• Авторизация


Рокотов, Фёдор Степанович (Rokotov, Fyodor; ок. 1735-1808) в Третьяковке (часть 2) 12-06-2024 04:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Рокотов, Фёдор Степанович (Rokotov, Fyodor; ок. 1735-1808) в Третьяковке (часть 2)


ЧАСТЬ 1



01. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ А. П. СТРУЙСКОЙ 1772

59,8 x 47,5
холст масло
ГТГ


Александра Петровна Струйская (1754–1840), урожденная Озерова, -- вторая жена прапорщика в отставке Н. Е. Струйского, известного стихотворца-любителя, издателя и почитателя Екатерины II. Своей жене Струйский посвятил поэму «Еротоиды», в которой называл ее Сапфирой. У пары родилось много детей. Известности достигли их внуки: поэт, музыкант и композитор Дмитрий Трилунный, поэт Александр Полежаев.

Произведение Рокотова является прекрасным образцом камерного и его особой разновидности – интимного портрета. Молодая женщина запечатлена в серебристом платье с желтой накидкой, которая крепится к декольте с помощью крупной жемчужной подвески. Композиция достаточно лаконична: модель представлена почти по пояс, фронтально, голова слегка повернута влево. Это создает мягкие ритмические повторы в силуэте прически и складок одежды.

Для портрета характерны сочная живописность и мерцание красочных оттенков. Они порождают тонкое взаимодействие материальной формы и пространственной среды. Этому способствует глубокий нейтральный фон и то, что лицо Струйской окутано золотистым «сфумато» – полутенью. Свет, падающий на фигуру, тепло освещает ее, заставляя искриться даже ткани. Все это создает впечатление фактурной трепетности. Отсюда – неуловимые нюансы душевных движений персонажа, постоянной подвижности чувств. Портрет создан в стилистике искусства рококо.

Поэт Н.А. Заболоцкий посвятил изображению А. П. Струйской стихотворение «Портрет» (1957):


Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.
Ее глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.





02. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ С ЖЕЛТОЙ ОТДЕЛКОЙ 1760-е

59 x 46
холст масло
ГТГ


Поясное изображение молодой девушки в повороте в три четверти, с лицом, обращенным к зрителю. Модель одета в голубое платье, отделанное золотистыми рюшами на груди и на капюшоне, спадающем на плечи. Платье очень затейливо украшено бантиками у выреза, на рукавах и на шее. Причудливый костюм дополняет высокая прическа из пудреных волос, украшенная цветами, и жемчужные висячие серьги. Свет падает на фигуру слева, освещая лицо и платье, погружая отдельные детали в тень и создавая сфумато, придающее героине загадочность. Созданию трогательного облика способствует теплый колорит, построенный на сочетании золотистых и оливковых тонов. Все средства художественной выразительности порождают хрупкий женский образ искусства рококо.



03. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ П. И. ВЫРУБОВА
НАПИСАН НЕ ПОЗЖЕ 1768

140 x 105,6
холст масло
ГТГ


Вырубов Петр Иванович (1729‒1801) – один из первых опекунов Московского императорского воспитательного дома. Служил в Измайловском полку, в чине капитан-поручика принимал участие в перевороте 1762 года. За поддержку в перевороте Екатерина II присвоила ему звание камер-юнкера и подарила «в вечное и потомственное владение» деревню в Пензенской губернии и 800 ревизских душ. Вырубов построил удачную карьеру: дослужился до действительного тайного советника, камергера, сенатора.

Для изображения Вырубова Рокотов избирает тип поколенного парадного портрета. Опекун представлен в лиловом, бархатном кафтане сидящим в кресле. Художник увеличивает масштаб грузной фигуры Вырубова, как бы приближая ее к зрителю. Обращает на себя внимание неустойчивость позы опекуна, который левой рукой упирается в ручку своего кресла. Вместе с тем, в лице заказчика с тонкими чертами, высоким лбом и сжатыми губами угадывается образ умного, мыслящего человека. Внимательный взгляд Вырубова направлен прямо на зрителя. Образ активен и требует от зрителя той же активности восприятия, разгадывания индивидуальности изображенного.

Своеобразием произведения является сочетание внешних характерных особенностей парадного портрета со стремлением к отображению внутренней жизни человека, что было свойственно камерным интимным портретам художника.



04. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ А. Ю. КВАШНИНОЙ-САМАРИНОЙ, первая половина 1770-х

60 x 47,8
холст масло
ГТГ


Квашнина-Самарина Анна Юрьевна (около 1720–1781) – дочь нижегородского вице-губернатора, действительного статского советника Ю. А. Ржевского. Супруг Анны Юрьевны – Фёдор Петрович Квашнин-Самарин, с 1762 года – действительный тайный советник, обер-президент Главного магистрата в Москве. Сестра изображенной, Сарра Юрьевна Пушкина, являлась прабабушкой А. С. Пушкина по линии матери. Дочь Прасковья замужем за графом Артемием Воронцовым.

