• Авторизация


Ульянов, Николай Павлович (1875—1949) 04-04-2024 02:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Ульянов, Николай Павлович (1875—1949). ГТГ





01. Ульянов Николай (1875-1949)
ПОРТРЕТ А. Н. БУРЫШКИНОЙ, 1910-e

103 x 84,4
холст масло
ГТГ

П. П. Муратов, друг и биограф Н. П. Ульянова, писал, что после смерти В. А. Серова художник «отчасти как бы унаследовал роль московского портретиста. <…> Заказы были особенно многочисленны в годы 1912–1916…». Именно в этот период Ульянов выполнил портрет Анны Николаевны Бурышкиной, жены крупного московского фабриканта П. А. Бурышкина. Возможно, на замысле портрета, акцентирующего внимание на внешней привлекательности модели, сказался многолетний, часто горький опыт работы художника с заказчиками, о чем он писал в мемуарах.


По мнению Муратова, в заказных портретах Ульянова занимала «лишь театральная их сторона… персонажи, изображенные им, существовали индивидуально для него лишь постольку, поскольку индивидуальна их роль на подмостках жизненного театра». Так, в портрете Бурышкиной художник умело выбрал «мизансцену»: элегантная светская дама сидит в чуть жеманной позе на фоне гобелена или декоративного панно, играющего роль театрального задника и активно участвующего в создании картинного образа. Мягкие округлые контуры женщины с кувшином, изображенной на панно, подчеркнули остроту очертаний фигуры модели. Приглушенные цвета фона продиктовали колористическое решение, построенное на трансформированной классической трехцветке: красный, серо-голубой, охра.

В создании стилевого единства «спектакля одного актера» немаловажную роль сыграл выбор костюма модели, в котором Ульянов видел отражение вкусов эпохи, когда «самая нарядная женщина несет что-то враждебное серьезной живописи». В 1910-е годы художник научился справляться с такой «враждебностью» и успешно обыгрывал новые тенденции в европейской моде. Красное платье Бурышкиной, скорее всего, было приобретено в Париже в модном салоне П. Пуаре, где одевались французские аристократки и актрисы, российская знать от великих княгинь до жен российских фабрикантов. Его подчеркнуто простой покрой помог художнику акцентировать угловатость контуров фигуры модели, а белые манжеты привлекли внимание к тонким ломким пальцам.



02. Ульянов Николай (1875-1949)
ПОРТРЕТ ПОЭТА КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА БАЛЬМОНТА 1909

72 x 51,5
холст масло
ГТГ


Н. П. Ульянов познакомился с К. Д. Бальмонтом на вторниках Литературно-художественного кружка в начале 1900-х годов. Тогда же он выполнил портрет поэта, изобразив его на черном фоне, где за вполне конкретным обликом современника выявил лик Поэта, причастного Вечности. В конце 1900-х художник «захотел красок и расширения свой палитры. К линейным ритмам… стал искать ритм цвета — равновесие двух живописных начал». Он вернулся к портрету Бальмонта, но качественно переработал концепцию образа. Формульное звучание обрели наблюдения за взаимодействием цветов. Голубые тени подчеркивают «конструкцию» головы, а в сочетании с желтоватыми «светáми» и ярко рыжими волосами они придают лицу зеленоватый оттенок — этот цвет, «не употреблявшийся в портретах, очень заинтересовал» художника. Сложно разработанный колорит фона, основанный на вибрациях красных и желтых охр, выявляет звучность сине-стального цвета сюртука. Но изменилось не только колористическое решение, трансформировалась и трактовка личности портретируемого. Сохранив позу поэта с контрапостным разворотом плеч и головы, Ульянов привнес в нее ощущение внутреннего беспокойства, подчеркнул напряженность взгляда Бальмонта, направленного как бы над головами зрителей. Думается, в этот момент у художника прежнее восхищение личностью поэта сменилось легким скепсисом. Он увидел в его манере держаться хорошо отработанную позу и продемонстрировал ее публике, изобразив, по собственному признанию, «ту же влюбленность в себя», которые отмечали другие современники поэта. Н. А. Кастальская, танцовщица-босоножка, близко знакомая с Ульяновым и Бальмонтом, подчеркивала в воспоминаниях, что в портрете «острая угловатость силуэта характеризовала позировку поэта».

