На вступительных экзаменах в Школу-студию МХАТ экзаменатор посмотрел на меня и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Я замотала головой. «Это богиня красоты, — назидательно пояснил педагог. — Идите и посмотрите на себя в зеркало!»
Я действительно зашла в туалет, посмотрела на себя в зеркало и расплакалась. Потом, ещё раз всмотревшись в черты своего лица, сказала себе: «У меня своеобразное, необычное лицо, и нe каждый может его оценить». Знаете, от себя никуда нe уйдёшь. Если есть сильное желание, можно сказать — недуг, стать актёром, всё сложится рано или поздно.
Господь предназначает человеку определённую судьбу. Когда после знаковой работы становишься знаменитым, идёт испытание на прочность: статьи в газетах, фотографии на обложках глянца, твоё лицо мелькает по телевизору — эти атрибуты делают профессию привлекательной.
То, что это — адский труд, понимаешь позднее. Наша профессия серьезная, после каждого спектакля сердце болит. А когда видишь со сцены людей, покидающих зрительный зал со счастливыми слезами на глазах и с преображёнными лицами, начинаешь думать, что театр — богоугодное дело.
Ha пробах к фильму «Морозко» мне пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов. Ho в итоге мне досталась отрицательная роль Марфушеньки-душеньки. Мало кто знает, чего мне стоила та роль!
Когда снимался фильм, в стране был дефицит продуктов. Гору яблок в кадре заменили чищеным луком, который покрасили пищевым красителем. И вот представьте себе: сцену, где я c упоением грызу яблоки, сняли c пятого дубля, и всё это время мне надо было кусать, изображая радость и удовольствие. Та же история была и c молоком — вместо него приходилось пить подкрашенную воду. A увидев себя на озвучке фильма, я разрыдалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино.
Фрагмент интервью журналу «Мир Новостей», которое Инна Михайловна Чурикова давала 16 марта 2014 года.
Однажды Глеб сказал мне одну очень важную вещь: «Ты должна "бежать" на длинную дистанцию. И тебя должно хватить на неё. Не делай все и сразу, постарайся, чтобы сил хватило на долгую дистанцию фильма, а вообще — на долгую дистанцию жизни».
«Сейчас кино стало суетливым. Те, кто умеет толкаться, продолжают снимать, а талантливые люди выброшены на обочину. Грустно осознавать полную одинаковость картин, выходящих на экран. Всё делают быстренько и кое-как. Нет ни достоинства, ни простоты человеческой. Не искусство, а хреновина какая-то.
Наш прокат завален фильмами, где все бегают и что-то постоянно взрывают, убивают друг друга. Люди, это снимающие, видно, совершенно не знают классического кинематографа, не видели фильмов Мастеров. Да и с настоящей русской душой они не знакомы. Я вовсе не кичусь тем, что чувствую себя очень русским человеком, которому такое кино чуждо. Я выросла из этой земли, как дерево, кустик или цветок. Без этой земли, языка, песен я - ничто. Актрисой я могу быть только в России. Вот Лена Соловей давно в Америке, но так и не смогла там адаптироваться как актриса. А ведь была звездой!».
«Красота — это божье сияние внутри человека. Оно или есть, или его нет. Иногда встречаются абсолютные красавицы, которым чудные глазки, носик, губки даны от природы. А начинает говорить такая женщина, и красота куда-то испаряется. Для меня человек красив, только если он светит и греет».
«Конечно, нелегко в трудную минуту сохранить в душе добро, свет, слушать и слышать людей, улыбаться, не зацикливаться на себе, не жалеть денег, не ставить их во главу угла. Не спорю, деньги сейчас очень важны. Но если они становятся смыслом жизни — сама жизнь теряет смысл».
«Я считаю, что в любой мелочи можно найти что-то хорошее. Надо уметь жить настоящим. Надо ценить то, что есть сегодня, любить каждую секундочку, которую дарит жизнь. И если даже на душе печально, находить какую-то радость. Утром просыпаться с этим состоянием души. Так неприятно, когда люди начинают жаловаться. При этом понимаю, что многим живётся очень трудно. Тем не менее, надо как-то переключаться, понимая, что трудности пройдут, а ты потратишь время на недовольство, брюзжание. Как-то надо себя поворачивать на другое состояние души. Вот если бы ещё не терять близких!»
Актриса Инна Чурикова и кинорежиссер Глеб Панфилов в дни работы XV Международного кинофестиваля, 1987 год
«Я очень ценю людей, которые обладают чувством юмора. Даже влюбляюсь в них. И для меня в мужчине самое привлекательное качество — это чувство юмора. Для меня каждая моя роль не может быть без улыбки, иронии, какой-то точки веселья. Даже если роль серьёзная, трагическая».
«Я сыграла множество героинь и благодаря им поняла главное: сила женщины в её слабости!»
«Бабушка любила дедушку всю жизнь и была верна ему-одному и единственному. Он погиб в войну, когда перевозил на грузовой машине по льду Ладожского озера продукты для осаждённого Ленинграда. Рядом с ним взорвался снаряд, и машина провалилась, так что его могила на дне. В молодости бабушка была красивой, и когда состарилась, оставалась интересной женщиной. Ей было уже лет 60, а к ней все сватались: «Акулина, давай женимся», а она отказывала. Я однажды спросила: «Бабуль, почему тебе не выйти замуж? Был бы рядом с тобой мужчина, помогал бы тебе». Она ответила: «А как я Захару потом в глаза погляжу?»
«Раньше у меня были моменты, когда без всякого повода накатывало такое счастье — думала, разорвусь. Глеб меня спрашивал: «Что с тобой?» Я отвечала: «Подожди, у меня прилив счастья! Ой, не могу, меня сейчас разорвёт!» Мне казалось, что я поднимаюсь над землей, как священник в «Сто лет одиночества» Маркеса. К сожалению, со мной этого больше не происходит. Да, становлюсь серьезной».
"На родителей нельзя обижаться. У меня с мамой иногда бывали размолвки, но я хотела только одного: чтобы она была здорова. В 90 лет она еще работала и даже давала интервью. Самое главное, что мама не разубеждала меня в детстве в моем желании стать актрисой".