На теплом золотистом фоне перед зрителем возникает полуфигура пожилой женщины, одетой в строгое черное платье с кружевом у ворота. В фигуре Квашниной-Самариной подчеркнута вертикаль, что придает образу некоторую чопорность. Живописец запечатлел обострившиеся с годами черты лица, мелкие морщины у глаз и губ, отсутствие румянца и вместе с тем живой взгляд умных глаз, внимательно смотрящих на зрителя. Рокотов не подчеркивает физическую старость, а, наоборот, оттеняет то наиболее значительное, лучшее, что можно найти в пожилом человеке. Это умудренность, достигнутая жизненным опытом, волевое спокойствие. В портрете художник дал воплощение красивой старости, полной достоинства.

Необычайная виртуозность кисти портретиста, воздушность его живописи строятся благодаря мягкому тающему мазку. Именно динамика мазка придает живописной поверхности вибрирующую светоносность – отличительную особенность почерка Рокотова. В эти годы художник становится непревзойденным мастером особого жанра камерного портрета – интимного. Небольшой размер полотна, поясной срез фигуры, интерес к внутреннему миру изображенного – таковы главные черты рокотовских портретов. Идеал эпохи художник воплощает в стилистике рококо с присущими этому стилю стремлением к камерности, хрупкости колорита, загадочной игры света.



05. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ ГРАФА И. Г. ОРЛОВА, между 1762 и 1765

59 x 47,4
холст масло
ГТГ


Герой портрета – граф Иван Григорьевич Орлов, старший из пяти братьев Орловых, «Екатерининских орлов», по образному выражению А. С. Пушкина. В юности был зачислен солдатом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца к нему перешли обязанности старшего в роде. Его беспрекословно уважали младшие и даже не смели сидеть в его присутствии. Иван Григорьевич принял на себя управление нераздельными имениями Орловых. По восшествии на престол Екатерины II в 1762 году получил титул графа, вышел в отставку и поселился в деревне.

Портрет Ивана Орлова -- одн0 из ранних произведений Рокотова, но в нем художник проявил себя уже сложившимся мастером. Он избрал камерный тип портрета – поясное изображение небольшого размера. Композиция проста и скромна: фигура дана в легком повороте, лицо персонажа обращено к зрителю. Орлов одет в латы и серый кафтан с черным шейным платком. Цветовая гамма полотна отличается монохромностью. Главное внимание уделено лицу и глазам, они выражают доброту и благородство. Задача портретиста – отразить внутренний мир своего героя с его достоинствами. Художник решает свою задачу средствами искусства рококо с его стремлением к камерности, мягкости светотеневой моделировки форм и нейтральности колорита.

Орлов на портрете Третьяковской галереи – тот, кто отказался от высоких чинов и взял на себя заботу о большой семье. Недаром поэтом А. П. Сумароковым ему посвящены стихи:

Ни мало сей в себе тщеславья не являет,
Но в добродетели сияет.
Фортуны, мыслит он, искать не надлежит,
И шествует от ней: она за ним бежит.




06. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ А. М. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В ЮНОСТИ, конец 1760-х

58,5 x 48
холст масло
ГТГ


Александр Михайлович Римский-Корсаков (1753‒1840) – сын статского советника М. А. Римского-Корсакова. В 1768 году записан капралом в лейб-гвардии Преображенский полк. В 1775 году произведен в подпоручики, а четыре года спустя ‒ в подполковники, с переводом в Черниговский пехотный полк.

Портрет написан Рокотовым, вероятно, до 1768 года (времени начала его военной службы). Римский-Корсаков представлен в штатском костюме – оливковом кафтане с белым кружевным жабо. Художник избрал камерный тип портрета: поясное изображение небольшого размера, простой композиции. Фигура дана в повороте в три четверти, лицо обращено к зрителю. Это предполагает более скромную обстановку, сокращает социальную дистанцию между художником и моделью, делает более углубленной внутреннюю характеристику.

В образе Римского-Корсакова Рокотов выразил задумчивую сдержанность молодого человека. Огромные, удлиненные черные глаза, затененные пушистыми ресницами, вопрошающе устремлены на зрителя. Густые брови чуть приподняты, губы сомкнуты, на них нет улыбки. Портрет сдержан и в колористическом отношении, что соответствует серьезному характеру модели.



07. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ ГРАФА А. И. ВОРОНЦОВА, не ранее 1765

60 x 47,5
холст масло
ГТГ


Воронцов Артемий Иванович (1748‒1813) – сын генерал-поручика графа Ивана Илларионовича Воронцова от брака с Марией Артемьевной Волынской. Племянник канцлера М. И. Воронцова, внук кабинет-министра А. П. Волынского, двоюродный брат Е. Р. Дашковой. В семь лет записан капралом в лейб-гвардии Конный полк. Вероятно, учился в Московском университете. С 1765 по 1773 год служил в Конногвардейском полку: в 1773 году пожалован в камер-юнкеры, но оставлен в полку. Осенью того же года вышел в отставку и продолжил службу на гражданском поприще. Является дальним родственником и крестным отцом А. С. Пушкина.

Персонаж изображен в форме офицера Конной гвардии, что позволяет датировать портрет не ранее 1765 года. Лицо молодого человека ярко освещено, все остальное затемнено, создавая так называемое сфумато – мягкую светотень. Она придает образу некую таинственность и загадочность. Фактура портрета создана органично, мастерски, легкой и быстрой кистью художника. Исключительная динамичность кисти – особенность манеры Рокотова, делающая его не похожим ни на кого из современников. Эта динамика придает живописной поверхности особую светоносность. Взгляд молодого человека полон теплоты и искренности и отвечает стремлению художника к созданию положительного образа современника



08. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ ГРАФИНИ Д. И. УВАРОВОЙ

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1770-Х
73 x 57,5
холст масло
ГТГ


Уварова Дарья Ивановна (годы ее жизни до сих пор не установлены) -- дочь генерал-интенданта Ивана Гавриловича Головина и княжны Голицыной. Поэт Ю. А. Нелединский-Мелецкий, часто бывавший в доме Головиных, посвящал свои песни и романсы Дарье Ивановне и ее подруге М. А. Кошелевой. В 1785 году Дарья Ивановна стала второй супругой графа Семена Федоровича Уварова, флигель-адъютанта Екатерины II и вице-полковника лейб-гренадерского полка. Имела двух сыновей: Сергея и Федора. Старший Сергей Семенович (1786–1855) прославился в качестве министра народного просвещения, президента Петербургской Академии наук и члена Государственного Совета. Младший Федор Семенович (1787–1845) известен как генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, крестный отец И. С. Тургенева. Внук Алексей Сергеевич (1824–1884) в будущем стал известнейшим археологом, председателем Московского археологического общества, создателем исторического музея в Москве.

Портрет графини Д. И. Уваровой принадлежит к полупарадному типу. Для него характерны достаточно крупный размер, поясное изображение и репрезентативная подача образа. На полотне представлена молодая красивая женщина в нарядном туалете. Это открытое платье, отделанное на рукавах и декольте кружевом, рюшами и бантом. Наряд дополнен высокой прической с ниспадающими локонами, которая украшена атласной лентой в цвет платья.

Овал придает портрету особую гармонию и ритмически согласован с отдельными линиями силуэта: рисунком прически, вырезом платья, округлостью плеч. Фигура повернута влево, голова, напротив, вправо, выявляя динамику. Свет падает на модель сбоку, освещая фигуру и лицо. Правая часть лица погружена в тень, придавая образу оттенок загадочности.
Портрет необычайно красив по цвету. Платье буквально соткано из тончайших оттенков бирюзового с голубым. Оно перекликается с тонами ленты в волосах. Цветовая маэстрия и свободная раскованная живопись выражают суть искусства рококо с его изысканностью колорита, игривостью модели и прихотливостью костюма. Все это создает легкий изящный женский образ с юным лицом и большими карими глазами. Дарья Ивановна изображена на портрете еще до замужества, она полна светлых надежд и ожиданий.



09. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ А. С. ТУЛИНОВОЙ, конец 1770-x

59,3 x 46
холст масло
ГТГ


Анна Семеновна Тулинова (1760? – не ранее 1810) – дочь московского купца С. Г. Журавлева, имевшего свой дом в Большой Садовой слободе. Вероятно, в начале 1780-х она вышла замуж за капитана И. И. Тулинова, потомственного владельца суконной фабрики в Воронеже. В этом городе семья поселилась в 1790 году, после выхода супруга в отставку. Сведения о Тулиновых приводит их дальний родственник Ф. Ф. Вигель. Об А. С. Тулиновой он писал: «Редко случалось встречать столько кротости и добродушия, вместе с умом и пристойностью, как в теще брата моего, Анне Семеновне».