Портрет впервые предстал на суд публики на выставке «Золотое руно» в 1909 году и заслужил похвалы критиков. П. П. Муратов написал: «Г. Ульянов — художник, владеющий очень острым, твердым и стойким рисунком, а в колористических задачах тяготеющий скорее к классическим отношениям. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его портрет К. Д. Бальмонта». Однако этот вариант портрета стал причиной охлаждения отношений между художником и поэтом, который, по воспоминаниям Ульянова «усмотрел в [нем] насмешку, считая себя неотразимо красивым».



03. Ульянов Николай (1875-1949)
ПОРТРЕТ З. Н. ЯКУНЧИКОВОЙ

КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА
64 x 50,1
бумага на картоне
прессованный уголь
ГТГ


По мнению биографа художника, П. П. Муратова в камерных графических портретах Ульянов сумел показать, что «в современном человеке нет ничего, что не могло быть передано “малыми средствами”», и в качестве примера наиболее удачных работ писатель называл портрет З. Н. Якунчиковой, личности незаурядной, связанной родственными связями с образованным московским купечеством. Урожденная Мамонтова, Зинаида Николаевна (1843–1919) была родной сестрой Веры Николаевны Третьяковой, жены П. М. Третьякова, и двоюродной сестрой Саввы Ивановича Мамонтова. Ее дочь, М. В. Якунчикова-Вебер, стала известной художницей. Одаренная пианистка, Якунчикова брала уроки у А. Н. Скрябина. Зинаида Николаевна была попечительницей различных благотворительных обществ.

Ульянов работал над портретом, когда его модель была немолода. Она позировала, сидя на диване, в строгом костюме, прикрыв волосы темным чепчиком. В работе художник обычно руководствовался убеждением, что «портрет создается не только во имя того или другого лица, сидящего перед художником, но главным образом во имя той общн[ости], во власти которой находится художник и его модель». Скорее всего, такая внутренняя близость не сразу сложилась между Ульяновым и Якунчиковой. На натурных зарисовках, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства, он изобразил старую даму, чей облик вызывает в памяти графиню из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. В окончательном варианте портрета родился совсем иной образ. Художник смягчил черты лица, оживил его легкой полуулыбкой. Он оперирует линией, но делает это очень ненавязчиво. Изгиб спинки дивана лишь намекает на интерьер. Контуры фигуры смягчены легкой растушевкой. Особенно деликатно художник моделирует лицо, не скрывая, но и не акцентируя возраст Якунчиковой. Все эти средства направлены на то, чтобы подчеркнуть внутреннюю значительность модели.



04. Ульянов Николай (1875-1949)
ЖЕНЩИНЫ В КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ 1923

42,6 x 55,2
бумага
уголь, графитный карандаш


Рисунок относится к циклу «Воображаемые портреты». Автор поставил перед собой необычную задачу: оживить изображенных на портретах персонажей или представить на их фоне живых женщин. Понять, какой им избран вариант, непросто. Присутствующие в галерее дамы изображены в костюмах прежних эпох, как будто сошли с висящих на стенах портретов. Но живое, непринужденное выражение их лиц, свободная поза центральной фигуры с челкой на лбу заставляют думать о современности. Скорее всего, одев своих героинь в исторические костюмы, художник захотел сопоставить эпохи. Его занимала и задача сравнения неподвижных портретов и живых людей.

Ульянов строит сложную композицию. Он убедительно показывает зрителю это различие. В лицах на переднем плане подчеркнуты индивидуальные черты и разное выражение. Дамы в портретах на стене тоже различаются характерами. Но их роднит общая сдержанная замкнутость. Они горды и неприступны.

У живых женщин художник выделяет углем глаза, улыбку на лице левой красавицы, чуть недовольное выражение у некрасивой героини, сидящей в кресле в центре. Наиболее нейтрально и ближе к тем, что на портретах, изображена женщина справа. Но и в ней присутствует нечто своеобразное. Возникает ощущение, что она хочет уподобиться дамам, изображенным на портретах, и позирует перед нами.




05. Ульянов Николай (1875-1949)
В МАСТЕРСКОЙ В. А. СЕРОВА. ОКНО, 1900

74,3 x 57,5
холст масло
ГТГ


Вспоминая время занятий в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Н.П. Ульянов писал, что в начале 1890-х годов для него, как и для его соучеников «Серов становится… одним из самых интересных художников, более близким… по возрасту и живописным задачам». И потому его появление в качестве преподавателя многие восприняли как осуществление мечты и как импульс для углубленных поисков собственного пути в искусстве.

