Лондон. День второй. Полный.
04-03-2008 02:19
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ф-фух. Встали, потянулись, поперли в душ через корридор, помылись... Оппаньки, а полотенце-то в номере осталось. Счастье еще что коридор короткий и пустой. Ладно, будет на завтра наука. Так, где мои сигареты? Поднимаю пачку и взгляд упирается в табличку на стене. Черт!
Да, это Британия. Курить в помещениях здесь нельзя вообще. Хочешь подымить – велком на стрит, там и паравозьте, насколько духу хватит. Чертыхнувшись, я подумал, плюнул, и выполз в футболке. Совсем не страшно – когда на улице в феврале +11 утром. За окном цветет сирень, четверо играют в теннис в сквере напротив, кто-то чирикает над головой. Романтика! Надышавшись, я заполз внутрь и через пять минут, прихватив куртку, отправился гулять. Интересно, что-то меня сегодня ждет?
Он шел на Одессу, а вышел к Херсону
Первоначально я планировал посетить парочку музеев, зайти еще в пару мест, а потом ввалиться в какой-нибудь местный театр, благо их тут богато. Жизнь, как обычно, вносит свои коррективы. Подойдя к остановке, я обнаружил место "Собор Святого Павла" и решил, что это строение достойно моего внимания, тем более, что я в нем не был ни разу. Выяснив, что туда идет, я оседлал 15 автобус и поехал смотреть.
Штука в том, что с тех самых пор, как мегаломаньяки из Ватикана отгрохали для себя Собор Святого Петра, каждый уважающий себя государь завалящей европейской Империи стал жаждать соорудить нечто подобное и у себя в столице. Особенно отличились, те, у кого были натянутые отношения со Святым Престолом. (-Казанский собор! - кричат с места умные дети. Молодцы!) Собор Святого Павла – ярчайший пример тому. Когда-то он возвышался над невысоким, недавно отстроенным после Великого Пожара Лондоном как Гулливер над лилипутами. Вид его громады с другого берега Темзы приводил в священный трепет и служил достойным символом власти Англиканской церкви. С тех пор домишки окрест малость подросли, так что громада выглядит уже не так величественно, но по-прежнему производит впечатление. Внутри он под стать наружному облику. Выстроенный в 17 веке, достроенный в 18, в нем отчетливо видны готические традиции 14-15 веков. Объять его взглядом невозможно, фотоаппаратом - тем более. Шляпа падает сама при виде этой громады.
Внутреннее убранство... Ну что можно сказать - как это сейчас принято - "гааатично". Хотя Собор достроили уже в 18 веке. Интерьер характерен для католических костелов (не надо умничать, я знаю, что в Англии англиканская церковь). Собор светел и гигантское пространство вокруг тебя завораживает. Огромный алтарь в центре, рядом - скамейки (вечная традиция католичества, перешедшая к протестантам и подобным - если замечали, в православном каноне их нет, все стоят). Икон на удивление мало, хотя в углу есть исповедальня - простая комната-ответвление. Там можно посидеть в тишине, никому не мешая и помолиться о своем. Можно пройти дальше - в комнату для приватной беседы с пастором. Я не стал мешать, просто посидел по своим делам и пошел дальше. Вроде можно было подняться на верхотуру, но уж ладно.
Выйдя из собора, я направил стопы в Сити. Если и есть что-то в Лондоне, что меня абсолютно не поразило - так это деловой центр. Может потому, что я попал туда в воскресенье, соответственно, привычного мельтешения, потребного для этого места не было. Но скорее потому, что я год отработал в точно таком же в Москве. Даром, что тот был недостроен. Гигантские небоскребы, с единственным предназначением - служить оплотом мирового капитализма. По утрам туда дружной толпой следуют стада одинаковых бесполых "бизнесмен" и "бизнесвумен", в течении дня из-за оргстекол слышится мерный шум продажи понтов и воздуха, в 6 вечера эта же толпа, слегка помятая, разбредается по окресным пабам. Единственное впечатление, которое я из этой прогулки вынес, связано с Санкт-Петербургом.
Видите ли, в центре Сити овальной громадой возвышается сводный брат будущего "Газпром-Сити" - фостеровский "Огурец". Он действительно очень похож на овощ, если кому-то придет в голову удобрять растение жидким стеклом. Так вот. Всем любителям порассуждать о "лике города", "традициях", ввернуть умное слово "доминанта". Нормально он смотрится. Потому что, дорогие мои, город - это живой организм. Хотя Лондон постарше Питера будет. И культурных памятников там, смею заметить, побольше. И дома выше 3-его этажа там строили до 20 века с большой неохотой. А он и не такое переваривал. Про историю замечательной своей функциональностью Эйфилевой башни в центре Парижа, поди слышали? Кстати, в том же Париже есть район Дэфанс - кто был, тот поймет. В Лондоне - Сити. Да, конечно, облик города должно определять "культурное наследие". То есть то, что было авангардом во времена Николая и двух Александров. А если бы и они слушали мудрых культуроведов, то жили бы мы и по сей день в типовых инженерных домиках Трезини. Потому что при Петре мудрых культуроведов не было, да он вопрошать не особо и рвался. А что до доминанты... Я вот в субботу по Троицкому мосту шел. И от души возмущался этой препохабнейшей картиной - доминантой Исакевского собора над Адмиралтейством и Зимним. Давайте и его снесем нафиг, а?
