• Авторизация


О российской системе образования. 25-02-2010 18:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не секрет, что российская система образования сегодня находится в стадии реформирования.
Для кого-то это постоянная головная боль, кого-то не касается.
Кто-то считает, что российское образование в поистине ужасном положении, кто-то уверен в его поступательном движении к новым горизонтам.

Хочу поделиться своими мыслями.

Думая об образовании, я, во-первых, задался вопросом:
- В чем различие школы и университета? Среднего и высшего образования?

Ответ мне кажется очевидным:

Среднее образование – обычное, необходимое для нормального современного человека любой профессии. Его – можно назвать подростковым. Оно формирует из подростка личность, взрослого человека. Оно дает набор стандартных знаний и понятий, необходимых для жизни в современных условиях, а также возможность продолжать специальное обучение.

Высшее образование – элитарное, необходимое для ограниченного перечня специальностей. Не буду называть его взрослым, это слишком упрощенно, среднее специальное образование, обучение непосредственно на рабочем месте, тоже взрослое, но не высшее. Высшее - формирует из взрослого человека, из сложившейся личности – специалиста высшей категории. Дает набор специальных, сложных знаний, необходимых для работы доступной немногим.

Получив такой ответ, я задался следующим крамольным вопросом:
- Для чего необходим экзамен?
Обратите внимание, здесь я специально не делаю различий между экзаменами советской школы и современным ЕГЭ, не повторяю аргументы сторонников и противников ЕГЭ.
Задаю простой вопрос.
- Для чего необходим экзамен?
И получаю очевидный ответ:
Экзамен необходим для того чтобы оценить уровень знаний полученных учеником.

И тут же спрашиваю себя:
- А очевидно ли это?
Уж так я устроен, что не могу обойтись без глупых вопросов.
Итак, вопрос задан. Вопрос глупый, не спорю.
И все-таки.
Пытаюсь найти ответ на этот глупый вопрос.
Возможно, проводя экзамены, мы тем самым высказываем недоверие?
- учителям, в том, что они способны предоставить подростку набор стандартных знаний и навыков?
- ученикам, в том, что они освоили необходимый набор знаний?

Ни для кого не секрет, что и учителя и ученики бывают хорошими и плохими. Мы все учились в школе, и знаем это не понаслышке.
Мы все страдали от плохих учителей и получали удовольствие от хороших.
Те из нас, кто был отличником и хорошистом, страдали от постоянного пережевывания уже давно понятного и пройденного неуспевающим. Те, кто не успевал, не тянул, страдали от непонимания и, в результате, озлобляясь, часто забивали на учебу.

Мой ответ – экзамен не решал эти вопросы, он не ограждал нас от ни плохих учителей, ни разделял двоечников от отличников.

Продолжаю поиск:
- Возможно, экзамен нужен для того, чтобы отделить тех, кто ограничится полученным образованием от тех, кто будет его продолжать?

Ответ: - Да, наверное, это основная цель экзамена.

Если это так, то вот Вам опять глупый вопрос:
- Для чего сдавать экзамен человеку, который не хочет продолжать среднее образование, а готов работать.
Чтобы его унизить?
Оставить на второй год?
Заставить писать шпаргалки, искать помощь у одноклассников, другие лазейки?
Спешно зубрить то, что было ранее не понято и не выучено?

Не буду далее мучить Вас своими глупыми вопросами.
Хочу поделиться своими мыслями.

Считаю:

Первое, школа должна давать аттестат по результатам занятий. Аттестат должен означать лишь одно – человек закончил школу, получив набор стандартных знаний и навыков.

Второе, ЕГЭ должны сдавать только те, кто хочет продолжать обучение дальше.

