в Русский музей (корпус Бенуа) меня заманила экспозиция "Время перемен". советское искусство 1960-1980-х от официоза до андеграунда. полотна размещены нарочито вперемежку, и тем сильнее эффект их яркого, бьющего в глаза с полувзгляда, различия. ходить, смотреть и чувствовать, где ОНО, а где не оно.
сегодня абсолютно признано, что искусство живет своей собственной, отдельной жизнью, лишь иногда и не обязательно совпадающей с социальными процессами. что у него есть собственные законы и направления развития. но советский андеграунд писал тех же "рабочих и колхозниц" - не потому, что заставляли, а потому что они были символами эпохи. но насколько разным могло быть их видение! - все оттенки между "плоскими" образами панно для обкомов и циничной издевкой на заре "перестройки".
очень заметно, какой советская - тоталитарная - живопись была "отражательной" - бесконечные парафразы как русской классики, так и западного модерна.
и какой в ней одновременно экзистенциальный, независимый поиск, выход за черту, за которой художник, несмотря ни на какое академическое образование, остается "босой перед вечностью".
я никогда не пойму людей, огулом вычеркивающих советское искусство и литература из истории...
потом я пошла по постоянной экспозиции, о которой рассказывать бессмысленно. только шепну
Hiinenkelter, что в Русском музее не только кустодиевский портрет Шаляпина, но и та самая кустодиевская "Масленица". оригинал. ага. увидела, взрогнула и мысленно перекрестилась.
и еще я Петрова-Водкина вдоволь насмотрелась наконец, который мне почему-то очень импонирует)
наконец я завернула и на Филонова, вокруг которого сейчас основной ажиотаж. не ожидала, что смогу воспринять, но неожиданно филоновский абстракционизм оказался не таким недоступным, хотя, конечно, необычным.
смотришь на жутковатую инореальность, в которой мерещится патанатомическое месиво, и не можешь отделаться от чувства, что не такое уж это все чуждое.
что-то внутри тебя оно затрагивает. какой-то уровень реальности, который мы обычно "задвигаем", но который явно есть.
есть же мнение, что "сдвиг по фазе" - это действительно просто сдвиг с привычного уровня, а не потеря адекватности...
и начинаешь, рассматривая Филонова, навязчиво вспоминать "Розу Мира" и с замиранием думать о том, а-где-оно-такое-в-самой-тебе...
в любом случае, если вы спокойно находите мужское лицо среди кофейных зерен за пару секунд, вам пора практиковаться на филоновских "Людях на мозаичном фоне" или "Двух девочках" ;))