• Авторизация


неоднозначность 20-11-2006 17:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x210]
на 4-м занятии я поняла наконец, в чему нашего курса главный нестык с Миттой - Александр Наумович - материалист до мозга костей))
его героями движут базовые мотивы: хочу/не хочу, надо/не надо, нравится/не нравится, мне хорошо/мне плохо.
он категорически против любых усложнений, демонстраций неоднозначности, недопонимаемости и противоречивости человеческого сознания.
а наше постмодернистское generation "P" только и делает, что борется с однозначностью и понятностью...
"Нет, ну, как фестивальное кино, для узкого круга ценителей, - это возможно, но..."
а дальше нам десять минут в категорической форме вдалбливают, что так не надо!!!
но, но, но... мы, потенциальные авторы, сами предпочитаем "другое кино", а никак не мейнстрим.
- А "Космос как предчувствие" - там же герой Цыганова одновременно и "объект любви" и "антагонист"?
Митта морщится:
- Учитель - он неднозначный режиссер, с ним сложно... хотя имеет свою аудиторию.

сюжет про мальчика, которому не хватало сил вытянуть рыбу из воды, симпатичен, его можно экранизировать, но это не то, чему нас учат.
проблема в том - хотя Митта ее игнорирует - что зрителю реально нравится про этого самого мальчика и все тут. не так все-таки просто с человеческим сознанием...
и в итоге, зная кое-какие базовые схемы и принципы, все равно делаешь интуитивно. я согласна, скорее, с точкой зрения, что высокое рождается на сломе правил... может, все искусство в том, чтобы правильно сломать.
в детской художественной школе, в возрасте 10-11 лет, меня этому учили более четко, нещадно разрушать "глянец". но в живописи и графике, в отличие от кино, нет столь четкого понятия мейнстрима.

в учебных целях смотрели древний черно-белый вестерн "Ровно в полдень" с Гэри Купером и Грейс Келли (оба играют откровенно плохо)).
в середине картины из зала вопрос: "Можно ли сказать, что шериф Кейн, в одиночку пошедший разбираться с бандитами, - волевой герой, а социальное окружение, отказавшееся ему помогать и подставляться под пули, - умные герои?"
Митта 5 минут объяснял, что ум всегда настроен на самосохранение, бежать, чтобы спастись...
потом в буфете в обеденный перерыв спрашивал, не слишком ли скучно нам было смотреть эту ленту. мы заверили, что вполне нормально. до начала экшна в последней части все вполне смотрибельно, а экшн, конечно, устарел.

да, предсказать зрительские симпатии не так просто.
Митта рассказывал, что "Белое солнце пустыни" не воспринимают нигде, кроме России. вообще не понимают.
о причине отечественной популярности этого фильма Александр Наумович выдвинул гипотезу, что в нем есть удачное соединение западного и восточного, характерное для русской ментальности.
я лично думаю, что многие фильмы смотрят много раз просто из-за их настроения...
в США подобный парадокс - "Касабланка", которую американцы признали лучшей картиной всех времен, но которая не вызывает особого энтузиазма в остальном мире...
посмотрев нашу "Калину красную", японцы недоуменно пожали плечами: "Очередной фильм про якудзу".
в общем, трудности перевода))
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
l_juser 20-11-2006-18:51 удалить
я согласна, скорее, с точкой зрения, что высокое рождается на сломе правил... может, все искусство в том, чтобы правильно сломать.

Ага, и ещё знать - что именно ломаешь.
Иметь возможность выбора - использовать стандартные приёмы или нет. Мне кажется, что он вас учит всяческому мейнстриму именно для того, чтобы вы потом могли выбирать, какие средства использовать.

"Касабланка" не вызывает энтузиазма в остальном мире? Посмотри ещё раз "Чёрная кошка, белый кот" :))
hiinenkelter 21-11-2006-12:35 удалить
Чухрай называл его "мозговик"
Митта все хочет расчитать, предусмотреть
это возможно
но это не искусство, а ремесло
Дымсь 21-11-2006-17:26 удалить
Мне кажется, что он вас учит всяческому мейнстриму именно для того, чтобы вы потом могли выбирать, какие средства использовать.


ну, это конечно)
Митта и говорит, что дает нам скелет, на который можно нарастить все остальное.
но сам Митта наращивает мало что. ну однозначные у него герои и простые и все тут. авторский стиль %)
Дымсь 21-11-2006-17:54 удалить
hiinenkelter,
угу))
Митта и сейчас также все просчитывает.
Митта рассказывал, они с Тарковским учились на одном курсе и Андрей Арсениевич внешне демонстративно игнорировал правила. ну, он вообще имидж нонконформиста держал.
"А потом выяснилось, что он еще как все просчитывает, до мелочей!" - Победно заключил Митта.