Ну ладно, культурить, так от души. Лондон еще, если кто не в курсе - средоточие всяческого авангарда. Хоть я и отношусь к авангарду как эсэсовец к партизанам, все же звание культуроведа (увы - не мудрого) - обязывает. Неподалеку есть галерея Тете - вот туда и пойдем.
Никогда не понимал, зачем Эрмитажу потребовалось восстанавливать Рембрантовскую Данаю? Перевесили бы со второго этажа на третий - самое оно было бы. Впрочем, не совсем. Там среди разводов кислоты все же кое-что проглядывалось. Хотя здесь мне повезло. Помимо обычных произведений в стиле "вместо строчки - только точки, догадайся, мол, сама", в Тете была действительно ценная выставка - Душам, Мэн Рэй и Пикабиа.
Эти три господина во многом определили облик искусства в 20-м веке. Первый и третий - художники, Мэн Рэй - фотограф. Кстати, именно на этой выставке мне пришла в голову мысль, что фотография фактически вытеснила живопись и встала на ее место. Бомжеватая живопись через это пошла по рукам, и неразборчивость в связях как обычно, не привела ни к чему хорошему. Наглядно это видно на примере Пикабиа - тот экспериментировал с прозрачностью и обнаженной натурой и дошел до вполне естественного конца - прозрачности стало много, обнаженной натуры - на удручение мало. Чистый дзен - любителям послушать хлопок одной ладони рекомендую. Остальным - нет. По сравнению с крайне цельными фотографиями Мэн Рэя - деградация очевидна. (кстати, совет всем фотографам - наберите в гугле Man Ray и покачайте картинок. Уверяю - разочарованными не будете).
Мадам Тюссо. Без нее в Лондоне никуда. Для многих эта достопримечательность на втором месте - после Биг Бена, опережая на корпус Британский Музей и Национальную Галерею. Рассказывать про нее особо нечего, ну разве что под конец реально начинаешь путаться - где люди, а где манекены. Однако в расположении кукол крайне подкупает фирменный британский юмор. Рядышком стоят Оливер Кромвель и Карл Первый - один обезглавил другого. В королевском зале справа от Королевы и Принца Уэльского стоит чета Чарльза - он сам, Камилла Паркер-Боулз, Вильям и Гарри. По левую сторону у колонны на них смотрит исподлобья принцесса Диана. Смеяться вроде нечему, а ухмылка в адрес устроителей данной мизансцены все равно лезет. В следующем зале по одну сторону стоят Кадаффи, Кастро и Мугабе. По другую - Далай-Лама, Понтифик и Махатма Ганди. А в центре сего безобразия три богатыря - Дж. Буш-мл., Тони Блэр и Владимир Путин. Чисто Васнецов.
Еще замечательна коллекция пыток. С наглядными экспонатами. Глядя на все это, быстро понимаешь, что если и может человек где достичь совершенства - так это в истреблении себе подобных. Одних способов колесования я насчитал пять. А еще есть испанский винт, удушение, подвешивание в клетку до голодной смерти, забитие до смерти кнутом, дыба (крайне многофункциональный агрегат). Ну про всякие щипцы и говорить не буду. В общем - мороз продирает до костей даже не сильно впечатлительных. Гильотина после этого смотрится как родная.
Музей Эротического Искусства. В Сохо конечно - где еще ему быть. Подкупает крайний натурализм экспозиции. Определяем вид наиболее подходящего партнера. Учимся флиртовать и распознавать сигналы заинтересованности. Щупаем точку Джи - манекен визгнет, ищем эрогенные зоны - стрелочка вверх идет. Странно, что примерочной для всяких хреней (гм, каламбур) не предусмотрели. Хотя после пыточной в Тюссо, на многие девайсы смотришь с подозрением. Без коммерции никуда - в первом зале покажут применение, в последнем - предложат купить. В общем - интересно.
День я закончил в комеди-театре. Уличные комики - исключительно традиция британцев, а жанр "стенд-ап-комеди" и вовсе придумали они. Практически никаких заготовок - только работа со зрителем. Мне опять крайне повезло - попал на отчаянно известного в Британии юмориста Инки Джонса. Скорость, с которой тот реагировал, нашим кавээнщикам и не снилась. Начал с того, что обращался к каждому и выспрашивал кто откуда родом. После чего следовало молнейносное движение языком и человек оказывался в дерьме по уши. "Вы из Америки? - Нет. А откуда? - Из Чикаго. Замечательно! Настоящий американский ответ - "Вы из Америки? - Нет. - Из Чикаго? - Да!" Это означает, что вы из мюзикла." Облитые хихикали смущенно, облитые перед эти ржали в голос, остальные - испуганно - понимали, что до них очередь дойдет. Впрочем, описывать это бесполезно, надо видеть. Просто поверьте на слово - шутил очень смешно. Ну конечно без нижепоясного юмора не обошлось, так нам того и надо.
Так закончился второй день.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote