• Авторизация


Натюрморт семнадцатого века. Часть I. Происхождение и распространение в Италии 03-04-2025 15:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ВалИв Оригинальное сообщение

Натюрморт семнадцатого века. Часть I. Происхождение и распространение в Италии

В изобразительном искусстве натюрморт определяется как художественный жанр, включающий изображение цветов, фруктов, рыб, дичи или различных предметов быта , представленных как автономные сюжеты. Происхождение натюрморта очень древнее. Цветы, фрукты и предметы, задуманные как автономные изображения или включенные в более сложные повествовательные контексты, присутствуют в живописи уже в египетском и месопотамском искусстве, а затем в греческом и римском искусстве . Даже в византийском и средневековом западном искусстве библейские сцены и истории святых дают возможность изображать блюда и еду на столах, в книгах и на письменных принадлежностях.

Цветы и фрукты считаются символами Марии и Христа и сопровождают их фигуры. Во фламандской живописи XIV века, аналитически реконструирующей интерьеры и обстановку, а также в некоторых образцах итальянской живописи XV века (см. «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи в Милане) можно распознать прямых предшественников натюрморта. В определенном смысле стихи , то есть задние части некоторых фламандских и немецких портретов, с автономным изображением предметов , уже являются натюрмортами .

  (460x626, 270Kb)

Ганс Мемлинг, Ваза с цветами , ок. 1485 Масло на панели, 29 x 22 см. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы.


Ярким примером является «Ваза с цветами» Ганса Мемлинга , сторона B «Портрета молящегося молодого человека» 1485 года. Даже настоящая  trompe-l'oeil  , распространившаяся в раннем Возрождении в картинах, миниатюрах и инкрустациях, представляет собой прецедент этого жанра в Италии: вспомните инкрустации Studiolo Федерико да Монтефельтро в Урбино, созданные около 1476 года. Первым итальянским примером натюрморта, понимаемого как автономный живописный жанр, является панель (возможно, дверца шкафа) с куропаткой, железными перчатками и арбалетным болтом венецианца Якопо де Барбари , подписанная и датированная 1504 годом.

  (574x700, 524Kb)

Якопо де Барбари, Натюрморт с куропаткой, железными перчатками и арбалетным болтом , 1504. Масло на панели, 52 × 42,5 см. Мюнхен, Старая пинакотека.

Второстепенный жанр

Термин «натюрморт» появился в XVII веке и впервые появился в некоторых описях голландской живописи середины XVII века. Здесь мы читаем о Stilleven , слове, позднее переведенном на немецкий язык как Stilleben и на английский язык как Still life (дословно переводится как «натюрморт»): все выражения, указывающие на неподвижную природу иллюстрируемых предметов, в отличие от изображений с человеческими фигурами, где целью было запечатлеть чувство жизни, движения, более или менее сдержанного, интеллектуальной живости, сентиментального и эмоционального пыла. Термины Nature morte и Natura morta типичны для романских стран.

В Париже еще в XVII веке под руководством художника Шарля Лебрена (1619-1690), величайшего представителя живописной и декоративной культуры эпохи Людовика XIV, все возникшие тогда жанры живописи были иерархически упорядочены. Жанром, которому французы придавали наибольшее значение, был, очевидно, жанр «истории» (библейский, мифологический и повествующий о деяниях знаменитых людей); за ними следовали портретная живопись, пейзажная живопись, анималистика и, наконец, натюрморт, который Академия презирала, поскольку он ограничивался изображением цветов, еды и предметов. Покупателями натюрмортов обычно были представители буржуазии, любившие украшать этими произведениями столовые своих домов или загородных вилл.

  (700x405, 374Kb)

Франс Снейдерс, «Кладовая» , ок. 1645 Холст, масло, 162 x 228 см. Москва, Пушкинский музей.

Первые натюрморты

Если XVII век считать веком натюрморта, то практика включения в картины изображений реальных предметов является частью давней традиции. Однако во второй половине XVI века широкий интерес к натуралистическим исследованиям подтолкнул некоторых художников к созданию картин, большую часть композиции которых занимали цветы, фрукты или накрытые столы. Во Фландрии , например, евангельские сцены иногда отодвигались на второй план, чтобы освободить место для описаний рынков или кухонных интерьеров. В последние десятилетия века новая тенденция стала пользоваться популярностью у публики: так, цветы, фрукты, овощи, соленье, дичь, сладости, сыры, вазы, драгоценности, книги обрели в картине полную автономию , превратившись в самостоятельные предметы искусства.