во всяком случае, лучше маниакально считать, чем подход современных "бизнес-режиссеров": "Кино снимать очень просто, ха-ха-ха" - ляпают, что в голову взбредет в уверенности, что и это "пипл схавает".

я не думаю, что очень близка с Миттой по типу мышления, по восприятию кино как искусства, но я чрезвычайно благодарна ему за его курс.
действительно учусь.
на март запланированы курсы второй ступени - продолжение.
l_juser 23-11-2006-13:54 удалить
Дымсь, однозначные? "Экипаж", герой, которого играл Филатов, например :))

Про восприятие кино как искусства. С нами на курсе учился один музыкант (сейчас работает звукорежиссёром на "Беларусьфильме"). Оказалось, что он просто не мог слушать музыку, как все нормальные люди - он её автоматически, подсознательно, раскладывал на составляющие. И там где, где "нормальный" слушатель сказал бы "какая красивая мелодия", Гена бы высказался бы в духе "да, нонаккорд после терц-кварта - очень красиво". То есть, он эту красоту видел - но совершенно по другому, изнутри.
В понедельник был в гостях у знакомой сценаристки, обнаружил на полке книгу Митты. Хотя она училась у Вардунаса. :)
Дымсь 25-11-2006-01:14 удалить
l_juser,
я помню, еще на первом или втором семинаре Митта жутко нас смутил, прокомментировав эпизод из "Границы", где герой Башарова без колебаний спасает на болоте своего соперника и просто гада - героя Гуськова, хотя спокойненько мог бы его не спасать...
мы интерпретировали это однозначно: герой Башарова - "лакировочно" положительный, моральные принципы у него по определению берут верх.
а Митта сетовал: "Да он просто такой вот никакой, бесхарактерный... Это я упустил, не добавил ему конфликта".
мы стали уточнять.
нет, не писал Митта героя Башарова как образцово-положительный типаж. для него он вообще не положителен вовсе.
и о герое Филатова в "Экипаже" он отзывался в том же ключе: "Ну, такой... размазня немного".

как выяснилось, любимая сцена Митты в "Экипаже" - где летчик едет повидать маленького сына... бывшая жена замужем за другим, сынишка называет отца "дядей"...
Митта считает (и тут я с ним согласна), что этот проходной эпизод - самый художественно сильный.
А.Н. сознался, что не ожидал, что "Экипаж" будет мелькать на экранах два десятилетия.
он делал эшн, фильм-катастрофу по западным образцам и по обычной русской практике "на коленке".
а фильм неожиданно стал популярным и вовсе не из-за спецэффектов.
Митта считает, что из-за удачного сплетения множества линий в сюжете.
я держусь своего мнения: из-за "атмосферы". чисто человеческой.
l_juser 26-11-2006-00:06 удалить
Да, тот эпизод - действительно сильный.
А с мельканием получается очень интересная вещь. Все фильмы, которые хочется (говорю лично о себе) посмотреть ещё раз, сняты как минимум 15 лет назад. А то, что было снято после... Никакое оно.
Дымсь 26-11-2006-09:50 удалить
Все фильмы, которые хочется (говорю лично о себе) посмотреть ещё раз, сняты как минимум 15 лет назад. А то, что было снято после... Никакое оно.