Третье, ЕГЭ необходимо оторвать не только от высших, но и от средних учебных заведений, а так же, что мне представляется очень важным, от региональной элиты.
Именно об этом 24 февраля на заседании совета ректоров Москвы и Московской области сказал ректор МГУ Виктор Садовничий.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
ein-mensch 25-02-2010-18:50 удалить
вспоминая свои школьные годы, могу сказать что школа порой может оказывать не самое хорошее воздействие на учащихся... Сейчас я понимаю, что в принципе некоторые учителя, у которых я учился, не должны были бы в принципе быть допущены к детям... психологическое здоровье некоторых своих преподавателей я бы поставил под сильное сомнение...
зачастую сами преподаватели могу зарубать на корню всякий интересе к изучению той или науки... так было лично у меня... хотя и время было не самое хорошее... 90е...
что мне лично дала шклоа? общие сведения о мире, а так же наверно знание местного языка, немного английского и русского.. последние 5 лет в школе были практически пустым, времяприпровождением со знаком минус..
ЗЦвЧП 26-02-2010-10:19 удалить
wind-stranger89, спасибо, за то, что поделились Вашими личными впечатлениями.
Несмотря на некоторый негатив, уверен, что школа была для Вас, как и для меня прекрасным временем.
ЗЦвЧП, эээээ....
Ну, то есть...
Представим себе...
Что 50% учеников. В школе. К 5 классу. Понимают, что дальше они учится не будут. Что аттестата "прослушал учебынй курс" им достаточно. И ЧТО???
Можно просто приходить на уроки - и слушать? И в принципе - больше ничего не делать???
Ты понимаешь, к чему это приведет-то всё?
Дети сейчас, в отличие от нас, тогдашних, вообще не нацелены на учебу. Они нацелены на сериалы, моду и т.д. Львиная часть, не скажу, что все.
И вот в 5-6 классе, они в переходном возрасте - говорят родителям "не хочу уиться - хочу жаниться", например - и, не сдавая экзамен, вообще ничего не сдавая - получают справку, грубо говоря "прослушал" и всё?
"Супер".
И как их всех потом трудоустраивать? Как ремеслинников - пробуя на месте - кто на что способен???
ЗЦвЧП 26-02-2010-11:05 удалить
Белка_с_орешками, спасибо за вопрос. Но если задуматься, то все так и есть, как ты написала.
Многие к 5-му классу понимают, что дальше учиться не будут и приходят на уроки не выполнив домашнего задания, не выучив материал предыдущего урока и ничего не делая на текущих.
Скажи, разве это не так?
Разве угроза экзамена где-то там в далеком 9-ом классе, что-то изменит.
По-моему, не изменит. Они будут продолжать жить по принципу "не хочу учиться, а хочу ..."
Они будут мешать тем, кто успевает нормально и ставят в жизни свои цели.
Учителя тянут их сегодня и будут тянуть завтра, ставить двойки, оставлять на второй год...
Я всего-лишь предлагаю признать, что такие люди есть числом не малым.
Экзамен их не изменит и не сделает лучше.
А на работу дворником или рабочим берут не глядя на оценки по литературе и математике. Тут главное аккуратность, честность и порядочность.
А это, как раз и разрушает система, которая не в состоянии честно признать имеющееся неравенство заложенное уже в детях. Которая пытается перевоспитать двоечников, лишь озлобляя их.
Вот, к примеру, У Вас прекрасная, умная, творчески одаренная дочь. В школе она будет общаться с совершенно разными детьми и с отличниками и с двоечниками. И это хорошо. Это поможет ей лучше разобраться в жизни. Но в определенный момент, когда предлагаемый в школе материал будет усложняться, а отставание неуспевающих увеличиться до откровенного непонимания и неприятия, учитель будет вынужден основное время урока тратить не на тех, кто все понимает и хорошо успевает, а на двоечников, выполняя поставленную задачу - подготовить всех к выпускным экзаменам.
Ты знаешь... у меня вот творчески одаренная, довольно средне умная дочь. Но если бы над ней не висел лозунг "будет двойка, и ты не попадешь в гимназический класс!!" она бы забила на всё и целыми днями смотрела мультики... Как почти 80 процентов школьников.
Мы все выросли в советской школе, где так или иначе, но какие-то знания нам в голову - должны были запихать и, как ты выражаешься - "подготовить к сдаче минимального экзамена". Но это было хоть что-то.
А сейчас - школьные уроки и так напоминают скорее лекции - с последующей оценкой знаний. И если ещё педагоги, в принципе - не будут вообще отвечать за результат - мы будем потом это не одно десятилетие разгребать... И ты будешь сталкиваться с этими недорослями - во ВСЕХ сферах. То есть - и в магазинах, и в правлении метрополитеном, и в парикмахерской...
Кроме прочего - у каждого ребенка своя скорость усвоения, и много ещё всяких факторов...
По-моему они просто предлагают создать "задел" некоего количества "быдла". Заранее. Заведомо. Этакую "серую массу".
ЗЦвЧП, Да, и ещё... за давностью лет общения я как-то подзабыла, мы на "ты" или на "Вы"? ))
ЗЦвЧП 26-02-2010-13:05 удалить
Белка_с_орешками, я не против системы школьных отметок, контрольных работ и других. Так же не отрицаю, что учителя должны отвечать за результат. По-моему, основной результат школы - личность разделяющая общечеловеческие ценности, имеющая необходимый набор знаний и навыков и возможность развития своих индивидуальных особенностей во благо себя и общества.
---
Вместе с тем, я за то, чтобы не смешивать все вместе. За то, чтобы разделять права и обязанности.
ЕГЭ, с моей точки зрения, является правом. Экзаменом на право идти дорогой в будущее, вступительным экзаменом в ВУЗ.
И этим правом человек может воспользоваться, а может отказаться сегодня, а воспользоваться, скажем, на следующий год.
Мы же постоянно путаем право и обязанностями.
И дело не в том, что я стремлюсь создать быдло, отделить серую массу и элиту.
Все это существует без моего и твоего желания.
Признавая, что в высших заведениях должна обучаться интеллектуальная элита, нужно принять реальность и не гнать всех стадом на ЕГЭ.
ЗЦвЧП, Тогда надо вводить два варианта школьного экзамена. Один - чтобы выдать аттестат.
Второй - ЕГЭ - для желающих поступать в ВУЗы.
Но они ввели ЕГЭ именно - как единую систему оценок... Не знаю.
Сразу отсеивать всех ещё в школе и не предлагать возможности... Грустно.
ЗЦвЧП 26-02-2010-13:44 удалить
Белка_с_орешками, еще раз, чтоб развеять грусть.
НЕ предлагаю отсеивать.
Возможность сдавать ЕГЭ должна быть предоставлена все закончившим школу.
Предлагаю давать право выбора каждому выпускнику самостоятельно - сдавать или не сдавать ЕГЭ.
Отказавшись от сдачи ЕГЭ он должен получить аттестат, но будет иметь ограничение на поступление в ВУЗ
Кстати, сдавший ЕГЭ с недостаточным балом, также будет иметь ограничение .
ЗЦвЧП, Ну, в таком варианте..
Считай - уговорил)
Теперь - осталось принять закон, да? Когда приступим? )))
ein-mensch 27-02-2010-00:19 удалить
Ответ на комментарий ЗЦвЧП # ЗЦвЧП
нет, к сожалению школа была для меня ужаснейшим периодом в жизни. но это уже как говориться, другая история. Я рад, что у Вас все было несколько иначе))


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О российской системе образования. | ЗЦвЧП - Дневник ЗЦвЧП | Лента друзей ЗЦвЧП / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»