От этого периода творческих исканий сохранилось мало произведений Ульянова, и среди них особое место занимает небольшая картина «В мастерской Серова. Окно». В ней можно усмотреть признаки влияния наставника, а также отражение тенденций в современном европейском искусстве. Композиция картины строится по диагонали, создавая впечатление случайно увиденной ситуации, отсылая к ключевым принципом импрессионизма. Сдержанная серебристая гамма, смакование «вкусного мазка», которые характерны для пластического языка произведения, шли отчасти от Серова, отчасти от К. А. Коровина, «первого гурмана живописи», вывезшего, по наблюдению И. Э. Грабаря, эти «приемы из Парижа и заразившего вскоре всех своих московских друзей». Сам Ульянов относил работу к периоду экспериментов с колоритом, который он определил как «светлый монохром». Такое направление поисков шло вразрез с требованием времени, «когда многоцветная палитра сделалась обязательной для всех молодых художников».



06. Н .П. УЛЬЯНОВ
Художник Н. Н. Ге за работой. 1895

Картон, масло
50.2 x 38,5
ГТГ


По воспоминаниям современников, Николай Ге был не только талантливым живописцем, но харизматичным оратором, мудрым и глубоким мыслителем.

Художник Николай Ульянов вспоминал о своей первой встрече с Ге, произошедшей зимой 1893 года: «Вдруг хлопнула дверь — бросились в переднюю. Он, Николай Николаевич, в огромной шубе, занесенный снегом! <...>

Так как стульев у нас во всей квартире было всего штук пять, то, разумеется, завладеть ими пришлось очень немногим, остальные же разместились на чем ни попало, на корзинах, художественных ящиках, а то и просто на полу, по-турецки, поджав под себя ноги.

Николай Николаевич медленно дул на блюдечко, добродушно обозревая вокруг себя густой амфитеатр пиджаков, блуз, рубашек. <...>
Постепенно речь его становилась все более живой и увлекательной. Прошел час, два — все сидели неподвижно, сосредоточенные. Вначале ему еще задавали вопросы, теперь же — никто. Оно и понятно! Николай Николаевич говорил слишком ясно, чтобы переспрашивать, слишком художественно, чтобы перебивать его.

Эта своеобразная одухотворенная речь очаровала нас. Мы не привыкли к такому языку, чересчур рельефному, полному остроумия и силы. <...>

Бакан вскользь напомнил ему: – Ведь вы же профессор… Ге сделал недовольное движение: — Ах, оставьте, пожалуйста. И какой я профессор. Я просто Николай Николаевич. <...> Самый лучший наставник — это галереи. Ходите чаще, смотрите — и больше ничего…». отсюда



07. Ульянов Николай (1875-1949)
НЕАПОЛЬ 1912

39,2 x 41,4
бумага акварель
ГТГ


В начале 1912 года Н. П. Ульянов получил стипендию фонда Поленовых, которая выдавалась молодым художникам на заграничную поездку, и поехал в Италию, мечтая продолжить знакомство со страной и ее культурой, начатое в 1907 году и завершившееся во Флоренции. В Риме в это время находился его друг, писатель П. П. Муратов, который собирал материалы для очередного тома своей знаменитой книги «Образы Италии». На правах старожила он посоветовал художнику после осмотра достопримечательностей Рима отправиться в Неаполь. Осматривая город, Ульянов не следовал практике благовоспитанных европейских туристов, любующихся древностями или прибрежными видами и брезгливо обходящих узкие неаполитанские улочки и тесные дворы, а потому смог понять, что здесь итальянцы живут своей собственной, трудовой, сложной жизнью. Место, где такая жизнь проявляется особенно ярко, ему мог назвать Муратов, утверждавший в своей книге: «Чтобы видеть толпу, действительно переполненную безотчетной, нерассуждающей и суеверной радостью существования, надо пройтись по главной улице Неаполя, знаменитой via Toledo. Ее тесные и грязные тротуары с утра и до позднего вечера запружены народом, умеющим быть счастливым от простого сознания своего бытия».

На улице Толедо или в переулке рядом с ней Ульянов выполнил ряд натурных зарисовок, где запечатлел ряды домов, торговок, сидящих на узком тротуаре, детей, играющих под ногами у прохожих, – и на их основе выполнил акварель, в которой создал обобщенный образ южного города. Яркое солнце выбеливает стены домов, а небо, открывающееся в пролете между ними, кажется особенно синим. Художника завораживает людской «муравейник» на улице, где каждый занят своими привычными делами. Женщины делают покупки, торгуют фруктами, мужчины болтают друг с другом, на каменных плитах тротуара копошатся ребятишки, а над головами прохожих развевается белье подобно флагам во славу повседневности. Несколько чужеродно выглядит в толпе европейский турист в темном костюме и канотье.

Ульянов неоднократно повторял акварель, ее варианты есть и в других музеях, но оставлял неизменным первоначально родившийся образ «уличного шума, особенно звонкого в Неаполе», о котором он написал в очерке «Зовы Античности».



08. Ульянов Николай (1875-1949)
КУСТЫ ЗОЛОТЫХ ШАРОВ ПОД ОКНОМ, 1940-e

62,5 x 77
холст масло
ГТГ


В середине 1940-х годов Ульянов возвратился в Москву после долгого пребывания в эвакуации в Самарканде. Проводя летние месяцы на даче в Подлипках, он заново открывал для себя скромную природу среднерусской полосы: любовался неброской красотой окрестностей поселка, его скромными деревянными домами, окруженными палисадниками, где в июле обильно зацветают кусты неприхотливой рудбекии, известной в народе как «золотой шар». Скорее всего, именно в Подлипках у Ульянова родилась идея посвятить этим цветам произведение, где, по сути, продолжил линию композиций с изображениями кустов рябины, но избрал для воплощения идеи пластическое решение, характерное для поздних натюрмортов. Кусты рудбекии перед открытым окном помогли художнику создать поэтический образ подмосковного лета. Взаимодействие картинных пространств, характерное для ранних произведений Ульянова, потеряло свою остроту, и приоткрытое окно с отодвинутой белой занавеской гостеприимно приглашает заглянуть внутрь. Цветки, задающие определенный ритм желтых пятен, обретают светоносность в соседстве с холодной зеленью листвы и голубыми тенями на стене дома, свидетельствуя, что художник сохранял прежнее стремление к декоративности.



09. Ульянов Николай (1875-1949)
ЛОРИСТОН В СТАВКЕ КУТУЗОВА 1945

163 x 224
холст масло
ГТГ


Н. П. Ульянов начал работать над картиной в 1940 году. Его привлекал образ М. И. Кутузова, созданный Л. Н. Толстым в романе «Война и мир». По замыслу писателя, лучшие черты полководца проявились после Бородинской битвы, когда многим казалось, что для России все потеряно. Войска Наполеона вошли в Москву, и в этот момент Кутузов чуть ли не единственный предвидел неизбежность краха французской армии, а приезд в его ставку маркиза Ж.-А.-Б. Ло де Лористона, отправленного Наполеоном с предложением о мире, воспринял как подтверждение своей правоты.

Из эвакуации в Москву Ульянов вернулся в декабре 1943 года и почти сразу приступил к работе над картиной, завершив ее в конце 1945-го. Композицию, найденную в предвоенные годы, он оставил без изменений. Действие происходит поздним вечером, и это определило колорит картины: теплый полумрак, оживляемый густой синевой неба и вспышками огней солдатских костров за окном. Кутузов, спокойно сидящий перед столом, воплощает уверенность в своей правоте. Лористон на мгновение замер перед тем, как покинуть комнату. Его душевное смятение художник обыграл, прибегнув к языку метафор. Фигура Кутузова свободно вписана в пространство, в то время как низкий потолок избы почти касается головы Лористона, а фон за спиной рассечен прямоугольниками окна и рамы зеркала.
Картина с успехом экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в 1946 году.



10. Ульянов Николай (1875-1949)
АВТОПОРТРЕТ С ПАРИКМАХЕРОМ, 1914-1923

147 x 103,5
холст масло
ГТГ


Н. П. Ульянов написал свой автопортрет перед зеркалом в парикмахерской. На полотне предстает упрямый большелобый человек с зорким взглядом художника, энергично сжатыми руками. Он сидит в напряженной позе, обычно вовсе не свойственной посетителям парикмахерской. В его лице четко обозначены резкие складки на щеках и ямочка на подбородке. Во всем облике передана некоторая суровость, может быть, жесткость.

Характер главного «героя» подчеркнут совсем иной, контрастной подачей второго персонажа. Более крупное изображение парикмахера, расположенного ближе к зеркалу, чем его клиент, написано иначе. В его лице какое-то жалобное выражение. Рука с ножницами едва касается волос. Вся фигура с согнутым торсом и сжатыми плечами представлена менее четко, легко, почти невесомо.

tretyakov.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ульянов, Николай Павлович (1875—1949) | Lastochkina - Дневник Lastochkina | Лента друзей Lastochkina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»