217768. — ISBN 0841218021. — ISBN 978-0841218024.
1895
Феодосий Степанович Осьмачка (украинское имя — Тодось Осьмачка, Теодосій Степанович Осьмачка)
украинский писатель, прозаик, поэт, переводчик. Родился в селе Куцовка, Смелянский район, Черкасская область. Феодосий Степанович Осьмачка закончил среднюю школу в родном селе Куцовка, Черкасская область. В 1916 году был призван в армию, после Февральской революции в 1918 году демобилизовался. В 1921 году поступил в Киевский институт народного просвещения, после окончания которого работал учителем в различных киевских школах. В это же время издал три поэтических сборника «Круча» (1922 г.), «Скитські вогні» (1925 г.), «Клекіт» (1929 г.). С 1926 года Феодосий Степанович Осьмачка принадлежал к организации МАРС («Мастерская революционного слова»). В начале 1930 года переехал на Кубань. В 1932 году, вернувшись на Украину в Харьков, подал заявление в советские государственные органы с просьбой выехать из СССР. 5 февраля 1933 года был арестован, но из-за слабого здоровья был вскоре освобождён. На протяжении 1930-х годов его несколько направляли на принудительное психиатрическое лечение. Проходя лечение в Ленинграде, он совершил неудачную попытку пересечь государственную границу СССР на пароходе, который отправлялся в Финляндию. В 1942 году Феодосий Степанович Осьмачка переехал во Львов, откуда перебрался на Запад в 1944 году. После окончания Второй мировой войны жил в различных лагерях для перемещённых лиц, скитаясь по странам Европы. В 1948 году Феодосий Степанович Осьмачко переехал в США, некоторое время жил в Канаде. В этот период своей жизни Феодосий Степанович Осьмачка издал поэтические сборники «Поет» (1947 г., 1954 г.), «Китиці часу» (1953 г.), «Із-під світу» (1954 г.) и три повести «Старший боярин» (1946 г.), «План до двору» (1951 г.), «Ротонда душогубців» (1956 г.) и переводы на украинский язык произведений Оскара Уайльда и Вильяма Шекспира. Активно участвовал в эмигрантской украинской деятельности, принадлежа организации «Мистецький український рух» («Творческое украинское движение»). В феврале 1961 года Феодосий Степанови Осьмачка отправился в Испанию, откуда посетил Париж и Мюнхен. 6 июля 1961 года в Мюнхене у Феодосия Степановича Осьмачки случился инсульт. Друзья перевезли его в Нью-Йорк, где 7 сентября 1962 года Феодосий Степанович Осьмачка скончался в психиатрической лечебнице возле Нью-Йорка. На творчество Феодосия Степановича Осьмачки значительно повлиял символизм и экспрессионизм. В поздних поэтических сборниках заметно влияние неоромантизм. В своих произведениях Феодосий Степанович Осьмачка особое внимание уделял украинским народным традициям, этнографии. Поэзия: Круча, 1922 г.; Скитські вогні, 1925 г.; Клекіт, 1929 г.; Поет, 1947, 1954 гг.; Китиці часу, 1953 г.; Із-під світу, 1954 г. Повести: Старший боярин, 1946 г.; План до двору, 1951 г.; Ротонда душогубців, 1956 г. Публицистика: Психічна розрядка.
Литература: Біляїв Володимир (2003). На неокраянім крилі…, Східний видавничий дім, Донецьк — 348 страницы. ISBN 966-7804-57-7; Слабошпицький М. Тодось Осьмачка. Літературний профіль. — К., 1995; Тодось Осьмачка // Історія української літератури XX ст.: У 2 кн. / За ред. В. Г.Дончика. — К., 1998. — Кн. 2; Мовчан Р. Українська проза XX століття: В іменах. — К., 1997.

1895
Габриэль Шевалье (французское имя — Gabriel Chevallier; имя при рождении — Мари Эмиль Режис Габриэль Шевалье, Marie Émile Régis Gabriel Chevallier)
французский писатель. Родился в городе Лион, Франция, в семье нотариуса. Обучался в религиозной школе Святой Марии в Сен-Шамон. Затем поступил в Высшую национальную школу изящных искусств Лиона. В 1914 г. призван на фронт, год спустя был ранен. После излечения вновь возвращается на фронт, где остаётся до конца войны. В конце 1919 г. возвращается к гражданской жизни. Меняет несколько профессий: ретушёр фотографий, коммивояжёр, журналист, дизайнер, художник плакатов, учитель искусства. С 1925 г. начинает писать собственные произведения. В 1930 г. выходит его роман «Страх», основанный на солдатских переживаниях автора периода Первой Мировой войны. Автобиографичным был также его роман «Упрямый коммивояжёр» (1929 г.).

Успех, признание и богатство пришли к Шевалье в 1934 г., когда вышел его роман «Клошмерль», сатирически описывающий события в вымышленном французском провинциальном городке. Роман издаётся на двадцати шести языках миллионными тиражами. В годы оккупации участвовал в Сопротивлении, сотрудничал в подпольной газете «Этуаль», входил в Национальный комитет журналистов и писателей. После войны председатель лионского отделения Общества франко-советской дружбы. Писатель умер в городе Канны, Франция, 6 апреля 1969 года, оставив незаконченным роман «Затмение». Незадолго до этого (1966 г.) вышло автобиографическое произведение «Изнанка Клошмерля».
Награды: Военный крест 1914—1918 годов.
Библиография: 1929 — Упрямый коммивояжёр; 1930 — Страх; 1934 — Клошмерль; 1937 — Святая гора; 1940 — Моя подружка Пом; 1947 — Пути одиночества; 1948 — Скандал в Клошмерле (киносценарий); 1948 — Маскарад; 1951 — Клошмерль-Вавилон; 1953 — Маленький генерал; 1953 — Разрушитель; 1956 — Перекрёсток шансов; 1960 — Девушки бесплатно; 1961 — Мисс такси; 1963 — Клошмерль-водолечебница; 1966 — Изнанка Клошмерля.