Одухотворенный образ молодой женщины покоряет обаянием, женственностью и грацией. Рокотов создает любимый им тип портрета – камерный, интимный, для которого характерны небольшой размер и поясное изображение. Произведение подчинено стилистике рококо с присущим ему стремлением к миниатюрности масштаба, тонкости колорита и прихотливости наряда женской модели.

Портрет отличают определенность формы, цветовая гамма и мягкая светотень. В колорите главенствует изысканный бирюзовый тон платья, который перекликается с золотисто-оливковыми оттенками лица и фона. Затейливый костюм Тулиновой, одетой в атласное платье с пышным бантом на лифе, скорее соответствует моде середины ХVIII века. Шею украшает тонкая лента с бантиком из ткани, соответствующая по цвету ее наряду. Плечи окутаны прозрачной газовой накидкой с капюшоном и розовыми лентами. Невысокую прическу венчает бирюзовый эгрет и цветок ландыша. Дополняют образ модели круглые блестящие серьги с драгоценными камнями. Произведению свойственны богатство цветовых оттенков и раскованная легкость живописи. Облик героини окутан легкой дымкой загадочности.



10. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО В ТРЕУГОЛКЕ, начало 1770-x

60 x 48
холст масло
ГТГ


Среди камерных портретов Ф. С. Рокотова особое место занимает «Портрет неизвестного в треуголке», пленяющий теплотой и мягкостью образа. Произведение написано с необычайной свободой и живописным блеском в традициях стиля рококо. Юношеское лицо с живыми глазами, нежным розовым румянцем озарено ласковой улыбкой. Персонаж облачен в черный прозрачный плащ (домино) с капюшоном и треуголку со сверкающим эгретом. Легкость и свобода живописи, богатство оттенков, переходы и движение цвета создают живую красочную поверхность, придавая в целом трепетную жизненность всему облику молодого человека. В нем есть что-то манящее, обаятельное и затаенное. В этом портрете захватывает та поэтическая одухотворенность, то претворение конкретного человека в поэтический образ, которое свойственно всему творчеству Рокотова.

В ходе изучения портрета было проведено рентгенографическое исследование, которое позволило раскрыть тайну создания портрета. Рентгенограмма показала, что «Портрет неизвестного в треуголке» написан поверх изображения молодой женщины. На портрете полностью сохранилось ее лицо. Изменения коснулись лишь позы и костюма. Если раньше фигура была дана в фас, то теперь поворот ее стал в три четверти влево. Пышную прическу прикрыла треуголка с эгретом, а платье с глубоким вырезом, украшенное кружевом и бантом, – маскарадное домино. Исчезли украшения: кружевная горжетка и грушевидные жемчужные серьги.

Согласно предположению И. М. Сахаровой, на портрете изображена первая жена Струйского – Олимпиада Сергеевна Балбекова (1749–1769) в маскарадном костюме. Рокотов не успел закончить портрет из-за ее преждевременной смерти. В связи с этим художник переписал портрет, представив модель в черном одеянии. Внешне скромный и простой, портрет постепенно раскрывается в своем поэтическом воплощении юности и женственности.



11. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ В. И. МАЙКОВА 1775

60 x 47,9
холст масло
ГТГ


Создание портрета Василия Ивановича Майкова (1728‒1778), поэта, драматурга, переводчика, вполне закономерно для Рокотова. Друг А. П. Сумарокова, последователь М. В. Ломоносова, Майков снискал известность сатирическими поэмами «Игрок ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).

В портрете художник создал выразительный облик барина, сибарита и поэта, отмечен его умный, ироничный взгляд с прищуром. Красные отвороты с золотым шитьем и пуговицы на зеленом мундире, белый шейный платок и кружевное жабо композиционно уравновешивают откинутую назад голову. Индивидуальная характеристика Майкова начинается с передачи неповторимых черт физического облика. Рокотов стремится к объемности форм, к передаче пластики человеческого лица: округлых щек, румяных сочных губ, подернутых дымкой глаз. Значительная доля обаяния Майкова заключена в жизненности, пластичности образа. Насмешливость, жизнелюбие и доброта сквозят в этом – почти собирательном – облике просвещенного вельможи ХVIII века.

Большую роль здесь играет освещение. Все пространство холста словно залито теплым золотистым светом, который смягчает тональные и цветовые контрасты. Портрет отличает особая раскованность письма, живописная маэстрия. Благодаря живой манере живописи фактура воспринимается подвижной и трепетной. Все средства художественной выразительности подчинены стилистике рококо: хрупкость и воздушность колорита, интимизация образа.

tretyakov.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рокотов, Фёдор Степанович (Rokotov, Fyodor; ок. 1735-1808) в Третьяковке (часть 2) | Lastochkina - Дневник Lastochkina | Лента друзей Lastochkina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»