Ломбардии поиск истины

Например, ломбардская живопись XVI века, по определению Вазари, отличалась подчеркнутым вниманием к «природным вещам». Поэтому ломбардцы создавали религиозные картины, портреты, пейзажи и сцены, вдохновленные повседневной жизнью, всегда поддерживая живой контакт с «истинным», то есть с реальностью, которую они любили воспроизводить с тщательным натурализмом, соблюдая правдоподобие форм, цветов и игры света. Художественный контекст Ломбардии также включает регион Эмилия, где была создана первая натуралистическая работа Аннибале Карраччи , автора картин с крестьянами за столом и мясниками в лавке. Конечно, сильная склонность к натурализму в некоторых североитальянских картинах имеет свои корни в творчестве Леонардо, который оставил в Милане драгоценные свидетельства своей «научной» концепции живописи.

  (700x429, 408Kb)

Франс Снейдерс, Рыбный рынок , 1618-21. Масло, холст, 209 x 341 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Винченцо Кампи

Кремонец Винченцо Кампи (1536-1591) ярко проявил свою склонность к натуралистическому исследованию, что можно увидеть в его бесспорном шедевре « Продавец фруктов» . Сюжетом картины, написанной в 1583 году, является простая женщина, сидящая на открытом воздухе с гроздью винограда в руке и подносящая покупателям ряд корзин, тарелок и контейнеров, наполненных фруктами и овощами. Здесь есть все: от вишни до персиков (недавно завезенных в Италию из Персии), от бобов до гороха, от артишоков до капусты и тыквы, а также инжир, шелковица и груши.

Разрабатывая эту тему, Кампи решил вписаться в консолидированное течение фламандской живописи, высоко ценимое в Европе, а также в Северной Италии, в котором изображение эпизодов повседневной жизни обогащалось скрупулезным воспроизведением предметов, цветов и фруктов. Изображение товара на картине Кампи свидетельствует о необычайной технике, которая подчеркивает стремление подчеркнуть поверхность каждого отдельного фрукта или овоща.

  (700x466, 432Kb)

Винченцо Кампи, «Зеленщик» , 1583. Холст, масло, 1,45 x 2,15 м. Милан, Галерея искусств Брера.

Караваджо

В Италии основополагающий вклад в развитие натюрморта внес Караваджо , родившийся в Милане и обучавшийся в мастерской Симоне Петерцано из Бергамо. Первым образцом для подражания для Караваджо, как и для всех художников Северной Италии, несомненно, был Леонардо да Винчи, которого он, безусловно, любил за его подчеркнутый натурализм, мягкую светотень, отсутствие философского интеллектуализма. Конечно, молодой художник также ориентировался на творчество кремонца Винченцо Кампи, у которого он перенял вкус к натюрмортам и жанровым картинам. В ранних работах Караваджо, таких как «Больной Вакх» , « Мальчик с корзиной фруктов» и « Вакх» (все картины созданы в конце XVI века), торжествуют вставки натюрмортов с фруктами, занимая значительную часть полотна.

  (678x700, 430Kb)

Караваджо, Мальчик с корзиной фруктов , 1595. Масло на холсте, 70 x 67 см. Рим, Галерея Боргезе.

  (610x700, 429Kb)

Караваджо, Вакх , 1597. Холст, масло, 95 x 85 см. Флоренция, Уффици.

Караваджо был первым, кто признал, что натюрморт обладает тем же формальным и интерпретационным достоинством, что и картины, изображающие людей или священную и мифологическую историю. Как свидетельствует его великолепная «Корзина с фруктами» в Амброзианской пинакотеке, он был первым или, по крайней мере, одним из первых, кто рассматривал природу и ее проявления как самостоятельную тему, тогда как до него вставки из цветов, фруктов и овощей, животных и предметов часто были исключительно аксессуарами и имели главную цель — продемонстрировать публике техническое мастерство автора.

  (700x553, 575Kb)

Караваджо, Корзина с фруктами , 1599. Масло на холсте, 47 x 62 см. Милан, Пинакотека Амброзиана.

Караваджо, несомненно, был автором многочисленных натюрмортов , которые критики, однако, до сих пор с трудом признают. « Натюрморт Денвера» приписывают ломбардскому мастеру , поскольку картина, вероятно, происходит из коллекции кардинала Франческо Мария дель Монте, покровителя художника и его первого важного покровителя.

  (700x436, 302Kb)

Караваджо (приписывается), Натюрморт с фруктами , 1601-05. Масло, холст, 105 × 84 см. Денвер, Денверский художественный музей.

Хартфордский мастер

Таинственный Мастер из Хартфорда , автор группы натюрмортов, изъятых 4 мая 1607 года вместе с другими картинами из мастерской кавалера д'Арпино в Риме, где Караваджо работал в начале своего двадцатилетия, долгое время идентифицировался как Караваджо . Сегодня существует тенденция исключать возможность того, что магистр Хартфорда на самом деле был молодым ломбардцем, недавно прибывшим в папский город. Однако очень высокое качество этих картин свидетельствует о том, что этот жанр, вероятно, завезенный в Рим самим Караваджо, быстро добился большого успеха. Мастер из Хартфорда был одним из первых караваджистов и старейшим и важнейшим специалистом по натюрморту, работавшим в Риме между XVI и XVII веками.

  (700x559, 555Kb)

Хартфордский мастер, Ваза с цветами, подставка для инжира, корзина с виноградом и фруктами на столе , XVI век. Масло, холст. Частная коллекция.

Решения , принятые этим анонимным художником, такие как диагональное сечение света и прозрачность ваз, уже были опробованы Караваджо в «  Больном Вакхе»,  «  Мальчике с корзиной фруктов», «  Мальчике, укушенном ящерицей» и в «Вакхе». В шедевре, хранящемся в Хартфорде (  США), стебли срезанных цветов, погруженные в воду, представляют собой почти текстовую цитату из картины Караваджо «  Лютнист» из  Эрмитажа в Санкт-Петербурге, а корзина с фруктами, выступающая из края стола, восходит к корзине «  Ужин в Эммаусе» также работы Меризи, хранящейся в Национальной галерее в Лондоне.

  (700x510, 390Kb)

Хартфордский мастер, Вазы с цветами и фруктами на столе , ок. 1600 Масло на холсте, 73,9 х 100 см. Хартфорд, Коннектикут, Музей искусств Уодсворт Атенеум.

Натюрморт в Риме

Наследие Караваджо было подхвачено многими художниками-специалистами в 1620–1630-х годах. Настоящая школа натюрмортов Караваджо утвердилась в Риме , где этот жанр был особенно ценим и востребован коллекционерами.

  (700x535, 460Kb)

Художник-караваджист, «Корзина с фруктами» , XVII век. Масло, холст. Париж, Галерея Канессо.

  (700x530, 442Kb)

Художник в стиле Караваджо, «Три вазы с цветами, белка и попугай на столе» , XVII век. Масло, холст. Частная коллекция.

Так называемый Мастер фляги, названный так из-за своего самого известного натюрморта, ныне хранящегося в Форли, до сих пор неизвестен, но существуют другие его автографы. Вероятно, он работал в Риме в начале XVII века и, несомненно, находился под влиянием языка Караваджо. Он выделяется среди ломбардских мастеров прежде всего тем, что использует темный фон, подчеркивающий как хроматическую насыщенность цветочного букета, так и грубость скромной фляги с отколотым горлышком и потертой плетеной крышкой, превращенной в вазу с цветами.

  (516x700, 413Kb)

Мастер фляги из Форли, цветочная фляга , 1615-20 гг. Масло на панели, 68,5 x 51,2 см. Форли, Городская художественная галерея.

Ирисы, гладиолусы и Вифлеемские звезды изображены с такой реалистичностью, что кажутся осязаемыми. Расположенная под наклоном табличка создает поистине потрясающий трехмерный эффект. Историк искусств Антонио Паолуччи определил эту картину как одну из «абсолютных вершин натурализма в стиле Караваджо», «впечатляющий удар по Реальному», сравнимый только с « Корзиной фруктов » Караваджо , с которой ее часто сравнивают.

  (540x700, 413Kb)

Мастер фляги Форли, неискрящаяся фляга с цветами , 1615-20 гг. Масло, холст. Рим, частная коллекция.

Натюрморт в Неаполе

Самая важная итальянская школа натюрморта зародилась в Неаполе : неаполитанские художники действительно создавали шедевры высочайшего уровня. Неаполитанец Джузеппе Рекко  (1634-1695) особенно ценился не только в Италии, но и в Испании, где он жил, работал и умер: «весьма необычный художник цветов, фруктов, сладостей, рыбы, дичи, овощей и других вещей», как утверждают современные ему источники. Вся семья Рекко, начиная с его отца Джакомо, считающегося одним из основателей жанра в Неаполе, и заканчивая его детьми Николой и Еленой, специализировалась в этой области. В мастерской Рекко фактически изготавливали натюрморты с едой, фруктами и морской фауной на почти промышленном уровне.

  (691x511, 284Kb)

Джузеппе Рекко, Натюрморт с хлебом, печеньем и цветами , XVII век. Масло, холст. Неаполь, Палаццо Зеваллос.

  (700x588, 523Kb)

Джузеппе Рекко, «Натюрморт с цветами и фруктами» , ок. 1670 Холст, масло, 2,55 х 3,01 м. Неаполь, Музей Каподимонте.

  (700x537, 468Kb)

Джузеппе Рекко, «Застрявшие на скалах», XVII век. Масло, холст, 122 х 175 см. Частная коллекция.

Эваристо Баскенис

Однако в Северной Италии выделялся священник из Бергамо Эваристо Баскенис (1617-1677) , известный под именем «Прете Эваристо» (которое впоследствии стало популярным именем «Превариско»). Он писал натюрморты с дичью и кухонными предметами, но отдавал предпочтение музыкальным инструментам , часто покрытым тонким слоем пыли.

  (700x525, 434Kb)

Эваристо Баскенис, Кухня , ок. 1660 Холст, масло. Частная коллекция.

Почти навязчивый интерес к этим предметам можно объяснить, если учесть, что сам художник был музыкантом, о чем свидетельствует его единственный автопортрет ( Триптих Альярди),  на котором он изображает себя играющим на спинете. Композиции Баскениса характеризуются строго перспективной структурой ; Музыкальные инструменты размещены рядом друг с другом таким образом, чтобы усилить игру форм, хроматических тонов, света и тени.

  (700x519, 321Kb)

Эваристо Баскенис, Композиция с блокфлейтой, гитарой, мандолой, скрипкой со смычком, лютней, басовой виолой да арко, нотными листами, книгами, яблоком и письмом , около 1670 г. Масло на холсте, 75 × 99 см. Подпись на грифе одетой лютни: «Эваристо Баскенис П. Бермоги» . Частная коллекция.

Уникальность и, прежде всего, оригинальность его полотен обеспечили Баскени большую известность не только в родном Бергамо, но и в Риме, Флоренции, Венеции и Турине, где его картины пользовались большим спросом у коллекционеров. Это объясняет серийный характер его творчества: картины с автографами представляют собой простые варианты или копии (хотя и с минимальными отличиями) его самых успешных оригиналов. Понятно, что, учитывая большой спрос, другие художники стали производить подражания работам Баскениса, загрязняя рынок настолько, что впоследствии владельцу из Бергамо приписывали картины, не написанные им, а также более низкого качества. Известны два имени подражателей , поскольку они подписывали свои картины: художники Бартоломео и Бонавентура Беттера, также из Бергамо.

  (700x479, 329Kb)

Эваристо Баскенис, Музыкальные инструменты , ок. 1665 Холст, масло, 75 x 108 см. Бергамо, Пинакотека Академии Каррара.

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Натюрморт семнадцатого века. Часть I. Происхождение и распространение в Италии | ОляОличкаОлюня - Дневник ОляОличкаОлюня | Лента друзей ОляОличкаОлюня / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»