l_juser,
что поделаешь, "постмодернистская" фаза. деструктурализм, деконструктивизм... это тоже бывает удачным, но редко ложится на душу.
я склонна соглашаться с культурологами, которые не заламывают руки по поводу упадка и деградации, а спокойно говорят: эти фазы чередовались всегда, нужно просто переждать, приоритеты и акценты постепенно сместятся.
сейчас, конечно, трудновато.
я еще запоем смотрю советское кино, чувствую за ним собственную историю, а Никатинчика на 10 лет моложе уже вряд ли этим всерьез заинтересуешь. мне любопытнее всего, как она являет весь "постмодернистский" набор черт, хотя в силу возраста даже, скорее всего, не знает "таких словов".
я могла бы с упоением делать "флэш-бэки" типа "В круге первом" или "Не хлебом единым". мне кажется, эти ретро-фильмы (Говорухин вообще в черно-белом формате снял) - самые удачные за последние годы.
но даже если будет возможность, для кого я это сниму?
уже мое поколение это плохо понимает - это я такая, обращенная в советское прошлое - больше в силу личного опыта, чем исторического образования.
сижу на занятиях у Митты и думаю постоянно, что надо врубаться, млин, почему востребовано то, что сейчас востребовано.
Митта, годящийся мне в дедушки, смог.
что из меня получится, еще не ясно.
l_juser 02-12-2006-06:06 удалить
Дымсь, почему востребовано?
Одна из причин: массовое производство для массового зрителя. Возможность срубить денег при минимальных вложениях как материальных, так и профессиональных. Чтобы снять бандитский боевик или мыльную оперу - мастерство не требует. Можно даже не быть ремесленником. А чтобы придумать и снять тот эпизод с ребёнком - надо и мастером быть, и чтобы зритель был, который это оценит.
Опять-таки, социальный заказ на чернуху. Счастье - это ведь не когда тебе хорошо, а когда другому - ещё хуже.
Меня поэтому очень порадовали "Прогулка" и "Питер ФМ" - потому что они просто про жизнь, про нормальных людей.
Дымсь 02-12-2006-09:34 удалить
l_juser,
ты меня косвенно натолкнул на большой вопрос, почему востребовано "мыло", в котором Сопереживания гораздо меньше, чем в полноценном кино...
l_juser 04-12-2006-13:45 удалить
Дымсь, "мыло"?
Оно же дешёвое (в смысле производственных затрат), а сопереживания вызывает не меньше, чем нормальное кино. Послушала бы ты, как обсуждают перепетии сериалов пенсионерки, медсёстры в поликлинике, торговки на рынке - тот самый массовый зритель. Они действительно искренне переживают за Катю Пушкарёву, или там за девушку из "Волчицы".
О художественных достоинствах "мыла" тактично промолчу, но... Но оно на доступном и понятном массовому зрителю языке.
Дымсь 04-12-2006-17:53 удалить
l_juser,
Митта категорически отрицает, что в "мыле" меньше сопереживания - это только моя гипотеза, что "мыло" не только художественная, но и эмоциональная "облегченка".
и, видимо, в данном случае я не права.
кто-то не может эмоционально вовлечься в сериал, видя, что это не его интеллектуальный уровень, что это полный бред с точки зрения здравого смысла... а кому-то это как раз его интеллектуальный уровень и с вовлечением проблем не возникает.

несколько лет назад у меня на малой родине библиотеки стали вводить платные абонементы. плата была очень скромной, на нее покупались книги, которые стояли на отдельном стеллаже и выдавались только купившим абонемент.
(все остальные книги выдавались по-прежнему бесплатно всем записанным в библиотеку).
так вот, абонементы покупали одни пенсионерки и библиотека закупала для них любовные романы в мягких обложках. надо было видеть очередь из бабулек, держащих в руках стопки "испепеляющих страстей", "роковых искушений" и т.п.
l_juser 05-12-2006-12:16 удалить
Дымсь, компенсация. Люди покупают то, чего им не хватает в реальности. Кстати, подтверждает теорию Веллера, что люди живут ради сильных эмоций.
В плане оценки степени переживания вы оба правы. Просто ты эту степень сопереживания меряешь по себе, а Митта - по "целевой аудитории". Одно из отличий профессионала от любителя.
Дымсь 05-12-2006-14:24 удалить
l_juser,
я бы не хотела, чтобы мое нижеследующее замечание было воспринято как некое "ррррр...", но Митта и я - мы вообще совершенно разные личности.
понятно, люди все разные, но с кем-то чувствуешь большую или меньшую общность. но с Миттой у меня такого не бывает.
мы совершенно по-разному мыслим и чувствуем.
для меня он - "доминирующий экстраверт" в крайней степени. в масштабных внутренних спекуляциях и "психологизме" его не заподозришь.
учиться у него мне это не мешает, но ясно, что мы и сами на себя, и на целевую аудиторию смотрим разными глазами.
l_juser 05-12-2006-19:21 удалить
Дымсь, хорошо, восприму как некоторое "ээээээ..." Или даже "ыыыыыы..." :)
Мне кажется, что это ты смотришь на целевую аудиторию. А он - смотрит глазами целевой аудитории. И это - то, чему надо научиться, если хочешь донести свою мысль до этой самой целевой аудитории.
Дымсь 06-12-2006-00:17 удалить
l_juser,
лан, приму к сведению)


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник неоднозначность | Дымсь - NOT BREAKABLE SPACE | Лента друзей Дымсь / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»