"Реквием по мечте"
28-03-2005 02:05
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Тока что просмотрел и решил написать о чем.СКажу,что фильм меня очень порадовал.Рекомендую.
"Реквием по мечте" - фильм про наркотики, бьющий по нервам и сетчатке наотмашь; "Иди и смотри" по-американски, кино безо всяких поблажек зрителю - безысходное, надрывное и страшное.
Аронофски - из поколения next американского независимого кино. В 1998 г. он привез на фестиваль "Санденс" свой дебютный фильм "Пи" и получил приз за режиссуру. "Реквием по мечте" - вторая его картина - был представлен в прошлом году уже в Каннах.
Литературная основа фильма - роман Хьюберта Селби-мл. Время действия - 70-е, поэтому Аранофски удачно микширует ретро и современность. Сюжетная конструкция - две параллельные истории. Одна - про стареющую одинокую домохозяйку с Брайтон-Бич (пронзительно, на грани фарса и трагедии сыгранную Эллен Берстин). Она хочет похудеть, чтобы попасть в телешоу, принимает для этого таблетки с амфетаминами и в результате становится наркоманкой. Вторая история - про ее сына (Джаред Лето) , наркомана и начинающего наркодилера, подсадившего на героин свою подружку (Дженнифер Коннелли). У них первая любовь и последнее лето детства, которое кажется бесконечным и прекрасным. Юные герои слишком красивы, а начало фильма слишком похоже на идиллию - тем беспросветнее финал.
Снимает Аронофски так, как принято снимать про наркотики после "Трэйнспоттинга": сумасшедший драйв, изобретательный клиповый монтаж; специальная оптика, искажающая кадр, и т. д. Но использует эти приемы не для того, чтобы фильм стал модным, а для того, чтобы он стал невыносимым.
Процесс потребления наркотика показан, впрочем, совершенно в стилистике рекламного ролика. Шприц, с шипением всасывающий героин, щелчком расширяющийся зрачок - все очень эффектно, ритмично, крупным планом.
Таким же крупным планом, во всех мыслимых подробностях - последствия этих забав, настолько чудовищные, что об эстетике забываешь напрочь: воздействие уже почти не художественное - физиологическое. К финалу хочется зажмуриться или отвернуться от экрана.
Этот жуткий натурализм, суицид в прогрессии, озвученный изысканно-депрессивными пассажами композитора Клинта Мэнселла в исполнении академических суперзвезд Kronos-quartet, нельзя назвать даже антинаркотической пропагандой. Слишком много пафоса и отчаяния, явный и намеренный перебор.
Жестокость "Реквиема" концептуальна. Это фильм про наркотики лишь в том смысле, что наркотиком является все: героин и амфетамины не слишком отличаются от телевизора. То и другое - суррогатная реализация мечты, в фильме вполне будничной: участие в телешоу, любовь, семейное счастье; казалось бы, ничего несбыточного героям не нужно. Но карают их так, что лучше не рассказывать.
Это и шокирует больше всего. Наказание в "Реквиеме по мечте" несопоставимо с преступлением и при этом неотвратимо, как в античной трагедии. Его жестокость поражает именно своей чрезмерностью и какой-то дикой, абсолютно символической наглядностью.
Поскольку наркотики лишь следствие, понятно, что фильм пытается рассказать о причинах. Кажется, Аронофски снял кино о той невыносимой внутренней пустоте, которая проникает во все поры реальности в мире дешевых суррогатов и быстрых удовольствий, - отсюда его пафос и его одержимость. Отсюда же и гипернатурализм, возведенный до символа. Душевный вакуум, требующий постоянного заполнения (с помощью наркотика - просто потому, что так нагляднее) , - главное основание кошмара, недаром герои расплачиваются в финале именно плотью: никто из них не умрет, для каждого приготовлен персональный телесный ад.
Вот так вот.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote